Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оформляем изменения в организационно-правовой форме ао. Реорганизация ао как смена организационно-правовой формы

Если ООО реорганизованного лица - единственный правопреемник, и перехода контроля деятельности не происходит, то налицо реорганизация с целью изменения организационно-правовой формы.

Для чего изменять организационно-правовую форму?

Вступивший в силу с 1 сентября 2014 года федеральный закон № 99-ФЗ существенно изменил институт юридических лиц. Перестали существовать:

    Общества с дополнительной ответственностью;

    Закрытые акционерные общества.

Упразднение ОДО для бизнес-сообщества прошло безболезненно, а вот акционерные общества пользовались популярностью среди предпринимателей. Обязательно ли теперь проводить реорганизацию?

Необходимости в срочном изменении ОПФ нет. По закону публичными считаются те юридические лица, которые соответствуют признакам публичности, вне зависимости от того, какая ОПФ указана в их наименовании. Но изменения придётся внести при первой же уставной корректировке.

На этом причины для смены правового вида не заканчиваются. Для чего ещё изменять ОПФ?

    Обслуживать и содержать акционерные общества намного дороже: законодатель установил нотариальное удостоверение каждого принятого решения;

    Акционерные общества должны передать ведение реестра акционеров лицензированному лицу, что повлечёт дополнительные расходы;

    Для должностных лиц, работающих в АО, повышены риски привлечения к административной ответственности. Штрафы для них предусмотрены серьёзные. Вот почему смена ОПФ облегчит работу для бизнеса и сотрудников. Компании стремятся снизить риски, и реорганизация - один из эффективных инструментов;

    На вновь созданное юридическое лицо у контролирующих органов наложить санкции не получится. Поэтому к реорганизации прибегают компании, у которых есть сомнения в правомерности некоторых действий;

    Если компания меняет направление деятельности, но не хочет потерять контрагентов, лучшее решение - изменение ОПФ.

Как реорганизовать АО в ООО?

Как поменять ОПФ юридического лица? Изменения можно внести с помощью преобразования - это один из способов реорганизации, при котором создаётся другое юридическое лицо с иной ОПФ, но со всеми правами и обязательствами прежней организации.

Чтобы правильно перевести ЗАО или ОАО в общество с ограниченной ответственностью, придётся пройти сложный путь из ряда последовательных шагов, присущих любому типу реорганизации. С 1 сентября 2014 года изменить ОПФ стало проще. Поскольку на правах и обязанностях кредиторов процесс не отразится, не нужно:

    Уведомлять регистрирующий орган о начале процедуры;

    Составлять передаточный акт;

    Публиковать сообщения в СМИ;

    Досрочно удовлетворять требования кредиторов и уведомлять их о начале самого процесса.

Специфика преобразования МУП

Реорганизация муниципального унитарного предприятия имеет ряд сложностей. МП - коммерческая компания, но имуществом, которым распоряжается, не владеет. Собственником имущества муниципального УП выступает муниципальное образование. А реорганизация такого предприятия в иную ОПФ - способ приватизации госимущества.

Перевод такого предприятия в общество допустим только, если будет решение уполномоченных госорганов или суда.

Чтобы процедура состоялась, унитарному предприятию нельзя выходить за установленные законодателем рамки для малого и среднего бизнеса по:

    Количеству работников;

    Прибыли за последние три года;

    Остаточной стоимости фондов.

Процедура переоформления включает ряд последовательных этапов:

    Местный орган самоуправления или суд принимает решение о проведении реорганизации;

    Составляется план инвентаризации, приватизации и других подготовительных мероприятий;

    Оценивается имущество;

    Проводится аудиторская проверка деятельности, определяется стоимость активов, которые приватизируются;

    Определяется размер уставного капитала;

    Уведомляются кредиторы;

    Составляются передаточный акт и акт инвентаризации;

    Регистрируется новое общество.

Особенности преобразования ООО в другие организационно-правовые формы

Гражданским законодательством предусмотрен закрытый список ОПФ, в которые могут переоформляться общества с ограниченной ответственностью. К таким относятся:

    Акционерные общества;

    Хозяйственные товарищества;

    Производственные кооперативы.

На основании этой нормы не получится переоформить общество в АНО или иную некоммерческую организацию.

Процесс реорганизации требует аккуратности. Процедуру могут признать несостоявшейся, если установленные законом нормы не будут соблюдены. Важно не только корректно оформить документы, но и выполнить шаги в чёткой последовательности.

В компании «РИГБИ» работают высококвалифицированные юристы, специализирующиеся на регистрации, реорганизации и ликвидации фирм. Доверьте работу профессионалам, и вы не потеряете время на переоформление документов, исправление ошибок.

С 1 сентября 2014 года вступили в силу серьезные изменения Гражданского кодекса, которые существенно повлияли на . Так изменилась классификация организационно-правовых форм, их названия, например: ОАО стало ПАО, а ЗАО просто АО; часть форм вообще была упразднена, как общество с дополнительной ответственностью и другие поправки. В связи с данными новшествами встает вопрос, какую же организационно-правовую форму выбрать в соответствии с новыми положениями ГК РФ.

Стоит отметить, что теперь все юридические лица делятся на корпоративные и унитарные организации, а хозяйственные общества, в свою очередь, на публичные и непубличные. Кроме того перечень некоммерческих организаций стал закрытым, всего указано 11 таких форм, но обо всем по прядку.

Измененный перечень коммерческих организаций

Существенным изменениям подверглись организационно-правовые формы предприятий, на базе которых возможно создание коммерческой организации. Нужно сразу отметить два важных момента, которые стоит учесть при решении о создании новой компании:

  1. больше не допускается создание каких-либо обществ с дополнительной ответственностью (ОДО) (п. 4 ст. 66 ГК РФ);
  2. на смену закрытым и открытым хозяйственным обществам пришли два других типа: публичные (ПАО) и непубличные (АО и ООО).

Согласно новым положениям ГК РФ можно сказать, что организационно-правовая форма ООО не претерпела серьезных изменений, зато АО должны называться иначе. Теперь новое юр. лицо не может быть ОАО или ЗАО, а только ПАО (публичное) или АО (непубличное), соответственно. При этом существующие закрытые и открытые АО не нуждаются в перерегистрации, а сменить названия они могут при внесении иных изменений в ЕГРЮЛ.

Юридические лица: унитарные и корпоративные

С 1 сентября 2014 года введены такие понятия для классификации организаций, как унитарные и корпоративные предприятия. К какому виду относится компания можно понять по следующим признакам: являются ли учредители участниками (членами) компании и могут ли они формировать высший орган (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Следовательно, если:

  • учредители могут быть участниками (членами), принимать участие в собраниях, формировать высший орган и т. д. - организация является корпоративной (ООО, АО и др.);
  • учредители не могут быть участниками и не принимают участия - организация унитарная (ГУП, МУП и т. д.).

Корпоративные компании, таким образом, относятся к корпорациям, которыми являются все хозяйственные общества, например. Унитарными же в основном являются гос. предприятия, в которых учредителем как раз является государство или муниципальный орган, что и фиксируется в названии.

Хозяйственные общества: непубличные и публичные

Как мы уже отметили, поправки в ГК РФ разделили хозяйственные общества, к которым относят ООО и АО, на публичные и непубличные. Так, все ООО стали непубличными. При этом менять что-то таким обществам не нужно ни в названии, ни в уставе, ни в др. документах. Также к непубличным относятся те акционерные общества, акции которых не участвуют в открытых торгах, то есть бывшие ЗАО. Теперь они должны называться просто .

Те же компании, акции и другие ценные бумаги которых находятся в открытом доступе на рынке, относятся к . При этом автоматически все АО, которые отвечают признакам публичности (это касается бывших ОАО) стали ПАО.

Так как акционерные общества теперь делятся на другие типы, то логично было бы сменить им названия, открытое АО, на публичное АО и т. п. Однако в законе не требуется обязательное приведение устава в соответствие с законом. А сделать это можно, как мы уже отмечали, вместе с другим внесением изменений в ЕГРЮЛ.

Кстати, объединение ООО и бывших ЗАО в один тип непубличных обществ не случайно, эксперты уже давно отмечали их вынужденную схожесть. Так как акции ЗАО не торговались на рынке, а распределялись между акционерами только и по другим признакам. Теперь, кстати, в ГК РФ нет у участников непубличного АО преимущественного права на приобретение акций.

Участники ПАО и АО: права и обязанности

Новые положения кодекса предусматривают повышенные требования именно к публичным обществам. Что же касается непубличных, то для них наоборот больше свободы в корпоративных взаимоотношениях. Давайте подробнее разберем, в чем же заключаются особенности прав и обязанностей для ПАО в обновленном кодексе (ст. 97 ГК РФ):

  • в наименовании необходимо прописывать, что АО является публичным;
  • обязательное создание коллегиального органа управления (число членов - не менее 5);
  • ведением реестра акционеров должна заниматься специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • для акционеров не может быть прописано максимальное кол-во принадлежащих акций, а также максимальное число голосов, которые ему могут быть предоставлены;
  • в уставе не может быть прописана необходимость получения чьего-либа согласия на отчуждение акций;
  • преимущественным правом на покупку акций никто не может обладать, кроме ситуаций, которые описаны в п. 5. ст. 97 ГК РФ;
  • всем ПАО необходимо регулярно раскрывать информацию о себе на рынке ценных бумаг;
  • объем прав участников ПАО определяется долями принадлежащих им в уставном капитале;
  • управление ПАО может осуществляться только в рамках существующего законодательства и не могут быть прописаны противоречащие ему пункты в уставе, например, расширить компетенции собрания акционеров, которые по закону им не свойственны и т. п.

Давайте теперь сравним права и обязанности непубличных АО:

  • в наименовании для непубличных АО необходимо оставить только словосочетание «акционерное общество»;
  • вести реестр акционеров должна специальная организация-регистратор, имеющая соответствующую лицензию;
  • ежегодно необходимо проводить аудит (независимым аудитором) финансовой отчетности общества, инициатором которого может быть акционер с долей (совокупной) в уставном капитале от 10%;
  • права участников АО могут быть распределены непропорционально принадлежащих долям в уставном капитале, то есть соотношения могут быть иными;
  • можно внести изменения в порядок управления АО, если есть единогласное согласие участников;

Какие положения можно прописать в уставе непубличного АО

У непубличных АО, в отличие от ПАО, есть такая возможность, как прописать в уставе положения (по единогласному решению участников), которые отличаются от утвержденных российским законодательством, касается это управления обществом. Так, в частности, можно:

1. Наделить коллегиальный орган управления (наблюдательный совет) или исполнения (правление) правом рассматривать вопросы, которые в законе прописаны для общего собрания акционеров (ОСА), например. Так можно сделать кроме решений по следующим вопросам:

  • внесения изменений в существующий устав или принятия его новой редакции;
  • утверждения кол-ва и состава органов управления обществом, если их формирование является компетенцией ОСА;
  • избрания членов органов управления и досрочного прекращения полномочий;
  • уточнения либо определения числа, номинала и категории акций и прав, предоставляемых ими;
  • непропорционального увеличения уставного капитала, происходящего за счет изменения долей его участников или же принятия в состав участников иных лиц;
  • утверждения внутренних регламентов и других, не являющихся учредительными документов.

2. За наблюдательным советом АО можно частично или полностью закрепить функции правления, что может исключить и создание этого органа в обществе.

3. За единоличным исполнительным органом АО (генеральным директором) можно закрепить (передать) функции правления.

4. Общество в лице его участников может отказаться от создания ревизионной комиссии или прописать ситуации, когда это все таки необходимо сделать.

5. АО может само прописать порядок созыва, подготовки и проведения ОСА, а также принятия им решений. Главное, чтобы эти положения не противоречили закону: не затрудняли присутствие на них участников, получение информации и т. д.

6. Можно устанавливать правила, касающиеся проведения, количества участников и т. д., относительно наблюдательного совета и правления.

7. Разрешается прописывать преимущественное право приобретения доли в уставном капитале ООО или акций в АО, а также можно установить максимальную долю участия в уставном капитале ООО.

8. Для общего собрания акционеров можно отнести те вопросы, которые оно не обязано рассматривать по закону.

Кроме того в устав непубличного общества как ООО, так и АО можно вносить положения, которые отличаются от общего установленного порядка для данного документа, если на их включение есть прямое разрешение существующего закона. Так можно прописать:

  • требование исключения в судебном порядке участника общества (с выплатой ему полной действительной стоимости причитающейся ему доли), если его действия принесли вред компании или затрудняют ее работу.
  • ограничения, касающиеся максимального числа акций, голосов и т. д. для одного акционера.

Какую организационную форму выбрать в связи с изменениями ГК РФ

Наиболее существенным вопросом для обществ, а особенно акционерных, встал выбор: сохранить ли прежнюю форму или выбрать иную. Например вместо ЗАО стать ООО и т. п. Первоначально даже было мнение, что необходимо проводить преобразование ЗАО в ООО. Однако, как потом оказалось, все это не обязательно. А привести устав в соответствие с поправками Гражданского кодекса можно, внеся изменения по стандартной процедуре. И сделать это можно вместе с внесением иных поправок в ЕГРЮЛ.

Так, в частности, ОАО может сохранить свою форму акционерного общества и статус открытого, который трансформировался в публичный. Поэтому все ОАО, которые отвечают определению публичности, то есть их акции торгуются на рынке, автоматически становятся ПАО. А также те АО, в названии которых есть указание на публичность. Однако, если акции больше не находятся в открытом доступе и в названии на публичность нет указания, публичным АО такое общество не может больше считаться.

Что касается бывших ЗАО, то они также могут сохранить прежнюю форму, не внося серьезных изменений, а только убрав слово «закрытое» из названия. Если же их акции находятся в открытом доступе или же они внесут в наименование слово «публичное», то они могут стать ПАО, то есть сменить свой тип.

Если же бывшее ЗАО или ОАО не хочет больше быть акционерным общество, то оно может преобразоваться в ООО или хозяйственное товарищество, но не в НКО или унитарное предприятие, так как эта возможность исключена с 1-го сентября 2014 из ГК РФ.

В любом случае руководству принимать решение, какую организационную форму выбрать, придется самостоятельно, основываясь на ситуации. А если есть необходимость что-то менять, то, следовательно, необходимо двигаться в этом направлении. Надеемся, что наша статья про изменения Гражданского кодекса и особенности новых АО и ООО вам поможет принять правильное решение.

См. также:

Реорганизация АО (акционерного общества) на добровольной основе может проводиться в любой допускаемой законодателем форме, включая преобразование в ООО или производственный кооператив. Рассмотрим особенности процедуры реорганизации АО, возможные варианты преобразования, а также практику судебных органов по разрешению спорных ситуаций в этой сфере.

Правовое регулирование реорганизации АО. Общие положения

Законодательное регулирование реорганизации акционерных обществ осуществляется ст. 104 Гражданского кодекса в совокупности с рядом иных норм кодекса и законом «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее ― Закон). В соответствии с п. 1 ст. 104 ГК и п. 1 ст. 15 Закона соответствующее решение может быть принято общим собранием акционеров. При этом, по общему основанию, такое решение носит добровольный характер и зависит от воли акционеров.

Обязательная реорганизация или запрет ее добровольного проведения

В то же время указанные нормы отдельно оговаривают, что реорганизация может иметь характер обязательной процедуры в случаях, которые прямо оговорены законом. Так, АО должно быть реорганизовано в обязательном порядке (или не может быть реорганизовано на основании решения акционеров) в следующих случаях:

  • при наличии зафиксированных в установленном порядке случаев нарушения антимонопольного законодательства предприятиями, занимающими доминирующее положение на рынке, ― ч. 1 ст. 38 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
  • при соответствии кредитной организации основаниям, установленным законом для требования Банком России ее реорганизации (нарушение норматива ликвидности, неудовлетворение требований кредиторов в 7-дневный срок и др.) -― пп. 1-3 ч. 1 ст. 189.26, ст. 189.45 закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
  • если организация является специализированным финансовым обществом ― ч. 3. ст. 15.2 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ.

Существуют и иные ситуации, при которых реорганизация в добровольном порядке не может быть проведена или при которых она должна быть проведена в обязательном порядке. Кроме того, законодатель устанавливает некоторые изъятия из общего правила проведения процедуры. Например, в отношении реорганизации акционерного инвестиционного фонда (ст. 9 закона «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ).

Разделение и выделение АО

Разделению и выделению АО посвящены ст. 18, 19 Закона соответственно. Данные формы имеют ряд схожих характеристик. Главное их различие заключается в том, что при разделении общества возникают новые юридические лица с прекращением существования разделяемого, в то время как юрлицо, из которого выделяется новое общество, продолжает осуществлять свою деятельность.

По смыслу п. 2 ст. 19 Закона выделение может быть произведено лишь в форме акционерного общества, т. е. законодатель не предполагает изменение организационно-правовой формы выделяемой организации. Об этом, в частности, свидетельствует упоминание в подп. 3 п. 3 ст. 19 Закона о том, что при принятии решения о выделении решается вопрос о способе размещения акций выделяемого общества. Аналогичный вывод следует и из подп. 3 п. 3 ст. 18 Закона в отношении разделения общества.

К выводу о невозможности изменения формы выделяемого из акционерного общества нового юридического лица, а также вновь образованных в результате разделения организаций приходит и судебная практика. Так, обобщая сложившуюся практику судов и обозначая свою позицию, Пленум Высшего арбитражного суда в п. 20 постановления «О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах"» от 18.11.2003 № 19 (далее ― Постановление) указал, что разделение или выделение юридических лиц из АО в иной форме, нежели акционерное общество, невозможно.

Реорганизация АО в форме слияния и присоединения

При слиянии акционерных обществ в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона возникает новое юридическое лицо с прекращением существования тех, что участвуют в слиянии. Подп. 3 п. 3 этой нормы указывает, что при заключении договора, являющегося основанием для реализации процедуры слияния, в нем необходимо указывать условие о порядке конвертации акций объединяемых юридических лиц в акции вновь создаваемого в результате реорганизации общества. Такое же требование к содержанию договора о присоединении установлено и подп. 3 п. 3 ст. 17 Закона.

Постановление ВАС в п. 20 озвучивает аналогичную позицию, согласно которой изменение формы при слиянии и присоединении не представляется возможным. Суд исходит из того, что ст. 16, 17 Закона не предусматривают возможности АО присоединиться или объединиться с организацией иной формы. Единственной целью рассматриваемых форм реорганизации может являться создание акционерного общества, но только более крупного.

Особенности преобразования АО в ООО

Преобразование акционерной компании в общество с ограниченной ответственностью подчиняется правилам ст. 20 Закона. Так, процедура реорганизации в указанной форме включает в себя следующие основные этапы:

  • вынесение исполнительным органом общества на рассмотрение общего собрания акционеров вопроса о реорганизации АО в ООО;
  • принятие общим собранием решения о реорганизации (его содержание должно соответствовать требованиям п. 3 ст. 20 Закона);
  • составление и направление в инспекцию налоговой службы заявления о регистрации реорганизации;
  • обмен акций общества на доли в уставном капитале вновь создаваемого ООО;
  • завершение процедуры (получение документов из налоговой инспекции по результатам рассмотрения заявления о реорганизации).

Практические трудности вызывает процедура обмена акций на доли в уставном капитале ООО. В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 20 Закона в решении о преобразовании акционеры должны определить порядок такого обмена. При четкой регламентации процедура реализуется без серьезных проблем, что подтверждает постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 12.04.2016 по делу № А12-26775/2015.

Смена ЗАО на АО

С вступлением в силу нововведений Гражданского кодекса, внесенных законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ, такие понятия, как закрытое или открытое акционерное общество, перестали существовать. Вместо них введены понятия непубличного и публичного акционерного общества.

В связи с этим в силу ч. 5 ст. 3 закона 99-ФЗ с 01.09.2014 создание организаций в форме закрытого акционерного общества становится невозможным. При урегулировании правоотношений с участием ЗАО и в отношении организаций данной формы применяются вновь введенные в ГК нормы об акционерных обществах. То есть ЗАО фактически считаются АО, и изменения организационно-правовой формы дополнительно не требуется (ч. 10 названного закона).

Однако внести изменения в учредительные документы бывшего ЗАО с целью приведения их в соответствие с действующими нормами ГК все же необходимо. Но на основании ч. 7 ст. 3 закона 99-ФЗ сделать это следует при очередном внесении изменений, не связанных с необходимостью приведения документов в соответствие с новеллами законодательства.

В заключение подведем некоторые итоги:

  • при разделении акционерного общества или выделения из него юридического лица организационно-правовая форма АО должна быть сохранена;
  • слияние и присоединение акционерных обществ возможно только с организациями, имеющими ту же организационно-правовую форму;
  • цель реорганизации в форме слияния или присоединения ― укрупнение акционерного общества, соединение активов нескольких АО;
  • преобразование акционерного общества, в том числе в ООО, осуществляется по правилам ст. 20 Закона;
  • с 01.09.2014 предприятие невозможно зарегистрировать в форме ЗАО, а ранее созданные ЗАО приравниваются к АО;
  • приведение учредительных документов ранее созданных ЗАО в соответствие с нормами ГК должно быть осуществлено вместе с очередным внесением изменений в указанные документы.

Принятие Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон) является очередным этапом реформирования гражданского законодательства. На этот раз изменению подверглись положения ГК РФ о юридических лицах.

Закон вступил в силу с 1 сентября 2014 года. С этого момента юридические лица создаются только в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РФ в редакции Закона.

Положения ГК РФ в редакции Закона применяются к правоотношениям, возникшим после 1 сентября 2014 года. По правоотношениям, возникшим до этого момента, положения ГК РФ в редакции Закона применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 сентября 2014 года.

Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до 1 сентября 2014 года, подлежат приведению в соответствие с ГК РФ в редакции Закона при первом изменении их учредительных документов. При этом изменение наименования юридического лица не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с ГК РФ в редакции Закона действуют в части, не противоречащей указанным нормам. При регистрации изменений учредительных документов таких юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами ГК РФ в редакции Закона государственная пошлина не взимается.

Нововведением является введенное деление всех юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих организаций) на корпоративные и унитарные, а также замена понятия "обязательственные права" понятием "корпоративные права".

Корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

К корпорациям относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ, а также общины коренных малочисленных народов РФ.

Унитарными юридическими лицами являются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Изменение организационно-правовых форм

Существенным изменениям подверглись наименования организационно-правовых форм, в которых создаются юридические лица. Многие из ранее существующих форм были объединены под единым наименованием. Однако, такая наиболее популярная форма создания юридического лица, как общество с ограниченной ответственностью, осталась в неизменном виде.

Следует учитывать, что перерегистрация тех юридических лиц, которые созданы в прежних организационно-правовых формах, не требуется. Однако, их учредительные документы и наименования должны быть приведены в соответствие с новыми нормами ГК РФ при первом же внесении в них изменений.

Обобщенно изменения наименований организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, можно представить в виде таблицы:

До принятия Закона

После принятия Закона

Полное товарищество

Полное товарищество

Товарищество на вере

Товарищество на вере

Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

Общество с ограниченной ответственностью

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Закрытое акционерное общество (ЗАО)

Акционерное общество

(публичное/непубличное) (ПАО / НАО)

Открытое акционерное общество (ОАО)

Хозяйственное партнерство

Хозяйственное партнерство

Производственный кооператив

Производственный кооператив

Сбытовой (торговый) потребительский кооператив

Государственное и муниципальное унитарное предприятие

Потребительский кооператив

Потребительский кооператив

Потребительское общество

Жилищный кооператив

Жилищно-строительный кооператив

Гаражный кооператив

Садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив

Общество взаимного страхования

Кредитный кооператив

Фонд проката

Сельскохозяйственный потребительский кооператив

Общественная и религиозная организация (объединение)

Религиозная организация

Общественная организация

Политическая партия

Профессиональный союз (профсоюзная организация)

Общественное движение

Орган общественной самодеятельности

Территориальное общественное самоуправление

Частное учреждение

Частное учреждение

Общественное учреждение

Государственное учреждение (казенное/бюджетное/автономное)

Государственное учреждение

Государственная академия наук

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Муниципальное учреждение

(казенное/ бюджетное/автономное)

Негосударственный пенсионный фонд

Общественный фонд

Благотворительный фонд

Ассоциация и союз

Ассоциация и союз

Некоммерческое партнерство

Объединение работодателей

Объединение профессиональных союзов

Объединение кооперативов

Объединение общественных организаций

Торгово-промышленная палата

Нотариальная палата

Адвокатская палата

Товарищество собственников жилья

Товарищество собственников недвижимости

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество

Автономная некоммерческая организация

Казачье общество

Казачье общество

Община коренных малочисленных народов РФ

Государственная корпорация

Государственная компания

Публично-правовая компания

Изменения в порядке создания юридических лиц

    ГК РФ дополнен статьей 50.1, посвященной решению об учреждении юридического лица. Ранее порядок принятия и содержание решения об учреждении отдельных юридических лиц определялся специальными законами.

    Теперь ГК РФ устанавливает общие для всех юридических лиц правила:

    • юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица;
    • в случае учреждения юридического лица одним лицом решение принимается учредителем единолично; двумя и более учредителями - всеми учредителями единогласно;
    • в решении указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) его органов, а также иные сведения, предусмотренные законом;
    • в решении об учреждении корпоративного юридического лица указываются также сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица.

    Существенные изменения претерпели нормы об учредительных документах юридических лиц (ст. 52 ГК РФ). К таким изменениям можно отнести следующие:

    • Юридические лица действуют на основании уставов, которые являются их единственными учредительными документами. Исключение составляют только хозяйственные товарищества, учредительным документом которых является учредительный договор, к которому применяются правила ГК РФ об уставе (п. 1 ст. 52 ГК РФ).
    • Более не допускается наличие общих положений о некоммерческих организациях определенного вида, на основании которых они действуют. Лишь для учреждений установлено правило, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, оно может действовать на основании единого типового устава, утвержденного его учредителем или уполномоченным им органом для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах.
    • Для государственной регистрации юридических лиц могут использоваться типовые уставы, формы которых утверждаются уполномоченным государственным органом в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 52 ГК РФ).
    • Учредители (участники) юридического лица вправе утвердить регулирующие корпоративные отношения и не являющиеся учредительными документами внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица Во внутреннем регламенте и в иных внутренних документах юридического лица могут содержаться положения, не противоречащие учредительному документу юридического лица.

      Изменения в порядке деятельности органов юридических лиц

      Положения об органах юридического лица (ст. 53 ГК РФ) дополнены интересной нормой: теперь учредительным документом может быть предусмотрено, что полномочия выступать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, действующим совместно или независимо друг от друга. Сведения об этом подлежат включению в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 53 ГК РФ). Порядок совместных или независимых действий этих лиц и их компетенция, вероятно, должны быть установлены специальными законами и учредительными документами юридических лиц. Насколько широко будет использоваться эта возможность и насколько эффективным окажется этот механизм - покажет практика.

      Практические сложности могут таить в себе и изменения, внесенные в абз. 1 п. 1 ст. 53 ГК РФ, который теперь сформулирован так: "Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие от его имени (п. 1 ст. 182 ГК РФ) в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом". Законодатель, сославшись на п. 1 ст. 182 ГК РФ, фактически приравнял органы юридического лица к его представителям, что не согласуется с иными нормами ГК РФ (например, нормами о представительстве, недействительности сделок, совершенных представителями и органами юридических лиц).

      Кроме того, в ст. 53 ГК РФ внесены следующие изменения:

      • теперь юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников в случаях, установленных только ГК РФ, а не законом, как предусматривала прежняя редакция (п. 2 ст. 53 ГК РФ);
      • обязанность действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно несет не только лицо, которое уполномочено выступать от его имени, но и члены коллегиальных органов юридического лица: наблюдательного или иного совета, правления и т.п. (п. 3 ст. 53 ГК РФ);
      • добавлен п. 4, в соответствии с которым отношения между юридическим лицом и лицами, входящими в состав его органов, регулируются ГК РФ и принятыми в соответствии с ним законами о юридических лицах;
      • нормы об ответственности органов управления юридического лица перенесены из ст. 53 в отдельную статью (ст. 53.1 ГК РФ).

      В ГК РФ включена норма об аффилированности (ст. 53.2 ГК РФ), однако она отсылает к положениям закона, в соответствии с которым определяется наличие или отсутствие между лицами отношений связанности (аффилированности). В настоящее время еще действует ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которой определяется аффилированность.

      Изменения в порядке ликвидации юридических лиц

      Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

      • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица (подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
      • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
      • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
      • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

      В новой редакции статьи 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

      Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

      1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

      2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

      3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

      4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

      5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

      6) в иных случаях, предусмотренных законом.

      Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

      Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

      Статья 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

      • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
      • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества - солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
      • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
      • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
      • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

      В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации - три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

      Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

      • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
      • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
      • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
      • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
      • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

      Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

      Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

      Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

      Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

      В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

      Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

      Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

      Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

      В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

      В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

      Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

      Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

      Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Компания сменила организационно-правовую форму, делать ли новые локальные нормативные акты? Проверяющий из военкомата выписал повестки на сборы управленцам компании, это правомерно?

Компания сменила организационно-правовую форму. Делать ли новые локальные нормативные акты?

Вопрос

В нашей компании - реорганизация. Сменилась форма собственности: вместо ЗАО стало ОАО. Для сотрудников фактически ничего не изменилось - ни режим работы, ни объем должностных обязанностей. Да и работодатель тот же. Трудовые договоры мы не меняем, лишь заключаем дополнительное соглашение, где и прописываем смену ЗАО на ОАО. Но как поступить с локальными нормативными актами? Ведь формально организация теперь другая. Да и как мы будем давать новым сотрудникам знакомиться с этими актами, если в них указана старая организационно-правовая форма? Петр Д., вице-президент по управлению персоналом (г. Москва)

Ответ

Трудовое законодательство не дает прямого ответа на этот вопрос. Но можно сделать определенный вывод, анализируя положения Трудового кодекса . В статье 75 Трудового кодекса говорится, что реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками. А в статье 43 кодекса отмечается: коллективный договор продолжает действовать и в тех случаях, когда изменяется наименование организации, проводится реорганизация в форме преобразования либо расторгается трудовой договор с руководителем организации. Как видим, законодательство гарантирует стабильность трудовых отношений при реорганизации. Значит, эта стабильность может распространяться и на ЛНА. Исходя из сказанного выше предполагаем, что Вам не нужно менять локальные нормативные акты (если, конечно, Вы сами по своей инициативе не захотите это сделать). Достаточно лишь поменять название компании (организационно-правовую форму) в штатном расписании, а также в формах приказов по личному составу и издать приказ, в котором написать: нормативные акты ЗАО используются до того момента, как будут заменены на ЛНА ОАО . На документы можно поставить штампик, свидетельствующий о том, что организация преобразована из ЗАО в ОАО.

Проверяющий из военкомата выписал повестки на сборы управленцам компании. Это правомерно? И как избавить их от сборов?

Вопрос

В нашу организацию пришел проверяющий из военкомата и сказал, что у нас должна быть автоматизированная программа, в которой надо вести учет сотрудников-мужчин как допризывного возраста, так и уволенных в запас. А затем взял и демонстративно выписал пять повесток на военные сборы руководителям, включая гендиректора. Повестки он дал мне, чтобы я передала их руководителям. Правомерны ли действия представителя военкомата и как не допустить, чтобы руководство оказалось на сборах? Наталия К., Директор по персоналу (г. Москва)

Ответ

Законодательство не обязывает работодателей устанавливать автоматизированную программу учета лиц, подлежащих призыву на военную службу. Утверждение проверяющего не основано на законе. То, что он выписал повестки о призыве руководителей компании на сборы, так сказать, на месте, скорее всего, неправомерно. Чтобы призвать гражданина на сборы, военный комиссар должен издать приказ. Ваши работники могут его оспорить. Одновременно с заявлением в суд пусть подадут ходатайство о том, чтобы запретить военному комиссару приводить в исполнение решение о призыве на сборы до того, как суд рассмотрит заявление. Если Вы как должностное лицо компании не передадите повестки, то на Вас могут наложить штраф от 500 до 1000 рублей (ст. 21.2 КоАП). Если же работники, получив повестки, не явятся на сборы, то их могут оштрафовать на 500 рублей (ст. 21.5 КоАП). На юридическое лицо штраф за это не налагается . А должностные лица компании не могут быть дисквалифицированы, даже если повторно допустят правонарушение - не явятся на сборы, получив еще одну повестку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста