Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какой бывает асфальт. Асфальтобетон по госту: классификация и методы определения качества готового асфальта

Для того, чтобы понять, какую асфальтобетонную смесь асфальт нужно применить в том или ином случае, мы разработали простую и понятную схему последовательных действий:

1. Определение асфальтобетонной смеси асфальта в зависимости от температуры в момент асфальтирование.

Смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют на:

  • горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С;
  • холодные, приготовляемые с использованием жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 5 °С.

Одно из основополагающих условий, которое содержится во всех нормативных документах - соблюдение температурного режима при асфальтирование дорог. Укладывать асфальтобетонные покрытия из горячих асфальтобетонных смесей можно только при температуре окружающей среды не ниже +10 градусов в осенний сезон и не ниже +5 градусов в весенний. Холодный асфальт применяется в основном в зимнее время года. Температура его укладки рекомендована изготовителем и в некоторых случаях достигает до -25 °С.

Кроме того, работы можно проводить только в сухую погоду.

2. Определение пористости асфальта в зависимости от слоя.

Асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:

  • высокоплотные;
  • плотные;
  • пористые;
  • высокопористые.

Пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

3. Определение дорожно-климатической зоны.

Таблица 1. Дорожно-климатические зоны.

Дорожно-климатические зоны

Примерные географические границы и краткая

I Севернее линии Мончегорск — Поной — Несь — Ошкурья — Сухая — Тунгуска — Канск — госграница — Биробиджан — Де-Кастри. Включает географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов
II От границы I зоны до линии Львов — Житомир — Тула — Горький — Устинов — Кыштым — Томск — Канск до госграницы. Включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов
III От границы II зоны до линии Кишинев — Кировоград — Белгород — Куйбышев — Магнитогорск — Омск — Бийск — Туран. Включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы
IV От границы III зоны до линии Джульфа — Степанакерт — Буйнакск — Кизляр — Волгоград, далее проходит южнее на 200 км от линии Уральск — Актюбинск — Караганда и до северного побережья озера Балхаш. Включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов
V Расположена к юго-западу и югу от границы IV зоны. Включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов

4. Определение категории автомобильной дороги.

Класс автомобильной дороги Общее количество полос Ширина полосы движения, м
Автомагистраль IA 4 и более 3,75
Скоростная дорога 4 и более 3,75
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) 4 и более 3,75
II 4 3,5
2 или 3 3,75
III 2 3,5
IV 2 3,0
V 1 4,5 и более
  1. Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
  2. Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.

5. Определение марки смеси.

Таблица 3. Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог и городских улиц.

Дорожно-климатическая зона Вид асфальтобетона Категория автомобильной дороги
I,II III IV
Марка смеси Марка смеси Марка смеси
I Плотный и высокоплотный I II III
II, III Плотный и высокоплотный I II III
Из холодных смесей I II
IV, V Плотный I II III
Из холодных смесей I II

6. Определение вида минеральной составляющей асфальтобетонной смеси.

  • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
  • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
  • щебеночно-мастичные (отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения — верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
  • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

7. Определение типа асфальта в зависимости от минеральной составляющей.

Щебеночные и гравийные горячие смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы:

Щебеночные и гравийные холодные смеси и асфальтобетоны в зависимости от содержания в них щебня (гравия) подразделяют на типы Бх и Вх.

Горячие и холодные песчаные смеси и асфальтобетоны в зависимости от вида песка подразделяют на типы:

Г и Гх — на песках из отсевов дробления;

Д и Дх — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления.

8. Определение асфальтобетонной смеси в зависимости от крупности зерен минеральной составляющей.

Смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на:

  • крупнозернистые-с размером зерен до 40 мм, такая смесь используется для обустройства нижнего слоя дорожного покрытия ;
  • мелкозернистые-с размером зерен до 20 мм, такой асфальт предназначен для укладки дорожного покрытия проезжей части. В случае с двухслойным покрытием используется в качестве верхнего слоя ;
  • песчаные- с размером зерен до 10 мм, используется для мощения пешеходных дорожек и тротуаров, состоит преимущественно из песка, щебня мелкой фракции, битума и минерального порошка.

Асфальтобетон (асфальт) представляет собой смесь минеральных материалов (щебня, песка), минерального порошка и битума. Состав асфальта определяет его характеристики, а также место использования: для укладки федеральных дорог, ямочного ремонта или внутри дворов и на подъездах к гаражам. Выбор ограниченным не назовешь, остается только разобраться, какие состав и марка асфальтобетона для чего подходит

Технология изготовления асфальтовых смесей, используемых в строительстве дорог, включает подогрев и сушку измельченной сортовой крошки, песка и крупного наполнителя, и дальнейшее смешивание всех компонентов с битумным вяжущим. Для изготовления используют один из способов - горячий, теплый или холодный. Все смеси вне зависимости от марки асфальтобетона можно изготовить как на асфальтобетонном заводе, так и непосредственно на месте укладки.

Типы, виды, марки асфальта и сфера его применения определяются составом асфальтобетона и технологией его создания. Состав асфальта в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: песок, битумное вяжущее (2,5-9% по массе), минеральные порошки.

Источник фото: euravitebsk.org

Песок используется природный (образовавшийся естественным путем и добываемый из месторождений) и дробленый (размельченные скальные породы и кристаллические шлаки). Также добавляют отсевы продуктов дробления. При приготовлении различных марок асфальта используется щебень или гравий разных фракций и процентного соотношения, исключение составляют песчаные смеси - в этом случае крупный заполнитель не используется.

Битум применяется в основном искусственный, который представляет собой продукт переработки сырой нефти. Минеральные порошки получают с помощью помола доломитов, известняков и других карбонатных пород. Они повышают вязкость, и, как результат, прочность асфальтобетона, но в то же время избыток в составе асфальтобетона минеральных порошков сделает готовое покрытие более хрупким. Их содержание в смеси должно быть невысоким - в пределах 6-12%.

Помимо основного состава разные марки асфальтобетона могут включать различные добавки - специальные химические вещества, которые придают материалу ряд полезных свойств (таких как морозостойкость, звукоизоляция, шероховатость поверхности, которая обеспечивает лучшее сцепление с шинами автомобилей), повышает твердость и прочность готового покрытия. В качестве химических добавок могут использоваться зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще - оставьте и Вам перезвонят.

Марки и состав асфальта (асфальтобетона)

Состав асфальта Типы и виды асфальта ГОСТ, №
Асфальт марки I Песок или отсев, минеральный порошок, щебень, битум

Высокоплотные

Плотные А, Б, Г

Пористые

Высокопористые щебеночные (горячие и холодные)

9128-2009
Асфальт марки II Песок, отсев дробления, минеральный порошок, щебень, битум

Плотные А, Б, В, Г, Д

Пористые

Высокопористые песчаные

9128-2009
Асфальт марки III Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битум - плотные Б, В, Г, Д 9128-2009

В зависимости от наличия в составе асфальтобетона крупного или мелкого наполнителя и его процентного соотношения, смеси делятся на следующие типы:

  • А - содержание щебня 50-60%;
  • Б - щебень или гравий составляет 40-50%;
  • В - процент щебня или гравия в составе 30-40%;
  • Г - не более 30% песка из отсева дробления;
  • Д - до 70% природного песка или смеси природных песков с отсевами дробления.

В зависимости от содержания в составе асфальтобетона минеральных компонентов (песок, щебень, минеральный порошок) и битума смеси классифицируют на:

  • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
  • мелкозернистые (применяются в строительстве дорог и городских улиц с высокой интенсивностью движения);
  • крупнозернистые (служат в качестве нижнего слоя для двухслойных асфальтовых покрытий);
  • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
  • щебеночно-мастичные отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения - верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
  • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

В зависимости от плотности теплых и горячих асфальтобетонов, меняется их предназначение - пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

Способ изготовления покрытия зависит от метода смешивания составляющих при осуществлении данной процедуры, а также от выбранного варианта укладки. При этом сами смеси, применяемые при асфальтировании, могут быть холодными или подогретыми. Подогретые смеси можно получить благодаря соединению прогретого связующего вещества с подогретым щебнем. Холодные материалы получают путем соединения прогретого связующего вещества (также может использоваться его холодный вариант) с холодным щебнем. Асфальтирование может осуществляться с использованием смесей, которые были созданы непосредственно на месте укладки либо на заводе.

Типы и марки асфальта

В зависимости от того, какой процент всех упомянутых компонентов включен в состав, выделяют 3 марки асфальта. Область использования материала, а также технические особенности и состав смесей различных марок прописывается ГОСТом, в котором помимо этих данных обозначена и возможность введения дополнительных присадок, позволяющих повысить гидрофобность, уровень морозостойкости и износостойкости будущего покрытия.

Для укладки асфальта в современном мире применяются дорожные катки . Кроме этого, в процедуре укладки покрытия используется и другая техника, такая как дорожные фрезы и др.

Марки асфальта

Асфальт, относящийся к марке 1. Под данной маркой производится широкий диапазон самых разнообразных типов покрытий, начиная от плотных и заканчивая высокопористыми, включающими в себя большое количество щебня. Область применения асфальта этой марки — дорожное строительство, а также благоустройство, но следует учитывать, что пористые смеси не подходят для покрытия и не могут выступать в роли верхнего слоя создаваемого дорожного полотна. Намного лучше использовать их при организации оснований, при выравнивании основы под укладку гораздо более плотных видов материала.

Асфальт, относящийся к марке 2. Диапазон плотности приблизительно такой же, но процентное соотношение и содержание гравия, а также песка может колебаться в довольно широких рамках. Это тот асфальт, который относится к тем самым «среднестатистическим», обладающим широкой сферой использования:

  • сооружение автомобильных дорог, а также их ремонт;
  • обустройство зон под паркинги;
  • создание территорий под площади.

Асфальт, относящийся к марке 3. Отличие покрытий марки 3 заключается в том, что при их создании не применяется гравий или щебень. Данные составляющие заменяют на специальные минеральные порошки. Кроме этого, используется песок высокого качества, который получают благодаря добавлению горных твердых пород. В зависимости от того, какое процентное содержание наполнителя находится в составе такой строительной смеси, она может относиться к одному из следующих типов:

  • А (состав щебня 50-60 %);
  • Б (состав гравия или щебня 40-50 %);
  • В (гравий или щебень составляет порядка 30-40 %);
  • Г (песок из отсева дробления не превышает отметку в 30 %);
  • Д (песок либо смеси с отсевами дробления не превышают отметку в 70 %).

Типы асфальта

Согласно общей технологической методике осуществления асфальтных работ, а также в завивисмости от места и метода смешивания или добавления углеводородного связующего материала с наполнителем (агрегатом), от температурных режимов и от технологии проведения действий по укладке будущего покрытия, асфальтовые смеси подразделяются на несколько типов. Для укладки асфальтного покрытия применяются специальные дорожные катки , выбор которых также зависит от особенностей места организации покрытия и материала, задействованного при асфальтировании. При необходимости используются дорожные фрезы и другие виды техники.

Итак, какие типы асфальта существуют на сегодняшний день?

Литой асфальт

Данный тип асфальта создается благодаря смешиванию рабочей массы в специальных асфальтовых установках, которые удалены от территории создания покрытия, либо при использовании особых смесителей, размещенных на грузовиках, которые находятся в зоне создания покрытия. Покрытие при помощи созданной асфальтовой массы производится благодаря литью на основание без применения машинного прокатывания нанесенного асфальтового слоя. Созданная поверхность может выравниваться легкими ручными валиками, созданными из дерева, если при осуществлении работ не применяются специальные финишеры — оборудование (бетонно-отделочное) для осуществления поверхностной обработки

Мелкозернистый асфальт

При изготовлении смеси применяется графитный мелкий щебень (размеры зерен материала находятся в пределах от 5 и до 15 мм), песок, битумное вяжущее вещество, а также минеральный порошок. Смесь получают благодаря смешиванию составляющих при высоких температурных режимах. Мелкозернистую смесь применяют при осуществлении укладки поверхностного слоя покрытий подъездных дорог, проезжей части, различных спусков, а также крупных развязок и даже дорог, относящихся к трассам международного значения. Кроме этого, данный тип асфальта часто задействуется при ремонтных работах (ямочный ремонт и др.).

Крупнозернистая асфальтная смесь

При производстве данного типа смеси используют гранитный крупный щебень (включение от 35 и до 50%), битум, минеральный порошок (неактивированный либо активированный), а также песок. Эта смесь признана одной из наиболее устойчивых и задействуется при создании трасс международного значения, крупных магистралей, мостов и эстакад. Для работы с материалом используются асфальтоукладчики .

Песчаная асфальтная смесь

Асфальтобетонная песчаная смесь обладает определенными отличиями по сравнению с обычным асфальтобетоном. Главной составляющей в данном случае является песок, который получают благодаря отсеву дробления и гранита. Такая асфальтобетонная смесь используется при строительстве подъездных дорог, стоянок, а также проездов к различным внутренним дворовым территориям, при создании покрытий гаражей и тротуаров. Одним словом, этот материал представляет собой «упрощенный» вид асфальтобетона, применяемый на тех участках, где не предусмотрены большие нагрузки.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СОЮЗА ССР

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ

ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ

И АСФАЛЬТОБЕТОН

ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

ГОСТ 9128 ¾ 84

Издание официальное

ГОСУДАРСТ ВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДА РТ СОЮЗА ССР

___________________________________________________________ СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ГОСТ Технические условия 9128 ¾ 84 Asphaltic concrete mixtures for roads and aerodromes Взамен and asphaltic concrete. Specifications ГОСТ 9128 ¾ 76 ОКП 57 1840, 57 1850 ___________________________________________________________ П остановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 13 февра ля 1984 г. № 15 срок введения установлен

с 01.01.85

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на асфальтобетонные смеси, применяемые для устройства покрытий и оснований авто­мобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, а также на асфальтобетон (уплот­ненную асфальтобетонную смесь). Асфальтобетонную смесь приготовляют смешением в смеси­тельных установках в нагретом состоянии щебня (гравия), при­родного или дробленого песка, минерального порошка и нефтя­ного дорожного битума, взятых в соотношениях, определяемых требованиям и настоящего стандарта. Область прим енения асфальтобетонных смесей приведена в р еком ен дуемых пр иложен иях 2-4.

1. КЛАССИФИКАЦИЯ

1.1. Асфальтобетонны е смеси (далее - смеси) подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные. 1.2. Смеси в завис имост и от вязкости битума и условий при­менен ия подразделяют на виды: горячие - приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с темпера­турой не ниже 120 ° С; теплые - приготовляемы е с использованием как вязких, так и жидк их битумов и применяемые непосредственно после приго­товл ен ия с т емп ературо й не ниже 70 ° С; холодные - приготовляемые с использованием жидких биту­мов, допуска емые к длительному хранению и применяем ые с температурой не ниж е 5 ° С. 1.3. Горячи е и теплые смеси в зависимости от наибольшего размера зер ен минераль ных материалов подразделяют на: крупнозернисты е - с зер нами размером до 40 мм; мелкозернистые » » » » 20 мм; песчаные » » » » 5 мм. Холодные смеси подраздел яют на мелкозернистые и песчаные. 1.4. Асфальтобетоны из горяч их и теплых смесей в зав исимо­сти от значения остаточ ной пор истости подразделяют на: плотные с остаточной пористостью от 2 до 7% включ.; пористы е с остаточ ной пористостью с в. 7 до 12% включ.: высокопористые с остаточной пористостью св. 12 до 18% включ. 1.5. Щебеночные и гравийные смеси в зависимости от содер­жания в них щебня или гравия, и песчаные смеси, в зав ис имости от вида песка подразделяют на типы, указанные в табл. 1.

Табл ица 1

1.6. Горяч ие и теплые смеси типа А в зависимости от качест­венных показат ел ей подразделяют на две марки: I и II, типов Б, В и Г - на тр и марк и: I, II и III, типа Д - на две марки: II и III. Х оло дные смес и т ипов Б х и В х подразделяют на две марк и: I II, типа Г х могут быть только I марки, типа Д х - только II марк и. Горяч ие и теплы е смес и для пор истых и высокопористых асфальтобетонов подразделяют на две марки: I и II.

Таблица 2

Нормы для асфальтобетонов из смесей марок

Наименование показателя

для дорожно-климатических зон

1. Предел прочности при сжатии, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С, не менее, для асфальтобетонов всех типов

2,5 (25)_

2,2 (22)

2,5 (25)_

2,5 (25)_

2,2 (22)_

2,2 (22)_

2,2 (22)_

2,0 (20)_

2,0 (20)_

2,0 (20)_

б) 50 ° С, не менее, для асфальтобетонов типов:

0,9 (9)_

0,9 (9)_

0,9 (9)_

0,8 (8)_

0,8 (8)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,1 (11)_

1,3 (13)_

1,0 (10)

0,8 (8)_

1,0 (10)_

1,2 (12)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,1 (11)_

1,0 (10)_

1,3 (13)_

1,6 (16)_

0,9 (9)_

1,2 (12)_

1,4 (14)_

0,8 (8)_

1,1 (11)_

1,3 (13)_

1,0 (10)_

1,2 (12)_

1,2 (12)_

0,8 (8)_

0,9 (9)_

1,0 (10)_

в) 0 ° С, не более, для асфальтобетонов всех типов

9 (90)_

11 (110)_
7 (70)

13 (130)_

10 (100)_

12 (120)_

13 (130)_

10 (100)_

12 (120)_

13 (130)_

Примечание. В числителе даны требования к асфальтобетону из горячих смесей, в знаменателе ¾ из теплых смесей.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Смеси должны изготовлять в соответствии с требования­ми настоящего стандарта по т ехнолог ическому регламенту, ут­вержденному в установленном порядке. 2.2. Показател и физико-механических свойств плотных асфальтобетонов из горячих и теплых смесей, в зависимост и от ма­рок смесей и дорожно-климатической зоны, должны соответст­вовать указанным в табл. 2. 2.3. Пористость минерального остова плотных асфальтобето­нов из смесей типов А и Б должна быть 15-19% по объему, ти­пов В, Г и Д - 18-22% по объему. 2.4. Остаточная пористость и водонасыщение плотных асфальтобетонов, в зависимости от дорожно-климатической зоны, должны соответствовать указанным в табл. 3.

Таблица 3

2.5. Показатели физико-механических свойств пористых и высокопористых асфальтобетонов из мелкозернистых и песчаных теплых и горячих смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 4.

Таблица 4

Наименование показателя

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии, не менее, Мпа (кгс/см 2), при температурах: а) 20 ° С пористого асфальтобетона
б) 50 ° С пористого асфальтобетона
высокопористого асфальтобетона
2. Коэффициент водостойкости, не менее
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее
2.6. Пористость минерального остова пористых асфальтобето­нов не должна быть более 23% по объему, щебеночных (грави й­ных) высокопористых - более 24%, песчаных высокопористых - более 28% по объему. 2.7. Водонасыщение пористых асфальтобетонов не должно быть более 12% по объему, высокопористых - более 18%. 2.8. Набухание пористых и высокопористых асфальтобетонов из смесей I марки не должно быть более 1,0% по объему, из сме­сей II марки - более 2,0% по объему. 2.9. Показатели физико-механических свойств асфальтобето­нов из холодных смесей в зависимости от марок смесей должны соответствовать указанным в табл. 5.

Таблица 5

Наименование показателя

Нормы для асфальтобетонов

из смесей марок

1. Предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С, Мпа (кгс/см 2), не менее: а) до прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х
Г х
Д х
б) после прогрева для асфальтобетонов типов: Б х, В х
Г х
Д х
2. Коэффициент водостойкости, не менее: а) до прогрева
б) после прогрева
3. Коэффициент водостойкости при длительном водонасыщении, не менее: а) до прогрева
б) после прогрева
4. Набухание, % по объему, не более
2.10. Пористость минерального остова асфальтобетонов из хо­лодных смесей типа Б х не должна быть более 18% по объему, ти­па В х - более 20%, типов Г х и Д х - более 21% по объему. 2.11. Остаточная пористость асфальтобетонов из холодных сме­сей должна быть 6-10% по объему. 2.12. Водонасыщение асфальтоб етонов из холодных смесей должно быть 5-9% по объему. 2.13. Слеживаемость холодных смесей не должна быть более 10 по числу ударов. 2.14. Смеси должны выдерживать испытан ие на сцепление б и­тума с минеральной частью смесей. При отсутствии сцеплен ия следует применять поверхностно-активные вещества (ПАВ). 2.15. Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смес ей должны соответствовать требованиям, установле нным в табл. 6 и табл. 7, холодных смесей - табл. 8.

Таблица 6

Зерновые составы минеральной части горячих и теплых смесей

для плотных асфальтобетонов, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Непрерывные зерновые составы

Мелкозернистые типов:
Песчаные типов:

Прерывистые зерновые составы

Мелкозернистые типов:

Таблица 7

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Непрерывные зерновые составы

Прерывистые зерновые составы

Плотные крупнозернистые типов:

Непрерывные зерновые составы

Высокопористые песчаные

Прерывистые зерновые составы

Пористые и высокопористые крупно- и мелкозернистые

Таблица 8

Зерновые составы холодных смесей, применяемых в верхних слоях покрытий

Наименование и тип

Массовая доля, % зерен минерального материала мельче, мм

Мелкозернистые типов: Б х В х
Песчаные типов: Г х и Д х

Рекомендуемое содержание битума в смесях пр ив едено в приложении 1. 2.16. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов и холодных смес ей марок I и II, содержащих отсе вы продуктов дроблен ия изверженных горных пород, следу ет вклю­чать минеральны е порошк и, отвечающи е п. 3.5 настоящего стан­дарта, в таком кол ичестве, чтобы содержание з ер ен эт их порош­ков мельче 0,071 мм составляло не менее 50% по масс е этой фракции. 2.17. В составы горячих и теплых смесей для плотных асфальтобетонов марки II и холодных смесей марки II, содержащих продукты дробления гравия и применяемых в IV и V дорожно-климатических зонах, допускается не включать минеральный поро­шок при условии, если в зернах мельче 0,071 мм содержание кар­бонатов кальция и магния (СаСО 3 + М g СО 3) составляет не менее 40% по массе. 2.18. В составы смесей для плотных асфальтобетонов марки III и для пористых и высокопористых асфальтобетонов марок I и II, содержащих отсевы продуктов дробления, допускается не включать минеральные порошки. 2.19. В составы горячих и теплых смесей типа Г для улучше­ния удобоукладываемости допускается вводить природный песок в количестве не более 30% по массе. 2.20. В составы холодных смесей марок I и II, содержащих продукты дробления карбонатных горных пород, допускается не включать минеральные порошки. 2.21. Допускаемая погрешность дозирования компонентов при приготовлении смеси не должна превышать для щебня (гравия) и песка ±3%, для минерального порошка и битума ±1,5% мас­сы соответствующего компонента. 2.22. Температура смесей при выпуске из смесителя и уклад­ке в конструктивный слой должна соответствовать указанной в табл. 9.

Таблица 9

Температура смесей, ° С

Вид смеси

Марка битума

при выпуске

из смесителя

в асфальтоукладчике при укладке в конструктивный слой, не ниже

Горячие БНД 40/60
Теплые БНД 130/200 БНД 200/300 БН 130/200 БН 200/300
СГ 130/200
МГ 130/200 МГО 130/200
СГ 70/130
Холодные МГ 70/130 МГО 70/130
2.2 3 . При п рим ене нии активиро ва нных мин ераль ны х поро шков или ПАВ температура г ор яч их смесе й с б итумам и м арок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90 и БН 90/130 долж­ на быть на 20 ° С н иже; с битумам и марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200 и БН 200/300 -на 10 ° С н иже по сра внен ию с указанной в табл. 9. 2.24. Т ем пература горяч их смесей можэет быть на 10 ° С выше указанной в табл. 9, есл и их укладка осу ществляется при темпе­ратуре окружающего воздуха ниже 5 ° С.

3. ТРЕБОВАНИЯ К МАТЕРИАЛАМ

3.1. Би тум 3.1.1. Для пр иготовлен ия горячих смесей сле дует пр име нять вязк ие нефтяные дорожные б итумы марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130 по ГОСТ 22245-76, а для т еп­лых смесей - вязк ие битумы марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 1 30/200, БН 200/300 по ГОСТ 22245-76, а также ж идкие б и­тумы марок СГ 1 30/200, МГ 130/200 и МГО 130/200 по ГОСТ 11955-82. Для пр иготовлен ия холодных смесей следует применять ж ид­к ие н ефтяные дорожные битумы марок СГ 70/130, МГ 70/130 и МГО 70/130 по ГОСТ 11955-82. Для холодных смесей марки I следует применять жидк ие б и­тумы класса СГ. Допускается также пр именение б итумов классов МГ и МГО при услов ии использования активированных м инеральных порошков или предварительной обработки м инераль ных ма­тер иалов смесью б итума с поверхностно-акт ивным и в еществам и. Для холодных смес ей марки II следу ет применять ж идкие б и­тумы классов СГ, МГ и МГО. 3.1.2. Марку б итума выбирают в зав исимости от вида смеси, климатических услови й и категор ии дороги и аэродрома в соот­ ветствии с рекоменду емыми прилож ен иями 2-4. 3.2. Щебень и грав ий 3.2.1. Для приготовл ения смесей сл еду ет пр име нять щеб ень из естестве нного кам ня, получаемый дроблением горных город по ГОСТ 8267-82, а также щ ебень из грав ия по ГОСТ 10260- 82, щебень из металлург ическ их шлаков по ГОСТ 3344-83, гравий по ГОСТ 8268-82. Не до пускается пр им енять щебень из гл инистых (мергелистых) известняков, глинистых песчан иков и глинистых сланцев. 3.2.2. Д ля пр иготовлен ия смесей следует пр именять щебень или грав ий следующих фрак ций: от 5 до 10; св. 10 до 20; св. 20 до 40 мм. Доп ускается пр име нять щеб ень и гравий в виде смес и смежных фрак ций. 3.2.3. Нал ич ие зер ен пласт инчато й (лещадной) формы в щебне не должно превышать для смесей т ипа А - 15% по массе, Б, Б х - 25 %, В, В х - 35 %. 3.2.4. Мар ка по прочности и другие показат ел и с войств щебня и грав и я, в зависимости от марки, типа и вида смесей, должн ы соответствовать указанным в табл. 10. 3.3. П есок 3.3.1. Для пр иго товл ен ия см есей следует пр именять природные и дробленые песк и, отв ечающ ие требован иям ГОСТ 8736- 85. 3.3.2. До пускается пр именять отсевы продуктов дроблен ия гор­ных пород и грав ия, соответствующи е требован иям нормативно-те хнической документац ии, утвержденной в установленном по­рядке. 3.3.3. Показат ел и свойств дробленых песков и отсевов продуктов дроблен ия горных пород и гравия в за висимост и от марк и, типа и вида смесей должны соответствовать указанным в табл. 11 . 3.4. Песчано-гравийная смесь 3.4.1. Для приготовле ния смесей следует применять песчано-грав ийные смеси, отвечающ ие требованиям ГОСТ 23735-79. 3.4.2. Грав ий, входящий в состав песчано-гравийной см еси, долже н отвечать тр ебованиям табл. 10. 3.5. М инерал ь ный порошок 3.5.1. Для приготовления смес ей сл еду ет пр им енять активированные и неактивированные минераль ные порошк и, отв ечающ ие требованиям ГОСТ 16557 -78.

Таблица 10

Показатели свойств щебня и гравия

Нормы для смесей марок

Наименование

показателя

Горячие и теплые типов

Холодные типов

Пористые и высоко-

Горячие и теплые типов

Холодные типов

Пористые и высоко-

Горячие и теплые типов

пористые

пористые

Марка щебня из изверженных и метаморфических горных пород по прочности при раздавливании в цилиндре, не ниже
То же, для щебня из осадочных горных пород, не ниже
Марка щебня из металлургического шлака, не ниже
Марка щебня из гравия, не выше
Марка гравия, не выше
Марка по износу, не ниже: а) щебня из изверженных и метаморфических горных пород б) щебня из осадочных карбонатных и некарбонатных горных пород в) щебня из гравия или гравия

Не нор-мируют

Не нор-мируют

Марка по морозостойкости для всех видов щебня и гравия, не ниже: а) в суровых и умеренных климатических условиях б) в мягких климатических условиях

Примечания: 1. В смесях для плотных асфальтобетонов типа В марки II, а так же для пористых и высокопористых, асфальтобетонов марк и I допускается применение осадочных карбонатных горных пород марки 400 при условии предварит ельно й обработки их смесью битума с поверхностно-активными веществами анионнго типа. При том же условии допускается применение в см ес и для плотных ас­фальтоб ето нов т ипа В марки III, а также для пористых и высокопористых ас­фальтобетон ов марки II осадочных карбонатных горных пород марки 300. 2. Суровые климат ическ ие условия характеризуются среднемесячной температурой на иболее холодного месяца ниже минус 15 ° С, умерен ные - от ми­нус 5 до ми нус 15 ° С, мягкие - до минус 5 ° С. 3.5.2. Допускается использовать в качестве минеральных по­рошков: измельченные основные металлургические шлаки - в горяч их и теплых смесях марок II и III для плотного асфальтобетона, ма­рок I и II -для пористого и высокопористого асфальтобетона и в холодных смесях марки II; порошковые отходы промышленности - в горячих и теплых смесях марки III для плотного асфальтобетона и марок I и II для пористого и высокопористого асфальтобетона. Показатели свойств измельченных основных металлург ич еск их шлаков и порошковых отходов промышленности дол жны соответствовать указанным в табл. 12.

Таблица 11

Показатели свойств дробленных песков и отсевов продуктов дробления

горных пород и гравия

Нормы для смесей марок

Горячие, теплые и

холодные типов

Пористые

и высоко-

Горячие, теплые и холодные типов

Пористые

и высоко-

Горячие и теплые типов

А, Б, Б х, В, В х

пористые

А, Б, Б х, В, В х

пористые

Предел прочности исходной горной породы при сжатии, Мпа (кгс/см 2), не менее
Марка исходного гравия по дробимости, не ниже
Массовая доля глинистых примесей, %, не более
Примечание. Для смесей типа Г марок I и II следует использовать дробленные пески и отсевы продуктов дробления только из изверженных горных пород.

Таблица 12

Нормы по видам материалов

Наименование

показателя

измельченные основные металлурги-ческие шлаки

зола уноса

и золошла-ковые смеси

пыль уноса цементных заводов

1. Зерновой состав, % по массе, не менее: мельче 1,25 мм мельче 0,315 мм мельче 0,071 мм
2. Пористость, % по объему, не более
3. Набухание образцов из смеси минерального порошка с битумом, % по объему, не более

Не нормируют

4. Коэффициент водостойкости образцов из смеси порошка с битумом, не менее
5. Показатель битумоемкости, г, не более
6. Содержание водорастворимых соединений, % по массе, не более

Не нормируют

7. Влажность, % по массе, не более
8. Содержание окислов щелочных металлов (Na 2 O + К 2 О), % по массе, не более

Не нормируют

Не нормируют

9. Потери при прокаливании, % по массе, не более

Не нормируют

10. Содержание свободной окиси кальция СаО, % по массе

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

4.1. При приготовлении смесей и устройстве из н их дорожных и аэродромных покрытий и оснований следует соблюдать требова­ния строительных норм и правил по технике безопасности в стро­ит ельстве; Правила техники безопасности при строительстве, ре­монте и содержании автомобильных дорог, утвержден ные Мннтрансстроем 28 апреля 1977 г. и Минавтодором РСФСР 25 фе враля 1977 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих автомо­бильного транспорта и шоссейных дорог 25 января 1977 г.; Пра­вила по технике безопасности и производстве нной санитарии при строительстве и ремонте городских дорог, работе на асфальтобетонных заводах и производственных базах дорожно-эксплуатационных организаций, введенные приказом по Мини­стерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 11 июня 1976 г. и согласованные с ЦК профсоюза рабочих мест ной про­мышленности и коммунально-бытовых услуг 29 апреля 1976 г.

5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

5.1. Приемку смесей проводят партиями. 5.2. При приемке и отгрузке горячих и теплых смесей парти­ей считают количество смеси одного состава, выпускаемой на од­ной установке в течение смены, но не более 400 т. 5.3. При приемке холодных смесей партией считают количест­во смеси одного состава, выпускаемой заводом в течение одной смены, но не более 200 т. После приемки смесь помещают на склад, где допускается перемешивание ее с другой холодной смесью того же состава. 5.4. При отгрузке холодной смеси со склада в автомобили пар­тией считают количество смеси одного состава, отгружаемое од­ному потребителю в течение суток. При отгрузке холодной смеси со склада в железнодорожные или водные транспортные средства партией считают количество смеси одного состава, отгружаемой в одном железнодорожном со­ставе или в одной барже. 5.5. Количество поставляемой смеси определяют по массе. Смесь, отгружаемую в вагоны или автомобили, взвешивают на железнодорожных или автомобильных весах. Массу холодной смеси, отгружаемой на суда, определяют по осадк е судна. 5.6. Для контроля качества см еси на предприятии-изготовите­ле отбирают и испытывают по одной пробе от каждой партии. Отбор проб производят по ГОСТ 12801-84. При контроле качества смесей определяют следующ ие пока­затели: т емпературу готовой смеси; зерновой состав и содержание битума; водонасы щение; набухани е; пр едел прочности при сжатии при температуре 20 ° С для всех см ес ей и при температуре 50 °С для горяч их и теплых смес ей; коэффиц иент водостойкости; слеживаемость (только для холодных смесей). Показат ель слеживаемости следует определять 2-3 раза в смену. 5.7. Пр едприятие- изготовитель обязано также проводить периодический контроль смесей по следующим показателям: пористость минерального остова; остаточная пористость; предел прочности при сжатии при температуре 20 ° С после прогрева (только для холодных смесей) и при 0 ° С (для горячих и теплых смесей) ; коэффици ент водостойкости при длительном водонасыщении; сцепление битума с минеральной частью смесей. Периодическ ий контроль следует осуществлять нс реже одного раза в шесть месяцев и при каждом изменении материалов, при­меняемых при приготовлении смесей, а также при проектировании составов смесей. 5.8. Потребитель имеет право проводить контрольную провер­ку соответствия асфальтобетонных смесей требованиям настояще­го стандарта, соблюдая при этом порядок отбора проб, установленный настоящ им стандартом и ГОСТ 12801-84, и приме няя методы испытаний, указанные в ГОСТ 12801-84. 5.9. Для контрольных испытаний асфальтобетонных смесей, отгружаемых в автомобили, отбирают три пробы от каждой пар­тии непоср едственно из кузовов автомобилей. Для контрольных испытаний холодных асфальтобетонных сме­сей. отгружаемых в железнодорожные или водные транспортные средства, отбирают три пробы из каждого вагона или баржи. Каждую пробу смеси отбирают из разных мест вагона или бар­ж и на различной глубине. Отобранные пробы не смешивают и испытывают отдельно. При получении неудовлетворительных р езультатов испытаний хотя бы одной пробы прои зводят повторные испытания уд военно­го количества пробы. В случае неудовлетворительных результатов повторных ис­пытаний партию бракуют. 5.10. При неоднородности горячих и теплых смесей, оценивае­мой визуально наличием зерен минерального материала, непо­крытых битумом, скоплением битума и минерального порошка, а также при несоответствии температуры смеси требованиям табл. 9 см есь бракуют.

6. МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ

6.1. Испытания асфальтобетонных смесей - по ГОСТ 12801-84. 6.2. Методы испытаний мат ериалов, прим еня емых дл я приготовл ения смесей, должны соответствовать: ГОСТ 11501-78, ГОСТ 11503-74, ГОСТ 11504-73, ГОСТ 11505-75, ГОСТ 11506-73, ГОСТ 11507-78, ГОСТ 11508-74, ГОСТ 11510-65, ГОСТ 11511-65, ГОСТ 11512-65 и ГОСТ 43 33-48 для битумов, ГОСТ 8269-76 для щебня и гравия, ГОСТ 8735-75 для песка, ГОСТ 12784-78 для минерального порошка.

7. МА РКИ РОВКА, Т РАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

7.1. При отгрузке потребителю предприятие-изготовитель обя­зано сопровождать смесь паспортом, в котором должны быть указаны: наименование предприятия-изготовителя; номер и дата выдачи паспорта; наименование и адрес потребителя; вид, тип и марка смеси; масса смеси; температура горячей смеси; время отправления горячей смеси; срок хранения (для холодной смеси); обозначение настоящего стандарта. 7.2. Горячие и теплые смеси транспортируют к месту укладки автомобилями, при этом паспортом сопровождают смесь, загру­жаемую в каждый автомобиль. 7.3. Холодны е смеси транспортируют автомобилями, железно­дорожными ваго нами или баржами, при этом паспортом сопровождают см есь в каждом транспортном средстве. 7.4. В летний период холодные смеси можно хранить на от­крытых площадках, в осенне-зимний период - в закрытых скла­дах или п од навесом в штабелях высотой не более 2 м.

8. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

8.1. Изготов итель гарантирует соответствие выпускаемой сме­си требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения. 8.2. Гарант ийный срок хранения холодных смесей с использованием битумов СГ 70/130 - 4 мес, с использованием битумов МГ 70/130 и МГО 70/130 - 8 мес со дня приготовления.

и наименования смесей

Типы смесей

Вид асфальтобетона

Горячая и теплая: крупнозернистая

5,0 ¾ 6,0_

5,5 ¾ 6,5_

Пористый

4,0 ¾ 6,0_

Высокопористый

2,5 ¾ 3,0_

мелкозернистая

5,0 ¾ 6,0_

5,5 ¾ 6,5_

Пористый

4,5 ¾ 6,0_

Высокопористый

2,5 ¾ 3,5_

песчаная

Высокопористый

Холодная: мелкозернистая
песчаная
Примечание. В числителе дано содержание битума для смесей с непрерывным зерновым составом, в знаменателе ¾ с прерывистым зерновым составом.

Область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев покрытий автомобильных дорог

асфальто-

I, II, III п, I с

III, IV п, I с, II с

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300
Плотный из горячих и теплых смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 БН 130/200 БН 200/300 СГ 130/200 МГ 130/200 МГО 130/200
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130
Плотный из горячих смесей БН 90/130
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130 СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130
Прим еча ния: 1. Б итум марки БН 40/60 долж ен соответствовать техн ич еск им условиям, утвержденным в установленном порядке. 2. Для г оро дск их ско ростных и маг истраль ных ул иц и дорог следует пр и­м енять ас фальтобетоны из смесей в идов и марок, рекомендуемых для дорог I и II категорий; для дорог промышленно-складских районов -рекомендуемые для дорог III кат егор ии; для остальных улиц и дорог -р екоменду емые для до­рог IV кат егор ии.

и реконструкции взлетно-посадочных полос

и магистральных рулежных дорожек аэродромов

асфальто-

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

Плотный из горячих смесей БНД 90/130 БНД 90/130 БНД 90/130
Плотный из горячих смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 60/90 БН 90/130
Плотный из горячих смесей БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130

Область применения асфальтобетонов при строительстве

и реконструкции верхних слоев покрытий прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов

асфальто-

ческая зона

Марка смеси

Марка битума

Марка смеси

Марка смеси

Плотный из горячих и теплых смесей БНД 90/130 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 СГ 130/200
Плотный их горячих и теплых смесей БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БН 60/90 БН 90/130 БНД 60/90 БНД 90/130 БНД 130/200 БНД 200/300 БН 60/90 БН 90/130 СГ 130/200
Плотный из горячих смесей БНД 40/60 БНД 60/90 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БНД 40/60 БНД 60/90 БНД 90/130 БН 40/60 БН 60/90 БН 90/130
Из холодных смесей Не применяют СГ 70/130 СГ 70/130 МГ 70/130 МГО 70/130

Думаем, что никто из читателей не будет оспаривать утверждение, что производство асфальта на сегодняшний день является один из самых выгодных направлений дорожного бизнеса . Достаточно взглянуть на суммы, которые ежегодно тратятся на поддержание отечественных дорог (жаль, что большей частью только на бумаге!), и один раз проехаться по этим самым дорогам, где-нибудь в Рязанской или Тульской областях. Все вопросы отпадут сами собой.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 1,8 — 25 млн рублей
Актуально для городов с населением: без ограничений
Ситуация в отрасли: высокая востребованность продукции
Сложность организации бизнеса: 4/5
Окупаемость: 1-3 года

Разве в стране нет компаний, которые занимаются производством качественного асфальта и его укладкой согласно существующим нормативам? Есть. Вот только их очень мало, к тому же контроль над выполнением стандартов производства и укладки чаще всего «усыпляется» новенькими хрустящими купюрами. Однако, хватит негатива.

Проблемы с дорогами в России были, есть, и… надеемся, не будет. Как мы уже сказали каждый год на укладку новых дорог и ремонт существующего асфальтового покрытия тратятся просто огромные сумму, причем, как правило, поставки материала осуществляет та компания, которая выигрывает тендер на госзакупках – предложит наиболее выгодную цену.

Так что спрос на продукцию асфальтового завода есть и будет всегда . По крайне мере пока не придумают новое дорожное покрытие. А пока начинающему предпринимателю, решившему освоить производство асфальта, предстоит выбрать какой конкретно тип асфальта он будет производить.

Похожие бизнес-идеи:

Основные виды асфальта

Что вообще такое асфальт? Без сомнения, все вы видели, как кладут асфальт – черного цвета крошку, которую затем укатывают катком. Но вот определить состав асфальта по одному его виду невозможно. Итак, из чего же производят асфальт?

  • Прежде всего – это песок, выполняющий роль мелкозернистого наполнителя
  • Щебень мелкой или средней фракции или гравий – крупнозернистый наполнитель
  • Минеральный порошок из дробленого известняка или доломита для придания асфальтовой смеси необходимых характеристик жесткости и прочности
  • Битум – смолоподобный материал, для производства дорожных работ чаще всего получаемый из переработки нефтепродуктов, используемый для связи всех остальных компонентов асфальта. Кстати, большей частью именно от качества битума, его вязкости и клейкости зависит и качество дорожного покрытия

В процентном соотношении состав компонентов в готовой асфальтной смеси выглядит примерно так:

  • 6-7 % — битум
  • 84-84 % — щебень или гравий
  • Остальное – песок и минеральный порошок, причем доля последнего весьма незначительна – всего 1-2 %

Основных видов асфальта – 3 , каждый используется для покрытия определенных участков дорожного полотна:

  1. Песчаный тип асфальтовой смеси. Кладется на пешеходных дорожках и тротуарах. Для приготовления смеси используется только щебень или гравий мелкой фракции, соотношение песка к другим компонентам увеличивается на 2-4 %, именно поэтому смесь называется песчаной.
  2. Мелкозернистый тип смеси. В случае строительства дороги с двухслойным покрытием кладется как ее верхняя часть, в остальных случаях – как дорожное полотно. Для приготовления смеси используется щебень фракции от 5 до 15 мм.
  3. Крупнозернистый тип смеси. Обычно кладется под мелкозернистую часть на подготовленную песчаную подушку. В том типе смеси используется щебень или гравий средней и крупной фракций – от 20 до 40 мм.

Битум, как правило, приобретают на нефтеперегонных заводах.

Производят также литой тип асфальта с добавлением полимерных материалов, и цветной – с добавлением красителей из оксида железа и использованием синтетической смолы вместо битума. Но такие виды дорожного полотна будут очень дорогостоящи, и нерентабельны для укладки на дорогах общего пользования, поэтому применяются в основном в частном строительстве.

Различается асфальт также по способу производства:

  1. Горячего типа. Такой асфальт укладывают и уплотняют при температуре битума от 120 0 С
  2. Теплого. Укладка проводится при температуре битума от 40 до 80 0 С
  3. И холодного, который можно класть даже зимой, так как используется жидкий битум, сохраняющий свойства даже при -10 0 С

Разница между всеми способами производства – в температуре при которой смешиваются все компоненты асфальта. Так, к примеру, горячий и теплый предусматривает добавление нагретой смеси песка, щебня, и минерального порошка в горячий или теплый битум. Приготовление холодного асфальта подразумевает нагрев только одного компонента – либо смеси, либо битума.

Общая схема изготовления асфальта выглядит примерно так:

  • Все составляющие будущего асфальта тщательно проверяются на предмет наличия в них посторонних примесей, от этого зависит качество будущего дорожного покрытия
  • Песок пропускается через специальное сито, а щебень дробится на нужную фракцию в дробильном аппарате
  • Сыпучие материалы – песок, щебень или гравий высушиваются, нагреваются до температуры в 200 0 С, и перемешиваются
  • После охлаждения смеси до температуры 160 0 С в нее добавляется минеральный порошок и расплавленный битум температурой также 160 0 С. Смесь перемешивается с целью полностью избавиться от пузырьков воздуха в составе, иначе будущее дорожное покрытие станет уязвимым для воды
  • После прохождения всех этапов готовую асфальтовую смесь засыпают в специальную емкость для его хранения, называемую «силос», где до момента использования смесь поддерживается в нагретом состоянии. Последующая перевозка асфальта происходит на недалекие расстояния в обычных самосвалах, на далекие – в кохерах – специальных автомобилях с установленными теплосберегающими контейнерами

Рециклинг асфальта

Стоимость производства материала для дорожных работ на сегодняшний день настолько высока, что производители просто вынуждены экономить на всем (может быть отчасти объясняется тот факт, что весной дорожное покрытие сходит вместе со снегом?), и часто таким способом экономии является рециклинг асфальта.

В ходе этого процесса:

  • снимается (срезается специальным аппаратом – ремиксером) старое дорожное покрытие
  • в дробильном аппарате снятый слой измельчается до размеров щебня необходимой фракции
  • полученный гранулят (именно так называется дробленая смесь старого асфальта) нагревается в печи
  • в конце в смесь добавляют порцию свежего битума

Какой-то разницы в характеристиках между новым асфальтом и полученным в результате рециклинга нет. Единственная затруднение, мешающее повсеместному внедрению такого способа при строительстве дорог, заключается в дороговизне транспортировки старого слоя до места переработки, и высокой стоимости работ по снятию этого слоя.

Необходимое оборудование для производства асфальта

Можно ли приготовить асфальт в домашних условиях? Конечно можно! Но только, если вашей целью является личное использование готовой смеси и исключительно в небольших объемах. Промышленное производство холодного асфальта, производство асфальтобетона, и других видов дорожного покрытия происходит только на АБЗ – асфальтобетонных заводах.

Оборудование для производства асфальта включает в себя:

  • конвейер для подачи сыпучих материалов в установки для смешивания
  • Установки для смешивания ингредиентов асфальтовой смеси
  • Аппарат для подачи и нагрева битума
  • Специальные насосы для подачи битума в бункер общего смешивания
  • Дробильный аппарат для щебня
  • Вибросито для песка
  • Бункеры для хранения готовой асфальтовой смеси

Производственная площадь

Асфальтовые заводы располагаются под открытым небом. Классифицируется расположение АБЗ по следующим категориям:

  • Возле строящихся объектов – дорог
  • Стационарные – при плане эксплуатации АБЗ более 10 лет на одном месте
  • Возле железной дороги по которой на АБЗ подвозят все необходимые для производства материалы
  • Инвентарные, имеющие разборную конструкцию, со сроком службы не более 4 лет
  • Передвижные, работающие на одной площадке до 1 года, а после переносимые на другое место

Все необходимое для АБЗ оборудование можно приобрести как отечественного, так и импортного производства. Примерная стоимость импортного АБЗ – от 12 (мобильные) до 100 млн (стационарные) рублей, российских – от 1,2 (мини-АБЗ) до 85 млн рублей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари