Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение слова «образование. Дайте определение понятию образование

Развитие личности учащегося является основной целью любой системы образования. Истоки самого понятия «образование» восходят к раннему Средневековью, соотносясь с понятиями «образ», «образ Божий». Образование с эпохи Возрождения понималось как постижение этого образа и следование ему. Образование становится способом создания своего образа, своей личности.

Аналогичное содержание имеет немецкоязычный термин «Bildung» - образование, корневой морфемой которого также является «образ» - Bild. С позиций гуманитарного образования образованным человеком считается тот, кто может управлять своими природными инстинктами, делать сознательный нравственный выбор, устанавливать отношения с другими людьми, понимать основные взаимосвязи в окружающем мире, логически мыслить, размышлять об основных вопросах бытия: о смысле и цели жизни, смерти, возможностях человеческого разума и познания. Согласно классику немецкой философии И. Канту (1724-1804), образование - это приобретение способности к разумному самоопределению и самосовершенствованию, способности вырабатывать собственные моральные убеждения и пользоваться своим разумом без руководства со стороны другого человека. Швейцарский педагог И. Г. Песталоцци (1746-1827) рассматривал всестороннее общее образование как образование «головы, сердца и руки», т. е. развитие интеллекта, воспитание чувств и формирование практических трудовых навыков.

Образование возникло вместе с обществом и стало органичной частью его жизни. Развитие и функционирование образования обусловлено всеми условиями и факторами существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными. История человеческого общества свидетельствует, что больших успехов в развитии всегда достигали те народы и государства, у которых образование было поставлено лучше. Образование ориентировано на характер и ценности культуры, освоение ее достижений и ее воспроизводство, принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие. Культура понимается как система сознания и образцов поведения людей, предметов и явлений в жизни общества, воспроизводящаяся при смене поколений.

Термин «образование» употребляется обычно в трех значениях:

1)для обозначения системы образования;

2)для обозначения образовательного процесса;

3)для характеристики результата этого процесса.

Понятие «система образования» раскрывается в ст. 8 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ): «Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;



сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

объединений юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования».

Следовательно, система образования может быть государственной, частной, муниципальной или федеральной. Она характеризуется уровневостью: дошкольное, школьное (начальная, средняя, старшая ступень); высшее (бакалавриат, подготовка специалиста, магистратура); повышение квалификации; аспирантура, докторантура.

Образование имеет профиль: общее, специальное (естественно-научное, математическое, юридическое и т. д.). Для каждого уровня характерны определенные образовательные учреждения: детские сады, школы, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии со своими организационными формами обучения - урок, лекция, семинар и т. п. - и специфическими формами контроля - опрос, зачет, экзамен и др. Обязательный минимум каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ст. 9 Закона РФ «Об образовании»).

Образование как процесс определяется в преамбуле Закона РФ «Об образовании»: «Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государственных образовательных уровней (образовательных цензов)».



Исходя из данного определения, важно подчеркнуть, что в настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента культурной преемственности поколений, что обучение и воспитание суть стороны единого процесса образования. Образование понимается сегодня как плодотворный процесс соединения знаний с качествами личности, вследствие чего эти знания, сформированные умения, установки и мировоззрение приобретают индивидуализированный образ, позитивно преображая личность. Непрерывность образования в настоящее время выступает в качестве его основной черты как процесса, который не прекращается до конца сознательной жизни человека, а лишь видоизменяется по целям, содержанию и формам.

Образование как результат подразумевает совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, а также интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, сформированных в результате обучения и воспитания в определенной образовательной системе. В этом смысле можно говорить об общем или профессиональном, широком или недостаточном образовании. Стандартизированные требования к знаниям, умениям, навыкам, качествам выпускника специального учебного заведения содержатся в так называемых профессионально-квалификационных характеристиках. Например, международный стандарт специалиста с высшим образованием, рекомендованный ЮНЕСКО, предполагает, в частности, владение одним или двумя иностранными языками и компьютером. Важно подчеркнуть, что любое образование, общее или профессиональное, должно обязательно включать воспитание личной ответственности каждого за использование тех или иных знаний и умений.

Образованный человек сегодня должен быть:

1)ответственным за осуществление гуманистических ценностей;

2)способным это делать;

3)терпимым (диалогичным) по отношению к инакомыслящим людям.

Можно согласиться с древним афоризмом: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается».

Образование человека осуществляется через его воспитание и обучение.

1.2. Определение понятия «воспитание»

Понятие «воспитание» употребляется в педагогике в широком и узком смыслах. В широком смысле воспитание - это передача социального опыта, знаний, умений, нравственных и правовых норм, духовных ценностей от старших поколений младшим. В узком смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека с целью формирования (сохранения) у него желательных и устранения нежелательных установок и способов поведения.

В современном обществе действует целый ряд институтов, занимающихся воспитанием: семья, образовательные учреждения различного типа, средства массовой информации (СМИ), литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. В этой ситуации нередко возникают вопросы о том, кто более других ответствен за воспитание людей; стоит ли винить только семью или педагогов в неудачах воспитания; какова роль СМИ в формировании поведенческих установок молодежи и т. д. Очевидно, что инструментом координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов может стать ориентация на многовековые общечеловеческие ценности, нашедшие отражение как в заповедях всех мировых религий, так и в сводах писаных и неписаных правил человеческого общежития.

Анализируя понятие «воспитание», можно выделить в нем четыре аспекта:

1) воспитатель;

2) целенаправленные действия воспитателя;

3) воспитываемый;

4) поведение воспитываемого, которое хочет изменить воспитатель.

Этот анализ позволяет высветить процессуальный характер воспитания: то или иное поведение воспитываемого зависит от успешных или неудачных действий воспитателя. Исходя из цели, которую намеревается достичь воспитатель в процессе изменения поведения воспитываемого, воспитание можно рассматривать как формирование социальной зрелости, деловой и социальной компетентности, самостоятельности воспитанника, а также как включение в социум и культуру. В педагогике различают интенциональное (направленное, сознательное) и функциональное (ненамеренное, неосознанное) воспитание, а также опосредованное воспитание и самовоспитание.

Таблица 1

Аспект Содержание понятия «воспитание»
С точки зрения общества Процесс становления социальной зрелости, самостоятельности. Включение в социум, усвоение социальных ценностей, норм, статусов и ролей (социализация). Включение в культуру
С точки зрения воспитателя Формирование социальной зрелости: все сознательные, намеренные, целенаправленные, а также неосознанные, спонтанные действия воспитателя по формированию желательных и устранению нежелательных установок и способов поведения
С точки зрения воспитываемого Воздействие других людей, процесс социальной адаптации, приобретение социальной зрелости, самостоятельности
С точки зрения всех названных участников воспитательного процесса Взаимовлияние, социальное взаимодействие и коммуникация

Таким образом, воспитание есть исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство воспитательных воздействий и собственной активности воспитываемого.

Объем содержания понятий «воспитание» и «обучение» частично совпадает. Не бывает воспитания без обучения и обучения без воспитания, тем более что они составляют единый процесс образования человека. Обучение предполагает усвоение знаний, умений и навыков, а воспитание направлено преимущественно на усвоение воспитуемым определенных ценностей. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленный двусторонний процесс передачи и усвоения социокультурного опыта (знаний, умений, навыков) в специально организованных условиях (семья, школа, вуз и т. д.). Знания - это адекватное отражение в сознании человека объективной действительности в виде представлений, понятий, теорий, законов. Умения - владение практическими и теоретическими действиями на основе усвоенных знаний и приобретенных навыков. Навыки - действия, доведенные до автоматизма путем многократных упражнений.

В обучении, как и в воспитании, различаются две взаимосвязанные стороны образовательного процесса: обучение, осуществляемое педагогом, и учение, осуществляемое учащимся. Деятельность обучения, педагогическая деятельность, определяется соответствующей программой, которая охватывает цели и задачи, принципы, содержание и методы, средства и формы, контроль и оценку результатов обучения. Учение - это целенаправленный, сознательный процесс присвоения учащимся передаваемого ему общественно-исторического опыта и формирования на этой основе индивидуального опыта (индивидуализированной системы знаний, умений, навыков). Обучение выступает условием, основой и средством личностного развития человека.

План

1.1. Педагогика как наука, еë предмет и задачи.

1.2. Фундаментальные категории педагогики (воспитание, обучение, образование).

1.3. Структура педагогической науки.


Изучение любой дисциплины требует понятия общетеоретических положений, лежащих в основе данной отрасли знаний. Вот почему кафедра профессионально-педагогической подготовки аграрного университета первым издала учебно-методическое пособие "Введение в профессионально-педагогическую деятельность", а затем подготовила данный учебно-методический комплекс. Изучение педагогики, как любой другой науки, требует знакомства с историей развития науки, ее предметом исследования.

Педагогика – это наука о законах воспитания и образования человека, она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

В Древней Греции раб, приставленный к ученику, функциями которого были сопровождение его в школу, прислуживание на занятиях, назывался педагогом. Педагог – производное от греческих слов "пейда" – ребенок, "гогес" вести, буквально "детоводитель", "детовожатый".

Современная наука "педагогика" в буквальном переводе с греческого означает "детовождение". Первопричиной возникновения всех научных областей является потребность жизни. Наступил момент в жизни людей, когда образование стало играть большую роль.

Было замечено, что успех развития цивилизации во многом зависит от воспитания и образования отдельных поколений. Возникает необходимость в обобщении опыта воспитания, первые попытки обобщения делались в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции, когда образование начинает играть важную роль в жизни людей.

Как отдельная наука, педагогика появляется значительно позже. Предпосылками появления любой науки являются следующие положения:

  • формируется под влиянием потребностей общества;
  • любая отрасль складывается в науку только тогда, когда достаточно четко вычленяется предмет ее исследования.

Давая более конкретное определение педагогики, можно сказать, что это наука о законах и закономерностях воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Педагогика в широком смысле – влияние всех внешних воздействий естественной и социальной среды.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Исходя из данного определения, предметом исследования педагогики будет являться целостная система воспитания, образования, обучения, социализации и творческого саморазвития человека.

Методы исследования – способы решения научно-педагогических задач.

Объект педагогики – человек.

А.С. Макаренко – ученый и практик, которого трудно обвинить в пропаганде "бездетной" педагогики, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования . Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

Функции педагогической теории (по Кононенко И., Михалевой Л.):

  1. Теоретические функции:
    • обогащение, систематизация научных знаний;
    • обобщение опыта практики;
    • выявление закономерностей в педагогических явлениях.
  2. Практические функции:
    • повышение качества воспитания;
    • создание новых педагогических технологий;
    • внедрение итогов педагогических исследований в практику.
  3. Прогнозирование:
    • научное предвидение в социальной сфере, связано с целеполаганием.

Задачи педагогики :

  1. Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
  3. Выявление закономерностей и формулирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
  5. Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания людей.
  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования развития его профессионального мастерства.
  7. Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения. К основным педагогическим категориям относятся воспитание , образование , обучение . Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как "развитие" и "формирование". К числу основных педагогических категорий некоторые исследователи предлагают отнести и такие, достаточно общие понятия, как "педагогический процесс", "самовоспитание", "самообразование", "саморазвитие", "продукты педагогической деятельности" и др.

Воспитание занимает уникальное место в развитии человека. Сегодня в педагогической науке нет более по-разному определяемого термина.

В широком социальном значении:
– это процесс передачи общественно-исторического опыта новому поколению с целью подготовки к жизни (образование, обучение, развитие);

В узком социальном значении:
– это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни (семейное, религиозное, школьное воспитание).

В широком педагогическом значении:
– специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс (физическое, нравственное, трудовое, эстетическое, патриотическое воспитание);

В узком (локальном) педагогическом значении:
– это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (воспитание определенных черт характера, познавательной, творческой активности и т.д.).

Образование

Образование как термин чаще всего рассматривается как отглагольное существительное от глагола "образовывать" и имеет значение "создавать", "формировать", "выращивать", "развивать ментально", "давать вид, образ" (В. Даль), создавать нечто новое, целое.

Понятие "образование" впервые введено в педагогическую науку И.Г. Песталоцци (1746-1827 гг.), его сущность он понимал как формирование образа.

Долгое время понятие "образование" употреблялось как синоним понятия "воспитание" в широком смысле.

В советской педагогике это понятие сузили и стали понимать под ним процесс вооружения обучающихся системой научных знаний, практических умений и навыков.

Сегодня образование понимается как:

  • ценность развивающегося человека и общества;
  • процесс обучения и воспитания человека;
  • как результат последнего;
  • как система (сеть образовательных учреждений разного типа и уровня)

Образование – процесс и результат (с акцентом на результативность) усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений, полученных в результате обучения и самообразования (это процесс и результат обучения и воспитания) .

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Древний афоризм гласит: "Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается".

Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.

Главный критерий образованности – системность знаний и системность мышления, способность самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний.

В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого, под руководством специально подготовленного лица, реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с ее воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приема опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося .

В начале XX века в понятие обучения стали включать два основных компонента – преподавание и учение.

Преподавание – передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности;

Учение – усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Существует точка зрения, что обучение – это характеристика педагогического процесса со стороны деятельности учителя, а учение – со стороны деятельности ученика.

Обучение – особый вид педагогической деятельности (специально организованный, целенаправленный, управляемый процесс), в которой возникают типичные отношения "учитель-ученик", результат этой деятельности – обогащение учащегося знаниями, достижениями культуры, умениями и навыками. В процессе обучения происходит управляемое познание .

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки :

  • двусторонний характер;
  • совместная деятельность ученика и учителя;
  • руководство со стороны учителя;
  • специальная организация и управление;
  • целостность и единство;
  • соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;
  • управление развитием и воспитанием учащихся.

Развитие

Развитие – это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное);

Это изменение, представляющее собой переход качества от простого к более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации.

Развитие отличается от всяких других изменений объекта. Объект может изменяться, но не развиваться.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…» (Адольф Дистерверг)

Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым.

Л.С. Выготский выделил два уровня развития детей:

  • уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
  • зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.

Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.

Формирование

Формирование – это процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др. Социальная сущность человека – личность.

Человек – существо, обладающее мышлением, речью, способностью трудиться и познавать.

Личность – субъект и объект общественных отношений, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Педагогика сегодня является фундаментальной наукой по вопросам обучения и воспитания. Без умелого использования теоретических и методических идей педагогики нельзя завершить образовательную реформу, совершенствовать деятельность образовательных учреждений. В свою очередь, на развитие педагогики влияют идеология, политика и объективные потребности общества в воспитании и образовании молодежи.

Второстепенное влияние на развитие педагогики оказывают:

  • связь педагогики с другими науками;
  • исследование педагогических процессов и явлений;
  • инновационное обогащение педагогических методов.

Структура педагогической науки

  1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
  2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
  3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
  4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
  5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
  6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
  7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
  8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
  9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
  10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
  11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.

Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.

Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.

Обуче́ние (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Са́мообуче́ние (англ. self-instruction) - направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.

Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся. Са́мообуче́ние (англ. self-instruction) - направленная индивидуумом деятельность на самостоятельное получение знаний и (или) опыта.

Качество получаемых знаний при самообучении напрямую зависит от качества и количества необходимого доступного материала, а также от желания (мотивации) индивидуума их получить. При обучении осуществляется целенаправленный процесс, взаимодействие ученика и учителя для формирования знаний, умений и навыков, обычно по определенной программе, в которой изложен порядок изучения и объём изучаемого материала. Знания, полученные в процессе самообучения крепче помнятся, но в них возможны пробелы, в силу того, что при самообучении порядок и объём изучаемого материала определяется зачастую самим самообучающимся.

Виды обучения

1. По общности осваиваемого обучающимися содержания образования

    фронтальное обучение. При фронтальной организации обучения все обучающиеся продвигаются по учебной программе одновременно: от темы к теме, от класса к классу (с курса на курс). Фронтальное обучение может быть организовано по-разному.

На занятиях может быть абсолютный общий фронт - все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. Используемые формы организации обучения линейно сменяют друг друга, например, всему коллективу объясняется какой-либо вопрос, затем учащиеся выполняют задания в парах, после чего каждый одно и то же делает индивидуально.

Бывают фронтальные занятия и с более сложной структурой используемых форм организации обучения, когда в одно и то же время на учебном занятии наблюдается разнообразие используемых форм организации обучения или видов работ, например, с частью учеников работает учитель, часть класса действует в парах, а остальные - индивидуально. Но при этом все осваивают общую тему (вопрос).

    нефронтальное обучение. Обучающиеся реализуют разные цели, изучают разные фрагменты курса, используя разные способы и средства, затрачивая разное время для освоения каждого фрагмента курса; редки случаи одновременного начала и окончания выполнения какой-либо работы.

Совокупность учебного содержания, которое изучается в коллективе в данное время (кто-то изучает одни фрагменты курса, а кто-то другие), называется масштабом отсутствия общего фронта. Масштаб отсутствия фронта может быть разным: объём раздела, года, всего курса и т. п. Чем больше масштаб отсутствия общего фронта, тем больше организация обучения носит нефронтальный характер.

2. По форме событийных ситуаций взаимодействия

    индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению (индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);

    парная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в обособленной паре (результаты его не используются в других парах, то есть участники занятия не представляют собой группу);

    групповая форма организации обучения. Она соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;

    коллективная форма организации обучения. Она соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

3. По особенностям учебных занятий

    Индивидуальные учебные занятия. Отсутствует общий фронт, преподаватель с каждым обучающимся работает по очереди, все остальные действуют индивидуально. Это индивидуальное обучение.

    Групповые учебные занятия (групповое обучение). Все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. Для всех обучающихся обеспечивается одинаковый учебный маршрут освоения учебной программы. Главенствует отношение «обучающий - группа». Это групповое обучение.

    Коллективные учебные занятия. Отсутствует общий фронт. Обучающиеся осваивают общее содержание курса по разным учебным маршрутам, между участниками перераспределяются осваиваемое содержание и дидактические позиции (обучаемый, обучающий, проверяемый, проверяющий, организатор и т. п.). Создаются врéменные учебные кооперации на местах пересечения учебных маршрутов. Это непостоянные по составу группы или отдельные пары для выполнения какой-либо конкретной учебной задачи. Как правило, одновременно действуют несколько коопераций, отличающихся базисными формами, темами, методами работы, численностью обучающихся. Это коллективное обучение.

4. По способу объяснения

    Сократовский диалог (сократовская беседа). Учитель, расчленяя мысль на маленькие звенья и подавая каждую в форме доброжелательного вопроса, на каждый из которых следует короткий, простой, заранее предсказуемый и, как правило, утвердительный ответ, подводит ученика (выступающего в роли собеседника) к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя).

    Догматическое обучение. Направлено на обеспечение слушания и механического заучивания.

    Объяснительно-иллюстративное обучение.

    Самостоятельное добывание знаний под руководством педагога-консультанта.

Дайте определение понятию принципы обучения ИЗО. Перечислите основные принципы обучения

Раскройте суть принципов: активности и сознательности обучения, наглядности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, доступности обучения, научности обучения, связи теории с практикой. Приведите пример действия принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

· Принцип в переводе с лат. Означает основа, начало – это важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы. Принципы определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке закономерностей.

Основные принципы обучения : научности , обучение должно характеризоваться проблемностью, наглядности, активности и сознательности обучения, доступности обучения, системности и последовательности обучения, прочности и цикличности обучения, связь теории с практикой

· Обучение должно быть научным . Глубокая научная доказательность изучаемых теоретических идей и положений и их убедительной аргументации фактическим материалом; соблюдение принципа историзма в изложении изучаемого материала, показ развития и утверждения истины; использование новейших идей, научных достижений в обучении.

Обучение должно характеризоваться проблемностью .Учителю не следует упускать случая и нужно создавать на занятиях проблемные ситуации, ставить вопросы, выдвигать познавательные задачи с тем, чтобы побуждать учащихся к активному мыслительному поиску их решения.

Наглядность обучения . Наглядность является для учащихся источником и средством непосредственного познания окружающего мира. Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются. Наглядность обучения основана на особенностях детского мышления, которое развивается от конкретного к абстрактному. Наглядность повышает интерес к учению и делает его более легким.

Активность и сознательность учащихся в процессе обучения . Возбуждение у учащихся потребности в овладении знаниями; использование различных приемов активизации их познавательной деятельности (постановка вопросов, побуждение к формулированию выводов на основе анализа фактического материала); расширение самостоятельной работы, проведение наблюдений, поощрение творчества, изобретательность.

Доступность обучения . Это вытекает из учета в обучении возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Характер содержания изучаемого материала не должен превышать умственных возможностей учащихся в его осмыслении и усвоении.

Системность и последовательность обучения . Постоянно устанавливать связь нового материала с ранее изученным (с этого должна начинаться изложение каждой новой темы). Приучать учащихся к систематической домашней работе, регулярно осуществлять проверку и оценку знаний, умений, навыков учащихся. Своевременно обнаруживать недостатки в учебной работе и знаниях уч-ся, оказывать им необходимую помощь.

Прочность обучения и его цикличность . Прочность обучения достигается только при условии, если учащиеся в прессе овладения знаниями совершают полный цикл учебно-познавательных действий. Первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, его усвоение (запоминание), применение усвоенных знаний на практике с целью выработки умений и навыков, повторение, систематизация.

Единство обучающих, развивающих и воспитательных функций учебной работы . Задача обучения: овладение учащимися системой научных знаний, умений, навыков(обучающая), развитие мыслительных и творческих способностей, памяти (развивающая), формирование научного мировоззрения и нравственно – эстетической культуры (воспитывающая).

· Действие принципа систематичности и последовательности в рамках спецкурса рисунок.

Например, приступая к новой теме «Рисунок простого натюрморта из предметов быта», необходимо повторить ранее пройденный материал: композиционное размещение предметов на формате, перспективное изображение овалов и куба, рисование предметов сложной геометрической формы. Если предположить, что тема рассчитана на 6 часов
(по 2 ч. день), то после каждого занятия необходимо для закрепления навыков выдать домашнее задание. Например, после урока «Линейно-конструктивное построение натюрморта» - д/з: выполнить линейно-конструктивный рисунок предметов быта. После занятия «Светотеневое решение натюрморта» - д/з: выполнить наброски предметов быта с передачей света и тени. В ходе занятия необходимо обнаруживать своевременно ошибки в выполнении задания, чтобы учащийся вовремя их исправил. Например, ошибки в построении предметов. В конце каждого занятия необходимо проводить проверку работ. Просмотр работ при завершении занятий по теме.

Дайте определение понятиям: методы обучения ИЗО, средства обучения ИЗО. Перечислите словесные, наглядные, практические методы используемые на занятиях ИЗО. Раскройте понятие упражнение, перечислите виды упражнений по ИЗО. Спроектируйте упражнение по композиции.

· Метод обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение цели образования. Метод в общем значении – способ достижения цели. В методике ИЗО разнообразие методов можно разделить на две категории: специфические методы (метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников) и общедидактические методы.

Средства обучения – совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления пед. процесса. Средства подразделяются на: наглядные (объемные, печатные), технические (визуальные, аудио, аудиовизуальные)

Словесные методы используемые на занятиях ИЗО: рассказ, объяснение, беседа, инструктаж.

Наглядные методы: иллюстративно - наглядный, метод педагогического рисунка, демонстративный метод.

Практические: метод рисования с натуры, методы работы с художественными материалами и инструментами, метод работы с дидактическим материалом (выполнение работы по алгоритму, по образцу), метод практической самостоятельной работы,

· Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения.

Упражнение может выступать как одно из видов краткосрочных заданий с чётко ограниченной дидактической задачей или входить в структуру заданий и быть одним из этапов их выполнения. Упражнение – вид кратковременных заданий. Всякое упражнение является заданием.

Классификация упражнений:

- В зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении:

1. самостоятельные ,

2. выполняемые по инструкции ,

3. выполняемые учащимися вслед за учителем (зрительный диктант ).

- В зависимости от формы сотрудничества на занятии:

1. фронтальные

2. групповые

3. индивидуальные

- По характеру выполнения:

1. устные

2. письменные

3. практические

- В зависимости от психологической направленности:

1. Сенсорные (восприятия формы, тоновых локальных, пространственных, светлотных отношений, характера поверхности и т. д.)

2. моторные (осуществления практической изобразительной деятельности, развитие умений и навыков)

3.аналитические или логические (направленные на развитие психологических механизмов мышления )

· Упражнение по композиции «Симметрия »

Вид упражнения: сенсорное, письменное

Время выполнения: 3-5 мин.

Описание упражнения: упражнение направлено на закрепление знаний по теме – симметричный композиционный баланс

Дано: Иллюстрация с изображением различных видов симметричных и асимметричных стилизованных растений

Задача: Рассмотрите иллюстрацию, выберите симметричные изображения. Заполните таблицу «Виды симметрии»

Дайте определение понятию метод по Н.Н. Ростовцеву. Перечислите методы специфической группы, относящиеся к изобразительной деятельности. Раскройте суть метода копирования образцов, метода рисования с натуры и геометрального метода. Спроектируйте пример применения двух разных методов к изучению одной темы.

· Н.Н. Ростовцев пишет: « Под методом мы понимаем способ работы педагога и с учениками, при помощи которого достигается усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Приемы обучения –это отдельные моменты из которых складываются методы».

Методы специфической группы: метод копирования образцов, метод рисования с натуры, геметральный и натуральный метод, авторские методы художников

· Метод копирования образцов : сущность метода заключается в обучении начинающих художников воспроизведению ими «образцов», схем, произведений искусства.

Метод рисования с натуры : сущность метода заключается в обучении начинающих художников в процессе изображения ими реального мира, изучения его.

Геметральный и натуральный метод: сущность метода заключается в рисовании по клеткам, на основе изображения элементарных геометрических тел и форм, лежащих в основе конструкции предметов, основываясь на пластичности очертаний формы реальных предметов.

Отдельные приемы , входящие в основу этих методов: развитие глазомера, развитие зрительной памяти, цветовосприятия, пространственного мышления, развитие способностей, воображения, фантазии.

· Тема: «Рисование натюрморта из предметов быта»

Цель: формирование умения линейно-конструктивного построения предметов быта, развитие восприятия формы, воспитание активного отношения к работе

Задача: выполнить линейно-конструктивный рисунок натюрморта, выявив особенности формы каждого предмета, простым карандашом.

Используемые методы: метод рисования с натуры и геметральный метод .

Раскройте понятия наглядные пособия, перечислите виды наглядных пособий по Н.П. Никаноровой. Раскройте понятие «натурный фонд» и перечислите требования к этому средству обучения. Перечислите наглядные пособия, которые бы вы использовали на уроке рисунка, тема: «Рисование гипсовой розетки».

· Наглядные пособия – особая группа средств обучения, в силу визуального характера ИЗО широко в нем применяется.

Наглядные пособия делятся на: 1. Объёмные (модели, коллекции, слепки и т.д.);

2.Печатные (картины, плакаты, таблицы, портреты и др.); 3. Проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды диски и тд.)

Современными наглядными пособиями принято считать: мультимедийные энциклопедии с обучающими функциями, интерактивные обучающие программы, электронные учебники.

Натуральные пособия классифицируются по Н. П. Никаноровой для уроков ИЗО: на натуральные и изобразительные.

Изобразительные – включают разнообразные виды оригиналов и воспроизведения произведений искусства (копии, репродукции, фотографии),

Натуральные - объекты искусственного характера (чучела птиц, животных, муляжи, препараты насекомых, гербарии)

· Натурный фонд – это натуральные наглядные пособия включают реальные предметы и модели:

  1. Предметы быта (посуда, игрушки, изделия народных промыслов, инструменты, предметы мебели и др.)
  2. Драпировки и иной текстиль
  3. Чучела птиц и животных, муляжи, гербарии.
  4. Модели, воспроизводящие внешний вид головы и фигуры человека, их частей; модели архитектурных деталей, скульптурных произведений, предметов, геометрических тел.

Требования к натурному фонду : - соответствие учебной программе курса , например, кувшины фонда предметов быта должны быть не только разнообразны по форме, но и разного размера, цвета, чтобы решать различные дидактические задачи. – обеспечение системы обучения от простого к сложному , например, простые геометрические тела и тела сложной геометрической формы; слепки лица человека и гипсовые головы. – участие в формировании эстетического вкуса к окружающей действительност и, например, драпировки и другие предметы должны быть красивы по цвету, фактуре, чистыми, несмятыми. –наличие четких по цвету, форме, конструкции предметов.

· тема: «Рисование гипсовой розетки».

Наглядные пособия: гипсовая розетка, таблица «Этапы рисования гипсовой розетки», учебник по рисунку с описанием этапов построения гипсовой розетки, образцы работ.

22. Раскройте понятие детский рисунок с точки зрения методики преподавания специальных дисциплин. Укажите две основные характеристики детского рисунка. Раскройте понятие изобразительная грамотность детского рисунка. Проанализируйте детский рисунок, через характеристику выразительности .

Детский рисунок как продукт ИЗО деятельности и ли творческого характера обладает рядом характеристик. Эти особенности детского рисунка изучают специалисты в области психологии, социологии, этнографии, искусствознания. Выставки и конкурсы детских рисунков имеют широкую популярность в педагогической среде как форма презентации результатов обучения изобразительному искусству. Выступая в качестве продукта (одного из воплощенных результатов) деятель­ности, детский рисунок является объектом педагогической диагностики и исследования .

Художники-педагоги изучают дидактические аспекты детского рисунка, выделяя изобразительную грамотность и выразительность.

· Изобразительная грамотность – качество детского рисунка, которое отражает степень обученности ребенка. В этом смысле детский рисунок может выполнять функции средства диагностики процесса обучения ИЗО.

Выделяют различные стороны изобразительной грамотности:

- композиционная – грамотное заполнение плоскости листа, использование композиционных средств выразительности;

- цветовая – владение цветовой палитрой, выразительными возможностями цвета;

- грамотность в области передачи формы – конструктивный, пропорциональный, пластический и выразительный аспект формы;

- пространство – условное, декоративное, передача трехмерного пространства на двухмерной плоскости.

- техническая – владение художественными материалами, инструментами, техническими приемами, способами создания изображения.

Определенная степень изобразительной грамотности всегда свойственна детскому рисунку. Уже в дошкольном воспитании детей учат выбирать размер изображения, они осваивают обычные для этого возраста изобразительные схемы: изображение дерева, цветка, человека, дома, транспорта и т. д. Эти умения являются базовыми для развития изобразительных умений в школьном возрасте. Если в рисунках детей школьного возраста устойчиво преобладают эти схемы, то обычно говорят о низком уровне обученности и характеризует определенным образом организацию обучения изо.

· Выразительность детского рисунка – качество детского рисунка, определяющее его эстетическую ценность. Определяется в эстетических категориях. Дети указывают наличие этого качества в рисунке всегда безошибочно, определяя его словом «красиво», а педагоги называют такие рисунки выразительными.

Выделяют два аспекта Выразительности: техническую и образную .

Техническая выразительность детского рисунка проста в проектировании, однако требует опреде­лённого материального обеспечения. Так, иногда дети говорят «красиво», видя, что красивые по­тёки краски удачно передают влажность воздушной среды пейзажа после дождя. Профессиональные художники обоснованно требовательны в плане технической Выразительности к своим работам. Здесь имеет значение всё: качество бумаги, краски, кистей, приёмы и способы создания изображения. При проектировании заданий учителя также тщательно подбирают инструменты, материалы, технические приёмы, видя в них средство создания выразительного рисунка.

Образная Выразительность сложнее в проектировании. Она связана с решением: цвета, формы, пространства. Сравним два образа: понурая лошадка и гордый конь. Они отли­чаются друг от друга и от усреднённой изо схемы не столько разницей конструкции, пропорций, цвета, сколько тем, что и принято называть Выразительностью деталей образа.

Что такое образование? Можно попытаться дать определение (свое или заимствованное) . А можно и краткое описание.

В своей монографии «Психология интеллекта» Марина Холодная поставила цель дать определение интеллекта. И ей пришлось повторить вслед за Спирменом: «Понятие интеллекта имеет так много значений, что, в конечном итоге, не имеет ни одного» . Вероятно, то же самое можно сказать о понятии «образование» .
Я не случайно заговорил об интеллекте, хотя вопрос задан об образовании. Просто считаю, что образование – это процесс создания интеллекта. Самим человеком, естественно. И абсолютно согласен с vladimir dubasov, который в своем определении говорит об использовании в этом процессе, как чужих, так и своих идей.
Образование – это процесс накопления ментального опыта, который является основой интеллектуальной зрелости.
Традиционные теории интеллекта не охватывали три особые области феноменологии интеллекта. Это – особенности устройства и функционирования интеллекта, во-первых, в условиях реальной профессиональной деятельности человека (феномен «компетентности») , во-вторых, в случаях реальных сверхординарных интеллектуальных достижений (феномен «таланта») , в-третьих, в пожилом возрасте (феномен «мудрости») .
Марина Холодная подходит к интеллекту с позиций ментального опыта, и ее подход учитывает все три перечисленных феномена, а также непрерывное взаимодействие с миром.

Холодная, кстати (ответ Хиштаки) , рассматривает вопрос о взаимосвязи интеллекта и способности к адаптации. По ее словам, поведение умного неадаптивно, а поведение глупого - дезадаптивно))

Ментальный опыт является сложным психологическим образованием. Три основные формы организации опыта - ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации - выступают в качестве иерархии психических носителей.

Интеллект - это особая форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.

Ментальные структуры - это система психических образований, которые в условиях познавательного контакта с действительностью обеспечивают возможность поступления информации о происходящих событиях и ее преобразование, а также управление процессами переработки информации и избирательность интеллектуального отражения. Это своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые при столкновении с любым внешним воздействием могут «развертывать» особым образом организованное ментальное пространство.
Ментальное пространство - это динамическая форма ментального опыта, которая актуализируется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром.
Единицы представления реального пространства могут быть сразу же развернуты в полноценный ментальный пространственный контекст в зависимости от поставленной задачи. Например, от образа дома человек легко может мысленно перейти к образу улицы, на которой этот дом располагается, к образу квартала и т. д.
Ментальная репрезентация - это актуальный умственный образ того или иного конкретного события (то есть субъективная форма «видения» происходящего) .

Именно процессы в сфере индивидуального ментального (умственного) опыта предопределяют индивидуальные интеллектуальные возможности.
Сейчас в стране наблюдается смещение нормального распределения интеллектуальных способностей под воздействием целого ряда факторов: генетико-биологических; социально-экономических, психологических.
Среди социально-экономических – снижение качества образования, разрушение науки как социального института и т. д.

Svetlana krymskaia

Образование - это связка разнообразных ключей, необходимых для жизни, самовоспитания, саморазвития и постоянного самообразования. Это может случиться только в одном случае, если человеку встречаются уникальные УЧИТЕЛЯ, или даже ОДИН настоящий учитель, или очень любящие, умные и талантливые родители. Дипломами это измерить НЕВОЗМОЖНО, системы у нас в стране - НЕТ.

Солнышкова_я.

Образование есть процесс самораскрытия человека на протяжение всей его жизни-в итоге и получается завершённый ОБРАЗ именно этого человека-это ещё древние греки знали.
Что же до системы называемой у нас образованием, то она не столько образовывает, сколько стандартизирует-это ж уму непостижимо-говорим об уникальности каждого и все усилия направляем на то, чтобы эту уникальность растворить в стандартной форме! !
Сегодня, когда к началу обучения в школе все дети уже как правило элементарно грамотны, владею и компьютером зачастую, читают, пишут.... необходима система грамотного просвещения-это когда по-сути осуществляется грамотное наставничество.... ставятся проблемы, показываются различнейшие способы их разрешения-не ради итога-ради процесса, обретения навыков.. .
По сути то, что сейчас происходит в школе-должно начинаться быть может только в ВУЗе-когда человек, выбравший некую специализацию, будет образовываться как специалист, но и в ВУЗе должны быть предметы расширяющие сознание, а не только узко-специальные. Но только тут можно уже говорить о компетентности-сейчас её чуть ли не в начальной школе пытаются якобы образовать... на обломках и огрызках знаний ИЗ наук, а не научных... .
Извините, быть может это вот и не о том, но.... человеков жалко, усредняемых до простейших....

Имаго

А хотите самую суть?. .
ОБРАЗование - это приведение к образу. Вопрос - к какому.. . а правильнее, к чьему образу?
Каждый поступок (а в Православии поступками считаются даже помыслы, и желания) человека уподобляет его либо Богу, либо Его противнику - диаволу. Другими словами, человек, ведя тот или иной образ жизни, либо обожается, либо осатаняется.. .
Бог создал человека для того, чтобы лучшие из лучших заняли на небесах места тех ангелов, которые вместе с сатаной были низвержены на землю и ныне называются бесами.
Поэтому, человеческая жизнь, несмотря на свою временность, имеет бесконечные последствия. Сознавая эту истину или нет, но каждый из нас определяет свою будущую судьбу, формируя себя с тем или иным уклоном. И чем раньше сделан выбор, тем лучше; тем дальше можно продвинуться на выбранном пути…
Получив единственную жизнь, человек несет абсолютную ответственность за ее качество!..

Елена *

Ежегодно в Ставропольском крае на базе Невиноммысской гимназии №10 проходят педагогические фестивали, где зажигает, конечно директор гимназии, этот фестивалть уже давно стал краевым и даже больше.

Но последнее время в нем стали появляться какие-то застойные явления, будто он теряет свою силу и актуальность.

А очень жаль. В прошлом году я не попала на него, но зато была на фестивале в с. Иргаклы Степновского района, они тоже уже несколько лет проводят подобные фестивали, правда копируют всего лишь невинноммысский.

Зато я встретилась с Калкаевым на фестивале, встретилась, это громко сказано, тк просто видела его еще раз на выступлении.

Можно назвать это и так, он представлял свои "Страсти по учителю", где как раз и спорил о том что такое образование, кто такой учитель и каким он должен быть.

Цитирую его выступление:
КАК УЧИТЕЛЮ ИСПОЛНИТЬ СВОЮ МИССИЮ И ЖИТЬ ПОЛНОКРОВНОЙ ЖИЗНЬЮ В ТЕХ УСЛОВИЯХ, В КОТОРЫХ ОН СЕГОДНЯ ПОСТАВЛЕН.
Вызовы учителю:
Компьютеризация современной жизни.
Быстроменяющаяся информация.
Господство материальных ценностей над духовными.
Остаточный принцип финансирования образования.
Имидж учителя, как человека и профессионала подрываемый СМИ.
Переучивание учителя для поддержания его конкурентоспособности на рынке труда.
Востребованность обществом креативной саморазвивающейся личности.

Миссия учителя и педагога – стимулирование личности к творческому познанию и преобразованию как себя, так и окружающей действительности

РИСКИ В ОБРАЗОВАНИИ:
1. Ослабление генофонда страны.
2. Коммерциализация образования.
3. Сокращение финансирования образования.
4. Отсутствие государственных рычагов влияния на семью, в вопросах обучения и воспитания детей.
5. Некомпетентность учителя и педагога.
6. ЕГЭ в данном его виде порождает противоречие, не позволяющее развивать креативную личность.

Советы учителям:
1. Не бойтесь современных вызовов.
2. Не бойтесь людей с интересными идеями и самих новых людей.
3. Не бойтесь быть лучшими, высовывайтесь.
4. Не бойтесь непонимания.
5. Не бойтесь пробовать. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
6. Не бойтесь разочарований. Нет поражений, есть обратная связь о том, что мы что-то не так сделали.
7. Не бойтесь идти медленно.
8. Не бойтесь экспериментов.

Пока есть такие учителя, на кого можно равняться, работающие не за зарплату, то возможно и будут замечательные ученики которые знают гораздо больше школьной программы.

Как говорит мой муж: учитель - это не профессия, это образ жизни (а может быть болезнь)

Так будем же больны нашим образованием)))
и учебники все уже давно пора выкинуть (((
кстати, очень замечательные учебники у Эрдниевых - "Математика", но их сейчас даже не в любой библиотеке найдешь (((

Http://www.lik10.ru/conception/mission.html

Дайте определения понятиям:

1)кредитная эмиссия
2)срочность, платность, возвратность
3)реальная ставка процента
4)платежеспособность
5)частичные резервы
6)дисконтирование
7)номинальная ставка процента
8)эмиссионный
9)депозиты
10)резервные требования
11)кредитоспособность
12)вексель
13)кредит
14)ликвидность

Марина хамукова

1 Кредитная эмиссия - увеличение банком денежной массы страны за счет создания новых депозитов для тех клиентов, которые
2 Срочность кредитования - это естественная форма обеспечения возвратности кредита. Она означает, что ссуда должна быть не просто возвращена, а возвращена в строго оговоренный в кредитном соглашении срок. Для этого в кредитном соглашении подробно разрабатывается график погашения кредита и уплаты процентов.
Принцип платности кредита означает, что заемщик денег должен внести определенную единовременную плату за пользование кредитом или платить в течение оговоренного срока.
озвратность кредита - выражение необходимости своевременной обратной передачи эквивалента заемщиком. Возвратность присуща всем формам кредита. Возвратность означает исполнение возникшего заемного обязательства;
3 Реальная ставка процента- реальный доход от ссуды, т. е. денежный доход, скорректированный на инфляции.
4 Платёжеспособность - способность хозяйствующего субъекта к своевременному выполнению денежных обязательств, обусловленных законом или договором, за счёт имеющихся в его распоряжении денежных ресурсов.
5 ЧАСТИЧНЫЙ РЕЗЕРВ - норма резервов денежных средств коммерческого банка, составляющая лишь часть его депозитных обязательств.
6 Дисконтирование - это определение стоимости денежного потока, путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени.
7 Номинальная ставка процента- ставка процента, устанавливаемая без учета обесценения денег вследствие инфляции.
8 ЭМИССИОННЫЙ 1. прилагательное 1) см. эмиссия, связанный с ним. 2) Свойственный эмиссии, характерный для нее. 2. прилагательное 1) см. эмиссия, связанный с ним. 2) Возникший, действующий в результате эмиссии.
9 (Депозит) Банковский вклад - сумма денег, переданная лицом кредитному учреждению с целью получить доход в виде процентов, образующихся в ходе финансовых операций с вкладом.
10 РЕЗЕРВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - часть депозитов, которые банки должны хранить в Центральном банке РФ для обеспечения их финансовой стабильности. Однако величина резервных требований может изменяться Центральным банком РФ в связи с осуществлением кредитно-денежной политики.
11 Кредитоспособность - это комплексная правовая и финансовая характеристика заемщика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика
12 ВЕКСЕЛЬ - вид ценной бумаги, письменное долговое обязательство установленной законом формы. Выдается заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), который имеет право потребовать с заемщика уплаты суммы денег в указанный срок. Является универсальным платежным, расчетным и кредитным средством: 1) форма платежного обязательства в торговле, включая международную; 2) средство краткосрочного коммерческого кредита, обычно до 6 месяцев; 3) коммерческие векселя, имеющиеся в распоряжении банка, служат базой для выписки банковского векселя; 4) средство оформления долговых отношений между банками; 5) форма залога для получения банковской ссуды; 6) форма залога, под который коммерческий банк может получить ссуду в центральном банке. Вексель - удобное платежное средство и в том отношении, что векселедержатель может покрывать им свои денежные обязательства, передавая его своим кредиторам с помощью индоссамента. Различают два вида векселя: простой и переводной. Простой предполагает выполнение обязательства самим векселедателем, а переводной - плательщиком, указанным на векселе с помощью передаточной подписи (индоссамент).


Образование - это результат обучения. В буквальном смысле
I оно означает формирование образов, законченных представлений
об изучаемых предметах.
- Образование - это объем систематизированных знаний, уме-
ний, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Образованным принято называть человека, который овладел
определенным объемом систематизированных знаний и, кроме
того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.
Главный критерий образованности - системность знаний и сис-
темность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен
самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе
знаний с помощью логических рассуждений.
В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого
уровня самостоятельности мышления различают начальное,
среднее и высшее образование. По характеру и направленно-
сти образование подразделяется на общее, профессиональ-
ное и политехническое.
Общее образование дает знание основ наук о природе, об-
ществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое ми-
ровоззрение, развивает познавательные способности. Общее об-
разование дает понимание основных закономерностей развития
в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку
учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.
Политехническое образование знакомит с основными прин-
ципами современного производства, вырабатывает навыки обра-
щения с простейшими орудиями труда, которые применяются
в быту и повседневной жизни.

  • Определение и виды образования . Образование


  • Определение и виды образования . Образование - это результат обучения. В буквальном смысле I оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.


  • Определение и виды образования . Образование - это результат обучения. В буквальном смысле I оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах.


  • Определение и виды образования .
    Виды


  • виде
    Определение и виды образования .


  • Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
    Определение и виды образования .


  • Определение и виды образования .
    Виды педагогических экспериментов. Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в... подробнее ».


  • Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub , html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать за символическую плату.
    Определение и виды образования .


  • Определение и виды образования .
    Виды педагогических экспериментов. Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в... подробнее ».


  • Определение и виды образования .
    Виды педагогических экспериментов. Педагогический эксперимент - это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в... подробнее ».

Найдено похожих страниц:10


Шпаргалка по педагогике

Определение педагогики

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе нередко другой раб, только ученый. Позже слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни» воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. То есть педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое восприятие педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И лишь в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Педагогика - это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Поэтому в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины - «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести).

Основные задачи педагогической науки

Главной задачей науки о воспитании стало накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека. Функция педагогики - познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях. Педагогика рассматривается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения. Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

Определение воспитания

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы - словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание - это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание - это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. В педагогике, как и в других социальных науках, понятие «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Определение обучения

Обучение - это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки. Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения - это готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.

Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения. В любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая – обучаем.

Определение и виды образования

Образование - это результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Образование - это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности - системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари