Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Основные направления внешней политики 50 60 годов. На нескольких участках граница проходила прямо по домам: вход был на Востоке, а окна выходили на Запад

- 20.50 Кб

Внешняя политика СССР в середине 50-х начале 60-х годов

1. Либерализация и противоречия внешнеполитического курса

1.1. Изменение приоритетов во внешней политике. Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

1.2. Борьба за разоружение . Проблема борьбы за мир и ослабление международной напряженности становится одной из центральных во внешнеполитической концепции Советского государства после смерти Сталина. Н.С. Хрущев внес целый ряд масштабных миролюбивых инициатив. В 1955 г. на совещании глав правительств СССР, США, Англии и Франции советская делегация внесла проект договора о коллективной безопасности в Европе. В августе 1955 г. СССР объявил об одностороннем сокращении своих вооруженных сил на 640 тыс. человек, а в мае 1956 г. - еще на 1,2 млн. Советский Союз ликвидировал свои военные базы на территории Финляндии и Китая. В 1957 г. он внес предложение в ООН о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе применения атомного оружия, о скоординированном сокращении вооруженных сил ведущих держав. В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В 1959 г. во время визита советской правительственной делегации в США Н.С. Хрущев выступил на сессии Генеральной Ассамблеи ООН с речью по проблемам разоружения. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой (к которому присоединились около 100 государств).

1.3. Принцип мирного сосуществования во внешней политике Н.С. Хрущева. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1953 г. был достигнут компромисс с США, результатом которого стало подписание перемирия в Корее. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений с Турцией и Югославией. В 1954 г. было достигнуто важное соглашение о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией (которая однако не была реализована), в которой объявлялось о прекращении состояния войны между двумя странами и восстановлении дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южнокурильских островов.

1.4. Ракетно-ядерное противостояние ведущих держав мира. Отношения между ведущими странами мира характеризовалось взаимным недоверием, осложнялось отсутствием национальных средств контроля за ядерным оружием. Кроме того, некоторые советские инициативы были рассчитаны на пропагандистский эффект. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В этой сфере к началу 60-х годов СССР сумел добиться временного приоритета над США. В 1957 г. СССР провел успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты (в результате впервые территория США оказалась уязвима для возможного противника). Началось оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, создание ракетно-ядерного подводного флота. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

1.5. Карибский кризис или, как его еще называют "ракетный кризис", 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. В 1959 г. по решению советского руководства, в целях обезопасить Кубу и изменить в свою пользу военно-политический баланс, тайно на острове были размещены ядерные ракеты средней дальности. Обнаружив их, США объявили морскую и воздушную блокаду Кубе и привели в полную готовность свои войска. Аналогичные меры принял и СССР. Через несколько суток ожидания Д. Кеннеди и Н.С. Хрущеву удалось прийти к заключению временного компромисса: СССР согласился демонтировать и вывезти с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывезти ракеты с военных баз в Турции. После Карибского кризиса наметилась некоторая полоса разрядки в отношениях Восток-Запад.

Кризис начался 14 октября 1962 года, когда самолёт-разведчик U-2 ВВС США в ходе одного из регулярных облётов Кубы обнаружил в окрестностях деревни Сан-Кристобаль советские ракеты средней дальности Р-12. По решению президента США Джона Кеннеди был создан специальный Исполнительный комитет, в котором обсуждались возможные пути решения проблемы. Некоторое время заседания исполкома носили секретный характер, однако 22 октября Кеннеди выступил с обращением к народу, объявив о наличии на Кубе советского «наступательного оружия», из-за чего в США немедленно началась паника. Был введён «карантин» (блокада) Кубы.

Вначале советская сторона отрицала наличие на острове советского ядерного оружия, затем - уверяла американцев в сдерживающем характере размещения ракет на Кубе. 25 октября фотографии ракет были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности ООН. В исполкоме всерьёз обсуждался силовой вариант решения проблемы и его сторонники убедили Кеннеди как можно скорее начать массированную бомбардировку Кубы. Однако очередной облёт U-2 показал, что несколько ракет уже установлены и готовы к пуску, и что подобные действия неминуемо привели бы к войне.

Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты и развернуть всё ещё направлявшиеся к Кубе корабли в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро (иногда указывается, что Кеннеди также предложил вывести американские ракеты из Турции, но данное требование исходило от советского руководства). Председатель Совета Министров СССР и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв согласился, и 28 октября начался демонтаж ракет. Последняя советская ракета покинула Кубу через несколько недель, и 20 ноября блокада Кубы была снята.

Карибский кризис продолжался 13 дней. Он имел чрезвычайно важное психологическое и историческое значение. Человечество впервые в своей истории оказалось на грани самоуничтожения. Разрешение кризиса стало переломным моментом в Холодной войне и началом разрядки международной напряжённости.

2. СССР и страны социалистического лагеря

2.1. Курс на укрепление социалистического содружества . Отказавшись от курса на мировую революцию, СССР продолжал занимать руководящие позиции в лагере социалистических стран. В отношениях с ними была признана многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа пролетарского интернационализма (т.е. помощи, часто безвозмездной, социалистическим странам, а также международному коммунистическому и национально - освободительному движению). В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы отношения КПСС с Югославией. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим. В мае этого года СССР, ГДР, ПНР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединенных вооруженных сил и выработку единой оборонной доктрины. После образования Организации Варшавского Договора (ОВД) надолго было легализовано присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц.

2.2. Политический кризис в странах Восточной Европы и реакция СССР. Процесс десталинизации в СССР получил широкий отклик в ряде социалистических стран (Польше, Венгрии, Германии), которым в свое время была навязана советская модель. Здесь возник серьезный политический кризис. В октябре 1956 г. в Венгрии вспыхнуло восстание, которое было подавлено совместными действиями венгерских коммунистов и частей советской армии (в ходе столкновений погибло 20 тыс. венгров). Ранее руководство СССР было готово применить вооруженную силу и в Польше, но там удалось добиться стабилизации мирными средствами. В серьезный кризис вылились события 1961 г. в ГДР, где значительная часть населения выступала за изменение политического строя страны. В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Восток-Запад.

2.3. Меры по укреплению международного коммунистического движения . Создание берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказались на развитии международных отношений в Европе, привели к падению авторитета СССР на международной арене и популярности коммунистических идей в мире. В 1957 г. и 1960 г. в Москве были проведены совещания представителей коммунистических и рабочих партий, на которых резко отрицательно оценивались события в Польше и Венгрии. В документах совещаний вновь подчеркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

2.4. Взаимоотношения СССР с Китаем и Албанией. Во взаимоотношениях с этими странами возникли сложные проблемы. Руководители двух стран обвинили советское руководство в отходе от принципов марксизма, резко выступили против осуждения культа личности в Советском Союзе. Критика сталинизма не получила одобрения также в КНДР, отчасти в Румынии. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Албания отказалась предоставить СССР военно-морские базы и арестовала советские подводные лодки, находившиеся в ее портах. В своей политике албанское правительство опиралось на помощь и поддержку китайского руководства. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы, созданной Сталиным после второй мировой войны. Китай претендовал на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении, с чем не могло согласиться советское руководство во главе с Н.С. Хрущевым. Кроме того, в китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории. Обозначилось открытое противостояние в рамках двух центров - КПК и КПСС.

3. Взаимоотношения с развивающимися странами

3.1. Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". На ХХ съезде КПСС национально-освободительное движение было названо одной из трех ведущих сил мирового революционного процесса, наряду с мировой системой социализма и международным коммунистическим движением. В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за 1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве.

3.2. Военно-политическая и экономическая помощь . СССР, заботясь об укреплении своих позиций в освободившихся странах, оказывал им активную материальную и военную помощь. При этом особой поддержкой пользовались страны, избравшие путь социалистической ориентации. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания помощи развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы).

Вывод: В целом в середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире". Одновременно наметилась тесная координация действий западных держав в борьбе против "советской экспансии" в освободившихся странах.

Описание работы

Учитывая изменение международной обстановки после второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков (а позже Н.С. Хрущев) считал, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве трех главных направлений обеспечения мира Хрущев назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку холодной войны, происходят изменения в международных отношениях.

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности .

Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами .

Н.С.Хрущев и Д.Эйзенхауэр в Белом доме

В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. , десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции . В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г . в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди . Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.

Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение . Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.

Выступление Н.С.Хрущева на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 сентября

Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

Политический союз стран Варшавского договора — СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД . Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.

Однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства , когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г . произошли антисталинские и антисоветские выступление в Польше . Хрущев вначале приказал вести танки в Варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г . разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.

В 1962 г . назрел кризис на Кубе , когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более, у этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 50 - 60-е гг.

Важной вехой в истории международных отношений СССР стала смена власти в 1953 г. После смерти Сталина утратила своё влияние партийная группировка во главе с министром иностранных дел В.Молотовым, которая придерживалась политики жесткого противостояния со странами Запада.

Усилились позиции Маленкова и Хрущева, которые полагали, что расстановка сил после войны в мире сложилась в пользу СССР и стран социализма, а наличие термоядерного оружия у СССР и США делает противостояние невозможным и опасным, поэтому основой межгосударственных отношений, в противовес холодной войне, должно стать мирное сосуществование. В этой связи основными задачи были:

· Налаживание отношений с западными странами,

· Ослабление давления на социалистические страны,

Уже в 1953 г. Маленков выдвинул ряд мирных инициатив: был достигнут компромисс с США и Китаем, что сделало возможным подписание перемирия по Корее, СССР отказался от выдвинутых Сталиным претензий к Турции по «совместной обороне» черноморских проливов, в 1954 г. на конференции в Женеве Советский Союз способствовал заключению мира в Индокитае, отказавшись рассматривать войну США во Вьетнаме как противостояние двух систем.

В 1953-55 г. начинается налаживание отношений с Китаем, Югославией и Грецией, после конфликтов руководства этих стран со Сталиным. После смерти харизматического лидера - Сталина социалистический лагерь находился в глубоком кризисе и для утверждения своего авторитета правящая верхушка СССР и Маленков, в частности, стали использовать авторитет Мао Цзедуна. За 1953-54 годы была заключена серия договоров с Китаем, которые при жизни Сталина затягивались а теперь были заключены на очень выгодных для Китая условиях: помощь в строительстве 146 крупных предприятий, предоставление Китаю крупных кредитов, состоялась передача совместных компаний Китаю, уступлены права на ряд экономических зон (Манчжурию), Китайская Компартия становилась самым приоритетным партнером СССР в международной политике. Однако после XX съезда, бескомпромиссный борец против «мирового империализма» Мао Цзедун, воспринял хрущевскую политику разрядки напряженности как уступку противникам социализма, а, значит как измену делу «мировой революции». В декабре 1957 года на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве позицию Китая поддержали партии Албании, Северной Кореи и Индонезии.

С началом 1955 года начинается сближение с Югославией. На рубеже мая-июня 1955 года состоялся визит представителей (Хрущев, Булганин, Микоян) советского руководства в Белград. Не сделав никаких серьезных уступок, Югославия получила значительную экономическую помощь и впервые был создан прецедент возможности создания собственной модели социализма, законности югославского пути, а не навязанного жесткого советского.

В 1955 г. был подписан договор стран-победительниц в войне с Австрией, по которому СССР выводил свои войска с ее территории. В это же время Советский Союз объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. - с Японией.

Кроме этого, выступая перед избирателями Маленков заявил о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия. Этот тезис стал основой решений XX съезда партии по внешнеполитическим вопросам. В качестве трех главных направлений Хрущев выдвинул идеи:

· Обеспечения коллективной безопасности в Европе,

· Затем в Азии

· Достижение разоружения.

Но 1956 - 64 гг. характеризуются нарастанием напряженности . К 1957 г. с создания межконтинентальных ракет СССР добился временного превосходства над США в вооружениях, что вдохновило советское руководство на активизацию внешней политики.

Причиной очередного обострения отношений стала проблема Западного Берлина , который являлся оккупационной зоной Англии и США, в то время как весь город находился в ГДР. СССР выступил с инициативой создания демилитаризованной зоны в Берлине, что означало вывод войск НАТО оттуда (руководство ГДР беспокоила массовая эмиграция своих граждан в ФРГ через Западный Берлин). Перспективы четырехсторонней встречи о статусе Западного Берлина обсуждались на переговорах с президентом США Д. Эйзенхауэром в 1959 г. во время визита Н.С.Хрущева. За две недели до намеченной конференции над советской территорией был сбит американский разведывательный самолет У-2. На конференции в Париже в 1960 г. Хрущев потребовал от Эйзенхауэра публичных извинений. После отказа Эйзенхауэра конференция была сорвана. Провалом закончилась и встреча Хрущева с новым президентом США Дж.Кеннеди в Вене. Новый ультиматум Хрущева по Берлинскому вопросу состоял в угрозе заключения мирного договора с ГДР до конца года (то есть пригрозил возможным вводом войск в Берлин). По настоянию комиссии Варшавского договора правительство ГДР в 1961 г. воздвигло стену в Берлине, отделявшую восточную часть от западной, чем было нарушено условие Потсдамского договора о свободном передвижении в Берлине. Развитием Берлинского кризиса стал разрыв Советским Союзом соглашений с США о запрещении ядерных испытаний в воздухе.

Кульминацией противостояния Советского Союза и США стал Карибский кризис 1962 г. Кубинская революция поставила вопрос о включении Кубы в социалистический блок. В 1961 году США представили документы, включая фото, о значительном превосходстве этой страны над СССР в ракетно-ядерном оружии. Исходя из этого, стремясь к равновесию в ядерном вооружении, СССР разместил ядерные ракеты средней дальности вблизи берегов США на Кубе.

Узнав об этом, правительство США потребовало демонтировать ракеты и начало блокаду Кубы (силами ВМФ). Мир оказался под угрозой прямого военного противостояния двух сверхдержав, обладающих ядерным оружием. Именно реальность угрозы ядерной войны заставила руководителей обеих стран Дж.Кеннеди и Н.Хрущева пойти на компромисс. В обмен на отказ от размещения ракет на Кубе, США сняли блокаду Кубы, и принимали обязательства отказаться впредь от агрессивной политики в ее отношении.

После карибского кризиса началась полоса разрядки в отношениях между СССР и США и в международных отношениях в целом. Установлена прямая телефонная связь между Кремлем и Белым Домом. В 1963 г. подписан договор о частичном запрете ядерных испытаний, который стал первым договором по контролю над стратегическими вооружениями.

Политика десталинизации и налаживание отношений со странами капиталистического мира породили сложные и противоречивые процессы в странах социалистического лагеря . Восточноевропейские страны восприняли критику культа личности Сталина в СССР как сигнал к либерализации политики, экономики и идеологии. В ряде социалистических стран Восточной Европы реформы в политической, экономической и духовной сфере пошли значительно дальше, чем в СССР. Дальше всех в этом процессе продвинулись Польша и Венгрия, где в 1956 году развернулись активные выступления против коммунистического правительства. В обеих странах на волне антисоветских выступлений произошла смена руководства. В Польше удалось достичь компромисса – Польша осталась в составе социалистического лагеря, но со своей моделью развития социализма, правящую Польскую рабочую партию возглавил В. Гомулка – сторонник «польского пути к социализму».



Более драматический характер антисоветские выступления получили в Венгрии, где развернулось восстание с требованием установления демократического режима и вывода Советской Армии. Новое правительство (И.Надя) объявило об утверждении многопартийной системы и выходе Венгрии из Варшавского договора. В начале ноября 1956 года в Будапешт после кровопролитных боёв вошли советские танки – «венгерская революция» была подавлена. Однако просоветскому руководству в Венгрии была предоставлена возможность создать собственную венгерскую модель социализма, допускающую мелкое частное предпринимательство.

После событий в Венгрии Хрущев вынужден был вести более осторожную политику в отношении восточноевропейских стран. Так в конфликте с руководством Румынии, возникшем из-за плана экономической интеграции социалистических стран, по которому Румынии отводилась роль сельскохозяйственного придатка «соцлагеря», Хрущев вынужден был отступить, предоставив Румынии возможность продолжить процесс индустриализации экономики.

Внешняя политика СССР в начальный период «оттепели» велась в условиях «холодной войны». Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем.

ХХ съездом КПСС (1956) был определен принцип мирного сосуществования государств с различным социально-политическимстроем , что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности. Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии в период 1956–1964 гг., сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.

Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов Второй мировой войны и завоевания социалистического лагеря.

После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений «холодной войны», стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами. В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г. в Женеве встретились главы великих держав – СССР, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В этом же году советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии. В июне 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н. С. Хрущева с новым президентом США Д. Кеннеди.

Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере была борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период с 1956 по 1960 г. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.

Политический союз стран Варшавского Договора, куда входили СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия, ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД. Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.


Вместе с тем политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы социалистическому лагерю со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступления в Польше. Хрущев вначале приказал ввести танки в Варшаву, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. В то же время в Венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран – участниц ОВД.

В 1962 г. возник политический кризис на Кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Д. Кеннеди и Н. С. Хрущева.

Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более к этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н. С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

Хронологическая таблица

1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи европейским странам.

1949 г. Создание НАТО.

1955 г. Создание Организации Варшавского Договора.

1957 г. Запуск первого искусственного спутника Земли.

1959–1965 гг. Семилетний план развития народного хозяйства СССР.

1961 г., октябрь XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии – программы строительства коммунизма.

Контрольные вопросы

1. Как происходило послевоенное восстановление народного хозяйства СССР?

2. Как сложилась политическая система в мире после завершения Второй мировой войны?

3. Что такое «холодная война»?

4. Какие международные организации были созданы в послевоенное время?

5. Что такое «оттепель»? Как вы понимаете этот термин?

6. В чем значение ХХ съезда КПСС, как изменилась внутренняя и внешняя политика СССР после 1956 г.?

7. Какие реформы в экономике были проведены в период хрущевской «оттепели»?

8. Когда была принята новая Программа КПСС и какие задачи для советского общества были в ней поставлены?

9. Чем закончилось выступление оппозиции против Н. С. Хрущева в 1957 г.?

10. Какие реформы были предприняты Н. С. Хрущевым в период с 1958 по 1964 г.? Каковы их результаты?

11. Что представляла собой политика мирного сосуществования? Когда она была принята и как реализовывалась?

12. В чем причина отставки Н. С. Хрущева в 1964 г.?

Вопрос 1. Внешняя политика СССР и особенности мирового развития в 50-60-е годы.

Вопрос 2. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 50-60-е годы.

ВВЕДЕНИЕ

1953-1964 годы вошли в историю как время хрущевской "оттепели". В этот период начались процессы либерализации во внутренней и внешней политике. Велись преобразования в экономической и политической сферах. Шло духовное возрождение общества. Реформы, проводимые сверху, были непоследовательны и противоречивы. Они встречали непонимание и сопротивление партийно-государственного аппарата. Многие из этих реформ были обречены на неудачу.

Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской "оттепели" велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов. Был оформлен союз, в состав которого вошли Великобритания и несколько стран Ближнего Востока (СЕНТО). Возник военно-политический блок в Юго-Восточной Азии (СВАТО). Военно-политические блоки были призваны, в частности, сдерживать влияние "социалистического лагеря" в мире и национально-освободительное движение колониальных народов.

Руководство страны во главе с Н.С. Хрущевым видело одно из средств ослабления международной напряженности в расширении взаимоотношений СССР и стран мира. В 1954-1956 гг. велись переговоры об установлении межгосударственных отношений с несколькими странами Европы и Азии.

Новое руководство страны стремилось укрепить положение СССР в социалистическом лагере. В 1954 г. Хрущев и его окружение осуществили ликвидацию советско-югославского конфликта . Когда Хрущев прилетел в Белград на переговоры с Тито, то в сопровождении свиты встретил гостя. Один из югославских чиновников попенял Хрущеву: - Россия и Сталин сделали нам так много плохого, что нам сегодня трудно доверять русским. Наступила напряженная тишина. Хрущев подошел к говорившему, хлопнул его по плечу и сказал: - Товарищ Тито, когда тебе понадобится провалить какие-нибудь переговоры, назначь главой делегации этого человека. Смех снял напряжение и переговоры прошли успешно. Все претензии советского руководства к Тито были сняты и отношения с Югославией восстановлены. Предпринимались меры по нормализации советско-югославских контактов. Подписанная в 1955 г. представителями СССР и Югославии декларация намечала сотрудничество сторон в области экономики, науки и культуры.



Результатом переговоров явилось восстановление дипломатических связей с Австрией и Федеративной Республикой Германии. Было подписано соглашение о прекращении состояния войны между СССР и Японией (1956 г.) . Между ними восстанавливались дипломатические и торговые отношения. К концу 50-х годов СССР был связан торговыми договорами более чем с 70 мировыми державами.

В середине 50-х годов создали свой военно-политический союз СССР и страны "социалистического лагеря". В 1955 г. в Варшаве был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и европейскими социалистическими странами. Участниками Организации Варшавского Договора (ОВД) стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.

Одним из последствий возникновения новых военно-политических блоков стало дальнейшее обострение международной обстановки. Для ослабления ее требовались иные, более гибкие дипломатические средства, новые, более продуманные подходы к решению мировых проблем. Становилась все более очевидной необходимость отказа от жесткой конфронтации в межгосударственных отношениях.

Уделялось большое внимание развитию взаимоотношений с государствами "третьего мира" (развивающимися странами) - Индией, Индонезией, Бирмой, Афганистаном и др. Советский Союз оказывал им помощь в строительстве промышленных и сельскохозяйственных объектов (участие в сооружении металлургического комбината в Индии, Асуанской плотины в Египте и др.). За время пребывания Н.С. Хрущева на посту главы государства при финансовой и технической помощи СССР было построено в разных странах мира около 6000 предприятий.

Новые подходы к решению внешнеполитических проблем четко определились в середине 50-х годов, после XX съезда КПСС. Съезд уделил большое внимание вопросам международной обстановки и перспективам мирового развития. В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и независимости во взаимоотношениях с государствами мира.

Вторая половина 50-х годов была временем дальнейшей активизации СССР на международной арене. Стабильный характер приобрели отношения с социалистическими государствами, к числу которых присоединилась Куба . Основными направлениями взаимного сотрудничества были: внешняя торговля, координация народнохозяйственных планов, контакты в области научно-технической политики, культурные связи. Главным центром межэкономических отношений оставался СЭВ. Возросла помощь Советского Союза в строительстве промышленных и других объектов на территории соцстран. Вместе с тем во взаимоотношениях государств все чаще появлялись конфликтные ситуации. Одна из причин этого заключалась в отступлении СССР от провозглашенных им принципов взаимного сотрудничества. С одной стороны, были признаны многовариантность путей к социализму, суверенность и независимость стран Восточной Европы. С другой стороны, имели место попытки диктата и открытого военного вмешательства в дела независимых государств.

Развернутая Хрущевым антисталинская кампания привела к ряду неблагоприятных последствий , как в стране, так и за рубежом. Две социалистические страны - Албания и Китай , отказались признать антисталинскую идеологию Москвы и расценили ее как ревизию коммунистической идеологии. А в Венгрии критика сталинизма, наоборот, вызвала антисоветское движение и чуть не привела к свержению социалистического строя. В начале 1956 г. вынужден был уйти в отставку сталинский ставленник Ракоши. Новым руководителем Венгрии стал Имре Надь, начавший подобно Хрущеву, политику десталинизации в стране. Но эта политика вызвала волну, поддержанных с Запада антисоветских выступлений, которые в октябре 1956 г. переросли в восстание. Имре Надь капитулировал перед требованиями восставших и, фактически, взял на себя руководство восстанием. Его правительство объявило о восстановлении многопартийности и выходе из Варшавского договора. В начале ноября Совет Варшавского договора принял решение о введении войск на территорию Венгрии. 4 ноября 1956 г. войска Варшавского договора вошли в Будапешт . Антисоветское восстание было подавлено. Погибло около 20 тыс. человек. Имре Надь был арестован и вскоре расстрелян.

В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А.А. Громыко - профессиональный дипломат, длительное время представлявший интересы страны в ООН.

Внешняя политика Хрущева носила столь же импульсивный и непоследовательный характер. Хрущев стремился к улучшению отношений с Западом и, одновременно, стремился утвердить приоритет СССР во всех областях. С появлением у СССР в 1957 г. межконтинентальных баллистических ракет возникла возможность разговаривать на равных с США и их союзниками по НАТО.

В 1959 г. Хрущев во время поездки в США смог достигнуть предварительного согласия Эйзенхауэра на переговоры о статусе Берлина. Официальные переговоры по этому вопросу должны были пройти в 1960 г. в Париже. Однако, 1 мая 1960 г. американский пилот Пауэрс совершил полет над территорией СССР и был сбит. Демонстрация силы обернулась международным скандалом и переговоры были сорваны. Переговоры с новым президентом США Кенеди в Вене в 1961 г. также не принесли успеха. Хрущев угрожал в одностороннем порядке передать Восточный Берлин ГДР, но эти угрозы не возымели своего действия. В результате Восточный Берлин действительно перешел к ГДР, и 6 августа 1960 года началось строительство знаменитой Берлинской стены.

Недостаточно взвешенные и продуманные действия по оказанию военной помощи Кубе едва не привели мир на грань мировой войны (Карибский кризис ). В 1962 г. правительство СССР договорилось с кубинским руководителем Ф. Кастро о размещении на Кубе ракет с ядерными боеголовками. В связи с начавшимися поставками ракет правительство США объявило о введении "карантина" на все виды направляемого на Кубу оружия. Оно потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в противном случае нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры президента США Дж. Кеннеди и Н.С. Хрущева. Американские летчики уже сидели в кабинах самолетов и ожидали команды к вылету. В Москве и Вашингтоне в эти ночи никто из руководства не спал: в любой момент могли начаться война. Каждый из политиков был уверен в своей правоте. Мир весел на волоске. Но в конце концов было найдено компромиссное решение и войны удалось избежать. Куба могла больше не боятся вторжения со стороны Америки.

Не менее важным аспектом внешней политики Хрущева стало обострение отношений с Китаем , где не приняли антисталинскую идеологию. Китайский руководитель Мао Цзэдун осуществлял в стране жестокую политику. Особенно много жертв принесла так называемая «культурная революция», которая была осуществлена в 1966 – 1976 годах. В результате массовых репрессий погибло много деятелей культуры и политиков Китая, которые выступали за демократические преобразования в стране. Политика Мао Цзэдуна была очень противоречивой. С одной стороны он смог создать сильное государство, с другой стороны – Мао совершил немало жестокого. Мао Цзэдун, претендовавший на роль лидера в «социалистическом лагере», обвинял советское руководство в ревизионизме и отступлении от коммунистических идеалов. Кроме того, Хрущев не выступил в поддержку Китая в его конфликте с Индией в 1960 г. и попытался играть роль беспристрастного арбитра. Это послужило причиной окончательного разрыва. Были свернуты работы над совместным атомным проектом и отозваны советские специалисты. Прекратились поставки сырья и оборудования. После Карибского кризиса Мао заявил, что СССР капитулировал перед мировым империализмом и теперь только Китай является оплотом коммунизма в мире. Конфликт с Китаем вызвал раскол в мировом коммунистическом движении. Албания, Северная Корея и компартия Индонезии поддержали Пекин в его борьбе против Москвы. Также не слишком удачной была политика Хрущева по отношению к развивающимся странам: щедрая помощь Египту, Индонезии, Ираку и другим странам не смогла склонить их к движению по пути социализма.

Либерализация внешнеполитического курса была тесно связана с появлением новых форм межгосударственных отношений . В частности, получили развитие прямые контакты руководителей СССР с главами других государств. Одну из задач своей деятельности в области внешней политики Н.С. Хрущев видел в том, чтобы добиться сокращения вооружений и прекращения испытаний атомного оружия. Предпринимались попытки достигнуть договоренности с Западом по проблемам разоружения. Представители Советского Союза в ООН выступали с инициативами, направленными на сокращение обычных вооружений и запрещение ядерного оружия. В СССР были осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водородного оружия.

В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. В короткие сроки к Московскому договору присоединилось свыше ста государств. Расширение политических и экономических связей с другими странами, рост личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари