Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Декоративный барельеф элемент интерьера. Барельеф на стене - картины из гипса своими руками

1. Введение

2. Материалы и техники, используемые для барельефа 3. Барельеф в современном интерьере 4. Использование барельефа 5. Выбор сюжета 6. Гипсовая лепнина полиуретановая лепнина

Что такое барельеф, очевидно, знают все. Как уточняет всезнающая Википедия, барельеф - это один из видов скульптурного изображения на плоскости. Не следует путать с горельефом. Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно.

Материалы и техники, используемые для барельефа

Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий.

Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий.

Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Используют барельеф как внутри, так и с наружи зданий. Michail Rybakov

Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции


Барельеф представляет собой объёмное изображение, немного выступающее над плоскостью. Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Michail Rybakov

Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый. "Фрески на стену" Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции.

В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции.


Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. В последнее время из всего многообразия техник и методов декора помещений, барельеф стал занимать, несомненно, лидирующие позиции. Michail Rybakov

Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным


Ещё его называют низким рельефом. В повседневной жизни слово « барельеф » мы заменили на несколько синонимов: декоративная лепка, лепнина, объёмное панно Материалы и техники, используемые для барельефа Для изготовления барельефов используются самые различные материалы: гипс, камень, мрамор, штукатурка, металл, глина и др. Обычно барельефные изображения представляют собой человеческие фигуры, пейзажи, предметы и здания, растения и целые художественные композиции. Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. Michail Rybakov

Ручной, индивидуальный, авторский барельеф изготовляется с помощью шпаклёвки, полиуретанового клея "Классификация клея" и грунтовки. Литые элементы декора производят из гипса и полиуретана.

Барельеф в современном интерьере

В современном интерьере популярность барельефа объясняется постоянно растущем интересом к незаслуженно забытому классическому интерьеру, где барельеф является неотъемлемым элементом оформления. Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику.

Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику.


Если ещё в прошлом веке украшать лепниной дом могла позволить себе только знать, то в современном мире такой декор может позволить себе практически каждый Фрески на стену Благодаря барельефу появилась ещё одна возможность визуально корректировать пространство, делая его более респектабельным и уютным. Ручной, индивидуальный, авторский барельеф изготовляется с помощью шпаклёвки, полиуретанового клея Классификация клея и грунтовки. Литые элементы декора производят из гипса и полиуретана. Барельеф в современном интерьере В современном интерьере популярность барельефа объясняется постоянно растущем интересом к незаслуженно забытому классическому интерьеру, где барельеф является неотъемлемым элементом оформления. Но техника барельефных композиций настолько разнообразна, что даёт возможность органично вписать его в практически любой интерьер и под любую стилистику. Michail Rybakov

Барельеф позволяет развить основную тему интерьера, присущую всему дому, усилить или задать нужное направление в одной из комнат, расставить более чёткие акценты. В гостиной с помощью барельефа можно добиться торжественной, парадной обстановки, в спальне создать более интимную атмосферу, в коридорах создать иллюзию движения, динамики. Всё вместе это объединяет, меняет впечатление и создаёт нужное настроение.

Использование барельефа

Очень часто барельеф применяют в отделке каминов. Барельеф гармонично сочетается в ковке, камне, с деревом и различными природными материалами. Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой "Стены с нишами и полками из гипсокартона" . В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». . В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка.

В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка.

Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой Стены с нишами и полками из гипсокартона. В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. В спальне он прекрасно впишется, особенно если в мебели присутствуют столь модная сейчас ковка. Michail Rybakov

Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия


Michail Rybakov

Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия


Очень изысканно смотрятся ниши с барельефом и подсветкой Стены с нишами и полками из гипсокартона. В классическом стиле барельефом заполняются арочные проёмы и пространство между потолком и дверными проёмами. На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Michail Rybakov

Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора. "Шпаклевка стен" Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку.

Выбор сюжета

Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен. Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений.

Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений.


На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора Шпаклевка стен Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. . Панорама города, флористические композиции, пейзажи, абстракция, геральдические элементы, все, на что вас с подвигнет дизайнерская мысль, можно воплотить с помощью объёмных изображений. Michail Rybakov

Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен


Michail Rybakov

Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен


На кухне с помощью барельефа создаются полочки - обманки с посудой под старину или окна «в другой мир». Современная плазменная панель в центре барельефа органично впишется в декор позапрошлого столетия. Барельеф поможет скрыть изъяны поверхности базовой стены, недостатки превратить в элементы шарма, а уродливые инженерные коммуникации скрыть за изысканными элементами декора Шпаклевка стен Рельефное панно не ограничивается, какими то определёнными рамками. Оно может быть самых разных размеров, от небольших картин до пейзажа во всю стену, плавно перетекающего в декоративную штукатурку Выбор сюжета Для современного барельефа выбор сюжета просто безграничен. Michail Rybakov

На кухне будут уместны символы изобилия, натюрморты с овощами или фруктами. Для детской комнаты лёгкий и воздушный барельеф с изображением, цветов, бабочек, волшебных птиц и сказочных замков будет помогать ребёнку познавать мир в прекрасных красках. Барельеф может быть центральной композицией, а может выступать в роли орнамента, изображая вьющуюся виноградную лозу или же небольшие разбросанные фрагменты. Барельеф может украсить как внутреннее убранство дома, так и его фасад или приусадебные строения.

Гипсовая лепнина

Гипс, как и столетия назад остаётся одним из самых востребованных строительных материалов. Это огнеупорный, экологически чистый, природный материал как нельзя лучше подходит для создания барельефов. Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. . А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей.

А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей.

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. А покрытый высококачественной акриловой краской, барельеф будет надёжно защищён и от осадков и от ультрафиолетовых лучей. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными

Он позволяет создавать лепной декор самой сложной конфигурации. Речь не может идти об имитации старинной архитектуры. Современные мастера воссоздают её в реальности. И конечно же использование специальных грунтовок, лаков и клея на полиуретановой и силиконовой основе, делают современные изделия более прочными и долговечными. Michail Rybakov

Гипсовому барельефу можно придать вид бронзы, древесины, чугуна, искусственно состарить. С помощью обычной олифы можно добиться правдоподобной имитации старинного мрамора, использование шеллачного лака напомнит терракоту, масляные краски или смесь медного купороса и дистиллированный воды воссоздадут античную бронзу. "Покраска стен водоэмульсионной краской" Перед покраской барельеф из гипса должен хорошо высохнуть. Его тщательно очищают от пыли и грунтуют. В основном используют водоэмульсионные краски для потолка, роспись же выполняют масляными красками.

Полиуретановая лепнина

Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. . Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты.

Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты.


Полиуретановая лепнина Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур. Он незаменим в интерьере кухни, ванной комнаты. Michail Rybakov

Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур


Michail Rybakov

Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур


Полиуретановая лепнина Всего несколько лет назад на отечественном рынке появилась лепнина из полиуретана, и сразу же оказалась неимоверно востребованной. Элементы дворцового декора стали доступны для оформления жилых помещений и фасадов зданий. Хотя полиуретан был изобретён в России ещё в тридцатых годах прошлого столетия, первыми его стали использовать в Европе. Вспененный по специальной технологии пластик, абсолютно экологичен, не впитывает влагу и неприятные запахи, устойчив к перепадам температур. Michail Rybakov

Декоративная лепнина из полиуретана поможет визуально скорректировать пропорции помещения. Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление. "Клей для камня" Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас. С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер.

С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер.

Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас. С помощью неё вы не только без проблем сможете украсить интерьер, но и обновить старую мебель, создать с помощью полиуретановых рам и панно, полок и панелей для каминов, пьедесталов и плинтусов неповторимый, не выходящий из моды, уютный интерьер. Michail Rybakov

Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас

Расположенные в вертикальной плоскости молдинги и пилястры сделают потолок визуально выше, расположенные горизонтально, они расширят помещение. Чаще всего молдинг используют как разделитель между обоями двух тонов. Полиуретановая лепнина хороша для украшения межкомнатных дверей, выполняя не только функцию декора, но и наличников. Для облегчения монтажа разработан специальный клей для полиуретана, что действительно во многом облегчает работу по декорированию и обеспечивает надёжное крепление Клей для камня Если вы не обладаете достаточными художественными навыками, которые необходимы в создании барельефа из гипса и шпаклёвочных материалов, то лепнина из полиуретана как раз для вас.

Цугунов Антон Валерьевич

Время на чтение: 4 минуты

Люди всегда стремятся сделать свое жилище уникальным и красивым. И как бы ни было сложно добиться оригинальности в типовой квартире, выход найдется всегда. Одним из самых нетривиальных и изящных решений является создание . Многим начинающим мастерам кажется, что это слишком сложная работа, однако это совсем не так. Чтобы вылепить настенное панно, не обязательно быть художником или скульптором. Посмотрев видео с мастер-классом по созданию барельефа на стене своими руками для начинающих, и познакомившись с пошаговой инструкцией, приведенной ниже, вы без особого труда справитесь с поставленной задачей.

Необходимые материалы и инструменты

Для создания барельефа понадобятся некоторые специфические инструменты, которые можно приобрести в строительном и художественном магазинах.

Перечень материалов и приспособлений, которые понадобятся для работы:

  • эскиз изображения;
  • полиэтиленовая пленка;
  • кельма;
  • карандаш;
  • маркер или ручка;
  • трафареты;
  • гипс или гипсовая шпатлевка (также можно использовать глину или алебастр);
  • специальная грунтовка;
  • малярные кисти;
  • мастихины (специальные лопатки разных размеров, которые используют для создания объемных изображений, могут быть пластиковыми или металлическими);
  • скульптурные петли;
  • малярный скотч;
  • резиновые перчатки;
  • для цветных барельефов – колер или краска нужного оттенка.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

  • Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
  • Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства. Обязательно принимается во внимание освещение, т. к. от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Как выравнивать стены штукатуркой: какая штукатурка лучше, ровняем по маякам и без (видео)

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Начинающим мастерам проще работать с гипсом или гипсовой штукатуркой. Они пластичные, хорошо держат форму, быстро схватываются.

Создание барельефа из гипсовой штукатурки

Начаться работа над барельефом должна с подготовки изображения, которое будут переносить на стену.

Этап № 1. Работа с эскизом

На этом этапе создается и переносится на стену эскиз барельефа.

  • Сначала картину переносят на бумагу, которую затем сверху накрывают пленкой и перерисовывают на ней контур. Рисунок можно обводить ручкой, маркером или фломастером. Самое главное, чтобы он не стирался. Изображение готово.

  • Теперь подготавливают основание. На стену наносят слой акриловой шпаклевки или марсельского воска. После этого можно обработать стену мелкозернистым гипсом (сатенгипсом), тогда она не будет идеально ровной, и шпаклевка будет лучше прилипать к ней. Это будет основа будущего барельефа. Шпаклевку разравнивают шпателем, затем слою дают немного подсохнуть.
  • Когда материал начнет схватываться, примерно через 15–20 минут, на него можно перенести свой рисунок. Пленку закрепляют на стене с помощью малярного скотча. При этом один край нужно оставить свободным, чтобы можно было его приподнимать, когда это понадобится. Затем трафарет на полиэтилене обводят карандашом или другим подходящим предметом, например обратной стороной кисти или стилусом. Изображение впечатывается в стену.

Этап № 2. Основная часть

Теперь переходят непосредственно к формированию барельефа. Это самый длительный этап, в процессе которого изображение постепенно становится рельефным.

  • Шпаклевку слой за слоем наносят на стену по нарисованному контуру.
  • Каждому слою дают просохнуть, а только потом наносят следующий.

Шпаклевка должна быть в меру густой, пластичной и твердеть постепенно.

  • Все детали барельефа прорисовывают мастихинами, а в сложных местах используют скульптурные петли.

Если детали будут очень выпуклыми, то в стену желательно вкрутить саморезы, которые будут армировать конструкцию. Это позволит барельефу сохранять форму и не осыпаться.

Этап № 3. Доработка, закрепление и окраска

Завершающий этап – это закрепление барельефа и его последующая окраска.

  • Законченное панно нужно хорошо высушить.
  • Потом можно подравнять барельеф наждачкой, загладить шероховатости и острые углы. Здесь важно не перестараться и не убрать слишком много. На этом же этапе подправляют все мелкие огрехи: замазывают щели, прорезывают мелкие детали и т. д.
  • Готовый барельеф обрабатывается грунтовкой, а после ее высыхания – краской. Для шпаклевки лучше всего подойдет водоэмульсионная краска.

Совет. Чтобы стена вокруг барельефа не смотрелась слишком ровной, на нее можно нанести слой штукатурки, а потом пройтись по ней сложенным полиэтиленовым пакетом или смятой бумагой. Поверхность сразу станет фактурной.

Создание барельефа из гипса

Отдельно следует разобрать, как сделать барельеф на стене своими руками из гипса, т. к. технология несколько отличается. С этим пластичным материалом, который предполагает множество вариантов, удобно и легко работать и профессионалам, и новичкам.

Для лепки объемных деталей лучше использовать смесь гипса и клея ПВА. По консистенции материал должен напоминать пластилин.

  • Необязательно долго формировать слой за слоем каждую деталь барельефа. Для большинства типовых изображений выпускают готовые формы. Их можно найти в специализированных магазинах и отделах для творчества. В формы заливают гипсовую смесь и просушивают ее. Готовые элементы вынимают из форм и приклеивают в нужных местах панно. Несложные композиции могут быть полностью скомпонованы из таких элементов.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Лучшее украшение интерьера - модульные составные картины на стену

  • Некоторые детали придется вылеплять вручную и затем прилеплять на стену, например, так делают виноградные кисти или миниатюрный листочек.
  • Если детали довольно большие, то желательно внутри формы поместить проволоку, которая будет армировать конструкцию.
  • Когда изображение готово, заделываются все щели. Для этого можно использовать как сам раствор, так и герметики белого цвета.
  • Готовую картину покрывают грунтовкой, благодаря которой барельеф не будет сыпаться и пачкаться.

Свой дом хочется сделать красивым и оригинальным. Самый надежный способ — уникальные самодельные украшения. Один из очень интересных способов — барельеф на стене. Это объемное изображение, вылепленное из гипса или любого другого подобного материала. Гипс в чистом виде используют очень редко — он слишком быстро застывает, не давая времени на обработку. Чаще всего используют гипсовые штукатурные смеси. Они идут с добавками, которые облегчают работу. С ними сделать объемное настенное панно можно своими руками даже без наличия опыта.

Общая технология создания барельефа

Чтобы сделать барельеф на стене, надо для начала ее подготовить: очистить, выровнять. Уже на ровной и полностью сухой поверхности можно начинать работать. Когда соберетесь делать большие по размерам барельефы, желательно стену загрунтовать — для лучшего сцепления состава со стеной.

Барельеф на стене может быть разной степени сложности. Этот — сложный. Для начинающих явно непосилен. Зато вы знаете, что можно сделать в перспективе

Для первого опыта лучше начать с небольших изделий — типа медальонов (круглых или квадратных) с простыми рельефными изображениями. В качестве основы для таких изделий лучше всего взять влагостойкий . Под него можно сделать каркас (из профиля, например). В таком виде объемную композицию можно будет перевешивать с места на место. Так проще осваивать азы технологии.


Это вся технология в общих чертах. Есть нюансы, на которых стоит остановиться отдельно. Первый касается нанесения стартового слоя шпаклевки на стены и переноса рисунка. В более сложных композициях барельеф на стене начинается с переноса контуров рисунка. Делают это при помощи карандаша или мелка (если умеете рисовать) или при помощи распечатанного в нужном размере изображения и подложенной по него копирки. Потом те места, на которые будем наносить шпаклевку, покрываем грунтом (для лучшего сцепления), а затем при помощи мастехинов (маленьких шпателей разных форм) наносим первый слой материала. Далее последовательность действий аналогична описанной.

Материалы для создания барельефа

Самый распространенный вопрос среди начинающих: какую шпаклевку лучше брать для изготовления барельефа? В принципе, подходи любая финишная гипсовая шпаклевка. У каждого мастера есть свои любимые марки и составы. Вот несколько, которые можно рекомендовать:

  • Knauf Uniflot. Очень прочная и пластичная. Из нее можно формировать глубокий рельеф — не отвалится и без армирования. Недостаток: дорогая.
  • Fugen. Чуть менее прочная, немного хуже режется. Намного дешевле чем Knauf Uniflot (почти в три раза). Тоже можно сделать рельеф без особых проблем.
  • PUFAS. Это гипсовая шпаклевка с целлюлозным волокном. Время обработки — около 60 минут, наносится слоем любой толщины, хорошо режется, легко шлифуется.
  • «Ротбанд» для нижних слоев и «Шитрок» для верхних.
  • «Акрил Путц» (Польша). Готовая акриловая шпаклевка. Хороша тем, что медленно «схватывается», на проработку деталей час и более (зависит от влажности в помещении).

Кроме того, необходимы пропитки. Их подбирают исходя из стартовых характеристик материала. Есть составы, которые укрепляют осыпающиеся материалы, проникая глубоко и связывая частички материалов друг с другом. Это необходимо, так как панно из гипса весят прилично, создают дополнительную нагрузку. Без предварительной подготовки, от непрочных оснований они могут отвалиться. Можно использовать влагозащитный грунт концентрат фирмы PUFAS. Он подходит для всех минеральных оснований, включая древесину и древесные плиты. Влагозащитный состав Aquastop подходит для сыпучих оснований.

Кроме того, используют такие составы:

  • перед началом работ — для улучшения сцепления с материалом стены (или основания);
  • для послойной обработки — при создании глубокого рельефа, когда один слой шпаклевки наносится на уже высохший, наложенный ранее;
  • для финишной пропитки перед покраской — для выравнивания впитывающей способности и чтобы краска ложилась ровно, подчеркивая рельеф, а не скрадывая его.

Для послойной обработки нужны грунтовки, которые создают на поверхности клейкую шершавую поверхность. В этом случае можно класть новый слой шпаклевки даже на подсохшую уже поверхность. Для этих целей подойдет грунт глубокого проникновения Ceresit и пропиточный грунт PUFAS. Их же можно использовать для финишной обработки перед покраской.

Инструменты

Инструменты для создания барельефа нужны для двух видов работ — для нанесения шпаклевки и для удаления/срезания лишнего раствора. Поэтому набор инструментов и приспособлений довольно обширный. Для нанесения шпаклевки или декоративных красок используют:


Это все инструменты, которые могут понадобиться. Из необходимых: кельмы, шпатель, стамески. Очень удобны мастихины, трудно бывает без скальпелей и кондитерского шприца. А вот стеки — это инструмент для перфекционистов — для точной доработки рельефа.

Изготовление барельефа из гипсовой штукатурки: фотоотчет

Для рельефной картины на стене была выбрана морская тема — с рыбками, осьминогом, водорослями. Отличный вариант для получения первого опыта! Легкий рисунок, который можно формировать постепенно.

Подготовительные работы

Рисунок при помощи карандаша перенесен на предварительно выровненную и прогрунтованную поверхность. Для изготовления барельефа используют гипсовую штукатурку ШИТРОК/SHEETROCK (с более мелким помолом). При разведении раствора добавляется меньшее количество воды: на килограмм смеси взять 0,5 л воды (вместо 0,6 по рекомендации). При таком замесе состав получается жестковатым, но именно такой лучше для изготовления рельефного изображения на стене.

Сразу замешивайте небольшое количество раствора: гипсовая штукатурка быстро теряет эластичность (минут 15-17) и вам надо успеть весь объем не только выложить на стену, но и выровнять и придать нужные очертания. Для первого раза замесите граммов 300-400, выложите, придайте какую-то форму. Если в процессе вы почувствуете, что можете справиться с большим объемом, замесите большее количество.

Понемногу мастихином выкладываем раствор, заполняя контур водоросли, срезаем лишнее, насколько возможно заглаживаем

При такой тактике — мелких порциях раствора — большая часть времени уходит именно на то, чтобы замешивать шпаклевку. Замешивать лучше в посуде с высокими бортами — ведре или кастрюле. Однако из них застывший раствор тяжело удалять. Если есть в доме старый мяч, можно срезать верхушку и замешивать шпаклевку в нем. Из такой емкости легко удаляются даже мелкие частички.

В емкость засыпьте порошок, добавьте чистую холодную воду, быстро перемешайте при помощи шпателя, затем доведите состав до однородности, оставьте на 5 минут, затем еще раз перемешайте. Должна быть однородная густая паста без комков или неоднородностей. Время выдержки и «схватывания» обозначено на упаковке со шпаклевкой, если используете другой состав, придерживайтесь рекомендаций производителя.

Формирование мелких деталей

Для начала проще начать с неглубокого рельефа. При формировании мелких деталей берем небольшое количество раствора на кельму, наносим на нужное место, стараясь хорошо размазать, чтобы сцепление раствора со стеной было хорошим. Если стена покрыта грунтовкой, улучшающей сцепление (поверхность чуть шершавая и липковатая на ощупь), проблем не будет. Если детали очень мелкие — типа щупалец медузы — удобнее раствор класть мастихином.

Барельеф медузы из гипсовой или акриловой шпаклевки сделать ненамного сложнее…

Выложив замешанную порцию раствора на стену, сразу же приступаем к выравниванию и формированию рельефа. Работаем острием кельмы, мастихинами, ножами, стамесками, скальпелями — всем, что есть под рукой и что может дать нужной формы поверхность. Если в процессе деталь уже высохла, но еще не доработана, ее можно смочить из пульверизатора и попробовать доработать через несколько минут. Когда добьетесь нужной степени совершенства, очищаете емкость для замеса от остатков раствора и замешиваете новую порцию. Обратите внимание: емкость должна быть абсолютно чистой . Малейшие частицы будут оставлять царапины.

Формируем основные рельефы

При изготовлении барельефа, который выступать за пределы стены будет не более чем на 2 см, никаких усиливающих конструкций не требуется. При большей толщине, в тех местах, где планируется слой толще 2 см, вкручиваются саморезы. По ним можно будет ориентироваться при нанесении штукатурки, они же будут поддерживать раствор, не давая ему сползать.

Рыба и раковина имеют больший объем — в некоторых местах больше 2 см. Тут для армирования вкручиваем саморезы

В данном барельефе самые выступающие части — рыбы и раковина с жемчужиной. В те места, где будет уложен толстый слой и вкручиваем саморезы. Жемчужину скатываем отдельно, слепив шарик и насадив его на саморез.

Самое толстое место — голова

В местах, где рельеф предполагается глубокий, можно накладывать раствор не за один раз, а в несколько слоев. При этом совсем необязательно слои сглаживать. Чем более неровной получится поверхность, тем проще будет наложить следующий слой. Когда на определенном участке достигнут нужный объем (например, голова рыбы), начинаем работу над мелкими деталями — глазами, усами, жабрами и т.д.

При проработке мелких деталей, замешивать не более 100-200 граммов раствора — пока вырезаете, выравниваете, раствор схватывается, поэтому большие порции просто не нужны.

После того как рисунок из шпаклевки на стене готов, его оставляют на пару суток до полного высыхания. Затем можно начинать шлифовку — берем наждачную бумагу со средним зерном, обрабатываем, добиваясь нужной гладкости. Когда рельеф готов, его дошлифовываем мелкозернистой наждачкой.

Двое суток и больше, могут сохнуть элементы с глубоким рельефом. Более мелкие — водоросли, волны, медуза — высыхают быстрее. С них и можно начинать. Пока будете их доводить до ума, подсохнуть и более толстые детали. После того как шлифовка полностью кончена, удаляем при помощи густой щетки пыль. При желании можно пропылесосить. Далее, покрываем декоративное панно из штукатурки грунтовкой глубокого проникновения.

Последний шаг изготовления барельефа на стене — покраска. Способ окраски каждый выбирает сам. В данном случае использована обычная водоэмульсионка (грунтовка была под краски на водной основе). На этом можно считать что вы сделали барельеф на стене своими руками. В данном случае получилась большая композиция на двух свободных прилегающих стенах.


Один совет: барельеф на стене лучше смотрится при специально спроектированной подсветке. Так что перед тем, как выравнивать стену, выведите концы. После того как выровняете и прогрунтуете поверхность, установите те светильники с теми лампами, которыми будете в дальнейшем подсвечивать рельефную картину. Вот при этом свете надо будет шлифовать сделанное вами объемное панно из штукатурной смеси. Только в этом случае смотреться все будет хорошо. Потому что, если работу проводить при другом освещении, при установке штатных светильников вы можете обнаружить «кошмар и ужас».

Барельеф на стене: фото-идеи

Без опыта очень сложно понять, что и как можно сделать при помощи обычной гипсовой штукатурки. На самом деле, объемные картины из гипса могут быть самой разной тематики, но наиболее распространенные — цветы, деревья и пейзажи (городские, загородные). В этом разделе мы собрали некоторое количество самых разноплановых барельефов на стене. С их помощью вы можете себе придумать тему для художественной лепки на стенах. По сути процесс похож на работу с пластилином.



















И снова про цветочный барельеф. 3 МК

Барельеф, как техника получения объемных изображений на стене, с недавних пор стал набирать популярность, для выполнения этой техники при декоре своего жилища нанимают как профессионалов-художников, так и своими руками лирушники делают интересные рельефные панно. Ведь даже самая простая гипсовая лепнина придает помещению элегантный и торжественный вид. Если изображение выступает больше чем наполовину, то его называют горельефом, а если меньше, то это барельеф.

Не знаю, как на ваш вкус, а по-моему чем естественнее, чем менее сглаженным и ассимметричным будет настенный барельеф, тем более эстетично и элегантно он встроится в ваш интерьер. А нераскрашенные барельефы гораздо эффектнее смотрятся за счёт игры теней, чем раскрашенные, даже если их покрыли позолотой!

Вдохновляющим фактором при собственно-ручном изготовлении барельефа является то, что ваш дизайн получится уникальным, даже если будет использован трафарет, ведь вы ещё не профессиональный мастер и не имеете узнаваемого стиля!
Барельеф самостоятельно можно сделать разными способами: вылепить по контуру эскиза:


или наоборот "заштукатурить" по шаблону.


Как-то ненатурально смотрятся раскрашенные рельефы. ...



В монохроме элегантнее:


Как сделать барельеф с помощью трафарета

Чтобы сделать барельеф с помощью трафарета, не имея никаких навыков и опыта в подобной работе, необходимо изучить все тонкости и особенности его использования.
Для начала можно потренироваться на небольшой гипсокартонной доске, а потом уже приступать к отделке стен.




Трафарет можно приобрести в любом строительном магазине, выбрав понравившийся рисунок. Также его можно сделать под заказ в мастерской или изготовить самостоятельно, но для начала нужно определиться с узором - изображение должно быть в меру сложным, но не примитивным.


Трафарет используют для нанесения на плоскую поверхность стены дополнительного слоя, который и будет служить в качестве выступающего узора. Узор для трафарета можно нарисовать самому или найти подходящий рисунок в интернете и распечатать его. Если выбранный узор оказался слишком большим, его можно склеить по частям скотчем.


Выбирать материал для изготовления трафарета следует наиболее прочный. Лучше всего подойдёт пластик. Для того чтобы перенести выбранный узор на пластик, нужно воспользоваться копировальной бумагой. Если же пластик прозрачный, то рисунок можно подложить под него, а затем обвести по контуру. Чтобы во время переноса рисунок не двигался, его следует прикрепить скотчем. Трафарет вырезают так, чтобы на нем не оставалось заусенец и срезов, так как узор может быть испорчен. Линии среза должны быть четкими и ровными.


Подготовительные работы со стеной

Перед началом работы на стене следует сделать разметку. Это нужно для того, чтобы узор можно было равномерно нанести на поверхность. Трафарет для барельефов используется только один раз, поэтому следует сразу приготовить несколько шаблонов с рисунком.
Чтобы закрепить шаблон на стене, можно использовать различные клейкие элементы, которые должны крепиться к тыльной части трафарета. Это может быть малярная лента или клей, который в подобной работе очень удобно использовать. После того, как клей нанесен на шаблон, его прикладывают к стене и держат до тех пор, пока он прочно не закрепится.
Грунтовка поверхности не является обязательным процессом, но и не будет лишней. При работе со шпаклевкой всегда рекомендуется использовать грунтовку, поэтому ей следует покрывать раствором тот участок стены, к которому будет крепиться барельеф. После покрытия грунтовкой, стена должна хорошо просохнуть.



Нанесение барельефа

Для нанесения объемного рисунка рекомендуется использовать мелкозернистую шпаклевку. Она выглядит, как вязкая паста и идеально проходит доля подобной работы. Шпаклевку можно купить уже готовую или развести самостоятельно сухую смесь водой до нужной консистенции. Шпаклевка наносится на трафарет, покрывая его полностью. Каждый слой такого раствора нужно хорошо уплотнять.


Снимать шаблон с барельефа следует лишь тогда, когда штукатурка полностью высохла и затвердела. Чтобы снять трафарет со стены, его нужно плавно потянуть на себя и постепенно не спеша отделить.


Если узор получился недостаточно ровным, то после полного высыхания его края можно отшлифовать наждачной бумагой. Этот процесс нагляднее показан в видео-МК (но на мой взгляд очень уж симметрично-ненатурально выглядят контуры растения у Юлии Быковской)


;

ЛЕПКА РЕЛЬЕФА ПО КОНТУРУ:

Суть процесса сводится к тому, чтобы придать объем нарисованным листьям или цветам. Объемная композиция на стене создается в несколько приемов. Шпатлевка наносится на определенные участки рисунка не сразу, а постепенно, слой за слоем.



Техника лепки гипсовых барельефов была подробно описана в посте ТУТ:


Привожу ниже небольшой урок с советами

Из числа предварительно выбранных изображений нужно взять наиболее четко прорисованнвй вариант. Контур листа или цветка нужно перенести на бумагу. Затем сверху накладывается прозрачная пленка. И уже сверху на нее переносится изображение.

Контур можно обводить карандашом или гелиевой ручкой, так чтобы он не стерся.

Мастер-класс от FrescorelieF студии Алексея Тищенко, как своими руками сделать на стене барельеф. Фото и текст Автора.

Любая идея находит начало своего воплощения в карандашном наброске. Наш Цветок не стал исключением.



Оттолкнувшись от этой схемы, мы прорисовали эскиз в масштабе, где были сохранены все пропорции.
Калька с эскизом на малярный скотч была закреплена на подготовленную для этого стену. А подготовка заключается в том, что она должна быть выровненной и оштукатурена.

Перевод рисунка производится путём его обводки с использованием копировальной бумаги.


Для дальнейшей работы нам потребовались: около 2,5 кг хорошо замешанной скульптурной глины (она должна быть мягкой, но не липнуть к пальцам),стеки,нож,колонковая кисть, кисть -щетинка,скалка, две ёмкости- одна для воды, другая- для шликера. Также нужно подготовить шликер, на который мы будем приклеивать фрагменты рельефа. Шликер — это не что иное,как та же глина, доведённая до консистенции жидкой сметаны. В качестве разжижителя используем обыкновенную воду. Можно добавить туда клей ПВА (примерно на треть, впрочем это не строго). Саму глину необходимо обернуть влажной тканью и положить в полиэтиленовый пакет, чтобы она не обсыхала.

В нашем случае мы начали лепить с левого верхнего края. Хотя, на самом деле, следовало начать с центральной части, где будут самые массивные и многослойные фрагменты. Всё это для того, чтобы оптимизировать процесс сушки. Ведь желательнее накладывать следующий слой на просушенный. Но у нас было время,чтобы растянуть удовольствие.

Следует отделять от целого куска глины ровно столько,сколько требуется для формирования фрагмента. Лишние куски старайтесь сразу прятать в пакет. Не делайте слишком громоздких элементов, чтобы при переносе их на стену они не развалились.

Можно разделить все лепные элементы на 3 основных вида: жгутики или колбаски, пласты и шарики. Всё остальное — производное от них. Поэтому, прежде чем лепить фрагмент, определите для себя, что это будет за вид. Пласты раскатываются скалкой, ну а всё остальное — руками. Участок на который вы намерены приклеить фрагмент промажьте шликером, используйте кисть-щетинку. Только когда фрагмент достаточно хорошо прилип, пригладьте его по всему периметру не оставляя щелей.


Пальцами,стеками или даже скалкой придайте массе нужную форму,проработайте детали. При необходимости выглаживайте рельеф колонковой кистью смоченной в воде.

Следующий фрагмент сопрягайте с предыдущим так, чтобы не было видно стыков. Не оставляйте надолго не выглаженный участок, глина сохнет и потом необработанную деталь придётся, разве что, резать и шлифовать.



Шаг за шагом — и рельеф слеплен.

Оставьте его сохнуть в течение одной недели в естественных условиях. При повышенной влажности и пониженной температуре процесс замедляется. Соответственно можно ускорить его, увеличив температуру и понизив влажность.

Когда работа высохла, обработайте её мелкой наждачной бумагой. Перед покраской загрунтуйте её раствором клея ПВА с водой (50%). Дождитесь полного высыхания. Затем можно колеровать в любой цвет. В нашем случае мы использовали краскопульт, т.к кисть оставляет следы. При желании, опять же после полного высыхания, пройдите по всем поверхностям акриловым лаком (глянцевым или матовым).

Подробнее про 4 способа гипсовой лепки см. пост

И напоследок элементарный способ изготовления цветочной стены с применением декор-штукатурки:


Когда-то украшение интерьера лепниной и барельефами было доступно только высшей знати, богачам и большим храмам. В наши дни сделать барельеф своими руками – вопрос только труда и терпения. Достижения современных технологий позволяют обойти технические трудности создания лепнины в домашних условиях людям, не имеющим художественного образования, но не лишенным художественного вкуса и фантазии. Создать барельефы наподобие тех, что на рис. ниже, вполне под силу терпеливому и внимательному любителю.

Новые материалы

Помимо традиционного материала для лепнины – гипса – лепнина своими руками может быть создана из современных строительных смесей с полимерными добавками; их часто объединяют под общим названием «акриловые штукатурки». Как набирать объем барельефа строительными шпаклевочным составами, можно узнать из видео:

Видео: лепка барельефа из шпаклевки

У любителей в ходу также базовый состав из архитектурного гипса, акриловой штукатурки и клея ПВА в пропорции 1:1:0,5 по объему . Гипс и штукатурную смесь смешивают сухими и затворяют водой, т.е. добавляют воду в смесь, а не наоборот. Доводят до консистенции от теста до йогурта или обезжиренного кефира и добавляют ПВА, тщательно размешивая. Густота смеси выбирается сообразно роду работы с ней, в каком случае какая смесь нужна, см. далее.

Барельеф на стену выполняется в технике низкого рельефа (вверху слева на рис.) или высоким, с выступающими фигурами (вверху справа). Высокий барельеф называется еще горельефом. Технически горельеф отличается от низкого барельефа тем, что фигуры лепятся как круглая скульптура (см. далее). Низкий барельеф хорошо смотрится в любом освещении, кроме совсем тусклого, а горельеф выигрышнее в рассеянном свете.

В жилых помещениях, освещенных чаще всего достаточно ярко и равномерно, имеет смысл использовать смешанную технику барельефа (слева внизу), не делая фигуры очень уж выпуклыми. Как вылепить барельеф «Дерево Климта», см. напр. видео мастер класса ниже:

Видео: мастер-класс барельеф «Дерево Климта»




Особенность этой работы в том, что в ней используются практически все приемы создания барельефов в домашних условиях. Познакомившись с ними наглядно, вам легче будет понять дальнейшее и применить их в любой технике из описанных далее.

Примечание: в свое время австрийский художник Густав Климт создал композицию «Дерево жизни». Стиль ее настолько своеобразен, что выражение «дерево Климта» стало крылатым.

Обратный барельеф, или контррельеф (внизу в центре на верхнем рис.) это уже не лепнина, а резьба по камню (контуры прорезаются вглубь), которая технически много сложнее. Поэтому отметим только, что контррельефу нужен яркий и резкий косой свет, т.к. изображение рисует фактически тень. Есть еще особый вид барельефа – теневой, внизу справа, где весь рисунок образуется тенями от мелких и мельчайших выступов и впадин определенной формы. При перемене направления и угла падения света рисунок меняется, вплоть до изменения выражения лица в течение дня. Теневой барельеф – высочайшее искусство и, увы, недолговечное: выступы и впадины засоряются, а от чистки теряют форму. Рисунок блекнет, размывается, пропадает.

Техники барельефа

Лепнина на стене в домашних условиях может быть выполнена одним их следующих способов, в порядке возрастания технической сложности:

  1. Гипсованием свободных, т.е. изначально не закрепленных на опорной поверхности, не удаляемых моделей;
  2. Гипсованием не удаляемых моделей на опорной поверхности. Эти способы особенно хороши для начинающих, т.к. позволяют получать соотв. высокий и низкий рельеф, не рискуя в случае неудачи необходимостью переделывать всю работу заново;
  3. Обратным литьем из гипса по удаляемой модели. Способ несколько более трудоемкий, но также пригоден для новичков, т.к. над моделью можно корпеть сколько угодно, пока она не будет доведена до идеала. Кроме того, в одной изготовленной по модели изложнице (форме, молде) в домашних условиях можно отлить до 20-30 одинаковых изделий;
  4. Художественная гипсовая лепнина по месту, т.е. непосредственно на опорной поверхности. Требует основательных навыков, но дает возможность создавать большие рельефные панно во всю стену, с обводом углов, заходом на потолок, и полную свободу творческого самовыражения.

По месту или на листе?

Сделать барельеф способами 2-4 возможно как по месту, так и частями на столе или полу. Отличная основа для фрагментов сборного барельефа – гипсокартонный лист, ГКЛ. Его готовят, как базовую поверхность (см. далее), на отдельных листах или их кусках нужной формы выводят части общей картины или законченные композиции (см. рис.), и крепят на выровненную стену.

Головки крепежа и стыки фрагментов шпаклюют базовым составом, затем гипсуют и затирают под базовую фактуру. Еще хорошо в сборных барельефах то, что испорченный по неопытности кусок можно переделать, не трогая остальные. А плохо то, что вся композиция получается тяжелой; крепить сборный барельеф к слабым стенам (гипсокартонным, перегородкам из ПГБ и т.п.) нельзя. впрочем, нагружать слабые стены барельефами вообще не рекомендуется – несущая основа должна быть прочнее материала композиции.

Инструмент

Изготовление барельефа потребует обзавестись кое-каким специальным инструментом. Не очень дорогим, но рассчитывать на успех работы без него не приходится. Прежде всего, половина резинового мячика для замеса очередной порции рабочей смеси. Из него сразу все вываливается, если вывернуть наизнанку, и таким же способом слетают присохшие остатки. Барельеф будет тем прочнее и красивее, чем быстрее его сформировать, т.е. чем дальше будет рабочий раствор от начала схватывания. Мячик для замеса сводит потери времени на встряхивание, выскребание и т.п. к нулю. Набирать раствор мелкими порциями из мячика тоже удобнее, т.к. углов внутри нет. По этой же причине замес получается более гомогенным (однородным), а это один из важнейших факторов конечной художественности барельефа.

Далее, нужны будут шпатели для лепки – мастихины. Набора из 6 шт. (поз. 1 на рис.) для начала хватит. Для формирования гроздьев винограда, чешуи и т.п. нужны еще выпукло-вогнутые шпатели. Наборы с такими стоят дорого, до 30 тыс. руб. (!) за набор из 48 предметов, поэтому любители вместо них часто пользуются ложками разных размеров (кофейными, чайными, десертными, столовыми), с округлыми и приостренными кончиками. Однако вывести низкий рельеф ложками просто так нельзя, изгиб ручки мешает. Поэтому для каждого шпателя берут по 2 ложки из алюминия и др. пластичного металла. Одной пользуются как есть, это будет выпуклый шпатель. А ручку другой у самого черпака перекручивают на 180 градусов и отгибают обратно, получается вогнутый шпатель.

Примечание: неплохие выпукло-вогнутые мастихины выходят из одноразовых пластиковых ложек и вилок. Чтобы получить вогнутый шпатели, их ручки нагревают зажигалкой у самого черпачка, перекручивают и отгибают нагретыми.

Также понадобится другой мастихин – художественный нож, поз. 2. Живописцы им счищают старую краску с палитры, а скульпторы подравнивают края, срезают облой, наводят мелкую фактуру. Нож-мастихин прекрасно заменяется широким сапожным ножом.

Следующий необходимый инструмент – кондитерский шприц с насадками (поз. 3 и 4) и, возможно, медицинский на 20 мл без иглы. Кондитерский шприц весьма желательно брать с курковым приводом (поз. 4). Смеси для барельефов далеко не так текучи, как крем для тортов, и формировать шприцем веточки, розочки, листики (ну, чем торты разукрашивают, все видели) нужно, держа его 2-мя руками; левой придерживают инструмент у наконечника.

Наконец, понадобятся 2-3 плоских живописных кисти разного размера и столько же круглых, самых дешевых, из щетины с бычьего уха. Дорогие беличьи и колонковые покупать для барельефа «крутизны ради» смысла нет, они слишком мягкие. Также понадобится совсем жесткая и грубая детская капроновая кисточка для рисования. Кистями наводят фактуру (см. далее) и гипсуют мелкие участки барельефа.

Работа с инструментом и уход за ним

Мастихины и кисти перед набором очередной порции смеси обмакивают в воду. Остатки и потеки на рабочем органе – залог испорченной работы. После работы шприц разбирают и по частям опускают в воду; туда же кладут и мастихины с кистями. Когда инструмент откиснет, остатки рабочих материалов с него тщательно смывают чистой водой. Кстати, правильно ухаживаемый кондитерский шприц после работы по барельефу пригоден и для использования по прямому назначению. Храниться весь инструмент должен абсолютно чистым.

Технологии барельефа

Создание барельефа на стенах в квартире (или на листах ГКЛ, если барельеф будет сборным) поэтапно осуществляется следующим образом:

  • Базовая поверхность очищается от старой отделки, выравнивается с точностью не хуже 2 мм/м, грунтуется и покрывается базовым составом или любой декоративной штукатуркой (см. также ниже). ГКЛ под сборный барельеф выравнивания не требует;
  • По базовому покрытию наводится фоновая фактура: поролоновым или ворсистым валиком, «прошлепыванием» поролоном либо войлоком, и т.п. На этом же этапе производится тонирование основы, см. ниже. Если базовое покрытие – декоративная штукатурка, наведения фактуры и тонирования не требуется;
  • Тем или иным способом (из указанных выше и описанных ниже) формируется рельеф. Во время формирования рельефа возможно тонирование аналогично таковому для основы;
  • При необходимости рельеф по полном высыхании прокрашивается поверху. Удобно поверхностное окрашивание делать специальными красками для гипсовой лепнины – они тут же растушевываются в очень тонкие полутона влажной губкой. Более резкие цветовые переходы дадут акриловые краски;
  • Полностью высохший рельеф покрывается бутадиен-стирольным латексом (продается в строительных магазинах). Краски на высохшей гипсовой лепнине блекнут, как на фресках, а обработка латексом восстанавливает их колера;
  • Спустя 1-2 недели, чтобы излишки латекса полностью впитались и улетучились, готовый рельеф по потребности лакируется акриловым лаком.

Как тонировать лепнину?

Из видео выше ясно, что формировать лепной барельеф нужно послойно. Для тонирования основы под рельеф и, если нужно, его деталей, слои накладывают тонкие, по 1-2 мм. Обычно слои замеса густоты нежирной сметаны наносят кистью и разглаживают ножом-мастихином. Замес для каждого слоя тонируют колером (пигментом) для гипса; чем глубже, тем темнее, или наоборот. Напр., для коры дерева берут коричневый пигмент все уменьшающейся концентрации, а для листьев зеленого по мере продвижения наружу добавляют. Следующий слой накладывают на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Фактуру с оттенками можно навести тут же кистью или потом затереть наждачкой-нулевкой либо, грубую на больших площадях, металлической щеткой. Подробнее о тонировании гипсовой лепнины см. след видео.

Видео: чем покрывать барельеф на стене

«Свободное» гипсование

Этот способ используется для создания высоких цветочных барельефов или низких узорных накладок из одноразовых бумажных салфеток. Из последних, применив как модель перевернутую и смазанную ланолином тарелку или миску, можно получить гипсовую вазу, но практический смысл ее более чем сомнителен. Базовый раствор, описанный выше, не используется. Он прочен, хорошо держит форму, но цвет его не чисто белый. Также не применяется тонирование из-за чрезмерного расхода материала; готовые элементы красятся.

Для гипсования готовят жидкий, почти водянистый раствор архитектурного гипса. В него окунают модель (искусственный цветок, салфетку) и кладут на доску, покрытую пластиковой пленкой. Цветы кладут в том положении, в котором они будут в готовой композиции, см. рис. Когда раствор схватится, окунают еще раз, потом еще, пока модель не загипсуется слоем толщиной от 1-1,5 мм.

Цветы для сушки кладут каждый раз в одном и том же положении. Таким образом на них образуются плоские площадки, позволяющие прочно приклеить их к основе. Клеят акриловой штукатуркой густоты сметаны или акриловым клеем. Можно клеить и ПВА.

Гипсование на месте

Это, пожалуй, самый доступный способ сделать, скажем, лепной плафон под люстру (см. рис.) без опыта. Гипсование модели на месте отличается от предыдущего способа тем, что модель сначала клеят по месту, а гипсуют кистью. Гипсовочный раствор делают погуще, как сметана. Если лепнина на потолке, слои наносят очень тонкие, просвечивающие, чтобы не было потеков. Соответственно, слоев потребуется до 10-15 и более.

Главная загвоздка тут – материал модели. Обычно их делают из пенопласта, пенофола, полиуретана и др. мягких пластиков. Но со временем все они разлагаются. Происходит это очень медленно, но все равно, лет через 3-7 на лепнине начинают проступать грязно-серые или желто-коричневые неудаляемые пятна. Поэтому модели для гипсования на месте лучше всего лепить из соленого теста, того самого, из которого делают елочные игрушки своими руками. К штукатурке, камню и др. минеральным строительным материалам соленое тесто клеится акриловым клеем или любым монтажным. Лепнина по неудаляемым моделям из соленого теста сохраняет вид по 30-50 лет и более.

Обратное литье…

Это самый распространенный способ создания лепнины своими руками, позволяющий без чрезмерных трудов и умения получать результаты вполне профессионального облика и качества. Классическая процедура обратного литья из гипса показана пошагово слева на рис., поз. а-е. Модель 1 из гипса, пластилина, пластика и др., или образцовое изделие, которое желательно повторить/тиражировать, укладывается на плоский щит 2. Сейчас, чтобы облегчить съем изложницы с моделью, щит застилают пленкой.

Затем модель промазывается тонким слоем ланолина. Использовать медицинский вазелин нежелательно, модель может прилипнуть к изложнице. Гипсовую и любую другую пористую (деревянную, из соленого теста, каменную и т.п.) модель промазывают несколько раз, давая ланолину впитаться час-два, пока на поверхности не появится сплошной жирный блеск.

Далее модель обмазывают слоем гипсового или алебастрового раствора 3 густоты теста толщиной ок. 1 см, формируя сразу выступы-анкеры 4 и ребра жесткости 5. Схватившуюся и почти затвердевшую, но еще слегка податливую обмазку обвязывают каркасом из мягкой (отожженной) стальной проволоки 6. Ветви каркаса скрепляют связками 7 из тонкой медной проволоки.

Следующий шаг – обмазка 9 густым цементно-песчаным раствором от М150 слоем толщиной до 5 и несколько более см, это уже получается литейная изложница. Тут нужно не забыть сформировать опорную поверхность изложницы 8. Спустя время набора цементно-песчаным раствором 3/4 прочности (7-20 суток, смотря по внешним условиям) готовую изложницу 10 отделяют от щита с помощью клина 11. Ну, а если щит был застлан пленкой, изложницу просто снимают.

Наконец, внутреннюю поверхность изложницы зачищают медной щеткой 12 и, при необходимости, исправляют дефекты гипсовым либо алебастровым раствором. С борта изложницы 13 снимают облой и, с его внутреннего ребра, фаску ок. 0,7 мм. В изложнице без фаски отливка почти наверняка застрянет. Перед литьем внутреннюю поверхность изложницы промазывают ланолином, как модель. Литьевой массой изложницу заполняют послойно. Как только ее предпоследний слой начнет схватываться, в него вставляют проушины с усами (справа вверху на рис.), за которые отливку потом вытаскивают. Для мелких отливов проушины можно делать из канцелярских скрепок. Последний слой заливают, когда проушины уже сидят намертво в предпоследнем, т.е. когда он совсем твердый, но еще чуть влажный. Пробовать прочность посадки проушин покачиванием недопустимо!

В настоящее время для тиражей до 15-20 шт. по старинке из гипса не льют, изложницу на такие случаи отливают из силикона (справа внизу). Модель, подготовленную, как и в пред. случае, обливают силиконом послойно, слоями толщиной по 1-2 мм, пока не будет достигнута толщина изложницы ок. 1,5-2 см. Помимо технологической простоты, силиконовая изложница позволяет получать отливки с неглубокими выемками, т.к. она эластична и растягивается.

Также в силиконовые изложницы льют мелкие округлые гипсовые детали: ягоды (см. рис.), желуди, грибы и т.п., вплоть до мелких рыбок. В таком случае из пластилина лепят лоточек-опоку, модель лепят также из пластилина. Силикон наливают в опоку сразу весь; опоку и модель ничем не промазывают. По застывании силикона опоку просто отдирают, а модель выковыривают. Это т. наз. мини – обратное литье гипса.

…и не обратное

В гипсовом мини-литье уже используется удаляемая модель; в смысле, модель пропадает и для следующей партии отливок ее нужно делать заново. Силиконовую изложницу можно сделать и под гипсовое литье по выплавляемой модели, тогда из нее можно будет получить до 100-200 и более отливок, но уже выпуклых, без впадин. В таком случае опоку делают в виде ящика без дна из фанеры высотой на 2-3 см больше высоты модели и размера такого, чтобы зазор между опокой и моделью был не менее 1-1,5 см.

Модель формируют из воска на застеленном пленкой щите. Потом ставят опоку и пластилином замазывают зазор по низу. Далее модель послойно обливают силиконом, как в пред. случае, а когда застынет его последний слой, также послойно доливают силикона по контуру, пока опока не заполнится доверху. Как только будет залит последний слой, набивают фанерное днище. Модель выплавляют бытовым феном: самый паршивый силикон держит 140 градусов, которых фен для волос не дает.

Лепка

Лепка барельефа по месту позволяет, как сказано выше, добиться максимального художественного эффекта, но требует определенных навыков. Приобрести их можно, не записываясь на вечернее отделение художественного вуза или курсы. Достаточно попрактиковаться с пластилином; техника та же, только в работе с гипсом время ограничено – работу с очередным участком нужно закончить до начала его схватывания. Технически лепку гипса различают низкую (плоскую) и высокую (круглую).

Плоская

Техника плоской лепки из гипса показана на подборке фото ниже. Правила здесь такие. Первое, материал густоты теста или жирной сметаны наносится слоями. Второе, каждый слой сначала разглаживают, формируя заодно и рельеф, а затем подравнивают его контур. Третье, следующий слой, как и вообще в послойном заполнении гипсом, наносят на схватившийся, но еще влажный предыдущий. Четвертое, по мере наращивания слоев переходят на более мелкий инструмент. И пятое, в каждом слое работу ведут от самых тонких и мелких деталей к толстым и грубым. В данном случае – от зубчиков листа к его черешку.

О ветках

Ветки на барельефах лучше всего выводить кондитерским шприцем или, очень тонкие, медицинским. Толщину веток регулируют, сильнее и слабее надавливая на поршень (поз. 1 на рис.). Фактуру в таком случае наводят кистью, а изломы формируют кончиком мастихина. Заправляют шприц базовым раствором, а под покраску и для снежно-белого гипсуют, как не удаляемую модель на месте.

Сильно извилистые ветки (поз. 2) можно получить, замочив шнур или шпагат в гипсовом растворе густоты сметаны, выложив на щите, застеленном пленкой, по контуру, а по высыхании наклеив на стену. Если барельеф сборный, шнур выкладывают сразу же, присохнет он крепко. Чтобы получить ветки уменьшающейся толщины, часть прядей удаляют или, наоборот, скручивают у комля 3-5 ветвей шпагата, затем 2-3, потом оставляют одну. Если шнур просвечивает сквозь гипс, ветку догипсовывают на месте, нанося раствор кисточкой

Примечание: ветки для барельефа из гипсованного шнура можно замачивать несколько раз в тонированных замесах. Нужную расцветку получают затиркой шкуркой-нулевкой.

Острые ребра

На картинках с барельефами вы наверняка видали острые ребра. Формируются они сложенными большим и указательным пальцами, а большие – отогнутыми назад пальцами сложенных обеих ладоней. Высоту и толщину ребра меняют, плавно сдвигая/раздвигая пальцы (ладони) в движении по ходу формирования ребра. Пальцы, как и вообще для ручной лепки, должны быть слегка влажными.

Круглая

Основа круглой лепки – анатомически подобный объекту проволочный каркас, т.е. с пропорциями объекта и расположением ветвей там, где основные кости костяка. Каркас в круглой фигуре работает так же, как скелет живого существа. Сведения о скелетах можно почерпнуть из любого курса пластической анатомии человека, животных и птиц. Пластическая анатомия дисциплина не медицинского, а художественного образования. Материал там изложен с точки зрения, как лепить, а не как лечить, и рассчитан на слушателей, к тонкостям и строгостям науки не расположенным.

Фигура высотой прим. от 30-40 см лепится по каркасу так, как показано на поз. 1 рис. Для фигурок поменьше каркас делают упрощенным (поз. 2), но соблюдая принцип анатомического подобия. У человека он, кстати, не так уж сложен: рост делим на 8; 1/8 его часть и будет размерным модулем гармоничного человеческого тела, поз. 3.

Каркасы мелких фигурок животных делаются подобным образом (поз. 4а и 4б). Вес фигур покрупнее желательно уменьшить, чтобы меньше возни было с закреплением барельефа (см. ниже). В таком случае:

  • Базовый каркас (поз. 5а) делают объемным примерно по контурам тела минус 1-3 см на лепку, с помощью доп. ветвей из той же проволоки (поз. 5б). Вспомогательные ветви прикрепляют к основным и скрепляют между собой обмоткой тонкой медной проволокой, а еще лучше – пайкой.
  • В жидком, как обезжиренный кефир, гипсовом растворе замачивают рулончики медицинского бинта, как для гипсования переломов конечностей (см. напр. фильм «Бриллиантовая рука»), и обматывают гипсовочным бинтом каркас, поз. 5в. Замачивать нужно именно рулончики: как только бинт начнет плохо отдираться от мотка, значит, гипс начал твердеть и остаток рулона пошел в отход.
  • По полном высыхании загипсованного каркаса его послойно облепляют базовым раствором (можно применять тонирование), доводят по форме и фактуре инструментом и шкуркой, и гипсуют до чисто белого (если надо) раствором архитектурного гипса.

Примечание: для каркасов развернутых крыльев птиц, бабочек, эльфов, летучих мышей, упырей, драконов и т.п. удобно использовать тонкую и мелкую металлическую сетку. Еще вариант – ответвления основных ветвей, оклеенные бумагой или обрывками капроновых колготок.

Опора для фигур

Фигуры для самодельных горельефов лепятся отдельно; по месту слишком сложно. Поэтому у каждой фигуры должна быть плоская площадка, а на базовой поверхности – соотв. плоскость, чтобы фигуры можно было приклеить на места.

Как крепить барельефы

Горельеф с круглыми фигурами получается довольно тяжелым. Если на 1 кв. дм. его опорной площади приходится более 1,5-2 кг, барельеф нужно подкрепить. Лучше всего для этого годятся рифленые гвозди 80-120 мм, вбитые в пластиковые дюбеля. Точки крепления размечают заранее под наиболее толстыми местами, распределяя их как можно равномернее по площади. Гвоздь в дюбеле должен сидеть в стене не менее чем на глубину в 50-60 мм. Выступ над стеной – 1,5-2 см, для чего вбитый в дюбель гвоздь обкусывают. Массива барельефа над выступающим крепежным шпеньком должно быть не менее 1-1,5 см.

Супербарельеф

И в заключение – как попробовать себя в элитарной технике теневого барельефа. Потребуется для этого всего лишь кусок ГКЛ со слоем свежего базового раствора ок. 0,5 см и гвоздь 100-150 мм. С ребер острия гвоздя нужно аккуратно снять облой, чтобы получилась правильная 4-гранная пирамидка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари