Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Советы психолога, что делать родителям, если ребенок гиперактивный? Гиперактивный ребенок. Как помочь

Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?

Что такое гиперактивность

Специалисты характеризуют это понятие как проявление у детей раннего возраста переизбытка активности. Такие дети не могут усидеть на месте и совершают большое количество лишних движений. У детей дошкольного возраста еще не полностью устойчивая нервная система, поэтому такое поведение часто наблюдается именно у них.

У мальчиков гиперактивность наблюдается в разы чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что это обусловлено большими размерами мальчиков при рождении, что часто приводит к разного рода повреждениям. У мальчиков по сравнению с девочками позже формируются те отделы мозга, которые регулируют самоконтроль.

Сегодня количество детей с таким нарушением увеличивается. Если верить статистическим данным, то среди дошкольников таких детей насчитывается около 40%. А среди школьников младших классов их около половины. Эти цифры заставляют задуматься и вызывают обеспокоенность у медиков.

Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.

Недостаток внимания

Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.

Импульсивность

Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.

Подвижность

Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.

Изменения настроения

Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.

Плохая память

Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.

Причины появления гиперактивности

В основе синдрома лежит дисфункция мозга, которая приводит к нарушению нормального протекания процессов, связанных с психикой. В результате ребенок страдает от всех вышеперечисленных проблем. Что же провоцирует развитие гиперактивности?

Период беременности

Если женщина во время беременности страдала от токсикоза, у нее повышалось давление, наблюдалась гипоксия плода, это увеличивает шансы родить ребенка гиперактивностью. Также вероятность этого нарушения увеличивается, если будущая мама курит, употребляет алкоголь, наркотики.

Нарушения при родах

К этому нарушению могут привести различные факторы. Шансы возрастают, если ребенок родился недоношенным, роды были стремительными или долгими. Причиной также может стать стимуляция или применение щипцов.

Предрасположенность

Если родители в детстве страдали от этой проблемы, то и ребенок может быть гиперактивным.

Родители гиперактивных детей часто срываются на них из-за такого поведения. Некоторые уже теряют надежду что-либо изменить в ребенке, и просто опускают руки. Есть такие родители, которые стараются воспитать ребенка в большой строгости, прививая ему таким способом дисциплинированность.

Но к таким детям необходим особый подход. При этом у каждого из них есть что общее. Поэтому исправить ситуацию можно попытаться, следуя общим рекомендациям специалистов.

Четко формулируйте задачу

Так как такие дети испытывают большие трудности с концентрацией внимания, родители должны научиться максимально четко ставить задачу перед малышом. Это должны быть короткие фразы, которые содержат все необходимое, чтобы понять смысл. Предложения не должны быть перегруженными и содержать лишнюю информацию.

Будьте последовательными

Не давайте ребенку несколько заданий одновременно. Например, вы просите ребенка, чтобы он убрал игрушки, вымыл руки, а затем шел к столу. Но это приведет к тому, что ребенок или не сделает ни одного вашего задания, или отвлечется где то на пути их выполнения. Поэтому гиперактивному ребенку нужно говорить по очереди, что ему нужно сделать.

Осторожно формулируйте запрет

Слово «нет» для гиперактивного ребенка является поводом для взрыва эмоций. Поэтому его лучше совсем не произносить. Не говорите фразу «Не наступай на лужи». Лучше скажите: «Давай пойдет по сухому тротуару». Таким способом вы сможете избежать многих истерик.

Обозначайте границы времени

Ак как малыши еще очень плохо ориентируются во времени, то, дав задание, вы должны будете сами проследить, как оно выполняется. Если ребенок увлеченно играет или бегает, а вам нужно накормить его, уложить в кровать или отвлечь на другое занятие, предупредите его, что через 10 минут нужно будет выполнить ту или иную задачу.

Направьте энергию ребенка в полезную сторону

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо, чтобы его энергия растрачивалась в течение дня как можно больше. Желательно, чтобы это были полезные дела. Ходите с ребенком на прогулку, пусть он займется спортом, посещайте с ним аттракционы, купите велосипед. Нужно отыскать то, что малышу понравится больше всего. Он станет более спокойным.

Посетите врача

Запишитесь к невропатологу. Он точно определит диагноз и назначит тот препарат, который сможет помочь справиться с гиперактивностью. В большинстве случаев лекарственные средства помогают улучшить внимание, поведение и способность контролировать себя.

Если у вас растет гиперактивный ребенок, вы должны быть терпеливыми. Важно понимать, что такое поведение обусловлено не тем, что он злой или плохой, а нарушением на уровне работы мозга. Не стоит бояться обращения к врачу. Ведь это сможет помочь малышу лучше учиться и общаться с другими детьми. Вы должны любить своего ребенка, невзирая на его поведение. Ведь он заслуживает этого не меньше, чем другие. А иногда и больше в этом нуждается. Ведь ему тоже непросто, когда у него возникают трудности с учебой или общением.

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? — Доктор Комаровский (видео)

Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?

16:20 5.08.2013

В то время как молодые мамы обсуждали преимущества разных соков и памперсов, Настя бегала за своим трехлетним Андрюшкой по всему микрорайону. Ее сорванец, в отличие от других малышей, мирно копающихся в песочнице, все время норовил куда-то умчаться. Он носился, как маленькая комета, категорически не желая оставаться в пределах детской площадки. Когда его ловили и пытались вернуть в родной двор, Андрюшка закатывал такую истерику, что бабушки из соседних подъездов неодобрительно качали головами и поджимали губы. Впрочем, эта способность - в упор не видеть границ дозволенного - сохранилась у него и тогда, когда он стал значительно старше.

Так начинаются истории большинства детей, которым впоследствии ставят диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Но в отличие от шустрых малышей, которые к школьному возрасту становятся более уравновешенными, проблемы с гипердетками растут как снежный ком.

О том, что у такого сообразительного и эрудированного мальчика, как Андрей, могут возникнуть серьезные недоразумения в детском саду, Настя и подумать не могла. Однако уже на второй день воспитательницы, охая и вздыхая, начали наперебой рассказывать о том, что ребенок непослушен, неуправляем, капризен, не ест, не спит и не хочет сидеть на занятиях вместе с другими детьми, а главное - совершенно не готов к посещению детсада.

Именно с этого момента и начались все большие беды маленького человека.

Несмотря на свою подвижность, Андрюшка был очень неловок и отчаянно раздражал этим отца, пытавшегося научить сына играть в футбол или лазать по деревьям. Свекровь отказалась брать внука на выходные после того, как Андрей в порыве ярости запустил деревянной игрушкой в сервант, выбив стекло. Дед возмущался полным отсутствием целеустремленности и настойчивости у внука. Редкая прогулка обходилась без того, чтобы посторонние люди не сделали Андрею замечание. Упреки сыпались отовсюду. Круг замыкался, и Настя постоянно чувствовала себя преданной всеми, виноватой, уставшей и отчаявшейся. А Андрюша, как назло, будто ощущая нервозную обстановку, стал еще более вспыльчивым и плаксивым.

Хождение по мукам

Первым специалистом, к которому измученная Настя решила обратиться за советом, был психолог. Важная дама сообщила, что хотя и не видит серьезных проблем, но позаниматься согласна. Однако на третьем занятии она отметила, что ребенок очень невнимателен и несобран. И посоветовала сходить к невропатологу. Никаких особенных отклонений, кроме двигательной расторможенности и незначительной задержки речевого развития, не обнаружил и этот специалист. А по вопросам поведения порекомендовал проконсультироваться с детским психиатром.

На этот раз пожилой доктор долго беседовал с самим Андреем. «У вас очень смышленый мальчик, но, к сожалению, у него есть некоторые особенности, которые нуждаются в медикаментозной коррекции», - вынес свой вердикт врач.

Настя была шокирована. Но давать ребенку нейролептики побоялась. И решила побеседовать еще с одним специалистом. А потом еще с одним. Сколько всего кабинетов пришлось им посетить, сказать трудно. Это было тяжелое, изнуряющее паломничество в попытках найти ответ всего лишь на один вопрос: «Что с ребенком?» Чем больше врачей они посещали, тем запутанней казался диагноз. Мнения медиков варьировались от «абсолютно здоров» до «очень сложный случай». Однажды во время очередного приема кто-то из врачей озвучил неизвестную доселе причину всех их мучений - СДВГ.

Всю ночь Настя читала в Интернете информацию об этом синдроме. И к утру нашла форум, на котором мамы детей с аналогичными проблемами обсуждали методы воспитания, лечения, коррекции. Казалось, три четверти того, что описывали другие, - портрет ее сына. Рассеянного, несобранного, вспыльчивого, импульсивного, нетерпеливого, неспособного дожидаться своей очереди и не выносящего проигрыша, не умеющего найти общий язык с другими детьми, но при этом очень доброго, ласкового и сообразительного.

Причины и следствия

Оказалось, что таких детей, как Андрей, не так уж и мало - около 3-5%, из которых большинство мальчиков. И что это - легкое неврологическое нарушение, которое нередко не выявляется при стандартном обследовании. А главное - большинство новых виртуальных подруг Насти прошли аналогичный путь надежд и разочарований и ко многим неприятностям научились относиться терпеливо, мудро, а частенько даже с юмором.

Мамы гиперактивных детей постоянно сталкиваются с непониманием и осуждением окружающих, которые, негодуя, обращают внимание на буйный нрав их сыновей и дочек. На самом деле эсдэвэгэшки, как их ласково именуют родители, имеют свои выдающиеся качества. Например, «эффект двойной исключительности» - невероятное сочетание невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с общей одаренностью и даже талантом. И действительно, Настю всегда удивляла великолепная память и выдающиеся математические способности сына. Но, увы, этих особенностей не учитывает наша система дошкольного и школьного образования.

Главная проблема детей с СДВГ в школах и в детских садах в том, что они неусидчивы и нетерпеливы. Для них не существует слово «надо». Им практически не удается более 5-10 минут удерживать свое внимание на вещах, которые для них не значимы. При этом они могут часами заниматься тем, что им интересно. Они много разговаривают и отвлекаются. Спокойно сидеть на занятиях и все время усердно писать или считать для них - непосильная задача. Когда им становится скучно, они начинают вертеться и мешают проводить урок. Кроме того, вследствие более позднего функционального созревания лобных долей головного мозга эти дети более инфантильны и импульсивны, чем их сверстники. Их психологический возраст примерно на 30% меньше биологического. Поэтому во всем, что касается умения контролировать свои эмоции и планировать поступки, девятилетний ребенок с СДВГ соответствует шестилетке.

Они спят меньше других детей и чаще просыпаются ночью. В двигательной сфере у них нередко обнаруживаются нарушения координации, а развитие мелкой моторики и формирование навыков запаздывают. Им сложнее научиться завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Их тетрадки поражают своей неаккуратностью, а почерк - просто ужасен. Их рассеянность способна свести с ума даже самых терпеливых родителей и учителей. Такой ребенок может потерять собственную тетрадку на своей же парте, перепутать куртки в раздевалке, не найти школьной формы и забыть в маршрутке портфель.

Однако в чем кроется причина подобных проблем? Мнения ученых разошлись, но большинство специалистов склоняются к мысли, что в основе этого расстройства лежит нарушение произвольного контроля и энергетического тонуса. Из-за этого ребенок перевозбужден, непоседлив, ни на чем не может долго сосредоточиться. При этом он очень быстро утомляется. Нельзя сбрасывать со счетов и наследственную, генетически обусловленную предрасположенность к СДВГ, которая тоже подтверждается исследованиями.

Несмотря на споры и различные точки зрения относительно природы этого синдрома, медики, педагоги и психологи единодушны в одном: количество таких детей растет с каждым годом. Поэтому и учителям, и родителям стоит обратить внимание на некоторые правила, которые могут помочь в общении и обучении гипердеток.

Любовь, внимание, терпение

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», «неорганизованным», «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности. Несмотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы СДВГ сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: детки с СДВГ особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения. Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми. Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивное развитие, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы. Отдавая гиперактивногомалыша в детсад или школу, обязательно предупреди воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовать работу, составляя эффективный план, позволять чаще двигаться. Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные СДВГ.

Воспитываем непоседу

Общаться с гиперактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

  • Хвали и подчеркивай успехи ребенка , поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу.
  • Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложиться спать не позже девяти вечера - и неукоснительно их соблюдай, не тратя времени на споры.
  • Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить».
  • Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного занятия на другое. И если какое-то увлекательное дело нужно завершить к определенному сроку - предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз.
  • Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости дети с СДВГ становятся еще более возбудимыми.
  • Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом.

Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?

Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.

Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».

Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.

Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.


Основные признаки и причины СДВГ

Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.

Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.

Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.

Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.

Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.


Разбираемся, как справиться с гиперактивным ребенком

А вот когда начинается , возникают первые подозрения.

Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.

Остановимся на признаках подробнее:

Неуравновешенное поведение

Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.

Ребенок не может сосредоточиться на одном объекте

Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.


У ребенка с СДВГ специфическое поведение

Много разговаривает, перебивает старших, эмоционален и рассеян

С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.

В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.

Ребенок конфликтен и вспыльчив, обидчив и раздражителен

Он спорит и даже дерется с другими детьми.

Часто отвлекается на малейший звук

Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.

Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.


Изучаем причины гиперактивности и учимся бороться с ними

Мелкая моторика развита незначительно

Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.

Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.

Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .

Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.

Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.


К таким детям нужен особый подход

Какая обстановка должна быть в доме? Организация работы в школе

Как вести себя дома

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.

Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.

Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.

Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.

Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.


Справиться с таким чадом непросто

Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.

Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».

Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.

В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.


Найти подход можно даже к самому сложному ребенку

Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.

Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.

Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует.

У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.

Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.

Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».


Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша

Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.

Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.

Как вести себя в школе

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.

Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.

Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.

Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.


Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.

Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.

Большое количество вводит ребенка в ступор.

Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.


Важно организовать комфортную обстановку в школе и дома

Потому сделайте следующее:

  1. Напишите ответы на задачи вразброс на обычном плотном листе
  2. Вырежьте их, придав форму пазлов (всего около 10 штук и более)
  3. Разложите на полу в комнате

Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.

Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!

Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.

Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.

Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.


Найти подход к ребенку с СДВГ реально

Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.

Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.

Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.

Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.

То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.

Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.

Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.


Превратите процесс воспитания в увлекательную игру

Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.

Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.

Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.

Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.

Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.


Поговорите о проблеме с преподавателями

Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.

Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.

Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!

Аутогенная тренировка - модель Шульца и техника Алексеева

Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.

Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.

Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.

Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.


При правильном подходе ваш ребенок научиться понимать себя и свое поведение

Модель Шульца

Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.

Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.

  1. Руки. Представьте, будто в одной руке вы держите лимон. Сожмите ладонь и выдавите из него весь сок. Отследите ваши ощущения в руке. Правда, переживать расслабление намного приятней?
  2. Руки и плечи. Представьте, будто вы маленькие котята. Вытяните руки вперед, затем вверх, отведите назад. Тянитесь как можно сильнее и после этого уроните руки по бокам. Почувствуйте расслабление всех мышц. Плечи и руки стали намного мягче.
  3. Плечи и шея. Теперь вы черепашки, греетесь на солнышке. К вам приближается опасность! Втяните голову в плечи, а сами плечи потяните вверх продержитесь так секунд 30 и снова расслабьтесь, вытяните голову.
  4. Челюсти. Сожмите их сильно, так, чтобы даже шея напряглась. Представьте, что вам попалась жесткая жвачка. А теперь расслабьте челюсти и почувствуйте, как это хорошо. Приоткройте рот, отдохните.
  5. Лицо. Представьте, будто на нос села надоедливая муха. Отгоните ее с помощью мышц лица без помощи рук!
  6. Живот. К вам направляется слоненок и не смотрит себе под ноги! Он может на вас наступить! Напрягите живот так сильно, как можете, и расслабьте его, когда слоненок пройдет мимо.
  7. Ноги. Встаньте в воображаемую «лужу». Напрягите пальцы и стопы, погружаясь в грязь все больше и сильнее. Выйдите и погрейтесь на солнышке.

Хвалите чадо за любые достижения

Техника Алексеева

В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.

Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.

Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.

Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.

Нейропсихологическая игровая терапия

Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.

Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.

Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.


И, конечно же, запаситесь терпением

Упражнение № 1

Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.

Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.

Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».

Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.

Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.

Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.

Упражнение № 2

Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.


Дети с СДВГ неспособны концентрироваться на нескольких проблемах одновременно

К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.

Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.

Упражнение № 3

Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.

Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.

Гиперактивный ребенок.

Ваш ребенок непоседа? Он не может просидеть спокойно и минуты? Все домашние очень быстро устают от общения с ним, а воспитатели или учителя постоянно жалуются на его поведение? Возможно, что у Вас гиперактивный ребенок.

Симптомы гиперактивности. Как же проявляется гиперактивное поведение? Гиперактивный ребенок суетлив, он очень много двигается, ему сложно сидеть. Такой ребенок постоянно вертится на месте, может быть чрезмерно говорливым, раздражать своей манерой поведения. Довольно часто такие детки бывают агрессивны, вызывают множество конфликтов и споров, так как они плохо контролируют свои побуждения и достаточно импульсивны. Часто у гиперактивного крохи плохая координация движений или недостаточный мышечный контроль, он постоянно роняет или ломает вещи, проливает жидкости; он довольно неуклюж. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, из-за чего он постоянно отвлекается. Он задает множество вопросов и редко дожидается на них ответов. Если такому ребенку задают вопрос, то он отвечает быстро, не дождавшись конца вопроса. Он не может спокойно дождаться своей очереди, вмешивается в чужие разговоры, игры.

Такое поведение может быть следствием как перцептивных и неврологических двигательных расстройств, так и психологических проблем. К примеру, боязливые, раздражительные, тревожные дети могут производить впечатление гиперактивных.

Некоторые исследователи предполагают, что гиперактивность имеет генетическую основу, так как зачастую гиперактивные детки рождаются в семьях, в которых такой диагноз ставили маме или папе, или другому близкому родственнику. Существуют предположения, что такой диагноз является следствием преперенательных осложнений, тяжелых патологических родов.

Первые признаки гиперактивности, как правило, проявляются еще в раннем дошкольном возрасте. Чаще гиперактивность встречается среди мальчиков.
При неблагоприятном взаимодействии с гиперактивным ребенком, такие нарушения становятся долговременными и могут проявляться вплоть до позднего подросткового периода. У таких подростков повышается степень риска развития антисоциального и агрессивного поведения, более серьезного употребления алкоголя и наркотиков, беспокойства, более частой смены мест работы, супружеских проблем, а также повышенной опасности суицида. Поэтому очень важно как можно раньше диагностировать гиперактивность ребенка и проводить необходимый ряд мероприятий.

Почему это могло произойти?

Осложнения во время беременности и родов (резус – конфликт, инфекционные заболевания, внутриутробная гипоксия, длительные или стремительные роды); болезни самого ребенка (патологии сердца, энцефалит, менингит); генетическая предрасположенность; социальные причины (малообеспеченные семьи, неполные семьи).

Как помочь ребенку?

Работа с такими детьми должна проводиться в комплексе. Необходимо привлекать психологов, психотерапевтов, невропатологов, педагогов и родителей.

Назвать общие конкретные пункты помощи весьма затруднительно.

1. Для начала надо очень внимательно присматреться к гиперактивному ребенку и постараться максимально полно понять его характер, увлечения, привычки. Нет одинаковых детей и нет одинаковых гиперактивных детей. К каждому такому ребенку надо подбирать индивидуальную линию поведения. Например, если у ребенка, который доставляет массу хлопот окружающим своей гиперактивностью, имеются определенные способности, талант, стремления к какому то роду деятельности - надо активно развивать это направление. У ребенка есть слух, хороший голос - отправьте его заниматься пением. Он почувствует, что может себя реализовать и начнет постепенно меняться.

2. Гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Находите побольше причин для похвалы такого ребенка. Он должен почувствовать, что он нужен и любим.

3. Практика работы с гиперактивными детьми показывает, что демократические методы воспитания и жесткие методы воспитания, вплоть до физических наказаний, применяемые по отдельности не приносят эффекта. Запреты и замечания должны быть категоричными, но должно быть предложено такому ребенку возможность альтернативная форма поведения. Например: "Нельзя рисовать на парте, но если ты хочешь рисовать, давай дадим тебе лист бумаги". Запретов не должно быть очень много, иначе они потеряют свою эффективность.

4. Надо чаще применять тактильный контакт, например, когда ребенок ложится спать, надо садиться рядом с ним, поглаживать его, произнося при этом тихие и ласковые слова. Это понизит мышечное беспокойство и эмоциональная напряженность ребенка и сделает его менее импульсивным. Тактильный контакт возможно применять и в школьных условиях: посадить гиперактивного ребенка за первую парту, а проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это включает внимание ребенка.

5. Борясь с импульсивностью ребенка, нельзя действовать только жестко и непреклонно. Нельзя требовать невыполнимой для него задачи: быть внимательным, усидчивым и одновременно сдержанным. Такой ребенок просто физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя или учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Вы хотите, чтобы такой ребенок был и внимательным и усидчивым и сдержанным? Надо тренировать все эти функции постепенно и по очереди (а не одновременно!). Например, тренируя навык усидчивости, поощряйте ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания.

6. Не подавляйте у ребенка потребность в двигательной активности, лучше направьте её в нужное русло: занятие плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.

7. Не забывайте, что гиперактивный ребенок легче работает в начале дня, чем вечером, в начале урока, а не в конце. Постарайтесь находить возможность для индивидуальных занятий, т.к. находясь один на один со взрослым, ребенок не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.

8. Для гиперактивного ребенка надо создавать возможность делить школьный урок на несколько периодов. Например, после выполнения 2-3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Понятно, что в условиях обычной средней школы, это сделать очень сложно. Надо, по возможности, находить пути индивидуального обучения, в группах с меньшим количеством учеников и с учителями, которые понимали бы проблемы данного ребенка.

9. Школьные программы сейчас очень усложнены и за время урока ученикам приходится сменить род деятельности по нескольку раз. Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой, даже если этого требует учитель или воспитатель. Поэтому преподователь в школе может за несколько минут до окончания времени выполнения какого-либо задания может предупредить класс: "Осталось столько-то минут" или использовать не словесные сигналы, а например сигнал таймера, заведенного на определенный отрезок времени. Это позволит гиперактивному ребенку успеть перестроится.

10. Сделайте так, чтобы гиперактивный ребенок написал сам для себя свод необходиых правил или инструкций и поместил бы его на видном месте. Но не забывайте, что любое правило или инструкция должно быть конкретным и содержать не более десяти слов. В противном случае ребенок все равно не услышит взрослого и не запомнит инструкции, а, следовательно, не сможет выполнить задание. Родитель или педагог должен четко предупредить о последствиях несоблюдения правил или инструкций, но при этом давать возможность исправить не преднамеренное нарушение данных правил.

11. Необходимо разработать система поощрений и наказаний для такого ребенка. Она должна быть гибкой, но последовательной. Учитывя гиперактивность ребенка, поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут. Например, за правильное поведение можно давать жетоны, а потом обменивать их на приз (конфету, игрушку и т.д.).

12. Одно из главных правил поведения взрослого по отношению к гиперактивному ребенку: при любом неожиданном действие ребенка (даже носящим провокационный характер) - оставайтесь спокойными и хладнокровными, как бы это не было трудно. Прежде чем среагировать на неприятную ситуацию, попрубуйте сосчитать до десяти. И избежав эмоциональной вспышки, Вы сможете лучше понять ребенка.

13. Родители гиперактивного ребенка не должны впадать в отчаяние, уидев поведение своего чада. Они не должны винить ребенка или себя. Он такой какой есть. Надо без паники стараться выработать модель поведения с ребенком, посоветовавшись с педагогами, детскими психологами. Встречать ребенка из школы надо в любом случае, не упреками, а нежностью и улыбкой.

14. Родители должны хорошо продумывать все поручения, которые они дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно, и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.

15. Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным - не около телевизора, постоянно открывающихся дверей. При выполнении домашнего задания родителям желательно находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или дочке.

16. Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана. Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Как уже отмечалось выше, требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

17. Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать обещания.

18. Для гиперактивного ребенка надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия.

Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.

Самый лучший способ взаимодействия с таким ребенком – сотрудничество. Если Ваш малыш напакостил, поговорите с ним. Попытайтесь вместе определить причины его поступка. Дайте возможность малышу осознать свою неправоту, попросить прощения и разработать дальнейший план действий. В этот план будут входить способы ликвидации последствий «плохого» поступка (если это возможно). Например, если ребенок разбросал вещи или игрушки по квартире, то помогите ему разработать план уборки и т.д. Так же в этот план будут входить меры наказания в случае повтора рецидива. При этом разработкой плана вы должны заниматься вместе, и он обязательно должен быть согласован и утвержден и Вами и ребенком.

Гиперактивному ребенку необходимо признание его важности. Как можно чаще показывайте ребенку свои чувства к нему. Обнимайте его, целуйте, говорите о том, как вы его любите, и как он Вам дорог.

При взаимодействии с таким ребенком необходимо помнить о том, что ему сложно концентрировать внимание на чем-то одном. Его интерес постоянно «скачет» с одного объекта на другой, он не может закончить начатое дело. Поэтому одной из Ваших первых задач стоит задача обучения ребенка завершать начатое дело. Для этого во время любых занятий с одной стороны следите за тем, чтобы в каждом элементе игры или действия было логическое завершение, а с другой – следите за вниманием ребенка. При этом Вы должны быть готовы переключаться вслед за интересами ребенка. Но обязательно возвращайтесь к предыдущему занятию и заканчивайте его. Например, Вы рисовали с малышом картинку, и вдруг он вскочил и подбежал к окну. Подойдите к нему, обнимите. Рассмотрите то, что сейчас есть за окном. Обсудите те моменты, которые заинтересовали малыша. После того, как интерес к окну у ребенка пропадет, вернитесь к окончанию недоделанного рисунка и обязательно завершите его.

У ребенка с такими сложностями, как гиперактивность, обязательно должна быть возможность эмоциональной и физической «разрядки». Такому ребенку просто необходимо бегать, прыгать, кричать и бурно реагировать. Задача взрослых, которые окружают такого кроху – дать ему возможность такой разрядки без ущерба для обучения и отношений с окружающими. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы у Вашего малыша было выделено место и время для таких «разгрузок». Это могут быть более частые прогулки, особенно перед сном или любой спокойной деятельностью; личное место в квартире, которое оснащено всевозможными лесенками и горками или посещение активных кружков, например активный спорт или танцы. При этом главное, чтобы выбранное Вами занятие ребенку нравилось и было интересно.

Total views: 24855
Word Count: 475


1. Смиритесь с недостатками своего ребенка. Родители должны принять тот факт, что их ребенок всегда активен и энергичен и, возможно, будет таким всегда. Следует ожидать не полного подавления гиперактивности, а ее ограничения, введения в определенные рамки.
2. Позвольте лишней энергии ребенка иметь выход. Гиперактивному ребенку необходимы ежедневные физические упражнения, желательно на свежем воздухе - длительные прогулки, бег, занятия упражнениями. На случай плохой погоды в доме необходимо иметь специальное помещение, где ребенок мог бы развиваться без ограничений, или спортивный уголок.
3. Установите распорядок дня и следите, чтобы ребенок ему следовал. Прием пищи, уборка, гигиенические процедуры, отход ко сну и иные повседневные дела должны проводиться вовремя, чтобы приучить ребенка к дисциплине.
4. Не позволяйте гиперактивному ребенку переутомляться. При излишнем утомлении у ребенка снижается способность к самоконтролю и растет гиперактивность.
5. Старайтесь не брать детей в общественные места. Избегайте обстоятельств, при которых гиперактивность абсолютно неуместна, - например, в церкви, ресторане и т.д. Не берите детей в магазины и торговые центры без крайней необходимости. Только после того, как ребенок научится контролировать свое поведение дома, постепенно можно вводить его в подобные ситуации.
6. Поддерживайте твердую дисциплину. Гиперактивные дети воспринимают меньшее количество правил, чем обычные дети. Поэтому не нужно сразу заставлять ребенка следовать целому списку строгих правил. Установите несколько ясных, понятных для ребенка, необходимых правил, предназначенных в основном для того, чтобы предотвратить нанесение вреда окружающим и самому ребенку. Гиперактивные дети часто бывают довольно агрессивны. Поэтому в первую очередь установите правило, что если ему и хочется выплеснуть эмоции, побить кого-то, ударить, то ни в коем случае нельзя вымещать агрессию на людях или животных. Можно взять палку и бить асфальт, или в этом случае поможет обычная спортивная груша.
Главное, что ребенок не должен постоянно слышать "Это нельзя делать!", "Прекрати".
7. Укрепляйте дисциплину, избегая мер физического воздействия. Не бейте ребенка, не шлепайте его и не трясите, чтобы не показывать ему пример агрессивного поведения. Вместо этого отсылайте провинившегося ребенка в его комнату или в иное место, где он смог бы успокоиться и подумать.
8. Вырабатывайте в ребенке усидчивость и укрепляйте спокойное поведение. Рекомендуется читать ребенку, раскрашивать вместе с ним картинки, собирать головоломки, лепить фигурки из глины или пластилина. Это хорошо развивает моторику и учит ребенка сосредотачиваться. Позже вводите усложняющие игры: построение сооружений из кубиков, конструктора, игры домино, карты, кости. У ребенка не должно быть слишком много игрушек, так как это может его отвлекать. И, естественно, игрушки должны быть безопасными.
9. Старайтесь не подрывать репутацию вашего ребенка перед соседями и знакомыми. Отзывайтесь о нем как о "чрезвычайно энергичном и очень хорошем мальчике (или девочке)". Иначе плохое поведение станет неизбежным.
10. Давайте себе время от времени полный отдых. Постоянная жизнь и нахождение с гиперактивным ребенком может сломить кого угодно, нервы у всех не железные. Поэтому родителям так же требуется отдых, периодические перерывы помогают родителям терпимее относиться к своему гиперактивному чаду и его выходкам. Устраивайте себе отдых. Это могут быть вечеринки, устраиваемые вне дома, или другое времяпрепровождение без ребенка, которое снимает с родителей груз проблем и помогает восстановиться.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари