Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как жили украинцы в 17 веке. Повседневная жизнь народов украины, поволжья, сибири и северного кавказа

Введение.

1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета.

3. Козаччина в Украине.

Список использованной литературы.


Введение

Вследствие освоения новых степных пространств и развития фильваркового хозяйства во второй половина XVI - первой половине XVII в. значительно выросшая площадь обрабатываемых земель и производительность сельского хозяйства. Самым развитым было сельскохозяйственное производство на Волыни, Галиции, Западном Подолье. Здесь преобладало трехполье, поля удобрялись, использовался плуг с железным лемехом. Основной зерновой культурой была рожь, но распространялись также пшеница и ячмень, хотя урожайность их длительное время оставалась невысокой. Главными техническими культурами, как и раньше, были лен, конопля и хмель. Возрастало животноводство. Разводили большой рогатый скот, свиней, овец, в степных районах распространялось табунное коневодство. В те времена значительную роль продолжало отыгрывать охоту, рыболовство, особенно на юго-восток. Развивалось городничество, садоводство, пчеловодство.

Следует отметить, что фильварковое хозяйство в своем большинстве не ограничивалось выращиванием зерновых культур на экспорт; их владельцы часто имели винокурни, пивоваренные, медоваренные, а иногда и рудные, поташные буды, селитроварные, жупы (солеварные). Крепостные крестьяне, которые работали на этих промыслах, были наиболее эксплуатируемой частью сельского населения.

В Украине возрастает ремесленное производство как в городах, так и в селах. Наибольшего развития оно достигло в Галиции и на Волыни, хотя фильварковые промыслы и право феодалов торговать без пошлины наносили ему определенный ущерб, суживая рынки сбыта. Наибольшими ремесленными центрами были Львов, Луцк, Острог, Каменец-Подольский. Возрастало количество ремесленников, как тех, что объединялись в цеха, так и внецеховых - «партачей».


1. Социально-экономическое развитие украинских земель. Рост экспансии польских феодалов

После Люблянской унии украинские земли Польского королевства («Короны») входили в сему воеводств: Русское (Галиция), Белзкое, Волынское, Подольское, Брацлавское, Киевское, Черниговское. На территории Украины (за исключением Галиции) имели действие литовские уставы 1566 и 1588 лет. Большинство украинских городов руководствовалось положениями магдебургского права. Таким образом, Польша без «единого выстрела» присоединила Украину, установила в ней свой административный порядок, превратила в свою провинцию и развернула колонизацию.

После унии на Украину двинул огромный поток польских феодалов, ведущую роль в котором отыгрывало магнатство. Они занимали пустуючі земли, вытесняли местных землевладельцев. Жолкевские, Замойские, Калиновские, Конецьпольские, Потоцкие, Синявские, Язловецкие и много других родов захватили огромные пространства - сотни сел, десятки городков и замков. Они были неограниченными властителями своих областей, так как держали в руках и высочайшие должности в администрации воеводств и уездов. Мелкие землевладельцы были беззащитны перед их произволом и или подчинялись и отдавали свои земли, или, спасая жизнь, втекали. Жалобы или попытки судебных процессов не давали положительных результатов, так как вся судебная система была в руках польских феодалов. Три четверти всех крестьянских хозяйств на Волыни в 1629 г. сосредоточивались в руках 37 волынских магнатов, их права на приобретенные, а часто и захваченные земли утверждались королевскими грамотами.

На Левобережье своими размерами выделялись особняки Вышневецких с центром в Лубнах. Черкасский староста князь О.Вишневецкий в конце XVI ст. захватил большую часть Левобережья и выпросил у короля подтверждения на земле от границ с Московским княжеством к Днепру. Он выстроил здесь города Лубны, Ромны, Пирятин, Прилуки, осадил сотне сел. А в конце 30-х лет XVII в. Вишневецкие были владельцами почти сорока тысяч крестьянских дворов.

Таким образом, много польских, а за ними и украинских магнатов достали большие земельные наделы, которые сразу же надо было заселить, упорядочить, чтобы получать прибыли. Магнаты варварски эксплуатировали естественные богатства Украины, вырубая леса свыше реками Южной Украины для земледелия и добычу из дерева поташа. Истреблялись леса и в других регионах Украины.

Вместе с магнатами в Украину двинула мелкая шляхта, надеясь и себе имений и богатств. Чаще всего они становились управляющими, экономами господских имений, командовали отрядами дворовой охраны и вместе со своими покровителями изыскали местное население. Арендаторами, экономами, посредниками в торговле были и евреи, которых магнаты привозили с собой. их количество быстро возрастало.

Крестьянство на захваченных землях находилось под неограниченной властью феодалов. Не только крестьянское имущество, а и сам крестьянин принадлежал феодалу. Это обеспечивало необходимые рабочие руки для помещичьего хозяйства.

На протяжении второй половины XVI ст. польское и литовское правительства удалили ряд законов с запретом крестьянам переходить из места на место без разрешения феодала-владельца. В 1573 г. вводится неограниченная барщина в имениях «из воли господина». Это означало, что крестьянин должен был выполнять все работы, как того требовал феодал, и там, где он прикажет. «Литовский устав» 1588 г. окончательно закрепостил крестьян. Непокорных господин имел право закуковать в кандалы, бросить в тюрьму, посадить на жгу. Бесправными были и крестьяне, которые сидели на «королевщинах» - государственно-феодальных землях. Здесь крестьянин не мог без разрешения королевской администрации покинуть свой надел или самочинно осваивать новые земли.

Нужно отметить, что барщина (отработочная рента) в разных районах Украины имела определенные особенности. Наибольшего развития она набрала в Галиции и на Волыни, где помещичьи имения приобрели фильварковый характер, наиболее тесно были связаны с внешним рынком. Эти земли были и наиболее густо заселенными. Здесь фильварковая система стимулировала значительное усиление эксплуатации крестьянства. На Волыни в 20-х годах XVII в. барщина достигла четырёх-пяти дней на неделю, а в 40-х годах - 6 дней. В тот же время на севера Киевского воеводства - двух-трех дней. С меньшей интенсивностью она вводилась на Брацлавщине, где, как и на Киевщине, фильварковое хозяйство лишь вводилось. В Галиции и на Волыни наиболее интенсивно происходило и обезземеливание крестьянства. Здесь феодалы за поддержки правительства увеличивали фильварковые земли и урезали наделы. Вследствие этого количество малоземельных и безземельных крестьян достигло 35-40%, с половинным наделом (половина волоки или поля) - около 40%. Полный надел (волока от 16 до 21 га) имели лишь 20% крестьянских дворов (дымил). Во второй половине XVI ст. в Галиции и на Волыни существовала в основному отработочная рента, а рядом с ней - продуктовая и денежная.

Положение крестьянства ухудшалось вследствие передачи феодалами своих имений в аренду. Арендаторы - купцы, шляхтиче, ростовщики-евреи принуждали крепостных работать в фильварке к пяти-шести дням на неделю. Крестьян и мещан жестоко взыскали и правительство, изымая большие налоги, особенно во время войн.

Кое-что иначе развивалось крестьянское хозяйство в новообразованных магнатами хозяйствах Приднепровья, Подолье и Левобережье. Заселяя эти земли крестьянами из внутренних провинций, феодалы давали им разные льготы, в частности свободу от всех повинностей на 20-40 лет. Путь в эти регионы открыли «уходники» еще в XV - первой половине XVI в. По их следам шли магнаты, которые, выстроив здесь имения, нуждались в большом количестве рабочих рук. Плодородные земли с более свободными условиями жизни вызвали массовое движение крестьянства восточнее, главным образом из Волыни, Подолье, Галиции, Холмщины и Полесья, где крепостничество, притеснения феодалов и правительственных чиновников становились все нетерпимыми. Крестьяне с охотой заселяли эти малоосвоенные земли, хотя на новых местах им угрожали набеги татар. Льготы распространялись на тех крестьян, кто уже здесь жил. Эти поселения, уволенные от повинностей на много лет, достали в народе название «слободы». В результате на протяжении нескольких десятков лет после Люблянской унии происходил колоссальный процесс хозяйственного освоения украинскими крестьянами и казаками пространств средней и южной Киевщины и почти всей территории современной Полтавщины и других регионов степной Украины. Пользуясь льготами, переселенце энергично взяли разрабатывать черноземные грунты, вводя их в хозяйственное обращение. Правительство поддерживало этот процесс, имея надежду на то, что новое население успешнее будет организовывать оборону от набегов татар.

Однако со временем свобода и льготы стали ограничиваться, и в этом отрицательную роль сыграла мелкая шляхта и евреи, которых появлялось здесь все больше. Вместе с магнатами и правительственной властью они начинают вводить крепостничество, хотя и в небольших размерах. В ответ населения, вооруженное, привыкшее к беспрерывным военным стычкам с татарами, переходило дальше в степи, пополняя казацкие лавы, поднимало восстание.

В производстве преобладала ручная ремесленная работа, хотя постепенно увеличивалось и использование машин и механических устройств.

Создавались первые предприятия, где рядом с крепостными работали вольнонаемные рабочие из числа разоренных ремесленников и крестьян. Постепенно из ремесленного производства вырастали первые мануфактуры. Это литейные, что отливали пушки и церковные звоны в Льве, Остре, Черкассах, Белой Церкви; гуты, особенно те, что изготовляли художественное стекло; жупы и др. На некоторые промыслы существовала монополия государства или шляхты - винокуренный, мельничный.

Объединение украинских земель в составе Польши оказывало содействие распространению их экономических связей, усилению формирования внешнего и внутреннего рынков, активизации товарного обращения. Расширялись старики, появлялись новые торги, ярмарки, которые играли большую роль в развитии внутренней торговли. Некоторые ярмарки (в Киеве, Львове, Камянке, Луцку) имели общеукраинское значение. Сюда приезжали также купцы из соседних стран.

Все интенсивнее развивалась внешняя торговля. Польский порт Гданск на Балтике становится главным центром торговли хлебом в Европе. За 65 лет с 1583 по 1648 p., экспорт зерновых через этот порт возрос в 2,5 раза. Значительная часть его шла из Украины. Много вывозилось и суходолом - через Краков и Люблин. Продлевался экспорт волов и другого скота. Значительную роль во внешней торговле, как и раньше, отыгрывала продажа обработанного дерева - дубовых плах для строительства кораблей, мачтового дерева, а также дегтя и поташа. Довольно весомыми составными экспорта были мед и воск. За границу, как и раньше, вывозили много прикарпатской соли.

Таким образом, большая часть промышленного производства была связана с хозяйствами феодалов, работала на рынок, принося значительные прибыли, которые попадались к рукам феодалов, тратились на дорогие украшения, предметов роскоши, вино, сахар, шелковые ткани и почти не вкладывались в промышленность.

Во второй половине XVI - первой половине XVII ст. в Украине возрастает количество городов и городков и население в них, особенно в Южной и Юго-Восточной Украине, куда переселялись большие группы крестьян и мещан из Запада и Севера. В 40-х годах XVII в. в Украине существовало около 1000 городов и мелких городков. Среди городков преобладали мелкие, что часто начисляли не больше 100 дворов. Наибольшими городами были Львов с 18 тыс. жителей и Киев - 13-14 тыс. Большими городскими центрами были Каменец-Подольский, Луцк, Чернигов, Нежин, Полтава и Перемышль.

2. Брестская уния. Борьба украинского народа против национального и религиозного гнета

Руководство светских деятелей религиозными делами часто выливалось в некомпетентное вмешательство у жизнь церкви, нарушало церковный порядок. Братства начали отстранять священников без достаточных обоснований, самые решали сложные церковные вопросы, которые требовали серьезных знаний и даже толковали святое письмо, не имея достаточной теологической подготовки. Точились бесконечные споры братств с епископами, которое парализовало в некоторых регионах и городах церковная жизнь. Это стало одной из причин, которая зародила у части духовных иерархов идею церковной унии - объединение сурово дисциплинированной католической и православной религий.

Однако главнейшей причиной стремления православных иерархов к унии было эгоистическое желание верхушки православной церкви уравняться с католическими «князьями церкви», заседать рядом с ними в сейме, зависеть лишь от Папы Римского. их бесило и руководство восточных патриархов, которые поддерживали братства, весьма вмешивались во внутреннюю жизнь православных епископов, высылали противоречивые указания и требовали значительной материальной поддержки.

Польский король и Папа Римский были заинтересованы в проведении унии, так как таким образом они духовно подчиняли украинский народ, значительно увеличивали свои владения и доходы. Однако для украинского крестьянства, мещанства, части средней и мелкой шляхты сохранения религии родителей было символом сохранения своей независимости. Католическая же церковь была для них орудием иностранного порабощения.

Разгром усилиями власти и иезуитов церковной реформации укрепил католическую церковь в начале 90-х лет XVI в., и это оказывало содействие проведению унии. И в осуществлении этой идеи активную роль отыгрывали иезуиты, они же были и в авангарде этого движения.

Следует отметить, что раскол христианства, который относись в 1054 p., вызвал недовольство у части верующих. В связи с этим идея церковной унии неоднократно высказывалась в XIV-XV ст. Для многих казалось справедливым восстановить единство церкви Иисуса Христоса. Однако польский король и Папа Римский тяготели не к объединению, а к присоединению и покорению православья. Унию поддерживала значительная часть епископов Украины - львовский, луцкий, владимирский, холмский и туровский, а также митрополит Киевский Михаил Рогоза.

В 1591 г. епископы выработали условия объединение церквей и высказали готовность к этому.

В октябре 1596 г. польский король Сигизмунд ІІІ и Михаил Рогоза по доверенности папы Климента VIII созвали в Бресте (Бересте) церковный собор для официального провозглашения унии.

Однако собор раскололся на два отдельных собора - униатский и православный. 18 октября 1596 г. епископы-отступники подписали акт об унии, не согласовав этого с восточными патриархами, которым они подчинялись, и не получив от них полномочий на это. Этим актом в Украине и Белоруссии вместо православной церкви образовалась униатская (греко-католическая), подчиненная Папе Римскому. Признавались основные догматы католицизма, но обряды оставались православными.

Униатское духовенство наравне с католическим освобождалось от налогов, украинская шляхта получила право обнимать должности в административном аппарате, а униаты-мещане уравнивались в правах с католическим мещанством. Униатским епископам были обещаны места в сенате.

Православный собор отверг унию и объявил иерархов-отступников лишенными власти, наложив на них проклятие. Польский король Сигизмунд, несмотря на протесты православного собора, признал униатскую церковь обязательной и поставил православную церковь вне закона. Он насаждал унию путем насилия. Фактически происходил процесс разгрома православья, веры миллионов украинцев, одной из наиболее блестящих и глубоких религий мира.

Несмотря на угрозы правительству, православные выступили на защиту своей веры. Ареной борьбы стал сейм. Однако дебаты по этому вопросу на нескольких сеймах не дали результатов. Лишь неблагоприятная внешнеполитическая ситуация для Речи Посполитой в начале XVII в. заставила ее правительство пойти на уступки православным, и постановлениями сейма в 1607 г. их преследование были прекращены. За «греческой» верой оставались ее давние права, а духовенству, которое не принимало унии, провозглашалась амнистия.

Однако католическая реакция продолжала преследование, вызвав бушующие восстания в Луцке в 1620 г., в городе Острога 1638 г. и др. Важную роль в борьбе против унии отыгрывали братства, которые широко развернули культурно-образовательную деятельность, открывали типографии, школы, печатали книги, материально поддерживали церкви и монастыри.

В конце XVI - в начале XVII в. в религиозную борьбу вступает новая общественная сила - казачество, которое постепенно становится опорой православной церкви и широких имеет украинского народа. Сначала казаки, как и украинская шляхта, пишут протесты против старания униатов захватить имущество православной церкви. Но это мало помогало, и они переходят к обороне своей церкви силой оружия. В частности, когда эмиссары униатского митрополита захватывают в Киеве богатые киевские монастыри, казаки защищают их с оружием в руках. Это остановило униатско-католическую экспансию в Киеве, в то время как в Льве униаты навязывают свою власть. Поэтому в 20-х годах XVIІ в. центр украинской религиозно-культурной жизни перемещается снова к Киеву, сюда переезжают некоторые выдающиеся культурные деятели из Галиции и занимают важные церковные должности.

В конце XVI в. - в начале XVII в., когда почти все православные епископы и митрополит Рогоза перешли в униатство, православная церковь осталась без руководства (епархии), что угрожало полной ее дезорганизацией. Тогда гетман П. Сагайдачный, воспользовавшись приездом восточного патриарха Феофана, тайно организовывает свячения нового митрополита - Иова Борецкого и пяти епископов, чем укрепил положение православной церкви, в сущности, спасши ее от развала. Митрополит Иов Борецкий выезжает к казакам, выступает перед ними с проповедью и принимает от них клятву защищать свою веру «вплоть до горла».

Накануне и в начале войны Турции против Польши в 1621 г. казачество дает согласие защищать Польшу, но требует от польского правительства улучшить положение православных. В Варшаву прибывает казацкая делегация, в состав которой входил П. Сагайдачный. Король дал согласие утвердить новое руководство православной церкви, обещал «успокоить» религиозные дела. Однако он не выполнил своих обещаний, хотя казачество во главе с гетманом Сагайдачным ценой больших жертв спасло Польшу от турецкого разгрома.

В 20-х годах XVII ст. между казачеством и польским правительством велись переговоры об улучшении положения православной церкви, однако весомых результатов они не имели. Украинское население оставалось разделенным на православных и униатов, которые враждовали между собой. От этого польза получали лишь поляки. Нужно отметить, что украинская униатская церковь после Берестейской (Брестской) унии оказалась в трагическом положении: православные ненавидели униатов за измену, а католическая (польская) церковь не считала их за полноценных граждан, так как главным для них был вопрос национального происхождения. Однако со временем все изменилось. Униатская церковь превратилась у борца против полонизации, за национальные права и свободы украинского народа.

В 1633 г. королем Польши стал Владислав IV, который с целью использования казаков в войнах в интересах Польши был предрасположен к компромиссам, примирению с православной религией. Митрополитом православной церкви избирается Петр Могила, сын молдавского хозяина, человек с европейским образованием, который в 1633 г. занимал должность архимандрита Киево-Печерского монастыря. Он был отдан православной церкви и использовал даже свои личные материальные средства в ее пользу. Новый митрополит сосредоточил в руках митрополии большие земельные богатства и на этой базе развернул широкую религиозно-просветительскую деятельность, осуществив ряд реформ. Прежде всего он сосредоточил свои усилия на укреплении дисциплины среди духовенства, ввел духовный суд-консисторию, которая рассматривала незаконные поступки священников.

Были обновленные киевские святыни, в частности реставрирован храм св. Софии, Михайловский монастырь, церкви Трехсвятительскую, Спаса и др.

3. Козаччина в Украине

На протяжении второй половины XVI ст. вследствие усиления тяжелого феодального и национально-религиозного гнета на западных и северных землях Украины значительно возрастает количество беглецов - крестьян и мещан у Поднепровье и Побужье. Сюда стекается бедный, обездоленный люд, так называемые «гультяи», а также часть мелкой шляхты, которая испытывала притеснений больших магнатов и шляхтичей. Все они вливались к лавам казачества, увеличивая и укрепляя их. Казачество быстро возрастало и территориально. Много казаков жило в селах, хуторах, городках Черниговщины, Киевщины и других землях - на «волости» - и назывались «волосными», городовыми. А тех, кто втекал дальше на юг, в степи, заднепровские пороги, называли «низовыми», «запорожскими».

Уже в середине XVI в. происходит объединение казаков под руководством наиболее энергичных и талантливых из них в военную организацию. Определенную роль в этом процессе сыграли магнаты, шляхтиче и старосты и воеводы пограничных городов. Важное место в процессе формирования военно-политической казацкой организации принадлежит князю Дмитрию Вишневецкому - 60-те года XVI в. (в народе имел имя казака Байда). Он был яркой исторической фигурой, выдающимся дипломатом и полководцем, деятельность которого оставила заметный нужно в истории борьбы с турками и татарами. Хотя он был магнатом и большим землевладельцем, но помогал казакам в общей борьбе против турецко-татарской опасности.

Запорожская Сечь была сугубо военным лагерем. Здесь были лишь казаки, а женщин и детей туда не пускали. Казаки подчинялись лишь своей старшине, которую самые со своей среды и избирали. На Сечи существовали две совета (два круга): одна большая, в какой все казаки имели право принимать участие; и имела - при участии лишь старшин. Высшей властью на Сечи считался общий Большой совет. Это деление на большой и малый круг свидетельствует, что на Сечи не было полного равенства в решении всех вопросов. Постепенно усиливалось деление на бедных и зажиточных казаков. На руководящие должности избирались преимущественно богатые казаки.

Запорожская Сечь имела свою территорию, которая постепенно увеличивалась, а позднее административно поделилась на так называемые паланки (районы). К ней входили большие районы Правобережья и Левобережье. Запорожская Сечь имела еще название Корзина. Здесь находился центр военной, административной и судебной власти всей казацкой территории - Запорожье. Во главе Корзины стоял выборный кошевой атаман, которого избирал Большой Совет. На ней также избирались генеральные старшины - судья, писарь, обозный, осаул и хорунжий, которых в случае необходимости переизбирали и за вины осуждали к смертному наказанию, здесь же осуществляя приговор. Это свидетельствовало о высокой ответственности руководителей перед казаками. Казаки судили за традиционном правом. Писаных кодексов или правовых сборников в них не было. Этот политический и административный порядок на протяжении трех столетий существования казацкой государственности кое-что изменялся, но в основном сохранился к последним лет ее деятельности.


Выводы

В процессе роста феодального землевладения, утверждение фильварковые системы хозяйствования (производство и переработка сельскохозяйственной продукции, основанные на еженедельной барщине и четко ориентированные на рынок) происходило сближение между разными категориями крестьянства, а его феодальная зависимость постепенно переросшая и юридически оформилась в зависимость крепостную.

Выделению казачества в отдельное общественное состояние оказывала содействие и социально-экономическая ситуация, когда польское магнатство и шляхта закрепощали крестьянство в новых районах Украины. Спасаясь от господского ярма, много крестьян втекало на Сечь, пополняя и укрепляя ее. В конце XVI ст. казачество окончательно сформировалось, значительно выросло и стало отдельным военным общественно-политическим состоянием, которое состояло из двух тесно связанных между собой частей - узаконенного реестрового, количественно небольшого, и массового, свободного запорожского и городового (волосного). Оно продолжало в конце XVI - в начале XVII ст. противостоять нападениям татар и рядом с этим все больше втягивалось в борьбу социального и религиозного характера - с польским феодально-крепосническим и католическим наступлением.

Нужно подчеркнуть, что отношения казачества с Московским государством были сложными. Имея одну религию, происхождение, язык, целые в борьбе с татарско-турецкой агрессией, они часто действовали совместно. Однако Московия старалась присоединить украинские земли, а Польша и Литва, отбивая ее наступление, использовали украинских казаков в своих интересах. Поэтому в конце XVI - в начале XVII ст. эти отношения были вражескими. В тот же время в отношениях с донским казачеством преобладало крепкое военное побратимство, общность военных действий против Крыма и Турции и взаимопомощь.


Список использованной литературы

1. Алексєєв Ю. Історія України: Навчальний посібник/ Юрій Алексєєв, Андрій Вертегел, Віктор Дани-ленко,. - К.: Каравела, 2007. - 254 с.

2. Білоцерківський В. Історія України: Навчальний посібник/ Василь Білоцерківський,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Центр учбової літератури, 2007. - 535 с.

3. Бойко О. Історія України: Навчальний посібник/ Олександр Бойко,. - 3-тє вид., випр., доп.. - К.: Академвидав, 2004. - 687 с.

4. Губарев В. Історія України: Довідник школяра і студента/ Віктор Губарев,. - Донецьк: БАО, 2005. - 622 с.

5. Історія України: Навчальний посібник/ М. О. Скрипник, Л. Ф. Домбровська, В. М. Красовський та ін.; Під ред. М. О. Скрипника; М-во освіти і науки України, Одеський держ. екон. ун-т. - К.: Центр навчальної літератури, 2003. - 366 с.

6. Кормич Л. Історія України: Підручник/ Людмила Кормич, Володимир Багацький,; М-во освіти і нау-ки України. - 2-ге вид., доп. і перероб.. - К.: Алерта, 2006. - 412 с.

7. Котова Н. Історія України: Навчальний посібник/ Наталія Котова,. - Харків: Одіссей, 2005. - 413 с.

8. Лановик Б. Історія України: Навчальний посібник/ Богдан Лановик, Микола Лазарович,. - 3-е вид., виправлене і доп.. - К.: Знання-Прес, 2006. - 598 с.

9. Олійник М. Історія України: Навчальний посібник для судентів дистанційної та заочної форм навчання/ Микола Олійник, Іван Ткачук,. - 3- вид., виправлене та доповнене. - Львів: Новий Світ-2000, 2007. - 262 с.

10. Чуткий А. Історія України: Навчальний посібник для студ. вищих навч. закладів/ Андрій Чуткий,; Міжрегіональна академія управління персоналом. - К.: МАУП, 2006. - 345 с.


Развитие украинской культуры в XIV - первой половине XVII ст. органично связан с историческими обстоятельствами, которые имели место на землях Украины, которая входила тогда в Великое княжество Литовское. Кревська уния (в 1385 г.) положила начало объединению Литвы и Польши, дав польской шляхте право обладания украинскими землями, тем же узаконила экспансию латинской культуры на несколько веков. Позитивным моментом в этом процессе было вхождение украинских земель в пространство западной цивилизации. С другой стороны, Польша повела тотальное наступление на украинскую культуру, православную веру, обычаи, традиции, язык. Невероятно тяжелой для украинского народа была первая половина XV ст. через ежегодные нападения татарских орд. Этот фактор негативно отразился на экономическом и культурном развитии Украины. В XVI ст. Украина вступила руиной. Люблинская уния (в 1569 г.) окончательно узаконила политику национального, религиозного и социального притеснения украинского народа, что в свою очередь повлекло открытый протест украинского населения. В колонизацийному наступлении на Украину провод вели польские магнаты. Овладев Холмщину, Галичину и Подолье, они перешли после Люблинской унии на Волынь, Брацлавщину, Киевщину и, в конечном итоге, на Левобережье. Сотрясении, Язловецьки, Замойськи, Синявськи, Жолкевськи, Калиновськи, Потоцьки и другие магнатские роды заняли огромные пространства, создавая настоящие латифундии, к которым принадлежали сотни сел, десятки городков и замков, целые просторные провинции. Эти "короленята" были неограниченными обладателями своих земель, потому что занимали наивысшие должности в государственной администрации. Всякие жалобы местного населения к власти не доводили ни к чему, потому что магнатская верхушка всю власть сосредоточила в своих руках. Вместе с магнатами двигала в Украину мелкая польская шляхта, голодная и малоимущая, что при господах и себе надеялась приобрести имений и богатств. При магнатах поживу для себя нашли также евреи, которые были барскими агентами и факторами, брали в аренду трактиры, мельницы, пошлины и даже церкви. Главную колонизацийну акцию повело латинское духовенство. Уже в XV ст., кроме Львова, Перемишля и Холма, основаны латинские епископства также в Каменке, Луцке и Киеве. В первой половине XVII ст. необыкновенно широкую пропаганду на востоке повели иезуиты, которые осели в Ярославле, Перемишли, Львове, Бересте, Луцке, Остроге, Каменке, Баре, Виннице, Киеве и других городах. Иезуиты вели пропаганду среди магнатов, шляхты, мещанства, особенное внимание обращали на состоятельных, талантливых и выдающихся людей, намагаючися привлечь их к латинской церкви и тем же к польскому национальному лагерю. Иезуиты основывают школы с добрыми учителями, для того, чтобы приобщить к себе украинскую молодежь и этим денационализировать ее. Следовательно, процесс колонизации осуществлялся одновременно как в экономической, так и в культурной сферах жизни украинского общества. В ближайшие три десятилетия после Люблинской унии процесса колонизации противостояли украинские аристократические роды. Они считали своей обязанностью оборонять культуру, протежировать церковь, образование, доброчинни учреждения. Так делали такие выдающиеся представители аристократии, как Григорий Хоткевич, который учредил в Заблудови типографию, или Константин Острозький, заложив академию в Остроге, или Василий Загоровський, что фундував в своем селе школу. Однако патриотизм аристократии был тесно связан со службой государству. Когда Литовского государства не стало, новые поколения скоро забыли ее традиции и начали приклоняться к новому государству, которое обещало значимость и достоинство, - в Польшу. О пути ренегатства, которым пошли почти все барские роды, писал Мелетий Смотрицький в своим "Тре-носи, или ляменти святой восточной церкви" (в 1612 г.). Крестьянский двор В крестьянский двор обычно входили: крытая дранкой или соломой избы, топившаяся «по-чёрному»; клеть для хранения имущества; хлев для скота, сарай. Зимой крестьяне держали в своей избе (поросят, телят, ягнят). Птицу (кур, гусей, уток). Из-за топки избы «по-чёрному» внутренние стены домов были сильно закопчены. Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Крестьянская изба была довольно скудной, и состояла из простых столов и лавок, но и для ночлега, закреплённых вдоль стены (они служили не только для сидения, но и для ночлега). Зимой крестьяне спали на печи. Материалом для одежды служили домотканые холсты, шкуры овец (овчина) и пойманных на охоте животных (как правило, волков и медведей). Обувью - в основном служили лапти. Зажиточные крестьяне носили поршни (поршни)- обувь, сделанную из одного – двух кусков кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги. Питание крестьян Пища готовилась в русской печи в глиняной посуде. Основой питания были зерновые культуры – рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (посевной) и пшеничной (по праздникам) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много употреблялось в пищу – капусты, моркови, редьки, огурцов, репы. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Более частым продуктом на столе стала рыба. У зажиточных крестьян имелись садовые деревья, дававшим им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах страны крестьяне собирали клюкву, бруснику, чернику; в центральных районах - землянику. Также использовались в пищу и лесные орехи. Вывод: Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние. Приложение Крестьянин в традиционной одежде Костюм крестьянки.

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название "Украина" появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем. В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв. знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова "Украина", "украинец" имели не этническое, а чисто географическое значение. Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия. В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название "Малая Русь" употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»). Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср. в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название "Малая Русь" (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали. Это было определение, данное им российской администрацией. У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля. Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить. Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы. Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы. Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар. Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи. Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки. В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало. Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод. Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость. Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве. Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону. Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине. Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства. В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

Средневековая культура Украины была довольно специфической. Во многом можно сказать, что средневековая украинская культура – яркий пример культуры «пограничной»: здесь причудливо смешались Запад и Восток, цивилизация и дикость, стремление вперёд и мракобесная косность взглядов, оголтелая религиозность и светская устремлённость идей. Такое пёстрое сочетание, которым характеризовалась культура Украины XVII века, сложилось в силу ряда обстоятельств.

  • К XIV веку украинские земли окончательно освободились от татаро-монгольского ига, то есть значительно раньше, чем «великорусские» территории. Правда, сильно радоваться коренным жителям бывшей Киевской Руси не пристало: страна была разграблена, производительные силы, а именно – богатые и образованные князья и бояре – в значительной мере уничтожены. Кроме того, свято место пусто не бывает, и освободившуюся территорию заняли представители более развитых соседних стран – Польши, Литвы, Венгрии.Руководящую роль, видимо, играли литовцы, которые в этнографическом и культурном смысле представляли собой народ более «молодой», чем восточные славяне (которые и в землях Украины предпочитали называть себя русскими); поэтому литовцы предпочли «новину не вносить, старину не рушить», то есть не стали упразднять привычный русским жизненный уклад и древнерусское законодательство, а наоборот – активно воспринимали основы славянской культуры и даже приняли православие. Но под влиянием западных соседей литовцы восприняли европейское просвещение, и постепенно хозяйственная, политическая и культурная жизнь Украины были во многом переустроены на европейский лад.
  • Развитие народно-освободительного движения, носящего преимущественно крестьянско-казацкий характер. Украинские низшие слои населения, принадлежавшие к восточнославянской народности, чувствовали себя покорёнными. Литовцы и поляки, а также ополяченная «русская» элита, по мнению крестьян, присвоили себе принадлежащие православному народу средства и распоряжаются ими неправедно, по крайней мере – не в интересах «автохтонного» населения. Крестьяне и казаки в большинстве своём были людьми малограмотными, тёмными и суеверными, что и отложило отпечаток на культурную жизнь Украины.
  • Некоторая изолированность украинских земель от центров европейской культурной жизни. Творческие, философские и технологические завоевания европейской цивилизации приходили на Украину с определённым опозданием. Вообще для всего этого региона Восточной Европы наблюдается строгая градация по уровню цивилизации. В белорусских землях в XVI веке вовсю господствовало европейское Возрождение, Украина в это же время осваивала по большей части культуру позднего Средневековья, а в России царило мрачное и беспросветное раннее Средневековье, а в некоторых районах едва ли не первобытнообщинный строй. Из-за этого имела место и своеобразная культурная фильтрация: европейская культура проникала на Украину и в Белоруссию в «ополяченном» виде, а затем, в XVII веке, она проникала в Московское государство уже в украинизированной форме: Симеон Полоцкий, Памво Берында и многие другие московские «учёные люди» приехали в Москву с Украины.

Полемическая культура Украины XIV – XVII веков

Средневековая культура Украины в силу сложившихся обстоятельств была сильно полемизированной. Выдающиеся памятники украинской литературы представлены по большей части полемическими сочинениями, в которых отстаивалось преимущество православной веры над католической (или наоборот), проклинались или, наоборот, поддерживались униаты, заключившие так называемую Брестскую унию.

Полемика, однако, не перерастала в общекультурную конфронтацию: так, один из самых образованных украинцев, князь Острожский, покровительствовал деятельности именно православных писателей и ремесленников, включая сбежавшего из дикой татарской Москвы печатника и оружейника Ивана Фёдорова. Православные художники пытались совместить византийские иконописные каноны с достижениями европейского изобразительного искусства, а также осваивали собственно гражданскую живопись.

Старые украинские церкви древнерусского образца и свежевыстроенные храмы в ренессансном и барочном стилях переходили то к православным, то к католикам, то к униатам. За этой полемической культурой Украины скрывалась острая политическая борьба между коренным украинским населением и европейцами, воспринимавшимися как захватчики.

В одном строю с полемикой шла и схоластика. Основанные Петром Могилой «братские школы», одна из которых ко второй половине XVII века переросла в Киево-Могилянскую академию, сосредоточивали свою деятельность в схоластических спорах, в которых в большой мере погрязли.

Реальная цель схоластических споров – желание предотвратить «духовную диверсию»: скрупулёзно исследуя вероучение, права человека в соответствии со «священным писанием», образованные православные священники пытались, преодолевая первобытную дикость, определить для верующих максимальную «цивилизационную дозу», которая позволяла бы принявшему её человеку всё ещё именоваться православным.

Культура Украины XVII – XVIII веков

Украинская культура в эти века подверглась взаимовлиянию с культурой московской. С одной стороны, учёные, писатели, архитекторы и художники охотно приезжали в Московское государство и даже специально приглашались Алексеем Михайловичем, опять-таки с той же целью: воспринять европейскую цивилизацию как бы «в обход» католических и протестантских миссионеров.

С другой стороны, войдя в состав Российского государства, Украина восприняла и последующую русскую культуру, перекроенную Петром на западный лад. И так называемое «украинское барокко», культурно представлявшее собой не что иное, как ранний Ренессанс, в XVIII веке резко превратилось в барокко настоящее. Начало этому положил, видимо, Мазепа, в своём письме к Петру попросивший прислать ему из Москвы архитектора Осипа Старцева.

Видео: История культуры Украины

Не раз страдала муками политического самоопределения. В середине XVII века она, как и сегодня, металась между Западом и Востоком, постоянно меняя вектор развития. Неплохо было бы напомнить, чего стоила государству и народу Украины такая политика. Итак, Украина, XVII век.


Зачем Хмельницкому был нужен союз с Москвой?

В 1648 году Богдан Хмельницкий трижды разбил посланные против него польские войска: под Желтыми Водами, под Корсунем и под Пилявцами. По мере того, как разгоралась война и все более значимыми становились воинские победы, менялась и конечная цель борьбы. Начавший войну требованием ограниченной казачьей автономии в Надднепровщине, Хмельницкий уже воевал за освобождение от польской неволи всего украинского народа, и мечты о создании на освобожденной от поляков территории независимого украинского государства уже не казались чем-то несбыточным.

Поражение под Берестечком в 1651 году немного отрезвило Хмельницкого. Он осознал, что Украина еще слаба, в одиночку в войне с Польшей может и не устоять. Гетман начал искать союзника, а точнее, покровителя. Выбор Москвы как «старшего брата» вовсе не был предопределен. Хмельницкий вместе со старшинами всерьез рассматривали варианты стать союзником крымского хана, вассалом турецкого султана или вернуться в состав Речи Посполитой на правах конфедеративной составляющей общего государства. Выбор, как мы уже знаем, был сделан в пользу московского царя Алексея Михайловича.

А была ли Москве нужна Украина?

В отличие от нынешней ситуации, Москва вовсе не стремилась завлечь Украину в свои объятья. Принять в подданство украинских сепаратистов означало автоматическое объявление войны Речи Посполитой. А Польша XVII века - это крупное по тем меркам европейское государство, включавшее в себя огромные территории, ныне входящие в состав прибалтийских республик, Беларуси и Украины. Польша оказывала влияние на европейскую политику: не прошло еще и 50 лет, как ее жолнеры взяли Москву и посадили в Кремле на престол своего ставленника.

А Московское царство XVII столетия - это не Российская империя начала XX века. Прибалтика, Украина, Кавказ, Средняя Азия - еще чужие территории, в присоединенной Сибири еще и конь не валялся. Еще живы люди, помнящие кошмар Смутного времени, когда на кону стояло само существование России как независимого государства. В общем, война обещала быть долгой, с неясным исходом.

Кроме того, Москва боролась со Швецией за выход на Балтику и рассчитывала на Польшу как на будущего союзника. Короче, кроме головной боли, принятие Украины под свою руку не обещало московскому царю абсолютно ничего. Первое письмо с просьбой принять Украину в подданство Хмельницкий направил царю Алексею Михайловичу в 1648 году, но в течение 6 лет царь и бояре на все письма украинского гетмана отвечали отказом. Созванный в 1651 году для принятия решения Земский собор высказался, как сказали бы сегодня, за территориальную целостность польского государства.

Ситуация меняется

После победы под Берестечком поляки пошли на Украину карательным походом. На стороне польской короны выступили крымцы. Горели села, поляки казнили участников недавних боев, татары собирали полон на продажу. В разоряемой Украине начался голод. Московский царь отменил таможенные пошлины на вывозимое в Украину зерно, но это ситуацию не спасало. Уцелевшие после польских казней, татарских набегов и голода селяне толпами уходили в Московию и Молдавию. Волынь, Галичина, Брацлавщина потеряли до 40% своего населения. Снова в Москву поехали послы Хмельницкого с просьбами о помощи и защите.

Под рукой московского царя

В такой обстановке 1 октября 1653 года Земский собор принял судьбоносное для Украины решение о принятии ее в подданство, а 23 октября объявил войну Польше. К концу 1655 года совместными усилиями от поляков была освобождена вся Украина и Галицкая Русь (чего галичане не могут простить России до сегодняшнего дня).

Взятая под государеву руку Украина не была оккупирована или просто присоединена. Держава сохраняла свое административное устройство, свое независимое от Москвы судопроизводство, выборность гетмана, полковников, старшин и городского управления, украинская шляхта и миряне сохраняли за собой все имущество, привилегии и вольности, пожалованные им польскими властями. Практически Украина входила в состав Московского государства на правах автономного образования. Жесткий запрет вводился только на внешнеполитическую деятельность.

Парад честолюбств

В 1657 году умер Богдан Хмельницкий, оставив своим преемникам огромнейшее по своим размерам государство с определенной степенью самостоятельности, огражденное от внешней интервенции украинско-московским договором. И чем занялись паны-полковники? Правильно, дележом власти. Избранный на Чигиринской раде 1657 года гетманом Иван Выговской пользовался поддержкой на правобережье, но не имел никакой поддержки среди населения левого берега. Причиной нелюбви была прозападная ориентация новоизбранного гетмана. (Ой, как это знакомо!) На левобережье вспыхнуло восстание, лидерами стали кошевой атаман Запорожской Сечи Яков Барабаш и полтавский полковник Мартын Пушкарь.

Проблемная Украина

Чтобы справиться с выступившей оппозицией, Выговской призвал на помощь… крымских татар! После подавления мятежа крымчаки стали носиться по всей Украине, собирая пленных для невольничьего рынка в Кафе (Феодосия). Рейтинг гетмана упал до нуля. В Москву зачастили в поисках правды обиженные Выговским старшины и полковники, привозя с собой , от которых у царя и бояр голова шла кругом: налоги не собираются, 60.000 золотых, которые Москва прислала на содержание реестровых казаков, пропали неизвестно куда (ничего не напоминает?), гетман рубит головы строптивым полковникам и сотникам.

Измена

Для наведения порядка царь отправил в Украину экспедиционный корпус под командованием князя Трубецкого, которое потерпело поражение под Конотопом от объединенного украинско-татарского войска. Вместе с известием о поражении в Москву приходит весть об открытой измене Выговского. Гетман заключил договор с Польшей, согласно которому Украина возвращается в лоно Речи Посполитой, а та взамен предоставляет войско для войны с Москвой и упрочения положения украинского гетмана. (Гадячский договор1658 г.) Известие, что Выговской еще присягнул и крымскому хану, в Москве уже никого не удивило.

Новый гетман, новый договор

Заключенный Выговским договор не нашел поддержки в народе (еще свежа была память о польских порядках), подавленный было мятеж вспыхнул с новой силой. Гетмана покидают последние сторонники. Под давлением «старшины» (руководящей верхушки) он отрекается от булавы. Чтобы погасить пламя гражданской войны, выбирают гетманом сына Богдана Хмельницкого Юрия, надеясь, что за сыном национального героя пойдут все. Юрий Хмельницкий едет в Москву просить помощи для обескровленной гражданской войной Украины.

В Москве делегацию встретили без восторга. Измена присягавших на верность царю гетмана и полковников, гибель войска конкретно портили атмосферу на переговорах. Согласно условиям нового договора, автономия Украины урезалась, в целях контроля за ситуацией в крупных городах размещались воинские гарнизоны из московских стрельцов.

Новая измена

В 1660 году из Киева выступил отряд под командованием боярина Шереметева. (Россия, объявив в 1654 году Польше войну, все никак не могла ее закончить.) Юрий Хмельницкий со своим войском спешит на помощь, но спешит так, что никуда не успевает. Под Слободищем он натыкается на польское коронное войско, от которого терпит поражение и… заключает с поляками новый договор. Украина возвращается в состав Польши (правда, ни о какой автономии речи уже не идет) и обязуется выставить войско для войны с Россией.

Не желающее ложиться под Польшу левобережье выбирает своего гетмана, Якова Сомка, который подымает казачьи полки на войну против Юрия Хмельницкого и шлет в Москву послов с просьбами о помощи.

Руїна(укр.) - полный развал, разруха

Можно продолжать и дальше. Но картина будет бесконечно повторяться: еще не единожды полковники будут подымать бунты за право обладания гетманской булавой, и не раз будут перебегать из одного лагеря в другой. Правобережье и левобережье, выбирая своих гетманов, будут бесконечно воевать друг против друга. В историю Украины этот период вошел как «Руïна». (Очень красноречиво!) Подписывая новые договоры (с Польшей, Крымом или Россией) гетманы каждый раз расплачивались за военную поддержку политическими, экономическими и территориальными уступками. В конце концов, от былой «незалежності» осталась одна память.

После измены гетмана Мазепы Петр уничтожил последние остатки самостоятельности Украины, а само дышащее на ладан гетманство было упразднено в 1781 году, когда на Малороссию было распространено общее положение о губерниях. Вот так бесславно закончились попытки украинской элиты сидеть на двух стульях одновременно (или попеременно). Стулья раздвинулись, Украина упала и разбилась на несколько рядовых российских губерний.

Проблема выбора

Справедливости ради стоит сказать, что для украинского народа проблемы выбора между Западом и Востоком никогда не существовало. Восторженно принимая каждый шаг сближения с Россией, селяне и рядовые казаки всегда резко отрицательно встречали все попытки своего панства переметнуться в стан ее врагов. Ни Выговской, ни Юрий Хмельницкий, ни Мазепа не смогли собрать под свои знамена действительно народную армию, как Богдан Хмельницкий.

Повторится ли история?

Как утверждают сведущие люди, история все время повторяется, и нет ничего под солнцем такого, чего не было бы раньше. Сегодняшняя ситуация в Украине до боли напоминает события более чем трехсотлетней давности, когда страна, как и сегодня, стояла перед нелегким выбором между Западом и Востоком. Чтобы предсказать, чем все может закончиться, достаточно вспомнить, чем все завершилось 350 лет назад. Хватит ли у нынешней украинской элиты мудрости не ввергать страну, подобно предшественникам, в хаос и анархию, за которой последует полная утрата самостоятельности?

Сліпий казав: «Побачим».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари