Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жаровня из дисков авто. Как сделать мангал под казан из автомобильных дисков


Для того чтобы сделать на своем участке мангал для барбекю, можно использовать старый автомобильный диск. Его диаметр идеально подходит для установки решетки. Такой мангал делают с помощью сварочного аппарата. Для его сборки понадобится:

  • автомобильный диск;
  • четыре железных уголка;
  • железный прут.

Если автомобильный диск ржавый, его необходимо покрыть грунтовкой или краской, а затем просушить в течение нескольких суток. После покраски его закрепляют на четырех ножках, которые делают из металлических уголков.

Уголки также можно закрепить с помощью оконных петлей и нескольких болтов, просверлив отверстия под них в корпусе диска и ножках. Таким образом, у вас выйдет емкость для угля. в нашей следующей статье!


Усовершенствование мангала

Заводские отверстия диска слишком большие, поэтому емкость переворачивают и заваривают их металлическим прутом или отрезками листа железа.

В том случае, если вы хотите обеспечить дополнительную тягу, используйте металлический прут.

Крупные угли не будут выпадать через отверстия, заваренные прутом. Из-за сильного ветра дрова и уголь в таком мангале полностью выгорают.


Из-за достаточно крупных зазоров - золу выдувает. Конструкцию можно усовершенствовать, сделав на месте нескольких отверстий диска поддувало, а остальные - плотно заварить.

По периметру автомобильного диска можно сделать треугольные прорези для шампуров с помощью болгарки. Для устойчивости конструкции - приварить к ножкам металлические подставки.

Достоинства и недостатки конструкции

Так как для изготовления такой установки для барбекю используются преимущественно старые детали, себестоимость минимальная. Вам понадобится приобрести только грунтовку или краску. Все остальные материалы может найти в своем гараже каждый автомобилист.

Также достоинством мангала является то, что размер чаши для угля идеально подходит под фабричную решетку для барбекю. Можно использовать решетку от духовой печи, она жаропрочная и её легко чистить.

Плюсом мангала является его вес и мобильность. Такую установку для барбекю можно легко перемещать по участку.

К недостаткам установки для барбекю можно отнести малую площадь чаши. На таком мангале нельзя пожарить цельную рыбу или большой кусок мяса. На диске нельзя разместить больше четырех шампуров шашлыка.

Этот недостаток можно исправить, применив диск от микроавтобуса или грузовика. Такая емкость значительно увеличит вес конструкции, а для устойчивости придется использовать не четыре, а восемь металлических уголков.

Автомобильные диски – это хороший отработанный материал. И он вполне годится для создания мангала. Смастерить этот аппарат из старых дисков своими усилиями не так уж сложно. В итоге получается незатейливая, но весьма функциональная технология. В этом плане она может даже стать заменой .

Специфики

Мангал из колёсного диска, сделанный своими силами, имеет много достоинств:

  • Вы получаете полный функциональный комплекс. При этом на его создание задействованы минимальные расходы.
  • Доступность материалов.
  • Долговечность и высокая прочность.
  • Компактность.

Когда вы намереваетесь сами сотворить мангал из дисков автомобиля, можно избежать солидных трат и работать с имеющимися доступными материалами.

Уже не годные к прямой эксплуатации диски от машины, как правило, выкидываются или предоставляются за гроши. При этом не учитывается спектр идей их альтернативного применения. Особенно выделяется замечательная идея сделать мангал из диска. Тем более, что мангал для дачи – это неотъемлемая составляющая.

Применение старых машинных дисков – это хорошая экономия средств. Главный плюс их применения сводится к плотности металла. И даже колёса с большой степенью износа подходят для такого плана. Металл стоек к выгоранию и деформации.

Форма автодисков превосходна для производства полифункциональных агрегатов для кулинарной деятельности на углях

Функции

Мангал из колесных дисков работает по похожему принципу с другими самоделками, сделанными на основе бочки либо баллона. Он объединяет в себе такие функции:

  • Гриль. Так гарантируется готовка на шампурах или мобильной решётке.
  • Барбекю. Так можно прожаривать стейки. Здесь есть надобность в крышке. Она образует действие духовки.
  • Варочная плоскость. Конфигурация и диаметр дисков от колёс позволяют размещать на пламени казан, сковородку и прочую подобную посуду.
  • Коптильня. В некоторых модификациях можно коптить по горячему методу.

Посуду можно располагать на решётке или прямо на колесе, если у их диаметров нет отличий. Жар из печи нагревает воздух. Так получается действие традиционного мангала. Для копчения обязательно закрывается верхний выход, и реализуется тление щепы. Так генерируется нужный дым.

Абсолютно каждый аппарат должен чётко продумываться. Здесь действует индивидуальный подход. Учитываются свои предпочтения. Но базовые работы по созданию агрегата для всех модификаций едины.

Вариации исполнения

Когда нужно создать аппарат из дисков своими руками, следует изучить такие вариации:

  • Обычный гриль. Здесь колесо становится ёмкостью для углей. Это же место для шампуров и решётки.
  • Двойное решение. Здесь применено два колеса. Поэтому увеличивается высота мангала. Вверху появляется место для расположения казана. Прогревание получается всесторонним. Блюда можно творить, как в духовке. А можно их тушить.
  • Изолированная печь. Так обеспечивается копчение продуктов. Ведь дым концентрируется в самой камере. Устраняется он скромными дозами через специальные дырочки.
  • Комплексные версии. Здесь действуют функции, обозначенные ранее. Дополнительно можно присоединять другие важные составляющие, например, дымоход.


Такой дачный аппарат можно оснащать ножками. Подставка необходима для ординарных агрегатов. В более сложных моделях ею становится нижний диск

Что касается эксплуатации конструкции, здесь есть некоторые ограничения: земля с влагой может препятствовать появлению жара. Также раскалённый металл не должен контактировать с полом из древесины.

Стадии самостоятельного производства

Сотворить мангал своими руками из дисков от авто нельзя без наличия продуманной схемы.

Нужно решить вопрос с необходимым количеством материалов и подготовить инструменты.

Чтобы работы выполнить надёжно и качественно, вы должны хорошо владеть болгаркой и сварочной техникой.

Материалы и инструменты

Для намеченных работ вам потребуются:

  • Уже не используемые диски.
  • Болгарка.
  • Насадка, позволяющая резать металл.
  • Диск для очищения ржавчины. Его вид – железная щётка.
  • Напильник.
  • Дрель.
  • Молоток.
  • Набор болтов.
  • Прут из стали. Его можно заменить профильными трубами.
  • Решётка.

Стальной прут удобен для изготовления ножек. Их потребуется 3-4 штуки. При оптимальном раскладе делаются четыре опорных элемента. Так аппарат получает лучшую устойчивость. Если он будет треножным, он может рухнуть, разместившись на неровной площадке.

Нужна предварительная подготовка и самих колёс. С них ликвидируются компоненты эмали, ржавчина. Здесь применяется металлическая щётка и болгарка. Лишние компоненты удаляются.

Производственные вариации

Как сделать мангал из автомобильных дисков? Здесь важно, какую вариацию вы желаете соорудить. Лучше начинать с простой модификации с ножками. Заранее потребуются некоторые работы с базовой частью (диском).

Из него устраняется перегородка. Но только с одной стороны. Получается ёмкость, напоминающая котелок.

Если в дне обилие дырочек или же они очень крупные, наварите ещё одну пластину. Это мера от просыпания углей. Тотально изолировать просветы не надо. Ведь к углям должен поступать воздух, чтобы обеспечивать жар.


По боковым сторонам и около верхней зоны монтируются ножки. По длине они обычно таковы: 40-45 см. Это лучшее значение для высоты агрегата. Он устойчив. И им удобно пользоваться

При надобности можно устроить зачистку срезов. Так в аппарате будут отсутствовать острые края. Можно поставить съемную или несъемную решётку.

По боковым сторонам можно устроить оконце. Через него будете поддерживать жар и вычищать пепел. Чтобы аппарат было легко переносить, приварите к нему ручки. Они должны быть расположены симметрично по боковым сторонам.


Верхушка вырезается для решётки

Если вы задействуете 2-3 колеса, можно только к днищу присоединить металлические бруски. В некоторых ситуациях обходятся без опорных элементов.

Например, можно соорудить подобный агрегат без ножек:

Создание коптильного отсека

Такую вариацию лучше создавать минимум из двух штампованных дисков. Они соединяются в единую конструкцию. Она получается полой. Верхушку можно предназначить для жарки шашлыков, как в модификации гриль.

Чтобы обеспечить и сохранить дым, следует обустроить крышку и механизм устранения дыма. Часто в таких случаях ставится перегородка с дырочками. Это существенно облегчает решение поставленной задачи. Ещё это позволит применять аппарат как варочную плоскость.

Чтобы качественно устроить объединение двух дисков, требуется устранить перегородки. Затем колёса ставятся встык и свариваются. Шов должен быть сплошным.

К днищу нижней составляющей монтируются ножки. Чтобы обеспечить доступ к внутреннему пространству, устраивается дверка. Способ её создания: проходитесь болгаркой ориентировочно посередине диска, вырезаете прямоугольную фигуру.


Посередине дверки следует горизонтальный шов

Чтобы закрепить дверку, к ней нужно приварить по гайке. У каждой этой детали симметричное положение к этому шву.

К агрегату по сварочной методике присоединяется по одному болту. Их приделайте так, чтобы на них легко нанизывались дверные гайки.


Чтобы крепление створки прошло легко, болты заранее ввинчиваются в гайки, которые уже приварены. После чего дверку надо приложить к проёму и фиксировать на готовой конструкции

Подобные аппараты самостоятельного производства создают все возможности для комфортного отдыха с разными вкусными блюдами, например, шашлыками и копчёностями. При этом оборудование требует ничтожных расходов. Ещё в работе не понадобится колоссальных усилий. Все стадии работы легко осуществляются.


Когда я приобрел свой внедорожник, я обнаружил, что в багажнике лежит «убитая» запаска (перед покупкой мне забыли о ней сказать). Я не знал, что с ней делать, и оставил ее лежать в багажнике, пока однажды мне в голову не пришла интересная идея – сделать из нее мангал. Я не умел варить металл, так что мне нужно было проявить творческий подход, при этом нужно было сделать так, чтобы любые используемые для сборки компоненты выдерживали жару (то есть никаких никелированных или оцинкованных покрытий).
Вот список инструментов и материалов, которые использовал лично я, но этот проект легко адаптировать под отдельные индивидуальные предпочтения. Основание можно изготовить из деревянного поддона или другого древесного пиломатериала, а если у вас вообще нет желания его мастерить, то мангал можно залить бетоном, а высоту отрегулировать при помощи куска трубы нужной длины. В общем, вариантов много.
Инструменты:

  • Шлифовальная машинка.
  • Торцовочная пила.
  • Электрическая дрель.
  • Строгальный станок (необязательно).

Материал:

  • Колесный диск
  • Высокотемпературная краска – 2 банки
  • Бруски 100х100x2500мм
  • Болты M16 – 4 штуки
  • Винт установочный для дерева М12 – 4 штуки
  • Стальная труба диаметром 48 мм – 450 мм в длину
  • Резьбовые стержни М12 – 2 штуки
  • Решетка-гриль (различных размеров) – 1 или 2 штуки
  • Колеса – 4 штуки

Самая тяжелая часть работы






Без сомнения, это самая неприятная часть работы – снятие резины с диска. Посмотрев несколько видеороликов и попытавшись все сделать по теории, я в итоге просто взял электрическую ножовку, разрезал борт шины, а затем кое-как снял ее при помощи шпильки и длинной отвертки.
Освободив диск от резины, я отвез его на местный пескоструй, где мне позволили обработать его самому. По времени это заняло около 11 минут, и стоило менее 600 рублей (800 рублей, если работу делает мастер).

Детали и покраска









Все необходимые комплектующие я приобрел в местном строительном магазине. Трубу я купил и разрезал там же. Фланец трубы, который будет установлен на деревянную основу, дорабатывать не придется, поскольку здесь мы будем использовать установочные винты нужного диаметра. А вот фланец, который будет крепить диск к трубе, должен иметь отверстия чуть большего диаметра (их придется сверлить), чтобы в него сели болты с более широкой головкой.
Далее идет покраска. Лично я использовал специальную высокотемпературную краску Rustoleum High Heat. Нанесение покрытия происходит по тому же принципу, что и с любой другой аэрозольной краской. Я покрасил все детали в два слоя. Я обмотал бумагой подшипники колес перед покраской, чтобы они не забились эмалью.

Готовим основание














Диск сам по себе довольно тяжелый, поэтому основание также должно быть довольно массивным. Я хотел сделать его вес таким же, как у диска, при этом мне нужно было сохранить компактность, поэтому я решил использовать бруски 100х100 мм. Я разрезал их с помощью пилы так, чтобы основание в итоге было квадратным.
Затем я просверлил отверстия на концах брусков, используя направляющую деревянную пластину с заранее просверленными пазами. В идеале я бы хотел использовать сверлильный станок, чтобы отверстия были совершенно одинаковыми, но поскольку у меня его не было, я взял обычную дрель. Затем я просунул резьбовые стержни через отверстия, после чего отшлифовал готовое основание.
Затем я надел на резьбовые стержни прокладки, закрутил сверху шайбы и отрезал болгаркой все лишнее. После этого я просверлил (и отшлифовал) отверстия для установочных винтов сверху и для колесиков снизу.
В конце осталось лишь покрыть основание пропиткой и слоем защитного лака.

Соединяем диск, трубу и основание















Для крепления фланца трубы к диску я использовал болты с гладкой шляпкой (максимально широкого диаметра). Нужно сделать так, чтобы шляпки болтов задевали центральный обод диска. Может показаться, что это крепление довольно слабое, но как только я затянул гайки, стало понятно, что конструкция не дает люфтов. Я закрыл отверстие в трубе специальной заглушкой под размер, чтобы зола не попала внутрь. Заглушку я тоже обработал высокотемпературной краской.
Труба ввинчивается во фланец с одного конца, и во фланец основания – с другого. Фланец основания закрепляется болтами и шайбами. Их я тоже покрыл краской.

Финальные аккорды


Я использовал отверстие для вентиля на диске, чтобы закрепить в нем крючок, после чего закрепил на нем карабин – на него можно вешать различные вспомогательные инструменты (щипцы, щетку, лопатку).
Найти решетки подходящего размера оказалось проблематично, но я поискал в Интернете я нашел нужные варианты. Одна решетка должна быть достаточно компактной, чтобы поместиться внутрь и удерживать древесный уголь, а другая – достаточно широкой, чтобы поместиться сверху и удерживать пищу. В принципе, может хватить и одной решетки, поскольку уголь можно складывать прямо на металл диска (только если это нержавейка или обычная сталь, а не цинк или гальванизированный металл), но я подумал, что угли могут выпадать через отверстия снизу и портить деревянное основание.

Заключение



Мне пришлись по душе как функциональность, так и внешний вид получившегося мангала. Как человек, который еще не научился варить металл (но очень хотел бы), я стремился создать достаточно надежную конструкцию при помощи подручных средств, и я думаю, мне это удалось. А еще, если снять колеса и перевернуть мангал вверх дном, то может получиться довольно стильный стол.
Надеюсь, вам понравилось моя инструкция, и вы найдете ее полезной!

Мангал из дисков колес автомобиля — превосходный образец вторичного применения отработанных материалов. Данное устройство легко сделать собственными силами. Конструкция простейшая, но зато способна послужить комплексной модификацией барбекю.

Печь для казана из колесных дисков обладает множеством достоинств:

  • у человека появляется полноценный гриль-комплекс почти за бесплатно;
  • материалы для изготовления доступны для каждого дачника;
  • изделие будет служить долго;
  • устройство проявит свою прочность в любых эксплуатационных условиях;
  • мангал из колес компактен.

Гриль делается из подручных материалов. Можно взять уже ненужные автомобильные диски, а если их нет, то они выбрасываются либо продаются на лом за бесценок. Понадобится всего 1 ненужное колесо. Оно есть в арсенале каждого автомобилиста. Но чтобы соорудить самодельный мангал, можно попросить материал у друзей, соседей, приобрести за малую сумму с рук либо на СТО. Например, одолжить знакомому домкрат, а ненужный автодиск он отдаст.

Делать мангал своими руками именно из диска хорошо не только потому, что это выгодно. Другая важная причина — толщина материала. Даже когда колеса уже не нужны на машине, сам металл все равно не деформируется, не подвергается выгоранию. Использовать их по прямому назначению уже нельзя, а вот создать комплексное изделие, чтобы готовить на углях, можно.

Как работает самодельный мангал?

По принципу функционирования все мангалы почти одинаковы. В этом отношении мангал из колесных дисков не будет сильно отличаться от тех моделей, которые изготовлены из баллона, бочки.

Устройства обеспечивают следующие возможности:

  1. Гриль. Человек может приготовить блюда на съемной решетке либо шампурах.
  2. Барбекю. Получится прожаривать стейки, если дополнить устройство крышкой, что создаст эффект духового шкафа.
  3. Варочная поверхность. Мангал из колесных дисков по форме и диаметру такой, что допускает поставить сковороду, кастрюльку или котел.
  4. Коптильня. Устройства сделаны так, что можно готовить блюда горячего копчения.

Как это работает? Снизу закладываются готовые угли или дрова. Сверху кладем шампуры или решетку. Если нужно готовить что-то в посуде, то емкости расставляют на решетку либо на колесо от машины, если диаметр подходит.

Снизу пускается жар, за счет которого прогревается воздух, а значит, можно готовить еду. Это если используется жаровня. А для того чтобы коптить, закрывают верхний выход. Это поможет добиться тления щепы: будет дым — можно будет готовить.

Каждый мангал из автомобильных дисков продумывается индивидуально, чтобы учесть все потребности владельцев. Но основные принципы изготовления сходны для любых модификаций.

Варианты изготовления

Устройства из автомобильных дисков своими руками бывают такими:

  1. Обыкновенный гриль. Колесо выступает в роли емкости для закладывания углей, а поверх укладывают шампуры либо решетку.
  2. Конструкция двойного типа. Тоже выполняется из автодисков, но потребуется 2 штуки. Таким образом можно сделать мангал повыше. На выходе — своеобразная подставка для казана. Так как обеспечивается прогревание с разных сторон, можно готовить, как в духовке, или тушить блюда.
  3. Закрытая печная конструкция. В ней можно коптить пищу, потому что дым находится внутри камеры, понемногу выводится сквозь имеющиеся дырки.
  4. Комплексная модификация. Это все функции, рассмотренные выше. Дополнительно человек может установить дымоотвод.

Так как сделать мангал можно с ножками или без них, то нужно решить, нужны они или нет. Также важно определиться с подставкой. Обычно она необходима для одинарных модификаций. В двойных, тройных подобную функцию выполняет нижний автомобильный диск.

Руководство по изготовлению

Перед тем как приступать к действиям, надо решить, по какой схеме выполнять работу, будет это мангал или печь под казан. Далее решают, какие расходные материалы и в каком количестве потребуются, готовят инструменты. Обязательно нужно уметь работать с болгаркой, чтобы резать металл, и сварочным аппаратом.

Что понадобится:

  • бывшие в употреблении автодиски;
  • болгарка;
  • дрель;
  • болты;
  • насадка, предназначенная для резки металла;
  • чистящий диск, чтобы удалять ржавчину;
  • напильник;
  • молоток;
  • стальной прут либо профилированные трубы;
  • решетка для обустройства гриля.

Данные инструменты нужны, чтобы обрабатывать и совмещать детали, из которых состоит печка для казана. Из труб, прута можно сделать ножки. Лучше, если будет 4 опоры — это обеспечит большую устойчивость конструкции. Если же ставить треногу, то она может завалиться, если располагать устройство на неровной поверхности.

Колеса готовят заранее. Если на них есть остатки краски, ржавчина, следует почистить поверхности при помощи металлической щетки.

Как делается простая гриль-конструкция — одинарная, на ножках:

  • с одного бока вырезают внутреннюю часть — перегородку, чтобы получилась емкость, напоминающая котелок;
  • если в днище много дыр или они большие, и потом из них будет сыпаться уголь, надо подготовить дополнительную пластину, но необходимо оставить возможность для поступления воздуха для продувания углей, чтобы поддерживалась нужная температура;
  • с боку в районе днища или верхней части приваривают ножки, например, по 40-45 см.

При необходимости следует зачистить срезы, чтобы не оставлять острые края. Дополнительно можно поставить решетку, но приваривать ее нет необходимости — выгоднее, если эта деталь будет съемной.

Для того чтобы удобнее было поддерживать жар, вычищать пепел, сбоку диска можно сделать окошко для дров. Для комфорта при переносе конструкцию оборудуют ручками — по бокам, можно приварить симметрично.

Если берут 2 или 3 единицы штампованного колеса, то бруски из металла можно приварить к днищу. В некоторых случаях и вовсе обходятся без специальных опор.

Для изготовления мангала можно воспользоваться старым диском с культиватора или грузовика. Все зависит от того, каковы желаемые размеры конструкции.

Изготовление мангала-коптильни

Для тех, кто любит лакомиться домашними колбасами, балыками, стоит создать мангал-коптильню. Понадобится 2 колеса. Перед тем как делать сам мангал, с колесных дисков удаляется все лишнее, а затем элементы соединяют, чтобы получилась цельная конструкция.

Для объединения дисков срезают перегородки, затем колеса стыкуют, сваривают сплошным швом между собой. К днищу нижней детали приваривают ножки. Чтобы был доступ внутрь, создают дверцу: проходятся болгаркой приблизительно по центру и вырезают прямоугольник. Дверцу закрепляют путем приваривания гаек симметрично сварочному шву.

Самодельные конструкции — лучшее решение для тех, кто хочет спокойно отдохнуть на даче с шашлыками и при этом не тратить много денег на оборудование. Все моменты работы просты в воплощении.

Печь из дисков от автомобильных колес способна обеспечить обогрев комнаты до 15-16 кв. м, топку бани или стать недорогим эффективным варочным прибором, о чем, собственно, и есть эта статья. Ее главное достоинство доступность высококачественного материала – толстой, стойкой и прочной стали. Котельная сталь в листах и профилях дорога, а обычная конструкционная в печном строении быстро прогорает.

В дополнительном преимуществе печи из дисков можно убедиться на опыте. Возьмите два куска металла примерно одного размера и веса: один из простой стали, а другой вырезанный из колесного диска, и нагрейте посильнее, хотя бы в кухне на газе. От первого сразу пойдет запах горячего железа, а второй можно раскалить до оранжевого (ок. 900 градусов), ничего неприятного в воздухе не ощущая. Печь из колесных дисков практически не сушит воздух и не выделяет в атмосферу вредные пары, потому что диски для колес делаются из спецсталей, стойких к коррозии. На жаропрочность они, ясное дело, не нормируются, но того запаса стойкости, что в них заложен, вполне хватает для дровяно-угольной печи.

Что нужно знать о дисках

Печь на отработке. изготовленная с использованием автомобильных дисков. Не делайте такие!

Для изготовления печи из дисков своими руками необходимо знать не только достоинства, но и недостатки исходного материала и некоторые, существенные в данном случае, особенности конструирования печей. Недостаток спецстали – она не нормируется на сварочные свойства. Технологий производства дисков для колес существует несколько, но сварка для этого если используется, то весьма ограниченно, с последующим термоотпуском (отжигом) и дефектоскопией шва. И, разумеется, никакой конструктор автотранспорта не закладывается на то, что к колесам в процессе эксплуатации будет что-то подвариваться.

Отсюда следует очень важный с точки зрения безопасности вывод: из дисков (см. рис.), равно как и пиролизные из них, делать нельзя ни в коем случае! Разве только вы очень хотите, чтобы в один совсем не прекрасный момент через трещину в шве потекло кипящее, вероятнее всего, и горящее, масло или начали выделяться химически агрессивные высокотоксичные газы. А погасить указанные печи нельзя, они должны догореть полностью. Из дисков можно делать только печь пламенного горения на твердом топливе.

Примечание: сварочные швы для особых условий эксплуатации, не проконтролированные на качество должным образом, считаются ненадежными. Сварные сосуды, работающие под давлением, жаровые и для химически агрессивного содержимого, не прошедшие дефектоскопию и после нее испытаний в рабочем режиме использования, априори признаются негодными. Любая печь удовлетворяет как минимум двум из указанных условий.

Тем не менее, сделать вполне безопасную твердотопливную печь из автомобильных дисков на сварке для нежилых помещений (дачный дом тоже к ним относится) вполне возможно, если соблюдать след. правила:

  1. Сварной шов должен быть зрительно высококачественным, без видимых дефектов – трещин, брызг, раковин, пузырей, см. рис. справа;
  2. За один раз сваривать можно только по две сопряженные детали, варить сразу всю конструкцию ни в коем случае нельзя!
  3. После проводки каждого шва сваренным деталям нужно дать отдых для рассасывания остаточных внутренних напряжений, прим. от 3 мин на каждый килограмм массы соединенных деталей. Практически – варить дальше не ранее, чем когда в 3-4 см от конца шва к металлу можно будет прикоснуться голой рукой;
  4. Готовая печь после суточной выдержки на рассасывание тех же напряжений подвергается испытательному прогону, от 3-х часов стационарная и от часа переносная уличная, на полной мощности, т.е. с полностью открытым воздушным дросселем (если он есть) или топочной/поддувальной дверцей, и максимальной загрузкой топлива.

В течение испытательного прогона одновременно происходит и отжиг печи. Обнаруженные мелкие дефекты сварки, не более 2-х на шов, устраняются спустя сутки, после чего прогон печи с отжигом повторяется.

Примечание: модуль коэффициента термического расширения ТКР стали для автодисков существенно меньше, чем у конструкционных сталей. Почему – понятно, но это обстоятельство тоже нужно иметь в виду, делая печь, см. далее.

Что нужно знать о печах

Делая печь из дисков автомобиля, нужно знать еще об одном обстоятельстве. По правилам строения пламенных печей на твердом топливе от пода топки или колосниковой решетки, т.е. оттуда, куда кладут топливо, до первого по вертикали препятствия току дымовых газов (напр. свода топки) должно быть не менее 40-50 см, если в печь загружается кондиционное топливо. Если сырое или бросовое, указанное расстояние нужно увеличить до 60-80 см; время прогрева печи тогда вырастет. Последнее для печей из дисков несущественно, т.к. прогреваются они быстро.

Причина – из твердого топлива выделяются горячие пиролизные газы, вносящие существенную, или даже определяющую, долю в тепловыделение. Если пиролизные газы соприкоснутся с менее нагретой поверхностью, они не смогут догореть и выпадет сажа. При дальнейшем пользовании такой печью произойдет ее закоксовывание – на своде топки и в дымоходе образуется плотный нагар. Он не только уменьшает тепловую эффективность печи (аналог КПД в печном деле), но и пожароопасен.

Примечание: высокую топку под сырое топливо делают, чтобы пиролизные газы и пары воды успели разделиться, а первые еще и догореть, прежде чем достигнут свода. В таком случае топлива загружают не более чем на половину высоты топки.

Печи из дисков очень часто эксплуатируются именно на бросовом топливе (гнилой сушняк, сыроватые обрезки и т.п.), но в то же время негодных дисков на высокую печь может просто не хватить, или же оптимальная в данном случае схема печи (см. далее) не позволит сделать высокую топку. Тогда сделать печь из дисков можно, применив нестандартную колосниковую решетку из стального листа от 6 мм и арматурных прутьев от 10 мм. Опасаться, что воздуха на горение не хватит, не нужно: через отверстие диаметром 10 см, при дымоходе высотой 1,5 м, его пройдет достаточно для мощности 18 кВт на дровах и 30 кВт на угле. Печь из дисков такую никогда не разовьет.

Нестандартный колосник просто вкладывается в печь с зазором ок. 6-10 мм, из-за разности ТКР материалов, см. выше. Такое исполнение имеет еще одно преимущество – решается проблема зольника, для печей из дисков достаточно серьезная. В данном случае под золу просто подставляют жестяную банку диаметром от 15 см.

Примечание: горизонтальные печи из дисков (см. далее) с той же целью делают бесколосниковыми, т.е. топливо горит на поду печи, а приток воздуха регулируется дросселем в поддувале. Стойкость стали для дисков вполне позволяет применить такое решение.

Какую печь делать?

Исходя из вышеизложенного, возможности самостоятельного изготовления печи из автодисков можно разложить по полочкам таким образом:

  • Когда желательно и нужно, т.к. использование именно автодисков позволяет улучшить качество печи и/или упростить ее изготовление.
  • Когда можно для основных (жаровых) частей печного строения вместо дорогой жаропрочной стали.
  • Когда возможно частично в качестве достаточно стойкого подручного материала.
  • Когда нельзя ни в какую – рассмотрено выше.

Когда нужно

Лучшее использование автодисков для печи – в мобильных (переносных) уличных и садовых варочных печках и в качестве огнища для костра. В простейшей печи-очаге из дисков для дачи используется большая масса и высота борта (обода диска), что позволяет стабилизировать теплоотдачу и дает некоторую защиту от ветра. Как сделать простую дачно-садовую печку из автомобильного диска, см. видео:

Видео: садовая мини-печь из автомобильных дисков


Для казана

Однако наилучшее применение автодисков в садовых печах – под казан. Печь из дисков для казана совершенно круглая, а именно в углах кирпичной печи под казан варочная посуда греется слабее, и там оседает сажа. Дисковая печь обеспечивает абсолютно равномерный нагрев казана и экономию дров, что при использовании бросового топлива весьма существенно. Собранных на участке и в окрестностях веток и щепок может не хватить, чтобы плов или бешбармак поспел, как полагается. А сыроватое и подгнившее топливо в массивной кирпичной топке просто не разогреет варочную посудину в нужной степени. В печи под казан из автодисков то и другое исключается, но – подчеркнем – если она сделана правильно.

Дымовые газы идут по пути наименьшего сопротивления. Если просто сварить 2 диска и прорезать сбоку топочное отверстие, то горячие газы и без посуды пойдут через технологические (для облегчения конструкции) отверстия в ступице диска, поз. 1 на рис., т.к. их общая площадь больше, чем крепежных и осевого, и они ниже. Если печку раскочегарить на максимале, то, возможно, из осевого отверстия покажется язычок пламени, поз. 2, но с казаном на конфорке такой печи весь жар снова уйдет вбок без толку, поз. 3, или же, если попытаться часть техотверстий заглушить, или добавить топлива, пламя вырвется из загрузочной дверцы, поз. 4. На такой печке хорошо получается пища, приготовляемая томлением над углями, поз. 5, но не все же так готовят.

Правильная печка под казан из дисков должна быть, во-первых, снабжена плотно закрывающейся дверцей на загрузочном проеме. Во-вторых, казан должен сидеть в вырезе конфорки, частично перекрывая технологические отверстия в ступице, поз. 6. Добиться этого несложно: нужно вырезать болгаркой середину ступицы, как показано на поз. 7. Остаток не пропадет – из него получится отличный колосник. Как сделать садовую печь под казан из дисков автомобильных колес, см. также ролик

Видео: печь под казан из дисков

Вариант для барбекю

Не вырезать сердцевину ступицы диска нужно, кроме под томление на углях, в том случае, когда делается садовая печь-барбекю из дисков. Тогда на конфорку ставят решетку – рассекатель пламени, которая будет в то же время и кулинарной решеткой-рашпером. Преимущество данной конструкции в том, что на рашпере образуется несколько разных температурных зон, поз. 1 на рис. справа, что позволяет, напр., готовить одновременно ростбиф rare (полусырой с кровью), medium (сочный, в меру пропеченный, как шашлык), и well done (прожаренный до хрустящей корочки). Если на пикнике компания – все получат одновременно каждый по своему вкусу. Такую печь желательно делать из дисков с небольшим количеством широких технологических отверстий в ступице, напр. от «Газели». Решетку делают из велосипедных спиц. Варить их нет необходимости: они прекрасно соединяются жаростойким клеем по металлу (холодной сваркой).

Примечание: из дисков того же типа иногда делают печи без топочной дверцы (поз. 2 на рис. справа), подкладывая при топке не толстую щепу через техотверстия в ступице. Но печка получается прожорливой и плохо варящей. Почему – см. выше.

Когда можно полностью

Полностью из дисков хорошо получается отопительная печка-буржуйка. Плюсом в данном случае будут ее большие теплоемкость и время теплоотдачи – металл корпуса толстый – хотя, конечно, не такие, как у литой чугунной, и некоторое увеличение КПД. Минусом – более высокая трудоемкость изготовления усовершенствованных печей повышенной эффективности вследствие сложной конфигурации корпуса.

Если бросового топлива в достатке, то печь-буржуйка из дисков для отопления небольшого помещения может быть выполнена без внутренних перегородок-рассекателей (см. далее) горизонтальной, поз. 1 на рис. Такую печь весьма желательно делать из дисков грузового автомобиля: во-первых, больший объем печи увеличит ее КПД и время теплоотдачи. Во-вторых, вследствие сложной поверхности обода диска площадь выделяющей тепло наружной поверхности может быть в полтора-два раза больше, чем у простой круглой того же объема из бочки или . Это же обстоятельство вместе с высокой коррозионной стойкостью дисков автомобильных колес позволяет снабдить печь рубашкой для водяного отопления, см. напр. след. сюжет:

Видео: печь-буржуйка из дисков с рубашкой



Горизонтальные буржуйки громоздки, поэтому чаще делают вертикальные. Если речь идет о печи из дисков, то, во-первых, нужно позаботиться о подходящем для нее колоснике и зольнике, см. выше. Нельзя же, чтобы угли и горячая зола сыпались прямо на противопожарную отмостку!

Что касается теплотехнических качеств, то улучшить их можно двумя способами. Первый – когда требуется быстрый прогрев помещения, а время теплоотдачи несущественно, напр., если печь ставится в гараж. Тогда ее верхнюю, жаровую, часть окружают кольцевым кожухом из тонкой стали (не оцикованной! Цинк плавится при 440 градусах, а его пары ядовиты!), с зазором 40-60 мм, поз. 2 на рис. Буржуйка таким образом превращается в печь-калорифер. Но, кстати, намного более эффективной будет горизонтальная печь-калорифер из дисков, см. далее.

Второй способ используется, когда нужно, наоборот, увеличить время теплоотдачи после топки, напр., в дачном домике, обитаемом с весны до осени. Для этого нужно облицевать печь любым доступным способом материалами, сочетающими в себе высокую теплоемкость и теплопроводность. Печной камень стеатит (талькохлорит) дорог, но шамотный кирпич (поз. 3) вполне его заменит. В крайнем случае можно на варочную поверхность наложить дикого камня потяжелее и поплотнее, поз. 4. Если печь из 4-х грузовых дисков, топливо полностью догорает и вьюшка закрывается к полуночи, то в спортивном костюме под армейским одеялом до 6-7 часов утра спится спокойно. Выспаться можно.

Усовершенствуем буржуйку из дисков

Повысить тепловую эффективность любой буржуйки возможно, устанавливая внутри перегородки-отсекатели. Таким образом образуется камера-дожигатель. В таком случае и воздушный кожух, преобразующий буржуйку в калорифер, также увеличивает КПД печи.

Схемы устройства буржуек из дисков даны на рис. Вертикальная простая (поз. 1) компактнее, несколько эффективнее горизонтальной (поз. 3) и дает варочную поверхность, но поставить в нее отсекатель камеры дожигания (поз. 2) сложнее, т.к. в данном случае он должен быть по всему контуру, прилегающему к корпусу печи, приварен к нему. Однако вертикальная буржуйка и с однооборотным дожигателем достигает КПД немного более 60%. Простая горизонтальная буржуйка (поз. 3) наихудшая по всем параметрам, но на ее основе делаются печи вполне эффективные. Ведущая величина для разработки модификаций – наименьший внутренний диаметр топливной камеры d.

Примечание: для сварки корпуса буржуйки из автодисков их ступицы вырезаются полностью, см. рис. справа.

Размерные соотношения для буржуек из дисков с одно- и 2-х оборотным дожигателем даны на поз. 4 и 5. КПД у обеих прим. 60%, но 2-оборотная сохраняет его на бросовом топливе, а однооборотной для обеспечения максимально возможной тепловой эффективности требуется качественное. Вырезать отсекатель (сталь от 4 мм) точно по внутреннему контуру корпуса печи не надо: в его заготовке нужно только выбрать лунки так, чтобы остался зазор между отсекателем и стенкой корпуса ок. 1,5 см. поз. 4а. Тогда дожигатель станет самонастраивающимся под ход (режим топки) печи и она будет держать КПД, близкий к максимальному, и на малом, и на полном ходу. Подобное решение используется в печах булерьян, но там для этого пробивают отверстия в отсекателе. В массовом производстве так выгоднее: отсекатель все равно вырубается за один ход пуансона пресса, а металоотходы охотно покупают металлурги как высококачественное сырье для мартеновских печей. Ну, а в домашних условиях проще оставить щель по краям отсекателя.

Горизонтальная буржуйка из дисков с дожигателем по эффективности вообще сравняется с булерьяном, если ее снабдить воздушным кожухом со щелевым соплом вверху и юбкой-воздухозаборником внизу, поз. 5а. Кожух должен прилегать снаружи к корпусу, а образовавшиеся каналы будут действовать точно так же, как в булерьяне или печах Инженер Бутаков, Огонь-Батарея и т.п.

Примечание: в дымоходах высокоэффективных буржуек из дисков (поз. 2 и 5) обязательно должен быть сборник конденсата со сливным краном, т.к. дымовые газы из них выходят чуть теплые.

На основе горизонтальной буржуйки из дисков можно сделать и полноценный отопительный котел, поз. 6. Если сварить его жаровой корпус из камазовских дисков, можно разогнаться до тепловой мощности ок. 40 кВт, а этого хватит для обогрева обычного жилого дома.

Однако делать корпус теплообменника из дисков того же размера, поз. 1 на рис., нерационально: тогда придется ставить конструктивно сложный и требующий периодического ремонта огнетрубный теплоприемник, поз. 2. Корпус теплообменника лучше сварить из дисков меньшего размера, напр. от легкового автомобиля. Температура в нем тогда повысится до значений, позволяющих применить водотрубный теплоприемник. Из профилактических мероприятий он требует только ежегодного испытания под давлением в порядке опрессовки системы перед запуском и осмотра после него.

Водотрубный теплоприемник представляет собой частый цельный змеевик, по которому течет теплоноситель. Расстояние между ветвями равно наружному диаметру трубы; располагаются ветви в шахматном порядке. Сделать водотрубный теплоприемник для теплообменника домашнего котла из дисков можно из медной трубки с просветом от 20 мм и толщиной стенок от 2 мм. Ввод-вывод теплоприемника в теплообменник в таком случае герметизируются холодной сваркой.

Печь частично из дисков

В качестве составных частей автодиски широко используются в банных печах. Банная печь из дисков может быть построена и целиком, но только для сауны еле-еле среднего уровня. В русской бане пар от любой цельнометаллической печи жестковат.

Как выглядит печь в баню, построенная с использованием дисков автомобильных колес, показано на рис. права, а полная схема ее устройства дана на рис. ниже. Главное, что в данной печи обеспечивает надлежащее качество пара – кирпичная топка. Автодиски используются как вместилище содержимого закрытой каменки и для изготовления водогрейного бака.

Примечание: строить самодельную банную печь с открытой каменкой возможно только специальной конструкции целиком из кирпича, обеспечивающей полное, до углекислого газа и паров воды, дожигание отходящих от топки газов до того, как они подойдут к каменке. Фирменные металлические банные печи с открытой каменкой делают для этого из специальных материалов по сложной технологии. Если попытаться повторить такую своими силами из обычных материалов, из каменки при каждой наддаче воды будет вылетать облако сажи.

Данную печь для бани повторило уже много любителей попариться в своей баньке. В общем все довольны; замечен только один стойкий дефект: нижний отсекатель (детали Подкос и Отражатель справа на рис.) спустя год-два корежится и отрывается от подкосов, или подкосы от корпуса. Причина очевидна: разные ТКР стали указанных деталей и корпуса из автодиска. Чтобы устранить дефект, нужно, видимо, отсекатель сделать тоже из диска меньшего размера, напр., легкового. Большую часть обода надо вырезать, оставив 4 ножки. Затем нагреть места перехода обода в ступицу и отогнуть ножки в размер.

Заваривать отверстия в ступице нет нужды. За счет теплопередачи на корпус отсекатель будет немного холоднее дымовых газов. Поскольку ступица выпуклая, под ней образуется газовая пробка наподобие газовой вьюшки в колпаковой печи, как в плохой садовой печке из дисков, см. выше, и дымовые газы все равно будут обтекать дно каменки, как показано стрелками на схеме.

Вариант комби

Негодные диски от колес у любителей десятками в гаражах не валяются, а изнашиваются, как правило, попарно, то ли передние, то ли задние. В таком случае, чтобы сделать из дисков достаточно эффективную печку с высокой топкой, пару дисков нужно будет дополнить куском стальной трубы подходящего диаметра со стенками от 6 мм.

Устройство печи из 2-х дисков от автомобильных колес показано на рис; ничем особенным от описанных выше она не отличается. Такая же печь может быть выполнена и горизонтальной. Об оформлении конфорки см. выше.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари