Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вера в германии. Немцы, государство и религия: отношения сложные, но крепкие

Верования древних германских племен были преимущественно связаны с аграрными культами. По-видимому, в эпоху военной демократии Вотан, древний бог мертвых, занял в германской религии место верховного божества. Но в народном представлении он на протяжении столетий сохранил характер злого духа и вождя мертвых, оказав влияние на создание образа дикого охотника (см. раздел «Фольклор»).

Христианство начало проникать к германцам из Рима в IV в. (готы и вандалы, лангобарды и др.); в конце V в. оно распространилось среди франков. Горячими поборниками новой религии были короли и аристократия - христианское вероучение с его проповедью покорности и терпения помогало закрепить их власть. В пределах Германии - у тюрингов, баварцев, саксов и др.- христианство распространилось позже - главным образом в VIII в. Франкские короли навязывали его насильственно, иногда самыми кровавыми методами; например, Карл Великий казнил тысячи саксов, не желавших креститься. Германская церковь была подчинена римскому папе.

Понемногу новая религия стала проникать в сознание народа. Церковь искусно приспосабливалась к старым народным обычаям и обрядам, включала языческие праздники в свой календарь.

В раннее средневековье распространение христианства в Германии сыграло некоторую положительную роль. Первые школы в стране были открыты при монастырях. Возникли конфессиональные школы. Лишь в конце средневековья в городах были созданы светские латинские школы. Во времена непре- кращающихся феодальных распрей некоторое успокоение вносил обычай «божьего мира» (treuga Dei ) - запрет воевать в определенные дни недели и в праздники. Однако против «язычников» и «еретиков» сама же католическая церковь вела кровавые войны. Особенно отличались жестокостью духовнорыцарские ордена Тевтонский и Ливонский, огнем и мечом распространявшие христианство среди народов Прибалтики (пруссов, латышей, эстонцев) и в итоге поработившие их.

Церковь, созданная Лютером, не признавала власти римского папы и была подчинена земельным князьям. Феодалы использовали победу Реформации для усиления своей власти, поэтому многие из них помогали распространению нового учения. Реформация охватила почти все немецкие земли, вплоть до Баварии и Австрии. Но контрреформация, возглавленная иезуитами, вернула католицизму обширные области на юге Германии и в Альпах. Стараясь подчинить своему влиянию широкие народные массы, прежде всего городские сословия и дворянство, иезуиты поставили себе на службу литературу, искусство, в особенности зодчество («иезуитский стиль») и музыку- преимущественно оперную. Церковные праздники, шествия, даже проповеди сопровож- , дались театральными эффектами. Монашеский орден капуцинов сосредоточил свои усилия на завоевании для католицизма широких угнетенных слоев народа. В противоположность этому, протестантская церковь - лютеранская и реформатская - отвергала старые народные обычаи и прежде всего осуждала народный театр. На протестантском Севере народные обычаи, сохранившие отголоски языческих верований, и игры находились под запретом.

По Аугсбургскому миру 1555 г., заключенному между католиками и протестантами после многолетних религиозных войн, вероисповедание’подданных определялось местным князем: «чья власть - того и вера» («cujus regio ejus religio »). Таким образом, смена династии могла привести к смене вероисповедания в стране. Переход князя в протестантство открывал ему возможность секуляризации церковных владений и часть феодалов не удержалась от этого соблазна, приняв лютеранское учение («аугсбургское исповедание»).

Кальвинистская церковь завоевала в Германии меньше приверженцев, чем лютеранская. Кальвинисты сейчас имеются лишь в Восточной Фрисландии, в близком соседстве с Нидерландами, а также в Рейнланде и Пфальце (отдельные группы). Это потомки переселенцев из Нидерландов в XVII- XVIII вв. и французских гугенотов.

В эпоху просвещения (XVIII в.), когда возрос культурный уровень населения, имели место поиски новых, более тонких форм религии. На этой почве возникла, например, идеология деизма (религии, не признающей догматов и обрядов), а также масонское движение, распространившееся среди аристократии многих европейских стран, вюм числе и Германии. Но народ понимал масонов по-своему. Таинственностьцеремониймасонских лож и тот факт, что члены этих лож были людьми состоятельными и даже богатыми, создали в народе уверенность, что масоны - союзники черта и колдуны. Католическая церковь решительно боролась с масонами.

Среди католического населения имелись ультрамонтаны-сторонники неограниченной власти папы. Во времена фашизма делались попытки создать свою собственную «германскую» религию, отмежевавшись от христианства.

В наши дни в ФРГ преобладает римско-католическое вероисповедание в Баварии, Бадене, Рейнланде, Саарской области, Вестфалии; евангелическо- лютеранское - в Вюртемберге и Гессене.

В ГДР, наоборот, среди верующих больше протестантов - в Мекленбурге, Бранденбурге, Саксонии, Тюрингии.

По данным переписи 1946 г., 59,2% населения всей Германии были лютеранами, 35,2%- католиками. Несмотря на значительные миграции в годы войны и после войны, по-прежнему юг и юго-запад страны остались преимущественно католическими, восточные и северные районы-преимущественно протестантскими. По данным 1950 г., в ФРГ исповедовали католицизм -45,2% верующих, протестантизм (евангелизм)- 51,2%; в ГДР 87% всех верующих принадлежали к лютеранско-евангелической церкви. Кроме последователей этих двух официальных религий, имеется небольшое число сектантов (адвентистов и др.). Процент атеистов невелик (5,1% в 1939 г.), хотя все время возрастает. Кроме того, нужно отметить, что большая часть населения (особенно лютеране) исповедуют религию лишь формально, по традиции.

Церковь всегда употребляла свое влияние для усиления патриархальности, немецкой семьи и общины. Священники воздействовали на умы прихожан проповедями, притчами и читая с кафедры рассказы для народа.

Как у католиков, так и у протестантов духовные лица занимали руководящее положение в общине; к католическому священнику относились с особым почтением. По народному поверью, священник самим принятием духовного сана приобретал магические способности; обет безбрачия и целомудрия наделял его особым ореолом. При засухе, непогоде от священника ждали чудесной помощи. Он должен был изгонять повинных в бедствиях ведьм и чертей. Священников приглашали помочь больным, особенно душевнобольным, которых считали одержимыми дьяволом. Особой славой заклинателей пользовались капуцины. В случаях, когда требовалось совершить магические’действия, даже протестантское население обращалось к католическим священникам. Однако многие священники, прежде всего католические, навлекали па себя презрение верующих, порицавших ихзаскупость, стяжательство и развращенность. Эта критика отразилась в народной поэзии, особенно в многочисленных широко распространенных «поповских шванках» (см. раздел «Шванк»). У католиков эти старинные шванки бытовали в неизменном виде почти вплоть до настоящего времени.

У протестантов они подверглись переделкам - в них стали высмеивать евангелических пасторов. Характерна социальная направленность этих шванков - в них дьячок всегда превосходит пастора умом и остроумием. В бюргерских шванках духовенство уличалось в необразованности. Литературную и публицистическую обработку антиклерикальные мотивы этих шванков, приобрели в сочиненных учеными-гуманистами «Письмах темных людей» (начало XVI в.).

В областях восточнее Эльбы, особенно в земле Мекленбург, где до 1945 г. преобладали юнкерские владения, помещик занимал одновременно и господствующее положение в церковном приходе. От него зависело назначение приходского священника. Но зависимое население (сельскохозяйственные рабочие) часто не признавало назначенных помещиком священников, в чем проявлялось сопротивление юнкерам.

Протестантское и католическое духовенство всегда принимало активное участвие в политической жизни страны. Основное ядро церкви, особенно высшее духовенство, поддерживало самые реакционные правительства, в том числе и гитлеровскую диктатуру. Например, епископ Ди- белиус, до 1962 г. стоявший во главе немецкой лютеранской церкви, в своих книгах и статьях горячо оправдывал с «христианской» точки зрения зверства нацистов, их политику провокаций и завоевательных войн, всячески возвеличивал Гитлера. После войны тот же Дибелиус изо всех сил поддерживал реваншистско-милитаристскую политику канцлера Аденауэра. Католическая церковь, тесно связанная с Ватиканом, всегда сохраняла независимость от Цравительства. В годы нацизма некоторые католические деятели даже подвергались преследованиям. Но большинство католического духовенства поддерживало фашистскую власть, особенно после того как папа Пий XI заключил с Гитлером конкордат.

В настоящее время католическая церковь в ФРГ представляет собой мощную реакционную силу, всемерно поддерживающую реваншистскую политику боннского правительства. Католическая партия ХДС, возглавляемая Аденауэром, стоит у власти. Кардиналы, прелаты, епископы деятельно участвуют в политической жизни, часто выступают в печати, руководят выборными кампаниями, опираясь на широкую сеть католических орденов (152 религиозных ордена), используя в своих целях приходское духовенство, католические союзы и объединения. Колоссальны богатства католической церкви и связанных с ней организаций: в их руках - банки, акционерные компании.

Католические организации охватывают широкие слои населения - рабочих, мелкую буржуазию, крестьянство, женщин, молодежь.

Самые крупные из этих объединений - Католическое рабочее движение Западной Германии, Христианско-социальное содружество в Объединении профсоюзов Западной Германии, Союз ремесленников-католиков, Союз католических торговых объединений, Союз германской католической молодежи, Германский союз женщин-католичек, Христианская рабочая молодежь, Католическое движение земледельцев, Католическое движение сельской молодежи в Союзе католической молодежи и др.

Католическая церковь в ФРГ располагает целой сетью учебных заведений. 244 католических газеты и журнала общим тиражом до 9 млн. экземпляров систематически ведут религиозную пропаганду. Ежегодно выходят з свет сотни книг, брошюр и прочих изданий религиозного содержания.

Католическая церковь пользуется и другими способами воздействия на массы, особенно охотно- традиционными праздниками, которым духовенство старается придать форму торжественных импозантных зрелищ. Пышные процессии в день праздника тела господня, когда сотни священников и монахов во главе с кардиналом и епископами в богатых облачениях под колокольный звон и пение проходят по городским улицам, собирают сотни тысяч зрителей. В таких крестных ходах участвуют члены правительства, высшие чиновники, парламентарии, члены религиозных организаций и толпы верующих. Помимо ежегодных повсеместно устраиваемых церковных праздников в некоторых местностях ФРГ сохраняется традиция религиозно-театральных торжеств. Самое известное из них - пасхальные мистерии, которые раз в четыре года устраиваются в баварской деревне Обераммергау силами местных жителей - крестьян.

Эти мистерии широко известны, и на представления стекается множество верующих и туристов не только из других областей страны, но и из-за границы,

26.11.2008 20:48:51

Количество верующих двух крупнейших конфессий Германии – католиков и протестантов – продолжает сокращаться.

Евангелическая Церковь в Германии (ЕЦГ), самое большое объединение протестантов в стране, впервые после объединения Германии в 1990, сократилось до менее чем 25 миллионов прихожан, — сообщает Христианский Мегапортал invictory.org со ссылкой на Благовест-инфо.

В конце 2007 года ЕЦГ насчитывала 24.83 млн. верующих (при общем населении Германии 82 млн. человек). За последние пять лет количество немецких протестантов сократилось более чем на миллион. За один только 2007, по сравнению с предыдущим годом, число протестантов уменьшилось приблизительно на 268 000 человек.

Число верующих Римско-Католической Церкви в 2007 году также упало, но меньше чем в ЕЦГ. Общее количество католиков составило 25.46 млн., что приблизительно на 224 000 меньше, чем в 2006 году.

Во время объединения Германии в 1990 на всей территории страны протестантов было несколько больше, чем католиков. Бывшие восточногерманские земли в большинстве своем находились в историческом центре протестантизма – там, где в XVI веке жил и работал реформатор Мартин Лютер.

Обращаясь к проблеме покидающих церковь прихожан, главный протестантский епископ Германии Вольфганг Хубер еще в 2006 году говорил в одном из радиоинтервью, что Церковь должна изменить свою ментальность.

«Мы видим не только необратимый процесс отстранения от Церкви – в некоторых областях происходит обратное, и участие в церковной жизни снова активизируется», — сказал Хубер.

Существенное снижение количества протестантов влияет на благосостояние Церкви, поскольку приблизительно 70% церковных доходов в Германии поступает от церковного налога, взимаемого с зарегистрированных верующих.

Сейчас в Германии 61.2% жителей принадлежат либо к ЕЦГ, либо к Католической Церкви. Самый высокий процент христиан проживает в южных и юго-западных, в основном католических землях бывшей Западной Германии. На первом месте (84.6%) идет Саарланд, граничащий с Францией, за ним следуют Рейнланд-Пфальц (77.4%), Бавария (77.3 %) и Баден-Вюртемберг (70.5%).

В четырех из пяти земель бывшей ГДР к верующим себя относят менее четверти населения. В Саксонии-Анхальте, где находится Виттенберг, в котором Лютер начал Реформацию в 1517 году, только 18.7% населения принадлежит к основным протестантским или католической Церквам.

Остается неясным, что в большей степени влияет на сокращение числа верующих в Германии: демографические факторы или финансово-экономические проблемы.

Источник:

Архив новостей

Облако тегов:
германиипротестантовверующихцерквикатолическойцерковькатоликовприблизительнокатолической церквиобъединения германии

Священник храма в Риме нашел в исповедальне 36 тысяч евро

Священник храма близ Ватикана нашел в исповедальне коробку с 36 тысяч евро, и теперь городская полиция и церковь гадают, был ли это щедрый дар или избавление от неправедно нажитых …>>

В Украине пройдет ежегодный фестиваль для всей семьи Vision Fest

С 10 по 17 августа в городе Херсон пройдет ежегодный фестиваль для всей семьи Vision Fest. Vision Fest – это отдых для всех, кто мечтает провести неделю на бер…>>

В Иране четверо христиан отправлены в тюрьму на 10 лет, а еще четверо ожидают приговора

В Иране четверо христиан отправлены в тюрьму на 10 лет за «пропаганду сионистского христианства» и создание надомных молелен, и еще четверо христиан ожидают приговора, сообщает chr…>>

Дональд Миллер: Почему потеря всего может быть во благо

Когда ты пишешь сценарий, ты обычно хочешь, чтобы за пятнадцать минут до конца истории произошло что-то такое, когда наступает «все потеряно». Все достижения главного героя должны …>>

Сатанист, который требовал убрать с доллара фразу «In God we trust», проиграл судебный иск

Апелляционный суд США принял решение не в пользу сатаниста из Чикаго, который подал иск в суд, пытаясь устранить с американской наличности знаменитую фразу «In God we trust». …>>

Англикане Тасмании будут продавать церкви, чтобы помочь жертвам сексуального насилия

Диоцез Тасмании, входящий в состав Англиканской церкви Австралии, в начале июня опубликовал список 108 приходских объектов диоцеза, которые планируется продать для оказания помощи …>>

Папе Римскому подарили комбинезон астронавта

Папа Римский Франциск 8 июня 2018 года встретился с астронавтами, возвратившимися с Международной космической станции (МКС). Понтифик получил от них в подарок инд…>>

«Немецкая вера»

Предание о крещении Руси распространяет его предысторию на несколько лет. Под «летом 6494» (то есть 986 годом по нашему летосчислению) помещен рассказ о том, как к князю Владимиру пришли представители разных религий и убеждали его принять свою веру. Это – магометане, «немьци от Рима», иудеи, и, наконец, посланный православными греками Философ, представленный коим довольно скучный – по крайней мере, с точки зрения обращаемого язычника – синопсис Священного Писания занимает основное пространство рассказа.

Заметим, однако, что, прежде чем пересказывать священную историю, Философ дает короткую характеристику каждой из вер. В частности, о вере «немцев от Рима» сказано так: «Слышахом же и се, яко приходиша от Рима поучитъ вас к вере своей, ихъ же вера маломь с нами разъвращена …». Иными словами, различия «греческой» и «римской» веры рассматриваются Философом как незначительные. Ввиду важности фразы, выделенной нами курсивом, приведем и ее дословный перевод, выполненный Д.С.Лихачевым: «Вера же их немного от нашей отличается…».

Там, где мы завершили цитирование оригинального текста многоточием, добавлено краткое описание основного различия («служения на опресноках», с отсылкой к евангельскому тексту). С точки зрения средневекового читателя, это, конечно, не малозначительная деталь. Однако сразу видно, что догматические различия и политические расхождения между христианским Западом и Востоком, накопившиеся ко времени написания Повести – тем более в эпоху крещения Руси – пока отнюдь не достигли «критической массы».

Мы ведь привыкли отсчитывать решительное разделение церквей от 1054 года, совсем забывая о том, что для современников дело выглядело совсем по-другому.

Психологический разрыв произошел гораздо позже, через добрых два века века, когда крестоносцы взяли Константинополь, и повели себя там как в столице басурманского царства, занимаясь грабежом и осквернением православных святынь…

Пока же отношения были более или менее прохладными, однако совсем враждебными их назвать было нельзя. Во всяком случае, западное христианство было включено древнерусским летописцем в список важнейших религий, а из них – наиболее близкая к православию, и представлял ее немец. Что же касалось до «испытания вер», то в 986 году оно завершилось не выбором, но вздохом Владимира Святославича, и его замечательной репликой «Подожду-ка я еще немного» (в оригинале стоит выразительный фразеологизм «Пожду и еще мало»).

Неспешность и рассудительность в выборе веры понятны. Однако и в следующем, 987 году, колебания продолжались. Призвав к себе «бояр своих и старцев своих градских», Владимир посоветовался с ними, и решил послать в разные страны «славных и умных мужей», снова для «испытания вер». Для наблюдения католической веры (названной в тексте «немецким законом») были избраны немецкие земли. Отчет об их посещении краток, но очень интересен. Вот он: «И придохом в Немци, и видехом в храмех многи службы творяща, а красоты не видехом никоеяже». Иными словами, в богослужении у немцев царит примерный порядок, ведутся «многие службы», но с точки зрения жителя Древней Руси, некой высшей красоты во всем этом нет.

У этого вывода есть свой контекст. Чуть выше представлена вера магометан, и коротко сказано, что «нет в них веселия». Ниже по тексту идет знаменитая характеристика византийского богослужения. Послы не могут забыть его красоты и великолепия, и положительно утверждают, что там-то Бог сходит к человеку. Иными словами, захватывает послов именно эстетика культа – и в некоторой степени онтология литургии. Читатель легко припомнит многочисленные высказывания, и даже трактаты российских философов и богословов, развивающих этот аспект отечественного религиозного сознания.

Однако, помимо того, в цитированном фрагменте едва ли не впервые у нас была сформулирована одна идея, часто повторяемая потом русскими писателями, и касающаяся притом не столько католицизма в целом, сколько именно немецкого народа. В самом схематичном изложении она сводится к тому, что-де у немцев все есть, и порядок примерный, но все же нет у них чего-то высшего, по чему горит и томится русская душа.

Выслушав своих послов, Владимир решается принять крещение от византийцев – и снова медлит. Лишь в следующем году он отправляется со своим войском «на Корсунь, город греческий», навеки присоединяя свое государство к восточному, православному миру (Pax Orthodoxa), который следовал курсом, все более расходящимся с миром западного христианства. Такой выбор впоследствии неизменно подтверждался русскими князьями, от Александра Невского – до Ивана Грозного. Решение Петра Великого, решительно пересмотревшего выбор в пользу «западного порядка» (что явственно прослеживается в тексте хотя бы Духовного регламента) совершило подлинный переворот – и открыло новую, петербургскую эпоху российской истории.

Переходя к «корсунской легенде», фокус внимания летописца сдвигается, причем немцы снова покидают его пределы. Нам же остается сделать вывод, что знакомство с «немецкой верой» сыграло важную роль при выборе религии, да и определении судьбы своего народа правителем первого русского государства .

В Германии Пасху отмечают все. Но многие ли чувствуют и понимают религиозный смысл этого праздника, ведь христианами себя считают лишь две трети населения? К тому же в стране неуклонно растет число приверженцев ислама.

Церкви есть почти во всех городах Германии

В Германии отмечают Пасху. Однако в церковь и в этот день идут немногие, а, судя по опросам, которые проводятся в преддверии Пасхи каждый год, для большинства жителей страны этот праздник все больше утрачивает религиозный смысл.

Если в 2003 году в опросе Emnid девять процентов не знали о религиозном смысле Пасхи, то в 2007 году в опросе Forsa уже 20 процентов - каждый пятый не смог объяснить смысл Пасхи. В другом опросе - 15 процентов молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет сказали, что в этот день отмечается день рождения Иисуса. А три процента были уверены, что это день его свадьбы. Более 60 процентов связывают Пасху прежде всего с подарками и праздничным столом.

Церковь и власть

Конституция Германии открывается словами: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, ... германский народ принял... настоящий Основной закон". Этими словами открывается Конституция современной Германии. Этими словами, однако, описана и вся система отношений между государством, религией и церковью.

В существовании Бога Конституция не сомневается, но предпочтения одной, даже традиционной для Германии христианской религии не отдает. И церковь в управлении государством участия не принимает. Власть церкви в Германии была ограничена после свержения монархии в 1918 году. Конституция Веймарской республики отменила официальные государственные церкви - католическую и протестантскую. Между 1933 и 1945 годами государство пыталось взять религию под контроль.

В стране по-прежнему существует и даже находится у власти партия Христианско-демократический союз, но ее все чаще упрекают в пренебрежении именно христианскими ценностями.

Церковь и жизнь

Правда, сказать, что церковь не влияет на жизнь страны и общества, нельзя. Христианство, будучи в Германии наиболее массовой конфессией (две трети населения считают себя христианами), традиционно воздействует на быт, культуру, традиции и даже социальную систему.

Большинство больниц и домов престарелых в стране принадлежат католической церкви. Но, это не значит, что там работают и лечатся только верующие. Многие детские сады также находятся в ведении религиозных общин. Тут, правда, при приеме ребенка предпочтение вполне может быть оказано католической семье.

Церковь и деньги

Для того, чтобы церковь могла вести социальную работу государство берет с католиков и протестантов специальный церковный налог. Он полностью передается церкви, но без помощи государственных фискальных структур она эти деньги получить не смогла бы, поскольку с каждым годом храмы теряют все больше прихожан - регулярно в церковь ходит лишь малая часть верующих.

Меньше прихожан - меньше и доходов. Многие церковные здания даже приходится продавать. Где-то в церкви устроили ресторан, где-то - дискотеку.

Как верит молодежь

Результаты опроса, проведенного фондом Бертельсмана говорят о том, что в Германии верующими считают себя 70 процентов. Но лишь 5 процентов христианской молодежи посещают воскресные богослужения. Хотя, по данным опросов, для молодых немцев по-прежнему важны христианские ценности.

Правда, нередко молодежь по-своему верит в Бога, но ее Бог - это какая-то абстрактная сила. "Это не Тот, с кем связано празднование Рождества, или Пасхи", - к такому выводу пришли немецкие исследователи. Известный в Германии теолог Ойген Древерман (Eugen Drewermann) полагает, что сейчас вопрос не в том, католик вы или протестант. Вопрос в том, в какой степени ваша жизнь следует примеру Иисуса Христа? Что вы за человек? Кто вы? Ни одна церковная организация, ни одна община не ответит на эти вопросы, касающиеся вашего существования как личности.

Религия в школе

Неудивительно, что почти половина населения высказывается за отмену преподавания религии в Германии. Пока религия - единственный учебный предмет, наличие которого в школьной программе обязательно и гарантировано Конституцией. Впрочем, она ограничивается только общей формулировкой, а решение о том, быть "Закону Божьему" обязательным или факультативным предметом, отдано на усмотрение федеральных земель.

По желанию родителей "религия" может быть заменена внеконфессиональным предметом, который тоже обязателен. В одних землях его называют "философия", в других - "этика". Иногда за обучение отвечает священник из местной церкви, но чаще - один из учителей.

Христинство и мусульманская молодежь

Проблема в том, что число молодых христиан в Германии постоянно сокращается (по опросам, не более четверти молодых людей в Германии верят в Бога).

При этом, однако, среди турецкой молодежи число мусульман растет: до 81 процента молодых турок в Германии - приверженцы ислама. В ряде регионов Германии молодые мусульмане в школах составляют более половины учеников. Как должны проходить уроки религии для них?

Традиционно религиозное воспитание молодых мусульман в Германии проходит вне школы. Долгие годы государство этому не придавало значения, но после 11 сентября 2001 года выяснилось, что в воскресных мусульманских школах преподавание чаще всего ведут муллы из стран Востока, не говорящие по-немецки и нередко отличающиеся радикальными взглядами. Поэтому сейчас многие политики предлагают включить ислам в школьную программу, причем преподавать его только на немецком языке.

Архив

Контекст

Религия сегодня: возвращение к духовному началу или способ провести время?

Возвращение религии – всеобъемлющий феномен: одновременно и по одному образцу в разных культурных кругах происходит возвращение к духовному началу. Однако есть опасность использования религии в корыстных целях. (08.09.2007)

Конституционно с 1919-го года религия в Германии отделена от института государства. Принадлежность той или иной церкви государством никак не регулируется. Традиционная религиозность немцев оказалась в сильной зависимости от места жительства. Религия в Германии претерпела изменения за время раскола Германии после Второй Мировой войны. Большая часть жителей Восточной Германии оказались атеистами, в то время как жители Западной Германии в подавляющем большинстве - верующие. Какая религия в Германии имеет ведущие позиции? Христианство в Германии является наиболее распространенной религией. Но многие жители страны, даже не исповедуя какую-либо религию в Германии, с удовольствием отправляют христианские обряды и празднуют христианские праздники. Такие знаменательные дни, как Рождество или Пасха, давно превратились во всенародные праздники.


Религия в Германии, не будучи государственной, тем не менее, повлияла на запрет работы большинства магазинов и учреждений в воскресенье. В школах проводится обязательный урок религии, с преподаванием основ католической или евангелической религии. Те, кто считает обучение религии неприемлемым, может посещать другой урок - уроки этики. Современная Германия, принявшая большое число иммигрантов, временных рабочих из других стран испытывает большое давление на традиционные религиозные взгляды со стороны новых жителей. Но терпимость и строгое разграничение государством рамок вмешательства в частную жизнь позволяет различным религиям в Германии мирно сосуществовать.

Вероисповедание в Германии - личное дело каждого

Вероисповедание в Германии имеет географический признак. Христианские церкви католиков и евангелистов, поровну делящие две трети верующих на западе Германии, уступают атеизму на востоке Германии. Вероисповедание в Германии меняется и по направлению с юга, традиционно относящего себя к католицизму, на север - где большинство получают евангелисты-протестанты. Вероисповедание в Германии остальных жителей достаточно пестрое: иудеи, православные, баптисты и мусульмане - среди них большинство иммигрантов, имеющих вид на жительство, бывших жителей Турции и арабских стран.


Вера в Германии сейчас находится в стадии испытаний и потрясений. Несмотря на большое количество церквей, жители Германии посещают их от случая к случаю, особенно в больших городах. Многие религиозные обряды становятся необязательными или превращаются в народные обычаи. Впрочем, это повсеместный процесс, имеющий место не только в Германии. Во многом на вероисповедание в Германии оказывает влияние экономика, точнее, финансы. Дело в том, что регистрационные документы жителя Германии включают в себя пункт религиозной принадлежности. Указавшие религию, выплачивают часть подоходного налога на нужды церкви, для содержания благотворительных учреждений и на социальные программы. Многие жители, отказываясь от религиозной принадлежности, тем самым лишают церкви доходов.

Немцы (самоназвание - дойче ), народ, основное население Германии .

О происхождении этнонима немец в русском языке (и других славянских) нет единого мнения. Одни исследователи убедительно выводят название немец от корня нем-, т. е. немец – «немой», «человек, говорящий неясно, непонятно», «иностранец». Другие исследователи возводят общеславянское название немец к кельтскому названию племени неметов (Nemetes), полагая, что славяне, усвоившие первоначально это название от кельтов, распространили его как «немой» (т. е. речь идёт о контаминации двух форм).

Общая численность немцев - 86 млн. человек, в том числе в Германии - 74,6 млн. человек. Многочисленные группы немцев имеются в США (5,4 млн.), Канаде (1,2 млн.), Казахстане (958 тыс.), Российской Федерации (843 тыс.), Бразилии (710 тыс.) и других странах Европы и Латинской Америки , в Австралии и Южной Африке .

Говорят на немецком языке германской группы индоевропейской семьи. Выделяют 2 группы немецких диалектов: нижненемецкую (платт-дойч) и верхненемецкую. Некоторые исследователи из последней выделяют средненемецкие диалекты. На платт-дойч имеется своя литература. Письменность на основе латинского алфавита.

Последующая многовековая политическая раздробленность Германии тормозила развитие немцев как единого народа. В течение нескольких столетий этническая история немцев протекала двояко: продолжался процесс развития сложившихся в раннем средневековье народностей - баварской, саксонской, швабской, франконской и др. - и в то же время складывались общие для всех немцев черты культуры. В начале XVI века процесс консолидации проявился прежде всего в создании единого немецкого литературного языка на основе саксонского (мейсенского) диалекта, но произошёл религиозный раскол немцев на католиков и протестантов-лютеран, что обусловило некоторые различия в быту и культуре. Слабое экономическое развитие, опустошавшие немецкие земли войны вызвали в XVIII -XIX вв. активную эмиграцию немцев в различные страны Америки и Европы (в том числе в Россию). Только во второй половине XVIII века ускорился процесс развития немецкого национального самосознания.

В произошло объединение Германии под эгидой Пруссии . Объединение страны, проведение ряда реформ вызвали быстрое развитие промышленности, сложился общегерманский рынок. Концентрация населения в промышленных центрах способствовала культурной нивелировке, стиранию этнографических особенностей. В конце XIX века сформировалась немецкая нация, хотя культурно-бытовое своеобразие населения отдельных земель сохранялось. В процессе длительного исторического развития сложились как общие этнические черты, так и этнографические особенности отдельных групп немцев, которые частично стираются в условиях высокоразвитого индустриального общества с абсолютно преобладающим городским населением. У немцев, проживающих в других странах, сохранились областные самоназвания - баварцы, швабы, саксонцы, франконцы и др.

Культура

Из традиционной культуры лучше всего сохранились жилище, некоторые обычаи и обряды и фольклор. Для Германии была характерна каркасная строительная техника (фахверк), лишь на юге и местами в бывших славянских районах на востоке - срубная. В сохраняющих средневековый колорит небольших городах (например, Кведлинбург, Вернигероде, Целле, Гослар и др.) немало фахверковых домов. Строения в готическом стиле и каркасные дома сохранились и в более крупных городах (Лейпциг, Штральзунд, Кёльн, Кобленц, Любек и др.). Среди традиционных сельских построек выделяют 4 типа домов. Нижненемецкий дом - одноэтажная прямоугольная каркасная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей, двор-гумно в середине, по сторонам его - стойла для скота, у противоположной входу в дом стены - жилая часть с очагом и подвесным котлом. С конца XIX века планировка нижненемецкого дома претерпела существенные изменения: очаг заменён камином, жилое помещение разделено на несколько комнат, хозяйственные строения отделены от жилой части. Средненемецкий дом, каркасный, двухэтажный, в нижнем этаже - жилая часть, в верхнем - подсобные помещения, позднее спальни. Дом и двухэтажные хозяйственные постройки (стойла, сарай и др.) охватывают двор с трёх или четырёх сторон. Дом разделён на 3 части, вход с боковой стороны ведёт в тёплые сени, к задней стене жилой части примыкает коровник (под одной крышей). Кроме открытого очага в жилом помещении - печь. Граница между нижненемецким и средненемецким типами совпадает с границей между нижненемецким и средненемецким диалектами. На юге Германии (Верхняя Бавария) преобладает альпийский дом (характерный и для австрийцев). Локальные особенности прослеживаются в отделке мебели и бытовых предметов: на севере преобладала резьба, на юге - роспись. На юго-западе Германии (земля Баден-Вюртемберг) распространён переходный между средненемецким и альпийским шварцвальдский дом, жилые и хозяйственные помещения которого расположены под одной крышей по плану средненемецкого дома.

Немецкая традиционная одежда начинает складываться с XVI -XVII вв. на основе средневековых элементов одежды и городской моды; сохраняется в некоторых районах Германии (Шаумбург, Липпе, Гессен, Шварцвальд, Верхняя Бавария). Основные элементы женской одежды - корсаж или кофта, сборчатая юбка (или несколько, как в Гессене, разной длины из толстой шерстяной ткани), передник. Нередко носили наплечный платок. В Верхней Баварии в XIX - начале вв. вместо юбки и кофты носили платье. Особым разнообразием отличались головные уборы - платки, повязываемые разными способами, различной формы и размеров чепцы и соломенные шляпы. В XIX веке распространились кожаные башмаки с пряжками, кое-где полусапожки. Местами до века носили деревянные башмаки. Традиционный мужской костюм состоял из рубахи, коротких (до колен) или длинных штанов, безрукавки (позднее жилета), шейного платка, башмаков или сапог. В XIX - вв. широко распространился (включая и города) так называемый тирольский костюм - белая рубашка с отложным воротником, короткие кожаные штаны на подтяжках, суконная красная безрукавка (жилет), широкий кожаный пояс, чулки до колен, туфли, шляпа с узкими полями и пером. Бытует профессиональная традиционная одежда овчаров, трубочистов, горняков, гамбургских плотников.

В пище областные различия в значительной степени обусловлены направлением хозяйства. На севере преобладает картофель и различные блюда из него, ржаной хлеб, на юге - мучные изделия (лапша, клёцки и т. п.) и пшеничный хлеб; молочные и мясные блюда больше распространены у швабов и баварцев, хотя сосиски и колбасы считаются общенемецкой пищей. Наиболее распространённый напиток - пиво. Из безалкогольных напитков предпочитают кофе со сливками, чай, сельтерскую воду. Праздничная пища - свиная голова (или свинина) с квашеной тушёной капустой, гусь, карп. Пекут много кондитерских мучных изделий (различные печенья, пряники, торты), готовят конфитюры.

С конца XIX века у немцев преобладала малая семья с 1-2 детьми. У некоторых групп немцев вне Германии сохранялись многодетные семьи. В городских семьях между помолвкой и свадьбой иногда проходило несколько лет, пока молодые не обзаводились собственным жильём; в крестьянских семьях женитьба сына-наследника также затягивалась из-за раздела хозяйства: после его свадьбы родители переселялись в отдельную жилую часть усадьбы. Для общественной жизни немцев характерны различные ферейны (по типу землячеств, по интересам и др.).

Частично сохранились в виде реликтов или развлечений некоторые календарные и семейные обряды, главным образом у католиков. Из Германии в XIX веке распространился обычай украшения ёлки на Новый год или Рождество. В январе-феврале устраивают карнавалы: широкой известностью пользуется Кёльнский карнавал. В устном народном творчестве преобладают шванки (короткие комические рассказы), сказки, саги, очень популярны народные танцы и песни. Пению отводится значительная роль в воспитании подрастающего поколения. Продолжает развиваться прикладное искусство (обработка дерева, металла, стекла, плетение, вышивка, гончарство). У немцев, проживающих в других странах в сельской местности в инонациональном окружении, сохранились некоторые бытовые и культурные особенности, обряды и обычаи, а иногда и традиционное жилище. Дольше этнографические особенности сохранялись у конфессиональных групп, быт которых более замкнут. Немцы, поселившиеся в больших городах, быстрее теряли свою самобытность.

Немцы бывшего СССР

Немцы России и бывшего СССР более двух столетий почти не контактировали с немцами Германии и поэтому сильно отличаются от них по основным элементам материальной и духовной культуры, а также по самосознанию. "Немцы" - название, данное русскими всем переселенцам из Германии. Сами они себя называют "дойчен" (Deutschen), а жителей Германии - "германцами" (Deutschlander). По отношению ко всем остальным народам страны - они "немцы", а по отношению к немцам Германии - "советские немцы" (а в последнее время они часто называют себя "российские немцы", независимо от того, в каком государстве бывшего СССР живут). Для немцев России и бывшего СССР характерна иерархичность национального самосознания. Сами себя они часто называют швабами, австрийцами, баварцами, ципсерами, меннонитами и др. Во времена их переселения в Россию процесс сложения немецкой нации далеко ещё не завершился, и сама Германия состояла из более чем 300 самостоятельных княжеств (государств). Областное самосознание, особенно в среде крестьян и ремесленников (а их среди колонистов было большинство) преобладало, что естественно нашло отражение и в самосознании этих групп. Отдельно выделяют себя поволжские немцы (Wolgadeutschen), в течение 2 десятилетий имевшие свою национальную автономию. С немецким населением смешались и колонисты из других стран - голландцы, швейцарцы, французские гугеноты и др.

Предки российских немцев переселялись в разное время и из разных земель Германии. В Прибалтике они обосновались со времён средневекового "Дранг нах Остен" - наступления немецких феодалов на земли славян и прибалтийских народов. В дальнейшем немцы составили значительную часть прибалтийского дворянства и городского населения (главным образом ремесленников, торговцев, интеллигенции). К середине XVII века и в Москве была уже Немецкая слобода, где помимо немцев жили голландцы, фламандцы и другие иноземцы, близкие по языку и культуре к немцам. Их приток в Россию усилился при Петре I и его преемниках. Это были в основном ремесленники, купцы, военные, врачи, учёные. В основанной в 1724 Академии наук длительное время работало много иностранцев, в большинстве своём немцы. К середине XVIII века в пределах Российской империи уже жило около 100 тыс. немцев, преимущественно в прибалтийских губерниях.

Однако основная масса немецких колонистов появилась в России в последней трети XVIII - начале XIX вв. В - были основаны колонии на Волге в районе между Саратовом и Камышином (более 100 колоний). С этого же времени начали возникать колонии и в других регионах страны. С присоединением к России причерноморских степей и Крыма возникла проблема их заселения. Правительство Екатерины II приглашало немецких колонистов для заселения этих районов на льготных условиях. В правление Александра I в - образовано ещё 134 новых поселения на юге Украины, 17 - в Бессарабии, 8 - в Крыму. В это же время (в 1817-19) возникли и немецкие колонии в Закавказье (в Грузии и Азербайджане). В Россию переселялись преимущественно колонисты из юго-западных земель Германии (Вюртемберга и Бадена, Пфальца и Гессена), в меньшей степени из Баварии, Восточной Тюрингии, Верхней Саксонии и Вестфалии. С конца XVIII века несколькими волнами в Россию - в Причерноморье, а позднее (в 1855-70) в район Самары переселяются также меннониты из Пруссии. В середине XIX века (1830-70) на Волыни поселились немецкие переселенцы из Польши. Колонии под Одессой отчасти создавались немецкими переселенцами из Венгрии, куда они ранее переселились из Пфальца. С начала XVIII века шло также переселение немцев и в Закарпатье. Здесь поселились швабы и франконцы из Германии, а несколько позднее (в конце XVIII века) австрийцы из Зальцкамергута и Нижней Австрии, а в середине XIX века немцы из Чехии и Спиша (Словакия). Для немцев с самого начала их поселения на новых землях было характерно дисперсное расселение, однако иногда они образовывали компактные группы. Высокий естественный прирост привёл к образованию новых анклавов - выселков в Киевской и Харьковской губерниях, Донской области, на Северном Кавказе, в Поволжье.

После Октябрьской революции в октябре на Волге была создана Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в в Автономную республику немцев Поволжья с центром в городе Энгельс (бывший Покровск). В период Великой Отечественной войны с оккупированных немцами территорий было вывезено более 650 тыс. немцев, однако не все они успели достичь Германии и около 170 тыс. немцев было возвращено в СССР (из Югославии и Венгрии). В немцы европейской части СССР были насильственно переселены в Казахстан и восточные районы РСФСР, и Автономная республика немцев Поволжья прекратила своё существование. Общее число депортированных немцев составило около 700-800 тыс. человек. В в СССР насчитывалось 1619,7 тыс. немцев (в том числе в России - 820,1 тыс.). Основная масса немецкого населения сосредоточилась в Западной Сибири и в Казахстане (660,0 тыс.). К численность немцев составила 1846,3 тыс. По данным переписи населения , число немцев в бывшего СССР составило 1936,2 тыс. К численность немцев возросла до 2038,6 тыс. человек. С середины 1980-х гг. их стало меньше в связи с массовой эмиграцией немцев в Германию.

Значительная часть немцев России занята в промышленности, сфере обслуживания, науке и искусстве. Однако до 50% немцев занято в сельском хозяйстве. Они сохранили многие элементы традиционной культуры - жилище, пищу, некоторые обряды и фольклор. Коренным образом изменился лишь тип поселений. Если в Германии резко преобладают кучевые формы поселений, то в России - линейные.

Основу хозяйства немцев традиционно составляло земледелие. Использовали трёхпольную систему обработки земли, основной зерновой культурой была пшеница. Развито производство семенного зерна. Из огородных культур выращивают картофель. Большую роль играет животноводство. Благоприятные климатические условия привели к широкому распространению птицеводства, свиноводства, коневодства, разведению крупного рогатого скота.

Основной формой семьи является малая семья, в сельской местности часто встречаются многодетные семьи.

Знание немецкого языка у немцев непрерывно уменьшается. Если в 1926 94,9% немцев назвали немецкий язык своим родным, то в 1939 - 88,4, в 1959 - 75,0%, в 1970 - 66,8, в 1979 - 57,0%. По данным переписи населения 1989, 48,7% немцев бывшего Союза считали своим родным немецкий язык, а 50,8% - русский (кроме того, 45,0% немцев свободно им владели). Что касается немцев Российской Федерации, то здесь родным считали немецкий язык 41,8% (русский - 53,2% и свободно им владеет - 38,4%). Таким образом, немцы России становятся всё более русскоязычными.

Использованные материалы

  • Т. Д. Филимонова, Т. Б. Смирнова "Немцы". Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 370-375.

На вопрос Какая вера в Германии? заданный автором Ирина Ланская лучший ответ это Традиционные религии Германии - это Христианство и Иудаизм.
Большая часть немецкого населения официально принадлежит к Христианской конфессии: Евангелическо-Лютеранская 32% (преимущественно северная, восточная и центральная Германия) , Римско-католическая церковь 31,7% (западная и южная Германия) , Православная церковь 1,14% и небольшая доля верующих из христианских сект.
Германия была христианизирована в эпоху франков, "святую политику" провел основатель империи - Карл Великий.
Реформация проводилась с начала 16-го века в Германии и Швейцарии, ее инициаторами выступили Мартин Лютер, Ульрих Цвинглис и Иоганнес Кальвин. Она сформировала религиозный ландшафт на всем немецкоязычном пространстве.
Законом ФРГ закреплена свобода мышления, совести и религии.
Наибольшим влиянием в Германии пользуются два вероисповедания: лютеранство и католичество. Лютеранство, названное так по имени своего основателя Мартина Лютера (1483-1546), является одним из течений протестантизма. Церковные организации, принадлежащие к этому течению, обычно называют евангелическими церквами. В 1948 году в городе Эйзенахе возникла Объединенная Евангелическо-Лютеранская Церковь Германии в результате объединения германских лютеранских церквей отдельных земель. К Евангелической Церкви Германии принадлежит около 34% от общего количества верующих в стране. Территориально евангелисты преобладают в Нижней Саксонии, Шлезвиг-Гольштейне, Бремене, Гамбурге, Гессене и шести восточных землях
Римско-католическая Церковь объединяет около 38% верующих. Католики преобладают среди верующих в Северной Рейн-Вестфалии, Саарланде, Рейнланд-Пфальце, Баден-Вюртемберге, Баварии. При этом в Южной Баварии практически все население - католики.
Также на территории Германии распространены следующие религиозные течения: Ислам - 1,7%, Новоапостольская Церковь - 0,5%, Греческая Православная Церковь - 0,4%, Свидетели Иеговы - 0,2%, Православная Церковь - 0,2%, Иудаизм - 0,06%.
Германия - светское государство, однако, в ней существует налог на Церковь, от уплаты которого освобождаются только те, кто официально заявил о своем атеизме. В Конституции страны провозглашено право каждого гражданина на свободное вероисповедание. Население Германии не обладает высокой религиозностью, что подтверждает и отсутствие влиятельных христианских профсоюзов и крупных религиозных учебных заведений.

Ответ от Осовелый [активный]
Католицизм.


Ответ от Consul [гуру]
католики


Ответ от Европейский [активный]
Большынство католики, но если такими темпами Россия будет туда валить то православие будет доминировать:))


Ответ от Простегать [эксперт]
евреи они еврее.


Ответ от НЕВЕДОМА ЗВЕРУШКА [гуру]
на первом месте католики, потом лютеране, потом православные, ну и дальше мусульмане и прочие


Ответ от Великолепная [гуру]
Протестанство и католизизм.
А ещё там много сект.


Ответ от Ирина [гуру]
В Германии существет множество самых разнообразных религиозных конфессий, самые многочисленные: католицизм (более 25 млн), протестантизм (более 24 млн), ислам (более 3 млн), новоапостольская церковь (более 360 тыс), помимо этого, ещё более 80 различных вероисповеданий. К русской православной церкви принадлежат более 150 тысяч. Эти данные на конец октября этого года.
Кстати, я Вам послала (правда, на немецком) полную информацию.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари