Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сценарий по лекарственным растениям для взрослых. Целительная сила растений час информации, посвящённый Всемирному дню охраны окружающей среды

2 апреля в библиотеке-филиале №1 им. М.Е. Салтыкова-Щедрина провели увлекательную экскурсию по миру лекарственных растений «Я не степью хожу, я хожу по аптеке…» с членами клуба «Вместе». Участникам мероприятия напомнили, что растения – это удивительные и совершенные творения, они хранят в себе много секретов. В самом крохотном растении может таиться великая сила, способная лечить различные человеческие недуги.

«Зеленая фабрика» природы сотни тысяч лет снабжает человечество надежными лечебными средствами. Из известных на земле 50 тысяч видов растений более 12 тысяч составляют лекарственные растения , целебные свойства которых используются в современной медицине.

Библиотекари рассказали о мяте, зверобое, бессмертнике и полыни, о том, где они произрастают, какие обычаи и легенды связаны с этими растениями. О полезных свойствах перечисленных растений рассказал врач-травник (библиотекарь). Создать образ специалиста-медика позволил белый врачебный халат и колпак. Рабочее место врача-травника было оформлено табличкой, справочниками по фитотерапии и букетиками засушенных лекарственных растений.

Чтобы проверить на себе полезные свойства растений, библиотекари заварили два вида растительных чаев: один с мятой, другой – ассорти (календула, шиповник, зверобой). В ходе встречи напитки были предложены всем присутствующим. Все с удовольствием отведали чай, кто с конфеткой, а кто-то и просто так.

Участники экскурсии поделились своими знаниями о пользе некоторых растений. В заключение же мероприятия было сказано, что к вопросу применения лекарственных растений нужно подходить ответственно, после консультации со специалистом. Всем присутствующим в процессе мероприятия раздали закладки с рецептами приготовления лекарственных настоев.

Продолжилась встреча праздничным чаепитием.

Мероприятие прошло на фоне выставки «Зеленая аптека». Для оформления выставки использовались различные лекарственные растения, помещенные в прозрачные пластиковые баночки, на которые были прикреплены названия соответствующего растения, такие как шиповник, календула, тысячелистник и др.

ФОТООТЧЕТ:



















Сценарий внеклассного мероприятия для детей 10-13 лет «Зеленая аптека вокруг нас»

Цель мероприятия: развить познавательные интересы в изучении лекарственных растений Донбасса и использовании их при различных заболеваниях.
Задачи мероприятия: продолжить знакомить учащихся с лекарственными растениями и практическим их применением в народной медицине при различных заболеваниях; воспитывать бережное отношение к ним, привить любовь к природе Донбасса.
Возраст детей 10-13 лет.
Оформление зала: авторские рисунки лекарственных растений детей; аппликации лекарственных растений «Какое растение здесь лишнее», фотографии природы Донбасса, иллюстрации, гербарии.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята! В прошлом году мы познакомились с основными лекарственными растениями Донбасса.
В зарослях лесных, в полях и на лугах,
Где все для сердца мило,
Где чистым воздухом,
Так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах
Целительная сила:
Для всех, умеющих
Их тайну разгадать…
И теперь нам предстоит узнать, как же можно их на практике применять при различных заболеваниях. Ведь не все болезни нужно сразу начинать лечить с использованием таблеток и порошков. Природа нам дала такое огромное количество лекарственных трав. Наверняка, ваши дедушки и бабушки использовали растения при многих заболеваниях. Они лечили ими и бронхит, и простуду, и желудок, и печень и… Можно продолжать этот список и дальше. И эти знания и умения передавались из поколения в поколение. Так появилась наука о лечении растениями и называется она ФИТОТЕРАПИЯ.
Фитотерапия и в русской народной медицине, и в народной медицине всех континентов и времен была и остается основным видом лечения. Растительный мир всегда давал человеку обширный и достаточно большой набор лечебных средств. Фитотерапия имеет многовековую традицию, ведь лечебные свойства растений использовались уже тогда, когда большинство современных препаратов еще и в помине не было. Наши предки с успехом лечили многие заболевания с использованием целебных снадобий, приготовленных на основе лекарственных трав, ягод, плодов. Ведь в лекарственных растениях содержатся витамины, микроэлементы, эфирные масла, неорганические соли и органические кислоты. Эффект от применения правильно подобранных и изготовленных лекарственных растений может быть равным применению общепринятых лекарственных средств. Но преимуществом фитотерапии является то, что она обладает более мягким, щадящим действием, имеет намного меньше противопоказаний и осложнений после приема препаратов химического происхождения.
1-й ученик .Травам нужно поклониться
И навечно в них влюбиться.
Трав лекарственных запас
Сможет помочь вам в трудный час.
2-й учени к. Травы летом вырастают,
Их на зиму запасают.
Коль изъян в здоровье есть,
Нужно азбуку травы прочесть.
3-й ученик . Все лекарственные травы
ЗАСЛУЖИЛИ МНОГО СЛАВЫ.
Трав в природе полно,
Это знают давным давно.
4-й ученик . Человек, и зверь, и птица
Могут травами лечиться.
Чтоб здоровье сохранить,
Нужно с травами дружить.
5-й ученик . Ромашка, мята, подорожник
Помогут раны врачевать,
Но с травами будь ОСТОРОЖЕН!
Во всем ведь надо меру знать!
И сегодня мы проведем с вами мероприятие, посвященное использованию лекарственных растений в народной медицине.
Педагог . Сначала мы проведем с вами небольшую разминку. Для этого мне нужны две команды, которые будут соревноваться в различных конкурсах. Итак, мы начинаем.
Конкурс 1-й . Члены команд по очереди должны назвать как можно больше лекарственных растений Донбасса. Выигрывает та команда, которая назовет больше лекарственных растений. За каждое растение участник получает 1 балл.
Конкурс 2-й . Каждой команде будет роздан набор лекарственных растений и заболевания, при которых растение может быть использовано. Команда должна правильно соединить лекарственное растение и заболевание.
Лекарственные растения:
1. Алтей, мать и мачеха
2. Ромашка и зверобой
3. Рябина и шиповник
4. Валериана, ландыш
5. Пион, пустырник
6. Мох сфагнум, подорожник
7. Крапива
8. Лопух, репейник
9. Васильки, черника
10. Одуванчик, кукуруза (назвать, что именно используется)
Заболевания:
1. Авитаминоз
1. Бронхит
2. Заболевания органов зрения
3. Кровоостанавливающее
4. Успокоительное
5. Заболевания печени
6. Для укрепления роста волос
7. Сердечное
8. Заболевания желудка
9. При ранах, порезах.
Ответ: 3-1; 9-2; 7-3; 1-4; 4-5; 10-6; 8-7; 4-8; 2-9; 6-10.
Конкурс 3-й . Найди лишнее…
Командам будут розданы тесты, в которых написаны заболевания и несколько вариантов лекарственных трав. Члены каждой команды должны за 1 минуту вычеркнуть лишнее растение при этом заболевании. Выигрывает команда, которая за это время безошибочно определила «лишнее» растение.
Вопрос 1 : Сок какого растения не используется при насморке?
а) алоэ;
б) коланхоэ;
в) винограда
Вопрос 2 . Какое растение не используется как сердечное?
а) ландыш;
б) валериана;
в) алтей
Вопрос 3 . Настои каких растений могут быть жаропонижающими и потогонными?
а) липы
б) малины;
В) пустырника
Вопрос 4 . Какое растение используется для удаления бородавок?
а) чистотел;
б) крапива;
в) мята
Вопрос 5 . Какое растение не используется при глазных заболеваниях?
а) василек;
б) череда;
в) черника
За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов.
Конкурс 4. Каждой команде будет роздана «сетка», в которой находятся лекарственные растения Донбасса. За 1 минуту членам команд надо найти эти лекарственные растения, а затем объяснить, как их применять.
«Сетка» команде 1.
А Н Е Б Е Р Е З А П
П А К А Ц И Я Д Н В
В Ф Ф И А Л К А Ц К
В Ш И П О В Н И К Б
Ф П Н К Р А П И В А

«Сетка» команде 2
Р З В Е Р О Б О Й П
О П М Я Т А В О Ш З
Н Л У М Т Е Р Е Д А
И Б У З И Н А Н Т В
Т Р О Б Л Е П И Х А

Конкурс 5-ый . В этой сетке зашифрован автор знаменитых строк: «Лечит болезни врач, но излечивает природа». Команды должны за 1 минуту найти автора этих строк.
Ц а П г о т и к п ф с п т о ь к г к р о а д л т а
(ответ: Гиппократ)
Конкурс 6-й
Каждой команде предлагается разгадать «свой» кроссворд о лекарственных растениях Донбасса.
Кроссворд команде 1 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название «витамиинного» растения.
Вопросы. 1 . У этого растения есть второе имя «сальвия». Название растения происходит от латинского слова «спасать», предохранять. Это растение свето- и теплолюбивое, с фиолетово-синими цветками. Им укрепляют десна при кровоточивости и вообще при заболеваниях горла.
2. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
3. Про лечебные свойства этого растения упоминали еще в средневековых трактатах. Отмечены свойства этого горького на вкус растения «укреплять желудок», снимать в нем боль, при гриппе, гастрите, заболеваниях печени и желчного пузыря. Настоем смазывают пораженные места при порезах и укусах насекомых, использовать при выпадении волос, снимать усталость.
4. На лужайке придорожной был он как солнце золотой. Но оцвел и стал похожим на пушистый белый ком. В жаркий день ковер веселый, его очень любят пчелы, шмель летит издалека до янтарного цветка. А какой вкусный и лечебный из его корней кофе!
5.Это растение начали возделывать еще с XVII века. Его выращивали в царских и монастырских садах. Но самое широкое применение это растение получило, когда к России присоединился Кавказ, Крым, Бессарабия, Средняя Азия. В медицине образовалось целое направление – лечение этим растением: косточками, корнями, ягодами, соком, листьями, даже золой и водой из нее. А сухие ягоды так любит детвора!
6. У этого цветочного и лекарственного растения есть еще одно имя «капуцин» и пришло оно на территорию Европы из стран Южной Америки. Благодаря тому, что оно не прихотливо и не требует особых условий, хорошо прижилось в климатических условиях России и Европы. Отличный медонос. Эфирные масла используют не только в традиционной, но и народной медицине при интенсивном выпадении волос. Входит в состав препаратов, которые используют при лечении ангины, бронхите, а из листьев готовят настойки для лечения почек.
7. Это многолетнее дерево бывает белым и даже «козьим». Растет на берегах рек, ручьев, водоемов, в садах, у дорог. Кора его используется как болеутоляющее, тонизирующее средство, повышает свертываемость крови и даже при укреплении нервной системы и такой болезни, как тахикардии и простудных заболеваниях.
8. Она лучше растений остальных заменяет семерых докторов, врачей и прочих и голову никому не морочит. Витамина А и С в ней больше, чем в яйце. Много витамина К и полезного белка.
(Ответы: 1 – шалфей, 2 – иссоп, 3 – полынь, 4 – одуванчик, 5 – виноград, 6 – настурция, 7 – ива, 8 – крапив а)
Кроссворд команде 2 . Если команда правильно ответит на вопросы кроссворда по горизонтали, можно будет по вертикали прочесть название растения, которое более 2000 лет используется в народной медицине. Чай с этим растением – вкусный ароматный напиток, обладающий целым рядом целебных свойств. Это напиток, который дарит наслаждение и при этом успокаивает нервную систему, «укрепляет и бодрит организм».
Вопросы .
1. С этим растением мы встречаемся каждый день, когда чистим зубы и не только… «Она улучшает аппетит и здоровью не вредит»
2. Она получила свое название за то, что ветви ее сплошь покрыты острыми шипами, как и кожа колючего лесного жителя. А препараты из ее листьев мы применяем при кашле и гриппе как потогонное средство, при заболеваниях печени.
3. Это дерево цветет позже других, но запах такой, что все медоносные пчелы в округе слетаются на этот запах. А цветки помогают вылечить вас от простуды.
4. Это растение еще называют синим зверобоем. Оно обладает уникальными целебными свойствами, которые были известны жителям Древней Греции и Рима. В народной медицине используют при лечении заболеваний дыхательных путей, нарушениях пищеварения, для быстрого заживления ран, отваром листьев полощут полость рта при воспалительных процессах. А хозяйки с успехом используют в кулинарии.
5. Смолу, которую выделяет это колючее дерево, можно использовать для десен и она входит в состав лечебного лесного бальзама.
6. По французски ее называют Lilas, что в переводе означает «лиловый». В странах Западной Европы и Америки название растения связывают с окраской его цветков. В переводе с персидского – это просто» цветок», а в Иране и Турции она имеет название «лисий хвост» из-за формы соцветия. В России ее выращивали и в старинных помещичьих усадьбах, и в парках. Но это не только красивое растение, но еще и целебное, а в Донецке каких только сортов ее нет!
7. Это целебное растение пришло к нам из Южной Африки. Мякоть листа заживляет порезы и ранки, лечит ожоги. А соком хорошо лечить насморк, если его закапать в нос.
(Ответы: 1 – мята, 2 – ежевика, 3 – липа, 4 – иссоп, 5 – сосна, 6 – сирень, 7 –алоэ)

Педагог . А пока наши «интеллектуалы» разгадывают кроссворды, я с вами проведу «блиц-турнир» и узнаю, насколько вы знаете правила сбора и заготовки лекарственных растений. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл, который пополнит копилку той или другой команды. Начинаем наш «Блиц-турнир».
Вопросы .
1. Что относят к лекарственному сырью?
2. Что является источником для сбора лекарственных растений?
3. Можно ли собирать лекарственные растения вблизи дорог?
4. Что нужно учитывать при сборе лекарственных растений?
5. Можно ли собирать лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу?
6. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
7. Можно ли собирать завядшие цветки, цветки пораженные болезнями и вредителями?
8. В какое время суток надо собирать лекарственные растения?
9. В какую погоду заготавливают надземные части растений?
10. Когда нужно собирать лепестки эфиромасличной розы и других аналогичных растений, чтобы не улетучились масла?
11. Когда нужно собирать кору и с каких деревьев?
12. В какой период развития растений собирают лекарственные травы?
13. Каким способом вы соберете траву зверобоя, череды, пустырника, полыни?
14. В какое время года собирают корни, корневища, клубни и каким способом?
15. В какое время года собирают почки деревьев?
16. Как нужно сушить лекарственные травы?
17. При какой температуре нужно сушить лекарственное сырье с высоким содержанием витамина С?
18. Как определить, высушены лекарственные растения или нет?
19. Можно ли выдергивать растения с корнями?
20. Как надо собирать ягоды и в какое время суток?

Педагог . Итак. Блиц-турнир закончился и вы показали хорошие знания по лекарственным растениям и внесли свой вклад в копилку каждой команды. А теперь мы можем подвести итоги мероприятия, о которых нам расскажет жюри.
Член жюри . Ребята! Подводя итоги, можно отметить, что Вы показали свои знания по лекарственным растениям и фитотерапии. А по сумме баллов у нас нет победителя – обе команды набрали максимальное количество баллов и поэтому ПОБЕДИЛА ДРУЖБА!
Педагог . А сейчас мы пойдем на «чаепитие» с лекарственными травами, посвященный дружбе и нашим «интеллектуалам».

Внеклассное мероприятие

«Зелёная аптека»

Цель:

    знакомство с различными лекарственными растениями, применением;

Образовательные задачи:

    закрепление в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии, социально-бытовой ориентировки;

    вовлечение в словарный запас новых слов и выражений;

    развитие коммуникативных навыков;

    осуществление межпредметных связей.

Коррекционные задачи:

    развитие памяти, внимания;

    развитие образного мышления;

    развитие творческого воображения;

    развитие восприятия;

    повышение самооценки, снижение тревожности.

Воспитательные задачи:

    воспитание любви и уважения к изучаемым предметам;

    развитие творческих способностей учащихся;

    самореализация личности подростка в коллективе через внеклассную деятельность.

Ход мероприятия (слайд № 1)

Ведущий: “Зеленая аптека” многие столетия была главным поставщиком лекарств. Сегодня мы поговорим об этих растениях. Я приглашаю вас принять участие в игре «Зелёная аптека». Но для этого нам нужно выбрать игроков.

Представляю наши команды: команда – «ФАРМАЦЕВТЫ» и команда – «ТРАВНИКИ»

Для того чтобы начать наше мероприятие мне хотелось представить наше многоуважаемое жюри. (представление жюри) Наше жюри будет оценивать участников по пятибалльной системе.

Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Итак, начнём!

(слайд № 2)

Ведущий: Лес - не только для забавы,

Он - богатство всей страны.

Все деревья в нем и травы

Нам на пользу взращены.

Лес, как сказочное царство,

Там кругом одни лекарства,

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура и таблетки.

Ну, а чем и как лечить,

Я могу вас научить.

(слайд № 3)

Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Мята, пижма, зверобой

Конкурс 1. « Загадочный цветок » (слайд № 4)

Ведущий: (слайд № 5) По 2 человека от каждой команды получают конверт с разрезанным на части цветком. Нужно собрать цветок. Кто быстрее? За правильно собранный цветок и быстроту команда получает 5 баллов.

Болельщикам предлагается подумать (по щелчку) - об этом растении сочинили такую загадку: “ Название какого цветка состоит из частицы, предлога и названия сторожевого помещения?”

По окончании выполнения задания – проверка.


Незабудка

(слайд № 6) В народной медицине отвары и настои этого растения рекомендовали при легочных заболеваниях, кашле, кожных сыпях.

Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.


Конкурс 2. « Что сначала, что потом? »

(слайд № 7)

Ведущий: (слайд № 8) По 2 человека от каждой команды получают конверт с карточками. В течение двух минут вам необходимо разложить карточки в правильной последовательности. За временем будет следить один из членов жюри. За задание можно заработать 3 балла.

(слайд № 9)

Проверка задания (по щелчку) Правильная последовательность картинок: 1,2,3,4.

Мать – и - мачеха

(слайд № 10)

В народной медицине мать-и-мачеху применяют при кашле, болезнях печени, ангине, простудных заболеваниях (насморке), туберкулезе легких.


Одуванчик

(слайд № 11) .

Листья и корни одуванчика употребляют при болезнях печени, желчного пузыря, желтухе, гастрите, запорах.

Отвар корней одуванчика тонизирует организм, улучшает обмен веществ при кожных болезнях. Одуванчик обыкновенный обладает жаропонижающим, потогонным, противоглистным свойствами. Настойка из листьев одуванчика снимает интоксикацию, вызванную укусами змей.

Конкурс 3. « Шиворот - навыворот » (слайд № 12)

Ведущий: (слайд № 13) По 2 человека от каждой команды получают конверт. В этом конверте вы получите загадку и буквы. Вам необходимо из букв составить ответ на загадку. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее! За правильно составленное слово команда получает максимально 3 балла.

(слайд № 14) ЛАИАМН – Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

По окончании задания (по щелчку) – проверка.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Малина

(слайд № 15)

Приготавливают коррегирующий сироп, улучшающий вкус детских лекарств. Ягоды в виде настоя применяются как потогонное и мягчительное средство, входят в состав потогонных сборов.

Земляника

(
слайд № 16)

Чай из высушенных листьев земляники при болезнях селезенки, гастрите, бронхиальной астме, неврастении и бессоннице, для улучшения аппетита и пищеварения. Настои листьев и вкусных плодов эффективны при авитаминозах, атеросклерозе, маточных кровотечениях, оказывают мочегонное и противовоспалительное действие.


Конкурс 4. «Лабиринт из лекарственных

растений » (слайд № 17)

Ведущий: (слайд № 18) На стол каждой команде выдается по карточке с лабиринтом. Каждый участник проходит один этап лабиринта и передает карточку следующему игроку.

Нужно как можно быстрее его пройти. Необходимо номер загадки проставить рядом с соответствующим цветком. За правильно пройденный лабиринт и быстроту команда получает 3 балла.

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.

Ромашка

( слайд № 19)

Настоем ромашки промывают раны, делают примочки, полощут рот и горло при ангинах, ларингитах.

Василёк

(слайд № 20)

Лекарственные препараты из василька синего применяют при заболевании почек, мочевого пузыря .

Конкурс 5. « Загадки» (слайд № 21)

Ведущий: (по щелчку) Будьте внимательнее, сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 22)
1. Очень полезны те ягоды, детки,

И для желудка, уж вы мне поверьте,

Да и для глаз не мешают они,

В меню космонавтов они включены. (по щелчку) (Черника)

(слайд № 23)

2. Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает. (по щелчку) (Календула.)
(слайд № 24)
3. «Кошачья травка» -
Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (по щелчку) (Валерьяна)
(слайд № 25)
4. Путник часто ранит ногу
Вот и лекарь у дороги.(по щелчку) (Подорожник.)

(слайд № 26)

5. Травка та растёт на склонах
И на холмиках зелёных,
Запах крепок и душист,
А её зелёный лист
Нам идёт на чай.
Что за травка, отвечай! (по щелчку) (Душица)

(слайд № 27)

6. Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица.
Что это за диво?
Это же ….. (по щелчку) (Крапива)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.


Душица

(слайд № 28)

Траву назначают для повышения аппетита, улучшения пищеварения, при бронхитах, для полоскания горла при лечении ангин, хронических тонзиллитов.

Подорожник

(слайд № 29)

Конкурс 6. « Стоп – кадр» (слайд № 30)

Ведущий: (по щелчку ) Узнайте лекарственное растение по его фотографии. Команды будут отвечать по очереди. За каждое правильно названное растение команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

    Липа. (слайд № 31)

    Клен. (слайд № 32)

    Дуб. (слайд № 33)

    Ольха. (слайд № 34)

    Сосна. (слайд № 35)

    Береза. (слайд № 36)

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки.


Сосна

(слайд № 37)

Настой сосновой хвои применяют как отхаркивающее и желчегонное средство, используют для снятия болей при заболеваниях суставов.


Берёза

(слайд № 38)

Настой из листьев березы пьют при отеках, болезнях почек, малокровии, как мочегонное и потогонное средство.

Конкурс 7. « Ребусы» (слайд № 39)

Ведущий: (по щелчку) Разгадайте ребусы.

Команды будут отвечать по очереди.

За каждое правильно названное растение команда получает 5 баллов.

Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

(слайд № 40)


(по щелчку) КАЛАНХОЕ

(слайд № 41)


(по щелчку ) ЗОЛОТОЙ УС

(слайд № 42)


(по щелчку) САНСЕВЬЕРА

(слайд № 43)


(по щелчку) АЛОЕ

(слайд № 44)

Ведущий: В настоящее время насчитывается около 600 видов растений, используемых в медицине.

Сегодня мы вспомнили давно известные нам растения.

Хочется надеяться, что полученные в ходе игры знания о лекарственных свойствах растений вы сможете успешно применять в различных жизненных ситуациях.

(слайд № 45)

Спасибо за внимание!

Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется победитель.

Внеклассное мероприятие по биологии «Целебные растения» проводится в школе с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в отношениях с природой, воспитание у детей здорового образа жизни.

Предварительная подготовка.

Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию.

Ход мероприятия

Когда на сердце не спокойно станет,
Когда не в силах совладать собой,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой.
А.К. Целье.

Ведущий 1: Дорогие ребята! Сегодня на нашем вечере вы познакомитесь с удивительными растениями, которые помогают людям в лечении болезней и в поддержке здоровья.

Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Высокие темпы сегодняшней жизни, напряженность трудового процесса, стрессы самого разного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования ко всем органам человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую помощь могут оказать различные растительные средства.

Ведущий 2: Специалистам умственного труда, всем, кто работает с людьми, необходимы положительные психологические воздействия, например, вечерние прогулки в парк, сквер, где мирный шум деревьев успокаивает, ободряет. Ароматы некоторых трав – чабреца, мяты, душистой герани, хвои, лаванды, шалфея… успокаивают нервное возбуждение. Из этих растений готовят настои и опрыскивают ими помещения для сна. Хорошо снимают стресс ванны с хмелем, душистой календулой, чередой, валерьяной и их смесями.

Ведущий 1: Внутрь эти растения (нервно-успокаивающие) желательно принимать в виде чая, напитков, соков и лучше – во второй половине дня, на ночь. Чувствительность к растительным средствам индивидуальна, поэтому каждый человек подбирает растения для себя лично. Через 1,5 месяца растения меняют, т.к. организм может к ним привыкнуть.

Для стимуляции пониженного аппетита используют растения с горьким вкусом за 20-40 минут до еды. Это настойки горькой полыни, одуванчика, тысячелистника, а также лук, чеснок, черемша…

Ведущий 2: Зеленый мир нашей планеты всегда был близок человеку. Мудрость любящих природу людей создала бессмертные памятники не только научного, но и литературного творчества. Стихи о травах слагали даже медики. В ХII веке, например, была написана поэма « О свойствах трав». Её автор – врач и фармацевт Ода, живший во Франции. В поэме упоминается 77 лекарственных растений, сказано, как и где они растут, чем полезны.

Так о пользе всем известной ромашки написано:

Много похвал уделяет антемии, то есть ромашке мудрый Асклепий…

…превосходно от печени лечит страдания,
прочь ты изгонишь озноб, а нередко и всю лихорадку…

И это не единственная поэма о целительных травах, написанная в древности.

Известен «Салернский кодекс здоровья», составленный знаменитым врачом Арнальдо де Вилланова (ХIV век):

Розы добавишь цветков – и утихнут любовные боли,
Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляют,
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.
Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм…
Роза, вербена, укроп, хемедонея, также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зрение острее.

Ведущий 1: В душе каждого человека живет любовь к своему родному краю. Мы должны знать и помнить, что живые растения – безопасность человека, а их гибель – это его гибель. И сегодня мы попробуем узнать что-то новое о жизни матушки природы.

Ведущий 2: Мир цветов удивителен. У каждого цветка есть свой характер, свое назначение, своя тайна, тайна красоты… О многих цветах сложены легенды и предания. Вот одна из них.

Роза, по преданию греков, родилась вместе с Афродитой – богиней красоты и любви – из морской пены и поначалу была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шип, стала алой.

Любовь римлян к розам была столь велика, что под плантации для них стали использовать те земли, что прежде занимали злаки. В стихах поэта Марциала даже есть строка: «Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз».

Римский император Нерон заплатил однажды бочку золота за розы, привезенные зимой из Александрии. Розы ставили в чаши на пиршествах. Желая поразить гостей, осыпали их розами. Венком из роз украшали невесту, лепестками осыпали брачное ложе. Розы бросали к ногам воинов-победителей.

Родиной розы считают Персию. В древности эту страну называли Гюлистан – страной роз («Гюль» означает «роза»).

Самые благоухающие розы выращивали фракийцы, жившие в Казанлыкской долине (Болгария). Из них получали розовое масло. В наших садах и парках розы стали разводить при Петре I.

Ведущий 1: Приглашаем учащихся 6а класса. Они нам расскажут о полезных свойствах розы и чая.

Ведущий 1: Благодарим за полезную информацию. Жюри оценивает выступление.

Ведущий 2: В чайном листе обнаружено до 130 химических соединений, причем многие из них обладают лекарственными свойствами. Особенно богаты целебными веществами молодые листья: в трех верхних листочках сосредоточена четверть всех биологически активных веществ чайного куста. Кофеин, содержание которого в высших сортах чая достигает 4%, обладает тонизирующим действием.

Ведущий 1: Что вы знаете о чае?

Викторина для зрителей.

  1. Кто открыл чай? (Говорят, что козы наелись чайных листьев с вечнозеленого куста и стали вести себя странно, заметно живее, чем обычно.)
  2. Чем полезен чай для человеческого организма? (Восстанавливает силы, успокаивает сердце, снижает кровяное давление, предохраняет от простуды (содержит витамин С).)
  3. В какой стране сегодня больше всего пьют чай? (Рекордсмены по чаепитию – англичане. Мужчины пьют больше женщин. В год на одного человека – 1800 чашек. И еще Ирландия.)
  4. Когда чай стал известен в России? (В 1638г царский стольник В. Тюменец, будучи послом в Монголии, впервые попробовал питьё, которое ему понравилось, и Алтын-хан послал в подарок русскому царю Михаилу Федоровичу несколько судов чая.)
    Долгое время этот напиток у нас считался редким и был принадлежностью знати. Но постепенно чаепитие стало настолько популярным, что превратилось в национальный обычай. И именно у нас, в России, был изобретен самовар.
  5. Объясните выражение «Чайком побаловаться». (Крестьяне пили чай лишь в особых случаях: слишком он был дорог для них.)

Ведущий 1: Для выступления приглашаем учащихся 6б класса. Они нам тоже подготовили информацию о целебных растениях. А какую – попробуйте угадать!

Вопросы к зрителям:

  1. Научное название этого цветка – «римская трава». А ещё его называют поповник, ворожба, пупавки, солнешник.
  2. Какой цветок называют цветком влюбленных?
  3. До чего же цветок пригож, он на солнышко похож! (Ромашка.)

Ведущий 2: Откуда произошло выражение «Обобрали как липку»?

Смысл поговорки – забрать у человека все, оставить его голым. Появилась эта поговорка благодаря лаптям, которые раньше носили крестьяне на Руси. Лапти плели из липового луба. На одну пару шла кора от 2-3 липок. Вот и стояли деревца ободранные, совсем голые. Но кроме плетения лаптей – липа ещё использовалась как лекарственное растение.

Ведущий 1: О липе и ромашке нам и расскажут учащиеся 6б класс.

Ведущий 2: Благодарим вас за полезную информацию. А сейчас – игра для зрителей «Слушай не зевай».

Условия проведения. Приглашаются по 2 человека от класса. Каждому ученику раздаются таблички с названием растения, которую он прикалывает на грудь.

(Примерное название растений: томат, капуста, береза, шиповник, липа, земляника, орешник, морковь.)

Ребята выстраиваются в одну линию, ведущий зачитывает задание – признаки, характерные для растений. Ученик должен найти соответствие признака и «его» растения. При правильном ответе - делает шаг вперед, при не правильном – выбывает из игры. Заработанные баллы зачисляются команде класса.

Задания:

  1. Многолетние растения (береза, шиповник, липа, земляника).
  2. Травянистые растения (томат, капуста, земляника, морковь).
  3. Кустарники (шиповник, орешник).
  4. Однолетние растения (томат).
  5. Покрытосеменные (все).
  6. Образующие корнеплод (морковь).

Ведущий 1: Спасибо участникам. А сейчас загадка:

Постарайтесь угадать, кто такие братьев пять:
Двое бородатые, двое безбородые,
А последний пятый, выглядит уродом:
Только справа борода, слева нету и следа... (Чащелистики цветка шиповника.)

Ведущий 2: Трудно? Тогда ещё одна загадка.

Сидит на палочке, в красной рубашечке.
Брюшко сыто, камушками набито? (Шиповник.)

Молодцы! Отгадали. О полезных свойствах шиповника, а также календулы нам расскажут учащиеся 7а класса.

Ведущий 1: Спасибо за полезную информацию. А для зрителей проведем игру «Дегустатор».

Приглашаются по 1 человека от класса.

Задание: определить по вкусу и запаху растение, использованное для заваривания фиточая.

Используемые настои: ромашка, душица, смородина, земляника, мята.

За правильно угаданное растение – 1 бал. Набранные баллы зачисляются в копилку команды.

Ведущий 2:

То не зеленой стайкой сели на кусты мотыльки.
То вешним днем зазеленели смородины листки.
А летом в садике тенистом её увижу я –
Наденет красное монисто смородина моя.

Ведущий 1: Как вы уже догадались – речь пойдет о смородине. А представит её нам 7б класс.

Ведущий 2: Спасибо за полезную информацию. Жюри подсчитывает общие результаты.

А для всех остальных объявляется игра «Любовь с первого взгляда» .

Приглашаем 12 участников. Первые 6 участников получают картинки «плоды», другие 6 – «слова-синонимы». Задание: найти пару.

Например: лещина – орешник, осина – тополь дрожащий.

Пока жюри подводят итоги, объявляется музыкальная пауза.

Слово жюри, награждение команд.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только белые цветы?

Ведущий 2: Любоваться бы устали ими вскоре я и ты.

Ведущий 1: Если б в поле расцвели только желтые цветы?

Ведущий 2: Мы с тобой скучать бы стали от подобной красоты.

Ведущий 1:

Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки.

Ведущий 2:

Хорошо, что не похожи люди цветом глаз и кожи,
Как прекрасен мир цветной, разноцветный шар земной!

Всего хорошего! До новых встреч!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари