Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Морально нравственные ценности в современном. Нравственные ценности человека

С точки зрения культуры – (культура - свод понятий произвольно исполняемый людьми), - «мораль» и «нравственность» одно и то же, а основаны они на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.д. При этом, те самые идеалы никак не уточняются потому, что сами, уже по определению, включают в себя нечто собственное, скрытое. Кроме того, «идеалы» эти - следствия, а опираться нужно только на причину, если конечно её следствия действительно востребованы, ведь, даже идеалам надо соответствовать.

Итак, культура (массовая культура - традиция) умышленно смешивает мораль с идеалами образуя собственные «принципы» добра, справедливости и т. д., отходя от морали. Вот и выходит, что мораль - это сентенция. Однако, не тот мораль читает, кто на «свой манер» поучает, а тот читает, кто Книгу в руках держит. Ведь мораль – это набор принципов соответствия Создателю должных к исполнению. То, есть, Мораль «наполнена» конкретными условиями соответствия, а не частными пожеланиями как принято культурой. К примеру, что первично, любовь или мораль? Конечно, Мораль! Любовь – это следствие соответствия морали, человечности, и это само соответствие и есть. Любовь аморальной не бывает!
Любовь - это когда радость и удовольствие разделяют.

Мораль – (причина, смыл, основание) это не просто перечень принципов соответствия человечности данный Моисею Богом ("собственноручно" дважды Им написанный, ПОКАЗАННЫЙ), а исключительно личная и, именно, - ценность и, вероятно, единственная ценность вообще! А третьего не дано! Эта ценность не может быть навязанной, тогда она таковой не будет. Не может быть она (мораль) и традиционной, ведь традиционной (повторяемой) может быть только аморальность.
"Бытие определяет сознание"?? Мораль определяет сознание, сознание определяет бытие. "Бытие" - это банальное "отношение". Никакое отношение не может определять Сознание (причину отношения), наоборот!

Не «религия создала мораль и потому является её колыбелью», а мораль (Слово Создателя) породила религии как способ донести себя.

«Яблоко» из Библии – это Дар открывающий предусмотренную Им, способность выбора между добром и злом. Не было, в райском саду, дерева «добра и зла», а было дерево «Познания Добра и Зла» (осознания) - было дерево ВОЛИ!
"Сорвать яблоко" – запустить Волю (осознание). Для человека это БЛАГО!!
Оставить райскую, животную жизнь под Божьим наблюдением, для человеческих испытаний поиска и потерь, идущим навстречу Ему.
В раю, подчинённому, воля не нужна.
Мораль нужна свободной от покровительства Волевой - самостоятельной душе.
Законченность действия определяется его правильностью, неправильность приводит к незаконченности и повторению. Это о душе!
Стремящийся назад, в рай, удаляется от создателя.

Воля - это и есть человечность, это и есть «плоть» равная Богу (одно из его «свойств»), часть или свойство души, мера или продукт осознания. Наличие воли определяется честностью (честью), радостью жизни, а её отсутствие – "безвольностью" – корыстью, жизнью в удовольствие, ложью, беспринципностью.
В культуре воля и желание мало различимы. Типично: воля – это желание заставить, навязать, добиться. Здесь же: сила воли – сила указанного желания. Воля – это ОТНОШЕНИЕ к желанию на основе Принципов Завета.
Стыд - признак греха и голос собственной Воли.
Воля - власть не над другим, а над собой.
Воля состоит не в силе заставить, а в силе оставаться человеком в любых условиях.
У Человека ошибки в прошлом, а у людей в будущем.

«Змей» – это идея, сомнение, мысль переданная Создателем через женское желание, любопытство, интерес. Потому, "чего хочет женщина - того хочет Бог!". Потому, женщина и считает мужчину ребёнком, - не желающим собственного самосовершенствования. Сад создан ради него, как он тому не противься.
На женщину - природу жизни, ради радости жизни, даже не понимая того, навязавшую Первую Мысль от Создателя, можно ворчать, но нельзя обижаться или злиться. Тот процесс продолжается...

Народу были даны не камни, а Заповеди, да и само избрание народа не в знании Его существования, а в доверии ему исполнения Завета.
Моральный – полностью соответствующий или определённо соответствующий моральным принципам (морали). Очень хорошо вместо «морали» применять термин «обязанность».
Нравственный – как-то следующий морали или соответствующий моральным принципам в мере «измеренной» со стороны.
Нравственность (следствие, следование причине - Морали) - и как оценка и как самоцель, даже без всяких условий, сама по себе, ценностью являться не может, она вторична.

Признающий Создателя или Бога, обязан признавать и наличие их замысла или знания по отношению к себе. Так, что же это, если не Истина!? Именно поэтому истина не может быть относительной, обиходной, прикладной, именно поэтому она строго моральна. Религия строится на (Абсолютной???) Морали.
Только моральные знания (соответствующие морали) истинны.
Если вера - религия, то единство знания и веры именно в морали. Соответствие Его Духу приближает к Истине, приносит Знание - сознание, разум.
Разумный – состоящий в связи с Истиной, использующий сознание.
Будет ли он - Разум, если не следует он морали, если не соответствует Намерению (Замыслу), если не обладает совместными с Ним Знаниями - Истиной, хоть частью?? Известное всем знать просто, но надо Знать неизвестное никому!
Истина - смысл сущего от Создателя.

Всё Истинное имеет Истинные Свойства. Но эти необъятные Свойства людьми подменяются упрощенными параметрами. Сим Истина заменяется неправдой, субъективностью.

Реальность - (возможность) доступная (данность Свыше) для восприятия часть Истины. Реальность всем дана одинаковой. (И Глас Божий звучит одновременно каждому, но не каждый его слышит).

Действительность - воспринимаемая или видимая часть реальности. Некоторое БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ соприкосновение с реальностью, собственно выстроенная "реальность", часто - неправда.

Необходимость – условие удовлетворения желания.
Точнее. Необходимость – вынужденное дополнительное к логическому порядку действие, хоть и усложняющее, но ведущее его к завершению по предварительно предполагаемой последовательности.
В Высшем нет ничего непредвиденного и «необходимость», потому, не возникает.
Иначе: Истина «необходимость» не содержит и сама, она, ею не является. Необходимость – это сложность, созданная по недоразумению.

Невозможность - предопределённая реальность - Истина в реальность Свыше не включенная. Или - ограниченность действительности заложенная в реальность.
Люди погружены в некую невозможность из-за несоответствия возможности и потому находятся в собственном мире определённом их собственным же ему соответствием. У каждого "свой мир"

Возможность. Если нечто - следствие возможности, то тогда это способность создавать духовные ценности. Определить наличие такого следствия может только сам достигший той возможности.

Правда - (правильность действительности) опознанная часть реальности. Действительная, безотносительная реальность, часть Истины - определяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Моралью (Книгой).

Носитель Истины, истину не исказит по причине его ей соответствия. Способный её исказить ею просто не овладеет - по определению!!

Истину возможно постигнуть только осознанием (волей), разделяя добро и зло, но не анализом к тому безразличным.

Взгляд с позиции культуры: "Практика (деятельность, применение знаний) – критерий (признак, мерило) истины".
Но всякий согласится, что если Истина это смысл бытия, то не любая деятельность (практика) её определяет!
Назначать истину - присваивать божественность.

Практика. Это прежде всего традиции обусловленные знаниями данными при образовании. Эти знания истинны не все, а традиции истинны не обязательно, даже скорее именно не истинны.
Практика, действительно определяющая истину, не может быть определена или задана предварительно ни кем. Поэтому существует только сложившаяся практика - те же традиции. Сложившаяся практика и традиции - это одно и то же. Но даже при их различии, традиционные знания и практика складывается у каждого с разным результатом. Чей именно результат открывает истину притом, что истина однозначна? И кто зафиксирует сей момент?
Религиозная практика, но не смысл религии, истину так же не несёт, ибо она тоже не однозначна. Да, нужно признать однозначными религиозные книги, но их однозначность людьми воспринимается именно не однозначно. Истинность религиозных учений не может состоять в правильности предлагаемой ими практики, но состоит в соответствии истине их смысла. Можно ли сделать вывод о наличии Истины по практике, смысл не имеющей?

Логика – перенос понимания связей взаимодействий на одном уровне сложности – статичный уровень восприятия действительности. Расширение практики.

Анализ – биологический процесс - взаимодействие способности тела с окружающей средой. Результат анализа – расчёт – далеко не всегда приносит понимание, а является именно результатом, сырьём для следующего анализа или причиной простейшего действия. Анализ постоянно требует новых данных, общения, идей, цифр, чем и определяет зависимость от них и собственную ко всему относительность. Поиск результата анализа производится сопоставлением только известных проявлений окружающей среды с другими общепринятыми, известными данными между собой. Анализ не захватывает проявления среды к расчёту заранее не предоставленные, а результат его всегда находится в рамках данных для расчёта и «новые явления природы» не открывает. Анализируется только то, что «под носом». Иначе говоря, результат анализа, самого по себе, легко предсказуем и без анализа.
Цель анализа – выживание или расширение знаний.
Результат анализа, из-за собственной ко всему относительности, Истиной не является. Никакой параметр, той же физики или результат некоего измерения, расчётов - к Истине отношения не имеет и называется истинным условно.

Усложнение - попытка, опираясь на частности, – малое, понять большое - высшее, попросту перенося на него некое понимание низшего, выравнивая их – попытка логики. Это всегда усложнение, но и такая «логика» в итоге обыкновенно не логична.
Рост практики.

Упрощение. Понимание высшего, общего, просто перенести на частности. Это будет упрощение. Мыслящий большим всегда поймёт малое.
Создание новых условий практики.

Просто – желание, не обеспечивает понимание высшего. Мало пытаться в него войти и через религию или учебники - по прихоти. Это временно и безосновательно, из-за обязательной относительности желания. Только духовность определяет уровень восприятия действительности в целости. Притом, что духовность не воспитывается, а проявляется.
Сама оценка сложности практики востребована оперирующим усложнением.

Психика – выражение психологии.
Эмоция - форма психики, управляющей не является.

Осознание (ПОЗНАНИЕ) – это не итог анализа и не финал дум, размышлений, самих по себе, а результат оценки внутреннего отношения к внешним воздействиям, поиск собственного соответствия Миру, смысла жизни - действия Воли. Это тот самый, «запрещённый», плод «дерева познания добра и зла». Осознание никогда не идёт на поводу и определяет личность - душу.

Манипуляции сознанием, тем более массовым – бред, но манипуляции отношением, даже массово, через удовольствие - легки.
Но воля должная Морали, противна удовольствию и крепка к манипуляциям.

Анализ начинается с простейшего знания и прекращается со смертью, а осознание жизнью не ограничено. Анализ легко осознаётся, а проанализировать осознание (фактически, душу) невозможно.
Анализ и осознание присутствуют одновременно. Осознание должно руководить анализом, предопределяя его соответствие Истине.
При этом анализ ограничен знаниями, а осознание ограничено моралью (честностью).
Всякое взаимодействие нашего мира изначально морально. Говоря иначе - Истина строго моральна и достижима только осознанием.
Всякому Знанию нужно соответствовать.
Осознание приносит высшие знания, востребованные тем же образованием и анализом, а анализ, лишь, оценивает ситуацию, «роясь» в данной ему извне информации.
В идеале, анализ вторичен и следует за осознанием, дополняя и расширяя его.
Осознанию не научить, оно собственное, анализу же, научить вполне реально.

Смысл жизни состоит ТОЛЬКО в единстве Бога, Бог - один, Бог - един! Непризнание этого прямо означает приятие бессмыслия жизни вообще.

Вера - религия без знания. Религия – вера со знанием.
Всякая вера строится на вероятности собственного отсутствия (на безверии). Но если Вера это религия, то тогда, она строится на вероятности отсутствия Высшего. Тогда, вера в молитве видна просьбой, желанием - корыстью. Однако религия должна строится на Надежде на Высшее, при беспрекословном его признании. У соответствующего моралью есть надежда на то, что будет принят он согласно проявленному им в жизни соответствию.

По вере вашей:
И был человек слаб духом и искал себе помощь и покровительство у сильного, но такого не находил и сотворил себе бога и сам поверил в своё творение и стал молиться ему.
И никто кроме бога созданного – близкого, молитву ту слышать не мог и не может. И обращался человек к богу своему, и в том его вера есть и вера та есть - молитва, а молитва та - вера.
Так стала вера в бога не верой в себя.
Но нет, кроме бога того, земного - иного, но сильного, который бы молитву ту слышал бы и помощью своей на неё отвечал, а сам не молитвой лишь возносимой к нему жив был бы, ведь длинны молитвы, но близки беды.
Ибо нет другого в земле находящегося как от земли же, но высшего и могущего и создавшего её саму и сущее в ней, но ради себя и молитвы о себе и в созданной земле ради этого находящегося.
И говорят люди, молясь, что молитву их тот слышит, к кому они обращаются, о ком думают, но лгут себе они, не помня обратного, ибо верят лишь и молятся в собственные желания, ведь другого нет на земле.

Подари мне бессмертие, а я всё разрушу.
Не прячь моё будущее, и я буду знать, как жить.
Покажи дорогу мою, и я спрямлю её, обойду ручьи и не провалюсь в яму.
Не требуй от меня больше того, что можешь сам во мне создать.
В Храме - на коленях(??), за Храмом - на голове.

Дух - это План, Замысел, Намерение Создателя.
Не тот духовный кто Книгу с детства чтит, а тот, кто собственные принципы в ней находит.
Духовность - совместное, со направленное с Ним намерение, план, замысел. Соответствие.

Способность «черпать» знание Истины (саму Истину) – интеллект. Фрагментированный интеллект - интуиция.
Интеллект в интуиции не нуждается.
Интерес – механизм (совершенствования) управления интеллектом.
Знания, соответствующие знанию Создателя – Сознание (выбранная Истина).
Использование Сознания - разум.
Сознательно - честно, правильно, духовно, намеренно.
Бессознательно - корыстно, лживо, умышленно, эгоистично, подло.
«Объём» или тело Истины – Вариативность.

Надо подчеркнуть, что принятие многозначности слова "сознание" обрекает принявших её на бессмысленность поиска собственного смысла жизни.
Сознание – это не качество предмета и не его действие, а наличие предмета, то, есть, - это сам ПРЕДМЕТ (существительное).
«Состояние изменённого сознания» – это бред, вероятная подмена понятия «отношение» или, скажем, «взгляд».
И, что важно, Сознание – это предмет, сам факт, наличие которого далеко не очевиден. Жизнь, как процесс, определяется не наличием сознания, а наличием способности осознавать, наличием ВОЛИ!

******************************

Слова Мир не изменят, но место в нём покажут.

Система – совокупность механизмов. Природа.
Механизм - предопределённый порядок действий. (Мораль).

Ни что не может, будучи выше и находясь в одной действительности, наблюдать либо управлять низшим иной действительности. Само различие в действительности, прямо означает отсутствие такой возможности (в реальности), а для всякого управляемого, если иначе, означало бы отсутствие смысла его жизни.
Здесь кроется и доказательство существования Бога, и главное тому противоречие.
Нельзя находиться в несуществующем или в создаваемом. Нельзя находиться в том, чего нет.
По культуре, Бог, создавая, находился в ещё не созданном, не существующем, менее сложном, низшем мире. Ошибка. Находился не сам Бог, а его Дух – намерение, план, замысел. Так же, как и замысел человека находится в его работе - в реализации своего замысла. (Если замысел человека сопоставим с замыслом Создателя, то, тогда, он духовный).
Для действительного нахождения в низшем, высшему, необходимо было бы, переродиться, стать проще, то, есть, по сути, не быть Богом, но и, конечно, иметь слабости человеческие. Он, как и другой, духовный, тогда, также, встал бы перед земным соблазном. Его отличная духовность была бы заметна настолько, насколько возможно среди людей оставаться человеком. Иначе, в подлинности, в нашей действительности Бога нет, нет способности Его слышать или видеть низшего, исполнять его потребности. Но есть Им запланированные контакты с Собой, при соответствии Человека этим контактам, Им запланирована сама ВОЗМОЖНОСТЬ того, и есть и постоянное Его присутствие через систему.

И кто узнал бы Его или Посланника, без Чудес их, не умея различать добро и зло, не видя и не признавая, по собственной пустоте, величины их!?

Система жизни, как всякая система, может быть только цепью взаимодействий с предопределённым результатом, иначе это не система, а беспорядок. Для людей она вечна, подвижна, или, наоборот, статична, а придают ей динамику, тогда, сами люди собственным осознанием. Однако, Мир наш в Высшей действительности может быть и краток.
Бог не рассчитывал по отдельности фрагменты нашей системы, Он «рассчитал» механизм её формирования - Мира – систему констант, что и предопределило Мир в целости, во всей вариативности со всеми птицами и муравьями и их «интересами». Даже количество лап бабочки - это следствие применённых констант, «и только». Создатель задал константы существования и взаимодействий - на них наш Мир и «нарос». Константы – не следствия, а причины существования мира, причины запуска механизмов Системы. Человек же, имеет возможность осмысленно располагать себя в ней, соотносить. Его животная часть – тело, полностью принадлежит системе, а вот душа принадлежит Создателю. Связь с Создателем определяется данной Им мыслью. В реальности людей система жизни – это и есть Бог. Но, Бог не находится внутри системы.

Бессмертие – высшее желание людей прячущих за его «необходимостью» продление удовольствия.
Длительность жизни задана Сверху и не носит личностный или карательный характер.
Желание бессмертия или что странно,- его даже необходимость, всегда необоснованно. По сути, оно значит необходимость выхода из системы или, наперекор ей, создание собственной системы, игнорируя высшую. Однако выйти из системы можно только исчезнув, то, есть, выйти за систему по НЕОБХОДИМОСТИ невозможно!!

Фрагментарное восприятие системы представляет её бесконечным множеством подсистем – фрагментов. И, представляется, что это раскрывает её суть. Но система одна и едина каждому, какую бы часть или фрагмент он не представлял бы сам и как бы ни относился к остальным.
Праведность, здесь, – жизнь ради Жизни. Любой выход из системы, её фрагмента, за рамки заданного предела, приводит фрагмент к смерти, то, есть, приводит к силовому возвращению системы в исходное состояние. Возникающая при этом цикличность (даже «историческая») – прямо означает произошедшее нарушение механизма системы, иначе, - её самостоятельную регуляцию. Цикличность – «дыхание» системы, её действия по собственной стабилизации, уже самим наличием исключающее самосовершенствование собственных фрагментов. Оно могло бы быть при отключении стабилизации системы, то, есть, кратко, до момента её разрушения. Но, и для того, предварительное наличие системы обязательно.
Разомкнутая система - механизм вывода наружу.

Здесь виден ответ на дарвинизм - механизм самосовершенствования белковых структур, равно как и само это понятие, системой не задан. «Естественный отбор» определён заданием.
Брошено в землю семя всякое, но взошло то лишь, что к земле подошло. А сменится земля, взойдёт другое, из брошенного ранее, а прошлое затаится.
Дарвинизм прекрасно объясняет порядок смерти, но никак не объясняет возникновение видов. Организм подвергшийся некоему воздействию, если и не погибнет и не потеряет способность размножаться, и получит способность передать возникшие в нём изменения, как не выпавший из системы, то не факт, что передаст он, изменения, именно, «положительные».
То же можно сказать и об "искривлении пространства и времени". Время существует только в восприятии людей, оно ими же и ВЫДУМАНО. Пространство - не может быть искривлено по определению. Странно, что даже эти банальности недоступны многим.

Всякая система стабильна и обладает гибкостью только в рамках заданного результата. Система – это порядок. Хаос не смог бы существовать из-за отсутствия собственной системности. Низа, центра или верха у системы нет. «Хаос» - система со сложным для восприятия порядком устройства и потому недоступная для понимания. А вот всякое её упрощение воспринимается уже как упорядочение. Но нет порядка включающего в себя беспорядок. Система упорядочена «сверху донизу». Понятия: «беспорядок» или «хаос» - прикладные, они определяют непостижимую сложность процессов и истинными не являются.
В другом случае, вероятно, под хаосом подразумевается умышленно созданный беспорядок, или управляемый бардак. Смысл понятия «управляемый хаос» своим качеством равен понятию «колобок повесился».
Душа – нечто, подлежащее к объединению с системой. Душа – это формируемая система – фрагмент, пока не упорядоченный из-за отсутствия собственного механизма. Но он дан и дело в его принятии.

Видимые вокруг «изменения» - не изменения, а стабилизация фрагментов системы.
Анализ системы изнутри, её собственной частью невозможен из-за мелочности (фрагментарности) видимых связей, разницы в восприятии скорости видимых и невидимых, глобальных процессов, и недоступности глобальных связей.
Фрагмент находится в собственном мире и дальше «собственного носа» не видит. Как знать собственную внешность не глядя в зеркало? Да и глядя в зеркало, отразит ли оно систему в целости, не фрагментарно, в объёме, а не плоскости, даже фрагмент?
Никакой фрагмент системы собственную систему создать не в состоянии. Фрагмент управляет только условиями. Система существует по причине, а фрагменты оперируют условиями.
Сама способность рассуждать о системе существует только в рамках системы, в среде её констант. Такое рассуждение не выйдет за рамки системы и никогда не «посмотрит» на неё сверху, со стороны.

Система – для людей это Истина. Истина, осознаётся только через мораль. Мораль определяет истинную логику. Не истинная логика – глупость.
Логика – представляемый порядок причинно–следственных связей определяемый образованием и соответствием Морали. «Логика» без морали строится, обычно, на основе «образованного ума». Она обязательно имеет множество вариантов. Логика, выстроенная НЕ на основе морали – аморальна и условна, или, говоря попросту, безнравственна.

Пример. Чёрная дыра С. Хокинга. Никакая информация в чёрную дыру упасть не может. Информация – это «параметрическая мысль». Нет информации отдельно от мысли. Информация сама по себе не взаимодействует. Даже записанная информация, таковой становится только при востребовании. Нет у чёрной дыры и «ужасной» гравитации. Чёрная дыра – это место распада вещества видимого нам мира, это «трёхмерная воронка». Распадается оно, именно на то вещество, которое умышленно не признаётся «наукой» (умысел - в отрицании Создателя). Это место «пустоты» нашего мира. Образует вещество - звезда. Звезда первична, звезда – Свет, чёрная дыра – вторична. Ну, это же очевидно!!

Простейшими и исторически первыми формами нравственного отражения были нормы и их совокупность, образующая нравственный кодекс.

Моральные нормы -- это. единичные частные предписания, например, "не лги", "уважай старших", "помогай другу", "будь вежлив" и др. Простота нравственных норм делает их понятными и доступными каждому, а их социальная ценность самоочевидны и не нуждаются в дополнительном обосновании. В то же время их простота не означает легкости исполнения и требует от человека моральной собранности и волевых усилий.

Моральные ценности и нормы выражаются в моральных принципах. К ним относятся, гуманизм, коллективизм, добросовестное исполнение общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др.

Так, принцип гуманизма (человечности) требует от личности следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права.

Коллективизм требует от человека умения соотносить свои интересы и потребности с общими интересами, уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи.

Мораль требует от человека развития в себе способностей к выполнению ее требований. В классической этике эти способности личности назывались несколько высокопарно, но весьма точно -- добродетели, т. е. способности к деланию добра. В понятиях добродетелей (моральных качеств личности) конкретизируются ценностные представления морального сознания о хорошем и плохом, праведном и грешном в характеристиках самого человека. И хотя в каждом человеке перемешано много и хорошего, и плохого, моральное сознание стремится выделить самые ценные нравственные характеристики человека и объединить их в обобщенном Идеальном образе нравственно совершенной личности.

Так в моральном сознании складывается понятие нравственного идеала личности, воплощение идеи морально безупречного человека, сочетающего в себе все мыслимые добродетели и выступающего образцом для подражания. По большей части свое воплощение идеал находит в мифологических, религиозных и художественных образах -- Ильи Муромца, Иисуса Христа, Дон-Кихота или князя Мышкина.

В то же время осознание зависимости нравственных характеристик человека от условий общественной жизни вызывает, в моральном сознании мечту о совершенном обществе, где будут созданы условия для воспитания нравственно совершенных людей. Поэтому вслед за личным нравственным идеалом в моральном сознаний создается понятие нравственного идеала общества. Таковы религиозные упования на грядущее "царство Божие", литературные и философские утопии ("Город Солнца" Т. Кампанеллы, "Золотая книга об острове Утопия" Т. Мора, теории социалистов-утопистов).

Социальное назначение морали заключается в чрезвычайно важной роли в процессе исторического развития общества, в том, что мораль служит средством его духовного сплочения и совершенствования посредством выработки норм и ценностей. Они позволяют человеку ориентироваться в жизни и сознательно служить обществу.

Добро и зло наиболее общие понятия морального сознания, служащие для разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, хорошего и плохого. Добро -- это все, положительно оцениваемое моральным сознанием при соотнесении с гуманистическими принципами и идеалами, способствующее развитию в человеке и обществе взаимопонимания, согласия и человечности.

Зло означает нарушение требования следовать добру, пренебрежение моральными ценностями и требованиями.

Первоначально представления о добре формировались вокруг идеи блага, полезности вообще, но с развитием морали и человека эти представления наполняются все более духовным содержанием. Подлинным добром моральное сознание считает то, что служит развитию в обществе и человеке гуманности, искреннему и добровольному единению и согласию между людьми, их духовной сплоченности. Это доброжелательство и милосердие, взаимопомощь и сотрудничество, следование долгу и совести, честность, великодушие, вежливость и тактичность. Все это именно те духовные ценности, которые в отдельных случаях могут казаться бесполезными и нецелесообразными, но в целом составлять единственно прочный духовный фундамент для осмысленной человеческой жизни.

Соответственно злом моральное сознание считает все, что препятствует единению и согласию людей и гармонии общественных отношений, направлено против требований долга и совести ради удовлетворения эгоистических побуждений. Это корыстолюбие и алчность, жадность и тщеславие, грубость и насилие, равнодушие и безразличие к интересам человека и общества.

Понятие нравственного долга выражает превращение нравственных требований и ценностей в личную задачу человека, осознание им своих обязанностей как нравственного существа.

Требования нравственного долга, выражающие ценности морали через внутренний настрой личности, зачастую расходятся с требованиями социальной группы, коллектива, класса, государства или даже просто с личными склонностями и желаниями. Что предпочтет в таком случае человек -- уважение человеческого достоинства и необходимость утверждения гуманности, составляющие содержание долга и добра, или расчетливую выгоду, стремление быть, как все, выполнять наиболее удобные требования, -- будет характеризовать его моральную развитость и зрелость.

Мораль как внутренний регулятор поведения человека предполагает, что личность сама осознает объективное общественное содержание своего нравственного долга, ориентируясь на более общие принципы морали. И никакие ссылки на обычные и распространенные формы поведения, массовые привычки и авторитетные примеры не могут снять ответственность с личности за неправильное понимание или пренебрежение требованиями морального долга.

Здесь на первый план выступает совесть -- способность человека формулировать моральные обязательства, требовать от себя их исполнения, контролировать и оценивать свое поведение с моральной точки зрения. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, смысла жизни. Он сам задает для себя критерии моральной оценки и выносит на их основании моральные суждения, прежде всего оценивая собственное поведение. И если внешние для морали опоры поведения -- общественное мнение или требования закона -- можно при случае обойти, то обмануть самого себя оказывается невозможно. Если это и удается, то исключительно ценой отказа от собственной совести и потери человеческого достоинства.

Жизнь, по совести, стремление к такой жизни повышают и укрепляют высокую положительную самооценку личности, ее чувство собственного достоинства.

Понятия человеческого достоинства и чести выражают в морали представление о ценности человека как нравственной личности, требуют уважительного и доброжелательного отношения к человеку, признание его прав и свобод. Наряду с совестью эти представления морали служат способом самоконтроля и самосознания личности, основой требовательного и ответственного отношения к самому себе. Они предполагают совершение человеком поступков, обеспечивающих ему общественное уважение и высокую личностную самооценку, переживание нравственного удовлетворения, которые в свою очередь не позволяют человеку поступать ниже своего достоинства.

При этом понятие чести в большей мере связывается с общественной оценкой поведения человека как представителя какой-то общности, коллектива, профессиональной группы или сословия и признаваемыми за ними заслугами. Поэтому честь ориентируется в большей мере на внешние критерии оценки, требует от человека поддерживать и оправдывать репутацию, которая распространяется на него как представителя общности. Например, честь солдата, честь ученого, честь дворянина, купца или банкира.

Достоинство имеет более широкий нравственный смысл и основывается на признании равных прав каждого человека на уважение и ценность личности как морального субъекта вообще. Первоначально достоинство личности связывалось в родовитостью, знатностью, силой, сословной принадлежностью, позднее -- с властью, могуществом, богатством, т. е. основывалось на неморальных основаниях. Такое понимание достоинства может исказить его нравственное содержание до прямо противоположного, когда достоинство личности начинает, связываться с достатком человека, наличием у него "нужных людей" и "связей", с его "умением жить", а фактически умением унижаться и заискивать перед теми, от кого он зависит.

Моральная ценность достоинства личности ориентируется не на материальное благополучие и преуспеяние, не на внешние знаки признания (это скорее можно определить как тщеславие и чванство), а на внутреннее уважение личности принципов истинной человечности, свободное добровольное следование им вопреки давлению обстоятельств и соблазнов.

Еще одним важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является понятие справедливости. Оно выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, его правах и обязанностях. Издавна понятие справедливости связывалось с идеей равенства, однако понимание самого равенства не оставалось неизменным. От примитивно-уравнительного равенства и полного соответствия деяния и воздаяния по принципу "око за око, зуб за зуб", через принудительное уравнивание всех в зависимости и бесправии перед властью и государством к формальному равенству в правах и обязанностях перед законом и моралью в демократическом обществе -- таков путь исторического развития идеи равенства. Более точно содержание понятия справедливости можно определить как меру равенства, т. е. соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоответствие и нарушение этой меры оценивается моральным сознанием как неприемлемая для нравственного порядка вещей несправедливость.

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали - регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Категории добра и зла

Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.

Как происходит выбор моральных ценностей

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.

Иерархия ценностей

Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.

Важной составляющей каждой личности являются нравственные ценности. Именно они определяют, каким будет общество, безопасно ли и приятно будет в нем жить. Проблемы в обществе начинаются тогда, когда нравственные ценности исчезают в сознании людей с первого места и замещаются материальными ценностями.

Здоровым можно назвать лишь то общество, которое уделяет достаточное нравственным ценностям человека и прививает их подрастающему поколению.

Иногда можно встретить людей, которые считают моральные и нравственные ценности – пережитком прошлого. Существует даже мнение, что ради достижения цели все средства хороши. Однако в жизни людей с такими взглядами наступает момент инсайта, прозрения, когда становится ясно, что именно нравственные ценности могут принести душе умиротворение и счастье. Богачи и политики, звезды сцены и влиятельные люди однажды приходят к пониманию того, что власть и деньги не могут заменить мира в душе, родственных душ и здоровья.

Высшие нравственные ценности

Нравственные ценности являются исторически и социально обусловленными. Каждая эпоха и имела свои ценности. Древние греки называли нравственные ценности «этическими добродетелями». В число добродетелей входили такие:

  • благоразумие;
  • доброжелательность;
  • справедливость;
  • мужество.

Иудаизм, христианство и ислам говорят о таких высших нравственных ценностях, как вера в Бога, послушание и почитание.

Наиболее распространенными нравственными ценностями являются такие:

  • честность;
  • верность;
  • альтруизм;
  • трудолюбие;
  • уважение к старшим.

Хотя в жизни людей эти качества не всегда проявляются, но они всегда высоко ценятся, а людей, которые ими обладают, уважают. Ценности в их безупречном и совершенном выражении называют этическими идеалами. К примеру, этическим идеалом христианства является Иисус Христос.

Нравственные ценности поддерживаются нравственными регулятивами - правилами поведения, которые исходят из нравственных ценностей и отличаются в зависимости от культуры общества и царящих в ней ценностей.

Каждая более-менее стабильная культура обладает определенной системой общепризнанных нравственных регулятивов, или норм морали. Эти правила считаются обязательными в данном обществе. В христианском обществе такими нормами являются 10 заповедей, описанные в Ветхом Завете.

Духовно нравственные ценности человека тесно пересекаются с поиском смысла жизни, когда человек пытается найти более важный смысл своего существования, нежели просто прожить эту жизнь и вырастить потомство. Нравственные ценности направляют человека в этом направлении, подсказывая, что жизнь дана для того, чтобы люди помогали друг другу, что помогает совершенствовать характер.

Формирование нравственных ценностей

Нравственные ценности формируются у человека почти с его рождения. Малыш впитывает нормы морали той семьи, в которой он живет, а со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребенок сталкивается с внутренним конфликтом, вызванным различиями в ценностях в обществе и в своей семье. В это время ребенок учится делать выбор в пользу каких-то конкретных ценностей. К примеру, малыша с детства учили не лгать. Но, пойдя в школу, он сталкивается с ситуацией, когда одноклассники вынуждают его сказать неправду. Этот момент нравственного выбора всегда тяжел. Однако важно при этом оставаться честным перед самим собой. Если же человек поступает вопреки своим представлениям о нравственности, то его ожидают терзания совести.

Конечно, взрослый ребенок может переоценить ценности, которые воспитывали в нем его родители и выбрать другие. Однако нередко именно те ценности, которые прививались в детстве, остаются в человеке на всю жизнь.

Нравственные ценностиэто моральные и этические принципы, которые мы считаем правильными и важными. В их числе: любовь к ближнему, сострадательность, честность, порядочность, самообладание, благородство.

Таким образом, от наших моральных ценностей зависит то, как мы себя ведем, какие приоритеты ставим, как относимся к людям, а также какое нравственное руководство даем своим детям.

Однако, несмотря на всю свою значимость, нравственные ценности сегодня в упадке. В сегодняшнем мире всё больший акцент делается на власть и деньги. Считается, что если у тебя есть деньги — у тебя есть всё!

Но разве можно за деньги купить истинную любовь, уважение, сострадательность и доброту?

НРАВСТВЕННЫЙ УПАДОК

В 2017 году исследователями был проведён опрос в котором было опрошено несколько сотен молодых людей с целью узнать, что они думают о нравственных ценностях. Результаты опроса оказались неутешительными, по той причине, что в мышлении и разговорах опрашиваемых практически отсутствовали моральные принципы.

Большинство считали злом изнасилование и убийство. Если же дело не касалось подобных крайностей, они не задумывались, что хорошо, а что плохо, даже когда речь шла о вождении автомобиля в нетрезвом виде, о духовном безразличии или о супру­жеской измене.

Одна девушка высказа­лась так: «Меня не сильно волнует, что пра­вильно, а что нет». Многие придерживаются взгляда: «Делай то, что считаешь нужным. Слушайся своего сердца». Но верен ли та­кой подход?

Хотя человеческое сердце способно ис­кренне любить и сострадать, оно все же «коварно… Этот печальный факт отража­ется на нравственном климате, царящем в современном обществе. Осознание этого должно побудить нас задуматься: присущи ли нам нравственные ориентиры, которых лишены сегодня многие из нас.

Нравственные ориентиры можно сравнить с компасом, который, чтобы пра­вильно указывал нам путь, нужно проверять: настроен ли он в соответствии со здравыми мораль­ными ориентирами? Но где можно найти такие ориентиры?

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ

Только нравственные ценности, могут принести людям истин­ное удовлетворение и счастье. Рассмотрим это на примере таких качеств, как любовь, доброта, щедрость и честность.

  • Любовь к людям . В одной книге отме­чается: «Если вы научились любить, то сча­стье само постучится к вам в дверь». Люди нуждаются в любви. Без нее они не могут быть по-настоящему счастливы. Когда в семье не хватает такой любви, страдают все, особенно дети.

Здесь речь идет не о чувственной любви и не о сентиментальности, а о любви, осно­ванной на принципах. Именно она побуж­дает нас бескорыстно оказывать помощь незнакомым людям.

Не обошла тему любви и Библия. В ней говорится: «Любовь долготерпима и добра. Любовь не ревнива, не хвастлива, она не превозносится, не ведет себя неприлично, не ищет своего, не раз­дражается, не ведет счет обидам, не раду­ется неправедности, а радуется истине, все переносит… все стойко претерпевает».

Острая потребность в «глобальной этике»

В одном журнале отмечалось, что выживание человечества «может зависеть от принятия людьми глобальной этики. Вероятно, самым общепризнан­ным универсальным нравствен­ным законом является „золотое правило», которое звучит так: «Во всем поступайте с людь­ми так, как хотите, чтобы они по­ступали с вами».

Коварный враг любви - материализм, или представление о том, что материаль­ные блага и удовольствия обладают наи­большей ценностью в жизни. Как ни удиви­тельно, но научные исследования не раз показывали: когда человек достигает до­вольно скромного уровня благосостояния, дальнейшее обогащение уже не делает его счастливее. Люди, ориентированные на накопительство, по сути, копят в себе разочарование, ведь любя­щий богатство - никогда им не насытится.

  • Доброта и щедрость . В материалах одного научно-исследовательского центра при Калифорнийском университете в Бер­кли (США) отмечалось: «Разве не чудесно было бы зайти в магазин и купить счастье на всю жизнь? И это не такая уж нелепая идея, как может показаться. Но при од­ном условии: если мы покупаем что-то для других». Почему? Потому что мы стано­вимся счастливее не тогда, когда получа­ем, а когда даем. Оказывается, человек испытывает больше счастья от того, что даёт другим, а не от того, что получает сам.

Часто самая лучшая форма дарения, которая приносит наибольшую радость - это когда мы отдаем самих себя, свое вре­мя и силы, помогая другим. Нравственные ценности делают нас лучше.

Наиболее известные постулаты нравственных ценностей:

«Люби своего ближнего, как самого себя».

«Никому не воздавайте злом за зло».

«Великодушно прощайте друг друга, если у кого-то есть причина жаловаться на другого».

«Корень всего злого - любовь к деньгам».

Писателю Чарльзу Уорнеру принадлежат слова: «Один из прекраснейших законов бытия заключается в том, что, искренне помогая другому, ты всегда помогаешь себе».

  • Честность . Это качество лежит в осно­ве любого цивилизованного общества. Не­честность же порождает страх, недоверие и подрывает общественные устои.

На самом деле истинная чест­ность, как и другие рассмотренные нами качества - это свойство характера. Чест­ный человек честен при любых обстоятель­ствах, независимо от того, выгодно это ему или нет.

Напоследок, хотелось бы вам пожелать множить в себе нравственные ценности, ведь не от денег, а именно от нравственных ценностей зависит, каким наш мир будет не только сегодня, но и завтра, а следовательно, какое наследие мы оставим нашим детям.


Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари