Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Профессии дид игра. Картотека (старшая группа) на тему: Картотека дидактических игр по ознакомлению с профессиями в старшей группе

Подборка дидактических игр для закрепления у дошкольников 5-7 лет знаний по теме «Профессии»

Описание : данный комплект заданий я использую на занятиях с дошкольниками 5-7 лет (с задержкой психического развития) для закрепления и обогащения знаний по теме «Профессии». Подборка игр и упражнений поспособствует развитию активного и пассивного словаря, формированию счетных представлений, поможет развить мышление и внимание. Материал может быть полезен воспитателям, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, родителям
Задачи:
-активизировать, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Профессии»
- способствовать развитию связной речи
-развивать слуховое внимание, умение отвечать на вопросы
-воспитывать терпение, старание, аккуратность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Игра номер 1. «Назови правильно»
Цель: закрепление и обогащение знаний по теме «Профессии», развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания
Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новыми для детей профессиями, так и для закрепления и обобщения знаний. Для работы используем вот такие карточки(ламинируем, разрезаем, подбираем подходящие по теме занятия профессии-картинки найдены мной на просторах зарубежного интернета и некоторые профессии могут быть не так популярны в нашей стране- например, частный детектив, спасатель). Вот список всех профессий, которые можно использовать на занятиях с детьми 5-7 лет
1-повар,2-регулировщик,3-тренер,4-стоматолог,5-космонавт,6-строитель,7-фермер,8-уборщик,9-врач,10-частный детектив, сыщик, 11-пожарный, 12-садовник,13-маляр,14-медсестра,15-военный,16-библиотекарь,17-почтальон,18-спасатель,19-учитель,20-сборщик мусора,21-журналист,22-механик,23-полицейский,24-ветеринар


Варианты заданий: Поочередно Демонстрируем учащимся карточки, спрашиваем –кто это? Чем занимается? (например- это повар, он готовит еду, это пожарный, он тушит пожар, и.т.д)
Также можно подобрать загадки по теме. Выкладываем на парту 3 или 4 карточки, просим детей внимательно послушать загадку и найти подходящую картинку с ответом
Игра номер 2. «Что нужно для работы»
Цель: развитие активного и пассивного словаря, развитие мышления, внимания
Данную игру также используем на этапе закрепления знаний о профессиях.
Ход игры: выкладываем на парту по 2 карточки с окошками и 12 подходящих картинок вперемешку. Просим детей положить картинки в подходящие окошки и рассказать почему этот предмет нужен для работы.


Детям младшего дошкольного возраста можно ставить другую игровую задачу(очень удобно работать в парах)- распределяем роли: например, Вася будет пожарным, а Петя-полицейским. Найдите все предметы, которые пригодятся вам в работе. Когда все картинки собраны, просим детей рассказать о своей профессии. Например,- у меня на картинке пожарный,он тушит огонь, значит ему для работы нужны огнетушитель и шланг, пожарная машина и специальные ботинки, и.т.д


Игра номер 3. «Посчитай, назови и раскрась»
Оборудование: распечатка с заданием, цветные карандаши,фломастеры
Цель: закрепление в речи названий различных профессий, развитие счетных навыков, развитие воображения
Ход игры: Демонстрируем детям лист заданий, просим посчитать сколько людей разных профессий на рисунке, написать в окошки подходящие цифры по порядку. Вспоминаем и проговариваем названия всех профессий, просим раскрасить картинки


Игра номер 4. «Бинго»
Оборудование: индивидуальные карточки для игры, комплект карточек для учителя, комплект цифр 1-9 на каждого играющего
Цель: развитие внимания, закрепление графических образов цифр 1-9


Ход игры: Дошкольники очень любят различные соревнования и для закрепления знаний по теме профессий можно устроить вот такое шуточное соревнование. Раздаем учащимся индивидуальные карточки с рисунками профессий и цифрами. У учителя- комплект аналогичных картинок с профессиями, но без цифр.Поясняем детям условия игры: Я буду показывать вам по очереди вот такие большие картинки, а вы должны назвать правильно профессию и спрятать такую же маленькую картинку под подходящей цифрой. Выиграет тот, кто быстрее всех спрячет всех человечков под цифрами.
Далее поочередно демонстрируем картинки с профессиями, в произвольном порядке, делаем паузы между раундами чтобы все успели найти подходящую цифру.


«Подвох» данной игры в том, что на карточках у детей одинаковые наборы картинок под разными цифрами, значит и все человечки будут спрятаны одновременно- для того, чтобы в соревновании победила дружба))
Игра номер 5. « Помоги почтальону»
Цель: развитие внимания, закрепление счетных навыков и графических образов цифр в пределах 12
Оборудование: распечатки с заданием, фломастер или карандаш
Ход игры: Просим детей помочь и провести почтальона(механика, учителя) по дорожке из цифр от 1 до 12


Игра номер 6. «Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления,закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование : комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего


Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цвета,объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар?(показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

Игра составлена в процессе работы со старшими дошкольниками по теме “Развитие познавательных интересов детей через ознакомление с профессиями”.

Ознакомление с трудом взрослых имеет широкий спектр возможностей развития познавательной активности дошкольников. Многие авторы основных и дополнительных программ ставят задачей - развивать интерес к профессиональной деятельности человека, расширяя, таким образом, представления ребёнка об окружающей действительности.

Часто знания взрослых людей о многообразии профессий весьма ограничены сложившимися стереотипами. Детский ум более подвижен, менее прикован к устоявшимся шаблонам, а безграничная фантазия может предсказать будущее в области деятельности взрослых. Помочь этому, на мой взгляд, может дидактическая игра “Мастерская удивительных профессий”.

Игра не требует немедленного ответа, а предоставляет ребёнку возможность пофантазировать, обратиться к помощи взрослых (родителей), познавательной книге или телепередаче. Решение может быть не только найдено, но и придумано, а значит, раздвигаются границы представлений о профессиях. Дети учатся нестандартно мыслить, развивается воображение, речь, коммуникативные умения, логическое и образное мышление, активизируются внимание и память.

Описание игры.

Игра состоит из 4 групп карточек разных цветов – желтый, синий, зелёный, красный (по 5 в каждой-4с рисунком, 1- без рисунка) и 4 картонных кругов-основ тех же цветов. Каждая группа, соответственно, обозначает:

– рабочая одежда (костюм);
– средства труда;
– место работы;
– результат труда.

На кругах, для наглядности “зашифрована” легко узнаваемая профессия. Например – профессия повара (колпак, половник, комната с плитой, накрытый стол).

На карточках одна сторона цветная, с другой нанесен рисунок (См. рисунки ).

В отличие от конкретных рисунков на кругах-основах, изображения на карточках носят обобщающий характер.

Костюм (рисунки на желтых карточках) – белый халат; костюм с галстуком (офисная одежда, или отсутствие специальной формы); комбинезон и каска (рабочая одежда); скафандр (необычная форма).

Средства труда (рисунки на синих карточках)- руки человека(кисти); ножницы, скрипка, молоток, линейка (инструменты);голова человека (умственный труд); автомобиль, компьютер, телефон (техника).

Место работы (зеленые карточки) – деревня; город; завод; лес (природа); космос (необычное место).

Результат труда (красные карточки) – картина, брюки,игрушка, стул (предметы); дерево фрукты,овощи; улыбающиеся мальчик и девочка(счастливые люди); книга, компьютер (новые знания).

Количество рисунков может быть увеличено или заменено.

Дидактическая задача состоит в том, чтобы из выбранных произвольным образом карточек (по одной из каждой группы) определить сферу деятельности человека (профессию), удовлетворяющую выбранным условиям.

Ход игры

Начинать игру следует с рассматривания всех рисунков и подробных комментариев педагога. Детям должно быть понятно, по какому принципу карточки объединены в группы по цветам. На начальном этапе, групп должно быть не больше двух, например, костюм и место работы или место работы и результат труда и т.д. постепенно количество групп увеличивается.

Затем карточки одного цвета располагаются на столе под кругом того же цвета (в форме цветка) рисунком вниз, цветной “рубашкой” вверх. Детям предлагается выбрать по 1 карточке из каждой группы (поочерёдно, по одному человеку). Все вместе (группой) обсуждают выбранные условия, предлагают профессии им соответствующие. В случае возникших затруднений, педагог предлагает (при необходимости помогает) и воспользоваться “чистой” карточкой, наделённой дополнительными условиями по желанию игроков, и заменить ею неподходящую карточку.

Когда игра достаточно освоена детьми, можно предложить каждому участнику выбирать карточки и самостоятельно подбирать профессию, объясняя своё решение. Педагог должен побуждать ребенка активно аргументировать свой выбор. В таком случае можно определить победителя, раздавая за каждый ответ(названную профессию) фишки. Игра также может быть продолжена в другие дни, это даст возможность с кем-то посоветоваться, познакомиться с новой книгой или просто пофантазировать.

Исакова С.В., МБДОУ № 7 города Абинска, приложение 2

Картотека дидактических игр в старшей группе

Тема «ПРОФЕССИИ»

«Маленькие помощники»

Задачи: Игра учит детей радовать своих родных, оказывай им посильную помощь, воспитывает у детей желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности,

Дидактический материал - различные наборы из 3-4 предметов: ведро, тряпка, швабра, совок, очки, спицы, носок, журнал «Вязание», шарф, шапка, варежки, платок, клей, кисточка, книжка, обложка от книги, молоток, гвозди, клещи, отвертка и т. п.

Ход игры. Дети расставляют стульчики и раскладывают игровой материал по всей группе: на столах, на свободных полочках, на стульях и т. п. Педагог помогает им. Закончив подготовку к игре, малыши садятся на стульчики, а педагог - напротив них и начинает рассказывать: «Я знаю, что все вы уже умеете помогать своим папам, мамам, бабушкам, дедушкам, давайте сейчас поиграем. Мы научимся помогать близким людям. Для этого вам придется выполнить разные поручения. Вы согласны? »

После ответа детей педагог подзывает к себе четверых из них. Педагог рассказывает детям о том, что бабушка связала носок. Но она совсем позабыла, куда убрала необходимый ей журнал, спицы, носок, очки. Он обращается к первой четверке детей с просьбой помочь найти эти вещи. Педагог помогает детям договориться, какой предмет будет искать каждый из них. Названия предметов дети повторяют вслух. После этого помощники разбегаются по группе и ищут предметы. Найдя их, они возвращаются на место и показывают, что нашли. Остальные участники игры вместе спедагогом проверяют правильность выполнения задания каждым помощником. Педагог от имени бабушки благодарит их за помощь.

Первые бабушкины помощники садятся отдыхать, а педагог подзывает следующую четверку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети группы не примут участия в игре.

Для продолжения игры педагог предлагает следующие ситуации:

Папа решил починить стул. Для этого ему необходимо собрать следующие инструменты: молоток, гвозди, клещи, отвертку.

Маме надо помочь подмести и вымыть пол. Помощники должны принести ей ведро, тряпку, швабру и совок.

Маленький братик собрался на прогулку. Но он растерял свою одежду и не может ее найти. Помогите ему. Где его шапка, шарф, рукавицы, платок? - Порвалась твоя любимая книжка. Попросили дедушку ее склеить, но ему надо помочь. Для этого нужен клей, кисточка, книжка и оторванная от нее обложка.

В конце игры педагог благодарит детей и говорит, что они, растут настоящими помощниками для своей семьи.

«Кто больше назовет действий» .

Задачи: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.

Игровые правила: называть только одно действие данной профессии. Если ребенок не может вспомнить, то он ударяет мячом о пол, ловит его и бросает назад ведущему.

Игровые действия: бросание и ловля мяча.

Ход игры. Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов, используемых в различных профессиях, действиях. Затем говорит:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Она врач. Это ее профессия. Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая готовит нам обед? (Дети отвечают: «Повар».)

Каждый человек, имея профессию, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают.)

Сейчас мы поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий?» Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии.

Педагог говорит слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, делает уколы, операции, дает лекарство».

Педагог называет знакомые детям профессии: няня, прачка, шофер и др. Дети вспоминают, что делают люди этих Профессий.

«Кто кем хочет стать?»

(употребление трудных форм глагола)

Детям предлагаются сюжетные картинки с изображением трудовых действий. Чем заняты мальчики? (Мальчики хотят сделать макет самолёта) Кем они хотят стать? (Они хотят стать лётчиками). Детям предлагается придумать предложение со словом хотим или хочу.

«Кому что нужно?».

Задачи: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

«Оденем куклу на работу».

Задачи: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие профессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложены плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках - плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изображением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что куклы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работает каждый, по картинке, которая лежит рядом с куклой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рассматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, путает предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколько раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

«Едем на работу».

Задачи: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зрительными ориентирами - картинками с изображением профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изображается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символикой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инструменты.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему столу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструментом, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повторяется.

«Собираемся на работу».

Задачи: учить детей подбирать инструменты для людей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с куклами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемоданчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или наборы картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инструменты, педагог просит собрать кукол на работу. Подбирать игрушки или картинки надо, посмотрев на рабочую одежду.

«От слова к слову»

Задачи: учить детей последовательно называть предметы труда и подбирать картинку с изображением человека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориентируясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной профессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадраты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упирается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, которому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно предметы, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей профессии.

«Кто чем занимается».

Задачи: закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

«Кто больше знает профессий»

Задачи: у чить детей соотносить действия людей с их профессией, образовывать от существительных соответствующие глаголы (строитель - строит, учитель - учит и т. д.).

Ход игры.

Воспитатель. Я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я учу вас, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю вам стихотворения, рассказы, гуляю с вами, укладываю спать... Это моя профессия - воспитывать вас. А какая профессия у Ирины Владимировны? Она нам готовит обед. Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Ответы.) Каждый взрослый человек обязательно учится какой-либо профессии. Овладев ею, поступает на работу и выполняет определенные действия. Что делает повар? (Дети: Повар варит, печет, жарит, чистит овощи.) Что делает врач? (Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.) Что делает портной? (Кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)

Воспитатель называет и другие профессии - строителя, учителя, пастуха, сапожника, а дети называют действия.

«Произнеси правильно».

Задачи: формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Старый сторож Том сторожит дом.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

«Профессии»

Задачи: закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими.

Ход игры.

Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя любой профессии, а ребенок отвечает. Поначалу лучше брать профессии, из которых следует ответ - воспитатель воспитывает, пекарь печет, уборщик убирает. Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.

Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Задачи: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.

Мы смелые работники.

C водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает… (дом).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и… (полы).

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят... (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).

Труд строителя всем… (нужен),

Нужен всем и вкусный… (ужин),

Доктор, чтобы всех… (лечил),

И учитель, чтоб… (учил).

Летчик нужен, чтоб… (летать)…

«Обустрой комнату»

Задачи: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: лист бумаги (35* 45см), строительный набор, плоскостные геометрические фигуры

Ход игры. Воспитатель предлагает детям лист бумаги (З5*45 см) и говорит, что это пол кукольной комнаты, просит обстроить его кирпичиками (стены комнаты), оставив промежутки для окна и двери. После того как дети сделают это, вынимает лист и кладет его рядом с построенной комнатой. Затем достает геометрические фигуры и предлагает разложить их на бумаге, подбирая похожие по форме на предметы мебели (квадрат - табуретка, прямоугольник - кровать и т.д.). Воспитатель рассматривает с дошкольниками получившуюся схему и просит расставить по ней "мебель" в комнате, обстроенной кирпичиками. По окончании работы дети сравнивают изображение с постройкой.

«Скорая помощь».

Задачи: закрепить у детей знания и практические умения по оказанию первой помощи.

Оборудование: картинки с изображением медицинских принадлежностей (термометр, бинт, зеленка).

Ход игры: Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию, когда человек порезал руку, ногу, разбил колено, локоть, появилась температура, когда заболело горло, попала соринка в глаз, пошла носом кровь. По каждой ситуации отрабатывать последовательность действии.

«Пресс-конференция»

Задачи: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

Один из участников пресс-конференции – «гость» - садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников. Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Накроем стол для кукол».

Задачи: учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.

Ход игры:

Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).

Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.

Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.

«Что хочет делать Маша?»

Задачи: уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.

Ход игры:

Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо):

Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.

Подставляет кукле называемые ею предметы.

Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)

В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья - для глажения; ведро и лейка - для полива грядок и т. п.).

Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций), предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш - подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.

Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.

«Кому это нужно?»

Задачи:

Ход игры:

Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т.д.

При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.

«Выбираем работу»

Задачи: дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.

Ход игры:

Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:

Будем дружно подрастать

И работу выбирать.

В космонавты мы пойдем

И ракеты поведем.(Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)

В капитаны мы пойдем,

Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)

В вертолетчики пойдем,

вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)

Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.

А мы в летчики пойдем,

Самолеты поведем.

Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.

В комбайнеры мы пойдем

И комбайны поведем.

Мы в пожарные пойдем

И пожар тушить начнем.

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»

Задачи: формировать у детей представление о необходимости труда, расширять знания о трудовых процессах.

Ход игры:

Воспитатель, показывает детям картинку с изображением предмета, характеризующего то или иное действие. Дети должны назвать это действие.

Зачем нужно растение? (Лейка.)

Почему нужно кормить? (Птичка.)

Что нужно мыть? (Тарелка.)

Что нужно чистить? (Ковер.)

Что нужно стирать? (Платье.)

Что нужно гладить? (Рубашка.)

Что нужно печь? (Пирожки.)

Что нужно менять? (Постельное белье.)

Кого нужно купать? (Ребенок.)

Детям старшего дошкольного возраста задают вопросы посложнее.

Зачем засевать поля? (Зерно.)

Зачем сажать? (Картофель.)

Зачем опрыскивать? (Яблоня.)

Зачем покупать в магазине хлеб (молоко, сосиски, фрукты)?

Зачем ремонтировать сломавшуюся игрушку?

Зачем делать еженедельную уборку квартиры?

Зачем ухаживать за своим телом?

«Угадайте, что я делаю?»

Задачи: расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.

Ход игры:

Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавая звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.

Дети угадывают действия.

«Назови профессию».

Задачи: учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими.

Ход игры:

Воспитатель называет машины, транспортные и прочие технические средства, а дети называют профессии людей, которые ими управляют.

Трактор - тракторист.

Машина - шофер.

Экскаватор - экскаваторщик.

Комбайн - комбайнер.

Подъемный кран - крановщик.

Поезд - машинист.

Корабль - капитан.

Самолет -летчик (пилот).

Космический корабль - космонавт.

Пожарная машина -пожарный.

Бульдозер - бульдозерист.

Гоночная машина -гонщик (пилот).

«Угадай профессию».

Задачи: расширять представления детей о профессиях.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметную картинку. Дети называют профессию человека, в труде которого этот предмет используется или является результатом его труда.

Кролик - кроликовод. Поле - полевод.

Теленок - телятница. Гаечный ключ - слесарь.

Овца - овцевод. Ведро и швабра-уборщица.

Олень - оленевод. Билет - кондуктор.

Виноград - виноградарь. Касса - кассир.

Чай - чаевод. Рубанок - столяр.

Хлеб - хлебороб. Краска и кисть -маляр.

Сад - садовод. Мастерок - штукатур.

Цветы - цветовод. Кульман - инженер.

Пчела - пчеловод. Молот и наковальня - кузнец.

Огнетушитель - пожарный. Рыбацкая сеть -рыбак.

Зубоврачебное кресло - стоматолог.Шприц - медсестра.

Электропила - лесоруб. Доильный аппарат -доярка.

«Кому без них не обойтись?»

Задачи: закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.

Ход игры:

Воспитатель называет предмет, а дети - профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.

«Угадай кто это?»

Задачи: формировать представления детей о многих профессиях, учить различать их. Определять, чем они полезны?

Ход игры:

Сказала нить: «Могу Я сшить все, что душе угодно!

Могу - жилет, могу - пальто, могу - костюмчик модный!»

Иголка запротестовала: «И много б ты понашивала,

когда б тебя Я не таскала?

Ты только следуешь за Мной!»

С улыбкой слушал их … (Портной)

Еще до восхода просыпаться привык.

Первым встречает он солнце в дворе:

Чтоб наши улицы были чисты!

Трудится с утра … (Дворник)

Есть палочка у него в руках волшебная,

Через мгновение все машины остановит она!

Вот палочку вверх он быстро поднял

Сразу «Москвич» как вкопанный стал! (Регулировщик)

Где шла сотня косарей - вышло пять богатырей:

Косят, вяжут заодно и молотят на зерно. (Комбайнер)

«Угадай профессию»

Задачи: расширять представление детей о профессии; выяснить о какой профессии идет речь.

Ход игры:

Этот человек - хозяйка замечательного дворца книг. Каждому, кто приедет к ней в гости, она искренне рада. А главное, гости никогда не уйдут от нее с пустыми руками. Она дает им домой интересные книги. Прочитав, их можно обменять на другие. Она всегда поможет маленьким и взрослым читателям найти нужную книгу. (Библиотекарша).

Когда вы голодны и прибегаете на обед в группу, там уже вкусно пахнет. Кто же это так потрудился? Кто приготовил эту вкусное и ароматное блюдо? Это ее любимое занятие, делает она это с большой любовью, потому и еда всем так нравится. Ибо то, что человек делает с удовольствием и любовью, приносит радость не только ей самой, но и всем остальным. Кто это? (Повар).

А этот человек встречает улыбкой своего пациента, быстро прогоняет невыносимую боль, лечит всевозможные болезни. Когда-то в детстве этот человек приходил на помощь больным животным и близким, потому что очень их любил и старался отвергнуть боль. А потом понял, что без этого жить не может, поэтому долго учился и стал (врачом).

Когда вы приходите в детский сад, кругом чистота, уют, свежий воздух. Нигде ни пылинки. Пол вымыт, стекло на окнах такое прозрачное, что его почти не видно. Этот человек очень любит чистоту и выполняет свою работу с удовольствием. У нее к этому большой талант. Чьих это рук работа? (Уборщицы, помощника воспитателя).

«Названия профессии от А до Я»

Задачи: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.

Например: А - агроном; Б – библиотекарь; В - водитель, воспитатель; Д - дворник; М - музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С - сторож, стюардесса, садовник и т.п.

«Что делают этим предметом?»

Задачи: учить детей подбирать слова, указывающие на выполняемое предметом действие и кто использует этот предмет.

Например:

Кисточкой - (что делают?) - Рисуют, (кто?) - Художники, дети.

Ножницами - (что делают?) - Режут, (кто?) - Закройщики, парикмахеры.

Иглой - (что делают?) - Шьют, (кто?) - Швеи, вышивальщицы.

Лопатой - (что делают?) - Копают, (кто?) - Садоводы.

Ручкой - (что делают?) - Пишут, (кто?) - Учителя, писатели, бухгалтеры.

Топором - (что делают?) - Рубят (кто?) - Плотники, лесники.

Термометром - (что делают?) - Измеряют температуру, (кто?) - Врачи, синоптики.

Линейкой - (что делают?) - Измеряют, (кто?) - Инженеры, конструкторы, школьники.

Веником - (что делают?) - Заметают, (кто?) - Дворники и др.

«Что предмет расскажет о себе?»

Задачи : на основе знаний о содержании и особенностях работы взрослых, которые производят вещи и предметы повседневного обихода, учить оценивать ее результаты; воспитывать у детей чувство благодарности тем, кто создал такие необходимые вещи.

Правила игры. Ребенок берет соответствующий предмет и от имени предмета пытается интересно рассказать, что это, из чего сделан, кто его сделал, для чего этот предмет предназначен.

«Что б случилось, если бы не работал

(электрик, водитель, врач и др.)?»

Задачи: подвести детей к пониманию ценностей любого труда людей.

Правила игры. Предложить ребенку пофантазировать на тему «Чтоб случилось, если бы не работал (например ) продавец?».

«Да или нет?»

Задачи: развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры: воспитатель задает провокационные вопросы по теме, например,

Повар делает уколы, так ли это?

Дворнику нужен белый халат, так ли это?

Врач должен подметать двор, так ли это?

Шофер пользуется фонендоскопом, так ли это? и т. п.

«Кто это?»

Задачи: развивать умение определять представителя той или иной профессии по отличительным признакам.

Ход игры: воспитатель описывает представителя какой-либо профессии, дети угадывают кто это, например,

Ходит в белом халате,

На голове - белый колпак,

Без него все ребята останутся голодными, и т. п.

«Кто больше придумает»

Задачи: развивать речь, умение грамотно составлять предложения.

Ход игры: дети придумывают предложения или словосочетания со словами, которые называет воспитатель, например,

Градусник (Надо поставить Мише градусник.)

Горло (У Маши красное горло, и т. п.

«Две команды».

Задачи: учить детей группировать предметы по их свойствам и принадлежностям, развивать способность к классификации, развивать внимание, логическое мышление.

Ход игры : воспитатель выбирает двух детей - представителей определенной профессии (например, врач и повар). На стол выкладываются предметы, связанные с той или иной профессией: половник, градусник, шприц, терка, фанендоскоп, кастрюля, разделочная доска, шпатель и т. д. Детям дается задание выбрать предметы, необходимые в своей профессии. (В игре можно использовать нарисованные изображения предметов.)

«Экскурсия»

Ход игры: Дети садятся на стульчики, поставленные в два ряда, как сиденья в автобусе. На одном стульчике, впереди, сидит «Шофер». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

(Дети ритмично покачиваются. Шофер «крутит руль»)

Светофор: (показывает крупную фотографию)

Посмортите - ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание пред вами?

Отвечайте быстро, сами.

(Что за улица пред вами? Что за памятник пред вами? и т.п.)

Дети: Это Зимний дворец.

Светофор: Свет зеленый зажигаю

Так дети «путешествуют» по городу и возвращаются на улицу.

«Доскажи словечко №2»

Ход игры: Мы в профессии играем

По душе их выбираем,

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее,

Чтоб не просто так мечтать,

А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит,вырастет....(пилотом)

У пилота Боря друг

Красит краской все вокруг.

На окне рисует дождик,

Значит, вырастет...(художник)

У художника сестренка

Петь умеет очень звонко.

Подпевают Насте птицы,

Значит, вырастет...(певица)

У певицы есть соседи -

Близнецы Денис и Федя

Воду варят вечерами,

Значит будут...(поварами)

Повара с Валерой в ссоре,

Он опять о вкусах спорит.

Очень любит он дебаты,

Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.

Той, что вечно в танце кружит,

Ведь красавица Марина

Стать мечтает... (балериной)

Балерина дружит с Дашей.

Даша кормит с ложки кашей

Куклу - капризулю Катю -

Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу

Вместе с мальчиком веселым.

Ян жонглирует мячом,

Значит, будет... (циркачем)

Ян - циркач знаком с Иваном,

Недоверчивым и странным.

Он следит за дядей Дроном

И мечтает стать... (шпионом)

У шпиона есть братишка.

Коля любопытный слишком,

Он наукой увлеченный,

Значит, вырастет... (ученым)

Наш ученый с другом Васей

Плавал дома на матрасе.

Ловко обогнул диван

Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной

Заразили кашей манной.

А потом лечели щами.

Стать хотят они... (врачами)

У врачей есть три подружки -

Наряжаются в подушки.

Галя, Машенька и Вера

По призванью... (модельеры)

Модельеры любят Гошу,

Потому что он хороший.

Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет... (поэт)

У поэта брат - Степашка,

Он весь год учил букашку

Прыгать из стакана в ковшик.

Степа - юный... (дрессировщик)

Дрессировщик с другом Димой

Целый день искали мину.

Дима банку под забором,

Закопал, чтоб стать... (сапером)

У сапера старший брат,

Он всегда помочь всем рад.

Кошек с дерева сниматель,

Лева - будущий... (спасатель)

Наш спасатель ходит парой

С доброй девочкой Тамарой.

Лечит та зверей отваром,

Хочет стать... (ветеренаром)

У ветеринара Томы

Мышки все ушли из дома.

Их найдет, всех опросив,

Тима, местный... (детектив)

Детектив наш на диване

Отыскал заколку Ани.

Аня учит роль Алисы,

Чтобы стать большой.... (актрисой)

Для актрис - аплодисменты

И цветы, и комплименты.

Крикнул Анечке: «Мотор!»

Слава - кино-... (режиссер)

Режиссер театр забросил,

Пол он с Данькой пылесосил.

Окружающий мир дорог

Даньке. Будет он... (эколог)

У эколога сосед

Сколотил сам табурет,

А еще для птичек дом.

Значит, станет.... (столяром)

Был столяр на дне рожденья

У Володи в воскресенье.

Папа Вовке автомат

Подарил, чтоб рос... (солдат)

Все солдаты ходят строем.

Ордена раздал героям

И обратно в бой послал

Рома - храбрый... (генерал)

Генерал в отставку подал,

Ведь его погоны продал

Толя, маленький хитрец -

Подрастает.... (Продавец)

Продавец зимой Олегу

Продал три сугроба снега.

Крепостный Олег лепитель-

Он потомственный... (строитель)

Труд строителя всем нужен,

Нужен всем и вкусный ужин,

Доктор, чтобы всех лечил,

И учитель, чтоб учил.

Летчик нужен, чтоб летать...

Ну а ты кем хочешь стать?

«Кто больше расскажет о профессии».

Задачи: соотносить действия людей с их профессией.

Ход игры: Воспитатель уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие».

Воспитатель:

Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать… А как вы думаете, какая профессия у Оксаны Александровны, которая готовит нам обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей). Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие – то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи…)

А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции).

А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет).

Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.

«Определи по предмету профессию»

Задачи: закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.

Ход игры: Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка, краски, нитки, молоток и т.п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

«Самый главный»

Ход игры: Педагог раздает детям предметные картинки и рассказывает сказку, как спорили представители разных профессий, кто из них самый главный. Дети описывают предмет, изображенный на картинке, по схеме от первого лица и заканчивают свой рассказ словами: «Я самый главный». В конце игры педагог делает вывод о том, что все участники спора нужные и полезные.

«Кто где работает?»

Задачи: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.

Воспитатель – в детском саду;

учитель – в школе;

врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;

повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.

«Кто это знает и умеет?»

Задачи: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.

Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.

Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.

Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.

«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»

Задачи: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.

Ход игры: Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.

«Кто больше назовет действий?» (с мячом)

Задачи: учить детей соотносить действия людей различных профессий.

Ход игры: Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.

«Продолжи предложение»

Задачи : упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.

Ход игры: Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),

Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).

Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)

Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.

«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)

Задачи: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.

Ход игры: Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?

«Нарисуем портрет» (речевой)

Задачи: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.

Ход игры: Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.

Оксана Анатольевна Швец
Дидактические игры на развитие словаря по теме «Профессии»

Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики, и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Реализация образовательной области "Речевое развитие" во всех возрастных группах осуществляется через непосредственную образовательную деятельность, во время совместной деятельности воспитателя с детьми, в игровой деятельности, в ходе режимных моментов, а также через интеграцию данной области с другими образовательными областями.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; подготовка к обучению грамоте.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация, что закономерно, в связи с тем, что совершенствование речевого общения не-возможно без расширения словарного запаса ребенка. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей – одна из важнейших задач воспитания. Уточнение и расширение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.

Но в последние годы стремительно возрастает количество до-школьников с различными нарушениями речи. В том числе и наблюдаются недостатки словарного запаса. Дети не знают значений многих слов, частей предметов, обобщающих понятий, названий детенышей животных, профессий людей. Испытывают значительные трудности при подборе антонимов, синонимов. Наблюдаются также многочисленные лексические замены. И, следователь-но, из-за трудностей в подборе подходящих слов, страдает и связная речь.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство слова-ря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Нужно отметить, что в процессе занятий по развитию словарно-го запаса посредством дидактических игр и лексических упражнений дошкольники обучаются гораздо успешнее тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словесные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Игра «Назови профессию»

Цель: формировать умение образовывать существительные от гла-голов, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет глагол: «Воспиты-вает…» Ребенок продолжает: «Воспитатель».

Копилка слов: Учит - …учитель; строит - …строитель; грузит - …грузчик; сторожит - …сторож; летает - …лётчик; танцует - …танцор; поёт - …певец; продает - …продавец и т. д.

На доске могут быть картинки с изображением людей дан-ных профессий.

Игра «Что чем делают?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; употребление существительных в да-тельном падеже;

Ход игры.

На столе разложены картинки – орудия труда, в перевернутом виде. Дети по очереди берут, называют предмет и рассказывают, что этим предметом можно делать.

Например: ребенок берет картинку – лопата и говорит: «Это лопа-та. Лопатой можно копать».

Игру можно провести в форме лото. Ведущий берет картинку и описывает действия, которые можно выполнить с данным пред-метом, а дети отгадывают: «Этим предметом можно копать (лопа-та). Этим предметом можно строгать доски (рубанок)».

Игра «Кому что нужно для работы?»

Цель: закреплять представления детей о предметах и их использо-вании в трудовых процессах; уточнить и расширить знания о профессиях.

Ход игры.

Дети делятся на две группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

Игра «Исправь Незнайкины ошибки»

Цель: развитие грамматического строя речи; активизация словар-ного запаса; развитие слухового внимания, мышления.

Ход игры.

В гости к детям приходит Незнайка. Говорит, что он был на стройке и много чего видел. Начинает произносить предложения. Дети на слух определяют ошибку и исправляют.

Незнайка: «Пилой забивают гвозди».

Дети: «Молотком забивают гвозди».

Копилка: Кистью пилю дрова. Молотком крашу стены. Плотник ведёт машину. Маляр работает на кране. Самосвал поднимает грузы.

Игра с мячом «Строим дом»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных; развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит: «Построим дом из кирпича, значит какой будет дом?» Ребенок: «Кирпичный дом»

Копилка слов: дом из камня, дом из фанеры, фундамент из бетона, окна из пластика, дверь из дерева, петли из металла, замок из железа и т. д.

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож). Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

Мастер он весьма хороший,

Сделал шкаф нам для прихожей.

Он не плотник, не маляр.

Мебель делает. (столяр)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Гвозди, топоры, пила,

Стружек целая гора.

Это трудится работник -

Делает нам стулья. (плотник)

Игра с мячом «Скажи по-другому»

Цель: уточнение и активизация словаря синонимов.

Ход игры.

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать «слово – приятель» к названному, сказать это слово и бросить мяч обратно воспитателю. Если слово подобрано верно, ребёнок делает шаг вперёд. Вы-игрывает тот, кто быстрее подойдёт к условной линии, на которой находится воспитатель.

Копилка слов: Работа – (труд, дело); дом – (здание, жилище); до-рога – (путь, шоссе); труженик – (рабочий, работник); учитель – (педагог, преподаватель); громадный – (большой, гигантский); трудится – (работать); врач – (доктор, лекарь); летчик – (пилот, швея – (портниха).

Игра с мячом «Всё наоборот»

Цель: уточнение и активизация словаря антонимов.

Ход игры

Воспитатель называет слова и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.

Копилка слов: Одеть - (раздеть, поднял - (опустил, бросить - (поймать, спрятать - (найти,

положить - (убрать, приехал – (уехал, заехал – (выехал, построил – (сломал, вход – (выход, включить – (выключить).

Игра с мячом «Ассоциации»

Цель: учить детей подбирать слова – орудия труда по представле-нию.

Ход игры Воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок называет предмет, который может принадлежать человеку этой профессии и возвращает мяч.

Копилка слов: Дворник– лопата, продавец – касса, врач – фонен-доскоп, повар– кастрюля, маляр – кисть, парикмахер – фен, шо-фер – руль, штукатур – мастерок, художник – холст…

Игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цель: развивать слуховое внимание, мышление, связную речь, актуализировать словарный запас по теме «Профессии».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подумать, кем они хотели бы быть, описать свою профессию так, чтобы другие дети отгадали.

Например:

Ребёнок: Мне нужны такие инструменты: ножницы, расчёска, бритва, фен.

Остальные дети: Ты хочешь быть парикмахером.

Игра «Потерянные инструменты»

Цель: совершенствование грамматического строя речи, предложно-падежное управление.

Воспитатель предлагает ситуацию: будто все присутствующие живут в одном доме и соседу (воспитателю) понадобились какие-либо инструменты и он приходит попросить их у соседей. А инструментов нет.

Ход игры

Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Нужны ножницы (молоток, гвозди)». Ребенок отвечает: «Нет ножниц (молотка, гвоздей)».

Игра «Объясняй-ка»

Цель: развивать грамматический строй речи, словообразование: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям объяснить, из каких слов получились названия профессий.

Копилка слов: рыболов, лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод и т. д.

Игра «Город гномиков»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям представить, что они очутились в городе гномиков. И все предметы там очень маленькие. Можно придумать сказку, сопровождая ее соответствующими картинками:

«Однажды дети в детском саду играли в волшебников. И один мальчик вспомнил волшебные слова из сказки и произнес их, и все дети и воспитатель вдруг попали в город гномиков. Все предметы вокруг были настолько малы, что их можно было не сразу увидеть. Ребята со своим воспитателем решили прогуляться по городку. Идут они осторожно, чтобы не наступить на что-нибудь. Вдруг они увидели дом, похожий на Олин. Но это был вовсе не дом, а крошечный (домик). Подошли они ближе. Заглянули в окна? Нет, это были не окна, а крошечные (окошечки). Рядом с домиком стояла (показ картинки… синенькая скамеечка. Ребята решили присесть на скамеечку и подумать, как же им вернуться в свой большой город. Думали они думали и очень проголодались. И тут они увидели недалеко от домика (показ картинки) … магазинчик.

(Продолжение на своё усмотрение можно придумать самим… Проявите творчество)

тема Профессии. игры

Из опыта работы по ознакомлению с окружающим миром по теме "Профессии людей. Инструменты"

Алдошина Людмила Павловна, воспитатель

1/ Знать обобщающие понятия “Профессии”, “Инструменты”.
2/ Знать названия профессий: водитель (шофер), продавец, воспитатель, няня, учитель, врач (доктор), медсестра, повар, слесарь (сантехник), милиционер, парикмахер, швея (портниха), электрик (монтер), крановщик, маляр, штукатур, строитель, столяр, сапожник, доярка, садовник, тракторист, почтальон, библиотекарь, птичница, каменщик и т.д.
3/Знать названия инструментов и то, какими инструментами пользуются люди разных профессий: портниха – ножницы, иголки, наперсток…, столяр – пила, топор, рубанок, молоток…, садовник – грабли, лопата, тяпка… и т.д.
4/Называть действия, которые выполняют люди разных профессий: воспитывать, водить, собирать, чинить (ремонтировать), учить, лечить, пахать, сеять, сажать, собирать урожай и т.п.
5/Знать место работы: кафе, ресторан, столовая, ателье, фабрика, школа, больница, аптека почта, библиотека, стройка, детский сад и т.д.
6/Называть действия, выполняемые инструментами: шить, пилить, строгать, писать, рубать и т.д.
7/Уметь подбирать определения. Профессия интересная, трудная, нужная. Работа любимая, интересная, легкая. Труд добросовестный, честный, тяжелый.
8/Знать где и кем работают родители.

Цель изучения темы: продолжать расширять представления детей о разнообразных профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.
Дидактические игры.

1. Игры по развитию речи.

1.1. “Оркестр”.

Цель. Развитие слухового внимания, музыкального слуха и упражнения в звуке “р” (закрепление).

Ход игры. Одна группа детей – трубачи, другая – барабанщики, третья – скрипачи. Воспитатель – дирижер. Дети выполняют имитационные движения игры на барабане, трубе, скрипке под знакомый мотив без слов ++: ру-ру-ру (для трубачей), ра-ра-ра (для барабанщиков), ри-ри-ри (для скрипачей). Поупражняв каждую группу отдельно, воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую она указывает палочкой. Дети должны внимательно следить за ее указаниями. Когда воспитатель взмахивает обеими руками, играют все вместе, стараясь не сбиться (3-4 песенки). Можно использовать музыкальные загадки: 3-4 детей задумывают песенку, играют на своих “инструментах”, остальные угадывают ее.

1.2. “Чудесный сундучок” (чудесная коробочка или мешочек).

Цель. Запомнить, какими инструментами пользуются люди разных профессий в своей работе.

Ход игры. Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что он чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит, только надо сказать такие слова: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок!”. Дети по очереди вынимают из сундучка картинки или настоящие предметы, показывают всем и четко называют их.

Методические указания: Следить, чтобы дети произносили слова достаточно громко и четко произносили звуки.

1.3. “Что для чего”.

Цель. Развивать логическое мышление, закрепить знания о предметах труда, упражнять в произношении фраз из 3-4 слов.

Ход игры. Детям даются игрушечные инструменты или картинки, их изображения и дошкольники отвечают на вопрос: “Для чего они нужны?”. Например: Иголка, чтобы шить одежду. Топор, чтобы рубить дрова и т.д.

1.4. “Кто чем занимается”.

Цель. Закрепить названия действий, совершаемых людьми разных профессий.

Ход игры. Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар… (варит еду), врач… (лечит людей), учитель… (учит детей), строитель… (строит дома), художник… (рисует картины), пианист…(играет на пианино), писатель…(пишет книги), портниха…(шьет одежду), прачка…(стирает одежду), уборщица…(моет полы), продавец…(продает товар), фотограф…(фотографирует людей), воспитательница…(воспитывает детей), ткачиха…(ткет ткани), машинист…(ведет поезд), контролер…(проверяет билеты), машинистка…(печатает на машинке) и т.д.

1.5. “Кому что нужно”. (“Что кому”).

Цель. Знать название предметов труда и их назначение. Упражнять детей в произношении фраз из 4-6 слов.

Ход игры. Воспитатель вывешивает предметные картинки с изображением инструментов и спрашивает: “Что это? Кому и для чего нужен этот предмет?”. Дети отвечают на эти вопросы.

1.6. “Подскажи словечко”. (“Добавлялки”).

Цель. Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры. Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска). ПоповС.А.

С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел). Деляну Ливиу

Бежит за иголкой торопливая нить
Я все что угодно могу себе… (сшить). Деляну Ливиу

Не трудно самой мне заштопать носок
Карман починить, обметать… (поясок). Деляну Ливиу

В нем пудов, наверно, тыща!
Тяжеленный… (молотище).
Я не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками.
Уходят очень милые –
Веселые и гладкие.
Значит я надежный друг,
Электрический… (утюг).

В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут
Золотых, стальных. Алмазных
Нет священней слова … (труд). Брюсов В.

В небо синее пилот поднимает… (самолет). Степанов В.

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок). Демченко Г.

Рубанок в руки – работа другая:
Сучки, закорючки рубанком… (строгаем). Маяковский В.

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос). Баруздин С.

Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом). Баруздин С.

Ходит кран подъемный – огромной высоты
Подает на крышу железные… (листы). Баруздин С.

Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы). Баруздин С.

Надо хлеба нам купить иль подарок подарить –
Сумку мы с тобой берем и на улицу идем.
Мы проходим вдоль витрин и заходим в… (магазин).

Ну, а в этом магазине крендель, булки на витрине,
С отрубями хлеб лечебный. Магазин зовется… (хлебный). Нищева Н.

Каждый день газету в дом нам приносит... (почтальон).
Семь молодцов удалых косцов косы точили, траву... (косили).
На глазах у детворы крышу красят... (маляры).
Доски на гору везем, будем строить новый... (дом)
Кукол я лечу с утра. Я сегодня... (медсестра). Шигаев Ю.

Красить комнаты пора. Пригласили... (маляра). Баруздин С.

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц... (дрессировать).
Ир-ир-ир-мой папа...(командир).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий... (матрос).
Не пила и не спала, грызла дерево... (пила).
Шьёт, зашивает и колется колко остроносая... (иголка).

1.7. “Меткое слово”.

Цель. Развиваем логическое мышление, учим детей понимать и объяснять смысл поговорок, пословиц, а также употреблять их в своей речи, проводим работу над дикцией.

Ход игры. Дети не только учат пословицы и поговорки о труде, но и отвечают на вопросы по их тексту, стараются объяснить, почему так говорят.

Скучен день до вечера, когда делать нечего. Судят не по словам, а по делам. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. Сделал дело, гуляй смело. Делу время, а потехе час. Работа делает человека счастливым и красивым. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Кто в работе впереди, у того орден на груди. Жизнь дана на добрые дела. Мастера по работе видно. Терпение и труд всё перетрут. Терпенье даёт уменье. Любой труд почётен. Дело мастера боится. Встань рано, вразумись здраво, исполни прилежно. Хорошее начало полдела откачало. Коси, коса, пока роса, роса – долой и ты домой. Семь раз отмерь, один отрежь. Для доброго Федота не тягостна работа. Почёт и труд рядом живут. Труд человека кормит, а лень портит. Землю красит солнце, человека – труд. Пчела мала, а и та работает. Где хотенье да терпенье, там и уменье. В детстве не научишься, всю жизнь намучишься. Делано наспех – сделано на смех. Сделанное дело кажется самым легким. Лень хуже болезни. Тяжко тому жить, кто от работы бежит. Была бы охота – наладится всякая работа. Не спеши языком, торопись делом. Потрудишься, так и хлеба поешь. Работай до поту, так и поешь в охоту. Нет скуки, коль заняты руки. Сегодняшней работы на завтра не откладывай. Счастье в воздухе не вьётся, а трудом достаётся. Красна птица перьем, а человек уменьем. При работе и год бежит, при безделье и час ползёт. Уменье пить – есть не просит, а само кормит. Дерево смотрят в плодах, а человека – в делах. Первый враг лентяя – работа. Счастье человека в труде. Ленивые руки не родня умной голове. Труд людей объединяет. Хорошее дело два века живёт. Руку протянешь, так и ложку достанешь. Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет. Счастье тому бывает, кто в труде да в уменье ума набирает. Не учи безделью, учи рукоделию. Гуляй, да дела не забывай. Меньше слов, да больше дела. Под лежачий камень вода не течёт. Было бы начало, а конец будет. Была бы охота, наладится всякая работа. Глаза страшат, а руки делают. Лёжа хлеба не добудешь. Кто за всё берётся, тому ничего не даётся. Конец делу венец. Не куёт железо молот, куёт кузнец. Цыплят по осени считают. Трудом Родину славим, трудом украшаем. Пашню пашут, руками не машут. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Всякое дело концом хорошо.

1.8. “Фонетическая зарядка”.

Ход игры. Дети произносят за воспитателем звукосочетания, изображающие действия предметов труда, звучание машин.

“Воет” зубоврачебная машина: в-в-в... Чикают ножницы: чик-чик-чик... Стучит молоток: тук-тук-тук... Жужжит сверло: з-з-з... Визжит пила: вжик-вжик-вжик... Колокольчик звенит: динь-динь-динь... Дудочка дудит: ду-ду-ду... Стучит барабан: бам-бам-бам... Стучат колёса: тра-та-та, тра-та-та, тра-та-та... Гудит мотоцикл: др-др-др... Сигналит машина: би-би-би... Поют песенку: ля-ля-ля.

1.9. “Произнеси правильно”.

Цель. Формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, развитие памяти.

Ход игры. Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, загадки, проследить, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки; короткие фразы говорить на одном выдохе. Обратить внимание, чтобы ребёнок не только правильно произносил отрабатываемые звуки, отчётливо называл слова, но и воспроизводил слоги.

Сено Сене Костя косит. В сени сено Сеня носит. Сеня вёз воз сена. Щипцы да клещи – вот наши вещи. У лентяя Федорки – всегда отговорки. Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор. Топоры остры до поры. До поры остры топоры. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. Сшит колпак не по-колпаковски, его нужно переколпаковать, перевыколпаковать... В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Сын Сени наносил стог сена. Водовоз вёз воду из водопровода. Косит косец, а зайчишка косит. Старый сторож Том сторожит дом. Ткёт ткач ткани на платье Тане. Сшила Саша Сашке шапку. Старичок, старичок, почини мне каблучок. Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку. Мама нянчит Надю с Ниной. Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу. Проконопать лодку паклей, не протечёт ни капли. В поле Поля-Полюшка. Полет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если полет поле Поля. Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет. (Степанов В.) Петя-булочник, испеки ситничек, булку и ватрушку, саечку и плюшку. На дворе дрова топорами рубят, раз дрова, два дрова, три дрова. Тит, да ты тут? Ай да детина Тит, айда, Тит, удить. На дворе дрова топорами рубят два дровосека, два дроворуба, два дровокола на дворе дрова топорами рубили. Дитя у няни нюнит нюни, но оная няня юна – не унять няне дитяти. Трубач любил свою трубу, в неё трубил он: ду-ду-ду... С балки упали палки, палки упали с балки. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Рано, рано мы встаем, Пекли блины румяные,
Громко сторожа зовем: Румяные, горячие.
Сторож, сторож, поскорей Пекли блины румяные,
Выходи кормить зверей. Румяные, горячие.

Шила шубку, Я и мама, мы вдвоём
Шила юбку, Управляемся с бельём
Шила шапку,
Шила тапку! Юрий будет дельным
Хороша швея Наташа! Юнгой корабельным.

2. Игры на развитие мелкой моторики.

2.1. “Строим дом”.

Ход игры. Дети приседают и, постукивая одним кулачком о другой, проговаривают слова.

А ну-ка, веселее ударим молотком,
Покрепче, посильнее мы гвоздики забьём!

Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

2.2. “Барабанщики”.

Ход игры. Вытянуть указательные пальцы обеих рук вперед и стучать ими поочередно, как барабанными палочками, вверх вниз, остальные пальчики сжаты в кулачки.

Бум-бум, бам-бам, бам-бам, барабаним в барабан.

2.3. “Состязание барабанщиков”.

Ход игры. Игроки, постукивая пальцами правой руки под столом, выбивают по очереди определенный ритм, показанный воспитателем. Если они делают это правильно, то получают фишку. Выигрывает состязание тот, кто получил больше всех фишек. Начальный ритм могут выбирать и сами игроки, без показа воспитателем.

2.4. “Грабли”.

Ход игры. Руки вытянуты перед собой, ладони смотрят вниз, пальцы полусогнуты, изображают грабли. Дети как бы подгребают к себе мусор.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

2.5. “Строим домик для зверей”.

Ход игры. Воспитатель объясняет, что домик для зверей будем строить из досок. Доски надо распилить. Дети встают по двое, взявшись за руки, крест на крест. “Пилят”: с-с-с-с... (язычок надо крепко держать за нижними зубами). Если пила будет сильно пилить, то она звенит: з-з-з-з...

Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с-с... (делают медленные движения)
З-з-з-з... (движения ускоряются).
В нём серый зайка будет жить,
И с нами будет он дружить.

2.6. “Балерины”.

Ход игры. Обе ладони на столе; подушечки пальцев сильно прижаты к столу, ладони подняты (как будто балерины встают на носочки). Сопровождающая речь: Раз! Два! Три!

2.7. “Маляр”.

Ход игры. Превращаем в кисть правую (левую) руку. Пальцы – волосы кисти, они мягкие и упругие. Макаем кисть в краску и плавными, широкими движениями красим сверху вниз, слева направо, по косой, стараясь не пропустить ни одного участка стены. Когда рука устанет, превращаем в кисть другую руку.

2.8. “Мы построим новый дом”.

Ход игры. На слова первой строчки стихотворения строим из пальцев дом: ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон). На слова второй строчки делаем из двух рук топор, рубим деревья (брёвна). На слова третьей и четвертой строчки, сразу на двух руках, загибаем поочередно пальцы, начиная с большого и кончая мизинцем. На слово “замазку” сгибаем и разгибаем пальцы обеих рук. На последней строчке ладонь кладем на ладонь снизу вверх, как бы накладывая кирпич на кирпич.

Чтобы дом построить новый,
Запасают тёс дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.

3. Игровые упражнения, направленные на развитие способности сочетать речь с движением.

3.1. “Пильщики (пила)”.

Ход игры. Дети строятся парами друг против друга. Каждые двое подают друг другу правую руку и начинают пилить руками взад и вперед, произнося при этом слова.

1). Завизжала пила,
Зажужжала, как пчела:
Ж-ж-ж-ж...
Треснула и стала,
Начинай сначала!

2). Запилила пила,
Отпилила кусок,
Наскочила на сучок,
Лопнула и стала,
Начинай сначала!

После слов “Треснула и стала” дети разрывают руки, изображая сломанную пилу. Можно ввести рабочего, который приходит чинить пилы; он соединяет руки каждой пары вместе, и игра продолжается.

3.2. “Музыканты”.

1. Мы музыканты,
Вот нас сколько!
(Дети шагают на месте)
Мы сыграем польку для друзей.

2. Бум-бум-бум
В барабаны бей!
(Дети прячут все пальцы, кроме указательных, в кулачки)
Бум-бум-бум,
(Вытягивают руки вперед и стучат указательными пальцами вверх вниз)
Ну-ка, кто сильней!

3. Ду-ду-ду-
(Дети поднимают голову вперед и вверх и изображают пальцами дудочку)
Гудки гудят,
Ду-ду-ду-
Зовут ребят!

4. Эй, вы, звоночки,
(Дети поднимают руки вверх, трясут кистями, изображая звоночки)
Зазвоните,
Весело звоните
Динь-ли-день!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста