Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Скальный храм рамзеса 2 в абу симбеле. Храмовый комплекс абу-симбел

Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль) - скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298-1213 до н. э.). Находится в Нубии, в 280 км южнее Асуана.

Абу-Симбел Храм Рамзеса II только по случайности не был отнесен к официальным чудесам света. Высеченный в скале недалеко от нубийского селения, он был засыпан песками Сахары через несколько веков после сооружения.

В 1813 году швейцарский ученый И.Л. Буркхардт знакомился с пещерным храмом Хатор, построенным в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств.

Во время исследований были обнаружены видневшиеся из песка три головных убора каких-то гигантских фигур. В Каире Буркхардт сообщил о своем открытии, и по его следам сразу же отправилось несколько экспедиций. Но местные шейхи были категорически «против» намерений чужеземцев обследовать сооружения, и рабочую силу расчистки песка на месте найти было невозможно.

На следующий год в этих краях появился известный итальянский авантюрист и искатель кладов Д.Б. Бельцони. Правда, знаменитый археолог Говард Картер, откопавший гробницу Тутанхамона, называл его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Отпрыск древнего римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проведший юность в Риме, Бельцони действительно был человеком незаурядным. В «вечном городе» он собирался стать монахом, но армии Наполеона вторглись в Италию, и Бельцони, замешанный какие-то политические интриги против французов (некоторые источники утверждают, что против самого Бонапарта), вынужден бы покинуть родину.

Какое-то время он выступал в лондонском цирке, потом был представителем Ост-Индской компании в Мокко, позднее перебрался на Мальту, а в 1815 году он оказался в Каире. Бельцони получил разрешение заниматься раскопками для Британского музея, и его экспедиция работала от зари и до зари.

Много храмов было в Древнем Египте, но храмы времен Рамзеса II были, несомненно, самыми величественными из всех существовавших до них. И так же как пирамиды Древнего царства, они навеки прославили египетское зодчество. Когда Бельцони и его спутники проникли в огромное полузасыпанное помещение, они обнаружили подземный комплекс в монолитной скале. В дневнике Бельцони записывал:

«Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии. Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм - с барельефами, росписями и статуями.».

Бельцони сам простукивал все стены, но лично для себя ценного ничего не нашел: храм давным-давно разграбили до него.

Через три года новая экспедиция, которая очистила от песка ближайшую к реке статую, обнаружила на постаменте надпись на греческом языке (VI век до н. э.). По мере освобождения храма от песка появлялись новые надписи - сведения о времени постройки храма и строителях. Всего были найдены останки четырех статуй. Место для храма древние архитекторы выбрали очень удачно. Сооружение было воздвигнуто на восточной оконечности мощного скального выступа и было ориентировано так, чтобы в день рождения фараона (и в день его восшествия на престол) первый луч утреннего солнца падал на урей короны, венчавшей статую правителя. Памятник высечен в скале, но поражает своими безупречными формами и пропорциями.

У входа в Большой храм Абу-Симбела восседают на троне четыре изваяния фараона - по два с каждой стороны. Они размешены на фасаде шириной более 60 метров. Каждая статуя высотой 20 метров, вес каждой - 1200 тонн. Все четыре повторены без единой ошибки, их соответствие друг другу вызывает немое изумление. А ведь расстояние от одного уха статуи до другого - более четырех метров. Некогда каждый день на заре один из каменных гигантов издавал своеобразные звуки.

В поэтических легендах колоссы - это изображение древнегреческого героя Мемнона, убитого в Троянской войне. Согласно легенде, мать героя - богиня утренней зари Аврора - каждое утро оплакивает гибель своего сына.

Причина такого «пения» долгое время оставалась неясной. Греческий географ Страбон, посетивший Египет в свите римского префекта Элия Галла, услыхав «пение» статуи, усомнился в том, что это она издавала подобные звуки. Он даже заподозрил обман.

Но все-таки тайну «озвученной» статуи удалось раскрыть. Стонущие звуки возникали потому, что после холодной ночи с быстрым в Египте восходом солнца резко повышается температура, в результате чего внезапно расширяются треснувшие камни.

От этого возникают звуки, напоминающие звуки свирели. Подобное «пение» камней неоднократно наблюдали и в других храмах Древнего Египта. В III веке при императоре Септилиане Севере статуя была исправлена и навсегда умолкла.

У ног этих совершенно одинаковых колоссов - скульптуры членов многочисленной семьи фараона, у которого было 111 сыновей и 67 дочерей.

В Большом зале перед посетителями предстают 10-метровые статуи, стоящие в два ряда - лицом к лицу. Их восемь. Статуи прислонены к колоннам и повторяют тот же облик фараона, что и наружные колоссы.

Они так схожи, что остается только поражаться мастерству древних ваятелей, сооружавших этих гигантов 3000 лет назад при свете примитивных факелов и лампад.

Стены Большого зала (а он очень высок) покрыты рельефами и текстами, восхваляющими фараона. В боковых камерах-кладовых сохранились каменные скамьи-ларцы для различной утвари, в залах перед кладовыми - жертвенные столы.

В святилище слева направо восседают четыре скульптуры: это бог Птах (покровитель искусства и ремесел), бог Амон (главный и могущественнейший из богов и бог ветра), Ра (бог восходящего солнца) и сам Рамзес II (на правах бога). Сюда два раза в году в определенные дни (20 октября - в день рождения фараона и 20 февраля - в день его восшествия на престол) проникал луч солнца и освещал лицо фараона. Тогда вспыхивали глаза фараона, инкрустированные рубинами. Луч солнца выхватывал из полутьмы еще две статуи - богов Амона и Ра. А вот бог Птах - бог потустороннего мира - оставался в тени. «Оптическое чудо» поражало не только современников Рамзеса II, но высоко ценится и искушенными иллюзионистами нашего времени.

Дважды в год Рамзес «показывался» народу в храме. Это происходило после торжественного ночного богослужения в таинственном зале, где редкие светильники освещали колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белых одеждах.

Когда коленопреклоненные люди были уже взвинчены религиозными песнопениями и напряженным ожиданием чуда, в точно определенный момент церемонии верховный жрец произносил священные слова, заклиная солнце явиться во тьме. И тут же косой луч солнца прорезал полутьму зала, ярко высвечивая в глубине святилища фигуру солнечного бога - Рамзеса II. Это был гениальный инженерный расчет древних строителей.

Потолок святилища украшен орнаментом - пылающие диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это символ неотвратимой кары фараона для всех провинившихся. Ниже - перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка), они означают, что кара фараона заслуженна.

Все олицетворяет силу и мощь бывшей империи фараона, который покорил 11 царств. Рамзес II правил страной до глубокой старости, умер в 89 лет, вел долгие войны на юге Египта - в Эфиопии, Нубии и других районах своего обширного царства, где непрерывно вспыхивали волнения против его деспотизма. Особенно часто тревожила фараона Нубия, не желавшая подчиняться египтянам, почти ежегодно туда посылались войска для усмирения.

Возвращаясь после походов с трофеями и рабами, эти войска обычно останавливались в пещерном храме Хатор, где воины молились могущественной богине, их хранительнице и попечительнице лучших человеческих качеств. И тогда у фараона возникла мысль использовать этот храм для возвеличивания своей супруги Нефертити, старшей и любимой жены.

О ее красоте ходили легенды, и, конечно, это обстоятельство способствовало укреплению авторитета и самого фараона. Если он сам объявил себя при жизни богом, то почему его жена не могла стать богиней? Ведь ее почитали даже за пределами царства.

Храм богини Хатор подвергли реконструкции, чтобы превратить его в храм Нефертити. Старые изображения срубили, а вместо них возникли нежные силуэты и прекрасные изваяния «божественной» Нефертити.


Бюст царицы Нефертити. Берлинский музей.

Фасад храма оформлен шестью глубокими нишами, над которыми нависает мощный козырек. В простенках ниш на камне высечены хвалебные тексты. Из ниш по обе стороны от центрального входа выступают шесть фигур богов. Их размеры огромны, а сами они величественны: два божества женские - богиня Хатор и богиня Исида (богиня небес и земли), четыре мужские - бог Птах, бог Амон-Ра, «бог» Рамзес II в качестве фараона Верхнего Египта и «бог» Рамзес II как фараон обоих Египтов - Верхнего и Нижнего. Женские богини имеют облик Нефертити, боги мужские - облик Рамзеса II. Динамизм фигур просто потрясает: кажется, что вот-вот боги выйдут из скалы..

Сам фараон изображен благородным, сильным и стройным, несмотря на то, что в те годы ему было за 80. Изображениям Нефертити придано неуловимо ласковое выражение.

Когда начали строить Асуанскую плотину, было известно, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 километров, глубина в некоторых местах будет до 100 метров. Оно затопит многие населенные пункты, а также ряд памятников Верхнего Египта и Нубии.

Деревни и поселки вместе с жителями переселили в безопасные места. А памятники?

На спасение храмов Абу-Симбела у египетского правительства не хватало денег, и оно обратилось за помощью к мировому сообществу. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы предложили вокруг храмов соорудить песчаную дамбу, но уверенности, что через нее не просочится вода, не было.

Итальянцы предложили вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами, но нужны были механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Из Польши и Англии поступило предложение: храмы оставить под водой, но покрыть их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.

Все проекты были заманчивы, но дорогостоящи. В итоге приняли план шведов: распилить храмы на блоки, перенести на безопасное место и снова собрать. В работах, которые начались в 1964 году и продолжались 4 года, участвовали египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО. Статуи и другие детали храма разрезали на куски, тщательно нумеровали, покрывали специальным составом и по подвесной дороге или трайлерами перевозили на заранее подготовленную площадку. Пилили днем и ночью, а чтобы фигуры, сделанные из песчаника, не рассыпались, вводили препараты для мгновенного отвердения. Над Нилом соорудили искусственный холм (диаметром - 58 метров, высотой - 30 метров), внутри него; разместили все помещения Большого храма. Место разрезов заделали так, что придраться было просто не к чему. Рядом насыпали гору поменьше и перенесли туда покои прекрасной Нефертити.


Модель иллюстрирующая старое и новое местоположение храмов и уровень воды.

Общая площадь нового комплекса составляет два квадратных километра. Все, до последней мелочи, было водружено на место. Надежность нового сооружения не вызывает никаких сомнений.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Монументальные храмы Абу-Симбела - яркое свидетельство того, насколько искусными строителями были древние египтяне и какими колоссальными знаниями в области архитектуры и астрономии они обладали. Расположенные на западном берегу озера Насера, эти архитектурные памятники являются одной из визитных карточек Египта.


Небольшая деревня

Эта небольшая деревня расположилась на границе Египта с Суданом. Здесь не найти множества развлекательных заведений, но это не мешает тысячам туристов ежедневно посещать Абу-Симбел. Именно на его территории расположились два уникальных, высеченных в скале храма первой половины XII века, построенных Рамзесом II; один - в честь своей победы над хеттами, другой - в знак нежных чувств к своей жене Нефертари. Они называются, соответственно, «Большой» и «Малый».

Этот уникальный комплекс не менее популярен среди туристов, чем знаменитые пирамиды Гизы и Луксор.



Где находится

Памятник архитектуры расположен вблизи границы Египта и Судана, в исторической области Нубии, в 285 южнее административного центра мухафазы (провинции) Асуан.

Карта Абу-Симбела

Как добраться

Существует несколько способов увидеть эту достопримечательность:

  1. Самолетом . Для этого предназначены ежедневные очень ранние рейсы ЕgyptAir из Каира и Асуана.
  2. Автобусом. На него или на маршрутку можно сесть в Асуане. Длительность поездки не менее четырех часов, поэтому проверить исправность кондиционера в транспорте будет не лишним.
  3. Речной транспорт. Из Асуана курсирует круизный кораблик, на котором по Нилу можно добраться до места назначения.


Египет открыт для туристов круглый год. А для поездки в Абу-Симбел оптимально подходят все сезоны, кроме летнего. В сорокаградусную жару знакомство с этими великолепными сооружениями может превратиться в настоящую муку.

Когда лучше ехать: о погоде

Пик интереса к храмам со стороны туристов приходится на март и сентябрь. Это не случайно. Фараон родился 20 октября, а коронован был 20 февраля. Именно в эти дни без двух минут шесть луч восходящего солнца творит со статуями настоящие чудеса. Он проникает сквозь все комнаты храма и на несколько минут задерживается на лице фараона в последнем зале, создавая впечатление, будто бы Рамзес II улыбается.

Лучшие достопримечательности и экскурсии

Ежедневно, чтобы увидеть этот величественный памятник могуществу Рамзеса II, сюда приезжают сотни туристов. Множество турфирм предлагают однодневные экскурсии в этом направлении или более продолжительные туры по достопримечательностям Египта с обязательным посещением Абу-Симбела.



В 1960-е годы уникальные сооружения на берегу Нила могли быть подвержены затоплению из-за строительства второй плотины вблизи Асуана. Международные организации не могли допустить разрушения всемирного культурного наследия. В период с 1965 по 1968 год они были распилены на отдельные блоки и перенесены на новое, возвышенное место дальше от реки. Специалисты, работающие над этим масштабным проектом, позаботились о том, чтобы новое расположение архитектурного памятника в точности повторяло старое. Таким образом, увидеть уникальный солнечный феномен можно все так же дважды в год.

Этот храм называется Большим. Возводя это масштабное строение, Рамзес II посвятил его не только собственной персоне, но и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Но, несмотря на это, центральная фигура всего сооружения - сам фараон. Все, начиная с фасада храма, где восседают четыре двадцатиметровых фигуры Рамзеса II, и заканчивая самым дальним помещением, где также размещена его статуя, свидетельствует о его могуществе и величии.



Стены всех четырех залов храма покрыты рельефами, изображающими сцены победоносных сражений Рамзеса II, и исписаны текстами, восхваляющими фараона. Потолок поддерживают ряды величественных колонн, образуя так называемый гипостиль, типичный для древнеегипетской архитектуры.

Нефертари - единственная жена фараона, которой выпала честь быть изображенной на фасаде храма. В Древнем Египте это был уникальный случай.

В ста метрах севернее от Большого храма построен символ любви фараона к своей прекрасной жене Нефертари - Малый храм. Также это сооружение призвано возвеличивать Богиню Неба Хатор, изображавшуюся в виде женщины с головой коровы.



На фасаде здания расположены шесть скульптур жены фараона. Ее фигура расположена по центру в каждой тройке.

Малый храм также выполнен в гипостильном виде. В его глубине расположено святилище со статуей Богини Неба. Все скульптурные сооружения храма Нефертари вдвое меньше, чем скульптуры Большого Храма.

Как насчет ночной жизни и развлечений

Главное развлечение в этой небольшой деревне связано с его основной достопримечательностью - храмами Рамзеса и Нефертари. С 2000 года здесь проводится невероятное представление под названием «Звук и свет». Шоу сопровождается не только световыми эффектами, но и текстом. Туристы получают в аренду наушники и, выбирая понятный им язык, наслаждаются шоу.



Где жить и что поесть

Абу-Симбел - небольшая деревня, на территории которой расположена всего одна, хоть и такая значимая, достопримечательность. Именно поэтому здесь не встретишь большого разнообразия отелей и ресторанов.

Если вы планируете увидеть светозвуковое шоу, вам придется позаботиться о ночлеге в Абу-Симбеле. Представление начинается поздно вечером, так что в рамках однодневной экскурсии посетить его не удастся.

Отели

Чтобы туристы могли остановиться на ночь рядом с храмами, есть два отеля разной ценовой категории. Nefertari Hotel Abu Simbleотносится к классу 4 звезды и расположен почти в четырех километрах от центра населенного пункта. Здесь можно снять номер для некурящих и заказать трансфер от/до аэропорта.

Также туристы могут пользоваться услугами ресторана и парковки. На территории комплекса есть возможность арендовать конференц-зал. Отдыхающим предоставлен безлимитный интернет. Стоимость номера в сутки составляет около 100 у. е.


Tuya hotel предлагает апартаменты на порядок дешевле, ночь в отеле обойдется туристу в 60 у. е. За эти деньги отель предлагает следующие услуги: свободный интернет, стоянка, ресторан, аренда конференц-зала, возможность заказать трансфер до/из аэропорта, вечерняя развлекательная программа.


Рестораны и кафе

Кроме ресторанов в отелях, желающие вкусно поесть могут посетить ресторан Eskaleh Eco Lodge. Это заведение предлагает меню из традиционных блюд африканской кухни по привлекательным ценам.

Вкусная еда и уютная атмосфера ждут туристов в Alaa al-Rahman Restaurant, а поклонники изысканной кухни найдут для себя много интересных блюд в меню ресторана Ramsis.

Flower Nubia Cafe - единственное кафе в деревушке. Здесь туристам предложат огромный выбор всевозможных сортов чая, кофе и вкусную еду. Также это место славится своим отменным кальяном.


Перенос Абу-Симбела остается самым дорогостоящим проектом ЮНЕСКО.

Несмотря на то что добраться до Абу-Симбела непросто, это место вполне заслуживает затраченных усилий и времени. Уникальные скальные храмы Нубии не могут не очаровать путешественника своим величием. Они призваны не только напомнить людям о могуществе фараона и о его любви к своей жене. Храмы - живое свидетельство того, какими грандиозными знаниями и умениями обладали люди того времени.

Достопримечательности Египта поражают своей монументальностью. Абу-Симбел – это еще одно яркое и загадочное место на карте этого государства, стоящее по значимости на одном уровне с Великими пирамидами и Сфинксом. Наверняка многие видели на фото или видео огромные статуи, сидящие возле входа в какое-то культовое сооружение. Это и есть Большой храм Абу-Симбела.

Монументальные храмы Абу-Симбела, вырубленные в огромной скале, расположены далеко в Нубийской пустыне и служат свидетельством победы египетского фараона Рамзеса II над хеттскими племенами и его любви к своей супруге – царице Нефертари.

Знаменитый оптический эффект

Два дня в году, 21 марта и 21 сентября в 5 часов 58 минут утра солнечный луч пересекает линию, которая расположена в 65 метрах от входа в храм Абу-Симбел, проскальзывает сквозь все его помещения и попадает на левое плечо Великого Амона Ра и на лицо Рамзеса II. Луч на несколько минут задерживается на лице фараона, и он, если послушать отзывы туристов, в это время словно улыбается. Затем луч смещается и освещает статую бога истины и света Гора, а через 20 минут пропадает совсем. Удивительно, но свет от этого луча никогда не попадает на статую Птаха – бога тьмы и подземного мира. Но ему и положено пребывать во тьме вечно.

В эти два дня к храму Абу-Симбел съезжается огромное количество человек, чтобы воочию увидеть удивительный оптический эффект улыбки фараона, полученный путем точнейших расчетов древних звездочетов, жрецов и архитекторов, которые 33 столетия назад спроектировали храм таким образом, что солнечный луч попадает точно в нужное место. Все остальное время Великий фараон скрыт от мира в темном помещении святилища, вход в который охраняется четырьмя 20-метровыми каменными фигурами богов Амона, Ра, Птаха и самого Рамзеса.


Архитектура Абу-Симбела

Храм Абу-Симбел – жемчужина древнеегипетского зодчества. Он моложе Великих пирамид, но это нисколько не уменьшает его популярности у туристов, приезжающих в Египет. Этот ансамбль состоит из двух сооружений: Большого храма, посвященного самому Великому Рамзесу II и трем божествам – Амону, Ра и Птаху, и Малого храма, возведенного в честь богини Хатхор, образ которой олицетворяет супругу фараона Нефертари.

Сама идея храма Абу-Симбел – прославление и возвеличивание Рамзеса. Это особенно видно по лицевой части храма, вырезанной в скале в виде привычного пилона, только гигантских размеров. Вход в святилище Абу-Симбел охраняется четырьмя исполинскими фигурами фараона. Искусным мастерам удалось при всей их масштабности сохранить портретное сходство с правителем. Поразителен сам способ изготовления фигур подобных размеров – чтобы сотворить ее, нужно в совершенстве владеть системой пропорций человеческого тела.

Огромные фигуры были издали видны всем, кто плыл по Нилу. А когда в Египте на горизонте всходило солнце, они окрашивались в ярко-красный цвет, резко контрастируя с темным цветом теней, которые они отбрасывали.

Рамзес, очень переживая о собственном величии, приказал построить рядом со своим храмом строение гораздо более скромных размеров и посвятил его царице Нефертари. В Египте не было ни одной царской супруги, которую бы изобразили на фасаде религиозного строения, и только Нефертари повезло быть запечатленной в камне.


Малый храм находится в ста метрах от Большого, и построен он в честь богини неба Хатхор, которая всегда изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного скромнее и состоит из зала с колоннами и святилища. Лицевую часть Малого храма украшают шесть статуй – это сам Рамзес и его жена. Эти статуи находятся в затененных нишах, и благодаря этому на них создается игра света и тени, которая усиливает эффект от созерцания этих величественных фигур.

История исследований

Абу-Симбел, скорее всего, самый исследованный памятник, находящийся в Египте. Дело в том, что в 50-х годах прошлого столетия, во время возведения Асуанской ГЭС, он оказался на месте будущего водохранилища, и возникла угроза его полного затопления. Тогда стали разрабатываться проекты спасения бесценной достопримечательности и памятника древнеегипетской архитектуры, вплоть до создания подводного купола из стекла, которым бы накрыли пещерный храм. Но в итоге было решено перенести все сооружения комплекса в безопасное место. Спасение комплекса Абу-Симбел – это самый грандиозный и самый дорогостоящий проект ЮНЕСКО. Эта беспрецедентная акция длилась четыре года, и для ее разработки и осуществления в Египет съехались эксперты из 50 стран мира.

Был произведен аккуратный распил строений комплекса на 1036 блоков, каждый из которых весил от 5 до 20 тонн. На них проставили номера и перевезли на новое место, на 90 метров выше прежнего уровня. Сюда же доставили 1112 каменных блоков из скалы, окружавшей храмы. В сами блоки через высверленные отверстия закачали специальный состав с добавлением смолы для повышения прочности камня. А храмы после сборки накрыли железобетонным колпаком, а сверху создали холм, насыпав камень. Это так искусно выполнено, что человек, не знающий истинной истории храма Абу-Симбел, подумает, будто они так и стояли тут на протяжении десятков веков. Сама операция по переносу храмового комплекса длилась 3 года, а ее стоимость – 42 миллиона долларов.


Ученые, проводившие исследования памятника во время этих работ, были потрясены тем огромным запасом знаний, который использовали строители Древнего Египта для создания столь масштабного религиозного сооружения. Они сделали вывод, что линии фасадов Малого и Большого храмов шли вдоль трещин в грунте скалы, таким образом, твердые скальные породы служили природной опорой исполинских статуй. При постройке пещерного храма строители учли все природные свойства грунта и скрепляли слои песчаника оксидом железа – таким образом, пласты почти не подверглись разрушению. Кроме этого, оксид железа обогащал цветовую палитру камня, придавая ему причудливые оттенки.

В 280 километрах к югу от Асуана на границе с Суданом находится храм Абу-Симбел. Вплоть до XIX века было распространено искаженное название «Ибсамбул». Это архитектурное чудо Нижней Нубии высечено в скале Рамсесом II и утверждает его величие.

Строительство храмов в скале Абу-Симбела было начато при Рамсесе II. Величайший из фараонов XIX династии (1314 - 1200 гг. до н.э.) правил долиной Нила в течение семидесяти семи лет. Его называют завоевателем и просветителем, за время его правления были возведены многие грандиозные архитектурные сооружения Древнего Египта. Главным его шедевром по праву считается Абу-Симбел, строительство которого Рамсес II задумал в самом начале своего правления.

Открытие храма Абу-Симбел

Абу-Симбел находится на левом берегу Нила примерно в 850 километрах от Каира, близ Второго порога и границы с суданской Нубией.

Величественные статуи Рамсеса II, охраняющие вход в храм Абу-Симбел, были обнаружены совершенно случайно. В 1813 году швейцарский востоковед и первопроходец Иоганн Людвиг Буркхардт наткнулся на это место, прогуливаясь по спускающейся вниз ложбине, засыпанной песком. «По счастливому случаю я продвинулся на несколько шагов дальше к югу, и моим глазам предстало то, что осталось от огромных статуй, высеченных в скале и расположенных в каких-то 200 метрах друг от друга. Они находились в глубине ниши, но, к сожалению, были практически полностью покрыты песком, который в этих местах сходит, подобно лавине». 22 марта 1813 года Бурк-хардт добавит к своему рассказу: «Мы даже не можем сказать, в какой позе находятся статуи, сидят они или стоят». Второй храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари, был построен неподалеку отсюда. В октябре 1815 года английский путешественник и антиквар Уильям Джон Бэнкс посетил Абу-Симбел и проник в Малый храм, в то время как Большой практически исчез под песками, и на поверхности виднелась лишь одна из четырех огромных статуй, украшающих фасад. В марте 1816 пьемонтский консул Дроветти побывал на этом месте, однако ему не удалось нанять достаточно работников для расчистки монумента, о которой так мечтал Бэнкс.

В следующем 1817 году исследователь и археолог Джованни Бельцони, действующий по поручению британского консула в Египте, предпринял попытку расчистить фасад Большого храма в Абу-Симбеле. Он сумел проникнуть внутрь храма через верхнюю часть портала. За 1818 и 1819 годы другая экспедиция вызволила из песка южного колосса и отчасти его соседа. Тогда археологи смогли наконец констатировать, что статуи Рамсеса сидят, а не стоят. К концу XIX века о красоте памятников Абу-Симбела заговорил весь мир. Многие знаменитые путешественники отправлялись в Египет, чтобы увидеть этот храм. Среди них были Жан-Франсуа Шампольон, Карл Рихард Лепсиус, Гюстав Флобер... Но лишь в 1910 году архитектор Алессандро Барсанти, работавший в Службе древностей Египта, воспользовался строительством Асуанской плотины и подъемом уровня воды, расчистил территорию храма вместе с северным святилищем, освободив украшающие его статуи, и, таким образом, завершил работы по спасению комплекса от песка.

Гиганты храма

На протяжении долгих тысячелетий песок и жар пустыни защищали уникальные скальные храмы Абу-Симбела и их гигантские статуи. Высеченные в скалах Ливийских гор между долиной Нила и бескрайней пустыней, статуи Рамсеса II, стерегущие вход в храмы, во все времена очаровывали археологов, рисовальщиков и живописцев. Четыре гиганта из монолитного песчаника, будто опирающиеся спиной на фасад храма, возвышаются над землей на 21 метр.

Это величественное обрамление входа в храм. Каждый колосс изображает восседающего на троне Рамсеса, увенчанного двойной короной пшент, надетой поверх немеса. У их ног находятся менее крупные статуи, изображающие царскую семью: царицу Нефертари, а также некоторых принцев и принцесс царской крови. Фараон представлен как верховный вождь Египта и настоящий земной бог. Лица статуй поражают неожиданной простотой. Высота лба составляет 59 сантиметров, длина носа - 98 сантиметров, рта - 1 метр 10 сантиметров, и наконец, ширина лица от одного уха до другого равняется 4 метрам 17 сантиметрам. Торс колоссов полностью обнажен, руки лежат на бедрах, а ноги стоят на земле. Такой позой Рамсес словно бы желает внушить народам Нубии страх и уважение. Тем не менее сами колоссы совершенно спокойны. Действительно, их лица выражают отрешение. Но в то же время за этим покоем чувствуется безжалостная сила, кроющаяся в них. Кажется, в любой момент они готовы обрушить свой гнев на непокорных или встать на защиту империи.

Внешний вид храма

Составляющий около 30 метров в высоту и 35 метров в ширину фасад храма высечен прямо в скале. Большой храм с четырьмя изображающими фараона колоссами при входе некогда был посвящен богу Амону-Ра. Он уходит на 60 метров вглубь скалы. Рядом с ним находится более скромный храм, посвященный богине Хатор и царице Нефертари. В этом малом храме находятся шесть двадцатиметровых статуй, изображающих Нефертари и самого фараона. Центральная лестница по обеим сторонам обрамлена террасой. С каждого края она украшена пятью статуями правителя, перемежающимися пятью статуями сокола Гора, символа фараона. Большая часть из этих двадцати статуй в настоящее время исчезла. Некоторые были перенесены, другие - разбиты на куски или раздавлены каменными блоками, упавшими со стен. Кроме того, в результате землетрясения, случившегося на 31 год правления Рамсеса II, южный колосс портала раздробил менее крупные статуи, расположенные у его ног. Круглый лепной орнамент тянется по северному и южному краю скалы. Он обрамляет длинную иероглифическую запись. Это краткая история правления фараона, которая повторяется и по обеим сторонам от центральной оси. Сверху выстраиваются в бесконечную цепочку картуши Рамсеса. Словом, над всем ансамблем довлеет образ фараона, и кажется, что изображения богов отсутствуют.

Тем не менее в небольшом углублении над порталом храма виднеется голова сокола, держащего диск Ра-Хорахти, бога восходящего солнца. Слева от него мы можем увидеть жезл с головой пса Усера, а справа - то, что осталось от статуэтки богини Маат. Если мы соединим слова Усер, Маат и Ра, то получим имя Рамсеса II. Таким образом, под видом изображения богов еще раз упоминается имя правителя. Это своего рода древний ребус. На стене справа и слева от фигуры Ра-Хорахти изображен Рамсес, приносящий в дар богу статуэтку Маат. Он так похож на бога солнца, что можно подумать, будто он совершает подношение самому себе. Именно Рамсес - настоящий бог, которому посвящен этот храм.

Внутри храма

Войдя в храм через довольно низкий портал, мы попадаем в пронаос, первое помещение площадью 18 на 16,69 метров. Отсюда можно пройти в восемь боковых залов, которые служили складами для предметов культа и жертвенных подношений.

Восемь статуй высотой 7 метров стоят в два ряда, четыре на севере и четыре на юге, лицом к лицу, напротив столбов с квадратным основанием. Рамсес изображён здесь с атрибутами Осириса - жезлом и плетью нехех. Несмотря на многообразие изображений религиозной тематики и картин приношения даров, именно военные сюжеты привлекают внимание в первую очередь.

Так, к примеру, на северной стене храма проиллюстрирована официальная версия битвы при Кадеше, основного эпизода войны Рамсеса с хеттскими завоевателями. Фараона сопровождают в сражении трое его сыновей, также стоящие на боевых колесницах. Перед ним располагается крепость, в которой отчаявшиеся люди умоляют фараона проявить милосердие.

На центральной сцене Рамсес изображен в момент убийства ливийского вождя. Фараон сражается, как простой пехотинец. Он замахивается копьём, которое сжимает в правой руке, а левой крепко держит руку противника, молящего о пощаде. Правой ногой владыка попирает другого умирающего ливийца, поверженного на землю. На последней створке красуется сцена триумфального возвращения фараона, величественно стоящего на своей колеснице. И наконец, на внутренней восточной стене, под двумя картинами жертвоприношений, с южной стороны расположены статуи восьми сыновей фараона, а с северной - девяти из его дочерей.

Как можно догадаться, отпрыски фараона присутствуют в зале трофеев неспроста. Это сделано для того, чтобы подчеркнуть жизненную силу правителя и его плодовитость.

Потолок центрального нефа украшен царской символикой, в том числе, процессией больших грифов с распростертыми крыльями; они ведут нас в зал с четырьмя квадратными колоннами. На стенах гипостильного зала изображены сцены, на которых правитель предстает перед нами в сопровождении царицы Нефертари в момент отправления культа, в частности, поклоняющимся божественной ладье.

Вопреки традициям, в этом святилище отсутствует наос, предназначавшийся для хранения образа бога. Боги представлены в виде скульптур и располагаются в следующем порядке слева направо: Птах, Амон-Ра, Рамсес II и Ра-Гор. Таким образом, фараон изображен среди главных богов империи, он равен им. Зал ведёт в небольшое помещение, из которого три двери открывают путь к алтарю. Здесь в углублении стоят четыре статуи богов: Птаха из Мемфиса, Амона-Ра из Фив, Ра-Хорахти из Гелиополя и статуя самого фараона. Два раза в год, 20 февраля и 20 октября, солнечные лучи проникают сюда через анфиладу залов и заливают светом статуи святая святых храма.

Спасенный от вод

Храмы Абу-Симбела находятся примерно в 70 километрах от Второй асуанской плотины. Изначально располагавшийся на священных холмах Меха и Ибшек, нубийский шедевр Рамсеса был полностью разобран и перенесен на искусственную возвышенность для защиты от вод водохранилища Насер после возведения плотины в Асуане. Под эгидой ЮНЕСКО в период с 1963 по 1972 годы храмы были разделены на тысячи блоков (вес некоторых доходил до 30 тонн) и отстроены заново на площадке на 69 метров выше изначального места. Образовавшееся в 1964 году, после возведения Второй асуанской плотины, и занимающее 5000 квадратных километров водохранилище Насер стало причиной утраты части нубийского наследия.

Первооткрыватели храма

Только Джованни Баттисте Бельцони и его двум помощникам из военно-морского флота Англии - Ирби и Мэнгли - удалось очистить от песка доступ ко входу в храм Абу-Симбел всего за месяц работ. Именно так троица впервые проникла туда 1 августа 1817 года. Но путешественник был, скорее всего, разочарован своим открытием, так как не нашёл сокровищ, которые ожидал увидеть. Между тем он стал первым, кто смог полюбоваться красотой разноцветных барельефов, описывающих военные кампании Рамсеса II в Сирии, Ливии и Нубии, а также великолепными столбами гипостильного зала, покрытыми изображениями фараона. Чтобы увековечить событие и оставить след о своём открытии, Бельцони с друзьями высекают свои имена и дату находки на северной стене храма.

Разговаривая про достопримечательности Египта обычно вспоминают Пирамиды Гизы, Сфинкса ну возможно еще долину Царей, музей в Каире.. А вот про этот знаменитый памятник ушедшей цивилизации лично я слышу первый раз. Буду исправлять свой пробел в знаниях, а кому интересно - присоединяйтесь

Пещерный храм в Абу-Симбеле относится к числу самых известных памятников древнеегипетской культуры. Громадные, 20-метровой высоты изваяния фараона Рамсеса II Великого, обрамляющие вход в храм, стали сегодня такими же символами Египта, как пирамиды и сфинкс. Строительство пещерных храмов получило во время правления Рамсеса II широкое развитие, но Абу-Симбел превосходит собой все другие подобные сооружения.




Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут.

Сегодня Абу-Симбел, вероятно, наиболее исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создания подводного стеклянного купола над храмом. Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Эта беспримерная акция, проводившаяся под эгидой ЮНЕСКО, была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только 22 марта 1813 года швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.


Свои впечатления от увиденного историк выразил в своих записях так: “Моему взору открылись статуи вытесанные в скале. Все они были наполовину занесены песком… Однако Рамзес увековечил не только себя, но и свою любимую жену Нефертари. Черты лица его супруги запечатлены на статуях у входа в её храм”.

Исследователи, во время этих работ тщательно изучившие памятник, были поражены тем огромным комплексом знаний, которыми обладали древнеегипетские зодчие. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта - слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки: от красного до розового и лилового.


Абу-Симбел построен во вторую половину эпохи Нового царства и в нем уже чувствуется начало упадка древнеегипетского искусства. Затевая в 1260-х годах до н. э. строительство храма, зодчие исходили из принятых традиций оформления гробниц, но гигантские размеры храма порождали свои трудности.

Вход в Большой храм Абу-Симбела ориентирован на восток. Первые лучи солнца, освещая фасад, проникают во внутреннее пространство - сначала в первый зал, с четырехгранными колоннами-столбами и статуями фараона в образе бога Осириса, затем во второй зал, и далее - в святилище. В его самом дальнем конце располагались статуи богов и фигура фараона Рамсеса II. Два раза в год лучи восходящего солнца падали на статуи Рамсеса, Амона и Ра-Хорахте; четвертая фигура, бога Птаха, не освещалась никогда: Птах - владыка подземного мира, и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.


Несмотря на то что Большой храм, помимо обожествленного фараона, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения состояла в возвеличивании Рамсеса II всеми возможными средствами. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона, только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамсеса II. Эти изображения сидящего фараона портретны! Как мастерам удалось при таких масштабах статуй, высеченных из твердого песчаника, умудриться сохранить портретное сходство? Это же поразительно! И дело не столько в том, насколько похож или не похож изображенный ими фараон на себя - восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.


Громадные статуи Рамсеса были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Образ великого фараона господствует в храме Абу-Симбел. Сразу же за дверями, в первом помещении храма, посетителя встречают восемь фигур фараона Рамсеса в облике бога Осириса. Они стоят по четыре с каждой стороны. Стены и потолки внутренних помещений храма покрывают росписи и раскрашенные рельефы, относящиеся к лучшим образцам искусства Древнего Египта позднего периода.

Рельефы храма Абу-Симбел выделяются своей динамикой, экспрессией движений и поз. Их авторами были фиванские скульпторы Пиаи, Панефер и Хеви. Сюжеты рельефов посвящены жизни и подвигам Рамсеса II: вот фараон повергает к стопам богов толпы пленников - белокожих ливийцев и темнокожих нубийцев, вот он безжалостно убивает их перед лицом богов… Грандиозные картины повествуют о войне Рамсеса II с хеттами. Замечателен рельеф, изображающий сцены битвы при Кадеше: мчащийся на колеснице фараон резким движением натягивает лук, целясь в перепуганных врагов; на стенах вражеской крепости кипит бой, со стен валятся поверженные воины; пастух поспешно угоняет скот, боясь, что он станет добычей египтян. Беспомощно поднятой рукой пастух как бы пытается загородиться от грозящей опасности…


Ярусом выше находится композиция «Фараон Рамсес предстоит перед богами». Она резко отличается от «Битвы при Кадеше» - здесь все подчинено вечности. Вся композиция картины подчинена сложной ритуальной символике, фигуры подчеркнуто торжественны и неподвижны.

Малый храм Абу-Симбела посвящен богине Хатор. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамсеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут. Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: «Рамсес, сильный правдой, любимец Амона, создал это божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари».


В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамсес II, находившийся как бы под защитой богини.

Сегодня спасенный усилиями всего человечества от затопления храм Абу-Симбел стал местом паломничества туристов со всего мира. Это чудо древнеегипетского искусства сегодня одновременно является и памятником тем гигантским усилиям, которые предприняли люди из пятидесяти стран, чтобы спасти Абу-Симбел. Что ж, как сказал по этому поводу президент Египта Анвар Садат, «народы способны творить чудеса, когда они объединяются с добрыми намерениями».

Фасад храмов высечен в скале, высотой 31 метр и шириной в 38 метров. Колоннами фасаду служат четыре статуи фараона, изображённого сидячим на троне. Высота этих статуй около 20 метров, а голова каждой из этих скульптур достигает 4 метров! Над фасадом высечен орнамент в виде бабуинов.

Всего обезьян насчитывается 22 штуки, каждая ростом под 2,5 метра.


Войдя в храм, мы окажемся в погруженном во тьму зале, который предшествует святилищу. Зал имеет размеры сторон в 18 и 16,7 метров. В центре помещения расположено 10 колонн изображающих бога Осириса, но с чертами лица фараона Рамзеса II.

Почти весь год помещения храма погружены в полумрак, но дважды в год (22 февраля и 22 октября - день рождения фараона и день его коронации), на рассвете, лучи солнца всё таки разрезают тьму храмов и освещают статую самого Рамзеса II. Солнечный луч всего на несколько минут задерживается на лице фараона, но по словам многочисленных туристов, наплыв которых Абу-Симбела переживает в эти дни, каменное лицо фараона озаряет улыбка…

Подобный оптический эффект возможен благодаря невероятно точным расчетам древнеегипетских звездочётов и жрецов, которые занимались проектированием и строительством храмов 33 века тому назад. Всего два дня в году, всего на несколько минут!

Несмотря на то что храмовый комплекс Абу-Симбел не такой древний, как египетские пирамиды, интерес со стороны туристов к нему нисколько не меньше. Например, в вышеупомянутые два дня в году, перед входом в храм может наблюдаться очереди до пяти тысяч человек!



Кликабельно, Панорама

Хотя храмы Абу-Симбел и простояли в песках больше 3000 лет, в 60-е годы прошлого века над ними нависла реальная угроза в виде затопления. После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.

Во избежание затопления культурного наследия было решено разобрать Абу-Симбел по частям и собрать заново в новом месте. Для этого храмы были распилены на 1036 блоков, вес которых достигал от 5 до 20 тонн. Все они были пронумерованы и перевезены на новое место.

Далее блоки были заново просверлены, а в отверстия был закачан смолистый состав, который призван был укрепить каменистую структуру блоков. Часть за частью, как мозаику, храмы снова были собраны и накрыты полым железобетонным колпаком, на который был насыпан холм. Получилось настолько гармонично, что казалось что Абу-Симбел на этом месте и находился всё это время. Вся операция по переносу храмов заняла три года в период с 1965 по 68 годы.


Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения. Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.


Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.




Согласитесь, на стенах довольно прикольные картинки если учесть времена их написания.


Фотографии в альбоме «Ранакпур » h ttp://мастер ок.жж.рф на Яндекс.Фотках



Рамзес побеждает врагов




Включайся в дискуссию
Читайте также
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства