Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему сотников отставал от рыбака. Повесть Быкова "Сотников": главные герои

Введение

“Истина заключается в том, что, несмотря на тяжелейшие испытания, мы победили ”.

Война - страшное слово. Война... Как много говорит это слово. Война - страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Да и нам, не видевшим войны, не до смеха. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали отечество, родных и близких. Жестоко фашисты относились к русским людям, солдатам.

Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших её дорогами. Бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из важнейших тем современной литературы является тема подвига советского народа в Великой Отечественной войне.

Война, как трагедия народа в литературе двадцатого века. О ней написано немало произведений. Авторы книг о войне исследовали военные будни, достоверно изображали сражения, говорили они также о мужестве родной земли, о бесценности человеческой жизни, о том, как обыкновенные люди, имеющие совесть и чувство долга перед Родиной, жертвовали собой.

Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задача современных литераторов, пишущих о войне, - огромна. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу, идейную убеждённость, преданность Родине; показать трудности борьбы с фашизмом, донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их собственной жизни.

Своеобразно разрабатывают эту тему такие писатели, как Василь Быков (“Сотников”) и Борис Васильев (“В списках не значился”).

Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в русской литературе XX века уже в 1920-х годах, когда само становление тоталитарного государства еще только намечалось.

Писатель не щадит читателя, в его рассказах появляются страшные подробности, которые невозможно понять без душевной боли - холод и голод, порой лишающие человека рассудка, гнойные язвы на ногах…

"Война есть противное человеческому естеству состояние", - писал Л. Толстой, и мы вынуждены согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для человека.

Василь Быков. Идейное содержание романа “Сотников”, оценка героев

Василь Быков - семнадцатилетний участник войны, писатель, размышляющий в своих произведениях о человеке, о его поведении на войне, о долге и чести, которыми руководствуется герой одноименной повести “Сотников”.

В произведениях Быкова мало батальных сцен, эффектных историчес-ких событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны.

Проблема нравственного выбора героя на войне характерна для всего творчества В.Быкова. Эта проблема ставится практически во всех его повестях: "Альпийская баллада", "Обелиск", "Сотников" и других. В повести Быкова "Сотников" подчеркнуто, заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения. Писатель дает художественное исследование моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической обусловленности.

Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как го-ворят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных си-туациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сби-лись с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего расте-ряться: главный герой -- предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персона-жа.

Но на самом деле сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание -- добыть овцу для про-питания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от, в общем-то, пустякового задания, но он чувствует себя не-достаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывает-ся идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”.

Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухит-рялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до пос-леднего дыхания остается верным долгу человека и гражда-нина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть... Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы без-заботно относиться к её концу”.

В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести - Сотников и Рыбак - в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру. Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом. Он уходит в мир иной, чуждый нам, где личное благополучие ставится выше всего, где страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.

В произведении Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак стал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Жажду продолжения жизни, страстное желание жить почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: "Сохраним жизнь. Будешь служить великой Германии". Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать, и кое-что выболтал следователю.

Сотников во время пытки терял сознание, но не сказал ничего. Полицаи в повести изображены тупыми и жестокими, следователь - хитрым и жестоким. Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть в бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось - определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом. Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: "Я - партизан, остальные тут ни при чем". Следователь приказал привести Рыбака, и тот согласился поступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что убежит.

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других того же, чего он требует от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни. Он не хотел, чтобы о нем плохо думали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извиняется: "Прости, брат". "Иди ты к черту!" - следует ответ.

Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека. Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали, и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что "подобрал еще одного предателя". Вряд ли начальник полиции видел, что творится в душе этого человека, запутавшегося, но потрясенного примером Сотникова, который был кристально честным, выполнившим долг человека и гражданина до конца. Начальник увидел будущее Рыбака в служении оккупантам. Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание в своем падении товарищами, в конечном итоге, искупление вины.

Характеры героев проявляются медленно. Рыбак становится нам неприятен, вызывает ненависть, так как он способен на предательство. Сотников же открывается как натура волевая, мужественная. Писатель гордится Сотниковым, последним подвигом которого стала попытка взять всю вину на себя, сняв ее со старосты и Демчихи, попавших к фашистам за помощь партизанским разведчикам. Долг перед Родиной, перед людьми, как главнейшее проявление собственного я - вот на что обращает внимание автор. Сознание долга, человеческое достоинство, солдатская честь, любовь к людям - такие ценности существуют для Сотникова. Именно о людях, попавших в беду, думает он. Герой жертвует собой, зная о том, что жизнь - единственная реальная ценность. А у Рыбака была просто жажда жизни. И главное для него - выжить любой ценой. Конечно, многое зависит от человека, его принципов, убеждений. У Рыбака много достоинств: ему свойственно чувство товарищества, он сочувствует заболевшему Сотникову, делится с ним остатками пареной ржи, в бою ведет себя достойно. Но как же случилось, что он становится предателем и участвует в казни своего товарища? На мой взгляд, в сознании Рыбака нет четкой границы между нравственным и безнравственным. Находясь со всеми в строю, он добросовестно несет все тяготы партизанской жизни, глубоко не задумываясь ни о жизни, ни о смерти. Долг, честь - эти категории не тревожат его душу. Столкнувшись же один на один с бесчеловечными обстоятельствами, он оказывается духовно слабым человеком. Если Сотников думал только о том, как умереть достойно, то Рыбак хитрит, обманывает себя и в результате сдается врагам. Он считает, что в минуты опасности каждый думает только о себе.

Сотников, несмотря на неудачи: плен, побег, затем опять плен, побег, а потом партизанский отряд, не ожесточился, не стал равнодушным к людям, а сохранил в себе верность, ответственность, любовь. Автор не обращает внимание на то, как однажды в бою Сотников спасает жизнь Рыбаку, как больной Сотников все же идет на задание. Отказаться Сотников не мог, так как это противоречило его жизненным принципам. В последнюю ночь своей жизни герой вспоминает юность. Ложь отцу в детстве стало для него уроком мук совести. Поэтому герой строго судит себя и держит ответ перед совестью. Он остался человеком в жестоких условиях войны. В этом подвиг Сотникова. Мне кажется, что в трагических ситуациях войны трудно остаться верным себе, своим нравственным принципам. Но именно такие люди долга и чести борются со злом, делают жизнь прекраснее, а нас они заставляют задуматься: умеем ли мы жить по совести.

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно рас-ставленную ловушку. С этого момента начинается его нрав-ственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состоя-ние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий преда-тель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого мо-мента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыход-ность ситуации, но в последние минуты жизни он неожи-данно утратил свою уверенность в праве требовать от дру-гих того же, что и от себя. Рыбак стал для него не своло-чью, а просто старшиной, который как гражданин и чело-век не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в гла-зах присутствующих при казне людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем преда-тельстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человечес-ких жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, я считаю, невозможно давать оценку событи-ям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воз-зрений на эту тему писателя Василя Быкова.
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма. Углубленный психологический анализ каждого поступка и жеста героев, мимолетной мысли или реплик - дна з самых сильных сторон повести "Сотников".

Папа Римский вручил писателю В.Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, какое нравственное общечеловеческое начало усматривается в этом произведении. Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сумел сохранить веру, не поддаться той низменной мысли, которой поддался Рыбак: “Все равно сейчас смерть не имеет смысла, она ничего не изменит”. Это не так -- страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру. Другая причина, по которой приз церкви был вручен автору “Сотникова” кроется в том, что религия всегда проповедует Идею понимания и прощения. Действительно, осудить Рыбака легче легкого, но чтобы иметь полное право на это, надо, по крайней мере, оказаться на месте этого человека. Конечно, Рыбак достоин осуждения, но существуют общечеловеческие принципы, которые призывают воздержаться от безоговорочного осуждения даже за такие тяжкие преступления.

В становлении человека первоосновой должны стать благородные идеалы людей, боровшихся и отдавших жизнь за будущее своего народа и своей страны.

Два бойца - Рыбак и Сотников - зимней ночью, прячась от немцев, кружат по полям и перелескам. У них задание - добыть продовольствие для партизанского отряда. Рыбак идет легко, споро. Сотников болен - у него температура, слабость. Не следовало ему отправляться па задание. Но остальные по разным причинам отказались. Сотникову стало неловко - и он согласился.

Набрели на деревню, зашли в избу старосты, пожилого уже человека, который сидел за столом над Библией.

Немцам прислуживаешь, вражина? - напустился на него Рыбак.

Тот со сдержанным достоинством сказал, что своим людям он не враг. У старосты забрали овцу.

На дороге бойцы натыкаются на подводу с немцами. Те открывают стрельбу. Сотников отстреливается, но ранен сам. Бывший учитель, артиллерист, командир батальона, он попал в окружение и прибился к партизанам. Боец не боится смерти, ему страшно стать обузой. Рыбак возвращается за ним.

К утру они добираются до следующей деревни. Их встречают четверо ребятишек. Старшая девочка угощает вареной картошкой. Возвращается с работы мамка - Демчиха. Она выговаривает: «Чего вам еще надо? Хлеба? Сала? Яиц?»

Услышав в ответ: «Мы - не немцы», Демчиха отвечает, что красноармейцы по хатам не шастают. Женщина думает прежде всего о детях, о том, как их трудно прокормить. Однако начинает заниматься раной Сотникова.

И тут в хату стучат немцы и полицаи. Женщина прячет партизан на чердаке, отругиваясь от непрошеных гостей, которые ищут водку. И тут с чердака раздается кашель Сотникова. Партизан забрали.

Сотникова подвергают страшным пыткам: срывают ногти, ломают пальцы. В этот же подвал бросают Демчиху - и Сотников мучится угрызениями совести, что из-за него погибнет женщина. В этом же подвале - еврейская девочка Бася. От нее требуют выдать имена тех, кто ее прятал от фашистов, нацеленных на полное уничтожение евреев.

В подвал брошен и пожилой староста за то, что он не выдал партизан и скрывал у себя Басю. Староста только в ночь перед казнью рассказывает, что пошел на эту должность по просьбе местных мужиков и бывшего секретаря райкома.

Рыбак решает на допросе вести себя «разумно» - избежать пыток и сохранить свою жизнь. Он предлагает Сотникову сыграть «в поддавки», но тот отказывается. Рыбак ненавидит Сотникова за это: вызвался идти больным, выдал всех своим кашлем - а теперь у него, видите ли, принципы!

Для Рыбака главное - выжить, сохранить себя. А потом он вывернется, убежит! Ладный и справный боец Рыбак, физически здоровый, обнаруживает невероятную слабость духа - даже девочка Бася находит в себе силы не выдать имена тех людей, которые прятали ее до того, как. она попала на попечение старосты.

Утром всех вывели «на ликвидацию». Сотников берет вину на себя: «Это я ранил вашего полицая. Это я - партизан. Этот (кивок на Рыбака) оказался рядом случайно».

Для Сотникова очень важно перед неминуемой смертью постараться выполнить свои обязанности перед людьми, оказавшимися рядом с ним. Это будет последним проявлением его «я» перед тем, как оно исчезнет.

Рыбак же заботится только о своем выживании. Он рванулся к фашистам: «Согласен быть полицаем!»

Сволочь! - крикнул ему Сотников.

Рыбака тотчас же испытали в деле. Он вместе с полицаями гнал обреченных на смерть на место казни. Он помог Сотникову подняться на плаху и выбил опору из-под его ног. Сотников воспользовался последней милостью судьбы - умер достойно.

Рыбак же понял, что после участия в ликвидации никакого побега, никакого возвращения в прежнюю достойную жизнь у него нет и быть не может.

Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом, и, если бы не лес – ели вперемежку с ольшаником, который неровно расступался в обе стороны, образуя тускло белеющий в ночи коридор, – было бы трудно и понять, что это дорога. И все же они не ошиблись. Вглядываясь сквозь голый, затянутый сумерками кустарник, Рыбак все больше узнавал еще с осени запомнившиеся ему места. Тогда он и еще четверо из группы Смолякова как-то под вечер тоже пробирались этой дорогой на хутор и тоже с намерением разжиться какими-нибудь продуктами. Вон как раз и знакомый овражек, на краю которого они сидели втроем и курили, дожидаясь, пока двое, ушедшие вперед, подадут сигнал идти всем. Теперь, однако, в овраг не сунуться: с края его свисал наметенный вьюгой карниз, а голые деревца на склоне по самые верхушки утопали в снегу.

Рядом, над вершинами елей, легонько скользила в небе стертая половинка месяца, который почти не светил – лишь слабо поблескивал в холодном мерцании звезд. Но с ним было не так одиноко в ночи – казалось, вроде кто-то живой и добрый ненавязчиво сопровождает их в этом пути. Поодаль в лесу было мрачновато от темной мешанины елей, подлеска, каких-то неясных теней, беспорядочного сплетения стылых ветвей; вблизи же, на чистой белизне снега, дорога просматривалась без труда. То, что она пролегала здесь по нетронутой целине, хотя и затрудняло ходьбу, зато страховало от неожиданностей, и Рыбак думал, что вряд ли кто станет подстерегать их в этой глуши. Но все же приходилось быть настороже, особенно после Глинян, возле которых они часа два назад едва не напоролись на немцев. К счастью, на околице деревни повстречался дядька с дровами, он предупредил об опасности, и они повернули в лес, где долго проплутали в зарослях, пока не выбрались на эту дорогу.

Впрочем, случайная стычка в лесу или в поле не очень страшила Рыбака: у них было оружие. Правда, маловато набралось патронов, но тут ничего не поделаешь: те, что остались на Горелом болоте, отдали им что могли из своих тоже более чем скудных запасов. Теперь, кроме пяти патронов в карабине, у Рыбака позвякивали еще три обоймы в карманах полушубка, столько же было и у Сотникова. Жаль, не прихватили гранат, но, может, гранаты еще и не понадобятся, а к утру оба они будут в лагере. По крайней мере, должны быть. Правда, Рыбак чувствовал, что после неудачи в Глинянах они немного запаздывают, надо было поторапливаться, но подводил напарник.

Все время, пока они шли лесом, Рыбак слышал за спиной его глуховатый, простудный кашель, раздававшийся иногда ближе, иногда дальше. Но вот он совершенно затих, и Рыбак, сбавив шаг, оглянулся – изрядно отстав, Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребется по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Еще издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затрудненное дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, все еще не мог справиться.

– Ну как? Терпимо?

– А! – неопределенно выдавил тот и поправил на плече винтовку. – Далеко еще?

Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в тощую, туго подпоясанную фигуру напарника. Он уже знал, что тот не признается, хотя и занемог, будет бодриться: мол, обойдется, – чтобы избежать чужого участия, что ли? Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия – больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника. Сначала были вызваны двое – Вдовец и Глущенко, но Вдовец только что разобрал и принялся чистить свой пулемет, а Глущенко сослался на мокрые ноги: ходил за водой и по колено провалился в трясину. Тогда командир назвал Сотникова, и тот молча поднялся. Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, стоит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдет до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет.

– Ничего, теперь уже близко, – ободряюще сказал Рыбак и повернулся, чтобы продолжить путь.

Но не успел сделать и шага, как Сотников сзади опять поперхнулся и зашелся в долгом нутряном кашле. Стараясь сдержаться, согнулся, зажал рукавом рот, но кашель оттого только усилился.

– А ты снега! Снега возьми, он перебивает! – подсказал Рыбак.

Борясь с приступом раздирающего грудь кашля, Сотников зачерпнул пригоршней снега, пососал, и кашель в самом деле понемногу унялся.

– Черт! Привяжется, хоть разорвись!

Рыбак впервые озабоченно нахмурился, но промолчал, и они пошли дальше.

Из оврага на дорогу выбежала ровная цепочка следа, приглядевшись к которому Рыбак понял, что недавно здесь проходил волк (тоже, наверно, тянет к человеческому жилью – не сладко на таком морозе в лесу). Оба они взяли несколько в сторону и дальше уже не сходили с этого следа, который в притуманенной серости ночи не только обозначал дорогу, но и указывал, где меньше снега: волк это определял безошибочно. Впрочем, их путь подходил к концу, вот-вот должен был показаться хутор, и это настраивало Рыбака на новый, более радостный лад.

– Любка там, вот огонь девка! – негромко сказал он, не оборачиваясь.

– Что? – не расслышал Сотников.

– Девка, говорю, на хуторе. Увидишь, всю хворь забудешь.

– У тебя еще девки на уме?

С заметным усилием волочась сзади, Сотников уронил голову и еще больше ссутулился. По-видимому, все его внимание теперь было сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп.

– А что ж! Поесть бы только…

Но и упоминание о еде никак не подействовало на Сотникова, который опять начал отставать, и Рыбак, замедлив шаг, оглянулся.

– Знаешь, вчера вздремнул на болоте – хлеб приснился. Теплая буханка за пазухой. Проснулся, а это от костра пригрело. Такая досада…

– Не диво, приснится, – глухо согласился Сотников. – Неделю на пареной ржи…

– Да уж и парёнка кончилась. Вчера Гронский остатки роздал, – сказал Рыбак и замолчал, стараясь не заводить разговора о том, что в этот раз действительно занимало его.

К тому же становилось не до разговоров: кончался лес, дорога выходила в поле. Далее по одну сторону пути тянулся мелкий кустарник, заросли лозняка по болоту, дорога от которого круто сворачивала на пригорок. Рыбак ждал, что из-за ольшаника вот-вот покажется дырявая крыша пуньки, а там, за изгородью, будет и дом с сараями и задранным журавлем над колодцем. Если журавль торчит концом вверх – значит, все в порядке, можно заходить; если же зацеплен крюком в колодезном срубе, то поворачивай обратно – в доме чужие. Так, по крайней мере, когда-то условились с дядькой Романом. Правда, то было давно, с осени они сюда не заглядывали – кружили в других местах, по ту сторону шоссе, пока голод и жандармы опять не загнали их туда, откуда месяц назад выгнали.

Скорым шагом Рыбак дошел до изгиба дороги и свернул на пригорок. Волчий след на снегу также поворачивал в сторону хутора. Очевидно чувствуя близость жилья, волк осторожно и нешироко ступал обочиной, тесно прижимаясь к кустарнику. Впрочем, Рыбак уже перестал следить за дорогой – все его внимание теперь было устремлено вперед, туда, где кончался кустарник.

Наконец он торопливо взобрался по склону на верх пригорка и тут же подумал, что, по-видимому, ошибся – наверно, хуторские постройки были несколько дальше. Так нередко случается на малознакомой дороге, что некоторые участки ее исчезают из памяти, и тогда весь путь сдается короче, чем на самом деле. Рыбак еще ускорил свой шаг, но опять начал отставать Сотников. Впрочем, на Сотникова Рыбак уже перестал обращать внимание – неожиданно и как будто без всякой причины им завладела тревога.

Василий Владимирович Быков

«Сотников»

Зимней ночью, хоронясь от немцев, кружили по полям и перелескам Рыбак и Сотников, получившие задание добыть продовольствие для партизан. Рыбак шёл легко и быстро, Сотников отставал. Ему вообще не следовало отправляться на задание — он заболевал: бил кашель, кружилась голова, мучила слабость. Он с трудом поспевал за Рыбаком.

Хутор, к которому они направлялись, оказался сожжённым. Дошли до деревни, выбрали избу старосты.



— Здравствуйте, — стараясь быть вежливым, поздоровался Рыбак. — Догадываетесь, кто мы?


— Здравствуйте, — без тени подобострастности или страха отозвался пожилой человек, сидевший за столом над Библией.


— Немцам прислуживаешь? — продолжал Рыбак. — Не стыдно быть врагом?


— Своим людям я не враг, — так же спокойно отозвался старик.


— Скотина есть? Пошли в хлев.



У старосты взяли овцу и не задерживаясь двинулись дальше.

Они шли через поле к дороге и внезапно уловили впереди шум. Кто-то ехал по дороге. «Давай бегом», — скомандовал Рыбак. Уже видны были две подводы с людьми. Оставалась ещё надежда, что это крестьяне, тогда все обошлось бы. «А ну, стой! — донёсся злой окрик. — Стой, стрелять будем!» И Рыбак прибавил в беге. Сотников отстал. Он упал на склоне — закружилась голова. Сотников испугался, что не сможет подняться. Нашарил в снегу винтовку и выстрелил наугад. Побывав в добром десятке безнадёжных ситуаций, Сотников не боялся смерти в бою. Боялся только стать обузой. Он смог сделать ещё несколько шагов и почувствовал, как ожгло бедро и по ноге потекла кровь. Подстрелили. Сотников снова залёг и начал отстреливаться по уже различимым в темноте преследователям. После нескольких его выстрелов все стихло. Сотников смог разглядеть фигуры, возвращавшиеся к дороге.

«Сотников! — услышал он вдруг шёпот. — Сотников!» Это Рыбак, ушедший уже далеко, все-таки вернулся за ним. Вдвоём под утро они добрались до следующей деревни. В доме, куда они вошли, партизан встретила девятилетняя девочка.



— Как мамку зовут? — спросил Рыбак.


— Демичиха, — ответила девочка. — Она на работе. А мы вчетвером тут сидим. Я самая старшая.



И девочка гостеприимно выставила на стол миску с вареной картошкой.




— Мамка идёт! — закричали дети.



Вошедшая женщина не удивилась и не испугалась, только в лице её что-то дрогнуло, когда она увидела пустую миску на столе.



— Что вам ещё надо? — спросила она. — Хлеба? Сала? Яиц?


— Мы не немцы.


— А кто же вы? Красные армейцы? Так те на фронте воюют, а вы по углам шастаете, — зло выговаривала женщина, но тут же занялась раной Сотникова.



Рыбак глянул в окно и отпрянул: «Немцы!». «Быстро на чердак», — распорядилась Демичиха. Полицаи искали водку. «Нет у меня ничего, — зло отругивалась Демичиха. — Чтоб вам околеть». И тут сверху, с чердака, грохнул кашель. «Кто у тебя там?» Полицаи уже лезли наверх. «Руки вверх! Попались, голубчики».

Связанных Сотникова, Рыбака и Демичиху повезли в соседнее местечко в полицию. В том, что они пропали, Сотников не сомневался. Мучила его мысль о том, что они оказались причиной гибели вот для этой женщины и её детей… Первым на допрос повели Сотникова.



— Вы думаете, я скажу вам правду? — спросил Сотников у следователя Портнова.


— Скажешь, — негромко сказал полицай. — Всё скажешь. Мы из тебя фарш сделаем. Повытянем все жилы, кости переломаем. А потом объявим, что всех выдал ты… Будилу ко мне! — приказал следователь, и в комнате появился буйволоподобный детина, огромные его ручищи оторвали Сотникова от стульчика…



Рыбак же пока томился в подвале, в котором неожиданно встретил старосту.



— А вас-то за что посадили?


— За то, что не донёс на вас. Пощады мне не будет, — как-то очень спокойно ответил старик.


— Какая покорность! — думал Рыбак. — Нет, я все-таки за свою жизнь ещё повоюю.



И когда его привели на допрос, Рыбак старался быть покладистым, не раздражать зря следователя — отвечал обстоятельно и, как ему казалось, очень хитро. «Ты парень вроде с головой, — одобрил следователь. — Мы проверим твои показания. Возможно, сохраним тебе жизнь. Ещё послужишь великой Германии в полиции. Подумай». Вернувшись в подвал и увидев сломанные пальцы Сотникова — с вырванными ногтями, запёкшиеся в сгустках крови, — Рыбак испытал тайную радость, что избежал такого. Нет, он будет изворачиваться до последнего. В подвале их было уже пятеро. Привели еврейскую девочку Басю, от которой требовали имена тех, кто её скрывал, и Демичиху.

Дверь подвала отворилась: «Выходи: ликвидация!» Во дворе уже стояли полицаи с оружием на изготовку. На крыльцо вышли немецкие офицеры и полицейское начальство.

— Я хочу сделать сообщение, — выкрикнул Сотников. — Я партизан. Это я ранил вашего полицая. Тот, — он кивнул на Рыбака, — оказался здесь случайно.

Но старший только махнул рукой: «Ведите».



— Господин следователь, — рванулся Рыбак. — Вы вчера мне предлагали. Я согласен.


— Подойдите поближе, — предложили с крыльца. — Вы согласны служить в полиции?


— Согласен, — со всей искренностью, на которую был способен, ответил Рыбак.


— Сволочь, — как удар, стукнул его по затылку окрик Сотникова.



Сотникову сейчас было мучительно стыдно за свои наивные надежды спасти ценой своей жизни попавших в беду людей. Полицаи вели их на место казни, куда уже согнали жителей местечка и где сверху уже свешивались пять пеньковых петель. Приговорённых подвели к скамейке. Рыбаку пришлось помогать Сотникову подняться на неё. «Сволочь», — снова подумал про него Сотников и тут же укорил себя: откуда у тебя право судить… Опору из-под ног Сотникова выбил Рыбак.

Когда все кончилось и народ расходился, а полицаи начали строиться, Рыбак стоял в стороне, ожидая, что будет с ним. «А ну! — прикрикнул на него старший. — Стать в строй. Шагом марш!» И это было Рыбаку обыкновенно и привычно, он бездумно шагнул в такт с другими. А что дальше? Рыбак провёл взглядом по улице: надо бежать. Вот сейчас, скажем, бухнуться в проезжающие мимо сани, врезать по лошади! Но, встретившись с глазами мужика, сидевшего в санях, и почувствовав, сколько в этих глазах ненависти, Рыбак понял: с этим не выйдет. Но с кем тогда выйдет? И тут его, словно обухом по голове, оглушила мысль: удирать некуда. После ликвидации — некуда. Из этого строя дороги к побегу не было.

Рыбак и Сотников получили задание раздобыть для партизан продовольствие. Рыбак шёл быстро и легко, а Сотников отставал. Мужчина кашлял, у него кружилась голова - он заболевал, поэтому с трудом успевал за товарищем.

Хутор, в который их отправили, оказался сожжённым, так что они дошли до деревни и зашли в избу старосты. Сначала его обвинили в прислуживании немцам, но старик заявил: «Своим людям я не враг», - и отдал партизанам овцу.

Рыбак и Сотников пошли дальше через поле. Внезапно впереди послышался шум, а вскоре показались подводы. Мужчины попытались убежать, но Сотников от головокружения упал, потом его ранили. Однако партизан не растерялся и начал стрелять по врагам. Преследование прекратилось.

Рыбак не оставил раненого друга. Утром они добрались до следующего селения. Вошли в какой-то дом, где встретили 9-летнюю девочку, рассказавшую гостям, что мама, которую зовут Демчиха, сейчас на работе, а она на хозяйстве с тремя малышами, и угостившую их варёной картошкой. Но вскоре пришла Демчиха. Женщина не испугалась и не удивилась, только разозлилась, когда увидела на столе пустую миску. Она не любила партизан, но все же, перевязала рану Сотникова.

Вдруг за окном Рыбак увидел немцев. Демчиха успела спрятать мужчин на чердаке. Но когда полицаи искали в доме водку, то сверху грохнул кашель, и их всё равно нашли. Демчиху и партизан связали и отвезли в полицию в соседнее местечко. Сотникова мучила совесть из-за того, что он навлёк беду на женщину и её детей.

На допрос первым повели Сотникова. Он отказался говорить правду немцам, но они пообещали, что выбьют её силой. Это и поспешили исполнить.

В это время Рыбак находился в подвале, где неожиданно встретил знакомого старосту. Старика посадили за то, что не донёс на партизан. Он был уверен в скорой смерти. Рыбак же решил повоевать за свою жизнь. Во время допроса он был покладистым, не раздражал следователя, отвечал обстоятельно. Полицай похвалил партизана за такое поведение и сказал, что тот ещё послужит Германии. После возвращения в подвал Рыбак, увидев сломанные пальцы товарища, тайно порадовался, что избежал такой участи.

Утром всех повели на ликвидацию. Чтобы спасти друга Сотников признался, что он партизан и ранил полицая, а Рыбак попал сюда случайно. Но никто не обратил на его слова внимания. Рыбак же напомнил следователю, что согласен служить полиции. «Сволочь», - крикнул Сотников, разочарованный в товарище.

Узников привели на место казни, где их ждала виселица, а вокруг толпились согнанные полицаями местечковые жители. Рыбак помог Сотникову подняться на скамейку. И он же выбил её из-под ног друга. «Сволочь», - ещё раз перед смертью успел подумать Сотников, но сразу же укорил себя, ведь какое он имеет право судить.

После окончания казни полицаи начали строиться, а Рыбак стоял, не зная, что с ним будет. Ему тоже сказали стать в строй. Мужчина ещё лелеял надежду сбежать, но, осмотревшись по сторонам, понял, что удирать после ликвидации некуда – он навсегда в этом строю.

Сочинения

«Мы не ждали посмертной славы, мы хотели со славой жить...» (В. Быков "Сотников") «Я все-таки горд был за самую милую, за горькую землю, где я родился…» В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики.

Основные политические события, произошедшие в двадцатом веке, носили трагический характер. В суть проблем, которые они породили, и пытались вникнуть писатели того времени. В центре их внимания оказались личности и судьба нации, в том числе и во время Второй мировой войны. Писатели размышляли о характере человека и исследовали человеческую натуру. К таким произведениям можно отнести и повесть В. Быкова «Сотников».

Главные герои

В повести, как и в большинстве своих произведений, автор поднимает проблему личной ответственности за судьбу других людей, выясняет причины нравственного падения и предательства одних и духовного величия и благородства других. Писатель исследует и показывает, на что способен человек, когда возможности защитить жизнь исчерпаны до конца. Центральное место в повести писатель отводит партизанам Сотникову и Рыбаку.

Главные герои, Сотников и Рыбак, - оба не новички в борьбе с врагом. Сотников - сын командир батареи, воевавший на фронте, чудом вырвавшийся из плена. Он продолжил борьбу в партизанском отряде. Рыбак - старшина стрелковой роты, также воевал на фронте, попал в окружение и принял участие в партизанском движении. Но писателю важно проверить нравственный потенциал своих героев и их дух.

Два партизана

Рыбак родился и вырос в крестьянской семье. Чувство долга для него характерно, но непрочно и стихийно. Положительные начала этого героя существуют только на чувственном уровне и не стали частью его индивидуальной этики. Соединяясь с его жизнелюбием, они и предопределяют возможность предательства. Сознание Рыбака недостаточно развито для того, чтобы осмыслить опыт и поведение людей, с которыми он сталкивался на жизненном пути. И он неспособен совершить жизненный выбор.

Главный герой Сотников - учитель, интеллигент. Он отличается от Рыбака тем, что обладает более развитым сознанием, способен самостоятельно анализировать различные ситуации и поведение людей. Духовно Сотников более сильный и стойкий. В экстремальной ситуации эта разница должна проявиться. Поэтому автор и ставит героев в условия, в которых раскроется их сущность, и им придется сделать

Дорогою войны

Героев повести сблизила общая задача - добыть припасы для партизан. Отправляясь на выполнение задания, они по-разному представляют опасность, ожидающую их. Внешне кажется, что больной и слабый Сотников не способен на подвиг, а крепкий, сообразительный и энергичный Рыбак просто создан для героического поступка.

Уже в начале повести между ними намечен контраст. Рыбак - хозяйственный, физически сильный и С присущим ему жизнелюбием он думает о девушках, видит во сне хлеб. Главный герой Сотников, напротив, физический слабый и болезненный, относится к себе равнодушно, - отправился на задание больной, с температурой, не удосужился даже «разжиться полушубком».

По-разному ведут они себя и в дороге. Рыбак подбадривает больного Сотникова, делится с ним хлебом. Все внимание Сотникова сосредоточено только на том, чтобы не потерять темп, посильный ему, «не сбиться с шага». Противопоставления героев в экспозиции повести создают иллюзию. На первый взгляд Рыбак больше приспособлен к тяжелым условиям, чем Сотников.

Последнее задание

Автор поставил цель - раскрыть и понять внутреннее состояние главных героев «Сотникова». Быков неумолимо ведет их к последнему пристанищу - дому Демчихи - и ставит их перед выбором, который они должны совершить. Последнее свое задание героям повести выполнить не удалось - они наткнулись на подводу с немцами и попали под обстрел.

Добравшись до деревни, партизаны скрываются на чердаке дома Демчихи, многодетной матери. В хату в поисках водки нагрянули с обыском немцы и полицаи. И кашель Сотникова, раздавшийся с чердака, выдает беглецов. Они попадают в плен. Вместе с ними забирают и Демчиху. В подвале, куда их бросили, сидит и еврейская девочка Бася. Туда же брошен и староста, скрывавший ее у себя.

Перед лицом смерти Рыбак и Сотников ведут себя соответственно своим характерам и убеждениям. Сотников до последнего вздоха остается верным своему долгу. А Рыбак, ухитрявшийся найти выход из любой ситуации, внутренне уже готов был к предательству.

Сотников

Главный герой повести смиряется с обстоятельствами только внешне. Сотников понимает, что не в его силах что-то изменить. Но внутренне он ищет силы для противостояния. Прежде всего, он вспоминает и анализирует события из личной жизни и поведение других людей. Писатель показывает, что сила этого человека заложена в его способности к самоанализу и переосмыслению, при помощи которых и формировались его нравственные ценности.

Его подвергают страшным пыткам, но Сотников с честью переносит тяжелые испытания и остается человеком, верным своим идеалам. Он, безусловно, предпочел бы погибнуть в бою и «уже завидовал» тем, кто нашел свою смерть на поле боя. Но Сотников думает не о себе. Его мысли заняты тем, как спасти Демчиху, которая из-за них оказалась в этом подвале. Сотников требует следователя, которому говорит, что он - партизан, а остальные тут ни при чем. Но на палачей его признание не подействовало. Утром из пяти приготовленных для пленных виселиц свободной осталась только одна.

Рыбак

Рыбак, напротив, полный желания выжить, стремится преодолеть обстоятельства и поэтому идет на компромисс, - соглашается стать полицаем. Нет, в мирной жизни он не был негодяем, предателем или врагом. Но сейчас ситуация совершенно иная: перед лицом смерти он любыми возможными средствами хочет сохранить себе жизнь. Он уверен, что обманув врагов, сможет сохранить жизнь и уйти к партизанам, чтобы продолжить там борьбу с фашистами.

Однако, шаг за шагом, он угождает врагам, лукавит и юлит, и, наконец, думая только о себе, катится в духовную бездну. Рыбак понимает чудовищность своего поступка и пытается покончить с собой. Но этому помешали обстоятельства. И тогда он всячески оправдывает свои действия, обвинив в этом и жестокие условия, и ненавистную войну, и даже Сотникова, болезнь которого послужила, по его мнению, причиной плена.

Вывод

Произведение В. Быкова названо именем главного героя - «Сотников». Эта повесть - глубокое размышление о человеческом долге и гуманизме, несовместимыми с любыми проявлениями эгоизма. Анализ действий, мыслей и слов героев - одна из определяющих черт произведения.

Духовная сила Сотникова в том, что он, поставленный перед выбором, сумел принять смерть и показал несокрушимость характера и величие человеческого духа. Без этих качеств невозможно преодолеть обстоятельства.

Размышляя над проблемой предательства и героизма, автор уверен, что человеку в качестве опоры необходимы индивидуальная духовная культура и нравственность. Без этих начал личность не способна различить границы добра и зла. В итоге незаметно для себя она окажется на территории зла. Что и произошло с Рыбаком, одним из главных героев Быкова.

Сотников не исключителен, то есть его способность к самопожертвованию и его поведение, поскольку точно такой же выбор совершили и многодетная мать Демчиха, и староста, и даже маленькая еврейская девочка, отказавшаяся назвать имена тех, кто ее прятал.

Таким образом, автор поднимается до философского анализа войны. Прежде всего его интересуют не внешние ее обстоятельства, а внутренние: состояние человека и борьба в его душе. Писатель уверен, что преодолеть тяжелые, нечеловеческие обстоятельства можно только опираясь на нравственные и духовные ценности.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари