Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года. Дидактические игры для младшей группы детского сада на тему: «Времена года» Дидактическая игра времена года подготовительная группа

Ирина Ионова

Дидактическая игра «Времена года »

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года »

Дидактическая игра «Времена года » имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) .

Дидактическая игра многофункциональна . Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года » является :

Формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени , каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

Выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

Активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

Воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года »

Вариант 1. Игра «Волшебный мешочек.»

Задачи :

Развивать память,

Расширять словарный запас,

Внимание,

Логическое мышление,

Закреплять знания детей об окружающим мире.

Ход игры : На игровом поле изображены четыре времени года . Играющих от 2 до 4 детей , каждый выбирает себе определенное время года и сообщает о своем выборе другим игрокам. Затем вносится волшебный мешочек и предлагается детям достать из него тот предмет который относится к выбранному времени года , основываясь на своих тактильный ощущений. Играющие по очереди засовывают руку мешочек и на ощупь берут нужный для себя предмет

Материалы для изготовления игры : Игровое поле с временами года , волшебный мешочек и предметы относящиеся к временам года .

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или как мы сделали аппликацию. Такой диск будет символизировать «Круглый год» .

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года » , можно использовать стихи и загадки :

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листовою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я. (Осень) .

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня. (Зима) .

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)



Публикации по теме:

Анонс: Дети дошкольного возраста очень хорошо запоминают если информация яркая, красочная, поэтому в своей работе использую игры изготовленные.

Дидактическая игра лото "Времена года: лето и осень". младший возраст Задачи: 1. Дидактические: - познакомить детей с признаками осени,.

Дидактическая игра-макет «Дерево. «Времена года» Катаева М. С., Погожева Е. В. Уважаемые коллеги, мы разработали и внедрили в практике программу.

Уважаемые коллеги предлагаю вам свой вариант макета "Времена года". Я много видела различных макетов, все замечательные и вот я загорелась.

Изучению времен года и их особенностям поможет дидактическая игра "Времена года". Заключается она в том, чтобы разложить карточки с картинками,.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Увидев на нашем сайте дерево «Времена года», я решила сделать для своих малышей дидактическую игру с таким.

Для детей 4-5 лет

Знать времена года и называть их в определенной последовательности;

Находить, соответствующие данному времени года картинки;

Оживлять композицию фигурными карточками;

Развивать зрительную память, внимание, речь;

Любить природу в разное время года.

Учить определять время года по его характерным признакам;

Закреплять знания детей и представления об особенностях каждого времени года;

Упражнять детей в составлении короткого рассказа: «Что изображено на картинке и когда это бывает»;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Учить наблюдать и видеть взаимосвязь явлений в природе.

Материалы:

Картины, а их четыре, с изображением дерева в разное время года;

Фигурные карточки с изображениями характерными признаками того или иного времени года.

1. Игра «Выбери и объясни!»

Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.

2. Игра «Что не так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода.

Рано солнышко встает.

Днем и греет, и печет,

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо, Землянику поспевай,

Не ленись, до собирай.

Ответ (лето).

Расчудесная погода

Улыбается природа!

Изумрудная пора

Рада, рада детвора!

Солнышко румяное,

Утречко туманное.

Ответ (лето).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ (осенью).

Несу я урожай, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек, я.

Ответ (осень).

Дел у меня немало-я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, а зовут меня.

Ответ (зима).

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла.

Ответ (весна).

Приложения к работе можно .

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста "Времена года"

Супрунова Любовь Владимировна, воспитатель МБДОУ ГДС "Сказка" п. Городище,Волгоградская обл.
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года.
Задачи:
- учить устанавливать временные представления между осенними месяцами,зимними месяцами, весенними месяцами и летними месяцами.
- развивать кругозор, познавательные способности,внимание и сообразительность детей;
- закрепить представление детей о характерных особенностях разных времен года;названий месяцев их последовательности и принадлежности к определённому времени года;
Оборудование:картон синего,зеленого, красного и желтого цветов формата А4;карточки с цифрами от 1 до12.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года.
1.Белые шапки надели дома,
Холодно им - наступила...(зима)

2.Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня...(весна)

3.Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я...(лето)

4.Несу я урожаи, и поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, да деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я...(осень)
Детям задаются вопросы:
- Сколько времён года?
- Назовите характерные особенности каждого времени года.
- Каким цветом мы можем разукрасить каждое время года? (зима-синий,весна-зелёный,лето-красный,жёлтый-осень.)
- Сколько месяцев в году?
- Назовите месяцы по порядку.
- По сколько месяцев у каждого времени года?
- Назовите зимние месяцы,(летние,весенние, осенние).
- А можно ли месяцы переставить местами? Почему?
Задание: разложите карточки с цифрами так,чтобы они соответствовали временам года.

Дети раскладывают карточки, работая в парах. Затем меняются местами и идёт взаимопроверка.


- Ребята, а какие вы знаете литературные произведения, где можно встретить все четыре времени года?
(Ответы детей: К.Д. Ушинский "Четыре желания.", С. Маршак "Двенадцать месяцев.")
- Сейчас я вам прочитаю приговорки, а вы должны угадать, что из этого бывает только летом,только зимой, а что в разное время года .
Гром гремучий,
Тресни тучи,
Дай дождя с небесной кручи!(летом)

Ветер -ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу!(зимой, летом,весной,осенью)

Земелюшка добра,
Вырасти гриба-
Во бору грибового,
Во бору борового.(летом,осенью)

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты подожди!
Выйди, выйди солнышко,
Золотое донышко! (весной,летом,осенью)

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
На берёзовой ветке!(летом)

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (зимой)
А сейчас я предлагаю вам творческое задание
- Разукрасьте рисунок так, чтобы было понятно какое время года изображено на рисунке


Пока дети разукрашивают, звучит музыка Чайкавского П. И. "Времена года"


3. Е. АГРАНОВИЧ
ВРЕМЕНА ГОДА






Художник Е. М. Воробьева

Агранович 3. Е.

А251 Времена года. Наглядно-дидактическое пособие для занятий по развитию речи с дошкольниками с использованием фланелеграфа / Худ. Е.М. Воробье-ва. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. — 8 с. вкл.

18ВМ 5-89814-102-2

Пособие включает методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа. Реко-мендуется для занятий по развитию речи (составление описательных и срав-нительных рассказов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях — массовых и компенсирующего вида, — а также для индивидуальных домашних занятий и игр с детьми. Та-кие занятия будут способствовать расширению и уточнению представлений дошкольников о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в жи-вой и неживой природе, помогут активизировать речевую деятельность.

УДК 376.3 373.2 ББК74.3 74.102я Санкт-Петербург:< ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2003
^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Предлагаемое пособие рекомендуется для занятий по разви-тию речи (составление описательных и сравнительных расска-зов) с детьми среднего и старшего дошкольного возраста в до-школьных образовательных учреждениях — как массовых, так и компенсирующего вида. Советуем также родителям использо-вать его в индивидуальных занятиях и играх с детьми. Такие занятия будут способствовать уточнению и расширению пред-ставлений дошкольников о временах года, о сезонных измене-ниях, происходящих в живой и неживой природе, развитию связной речи.

Пособие включает настоящие методические рекомендации с приложением подборки загадок о временах года и четырех цветных сюжетных картин (образцов) по данной теме, а также 8 листов разрезного материала для фланелеграфа.

Учить ребенка рассказывать — значит формировать его связ-ную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу рече-вого развития детей дошкольного возраста.

Речь ребенка развивается в единстве с формированием мыш-ления. Средний и особенно старший дошкольный возраст — это период значительных изменений в мышлении: расширяется кругозор ребенка, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения; ребенок начинает глубже осознавать связи между различными явлениями и предметами окружающего мира, что сказывается и на его речи — речь ста-новится более связной.

Учеными установлено, что в дошкольном возрасте дети легче осваивают правильное построение отдельных предложений, но испытывают значительные трудности при овладении различ-ными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Малыш 4—5 лет, не закончив одной части высказывания, мо-жет перейти к другой, с совершенно новым содержанием; смыс-ловые связи между фразами в его речи или слабо выражены, или совсем отсутствуют. Хотя дети в общем успешно передают пространственную и временную последовательность событий, которая определяет объединение отдельных фраз в целое вы сказывание, умение отражать в рассказах различные виды свя-зей, выделять и объяснять взаимную зависимость предметов и явлений у них надо целенаправленно формировать. При этом важно учить ребенка строить свою речь таким образом, чтобы она была понятна слушателю, т. е. воспитывать ориентировку на слушателя.

В дошкольном возрасте дети еще только начинают овладе-вать монологической речью, поэтому нуждаются в своевремен-ной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. Обучая ребенка рассказыванию, т. е. самостоятельному связно-му и последовательному изложению своих мыслей, педагог по-могает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы произношения. Выполнение дошкольниками заданий по рассказыванию интенсифицирует процесс овладе-ния языковыми средствами, способствует совершенствованию всех сторон речи — лексической, грамматической, фонетичес-кой.

Наибольшие затруднения обучение связной монологической речи вызывает у дошкольников с речевой патологией (общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития различной этиологии). Монологическая речь данной категории детей ха-рактеризуется рядом типичных недостатков: бедностью слова-ря (малым количеством обобщающих понятий, преобладанием глаголов и существительных и недостаточным количеством прилагательных, наречий); неточностью понимания значений слов и неправильным словоупотреблением; пропуском смысло-вых звеньев; нарушением логической последовательности пове-ствования; длительными паузами; большим количеством оши-бок в построении предложения и согласовании его членов (так называемые падежные и предложные аграмматизмы).

Рассказ-описание для детей с тяжелой речевой патологией практически недоступен. Они обычно ограничиваются перечис-лением отдельных предметов и действующих лиц на сюжетной картинке. Некоторые дети способны лишь отвечать на вопросы.

У данной категории детей отмечается также значительное сни-жение речевой активности, что обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.

Обучение рассказыванию занимает важное место в общей си-стеме логопедической работы и проводится в соответствии с ин-дивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляе-мость, недостаточную переключаемость, логопед при построе-нии занятий соответствующим образом подбирает речевой ма-териал, создает такие ситуации, которые актуализируют по-требность ребенка в речевых высказываниях.

Таким образом, овладение связными формами высказыва-ний (особенно в случаях речевой патологии) — сложный и дли-тельный процесс, требующий умелого педагогического воздей-ствия и руководства.

Важную роль в занятиях с детьми (как имеющими нормаль-ное речевое развитие, так и логопатами) играет наглядность; она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи. С. Рубинштейн, А. Леушина, Д. Эльконин, Л. Вы-готский считали, что рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует возникновению у детей желания называть ха-рактерные признаки представленных на них объектов, расска-зывать о них; при этом большое значение имеет расположение элементов схемы, рисунка и т. д.; оно должно облегчить процесс последовательного развернутого высказывания. Практические действия с предметами, иллюстрациями, схемами, выполняе-мые самим ребенком, способствуют уточнению и формированию у него различных лексико-грамматических категорий, разви-тию логического мышления.

На занятиях по развитию речи часто используется фланелеграф. Любая картинка на фланелеграфе как бы оживает, пред-меты можно обыгрывать. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную по-требность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. Подобная сме-на видов деятельности с включением двигательного анализато-ра активизирует внимание детей, поддерживает интерес к за-нятию.

С помощью фланелеграфа можно подвести ребенка к пони-манию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием фла-нелеграфа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню рече-вого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше воз-можности самостоятельно действовать с картиной. Фланелеграф позволяет использовать при восприятии сюжетной карти-ны двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наибо-лее активизирующему речевую деятельность детей. -

Таким образом, использование наглядно-дидактического по-собия для фланелеграфа «Времена года» поможет реализации сразу четырех задач, стоящих перед логопедом, воспитателем, родителями:


  1. обогащение словаря ребенка и формирование у него грам-матических категорий;

  2. развитие связной речи в процессе обучения рассказыва-нию;

  1. развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

  2. формирование пространственно-временных представле-ний.

Работа по обучению рассказыванию (составление расска-зов-описаний и сравнительных рассказов) состоит из двух эта-пов:

  • подготовительного, цель которого — познакомить детей с содержанием картины, уточнить и расширить словарь, научить
    понимать последовательность изображенных на картине собы-тий, установить причинно-следственные связи между предме-тами и явлениями;

  • основного, цель которого — научить детей составлять рас-сказ (развернутость рассказа будет зависеть от уровня речевого
    развития и этапа обучения).

Процессу обучения детей различным видам рассказывания предшествует большая работа по сравнению отдельных предме-тов и явлений.

Взрослый может предложить ребенку в качестве помощи план рассказа. Например:

«Зима»

  1. Какое время изображено на картинке?

  2. Назови первые приметы этого времени года в природе.

  3. Назови зимние месяцы.

  4. Назови признаки зимы.

  5. Расскажи о жизни птиц и зверей зимой.

  6. Назови зимние забавы и развлечения.

Ребенок сам может сложить картинку, соответствующую оп-ределенному времени года, расположив детали не только по предложенному образцу (см. образцы сюжетных картин на цветной вкладке), но и по своему замыслу, и составить по этой картинке или по ее части рассказ. Это повышает его заинтересо-ванность в выполнении задания, стимулирует речевую актив-ность и произвольное внимание.

В процессе занятия дети отгадывают загадки, сравнивают предметы и явления, слушают и заучивают стихи — все это спо-собствует развитию мышления, памяти, внимания.

Для развития психических процессов можно предложить также следующие игры.

«Чего не стало?» Взрослый убирает какую-нибудь сущест-венную деталь картины, а ребенок называет исчезнувший пред-мет.

«Что изменилось?» Взрослый меняет местами какие-нибудь существенные детали картины, а ребенок говорит, что измени-лось.

Примечание. При выполнении этих заданий ребенок не должен видеть манипуляций взрослого.

«Нелепицы». Взрослый составляет из деталей игры различ-ные нелепые картинки, а ребенок говорит, что неправильно, и исправляет картинку на фланелеграфе (например: летом дети катаются на лыжах, грибы растут на дереве, и т. д.).

Формирование пространственно-временных представлений нередко вызывает значительные трудности, особенно у детей-логопатов. Между тем недостаточная сформированность этих мыслительных категорий в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма, что подтверждается ре-зультатами обследований младших школьников, имеющих та-кие нарушения. Действия с пособием помогут детям усвоить та-кие понятия, как верх низ, вправо влево, перед за по-сле между, над под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность).

^ КАК ПОДГОТОВИТЬ

ПОСОБИЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

  1. На лист плотного картона или оргалита (размер произ-вольный) натянуть однотонную фланелевую ткань или кусок
    коврового покрытия.

  2. Вырезать все детали пособия по контуру.

  3. На обратную сторону каждой детали наклеить кусочекбархатной бумаги (ворсом наружу) или «липучки».

Подготовленные таким образом детали будут хорошо дер-жаться на фланелеграфе, в то же время их легко снимать и пе-редвигать.
ЛИТЕРАТУРА

  1. Жукова Н.С., Масткжова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоле-ние ОНР у дошкольников. — М. : Просвещение, 1990.

  2. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Се-ливерстова. — М.: Просвещение, 1981.

  3. Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском са-ду. — М.: Просвещение, 1978.

  4. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопеди-ческих занятиях. — М.: Просвещение, 1990.

  5. Савченко А. Фланелеграф на занятиях по развитию речи// Дошкольное воспитание, 1976, № 2.

  6. Соломенникова Л. Об использовании наглядности дляформирования связной монологической речи // Дошколь-ное воспитание, 1999, № 4.


На вкладке — образцы сюжетных картин: Осень. Зима. Весна. Лето.
ЗАГАДКИ

Летом гуляет, зимой отдыхает.

(Медведь)


Всех перелетных

Птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач)


Снег на полях. Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает?

(Зимой)


Что за чудо-красота! Расписные ворота показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.

(Заяц)


Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...

(снегири)


Лежал, лежал, да в речку побежал.

(Снег)


Бел, да не сахар Ног нет, а идет

(Снег)


Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)


Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает.

(Дерево)


Меня не растили, из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза — угольки, руки — сучки. Холодная, большая, кто я такая?

(Снежная баба)


Без рук, без ног, а рисовать умеет.

(Мороз)


Быстрый прыжок, теплый пушок, красный глазок.

(Заяц )


Под кочкою крошка, только шляпка да ножка.

(Гриб)


Зимой и летом одним цветом.

(Елка)


Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Когда это бывает?

(Осенью




Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год.

(Елка)

А.Рождественская


Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)


Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает. Когда это бывает?

(Летом)


Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе.

(Облака)


Тает снежок. Ожил лужок. День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)


Бродит одиноко огненное око. Всюду, где бывает, взглядом согревает.

(Солнце)


Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются.

(Дождь) Л. Ульяницкая


По небесам оравою бредут мешки дырявые. И бывает иногда: из мешков течет вода. Спрячемся получше от дырявой...

(тучи)


Синенька шуба покрыла весь мир.

(Небо)


Кручу, урчу,

Знать никого не хочу.

(Вьюга)


У нас под крышей гвоздь висит. Солнце взойдет — гвоздь упадет.

(Сосулька)


Оно как синее стекло: скользко, весело,светло.

(Лед)


Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шапкой

С бархатной подкладкой.

(Гриб)

П.Расс-Серебряная


Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел.(Бабочка)

























Учебное издание

Зоя Евгеньевна АГРАНОВИЧ

^ ВРЕМЕНА ГОДА

Наглядно-дидактическое пособие

для занятий по развитию речи с дошкольниками

с использованием фланелеграфа

Дидактическая игра:

«ЧЕТЫРЕ ВРЕМЕНИ ГОДА»

Выполнила: Гридневская Е.В.,

МДОБУ детский сад №23 «Солнышко»

г. Белорецк Республики Башкортостан

Пояснительная записка

Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений. Но если ребёнок учится только на собственном опыте, его знания бывают неполные. Для уточнения, закрепления и приведения знаний в систему используют дидактические игры.

Дидактическая игра - это бесценный источник знаний для детей. Ребенок учится сравнивать, находить закономерности. У него развивается память, наблюдательность, связная речь, интерес к окружающему миру. Изучение времен года - одно из направлений формирования временных представлений у детей.

Дидактическая игра «Четыре времени года» знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Рекомендуется данная игра с младшего дошкольного возраста. Игра может использоваться на подгрупповых и индивидуальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, на коррекционных занятиях и в самостоятельной деятельности детей.

Цель игры: Формирование представлений у детей о временах года, о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.

Описание игры

Дидактическая игра «Четыре времени года» состоит из набора карточек, которые отражают изменения в природе и жизни человека в разное время года и четырёх плоскостных кукол, которые соответственно обозначают четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Карточки можно использовать как в работе за столом, так и на магнитной доске. Изображения на карточках отражают основные особенности сезонов: «погода», «растительный мир», «животный мир», «деятельность человека», «явления природы».

Варианты игры

Дидактическая игра "Приметы зимы"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах зимы, обучать составлению сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

Ход игры:

Воспитатель спрашивает: "Какое сейчас время года? Почему вы думаете, что сейчас зима. Назовите приметы зимы". Дети по очереди называют приметы зимы и выставляют на доску соответствующую карточку с изображением названной приметы, составляя предложение. Например: "Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег".

Дидактическая игра « Составь рассказ о весне»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: побуждать детей к составлению рассказа об этом времени года; формировать у детей эстетическое отношение к природе, умению погружаться в мир природы, её образов, цветов; учить рассказывать связно, полно, четко выстраивать композицию рассказа.

Ход игры:

На доске выставляются карточки, которые соответствуют признакам весны, воспитатель предлагает составить небольшой связный рассказ о весне. Сначала воспитатель даёт примерный образец рассказа.

Дидактическая игра « Четыре времени года»

(старший дошкольный возраст)

Задачи: закрепить знания детей о последовательности времён года.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выставить последовательно на магнитной доске кукол, обозначающих времена года. Воспитатель зачитывает рассказ «Четыре сестры» (автор Елена Глызь):

«Жили - были четыре сестрицы: Зима, Весна, Лето и Осень, четыре родных дочери Матери-Природы. Каждая из них была по-своему прекрасна.

Зима была самой гордой из сестер. У нее были длинные белые волосы, которые расчесывала вьюга, а белое платье ее было расшито хрустальными снежинками. Она была прекрасна, как ледяная статуя, и горда тем, что великолепнее её не было во всём свете.

Весна же была совсем не похожа на свою старшую сестру. Она была так юна, что всё вокруг неё расцветало. Она украшала своё ярко- зеленое платье цветами, а в волосы вплетала южный тёплый ветер и пела вместе с птицами.

Весёлой и ласковой была сестрица Лето. Она согревала всех своим теплом, светом и яркими красками.

Самой печальной из всех сестёр была Осень. Она часто грустила, глядя своими синими глазами в небо, и часто плакала, посылая на землю дождь».

Дидактическая игра "Когда это бывает?

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить представления детей о временах года: лето, осень, зима, весна; вспомнить признаки этих времен года, находить признаки этих времён года на карточках.

Ход игры:

На доске прикреплены куклы, обозначающие времена года. Детям раздаются

карточки с изображением людей, животных, деревьев в разные сезоны. Дети

должны разложить карточки соответственно времени года и рассказать, почему они так сделали.

Дидактическая игра "Какое время года?"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: учить детей соотносить описание природы в загадках с определением времени года; развивать слуховое внимание;

с помощь поэтического слова, показать красоту различных времен года,

разнообразие сезонных явлений.

Ход игры:

Воспитатель загадывает детям загадки о временах года, дети отгадывают и показывают соответственно ту куклу, которая подходит к данному времени года, например:

Четыре раза в год они

Земли наряд меняют пёстрый.

Бегут, бегут за днями дни,

Приходят и уходят сёстры. (Зима, Весна, лето, Осень)

Тётушка крутая, белая, седая,
В мешке стужу везёт,
На земле холод трясёт. (Зима)

Кто, угадай-ка? Седая хозяйка,

Тряхнёт перинки, над миром пушинки. (Зима)

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,
Шьёт пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)

Я раскрываю почки в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня... (Весна)

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В улей пчела первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я... (Осень)

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Осенью)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,
Я реки согреваю, "купайтесь!" - приглашаю.
И любите за это вы все меня, я... (Лето)

Песен полон лес и крика,
Брызжет соком земляника,
Дети плещутся в реке,
Пляшут пчелки на цветке.
Как зовётся время это?
Угадать нетрудно …(Лето)

Солнце печёт, липа цветёт,

Рожь поспевает, когда это бывает? (Летом)

Дидактическое упражнение "Подбери признаки"

(старший дошкольный возраст)

Задачи: уточнить признаки зимы и лета, закрепить навыки подбора описательных признаков времён года.

Ход игры:

На доске выставлены куклы: Зима и Лето. Дети

делятся на две команды. Им

предлагается назвать признаки зимы и лета поочерёдно. За каждый правильный

ответ команда получает фишку. Выигрывает та

команда, которая больше назовет признаков.

Дидактическая игра «В гости к нам пришла весна» (младший дошкольный возраст)

Задачи: обогащать знания детей о приметах весны, расширять словарный запас словами «капель», «проталина», «скворечник», «подснежник».

Ход игры: Воспитатель в игровой форме вносит в группу куклу Весна и рассказывает детям о приметах весны, выставляя на магнитную доску картинки с изображением примет весны. После рассказа, воспитатель задаёт детям вопросы, которые помогут закрепить знания детей.

Дидактическая игра "Бывает - не бывает"

(старший дошкольный возраст)

Задачи:

Обучать составлению и использованию в речи сложноподчиненных предложений с союзом так как, активизировать и обогащать словарь детей.

Ход игры: Воспитатель рассказывает о каком- либо

времени года и выкладывает на стол картинки с

изображением примет. И по ходу рассказа допускает

ошибки. Дети должны их исправлять, объясняя

свой выбор.

Список литературы

Е.А. Пономарёва, С.А.Иванова

«Изменения в природе: времена года. Наглядно- дидактический материал для детей дошкольного возраста».

О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова

«Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет». Москва 2005 год.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Требования к специалисту и эксперту в сфере закупок
Обсудить определение функции, способы ее задания Обобщение темы числовые функции и их свойства
«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева