Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Общая характеристика стиля рококо. Роскошь дворца и изящная утонченность: гостиная в стиле рококо

Стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII в.(по разным источникам – до конца века, приблезительно около столетия и тд., точной даты окончания нет) как развитие стиля барокко. Иногда стиль Рококо определяют как последнюю, кризисную фазу развития Барокко. И Рококо, и Барокко насыщены и декоративны, но если барочная пышность напряжена, динамична, то рокайльная – нежная и расслаблена. В целом французское Рококо более связано с формами стиля Регенства начала XVIII столетия.

Рококо сразу возник как камерный стиль аристократических гостиных и будуаров, оформления интерьера, декоративного и прикладного искусства и практически не нашел отражения в архитектурном экстерьере. Рококо – оригинальное явление, не имеющие прототипов в истории искусства. В этот период продолжается усиливаться восточное, и, прежде всего китайское влияние – т.н. стиль шинуазри . Изящные по формам, украшенные тонким, изысканным декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем, процветавшим при европейских дворах.

Орнамент – главный выразитель данной эпохи, имел 2 формы развития:1)тенденция к натурализации (декор в виде мелких цветных гирлянд с купидонами, ленточками), 2) основное – абстрагирование, асимметричность как элементов декора, так и самой композиции. Всё сводится к рокайлю, он заменил мотив волюты (барокко). Отразил внутреннюю опустошенность духовного мира европейского дворянского общества.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фарфор как материал с его белоснежной поверхностью и тонкой, миниатюрной росписью был одним из главных художественных открытий эпохи Рококо.

Стиль рококо впервые воздвиг комфорт и удобство интерьера в ранг искусства. Распространяясь по Европе, стиль рококо обрел местные характерные черты в каждой из стран. Во Франции, при всей пышности убранства, стиль рококо сохранил черты тонкого благородства. В интерьерах Германии большее распространение получила лакированная красочная мебель, рассчитанная на менее изощренный вкус. В Австрии стиль рококо выразил себя в спокойных, по-домашнему уютных формах. Голландскую мебель рококо отличает простота и лаконичность линий. Своеобразие английскому рококо придают примеси из готических и китайских элементов.

Архитектура

В целом : Стиль не нашёл яркого выражения в арх, а более проник в интерьер. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п.

Конкретно :В особняках и отелях крупнейших французских зодчих рококо: Робера Декотта, Габриэля, Боффрана, Оппенора, Дельмера, Мейссонье, они часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Скульптурная деталь, применяемая для украшения фасада, делается более выпуклой, приобретает самодовлеющее значение, не подчиняясь больше основным архитектурным линиям. Плоские пилястры большого ордера заменяются выпуклыми полуколоннами, придающими стене более живописный вид.

Ярким образцом рококо принято считать отель Субиз в Париже по проекту Пьера Алексиса Дельмера (1675-1745). По своему экстерьеру отель строг, классицистичен, лишь некоторые конструктивные элементы: выпуклые скульптурные детали и полуколонны, украшающие фасад здания. Но следует отметить, что для архитектуры рококо во Франции характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось не на экстерьере, а на интерьере, поэтому основные изменения коснулись, прежде всего, внутренней планировки зданий.

Гораздо более яркий, полномасштабный пример расцвета рокайльного искусства в архитектуре даёт нам Германия (крупнейшими представителями рококо здесь являются архитекторы Бальтасар Нейман и Кнобельсдорф), причем, прежде всего в сферах, не востребованных французской традицией. Именно в Германии сформировались такие уникальные явления, как летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо - области, не получившие никакого распространения во Франции, хотя именно в них все формальные характеристики и эстетические возможности стиля проявили себя особенно убедительно и исчерпывающе. Наконец, германский регион на сегодняшний день сохраняет наибольшее количество памятников рококо, дающих наиболее последовательное и полное представление об этом искусстве.

Наиболее удачный пример немецкого рококо - королевская резиденция Сан-Суси, построенная архитектором Венцелаусом Кнобельсдорфом (1699-1753) в пригороде Берлина Потсдаме для короля Пруссии Фридриха II.

Другой значительный памятник эпохи - дворец Амалиенбург близ Мюнхена (Бавария), выстроенный приехавшим из Франции архитектором Франсуа Кювилье (1695-1768), - еще более скромен по своим размерам, чем резиденция прусского короля. Это маленькое строение представляет собой образец строгого и сдержанного французского вкуса.

Строительная деятельность в прочих странах значительно отстает от Франции и Германии.

Скульптура

Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров, их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пегаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия И.И. Кендлера). Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству.

Крупнейшие скульпторы эпохи рококо: Ж.Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион, Гудон.

Скульптура рококо - это пластика малых форм, камерная по содержанию, в которой привлекают интимная прелесть образов и изящество их решения. Эти черты отличают и лукаво-шаловливого “Амура” Этьен-Мориса Фальконе (1716-1791)и группу “Амуры, борющиеся за сердце”, исполненную Жан-Батистом Пигалем (1714-1785): Очарование последней - в забавном сюжете, в прихотливой игре линий, в мастерстве воспроизведения пухлых детских тел, быстрых, легких в движении и в то же время по-детски немного неуклюжих, неловких.

“Речная нимфа" Клода Мишеля, прозванного Клодионом (1738-1814). близка рокайльной скульптуре. Пленителен девически-нежный облик, непринужденная грация позы. Статуэтка выполнена из терракоты, подчеркивающей своей фактурой и тоном тепло жизни, которое ощущается в мягкой пластике тела. Дробные складки ткани оттеняют плавность линий фигуры нимфы.

Прекрасным образцом скульптуры стиля рококо является и статуя музы - Талии, исполненная братьями Гропелли. Мраморное изображение музы имеет мягкую, гладкую моделировку тела и несколько удлиненные пропорции.

Шедевр Гудона - мраморная статуя восьмидесятичетырехлетнего Вольтера.

Живопись

Любимыми темами художников Рококо стали не сила, страсть и героика, а нежность и игра. Есть только настоящее, без прошлого и будущего. Эстетизируется само мгновение, а не жизнь. Идейной и эмоциональной основой стиля французского Рококо стал гедонизм и индивидуализм, сформировавшийся еще в период Регентства, а формой – интимная грация, дух мелочей.

Живопись имела преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту. Живопись рококо, тесно связанная с интерьером, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах. Главные виды изобразительного искусства: настенные панно (самая распространенный вид, были большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы; в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность), плафоны и декоративные композиции, расположенные над дверными или оконными проемами – десюдепорты (франц. dessus-de-porte – над дверью). Изменился заказчик картин-помимо церкви и королевского двора, появляется «третье сословие» и новая аристократия.

Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж. Также в то время характерной чертой была эротика – изображения обнаженной натуры Венеры,нимф.

Со временем появляется и новый жанр камерно-декоративной живописи – пастораль (франц. pastorale от лат. pastoralis – пастушеский). Но в эпоху Рококо это не просто деревенский, сельский мотив, а идиллические картины «пастушеской» жизни с эротическим подтекстом

Одним из основоположников стиля «рококо» был А.Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Вывеска Жерсена», Ф. Буше («Венера, утешающая амура»), О. Фрагонар («Уроки музыки», «Пастораль»). Их картины большей частью декоративны и предназначены для жилого интерьера. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию, иконопись. Это портретная живопись РОкотова: Коронационный портрет Екатерины II, Портрет Г.Г.Орлова в латах

Интерьер

В оформлении интерьеров стиль рококо проявился наиболее ярко. стиль рококо - это стиль будуаров и маленьких гостиных для узкого круга близких друзей.Характерные черты рококо – изнеженность и доведенная до предела утонченность. Вместе с тем интерьеры рококо перегружены декоративными деталями и мебелью, которая приобрела гибкие, мягкие, уютные формы. Зеркала, позолота, богатые лепные узоры по потолкам и стенам ломают пространственную структуру интерьера, углы комнат закругляются. Динамичные и ассиметричные формы задают основной тон.

Во времена рококо архитекторы впервые стали целенаправленно стремиться к стилевому единству интерьера. Декор стен и потолков, формы мебели, расцветки драпировочных и обивочных тканей, декоративные предметы, двери и аксессуары – все выстраивалось в целостный ансамбль. Новые формы светской жизни диктовали новую расстановку мебели, которая собиралась небольшими группами в разных местах помещения. В группу обязательно входили стол, диван, несколько кресел и стульев. Такие «центры тяготения» для гостей задумывались как целостные композиции, которые обязательно поддерживали единый стиль всего помещения.

Главной доминантой интерьера рококо служил невысокий камин, покрытый мраморной плитой и изящно отделанный стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). На камин ставили часы и декоративные предметы, над камином вешалось зеркало в роскошной раме. В интерьере рококо использовались самые дорогие материалы: мрамор, экзотические породы дерева, бронза, золото, шелк, гобелен. Цвета стиля рококо нежные, пастельные;основные цветовые сочетания – белое с голубым, зеленым или розовым, и обязательное присутствие золота.

Во времена рококо расцвела и достигла своего апогея мода на «китайщину» или шинуазри (chinoiserie). Изящные, украшенные тонким декором художественные изделия китайских мастеров отлично гармонировали со стилем рококо. Владельцы дворцов и роскошных особняков в обязательном порядке заводили «китайский зал», обставленной лаковой китайской мебелью, или на худой конец, просто устраивали галерею китайского фарфора в одной из комнат.

Как результат увлечения «китайщиной» в Европу были завезены бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В интерьерах рококо появились передвижные и раздвижные ширмы, расписанные в китайском стиле; аквариумные рыбки; изысканные орхидеи и тонкоствольные деревья. Получили распространение декоративные подушки из шелковой материи с крупными цветами.

Мебель

Утонченность стиля рококо отразилась не только на характере мебели, но и на появление новых видов мебели, предназначенных в основном для аристократичных женщин. Секретер на высоких ножках с наклонной откидной доской и множеством потайных отделений, картоньерка (шкафчик для бумаг), туалет с откидным зеркалом, разнообразные тумбочки и столики призваны были создавать особые удобства для своих хозяек.

Формы мебели для сидения изменились в сторону большего удобства и элегантности. Появились канапе (диван в форме соединенных двух-трех кресел), шезлонг, бержер (глубокое кресло). Контуры мебели становятся все более мягкими и волнистыми, изгиб ножки усиливается. Среди корпусной мебели главную роль играют комоды и секретеры. Детали мебели растворяются в общем объеме и кажутся отлитыми из пластичной массы. Декоративно мебель украшается прихотливыми орнаментами в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, ромбовидной сетки и золоченой бронзой. Большое количество разных видов столов, созданных в зависимости от их назначения.

Говоря о мебели рококо, нельзя не упомянуть выдающегося английского мебельного мастера Томаса Чиппендейла (1718-1719 гг.). Стиль мебели Чиппендейла представлял собой своеобразное сочетание французского рококо с готическими и восточноазиатскими мотивами. Чиппендейл ввел в моду большие напольные часы. В своей мебели он часто использовал мотив птичьей когтистой лапы, которая держит шар. Он довел до совершенства формы многих изделий мебели, начиная от стульев и письменных столов и заканчивая книжными шкафами. Многие типы разработанной им мебели дошли до наших дней без существенных изменений.

Екатерининское рококо: Китайский дворец в Ораниенба́уме, Золотой кабинет; Баварское рококо: базилика Фирценхайлиген;

Получает свое развитие фабикация фарфора, появляется бисквит. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).а также Севр.Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин. Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками.

Кроме фарфора - в моде серебро. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.Серебро также используется для предметов освещения, сервизов и в отдельных случаях - для мебели. Мягкий и податливый материал с легкостью принимал пластичные, причудливые формы стилей регентства и рококо. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе - искусство сервировки стола.

Продолжали использоваться фаянс.

Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись отразилась в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями.

Также, именно в ту эпоху получило распространение искусство красивой сервировки стола и приготовления пищи

Мужской и жнский костюм эпохи рококо.

Мужчины носят жюстокор. В эпоху рококо полы жюстокора становятся шире, теперь они как бы торчат в разные стороны.

В эпоху рококо под жюстокор мужчины одевали камзол. Камзол – это вид мужской одежды, сшитой в талию и длиной до колена, иногда шился и без рукавов, его часто, особенно зимой, носили под кафтан. К XIX веку камзол превратится в жилет. В эпоху же рококо в мужском костюме из фалд камзола формируется «юбка на обручах», ведь мужская мода во всём стремится подражать женской.Мужчины также носили белоснежные рубашки с кружевными жабо и шейными платками.Ткани, как в женском, так и в мужском костюме были нежных, пастельных тонов. Мужской костюм, как и женский, обильно украшался воланами, пуговицами, лентами, кружевами.Мужчины также носили штаны длиной до колена, которые дополняли белые чулки. Впрочем, причёски в отличие от барокко становятся более простыми и плоскими. Волосы завиваются в локоны, обрамляющие лицо, позже – собираются в косы. Головной убор – треуголка. Идеальный мужчина – придворный франт.

Женщины по-прежнему носят пышные юбки – панье, которые держаться на каркасе, а также корсеты. В начале эпохи рококо юбка немного уменьшается, однако затем вновь расширится до максимально возможного предела. Причёски также изначально становятся менее пышными – в моде гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов.

Огромные юбки принимают уже даже не круглую, а овальную форму. Лиф же платья вытягивается вниз, ниже талии, в виде треугольника, он также имеет достаточно глубокий вырез. В платье становится особенно заметен этот контраст – крупной пышной юбки и маленького, совершенно не объёмного, по сравнению с ней лифа. Рукава платья сужаются к локтю, их обильно украшают лентами, каскадами кружев.

Ленты становятся любимым украшением эпохи рококо . Кроме лент активно использовались и цветы, причём как натуральные, так и искусственные. Именно в эпоху рококо искусственные цветы впервые начинают использоваться для украшения наряда, до этого они служили лишь для украшения храмов и изготовлялись в монастырях.

А среди тканей наибольшей популярностью пользуются сатин и атлас. Эти ткани, мягкие на ощупь, позволяют создать множество складок, которые были так необходимы в эпоху рококо, плюс блестящий атлас идеально гармонировал с матовым кружевом.

Верхней одеждой в эпоху рококо служило манто – свободный плащ, ниспадающий с плеч. Большое значение придаётся и дополнительным элементам таким, как муфта, перчатки, веер, которым дамы подавали особые знаки своим кавалерам. Тайному языку влюблённых служили и мушки – шёлковые чёрные пластыри разнообразной формы. Большое внимание стиль рококо уделяет нижнему белью, ведь в платьях, которые во многом оголяют тело, что было свойственно платьям эпохи рококо, нижнее бельё выступает на всеобщее обозрение. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые . Нижнее бельё шьют из шёлка, его обильно украшают вышивкой, кружевной отделкой, золотом и серебром. Ведь декольте теперь позволяет видеть нижнюю рубашку, а нижняя юбка становится видна при ходьбе. Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами.

Туфли носят мягкие и низкие, Они изготовлялись из достаточно простого материала, но часто были богато украшены – ленты, вышивка, пряжки, драгоценные камни.

Идеалом женской красоты считались обладательницы осиной талии, узких бёдер, хрупких плеч и круглого лица. Идеальная женщина – хрупкая и стройная жеманница .

Ювелирные украшения

Усыпанные бриллиантами броши были необычайно модны в ХVIII веке. Формы брошей рококо различны - ленты, букеты цветов или искусно переплетенных ветвей, щедро обогащенные эффектами асимметрии.

Брошам, украшавшим декольте, соответствовали эгреты (султаны), происходящие от заколок для волос. Они сверкали бриллиантами, другими драгоценными камнями и жемчугом. В декоре преобладали натурные мотивы, вдохновлявшие ювелиров рококо - яркие бабочки и изящные перья.

Как популярное украшение костюма кавалера в тридцатых годах получают распространение пряжки для штанов. Наряду с драгоценными экземплярами использовались и имитации бриллиантов - стразы. У представителей третьего сословия бытовали стальные пряжки, привозимые из Англии.

В эпоху рококо модными становятся колье с бриллиантовыми каплевидными или звездообразными подвесками.

Любимы модницами рококо были и медальоны с миниатюрами, которые носили на цветной или черной ленте, плотно охватывающей стройную шею.

В своем увлечении игрой рококо проявило интерес к типу серег "бриоле" - подвески, находящиеся в постоянном движении. Такие серьги часто вообще лишены оправы, за исключением креплений.

В кольцах рококо также доминирует камень - бриллиант цветные камни, обычно прямоугольные или овальные в обрамлении мелких бриллиантов, в скромной, почти невидимой оправе. Однако в это время встречаются и другие формы колец - банты или цветущие ветви.

Из других украшений, в большей степени имевшим утилитарное назначение ХVIII век отдавал предпочтение флаконам для духов (так называемые шатлены), состоящие из двух блях, соединенных между собой цепочкой и несколькими цепочками на второй бляхе, к которым крепились часы, ключики от них, печатки и другие "милые" вещицы.

Хорошо известны работы французских серебряников эпохи рококо. Родоначальником в производстве серебряных изделий в новом стиле стал Ж. Месонье.

Один из шедевров французских серебряников находится в России. Это выполненный Жаком Ретье в 1770 году по заказу Екатерины II "Орловский сервиз".

Очень велико в эти годы влияние на европейское искусство французской ювелирной пластики в серебре. Помимо этого материала в декоративной пластике используется также инкрустация слоновой костью, эмали, твердый камень, жемчуг.

Книги

Рококо, как и все исторически сложившиеся стили, сумел не только получить широкое распространение во время своего расцвета, но и полюбиться современникам. Разумеется, сегодняшние дизайны несколько отличаются от дворцовых, однако, стиль легко прослеживается, благодаря своим ярким отличительным чертам.

В данной статье мы о них и поговорим. А также разберемся в том, как может выглядеть рококо в интерьере современного дома или квартиры.

Истоки зарождения стиля принадлежат далекому 18 столетию, а, точнее, первой его половине. Появившись во Франции, рококо уже к 50-м годам 18 века получает распространение во многих странах Европы. Своего апогея он достигает в Баварии.

  • Стиль основан на барокко и стал, можно сказать, следующим этапом его развития. Толчком стала острая критика чрезмерной вычурности и яркости предшественника, которая стала основанием для наполнения нового стиля большим изяществом и относительной легкостью, сдержанностью.
  • Позже, под влиянием тогдашней моды и политических событий, рококо получил новое направление, которое еще больше отдалило его от барокко.

Интересный факт! В переводе с французского рококо означает «декоративная раковина», «рокайль». Оригинальным термином был последний вариант, который обозначал метод убранства интерьера узорами, напоминающими форму, фактуру природных образований. И действительно, основным узором рококо являются завитки, имитирующие ракушку.

  • Примечательно, что стиль изначально в литературе именовали как «изящный, живописный вкус» и действительно, он этим характеризовался.
  • С течением времени, этот термин сменился на совершенно противоположный, и рококо стал постепенно сдавать свои позиции, уступая главенствующее место уже существовавшему уравновешенному, монументальному классицизму.

Рококо как стиль в дизайне интерьера

Даже во времена Людовика 15 рококо больше проявлял себя как направление интерьерное, нежели как архитектурное. Вытесняя стиль барокко, он приобретал все более индивидуальные, отличные от других черты. Давайте с ними познакомимся.

Характерные черты

Что такое стиль рококо в интерьере:

  1. В первую очередь, это изобилие завитков, причудливых узоров и драгоценных декораций;
  2. Словно в оппозицию предшественнику, для рококо нехарактерны слишком яркие, вычурные тона. Напротив, он отличается преобладанием спокойных, легких или пастельных оттенков;
  3. Все наполнено изяществом, сдержанной роскошью, комфортом;
  4. Присутствие золотого цвета — одна из основных особенностей;
  5. На стенах и потолках много орнаментов, декораций, лепнины;
  6. На столах, стенах и в других пригодных для этого местах, расположено большое количество источников света;
  7. Колонны, скульптуры, габаритные вазы – то, что особенно свойственно рококо;
  8. Мебель – дорогая, резная, изысканная. Она в полной мере напоминает целое произведение искусства;
  9. Если вы сможете побывать в современном доме, оформленном в стиле рококо по всем правилам, наверняка, вам покажется, что попали как минимум во дворец на бал. Это обосновано торжественностью, свойственной стилю.

Все вышеуказанные особенности интерьера рококо мы рассмотрим более подробно ниже.

Китайщина

Вряд ли большинству людей знакомо слово «шинуазери». Так называется пресловутая китайщина – ветвь стиля, которая приобрела чрезвычайную популярность.

Все дело в том, что экзотические элементы в интерьере были в 18 столетии очень модными, именно это и обосновывает своеобразную модернизацию рококо:

  • Интерьер в стиле рококо в домах богатейших людей характеризовался присутствием определенных элементов, стилизованных под китайский мотив;
  • Передвижная ширма пользовалась особой популярностью. С ее помощью, можно было визуально видоизменить помещение;
  • Аквариумные рыбки золотистой расцветки, орхидеи – это то, что особенно привлекало гостей;
  • Мебель зачастую покрывали лаком;
  • На приемах стол накрывался китайским фарфором;
  • Популярными были скульптуры, гобелены. На последних изображались императоры Китая, танцовщицы или воины.

Стиль оформления интерьера рококо с подобными мотивами просуществовал вплоть до его упадка. При современном исполнении такие приемы активно используются дизайнерами — они-то во многом и дают понять, в каком стиле оформлено помещение.

Оформляем интерьер правильно

А как вы думаете, интерьер рококо будет смотреться выигрышно во всех помещениях? Данный вопрос является основополагающим. Ведь как приступить к планированию, не убедившись предварительно в обоснованности выбора?

В каком случае можно отдать предпочтение именно этому стилю

Для исполнения рококо в современном интерьере не требуется наличие очень высоких потолков или необычайно габаритной площади помещения. Дизайнеры оформляют вполне обычные комнаты, которые могут даже не иметь общей симметрии. Чаще всего, данный стиль можно встретить в интерьерах гостиной, ванной и даже офиса.

Попросту говоря, в отличие от классицизма и барокко, при помощи рококо можно преобразить помещение почти любого типа. Главное — правильно все обыграть. Но это уже задача для специалиста.

Для удачного исполнения, стоит учитывать следующее:

  • Будьте аккуратны с декором, его следует распределить максимально равномерно по всей поверхности стен, на мебели. Если вы расположите его скученно, то внешний вид будет безнадежно испорчен. Все это, скорее всего, будет напоминать хранилище в музее.
  • При планировании отделки потолков и стен, обязательно учтите, что рассматриваемый стиль очень любит лепнину и роспись.
  • Зеркала, люстры, рамки для картин должны быть украшены изысканными вензелями, преимущественно золотого цвета.
  • Не стоит забывать о текстиле, который дополнит интерьер.

Наиболее подходящие оттенки, изображения росписи

Стиль интерьера рококо, в противовес барокко, отличается преобладанием светлых, легких тонов.

Часто встречающиеся сочетания – это:

  • Золотой и белый;
  • Нежно-голубой и белый;
  • Светло-розовый и белый;
  • Бледно-розовый и нежно-салатовый;
  • Золотой, белый и песочный;
  • Бежевый, золотой и белый.

Рококо продолжает традиции стиля 16-17 веков в отношении росписи. Она присутствует практически повсеместно.

Наиболее часто изображали:

  • Облака, ангелов;
  • Тему любви и взаимоотношений;
  • Цветы;
  • Мифологию.

Какие использовали узоры:

  1. Ракушка напоминает форму ушной раковины. Такой узор применяется, как правило, при изображении орнамента;
  2. Картуш более популярен при декорации мебели;
  3. Цветы могли украшать как стены, потолки, так и элементы декора;
  4. Нередки изображения ангелов в облике Купидона.

Какими могут быть стены

Стены в рококо – произведение искусства. Они украшались самым разнообразным образом: декор, шелк, элементы лепнины, картины, роспись.

Несложно заметить, что поверхность стен как бы разделена на области, каждая из которых декорирована отлично от другой.

Для того, чтобы воплотить в полной мере стиль в интерьере рококо, следует воспользоваться определенными приемами, которые сводятся к следующему:

  • Все должно быть заранее спланировано. Это касается расположения предметов на стенах, лепнины и так далее.
  • Большую часть поверхности чаще всего оштукатуривают и покрывают высококачественными матовыми составами.
  • Лепнину, в настоящий момент, делают из более современных и легких материалов, нежели гипс. Последний не только отличается повышенным весом, но и более низкой долговечностью.
  • Роспись исполняют сейчас редко. Во-первых, мастера сложно найти, во-вторых – это дорого. Ее можно заменить на фотообои, например, или наклейки с соответствующими изображениями. Все это декорируется рамкой, имитирующей позолоту.
  • Определенные участки стены в оригинале украшали при помощи натурального шелка. В данный момент так никто не поступает. Заменить его можно обоями с определенной фактурой.
  • Актуальным будет разделить стену по горизонтали, при этом верхнюю часть можно покрыть обоями, а нижнюю украсить лепниной и узором.
  • В современном исполнении также на нижнюю часть монтируют деревянные панели. Коричневые изделия будут отлично сочетаться с узорчатыми зелёными обоями.

Оформляем потолки

Говоря о том, что такое рококо стиль в интерьере, мы уже упоминали о значимости потолков в общем оформлении. И им действительно стоит уделить особое внимание. Потолок сможет не только дополнить общий вид, но и значительно преобразить его.

Если вы желаете оформить интерьер квартиры в стиле рококо, а потолки в ней не отличаются большой высотой, то лучше их отделать так:

  • Цвет выбрать среди светлых тонов (белого, нежно бежевого);
  • Декорировать симметрично лепниной, произведя акцент на центр, в котором будет располагаться объемная люстра с большим количеством ламп;
  • По периметру необходимо монтировать плинтус, который почеркнёт герметичную форму потолка и заставит обратить на него внимание;
  • При этом окантовка не обязательно должна быть одинакового цвета с потолком. Ее можно сделать, например, бежевой в сочетании с белоснежной поверхностью – но только в том случае, если общий фон стен окрашен в такой же цвет. Это будет смотреться наиболее органично.

Высокие потолки в больших помещениях могут иметь иную форму и фактуру.

  • Можно смонтировать их, разделив на зоны, путем чередования впадин и выступов, которые подчеркиваются декорированием;
  • Наиболее эффектно будет смотреться сочетание белого фона и золотистой лепнины;
  • Последняя выполняется в виде изящных витиеватых узоров;
  • Потолок стоит украсить изображением купидона в каждой зоне либо в одной.
  • Люстра располагается, как обычно, в центре, она по-прежнему должна быть большой и иметь декор в виде различных вензелей.

Полукруглые типы, разделенные на зоны, также имеют место быть. Они характерны для общественных мест, где потолки особенно высоки, а квадратура помещений также не уступает.

  • Как правило, такой вариант потолка оформляют с преобладанием росписи;
  • Изображения могут быть различными: цветы, ангелы, облака. Но чаще всего отображается все и вместе;
  • При помощи лепнины, причем симметричной, создают иллюзию того, что потолок и стена – это единое целое и одно переходит в другое.
  • Некая цветастость приветствуется. То есть можно применить сочетание большого количества оттенков.

Выбираем покрытие пола

С полами все значительно проще. Для их отделки можно выбрать вполне доступные каждому материалы. Это может быть: плитка, паркет (как обычный, так и художественный), ламинат, мрамор. Лучше, если поверхность будет глянцевой. Это добавит торжественности.

Оформляя интерьер спальни в стиле рококо или гостиную, на полы можно постелить ковры для придания уюта.

Какой должна быть мебель

Вариативность мебели для стиля рококо крайне велика.

Это могут быть:

  • Стулья;
  • Столы (различного назначения);
  • Табуреты;
  • Банкетки;
  • Диваны;
  • Кровати;
  • Скамейки;
  • Кресла и многое другое.

Изготовлены они должны быть из ценной породы древесины.

Особенности мебели:

  • Наличие изысканной резьбы;
  • Ножки могут быть изогнутыми;
  • Обивка преимущественно из шелка или атласа, декорированная орнаментом;
  • Актуально наличие художественной резьбы, позолоченных элементов;
  • Орнамент, зачастую, напоминает вьющуюся растительность в виде цветов.

Интересный факт! В эпоху рококо появились новые предметы мебели: кантоньерка и секретер. Сегодня они считаются уникальными.

Декорации, текстиль и освещение

Как уже говорилось, стиль рококо и барокко в интерьере в определенной мере схожи. Это можно сказать про текстиль. Цвет его не столь броский и насыщенный, а вот само оформление окна выполняется аналогично – с применением многослойных штор с ламбрекенами.

  • Скатерть должна сочетаться со столовыми стульями, а правильнее сказать — с их обивкой.
  • Кровать украшают покрывалом, желательно стеганым.
  • На диваны укладывают декоративные подушки с вышивкой.

Теперь немного о предметах освещения:

  • Комната должна быть хорошо освещена. Если помещение не очень большое, то располагают одну люстру в центре комнаты, а вот если последняя имеет большие габариты, то можно разместить и две, и три;
  • Лампы должны имитировать свечи;
  • Цвет люстры обычно золотой или бронзовый;
  • На стенах располагают бра, подсвечники, причем последние, как правило, носят декоративный характер;
  • На столах, тумбах расставляют светильники.

Исторические стили – неисчерпаемый источник для создания интересных и выразительных интерьеров помещений. Гостиная в стиле рококо – один из примеров яркого и насыщенного оформления пространства комнаты, в которой сочетаются роскошь дворца и изящная утонченность.

Легкий, игривый рококо возник во Франции при Людовике XV и украсил собой весь XVIII век. Рококо – это уход в мир фантазий и грез, интриг и чувственности, хрупкости и манерности.

Эмоциональная заразительность этого стиля позволила ему подчинить себе все виды искусства, проникнуть во внутреннее пространство дома и даже стать выражением определенного образа жизни.

В отличие от предшествующего помпезного и напыщенного стиля барокко рокайльный стиль жизнерадостен и приветлив. Ему присущи:

  • пристрастие к изысканным и причудливым формам;
  • утонченность;

  • грациозность;
  • атмосфера приватности и изощренной чувственности;

  • интимность;
  • затейливость;

  • импровизация;
  • пасторальность;
  • восточные (китайские и японские) мотивы;
  • камерность.

Рококо характеризует настроения, царившие в придворных и аристократических кругах почти всех европейских стран в XVIII веке: капризность, интриги, стремление к удовольствиям и удовлетворению малейших прихотей, всепоглощающее веселье.

XVIII век закончился для французской аристократии довольно печально: многие из них сложили головы (причем в буквальном смысле) у подножия революционной гильотины. Однако рококо выжил и до сих пор радует своим изяществом, легкостью и игривостью.

Интерьеры в стиле рококо отличают:

  • причудливые и изысканные линии;
  • обилие декора: вытянутых и грациозных колонн, затейливого лепного орнамента из раковин, завитков, маскаронов, арабесок, цветочных гирлянд;

  • атмосфера комфорта и уюта;
  • сочетание пастельных светлых тонов с белоснежными и позолоченными деталями;

  • большое количество безделушек и мелких предметов;
  • обилие зеркал в великолепных золотых рамах;

  • наличие богато декорированного камина, где на каминную полку устанавливают канделябры, фарфоровые статуэтки и другие безделушки, а над камином уместно большое зеркало в позолоченной раме;
  • легкая, светлая, изящная мебель с изгибами, закругленными углами и позолотой, туалетные столики с зеркалами и множеством ящичков, секретеры и бюро с потайными отделениями, канапе, шезлонги, глубокие кресла с приставными пуфиками, кушетки, мягкая мебель располагает к неге и приятному отдыху.

Интерьер в стиле рококо демонстрирует роскошь и богатство отделки, однако вместе с тем в нем уютно и комфортно.

Гостиная комната в стиле рококо предназначена для светских бесед в доверительной атмосфере, приятного времяпрепровождения с близкими родственниками и друзьями.

Весь интерьер комнаты должен располагать к откровенности, создавать условия для тесного, приватного общения. Большую роль в этом играет правильно расположенная мебель.

Важно! Мебель в гостиной должна размещаться небольшими группами в разных частях комнаты и создавать своеобразные центры притяжения.

В такие группы входят стол, диван, канапе, кресла или стулья. Все вместе они составляют единую композицию. Таким образом в гостиной можно организовать несколько комфортных мест для тесного общения. Но такая расстановка мебели возможно только в просторном помещении.

Гостиная в стиле рококо должна быть светлой и просторной.

В цветовой палитре нужно отдавать предпочтение пастельным светлым тонам и цветам:

  • белому;
  • розовому;

  • светло-зеленому;
  • голубому;

  • перламутровому;
  • жемчужному;

  • нежно-лиловому;
  • лавандовому;

  • светло-фиолетовому;
  • золотисто-желтому;

  • кремовому;
  • кофейному;

  • фисташковому.

Огромную роль в декоративной выразительности стиля рококо играет позолота. Она присутствует практических во всех элементах украшения.

Совет: нужно помнить, что хотя рококо роскошный и великолепный, следует соблюдать меру и не превращать гостиную в музей.

В отделке стен используется и штукатурка, и бумажные обои. Самый дорогой вариант – обивка стен роскошной тканью, например, шелком. Удачным решением для гостиной будет создание в стенах отдельных ниш. С их помощью пространство комнаты делится, образуются интересные акценты, создается дополнительный объем. Ниши можно оттенить лепниной или обивкой другого цвета.

Очень часто стены украшают резными панелями, рельефным орнаментом, гобеленами, картинами и фресками на мифологические и пасторальные сюжеты.

Для декора потолка используют лепнину, ручную роспись античной или жанровой тематики. Посередине потолка уместна изящная люстра с лампами в виде свечей.

При отделке пола самый лучший вариант – паркет из ценных пород дерева. Возможна и керамическая плитка.

Важно! Помещение гостиной должно быть хорошо освещенным, с большими окнами.

Для этих целей в современном интерьере используются люстры, настольные лампы с большими плафонами, настенные бра, канделябры со свечами.

Окна в гостиной в стиле рококо декорируются причудливо драпированными шторами. Однако занавески не должны быть тяжелыми и массивными, загораживающими свет.

Предметы интерьера и декора

Рококо – изысканный, утонченный и праздничный стиль. При создании интерьеров в этом стиле необходимо учитывать малейшие нюансы и использовать самые изощренные приемы. Гостиная в стиле рококо должна производить впечатление пластического единства всех форм и частей комнаты, где каждый предмет занимает свое место и находится в гармоничной взаимосвязи с другими вещами.

Ключевой элемент гостиной – небольшой камин, отделанный природным камнем. На каминной полке демонстрируются статуэтки, вазы, часы и другие предметы декора.

Еще одна выразительная примета стиля рококо – большое количество разнородных вещей и деталей, составляющих единое целое. Среди предметов интерьера и декора в гостиной в стиле рококо обязательно должны быть:

  • картины;
  • фарфоровые изделия;

  • вазы с цветами;
  • шкатулки и другие предметы, стилизованные под эпоху рококо;
  • большие зеркала в золоченых резных рамах;
  • обилие свечей;

  • роскошный текстиль;
  • причудливые ширмы;
  • предметы в восточном стиле.

Особый акцент в оформлении гостиной в стиле рококо ложится на мебель. Она должна быть светлой, легкой и изящной, с гнутыми тонкими ножками.

На заметку! Аутентичная мебель изготавливалась из ценных пород дерева, отделывалась дорогими тканями – шелком, парчой.

Ее украшали резьбой и позолотой, бронзовыми накладками. Образцом мебели в стиле рококо служит мебель, созданная выдающим мастером Томасом Чиппендейлом. Ее отличает сочетание элементов французского и английского рококо с мотивами, позаимствованными из Китая.

Среди обязательных предметов меблировки гостиной комнаты в рокайльном стиле должны быть небольшие диваны, канапе, кушетки, кресла, маленькие столики.

Для оформления интерьеров в стиле рококо требуются большие усилия и значительные финансовые вложения. Чаще всего в таком стиле создают гостиные в особняках и больших загородных домах.

Мне нравится

Рококо - стиль неисправимых романтиков, отдающих предпочтение утонченности, изысканности и некоторой женственности в оформлении интерьеров. Стиль рококо прошел долгий путь изменений, начиная с 18 века по наш день, однако основные его черты такие, как элегантность, сочетание большого количества декора с высокой функциональностью, атмосфера уюта и тепла сохранились до сих пор. Интерьер рококо – это феерия праздника, карнавал. Стиль собран из множества различных деталей, которые в свое время заимствовались у других стилей и народностей.

Уникальность стиля рококо

Роскошный и эксклюзивный стиль рококо не особо подходит для оформления квартир, его законное место в большой загородной вилле, с множеством просторных светлых комнат. Уют и комфорт, созданные множеством деталей, а также неимоверная красота и элегантность оформления привлекут в дом гостей, которые обязательно оценят утонченный вкус хозяев и их успешность.

Цветовая гамма

Стиль рококо в интерьере отличается спокойными пастельными тонами. Чаще всего это приглушенные оттенки нежно-розового, бежевого, светло-голубого, мятного и персикового . В основном интерьеры рококо однотонные, контрастные расцветки не используются, хотя в современных вариациях стиля все чаще стали использоваться черно-белые оформления. Яркости интерьерам добавляет позолота, которая используется в декоре практически всех элементов оформления.

Потолки и полы

Потолок в стиле рококо – это, несомненно, произведение искусства. Обычно в рококо стены незаметно переходят в однотонный потолок, который украшают оригинальной лепниной с позолотой или просто белой. Богато и удивительно красиво смотрятся потолочные фрески. Дополняется оформление потолка большой хрустальной люстрой с множеством плафонов.

Для отделки полов в помещениях в стиле рококо обычно используются натуральные деревянные и мраморные материалы, а также плитка и керамика. Отдельное внимание стоит уделить блеску полов, который является одной из характерных деталей стиля рококо. Довольно широко используются напольные ковры ярких и красочных расцветок.

Оформление стен

Интерьер в стиле рококо не имеет углов. Вместо них можно увидеть изощренные закругленные линии, поэтому чаще всего стены отделены от потолка различными горизонтальными орнаментами или элементами лепнины. Для отделки стен используются обои из ткани различной фактуры с цветочными орнаментами. Встречаются и крашеные стены с добавлением шелка и глянца для большего блеска.

Мебель

Мебель в интерьере рококо обязательно с ноткой женственности: округлые формы, волнообразный декор, выгнутые ножки кресел и диванов и нежная расцветка спокойных тонов. Все предметы мебели не очень габаритные, однако, достаточно удобные. Широко используются различные скамейки, маленькие диванчики, кушетки, также интерьер рококо не обходится без передвижных ширм. Они не только играют роль декоративного элемента, но и визуально разграничивают пространство. Также характерны секретеры, комоды, маленькие журнальные столики, предназначенные для одного предмета декора, например, вазы или сувенирной статуэтки (столик-геридон), небольшие шкафчики для хранения бумаг (картоньерки), туалетные столики с откидными крышками.

Нельзя не упомянуть и мебельный декор. Резьба по дереву в рококо не слишком актуальна, здесь используются специальные накладки с различными узорами и резьбой, которые покрываются краской бронзового цвета. Чем больше и богаче украшена мебель, тем лучше.

В качестве обивки используются ткани пастельных тонов с цветочными узорами, в клетку и полоску, с восточными мотивами. Наиболее характерными являются натуральные ткани с глянцевым блеском.

Главным фактором при выборе мебели в интерьер в стиле рококо должен быть комфорт. Не смотря на красоту и оригинальность, она должна помочь расслабиться и отдохнуть.

Элементы декора и аксессуары

Основной материал, из которого изготовлена основная масса декора в рококо, это, несомненно, китайский фарфор: вазы, статуэтки, элементы посуды. Помимо этого оформление в стиле рококо предполагает использование напольных часов, канделябров, покрытых позолотой, больших картин в массивных рамах.

На диванах и креслах всегда много подушек, разных размеров и расцветок. Окна обязательно оформляются шторами из плотных массивных материалов с вышивкой и золотистой бахромой.

В современном стиле рококо популярным стала установка в гостиной или кабинете аквариума с рыбками.

Дом в стиле рококо

Изначально стиль рококо предназначался для больших помещений с высокими потолками и достаточно большими окнами. Однако в современном дизайне он применяется и в квартирах стандартных малогабаритных размеров .

Основными элементами гостиной в стиле рококо является камин, выполненный из мрамора. Обычно его заставляют различными элементами декора: статуэтками, сувенирами, свечами. В интерьере должно быть много мебели: столиков, диванов, кресел, пуфов для приема большого количества гостей. Часто гостиную делят на зоны, сохраняя общую целостность. Особое внимание стоит уделить освещению. Света должно быть много, поэтому помимо большой люстры используются различные бра и настенные светильники. Отличным решением будет установить в гостиной рояль.

Спальня в стиле рококо оформляется исключительно в светлых пастельных и чаще всего теплых тонах. Посередине помещения устанавливается большая кровать с оригинальной спинкой, украшенная красивым массивным балдахином из легких тканей. Здесь также используется множество элементов декора: позолоченная лепнина, роспись, чаще всего мифологическая, множество мелких безделушек. Обязательным в спальне считается присутствие дамского столика с зеркалом.

Особенностью стиля рококо является то, что он может использоваться подетально, что в современном дизайне интерьеров используется достаточно часто. Он гармонично впишется в любой интерьер, поэтому любим многими дизайнерами. Как смотрите на то, чтобы обновить свой дом элементами стиля рококо, возможно, вы уже это сделали? Поделитесь с нами в комментариях.

Если переводить с французского название стиля рококо в интерьере, то дословно оно означает «россыпь камушков и ракушек» – воображение так и рисует миниатюрные завитушки, в обилии укрывшие предметы интерьера.

Асимметрия и одновременно динамика – в пастельной палитре с преобладанием розового, желтого, голубого и зеленого с обязательными вставками белого и золотого. На незапланированную яркость имеют право только флористические орнаменты, предпочтительно китайские.

Грация и изыск требуются во всем, вещь просто не имеет права быть недостаточно ажурной. Обитателям апартаментов в стиле рококо близко ощущение вечного карнавала, будуарной игривости с эротическим подтекстом.

Стиль рококо в интерьере – чуждость серьезности

Мелкие завитушки, рассыпанные по всему помещению, и золотые волны лепнины призваны настраивать на праздничный лад. Чем сложнее и затейливее формы, чем больше пухлых амуров и игривых сувениров – тем глубже соответствие стилю.

  1. Стиль рококо в интерьере предпочитает тканевые обои, даже окрашенную стену имеет смысл украсить драпировкой из ткани с мягким глянцевым блеском.
  2. Текстиль должен быть представлен в большом количестве – с золотым и кремовым оттенком, продолжающий лепные элементы. Возможна сюжетная роспись.
  3. Потолок пастельный, однотонный, возможно – в продолжение стен – узорчатый.
  4. Между стеной и потолком устроим падугу – округлый переход, декорированный орнаментом.
  5. Пол – деревянный (паркет) либо из керамической плитки, имитирующей мрамор. Эффект белизны и золота усилит доведение напольного покрытия до глянцевого блеска.

Мебель и аксессуары стиля рококо

Рококо свойственны небольшие габариты. Утонченно оформленная мебель располагает к неге – шезлонги, бержеры (двойные диваны), кресла, диванчики и канапе, кушетки и скамейки собранны группками, что подчеркивает их хрупкость.

  1. Ножки столов и стульев – изогнутые, обивка мягкой мебели – на флористическую тематику, в виде гирлянд, цветочных сетей, с обязательными бронзовыми нитями.
  2. Секретеры – небольшие, обязательны картоньерки – небольшие шкафчики для бумаг на ножках, геридоны – миниатюрные столики для одной статуэтки либо пепельницы.
  3. В спальне особое внимание уделяется ажурному оформлению кровати. Фасад комода, размещенного в спальне, также отличается филигранным оформлением.

Стиль рококо в интерьере – находка для людей, обожающих мелочи. Вазочки и шкатулки, фарфоровые статуэтки и шелковые подушечки, подсвечники и декоративные светильники не окажутся слишком многочисленными – при условии их соответствия выбранной эпохе.

Супницы, шоколадницы и столешницы часто изготавливают из серебра.

Еще одна важная деталь - настенная роспись или живопись.

Окна уместно украсить ламбрекенами, а кровать – королевскими балдахинами.

Сложность ажурных форм в сочетании со светлыми красками обеспечивают праздничное настроение.

Освещение

Комнаты украшают роскошными люстрами и бра. Чтобы передать всю куртуазность стиля для освещения выбирают свечи в канделябрах. Конечно, в настоящее время их разумнее заменить стилизованными светильниками.

Канделябры ставят на столики или вешают между зеркалами.

Цвета

Стилю рококо характерны нежные и мягкие оттенки: светло-голубой, белый, бледно-розовый, бежевый, фисташковый, светло-зеленый и, конечно, золотой.

Рококо – это утонченный, но при этом королевский стиль, насквозь пропитанный чувственностью и романтизмом. В идейной основе стиля лежат женственность, молодость, иллюзорный мир и бегство от реальности.

Рококо в интерьере - фото

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста