Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сочетание умственного и физического труда. Умственный и физический труд

Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы, переутомление которой ведет к расстройству жизненно важных функций организма - восприятия, памяти, работоспособности.

Функции нервной системы осуществляются путем уравновешивания возбудительных и тормозных процессов: возбуждение в одних пунктах сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения восстанавливается работоспособность нервной ткани.

Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и однообразие - при физической.

Различные, особенно немеханизированные, формы физического труда характеризуются активизацией нервно-мышечной системы и сопровождаются высоким уровнем энергозатрат. Тяжелый физический труд неэффективен вследствие быстрого развития утомления.

Повышение производительности физического труда достигается путем механизации и автоматизации производства и уменьшения доли физической работы. Однако, выполнение рабочим на протяжении всей смены однообразных, не связанных со значительным мышечным усилием, монотонных движений, когда работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, также сопровождается развитием утомления нервных центров.

Работа на конвейере или работа оператора за пультом управления характеризуется также стационарной рабочей позой, что вызывает длительное напряжение определенных групп мышц и тоже приводит к быстрому утомлению.

Чтобы избежать быстрого наступления утомления и переутомления, необходимо делать перерывы в работе, проводить производственную гимнастику, а также менять производственные операции на протяжении рабочей смены. При этом в работу будут включаться новые центры, а ранее работавшие участки будут приходить в состояние торможения, что приведет к их отдыху и восстановлению трудоспособности.

Лучшим отдыхом при умственном утомлении является гимнастика или другая физическая деятельность человека.

Необходимо помнить, что последствия утомления при уственной работе ликвидируются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее.

Переутомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Для профилактики умственного и физического утомления необходима

  • рациональная организация трудового процесса
  • повышение физической тренированности организма
  • оптимизация умственной и эмоциональной активности
  • активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Следует помнить, что утомление - естественная реакция организма на работу, проявляющаяся в снижении работоспособности. Однако не рекомендуется тотчас же прекращать работу при первых признаках усталости, продолжение работы повышает выносливость человека, тренирует его волю, упорство, трудолюбие. Высокий уровень общей физической тренированности обеспечивает улучшение умственной работоспособности.

Рациональный режим труда и отдыха подразумевает такое чередование периодов труда и отдыха, при котором достигается высокая производительность труда на протяжении рабочего дня с наименьшим напряжением физиологических функций человека, сохранение его здоровья и длительной трудоспособности.

Исследования состояния физиологических функций и динамики работоспособности показывают, что в начале работы наблюдается фаза врабатываемости, затем фаза устойчивой работоспособности и, наконец, фаза снижения работоспособности, наступающая в результате развивающегося утомления. Научно обоснованный режим труда и отдыха предусматривает, чтобы процесс врабатывания происходил быстро, большую часть рабочего времени составлял период устойчивой работоспособности, а спад работоспособности был отодвинут к концу смены.

Одним из основных средств борьбы с утомлением при работе являются регламентированные перерывы на отдых. В зависимости от характера труда они должны быть различными по продолжительности: чем тяжелее работа, тем длиннее должны быть перерывы на отдых. Так, при легкой работе длительность перерывов может составлять 5 - 7 мин, а при тяжелой физической работе - до 30 мин в час. Отдых по содержанию должен быть противоположным характеру выполняемой работы, обеспечивающим переключение нагрузки с утомленных нервных центров и органов на бездействующие или менее загруженные в процессе труда. Во время отдыха необходимо сменить позу, обеспечивая отдых уставшим мышцам. Для людей умственного труда отдых должен включать элементы физической нагрузки.

Наиболее полный отдых центральной нервной системе дает сон . Он является важным защитным приспособлением организма от переутомления и нервного истощения. Чередование сна и бодрствования - необходимое условие существования человека.

При недосыпании человек теряет работоспособность. Чтобы во время сна организм получал наиболее полный отдых, необходимо ложиться спать в одно и то же время, устранить яркий свет, шум, проветрить комнату и т. д.

Сон - это периодически возникающее физиологическое состояние организма, характеризующееся значительной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители и одновременно особой организацией активности нейронов головного мозга. В основе сна лежит возникновение и развитие торможения, которое по своей природе может быть безусловным и условным. Сон создает оптимальные условия для деятельности головного мозга и предотвращает его перенапряжение. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, для восстановления работоспособности.

Во время сна в высших отделах головного мозга идет обработка поступившей за период бодрствования информации, изменяются функции организма, отмечается падение тонуса скелетной мускулатуры, замедление дыхания и сердечных сокращений, понижение кровяного давления.

7-8-часовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерно сменяющих друг друга, каждый из которых включает фазу медленного и фазу быстрого сна.

Во время медленного сна, который развивается сразу после засыпания, наблюдается урежение пульса, дыхания, расслабление мышц, понижение обмена веществ и температуры тела.

Во время быстрого сна, который наступает через 1-1,5 ч медленного сна и длится 10-15 мин, активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, на фоне общего расслабления возникают сокращения отдельных мышечных групп, под закрытыми веками происходят быстрые движения глаз, спящие видят яркие сновидения. Характер сновидений определяется событиями и переживаниями прошедшего дня, связывается со следами прошлых событий.

Продолжительность сна для новорожденного составляет около 22 часов, для школьников - 9-12 и для взрослого человека - 7-8 часов.

Курение оказывает вредное воздействие на нервную систему, так как никотин, всасываясь в малых дозах, действует возбуждающе на нервную систему, а в больших - вызывает ее паралич. Длительное поступление в организм никотина небольшими дозами при курении вызывает хроническое отравление. У курильщиков слабеет память, появляются спазмы сосудов головного мозга.

Алкоголь является высокотоксичным веществом для всех клеток организма, но наиболее чувствительны к нему нервные клетки, особенно коры головного мозга. Установлено, что у здорового человека следы разового приема средней дозы алкоголя обнаруживаются в организме в течение двух недель, хотя из крови алкоголь исчезает через 5-6 ч. Накапливаясь, алкоголь вызывает тяжелые нарушения в работе нервных клеток, что ведет к утрате самоконтроля, самообладания, осторожности, стыдливости, скромности, такта; появляются развязность, несдержанность, бесцеремонность, грубость и т. д.

Алкоголь снижает умственную и физическую работоспособность, нарушает речь и мышление, ослабляет память, остроту зрения, ухудшает координацию движений и точность выполнения различных действий, что нередко ведет к несчастным случаям, тяжелым травмам. Расширяя сосуды, алкоголь может привести к их разрыву и вызвать кровоизлияние в мозг. Хроническое употребление алкоголя приводит к деградации личности.

Употребление наркотиков оказывает наиболее разрушающее действие на нервную систему, в связи с чем у наркоманов очень быстро проявляются нарушения нервной и психической деятельности. В ряде случаев использование наркотиков приводит человека к преждевременной смерти.

Никто не будет спорить с тем фактом, что правильное чередование физического и умственного труда, отдыха и нагрузок является важнейшим средством поддержания здоровья. Вроде бы в этой сфере все давно исследовано и понятно. Вовсе нет. Естественная медицина в который раз заставила меня рассматривать этот аспект оздоровления значительно шире.

Исходя из своего собственного опыта, Юрий Вилунас заметил, что во время ночных пробуждений, в особенности, когда они сопровождаются рыдающим дыханием и импульсным самомассажем, человек способен на очень активную, даже можно сказать, непреодолимую мозговую деятельность. Потребность заниматься интеллектуальной работой возникает изнутри, в голову приходят самые смелые решения и оригинальнейшие идеи. Опираясь на эти наблюдения, Вилунас делает вывод, что такое интеллектуальное напряжение является неотъемлемой частью восстановительного процесса, который происходит в организме в период ночного отдыха. Этот интеллектуальный «взрыв» способствует снабжению мозга необходимой для восстановления энергией, и как только восстановление закончено, интенсивная интеллектуальная деятельность прекращается.

Такую особенность, говорит Вилунас, обязательно следует использовать во благо здоровья. Замечено, что когда человек, ощущая физическую усталость (например во время ходьбы), сразу переходит на умственную работу, восстановительные процессы в его организме идут гораздо эффективнее, и продуктивность непосредственно мозговой деятельности оказывается значительно выше. Итак, механизм работы мозга вполне можно сравнить с механизмами движения: интенсивная деятельность, продиктованная внутренней потребностью, сменяется своего рода «интеллектуальной усталостью». С физиологической точки зрения наступление такой усталости не означает, что у вас кризис или вы перетрудились. Просто ваш мозг получил все необходимые ему питательные вещества и «отключился». Попытки продолжать мыслительную деятельность дальше чреваты появлением различных неприятных ощущений, а сколько-нибудь примечательных результатов вы все равно не получите.

Таким образом, Вилунас опровергает утверждение, что работа мозга ведет к растрате энергетических веществ, а отдых - к их восстановлению. На самом деле, все наоборот: именно во время работы мозг накапливает различные вещества, а в процессе отдыха - растрачивает на поддержание собственного состояния и деятельность организма в целом. Значит, для того чтобы мозгу было хорошо, необходимо прислушиваться к сигналам, которые он нам подает. При первых признаках усталости от интеллектуальной деятельности необходимо ее прекратить и сменить активность на физическую (в том случае, если в этом есть потребность). Когда мозг снова будет готов взяться за работу, вы легко почувствуете это. «Идеальная» работа мозга, как следствие происходящего восстановительного процесса, возможна только после определенных физических нагрузок.

Учитывая, что «природа не терпит пустоты», делаем вывод, что человеку жизненно необходим как физический, так и умственный труд, причем в их определенном сочетании и чередовании. Поскольку эти процессы тесно взаимосвязаны и во многом зависят друг от друга, здоровой и правильной работы организма без какого-либо из них ожидать не приходится.

На практике такое чередование физической и умственной активности мы с вами можем наблюдать ежедневно. Действительно, после определенной физической работы наше самое естественное желание - сесть, расслабиться и спокойно почитать книгу. Вот вам и мозговая активность! Почитав какое-то время, нам хочется встать, потянуться, размяться, а то и пойти погулять - пришло время двигательной активности.

Как мы осуществляли этот принцип практически? До смешного просто. Когда вы занимаетесь какой-то интеллектуальной работой и у вас «выключаются» мысли, не пытайтесь ничего «выжать» из себя, а просто встаньте и идите размяться. Результат такой работы будет гораздо лучше.

Так естественное чередование физического и умственного труда мы легко осуществляем на уровне инстинктов в том случае, если позволяем себе прислушиваться к ним. Но особенно эффективным оно будет, если мы не забудем про все остальные механизмы саморегуляции. Слушайте свои потребности и следуйте за ними. Путь природы - единственный прямой путь к здоровью и долголетию.

Гигиена умственного и физического труда

Деятельность организма зависит от состояния центральной нервной системы, переутомление которой ведет к расстройству жизненно важных функций организма - восприятия, памяти, работоспособности.

Функции нервной системы осуществляются путем уравновешивания возбудительных и тормозных процессов: возбуждение в одних пунктах сопровождается торможением в других. При этом в участках торможения восстанавливается работоспособность нервной ткани.

Утомлению способствуют малая подвижность при умственной работе и однообразие - при физической.

Различные, особенно немеханизированные, формы физического труда характеризуются активизацией нервно-мышечной системы и сопровождаются высоким уровнем энергозатрат. Тяжелый физический труд неэффективен вследствие быстрого развития утомления.

Повышение производительности физического труда достигается путем механизации и автоматизации производства и уменьшения доли физической работы. Однако, выполнение рабочим на протяжении всей смены однообразных, не связанных со значительным мышечным усилием, монотонных движений, когда работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок центральной нервной системы, также сопровождается развитием утомления нервных центров.

Работа на конвейере или работа оператора за пультом управления характеризуется также стационарной рабочей позой, что вызывает длительное напряжение определенных групп мышц и тоже приводит к быстрому утомлению. режим отдых трудоспособность физиологический

Чтобы избежать быстрого наступления утомления и переутомления, необходимо делать перерывы в работе, проводить производственную гимнастику, а также менять производственные операции на протяжении рабочей смены. При этом в работу будут включаться новые центры, а ранее работавшие участки будут приходить в состояние торможения, что приведет к их отдыху и восстановлению трудоспособности.

Умственная работа не связана со значительной нагрузкой на двигательный аппарат и характеризуется низким уровнем энергозатрат. Но в результате продолжительной и интенсивной умственной работы наступает утомление, которое снижает продуктивность умственного труда, внимание, ослабляет память и способность сосредоточения.

Лучшим отдыхом при умственном утомлении является гимнастика или другая физическая деятельность человека.

Необходимо помнить, что последствия утомления при умственной работе ликвидируются дольше, чем при физической, а работоспособность восстанавливается медленнее.

Переутомление нервной системы ослабляет ее регулирующую функцию и может спровоцировать возникновение ряда болезней: сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, кожных и т. д.

Для профилактики умственного и физического утомления необходима:

  • - рациональная организация трудового процесса;
  • - повышение физической тренированности организма;
  • - оптимизация умственной и эмоциональной активности;
  • - активный отдых и переключение на другие виды деятельности.

Следует помнить, что утомление - естественная реакция организма на работу, проявляющаяся в снижении работоспособности. Однако не рекомендуется тотчас же прекращать работу при первых признаках усталости, продолжение работы повышает выносливость человека, тренирует его волю, упорство, трудолюбие. Высокий уровень общей физической тренированности обеспечивает улучшение умственной работоспособности.

Рациональный режим труда и отдыха подразумевает такое чередование периодов труда и отдыха, при котором достигается высокая производительность труда на протяжении рабочего дня с наименьшим напряжением физиологических функций человека, сохранение его здоровья и длительной трудоспособности.

Исследования состояния физиологических функций и динамики работоспособности показывают, что в начале работы наблюдается фаза врабатываемости, затем фаза устойчивой работоспособности и, наконец, фаза снижения работоспособности, наступающая в результате развивающегося утомления. Научно обоснованный режим труда и отдыха предусматривает, чтобы процесс врабатывания происходил быстро, большую часть рабочего времени составлял период устойчивой работоспособности, а спад работоспособности был отодвинут к концу смены.

Одним из основных средств борьбы с утомлением при работе являются регламентированные перерывы на отдых. В зависимости от характера труда они должны быть различными по продолжительности: чем тяжелее работа, тем длиннее должны быть перерывы на отдых. Так, при легкой работе длительность перерывов может составлять 5 - 7 мин, а при тяжелой физической работе - до 30 мин в час. Отдых по содержанию должен быть противоположным характеру выполняемой работы, обеспечивающим переключение нагрузки с утомленных нервных центров и органов на бездействующие или менее загруженные в процессе труда. Во время отдыха необходимо сменить позу, обеспечивая отдых уставшим мышцам. Для людей умственного труда отдых должен включать элементы физической нагрузки.

Наиболее полный отдых центральной нервной системе дает сон. Он является важным защитным приспособлением организма от переутомления и нервного истощения. Чередование сна и бодрствования - необходимое условие существования человека.

При недосыпании человек теряет работоспособность. Чтобы во время сна организм получал наиболее полный отдых, необходимо ложиться спать в одно и то же время, устранить яркий свет, шум, проветрить комнату и т. д.

Сон - это периодически возникающее физиологическое состояние организма, характеризующееся значительной обездвиженностью, почти полным отсутствием реакций на внешние раздражители и одновременно особой организацией активности нейронов головного мозга. В основе сна лежит возникновение и развитие торможения, которое по своей природе может быть безусловным и условным. Сон создает оптимальные условия для деятельности головного мозга и предотвращает его перенапряжение. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, для восстановления работоспособности.

Во время сна в высших отделах головного мозга идет обработка поступившей за период бодрствования информации, изменяются функции организма, отмечается падение тонуса скелетной мускулатуры, замедление дыхания и сердечных сокращений, понижение кровяного давления.

7-8-часовой сон состоит из 4-5 циклов, закономерно сменяющих друг друга, каждый из которых включает фазу медленного и фазу быстрого сна.

Во время медленного сна, который развивается сразу после засыпания, наблюдается учащение пульса, дыхания, расслабление мышц, понижение обмена веществ и температуры тела.

Во время быстрого сна, который наступает через 1-1,5 ч медленного сна и длится 10-15 мин, активизируется деятельность внутренних органов, учащается дыхание, усиливается работа сердца, повышается обмен веществ, на фоне общего расслабления возникают сокращения отдельных мышечных групп, под закрытыми веками происходят быстрые движения глаз, спящие видят яркие сновидения. Характер сновидений определяется событиями и переживаниями прошедшего дня, связывается со следами прошлых событий.

Продолжительность сна для новорожденного составляет около 22 часов, для школьников - 9-12 и для взрослого человека - 7-8 часов.

Курение оказывает вредное воздействие на нервную систему, так как никотин, всасываясь в малых дозах, действует возбуждающе на нервную систему, а в больших - вызывает ее паралич. Длительное поступление в организм никотина небольшими дозами при курении вызывает хроническое отравление. У курильщиков слабеет память, появляются спазмы сосудов головного мозга.

Алкоголь является высокотоксичным веществом для всех клеток организма, но наиболее чувствительны к нему нервные клетки, особенно коры головного мозга. Установлено, что у здорового человека следы разового приема средней дозы алкоголя обнаруживаются в организме в течение двух недель, хотя из крови алкоголь исчезает через 5-6 ч. Накапливаясь, алкоголь вызывает тяжелые нарушения в работе нервных клеток, что ведет к утрате самоконтроля, самообладания, осторожности, стыдливости, скромности, такта; появляются развязность, несдержанность, бесцеремонность, грубость и т. д.

Алкоголь снижает умственную и физическую работоспособность, нарушает речь и мышление, ослабляет память, остроту зрения, ухудшает координацию движений и точность выполнения различных действий, что нередко ведет к несчастным случаям, тяжелым травмам. Расширяя сосуды, алкоголь может привести к их разрыву и вызвать кровоизлияние в мозг. Хроническое употребление алкоголя приводит к деградации личности.

Употребление наркотиков оказывает наиболее разрушающее действие на нервную систему, в связи с чем у наркоманов очень быстро проявляются нарушения нервной и психической деятельности. В ряде случаев использование наркотиков приводит человека к преждевременной смерти.

Различают четыре типа умственного труда:

  • 1. Сенсорный или чувствительный.
  • 2. Сенсорно-моторный.
  • 3. Логический.
  • 4. Творческий.

Сенсорный труд сводится к приему информации и передаче её в нервные центры мозга. Например, смотреть (следить), слушать, ощущать (получить информацию с экрана дисплея, прием звуковой информации по телеграфу), хотя пассивный анализ информации в головном мозге всё равно идет.

Сенсорно-моторный труд заключается в приеме информации и стандартном ответе на неё с включением мышц. Например, труд машинистки, если она не думает о содержании.

Логический тип умственного труда заключается в приеме информации (сенсорный этап), переработке (анализе) и выработке решения. Например, врач обследовал больного (сенсорный этап), поставил диагноз (анализ и синтез) и назначил лечение (выработка решения); бухгалтер проверил отчет, нашел ошибку, исправил; тренер просмотрел кинопленку игры, нашел ошибки игроков, дал указание на тренировке.

Творческий труд требует многолетней подготовки, высокой квалификации, состоит в принятии нестандартных решений, выработке новых алгоритмов (т.е. порядка действий), получение новой информации. Творчески трудиться может не только научный работник, художник, писатель, но и врач, педагог, юрист, инженер, тренер. Физиология умственного труда очень сложна. При встрече с новой информацией мозг проигрывает массу вариантов ответных действий и решений к новой ситуации. Активизируется огромное количество нервных элементов, включается масса связей между разными нейронными системами. (Н.П. Бехтерева 1999). В основе творчества по И.П. Павлову (1949) лежат «ориентировочный рефлекс» или реакция на новую информацию и «рефлекс цели» действия, который направлен на поиск новой информации.

Как вы уже знаете чисто умственный труд и чисто физический встречаются крайне редко. Примером чисто умственной работы является чтение учебника или совершение математических расчетов, лежа на диване, хотя работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем всё равно возрастает, а обмен веществ повышается. К чисто физической работе можно отнести циклические движения с минимальным поступлением информации из внешней среды. Например, ходьба или бег по ровной пустынной дороге. В реальной жизни любой труд в той или иной степени представляет сочетание умственного труда с физическим, то есть работой мышц. В зависимости от доли того или иного труда, различают пять видов трудовой деятельности.

I группа. Работники преимущественно умственного труда.

В эту группу входят врачи, учителя, инженеры-конструкторы, экономисты, научные работники, управленцы (директор, начальник), диспетчер, юрист и другие. Слово «преимущественно» означает, что иным работникам этой группы приходится совершать и физическую работу. Например, врач-хирург манипулирует, совершая мышечную работу; учитель почти весь урок проводит на ногах.

II группа. Работники, чей умственный труд сочетается с легким физическим. Сюда можно отнести агронома (много ходит), зоотехника, медсестру, работников сферы обслуживания (продавцы).

III группа. Работники, сочетающие умственный труд с физическим средней тяжести. К работникам этой группы относятся рабочие-станочники (статическая работа мышц, ног и спины, плюс динамическая - руками), обувщики, водители транспорта, работники общепита.

IV группа. Работники, у которых умственный труд сочетается с тяжелым физическим. К этой группе следует отнести строителей (измерения, расчеты сочетаются с подъемами тяжестей, ударными действиями, статическим напряжением, длительностью работы).

V группа. Работники особо тяжелого труда в сочетании с умственной работой. Это сталевары, шахтеры, лесозаготовители, пожарные. На первый взгляд кажется, что труд у них чисто физический. На самом деле он несет в себе большую долю сенсорной, сенсорно-моторной, логической и даже творческой нагрузки, так как протекает в экстремальных условиях.

Сам чисто умственный труд, в зависимости от интенсивности, также делится на легкий, средний, тяжелый и особо тяжелый. Как же определить тяжесть умственного труда? Существуют субъективные и объективные признаки. К субъективным следует отнести головные боли, боли в глазах, мышцах (шеи, спины). К объективным относятся физиологические сдвиги со стороны сердечно-сосудистой, двигательной и других систем. При тяжелой умственной работе увеличивается частота сердечных сокращений (до 120-150 ударов в минуту), артериальное давление (до 140-160 мл. рт. ст.), легочная вентиляция (до 20 л/мин.), изменяется сердечный ритм, увеличивается потоотделение, кожа краснеет или бледнеет.

Задавались ли вы когда-нибудь вопросом, почему физический труд часто противопоставляется образованности, счастливой и полноценной жизни, не пользуется уважением и почётом? Для меня такое положение вещей долгое время было само собой разумеющимся. Но, как часто происходит в моей жизни, настал черёд и этого вопроса, чтобы быть подвергнутым сомнению и анализу.

Начиная с последних классов школы, меня перестали удовлетворять ответы типа «Все так живут», «Все так думают», «Все так делают». Вот и сегодня я постараюсь показать вам, что в вопросах физического труда большинство не право, что без него мы не сможем гармонично развиваться, добиваться успеха, жить счастливо и полноценно.

Возможные причины неверного отношения

Для начала давайте разберёмся с причинами неверного отношения. Первая причина - лень - стара, как и сама человеческая природа. Я не хочу сказать, что интеллектуальному труду лень не помеха. Иногда даже наоборот: я начинаю заниматься тяжёлым физическим трудом, только бы не писать статью.

Но если человеку предложить на выбор любую профессию, то, скорее всего, его выбор будет больше связан с интеллектуальным трудом, чем с физическим. А то, что человеку не нравится, он зачастую пытается представить себе и другим как малополезное или вообще ненужное. Здесь на помощь приходят идеи Платона .

Платон учил, что человек обладает бессмертной душой - мыслящей и чувствующей сущностью, связанной с высшими информационными и духовными материями. Тело для души - это всего лишь временное пристанище, связанное со всем низким, земным и нечистым. Здесь начинается чрезмерное превознесение умствований над физическим трудом.

К тому времени, как христианство становится государственной религией Римской империи, идеи Платона уже прочно входят в него, несмотря на то, что главная книга христиан - Библия - ничего не говорит о бессмертной душе в понимании Платона и отрицает саму загробную жизнь.

Такое отношение проникает во все слои общества и во всю культуру Европы. К тому же для борьбы с Реформацией орден иезуитов создаёт по всей Европе школы и университеты, система и философия образования которых стали фундаментом почти во всех учебных заведениях современного мира.

Таким образом, вдобавок к естественной лени человек с детства получает установку на то, что интеллектуальный труд связан с чем-то возвышенным, духовным и достоин почёта, а физический - это удел плебеев.

И третья причина вытекает из второй и, в свою очередь, ещё сильнее закрепляет её в нашем сознании. Происходит это следующим образом: ребёнок ленится работать интеллектуально и плохо учится в школе (или ему отбили охоту к учёбе), в результате он вырастает человеком, не способным к интеллектуальному труду, самообучению и саморазвитию. Низкий уровень интеллекта, маленький словарный запас, низкая культура - единственной перспективой остаётся неквалифицированный или малоквалифицированный физический труд.

Смотря на такого человека, люди обычно путают причину и следствие и утверждаются во мнении, что физический труд не способствует умственному и нравственному развитию и вообще росту человека как личности. Ниже мы увидим, что на самом деле при правильном подходе всё как раз наоборот.

Общая польза от физической активности

Сегодня всё чаще учёные говорят, что занятия спортом помогают нам .

Полезный практический результат

И, кстати, о полезности. Практический результат, который может быть полезным лично для вас и других людей, - это ещё одно преимущество физического труда.

Если результатом спортивных упражнений будет здоровье тела и разума, то к результатам физического труда могут добавиться овощи и фрукты с собственного участка, уютная и красивая обстановка жилья или даже .

Выход: полюбите физический труд

Что же теперь делать? Бросить интеллектуальный труд и спортивные упражнения? Конечно, нет. Для начала можно просто пользоваться каждой возможностью физически потрудиться: от простого рытья канавы до создания шедевральной мебели из крепкого дуба.

Ну и самое главное: если трудиться без хорошего настроя, без творческого подхода, то невозможно будет выжать все бонусы. Можно ли полюбить физический труд? Знаю из личного опыта, что можно, хотя нескоро и нелегко. Думайте о тех преимуществах, которые он даёт, причём бесплатно. Обычно люди платят немалые деньги за разные тренинги, а тут мы получаем тренинг для мышц, для мозга, для характера да ещё с полезным внешним результатом. Вы как хотите, а я помчался обрабатывать виноградник.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари