Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание интерьера в литературе примеры. Интерьер - это внутреннее пространство помещения, отражающее внутреннее состояние человека

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра английской филологии

РЕФЕРАТ на тему:

«Описание интерьера и его роль в художественном тексте»

Работу выполнила: Разумова А.А.

Факультет Романо-германской филологии

Группа 502

Краснодар 2012

Введение

В основе стремления художника создавать произведения искусства лежит интерес к человеку. Но каждый человек - это и личность, характер, индивидуальность, и особая, только ему присущая внешность, и среда, в которой он существует, и его дом, и мир вещей, его окружающих, и еще многое другое. Идя по жизни, человек взаимодействует с собой, с близкими и далекими для него людьми, со временем, с природой. И поэтому, создавая образ человека в искусстве, художник словно бы смотрит на него с разных сторон, воссоздавая и описывая его по-разному. В человеке художнику интересно всё - лицо и одежда, привычки и мысли, его жилище и место службы, его друзья и недруги, его отношения с миром людей и миром природы. В литературе такой интерес принимает особую художественную форму, и чем глубже вы сможете изучить особенности этой формы, тем полнее откроется вам содержание образа человека в искусстве слова, тем ближе станет вам художник и его взгляд на человека.

Основные исследования в области определения функций интерьера в литературном произведении относятся к художественным произведениям XVIII - XIX веков, к литературе эпохи Просвещения и классицизма, эпосу Древней Руси и античности. Анализ произведений традиционно затрагивает описание личности персонажей, речи и поступков героев художественного произведения. Конкретные вопросы, касающиеся описания мира вещей, рассматривались попутно, ограничивались оценочными характеристиками языковых единиц. В последнее время усиливается интерес к конкретным вопросам художественного мастерства в прозе, а в частности, к проблеме вещного мира в художественном тексте. Актуальность настоящего исследования состоит в акцентировании внимания именно на мире вещей, что помогает раскрыть природу человека, его внутренний мир.

ИНТЕРЬЕ́Р - (от фр. - внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы. Интерьер играет важную роль в характеристике героя, в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла. Как вещная конкретность и обусловленность среды обитания, интерьер составляет неотъемлемую грань словесно-художественной образности, потому что вещь в литературном произведении, и в составе интерьеров, и за их пределами, составляет важнейшую содержательную функцию, хотя присутствует в художественных текстах по-разному. При этом чаще всего вещи имеют главным образом эпизодическое назначение. Иногда же детали интерьера становятся центральным звеном повествования.

В литературных произведениях описание интерьера - это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героев. Как и пейзаж, интерьер может быть насыщен разнообразными подробностями и предметными деталями (таковы, например, интерьеры в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя), а может быть лаконичным, указывающим только на обстановку действия, подчеркивающим важные для автора предметно-бытовые детали (такой вид интерьера находим, в частности, в «Герое нашего времени» М.Ю.Лермонтова).

Многие писатели XIX в. использовали характерологическую функцию интерьера: каждый предмет внутри помещения несет на себе отпечаток личности его хозяина (романы И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого и др.) либо резко контрастирует с характерами персонажей (комнаты Раскольникова и Сонечки Мармеладовой в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского). Довольно часто интерьер имеет функцию социальной характеристики героев или целого уклада жизни (таковы, например, описания трактиров и присутственных мест в «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, распивочных и полицейского участка в «Преступлении и наказании» Ф.М.Достоевского и т.п.).

В драматургии интерьер необходим для создания сценического облика спектакля. Авторы многих пьес подробно указывают (в ремарках), как выглядит помещение, в котором происходят события (подробные интерьеры находим в пьесах «Гроза» А.Н.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова, «На дне» М.Горького). Нередко в монологах, диалогах или репликах персонажей пьес даются эмоционально-оценочные характеристики места действия. Однако варианты интерьеров, предлагаемые самим драматургом, могут быть скорректированы или даже пересмотрены постановщиком спектакля (что не редкость в авангардистских театральных прочтениях классических пьес), поэтому драматургические интерьеры - та часть пьесы, которая имеет рекомендательный, «факультативный» характер и может быть изменена режиссером-постановщиком.

В лирических произведениях, как правило, представлены только отдельные детали интерьера, необходимые для того, чтобы обозначить место, в котором находится поэт или его лирический герой (например, «пустынная келья» в стихотворении «19 октября» А.С.Пушкина, гостиная в стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад...» А.А.Фета, рестораны в стихотворениях «Незнакомка» и «В ресторане» А.А.Блока). Разумеется, не воспроизведение тех или иных интерьеров является целью поэтов. Детали интерьера - фон, помогающий понять их настроения и переживания, поэтому каждая подобная деталь в лирическом стихотворении несет ощутимую психологическую нагрузку.

Описание интерьера может использоваться в художественном тексте:

  • как средство характеристики
  • как место действия

Место действия это та обстановка, где развиваются основные события романа. Описание обстановки является важным средством, с помощью которого автор создает общую атмосферу произведения; оно служит не только фоном, но и помогает нам понять суть книги и характеры героев.

Интерьер тесно связан с таким аспектом поэтики литературного произведения, как художественная деталь, то есть небольшая подробность, становящаяся важнейшей чертой образа. Именно через деталь нередко и передаются основные характеристики персонажа. Как целое можно представить через его часть, множественное увидеть в единичном, так глубину образа как художественного единства можно передать посредством детали. Особое внимание художественной детали уделяется в произведениях Н.Гоголя, Л.Толстого, А.Чехова, И.Бунина, М.Булгакова.

Описание интерьера также может влиять на развитие действия в художественном произведении. В результате:

  • Деталь приобретает символическое значение
  • Создается определенная атмосфера в целом;
  • Происходит влияние на поступки персонажей

Существует также интерьер «самоценный»

  • встречается при описании вымышленных миров
  • используется для создания исторического колорита

Если в произведении описывается неизвестная (малоизвестная) читателю среда, другая историческая эпоха, интерьер может играть важную культурологическую роль. Подчёркивая своеобразие того или иного уклада жизни, писатели широко используют различные лексические средства: диалектизмы, просторечия, архаизмы, историзмы, профессионализмы и др.

В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показана жизнь обычной офицерской семьи в далёкой провинции, в глухой Белогорской крепости, где чувствуется атмосфера старины. В одной комнате «в углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота».

Функции интерьера – характеризовать:

социальный статус - богатство - бедность, аристократизм - мещанство, образованность невежество

черты характера - самостоятельность - стремление к подражанию, наличие вкуса - безвкусица,

практичность - бесхозяйственность

сферу интересов и взглядов - любовь к чтению или безразличие к нему; род деятельности

Многочисленные предметно- бытовые детали в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», подчёркивают крайнюю степень бедности, почти нищеты. Почти все герои романа живут в жутких условиях. Комната Раскольникова, по его же собственным словам, больше похожа на шкаф или гроб: «крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». В похожих условиях живет Сонечка. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок». Не намного лучше живёт богатая старуха-процентщица: «Небольшая комната <…> с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах. Мебель, вся очень старая и из жёлтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трёх грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, – вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Всё было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело».

Однако функции интерьера в этих случаях различны. Если Раскольников и Сонечка чрезвычайно бедны и вынуждены жить в таких условиях, то Алёна Ивановна, имея несколько тысяч, может позволить себе жить иначе. Бедность обстановки говорит больше о её скупости. Таким образом, здесь совмещаются две функции интерьера: описание условий, в которых живёт героиня, и указание на её характер.

Психологическая функция интерьера может быть разнообразной. Естественно, человек старается окружить себя теми вещами, которые ему нравятся. Например, в «Мёртвых душах» в доме Собакевича много тяжёлых, грубых, громоздких, некрасивых, зато очень прочных вещей. Все предметы, как замечает автор, имели «какое-то странное сходство с хозяином дома».

С помощью интерьера автор может показать важные изменения, которые произошли с героем за определенный промежуток художественного времени. Сопоставим два фрагмента, рисующие интерьер кабинета Онегина в Петербурге и через несколько лет в старой бывшей дядюшкиной усадьбе:

Изображу ль в картине верной
Уединенный кабинет,
Где мод воспитанник примерный
Одет, раздет и вновь одет?
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам,
Все, что в Париже вкус голодный,
Полезный промысел избрав,
Изобретает для забав,
Для роскоши, для неги модной, -
Все украшало кабинет
Философа в осьмнадцать лет.

Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов. (…)



Немного коснувшись описаний офисов в нашем и зарубежном кино, мы решили продолжить эту тему, на этот раз обратившись к классической литературе. А чтобы было интереснее возьмем произведения, написанные в разных жанрах.


Наряду с такими комнатами как кухня и спальня, рабочий кабинет занимает важное место в жизни человека. Офисы, рабочие комнаты, кабинеты – их всегда любят обставлять с уютом и комфортом. В жизни люди обустраивают комнату сами или пользуются услугами дизайнеров интерьера, а в фильмах сценаристы и режиссеры продумывают красивую картинку, куда они впишут своего героя – и обычно сочетают цвета мебели и одежды. Что касается авторов литературных произведений, то они вкладывают всю силу в текст, с помощью которого они играют воображением читателя – чем красочнее и точнее описание, тем живее он представляет себе обстановку комнаты в которой обитает герой.




Кабинет Евгения Онегина из одноименного романа


Начнем мы, пожалуй, с одного из великих произведений Александра Сергеевича Пушкина – с романа в стихах «Евгений Онегин». Думаю, очень многие с ним знакомы (ведь каждый второй школьник писал сочинение на тему Онегина, а письмо Татьяны приходилось учить наизусть). В романе идет речь о молодом дворянине Евгении Онегине, живущем в начале XIX века, типичном представителе светской петербургской молодежи. Двадцатичетырехлетний Евгений получил домашнее образование, хорошо изъясняется по-французски, танцует, знает латынь и отлично держит себя в обществе. И, как и у всех светских людей, у него есть дома место, где он пишет стихи, читает, приводит себя в порядок. Его «уединенный кабинет». В нем собраны созданные мастерами Лондона и Парижа вещи, предназначенные «для роскоши, для неги модной» предметы туалета, изящные украшения и приспособления.


«Янтарь на трубках Цареграда,

Фарфор и бронза на столе,

И, чувств изнеженных отрада,

Духи в граненом хрустале;

Гребенки, пилочки стальные,

Прямые ножницы, кривые,

И щетки тридцати родов

И для ногтей и для зубов.»


Во времена Пушкина очень большое внимание уделялось внешности и одежде, уходу за волосами, кожей рук и маникюру. Все мужчины и женщины, вхожие в свет, половину своего времени проводили в своих уединенных кабинетах, приводя себя в порядок.


«Быть можно дельным человеком

И думать о красе ногтей:

К чему бесплодно спорить с веком?

Обычай деспот меж людей.»


Итак, кабинет Онегина – это скорее туалетная комната, чем рабочий кабинет.


Комната Ильи Ильича Обломова


А теперь заглянем в комнату-кабинет к другому представителю петербургского общества, Илье Ильичу Обломову, живущему в середине XIX века. Роман Ивана Александровича Гончарова написан очень интересно, обильно украшен образами и историями о русских людях, их быте и жизни.

Роман рассказывает о жизни Обломова, человека дворянского рода. Он живет в Петербурге в двух комнатах, предоставленных ему родителями. Гончаров очень подробно описал комнату Обломова, которая является и спальней, и кабинетом, и приемной.


«Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей».


Но присмотревшись повнимательнее, можно было заметить, что на всех предметах интерьера лежит налет неухоженности и заброшенности.

«По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки».


В общем, кабинет-спальню Обломова мы вряд ли сочтем за образец для подражания.


Гостиная помещика Собакевича


Перенесемся в российскую глубинку, в дом помещика Собакевича. «Мёртвые ду?ши» - произведение русского писателя Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. В центре повествования крепостническая Русь, страна в которой вся земля и простой народ принадлежали правящему дворянскому классу. В своей поэме Гоголь создал целую галерею русских помещиков, составляющую основную часть дворянства. И мы вместе с Чичиковым нанесем визит одному из них – помещику Собакевичу. «Он был похож на средней величины медведя»,- пишет о нем Гоголь. Он прямолинеен, достаточно груб и никому и ни во что не верит.


Гостиная сплошь усыпана картинами, изображавшими молодых греческих полководцев и богинь. «Возле Бобелины (греческой богини), у самого окна, висела клетка, из которой глядел дрозд темного цвета с белыми крапинками, очень похожий тоже на Собакевича». Все, что находилось в комнате, было прочно, неуклюже и имело сходство с хозяином дома. В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства.


Характер помещика передается его вещам, все, что окружает его, похоже на Собакевича.


Кабинет владельца магазина «Дамское счастье» Октава Муре


А теперь обратимся к иностранным произведениям и заглянем в кабинет владельца магазина новинок «Дамское счастье» Октава Муре в Париже. Знаменитый французский писатель-романист Эмиль Золя писал свои романы в стиле «натурализма». «Дамское счастье» – книга о Франции конца XIX века, действие происходит во времена бурного роста крупных предприятий. Это история двух людей – юной девушки, приехавшей в Париж искать работу, и молодом предпринимателе Октаве Муре, который, развивает свой магазин.


Рабочий кабинет Октава Муре описывается в романе кратко. Большой просторный кабинет, обтянутый зеленым репсом – плотной тонкой тканью с горизонтальными или вертикальными линиями. Рабочий офис делового мужчины, без излишеств. «В обширном кабинете, обставленном дубовой мебелью с зеленой репсовой обивкой, единственным украшением был портрет той самой г-жи Эдуэн». (Г-жа Эдуэн – погибшая жена Октава Муре). Из мебели – только нужные для бумаг шкафы, конторка – высокий письменный стол с наклонной доской, за которым работают стоя или сидя на высоком стуле. А на тумбе канцелярские принадлежности для подписания деловых бумаг и бювар – удобная настольная папка с писчей бумагой и конвертами.


Кают-компания капитана Врунгеля


А как же выглядит кают-компания прославленного морского волка капитана Врунгеля?


Приключения капитана Врунгеля – юмористическая повесть написанная Андреем Сергеевичем Некрасовым. Повествует она о путешествии вокруг света на яхте под названием «Беда». Рассказал ее своему студенту сам Врунгель, когда простыл и сидел дома в своей каюте-комнате.


Как и положено, комната морского волка заставлена морскими трофеями и инструментами.

«Небрежно брошенный сверток карт наполовину закрывал сушеный акулий плавник. На полу вместо ковра распласталась моржовая шкура с головой и с клыками, в углу валялся адмиралтейский якорь с двумя смычками ржавой цепи, на стене висел кривой меч, а рядом с ним - зверобойный гарпун». На столе прекрасная модель яхты. Любой мальчишка, увлекающийся приключениями и морскими сражениями, захотел бы задержаться в этой комнате подольше!


Запретная мансарда дядюшки Эндрю, ученого-чародея


Клайв Стейплз Льюис, выдающийся английский и ирландский писатель однажды написал книгу «Хроники Нарнии», чем очень украсил жизнь многих девочек и мальчиков, подарив им красивую сказку о стране Нарнии, населенной сказочными существами и ее хранителе льве Аслане.


Благодаря ему, мы видим перед собой Лондон начала XX века, который мальчик по имени Дигори называет «дырой». Но мы заглянем в комнату не к нему, а к его дяде, ученому-чародею.

Дядя Эндрю или мистер Кеттерли из повести «Племянник Чародея» невольно помог детям Дигори и Полли с помощью магических колец перенестись в пустой мир и наблюдать за созданием страны Нарнии. Эти кольца он создал в своей «заповедной мансарде». Туда-то мы и заглянем. Мансарды – очень часто встречающиеся комнаты на последних этажах европейских домах. Обычно в них живут служанки, но дядя Эндрю устроил тут свою лабораторию, свой рабочий тайный кабинет.

«Стены были скрыты полками, сплошь уставленными книгами, в камине горел огонь, а перед камином красовалось высокое кресло». Потолок у комнаты был скошен, мебель стояла обычная. А посередине комнаты находился большой стол с книгами, блокнотами, чернильницами, перьями, сургучом и микроскопом. Настоящая комната ученого, хотя в данном случае и довольно противного.


Есть еще много-много интересных книг с описаниями рабочих комнат персонажей. Авторы вписывают своих героев в подходящие им по характеру кабинеты и обстановку. А какой кабинет из книжки вспоминается вам?

Начинается с образа — взгляда автора на определенное явление, ситуацию, человека через призму эстетического и эмоционального восприятия. Он создает арену, на которой разворачивается действие, сталкиваются характеры, противостоит объективное субъективному. И обычное описание комнаты становится частью атмосферы, предоставляет новые

«Комната как комната — кровать, шкаф, стол», — даже скупые слова персонажа, который говорит о помещении, могут передавать его настроение. Например, разочарование в увиденном или умение довольствоваться минимальными удобствами.

Не имеет значения, длинное или краткое описание комнаты использует автор. Оно должно быть уместным: развивать сюжет, раскрывать героя, проецировать отношение самого автора к происходящему.

Описание комнаты может стать отражением жизни, проекцией внутреннего состояния персонажа. Крохотная комната Раскольникова становится образом всего города и жизни маленького человека, который боится высоко задрать голову и удариться об потолок обстоятельств. Желтые обои на стенах ассоциируются с усталостью. Большой и неуклюжий диван, занимающий половину комнаты, создает ощущение напрасной праздности (северной столицы) среди бедности. Достоевский показывает, как гнетущая атмосфера «коробки» сдавливает сознание персонажа и заставляет искать выход.

Описание комнаты используется для характеристики героев. Кабинет Болконского, наполненный упорядоченным беспорядком, показывает полную смысла и деятельности жизнь хозяина, вызывает уважение к человеку умственного труда со стороны Толстого.

Описание комнаты с легкой подачи автора становится олицетворением времени, мелькнувшим, как печная искра, в комнате из романа «Белая гвардия» Булгакова. Часы выступают мостиком между настоящим и прошлым, устраивают перекличку разными голосами из столовой и спальни матери. Запахи, цвета, звуки оживают, словно в «бреду скарлатины», и наполняют комнаты дома.

Описание комнаты в художественном стиле — отнюдь не насекомое, застывшее в янтаре. Отпуская на волю факты, фантазию, опыт, автор сам в процессе творчества находит новые нюансы, корректирует начальный взгляд, совершает внезапные открытия. Представляя читателю словесную интерпретацию собственного восприятия, писатель предлагает становиться толкователем образов. Варианты бывают достаточно отдаленными от «оригинала». Критический взгляд писателя времен Тургенева, который иронически смотрел на богатую и украшенную комнату Кирсанова, будет встречен с пониманием поклонниками практичного стиля. Однако автор хотел показать, что кабинет должен быть рабочим, а современный человек увидит в желании окружить себя роскошью показуху.

Потому слово «интерьер» в художественной литературе действительно выступает в значении внутреннего мира, посредством которого автор выходит на связь с мирами читателей.

ИНТЕРЬЕР в литературе - образ внутренних помещений здания. Используется в основном для социальной и психологической характеристики персонажей, демонстрирует условия их жизни.

Автору необязательно описывать то, что само собой разумеется для читателя, к которому он адресуется. Так, Пушкин, создавая “Евгения Онегина” для людей в общем своего круга, преимущественно петербуржцев, лишь с “галантерейной” точки зрения описывает в первой главе “кабинет / Философа в осьмнадцать лет”, а в начале второй заметно подробнее - “высокие покои” “почтенного замка” дяди Евгения, впервые увиденные переселившимся в деревню героем. Гоголь же в сатирической “поэме” выводит “прозаическую” реальность и отмечает, что гостиница, в которой остановился Чичиков, была “именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”. Очевидна ирония в этих словах о “покойной” комнате с тараканами и соседом, подслушивающим за жильцом. С обыкновенным у Гоголя часто соседствует неожиданно необыкновенное, но отнюдь не в высоком смысле. Такова картина в общей зале гостиницы, изображающая нимфу со столь заметной частью тела, что она аттестуется как “игра природы”, таков и щуплый Багратион “между крепкими греками”, чьи изображения почему-то украшали гостиную Собакевича, где все предметы имели “какое-то странное сходство с самим хозяином дома”. Для изображения жилища Плюшкина оказывается достаточно сказать про “кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты” (болезненно скупой помещик “все, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, - все тащил к себе...”).

И.А. Гончаров, описывая квартиру Обломова, не раз обращает внимание на пыль, которую Захар ленился смахивать с мебели. В “Преступлении и наказании” Ф.М. Достоевского мы попадаем в совершенно нищенские обиталища, такие, как проходная комната, где живут Мармеладовы - двое взрослых и трое детей: “Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной, всю ее было видно из сеней. Всё было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике”.

Меньшую роль играет интерьер у писателей, которые не так прямо выходят в своем творчестве на собственно социальную проблематику: М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Иногда, особенно в XX в., интерьер приобретает черты символа. По словам Лариосика в пьесе М.А. Булгакова “Дни Турбиных”, его “корабль” в буре гражданской войны “прибило в эту гавань с кремовыми шторами” - таким спасительным прибежищем предстает уютный дом, где прочны, когда все вокруг непрочно, подлинные семейные (фамильные) и дружеские узы. Елка в комнате, показанная на советской сцене 20-х гг., была дерзким напоминанием об искоренявшихся тогда дореволюционных обычаях. В “Чистом понедельнике” И.А. Бунина героиня воплощает загадочный русский характер, в котором, как считает автор, причудливо перемешались западное и восточное начала, а духовное для нее, женщины с эстетическим вкусом, гораздо важнее материального, поэтому “в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино” (инструмент западного происхождения), а над диваном “зачем-то висел портрет босого Толстого” - европейски образованного писателя, аристократа, желавшего жить, как испокон веков жили русские крестьяне (это ассоциировалось с восточной “неподвижностью” истории), и порвавшего со всей своей прежней жизнью, что сделает и героиня бунинского рассказа.

В XX столетии у А.П. Чехова, М. Горького разрастаются и отчасти приобретают повествовательный характер ремарки в драме, в том числе описывающие место действия. Обычно это интерьеры.

Со значением слова «интерьер» знаком каждый из нас. Однако не каждый задумывается о том, что окружающая обстановка имеет достаточно сильное влияние не только на психоэмоциональное состояние, но и на здоровье в целом. И здесь важную роль играют абсолютно все мелочи, которым зачастую не придают особого значения. Чтобы понять такие тонкости и определить, какой лучше стиль оформления выбрать для своего жилища, дабы он способствовал сохранению внутренней гармонии, нужно немного углубиться в значение этого определения. Необходимо разобрать основные моменты и выявить наиболее подходящие для себя варианты.

Что такое интерьер?

Для начала дадим точное понятию. Интерьер - это помещения, которое заключается в его архитектурном, художественном и функциональном оформлении. То есть в умещается и отделка стен со всеми фигурными гипсокартонными конструкциями, арками, колоннами и перегородками. Оно распространяется и на материал, который используется для внутреннего оформления помещения на потолке, стенах и полу. А также захватывает мебель и её расстановку в пространстве, текстильное оформление с различными декоративными штучками, аксессуары в виде ваз, статуэток, подсвечников и, естественно, световое оформление помещения. Все эти элементы определяют общую картину дома: от того, насколько правильным был подход при её создании, и зависит восприятие и личные ощущения человека, находящегося в таком пространстве.

Также интерьер - это цветовое оформление. Он может быть довольно агрессивным с яркими контрастами или же, наоборот, спокойным и загадочным. При выборе цвета важную роль играет стилистика комнат.

Разновидности интерьера

Помещение может напоминать эпоху Возрождения. Иногда комнаты оформляют наподобие офиса или индейского вигвама. Исходя из этого, основные стили интерьера можно разделить на три группы:

  1. Классические, появившиеся много лет назад.
  2. Современные, отвечающие нынешним требованиям технологического прогресса.
  3. Этнические, характерные для определённой народности.

И здесь при оформлении жилища необходимо выбрать не только варианты, подходящие под личные вкусы, но и хорошо совмещаемые друг с другом стили интерьера. Описание основных групп поможет сделать правильный выбор для оформления гармоничного пространства дома.

Классический стиль

Достаточно популярен среди зажиточных семей и пожилых пар. К классике относят такие стили, как античный, где господствуют симметрия и простота. Гармоничные сочетания форм и спокойные оттенки отделки - основные характерные черты. Оригинальной вариацией античной темы является стиль ампир, приукрашенный использованием дорогостоящих материалов и вычурной мебелью с элементами резьбы и шикарной обивкой. Однако при оформлении следует все элементы максимально упорядочить, чтобы не создать хаос.

Ещё один довольно распространённый вариант классического оформления - готический стиль. Такой интерьер - это вычурное оформление помещения. Его основные элементы: высокие потолки, огромные стрельчатые окна, стеклянные витражи, резная мебель.

Говоря о популярной классике, нельзя не упомянуть о классицизме, где сдержанность и одновременная «нарядность» являются основными чертами стиля. Позаимствованная симметрия и гармония античности здесь дополнены массивной мебелью и отделкой из дорогих материалов. К таким же дорогим вариантам оформления можно отнести пышный и неповторимый Такой интерьер - это отличный вариант для огромных помещений, где нужно сделать акцент на статус хозяев дома.

Стиль рококо также относят к классике. Это лучшее решение для спальни. Так называемую будуарность такого оформления оценят люди, неравнодушные к витиеватым украшениям с обилием декоративных элементов. Модерн тоже вписался в группу классических стилей. Для него характерны плавные изгибы и большие пространства, визуально разделённые на зоны. Основной материал отделки - дерево.

Современное оформление помещений

В нынешнем мире очень ценится рациональность. Потому стили интерьера этой группы высоко функциональны и зачастую не имеют лишних элементов, не обладающих какой-либо пользой. Одним из ярких представителей современных вариантов оформления жилья является Это лучшее решение для максимальной функциональности с минимальным количеством декора. Не так давно в отдельную подгруппу из вариаций модерна был выделен стиль арт-деко, который отличается от классического варианта переплетением плавных линий с прямыми. Ему характерна максимальная простота и роскошь одновременно.

Также к этой группе относится выделить стиль поп-арт: ему присущи яркие краски и контрасты с неоновой подсветкой и глянцем. Любителям ощущения свободы придётся по вкусу минималистический интерьер с острыми прямыми углами, спокойными красками, сдержанной мебелью и изобилием стекла. Говоря о современности в интерьере, нельзя не упомянуть так называемый китч. Он каким-то чудесным образом способен объединить все известные стили интерьера в одну целостную и гармоничную картину.

Этническое оформление помещений

Этому варианту предпочтение отдают молодые пары. оформления интерьеров домов - это варианты для людей, ценящих определённую культуру. Здесь можно выделить такие яркие стили, как африканский, японский, прованс и деревенский кантри.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста