Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

НИУ ВШЭ — Высшая школа экономики. Где куют олигархов: какие вузы закончили самые богатые люди России

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, 25 января на заседании попечительского совета , что вуз является «кузницей олигархов». Согласно данным федерального портала «Российское образование», МГУ является лидером среди российских вузов по числу выпускников, которые принимают участие в правлении крупнейших компаний России..

Из ста богатейших бизнесменов России по версии Forbes в 2016 году десять предпринимателей действительно являются выпускниками МГУ. Петр Авен, занимающий 19 место в рейтинге, является председателем совета директоров Банковской группы «Альфа-Банк», Дмитрий Каменщик (29 место) возглавляет компанию «ИстЛайн», совладелец Mail.ru Group Юрий Мильнер находится на 32 месте в списке Forbes, а Александр Мамут (37 место) владеет медиахолдингом Rambler & Co.

Второе место занимает Московский государственный институт международных отношений (МГИМО): в рейтинге Forbes 2016 года пятеро выпускников представляют свою альма-матер. К ним относятся Алишер Усманов (3 место в рейтинге), основавший USM Holdings, Владимир Потанин (4 место), гендиректор ГМК «Норильский никель», Игорь Кесаев (35 место), Анатолий Ломакин (53 место) и Сергей Кациев (83 место).

Трое миллиардеров закончили МИСиС: Михаил Фридман, второй богатейший человек в России, Герман Хан (10 место) и Алексей Кузьмичев (15 место). Кроме того, Филарет Гальчев (47 место) окончил Горный университет, который с 2014 года входит в состав МИСиС.

Ленинградский институт физической культуры и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, который переименовали в Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, может похвастаться тремя выпускниками в рейтинге ста богатейших людей России Forbes. Это Лев Кветной (60 место), а также Аркадий и Борис Ротенберги (75 и 76 места соответственно).

Также три бизнесмена окончили Магнитогорский горно-металлургический институт. Виктор Рашников (23 место), Петр Кондрашев (52 место) и Константин Струков (94 место) владеют комбинатами по переработке полезных ископаемых и компаниями по их добыче.

В списке Forbes присутствует три выпускника МАИ и еще три - МФТИ. Первый вуз окончили Вячеслав Кантор (33 место), Олег Бойко (58 место, причем Бойко также окончил РАНХиГС) и Дмитрий Ананьев (39 место). В Физтехе учились Александр Абрамов (24 место), Александр Фролов (49 место) и Константин Григоришин (82 место).

В Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова образование получили еще три миллиардера: Андрей Мельниченко (11 место), Александр Скоробогатько (40 место; до этого окончил Славянский государственный педагогический университет) и Юрий Шефлер (43 место).

Девятое место по количеству выпускников между собой делят Грозненский государственный нефтяной технический университет имени М.Д. Миллионщикова, Московский государственный университет путей сообщения Николая II, Уральский политехнический институт и Финансовый университет (в котором, как и в РЭУ имени Плеханова, также получили второе образование некоторые крупные предприниматели). Четверо человек из списка вообще не получили высшего образования (по некоторым данным, Роман Абрамович, занимающий 13 место, также не окончил вуз).

Вуз ФИО состояние (млрд долл.)
Саит-Салам Гуцериев 1,5
Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова Руслан Байсаров 0,9
Леонид Богуславский 1,2
Московский государственный университет путей сообщения Анатолий Карачинский 0,9
Сергей Попов 4,5
Уральский политехнический институт Андрей Козицын 2,4
Финансовый университет Михаил Прохоров 7,6
Финансовый университет Андрей Бокарев 0,95

Богатейший человек России, Леонид Михельсон, окончил Куйбышевский инженерно-строительный институт, который теперь называется Самарский государственный архитектурно-строительный университет. Пятое место в рейтинге принадлежит Геннадию Тимченко, который защищает честь Балтийского государственного технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова. Любопытно, что среди оставшихся 55 бизнесменов есть и выпускник зарубежного вуза: Вячеслав Мирилашвили (85 место), сооснователь социальной сети «ВКонтакте», окончил Университет Тафтса в штате Массачусетс, США.

Вуз ФИО состояние (млрд долл.)
СГАСУ Леонид Михельсон 14,4
БГТУ «Военмех» имени Д.Ф. Устинова Геннадий Тимченко 11,4
ИНЖЭКОН (теперь объединился в СПбГЭУ) Алексей Мордашов 10,9
Московский институт инженеров железнодорожного транспорта Виктор Вексельберг 10,5
Высшая коммерческая школа при ВАВТ Владимир Лисин 9,3
Азербайджанский институт нефти и химии Вагит Алекперов 8,9
ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера Дмитрий Рыболовлев 7,7
Алматинский технологический университет Михаил Гуцериев 5,9
КубГУ Сергей Галицкий 5,7
МГГУ имени М.А. Шолохова (теперь объединился в МПГУ) Андрей Скоч 5,3
Национальный университет Узбекистана Искандер Махмудов 4
Ростовский военный институт ракетных войск имени М.И. Неделина Леонид Федун 3,9
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма Андрей Гурьев 3,6
Национальный политехнический университет Армении Самвел Карапетян 3,1
МИЭМ (теперь подразделение НИУ ВШЭ) Александр Светаков 2,9
СПбГТИ Александр Несис 2,9
РХТУ имени Д.И. Менделеева Владимир Евтушенков 2,4
МИРЭА Вадим Мошкович 2,3
ТНУ имени В.И. Вернадского Александр Пономаренко 2,3
Туркменский государственный университет Игорь Макаров 2,1
РАНХиГС Владимир Богданов 1,7
Дагестанский государственный университет Сулейман Керимов 1,6
РУДН Микаил Шишханов 1,6
МГСУ Данил Хачатуров 1,4
Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина Фархад Ахмедов 1,4
УрГЭУ Игорь Алтушкин 1,4
Бакинский политехнический институт Арас Агаларов 1,2
ИвГУ Борис Минц 1,2
МЭИ Андрей Косогов 1,2
РГУ нефти и газа Александр Джапаридзе 1,2
СПбГУ Кирилл Шамалов 1,2
Университет Нархоз Василий Анисимов 1,2
Государственный университет управления Елена Батурина 1,1
ДонНУ Андрей Раппопорт 1,1
Институт криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России Евгений Касперский 1,1
Всероссийский заочный финансово-экономический институт Мегдет Рахимкулов 1
МГЛУ Алексей Ананьев 1
Московский международный университет бизнеса и информационных технологий Роман Авдеев 1
Национальный университет «Львовская политехника» Валенин Гапонцев 1
НГУ Виктор Харитонин 1
Уральский государственный технический университет Дмитрий Пумпянский 1
Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ Зелимхан Муцоев 0,95
Московский государственный университет дизайна и технологии Алексей Богачев 0,95
Нижнетагильский педагогический институт Вячеслав Брешт 0,95
СГЭУ Леонид Симановский 0,95
ТулГУ Анатолий Скуров 0,95
Университет Тафтса (штат Массачусетс) Вячеслав Мирилашвили 0,95
Уральский государственный горный университет Николай Максимов 0,95
Дагестанский политехнический институт Владимир Лещиков 0,9
нет данных Алексей Хотин 0,9
Тольяттинская академия управления Сергей Гордеев 0,9
Пермский государственный университет Андрей Кузяев 0,85
Петербургский государственный университет путей сообщения Николай Буйнов 0,85

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования. Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).

«Не для школы, а для жизни мы учимся» - таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, - объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор . - Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 - «совершенно не соответствует», а 7 - «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% - круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% - через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше - 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах - до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший - на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну - осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний - факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики - 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики - 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах - Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов - исторического, филологического - выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий - выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. - Прим. ред.)

Как вы оцениваете итоги опроса?

Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников - это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика - такого рода пауза может быть очень продуктивна - остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники - это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, - увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета - помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь» по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали – почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте . Оставайтесь на связи - вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель ВШЭ .

Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

Какие трудности встречаются при поиске работы?

Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми», превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ

Полное название учебного заведения - Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», сокращенно НИУ ВШЭ. Неофициальное название - результат студенческого народного творчества - «Вышка».

Этот университет входит в топ-5 лучших вузов страны и справедливо считается самым прогрессивным и престижным среди столичных заведений.

Общие сведения о НИУ "Высшая школа экономики"

Университет работает на бюджетно-коммерческой основе: заведение получает государственные дотации, доходы от собственных научных проектов, контрактных студентов и от сторонних спонсоров и организаций. Такие многоканальные вливания в бюджет университета дают возможность руководству заведения все время улучшать материально-техническую базу ВШЭ и само качество образования.

На базе НИУ «Высшая школа экономики» работает 128 научно-исследовательских центров, 36 научных и проектных лабораторий, 32 международные лаборатории под руководством иностранных научных сотрудников. ВШЭ ведет самую интенсивную среди столичных вузов международную деятельность, сотрудничает с 298 зарубежными партнерами, имеет 41 программу двойных дипломов с иностранными университетами.

Примечательно, что с самого дня основания заведение возглавляет постоянный ректор — Я. И. Кузьминов.

«Не для школы, а для жизни мы учимся» — девиз Высшей школы экономики.

История университета

Высшая школа экономики не может похвастаться бурной историей. Первый кирпичик этого европейско-ориентированного университета не закладывал сам Петр I, а его коридоры не топтали Ломоносов или Ницше.

Это сравнительно молодой, но очень интенсивно развивающийся, прогрессивный вуз. Если бы учебные заведения отождествляли с городами, то ВШЭ был бы Сингапуром или Гонконгом.

Итак, школу открыли для студентов с 17 ноября 1992 года. Уже в 2009-м этот вуз на конкурсной основе получил звание Национального исследовательского университета.

Факультет права. Можно смело утверждать, что этот факультет готовит лучших юристов русской современности. Это небезосновательно, ведь университет сам был создан не без участия административной и правящей верхушки. Важно отметить, что студентам преподают материал с огромным акцентом на практику. Приглашают специалистов из государственных учреждений, практикующих юристов и т. д.

Факультет гуманитарных наук . Этот факультет никак не назовешь профильным для ВШЭ, отзывы специалистов также отмечают, что гуманитариев здесь готовят с пониманием того, что их специализация априори уступает делам компьютерщиков или экономистов. Но на факультете сильнейшая школа иностранных языков. Также большинство лекций являются публичными и факультативными для студентов других специальностей. На культурологию, философию и дополнительные курсы иностранных языков может приходить каждый студент, который жаждет расширения кругозора.

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна. Этот факультет - вотчина студенток, особ мужского пола здесь даже меньше, чем в пединституте. Видимо, лавры Анны Винтур или Кэрри Брэдшоу не дают покоя больше особам прекрасного пола. А если серьезно, то на факультете готовят не только журналистов, а скорее полноценных специалистов для медиакоммуникаций с уклоном на работу в интернет-среде, PR-компаниях, проектных учреждениях.

Факультет экономических наук - самый что ни на есть профильный и крупнейший факультет. Студенческие отзывы об экономике и статистике в ВШЭ как о направлении подготовки звучат довольно неоднозначно. Якобы академическая нагрузка среди учащихся на грани непосильной. Зато сотрудничество с мировыми транснациональными корпорациями и университетами, которое имеется на этом факультете, дает студентам доступ к уникальным знаниям и возможность безграничного развития и успешного трудоустройства в любой точке мира. Здесь выпускают будущих Генри Фордов и Адамов Смитов. Опустим глаза на то, что здесь успешно отучился небезызвестный С. Мавроди.

Международный институт экономики и финансов (МИЭФ)

Об этом факультете однозначно следует поговорить отдельно. Это бриллиант среди жемчужин. Уникальное образовательное учреждение на просторах СНГ. Для его создания в далеком 1997 году НИУ ВШЭ и Лондонская школа экономики (входит в тройку лидеров экономического образования в мире) объединили усилия. И получилось такое грандиозное детище. Выпускники института получают и конфетку, и мороженое - диплом ВШЭ и диплом Лондонской школы экономики.

Конкурс беспощадный, да и нагрузка на факультете внушительная. С самого первого учебного дня все обучение проводится на английском. Бюджетные места только для победителей всероссийской олимпиады. Восторженные отзывы о международных отношениях у ВШЭ только подогревают интерес публики к этому вузу. Студенты треть курса проводят в Лондоне, вбирая все практические знания, которые может подарить опыт подобного образования. Ажиотаж вокруг поступления на этот факультет огромен, не останавливает абитуриентов даже плата за обучение в размере 600 тыс. рублей в год.

Если смелости и финансов не хватило на обучение в МИЭФ, можно получить степень бакалавра на другом факультете, а на магистратуру поступать по программе двойного диплома. Таких программ у «Вышки» 40 штук.

Особенности обучения в ВШЭ

Существует большое количество образовательных особенностей в НИУ ВШЭ. Отзывы студентов отмечают, что обучение в этом вузе не похоже на стандартное образование в нашей стране совершенно. Но это объяснить как раз легко - университет жадно вбирает опыт успешных мировых учебных заведений. И если обратить внимание на успех выпускников ВШЭ, то остальным национальным университетам также не помешало бы расширить взгляды на преподавание и не отворачиваться от успешного мирового опыта.

Высшая школа экономики стала одним из первых национальных университетов, которые перешли на программу обучения 4+2 (бакалавриат, магистратура). Учебный год разбит не на семестры, а на модули, их четыре, в конце каждого студентов ждет аттестация. Сумма оценок за модули определяет годовую оценку.

Система оценивания - десятибалльная, на европейский манер.

В тактике построения образовательного процесса видна ориентация на успех. Студентов сразу готовят быть уверенными, конкурентоспособными и крайне мотивированными. В университете работает система рейтингов. Отзывы студентов НИУ ВШЭ об этих самых рейтингах пестрят дьявольскими смайлами, но даже недовольные, уставшие студенты признают, что ничто так не мотивирует, как этот самый рейтинговый риск.

Так в чем тут дело? Да все просто. Контрактники с высоким рейтингом получают скидки или переводятся на бюджет. Бюджетники с высоким рейтингом сохраняют стипендию, со средним рейтингом - теряют стипендию, с низким переводятся на контракт. Это стимулирует студентов быть активными, учиться нон-стопом, привыкать к условиям высококонкурентной среды.

Такого предмета, как «Физическая культура», в университете нет. Есть тренажерный зал, различные секции, курсы и т. д. Пожалуйста, развивайтесь, заботьтесь о своем здоровье и физическом состоянии. Но это дело выбора.

Положительные отзывы студентов о ВШЭ

Субъективнее мнения студентов может быть только мнение детей. Часто отзывы учеников ВШЭ основаны на личном успехе или провале в процессе учебы. Но довольно много молодых людей осмеливаются изложить-таки объективно и рационально свое мнение о Вышке.

Огромный плюс университету - за одно это обстоятельство ему нужно поставить монумент в виде счастливого студента - в ВШЭ практически нет коррупции. Это отмечает большинство студентов. То ли причина в интенсивном финансировании деятельности вуза спонсорами, то ли в верности принципам «европейской прозрачности», но студенты сходятся на том, что получить диплом только знаниями тут очень даже реально.

Качество знаний, лекций и подготовка преподавателей варьируется на разных факультетах. Если анализировать отзывы о ВШЭ в Москве, то студенты сходятся на том, что качество преподавания на гуманитарном и политологическом профиле немного отстает.

Ни один отзыв не опишет качество образования настолько красноречиво, как статистика трудоустройства по профилю после окончания этого вуза: 94 % выпускников нашли подходящую работу. Это притом, что 48 % пригрели теплое корпоративное местечко еще до получения диплома. Ведущие компании засылают своих рекрутов в престижные университеты, чтобы те присматривались к ценным кадрам, когда они еще сидят на студенческой скамье.

Какие отрицательные аспекты обучения в ВШЭ чаще всего указывают студенты в отзывах

Больше всего студенты жалуются на нагрузки и на необходимость получать знания в условиях перманентной конкуренции. Рассуждать о том, можно ли сталкивать лбами студентов, которые еще вчера были детьми, можно бесконечно. Но руководство ВШЭ сделало выбор, и систему рейтингов отменять не собирается.

Также студенты негодуют по поводу системы «Антиплагиат». Есть университетская программа, на которой проверяют каждую работу. В тексте допускается только 20 % цитирования с точным указанием источника. Все остальное - личные суждения автора, выводы и т. д. Естественно, это многократно увеличивает время на подготовку рефератов и курсовых для студентов.

Общежития Высшей школы экономики

Корпусы ВШЭ разбросаны по городу, как и общежития. Сегодня у Высшей школы экономики работает 9 общежитий. Отзывы об общежитиях ВШЭ преимущественно положительные, но ироничные донельзя. Весь юмор в том, что находятся они в Подмосковье, и дорога от места жительства до учебного корпуса - это неиссякаемая почва для студенческих шуток. Если отбросить это неудобство, то в остальном общежития ВШЭ сделаны «для людей». Они квартирного типа, в них есть все удобства. В Москве есть Оно дешевле и ближе, но подходит только для непритязательных в плане комфорта жильцов.

Во всех общежитиях есть беспроводной бесплатный интернет с возможностью доступа в любое время суток.

Атмосфера в общежитии приподнятая, продуктивная и мотивирующая. В ВШЭ сделали элементарно-гениальную вещь, отдали должное стремлению каждого человека к бытовому комфорту. Сделали для студентов современные аудитории и общежития, и те не заботятся, как бы накопить воду в тазиках, помыть волосы над раковиной и т. д. А заботятся о приобретении знаний и саморазвитии.

Магистратура в ВШЭ: отзывы студентов, магистерские программы

Документы в принимает в электронном виде. После утверждения электронной заявки оригиналы можно привезти в приемную комиссию или отправить почтой.

Все абитуриенты проходят конкурс в виде вступительных экзаменов (чаще всего экономика + английский язык + математика, но дисциплины варьируются в зависимости от факультета).

Приказ о зачислении выдается где-то в середине августа, за две недели до начала лекций.

Магистерские программы в ВШЭ выглядят очень привлекательно. Практически все они двусторонние и дают возможность студентами получить двойные дипломы и получить уникальный опыт обучения в Сегодня ВШЭ сотрудничает с университетами Гумбольдта в Берлине, Пантеон-Сорбонна в Париже, Мейсона в Нью-Йорке, с 10 вузами Британии, включая Лондонскую Школу политических наук, а также высшими заведениями в Канаде, США, Люксембурге, Финляндии и т. д.

Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно


положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования . Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
Подробнее >> В Мой Мир

Спасибо, almamater!

Спасибо, almamater!

«Не для школы, а для жизни мы учимся » — таков девиз Высшей школы экономики. «Вышка пытается в первую очередь обеспечить учащихся аналитическим инструментом, — объясняет принципы обучения в Высшей школе экономики ректор Ярослав Кузьминов . — Невозможно преподать весь массив знания ни в одной отрасли знаний, можно научить его добывать. Совершенно неизвестно, чем будут зарабатывать наши студенты через пять лет, технологии и в материальном производстве, и в информатике, и в социальной жизни, и в финансовой жизни меняются так быстро, что если мы сегодня всех будем учить хорошо отработанным инструментам зарабатывания денег, не факт, что они не проиграют завтра. Мне кажется, что выпускник исследовательского университета должен иметь возможность осваивать любую технологию самостоятельно, и это его выделяет, отличает от стандартного вуза».

Именно поэтому в Вышке делают акцент на преподавании теории и развитии личностных навыков, способствующих адаптации к постоянно меняющимся окружающим условиям. Опрос выпускников свидетельствует, что для большинства полученные в вузе знания и навыки в рамках специальности соответствуют их занятости на рынке труда. Так, респондентов просили оценить, насколько их текущая работа соответствует специальности, которую они получили. Оценки выставлялись по 7-балльной шкале, где 1 — «совершенно не соответствует», а 7 — «полностью соответствует». Большинство выпускников оценивают соответствие текущей работы полученной специальности на 5-7 баллов (55%). Стоит отметить, что среди тех, кто окончил две ступени образования в НИУ ВШЭ (бакалавриат и магистратуру), почти нет тех, кто говорит о расхождении между их текущей занятостью и полученным образованием.

Говоря о приобретенных компетенциях, в основной своей массе опрошенные отметили, что они научились справляться с большим объемом работы, самостоятельно осваивать новые области знания, четко и ясно излагать свои мысли на письме, развили творческие способности и общую эрудицию, научились работать в группе над совместными проектами, развили навык устных выступлений, презентаций, улучшили знания иностранных языков, расширили возможности в использовании базовых компьютерных программ, приобрели практические навыки для работы.

Отвечая на вопрос о том, чему в большей степени способствовало обучение в университете, 55% выпускников отметили появление у них уверенности в возможности самореализации, 48% указали, что благодаря учебе получили профессию, востребованную на рынке труда, у 46% сформировался круг единомышленников и близких по духу людей, у 27% — круг профессионального общения, 20% приобрели необходимые связи для трудоустройства.

Как выпускники находят работу?

Как правило, вышкинцы находили первую работу самостоятельно или по рекомендации студентов и преподавателей: 30% — через специализированные сайты, 19% отправили резюме напрямую, на 14% вышли сами сотрудники компаний, 12% были рекомендованы преподавателями или сотрудниками ВШЭ, 11% устроились через студентов или выпускников ВШЭ. Тех же, кто нашел работу через родственников или друзей, было 23%.

Стоит отметить, что при последующей смене работы процент тех, на кого представители той или ной компании вышли сами, значительно больше — 30%, что свидетельствует о росте востребованности выпускников Вышки на рынке труда по мере накопления опыта. И чем больше проходило времени после окончания университета, тем меньшая доля трудоустраивалась по рекомендации преподавателей или сотрудников ВШЭ (4%).

Как быстро выпускники Вышки находят работу?

Всего 6% опрошенных выпускников не работали на момент опроса. Учитывая тот факт, что в мониторинге участвовали и выпускники специалитета, и бакалавриата, и магистратуры, следует отметить, что многие из опрошенных не работают именно потому, что продолжают обучение на следующих ступенях. Впрочем, были и те, кто просто не нуждается в постоянном заработке. В цифрах их количество скорее всего близко к статистической погрешности.

Подавляющее большинство респондентов (94%) трудоустроены. При этом 48% опрошенных начали работать до получения диплома, остальные устроились в первые месяцы после окончания обучения.

Первая работа после университета

По найму в различных компаниях и организациях работают 93% выпускников, 3% занимаются собственным бизнесом, еще 3% становятся фрилансерами, то есть выполняют проекты для различных заказчиков в качестве «свободных художников».

В последние годы доля наемных работников среди выпускников постепенно снижается. Если в 2004-2007 годах их количество было 96-98%, то в 2008-м доля снизилась до 94%, а в 2009-2010 годах — до 91%. Переломным стал 2008 год. До этого времени доля предпринимаетелей и фрилансеров равнялась 1-2% для каждой категории. А среди выпускников 2008-2010 годов тех, кто занялся собственным бизнесом насчитывалось уже 3-5%. Количество фрилансеров за эти годы достигло 4-6%.

Сколько платят выпускнику Высшей школы экономики?

Наиболее интересны здесь стартовые зарплаты выпускников 2010 года. Итак, выпускники прошлого года свою карьеру начали с зарплаты от 25 000 рублей после бакалавриата до 35 000 рублей после магистратуры. Наибольший среднемесячный размер стартовой заработной платы для выпускников всех ступеней 2010 года (после вычета налогов) наблюдался на факультете бизнес-информатики (38 000 рублей), наименьший — на факультете социологии (28 000 рублей). Стоит отметить, что в анализ не были включены данные по факультетам, на которых размер своего стартового заработка указали менее 20 респондентов.

В дальнейшем зарплата бывших студентов увеличивается. Если взять в расчет, что почти половина респондентов работала уже перед окончанием учебы, то старт карьеры у выпускников 2010 года пришелся на весну — осень 2010 года. Следующий «замер» их зарплат приходится на весну 2011 года, когда проводился мониторинг и когда их спрашивали не только о стартовой зарплате, но и о текущей. Так вот, через год средний заработок выпускников 2010 года вырос и колеблется в пределах от 30 000 до 55 000 рублей. Лидер здесь прежний — факультет бизнес-информатики с заработной платой 55 000 рублей. Также наиболее высокооплачиваемыми оказались выпускники факультета мировой политики и мировой политики — 45 000 рублей. Примечательно, что далеко от лидеров по размеру заработной платы не ушли и наименее оплачиваемые бывшие студенты отделения деловой и политической журналистики — 33 000 рублей.

Где работают выпускники Вышки?

Можно сказать, что бывшие вышкинцы работают по всему миру. Конечно, подавляющее большинство (94%) занято в экономике России. Но есть и те, кто работает в европейских странах — Германии, Франции, Швейцарии и других, таких 2%. В Великобритании трудятся 1% опрошенных. Доля остальных стран, например США, Китая, составляет менее 0,5%.

Сферы деятельности выпускников вполне предсказуемы, учитывая основную направленность университета. Наиболее часто участники мониторинга отмечали следующие: банки, инвестиции, лизинг, финансы (11%), IT, Интернет, телеком (10%), PR, маркетинг (9%), торговля (9%), образование и наука (6%). Нужно отметить тот факт, что у гуманитарных факультетов — исторического , филологического — выпускников пока нет. И как только они появятся, можно ожидать, что список сфер деятельности выпускников ВШЭ расширится.

Распределение по сферам занятости выпускников отдельных факультетов весьма закономерно: в банковской сфере преобладают выпускники факультета экономики, МИЭФ и мировой экономики и мировой политики. Большинство занятых в сфере информационных технологий — выпускники бизнес-информатики, в маркетинге явно имеют перевес выпускники факультета социологии и прикладной политологии, а также отделения деловой и политической журналистики. Торговля представляется более диффузной сферой, тем не менее, можно отметить, что в ней заняты 16% выпускников факультета менеджмента.

Татьяна Дубова
Комментарий Татьяны Дубовой , директора по работе с партнерами Высшей школы экономики (Дирекция по работе с партнерами поддерживает связи университета с другими вузами, а также с выпускниками ВШЭ. — Прим. ред.)

— Как вы оцениваете итоги опроса?

— Прежде всего, я очень рада, что дан успешный старт новому, важному для Школы мониторинговому исследованию, получению обратной связи от выпускников. Все мы понимаем, что успешность выпускников — это объективный показатель успешности вуза. Если оценивать полученные результаты, то мне как психологу интереснее не интегральные показатели, а конкретные люди, которые за ними стоят. Исследование не только дало нам интересные данные, но и подняло новые вопросы. Например, почему часть наших выпускников не сразу находят себе работу? Согласитесь, если человек в течение нескольких месяцев по окончании вуза не может устроиться на работу, для него это может быть серьезной личной проблемой. Разумеется, причины могут быть очень разные. Чаще, чем можно было предположить мы, разговаривая с выпускниками, сталкиваемся и с такой формулировкой: «Работу не искал, хотел отдохнуть от учебы ». Если человек может себе позволить помедитировать полгодика — такого рода пауза может быть очень продуктивна — остается только порадоваться за него.

Но наиболее типичная ситуация, с которой сталкиваются выпускники — это нежелание работодателей брать на работу специалистов без опыта работы. Отчасти этим объясняется довольно высокий среди наших студентов процент тех, кто совмещает учебу с работой. С одной стороны, они получают по окончании вуза сравнительное преимущество перед теми, кто только учился. Оборотная сторона: подобное совмещение идет не на пользу учебе, так как ведущим видом деятельности для студента становилась уже не учеба, а работа. Поскольку опрос был анонимным, мы не можем посмотреть корреляции с его успеваемостью. Или причина в том, что выпускник не сумел проявить свою компетентность в ситуации интервью? Согласитесь, выводы, которые следуют из одной этой цифры совершенно разные.

Или возьмем работу по специальности. Мне кажется, что не стоит абсолютизировать важность этого показателя. Человек может всю жизнь работать по специальности и люто ее ненавидеть. По-моему гораздо важнее, чтобы человек никогда не переставал искать себя и передвигаться в сторону идеального для себя занятия. Хорошо, если он сразу нашел себе место по душе, но на практике это происходит довольно редко, учитывая совершенство не существующей в стране системы профессиональной ориентации. Это подтверждается и тенденцией, отмеченной проректором ВШЭ Григорием Канторовичем по результатам нынешнего приема документов в магистратуру, — увеличение количества тех, кто меняет направление обучения через четыре года. Я считаю, что это хорошо, надо активно использовать веер имеющихся возможностей. Пока же типичной является ситуация, когда абитуриент (или скорее его родители) выбирают вуз, а не образовательную программу.

Согласно экспертным оценкам, в ближайшие десять лет 80% существующих технологий и оборудования устареет, к этому времени 4 из каждых 5 работников будут иметь образование, полученное более 10 лет назад. Что это означает? Только одно: не существует альтернативы непрерывному образованию. Извините за трюизм. То есть обучаемость становится обязательным (но не достаточным) условием жизненного успеха. Задача университета — помочь выпускникам быстро восполнить выявленный дефицит знаний или компетенций, предлагая гибкие программы профессионального «тюнинга». Поэтому слоган Вышки получает новое звучание: Со Школой по жизни!

— Мониторинг показал, что выпускники в общем довольны своим образованием. А насколько их знаниями довольны работодатели?

— Этот вопрос лучше задать директору Центра развития карьеры ВШЭ, который поддерживает связи с широким кругом работодателей. Но, насколько я знаю, систематических исследований мнения работодателей о наших выпускниках пока не проводилось. Я видела результаты небольшого исследования, проведенного ГФК «Русь » по выпускникам социологических факультетов, но оно носило сугубо пилотный характер. Такого рода исследования довольно сложны и трудоемки. В настоящее время мы совместно с факультетом менеджмента запускаем первое исследование работодателей. Одной из целей этого исследования является получение международной аккредитации магистерских программ факультета менеджмента. Осенью мы сможем сравнить мнение выпускников о полученном в Вышке образовании с мнением работодателей о наших магистрах менеджмента. Очень интересно, что получится! Далее мы сможем проводить подобные опросы регулярно. Уверена, что результаты будут полезны вузу, особенно учебному блоку для коррекции образовательных программ.

Качество начатых исследований напрямую зависит от собранной контактной базы выпускников и работодателей. Поверьте, это очень непростая задача. Достаточно представить, как сложно найти контакты тех, кто закончил Вышку много лет тому назад. Очень приятно, что отклик на анкету оказался выше, чем мы рассчитывали - почти 50%. В связи с этим я хотела бы обратиться ко всем выпускникам с просьбой помочь нам обновить контактную информацию, зарегистрировавшись на сайте Ассоциации выпускников Вышки . Оставайтесь на связи — вы нам интересны! И надеемся, что интерес взаимный.

Также на вопросы о трудоустройстве выпускников Вышки ответила руководитель Центра развития карьеры ВШЭ Ольга Борисова .

— Ольга Александровна, насколько легко выпускнику ВШЭ найти работу?

— В целом, легко. Такая ситуация объясняется комбинацией ряда факторов. Во-первых, безусловно, престижностью вуза и высоким уровнем образования, которое студенты получают в ВШЭ. Работодатели активно востребуют таких выпускников во многих сферах. В частности, в числе активных партнеров Центра развития карьеры более 700 компаний и учреждений, среди них представители финансовой сферы, госслужбы, консалтинга, FMCG, компании нефтегазовой отрасли, исследовательские компании и прочие. Более того, работодатели стараются привлечь студентов НИУ ВШЭ с помощью различных рекрутинговых и HR-брендинговых мероприятий, также компании участвуют в учебном процессе, начиная с третьего курса. Конкурентная борьба ведущих российских и зарубежных компаний за потенциальных сотрудников разворачивается уже в этот период. Студентов приглашают пройти стажировку, производственную или преддипломную практику, поступить на работу по гибкому графику. Так, к примеру, в течение 2010-2011 учебного года в ВШЭ прошло около 100 рекрутинговых и карьерно-образовательных мероприятий с участием 150 компаний, к числу активных партнеров добавилось порядка 40 новых работодателей. В следующем году, по нашим прогнозам, активность компаний будет еще более интенсивной.

Во-вторых, это объясняется активной позицией самих студентов. Вышкинцы посещают карьерные мероприятия (Ярмарки вакансий, Дни карьеры, мастер-классы, презентации, тренинги компаний-работодателей), обращаются за карьерными и профориентационными консультациями, следят за новостями рынка труда актуальной для них сферы.

В-третьих, совмещением работы и учебы, прохождением студентами стажировок у потенциальных работодателей. По данным ежегодных мониторингов карьеры студентов выпускных курсов, которые проводил Центр развития карьеры ВШЭ с 2005 по 2010 годы, нередки случаи, когда к моменту получения диплома Вышки, выпускник уже занимал руководящую позицию или имел опыт работы (по специальности!) не менее 3 лет.

В-четвертых, наличием в Вышке специальных сервисов и подразделений для студентов и выпускников, содействующих в личностном и карьерном развитии, плотного взаимодействия факультетов с представителями компаний, активного сотрудничества университета в различных сферах с бизнесом.

— Какие трудности встречаются при поиске работы?

— Часто выпускнику сложно определиться, какую именно сферу выбрать, поскольку полученное образование открывает перед ним широкий спектр возможностей. Одни прибегают к консультациям специалистов, другие изучают рынок самостоятельно, третьи (если не сделали это в годы учебы) продвигаются путем пробы себя в различных сферах экономики.

Также, работодатели отмечают несколько завышенные карьерные амбиции и зарплатные ожидания выпускников (правда, экономический кризис скорректировал данную ситуацию, самооценка молодых специалистов на рынке труда стала более адекватной), неготовность к «работе руками», к быстрому, но все-таки постепенному росту и продвижению.

Все это преодолеваемо и относится к разряду минусов, легко обращаемых в плюсы. Так, многофункциональный специалист может легко перемещаться между сферами, осваивая новые области, работая на стыке областей, тем самым обладая большим инновационным потенциалом. Завышенные амбиции со временем корректируются и становятся «здоровыми» превращаясь в эффективный «двигатель» выпускников по карьерной лестнице, они стимулируют к непрерывному обучению и саморазвитию, что изначально и закладывается в студентах университета.

Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ Кадровый ответ, или как и где находит работу выпускник ВШЭ Большинство из нас учится для того, чтобы найти затем хорошую работу. В свою очередь, каждому уважающему себя вузу интересно положение выпускников на рынке труда и их оценка полученного образования . Этим вопросам посвящено одно из последних исследований Центра внутреннего мониторинга ВШЭ. Весной 2011 года было опрошено 1748 выпускников, которые окончили университет в разные годы (2004-2010).
Подробнее >> В Мой Мир Предпрофессиональный экзамен, который проводится в рамках городских образовательных проектов «Инженерный класс в московской школе», «Медицинский класс в московской школе»,
02.03.2019 Московский центр качества образования Президент РФ Владимир Путин выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной лауреата Нобелевской премии по физике, академика Жореса Алферова, он отметил вклад ученого в развитие отечественной и мировой науки,
02.03.2019 MosDay.Ru В Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Юридический колледж» состоялось торжественное мероприятие, посвященное выпуску специалистов правоохранительной деятельности.
02.03.2019 ГУВД по г.Москве В феврале этого года указом мэра Москвы заведующей кафедрой реставрации факультета церковных художеств ПСТГУ Галине Сергеевне Клоковой, реставратору высшей категории, заслуженному работнику культуры РФ,
02.03.2019 ПСТГУ Студенты-первоклассники из Гимназии Сколково 23 февраля приняли участие в фестивале «Дни робототехники в Пермском крае FEST RUSSIA OPEN 2019», который проходил в рамках всероссийского Чемпионата FRO 6+.
01.03.2019 Район Можайский ЗАО Москвы

Мода отправлять детей на экономические факультеты дала эффект перепроизводства - столько экономистов, сколько сейчас выпускают вузы, стране не нужно. Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев приводит такие цифры: в 1986 году экономисты и управленцы составляли 8,6% выпускников, а к 2009 году их доля выросла до 31,2%. «Сейчас экономисты работают и курьерами, и менеджерами по продажам. В России сотни факультетов экономики, где обучаются 2 млн студентов», - удивляется ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев.

Итак, куда деваться экономисту? Во-первых, если у вас есть степень кандидата наук - или степень Ph.D. на Западе - вам открыта дорога к преподаванию. Международный рынок профессоров экономики сегодня прозрачен - ежегодно около 1000 человек получают PhD по этой науке в ведущих университетах (преимущественно США, которая лидирует в мире в экономической науке). Как правило, молодые профессора размещают свои объявления в газете Американской ассоциации экономистов, где их находят и приглашают к себе все мэтры экономики (вузы). Из российских вузов специалистов с западным PhD нанимают только Российская экономическая школа и Высшая школа экономики. В основном потому, что эти профессора очень дороги - assistant professor экономики получает около $70 000 в год.

Многие выпускники РЭШ едут на Запад за степенью Ph.D. именно потому, что после защиты диссертации им гарантирована такая зарплата. Сразу уезжают учиться на Запад 30% выпускников Международного института экономики и финансов ВШЭ (двойной диплом бакалавриата с Лондонской школой экономики). Это люди, которые в дальнейшем видят себя в науке или преподавании. По информации Сергея Яковлева, ректора Международного института экономики и финансов ВШЭ, еще 45% выпускников его вуза после бакалавриата начинают работать в России. Основным местом их работы становится Большая четверка аудиторских компаний - PWC, KPMG, Ernst&Young, Deloitte. Здесь они начинают работать аудиторами либо бизнес-аналитиками. Об этом Forbes подробно писал в статьях «Блеск и нищета аудитора» и «Инвестбанкиры - рабы офиса».

Второй по значимости сектор работодателей - банки и страховщики. Лучшие выпускники обычно уходят в западные банки, где выше компенсация. Там экономисты работают финансовыми аналитиками, риск-менеджерами, актуариями и трейдерами на финансовом рынке. Одному только Сбербанку с его многотысячным штатом надо нанять в этом году около 20 000 квалифицированных кадров, констатирует Сергей Гуриев, который входит в наблюдательный совет «Сбера».

«Сбербанк» - крупнейший работодатель наших выпускников, 4% выпускников РЭШ работают в этом банке (в том числе и после успешной карьеры в частных банках и инвестбанках), - утверждает Гуриев. - А в каждой из компаний Большой четверки и ведущих международных инвестбанках - примерно по 1% всех выпускников РЭШ». Парадокс: экономистов слишком много, но для работы в приличном месте годятся немногие. ВШЭ выпускает ежегодно 100 экономистов, РЭШ - 60. Получается, что каждый приход в Россию крупного международного инвестбанка, которому разом нужно 300 сотрудников, переворачивает рынок выпускников двух главных экономическх вузов страны.

Значительная, но меньшая, чем в банках, часть элитных выпускников-экономистов поступает на госслужбу - в Центробанк, МЭРТ, Минфин, администрацию президента. Директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев приводит такие цифры: в 1986 году экономисты и управленцы составляли 8,6% выпускников, а к 2009 году их доля выросла до 31,2%.

Зарплаты в министерствах и ведомствах в разы ниже, чем в западных инвестбанках, поэтому туда зачастую идут специалисты низкой квалификации. «В итоге экономисты-госслужащие - совсем не того уровня, как хотелось бы, - резюмирует Игорь Николаев из ФБК. - К тому же не редкость, когда их интересует только административно-статусная рента, а вовсе не суть документов, которые они готовят».

И Яковлев, и Николаев соглашаются, что лучшие экономические вузы готовят людей «или для бюрократии, или для эмиграции». Если, конечно, рассматривать работу в международной финансовой корпорации как состояние «одной ногой за границей». «К сожалению, в России пока невозможно создать такого уровня экономический совет, как при Президенте США: все еще нет нужного количества экономистов такого калибра», - считает Гуриев. По его словам, людей, имеющих достаточную цитируемость в международных экономических журналах, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Чем еще заняться выпускникам? Экономисты, чей уровень образования позволяет разбираться в корпоративных финансах, находят работу в индустриальных компаниях. Там они, как правило, рассчитывают эффективность инвестпроектов, нормы прибыли и другие финансовые показатели.

Что думают по этому поводу абитуриенты и их родители? Судя по статистике конкурса 2009 года, и те и другие верят, что им найдется место на государевой службе или в инвестбанке. Конкурс на экономические факультеты в последние 5 лет только растет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Причины и симптоматика инсульта у детей
Мыс крестовый лиинахамари