Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Могила Канта в Калининграде. Надпись на могиле Канта

Магистр Тевтонского ордена счел новый собор слишком похожим на крепость и остановил строительство до тех пор, пока церковные власти не обещали придать будущему храму исключительно культовый вид. На северной стороне собора можно увидеть уступ в месте, где кладка переходит с толщины 3 метра на меньшую - до 1,28 метра. Пришлось облегчить и фундамент. Образ собора отвечает планировке орденских церквей с трехнефной церковью для мирян и однонефным хором для рыцарства, но без подземной часовни. Сгоревшие в XVI веке башни были отстроены заново в стиле Возрождения. На квадратном основании южной башни появилась надстройка с 12 углами, позже увенчанная шпилем.

Часы на башне собора, несмотря на средневековый вид, самые точные в Калининграде, с современным механизмом и спутниковой связью.

Слабость фундамента не позволила поднять башни на задуманную высоту, и здание стало опасно проседать. Северная башня отклонилась на 45 сантиметров от оси и немного напоминает знаменитую Пизанскую. Внутренний интерьер нефов к 1400 году украсили фрески со сценами из Священного Писания. Главное впечатление, которое и сейчас производит собор, - бесконечный простор, и это отличает его от стремящихся ввысь соборов поздней готики. Длина здания составляет 88,5 метра, высота башни со шпилем - 50,75 метра, а ширина - 30,2 метра. «Здешняя кафедральная церковь огромна, - писал в дневнике российский историк Н.М. Карамзин. - С великим примечанием рассматривал я там древнее оружие, латы и шишак благочестивейшего из Маргграфов Бранденбургских и храбрейшего из рыцарей своего времени. Где вы, думал я, где вы, мрачные веки, веки варварства и героизма? Бледные тени ваши ужасают робкое просвещение наших дней...»

В 1511 году Великий магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский освободил Пруссию от власти папы римского и принял лютеранство. Перемены ожидали и Кафедральный собор. Он был передан городу Кнайпхофу, а в 1560-м -университету Альбертина. Герцог Альбрехт похоронен в Кафедральном соборе, почти вся восточная стена была занята роскошной эпитафией по образцу итальянских надгробий расцвета Возрождения. Сейчас от монументального памятника сохранился только архитектурный каркас. В северной части алтаря в 1588 году было основано захоронение профессоров Кёнигсбергского университета. Большая часть из ста надгробий и эпитафий не сохранилась, но оставшиеся бережно реставрируются. В 1804 году у северо-восточного угла собора обрел последнее пристанище великий немецкий философ Иммануил Кант.

Собор в военное время

В августе 1944 года, после налетов 600 бомбардировщиков английской авиации, остров Кнайпхоф был практически разрушен. Стены собора устояли, но в пожаре погиб весь внутренний интерьер. Известно, что нацисты запретили пожарным тушить огонь. Долгие годы после войны собор был величественной руиной, в одиночестве стоявшей среди опустевшего острова. От окончательного разрушения его спасла могила Канта, считавшегося в СССР провозвестником коммунистической идеологии.

Единственная уцелевшая после налета в 1944 году статуя из Кафедрального собора - изображение графини Доротеи, супруги герцога Альбрехта - была найдена при поисках Янтарной комнаты и сейчас хранится в Музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве.

Статус памятника республиканского значения Кафедральный собор в Калининграде получил в 1960 году. В 1992-м трагические развалины были законсервированы, и начались работы по исторической реконструкции. Несмотря на повреждения и потери, собор заслуженно относится к памятникам архитектуры федеральной категории охраны.

Могила Канта

Великий философ Иммануил Кант был похоронен в 1804 году последним в профессорской усыпальнице у северных хоров Кёнигсбергского собора. В 1880-м над могилой была возведена часовня в стиле неоготики. К двухсотлетнему юбилею Канта архитектор Фридрих Ларс получил заказ на перестройку надгробия. Посещение могилы Канта разрешалось два раза в год: 12 февраля и 22 апреля - в дни рождения и смерти философа.

Помимо философии, Иммануил Кант преподавал в университете Альбертина такие необычные дисциплины, как фортификация и пиротехника.

Валленродтская библиотека

Две комнаты с росписью в стиле барокко, украшенные удивительной деревянной резьбой, на втором этаже южной башни, с 1650 года хранили знаменитую Валленродтскую библиотеку. Основанная канцлером Мартином фон Валленродом и его сыном, к ХХ веку она состояла из 10 000 уникальных книг, собранных по всему миру. Только часть редчайших томов уцелела в библиотеке университета, остальные бесценные книги погибли при пожаре собора.

Орган

В Кафедральном соборе можно посетить концерты органной музыки. Собор вновь обрел голос в 2008 году. Система из Большого и Малого органов восстановлена немецкими мастерами по довоенным чертежам с применением современных оптико-волоконных и компьютерных технологий. Декоративная часть самого большого в Европе органа украшена калининградскими мастерами филигранной резьбой и движущимися фигурами.

Задача Эйлера

Соборный мост между Альштадтом и Кнайпхофом простоял всего 50 лет после начала строительства Кафедрального собора. В городе осталось семь мостов, перекинутых через реку, омывающую остров и расходящуюся на два рукава. Можно ли прогуляться по Кёнигсбергу, пройдя по всем мостам, не заходя на любой из них дважды? Задача математика Леонида Эйлера о кёнигсбергских мостах лежит в основе теории графов, которая до сих пор помогает в изучении транспортных систем, оптимизации доставки грузов и маршрутизации данных в Интернете.

Башенка-звонница

При строительстве крыши продольного нефа в конце XVI века была обнаружена ошибка в планировке здания: башенная часть оказалась смещенной относительно центральной части. Для ее исправления средневековые строители нашли изящное решение - на месте изгиба кровли возвели маскирующую маленькую башенку-звонницу.

Нацисты раскопали могилу Канта, пытаясь измерить его череп для доказательства его принадлежности к арийской расе.

Петр I, изучая Валленродтскую библиотеку, обнаружил старинную Радзивилловскую летопись, повествующую о Древней Руси.

Руины Кафедрального собора можно увидеть в кинофильмах «Женя, Женечка и «катюша» и «Жена керосинщика».

Насквозь пропитан историей. Каждый камень здесь - достопримечательность. Средоточием всего, чем славен этот край, является столица, город Калининград. Фото, достопримечательности, перечни маршрутов, описания интересных экскурсий находятся в широком доступе.

Одна из туристических Мекк

Родина Иммануила Канта является популярнейшим туристическим объектом. Богатейшая история города, основанного в 1255 году королем Чехии Пржемыслом II и магистром Тевтонского ордена фон Вертгайнтом, запечатлена в многочисленных постройках различных времен. Каждый из объектов является историческим или архитектурным памятником какой-то эпохи. Город органично соединил в себе все стили и представляет собой один из прекраснейших «музеев под открытым небом» Европы и всего мира. Поэтому карта Калининграда с достопримечательностями пользуется большой популярностью. К главным сокровищам города относятся Музей янтаря и Кирха Святого Семейства, Бранденбургские ворота и Новая Либеральная Синагога, Крестовоздвиженский собор и Нижний пруд, могила родоначальника немецкой классической философии Иммануила Канта и Храм Христа спасителя.

Визитная карточка города

Но, пожалуй, главной достопримечательностью является Кафедральный собор в Калининграде, городе, который до 4 июля 1946 года назывался Кенигсбергом. Своё название средневековый населенный пункт, возникший на месте нынешней гостиницы «Калининград», получил от одноименного рыцарского замка. У его стен образовалось поселение немецких колонистов Альтштадт (старый город), где с 1297 по 1302 год усилиями епископа Зигфрида был возведен первый кафедральный собор Кенигсберга, который был совсем невелик по размерам. И поэтому уже в 1327 году, по просьбе нового епископа Иоганна, магистр Тевтонского ордена выделяет на острове Кнайпкофе (своеобразной чертой города является его частичное расположение на островах) участок земли под строительство главной церкви.

Уникальность собора

Топкостью островной почвы и временами, когда каждый дом являл собой крепость, объясняется уникальная архитектура храма, который изначально планировался как молебный дом исключительно для рыцарей. И лишь пристройкой к однонефной части, имеющей название «Высокие хоры», трёхнефного корпуса («Нижние хоры»), церковь стала доступной для простых жителей города. Необходимо оговорить, что на Кафедральный собор в Калининграде за время его существования возлагались кроме основной и другие функции. Так, долгое время он был церковью при университете «Альбертина».

Многофункциональность главного храма

Кроме того, собор является усыпальницей значимых исторических личностей, таких как первый прусский правитель и последний магистр легендарного Тевтонского ордена - герцог Альбрехт. Фрагмент надгробия его могилы сохранился до наших дней.
Здесь нашел успокоение и Люттер фон Брауншвайт - основатель собора. Профессоров университета Альбертина, старейшего в Пруссии, хоронили тоже здесь. Последним из них был Профессорская усыпальница связывает собор с университетом, который славен еще и своей Валленродской библиотекой, представляющей собой уникальное собрание старинных рукописей и свитков.

Рожденный вновь

Надо ли говорить о том, что, находясь в самом центре Европы, Кафедральный собор в Калининграде неоднократно захватывался противоборствующими силами, разрушался, горел и перестраивался. После бомбёжки союзников (английская авиация) в 1944 году, разрушившей все несущие конструкции и перекрытия, храм, как и весь Кнайпкоф был уничтожен. Сохранились немногие стены собора, некоторые подземные помещения. Уничтожен был и старый орган, отреставрированный в 1905 году. Сам храм был полностью восстановлен лишь в 1992 году. Появился у него и новый орган. В наши дни музыкальный комплекс собора, состоящий их двух органов (большого и малого), не имеет аналогов. Он крупнейший в Европе. Достоинство и уникальность комплекса - возможность игры на двух инструментах одновременно. Большой орган является самым крупным в России, он имеет 90 регистров. Его венчает Феникс - птица, являющаяся символом возрождения, в данном случае и органа, и собора.

Насыщенная история

Крупные разрушения, как и обширные восстановительные работы, в результате которых собор преображался или обогащался, символ города переносил и много раньше. История собора очень насыщена событиями. Для его первоначального возведения на новом месте был построен мост, названный Соборным. По нему доставлялись на остров стройматериалы от разобранной старой церкви, потому что новый храм частично возводился из них. Кафедральный собор в Калининграде сейчас недействующий, он является культурно-религиозным центром. Но в свое время он был главным католическим храмом города, а после Реформации XVI века главным лютеранским собором не только города, но и всей Пруссии.

Судьба органа тоже уникальна

На протяжении долгой жизни собор подновлялся. После первой крупной реставрации 1833 года здесь появился новый орган. (Калининград) за свою историю имел несколько этих инструментов. Первый из них был установлен в 1695 году, второй - в 1833, нынешний комплекс - в 2008. Об этом религиозно-культурном центре очень много написано, он справедливо считается символом города, его визитной карточкой. Но есть еще один кафедральный собор в Калининграде - Храм Христа Спасителя. Это православная церковь. Несмотря на свой более чем юный возраст (он освящен Алексием II 10 сентября 2006 года), собор, построенный в центре города на площади Победы, имеет свою историю и, безусловно, является достопримечательностью города. Его нижняя часть, в которой установлен переданный в дар в 1996 году «Мемельский» иконостас, является храмом воинской славы.

Храм-памятник

Германское Свято-Князь-Владимирское братство передало иконостас, созданный в годы Семилетней войны (1756-1763 гг.) в Мемеле (Клайпеде) в честь погибших русских воинов. Теперь, по предложению председателя братства господина Г. А. Рара, нижняя часть с иконостасом является храмом-памятником всем русским воинам, погибшим на территории Пруссии как в Семилетнюю, так и в Наполеоновскую, Первую и Вторую мировые войны. Главным православным храмом области по праву гордится Калининград. Христа Спасителя, выполненный в стиле Владимиро-Суздальского зодчества, высотой 73 метра, органично вписался в архитектуру древнего европейского города. Буквально о каждом объекте столицы Янтарного края можно говорить бесконечно. Но лучше увидеть красоты, которыми так богат Калининград. Фото, достопримечательности на которых изображены в самых выгодных ракурсах, являются лучшими рекомендациями к посещению города.

Самая западная территория России

Необходимо отметить, что своеобразие Калининградской области, расположенной в Центральной Европе, заключается в том, что она является полуэксклавом Российской федерации, имеющим выход к морю, но не имеющим общей сухопутной границы с РФ.

Естественно, что такое уникальное расположение добавляет к прочим ее достоинствам ореол привлекательного для многих поклонников «западного мира». И туристические агентства это учитывают. Для жителей России город Калининград-Кенигсберг полон привлекательности. Он и столица янтарного края, где пляжи периодически покрываются, как это было совсем недавно, этими драгоценными дарами моря, он и средоточие исторических и архитектурных памятников Европы. И все это находится на территории России. Для старшего поколения жителей стран СНГ Кенигсберг является одним из символов победы над фашистской Германией. Великий артист Владимир Этуш среди многочисленных воинских наград имеет и медаль «За взятие Кенигсберга». Помимо прочих достоинств, этот город является одним из символов воинской славы России.

Одним словом, много есть поводов для посещения этого необыкновенного города. Карта Калининграда с достопримечательностями позволит заранее дать определенное понятие о том, как лучше организовать свое знакомство с этим уникальным городом России, наметить для себя наиболее желанные объекты, узнать их местонахождение, наличие вблизи гостиниц, пунктов питания и наиболее удобные подъезды к ним как общественным, так и личным транспортом.

Кафедра́льный собо́р Кёнигсберга (нем. Königsberger Dom - «Кёнигсбергский кафедральный собор») - недействующий кафедральный собор, расположенный в бывшем историческом районе Калининграда Кнайпхофе, является историческим и культурным памятником. До реформации XVI века являлся главным католическим храмом города (был посвящён Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту), а затем главным лютеранским храмом Пруссии. Является одним из символов города.

Собор, построенный в стиле балтийской готики, является одним из немногих готических сооружений в России .

В настоящее время службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и концертов.

Строительство собора

Кафедральный собор был выстроен на острове Кнайпхоф, возведенном 6 августа 1327 года в ранг города хохмайстером ордена Вернером фон Урселем. Впервые собор упоминается в летописях 13 сентября 1333 года – эта дата считается днем его основания. План собора составлен епископом Иоханесом Кларе. Первоначально предполагалось строительство собора-крепости, но магистр ордена Лютгер фон Брауншвейг отверг этот план. При строительстве высота стен собора составляла 24 кульмских локтя (6,91 м), глубина фундамента – 4 м. Первоначально собор был выстроен без башен, как и все храмы ранней готики, с оголенными, тяжелыми стенами, покрытыми серой штукатуркой с голубыми полосами вокруг окон. Позже к собору пристроили башни с двускатными крышами. В северной башне повесили колокол весом 4,2 тонны, дали ему имя Иоханес в честь епископа строителя собора. Продолжал строительство епископ Барталамеус, в основном за счет денег, полученных от продажи индульгенций. Постройка была закончена в 1380 году.

Собор во времена Тевтонского ордена

Северная часть собора, обращенная к Королевскому замку, была пышно отделана. Тихий свет лился из стрельчатых окон, своды были легки и торжественны, розовые и пурпурные оттенки царили вокруг. Стены украшали многочисленные фрески: гербы рыцарей, сцены из жизни – ловцы рыбы, корабли, плывущие к неведомым землям, сеятели выходящие в поле… Фрески, разделенные красными и черными линиями, славили рыцарей, побеждавших в своих походах язычников. Были и гербы тех, кто вставал под орденские знамена – рыцарей из Бельгии, Англии, Франции, Голландии и Польши. Изображать гербы на стенах собора было престижно, цех кенигсбергских художников постоянно обновлял настенные росписи. Когда все стены были заполнены, стали делать рисунки на деревянных щитах и вывешивать их в храме. Имена художников почти не известны. Упоминаются «Петр-художник», «Готфрид-художник», Гизебрехт, Томас, позже многочисленные художники школы знаменитого Дюрера. Благодаря их росписям, собор был не только храмом, но и своеобразным музеем покорения Пруссии.
Имя создателя первого органа для собора неизвестно, упоминается лишь, что за работу он получил 4 марки на покупку плаща.

Собор во времена герцогства Пруссия

При Альбрехте фон Бранденбург в сентябре 1523 года личный посланник Мартина Лютера Иоганн Брисман провел первую лютеранскую проповедь в Кафедральном соборе. Эту дату считают началом реформации в Пруссии. В 1525 году орден был упразднен, и образовано первое в Европе протестантское государство – герцогство Пруссия. Рядом с собором было возведено здание кенигсбергского университета - Альбертина. На южной башне вместо двускатной крыши установили двенадцатиугольный шпиль, который венчала сирена-русалка. Там же были смонтированы часы с часовым колоколом. 10 мая 1528 года собор закрепили за Кнайпхофом, позднее передан университету. 6 октября 1591 года в соборе установили алтарь. Перед алтарем было возведено распятие, Христос как бы парил над капителью, возвышаясь до самого свода. В центре алтаря восседал Бог-Отец, за ним – изваяния святых – фигуры Моисея и Иоанна Крестителя. Выполнен алтарь был из позолоченной меди. Историки утверждают, что в его создании принимал участие Карнах-младший. За алтарем располагался клирос. Подле него все знатные люди города стремились увековечить свои заслуги и достоинства своих родов и предков, множество эпитафий на плитах говорили прихожанам о прошлом. В соборе находились усыпальницы князей и знатных рыцарей, а также богатых людей более низких сословий. В центре клироса был захоронен Лютгер фон Браушшвайг (Людерус Брауншвейгский) – один из главных создателей собора. По завещанию над его могилой должна была постоянно гореть свеча. Однако впоследствии место захоронения фон Брауншвайга было затеряно, и лишь в 19 веке нашли остатки надгробья, служившие плитами для пола.
Залы собора время от времени перестраивались. В 1524 году убрали стоящие у колонн алтари, их перевезли в другие кирхи Пруссии. В восточной стороне здания воздвигли памятник Альбрехту. 10 марта 1544 года сгорела башенная часть собора (восстановлена через 8 лет). В 1562 году, вымостив «Соборный двор», университет получил право на погребение членов своего совета и их домочадцев в Кафедральном соборе. В 1620 году на втором этаже башенной части расположилась церковная библиотека, а через 30 лет прусский канцлер Мартин фон Валленродт создал библиотеку светскую, которая с 3000 томов возросла к концу 19 века до 21000 томов. В 1694 году в соборе установили орган Маинаса Обруха, который имел «10 мехов и свыше 60 голосов». Был в соборе и меньший орган, созданный мастером Шеренбергером. В 1728 году большой орган заменили еще более мощным. Построил его мастер Иоганн Мозенгель. В 1804 году в соборе похоронен И. Кант (последнее захоронение в профессорском склепе). В 1807 году собор пережил нашествие наполеоновских солдат, использовавших его как военную тюрьму, госпиталь и конюшню. В 1810 году были снесены фамильные усыпальницы у стен собора – не нашлось денег на их ремонт, разрушены и частично убраны статуи, украшавшие надгробья, плиты с эпитафиями зачастую использовали для покрытия пола. 17 января 1817 ветром была разрушена кровля здания.

Собор во времена Германии

В 1880 году была сооружена часовня Канта, ее снесли в 1924, а вместо ее по проекту архитектора Ларса возвели колоннаду Канта, сохранившуюся до сих пор.
Сильная осадка стен (к нашему времени 1,67 метра) и колонн требовали работ по их укреплению. В 1903-1907 годах была проведена наиболее крупная реконструкция собора. Работы вел хранитель Кафедрального собора Рихард Детлефзен. С западной стороны башенной части уложили бетонную плиту со стальными балками, которые крепились к существующей кирпичной кладке, что увеличил площадь опоры стен. Детлефзен убрал штукатурку, что позволило устранить дефекты кирпичной кладки. При этом, лишившись покрова, открылись старинные фрески.
В августе 1944 года, во время бомбардировки, в соборе вспыхнул пожар, хотя непосредственно на здание ни одна бомба не упала. Была уничтожена вся кровля, внутренняя отделка, погибли находившиеся в соборе произведения искусства. Не пострадала только могила Иммануила Канта.

Первоначальные работы по очистке и консервации руин начались в 1972 – 1974 годах. Была также благоустроена прилегающая территория, посажены деревья. Под нажимом партаппаратчиков в 1974 году работы были прекращены. Многочисленные комиссии дали заключение, удобное тогдашним властям – «собор не представляет исторической ценности».
Новая попытка реконструкции была принята в 80-е годы. Проекты предусматривали устройства в соборе кинотеатра или концертного зала. Работы велись по консервации руин, частичному закреплению стен, закладке окон, что способствовало предотвращению дальнейшего разрушения.
В 1992 году создана государственная фирма «Кафедральный собор», главной задачей которой ставилось сохранение и восстановление собора. Работы по реконструкции начались в 1995 году и продолжаются до сих пор. За основу проекта взяты чертежи собора после реконструкции 1903 – 1907 годов. Производится ремонт и восстановление эпитафий, закончено строительство башенной части и возведение кровли (1999), установлены часы на южной башне. В башенной части открыта музейная экспозиция, посвященная истории Кафедрального собора, предполагается возрождение библиотеки Валленродта. Несмотря на определенные успехи, реконструкция Кафедрального собора вызвала ряд критических оценок со стороны историков и краеведов. Впрочем, и ряды сторонников реконструкции также достаточно велики.

Иммануил Кант был похоронен в «профессорской усыпальнице» Собора в 1804 году и стал последним похороненным в нём человеком. В 1880 году над могилой Канта была возведена часовня в стиле неоготики, которая к концу Первой мировой войны (1918) находилась в весьма плачевном состоянии.

К 200-летнему юбилею Канта (1924) на месте старой часовни по проекту Фридриха Ларса было возведено новое сооружение, выполненое в виде открытого колонного зала и разительно отличающаяся по архитектурному решению от самого Собора. Внутри зала стоит каменный гроб, который однако является кенотафом, то есть останков Канта в нём нет, они покоятся глубже. Деньги на строительство были пожертвованы Хуго Стиннесом.

Могила Канта была отреставрирована в 1996 году, в числе первых работ по восстановлению Собора.













У каждого города есть свой архитектурный «символ». Например, при слове «Москва» перед глазами встает Спасская башня, Храм Василия Блаженного. Петербург ассоциируется с Петропавловской крепостью и Исаакиевским собором. Рязань - это Успенский собор иколокольня в Рязанском кремле. Продолжать играть в ассоциации можно бесконечно, но лично у меня со словом «Калининград» всегда «всплывает» картинка: величественный Кафедральный собор на острове Канта . Именно к нему мы и отправились в третий день нашего путешествия после .
Кафедральный собор находится на острове Канта (ранее этот район города назывался Кнайпхоф), со всех сторон его омывают воды речки Преголя. Естественно, Кнайпхоф был застроен и весьма плотно, домиками, но та архитектура до наших дней не дожила (а жаль, интересно ведь погулять по средневековому городу!), после бомбежки все эти домики были превращены в руины, даже собор был отреставрирован только в 90-е годы прошлого века. Сейчас в соборе расположены музеи (http://sobor-kaliningrad.ru/rus.html), но мы пришли слишком поздно, и просто погуляли по острову. Но пора возвращаться к самой прогулке.

Реклама — поддержка клуба

От , где мы жили в Калининграде, до собора было не такое уж большое расстояние, всего-то 1.3 километра. Естественно мы пошли пешком вдоль шумного Ленинского проспекта.
Первое, на что я обратила внимание на прогулке, была гостиница "Калининград" (http://hotel.kaliningrad.ru/kaliningrad/). Как там внутри – не знаю, не была, но жить я бы в ней точно не хотела: не люблю гостиницы вдоль шумных магистралей, а здесь пересекаются сразу две - Ленинский проспект и улица Шевченко. И даже близкое расположение острова Канта, для меня этот минус не сгладит.

Через перекресток от нее располагается другой отель - "IBIS Калининград центр" . Проблемы у него всё те же - шумные улицы Ленинский и Московский проспекты.

Но оставим отели, а вернемся к достопримечательностям Калининграда. Первая из них – "дом Робот", недостроенный Дом советов на месте рва разрушенного замка. Странно видеть такую пустующую махину в самом центре города, но зато для нас она служила прекрасным ориентиром, точно не заплутаешь в поисках острова Канта или Музея океана. Направление всегда видно.
Вот "робот" виден с нашей террасы.

А это дом «в живую».

Осмотрев «робота», двинулись в сторону острова. И тут не могу не отметить доброжелательность жителей Калининграда. Дело в том, что первый спуск с моста мы прошли, вернее Светлана предложила идти дальше. На шее болтаются фотоаппараты, видно, что мы туристы. Девушка, пробегавшая мимо, вдруг разворачивается, подходит и объясняет, что спуститься лучше здесь, а то дальше дороги нет. Вот так просто человек заметил «чужаков», то, что они идут не правильно и не поленился вернуться и помочь. Приятно. Ну а мы всё-таки найдя правильную дорогу, спустились на берег реки и увидели красавец собор. Вот за такие набережные с прекрасными видами я и влюбилась в Калининград!



В конце набережной, через дорогу не смогли не обратить внимание на ещё одну достопримечательность - Памятный знак морякам-балтийцам, катер как будто рассекает волны, выполняя свою нелегкую службу в Великой войне.

А затем нас ждала еще одна фишка Калининграда – Рыбная деревня (http://www.pfcompany.ru/projects/lighthouse/). Конечно же, это новодел, но такой симпатичный новодел, переносящий нас в эпоху немецкого Кёнигсберга. В Рыбацкой деревне расположены гостиницы, рестораны, и, конечно же, видовой Маяк. На площадку маяка можно было подняться, но если честно, у нас уже не было сил ни на маяк, ни на кораблики, швартующиеся около него, так что решили ограничиться любованием со стороны острова.



Дальше наш путь лежал к Кафедральному собору.
Если честно, то побывать на острове мы должны были в воскресенье на фестивале "Территория мира", но авиакомпания спутала все наши планы. Но вечерний остров и без фестиваля был интересен, и не только собором, но и Парком скульптур. Например, как Вам такая скульптура?

Или вот такие?

Так же на острове есть памятник Максиму Горькому.

И памятник Пушкину.

Но моим фаворитом стала вот такая необычная композиция.

и памятник герцогу Альбрехту, который в 1544 году открыл университет в Кёнигсберге.

Так же около собора находится могила Канта.

Всех этих великих людей объединяет Кёнигсбергский университет, старейший университет Пруссии. Но судьба его печальна, отметив свое четырехсотлетие 17 августа 1944, буквально через две недели университет лишился практически всех своих построек во время бомбардировки, и на этом его славная и долгая жизнь закончилась.
Но вернемся к собору. Годом основания собора считается 1333 года. Помимо «духовных» функций в соборе так же хоронили наиболее уважаемых горожан, и до сих пор снаружи и внутри можно увидеть надгробия и эпитафии. Могилы Юлиуса Руппа и Канта я Вам уже показала, а теперь хочу обратить внимание на другие «таблички», красиво ведь написано.

Рассказ с фото о самом «сердце» старого Калининграда — острове Канта, образованном рукавами реки Преголя, и недавно восстановленном Кафедральном соборе города.

Тем, что у нас есть возможность полюбоваться Кафедральным собором Калининграда , мы обязаны прежде всего Канту – а точнее, его могиле, расположенной тут же на острове Канта рядом с собором. А если еще точнее – тому уважению, которое питал вождь мирового пролетариата к знаменитому кенигсбергскому мыслителю. Не упоминай в своих речах и трудах Ленин Канта столь комплиментарно, сердце Старого Калининграда — остров Канта, он же Кнайпхоф — в наши дни выглядело бы совершенно иначе, и для того были самые веские основания. 20 августа 1944 года англичане начали трехдневную бомбардировку Кенигсберга, итогом которой стало полное уничтожение Кнайпхофа: в огне погибли и Королевский замо к, и тройной Старый город — Альштадт , Лебенихт и Кнайпхоф – а от знаменитого Кафедрального собора к маю 1945 года остался лишь обугленный остов. И взорвали бы его победители – у себя дома мы и совершенно целые церкви взрывали – но кто-то вовремя вспомнил о Ленине и Канте. Так что участь прочих построек Калининграда, которые были разобраны на стройматериалы, а затем совершенно справедливо баржами отправлены в многострадальный Ленинград, чтобы быть использованными при его восстановлении, не постигла: его решено было оставить как есть – дескать, пусть потомки разбираются со всеми этими болтунами Кантами, у советских оккупационных властей в то время своих забот было выше крыши. Тогда, сразу после победы над Германией, еще не было окончательного решения о дальнейшей принадлежности Восточной Пруссии и Калининграда-Кенигсберга, и победители стремились вывезти в СССР абсолютно все, что могло пригодиться при восстановлении разрушенных немцами советских городов. После окончания войны вплоть до начала перестройки Кафедральный собор являл собой огромные и постепенно разрушающиеся руины, власти Калининграда считали его «символом прусского милитаризма» и не имели совершенно никакого желания его восстанавливать. Реставрация Кафедрального собора началась лишь в 90-х годах прошлого века, причем бо льшая часть работ проходила на немецкие деньги, что одобрялось в Калининграде далеко не всеми: широко было распространено мнение, что это лишь первый шаг к «ползучей германизации».

Старый Калининград: остров Канта

В настоящее время небольшой островок, образованный рукавами реки Преголя , носит имя Иммануила Канта, основателя и одного из самых ярких представителей немецкой классической философии, хотя до недавнего времени остров в самом средоточии старого Калининграда официально назывался Центральным . Имя Канта ему дали из-за расположенной на нем могилы великого мыслителя.

Когда-то это место называлось Кнайпхоф и одна его половина принадлежала епископу, а во второй было позволено селиться простым горожанам. Причем с этим разделением связана интересная история. Восточная Пруссия в те времена была краем «цивилизованного мира» и все новости из Европы сюда приносили гонцы. Так вот, для того чтобы попасть в замок или к епископу, они должны были миновать ту половину Кнайпхофа, где жили горожане. А те придумали их перехватывать по дороге, кормить (а главное, покрепче поить – чтобы гонец лишь на следующий день был в состоянии доползти до пункта назначения) и таким образом узнавать важные новости раньше властей. Например, если гонец нес в замок весть о неурожае, горожане, заранее об этом узнав, резко поднимали цены на зерно и муку – и так далее. Так что уже в те времена миром правила информация.

Кроме Кафедрального собора и большого парка, в наши дни на острове ничего нет, но так было далеко не всегда: когда-то островок был районом Кенигсберга по имени Кнайпхоф и имел весьма плотную жилую застройку — по состоянию на 1939 год на острове было 304 дома и 28 улиц, а проживало там 20 тысяч человек — полностью уничтоженную британскими бомбардировщиками.

Самая главная достопримечательность острова Канта помимо недавно восстановленного Кафедрального собора – это, конечно же, могила знаменитого философа:

Могила Канта

Официально «беспокойный старик Иммануил» (по определению Булгакова) считается последним, кого похоронили в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора Калининграда в 1804 году – но могила философа расположена не внутри здания, а возле него. Видимо, это отражение непростых взаимоотношений великого кенигсбержца с церковью: с одной стороны, независимые взгляды и суждения Канта не допускали его погребения внутри собора, а с другой – тот же Кант утверждал, что религия без церкви немыслима. Опять же, именно Кант с позиций разума и логики «разрушил» пять доказательств Бытия Божия – но он же сформулировал шестое «доказательство Канта».

Канту, сыну простого шорника и домохозяйки, родившемуся 22 апреля 1724 года и позднее ставшему всемирно известным философом, и после смерти не суждено было обрести покой: его могилу то разрушали (например, солдаты Наполеона), то восстанавливали, то просто переносили с места на место. В музее Кафедрального собора есть интересная картина, иллюстрирующая «обретение» черепа Канта во время очередных раскопок.

В 1880 году над могилой Канта была установлена неоготическая часовня, которую в 1924 году, к 200-летнему юбилею Канта, заменили на колоннаду с тринадцатью розовыми порфировыми колоннами; причем новое сооружение разительно контрастирует по своему облику с самим Кафедральным собором.


Внутри колоннады установлено каменное надгробие, которое является кенотафом — то есть останков Канта под ним нет, они покоятся глубже.

На последнее прибежище великого философа взирает бронзовый герцог Альбрехт , основатель университета «Альбертина» (кстати, основать университет герцогу посоветовал Мартин Лютер), чьей усыпальнице повезло меньше, чем собору – то, что от нее осталось после боев за город, сейчас выставлено внутри Кафедрального собора.

Статуя герцога Альбрехта

Собственно, и статуя герцога не является оригинальной: она была установлена в 2005 году в честь 750-летия Калининграда. Первоначальную версию работы скульптора Иоганна Фридриха Ройша от переплавки спасти не удалось, а жаль: она была примечательна как минимум руками герцога — как известно, натурщика для статуи Альбрехта Ройш нашел в кенигсбергском порту. Как результат, статуя аристократа, редко поднимавшего в своей жизни что-то тяжелее фарфоровой чашки, имела мощные руки портового грузчика.

Между Кафедральным собором и Медовым мостом можно найти памятник Юлиусу Руппу , богослову и преподавателю университета:



И Канта, и Адальберта, и Руппа объединял Кенигсбергский университет , старейший университет Пруссии – что, к сожалению не спасло его от гибели под английскими бомбами летом 1944 года.

Кстати, неподалеку есть еще одна статуя, установленная в честь аристократа, обладавшего немалым ростом и не чуравшегося физического труда. Имеется ввиду Петр I , чей монумент красуется неподалеку от главного входа в Кафедральный собор.

Статуя Петра Первого

Петра на острове Канта установили в память о посещении российским императором дома местного губернатора Негеляйна. Самодержец навещал последнего дважды: сначала инкогнито, в составе Великого посольства 1697 года, а в 1709 году Петр с женой Екатериной заехал к старому знакомому уже открыто, возвращаясь из города Торгау, где имело место сочетание брачными узами царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской. В том самом Торгау, где спустя 236 лет состоялась «встреча на Эльбе» союзников по антигитлеровской коалиции.

Кстати, о союзниках и их вкладе в уничтожение старого Калининграда-Кенигсберга. Мстительные британцы не могли допустить, чтобы Германия была повержена Советским Союзом до того, как они сотрут в пыль несколько немецких городов в ответ на бомбардировки Лондона силами «люфтваффе». И вот, в самом конце войны около двухсот британских «Ланкастеров» постарались перемолоть в кирпичную крошку тогдашнюю столицу Восточной Пруссии, а заодно и показать советским властям (пока еще союзникам, но уже было понятно, что скоро мы станем непримиримыми соперниками) всю мощь авиации «ее Величества». Обе цели были достигнуты: старый город будущего Калининграда был серьезно разрушен, а «советы» подобное предупреждение восприняли со всей подобающей серьезностью и постарались максимально ускорить разработку советского атомного оружия и средств его доставки. И очень скоро, после Хиросимы и Нагасаки, стало ясно, насколько они были правы.

Существует и еще одна версия причин столь ожесточенной бомбардировки Кенигсберга британскими ВВС – скажем так, конспирологическая. Согласно ей, еще перед войной на острове Канта, в самом сердце нынешнего старого Калининграда, нацисты создали секретную лабораторию «Кенигсберг-13», где германские «рунические воины» проводили мистические эксперименты по созданию нового страшного супероружия, способного принести победу «расе полубогов» в войне с «ундерменшами». Ну, колдовали они там – и пусть бы колдовали, дело хозяйское, но однажды Уинстону Черчиллю доложили, что на упомянутой лаборатории нацистские мистики создали его куклу-вуду с самыми явными в отношении британского премьера нехорошими намерениями. Сэр Черчиль не отнесся к этой новости как к ерунде, а отдал приказ королевским ВВС прекратить подобные безобразия – что и вылилось в опустошительную бомбардировку прусской столицы упомянутыми «Ланкастерами». Достали ли британские бомбы ту лабораторию, так и осталось неизвестно, но четко задокументировано полное уничтожение дома губернатора (того, где некогда гостил царь Петр), городской ратуши и еще многих уникальных зданий старого Кенигсберга-Калининграда.

Кафедральный собор Калининграда

Принято считать, что строительство Кафедрального собора, посвященного Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту, началось в 1333 году – и именно эта цифра красуется на флюгере Северной башни. Когда выяснилось, что прихожане уже не помещаются в старую лютеранскую церковь, Тевтонский орден разрешил местному епископу построить новый собор на Кнайпхофе. Однако через пять лет после начала строительства (всего оно длилось восемьдесят лет) магистр ордена вызвал к себе епископа и поинтересовался, зачем тот строит на острове «еще одну крепость». Дело в том, что изначальный проект предусматривал возведение собора-крепости, ибо территория была только что завоевана орденом и располагалась на самой границе. Однако гроссмейстер ордена Лютер Брауншвейгский счел, что «незачем строить еще одну крепость на расстоянии полета стрелы от замка ордена». Таким образом, пришлось вносить изменения в проект и в дальнейшем собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. Однако и тут не обошлось без осложнений: почва на острове Канта очень неустойчивая и под фундамент церкви было забито около тысячи дубовых свай (по другим данным, сваи были из норвежской лиственницы — единственного дерева, твердеющего от воды и которое не ест короед). Во время строительства произошла усадка грунта, на главном нефе собора треснула стена, и теперь оси двух соборных башен расходятся на полтора метра. Чтобы скрыть этот дефект, на крыше собора установили еще одну «маскирующую» башенку.

Кафедральный собор Калининграда

В конце XIX века инспектор по архитектурным памятникам Восточной Пруссии осмотрел собор и с немецкой щепетильностью доложил начальству о его удручающем состоянии. К тому времени строители в Европе уже вовсю использовали бетон, и именно из этого материала изготовили специальную «подложку», которую в 1902 году поместили под фундамент здания, чтобы оно перестало погружаться в рыхлую землю Кнайпхофа (к моменту проверки Кафедрального собора инспектором усадка составила 1,2 метра). Если бы не эта подложка, вряд ли собор пережил английский налет и его остов простоял до конца прошлого века.

После своей реставрации Кафедральный собор Калининграда, возведенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одной из самых известных готических построек на территории России. В настоящее время храм не действует и службы проводятся лишь в православной и евангелической часовнях, расположенных внутри. Остальная площадь Кафедрального собора используется как музей и концертный зал.

Войдя внутрь огромного концертного зала на первом этаже, можно увидеть один из самых больших в Европе органов, на котором когда-то музицировал композитор и сказочник Гофман. Имеет смысл подняться по винтовой лестнице выше и осмотреть уникальную экспозицию музея, посвященного Канту. Во время ее осмотра можно увидеть знаменитые восстановленные витражи, купель, в которой крестили Канта и его же посмертную маску, а также надгробия и эпитафии наиболее уважаемых горожан, погребенных в стенах собора.

Билет в музей стоит 150 рублей, еще 50 рублей придется отдать за разрешение на фотосъемку. При посещении музея рекомендую взять экскурсовода (это будет стоить дополнительно 150 рублей к основной стоимости билета) – без его пояснений назначение и история многих экспонатов будет совершенно непонятны. А вот с экскурсоводом все встает на свои места и 30-минутное посещение музея превращается в запоминающееся событие. Экскурсовод подробно и интересно рассказывает от жизни Канта, создании «государства Альбертина» и о многом другом.

После войны Калининград был единственным в Союзе местом, где кинематографисты могли найти «настоящую Германию» – пусть и основательно разрушенную. Поэтому многие фильмы, в первую очередь о войне, снимались именно здесь. Например, Кафедральный собор промелькнул в одном из эпизодов фильма «Женя, Женечка и Катюша» – на его фоне солдат опрокидывает канистру с топливом.

Официальный сайт Кафедрального собора Калининграда Расписание концертов органной музыки

Старый Калининград: Парк скульптуры на острове Канта

Как я уже писал, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия на острове Канта не было ничего, кроме постепенно разрушавшихся руин собора и деревьев, специально высаженных, чтобы эту мрачную картину хоть немного исправить – все-таки самый центр города. В какой-то момент власти попытались изменить эту ситуацию и в 1980-е годы по решению Калининградского исполкома из Художественного фонда СССР в Калининград прислали скульптуры, которые затем установили в парке. Сейчас в Парке скульптуры представлено 23 работы, объединенные общей темой «Человек и мир», среди которых можно выделить две:

«Мир без войны», 1981г.

«Созидание», 1982г.

Остров Канта: Медовый мост

Когда-то на Кнайпхофе было несколько мостов: Кузнечный, Лавочный, Требуховый, Зеленый. Медовый , по которому сегодня можно дойти от Кафедрального собора до Рыбной деревни, был построен позже всех – в 1542 году.

Медовый мост

Вид на Кафедральный собор и Медовый мост со стороны Рыбной деревни:

Рыбная деревня, вид с Медового моста:

Калининград, остров Канта — как добраться

На автомобиле: в навигаторе нужно набрать адрес Октябрьская улица дом 2 .
На общественном транспорте:
1. До остановки Рыбная деревня: на автобусе 45, маршрутке т72, т80, т92
2. До остановки СК Юность, расположенной на Московском проспекте: автобус: 45, 49; троллейбус: 2, 7; маршрутка т65, т72, т75, т77, т80, т87, т93.
3. До остановки Дом культуры моряков на Ленинском проспекте: автобус 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 30, 36, 37, 44, 49, 159, 106, 108; троллейбус 1, 5; трамвай 3, 5; маршрутка т62, т63, т64, т66, т67, т69, т70, т71, т77, т83, т84, т85, т87, т88, т89, т90, т93, т86.

Лайфхак: как я экономлю на отелях

Помимо традиционных и всем хорошо известных инструментов – таких как Booking или Hotellook, в последнее время появились новые онлайн-сервисы, сильно облегчающие жизнь путешественнику и приятно берегущие толщину его кошелька. Одним из них – Roomguru – я постоянно пользуюсь сам и рекомендую всем друзьям и знакомым. Данный сервис сравнивает цены на объект сразу в 30 системах бронирования, и предлагает вам наиболее интересные варианты. Кроме того, он отслеживает скидки и спецпредложения.

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам прогулок по старому Калининграду!
Ваш Роман Мироненко

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства