Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Древнеегипетские источники о медицине медицинские папирусы. Бальзамирование и накопление знаний о строении человеческого тела

Культура Древнего Египта оставила глубокий след в истории мировой культуры. Древние греки и римляне, равно как и народы Ближнего Востока и Африки, многое почерпнули из литературы, искусства и науки Египта.

Наряду с математическими, астрономическими, географическими знаниями, древние египтяне обладали познаниями в области медицины. Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э. Медицина в Египте находилась в руках жрецов. Врачи Египта пользовались высокой репутацией. Постепенно с накоплением опыта за 2000 лет до н. э. в Египте развилась довольно большая врачебная специализация. У египтян были врачи-хирурги, врачи-интернисты; среди хирургов различались врачи, занимавшиеся операциями на глазах, лечением и пломбированием зубов.

Уже в период так называемого древнего царства (III тысячелетие до н. э.) египтяне достигли значительных успехов в медицине.

Источниками наших сведений о медицине в Египте, как и о древнеегипетской культуре в целом, являются иероглифические надписи на саркофагах, пирамидах и других строениях и в первую очередь папирусы.

От Древнего Египта до нашего времени дошли медицинские папирусы, являющиеся сборниками с описаниями различных заболеваний, симптомов болезней, с указаниями приемов распознавания и лечения, с перечнями рецептов. Из сохранившихся папирусов самым старым является Кахунский, посвященный женским болезням и написанный около 1850 г. до н. э. За 1550 лет до н. э. были составлены два самых обширных по размеру медицинских папируса: папирус Смита, найденный в Луксоре, посвященный хирургии, лечению ран и анатомии, и папирус Эберса , найденный в Фивах, посвященный заболеваниям по частям тела. Папирус Смита считают поздней копией несохранившегося до нашего времени более древнего папируса, приписываемого Имхотепу. Написанный позднее - около 1450-1350 гг. дон. э. - папирус Бругша трактует о здоровье матери и ребенка, о болезнях детей и является самым древним документом по педиатрии. Остальные известные медицинские папирусы написаны за 1200-1300 лет до н. э. Содержание папирусов является итогом многочисленных наблюдений, сводкой более древних материалов, копией и переделкой ранее существовавших медицинских документов, до нас не дошедших.

Египетские медицинские папирусы отражают различные воззрения на болезнь. Самый древний папирус главное внимание уделяет эмпирическим правилам лечения, указанию лекарств и почти не содержит религиозных мотивов. В более близком к нам по времени составления папирусе Эберса наряду с массой эмпирических наблюдений встречаются включения мистического, религиозного характера, советы о магических действиях врача. Еще более близкий к нам по времени написания папирус Бругша пропитан религиозной мистикой и содержит много указаний на магические процедуры и молитвословия. Известный германский египтолог Трапов с удивлением отметил, что «медицина в Египте с течением времени все более и более погружалась в колдовство и мистику».

Согласно верованиям египтян, душа человека продолжает существовать после его смерти, однако лишь при условии сохранения тела, в которое она могла бы вселиться. В целях предохранения трупов от разложения применялось бальзамирование. Этому способствовало приобретение знаний в области анатомии. Бальзамирование не носило широкого характера, охватывало только привилегированную верхушку - царей (фараонов), жрецов, наиболее состоятельных людей, вследствие чего опыт бальзамирования был сравнительно ограниченным. Ряд анатомических терминов, употреблявшихся в Древнем Египте, свидетельствует о знании некоторых органов, в том числе мозга, печени, сердца, сосудов. Однако знания по анатомии и физиологии человека у египтян оставались скудными.

Описание симптомов болезней было разработано довольно подробно. В папирусах описаны кишечные болезни, болезни дыхательных путей, кровотечения, кожные болезни, слоновая болезнь, глазные болезни, тяжелые изнурительные лихорадки. Ряд отраслей лечебной медицины был рассчитан на удовлетворение повышенных запросов состоятельных людей. Сюда относится массаж, водолечение, применение дорогих лекарств с весьма сложной рецептурой и т. п.

Элементы санитарии и благоустройства, обнаруженные археологами при изучении развалин древнеегипетских городов, также встречались только во дворцах и кварталах знати и не распространялись на поселения и жилища других слоев населения.

Военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походе, накопляли сведения в области лечения ран, переломов и других травм. На гробницах Древнего царства сохранились изображения операций на конечностях. В одном из древнейших папирусов, приписываемом врачу Имхотепу, впоследствии обожествленному, содержится описание операций.

В Египте применялись перевязки ран, ампутации, обрезание, кастрация. В папирусе Имхотепа содержится разбор травм, которые по прогнозу подразделяются на излечимые, сомнительные и безнадежные. Даются указания, как распознавать срок беременности и «женщину, могущую и не могущую родить». Встречаются меткие описания паралича и др. В папирусе имеется указание на значение головного и спинного мозга для организма человека, описываются травмы головы и позвоночника и указывается, что в результате повреждения мозга неизлечимо повреждается все тело.

При храмах существовали школы для подготовки врачей. За 600 лет до н. э. эти школы стали принимать учеников-иностранцев. В Египте часто изучали медицину греки.

Медицина Древнего Египта оказала большое влияние на медицину греков, евреев и арабов.

Египтяне считали, что человек продолжает жить
после смерти, их представления о вечной жизни
предполагали существование не только бессмертной
души, но и нетленного тела,это привело к
появлению обряда мумификации
(бальзамирование).

Процесс мумификации
Правом на бальзамирование владели жрецы, потому что
египтяне верили, что первую мумификацию произвел бог
Анубис, причем мумифицировал он тело бога Осириса убитого
Сетом. В этом по легенде ему помогала жена Осириса - богиня
Исида.

Инструменты мумификации

В качестве инструментов
использовались: крюки
для извлечения мозгов, кувшин для масла, воронка,
нож бальзамировщика.

Технология бальзамирования

1. Родственники приносят покойника к
жрецу.
2.Жрец извлекает через ноздри часть мозга.
3.Очищает брюшную полость от
внутренностей.
4.Обвивает тело усопшего бинтами и
намазывает камедью.

Канопы

Органы, извлечённые из трупов не выбрасывались и не
уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения
органы промывались, а затем погружались в специальные
сосуды с бальзамом - канопы. Всего каждой мумии полагалось
по 4 канопы. Крышки каноп, как правило были украшены
головами 4-х богов - сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий
голову павиана; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф,
имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В
определённые канопы помещались определённые органы:
Имсет хранил печень, Дуамутеф - желудок, Кебексенуф кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие.

Второй способ бальзамирования

С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость
Второй
способ бальзамирования
покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая
внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем,
заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щёлок
на определённое число дней. В последний день выпускают из
кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько
сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят
вместе с маслом. Натровый же щёлок разлагает мясо, так что от
покойника остаются лишь кожа да кости.»

Третий способ бальзамирования

Третий же способ, предназначенный для бедняков, и
того проще: «В брюшную полость вливают сок
редьки и потом кладут тело в натровый щёлок на 70
дней. После этого тело возвращают родным»

«Одежда» мумий»

Мумии не любят путешествовать

Каждый капитан знал, как трудно перевезти через
море закутанный полуистлевшими пеленами
мумифицированный труп. Экипаж зачастую
начинал громко протестовать, угрожая покинуть
корабль - моряки боялись гибели галеры и других
несчастий. Иногда, впрочем, помогали молитвы и
окропление мумии святой водой.

Представление о строении человеческого тела в древнем мире

Познания древних египтян в области строения
тела (анатомии) были достаточно высокими. Они
знали крупные органы: мозг, сердце сосуды,почки
,кишечник, мышцы и т.д., хотя не подвергали их
специальному изучению.
В древней Греции вскрытие трупов не
производили следовательно, строение тела человека
не знали, их представления о строении тела были
эмпирическими. В эпоху эллинизма (высшего этапа
развития рабовладельческого общества в Древней
Греции) было разрешено анатомировать тела
умерших. К тому же врачам отдавали для
вивисекции осужденных преступников.

Заключение

- В результате бальзамирования появились
новые знания в области анатомии.
-Порошку, полученному при измельчении
мумий прописывались магические и
лечебные свойства.
-Художники использовали этот порошок в
изготовления чёрной краски.

Медицинские знания в Древнем Египте находились на высоком уровне. До наших времен дошли тексты, содержащие большое количество сведений о болезнях и способах их лечения. На высоком уровне была диагностика. Некоторые лекарственные препараты, использовавшиеся в то время, активно применяются и по нынешний день.

Медицина и религия

Как и в других древних цивилизациях, медицина Египта была неразрывно связана с религией. Основоположником ее считался бог мудрости. Тот, которому приписывали авторство 32 Герметических книг. Шесть из них были посвящены медицине. В настоящее время все эти труды утрачены.

Помимо Герметических книг, медицинские знания существовали также в папирусах. Наиболее известные из них, которые дошли до нашего времени, - папирусы Эберса и Смита, написанные примерно в 1500 году до н.э. В папирусе Эберса описаны общие медицинские темы, а также более 900 предписаний и рецептов. Папирус Смита содержит сведения о лечении ран и ушибов. Найдены также труды по педиатрии и гинекологии.

Врачи Древнего Египта

Первым врачом, имя которого упоминается в древних рукописях, около 3000 лет до н.э., был Секхетьенанах. Это был придворный лекарь, «исцеливший ноздри царя». В честь этого ему была поставлена статуя с памятной надписью об этом событии.

Наиболее известным египетским врачом был Имхотеп, упоминающийся около 2975 года до н.э. Помимо того, он был главным визирем фараона и архитектором. Впоследствии Имхотеп стал почитаться как полубог и считаться покровителем медицины. Однако достоверных сведений о его достижениях не сохранилось.

В Древнем Египте была особая каста медиков. Ее представители обучались в специализированных школах в Саисе и Гелиополе. Врачи особо чтили правила, описанные в священных текстах Герметических книг. Пока лекарь их придерживался, ему ничто не грозило, даже если пациент умер. Но при любом отступлении его ждала смертная казнь.

Знания о строении человеческого тела и болезнях

Несмотря на практикующееся вскрытие и бальзамирование умерших, знания об анатомии и физиологии человека оставались на низком уровне. Это связано с тем, что существовало множество запретов касательно мертвого тела. Даже бальзамированием занимались не лекари, а особые специалисты.

Представления о болезнях были основаны на идеях вселения злых духов. Поэтому неотъемлемой частью лечения были заговоры и специальные магические ритуалы. Другими причинами заболеваний считали отравления и погоду. Хирургическое лечение практически не применялось из-за страха повредить тело перед загробной жизнью. Проводились только простейшие процедуры: вправление вывихов и наложение шин при переломах.

Тем не менее, диагностика была на достаточно продвинутом уровне. Так, египтяне умели определять пульс на разных артериях и имели представление о кровообращении. Жизненно важным органом считалось сердце, а одной из важнейших функций - дыхание. Температуру измеряли прикладыванием руки. По некоторым данным, египтяне умели прослушивать сердце и легкие, прикладывая ухо к груди больного.

Лекарственная терапия

Фармакотерапия была хорошо развита. Было известно большое количество лекарств и описаны их точные дозы при тех или иных заболеваниях. Некоторые из них активно используются по настоящий день, например, оливковое и касторовое масла, шафран и опиум. На высоком уровне находились также знания о гигиене. А в терапии различных заболеваний большое внимание уделялось диете.

Медицина в Древнем Египте формировалась на протяжении тысячелетий. О врачебной практике египетских знахарей стало известно благодаря сохранившимся папирусам. Их знания высоко ценились на родине и у средиземноморских соседей. Медицина была тесно связана с религиозными обрядами, которые занимали особо место в египетском обществе. Ее развитие отмечено с додинастического периода существования древней цивилизации до римских времен после установления узурпаторской власти императора Августа (Октавиана).

Понятие медицины в древнем Египте

Процесс мумифицирования. Гробница фараона Египта Пепи

Египтяне получfли базовые знания об анатомии человека методом проб и ошибок, совершаемых при совершении обрядов жертвоприношений и мумификации. Традиция бальзамирования существовала уже в момент зарождения централизованного государства, объединенного под руководством .

С момента его правления берет начало раннединастический период истории империи. Однако медицина на тот момент находилась на стадии становления. Было известно, что извлечение внутренних органов через небольшие разрезы на теле умерших требовало большого мастерства.

Этим во многом объяснялось то, что процесс мумифицирования был дорогостоящим и позволить ее себе могли только зажиточные граждане и представители царской династии. Анатомические знания применяли и на животных, которых захоранивали вместе с хозяевами в гробницах.

Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.

Общие знания были получены о работе дыхательной системы. «Дыхание жизни», «тжав н анх » неоднократно упоминается в египетской медицинской литературе. Было известно, что воздух попадает в легкие через нос. Этот момент прослеживается при совершении религиозной церемонии, когда рядом с ртом умершего делалась прорезь. Суть этого обряда заключалась в возврате тела к жизни путем дарования ему дыхания, способности есть и говорить.

Подобно грекам, египтяне верили, что накопление патогенного вещества «вехуду» в организме может вызвать болезнь. Они не всегда находили медицинское объяснение симптомов и резкого ухудшения здоровья. Медицина Древнего Египта была тесно связана с волшебными и религиозными обрядами, магическими ритуалами и традициями.

Во времена Древнего царства Египта считалось, что он стал бессмертным. Его фигуру заменил Ренессанс, который взошел на небеса. Его культ был особо популярен в период правления Птолемеев и римских императоров. Бес, Хатхор и Таверет были символами поклонения для женщин во время родов и помощницами для родителей маленьких детей.

Медицинские папирусы Египта


В ходе археологических раскопок в Египте были найдены несколько папирусов, открывающих секреты медицинской науки. Самый ранний документ восходит примерно к 1550 г. до н.э. Историки склоны предполагать, что его содержание было скопировано с более древних источников времен Второго промежуточного периода.

Второй источник – папирус Эберса датируется примерно тем же периодом, но изготовлен вероятно чуть позже, чем папирус Смита. В нем подробно описана процедура измерения пульса и места на теле, где его можно найти. В нем собрано большее количество медицинских случаев. Египетские врачи прописывали лекарства, как принято в современной практике. В папирусе Бруклина описано, как лечить укусы змей.

Документов, датируемых периодом с конца периода Птолемеев до начала римского периода, о врачевании найдено не было. Единственные трактаты из Египта эпохи Позднего царства были зафиксированы в трудах греческих врачей из , таких как Соран, Херофилус и Галена. Однако это не умалило их значения. До недавнего времени революционный труд Сорана был главным руководством для акушерок. В том время Герофил добился выдающихся успехов в области анатомии. Гален считается одним из основателей современной фармакологии.

Медицинский папирус Крокодилополиса, написанный на демотическом наречие, датируется около II в. до н.э. и похож по содержанию на другие источники. В нем описаны составы некоторых фармакологических соединений. Очевидно, что медицина древнего Египта перенимает традиции врачевания других народов в целях обеспечения более разнообразных и эффективных методов лечения.

Известно, что применение как местных, так и завезенных из лекарств, широко практикуется в Египте во время греко-римского периода. Использование греческих лекарств было свойственно для зажиточных слоев населения, в то время как лечение египетскими средствами было доступно широкому кругу лиц. Особенно это различие было заметно в космополитических центрах, таких как Крокодилополис и Тебтунис. В Оксиринхус было найдено несколько папирусов «псевдо-Гиппократа». Они иллюстрируют, что школа греческого Гиппократа, родом с острова Кос, до сих пор играет важную роль в жизни греков и египтян.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари