Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Королевский масштаб: регулярный стиль в ландшафтном дизайне. Регулярный сад на участке: его план и фото

История создания разного рода садово-парковых ансамблей уходил далеко в прошлое. Во все времена было принято украшать и озеленять приусадебные территории, облагораживая местность в соответствии со своими вкусами.

Однако каноны садово-паркового искусства были определены не так давно, а именно, в середине XVII века. В это время были созданы первые парки, получившие название французских регулярных парков. История говорит о том, что первый французский ландшафтный парк, положивший начало его победному шествию по Европе, был создан для министра финансов Фуке при строительстве замка Во-Ле-Викомт. Вслед за этим по указанию короля-солнца Людовика XIV ландшафтным архитектором Андре Ленотром был построен шедевр мировой архитектуры – загородная резиденция французских королей Версальский дворец, а на территории перед ним обустроен регулярный французский ландшафтный парк. До нашего времени парк сохранился и поддерживается в идеальном порядке, несмотря на исторические катаклизмы прошедших веков.


Что же отличает французский парковый стиль от других?

Основной признак французского парка – его строгая геометрическая, симметричная планировка, где существует основная линия (перспектива), расположенная перпендикулярно к фасаду здания, относительно которой строится общая планировка парка. Перспектива пересекается второстепенными аллеями. В центре парка, на основной оси, как правило, располагается обширный водоем с фонтаном, являющийся украшением и обязательным условием полноты оформления парка. На водной глади бассейнов посетители могут наблюдать за декоративными водоплавающими птицами, которые оригинально вписываются в пейзаж.

В парке, в соответствии с планировкой, располагаются отдельные группы деревьев, кустов, постриженных согласно общей идее строительства парка. Группа растений, расположенных вблизи друг друга и составляющих единую композицию, получила название боскетов. Прямо перед жилым домом располагаются партеры – площадки с высаженными на них низкорослыми декоративными кустами (ближе к дому), а также площадки с газонной травой, образуя замысловатые геометрические фигуры, что выглядит очень живописно, особенно при виде сверху.

Деревья приводятся к одной высоте, кроны деревьев – к шаровидной, конусообразной другим формам. Более высокорослым рядам кустов также придается самая разнообразная форма. Часто в парках можно наблюдать кусты и деревья, постриженные в виде птиц, животных, сказочных фигур, в зависимости от вкусов садоводов, создающих эти шедевры. Подросшие подстриженные кусты могут образовывать лабиринты, аллеи, могут также обрамлять отдельные участки парка, располагаться по периметру.

Французские ландшафтные парки популярны и в наши дни, являясь подлинным украшением многих современных городов.

Регулярный стиль сада имеет давнюю историю. Он возник во Франции в XVII веке и применялся в садово-парковом искусстве для создания парков и садов при дворцах и замках. Такой сад требует больших и ровных площадей, и создать его – дело очень затратное и по денежным средствам, и по вложению в его устройство человеческого труда и времени.

Но и на небольших участках вполне можно использовать отдельные элементы этого стиля. Например, такая форма озеленения подойдет для оформления парадного входа в красивый особняк. Заметим, что она должна сочетаться со стилем самого строения, и, к примеру, совершенно не приемлема для деревянного рубленого дома, каким бы большим он ни был.

Все элементы такого сада выполняются в виде геометрических фигур и имеют четкие и правильные контуры. Обязательно должны присутствовать аллеи.

Если в саду есть беседка, то в ее конструкции желательно применить кованые металлические или деревянные резные декоративные элементы.

Такие же фрагменты будут уместны и в составе ограждений. Другой вариант - литой забор, выполненный в строгой классической манере.

Партер сада в регулярном стиле

У сада, выполненного в регулярном стиле, всегда есть один обязательный элемент, называемый «партер». Он представляет собой единую парадную композицию, состоящую из клумб, газонов и водоемов. Это – лицо сада. Здесь может размещаться также фонтан или скульптура.

Настоящий парадный партер занимает большое пространство, и всю композицию целиком можно увидеть только из окон верхнего этажа дома. Но самый простой партер сегодня часто выполняют рядом со многими частными домами и коттеджами – это ухоженный газон правильной формы, ограниченный по периметру бордюром или цветочными клумбами.

Одним из обязательных элементов партера являются цветники. Они могут располагаться отдельно или окружать скульптурную группу, фонтан или крупный вазон, представляя собой довольно сложную композицию и замысловатую форму.

Водоем

Если в составе регулярного сада есть водоем, то он обязательно имеет форму правильной геометрической фигуры. Большой водоем может состоять из нескольких уровней, выполненных в виде ступеней.

Живые изгороди

Саду, оформленному в регулярном стиле, не обойтись без живых изгородей. Они должны быть всегда аккуратно подстрижены, так как выполняются в виде четких геометрических рисунков.

Стрижкой могут быть созданы арки и башенки, и даже закрытые от посторонних глаз «кабинеты». Из таких зеленых стен получаются настоящие лабиринты.

Какие растения применяют в регулярном стиле

В таком саду, как правило, используют растения, которые имеют декоративную листву. Другой критерй - маскимально долгий срок цветения.

К деревьям, которым методом стрижки можно придавать интересные формы, прежде всего, относятся бирючина, самшит, барбарис, тис, туя и можжевельник. Однако не стоит увлекаться большим разнообразием посадок – достаточно использовать в композициях от двух до трех видов.

При создании цветников для этих садов важна строгость формы. А еще для такого сада характерны арабески – клумбы, состоящие из низкорослых растений. Это могут быть яркие шиловидные флоксы, лобелии, колеусы или агератумы.

Приусадебная территория — это тот самый личных кусочек «дикой природы». Проводя много времени на свежем воздухе можно снять стресс, освежить мысли и поднять настроение. Красивое и функциональное обустройство загородного сада — залог душевного равновесия и отличного времяпровождения. Задумываясь о том, какой стиль выбрать для своего сада, стоит обратить внимание на Регулярный. Это идеальное решение для людей, любящих симметрию и порядок во всем. Стиль представляет собой множество четких композиций, выполненных в форме идеальных геометрических линий и фигур. Он подходит для большого пространства. Только масштабная территория способна продемонстрировать все особенности и преимущества Регулярного (он же французский) стиля.

Для этого направления не существует мелочей. В нем учитывается даже малейшие нюансы, которые должны тонко гармонировать с общим образом. Здесь царит четкая планировка. Обустройство и уход за садом, выполненным во французском стиле, требует много времени, и сил. Но результат того стоит. Ваш загородный участок превратится в настоящий сад французских аристократов, где продумана каждая деталь и каждый образ.

Характерные черты регулярного стиля

Во главе стиля стоит координационный центр — главная ось. Ею может быть аллея, тропинка, в центре которых расположен элемент воды: пруд или фонтан. От нее берут свое начало другие осевые композиции. С двух сторон центральную ось обрамляют цветники, газоны, аллеи и подстриженные кустарники правильной геометрической формы. Строго соблюдается симметрия.

Еще одной особенностью этого направления в дизайне является боскет. Это невысокие деревья и кустарники, расположенные в саду необычным образом. Чаще всего они образуют небольшое подобие лабиринта, центр которого скрыт от посторонних глаз и может служить беседкой. Садовые насаждения располагаются в виде геометрических или архитектурных форм (башня, колонна, арка). Существует два вида боскета:


  • комната . Здесь кустарники высаживаются строго по периметру. Стриженные растения формируют стену, арки и статуи украшают ниши. В центре комнаты располагается цветник.
  • имитация рощи . Группа растений украшают зеленый газон. По желанию дополнить ее можно любыми экзотическими видами, которые растут в вазонах.

Особой парадности и французского благородства придают усадьбе газоны идеальной формы. Четкие, изящные и строгие линии остались еще со времен украшения регулярным стилей садов французских королей. До сих пор это направление выбирают люди, желающие произвести впечатление на своих гостей. Роскошь и благородство регулярного парка возможно представить только на большой территории. Для маленького сада доступны лишь несколько главных особенностей стиля: газоны правильной геометрической формы, симметрия посадки садовых насаждений, расположение всех объектов параллельно основной оси.

Цветы чаще всего высаживают так, что бы в цветнике растения образовывали рабатку. Внешне она напоминает продолговатую прямоугольную клумбу, в которой садовые насаждения высажены в витиеватом порядке. Благодаря такому способу яркие цветы формируют изящный рисунок. Такое цветочное чудо отлично украсит пространство между садовыми тропинками.


Античные акценты создают скульптуры или предметы декора в стиле античности. Украшают они аллеи, пространство между ними и вход в сад. Чем больше территория, тем больше скульптур, ваз и амфор можно поставить на участке.

В саду непременно должен присутствовать тот участок, откуда можно разглядеть все великолепие французского стиля. Чаще всего это балкон. Именно с него представляется возможность оценить точной симметрии и правильных форм.

Выбор растений

Освежить и добавить краски в строгий регулярный стиль помогут яркие однолетники. Украшают сад на протяжении всего летнего периода , маргаритки, львиный зёв, сальвия и многие другие. Весной территорию облагораживают нежные луковичные: нарциссы, гиацинты, . Они, как и другие садовые насаждения, должны подчиняться строгим правилам. Цвета не закрывают бордюр и высажены симметрично, образуя определенный рисунок. Здесь нет места для хаотичной цветочной поляны.

Одним из востребованных растений во французском стиле является . Ее используют как растения, отлично поддающееся стрижке и моделирования (туя, ель). Их этих представителей флоры можно создать любую фигуру. Многие вечнозеленые садовые насаждения неприхотливы и не требуют частой стрижки (можжевельник, карликовая сосна).

Не менее популярны цветущие кустарники. Они могут быть использованы в соло посадке, и в качестве фона для многих других растений. Наиболее подходящие для регулярного стиля: , и т.д. Их можно использовать как живую изгородь или бордюр.

Есть место в этом направлении и для искусственных растений. Из них формируют зеленые скульптуры, которые украшают газон. Для каждого зеленого насаждения отведено свое место, где растение выполняет роль составляющей целого образа.

Имеет место и посадка растений в контейнерах и вазонах. Главное условие к таре — натуральное сырьё при изготовлении (глина, керамика). Форма обязательно должна быть строгой и правильной, а расположение горшков симметричным.

Зонируют пространство при помощи посадки плетущихся цветов. Они обвивают перголу, арку, трельяж или ограда, создавая видимость непроходимой зеленой стены. Зрительно разделить территорию на необходимое количество участков помогут растения с топиарной стрижкой. Приобретая различные геометрические формы они придают саду нотки сюрреализма. Напоминая сад из Зазеркалья. Топиарная стрижка позволяет добавить пейзажу неординарности и изысканности.

Элемент воды

Каскады фонтанов, озера и ручьи, бассейны — типичный элемент сада в регулярном стиле. Прежде всего движущаяся вода наполняет сад приятным звуком. Он успокаивает и придает участку чувство умиротворения. Любой водный элемент, в окружении растений, подчеркивает близость человека к природе, их единение и неувядающую связь. Водопад дополнит образ пейзажа, где есть античные статуи и вазы. Такое сочетание выглядит изящно, богато и наполняет его светом. Вода и деревья привлекают птиц. Те, в свою очередь, дополняют сад своим звонким щебетом и пением. В такой обстановке можно забыть о насущных делах и заботах, и окунуться в мир гармонии.

Уход за регулярным садом

Французский ландшафтный дизайн — воплощение рациональности, великолепия, роскоши и торжественности. Его смысловая идея — это природа, во главе которой стоит человек. Именно поэтому лень и недобросовестность садовода — главные враги регулярного сада. Создание сада во французском стиле требует немалых финансовых затрат и свободного времени. В первую очередь он нуждается в систематическом стрижке и уходе за растениями. Малейшая небрежность и сад теряет изюминку регулярного стиля. Много внимание уделяются газону. Он должен быть всегда зеленым, аккуратно стриженным. Пожелтевшую траву выкапывают и садят на ее место заранее приготовленную свежую.

Видео — Регулярный стиль «Ландшафтные хитрости»

История появления регулярного парка

Итальянское влияние

Основная статья: Французские сады эпохи Ренессанса

Главная перспектива парка в поместье Во-ле-Виконт

Французский регулярный парк имеет свои корни в итальянских садах эпохи Ренессанса, принципы устройства которых были привнесены во Францию в начале XVI столетия. Типичными образцами итальянского сада эпохи Ренессанса являются Сады Боболи во Флоренции и Вилла Медичи во Фьезоле, которые характеризуются наличием партеров (рассадочных гряд) правильных геометрических форм, устроенных симметричным рисунком; использованием фонтанов и каскадных эффектов для одушевления сада; лестниц и уклонов для объединения разных уровней сада; гротов , лабиринтов и скульптурных групп на мотивы мифологий . Такие сады символизировали гармонию и порядок, главные идеалы эпохи Ренессанса , и олицетворяли добродетели Древнего Рима .

Несмотря на то что сады французского Ренессанса уже существенно отличались по своему характеру и виду от садов эпохи средневековья, они по прежнему были отдельной от замка архитектурной композицией и, как правило, обрамлялись стеной. Отсутствовала гармоничная взаимосвязь между разными участками сада и сады зачастую устраивали на неподходящих земельных участках, которые соответствовали скорее целям обороны замка, чем целям создания прекрасного. Всё переменилось в середине XVII века после устройства первых настоящих французских регулярных садов.

Во-ле-Виконт в наши дни

Во-ле-Виконт

Первый значительный садово-парковый комплекс регулярного стиля появился во Франции в дворце Во-ле-Виконт . Возведение поместья Николя Фуке , суперинтенданта финансов при короле Людовике XIV , началось в 1656 году . Проектирование и возведение замка Фуке поручил архитектору Луи Лево , создание скульптур для парка – художнику Шарлю Лебрёну , а устройством садов было доверено Андре Ленотру . Впервые во Франции сады и дворец были задуманы и выполнены как единый садово-архитектурный комплекс. Со ступеней дворца открывалась прекрасная перспектива на 1500 метров вдаль, вплоть до статуи Геркулеса Фарнезского ; на территории парка были устроены партеры с использованием вечнозеленых кустарников в орнаментных узорах, окаймлённых цветным гравием, а аллеи были декорированы скульптурами, водоёмами, фонтанами и изящно выполненными топиарами . "Симметрия , устроенная в Во, доведена до совершенства и цельности, которые редко встречаются в классических садах. Дворец помещен в центр этой взыскательной пространственной организации, олицетворяя силу и успех" .

Сады Версаля

Теоретики и практики французских регулярных садов

Антуан-Жозеф Дезалье д"Арженвиль (1680–1765), автор работы Theorie et traite de jardinage , где описываются принципы устройства французского регулярного сада и приводятся рисунки и чертежи партеров и садов. Эта работа переиздавалась множество раз и часто встречалась в библиотеках аристократов различных европейских стран.

Специальные термины регулярного сада

Главные принципы устройства французского регулярного сада

На композицию французского регулярного сада большое влияние оказали итальянские сады эпохи Ренессанса , и его принципы были закреплены к середине XVII столетия. Как правило, регулярный сад имеет следующие типовые признаки:

Сад, как проявление архитектуры

Устроители садов регулярного стиля считали свою деятельность разновидностью труда архитектора , расширяя пространство здания за пределы его стен и упорядочивая природу в соответствии с законами геометрии , оптики и перспективы . Сады создавались подобно зданиям, с анфиладой комнат, через которую проходил зритель следуя заданным маршрутом, с коридорами и вестибюлями. В своих чертежах они использовали терминологию архитекторов; площадки назывались залами , комнатами и зелеными театрами . "Стены" выполняли посредством подстриженного кустарника, а "лестницы" посредством воды. На земле были покрывала или ковры из травы, украшенные растениями, а деревья образовывали портьеры вдоль аллей. Подобно архитекторам, проектировавших системы водоснабжения в зданиях шато , ландшафтные архитекторы устраивали гидравлические системы для снабжения водой фонтанов и водоемов сада. Большие наполненные водой бассейны заменяли зеркала, а струи воды из фонтанов замещали канделябры . В боскете «Заводь» садов Версаля Андре Ленотр разместил столы из белого и красного мрамора чтобы сервировать на них угощения. Текущая вода в бассейнах и фонтанах имитировала наполнение кувшинов и хрустальных бокалов . Доминирование архитектуры в садах существовало вплоть до XVIII века, когда в Европу пришли английские пейзажные парки , и источником вдохновения для устройства садов стала служить романтичная живопись вместо архитектуры.

Сад, как проявление театра

Манипуляции с перспективой

Ландшафтные архитекторы при создании регулярных парков не ограничивались простым соблюдением законов геометрии и перспективы – уже в первых опубликованных трактатах по садоводству, в XVII веке, они отводили целые разделы аспектам коррекции или улучшения перспективы , как правило, формируя иллюзию увеличенных расстояний. Зачастую это достигалось путем постепенного сужения аллей или сведения рядов деревьев в одну точку. Также деревья подстригали таким образом чтобы их высота казалась меньше по мере удаления от центра сада или от жилого здания. Все эти способы позволяли создать ощущение более длинной перспективы и размеры садов казались больше чем есть на самом деле.

Другой уловкой французских мастеров был особый ров аха . Этот способ использовался для маскировки ограждений, пересекавших длинные аллеи или перспективы. В месте где ограда пересекала видовую панораму, выкапывали широкий и глубокий ров с вертикальной каменной стеной на одной стороне. Также ограду могли размещать на дне рва и таким образом она была невидима для зрителей.

По мере того как на протяжении XVII столетия сады становились всё более изысканными и грандиозными, они перестали служить украшением замка или дворца; На примере шато Шантийи и Сен-Жерменского дворца видно как замок становится декоративным элементом сада, занимающего гораздо большую площадь.

Новые технологии в регулярных парках

Появление и развитие французских регулярных парков в XVII и XVIII веках стало возможным благодаря разработке множества новых технологий. Во-первых, это умение перемещать значительные объемы грунта (фр. géoplastie ). Это умение появилось благодаря нескольким технологическим разработкам, пришедшим в садоводство из военного дела. Важную роль сыграло появление артиллерийских орудий и новых механизмов ведения осадных боевых действий, поскольку для них стало необходимым быстро выкапывать траншеи и возводить стены и грунтовые укрепления. В результате были изобретены корзины для переноса грунта на спине, ручные тележки, повозки и фургоны . Эти технологии использовал Андре Ленотр при сооружении разноуровневых террас и при масштабном рытье каналов и бассейнов .

Бассейн Аполлона в Версале

Во-вторых, большое значение имела гидрология (фр. hydrology ) – технология снабжения садов водой для полива зеленых насаждений и для многочисленных фонтанов. Эти разработки не имели особого успеха в Версальских владениях, расположенных на возвышенности; даже сооружение 221 помпы, прокладка системы каналов для поднятия воды из Сены и сооружение в 1681 году гигантского насосного механизма в Марли, не позволили добиться давления воды в трубах, необходимого для одновременной работы всех фонтанов Версальского парка. Водопроводчиков расставляли по всему маршруту прогулки короля, и их задачей было включать фонтаны на тех участках парка, куда подходил король .

Существенное развитие получила гидроплазия (фр. hydroplasie ), технология придания фонтанным струям различных форм. Форма струи зависит от давления воды и формы наконечника. Эта технология позволила создать новые формы, среди которых tulipe (тюльпан), double gerbe (двойной пучок), Girandole (жирандоль), candélabre (канделябр), corbeille (букет), La Boule en l"air (шар в воздухе) и L"Evantail (веер). В те времена это искусство было тесно переплетено с искусством фейерверков , где стремились достичь подобные эффекты при помощи огня, а не воды. Игра фонтанов и фейерверки зачастую сопровождались музыкальными композициями и они символизировали как человеческая воля укрощает и придаёт форму природным явлениям (огонь и вода) .

Также большой шаг вперед сделала наука возделывания растений в части возможности выращивать в северной Европе растения более теплых климатических поясов, оберегая их внутри помещений и выставляя их на отрытую местность в цветочных горшках. Первая во Франции оранжерея была построена в XVI веке после того как в результате итальянских войн во Франции появились апельсиновые деревья . Толщина стен в оранжерее Версаля достигала 5 метров, а двойные стены позволяли зимой поддерживать температуру между 5 и 8 градусами. В наши дни она вмещает 1200 деревьев.

Деревья, цветы и оттенки регулярных парков

Декоративные цветы встречались во французских садах XVII века крайне редко и набор их цветовых оттенков был невелик; синий, розовый, белый и фиолетовый. Более яркие оттенки (желтый, красный, оранжевый) появились только после 1730 года , когда в Европе стали доступны мировые достижения в области ботаники . Луковицы тюльпанов и прочие экзотические цветы поступали из Турции и Голландии . Очень важным декоративным элементом в Версале и в других садах стали топиары , дерево или куст, которому стрижкой придана геометрическая или гротескная форма. Топиары размещали рядами вдоль главной оси сада, чередуя их с вазами и скульптурами . В Версале цветочные клумбы были устроены только в Трианоне и в Северном партере непосредственно возле дворца (именно на Северный партер выходят окна Больших королевских покоев). Цветы обычно доставлялись из Прованса , содержались в горшках и менялись 3 или 4 раза в года. Из финансовых ведомостей Версаля за 1686 год видно, что в садах было использовано 20 050 луковиц желтых жонкилий , 23 000 цикламен и 1 700 лилий .

Большинство деревьев в Версале было перенесено из лесов; использовались грабы , вязы , липы и буки . В пакет также растут каштаны , завезённые из Турции, и акация . Взрослые большие деревья выкапывались в лесах Компьени и Артуа и заново высаживались в Версале. Множество деревьев погибало после пересадки и их регулярно меняли.

Деревья в парке были подстрижены горизонтально и выровнены на верхушках, придавая им нужную геометрическую форму. Только в XVIII веке деревьям позволили расти естественно .

Угасание французских регулярных парков

Современный регулярный парк в Провансе: Павильон Галун

Всё же, со временем в регулярных парках стали появляться легкие отклонения от строгих законов геометрии. Изящные кружевные партеры с их завитками и обратными кривыми стали заменять на газонные партеры , обрамленные цветочными посадками, которые было намного легче обслуживать. Круги стали овалами, а аллеи расходились наружу в форме знака Х и стали появляться фигуры в виде неправильного восьмиугольника. Сады стали устраивать на участках земли с естественным ландшафтом, вместо того чтобы выравнивать поверхность, формируя искусственные террасы.

В середине XVIII столетия наступил закат эпохи симметричных регулярных парков вследствие распространения новых пейзажных парков , устраиваемых английскими аристократами и крупными земельными собственниками, а также из-за роста популярности китайского стиля , завезённого во Францию монахами иезуитами , стиля отвергающего симметрию в пользу природы и сельских картин. Во многих французских имениях сады, непосредственно примыкающие к жилому дому старались сохранять в традиционном регулярном стиле, однако остальную часть парка устраивали в соответствии с новым стилем, имевшим разные названия - английский парк , "англо-китайский", экзотический и "живописный". Тем самым во Франции наступил конец периода французского регулярного парка и начался период пейзажного парка, источником вдохновения которого служила не архитектура, а живопись, литература и философия .

Почти четыре сотни лет прошло с тех пор, как весь королевский двор во главе с Людовиком XIV восхищенно ахнул при виде Версаля – первого в мире образца французского регулярного парка. На сегодняшний день использование подобного стиля – довольно распространенный прием в искусстве ландшафтного дизайна. Невозможно себе представить ни одного замка в Европе, ни одной королевской резиденции без уникальной «визитной карточки» — аккуратно подстриженных кустов и деревьев, ярких партерных цветников, симметрично расположенных фонтанов и беседок. Изначально созданный для огромных площадей королевских дворцов, сад в регулярном стиле постепенно переместился и на более скромные пространства – на территории загородных домов.

Используя элементы регулярности, можно легко привнести немалую долю торжественности и величия в экстерьер частного дома. Ландшафтным дизайнерам современности удалось несколько смягчить данный стиль, лишив его ненужных для наших реалий помпезности и громоздкости. Однако, все равно, даже самая скромная и простая композиция, созданная в регулярном стиле, является предметом роскоши, так как ее составляющие элементы по определению не могут быть дешевыми и нет более тонкого и изящного способа намекнуть окружению на свой достаток, чем разбить возле своего дома маленький королевский садик.

Регулярный садв истории

Создателем регулярного стиля считается придворный садовод Людовика XIV Андре Ленотр, дизайнерские фантазии которого привели к возникновению выверенных геометрических форм многих садово-парковых ансамблей, первым из которых стал парк Версальского дворца. Именно Ленотр придумал главные правила создания регулярного сада: четкая осевая симметрия композиции, центром которой может быть здание, фонтан, необычная крупная клумба либо статуя; ровные садовые дорожки; живые изгороди; топиарные формы.

Снискав необычайную популярность среди французской знати, регулярный стиль в ландшафтном дизайнепостепенно сталзахватывать новые просторы, прочно обосновавшись во многих европейских парках, в том числе и в России. Русские регулярные сады и парки появились с легкой руки Петра I, который, побывав в Версале в 1717 году, решил и на своей родине создать нечто подобное. Петр несколько преобразовал французский стиль, увеличив количество цветочных клумб и водоемов, но при этом сохранил четкость линий и форм.

Главные характеристики регулярного стиля

1. Масштабность

Так как регулярные сады изначально использовались для оформления огромных территорий замков и дворцов, то традиционно они ассоциируются с масштабностью. Предназначенный для длинных пеших прогулок, такой сад за каждым поворотом живой изгороди таит в себе новые виды, разыгрывает разные «спектакли». Организовать подобную «театральность» на маленьком приусадебном участке сложно, да и различные декоративные элементы, присущие регулярному стилю, будут отягощать небольшое пространство. Кроме этого, для создания подобного сада обязательным требованием является идеально плоская, ровная поверхность рельефа, требующая проведения определенных земляных работ.

2. Геометричность

Для регулярного стиля характерна осевая симметрия, где осью чаще всего выступает дом, и четкие, прямые линии, позволяющие максимально упорядочить пространство. Любая хаотичность в подобном саду априори недопустима. Основным элементом сада в регулярном стиле является партер – открытая территория с клумбами, газонами, бордюрами, состоящая из нескольких участков правильной геометрической формы. В центре цветочных композиций нередко устанавливают замысловатые статуи или фонтаны.

3. Топиарные формы и живые изгороди

Для того, чтобы разбить регулярный сад на зоны, широко используются арки, перголы, различные живые изгороди. Одним из главных украшений территории в регулярном стиле являются топиарные фигуры, созданные путем стрижки деревьев и кустарников. С помощью этой техники создаются растения самых разных геометрических форм.

4. Водоемы

Обязательным элементом регулярного сада является водоем с четко очерченной береговой линией. Он может быть как в форме прямоугольника, так и круга или овала, обрамленного подходящей растительностью. Широко распространены также бассейны и разнообразные фонтаны.

Фонтаны и бассейны — часть стиля

5. Особые растения для регулярного сада

по возможности должен сохранять декоративность круглый год, поэтому для озеленения предпочтение отдается вечнозеленым растениям, например, широко распространены на подобных территориях самшит, падуб, тис.

Большое значение имеют для регулярного стиля и цветники, которые располагают на открытых, солнечных местах. Освещение растений должно быть равномерным, иначе не избежать асимметричности их роста и развития, что недопустимо для данного стиля. В основном для партерных цветников используют однолетние растения. Большинство многолетников для регулярных клумб не подходят, ввиду непродолжительности своего цветения.

Для декоративных элементов характерно использование мрамора, керамики, бронзы, художественной ковки. В регулярном саду все должно быть роскошно и изысканно, поэтому экономия для данного стиля неуместна.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста