Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Грузоподъемная оснастка. Такелажные приспособления, средства и механизмы

Такелажная оснастка


К атегория:

Монтаж кранов-перегружателей



-

Такелажная оснастка


К такелажным работам относятся: строповка оборудования; вязка такелажных узлов; крепление и сращивание стальных канатов; подъем, перемещение и опускание оборудования; подвеска и снятие блоков, талей и полиспастов; закрепление и снятие временных расчалок и оттяжек; изготовление и установка якорей; запасовка полиспастов; установка поворотных стрел и кран-балок; подъем и опускание оборудования спаренными кранами.

Канаты. Различают стальные проволочные, пеньковые и капроновые канаты. Стальные проволочные канаты широко применяют для строповки перемещаемых грузов, запасовки полиспастов, оснащения монтажных механизмов и приспособлений.

Канаты изготовляют из отдельных проволок диаметром от 0,5 до 3,5 мм. Проволоки свивают в пряди, а пряди навивают на органический или металлический сердечник. Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей ТК и с линейным касанием ЛК. Проволоки, из которых свивают канат, могут быть одинакового и разного диаметра. При разном диаметре проволок в обозначение каната добавляют букву Р, при одинаковом - О.



-

В зависимости от направления свивки верхнего слоя проволок (рис. 46) различают канаты правий П и левой Л свивки. По виду свивки канаты бывают крестовой свивки, когда направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате; параллельной (односторонней) свивки, когда в прядях и проволоках направление свивки одинаковое; и комбинированной свивки, когда проволоки в двух соседних прядях имеют противоположное направление.

46. Свивка канатов
я - параллельная; б -крестовая; в - комбинированная; 1 - шаг свивки между точками 1 и 2

47. Приспособление для смазывания канатов (а) и способы разматывания
канатов (б, в) 1 - ванна; 2- канат: 3-5 - направляющие ролики

Маркировка канатов включает в себя кроме буквенных обозначений, касания проволок между прядями и диаметров проволок также диаметр каната, расчетный предел прочности проволок, номер государственного стандарта и обозначение марки проволоки в зависимости от механических свойств: В - высшая марка, I - первая, II - вторая. На монтажных работах применяют канаты двойной свивки с линейным и точечным касанием отдельных проволок между слоями прядей, с органическим сердечником по ГОСТ 3077-80*, 2688-80*, 3070-88, 3071-88.

Расчалки, ванты и тяги изготовляют из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80*, 3077-80*, 3070-88; полиспасты, стропы -из более гибких канатов конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Для оснастки полиспастов допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о.с. по ГОСТ 3079-80*, а также конструкции 6X19+ 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

В процессе работы все канаты, находящиеся в эксплуатации, периодически осматривают, обращая внимание на то, чтобы на них не было петель или узлов, выпучивания прядей или перекруток, признаков поверхностного изнашивания, порванных прядей или отдельных проволок.

Канат бракуют в соответствии с нормами Госгор- технадзора СССР.

В процессе эксплуатации канаты периодически смазывают. Приспособление для смазывания (рис. 47, а) состоит из ванны, заполненной канатной мазью, которую подогревают до температуры 50-60 °С, и направляющих роликов 3-5. Стальной канат медленно пропускают через направляющие ролики. Средний ролик покрыт мазью. Перед смазыванием поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочными концами, смоченными в керосине или бензоле. Канат хранят в закрытых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях с бетонным или деревянным полом. Перед сдачей на хранение канаты сматывают в бухты или наматывают на инвентарные металлические барабаны и смазывают. Барабаны и бухты располагают на складе в один ряд.

Во время длительного хранения канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают. При постоянной эксплуатации канаты смазывают один раз в 3 мес. Стальные канаты перед отправкой заказчику маркируют и упаковывают. Отправляют канаты намотанными на барабаны. При перематывании каната применяют барабаны (катушки) диаметром, равным не менее диаметрам каната.

При разматывании канатов не должны образовываться заломы, петли. Барабан устанавливают на ось (рис. 47,6), которую закрепляют на подставке. Барабан начинают вращать, ровно растягивая канат по длине. Бухту (рис. 47, в) раскатывают по прямой линии.

48. Канаты, заделанные в петлю (я) на коуш (б), клиновой зажни (в)
1 - канат: 2 - зажим: 3 - коуш; 4 - гильза: 5 - ось

49. Узлы чалочных канатов а - штыковой; б -в коуш или петлю; в - беседочный (морская петля); г - двойной беседочный; д - брамшкотовый

Соединение канатов. При креплении каната к деталям, проушинам его конец заделывают в петлю (рис, 48). Размер петли зависит от назначения каната или стропа. Петлю образуют, сращивая канат 1 или устанавливая зажимы 2 либо гильзы 4. Внутрь петли заделывают металлический коуш 3, который предохраняет канат от резких перегибов и перетирания. Размеры коушей регламентированы ГОСТ 2224-72*.

Коуши изготовляют коваными или штампованными. Их маркируют по размеру D и обозначают этим номером. Например, размер коуша для каната диаметром 15,5 мм составляет D45, обозначение: коуш 45 ГОСТ 2224-72*.

Кроме этих методов сращивания концов канатов, которые относятся к неразъемным соединениям, используют вязку канатных узлов к оборудованию или между собой, представленную на рис. 49.

Разъемные соединения представляют собой крюки, разновидности проушин, серег, соединяемых с канатом с помощью гильзы или других приспособлений. Канат соединяют со стыкуемой деталью оборудования осью 5 (см. рис. 48) или непосредственно захватным устройством на канате.

Для закрепления конца каната в петле, на коуше или для соединения двух концов каната применяют зажимы (см. рис. 48). Дугу зажима ставят со стороны короткого конца каната. Зажимы затягивают до тех пор, пока суммарный диаметр сжимаемых канатов не составит 0,6 от их номинальных размеров. Расстояние между зажимами и их число зависят от диаметра каната. В большинстве случаев расстояние между зажимами принимают не менее 6 диаметров соединяемого каната, а в особых случаях определяют расчетом. На один узел должно быть установлено не менее трех зажимов.

Стропы. Оборудование и строительные конструкции поднимают и устанавливают в проектное положение грузоподъемными механизмами с помощью стропов. Стропами называют отрезки канатов или цепи, концы которых соединены в петли, кольца или снабжены захватными устройствами, которые обеспечивают быстрое, удобное и безопасное закрепление грузов.

Используют следующие грузовые стропы: универсальные исполнения (УСК1) с оплеткой, гильзой и сжимами (рис. 50, а-в); универсальные исполнения (УСК2) с оплеткой и сжимами (рис. 50, г, д); поло- тенчатый (рис. 50, е) одно- и многоветвевые стропы 5 (одноветвевой 1СК, двухветвевой 2СК, трехветвевой ЗСК, четырехветвевой 4СК); цепные стропы (СЦ).

50. Универсальные стропы
а- в - исполнения; е, д - исполнения 2; е - полотенчатый; 7 - заплет- ка; 2 - петля; 3 - гильза; 4 - зажим; Л - расстояние между зажимами

Цепные стропы также разделяют на одно-, двух-, трех- и четырехветвевые и соответственно обозначают 1СЦ, 2СЦ, ЗСЦ и 4СЦ.

К стропам предъявляют следующие основные требования: безопасность производства работ, быстрота и удобство строповки и расстроповки.

Универсальный строп исполнения 1 (УСК.1) представляет собой одноветвевой строп без коушей и крюка, изготовляемый из куска каната диаметром до 60 мм.

Универсальный строп исполнения 2 (УСК2)-это кольцевой элемент, концы каната которого соединены между собой заплеткой 1 на длину, равную 40 диаметрам каната, или зажимами 4.

Универсальные стропы исполнений 1 к 2 обозначают в зависимости от допускаемой нагрузки исполнения, климатического района и длины. Пример условного обозначения универсального канатного стропа исполнения 1 с допускаемой нагрузкой 16 кН длиной 3200 мм: Строп УСК1 -16/3200

51. Многоветвевые стропы
а - двухветвевой (2СК); б -трехветвевой (ЗСК): в - четырехветвевой (4СК); 1 - крюк: 2 - строп; 3 - разъемная скоба; 4 - треугольное звено

52. Расчетная схема определения усилий натяжения
ветвей стропа Q - нагрузка; а - угол наклона ветвей стропа

Многоветвевые стропы (рис. 51) служат для подъема элементов за две, три или четыре точки. При строповке четырехветвевым стропом следят за тем, чтобы все ветви работали в одинаковых условиях и нагрузка передавалась на все ветви равномерно. Грузоподъемность стропа должна соответствовать усилию от массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности и угла наклона к вертикали, который не должен быть более 45°. Стропы из стальных канатов (рис. 52) рассчитывают с учетом числа ветвей и угла наклона их к вертикали.

Если вместо стропов применяют канат для стро- ПОЕКИ грузов, расчет ведут аналогично.

При выборе стропов руководствуются массой поднимаемого груза и его габаритом; рациональной схемой строповки, обеспечивающей безопасность и удобство обслуживания; числом ветвей стропов, углом наклона их к вертикали и равномерностью их нагружения.

После изготовления стропы следует осмотреть и испытать нагрузкой, в 1,25 превышающей номинальную грузоподъемность с длительностью выдержки 10 мин. Прошедшие испытание стропы снабжают биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и механизмов. Их применяют для подъема и перемещнения грузов (грузовые блоки) и изменения направления движения канатов (отводные блоки). Блоки для монтажных работ называют монтажными. Блок (рис. 53) представляет собой ролик, насаженный на ось. По наружному периметру ролика выполнена канавка (ручей) для каната. Размеры ручья блоков зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков наряду с грузоподъемностью блоков указывают диаметр каната. Ось ролика закреплена между двумя щеками, которые усилены тягой. Наверху тяги установлена скоба для крепления стропа или нити полиспаста, а внизу - крюк или петля для подвески поднимаемого груза.

53. Однорольный блок
1 - щека; 2 - скоба; 3 - тяга; 4 - грузовой крюк; 5 - оси; в - ролик

54. Монтажный блок БМК-160
1- ролик; 2 - ось; 3 - тяга; 4 - вкладыш; 5 -щека

Блоки делятся на одно-, двух-, трех-, четырехроль- иые и т.д. Максимальное число роликов в блоках.

В многорольном блоке ролики отделены один от другого щеками и все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга. В блоках различной грузоподъемности число роликов неодинаково:
Однорольные блоки используют в качестве отводных, а также для подъема и перемещения грузов в полиспастах и самостоятельно, многорольные-в системе полиспастов для подъема и перемещения тяжеловесного оборудования. Блоки оснащают крюками, грузовыми петлями и подвесками. Блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывают их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки испытывают. Техническое освидетельствование монтажных блоков производят ежегодно.

Монтажный блок БМК-160 грузоподъемностью 160 т (рис. 54) состоит из восьми роликов, которые вращаются на оси. Ролики разделены щеками и соединены с тягами. Снизу расположены съемный вкладыш. Благодаря вкладышу поднимаемый элемент можно строповать полотенчатым стропом.

Блоки изготовляют с чугунными или бронзовыми втулками, а также с подшипниками качения. Блоки для полиспастов выбирают в зависимости от расчетной нагрузки, действующей на подвижный и неподвижный блоки; тягового усилия и канатоемкости лебедки; расстояния, на которое должно быть перенесено оборудование.

Полиспаст - это грузоподъемное устройство, состоящее из системы подвижных и неподвижных блоков, соединенных между собой тяговым канатом. С помощью полиспаста можно поднимать груз или перемещать его в заданном направлении. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрывается в силе, во столько раз проигрывается в скорости.

Для оснастки полиспастов применяют стальные канаты конструкции 6X36+1 о. с. по ГОСТ 7668-80*. Допускается использовать стальные канаты конструкции 6X37+1 о. с. по ГОСТ 3079-80*, а также 6X19+ + 1 о. с. по ГОСТ 2688-80*.

Полиспаст (рис. 55, а) состоит из неподвижного блока, прикрепляемого к подъемному приспособлению (балке, мачте, ферме), и подвижного блока, который крепят к поднимаемому грузу. Канат, последовательно огибая все ролики блоков, одним концом крепится к верхнему неподвижному или нижнему подвижному блоку. Другой конец каната через отводные блоки крепят к барабану лебедки.

Полиспаст запасовывают двумя способами. По первому способу неподвижный блок без канатов поднимают в рабочее положение и закрепляют; нижний подвижный блок находится внизу. Через ручьи роликов верхнего и нижнего блоков последовательно пропускают канат. В зависимости от принятой схемы запасов- ки конец каната закрепляют за верхний или нижний блок.

При втором способе полиспаст оснащают внизу, а затем в готовом виде поднимают и закрепляют. Канат начинают протягивать с того ролика, с которого сходит сбегающая нить, идущая на лебедку. Когда канат обогнет последний ролик, конец каната прикрепляют к одному из блоков. В полиспастах, у которых канат сбегает с неподвижного блока (рис. 55, б), число нитей каната (I-IV) равно числу роликов блоков.

Чтобы правильно подобрать блоки и канат для оснащения полиспаста, а также лебедку с нужным тяговым усилием, необходимо знать расчет полиспаста. Расчет сводится к определению усилий в нитях полиспастов.

Траверсы - это грузоподъемные приспособления, предохраняющие поднимаемые элементы от воздействия сжимающих усилий, возникающих при наклоне стропов. Например, при подъеме цилиндрической цар- ги (цилиндрического элемента без днища) одним краном с использованием двух или трех стропов сжимающие усилия могут деформировать элемент. Траверса воспринимает сжимающие усилия, а на царгу действуют только вертикальные силы.

Часто для подъема оборудования, масса которого превышает грузоподъемность крана, также применяют траверсы (рис. 56).

Траверсы бывают равно-, неравноплечие и балансирные. Неравноплечие траверсы служат для перераспределения нагрузок на краны разной грузоподъемности; балансирные траверсы используют, когда необходимо при подъеме равномерно распределять нагрузки на все точки подвеса груза.

55. Полиспаст грузоподъемностью 100 т (а), схема за- а) пасовки полиспаста канатом, сбегающим с неподвижного блока (б) 1, 2 - неподвижный и подвижный блоки: 3 - отводной блок; 4 - сбегающая нить полиспаста; 5 -подвеска блока; /- V - нити полиспаста
а - для подвески на два крана: б -для подвески на один кран; 1 - балка; 2 - серьга для крюка грузоподъемного механизма; 3 -серьга для подвески груза; 1 - ось; 5 - стропы

56. Равноплечие траверсы

57. Инвентарные наземные якоря а - без лебедки: б -с лебедкой; 1 - тяга; 2 - блок; 3 - раиа; 4 - ось- шарнир; 5 - лебедка

Якоря - это неподвижные сооружения, способные воспринимать горизонтальные или вертикальные усилия. Якоря предназначены для крепления вант, расчалок, полиспастов, лебедок.

В зависимости от конструкции различают наземные, заглубленные, винтовые, свайные якоря. При монтаже кранов чаще используют наземные якоря. Якорями служат также фундаменты под оборудование, колонны зданий, закладные детали, заделанные (заглубленные) в фундамент.

Наземный якорь (рис. 57) представляет собой металлическую жесткую раму, на которую устанавливают необходимое число железобетонных блоков. Рама состоит из двух половин. Между ними на оси-шарнире расположена тяга, к которой крепят полиспасты, ванты или другие приспособления. Иногда на наземный якорь помещают лебедку.

Наземные якоря изготовляют инвентарными. Они рассчитаны на многократное использование. Грузоподъемность якоря от 10 до 100 т и зависит от числа уложенных инвентарных железобетонных блоков.

На сегодняшний день такелажные услуги применяются достаточно часто. Данный вид услуг включает в себя такие работы, как перемещение груза, который имеет достаточно большую массу, которая может составлять не более десяти тонн. Примером такелажной работы может быть например перемещение большого музыкального инструмента, такого как рояль. Или перемещение большого сейфа.

Часто такими работами пользуются при переездах, проведении концертов для перемещения инструментов, при установке оборудования для банков или серверного оборудования. Примеров может быть масса. Проведение данных работ невозможно без использования специального такелажного оборудования. О нем и пойдет речь в данной статье.


Разновидности такелажного оборудования

К такелажному оборудованию, а именно к самым распространенным его видам относятся всевозможные системы роликового характера, которые способны к перемещению грузов весом от восьми до двенадцати тонн. Так же в арсенал такелажного оборудования входят такие виды средств, как лебедки разного типа, специальные гидравлического типа тележки. Еще одной разновидностью данного оборудования являются домкраты, которые могут быть подкатного типа и реечного типа. Далее идут такие элементы оборудования, как полиспасы и специальные механизмы рычажного принципа действия. Необходимыми элементами в составе такелажного оборудования являются так же специальные швеллера, которые имеют раздвижной принцип работы.

К такелажному оборудованию целесообразно отнести так же и технику специального назначения, такой техникой являются и всевозможные манипуляторы. Данная техника используется при перевозке особо крупногабаритных видов грузов, для их захвата и перегрузки на транспортное средство. К дополнительным типам такелажного оборудования относятся такие его виды, как специальные настилы и помосты разного размера. Данные элементы облегчают проведение погрузочной работы на основное оборудование.

Выбор того или иного типа такелажного оборудования как правило зависит от габаритов перевозимого груза и его массы. Так же особенностью такелажного оборудования является его способность взаимодополнять друг друга, так при использовании транспортной платформы, для погрузки груза на нее используются различные дополнительные устройства, такие как домкраты или рычаги для подъема грузов. При весе груза выше номинального, целесообразно использование одновременно нескольких платформ.


Особенности и характеристики такелажного оборудования

Крепление грузов для надежности перевозки происходит посредством специальных дополнительных элементов, таких как цепи и тросы, используются так же часто и простые канаты, веревки. Сами же эти элементы крепятся между собой специального назначения блоками и скобами, которые схватывают крепящие приспособления. Так же в данном случае могут быть использованы специальные крепежные блоки, карабины и крюки разного калибра.

Для транспортировки груза на короткие расстояния в качестве крепежа груза используется специальное ломовое устройство, которое не дает грузу «ходить» по платформе и крепко удерживает его на перевозящем оборудовании.

Набор для такелажных работ включает множество видов средств, которые могут быть как примитивно-простыми, так и иметь сложные технические механизмы. В настоящее время данное оборудование является неотъемлемым в любом виде деятельности и необходимым в разных сферах. Использование такелажного оборудования сегодня является практически повсеместным и применяется в разной промышленности, от металлургической до пищевой.

Такелажные работы, машины, оборудование и оснастка

Такелажными работами, которые широко используются при ремонте теплотехнического оборудования, называют горизонтальные и вертикальные перемещения оборудования, выполняемые специальными грузоподъемными устройствами (такелажем).

При такелажных работах используют разнообразное оборудование: лебедки, блоки, полиспасты, домкраты, тали, краны, а также различную оснастку: канаты, стропы, коуши, зажимы, талрепы.

Лебедка служит для преобразования сравнительно небольших вращающих моментов на приводном валу в большие на ее барабане, за счет уменьшения частоты вращения барабана по сравнению с частотой вращения приводного вала (рукоятки). Чем больше вращающий момент на барабане, тем больше тяговое усилие на канате, навиваемом на барабан, и, следовательно, тем больше грузоподъемность.

Лебедка состоит из барабана, редуктора, привода и станины (рамы). Барабан лебедки соединяют с приводом зубчатой, червячной или ременной передачей. В зависимости от назначения лебедки изготовляют различной грузоподъемности. В системе редуктора имеется тормозное устройство, препятствующее самопроизвольному опусканию груза. Лебедки подразделяют на ручные и приводные.

При небольшом объеме такелажных работ, а также для вспо­могательных операций (оттяжка грузов, натяжение расчалок и др.) применяют ручные лебедки.

Ручные лебедки оборудуются автоматически действующими тормозами, которые обеспечивают торможение барабана при спуске груза, а также мгновенную остановку его, когда рабочий внезапно выпустит рукоятку лебедки из рук.

Лебедки с электрическим приводом (рис. 2.6) изготовляют с зубчатыми редукторами 3 , 4 передачи вращения от вала электродвигателя 5 к барабану 2 .Эти лебедки имеют электромагнитные тормоза 6, действующие при выключении тока. Работа лебедок с электроприводом на одних ручных 8 или ножных тормозах запрещается.

Рис. 2.6. Лебедка с электрическим приводом:

1 – рама, 2 – барабан с тросом, 3 , 4 – редукторы, 5 – электродвигатель,

6 – электромагнит тормозного устройства, 7– контроллер, 8 – ручной тормоз

Электрические лебедки грузоподъемностью 0,5; 1,5; 3 и 5 т широко используют на ремонтных площадках как самостоятельный механизм для тягового усилия полиспастов, а также на кранах, лифтах, подъемниках.

Блоки служат для изменения направления и уменьшения тягового усилия, необходимого для перемещения или подъема груза (рис. 2.7). Они состоят из желобчатого ролика 3 ,его оси 7 , обойм 6 и крюка 1 .Максимальная грузоподъемность блока указывается заводом на его крюке 1 или серьге 9 .

Рис. 2.7. Блоки для стальных канатов:

а – полиспастный однороликовый, б – отводной с отъемным крюком;

1 – крюк, 2 – траверса, 3 – ролик, 4 – ушко, 5 – ось ушка, 6 – обойма,

7 – ось ролика, 8 – стяжной болт, 9 – серьга, 10 – гайка крюка, 11 – шип траверсы полиспастного ролика, 12 – откидная петля, 13 – шип траверсы с замком, 14 – ось откидной петли.

Один неподвижный блок не дает какого-либо выигрыша в силе или во времени, однако он позволяет изменить направление приложенного к канату усилия. Например, при подъеме груза вверх (рис. 2.8)блок позволяет тянуть канат вниз, что значительно упрощает работу. При этом тяговое усилие Р равняется массе поднимаемого груза Q .

Рис. 2.8. Схемы подъема груза с одним неподвижным блоком (а ) c двумя и четырьмя роликовыми полиспастами (б, в ):

1 , 2 – подвижный и неподвижный блоки.

Для уменьшения тягового усилия Р при перемещении больших грузов Q широко применяют полиспасты , представляющие собой соединение с помощью каната двух однороликовых или многороликовых блоков. Принцип действия полиспастов заключается в уменьшении тягового усилия Р , необходимого для поднятия груза Q на высоту h за счет увеличения пути l (длины) вытягиваемого каната.

Соединение подвижного 1 и неподвижного 2 однороликовых блоков канатом по схеме рис.2.8, б распределяет массу груза Q на две ветви каната (тяговый конец каната не учитывается) и тяговое усилие Р будет в 2 раза меньше массы поднимаемого груза Q , а длина (путь) вытягиваемого каната в 2 раза больше высоты, на которую поднимается этот груз.

Соединение двух (подвижного 1 и неподвижного 2 )двухроликовых блоков по схеме рис. 2.8, в снижает тяговое усилие Р в 4 раза, а длина (путь) вы­тягиваемого каната увеличивается в 4 раза по сравнению с высотой, на кото­рую поднимается этот груз.

В общем случае тяговое усилие P = Q / n ,а путь (длина вытягиваемого каната) l = hn (где п – суммарное число роликов в подвижном и неподвижном блоках или число рабочих ветвей каната).

В применяемых для монтажных и ремонтных работ полиспастах тяговый конец каната всегда сбегает с ролика неподвижного блока. Другой конец каната прикрепляется к ушку неподвижного блока, если число ниток полиспаста или суммарное число роликов подвижного и неподвижного блоков четное, или к ушку подвижного блока, если число ниток нечетное.

Таль представляет собой самостоятельный механизм, который изготовляется грузоподъемностью от 0,25 до 3 т. Тали грузоподъемностью более 3 т очень тяжелы и применяются крайне редко.

Таль с ручным приводом имеет червячную, шестеренчатую или рычажную передачу (рис. 2.9, а – в )и служит для подъема грузов на высоту до 3 м.

Рис. 2.9. Червячная (а ), шестеренчатая (б ) и рычажная (в )тали:

1 , 5 – грузовой крюк для подвешивания тали, 2 , 6 – звездочка крюка и ведущая звездочка, 3 , 8 – грузовая и тяговая цепи, 4 – приводной механизм, 7 – приводное (тяговое) колесо, 9 – рычаг

От червячных тали с шестеренчатой передачей отличаются тем, что вместо червяка и червячного колеса в них имеется система зубчатых колес, заключенных в коробку. Шестеренчатые тали легче червячных и их чаще применяют при ремонтах.

К каждой тали прикреплена металлическая табличка с указанием завода-изготовителя, грузоподъемности, заводского номера и даты очередного испытания.

Перед каждым подъемом предельного по массе груза таль осматривают, обязательно проверяют работу тормоза и устраняют обнаруженные неисправности. Безопасность работы с талями в основном зависит от исправности тормозного устройства рабочей цепи и рабочей звездочки.

Для ремонта оборудования в котельных цехах используют мостовые и козловые краны . Над котламиобычно устанавливают мостовые краны с двумя грузовыми тележками. Грузоподъемность большой тележки 3050 т, малой 510 т. Скорость подъема грузов лебедками, установленными на малой тележке, больше по сравнению с лебедками основной тележки. Подъем грузов и перемещение тележек вдоль фермы крана не зависят друг от друга.



Для ремонта дымососов и дутьевых вентиляторов используют мостовые или козловые краны грузоподъемностью 1020 т. Для монтажа и ремонта циклонов, сепараторов и пылепроводов краны устанавливают на верхнем перекрытии бункерной этажерки.

Для такелажных работ вне зоны установки постоянных кранов используют передвижные краны автомобильные и гусеничные.

Канаты при такелажных работах применяют для оснастки кранов, лебедок и полиспастов, крепления грузоподъемных устройств и оборудования, обвязки грузов и для оттяжек. Канаты, применяемые для подъема грузов, называются грузовыми, подъема стрел кранов стреловыми, расчалки (раскрепления) монтажных стрел и мачт вантовыми, обвязки грузов и крепления их к крюкам чалочными. В соответствии с назначением к каждой конструкции каната предъявляют особые требования. Канаты бывают пеньковые и стальные.

Пеньковые канаты служат для обвязки, подъема и оттяжки грузов с небольшой массой и подразделяются на смольные и бельные. Смольные канаты тяжелее бельных на 1520 % и менее прочны примерно на 10 %, но они лучше противостоят воздействию воды и сырости, срок их службы значительно больше. Однако чаще применяют бельные канаты.

При ремонтных работах пеньковые канаты используют для подъема кипятильных и экранных труб, змеевиков пароперегревателей и экономайзеров, трубопроводной арматуры, обмуровочных и теплоизоляционных материалов. Достоинствами пеньковых кана­тов являются их малая масса, гибкость и быстрота вязки узлов. Каждый канат состоит из трех-четырех свитых прядей, которые в свою очередь свиты из отдельных шнуров, а шнуры из волокон пеньки.

Стальные канаты, применяемые для монтажных работ, свивают обычно из шести прядей с одним сердечником из пенькового волокна. Пряди в свою очередь свивают из различного количества проволок в зависимости от назначения каната. Сердечник способствует смягчению неравномерной нагрузки, увеличивает гибкость каната и улучшает условия смазки проволок.

Гибкость каната зависит главным образом от числа проволок и их диаметра. При одном и том же диаметре более гибким будет тот канат, у которого свито в прядь больше проволок и, следовательно, меньше их диаметр. Канаты выбирают по таблицам в зависимости от их назначения и допускаемой нагрузки.

Расчалки стрел, мачт и других устройств (вантовые канаты) мало подвергаются изгибу и поэтому изготовляются из относитель­но жесткого каната, состоящего из шести прядей по 19 проволок. Грузовые канаты изгибаются при огибании роликов блоков и барабана лебедки и изготовляются из более гибкого каната, состоящего из шести прядей по 37 проволок. Наиболее гибкими должны быть канаты, применяемые для обвязки грузов и крепления их к крюку. Поэтому чалочные канаты и стропы изготовляют обычно из тросов, состоящих из шести прядей по 61 проволоке.

Допускаемая нагрузка на канат определяется по разрывному усилию и коэффициенту запаса прочности. Разрывное усилие каната приведено в таблицах, а также в сертификате, прикладываемом на заводе-изготовителе к каждому канату. В сертификате указана конструкция каната и результаты заводских испытаний, а также его действительное разрывное усилие. Кроме того, к каждому канату прикреплена бирка с указанием его диаметра и разрывного усилия.

Стропы – отрезки канатов, концы которых заделаны коушами или петлями, применяют для застроповки или зачалки (обвязки) грузов и крепления их к крюку блока.

В ремонтной практике применяют одинарные стропы, одинарные стропы с одной петлей, двумя петлями и кольцевые (рис. 2.10, а – г ).Наиболее удобны одинарные стропы с двумя петлями и кольцевые, позволяющие осуществлять быструю застроповку груза без вязки узлов.

Рис. 2.10. Типыстропов:

а – одинарный, б – одинарный с одной петлей, в – одинарный с двумя петлями, г – кольцевой

Петли одинарного стропа и кольцевой строп изготовляют, вплетая пряди каната. В петли стропов устанавливают коуши, более просто изготовить стропы с коушами, заделанными с помощью зажимов (рис. 2.11, а ). Кроме того, можно крепить стропы шланговым узлом (рис. 2.11, б ). При диаметре каната до 21,5 мм устанавливают не менее трех зажимов, при 2228 мм не менее четырех, выше 30 мм не менее пяти. Расстояния между зажимами и от последнего зажима до короткого конца каната должны быть равны пяти семи диаметрам каната.

Рис. 2.11. Изготовление петли одинар­ного стропа коушом и зажимами (а ),шланговым узлом (б ).

Диаметр стропа выбирают в зависимости от массы груза, числа ветвей стропа, их наклона к вертикали и прочностной характеристики каната, из которого сделан строп.

Застроповка грузов является ответственной операцией, поручаемой при монтаже оборудования опытным рабочим стропальщикам. Слесарю-ремонтнику также нужно хорошо усвоить способы вязки канатов в узлы и петли. Каждое крепление должно быть надежным при перемещении груза и в то же время легко сниматься после окончания работы. Чтобы узлы не развязывались самопроизвольно, длина свободного конца каната должна составлять не менее 15 его диаметров. Узлы туго затягивают, вставляя в петли куски дерева. Оснастку стальных канатов производят коушами , зажимами и талрепами .

Желобчатую проушину, изготовленную из стальной полосы толщиной 23 мм, вокруг которой огибают и закрепляют конец каната, называют коушами . Коушами снабжают концы канатов, предназначенных для увязки грузов и крепления их к крюку. Коуши предохраняют канаты от раскрутки и преждевременного износа и увеличивают срок их службы.

Зажимы применяют для крепления короткого конца стального каната после завязки узла, конца каната к блоку полиспаста, при установке коуша.

Винтовая стяжка, предназначенная для натяжения каната, называется талрепом . Талрепы применяют для натяжения расчалок монтажных стрел, мачт и в вантах дымовых труб.

Такелажная оснастка и монтажное оборудование

Такелажные работы при монтаже оборудования являются наиболее сложными и трудоемкими и нередко достигают 50% от всего объёма работ. Для выполнения монтажных и такелажных работ широко используются стреловые самоходные грузоподъёмные краны, авто- и электропогрузчики. Также применяются вспомогательные механизмы такие как: монтажные блоки и монтажные полиспасты, лебёдки ручные и электрические, тали ручные и электрические, кошки.

Блоки предназначены для подъема груза, изменения направления тягового конца каната и устройства полиспастных систем (рис. 1.3).

Полиспаст – грузоподъёмное устройство, состоящее из нескольких групп блоков, собранных в обоймы, последовательно огибаемых канатом. Полиспаст предназначен для снижения силы S , прилагаемой для подъёма груза весом G . Полиспасты имеют две обоймы блоков: верхняя А и нижняя В . Обоймы блоков оснащаются такелажной скобой или крюком, а также кольцом для крепления конца каната С . Кратность выигрыша в силе полиспаста примерно равна числу рабочих ниток полиспаста умноженному на коэффициент полезного действия полиспаста (КПД). Число рабочих ниток может быть равно 2, 3, 4, 5, 6 и т.д. При четном числе ниток конец каната крепится к верхней обойме блоков, а при нечетном к нижней обойме блоков.

Натяжение тягового каната S в зависимости от числа рабочих ниток полиспастов при подъёме груза весом G с учетом КПД полиспаста:

Внешний вид обоймы блоков полиспастов показан на рис.1.4.

Верхние и нижние обоймы блоков могут быть как с крюком, так и со скобой. Число блоков в обойме зависит от числа рабочих ниток полиспаста.

Лебёдки ручные и электрические используют для создания тягового усилия при выполнении монтажных работ вне зоны действия кранов. Типовой внешний вид лебёдок показан на рис. 1.5 и 1.6.

Кошки (рис. 1.7) используют для горизонтального перемещения грузов в подвешенном состоянии по двутавру или натянутому канату.

Тали ручные (рис. 1.8) используют для подъёма груза на небольшую высоту. В зависимости от использованной передачи, тали бывают червячные и шестеренные. Человек, поднимающий груз, должен находиться внизу. Механизм подъема приводится в движение с помощью цепи.

Перед работой с талью следует тщательно проверить крюк, грузовую цепь, тормозное устройство и смазку тали. Для безопасной работы придерживаются следующих правил:

Запрещается поднимать груз, превышающий по величине номинальную грузоподъемность цепной тали;

Запрещается использовать цепь тали для обвязывания груза;

Запрещается работать талью с перекрученной цепью;

Строго запрещаются работа или передвижения под поднятым грузом;

В случае, если тяговая цепь не перемещается, не применяйте чрезмерного усилия, остановите работу и осмотрите таль;

Допускается использовать таль только для вертикального подъема груза. Запрещается волочение поднимаемого груза по земле.

Тали электрические (тельферы) с односкоростными механизмами подъёма и перемещения груза (рис. 1.9) предназначены для подъема, опускания груза и его горизонтального перемещения по однорельсовому подвесному пути. Часто ими оснащают кран-балки грузоподъёмностью до 5 тонн.

Подъем грузов в зависимости от конструктивного решения обеспечивается накруткой троса или цепи на барабан. Управление обычно осуществляется при помощи пульта, который находится внизу, а от него отходят управляющие кабели к двигателям механизма подъема и горизонтального перемещения. Вне зависимости от того, цепная или канатная конструкция тали, она бывает стационарная или передвижная. Кроме того, промышленность выпускает устройства радиоуправления, при использовании которых таль электрическая становится еще более удобным подъемным устройством.

Стропы, захваты и траверсы применяют для захвата и подъёма грузов при монтаже оборудования. Чаще применяют канатные и текстильные стропы, реже цепные. У текстильных стропов более высокое отношение разрывного усилия к массе по сравнению с канатными стропами и тем более с цепными. Текстильные и канатные стропы лучше сглаживают динамические нагрузки, более надёжны.

Текстильные стропы безопасны и удобны в работе, они не повреждают поверхность любого груза. Текстильные стропы имеют долгий срок службы и медленный износ, так как стропы из текстиля не поддаются коррозии и незаменимы, например, при работе в условиях влажной среды, где металлические стропы ржавеют.

Но есть и некоторые минусы текстильных строп:

Их нельзя держать долгое время под ультрафиолетовыми лучами и хранить рекомендуется вдали от солнечного света, чтобы стропы сохраняли свое качество;

На них отрицательно воздействуют горячий металл, огонь и некоторые другие факторы.

Стропы бывают петлевые, кольцевые, одно- и многоветвевые. Для навешивания грузов стропы могут иметь с одной стороны петлю (кольцо) и чалочный крюк на другом конце. На рис.1.8 показаны текстильные стропы, наиболее предпочтительные для выполнения монтажных работ.

Захваты (рис.1.9) являются наиболее совершенными и безопасными грузозах­ватными приспособлениями, предназначенными для со­кращения ручного труда. В связи с большим раз­нообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов.

Траверсы - это съемные грузозахватные средства, предназначенные для предотвращения повреждений груза при погрузо-разгрузочных работах. Они предохраняют поднимаемые грузы от воздействия сжимающих усилий, которые возникают при использовании стропов.

По конструкции траверсы бывают плоскостные и простран­ственные.

Плоскостные траверсы (рис. 1.10, а) применяют для строповки длин­номерных грузов. Основной частью траверсы является балка, или ферма, которая воспринимает изгибающие нагрузки. К балке подве­шиваются стропы.

Пространственные траверсы (рис. 1.10, б) применяют для строповки объемных конструкций, машин, оборудования.

На каждом стропе, захвате, траверсе обязательно должна быть бирка с обозначением грузоподъёмности и даты испытания.

Выбор ветвей стропов производят по усилию

, (1.7)

где m г – масса груза, кг;

n – число ветвей стропа;

α – угол наклона ветвей стропа к вертикали (рис.1.10а ).

Грузоподъемность стропа должна быть больше рассчитанной по формуле (1.7)

При монтаже оборудования используются также домкраты винтовые, реечные и гидравлические.

Тали . Таль - подвесное грузоподъемное устройство с ручным или электрическим приводом. Тали с ручным приводом, применяемые на монтажных работах, бывают червячные и шестеренные.

Ручная червячная таль (см. схему ниже) состоит из корпуса 4, в который вмонтирован привод из червячного винта, и шестерни 5. На валу винта насажена звездочка привода 7, на которую надета кольцевая цепь привода. На одном валу с шестерней 5 находится звездочка для грузовой цепи 3. При вращении звездочки 7 петля грузовой цепи 3, в которой находится звездочка 2 крюка, уменьшается или увеличивается, соответственно поднимается или опускается грузовой крюк 1. Сверху для крепления к неподвижному основанию таль имеет крюк 6 или серьгу.

Шестеренчатые ручные тали имеют грузоподъемность 0,25 ... 1,5 т, масса их 10 ... 112 кг, высота подъема до 2 м.

1, 6 - крюки, 2, 7- звездочки, 3, 8 - цепи, 4 - корпус с червячным приводом, 5 - шестерня.

Лебедки - механизмы для подъема и перемещения грузов с помощью каната, наматываемого на барабан. Лебедки бывают ручные и электрические.

Ручные лебедки бывают с приводом (см. схему ниже, поз. а) и рычажные.

Лебедка с ручным приводом имеет зубчатые передачи 2, с помощью которых от рукоятки 1 передается усилие на барабан 3. Канат наматывается на барабан и сматывается с него при вращении рукоятки 1. Произвольное опускание груза предотвращается храповым тормозом 4. Тяговое усилие лебедок 10 80 кН, канатоемкость 65 ... 300 м при диаметре каната 11 ... 21 мм. Масса 140 ... 1380 кг.

Рычажная лебедка (см. схему ниже, поз. б) состоит из корпуса с приводом 6 и каната, в нерабочем положении намотанного на катушку 5. Для перевода в рабочее положение канат разматывают с катушки. Крюк лебедки крепят к якорю, а крюк каната - к перемещаемому грузу. За одно колебательное движение рукоятки 1 канат протягивается через лебедку на 35 ... 36 мм. Тяговое усилие лебедки 7,5 ... 30 кН, масса 17 кг, диаметр каната 7,5 ... 16,5 мм.


Ручные: а - с приводом, б - рычажная, в - электрическая; 1 - рукоятка, 2 - зубчатая передача, 3 - барабан, 4 - храповой тормоз, 5 - канат, намотанный на катушку, 6 - корпус с приводом, 7 - редуктор, 8 - пульт управления, 9 - тормозное устройство, 10 - электродвигатель.

Электрическая лебедка (см. схему выше, поз. в) состоит из рамы, на которой укреплен барабан 3 для каната, приводимый во вращение электродвигателем 10 через редуктор 7. Лебедки для монтажных работ имеют жесткую связь между двигателем и редуктором. Подъем и спуск груза в таких лебедках происходят принудительно, за счет изменения направления вращения двигателя. Лебедкой управляют с пульта 8. Лебедки оборудованы электромагнитным тормозом 9 и имеют несколько скоростей подъема. Тяговое усилие лебедок 3,2 ... 75 кН, канатоемкость 60 и 300 м.

Перед работой монтажник обязан удостовериться в исправности лебедки. Особое внимание при осмотре уделяют состоянию тормозов. Правильность регулировки тормозов проверяют пробным опусканием груза на тормозах при включенном двигателе. При этом на барабане должно быть максимальное количество слоев каната.

Канат на барабане лебедки должен быть прочно закреплен и уложен правильными витками в каждом слое навивки. Для этого лебедку располагают так, чтобы канат подходил к барабану перпендикулярно. Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем каната не менее чем на два диаметра каната. При сматывании каната на барабане должно остаться не менее 1,5 витков.

Пусковые устройства лебедок должны находиться в запирающихся шкафах. В рабочем положении лебедку прочно прикрепляют к якорям. Конструкция якорей, их расположение на площадке строительства определяются проектом производства работ.

Якоря . К якорям крепят расчалки монтажных мачт, подъемников, а также полиспасты и лебедки. В качестве якорей используют конструкции или фундаменты существующих зданий и сооружений (если расчетом подтверждается возможность такого закрепления) или специально изготовленные наземные, полузаглубленные и заглубленные конструкции.

Наземные якоря делают из массивных железобетонных блоков, которые укладывают друг на друга штабелем и надежно скрепляют между собой. Полузаглубленные якоря имеют горизонтальную, заглубленную на 0,6 ... 0,7 м часть, за которую закрепляют канат, и сверху пригруз из бетонных блоков. Заглубленные якоря делают из монолитного железобетонного блока, расположенного горизонтально в траншее глубиной 2,5 ... 3,5 м, перпендикулярно направлению каната.

Монтажная мачта . Монтажная мачта (см. схему ниже, поз. а, б) представляет собой ствол 4, удерживаемый в вертикальном положении при помощи четырех (пяти) вант 6. Ванты крепятся к верхушке мачты и к якорям. Груз поднимают электролебедкой при помощи закрепляемого к оголовку мачты полиспаста 7. Для удобства работы мачту немного наклоняют в сторону поднимаемого элемента, для этого в основании мачты устраивают шарнир, а заднюю ванту оснащают полиспастом. Во избежание сдвига мачты ее низ крепят на шпальной клетке, бетонном основании или расчаливают.

В зависимости от нагрузок и высоты монтажные мачты выполняются в виде ствола сплошного сечения из стальных труб (см. схему ниже, поз. а), решетчатыми (см. схему ниже, поз. б) сквозного сечения из четырех поясных уголков, связанных раскосами, или стальных труб, усиленных продольными накладками из уголков. Трубчатые мачты имеют грузоподъемность 3 ... 20 т, высоту 8 ... 30 м, решетчатые - грузоподъемность 10 ... 20 т, высоту 40 ... 60 м.

Шевр . Шевр (см. схему ниже, поз. в) - А-образная жесткая рама 9 из труб или прокатных профилей, снабженная шарнирными опорами и прикрепленным к оголовку полиспастом 7. При работе шевр обычно наклоняется в одну сторону и удерживается в этом положении вантой 6, прикрепленной к якорю. Для изменения углов наклона шевра в задний вант включается полиспаст. Шевр обычно устанавливают на салазки, низ шевра расчаливают.

Шевры более устойчивы, чем мачты, легче перемещаются, для закрепления шевров требуется меньше вант и якорей.


Мачты (а, б) и шевр (в)

А - трубчатая, б - решетчатая; 1 - опорная пята. 2 - канат на лебедку, 3 - отводной блок, 4 - ствол. 5 - оголовок, 6 - ванты, 7 - полиспаст, 8 - расчалка, 9 - А-образная рама.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста