Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Французский регулярный парк. Регулярный стиль в ландшафтном дизайне

Каждое стилистическое направление в ландшафтном дизайне обладает основными, только ему присущими признаками, которые невозможно спутать ни с какими другими. Увидев, например, в саду или в парке правильные геометрические формы, вы можете быть уверены, что перед вами сад в регулярном стиле.

Однако геометричность форм – это не единственный критерий регулярности. Каким должен быть настоящий регулярный сад, каковы его типовые признаки – давайте разберём.

Для начала немного истории

Регулярный парк ещё называют геометрическим, формальным и французским. Ну, геометрический понятно почему, формальный – от слова форма. А французским его называют, потому что своей наивысшей популярности он достиг именно во Франции XVII-XVIII века (эпоха барокко). Самый яркий пример – это прекрасный парк Версаля, который создал ландшафтный архитектор Андре Ленотр для Людовика XIV.

Франция всегда была законодательницей моды. Если что-то стало модным во Франции, значит, скоро это станет модным во всём мире. Так случилось и с регулярными садами – другие страны Европы быстро переняли новый стиль ландшафтного искусства.

Отсюда и пошло название французский парк. Однако с исторической точки зрения оно неверно. Потому что изначально регулярное направление сформировалось в Италии в эпоху Ренессанса.

Что означает слово – регулярный?

Вообще регулярность – синоним упорядоченности, структурности, правильности. Скорее всего, появлению регулярного стиля способствовало извечное человеческое желание управлять природой, подчинять её себе. И такие парки – это своеобразный способ реализовать своё желание, упорядочить природу. Ведь в них есть возможность противопоставить рукотворное – природному, геометрическое – бесформенному.

Типовые признаки формального направления

В саду формального направления:

Присутствуют строгие, прямые линии
имеется основная композиционная ось
в создании всех композиций, в том числе и в планировке сада, использована геометрия
декоративные и функциональные элементы расположены симметрично
отсутствует разнообразие элементов, многие из них многократно повторяются
центром сада является здание, дом
деревьям и кустарникам придана геометрическая или художественная форма
имеются чёткие границы между садом и окружающей его местностью
под разбивку используются в основном ровные поверхности, а при более выраженном рельефе сад оформляется в виде террас, соединяющихся лестницами.

Основные элементы

На протяжении всей истории развития в формальном направлении сформировался набор характерных элементов, которые рекомендованы при создании парков такого типа. И каждый элемент регулярного парка говорит о его рукотворности и искусственности. Поговорим о них подробнее.

Партер

Это декоративная посадочная гряда, чаще квадратной формы (но могут быть и в форме круга, овала), по периметру которой высажены подстриженные низкорослые растения. Заполняет гряду узорный орнамент из декоративных растений, гравий различных оттенков или цветы (партерный цветник). Партеры разделены песчаными дорожками.

Кружевной партер

Кружевной партер отличается от обычного сильно вьющимся, закрученным узором. Узор могут формировать подстриженный тис или самшит, либо цветной гравий, песок.

Это орнаментальный цветник, где специально подобранные по цвету и срокам цветения растения формируют сложный узор. В его центре может стоять фонтан, небольшая скульптура или вазон.

Его, как правило, используют в качестве фона для партерных цветников и солитеров. Однако газон может быть самостоятельным декоративным элементом. Тогда семена трав высаживаются по чётко размеченному шаблонному узору. В этом случае он может иметь обрамление в виде ленты цветного гравия или растительного бордюра.

Это участок, где посажена небольшая группа деревьев или кустарников, подвергнутых декоративной стрижке. Такие участки представляли собой искусственные рощицы на плоском газоне или на поляне. А если деревья были расположены по периметру, то такие боскеты назывались зелёными кабинетами.

Аллея

Этот элемент всем знаком и не нуждается в особом представлении. Это прямая дорожка, по краям которой высажены деревья.

Куст или дерево, которым посредством стрижки придана определённая, чаще геометрическая, форма.

Живые изгороди

Это непременный атрибут регулярного сада. Живые изгороди выступают не только как декоративные элементы, они также делят территорию на зоны. Их часто используют при создании лабиринтов, бордюров.

Гусиная лапка

Так называют 3-5 дорожек или аллей, сходящихся в одной точке, обычно в центре композиции.

Водоём

Водоёмы сада в регулярном стиле могут быть круглыми, овальными, квадратными, прямоугольными, с чёткой береговой линией. В прибрежной зоне рядами высаживают растения. На больших участках создают каскады.

Скульптура

Скульптурные композиции используются для одушевления сада, а также для усиления перспектив.

При создании сада необязательно использовать все вышеперечисленные элементы. Можно взять некоторые из них, те, что больше подходят к конкретному рельефу, размерам территории, и составить достойную композицию. Главное – соблюдать правила формального направления.

Его называют классическим, формальным, геометрическим, садом в стиле барокко, а ещё французским парком, хотя все эти названия довольно сомнительны. Особенно последнее, ведь корни регулярного парка – не в пышном и страстном французском барокко, а в итальянском Ренессансе. В эпохе, впитавшей в себя отчетливость, ясность и безупречность античной культуры.

История

В середине XVI века на склонах холма Боболи во Флоренции, в резиденции герцогов Медичи заложили новые сады. Лелеяли их долго, воплощая эстетические тезисы, проверенные временем, и совершенно новые идеи. Например, благодаря специально обустроенным возвышенностям, впервые в истории ландшафтного искусства из парка открывался вид на город.

Флорентийские сады стали квинтэссенцией всего, что создали до этого не только садоводы, но архитекторы и скульпторы. Здесь были широкие аллеи, посыпанные гравием, и длинные осевые дорожки, дубы, кипарисы, лимонные деревья в кадках, розы и лилии в огромных цветниках…
А еще амфитеатр, где впервые в мире зазвучали оперные арии, колоннады и террасы, рукотворные пруды с островками, фонтаны и гроты, артефакты из Греции и древнего Египта.

Не заметить сады Боболи было невозможно. Андре Ленотр, потомственный мастер озеленения, придворный садовник Людовика XIV (известно, что французский монарх был сильно увлечен садово-парковым искусством), создал проект версальского парка, взяв за основу сады Боболи.

Стиль, который возник в результате, ошеломил Европу и пленил её. Парки в регулярном стиле стали появляться в Англии, Испании, Австрии, России… Однако Версаль остался абсолютным, как чистый бриллиант, эталоном регулярности.

Версаль

Сады около версальского дворца формировались почти 40 лет. Мастер Ленотр преследовал технически сложную, честолюбивую цель: создать иллюзию бесконечности, безбрежности ландшафта, а также доказать при помощи технических уловок, что французский король властвует не только над своими подданными, но и над природой.

Что ж, Ленотру это удалось. Сады Версаля и сегодня остаются мерилом мерил, если речь о регулярном стиле. Все остальные парки, по умолчанию, повторяют клише, заданные мастером Ленотром.

Первый среди них – масштабность. Людовик XIV обожал свежий воздух, солнце и ветер, длительные прогулки, не терпел тесноты и сдавленности парижских улиц. Безусловно, это было учтено при создании версальского ансамбля. В итоге королевские сады раскинулись на огромной, совершенно не мыслимой для той эпохи территории – на площади 8300 гектаров.
Их зеленая скатерть простиралась с востока на запад, как бы следуя за солнцем. Утром его первые лучи осеняли зал Славы, пробуждали дворец, заглядывали в королевские покои… И гасли на закате у Зеркальной галереи. Солнце, персональный символ французского монарха, стало также символом Версаля, его невероятных, поражающих воображение садов.

На каких же принципах, расчётах и секретах зиждился этот эффект?

Концептуальные особенности регулярного стиля

Планировка

Регулярный сад – очень взыскательный жанр. Он не терпит неточностей, мелких погрешностей, планировки «на глаз».
В его основе – математически выверенная схема, абсолютно правильная геометрия, точные и строгие пропорции, зеркальная симметрия.

Неумолимой геометрии подчиняются даже кусты и деревья: контуры посадок, а также их верхушки такие ровные как будто поработала гигантская рука, вооруженная линейкой, циркулем и транспортиром.

Особняк является центральной точкой парка, главным его украшением. Из этого следует, что дом и сад должны быть связаны концептуально и выглядеть достойной парой: монументально, пафосно, парадно. Кстати, дом не закрывается растительностью, деревья рядом не высаживают. От сада особняк отделяет либо партер, либо условная изгородь из тщательно подстриженных кустов.

Главная ось регулярного сада тянется перпендикулярно задней стены дома. Её пересекают одна или несколько длинных аллей. Вдоль центральной оси обустраивают либо водоём, окруженный кустарниками, либо газон.
Водоём при этом служит зеркалом – усиливает симметрию, удваивает высоту живого обрамления.
Партеры, включая кружевной, располагают вблизи дома; их «кавалькада» должна быть видна из окон и с балконов.

Перспектива

Классический сад обозревается до горизонта. Для этого сооружаются террасы, которые, возвышаясь над партерами и боскетами, позволяют любоваться ими сверху.
На пересечении аллей ставятся скульптуры, что усиливает перспективу и, одновременно, впечатление порядка.

Для придания парку «бесконечности» не возбранялось использовать оптические трюки. Например, при стрижке деревьев, окаймляющих аллеи, применяли градацию – чем дальше от дома, тем меньшие кроны формировали. Или намеренно сужали сами аллеи. Все это усиливало эффект отдаленности, протяжности сада.
Ещё одна ловкость – декоративный ров, вторая сторона которого, благодаря подпорной стенке, незаметна глазу. Неудивительно, что ров-обманка получил название «аха»: говорят, такой возглас издавали люди, увидевшие хитрое сооружение впервые. Ахи строили, когда нужно было зонировать сад, поставить ограду, не нарушая целостный образ ландшафта и безбрежность панорамы.

Открытые участки прямоугольной, овальной, квадратной, круглой формы – непременный атрибут регулярного парка. С виду это зелёный «зал», отделённый от сада плотной живой изгородью. При его оформлении, кроме растительности, применяют песок различного оттенка и фактурный гравий.
Обязательное условие – главный партер должен быть виден из дома, как сцена из ложи.

А главные среди партеров – кружевные. Они требуют больше оформительских средств, а также мастерства, ведь следует создать узорный «ковер» из кустарника. С этой целью самшит или тис фигурно выстригают, добиваясь курчавой рельефности. Если просто партер может обойтись без цветов, то в кружевном они обязательны.

Боскеты

Ещё один неукоснительный фрагмент регулярного ландшафта. По сути, это искусственная рощица, сплошная зелёная стенка. Рука искусного мастера может придать ей различную форму и объём, стилизуя под арку или под башню.
Известно, что реставрируя версальские сады, Ленотр добавил не менее десятка разных боскетов.

Среди их видов самый типичный – боскет-кабинет. Его образуют кусты, рассаженные по периметру газона и создающее уютное, замкнутое пространство.
Обыкновенный боскет – группу деревьев одной высоты – располагают в самой дальней точке территории, это финал сада, его зелёный «занавес».

Аллеи

В регулярном парке они безукоризненно прямые, ровные, как струны. Деревья вдоль необязательны, это зависит от общего замысла.

А вот «гусиная лапка» – очень характерная деталь для регулярного ландшафта. Это радиальные дорожки, три или пять, которые выходят из одной площадки.

Топиар

Топиар - это декоративная стрижка кустарников и деревьев.
Низкорослые деревья и кусты фигурно подстригали еще в древнем Риме, а в годы Ренессанса топиар получил распространение по всей Европе. Из деревьев «лепили» очертания птиц и животных, колоннады и купола, даже фигуры людей.
Впрочем, версальский топиар – чопорный, без выкрутасов. Это низкие прямоугольники, служащие изгородями и стенами зелёных лабиринтов, обелиски, кубы, конусы, спирали или сферы.

Максимальная вольность, которую можно увидеть в Версале, – конфигурация двух или трёх геометрических форм, например, конус на шаре или сфера на кубе.

Водоёмы

Выбор их формы тоже ограничен геометрией Эвклида. Пруд может быть квадратным, прямоугольным, круглым или овальным, с четко очерченными, акцентированными берегами.

Самый большой, главный водоём называют водным партером. Однако прудами перечень водных ресурсов, характерных для регулярного сада, не ограничивается.
Версальский шик – ещё и фонтаны, расположенные автономно, а также посредине прудов, каналы и каскады. Часть из них создана исключительно для визуального удовольствия, а часть – для лодочных прогулок и стекания воды, которую выплескивают фонтаны.
Украшают бассейны окантовки из топиара и прекрасные изваяния – персонажи античных мифов.

Гроты

Белокурая авантюристка, героиня книги «Анжелика и король», ожидала Людовика в гроте Тетис. Который, утверждают авторы бестселлера, «представлял собой изысканную достопримечательность» Версаля.

Версальские гроты отделаны раковинами и крапчатым мрамором, украшены барельефами и скульптурными сценами из легенд, оснащены воротами, скамейками, внутренними фонтанами. Искусственные пещеры, однако, выполняли и практическую функцию, например, грот Фетиды удерживал на крыше резервуар с запасами воды.

Скульптуры

Классический сад в регулярном стиле выглядит так, что трудно сказать, чего же в нём больше – деревьев или статуй.
Известно, что в Версале свыше двух тысяч различных скульптур: от сравнительно простых ваз и цветочных вазонов до сложных композиций.

«Жители» регулярного сада – античные боги и полубоги, олимпийцы, титаны, циклопы и музы. Из плотных изумрудных «стен» выглядывают нимфы и дриады, пегасы и кентавры, а над водной гладью застыли сирены, наяды, тритоны всех оттенков мрамора.

Зодчество и сценичность

Созданием роскошных регулярных парков руководили известные в ту пору архитекторы. Благодаря их знаниям и приёмам ландшафт выглядит объёмно, выпукло и многомерно. Не зря планировка регулярного сада похожа на проект дворца, подчиненный классическим правилам.

При помощи растительности «строятся» бордюры и стены, зелёные коридоры, вестибюли, салоны и залы. Они переходят друг в друга, чередуются, создают анфилады. Водные каскады напоминают «лестницы», лужайки покрывают «коврами» из цветов и травы, а вдоль аллей «вешают» зелёные, из деревьев «портьеры». Внутрь некоторых боскетов специально ставили мраморные столешницы, чтобы усилить сходство с комнатой. Имитировали даже канделябры – с помощью фонтанных струй. Как видите, источником идей для формального парка всегда была архитектура.

Вторая важная ипостась сада – его театральность. Людовик XIV, подобно Нерону, мнил себя актёром и охотно играл в придворных балетах. Поэтому Версаль воплощался не только как место для прогулок, но как площадка для спектаклей. Это сообщает саду, во-первых, дополнительный объём, места для танцев, постановок, «королевских дивертисментов». А во-вторых, такие компоненты театральности, как водный орган, лабиринт из фонтанов и другие выдумки.
По сути сад в регулярном стиле – сплошной театр, сооруженный из растительности, камня и воды.

Деревья и цветы

До XVII века цветоводства, можно сказать, во Франции не было. Версаль преломил и эту традицию, хотя клумб в регулярном саду не так уж и много. Размещают их максимально близко к дому, чередуя грядки цветников с вазонами.
Сохранился документ, согласно которому в первые годы Версаля его украшали 20 тысяч жонкилий, 23 тысячи цикламен и 1700 лилий. Позже к их компании приобщились привезенные из Нидерландов тюльпаны, а также розы, прибывшие из Турции.
Первые деревья переносили в парки из лесов. Типичные для регулярного сада – липы, вязы, грабы, каштаны, акации, буки. Их верхушки вплоть до XVIII века подрезали под прямую линию.

Регулярный ландшафтный стиль сегодня

Его трудно создать даже на обширной территории. Что уж говорить об обычном участке.
Впрочем, элементы стиля привнести в ландшафт можно, тем более, что современный регулярный сад допускает отклонения от жёсткого «версальского кодекса».

Принципы регулярного парка стали переплетать с чертами

В городских скверах и сейчас можно увидеть парки, очень похожие на те, которые создавались в Древней Греции и в Древнем Риме. Что такое регулярный сад, каковы его особенности, и зачем архитекторы седой старины с математической точностью соблюдали все пропорции при разбивке сада?

  • Осевая симметрия, фигуры правильной формы и прямые линии четко прослеживаются в подобной ландшафтной композиции.
  • Самшит, тис, падуб – вечнозеленые растения, которые делают парк привлекательным в течение всего года.
  • Для цветников выбирают однолетники, период цветения которых продолжителен. Важно, чтобы освещение было равномерным, в противном случае будет наблюдаться асимметрия роста и цветения.
  • Бассейн или фонтан – непременный атрибут регулярного стиля. Его геометрическая форма может быть разной, но обязательной симметричной. Вокруг водоема высаживают растительность.
  • Арки, перголы и «зеленые» изгороди применяют для зонирования пространства. В таком парке уместны и топиарные фигуры.
  • Так как эти сады изначально создавались на территории вокруг замков и занимали много места, на небольшом дачном участке регулярный парк будет смотреться не слишком удачно.
  • Роскоши много не бывает. Мрамор, бронза, керамика используются для создания декорирующих элементов. Королевский сад – не место для экономии.

Основная идея парка: стремление разместить все элементы таким образом, чтобы линии и плоскости казались изящными и грациозными

Самый первый регулярный парк

Древнейшие из известных парков были созданы в Египте, они тоже воздвигались по принципу регулярного сада. Древние греки рассуждали очень логично и рационально. Строгие формы и точный расчет можно проследить не только в их архитектуре, но и в садово-парковом искусстве. Порядок во всем – никаких противоречий и динамики, только спокойные, классические формы.

Существует мнение, что на архитектуру оказывают свое влияние политика, история и философия. Классическая архитектура совершенна – в нее нельзя ничего добавить, в ней нет ничего лишнего. Классика – это идеал.

Для политических деятелей такая система была выгодна, ведь она утверждала стабильность. Классика стала официальным стилем архитектуры империи Екатерины II и монархии Людовика XIV. Холодное превосходство и отрешенность от реальных проблем – вот что на самом деле выражали строгие формы, точный расчет и абсолютная симметрия.

Пешая прогулка по такому саду может затянуться надолго, за каждым поворотом новые виды

Симметрия и асимметрия

Пропорциональность, симметрия — это гармония между отдельными частями целой структуры. У древних греков не было сомнений по поводу предмета, в котором не было симметрии – он считался не совершенным и некрасивым. Само понятие симметрии более широкое, его применяют не только к фигурам, но и к явлениям, и к процессам.

Асимметрия – разупорядоченность в результате движения. Можно сказать, что симметрия – это состояние покоя, асимметрия – состояние движения. Движущаяся система не может быть симметричной. Отсюда следует вывод, что абсолютная симметрия характерна только для объектов неживой природы.

Существовал целый «кодекс эстетики симметричных установок».

  • Правильные формы усиливают впечатления.
  • Каждую деталь выставляют в наиболее выгодном свете, она занимает именно ей отведенное место, однако не выделяется настолько, что остальные элементы «теряются» на ее фоне.

Снежинка – пример симметрии в природе

История создания парков

В эпоху барокко во Франции при дворце короля Людовика XIV создавались парки, дизайн которых соответствовал регулярному стилю. Отсюда и пошло название «французский регулярный сад», хотя зародилась мода на такие парки в Италии. Английские садовники ввели свои новшества. Они стали практиковать стрижку кустов и деревьев сложной формы. Кусты в виде птиц, зверей и геометрических фигур теперь украшают парки всего мира.

Парк в Версале – типичный пример, который характеризует регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Торжественный, помпезный, величественный – именно такой парк должен был служить местом прогулок королей и их вельмож. Андре Ленотр – садовод Людовика XIV, который работал над созданием парков в регулярном стиле.

Парки возводили не с целью единения с природой, а, скорее, с целью подчинить ее себе. Весь ансамбль Версаля (парк с дворцом) подчинен идее самовластия. Аллеи, которые лучами расходятся от центра, символизировали абсолютную власть короля. Русские регулярные сады и парки возникли благодаря Петру I, который увидел образец садово-паркового искусства в Версале в 1717 году.

Сады во Флоренции и Фьезоле также являются образцами садового-паркового искусства. Их особенности:

  • симметричные рассадочные грядки;
  • фонтаны с каскадами;
  • лабиринты, гроты, скульптуры мифологических существ.

Иллюзия больших пространств

Терраса, которую строили над садом, служила удобным местом для обозрева. Клумбы, газоны, насаждения кустарников ограничивали бордюрами или цветным песком. Все деревья имели одинаковую высоту, кусты также стриглись. Посреди сада, как правило, располагалось жилое здание, при этом рядом с ним не было деревьев, только низкие кустарники. Вдоль главной оси композиции строили водоем либо разбивали газон, обрамленный деревьями. Главная ось парка располагалась противоположно центральному входу, при этом она всегда была перпендикулярна фасаду дома.

  • Сад в регулярном стиле создавался подобно зданию. Так зеленые газоны назывались комнатами, ряды кустарников – стенами, каскадные фонтаны – лестницами. Спектакли и фейерверки, балеты и комедии часто устраивались именно здесь. В XVIII веке пришла мода на пейзажные сады, и роль архитектуры здесь перестала быть главной.
  • Изящные кружевные партеры в форме квадрата, круга, овала создавались непосредственно у самого дома.
  • Деревья стригли так, что более удаленные от центра сада деревья казались ниже. Благодаря такой перспективе сады казались больше, чем они были на самом деле.

Топиарные фигуры впервые создали в Англии

Некоторые термины

  • Партер – это часть сада с газонами, водоемами, цветниками. Все элементы композиции составляют одно целое. Партеры украшают разноцветным песком. Особенно эффектный вид они имеют с высоты окон здания.
  • Боскет – группа деревьев, которая служит фоном.
  • Топиар – декоративно подстриженный куст.
  • Арабески – это сложный орнамент, выполненный на партере из коротко стриженных кустов.
  • Ров аха – способ маскировки ограждающих конструкций.
  • «Гусиная лапа» – рисунок из 3-х или 5-ти аллей, выходящих из одной точки.

Хитрости регулярного стиля

Ландшафтная архитектура использует живые строительные материалы, а именно: растения, воду, почву, камни.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию РФ

Московский Государственный Университет Леса

Факультет ландшафтной архитектуры

Кафедра ЛА и СПС

Реферат по дисциплине дизайн малого сада

«Французский регулярный стиль сада»

1.Введение

2.История

3.Основные черты стиля

4.2 Размер участка

4.3 Планировка

4.4 Партер

4.5 Партерный газон

4.6 Партерный цветник

4.7 Водоем

4.8 Живые изгороди

4.9 Топиары

4.10 Растения

4.11 Материалы

5.1 Подбор растений для сада

5.4 Партерные газоны

6.1Французский регулярный парк -- современные решения

6.3 …и в мире

6.3.1 Во - Ле - Виконт

6.3.2 Версаль

7. Заключение

1.Введение

Выражение «французский стиль сада» в настоящее время стало нарицательным. Так достаточно часто называют все регулярные сады, имеющие осевое построение. Но такое использование термина неверно, так как в разных странах сформировались совершенно особенные черты регулярного стиля.

Стиль «французский сад», который также называют регулярным, геометрическим или формальным стилем ландшафтного дизайна, активно развивался с XVII по XVIII век. Такие сады были очень популярны во времена Людовика XIV, однако историческое название стиля не точно, так как идеи создания регулярных садов появились еще в эпоху Ренессанса в Италии. Своего апогея стиль достиг в XIX веке в Англии, где садовники научились выращивать растения в виде экзотических форм (таких как геометрические фигуры, животные, птицы и т.д.). Основная идея формирования французского сада в ландшафтном дизайне - четкий порядок и симметрия в одном.

2.История

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов, лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий. Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса, и олицетворяли добродетели Древнего Рима.

Король Карл VIII после своего похода в Италию в 1495 году, где он имел удовольствие видеть замки и сады Неаполя, привёз с собой во Францию итальянских ремесленников и садовых мастеров, в том числе Пачелло де Меркольяно, которые по его распоряжению приступили к устройству садов итальянского стиля в королевской резиденции в Амбуазе. Его наследник Генрих II, который также вёл итальянские войны и встречался в Италии с Леонардо да Винчи, устроил итальянский сад поблизости от королевского замка в Блуа. Начиная с 1528 года, король Франциск I занялся устройством нового сада во Дворце Фонтенбло, где были предусмотрены фонтаны, партеры, сосновая роща из привезенных из Прованса деревьев, а также был сооружён первый во Франции искусственный грот. В замке Шенонсо было устроено два сада в новом стиле - один в 1551 году для Дианы де Пуатье, а второй в 1560 году для Екатерины Медичи.

В 1536 году архитектор Филибер Делорм после своего возвращения из Рима занялся устройством садов замка Ане согласно итальянским принципам пропорциональности. Тщательно выверенная гармоничность садов Ане, отраженная в их партерах и водоёмах, объединенных с участками зелёных насаждений, стала одним из самых ранних и наиболее значительным образцом классического французского регулярного сада.

Несмотря на то, что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Наибольший расцвет это искусство получило во времена Людовика Четырнадцатого. В этот период были созданы наиболее известные и типичные примеры регулярных французских садов - Во-ле-Виконт и Версаль. Более подробно они будут рассмотрены ниже.

3.Основные черты стиля

Основные черты классицистического французского парка:

1. наличие больших пространств и раскрытие далеких перспектив;

2. размещение на плоском рельефе;

3. симметричность композиции по отношению к центральной оси;

4. индивидуальность отдельного дерева теряется в массиве;

5. использование топиарного искусства: зеленые стены коридоров, беседок, залов и кабинетов, шаров, кубов, пирамид;

6. применение трельяжных конструкций, беседок, арок, оград;

7. интенсивное обводнение, в котором каналы и плоские водоемы имеют характер зеркал, расположены на одном уровне с поверхностью земли и отделены лишь небольшим бордюром;

8. центральную часть сада составляет партер, который обрамлен стрижеными стенами боскетов;

9. использование партеров - вышивок или «вырезного» газона с редким включением натуральных цветников;

10. умеренность в применении скульптуры, в отличие от итальянских регулярных садов;

11. основным украшением служила парковая аллея из 2-х или 4-х рядов деревьев, открывавшая далекие перспективы на окружающую местность;

4.1 Основные ландшафтные приемы

Сад во французском регулярном стиле требует постоянного тщательного и дорогостоящего ухода садовника. Необходимы, не только чуть ли не еженедельные стрижки кустов, живых изгородей и газона, но так же и тщательный уход за МАФ, садовой мебелью, дорожками, цветниками и деревьями. Об этом необходимо заранее уведомить заказчика, решившего организовать на своем участке сад именно такого стиля.

Сад французского регулярного стиля является не просто садом, но и своеобразной демонстрацией достатка и статуса хозяев. Он предназначен для приема гостей и проведения мероприятий.

Этапы работы над таким садом не особо отличаются от работы над садами других стилей, разве что создание его является более трудоемким и долговременным.

4.2 Размер участка

Прежде всего, свою роль играет размер участка. По исторически сложившейся традиции, регулярный парк представляет собой достаточно большую территорию; весь сад воспринимается как чередование живописных, поражающих своим величием картин. Регулярный сад создан для длительных прогулок, где в конце каждой аллеи, уводящей в перспективу, открывается новый вид. Кроме того, все элементы на дачном участке должны быть основательными, приземистыми, мощными, внушительных размеров, что часто бывает трудно сделать на участке меньших размеров.

4.3 Планировка

Что же касается самой планировки, то она должна быть строго геометрической, где дом является осью симметрии. Основной чертой регулярного сада является его обособление от окружающей природы, поэтому хаотичность и случайное расположение садовых элементов недопустимо.

4.4 Партер

Главным элементом в регулярном парке является партер - открытая часть сада с газонами, водоемами, цветниками, бордюрами, разделенная на участки правильной формы.

4.5 Партерный газон

К посадке партерного газона предъявляются повышенные требования, в состав смеси семян входят, как правило, 1-2 вида трав. Трава партерного газона должна быть густой, однородной; за партерным газоном нужен тщательный уход. Линия газона должна быть ровной, четкой, не должна прерываться. Партерный газон - это фон для солитеров и для партерных цветников.

французский сад регулярный стиль

4.6 Партерный цветник

Партерный (орнаментальный) цветник - это цветник со сложным узором. Партерные цветники сложны в оформлении, цветы для них подбираются по цвету и срокам цветения. Партерные цветники требуют большого ухода. Центром партерного цветника может стать небольшая скульптура, вазон или фонтан.

4.7 Водоем

Ни один регулярный сад не обойдется без водоема. Зеркальная гладь воды прекрасно будет сочетаться с общей композицией. Водоем на участке делают в форме круга, овала, квадрата, прямоугольника. Береговая линия должна быть четкой; растения в прибрежной зоне высаживаются в строгом порядке, рядами. На больших по площади участках нередко создают каскады - многоступенчатые сооружения из камня или бетона, служащие для ниспадания струй воды. Также на участке устанавливают фонтаны, которые могут служить центром цветочных композиций, например.

4.8 Живые изгороди

Непременным элементом регулярного сада являются живые изгороди и бордюры. Кроме декоративных функций, у них есть и практические цели (они служат для зонирования сада). Создание зеленых комнат и коридоров - еще один из приемов французского парка. Очень красиво смотрятся берсо - живые стены, устремленные ввысь. Создание зеленых комнат и всевозможных лабиринтов потребует установки опорных конструкций; это могут быть арки, перголы, трельяжи.

4.9 Топиары

Трудно представить регулярный сад и без топиарных фигур. Топиарной стрижке поддаются многие деревья и кустарники (как лиственные, так и хвойные); топиарам придают самые разные формы (шар, куб, пирамида, конус, спираль).

4.10 Растения

Из растений для регулярных садов выбирают вечнозеленые породы, которые остаются декоративными в течение всего года. Арки часто увивают лианы и вьющиеся растения, которые образуют зеленые своды. Сад в формальном стиле нередко украшают моносады - участки, на которых культивируют растения одного вида (розарии, сиренгарии, иридарии и т.п.). В клумбах часто используют мульчирование; посадки растений оттеняют белым или цветным гравием.

4.11 Материалы

Материалы для регулярного сада выбирают дорогие, высокого качества - ценные породы дерева, мрамор, керамика, бронза. Аксессуары для регулярного сада также должны выглядеть богато, их не должно быть слишком много, но все они должны выгодно подчеркивать другие элементы сада, быть «к месту». При декорировании беседок обычно используют резьбу по дереву, художественную ковку. Ограждения в формальном саду - чугунные или литые с классическим рисунком решетки.

В регулярном саду предпочтение отдают спокойным тонам, классическим орнаментам, растительным мотивам.

5.1 Подбор растений для сада

В настоящее время стиль утратил популярность в России из - за всех сложностей создания и ухода, а также из - за того, что традиционные для такого стиля растения в климатических условиях России выживают с большим трудом, а подбор аналогов часто бывает очень сложен.

В садах французского регулярного стиля часто можно увидеть моносады -- участки, на которых культивируются растения одного вида, который и определяет название моносада. Невозможно представить себе «французский сад» и без топиариев -- фигурно подстриженных деревьев и кустарников. Также обязательными элементами для него являются партерные газоны и партерные цветники или, как их еще называют, цветники-арабески.

Для формирования ровных и аккуратных бордюров обычно используются тис и самшит. В центральных и северных регионах России их сложно вырастить, а вот на юге они чувствуют себя очень даже неплохо.

5.2 Лиственные породы: подбор растений

В северных широтах России для самшита и тиса приходится искать замену из числа более холодостойких лиственных пород. Здесь основным критерием при подборе также остается их податливость частым обрезкам и способность долго «держать форму». Из кустарников прежде всего следует обратить внимание на бирючину, которая представлена как листопадными, так и вечнозелеными кустарниками.

Второе место по популярности среди растений для садов французского регулярного стиля, адаптированных к российским реалиям, занимает липа мелколистная (или липа сердцевидная) -- самый жизнестойкий представитель широколиственных пород, и ареал ее распространения в России включает почти всю европейскую часть и достигает Западной Сибири.

Вполне уместно будут смотреться в саду французского регулярного стиля и такие неколючие кустарники, как кизильник. В ландшафтном дизайне для формирования живых изгородей традиционно используется более восьмидесяти его видов. Останавливаться подробно на каждом в формате обзорной статьи не представляется возможным, поэтому ограничимся общей характеристикой. Кизильники, также как бирючина, могут быть и листопадными, и вечнозелеными. Растут они достаточно медленно.

Нельзя не упомянуть и барбарис обыкновенный. На формирование живой изгороди из барбариса может уйти достаточно много времени -- не меньше шести лет, но все усилия в итоге будут оправданы.

Издавна как декоративное растение была известна в Европе, в том числе и в России, таволга или спирея. В лесостепной, степной и полупустынной климатических зонах, а также в субальпийском поясе Северного полушария встречается до 90 видов спирей.

5.3 Хвойные породы: подбор растений

Растения хвойных пород в садах, оформленных в традициях французского регулярного стиля, -- скорее исключение из правил, но в тех случаях, когда климатические условия не позволяют засадить его необходимыми лиственными породами, а иметь такой садик уж очень хочется, эксперименты с хвойными не возбраняются. Наиболее подходящими считаются декоративные формы ели сизой (их всего насчитывается около 20), ель колючая, туи и кипарисовики.

Неприхотливая и податливая к любым дизайнерским экспериментам туя западная получила известность как универсальное средство озеленения. Канонам французского регулярного стиля она также не противоречит.

5.3 Партерные газоны

Партерные газоны (ссылка на статью) в садах французского регулярного стиля должны быть покрыты ровным, шелковистым и густым травяным покровом, напоминающим мягкий ворсистый ковер. Такую поверхность создают низкие узколистный злаки -- овсяница красная, мятлик луговой, полевица.

При обустройстве партерных цветников и регулярных клумб-арабесок цветы необходимо подбирать так, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего сезона. Ранней весной на них будут уместны луковичные -- нарцисс, тюльпан, крокус, сцилла, а также раннецветущие многолетники -- например, печеночница и анемон. Цветы для лета: виола, маргаритка, аквилегия, ирис, алиссум, бархатцы, календула, петуния, сальвия, и многие другие. Осенью великолепие регулярных клумб и цветников подчеркнут розы, гелениум, астры и георгины.

6. Примеры парков французского регулярного стиля

6.1 Французский регулярный парк -- современные решения

Устройство регулярных садов основано на геометрически правильных линиях, а также придании кустарниках нужной строго геометрической формы. Регулярные парки дали толчок в развитии художественной подрезки растений. Несмотря на то, что французские парки требовательны к уходу, их элементы часто встречаются в частных ландшафтных проектах. Действительно, такое зрительное великолепие, которое тебя захватывает во французском парке, сложно постичь на уровне логики. Эти парки впитали в себя веками формировавшееся европейской мировоззрение, основа которого состоит в жесткой системе и упорядоченности всех процессов. Можно по праву считать французский сад символом превосходства человека над великолепием природы.

Благодаря усилиям миссис Нонг Нуч в Таиланде появился уникальный современный французский сад, ничуть не уступающий европейским дворцовым паркам.На выращивание этого сада ушло, по меньшей мере, десять лет, но французский сад в роскошном тропическом убранстве превзошел все мыслимые ожидания.

Казалось бы, что французская практика садоводства не может настолько органично влиться в совершенно другую культуру, но при виде этого сада понимаешь, что нет никакого «культурного» конфликта между элементами, а французский сад все также актуален в современности.

6.2 Французский регулярный стиль в России

Основанный в самом начале XVIII века Петергоф, по замыслу Петра I, должен был стать самой роскошной царской летней резиденцией неподалеку от Санкт-Петербурга. Раскинулся он на огромной территории в 800 га, включая Дворцовый парк и парк Александрия.

Расположенный на южном берегу Финского залива Дворцовый парк условно делится на 2 части: Верхний сад и Нижний сад, а между ними --выстроенный в стиле «зрелого барокко» Большой дворец.
Верхний сад устроен в строгом регулярном стиле: с четкой симметрией плана, фигурной стрижкой деревьев, многочисленными трельяжными беседками, партерами со сложным рисунком, скульптурой. Украшают его 5 фонтанов, объединенных общим принципом: установленная в центре статуя окружена венком дугообразных струй, льющихся их пастей дельфинов.

Нижний сад - именно он вызывает особое восхищение. Анфилада каскадов и фонтанов, золоченые скульптуры и веером разбегающиеся аллеи, спокойная гладь канала и цветники с причудливыми узорами- все это создает парадное, торжественное настроение. Регулярный стиль здесь гармонично соседствует с пейзажным, превращая Петергоф в истинный шедевр садово-паркового искусства.

6.3 …и в мире

6.3.1 Во - Ле - Виконт

Замок Во ле Виконт расположен приблизительно в 50 км от Парижа. Он был построен по желанию суперинтенданта Людовика XIV Николя Фуке. Для создания дворца Фуке пригласил лучших творцов своего времени - архитектора Луи Лево, живописца Шарля Лебрена и садовника Андре Ленотра. Созданные им сады не только прославили замок, но и положили основу принципиально новому направлению в паркостроении.

Гармоничные пропорции замка и парадного двора создают редчайшее ощущение единства природы и архитектуры и ставят ансамбль Во ле Виконт на одно из важных мест в ряду европейской архитектуры.

Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы.

6.3.2 Версаль

Версамль -- дворцово-парковый ансамбль во Франции (фр. Parc et chвteau de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца», художественно-архитектурным выражением идеи абсолютизма. Ведущие архитекторы -- Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар, создатель парка -- Андре Ленотр. Ансамбль Версаля, крупнейший в Европе, отличается уникальной целостностью замысла и гармонией архитектурных форм и преобразованного ландшафта. С конца XVII века Версаль служил образцом для парадных загородных резиденций европейских монархов и аристократии, однако прямых подражаний ему не имеется.

С 1666 по 1789 годы, до Великой французской революции, Версаль являлся официальной королевской резиденцией. В 1801 году получил статус музея и открыт для публики; с 1830 года музеем стал весь архитектурный комплекс Версаля; в 1837 году в королевском дворце открылся Музей истории Франции. В 1979 году Версальский дворец и парк включены в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

7. Заключение

Регулярные сады и парки создавались при дворцах и замках и были неотъемлемой частью садово-паркового ансамбля. Регулярные сады были призваны подчеркнуть пышность и монументальность архитектуры дворца.

Кому-то может показаться, что регулярные сады - это пережиток прошлого, все они скучны и лишены фантазии. Однако эти не так. Прямые дорожки и аллеи сочетаются с водными элементами, чарующими своими мелодичными переливами, вечнозеленые посадки контрастируют в ковровыми цветниками, в строгой, геометрической планировке есть место уютным беседкам, зонам отдыха. Грамотный подход к планировке сада и чувство меры - важные составляющие в создании садов, и, пожалуй, наиболее актуально это для регулярного сада.

В наши дни регулярные сады встречаются не так уж часто, многие ограничиваются лишь несколькими элементами регулярного стиля или оформляют в формальном стиле какой-либо отдельный участок сада. Вообще, создание регулярного сада - процесс достаточно затратный, требующий проведения большого количества работ и осуществления ухода за каждым элементом.

Считается, что французский регулярный сад - выбор людей, отдающих предпочтение классической архитектуре прошлого. Регулярный сад станет прекрасным дополнением особнякам старинного типа с террасами, балюстрадами, скульптурными группами. Главная эмоциональная особенность стиля - торжественность, богатство, величие.

Список использованной литературы

www.wikipedia.org

Боговая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство: Учебник для вузов. М.: Агропромиздат, 1988. - 223с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Геометрически распланированные аллеи и симметричные партеры. Основные идеи и композиционные особенности устройства голландского сада. Симметричная планировка, разделяющая сад на отдельные кабинеты, скрытые за боскетами. Сады голландского барокко.

    реферат , добавлен 10.11.2012

    Общее определение регулярного парка. Описание Версальского парка, его особенностей и концепции построения. Современный регулярный сад: приемы, оформление. Разметка регулярных цветников. Топиарные растения для создания регулярного сада, живая изгородь.

    реферат , добавлен 09.12.2010

    Сад в китайском, голландском, сельском или утилитарном стилях. Стили оформления сада: русская усадьба, японский сад - шин и джио. Сад в стилях модерн и кантри, пруд в европейском стиле. Французский сад и сад ароматов, создание участка в пейзажном стиле.

    реферат , добавлен 03.03.2011

    Специфика и особенности сада в японском стиле. Роль воды в арабском саду. Изгороди, калитки и ограды. Традиционный китайский сад. Императорские, сады при гробницах, храмовые, частные, чайный сад. Архитектурные формы и растения. Русские сады и огороды.

    реферат , добавлен 22.04.2014

    Проект строительства сада "Венеция" жилого микрорайона в г. Бийске Алтайского края. Функциональное зонирование сада и рекреационная нагрузка. Садово-парковый стиль и композиция дорожной сети. Рекомендации по использования отдельных видов растений.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2012

    Роль малых архитектурных форм в создании украшении сада. Виды садовых беседок и павильонов, садовая мебель, ограды, мостики, скульптуры, вазоны, перголы, арки, берсо, трельяж (треллис) и шпалеры. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Планирование общегородского сада, его функциональное значение. Общая характеристика озеленения сада. Характеристика проектируемого участка. Малые архитектурные формы, расположенные на территории сада, их значение. Территория для проектирования сада.

    курсовая работа , добавлен 13.12.2010

    История создания садов и парков Санкт-Петербурга. Планировка и строение парков Царского Села, парков Петергофа, садов Каменного острова и Стрельны, Гатчинских парков. Особенности Нижнего сада Меншиковского дворца в Ораниенбауме. План Каменного острова.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Классификация и виды наиболее распространенных малых архитектурных форм. Садово-парковая мебель, ограды, мостики, вазоны и оборудование. Роль малых архитектурных форм в создании и украшении сада. Декоративное освещение фонтанов, каскадов и водопадов.

    реферат , добавлен 04.06.2015

    Назначение и функции зеленых растений в саду. Приемы для видимого увеличения (расширения) площади участка и придания ему большей глубины. Особенности выбора цветовой гаммы кустарников и других растений. Способы составления клумб и композиций из цветов.

Регулярные сады (“регулярный” в этом случае означает “геометрически правильный”) возникли на заре цивилизации. Их появление, очевидно, связано с извечным желанием человека организовать и подчинить себе окружающую природу, подчеркнуть свое превосходство над ней.

Экскурс в историю регулярных садов

Владыки Древнего Египта , утверждая божественность своего происхождения, уже около 4 тысяч лет назад разбивали вокруг своих дворцов удивительные сады правильной формы с прямоугольными бассейнами и водоемами, прямыми аллеями и симметрично расположенными группами деревьев.

Их примерам следовали знатные вельможи и жрецы, изображения садов которых сохранились со времен эпохи Нового царства.

Сады античности : скромные греческие перистили, занимающие внутренние дворики домов, римские виридарии, а также прогулочные и храмовые сады были организованы как регулярные.

Парки при роскошных загородных виллах, построенные по законам симметрии с широким использованием малых архитектурных форм, декоративных садовых аксессуаров и топиарных элементов (стриженые зеленые стены-шпалеры, боскеты и диковинные фигуры), являлись прообразом будущих террасированных садов итальянского барокко.Р

Широко распространились в мире традиционные для ислама геометрически выверенные квадратные сады, олицетворяющие идеальный порядок мироустройства и отражающие представления правоверных о райских садах с их ароматом цветов, мелодией хрустальных струй воды и пением птиц.

Большие квадраты уютных огороженных садов делятся на меньшие с помощью системы взаимоперекрещивающихся дорожек, каналов с водой или растительных посадок. Регулярные сады ислама сохраняют символическое значение драгоценного оазиса в пустыне, островка покоя и цивилизации в диком и опасном мире.

С ростом концентрации богатства и власти в эпоху Возрождения сады при дворцах и виллах правящей элиты и высшего духовенства превращаются в настоящие шедевры садово-паркового искусства.

Особенности декорирования регулярного сада

Регулярный стиль на протяжении нескольких веков безраздельно господствовал во всей Европе.

Сад объединялся с дворцом в единый сложный комплекс, подчиненный идеям возвышения человека над природой и достижения абсолютного совершенства искусственной, упорядоченной среды, созданной художником.

В то же время дворец , находящийся в основании оси симметрии всего комплекса и расположенный, как правило, в самой высокой его точке, являлся зримым символом превосходства его владельца над остальными людьми, демонстрировал богатство и могущество.

Пышные парки барокко и классицизма изобиловали декоративными элементами, такими, как гербы , вензеля , эмблемы и скульптурные композиции , которые неизменно подчеркивали величие их хозяев.

Пышный, церемониальный характер садов выражался разнообразными изобразительными средствами : застывшие в правильном строю колонны стриженых тисов словно салютовали хозяину и его гостям, узорные партеры-бродери напоминали разостланные бархатные ковры с затейливой вязью низких самшитовых боскетов и ярких пятен цветников. Незаменимым украшением и символом таких садов служили парковые розы .

Важнейшую роль в садах играла вода , которую гений зодчего заставлял отображать разные человеческие эмоции: от спокойствия и безмятежности в водных партерах и стоячих бассейнах до восторга и ошеломления в грандиозных фонтанах, каскадах и водопадах.

Использование регулярных садов

Сады барокко часто использовались для разнообразных удовольствий: театральных представлений , полных интриги и флирта маскарадов , разноцветных фейерверков и шумного веселья, что роднит их с садами и парками более позднего французского классицизма, в которых происходили феерические представления, концерты и приемы с балами и всевозможными развлечениями.

Для подобных мероприятий существовали специальные декорации: зеленые и водные театры, водяные партеры и лестницы, уединенные гроты, интимные павильоны и кабинеты, причудливые фонтаны, аллегорические скульптуры и многое другое.

Сады во французском стиле в отличие от террасированных итальянских разбивались на открытом выровненном пространстве с умелым использованием бесконечной перспективы, обширных зеркальных водоемов и замечательных панорамных видов.

Времена создания грандиозных регулярных парков, к сожалению, ушли в прошлое.

Пейзажный стиль, как более демократичный и менее затратный, пришел на смену регулярному и потеснил его. Однако привлекательность самой идеи торжественного, симметричного оформления парадной части поместья, коттеджного или даже садового участка, несомненно, сохраняется.

При этом, следуя логике эклектического подхода, вполне уместным может быть сочетание двух великих стилей на одном участке, примеров чему найдется предостаточно. Главное при этом подходе – постараться руководствоваться хорошим вкусом и чувством меры .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари