Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Чем отличается специальность от квалификации. Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде

Мы часто слышим слова «профессия», «специальность», «образование», но так сложно бывает уловить разницу между ними! Кажется, будто эти понятия имеют примерно одинаковое значение. Или они все-таки чем-то отличаются? Давайте разбираться.

Профессия

Итак, начнем, пожалуй, с профессии. Что это такое?

  1. Система знаний, умений и навыков, которая присуща конкретному индивиду. Примеры употребления термина в данном контексте: «Он получил профессию инженера», «У нее есть профессия».
  2. Профессиональное сообщество. Людей, занятых определенным видом труда, объединяет не что иное, как профессия. У них схожие интересы, знания и навыки.
  3. Вид деятельности. В данном контексте профессия отождествляется с работой.
  4. Необходимая для социума и довольно ограниченная (в связи с разделением труда) область приложения физических и духовных стараний человека, которая позволяет ему жить и развиваться.

Специальность

Следующий термин похож на предыдущий и соответствует разным видам областей труда в рамках профессий. Допустим, невозможно быть учителем в общем смысле. Это обязательно будет преподаватель по определенной дисциплине: химии, физике, литературе, истории, английскому языку и т.д. В других профессиях, в общем-то, та же ситуация: врач - эндокринолог, анестезиолог, ортопед, окулист, акушер-гинеколог; слесарь - сантехник, механик, инструментальщик. Специальности-профессии утверждены Министерством труда России.

Когда вы будете выбирать колледж или высшее учебное заведение, то непременно столкнетесь с такими понятиями, как «направление образования» и «специальность образования». Предлагаем рассмотреть каждое из них.

Специальностью образования называют совокупность знаний, умений и навыков выпускника, приобретенных им во время обучения по профессиональным программам высшего образования и обеспечивающих возможность заниматься определенным видом профессиональной деятельности в соответствии с полученной квалификацией.

Существует ли принципиальная разница между направлением и специальностью образования? Стоит отметить, что направление образования обеспечивает более обширную сферу профессиональной деятельности. Есть еще такие понятия, как «группа специальностей» и «область знаний» - это разделение наук на определенные виды (гуманитарные, технические, естественные, образовательные и т.д.). Однако подобная дифференциация характерна только для высшего профессионального образования.

Что подразумевается под понятием «квалификация по направлению или специальности образования»? Уровень подготовки к выполнению конкретного вида профессиональной деятельности по определенному направлению или специальности. Квалификации устанавливает Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. От квалификации зависит и минимальная заработная плата (в случае если вы будете работать в госучреждении по специальности).

Специализация

Этот термин следует понимать как конкретизированную совокупность знаний, навыков и умений, применяемых в узкой области профессиональной деятельности в рамках определенной специальности.

Как известно, профессии не стоят на месте - они постоянно меняются в связи с потребностями рынка, и делают это очень стремительно. Создаются новые, объединяются, разделяются или же вовсе ликвидируются старые. Классификатор специальностей реагирует на появление изменений, но с определенной задержкой. Например, такие специальности, как «менеджмент» и «маркетинг», можно встретить в классификаторе, однако для «веб-дизайна», «банковского дела» и «логистики» места пока не нашлось. Хотя образовательные учреждения вправе создавать специализации, используя в качестве ориентира не только классификатор. Есть такие специализации, как «индустриальная психология», «международная журналистика». Они указываются в дипломе и позволяют работодателям судить о том, в какой сфере претендент на должность может похвастаться самыми широкими знаниями. А ведь в дипломе эта узкая специализация не указывается целиком - пишется просто «психология», «журналистика». Если же говорить о профессиях, то зачастую можно встретить устаревшие формулировки («агент по продаже» вместо «дистрибутор»). Бывает и так, что профессия появилась совсем недавно, а термин для ее указания пока еще отсутствует («редактор интернет-издания»). Впрочем, строгая тарифная сетка характерна главным образом для госучреждений. Коммерческие организации, как правило, закрывают глаза на подобные нестыковки между образованием, профессией и должностью. Так что все это обычно не более чем формальности.

Раскроем и такое понятие, как «должность». Это трудовые задачи (функции и обязанности), возлагаемые на работника. Трудовой пост подразумевает цель, средства, условия труда и вообще все, что свойственно определенной должности в определенной организации.

Второе высшее образование

Для успешного управления компанией необходимо понимать множество механизмов. Каждый управленец должен обладать знаниями из области гражданского, трудового, хозяйственного и административного права, маркетинга, экономики и даже пиара. Соответственно, любому топ-менеджеру желательно подкрепить базовое образование вторым высшим.

В последнее время нехватку специальных и узкоспециальных знаний особенно остро чувствуют руководители российских медучреждений. В отличие от Запада, где госпиталями и соответствующими управлениями руководят менеджеры, наши главные врачи, заведующие отделениями и чиновники от здравоохранения имеют подготовку исключительно по медицинскому профилю. К сожалению, в наших вузах, как правило, не предусмотрена возможность изучить нюансы применения правовых норм в медицинской сфере. По этой причине самой популярной современной тенденцией стало требование второго диплома, экономического либо юридического, в сфере медобслуживания. А иначе никак!

Для построения карьеры в банковской сфере мало быть хорошим финансистом. Грамотное управление финансовыми потоками, мудрый обход подводных камней в сложившейся экономической ситуации - все это крайне непросто. Здесь необходимы глубокие знания законодательной базы, в частности финансового права. А если вы предпочтете работу в отделе кредитования физических и юридических лиц, вам придется составлять договоры и вычитывать документы. В отдельных случаях нужно будет проверять, соответствуют ли они принятым правовым нормам, да еще и отслеживать возникновение новых законов. А тут уже придется сопоставлять вновь принятые законы с действующими и проводить сравнительный анализ. Разумеется, человек, не обладающий соответствующими знаниями, не сможет разобраться в подобных вопросах.

Большинство авторитетных изданий любит привлекать к написанию информационных статей не только писателей, но и экспертов - знатоков своего дела. Согласитесь, материал, изложенный профессиональным юристом, экономистом или психологом, окажется гораздо более интересным и полезным, нежели статья, написанная человеком, не особо разбирающимся в той или иной области знаний. Во всяком случае, не придется сомневаться в достоверности изложенного. Особенно ценятся специалисты, имеющие несколько высших образований, одно из которых базовое профильное, допустим, журналистика, философия. А другой диплом позволит компетентно освещать вопросы, поднимаемые на газетных и журнальных страницах.

Как видим, дополнительное второе образование - это наиболее эффективный способ повышения профессионального уровня для любого специалиста. На сегодняшний день юридическое образование является самым популярным вторым высшим. Далее идет «бухгалтерский учет и аудит». Следом расположились «менеджмент» и «управление персоналом». Причем зачастую их выбирают руководители предприятий и топ-менеджеры с технической или гуманитарной базой.

Квалификация по диплому присваивается студентам государственной аттестационной комиссией вузов по итогам обучения после защиты или сдачи экзаменов и согласуется со специальностью.

Что такое квалификация по диплому

Квалификация по диплому – это статус выпускника, отражающий определенный набор знаний, умений, полученный за время учебы в вузе. После перехода на Болонскую систему высшие учебные заведения РФ присваивают квалификационные , специалиста и магистра, соответствующие уровням профессионального образования.

  1. Бакалавр. Степень присуждается по итогам четырехлетнего обучения в вузе по всем научным направлениям, кроме медицины. Дает право не только на профессиональную деятельность, но и предоставляет возможность получения магистерской степени.
  2. Специалист. Наиболее распространенная в образовательной системе квалификация. Подтверждает право на практическую деятельность на высоком профессиональном уровне и на обучение за рубежом по имеющимся международным соглашениям с целью соискания ученой степени. Обычно квалификация специалиста (юрист, бухгалтер, экономист, менеджер) присуждается после пяти или шести лет обучения в вузе. Диплом выдается во всех научных областях, включая медицину.
  3. Магистр. Для получения этой степени необходимо проучиться два года по программе, ориентированной на научно-исследовательскую деятельность. Поступить на обучение могут бакалавры или специалисты любого направления. Магистерская работа должна быть независимым исследованием, проведенным под контролем научного руководителя. Квалификация магистра и специалиста дает право на и участие в программах для получения ученой степени.

Если квалификация по диплому бакалавра не совпадает с выбранным направлением в магистратуре, перед поступлением требуется сдача определенного экзамена.

Пример квалификации в дипломе

В дипломах выпускников программ бакалавриата и магистратуры в качестве квалификации указывается степень бакалавра (академического или прикладного) и направление, в котором выпускник может реализовать свои знания и умения. Например:

  • прикладной бакалавр экономики;
  • менеджмента;
  • магистр культурологии, юриспруденции, психологии.

В дипломе выпускников специалитета на первой позиции указывается полученная профессия (она и будет квалификацией), на второй – отрасль деятельности (специальность или направление высшего образования согласно перечню, утвержденному Минобрнауки), например:

  • инженер – специальность «строительство уникальных зданий и сооружений»;
  • экономист – «экономическая безопасность»;
  • провизор – «фармация»;
  • юрист – « »;
  • художник-постановщик театра – «сценография».

Выбор будущей специальности и места работы должен основываться на знании того, что такое квалификацию по диплому. Понимание сути понятия позволит не ошибиться при заполнении важных документов при устройстве на работу.

1. Понятие о профессии специальности, квалификации, квалификационном разряде.

Человек – является главным элементом производственных сил. Он совершает производительный труд по созданию материальных благ или продуктов интеллектуальной деятельности. В жизнеобеспечении современного общества важную роль играют профессионалы разного уровня – рабочие и специалисты.

Работник - человек, нанявшийся на производство (государственное, частное) осуществляющий производственный труд и живущий за счёт оплаты своего труда.

Рабочий – работник физического труда, требующего начального или среднего образования.

Служащий - работник обслуживающего труда, основанного на интеллектуальной деятельности.

Работник, рабочий, служащий являются субъектами труда и представляют собой производительные силы. Их подготовка возложена на учреждения профессионального образования. Профессиональное образование – неотъемлемое звено системы непрерывного образования – выполняет особенную функцию: подготовку человека к конкретной профессиональной деятельности. Там учащиеся получают профессию.

Профессия - устойчивый род трудовой деятельности, образовавшийся в результате разделения труда, требующий специальной подготовки и служащий средством существования человека. В реальной практике мы можем встречать занятия, которые основы лишь на опыте человека, а не на специальной подготовке. К таким видам трудовой деятельности больше применимы понятия «промысел» или «ремесло», они, как правило, связаны с ручным трудом.

Понятие специальность в сфере образования можно рассматривать как категорию, характеризующую направленность и содержание образования при обучении в высшем и среднем специальном учебном заведении; в сфере труда – как категорию, характеризующую особую направленность и специфику содержания труда в рамках профессии, что может относиться и к рабочим профессиям, и к профессиям специалистов. На основании специальности мы определяем, какими видами деятельности готов заниматься человек, в какой отрасли он может работать. Таким образом, специальность – совокупность знаний, навыков и умений, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

В практике иногда пользуются термином «специалист широкого профиля», предполагая, что такой специалист может найти широкое применение своих знаний и умений в сфере труда. Специалист широкого профиля мобилен, что важно как в условиях ускорения научно-технического прогресса, так и в условиях неопределенности спроса на специалистов. Понятие «специалист широкого профиля» означает разнообразие возможности применения труда специалиста.

В рамках специальности могут быть выделены специализации.

Специализация - это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на их применение в локальной области профессиональной деятельности, направление подготовки в рамках специальности среднего или высшего профессионального образования. Специализации создаются тогда, когда профиль специалиста слишком широк, а на конкретном этапе производство испытывает потребность в специалистах более узкого профиля. Как правило, специализация начинается на завершающих этапах обучения. Так, специализация может представлять собой разделение функций, а может означать разделение объектов труда.

Уровень разделения труда сегодня настолько широк, что дальнейшее деление на специальности и профессии может привести к более узкой подготовке и снизить возможности человека на рынке труда. Этим обусловлена потребность в интегрированных специальностях, в которых узкий профиль определяется специализацией. Наличие же широкого профиля подготовки, фундаментализация образования повышают профессиональную мобильность выпускника учебного заведения, позволяют специалисту быстро перестроиться, получить дополнительное образование, соответствующее требованиям конкретного рабочего места, путем или самообразования, или пере­подготовки в среднем специальном либо высшем учебном заведении, либо в профессиональном центре.

Профессиональная мобильность - это способность и готовность человека к смене трудовой деятельности в связи с изменениями жизненных обстоятельств. Она предполагает возможность движения специалиста по должностной вертикали, по горизонтали (из одной отрасли в другую, с одного предприятия на другое, с одного участка на другой), способность быстро овладевать новыми технологиями или техникой.

Проблема обеспечения профессиональной мобильности особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений, имеющейся в стране безработицы. Профессиональная мобильность может быть достигнута благодаря усилению фундаментальной подготовки как по общепрофессиональным, так и по специальным дисциплинам. На примерах конкретной специальности можно изучать общие закономерности и принципы профессиональной деятельности, общие принципы устройства машин и механизмов, других средств производства, общие требования к организации труда. Соответствующим образом должна быть построена и методика обучения, направленная на овладение обобщенными способами действия (анализ ситуации, устройства, механизма; выбор решения из набора готовых, предлагаемых инструкциями, предписаниями; проектирование деятельности - постановка задач, выбор форм, методов и средств решения задачи; выявление возможных трудностей в предстоящей деятельности и др.).

Наименование профессий, специальностей определяется характером и содержанием труда, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Поэтому перечни профессий и специальностей являются открытыми и обновляются по мере необходимости.

Перечень профессий и специальностей разрабатывается в соответствии с Единым тарификационным справочником, который составляется по отраслям производства и ориентирован на обеспечение выполнения конкретных работ (производственных операций).

В основе формирования перечней специальностей начального, среднего и высшего уровней профессионального образования лежат разные подходы.

В начальном и среднем профессиональном образовании – операционно- деятельностный, предусматривающий определённые способы выполнения действий в соответствии с характеристикой предмета и средств труда.

Специальности высшего образования определяются на основе объектно-деятельностного подхода, когда на первый план выдвигается объект, на который направлено внимание специалиста

В зависимости от уровней развития профессионального мастерства различают профессиональную квалификацию.

Профессиональная квалификация - это ступени профессиональной подготовленности работника к выполнению того или иного вида труда определенного качества и определенной сложности.

В современной системе непрерывного профессионального образования определяют пять основных ступеней квалификации :

Уровень квалификации, характеризующий профессиональное мастерство конкретного работника в рамках данной ступени, зависит от знаний, умений и навыков, от их количества и качества.

Квалификация полученная на основе начального профессионального образования позволяет занимать должности рабочих, на основе среднего профессионального образования – техников, на основе высшего профессионального образования – специалистов.

В рабочих специальностях квалификация определяется в разрядах. Их свыше 6-ти, но действует, как правило, 6 разрядная сетка. Из училищ выходят преимущественно рабочие 3-4-го разряда. Для служащих используется 18-ти разрядная сетка. Профессионализм – это не только мастерское владение профессией, но и высокая гражданская зрелось, ответственность и наличие чувства профессионального долга.

2. Образовательные учреждения для подготовки специалистов различных отраслей.

Структура профессионального обучения представляет собой следующие педагогические подсистемные уровни: начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское и дополнительное профессиональное образование.

Типы учреждений начального профессионального образования : профессиональное училище, профессиональный лицей, учебно-курсовой комбинат, учебно-производственный центр, техническая школа и другие учреждения данного уровня.

Профессиональный лицей – тип учреждения начального профессионального образования, в котором приобретается конкретная профессия повышенного уровня квалификации и есть возможность получения среднего профессионального образования.

Профессиональное училище – основной тип учреждений начального профессионального образования, в котором осуществляется массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Учебно-курсовой комбинат – подготовка специалистов по ускоренной форме обучения.

Типы учреждений среднего профессионального образования : техникум (училище), колледж.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и, которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Техникум – основной тип среднего специального учебного заведения, в котором реализуются программы среднего профессионального образования.

Типы учреждений высшего профессионального образования : университет, академия, институт.

Университет – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки, являющийся центром науки и образования в регионе.

Академия – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования, осуществляет подготовку и переподготовку квалифицированных работников высшей квалификации для определённой отрасли науки, наукоёмкого производства; является методическим центром в области своей деятельности.

Институт – вуз, реализующий образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; ведёт научные исследования; осуществляет подготовку и переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации, может являться структурным подразделением университета, академии.

Типы учреждений дополнительного профессионального образования : образовательные организации, ассоциации, союзы, общества, научные и методические советы; академии, институты, центры повышения квалификации, структурные подразделения ДПО, организуемые в ВУЗах: факультеты, региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

3. Профессиограмма. Анализ профессиограм и способы их составления.

Профессиограмма – характеристика профессии, описание существенных сторон профессиональной деятельности. В ней устанавливаются профессиональные противопоказания, особенно в областях медицины и психики. Профессиограмма включает требования к теоретическим и практическим знаниям и умениям работника, к психическим, физиологическим и интеллектуальным свойствам личности, пути и сроки овладения профессией, возможности использования выпускника учебного заведения на работе, возможности дальнейшего профессионального роста.

Профессиограмма – модель проектирования личностного потенциала. Она создается для проведения профориентационной и профконсультационной работы, профотбора, организации специального профессионального образования, обучения и развития молодежи. Она отражает тенденции развития, ожидаемые в данной профессиональной области.

Профессиограмма составляется учеными на основе поисков, наблюдений, опросов и т.д.

Профессиограмма состоит из трех разделов: характеристика деятельности, психологическая характеристика специалиста, санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности.

В характеристике деятельности выделяются функции, виды деятельности, типовые профессиональные задачи и профессиональные умения. Это перечень того, чем должен профессионально владеть специалист.

Психологическая характеристика специалиста включает в себя перечень социально-значимых и профессионально важных качеств личности и динамических характеристик психики, которые следует сформировать у специалиста.

Санитарно-гигиенические требования к деятельности и личности определяют режим труда, допустимую нервно-психическую напряженность, сенсомоторную и перцептивную сферы специалиста и медицинские противопоказания.

На основе профессиограмм в методических кабинетах училищ, в центрах профориентации, службах занятости создаются профессиографические информационно-поисковые системы. В них входят справочная информация о профессиях и требования к личности, диагностические методики для изучения возможностей личности, выбирающей профессию.

Применительно к специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)» профессиограмма рассматривается как документ, в котором дана полная квалификационная характеристика педагога профессионального обучения с учетом требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

4. Профессиональные требования, предъявляемые к современному специалисту можно объединить в следующие группы требований :

Общие требования к образованности специалиста (осознание личностной и социальной значимости своей профессии, обладание научно-гуманистическим мировоззрением, знание основ Конституции РФ, этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку и т.д.);

Требования по дисциплинам общекультурной подготовки (владение современными представлениями о социальных явлениях и процессах, механизмах саморегуляции и саморазвития общества, проблемах взаимодействия общества и природы, общества и культуры, общества и личности и т.д.);

Требования по дисциплинам психолого-педагогической подготовки (соблюдение прав и свобод учащихся, владение системой знаний о закономерностях целостного педагогического процесса, о современных психолого-педагогических технологиях и т.д.);

Требования по дисциплинам предметной подготовки.

Недаром говорят, что труд облагораживает человека, особенно если работа приносит удовольствие и достаток. Материальная сторона профессии определяется такими понятиями, как специальность и квалификация. Чем они отличаются друг от друга и как определить разницу? Попробуем разобраться в этом вопросе, используя достоверную информацию.

Что такое специальность и квалификация

Специальность – комплекс знаний, полученных в результате целенаправленной подготовки и подтверждённый соответствующим документом. Навыки и умения необходимы для того, чтобы успешно справляться с кругом обязанностей, исполняемых им.
Квалификация – уровень подготовки, присвоенный по результатам оценки независимой комиссией навыков специалиста и подтверждённый документально. Шкала мастерства представлена уровнями (разрядами), движение по которым происходит в вертикальном направлении.

Разница между специальностью и квалификацией

Таким образом, специальность – это набор знаний, умений и навыков, а квалификация – уровень мастерства. Объём понятий существенно различается. Специальность – термин предельно широкий, куда входит и квалификация. У человека может быть несколько профессий, и в каждой из них – свой уровень мастерства.
Процесс их присвоения несколько отличается. Так, для получения специальности необходимо пройти обучение, а затем – сдать экзамен на практике. После того, как начинается профессиональная деятельность, можно говорить о наличии квалификации. Сначала это самый низкий уровень (разряд), а потом, по мере улучшения навыков, он начинает расти.
Подводя итог, отметим: специальность – это профессия, а квалификация – уровень мастерства. Как доказать, что соискатель действительно способен справиться с поставленными задачами? Подтвердить специальность можно дипломом, квалификацию – только практикой.

TheDifference.ru определил, что отличие специальности от квалификации заключается в следующем:

Объём понятий. Специальность – понятие более широкое, в которое входит и уровень квалификации.
Получение. Специальность присваивается лицу после того, как оно успешно прошло обучение и выдержало экзамены. Квалификация присваивается при получении профессии.
Динамика. Специальность, полученная после обучения, остаётся навсегда. Уровень квалификации может меняться: как в лучшую, так и в худшую сторону.

Лекция №1

Тема: Общее представление о профессии. Классификация профессий

1. Понятие профессия, специальность.

2. Классификация профессий

3. Психолого-педагогическая деятельность: сущность, содержание и особенности

Понятие профессия, специальность, квалификация

В обыденном значении у слова «деятельность» есть синонимы: труд, дело, занятие. В науке деятельность рассматривается в связи с бытием человека и изучается многими областями знания: философией, психологий, историей, культурологией, педагогикой ит.д. В деятельности проявляется одно из существенных свойств человека- быть активным. Если обратиться к философскому словарю, то там данное понятие трактуется следующим образом: «деятельность- специфически человеческая форма активного взаимодействия с окружающим миром».

Как отмечал философ Б.Ф.Ломов, «деятельность является многомерной», поэтому существуют многочисленные классификации деятельности, в основу которых положены ее различные признаки, отражающие разнообразные стороны этого феномена. Выделяют деятельность духовную и практическую, репродуктивную(исполнительскую) и творческую, индивидуальную и коллективную и т.д.

Выделяют также разнообразные виды профессиональной деятельности (научная, педагогическая и т.д.)

Профессиональная деятельность - род труда, следствие его диф­ференциации. Профессиональная деятельность имеет обществен­ный характер. В ней различают как минимум две стороны: общество работодатель) и человек (как работник). Общество выступает в отношениях как:

*заказчик выполнения общественно значимых видов деятельности;

*организатор условий такой деятельности;

*источник ее материального финансирования;

*регулятор правовых отношений между участниками профессиональной деятельности;

*эксперт качества деятельности, осуществляемой работником;

*источник формирования социального отношения к профессии значимость, престиж и т.п.).

Все эти функции могут выполняться государственными институтами (например, в случае работы педагога-психолога в государственной общеобразовательной школе) или частично переданы частным лицам (функции организации условий, финансирование и др.). Однако, да­же при передаче функций организации частным лицам, органы государственного управлении осуществляют общий надзор за профессиональной деятельностью (например, частные школы проходят государственную аттестацию и аккредитацию, трудовые отношения регламентируются КЗОТом РФ, а учебные программы в них строго соответствуют государственному образовательному стандарту (ГОСТ).

С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта.


С точки зрения конкретного человека профессия -это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации. По мнению А.. Марковой, профессия – это приложения физических и духовных cил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития. Для осуществления профессиональной деятельности человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности, профессио­нально важные качества личности. Уровень развития этих составляющих во многом определяют темпы становления человека как профес­сионала и степень успешности его профессиональной деятельности.

Признаки профессии:

1. род деятельности и система выполненных человеком трудовых функций,

2. социально признанный и юридически фиксированный трудовой пост,

3. наличие определенной системы профессиональной подготовки,

4. наличие определенной квалификации и опыт специалиста,

5. общность людей, занятых определенным родом деятельности.

Специальность - определенный вид занятий в рамках данной профессии.

Для нее характерно:

1. знания, умения, навыки. Поэтому для нее учатся, получают знания

2. необходим для общества

3. взамен труда получает человек определенные средства

Например, профессия- токарь. Специальность в рамках данной профессии- токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик.

Профессия- учитель. Специальность- учитель иностранного языка, учитель- математик.

Существует несколько оснований дифференциации педагогических специальностей, объединенных в профессиональную группу «образование».

1. в зависимости от возрастного периода развития личности, с которой работает педагог, обуславливается специфика его взаимодействия с ней (воспитатель дошкольного учреждения; учитель: начальной школы, основной школы, старших классов, преподаватель вуза и т.д.)

2. на основе предметных областей знаний, которые выступают в качестве средства взаимодействия (учитель истории, музыки и т.д.)

3. на основе особенностей психофизиологического и социального развития личности, с которой взаимодействует педагог (педагог- дефектолог: логопед-педагог, оказывающий помощь детям с нарушениями речи; сурдопедагог - педагог, за­нимающийся образованием детей с нарушениями слуха; тифло­педагог - учитель, обучающий слабовидящих детей, и т.д.);

4. группы специалистов, работающих в разных типах образова­тельных учреждений (педагог системы общего образования, или профессионального образования, или дополнительного образования и т.д.).

К числу специалистов-педагогов, профессионально занимающихся педагогической деятельностью, сегодня также можно от­нести: педагога-психолога, социального педагога, гувернера, во­спитателя детского дома, организатора досуга детей, воспитателя группы продленного дня, вожатого и т. д. постоянное расшире­ние спектра педагогических специальностей связано, с одной стороны, с дифференциацией науки и производства, а с дру­гой с повышением роли воспитания и образования во всех областях жизнедеятельности современного человека (например, появление специальностей «учитель безопасности жизнедеятель­ности», «учитель мировой и художественной культуры», «учи­тель информатики», «учитель технологии и предпринимательства» и т.д.).

Характерной особенностью современного этапа развития педагогического образования является не только дифференциация специальностей, но и их интеграция: стремление преодолеть уз­кую специализацию учителя и предоставить ему возможность при­обрести одновременно несколько специальностей, например: учи­теля физики и иностранного языка, учителя химии, биологии и педагога-психолога; учителя русского языка, литературы и миро­вой художественной культуры; учителя истории и граждановеде­ния; учителя экономики и права и т.д. Это не только вызвано потребностями общества (изменениями в содержании образова­ния и появлением новых предметов), но и обеспечивает полную занятость (нагрузку) учителя, предоставляет ему возможность ре­ализовать свой творческий потенциал или самоопределиться в одной из специальностей.

На основе полученной специальности работнику присваивается та или на квалификация. Например, квалификация бакалавра (при 4- летнем обучении), магистра или дипломированного специалиста.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари