Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древние боги рима. Религия древнего Рима: становление верования как отражение развития цивилизации

История Пантеона на протяжении более чем двух тысяч лет остается таинственной и неопределенной. Даже после многочисленных гуманитарных и археологических исследований, все еще трудно понять, какой же исторической реальности нужно придерживаться, чтобы узнать об этом шедевре всю истину. Пантеон богов – главная и, пожалуй, единственный архитектурный памятник, который при посещении вызывает чувство глубокого эмоционального потрясения. Словно оживший из глубины веков, он воплощает в себе элегантность и гармонию, на протяжении столетий сохраняет свой величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов со всего мира.

Пантеон богов — главная достопримечательность Рима

Римский Пантеон Богов: создание и история

Легенда гласит, что римские граждане построили первый Пантеон на том самом месте, где Ромул – мифологический основатель Рима, вознесся на небеса во время солнечного затмения, которое наступило внезапно при очередном смотре войск на Козьем болоте.

Почти через 700 лет, между 25-27 гг. до н.э., на том же месте было возведено новое культовое здание. Марк Випсаний Агриппа, приходившийся зятем императору Октавиану Августу, построил Пантеон языческих богов в честь триады — Марса, Юпитера и Квирина. Задуманный как Храм поклонения языческим божествам, он представлял собой прямоугольное здание с кирпичными стенами и верандой под общей двускатной крышей, выполненной из дерева. Просуществовавшее почти целое столетие культовое здание было разрушено во время сильнейших пожаров, произошедших в 80 и 110 году уже нашей эры.


Пришедший к власти император Адриан, прославившийся своей образованностью и неуемной деятельностью, в период 120-124гг. полностью перестроил здание. Новый проект Пантеона начертал гений архитектуры сирийского происхождения Аполлодор из Дамаска, который воссоздал Храм Богов по образу и подобию греческих храмов, но в гораздо более сложной концепции.

Это интересно!

Аполлодор сыграл немаловажную роль в римской архитектуре во времена правления императоров Домициана и Траяна. Он работал над проектированием и строительством некоторых величайших зданий и памятников Древнего Рима, среди которых Термы Траяна на Холме Оппиа, Форум и арка Траяна, гавань Траяна в Остии и некоторые другие. Между 103 и 105 н.э. под его руководством осуществлялось проектирование и строительство крупнейшего моста через Дунай. Он разработал Арку Адриана, повторно Константина, проектировал Виллу Адриана в Тиволи и Храм Венеры в Риме.


Работая в Риме и после смерти Траяна, Аполлодор Дамасский создал шедевр на все времена – Пантеон богов. Свою концептуальную архитектурную идею он почерпнул, руководя сносом главного здания виллы , возведенной императором Нероном и уничтоженной Великим пожаром 64 года. Гигантских размеров полусферический купол, который накрыл собой помещение цилиндрической формы без единой промежуточной опоры, стал главным чудом нового языческого храма. А расположенные по внутренней окружности Пантеона алтари богов соответствовали основной идее – всеобщей доступности к ним.

Пантеон поражает своими масштабами

В соответствии с точными инструкциями, продиктованными Адрианом, внутренняя геометрия сооружения должна была создать идеальную сферу, где высота купола в наиболее отдаленной точке равнялась диаметральному размеру опорной кладки его кольца.

Строгие геометрические пропорции — одна из достопримечательностей Пантеона

В возвышенной части купола Пантеона предусматривался oculus, как единственный источник света. Адриан указывал, что купол должен раскрывать небо сквозь большое отверстие посередине, показывая попеременно свет и тень. «Мое намерение состоит в том, чтобы Храм всех богов представлял сходство земли и планетных сфер. А диск солнечного света воспринимался как щит из золота. Проливающийся дождь будет создавать бассейн из чистой воды на полу под oculus, испаряясь под наши молитвы как дым в пустоту, в которой мы займем место богов».

Oculus в верхней части купола — единственный источник света

Еще одной новаторской особенностью строительства Пантеона языческих богов стало использование цветного мрамора для изготовления гладких монолитных колонн храма, вместо традиционных белых, с продольными пазами.

Просторное внутреннее пространство храма обрамляют колонны из мрамора

Проведенные исследования предполагают, что возведение Пантеона велось на протяжении всей жизни Адриана, вплоть до его смерти в 138 году нашей эры. Продолжил строительство следующий император – Антонин Пий, являвшийся усыновленным преемником Адриана. На протяжении последующих двух столетий Пантеон считался главным языческим храмом Римской империи. Он претерпел незначительные изменения, которые, в основном, были сделаны императорами Септимием Севером и Каракаллой в начале третьего века нашей эры.

Внутри Пантеон полностью отделан мрамором

После провозглашения христианства единственной религией Империи и подписания императорами Константином и Ликинием Миланского эдикта 312-313 года, даровавшего свободу вероисповедания христианам, Пантеон языческих богов был закрыт, разграблен варварами и заброшен. До сих пор не найдены ответы на вопросы, почему он не был окончательно разрушен или сразу же не превращен в церковь для христиан. Возможно, место языческого идолопоклонничества посчитали не совсем «чистым» для подобного храма.

Главный алтарь Храма

Любопытно, что Пантеон Богов пребывал в забвении вплоть до 608 года. Именно тогда император Византии Фокас пожертвовал здание папе Бонифацию IV, освятившему древнее строение и учредившему в нем христианскую церковь Святой Марии и мучеников (Santa Maria ad Martyres). Кстати, сегодня она имеет все то же название. Скорее всего, только это и спасло шедевр Аполлодора Дамасского от разрушений, которым подверглись в средние века многие древнеримские постройки.

Пантеон: кратко о некоторых фактах

Пантеон языческих богов, который сотворил Аполлодор, овеян многими легендами. Однако не менее интересны некоторые подтвержденные факты, накопленные за более чем двухтысячелетнюю историю его существования. Знаете ли вы, что:

  • бронзовый купол храма первоначально был покрыт пластинами из золота. В то время римляне не применяли сусальное золото, а использовали тонкие пластины из него. В 655 году Constans II, император Константинополя, во время посещения Рима, снял всю бронзу и золото крыши, чтобы перевезти их в свою столицу. Во время остановки в Сиракузах, он был убит, а его груз попал в руки сарацин – кочующих разбойников из Египта. И лишь в 733 году папа Григорий III покрыл обнажившийся купол листами свинца;
  • второе название Пантеона богов — Santa Maria Rotonda. Это имя храм получил после 1000 года, что отразилось на названии расположенной перед ним площади;
  • культовое здание украшала колокольня, возведенная в 1270 году в грубом романском стиле. К ее разрушению приложил руку папа Урбан VIII. Вместо нее, по указанию Папы, возвел две колокольные башни. «Ослиные уши Бернини», как называли их острословы, были также разрушены в 1883 году, так как не имели никакого отношения к древнеримской архитектуре;

Две колокольни, возведенные Бернини, украшали Пантеон во времена разгула Барокко

  • украшавшие здание фронтона бронзовые скульптуры и элементы крыши над ступенчатым входом в Пантеон пошли на создание величественного полога над алтарем в . В 1625 году, во времена папства Урбана VIII Барберини, в поисках нужного количества бронзы фигуры мучеников были демонтированы и переплавлены;
  • в полдень 21 апреля ниспадающий через oculus солнечный луч попадает в центр входного портала. В этот день проникающий в храм солнечный свет приобретает поистине уникальный смысл, делая Пантеон больше, чем просто храм, посвященный богам. Эта дата считается днем основания Рима и отмечается как негосударственный праздник.

Вот таким образом луч солнца освещает вход в храм

Храм Пантеон в Риме сегодня: что в нем находится

Начиная с XV века, стены некогда языческого храма стали украшать фресками. В тот период здание христианской церкви было отдано профессиональной ассоциации художников при Папской академии изящных искусств и литературы. Позже Pontificia Insigne Accademia di Belle Arti e Letteratura dei Virtuosi al Pantheon переименовали в Национальную академию святого Луки – Accademia nazionale di San Luca. Именно с тех времен здесь сохранилась великолепная фреска «Annunciazione» (Благовещение), выполненная Мелоццо да Форли (1438-1494), которая находится в первой от входа правой капелле.

Благовещенье. Мелоццо да Форли


В эпоху Возрождения, Пантеон, как и многие другие церкви Рима, стал местом захоронений выдающихся личностей своего времени в области художественного искусства. В частности, сегодня здесь находятся погребения художников Рафаэля Санти и Аннибале Карраччи, известного архитектора Бальдассарре Перуцци, а также знаменитого музыканта Корелли.

Здесь покоится великий Рафаэль

Кроме этого, в Пантеоне расположены могилы двух первых королей объединенной Италии: Виктора Эммануила II и его сына и преемника короля Умберто I. Надгробие Виктора Эммануила II можно увидеть в правой от входа капелле.

Это интересно!

Захоронение тела короля стало предметом острой дискуссии. Многие сподвижники хотели, чтобы он был похоронен в традиционном месте захоронения – Basilica di Superga, фамильном склепе дома Савойя. Тем не менее, возобладало решение, принятое премьер-министром Agostino Depretis и министром внутренних дел Francesco Crispi. Тело короля было выставлено в Пантеоне 17 января 1878 г., а 16 февраля было произведено его торжественное захоронение.


Гигантскую погребальную доску с надписью «Витторио Эмануэле II – отцу Отечества» отлили из бронзы пушек, которые были отвоеваны у австрийцев во время войны 1848-1849 и 1859 годов.

Надгробная плита первому королю Италии

На противоположной стороне в Пантеоне находится захоронение короля Умберто I и его супруги, королевы Маргариты Савойской. Мемориал украшает погребальная урна, спроектированная архитектором Джузеппе Саккони.

Захоронение Умберто I, второго короля Италии

На 50-й день католической Пасхи, в конце литургической мессы, внутри Пантеона свершается необычайно захватывающее действо. Через oculus, расположенный в куполе храма, на паломников начинают ниспадать тысячи лепестков роз красного цвета. Этот обычай, возрожденный архиепископом Антонио Германом в 1995г., стал символом схождение Святого Духа. А праздник, когда пол храма усыпается цветами, называют Воскресеньем Роз, что звучит как la Domenica delle Rose.

Лепестки красных роз ниспадают на верующих каждый год

Чтобы почувствовать всю энергетику античного храма и увидеть его великолепие, достаточно приобрести любой путеводитель по Риму или влиться в разноязычную толпу туристов, которые сами приведут вас туда.

Пантеон находится на Piazza della Rotonda, недалеко от станции римского метрополитена «Barberini», его посещение бесплатно. Чтобы более подробно ознакомиться с его двухтысячелетней историей создания и превращения языческого храма в христианскую церковь, желающие могут скачать аудиогид на русском языке, ссылки на который приведены в информации для туристов .

Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Во второй главе из серии «Единый Пантеон» мы сравним языческих богов древних славян и языческих богов древних римлян. В очередной раз вы сможете убедиться в том, что все языческие верования мира очень схожи между собой, что говорит о том, что изначально они произошли из одного и того же верования, которое существовало в те времена, когда все народы были едины. Сразу хочу сказать, что данный материал будет довольно похож на предыдущую статью , так как греческие и римские боги очень схожи между собой и зачастую отличаются только лишь именами. Однако этот материал станет для кого-то из вас полезным, и для того, чтобы не искать потом в тоннах информации во всемирной паутине — кому же соответствует в римском пантеоне наш Велес или Перун, вы сможете просто воспользоваться этой статьёй.

Считается, что римская мифология берёт начало в греческой мифологии. Влияние греческого язычества на римское началось примерно в VI-V веке до нашей эры. Так как римская и греческая культуры очень тесно контактировали, греческая мифология, уже в те времена невероятно развитая, структурированная и подробная, стала влиять на римское язычество. Нельзя сказать, что римская культура просто отказалась от своих богов взамен греческих. Скорее всего, верования римлян, которые и до того были похожи на греческие, стали обрастать новыми мифами, у богов стали появляться новые качества, по силе и мощи становясь равными греческим. Также в римский пантеон стали попадать и новые греческие боги, которых до этого просто не существовало в их верованиях. Таким образом древний Рим проявлял хитрость, привлекая на свою строну и самих богов и поклоняющиеся им народы.

Соответствия славянских и римских богов

Лада — богиня весны, любви и брака у славян. Считается одной из богинь-рожаниц. Является матерью богини Лели и бога Леля. В римской мифологии Ладе соответствует богиня . Латона соответствует древнегреческой титаниде Лето. Греческая богиня Лето является матерью Аполлона и Артемиды. Римская богиня Латона является матерью Аполлона и Дианы. У славянской Лады мы знаем дочь Лелю (Диана-Артемида) и сына — Леля (Аполлон), о которых мы поговорим далее.

Леля — богиня весны, красоты, молодости, плодородия. В римской мифологии дочери Лады Леле соответствует богиня Диана , которая является дочерью Латоны. Диана является богиней женственности, плодородия, покровительницей животного и растительного мира, а также считается богиней Луны. В древности, когда влияние греческой мифологии ещё не было так сильно, под именем Дианы почитали духов леса или хозяек леса, и в этом с Лелей у них так же много общего, так как Леля — покровительница весны и плодородия, была богиней лесных угодий, всяких трав и живности.

Лель — сын богини Лады, брат богини Лели. Является покровителем любви, любовной страсти и брака. Часто изображается играющим на дудочке в поле или на опушке леса. Как покровитель любви он схож с древнеримским Амуром (бог любви и любовного влечения), но если следовать соответствиям богов в различных культурах, то Лель больше схож с греческим и римским богом Аполлоном. Аполлон соответствует нашему Лелю не только по своему родству с Латоной (Ладой) и Дианой (Лелей), но также и тем, что является покровителем искусств, покровителем музыки, является богом предсказателем и богом-врачевателем, богом света, тепла и солнца. Удивительно то, что в римской культуре Аполлон со временем стал отождествляться с богом солнца Гелиосом. Гелиос — всевидящее око Солнца. Также Гелиос является дарителем света и тепла, что соответствует и Аполлону, который является покровителем света. В этом смысле бог Аполлон-Гелиос схож с нашим Даждьбогом — богом дарующим свет и тепло людям, богом Солнца и солнечного света. Есть ли в этих хитросплетениях какая-либо связь с нашими богами, либо это обыкновенная путаница, произошедшая во времена, когда римские и греческие боги стали активно замещаться друг другом, неизвестно, но повод подумать над этим, безусловно, есть.

Велес — один из наиболее почитаемых богов в славянском язычестве. Велес — покровитель лесов и домашних животных, покровитель богатства и творческих людей. В римском язычестве Велес соответствует богу торговли, богу богатства Меркурию. Интересно, что Меркурий в древности считался покровителем хлебного дела, урожая и домашней скотины. Однако гораздо позже, когда стало активно развиваться торговое дело, а хлеб и мясо по большей части стали объектом продажи и заработка, Меркурий также стал богом покровителем богатства. Не исключёно, что точно такая же история случилась и с нашим Велесом в глубокой древности, когда из покровителя полей, хлебов и домашних животных он превратился в покровителя богатства, а затем, уже, вследствие ошибочной трактовки термина «скотий» (имущество, богатство), превратился в покровителя домашней скотины.

Макошь — одна из самых древних богинь древних славян. Судя по исследованиям многочисленных историков, в глубокой древности именно эта богиня занимала главенствующую роль в языческом пантеоне. Макошь является покровительницей плодородия, дождя, рожениц, рукоделия, женских дел и вообще всех женщин. Макошь является покровительницей судьбы. Есть также версия, что Макошь является олицетворением Земли. В римской мифологии Макоши соответствует богиня . Церера — богиня урожая, плодородия и земледелия. В статье о соответствии славянских и греческих богов мы уже говорили о Макоши и греческой Деметре, которая являлась для греков олицетворением Земли. Церера же является точным соответствием Деметры. У римской богини, как и у греческой, есть дочь — Прозерпина — богиня подземного царства, которая соответствует нашей Моране, Марене или Маре. Хоть точных свидетельств о том, что древние славяне могли считать Морану дочерью Макоши и нет, но такие удивительные схожие черты, которые наблюдаются у славянских, греческих и римских божеств, могут говорить о том, что это вполне могло быть возможно.

Морана — богиня смерти и зимы, хозяйка подземного мира мёртвых. В греческой мифологии ей соответствует Персефона, а в римской — Прозерпина . Прозерпина является дочерью Цереры (Макоши) и Юпитера (Перуна), что говорит ещё об одной удивительной родственной связи богов. Половину года она проводит в мире мёртвых, являясь царицей подземного мира, а половину года проводит на Земле, превращаясь на это время в покровительницу плодородия и урожая.


Перун — бог громовержец у славян. Бог грома и молнии, покровитель воинов. Соответствует скандинавскому Тору, греческому Зевсу и римскому Юпитеру. В древнеримской мифологии является богом неба, богом дневного света, богом грозы и молнии. Юпитер являлся верховным богом у римлян. Как и Перун в древней Руси, Юпитер был богом римского государства, покровителем императоров, их власти, мощи и военной силы. Историки полагают, что имя «Юпитер» восходит к праиндоевропейской мифологии, где оно означало «бог-отец».

Чернобог — славянский царь мира мёртвых, бог подземного мира. Римляне называли этого бога — Плутон . Плутон получил в свой удел подземный мир, где обитают души умерших. Считалось, что Плутон появляется на поверхности только для того, чтобы забрать к себе ещё одну «жертву», то есть каждая смерть считалась вылазкой Плутона из подземного мира. Однажды он похитил богиню растений и плодородия Прозерпину (Морану), после чего та стала его подземной царицей и с тех пор ровно полгода проводит в мире мёртвых.

Сварог — бог-кузнец, бог неба, бог сковавший Землю, бог, который научил людей добывать металл и создавать из металла орудия труда. В римском язычестве Сварогу соответствует бог огня и покровитель кузнечного дела — Вулкан . Вулкан является сыном бога Юпитера и богини Юноны. Вулкан создавал доспехи и оружие как для богов, так и для героев на Земле. Также создал молнии для Юпитера (Перуна). Кузница Вулкана находилась в жерле вулкана Этна на Сицилии.

Хорс — бог солнца у славян. В римской мифологии ему соответствует бог солнца Сол . Бога Сола представляли как всадника, который скачет по небу в золотой колеснице, запряжённой крылатыми конями. Удивительно, но именно так славяне представляли дневное путешествие Солнца по небосклону — в колеснице в упряжке коней. Именно по этой причине головки коней стали для славян обережным символом, даже, в своём роде, солярным символом.

Ярило — бог весны, весеннего плодородия, любовной страсти. В римской мифологии Яриле соответствует бог растительности, весеннего плодородия, бог вдохновения, бог виноделия — . Бахус, как и греческий Дионис, претерпел довольно неприглядные изменения и был практически «очернён» потомками, которые просто не поняли сущность Диониса-Бахуса. Сегодня Дионис и Бахус считаются покровителями пьяниц, богами вина, безудержного веселья, оргий так далее. Однако всё это далеко от истины. Бахус и Дионис (Ярило) являются богами плодородия и урожая. Богатый урожай винограда и других культур древними греками и римлянами отмечался, соответственно, масштабным весельем с употреблением вина, с танцами и праздничными представлениями в честь бога, который подарил этот урожай. От вида этих пиршеств и родилось мнение у тех, кто пришёл на смену язычеству, что Бахус или Дионис является покровителем пьянства и разврата, хотя это далеко ошибочное мнение.

Заря , Зорька, Заря-Заряница — богиня утренней зари. Под богиней Зарёй древние славяне понимали планету Венеру, которая видна невооружённым глазом незадолго до рассвета, а также после заката Солнца. Считается, что Заря-Заряница подготавливает выход Солнца не небосклон, запрягает его колесницу и дарит первый свет людям, обещая яркий солнечный день. В римской мифологии славянской Зорьке соответствует богиня Аврора . Аврора — древнеримская богиня зари, приносящая дневной свет богам и людям.

Русалки, вилы, берегини — духи предков. В римской мифологии их называли — Маны . Маны — души умерших или тени умерших. Маны считались добрыми духами. В честь них устраивались праздники. На кладбища, специально для этих духов, приносились угощения. Маны считались защитниками людей и хранителями гробниц.

Ящер — бог подводного царства у древних славян. В древнем Риме Ящеру соответствовал Нептун . Нептун — бог морей и потоков. Морской бог особенно почитался моряками и рыбаками, жизнь которых во многом зависела от благосклонности морского покровителя. Также морского бога Нептуна просили о дожде и предотвращении засухи.

Домовые — духи, живущие в доме, охраняющие дом и его хозяев. Римскими домовыми являлись Пенаты . Пенаты — боги хранители дома и домашнего очага. Во времена римского язычества все римляне верили, что в каждом доме живёт сразу два Пената. Обычно в каждом доме были изображения (небольшие идолы) двух домовых-пенатов, которые хранились в шкафчике у очага. Пенаты были не только домашними покровителями, то даже покровителями всего римского народа. В честь них был создан Государственный культ Пенатов со своим верховным жрецом. Центр культа Пенатов был расположен в храме Весты — покровительницы семейного очага и жертвенного огня. Именно от названия римских домовых и пошло выражение «вернуться к своим пенатам», которое употребляется в значении «возвращение домой».

Напоследок стоит упомянуть славянских и римских богинь судьбы. В славянской мифологии богинь судьбы, которые плетут покутную нить для каждого человека, зовут Доля и Недоля (Среча и Несреча). Так как Доля и Недоля работают над судьбой вместе с самой хозяйкой судьбы Макошью, то можно сказать, что в славянской мифологии богинями пряхами являются Макошь, Доля и Недоля . В римской мифологии три богини судьбы — Парки . Первая парка Нона тянет пряжу, создавая нить человеческой жизни. Вторая парка Децима наматывает кудель не веретено, распределяя судьбу. Третья парка Морта перерезает нить, заканчивая жизнь человека. Если сравнить их с уже названными славянскими богинями, то можно сказать, что Макошь (по римской теории) тянет пряжу, Доля наматывает кудель (считается, что Доля прядёт хорошую судьбу), а Недоля перерезает нить жизни (считается, что Недоля прядёт проблемы и неудачи).

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, религия состояла из культов разных богов. При этом римский пантеон имел много божеств аналогичных греческим. То есть здесь можно говорить о заимствовании. Произошло это потому, что греческая мифология была более древней, чем римская. Греки создали колонии на территории Италии, когда Рим ещё и не помышлял о величии. Жители этих колоний распространили греческую культуру и религию на близлежащие земли, а поэтому римляне стали продолжателями греческих традиций, но интерпретировали их с учётом местных условий.

Наиболее значимым и почитаемым в Древнем Риме был так называемый совет богов, соответствующий олимпийским богам Древней Греции. Отец римской поэзии Квинт Энний (239 – 169 гг. до н. э.) систематизировал божеств Древнего Рима и ввёл в этот совет шесть мужчин и шесть женщин. Он же дал им греческие эквиваленты. Этот список впоследствии подтвердил римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Ниже приводится список данного совета небожителей, в скобках даны греческие аналоги.

Юпитер (Зевс) – царь богов, бог неба и грома, сын Сатурна и Опы. Главное божество Римской республики и Римской империи. Правители Рима приносили клятву Юпитеру и почитали его ежегодно в сентябре месяце на Капитолийском холме. Его олицетворяли с законом, порядком и справедливостью. В Риме было 2 храма, посвящённых Юпитеру. Один построили в 294 году до н. э., а второй воздвигли в 146 году до н. э. Этого бога олицетворяли орёл и дуб. Его женой и родной сестрой была Юнона.

Юнона (Гера) – дочь Сатурна и Опы, жена и родная сестра Юпитера, царица богов. Она приходилась матерью Марсу и Вулкану. Являлась защитницей брака, материнства, семейных традиций. Именно в её честь назван месяц июнь. Она входила в капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Минервой. В Ватикане есть статуя этой богини. Изображена она в шлеме и панцире. Не только простые смертные, но и все боги Древнего Рима почитали и уважали Юнону.

Нептун (Посейдон) – бог моря и пресной воды. Брат Юпитера и Плутона. Римляне также поклонялись Нептуну как богу лошадей. Он являлся покровителем конных скачек. В Риме этому богу воздвигли один храм. Находился он возле цирка Фламиния в южной части Марсового поля. В цирке имелся небольшой ипподром. Все эти сооружения построили в 221 году до н. э. Нептун – чрезвычайно древнее божество. Он был домашним богом ещё у этрусков, а затем перекочевал к римлянам.

Церера (Деметра) – богиня урожая, плодородия, сельского хозяйства. Приходилась дочерью Сатурну и Опе и сестрой Юпитеру. У неё была единственная дочь Прозерпина (богиня подземного царства) от связи с Юпитером. Считалось, что Церера не могла видеть голодных детей. Это приводило её в состояние горя. Поэтому она всегда заботилась о сиротах, окружала их заботой и вниманием. Ежегодно в апреле месяце проводился фестиваль, посвящённый этой богине. Длился он 7 дней. Её также упоминали во время браков и ритуальных обрядов, связанных с жатвой.

Минерва (Афина) – богиня мудрости, покровительница искусства, медицины, торговли, военной стратегии. Нередко в её честь проводились битвы гладиаторов. Считалась девственницей. Её часто изображали с совой (сова Минервы), которая символизировала мудрость и знание. Задолго до римлян этой богине поклонялись этруски. Празднования в её честь проводились с 19 по 23 марта. Этой богине поклонялись на Эсквилинском холме (один из семи холмов Рима). Там был возведён храм Минервы.

Аполлон (Аполлон) – один из главных богов греческой и римской мифологий. Это бог солнца, света, музыки, пророчества, исцеления, искусства, поэзии. Следует сказать, что римляне в отношении этого бога взяли за основу предания древних греков и, практически, их не изменили. Видимо те показались им чрезвычайно удачными, а поэтому что-то менять они не стали, чтобы не испортить красивые легенды об этом боге.

Диана (Артемида) – богиня охоты, природы, плодородия. Она, как и Минерва, была девственницей. Всего боги Древнего Рима имели 3-х богинь, взявших на себя обет безбрачия – это Диана, Минерва и Веста. Их называли девичьими богинями. Диана приходилась дочерью Юпитеру и Латоне, а родилась вместе с братом-близнецом Аполлоном. Так как она покровительствовала охоте, то носила короткую тунику и охотничьи сапоги. При ней всегда был лук, колчан и диадема в виде полумесяца. Сопровождали богиню олени или охотничьи собаки. Храм Дианы в Риме был воздвигнут на холме Авентине.

Марс (Арес) – бог войны, а также защитник сельскохозяйственных полей в период раннего Рима. Считался вторым по важности богом (после Юпитера) в римской армии. В отличии от Ареса, к которому относились с отвращением, Марс пользовался уважением и любовью. При первом римском императоре Августе в Риме был построен храм Марсу. Во времена Римской империи данное божество считали гарантом военной мощи и мира и никогда не упоминали как завоевателя.

Венера (Афродита) – богиня красоты, любви, процветания, победы, плодородия и желаний. Римский народ считал её своей матерью через сына Энея. Тот пережил падение Трои и бежал в Италию. Юлий Цезарь утверждал, что является предком этой богини. Впоследствии в Европе Венера стала наиболее популярным божеством римской мифологии. Её олицетворяли с сексуальностью и любовью. Символами Венеры были голубь и заяц, а из растений роза и мак. В честь этой богини названа планета Венера.

Вулкан (Гефест) – бог огня и покровитель кузнецов. Его часто изображали с кузнечным молотом. Это одно из самых древних римских божеств. В Риме имелся храм Вулкана или Вулканал, построенный ещё в VIII веке до н. э. на месте будущего Римского Форума у подножия Капитолийского холма. Фестиваль, посвящённый Вулкану, отмечался каждый год во второй половине августа. Именно этот бог выковал Юпитеру молнии. Он также изготавливал доспехи и оружие для других небожителей. Свою кузницу он оборудовал в жерле вулкана Этна на Сицилии. А помогали ему в работе золотые женщины, которых бог сам и создал.

Меркурий (Гермес) – покровитель торговли, финансов, красноречия, путешествий, удачи. Он также исполнял обязанности проводника душ в подземный мир. Сын Юпитера и Майи. В Риме храм этому богу находился в цирке, расположенном между Аветинским и Палатинским холмами. Построили его в 495 году до н. э. Фестиваль, посвящённый этому богу, проходил в середине мая. Но он был не столь пышным, как для других богов, так как Меркурия не считали одним из главных божеств Рима. В его честь назвали планету Меркурий.

Веста (Гестия) – чрезвычайно почитаемая у древних римлян богиня. Она приходилась сестрой Юпитеру и отождествлялась с богиней дома и семейного очага. В её храмах всегда горел священный огонь, а поддерживали его жрицы богини – девственные весталки. Это был целый штат женщин-жриц в Древнем Риме, пользующихся непререкаемым авторитетом. Их брали из богатых семей, и они должны были соблюдать целомудрие в течение 30 лет. Если кто-то из весталок нарушал эту клятву, то такую женщину закапывали в землю заживо. Торжества, посвящённые этой богине, проходили ежегодно с 7 по 15 июня.

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.



«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.



«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари