Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья. План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Сюжетно – ролевая игра «Семья

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Семья» во второй младшей группе

I. Задачи руководства:
1. Расширять, уточнять и конкретизировать представления детей о семье, членах семьи, их функциях.
2. Помогать детям устанавливать контакт со сверстниками, на основе личных симпатий объединяться в маленькие подгруппы.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей выражать свое отношение к действиям игры, акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей.
4. Формировать умение детей включать в игру предметы – заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи.
II. Подготовка к игре:
1. Приемы, направленные на обогащение впечатлений.
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Ноябрь Пошив фартуков, прихваток, салфеток, постельных принадлежностей, изготовить макеты овощей, фруктов, хлебных изделий, конфет, чая. Беседа о семье, ее составе, о том, что делают в семье.
Дидактическая игра «Кто чем занимается?», «Мой дом».
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Строим дом».
Чтение стихов рассказов о семье – маме, папе, бабушках, дедушках и т.д.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья». Познакомить детей с распределением семейных ролей и обязанностей.
Привить навыки культурного поведения за столом, на улице, дома в игровых действиях.
В игровом взаимодействии:
закрепить знания об овощах и фруктах;
закрепить умение пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
познакомить с функциями (назначением) строительных инструментов;
познакомить с профессией врача, продавца.

2. Перспективный план подготовки к игре «Семья».
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
«Мама и дочка» Мама

Дочка
Куклы, одежда для кукол, кроватки, постельные принадлежности, посуда. Будит, готовит, подает одежду.

Просыпается, одевается, ест. «Доброе утро», «Дочка пора вставать», «Одевайся», «Будем завтракать», «Ты моя помощница», «Пей моя дорогая».

«Доброе утро», «Я проснулась», «Где моя одежда?», «Спасибо, мамочка».
«Пора обедать» Мама

Дочка Муляжи овощей, кастрюля, ложки, тарелки, половник, нож, солонка. Готовит, моет, режет, накрывает на стол.

Достает, помогает, ставит.
«Пора варить обед», «Ты мне будешь помогать», «Что будем варить»? «А что для супа нужно?», «Морковь, картошка в пакете», «Овощи надо помыть», «Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю», «Достань, пожалуйста, посуду из шкафа», «Какую посуду поставишь?», «Приятного аппетита, дочка».

«Суп», «Морковь, картошка», «Надо соль положить», «Я принесла», «Приятного аппетита, мама», «Спасибо».

«Папа – хороший хозяин» Мама

Папа Набор инструментов, посуда. «У нас сломался кран», «Где наш папа?», «Может он починит кран», «Наш папа – молодец!», «Давайте обедать».

«Мама, я проголодалась», «Еще сломался стул», «Папа, почини, пожалуйста, стул».

«Папа, помоги, пожалуйста, нам».

«Где мой набор инструментов?», «Сынок, подай, пожалуйста, гаечный ключ».

Сопутствующие сюжеты
Поликлиника Доктор, мама, дочка. Фонендоскоп, макеты лекарств, халат доктора, бинты, шприцы, градусник, пинцеты, ванночки. Ждут в очереди, рассказывают о жалобах, осматривает, делает уколы, измеряет температуру лечит. «Здравствуйте!», «К вам можно?», «Проходите, садитесь», «Что болит?», «На что жалуетесь?», «Как вас зовут?», «Спасибо», «Выздоравливайте», «До свидания»!
Продуктовый магазин Продавец, мама. Муляжи продуктов (овощи, фрукты, хлеб), касса, весы, бумажные деньги. Продает, покупает. «Здравствуйте», «Что будете брать?», «Сколько стоит?», «Возьмите, пожалуйста», «Приходите еще», «Спасибо за покупку», «До свидания».

3. Схема игры:

III. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре: для создания интереса к игре и введения в игровую ситуацию воспитатель, ориентируясь на возраст детей (3-4 года) использует сюрпризный момент. В группе появляется красочная коробка с разными предметами (сюжетные картинки с изображением семьи, фотографии семьи, «мамина шкатулка», набор инструментов, очки, игрушки, волшебная палочка) – игра «Угадай чей»? В результате рассматривания и манипулирования с предметами, а также из беседы по сюжетным картинкам воспитатель подводит детей к выводу о том, что на фотографиях изображена семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дети). Отсюда и возникает интерес к началу игры.
2. Сговор на игру:
Воспитатель берет на себя инициативу по организации игры. Предлагает детям ненадолго превратиться в мама, пап, дочек / сыночков. В этой игре они будут готовить еду для всей семьи, покупать продукты, лечить заболевших. Воспитатель сам распределяет роли, учитывая желания детей. Воспитатель обговаривает сюжет. Проводится дидактическая игра «Кто что делает»?
Воспитатель показывает детям наиболее удобное место для игры, раздает необходимые атрибуты, совместно с детьми подбирают предметы – заместители.
Воспитатель создает воображаемую ситуацию, используя волшебную палочку и заклинание «Будем чудо в гости звать, раз два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей, превращайтесь поскорей!» (дети входят в роли мам, пап, дочек / сыночков).
Воспитатель начинает игру в роли мамы.
3. Приемы обучения игровым действиям: показ игровых действий, объяснение своих действий, создание игровых ситуаций «Мама и дочка», «Пора обедать».
4. Приемы поддержания и развития игровых ситуаций: воспитатель вводит новые игровые ситуации («Дочка заболела», «Поход за продуктами») и новые игровые роли, привлекая малоактивных детей. Показывает новые игровые роли (продавец, врач), вносит дополнительные атрибуты (халат врача, градусник, фонендоскоп, кассу, муляжи продуктов).
5. Приемы формирования взаимоотношений в игре: воспитатель напоминает о взаимоотношениях в семье, напоминает об уважительном и вежливом обращении.
IV. Окончание игры.
Перевод интереса детей к следующему виду деятельности. Воспитатель сообщает, что наступил вечер. Доктору и продавцу пора домой - отдыхать. Дочкам / сыночкам, маме и папе тоже пора ложиться спать.
А ребятам из детского сада пора превращаться в малышей и возвращаться в детский сад, там их ждут их мамы и папы. «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в группу нашу попадем»!

V. Оценка игры.
1. Оценка взаимоотношений. Воспитатель подводит итог игры, спрашивает у детей понравилась ли им игра, хотелось бы им еще раз побывать в роли взрослых. После ответов детей высказывает свое мнение о взаимоотношениях детей (похвала) и подводит итоги игры (дети узнали много нового о труде мамы, о работе врача, продавца).
2. Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью. Воспитатель дает оценку действий детей, отмечает сильные стороны, сообщает о том, что все дети молодцы, замечательно справились со своими ролями. Как положительное закрепление игры предлагает детям потанцевать и подуть мыльные пузыри».

Надежда Васильева
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»

Цель : обогащение социально – игрового опыта между детьми; развитие

Игровых умений по сюжету «Семья » .

Задачи :

Образовательные :

Закрепить представления детей о семье , об обязанностях членов семьи .

Знакомство с новыми словами.

Расширять словарный запас детей за счёт слов.

Обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «семья » по

ситуации-вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр

больного врачом.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать

различные предметы – заместители.

Побуждать к самостоятельному распределению ролей.

Развивающие :

Развивать игровые умения по сюжету .

Побуждать развивать несложные сюжеты 2-3 ситуациями вызов скорой

помощи на дом, покупка лекарств в аптеке.

Воспитывающие :

Формировать доброжелательные взаимоотношения.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи .

Предварительная работа :

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше, инструментами и внешним

видом врача. Рассматривание сюжетных картинок фотографий по теме.

Рассказы о профессиях мед. работников «Скорой помощи» . Активизировать в речи слова : педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. Литературы : К. Чуковский «Айболит» , А. Крылов «Заболел петух ангиной» .

Экскурсия : в мед. кабинет в д. с.

Дидактическая игра : «Какому врачу пойдём?» .

Дидактическая игра : «Профессии» .

Материалы :

Игровой уголок «Семья » , кукла Даша, машина «Скорая помощь» , игровой

игрушечные телефоны, игрушки – заместители.

Ход игры:

1. Ребята я хочу вам загадать загадку. А вы попробуйте отгадать, о чём она?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит Вас, друзья?

Ваша дружная …. (семья )

Недаром говорится в народе : «Вся семья в месте и душа на месте» .

Как вы думаете что такое семья ? (родители, дети, бабушка, дедушка и др.)

Какие обязанности у вашей мамы? (моет посуду, варит кушать, читает

сказки, ходит в магазин и др.)

Давайте поиграем в игру «Назови ласково»

Дети по кругу называют ласковые слова о маме.

Д/и Моя мама … (добрая, ласковая, заботливая, умная, весёлая, хорошая,

красивая и др.)

Ребята а чем в вашей семье занимается папа ?

Дети по очереди называют обязанности папы.

-(папа : работает, зарабатывает деньги, забивает гвозди, катает на машине,

Учит ездить на велосипеде, защищает нас и др.)

Воспитатель предлагает детям охарактеризовать папу.

Д/и «Мой папа какой …» (хороший, смелый, сильный, добрый и др.)

Расскажите как вы заботитесь о своих близких? Как помогаете им?

(убираем игрушки, подметаем пол, моем посуду и др.)

Ребята, а если кто-то из членов вашей семьи заболел , что вы будете делать?

(Вызовем врача, «скорую помощь» , померим температуру, дадим лекарство).

2. Ребята вы слышите кто-то тихонько плачет, на стульчике? Кто же это

посмотрите (это наша кукла Даша) .

А как вы думаете по чему она плачет? (скучает по маме, ей одиноко, грустно, может у неё что-то болит) .

Ребята,а давайте позаботимся о нашей кукле Даши станем её семьей .

Воспитатель предлагает детям подвигаться и размяться.

Физкультминутка :

Мы во двор выходим дружною семьёй (шаги на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает (поднимаем руки верх)

Папа бодро приседает (делают приседание)

Повороты в право – влево (делают повороты в сторону)

Делает мой братик Сева

Но, а сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте,

кивки головой).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ »

(распределение ролей с помощью «волшебного мешочка» . Дети достают из мешочка игрушки, выбирая роль; подбирают атрибуты и место для игры )

4. Мама с папой и куклой Дашей живут в кукольном домике. А рядом находится больница, аптека и гараж со «Со скорой помощью» .

Дети разворачивают сюжет игры .

Сегодня выходной день :

Что делает утром мама? (готовит завтрак, стирает бельё, убирается и др.)

Что делает папа? (занимается ребёнком; читает сказки, играет, гуляет и др.)

Доченька Даша капризничает, плачет (В роли куклы Даши воспитатель) .

Как вы думаете ребята почему плачет кукла Даша? (она заболела, у неё болит животик, ушко, горлышко, высокая температура и др.)

Как мы можем ей помочь?

(Маме потрогать ладошкой лоб Дашеньки, папе принести градусник и померить температуру. У Даши высокая температура. Надо вызвать «Скорую помощь» ).

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь» .

По какому номеру вызывается «Скорая помощь?» (по 03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи» .

Папа : Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач : Что у вас случилось?

Папа : Дочка заболела. У неё высокая температура.

Врач : Назовите ваш адрес?

Папа : Гагарина дом 7 квартира 3.

Врач : Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Ребята, что сначала должен сделать врач? (снять верхнюю одежду, обувь, зайти в ванну помыть руки)

Врач осматривает куклу Дашу (слушает, осматривает глазки, ушки, горлышко) ставит градусник., затем укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра) .

Мама укачивает дочку.

Папа идёт в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке (аптекарь)

А ещё их называют фармацевтами – это люди, которые продают лекарство в аптеках.

Ребёнок- папа заходит в аптеку.

Добрый день.

Здравствуйте.

Протягивает рецепт аптекарю. Скажите, пожалуйста, у вас есть такое лекарство?

Сейчас посмотрю. Да такое лекарство у нас есть, стоит 10 рублей.

Папа подаёт деньги в окно. (Возьмите, пожалуйста)

Аптекарь подаёт папе лекарство.

Папа говорит До свидания и уходит.

Даше дают сиропом. Укладывают спать. На утро она здорова.

Ребята вы все молодцы. Вам понравилась игра? Что делали ваши персонажи? (мама с папой заботились о Даши, врач её лечил, аптекарь продавал лекарство которое вылечило Дашу).

Я хочу чтобы у вас была такая же крепкая заботливая и дружная семья как у нашей куклы Даши. Чтоб вы заботились друг о друге. А что бы наша Даша больше не скучала и не грустила в детском садике. Давайте мы ей сделаем подарок.

А из чего мы можем его сделать? (из бумаги, пластилина, нарисовать и др.)

Воспитатель подводит детей к столу с разнообразным материалом. И предлагает сделать коллективную работу виде коллажа «Семья куклы Даши » .

Ребята а вы знаете что такое коллаж. (предполагаемые ответы детей, аппликация, рисунки на бумаге, подделка из крупы, и др).

Воспитатель объясняет значение слова коллаж. (для создания коллажа можно использовать самые разные материалы – и незаконченные рисунки, вырезки из старых журналов, вату, крупу, нитки, кусочки тканей, камушки, стружки – любые материалы).

Ребята выполняют коллективную работу.

Анализ работы : (посмотрите какая у нас получилась дружная семья . В небе светит солнышко, травка зелёная возле дома, мама накрывает обед на природе, папа играет с ребёнком, кошка загорает на завалинке.).

Мы с вами в детском садике то же очень дружная, весёлая семья .

Воспитатель приглашает всех на чаепития.

Надежда Евгеньевна Иликбаева
Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Конспект открытого просмотра сюжетно-ролевой игры «Семья » в средней группе.

Цель : обогащение социально-игрового опыта между детьми; развитие игровых умений по сюжету «Семья » .

Задачи :

Учить детей действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет ;

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы-заместители;

Развивать интерес к игре;

Закреплять представления детей о семье , об обязанностях членов семьи ;

Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи ;

Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими ;

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду .

Оборудование : мебель, посуда, сумки, игровой уголок «Кухня» с посудой, конструктор деревянный, игрушечный телефон, фартуки, платок, корзина, шапочки, панамки, корзина большая, предметы-заместители.

Структура занятия.

1. Вступительная беседа.

2. Распределение ролей.

3. Совместная с воспитателем игра .

4. Сюрпризный момент : «Приход соседки» , «Приход полиции» .

Игровые роли : мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дети, водитель.

Примерный ход игры :

Дети в группе садятся на коврик перед воспитателем.

Ребята, недавно мы с вами беседовали о семье , рассматривали иллюстрации. А скажите : что такое семья ? (Ответы детей)

Расскажите о своей семье : сколько человек в ней живет, кто, чем занимается. (Ответы)

А вы хотите поиграть в игру «Семья » ? Чтобы у нас получилась интересная игра – нужно сначала решить : «Сколько членов семьи у нас будет » , «Что они будут делать» , «Кто какие роли будет играть » .

Кто может быть в семье ? (Мама, папа, бабушка, сын или дочка, тети, дядя) .

Какие роли могут еще быть? (Соседи)

А какой бывает мама? (нежной, ласковой, любить детей, доброй, заботливой) .

А кто из наших девочек может быть мамой? (Ответы) .

А каким папа? (серьезным, любить своих детей, защищать свою семью , трудолюбивым).

Выбор папы.

А кто еще может быть в семье ? (бабушки и дедушки) . Что делают бабушка и дедушка? (Ответы) . А иногда бабушки и дедушки живут далеко.

А сколько детей будет в семье ? (Выбирают детей) .

А теперь подумаем сюжет . Когда семья собирается вместе ? (в выходные дни) .

А чем можно заниматься в выходной день все вместе? (Поехать в гости, на дачу, др. варианты) .

А мы куда поедем? (К бабушке с дедушкой, на дачу) .

Давайте все вместе отправимся на дачу.

Чем можно заниматься на даче? (Если лето, то поливать цветы, поливать грядки, садить цветы. Зимой – расчищать от снега двор, жарить шашлыки.).

Где будем проводить основное время? (В доме) .

Хорошо, выбрали, куда поедем, чем будем заниматься. А теперь подумаем на чем можно доехать до дачи? (Ответы) .

У нас семья большая , поэтому нужно выбрать большую машину. Какую? (Автобус) .

Выбираем водителя.

А что нужно с собой взять? (Продукты, для детей салфетки, панамки, зонтики) .

Дети сооружают автобус из стульев. Едут. Доезжают. Всех родственников встречают бабушка с дедушкой. Они все рады видеть друг друга, обнимаются, здороваются. Разбирают привезенные гостинца. Дочери и тети начинают убираться дома, моют полы, подметают. Бабушка и мама начинают накрывать на стол. Папа и дедушка начинают разводить огонь, для того, чтобы пожарить шашлыки. Дедушка может расчищать от снега двор или налаживать машину.

Накрывают на стол и приглашают к столу всех, сопровождая словами : - Садитесь, пожалуйста; - Угощайтесь, пожалуйста; - Принесите, пожалуйста; - Спасибо.

Во время угощения неожиданно заходит соседка. Здоровается, общается с членами семьи . Соседку приглашают за стол, угощают. Соседка, прощается, уходит.

После, заходит милиционер. Проверяет все ли в порядке, потушен ли костер, присмотрены ли дети? Прощается, уходит.

Дети играют , за ними присматривают тети.

Ой, ребятки, что- то темнеть стало. Пора возвращаться домой. (Начинают собираться, все убирают за собой) .

Окончание игры :

Садятся в автобус. Едут. Неожиданно на дороге лопается колесо автобуса. Папа и водитель накачивают колесо насосом. И автобус едет дальше до дома.

Итог игры : Дети снова садятся на коврик.

Понравилась ли вам игра ? Какие роли вы выполняли в игре? Что больше всего понравилось?

Молодцы, ребята! У вас получилась интересная игра , спасибо вам!

Цель:

Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи:

1. Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи.

2. Учить детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты

3. Формировать положительные взаимоотношения между детьми.

Темы подпроектов:

1. Сюжет «Приготовим малышу обед»

2. Игра – занятие «Малыш проснулся»

3. Сюжет «Идём в гости»

4. Сюжет «Куклы собираются на прогулку»

5. Сюжет «День рождения куклы»

Реализация проекта:

Совместная деятельность воспитателя и детей:

1. Наблюдение за работой помощника воспитателя, воспитателя в группах детей второго и третьего года жизни.

2. Беседа «Как мы проводим выходной день»; составление рассказа из личного опыта.

3. Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья»: Е. Благинина «Алёнушка», З. Александрова «Мой мишка», А. Л. Барто «Младший брат».

4. Обыгрывание проблемных ситуаций: «ребёнок не хочет вовремя ложиться спать», «мама спешит на работу и не успевает закончить домашние дела».

5. Изготовление предметов-заместителей.

6. Постройка мебели.

Совместная деятельность детей и родителей:

1. Наблюдение за тем, как мамы гуляют с детьми.

2. Помощь дома маме в приготовлении еды, в уборке комнаты.

3. Изготовление одежды для кукол.

Ожидаемые результаты:

1. Обогащение личного опыта детей.

2. Формирование у детей представлений об окружающем.

3. Расширение у детей круга ролевых действий.

Кузнецова Жанна Федоровна, воспитатель МБДОУ Д/с №194 г. Новокузнецк

Цель: формирование представления о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в семью: куклы, мебель, посуда, вещи и т. д.

Возраст: 5-6 лет

Ход игры: воспитатель предлагает детям «поиграть в семью». Роли распределяются по желанию. Семья очень большая, у Бабушки предстоит день рождения. Все хлопочут об устроении праздника. Одни члены семьи закупают продукты, другие готовят праздничный обед, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу. В ходе игры нужно наблю­дать за взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помо­гать им.

Задачи: учить детей отражать в играх события реальной жизни; воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей.

Оборудование: посудка, детская одежда, тазик.

Ход игры:

Организационный момент

Беседа с детьми: Дети, что такое семья? Это мама, папа и вы.

Распределение ролей

Я хочу предложить вам поиграть в семью. Для этого нам нужно определить, кто будет папой, кто мамой и кто будет ребёнком. Кто из вас хочет быть папой? Что будет делать папа? (ходить на работу, помогать во всём маме) А кто будет мамой? Что будет делать мама? (стирать, убирать, готовить кушать) А кто хочет быть ребёнком? Что ты будешь делать? (играть, рисовать, помогать маме и папе) .

Обыгрывание ролей

Дети выполняют свои роли, педагог поправляет и направляет их на определённые действия.

В процессе игры дети используют посудку (мама моет, а ребёнок вытирает её) , одежда кукол и тазик (стирают одежду в тазу) . Мама готовит еду, ребёнок ей помогает. Папа пришёл с работы, мама накрывает на стол, папа кушает. Затем убрали посуду со стола и помыли. Постирали одежду в тазу, посушили, погладили её. Вечером все легли спать.

Итоги игры: Педагог говорит, кто из детей лучше всего справился со своей ролью и поясняет детям, что всегда нужно помогать своим родителям готовить, стирать, убирать за собой вещи и игрушки на место.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари