Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Современная школьная библиотека - новая реальность. Современная школьная библиотека в новом образовательном пространстве

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями. Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации......

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная библиотека в условиях ФГОС нового поколения

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы обсуждаем очень актуальный вопрос.

Образ библиотекаря в современном обществе меняется. Сегодня это должен быть человек шагающий в ногу с развитием информационных технологий, сегодня библиотекарь становится информационным менеджером, который должен владеть не только педагогическими, но и информационно-коммуникативными технологиями.

Библиотекарь нового времени должен изменить отношение школьников к чтению и получению новой информации

Образование сегодня рассматривается как важнейшая социальная единица, как главное средство социализации, обеспечивающее развитие и воспитание подрастающего поколения.

2010 год дал старт национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Президент РФ Д.А.Медведев отмечает, что смысл образовательной инициативы «Наша новая школа» заключается в создании новой современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребенка, способна воспитать в детях интерес к образованию, к учёбе, способна быть современной, адекватной нашей жизни образовательной системой.

В основе Президентской инициативы заложены новые образовательные стандарты, которые разрабатывались в соответствии со Стратегией развития образования до 2020 года.

Принципиальное отличие нового стандарта в том, что он представляет собой общественный договор семьи, общества и государства. Требования к результатам образования изменяются, главное в стандартах - личностно ориентированный подход. Смысл школьного образования, исходя из ФГОС второго поколения, понимается так: школа должна давать знания, но она также должна формировать личность гражданина страны, который обеспечит ее дальнейшее развитие.

Инициатива «Наша новая школа» побуждает развитие такой структуры, как школьная библиотека, ее потенциал до сих пор недооценивался, либо вообще не учитывался при разработке программ развития образовательного учреждения, да и муниципальных и региональных образовательных систем. Поэтому роль школьных библиотек и школьного библиотекаря в реализации президентской инициативы в работе по стандартам второго поколения становится сегодня одной из главной.

Мы убеждены, что современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности. Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу, особенно в условиях перехода школы на полный день по стандартам второго поколения. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А.Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.

Существует ясное понятие, что библиотека должна содействовать формированию высококультурной, гуманной и нравственной личности, развивать гражданские качества и учить цивилизованным нормам общения, уметь жить в быстро меняющемся мире в духе согласия и терпимости. Вот несколько направлений работы школьной библиотеки по внедрению стандартов второго поколения:

Исследовательская деятельность;

Информационная деятельность;

Проектная деятельность;

Литературно-познавательная деятельность;

Мультимедийные технологии;

Работа с УМК;

Работа с фондом художественной литературы.

Работать в данных направлениях возможно только в тесном содружестве с классными руководителями и учителями – предметниками.

Это, прежде всего, театрализованные праздники, конкурсы, обзор литературы. Школьной библиотекой ведется большая работа по привлечению детей к чтению. Приоритетными направлениями работы нашей библиотеки являются: патриотическое, духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей.

Продумана и выстроена система работы по нравственному воспитанию учащихся В 3а и 5б классах работают клубы знатоков и любителей книги. На занятиях учащиеся знакомятся с нормами морали и нравственности. Проводятся уроки доброты, нравственности, культуры, а также беседы о жизни и творчестве великих людей, виртуальные экскурсии в музей..

В стандарте второго поколения определён «портрет выпускника начальной школы», и без помощи книг и библиотекаря, здесь не обойтись.

Любознательный, активно познающий мир читатель с огромным удовольствием принимает активное участие в ежемесячных играх «Что? Где? Когда?» с видео-вопросами, блиц- вопросами и чёрным ящиком.

Юные читатели имеют возможность овладевать основами умения учиться в разных направлениях, получать информацию на разных носителях как бумажных, так и электронных. В библиотеке функционируют 3 компьютера, 2 подключены к Интернету, есть возможность работы с нетбуками и интерактивной доской.

Библиотекари пытаются пробудить любовь к родному краю, желание увидеть красоту и неповторимость нашей природы, узнать больше о растениях и живом море полей и лесов. Программа патриотического воспитания в нашей школе неразрывно связана с библиотекой и показывает, что формировать детское сознание невозможно без исторической памяти

Библиотека работает в тесном сотрудничестве с родителями, они наши друзья и помощники уже давно стали привычными родительские собрания в школьной библиотеке, традиционны к конференции на тему «Что читаю я и моя семья».

Очень хочется, чтобы наши дети были готовы самостоятельно действовать в социуме и уметь отвечать за свои поступки. Любимые герои книг помогут им сделать это в интересной не назидательной форме.

Мероприятия по популизации здорового образа жизни направлены на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками, профилактику алкоголизма и наркомании.

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

Тогда выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;
  • определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам;
  • писать отзыв о прочитанной книге;
  • работать с тематическим каталогом;

В новых стандартах выделены требования к результам освоения основной образовательной программы. Требование к информационно-образовательной среде является одной из главных частей Стандарта. Чтобы школьная библиотека стала грамотным инструментом модернизации общеобразовательной школы, необходимо систематическое и постоянное пополнение фонда библиотеки.

Фонд нашей школьной библиотеки составляет: всего – 22899экз.

  • учебники – 3794
  • методическая литература - 700
  • художественная литература – 18300
  • медиатека CD- дисков - 105

Объединение всех ресурсов, в том числе и Интернета, в библиотеке даёт школе возможность реально модернизировать школьное образование.

Интересная жизнь библиотеки это её книги. В нашей каждодневной борьбе за читателя нам очень помогает МБА. Совместно с детской библиотекой мы проводим различные мероприятия, оформляем выставки, проводим обзоры новинок. Эти книги очень помогают нам в нашей работе, но их нет на полках школьной библиотеки. А очень хотелось бы иметь их под рукой.

В наше время, когда потеряны нравственные ориентиры, нивелируется значение России в развитии современного мирового сообщества, необходимо создавать у юных граждан положительный образ своего Отечества и развивать у них чувство сопричастности с судьбой России, ведь именно им, сегодняшним мальчишкам и девчонкам, продолжать её путь в Будущее.

Школа - это не только уроки, задания на дом, контрольные работы и родительские собрания . Со школой связано множество историй про девчонок и мальчишек, которые ссорятся, мирятся, влюбляются. Множество озорных рассказ ов, повествующих о жизни гимназистов и школьников - ровесников сегодняшних учеников начальной школы. Предисловие "Для любознательного читателя" расскажет о том, какой была школа 100 лет назад, о героях ВОВ, о том, как себя вести и многом другом читатель узнает из серии книг Без словарей и справочников очень тяжело в учёбе и вот в качестве первых словарей для малышей мы бы в свой фонд приобрели словари Ольги Ушаковой. В нашем фонде конкретно для младшего школьника всего 5словарей, а так приходится довольствоваться словарями среднего звена.

Хорошими учениками не рождаются - ими становятся на хороших уроках. А какие уроки хорошие? Те, что не похожи на урок: веселые, как игра. Такие, как у учительницы Валентины Васильевны Волиной. Это не новое имя и уже не одно поколение ребят выросли на этих книгах. А школьная библиотека испытывает дефицит книг этого автора.

Читающий ребенок – надежда на будущее культуры России. Но для того чтобы ребёнок стал читающим надо, что бы ему было что читать, что бы на полках школьной библиотеки его ждали красивые интересные книги, а не залатанные пусть и очень интересные издания 70-90годов. Без таких мастеров художественного слова как Ушинский, Пришвин, Паустовский, Бианки, Снегирёв и многих других невозможно воспитать у ребёнка чувства любви ко всему, что его окружает. Но если книга издана давно, то она останется, незамечена юным читателем.

Школьной библиотеке принадлежит особое место в библиотечном пространстве.

Мне, как руководителю школы очень хочется обратить внимание на те проблемы школьных библиотек, с которыми сталкиваешься в работе.

Решение вопроса о статусе школьного библиотекаря. Человек, работающий в школе с учащимися должен нести звание педагога. А отсюда и иметь соответствующий отпуск и педагогический стаж,

Центральной проблемой школьного библиотекаря и администрации школы является проблема финансирования,

Следует серьёзно подойти к вопросу кадровой политике. Во многих образовательных учреждениях в штатном расписании просто нет ставки библиотекаря, я уже не говорю,что в больших школах их должно быть 2-3.

Крайне важно решить вопрос с аттестацией библиотекарей, сейчас их зарплата зависит от группы оплаты школы, а не от результата их работы и мастерства.

Для успешной организации работы школьной библиотеки,конечно, не малое значение имеет отношение к этому вопросу самого руководителя Я считаю, это направление в школе довольно серьезным и масштабным, поэтому если эта работа руководителя будет учитываться при аттестации руководителя у него появятся дополнительные баллы.

Свое выступление хочу закончить прекрасными строками Марины Бородицкой.

Библиотекарь открой мне свой ковчек,

Свой католог, звучащий как поэма,-

Мы выйдем в море с капитаном Немо,

Умчимся к звездам в двадцать третий век.

Желаю всем успехов, здоровья и процветания.

Директор МОУ «СОШ № 3» города Пикалево

Людмила Ивановна Гришкина


04.12.2015, ПТ, 11:25, Мск

Российские школьные библиотеки будут трансформированы в современные информационные центры, которые продвинут старую систему библиотек в новую цифровую эру. Концепция модернизации предполагает даже онлайн-игру с симулятором карьеры учеников. Преобразования могут открыть новые возможности для отечественных разработчиков.

В конце ноября 2015 г. Минобрнауки России, Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА) и Научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского организовали обсуждение проекта Концепции развития национальной сети информационно-библиотечных центров (ИБЦ). К 2020 г. школьные библиотеки будут модернизированы и превратятся в ИБЦ - информационные обучающие площадки нового поколения, где можно играть, учиться и общаться, используя новейшие технологии.

Концепция развития ИБЦ представляет школьную библиотеку как общественное пространство с зоной для совместной работы, медиатекой и базой знаний для учеников и педагогов. Обновленные библиотеки с высокотехнологичными устройствами, мягкой мебелью, игровой площадкой и бесплатным Wi-Fi должны привлечь педагогов и учеников, стать местом, в котором можно интересно и с пользой провести время.

Кроме того, в рамках модернизации национальной сети информационно-библиотечных центров впервые в России будут использоваться современные игровые технологии для решения сложной проблемы выбора будущей профессии. Для этого планируется создать специальную онлайн-игру, в которой пользователи смогут попробовать себя в разных профессиях, выстроить виртуальную карьеру, приобрести навыки профессионального общения и совместной работы над проектами. Сотрудникам библиотеки будет отводиться в этой игре ключевая роль.

Модернизация и требования времени

За последние 20 лет процесс обучения сильно изменился. Школьники учатся не только в школе, но и дома, и в процессе общения со сверстниками. Все шире используются информационные технологии, прежде всего, удаленное обучение, интернет- и мобильные устройства. Иногда школьники вовсе «отключаются» от школьной экосистемы, предпочитая обучение и общение вне школы. В то же время ученикам не хватает знаний об этике интернет-общения, навыков оценки информации и совместной работы, которые очень важны для будущей интеграции молодых людей в общество и для успешной карьеры. В большинстве стран идут поиски оптимальной модели школьного образования, которая могла бы решить эту проблему без негативного уклона в сторону полного контроля над инициативой и свободным временем детей.

Компьютер и интернет стали важной частью образовательного процесса

Библиотеки играют важную роль в создании дружелюбной и эффективной школьной экосистемы, а сотрудникам библиотек отводится роль лидера в обучении и работе с информацией. Российская концепция ИБЦ на первый взгляд учитывает все эти аспекты. Но сможет ли она помочь в адаптации сложившейся школьной системы к новым реалиям информационной эпохи?

Онлайн-игра - особое направление

Особое место в Концепции развития Национальной сети ИБЦ занимает ролевая онлайн-игра, которая поможет школьникам выбрать будущую профессию и понять принципы построения успешной карьеры. В игре пользователи смогут выбирать разные профессии, изучать их особенности и набирать игровые баллы на уроках, олимпиадах и в интеллектуальных играх.

За рубежом зоны для коворкинга (совместной работы) широко используются для практического обучения

Онлайн-игра будет построена на профессиональных траекториях из реальной жизни. Аналогами игровых сообществ и миссий станут группы по интересам и совместные обучающие проекты. При этом сотрудник библиотеки станет «мастером игры» и будет помогать выбирать оптимальные сценарии и решать проблемы.

По словам руководителя Библиотеки им К. Д. Ушинского, данный онлайн-проект совместит игру и обучение. При этом для работника библиотеки игра может стать средством привлечения школьников в библиотеку и одним из способов выстроить сотрудничество с учителями.

«Сейчас и дети, и взрослые любят играть в онлайн-игры, - отмечает Алексей Габов. - В проекте игры для ИБЦ можно совмещать учебу с "прокачкой" персонажа, и его развитие будет развитием самого школьника. Дополнительные "ачивки" (достижения) и игровые бонусы можно будет получать выполнением заданий на уроках, участием в олимпиадах или просто прочтением книг».

Сюжетная проработка - это дело будущего, сроки реализации и конкретного разработчика онлайн-игры пока назвать сложно. В идеале, в проекте должно быть большинство реальных ключевых профессий. Это должна быть полноценная расширяемая игровая вселенная, в которой есть и предприниматели, и госслужащие, и социальные работники, имитируется процесс найма и серьезная экономика. Создание такой уникальной игры - процесс долгий, и пока этот процесс на стадии концептуального проектирования.

В России и за рубежом существуют разные более простые образовательные игры. Эта сфера активно развивается, но пока это игровое обучение каким-то конкретным знаниям, то есть в игровую форму переводится получение отдельного образовательного модуля.

Современные ролевые онлайн-игры пользуются популярностью у детей и взрослых. Подобные игры можно использовать для обучения

К примеру, за рубежом есть игра Classcraft, но в ней акцент сделан не на профориентацию, а не работу в классе. Это не симулятор карьеры, а скорее вариант Dungeons & Dragons и других настольных ролевых игр. В основе игрового сюжета лежит выполнение домашних заданий, хорошее поведение на уроке и тому подобное.

Можно вспомнить игру Minecraft, которая введена в обязательную образовательную программу Финляндии. Или Second Life, которая тоже используется для образования. И то, и другое - игровые вселенные, но в них образование и выстраивание карьеры не являются основой игрового сюжета.

Инициатива и свобода

Концепция модернизации школьных библиотек предполагает привлечение школьников и педагогов к самостоятельному обучению и саморазвитию с использованием мультимедийных ресурсов, интернета и комфортных рабочих зон.

Каталогизация - отдельная серьезная проблема школьных библиотек, которую планируется решить в ИБЦ

В модернизированных библиотеках учитель сможет подготовить материалы к уроку, изучить новейшие методики, создать педагогическое портфолио для аттестации. Благодаря электронным сервисам упростится проверка знаний, накопление и распространение наиболее эффективных методик преподавания.

Для учеников новые библиотеки должны стать местом для общения и интеллектуального развития, площадкой, где можно научиться применять знания на практике. При этом вход в школьную библиотеку будет открыт всем желающим, а не только школьникам. Это касается и сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.


Некоторые технологии невозможно использовать дома. В библиотеке для них можно предусмотреть отдельные помещения

Авторы концепции ИБЦ особую роль отводят сотрудничеству с разработчиками и поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции: шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и т.д. Взаимовыгодное сотрудничество в этой области открывает возможности для всех участников и поможет быстро внедрять новые технологии в образовательный процесс. Таким образом, информационно-библиотечные центры станут для российских ИТ-компаний площадкой для тестирования и внедрения передовых разработок.

За последние 5-6 лет, наверное, ни одно структурное подразделение школы не изменилось так кардинально, как библиотеки. Из хранилищ старых, потрепанных книг и учебников они превратились в информационные центры школ, гимназий, лицеев. Если раньше гордостью и пределом мечтаний библиотекарей были видеомагнитофоны с десятком видеокассет и музыкальные центры, то сейчас нормой становятся АРМ пользователей с выходом в Интернет и копировально-множительная техника. А хозяином и смотрителем всего этого богатства является школьный библиотекарь.

В библиотеке гимназии № 9, в которой я работаю уже восьмой год, новая эра - эра модернизации и информатизации - началась с декабря 2004 года - с момента появления первого АРМ библиотекаря (компьютера и принтера). Началась новая жизнь и у меня - школьного библиотекаря. Чтобы быть всегда чуть-чуть впереди пользователей - потребителей информации, знать чуть-чуть больше, приходилось (да и сейчас приходится) постоянно учиться, совершенствоваться, приобретать новые знания и умения в сфере ИКТ и применять их на практике, в библиотечной работе.

Библиотека преобразилась и внешне - удобная мебель, 2 читальные зоны - одна для детей, другая - для ребят среднего и старшего звена и учителей, компьютерная зона. Происходит замена ветхого книжного фонда, приобретаются детские книжки, напечатанные на хорошей бумаге, с яркими иллюстрациями. И это очень важно, ведь библиотека и печатные книги - понятия пока еще неразрывные.

Стремительно ворвавшиеся в размеренную жизнь школьных библиотек электронные информационные ресурсы - электронные издания (учебно-наглядные пособия, хрестоматии по литературе, энциклопедии, интерактивные карты и т.п.), ЭБД, Интернет-ресурсы - предоставили библиотекарям неограниченные возможности справочно-информационного обслуживания пользователей. Если раньше частенько было сложно найти какую-то информацию, то теперь, наверное, сложно ее не найти.

Копировально-множительная техника (в нашей библиотеке 8 единиц такой техники - подсчитала для отчета и сама ахнула - так много!) значительно облегчает повседневную библиотечную работу: с оформлением выставок, копированием текста, сканированием картинок и фотографий отлично справляются принтеры (особенно нежно мною любимый цветной принтер), сканер, копир, только нажимай необходимые кнопки.

А как изменилась работа с читателями! Презентации, видеоряды делают массовые мероприятия зрелищными, запоминающимися. Книжные выставки, викторины, обзоры - при их подготовке и проведении тоже можно использовать ИКТ.

Не забываю я и о библиотечной программе АИБС МАРК-SQL. Продолжаю создавать электронный каталог. Наверное, как нам обещали, когда-нибудь электронные каталоги городских школьных библиотек соединятся в единую библиотечную сеть, и библиотечные фонды станут открытыми. Только вот не знаю, хотела бы я выдавать из фонда своей библиотеки печатные или электронные издания ученикам других школ? Наверное, нет. Хотя жизнь так быстро меняется, меняя и нас самих…

Можно ли говорить о том, что все проблемы школьных библиотек остались в прошлом, и впереди - светлое будущее? Конечно, нет. Уходят одни проблемы, вместо них появляются другие.

Почти все школьные библиотеки расположены в небольших помещениях (обычный школьный кабинет), поэтому ограничен размер компьютерной зоны - для нашей библиотеки три АРМ пользователей - это предел. Уже устарели компьютеры, когда-то казавшиеся чудом техники - два компьютера необходимо заменить, нужны и новые принтеры к ним.

Интернет становится самым востребованным источником информации, но глобальная сеть породила проблему информационной безопасности детей и подростков. Если в школьной библиотеке ученики ищут необходимую информацию в Интернете, именно школьный библиотекарь должен обеспечить ее безопасность для физического и психического здоровья пользователей. Для этого сам библиотекарь должен свободно ориентироваться в информационном пространстве Интернета, владеть навыками быстрого и безопасного поиска информации.

В нашей библиотеке существует правило - ученики с 1 по 7 класс выходят в Интернет только в сопровождении учителя или библиотекаря. Кроме того, создаются базы данных безопасных сайтов, все АРМ снабжены памятками по безопасному поиску информации, проводятся индивидуальные беседы с учащимися перед выходом в Интернет.

Наверное, всех библиотекарей волнует проблема «нечтения» ребят. Перестали дети и подростки читать - не по программе, за оценку - с этим все нормально, а для души.

Из толпы первоклассников, каждую перемену стоящих в очередь, чтобы взять или поменять книгу, к пятому классу остается 15-20 читающих ребятишек (на всю параллель!), а к 10-11 классу - 1-3 постоянных читателя. Мне кажется, что и электронные книги эту проблему не решат. Свой досуг современные дети и подростки проводят за компьютером - играют или общаются в социальных сетях. Чтение теперь скорее наказание для детей, чем любимое занятие.

Говорят, что проблемы не надо решать, надо подниматься над ними. Поэтому, несмотря на все трудности своего бытия, школьные библиотеки живут - по-разному, но живут, и, надеюсь, будут жить, помогая и ученикам, и учителям в трудном деле народного образования.

Что делает школьную библиотеку современной? Беспрепятственный выход в Интернет? Модный нескучный дизайн? Всё это, конечно, хорошо и даже необходимо, но без современного понимания своих функций библиотека так и останется огромным пыльным «книжным шкафом».

О глобальном кризисе библиотек в цифровую эпоху говорят давно и много, и, к счастью, последние лет пять эти разговоры всё больше затрагивают реальные примеры выхода из кризиса. За такими примерами не надо далеко ходить: жители Москвы уже могли оценить «библиотечную революцию» Бориса Куприянова, известного российского книгоиздателя и книгопродавца, которого чиновники призвали на помощь для того, чтобы спасти столичные районные библиотеки от вымирания.

Под руководством Бориса Куприянова часть московских районных библиотек превратилась в открытые публичные пространства, где посетители могут чувствовать себя так же свободно, как в кафе за чашечкой кофе. Общественность ахнула от непривычного дизайна, разработанного голландским архитектурным бюро, а Борис Куприянов не уставал повторять в интервью, что дизайн - только внешняя сторона дела, главное - изменение нашего отношения к функциям библиотеки.

На одной встрече с журналистами в Иркутске Куприянов сказал, что библиотека призвана сохранять не каталоги, а «ту великую практику, которая сопровождает человечество на протяжении семи тысяч лет» - чтение. И библиотекарь выполняет культурную миссию - он в каком-то смысле учит читать, демонстрируя потенциал и важность этого занятия.

Борис Куприянов

издатель и публицист, соучредитель книжного магазина «Фаланстер»

Самый главный критерий профпригодности библиотекаря - это не умение делать качественные библиографические сборники, а общая культура, любовь к книгам и знание литературы. Если человек назубок знает библиотечное дело, но не любит книги и читателей - он профнепригоден. Это принципиально важно. Будете ли вы доверять пилоту, который терпеть не может летать? Библиотека должна выходить из себя в прямом и переносном смысле. Выходить из своих стен, предлагать новые практики, новые отношения.

Пример московских библиотек быстро переняли в других городах: в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Нижнекамске. Наряду с визуальным изменением пространства, такое простое решение, как предоставление читателям возможности самостоятельно брать книги с полок, стало настоящим прорывом.

Если в общем случае речь идёт о том, что библиотека должна перестраиваться, чтобы выполнять просветительскую функцию, то в случае со школой на неё возлагаются функции педагогические.

Как привить современным детям любовь к чтению? Как сделать школьное пространство более дружелюбным, открытым и приспособленным для современного образования? Как учить детей информационной грамотности? - эти три вопроса, пожалуй, описывают круг задач, которые стоят перед современной школьной библиотекой.

Когда в начале 2000-х немецкая общественность была встревожена кризисным положением образования, которое продемонстрировали результаты PISA, Фонд им. Бертельсмана разработал «Публичная библиотека и школа». Дело в том, что в Германии не каждая школа имеет свою собственную библиотеку, а результаты PISA показали «провалы» именно в тех навыках детей, которые связаны с чтением. В программе Фонда представлены рекомендации, как использовать возможности библиотек для того, чтобы «подтянуть» школьников в их умении читать и искать информацию. Для этого предлагалось:

  • Признать, что навыки поиска информации - одни из базовых, и библиотека - место, где эти навыки можно и нужно развивать.
  • Создать условия, чтобы учителя могли учить библиотекарей педагогическим приёмам, а библиотекари учителей - умению работать с информацией.
  • Рассматривать библиотеку как пространство для индивидуального образования.

Эти базовые рекомендации показывают, что библиотека для школы - ресурс для решения задач, которые не всегда получается выполнить на уроках. Если в классах дети направляются в большей или меньшей степени преподавателем, то в библиотеке должна быть создана среда, в которой ребёнок может и хочет самостоятельно выбирать, что и когда ему читать, ненавязчиво овладевая навыками самостоятельной работы с информацией.

Что касается любви к чтению, то тут школьным библиотекам, возможно, нужно решиться на более смелые эксперименты, чем литературные и поэтические вечера в обновлённых интерьерах. Один из самых ярких примеров такой смелости - чтение для собак, которое приобретает популярность в библиотеках разных стран. Да-да, маленькие дети могут не любить читать, но почти все любят животных и согласны прочитать внимательным четвероногим друзьям книжку-другую.

О роли школьных библиотек в современной школе рассказывает к.п.н., Президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова

– Татьяна Дмитриевна, чем в условиях современной школы должна стать библиотека? Функции, задачи, оснащенность?
– Сегодня нашим сообществом активно обсуждается новая концептуально осмысленная модель школьной библиотеки в контексте цифровой школы, школы будущего.

Мы сторонники складывающейся в мировой теории и практике школьного библиотековедения — философии школьных библиотек в контексте новой парадигмы образования, т.е. развития библиотеки как важнейшего когнитивного ресурса инновационного образовательного процесса в школе, центрального мозга школы.

Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке — это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».

Классно-урочная система Коменского постепенно уходит в прошлое, так как при быстрой скорости приращения знаний нужна другая система обучения.

Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.

Библиотека может стать не просто Кабинетом № 1, а надпредметным кабинетом в школе, где развивается системное мышление школьников.

Библиотека может стать комфортной образовательной средой для развития индивидуальных образовательных способностей, связанных, прежде всего, с индивидуальными особенностями мыслительной работы.

– Каковы главные проблемы школьных библиотек?
– Сегодня имеют место две революции. В обучении — это развитие технологий, переход от классно-урочной системы к новому нелинейному диалогу между учителем и учеником.
Вторая революция – это информационная. И школьные библиотеки должны отвечать на вызовы времени, обеспечивать развитие учителя. У нас десятки лет был провал зоны профессионального развития педагога внутри библиотеки.

А за рубежом у наших коллег одна из главных задач – это помощь в профессиональном развитии педагога, для этого комплектуются фонды на всех носителях, библиотекарь работает как навигатор в ресурсах, интернете, для того, чтобы обеспечивать индивидуальное развитие образовательной программы самого учителя, а потом уже он готовит индивидуальный образовательный маршрут учащегося.

Главной проблемой российских школьных библиотек является кризис фондов и кризис кадров. В кризисе кадров – это разрушенная система непрерывного образования школьных библиотекарей. Сегодня система подготовки, переподготовки и повышения квалификации не соответствует новым задачам и возрастающей роли школьных библиотек.

Вторая проблема – это социальная незащищенность библиотекарей. На шестом съезде Всероссийского педагогического собрания Владимир Путин реализовал нашу давнишнюю мечту и объявил о приравнении статуса библиотекаря к статусу педагога. Это победа, к которой мы много лет шли.

– Как введение нового стандарта образования может способствовать модернизации школьных библиотек?
– В новом стандарте сделан акцент на уклад современной школы. Когда нам демонстрируют организацию библиотечного пространства в зарубежных школах, обычно говорят, что это результат сильной государственной политики, тогда как на самом деле это результат правильных приоритетов управляющих комитетов в финансировании и развитии школы. Нам еще только предстоит пройти этап развития такой ответственности социума.

В разделе ФГОС «24. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования» прямо указано, что «Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность «… доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстографических и аудио- и видео- материалов, результатов творческой и научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся».

Важно, что в образовательных стандартах начальной и средней школы в пунктах 25 и 27 также предусмотрена ответственность органов власти и руководства школы за школьные библиотеки.

Таким образом, мы видим, что необходимость библиотеки как территории активного познания через творческое чтение государством понимается. Наша задача сейчас — реализовать эти положения.

Сама современная школьная библиотека и ее квалифицированные специалисты — это гарант реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и важный инструмент их внедрения.

– Каким образом происходит отбор информационных ресурсов для школьных библиотек?
– Сейчас происходят качественные изменения и в профессиональном сознании школьных библиотекарей, и в технологиях их деятельности. Главное сегодня — научить библиотекаря работать по-новому, в том числе работать с информацией. В прошлом году самые «продвинутые» школьные библиотекари обучались работе в социальных сетях: в блогах, и теперь они профессионально общаются в виртуальном пространстве, обогащая друг друга инновационными практиками.

Наша ассоциация ежемесячно проводит веб-семинары с библиотекарями школ страны на самые актуальные темы. Важно, что в эту работу включились представители органов управления образованием, директора и учителя школ, специалисты по детскому чтению.

Наряду с проведением вебинаров наша ассоциация ведет разработку и подготовку дистанционной школы по нескольким направлениям, в том числе по основам информационного мировоззрения и формированию информационной культуры личности учащихся и педагогов.

Предпосылки для прорыва в этом вопросе во многом были подготовлены Кемеровской научной школой. Кемеровским государственным университетом культуры и искусств разработаны уникальные проекты и программы по формированию информационной культуры учителей и учащихся, которые становятся эффективным инструментом для повышения квалификации школьных библиотекарей при переходе к их новому педагогическому статусу.

– Как меняется роль библиотекаря в организации информационного пространства школы?
– Сейчас сбывается «ноосферный прогноз» Вернадского. Подключение к Интернету, большого количество компьютеров – это, по сути, создание интеллектуальной оболочки вокруг Земли. Важным и сложным местом в этих процессах является подключение самого главного и сложного компьютера – человеческого мозга. Педагоги-библиотекари взаимодействуют, прежде всего с человеческим разумом учащегося, усиливая процесс обучения. В этой связи перед нашими библиотекарями стоит новая задача. Сегодня он является незаменимым специалистом в трех областях.

Во-первых, роль педагога-библиотекаря – содействие развитию педагогов.

Во-вторых, педагог — библиотекарь играет роль агента по информационной грамотности, который планирует совместно с учителями вести учеников к настоящему критическому поиску с помощью навыков и процессов конструктивного исследования.

В-третьих, педагог-библиотекарь является эмиссаром культуры, «соединяющим» учеников и сотрудников с самыми последними и лучшими новинками книг, веб-сайтов, видео, искусства и/или ссылками на различные ресурсы.

В связи с возрастающей ролью школьных библиотекарей совершенно по-другому там стала строиться и система их профессиональной подготовки и переподготовки. Сейчас разрабатывается алгоритм образовательных решений для школьных библиотекарей, которые позволят практикам очень быстро в режиме интенсива дистанционно через кредитную систему получить диплом государственного образца (это может быть диплом на 500 часов с правом работы по профессии и другие варианты). Все представители вузов культуры пошли нам на встречу, я думаю, что и педагогические вузы сейчас втянутся. Но это наисерьезнейшая проблема, решать которую придется несколько лет совместно с органами управления образованием начиная с федерального уровня и нашему профессиональному сообществу. В США, Канаде, Южной Корее, Великобритании идет сплошная переподготовка специалистов школьных библиотек и стандарт этой переподготовки заказывают как раз профессиональные организации. Я думаю, что мы тоже по этому пути пойдем. Главная наша задача, чтобы не пострадали наши практики, которые имеют великолепный инновационный опыт.

Ваши рекомендации, относящиеся к повышению значимости школьной библиотеки в инфраструктуре школы?
– Практически во всех школьных библиотеках нашей страны, а я проехала не мало городов и сел, видела высокий творческий потенциал специалистов. Поэтому мы настаиваем на изменении имиджа профессии школьного библиотекаря в обществе, что это не обслуживающая, а именно креативная функция. Школьная библиотека — это пространство, где развивается творчество, образное мышление школьников.

Наша задача – изменить отношение общественности к профессии. Мы будем развивать отношения с различными родительскими ассоциациями. В новом стандарте акценты сделаны на управляющие родительские комитеты. Это то, что я видела за рубежом. Ведь многие библиотеки в школах там сильны благодаря акцентам расставленными управляющими комитетами, они понимают, что это мозг школы и поэтому деньги негосударственные идут в библиотеки. Нам надо пройти по пути возрастания ответственности социума.

Мы готовимся к октябрю, когда проходит международный месячник школьных библиотек. Мы планируем в рамках этого месячника провести большое количество акций и мероприятий, особенно в регионах. Мы сейчас готовим методические рекомендации нашим коллегам для проведения мероприятий, связанных с поддержкой чтения. 50% российских семей не имеют ни одной книги дома. Поэтому школьная библиотека может и должна компенсировать, развивать глубокое творческое чтение.

Каждый ребенок черпает свой смысл в книге, и проблема нынешнего читателя как раз в смыслообразовании. Фактически дети после 12 лет зубрят параграфы, так как не понимают смысла. Это очень сильно сказывается на качестве образования. Поэтому необходимо усиливать другие составляющие образования, а не просто добавлять уроки. В школьной библиотеке, где не ставят оценок, как на уроках, и не ругают, как дома, ребенок совершенно по-другому осваивает это волшебство радости чтения. Это очень важная функция библиотекаря – развитие функциональной грамотности и творческого чтения.

– Существуют ли государственные проекты по поддержке школьных библиотек? Какие регионы в каких проектах участвуют? Что планируется сделать для развития школьных библиотек на государственном уровне?
– В Федеральных органах нам часто говорят, что наша тема субъектовая. Но я считаю, что тему, которую на федеральном уровне привели к системному кризису, особенно это касается фондов, необходимо выводить из кризиса на федеральном уровне, а потом передавать ее в субъекты. За последние 15 лет было только две программы, когда из федерального бюджета были выделены целевые средства на комплектование школьных библиотек.

Три года назад мы провели в Государственной Думе Парламентские слушания, к которым подготовили общественно-государственный проект «Концепция развития школьных библиотек до 2015 года». И в настоящее время Министерство образования и науки Российской Федерации поддержало нас: принято решение о совместной разработке комплексной концепции развития школьных библиотек и плана ее реализации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари