Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Хозяйственное значение розоцветных растений. Вопрос: значения в природе и в жизне человека семейство розоцветных

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ-ходимости ответственного, бережного отношения к окру-жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без-опасного образа жизни

Личностные :

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ-ствующего современному уровню развития науки и обще-ственной практики.

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру-гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные :.

1.Умение самостоятельно планировать пути достиже-ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби-рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2.Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с типичным представителем семейства ро-зоцветные на примере распространенного местного вида — ши-повника; научить определять признаки семейства по внешнему виду растения и строению его цветков и плодов; продолжить фор-мирование навыков работы с натуральными объектами, выпол-нения биологического рисунка.

Оборудование: гербарные экземпляры побегов шиповника с цветками, влажный препарат (в спирте или солевом растворе) цветков шиповника, засушенные и предварительно размоченные плоды шиповника, коллекции плодов растений семейства розоцвет-ные, чашки Петри или другая посуда для зафиксированных цветков, препаровальные иглы, препаровальный нож, пинцет, лупа.

Ход работы

Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов этого растения.

Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый). Какими особенностями обладает стебель ши-повника?

Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки (простой или сложный, цельный или изре-занный), тип листорасположения. Найдите прилистники и рас-смотрите их.

Зарисуйте гербарный экземпляр растения, подпишите его название и укажите его основные признаки.

Рассмотрите цветок шиповника (влажный препарат цвет-ка) и определите, к какому типу он относится (правильный или неправильный).

Найдите чашечку и определите количество чашелистиков. Являются ли они сросшимися? Как называется такая чашечка?

Рассмотрите венчик и определите количество лепестков. Яв-ляются ли они сросшимися? Как называется такой тип венчика?

Рассмотрите главные органы цветка с помощью лупы. Опре-делите количество тычинок и пестиков.

Аккуратно разрежьте цветок вдоль препаровальным ножом. Обратите внимание на характер цветоложа и на расположение на нем частей цветка.

Зарисуйте внешний вид и внутреннее строение цветка ши-повника, укажите его основные части.

Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз-можности изобразите диаграмму цветка.

Рассмотрите внешнее строение плода шиповника, его внутреннее строение, аккуратно разрезав его препаровальным ножом. Обратите внимание, где расположены плоды-орешки ши-повника. Из каких частей цветка они сформировались? Сравните плод шиповника с плодами из коллекции и определите тип плода.

Зарисуйте внешний вид и строение плода шиповника, под-пишите его и укажите основные части.

Обобщите полученные результаты и на их основании сде-лайте вывод о принадлежности растения к семейству розоцветные.

К семейству розоцветные относится большое количество ра-стений, используемых человеком в пищу и в хозяйственной дея-тельности.

Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника (учебник И.Н. Пономаревой § 44; учебник В.В. Пасечника § 48), а также используя лич-ный опыт, выпишите направления использования растений семейства розоцветные в жизни и хозяйственной деятель-ности человека, приведите примеры этих растений.

(Данную работу можно оформить в виде таблицы. На выпол-нение задания отводится около 5 мин. Далее ученики по очереди читают по одному пункту, учитель дополняет ответы.)

Направления использования растений семейства розоцветных в жизни и хозяйственной деятельности человека

Использование растений

Примеры растений

Использование в пищу (плодовые деревья)

Яблоня, груша

Использование в пищу (косточковые)

Слива, вишня, черешня, персик, абрикос, терн, алыча

Использование в пищу (прочие)

Малина, ежевика, земляника, клубника, морошка, костяника, княженика

Лекарственные растения

Малина, земляника, лапчатка прямостоя-чая (калган), кровохлебка аптечная, ши-повник

Декоративные растения

Получение красок

Калган (с железным купоросом дает чер-ную краску, а с квасцами — красную), миндаль (из оболочек и кожуры плодов по-лучают желтую краску), сабельник (из кор-ней получают красную краску)

Получение дубильных веществ

Калган, манжетка

Получение эфирных масел

Некоторые виды роз, гравилат, миндаль

Образование живых из-городей

Боярышник, терн

Медоносы

Черемуха, рябина

Художественный про-мысел (резьба по дереву)

Боярышник, миндаль

Ядовитые растения

Горький миндаль

Устные доклады школьников

(Учитель заранее дает задание подготовить мини-доклад на 2—3 мин ученикам об одном из наиболее интересных пред-ставителей семейства розоцветные, о лекарственных растениях этого семейства.)

Рассказ учителя

Более подробно хотелось бы поговорить о лекарственных ра-стениях данного семейства и направлениях их применения в ме-дицине. Например, лапчатку прямостоячую (калган) употребляют как вяжущее, тонизирующее средство, а также для полосканий при ангине, при заболеваниях и слабости десен.

Сушеные плоды малины используются как потогонное сред-ство при простудных заболеваниях. Из свежих плодов варят си-роп, часто входящий в состав многих микстур для улучшения их вкуса. Плоды малины содержат эфирные масла, яблочную и ли-монную кислоту, витамин С.

Плоды и листья земляники применяют при подагре, образова-нии почечных камней и других заболеваниях.

Кровохлебка аптечная содержит большое количество дубиль-ных веществ, эфирные масла, щавелевую кислоту. Употребляют ее как вяжущее средство, а также при заболеваниях кишечника и как потогонное средство.

Некоторые виды шиповника применяют в медицине как противоцинготное средство. Многие виды этого растения со-держат большое количество витамина С, а также провитамин А (каротин).

Семена айвы при размачивании образуют слизь, которую при-меняют в качестве наружного обволакивающего средства, а также как примочки при некоторых заболеваниях глаз.

Водные и спиртовые настои, а также жидкие экстракты пло-дов боярышника используют при нервных, сердечно-сосудистых заболеваниях и при гипертонии.

Плоды черемухи употребляют как вяжущее средство, а также применяют вытяжку из цветков в качестве глазной примочки.


Подведение итогов уроков

Творческие задания.

Найти сведения о различных сортах яблонь. Какие сорта произрастают в вашей местности? Составить план-схему распо-ложения яблоневых деревьев различных сортов на территории пришкольного участка. Подобрать сорта таким образом, чтобы они плодоносили как можно дольше (от самых ранних сортов до самых поздних). При разработке плана нужно учитывать кли-матические условия вашего региона.

Зелёная аптека - Лапчатка прямостоячая (Калган) -

Лапчатка белая Полезные свойства

Ресурсы :

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило-ва, В.С. Кучменко Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразо-вательных учреждений

Серебрякова Т.И ., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника . Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Хостинг презентаций

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Соколовка

муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Школьное научное общество «Новый век»

Тема конкурсной работы

Многообразие представителей семейства

Розоцветные (Розовые) в

окрестностях села Марусино

10 класс

Руководитель: Кан Наталия Моисеевна

село Соколовка

2013

Содержание

Введение(задачи, цель, методы исследования)_____________________стр.3

    Многообразие розоцветных_________________________________стр.4

    Значение и роль розоцветных в природе и в жизни человека_____стр.12

    Результаты исследования__________________________________стр.15

    Вывод__________________________________________________ стр.

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Я живу в селе, возможность побывать в больших городах нет. В этих городах есть то,что меня поражает своей красотой - это клумбы, на которых растут розы. Еще я посмотрела фильм "Ласточкино гнездо", там тоже были розы на клумбах, этим розам придавало особенную красоту еще несколько представителей из семейства Розоцветных . Меня поразила красота и загадочность этих прекрасных цветов и появился огромный интерес узнать побольше о семействе Розоцветных и как много представителей данного семейства на территории Марусино. Представители этого семейства очень давно находится рядом с человеком, и цивилизацию человечества невозможно представить без него.

Цель : выявление многообразия растений семейства Розоцветных произрастающих в окрестностях села Марусино и их значение в природе и жизни человека.

Задачи :

    поиск информации (литературные источники, интернет)

    анализ и обработка информации

    выявить многообразие представителей семейства Розоцветные на территории села Марусино

    выявить роль и значение семейства Розоцветных в жизни человека и в природе

Методы исследования : наблюдение, сравнение, консультации, анализ информации, беседы с жителями села Марусино.

Многообразие розоцветных

Семейство включает около 100 родов и 3000 видов, распространенных почти во всех областях земного шара, от субтропиков до Арктики и представлены всеми жизненными формами: трава, кустарник, дерево. Но основная их часть сконцентрирована в умеренной и субтропических зонах северного полушария. Розоцветные не играют большой роли в образовании естественной древесной растительности, они принимают участие в образовании второго яруса и подлеска в лесах и в кустарниковых зарослях. Однако это семейство необыкновенно ценно для человека. Плодоводство основано главным образом на различных видах именно этого семейства. Многие виды семейства отличаются высокой декоративностью, с давних пор широко распространены в культуре, и стали основой для выведения множества сортов декоративных деревьев и кустарников.

Представители семейства листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники и полукустарники, а так же многолетние и однолетние травы. Листья очередные или супротивные, часто с прилистниками, простые или сложные. Цветки одиночные или собраны в различные соцветия. Цветки обычно актиноморфные, обоеполые. Околоцветник обычно двойной, редко венчик редуцирован, чашелистики, лепестки и тычинки иногда сращены вместе и образуют цветочную трубку. Чашелистиков и лепестков обычно по 5, тычинок в 2-3 раза больше, чем чашелистиков, или они в неопределенном числе; плодолистиков обычно столько же, сколько чашелистиков, или в два раза больше, свободных или сросшихся с внутренней стенкой цветоложа. Завязь верхняя или нижняя. Большинство представителей семейства энтомофильные (насекомоопыляемые) растения, но в строении цветка они не имеют ярко выраженных приспособлений для насекомых опылителей (например, как у растений семейства ятрышниковые). Цветки чаще белые, розовые, ярко-красные, реже желтые, изредка голубые. Плоды необычайно разнообразны и приспособлены к различным способам распространения, семена большинства представителей распространяются с помощью ветра или животных. Плод сборный - орешек, листовка, семянка, костянка или простой – яблоко.

Лапчатка

Цветки желтые; столбик небольшой, малозаметный, не разрастающийся при плодах. Стебли укороченные, прямые или лежачие, гладкие или с немногими волосками.

Стебли прямые. Листья крупные, тройчатые; лепестки очень короткие. Двулетник. Спорадически растет по мягким залежам, среди полевых культур, вдоль проселочных дорог. Иногда встречается на огородам, по улицам и на пустырях. Черты сорняка выражены неотчетливо.

Лапчатка (ползучая)

Стебли распростертые или восходящие. Листья мелкие, 2-5 парноперистые, снизу зеленые. Цветки средней величины, сидят на небольших, изогнутых цветоножках. Одно - двулетнее растение, отличающееся обилием форм. Встречается среди посевов разных культур, на брошенных пашнях, вдоль дорог, а также на огородах, везде в виде примеси.

Род земляника (дикая)

Земляника - листья тройчатые, на длинных, достигающих высоты в 10 см стебельках, побеги ползучие, укореняющиеся.

Корневая система- мочковатая. Соцветие- многоцветковый щиток. Цветки как правило, обоеполые опыляются насекомыми.Лепестки обычно белые иногда желтоватые; много тычинок и пестиков. Плоды- апокарпные(т.е. сложные или сборные)ложные плод типа фрага или земляничина. Цветение продолжается с конца мая до начала созревания ягод (конец июля).

Клубника Ананасная - многолетнее растение. Каждая особь развивает мощную розетку листьев. Листья с длинными черешками, сложные тройчатые, т.е. каждый лист образован 3 овальными или яйцевидными листьями, на верхушке тупыми, по краям пильчатыми. Из листовых пазух выходят цветоносные стебли, заканчивающимися щитовидными верхушечными соцветиями, с немногими простыми листьями, размещающимися у основания соцветий, а также ползучие вегетативные побеги, укореняющиеся в узлах, называемые в обиходе"усами" и используемые для размножения.

Цветки крупные, диаметром более 2 см, на цветоножках длиной 2-5 см. Каждый цветок с 2-мя пятичленным околоцветникам, многочисленными тычинками и пестиками. Кроме чашечки выражено так называемое подчашие. Лепестки белые. Истинные плоды- мелкие орешки, которые располагаются по периферии ложного плода, образовавшегося мясистого цветоложа. В обиходе именно эти ложные ягоды зовут ягодами. Ягоды красные, душистые, кисловато-красные. Крупные достигают 2,5 см в диаметре.

" Машенька " - новый ранний крупноплодный сорт. Кусты мощные, среднераскидистые. Ягоды очень крупные, почковидные, сплющенные с 2 сторон, гребневидной формы - до 110 гр; последующие- конические, слаборебристые, массой 20-30 гр. Ягоды ароматные, хорошего кисло-сладкого вкуса, с плотной мякотью, хорошо транспортируются, хранятся, слабо поражаются болезнями.

Вишня войлочная

Кустарник, обычно с несколькими стволами высотой 1,5 - 2,5 м, редко до 3 м и выше.

Листья темно - зеленые овальные, снизу опушенные, снизу гофрированные, с заостренным концом. Цветки белые, белые с розовым (реже розовые), до 2, 5 см в диаметре. Плоды - овальные костянки, красные при созревании, сладкие (иногда с кислинкой) на вкус, покрыты маленьким пушком. Плодоносит обильно, обычно на 3 год и до 15-20 лет ежегодно. Неприхотлива к почвам, но предпочитает солнечные места. В отличие от остальных видов вишен, весьма устойчива к коккомикозу.

Черемуха - Padus

Азиатская- Листопадные деревья второй или третей величины. Листорасположение очередное, листья простые с рано опадающими прилистниками. Цветки в облиственных кистях, развиваются одновременно с распусканием листьев. Венчик белый, из пяти лепестков; тычинок 15-20. Цветы медоносны. Плод костянка, округло-яйцевидная, чаще всего черного цвета. Размножается семенами (косточками), порослью от пня, реже корневыми отпрысками. Древесина с ядром и заболонью. Ядро красновато-бурое или темно-красное. Иногда древесина черемухи используется для мелких поделок. Многие виды используются в озеленении. Черемуха предпочитает плодородные, увлажненные почвы. Произрастает на территории села Марусино.

"Маака"- Дерево высотой, широкопирамидальной кроной. Характерно выделяется красновато-оранжево-коричневой или золотисто- желтой корой. Цветки белые, в прямостоячих кистевых соцветиях, без запаха. Плоды мелкие, несъедобные, Осенью, в отличии от других видов рода, быстро сбрасывает листву. Цветет и плодоносит с 7 лет. Мала подвержена нападению вредителей. Плоды несъедобны но их с удовольствием ест медведь.

Яблоня

Род яблони включает 50 дикорастущих видов. Из них 3 вида произрастают на ДВ (сибирская ягодная яблоня, манчжурская и сахалинская). Самая зимостойкая является сибирская ягодная яблоня (есть в Хабаровском крае). Она свободно переносит морозы до - 50 градусов. Яблоня - одно из самых древних культурных растений. С яблони ("древа познания") вкусили запретный плод библейские Адам и Ева; "яблоко раздора" послужило причиной Троянской войны. Яблони росли в "висячих садах" Семирамиды в Древнем Вавилоне. Сейчас выведено 15 тыс. сортов яблонь. Свыше 40 сортов выведено нашим ученым-садоводом И.В.Мичуриным.

Дикий сорт (Яблоня сибирская или Палласова)

Цветет в мае-июне. Плоды-яблочки. Их употребляют в свежем виде или чаще перерабатывают на варенья, компоты, начинки и т.д. Используют как лекарственное средство.

Полукультурный сорт:

Абориген - один из ранних сортов яблони. Плоды крупные(80 и более гр.), округло- конической формы. Окраска бледно- желтая. покровная - в виде штрихов пальминового цвета, мякоть желтоватая сочная. Дерево компактное, ветвистое, сильнорослое.

Крупноплодные сорта:

Налив белый - плоды средней величины, белые, слегка желтоватые. Мякоть сочная, мелкозернистая, хороших вкусовых качеств. Деревья хорошо формируются в форме стланцев, рано вступают в плодоношение и дают высокие урожаи.

Славянка - относительно высокая зимостойкость, устойчивые ежегодные урожаи с хорошими вкусовыми достоинствами плодов зимнего потребления. Плоды средней величины(80 гр.), округло-конические, зелено- желтоватые, одноцветные. Мякоть белая тонкозернистая, сладко-кислая.

Груша

Груши "лукашевки".

Тёма - самый крупноплодный из"лукашевок " сорт.Плоды достигают 200-250 гр., широкогрушевидной формы, неравнобокие. Основная окраска ярко-желтая, покровная - кирпично-красный румянец на солнечной стороне. Мякоть сочная, кисло-сладковатая. Деревья сильнорослые здоровые. Плодоносят на 4-5 год; урожайность высокая и ежегодная. Сорт самобесплодный.

Пальмира - по вкусовым качествам плодов- лучший из "лукашевок" сорт. Плоды мелкие(ср. масса - 40 гр.), кубаревидные. Мякоть белая, сладко- кисловатая. Деревья средней силы роста, вступают в плодоношение на 3-4 год. По зимостойкости ниже сорта Тёма.

Абрикос

Хабаровский - дерево сильнорослое, достигает крупных размеров. Деревья вступают в плодоношение на 4-5 году жизни привоя. Сорт самоплодный. Плоды крупные(ср. вес-30 гр.), округло-конусовидные, слегка сжатые с боков. Основная окраска бледно-желтая, покровная - в виде сплошного, а местами - точечного оранжево-красного румянца. Мякоть густая, средней сочности, желто - оранжевого цвета, сладковато-кислого вкуса. Плоды устойчивы к растрескиванию в период муссонных дождей.

Слива

Хабаровская ранняя - Плоды крупные, на молодых деревьях 30 и более граммов, на старых мельче, округло-сплюснутые, с широким и глубоким швом. Основная окраска зеленовато-желтая, покровная- в виде красновато- фиолетового румянца. Мякоть очень сочная, сладкая. Косточка средней величины. Дерево мощное, здоровое зимостойкое. В плодоношение вступает на 2-3 год.

Рассвет ранний - очень хороший по величине и качеству плодов сорт раннего созревания. Плоды крупные (25 гр.), удлиненно - яйцевидной формы. Окраска желтая, одноцветная. Мякоть желто-зеленая, очень сочная, сладко-кисловатого вкуса, ароматная. Косточка средней величины. Дерево сильнорослое, с раскидистой кроной и редким ветвлением, зимостойкость высокая.

Значение и роль в природе и в жизни человека

В природе:

Все виды вишни ( , войлочная и др.), черёмуха хорошие почвозащитники. Быстро разрастаясь, они прочно укрепляют корнями землю: обрывы, движущиеся пески и склоны. В лесной полезащитной полосе вишня магалебка отлично выполняет лесообразующую, почвозащитную и снегонакапливающую роль, а её густые кроны отличное место для гнездования птиц.

Представители розоцветных являются объектом питания для многих животных, опыляются насекомыми. Такие как малина, любят почву богатую нитратами и они обычно находятся в местах, где произрастают растения, находящиеся в симбиозе с азотфиксирующими бактериями (серая ольха).

Для человека :

Хозяйственное значение семейства Розовых чрезвычайно велико. К семейству принадлежат , и ( , и др.), (), (роза, и др.), ( , земляника, малина, миндаль), витаминоносные (шиповник, рябина, вишня, земляника, малина, ), (вишня, яблоня, черёмуха, миндаль, груша, слива, ежевика), (груша) и (яблоня, вишня, черёмуха, ежевика) растения. Кроме употребления в свежем и переработанном виде в пищу и применения как сырья для , и , плоды некоторых видов используют в парфюмерии и медицине. У большинства косточковых пород розовых (слива, абрикос, вишня, миндаль) на стволах выделяется (клей), которую в некоторых странах используют в кондитерском производстве, в приготовлении красок и в фармации.

Деревьев из этого семейства (груша, вишня, абрикос, боярышник,) широко применяют для изготовления различных поделок и товаров народного потребления.

Розовые - основа умеренной зоны и субтропиков. Хозяйственное значение наряду с ягодными культурами (земляника, малина и ежевика) имеют многочисленные фруктовые деревья. Из них яблоня, груша и черешня имеют дикие формы, распространённые в Европе, которые вместе с (Prunus spinosa ), ( Prunus padus ) и другими видами человек использовал уже в раннем каменном веке. Родина айвы, мушмулы, миндаля, вишни, слив - Передняя Азия, где также есть свои дикие формы яблони, груши и черешни. Абрикосы происходят из Средней Азии и западного Китая, персик - из Китая. Их культурные формы были распространены в Европе уже в греко-римское время.

Плоды шиповника содержат большое количество витаминов, особенно витамина С и представляют ценность как пищевой и лекарственный продукт. Лепестки шиповников используются в парфюмерии, у некоторых видов идут на варенье.

Боярышник – старинное народное лечебное средство, целебные свойства которого впервые описаны Диоскоридом в 1 в н.э.

Древесина черемухи используется для мелких поделок. Многие виды используются в озеленении.

Многие представители рода спирейные широко используются в озеленении, а также нашили применение в медицине.

Одно из достоинств плодов малины - большое количество салициловой кислоты. Благодаря этому веществу чай с малиной - лучшее после горчичников лекарство при простуде. Из листьев малины на Руси веками делали и пили, как теперь чай, ароматный "взварец".

Некоторые представители семейства розоцветные издавна являются объектом искусства. Ими восхищались, посвящали поэмы, стихи, писали картины. Вот для некоторых из них:

Вся благоуханная, Роняя лепестки, Цветет, цветет черемуха В овраге у реки... ( В.И. Жуковский )

К чему мне камни самоцветы, Ценю иную красоту. Дороже мне, чем камни эти, Шиповник розовый в цвету. ( В. Бернадская )

Осенняя роза

Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло.

Но в дуновении мороза Между погибшими одна, Лишь ты одна царица роза , Благоуханна и пышна...... ( А.А. Фет )

Земляника

- Деда, миленький дедок, Посмотри-ка в кузовок! Земляника в нем на донце, А горит как будто солнце. Это я собрал в лесу. Ешь еще я принесу. Дед потрогал сивый ус, Да попробовал на вкус. От красавицы лесной Пахнет солнцем и сосной, от нее вокруг светло, А дотронешься- тепло. В рот возьмешь и скажешь: - Да -а! Мировая ягода-а! На полянах, возле пней Летом ждет она детей. ( М. Катков )

"Стоит Егорка в красной ермолке, кто ни пройдёт, всяк поклон подаёт" ( земляника ).

Результаты исследования

В результате проведенной исследовательской работы мною выявлены следующие представители семейства розоцветные: Род Спирейные, род Розовые, род Яблонные, род Сливовые. Среди них встречаются как дикие, так и культурные. Отмечено, что среди культурных сортов семейства розоцветные в селе Марусино, наиболее распространены: 1 - малина, 2 - вишня, 3 - клубника.

Значение Розоцветных велико. В природе они являются звеном биоценоза, основанием пищевой пирамиды и представлены всеми жизненными формами.

Человек настолько давно с представителями этого семейства, что нашел их широкое применение в быту: кулинарии, для изготовления музыкальных инструментов, сами представители семейства являются объектом эстетического наслаждения.

Человек с давних пор восхищается представителями данного семейства и свое отношение к ним выражает через стихи, песни, прозу, пишет картины, вносит изображения Розоцветных в элементы декора.

Я получила новые знания о семействе Розоцветных, и с легкостью могу рассказать о нем, если спросят.

Данную исследовательскую работу можно использовать: В 7 классе - для изучения семейств, в 10 классе - в теме "Селекция растений". Я думаю, что следующая тема моего исследования будет "Розоцветные в истории человечества".

Приложение

1 - гравилат № 2 - лапчатка

Какое значение имеют растения семейства розоцветных в жизни человека и природе, Вы узнаете из этой статьи.

Значение семейства розоцветных

Представители семейства розоцветных встречаются во всех уголках планеты. Наибольшее их разнообразие в тропических областях северного полушария. Жизненные формы розоцветных: многолетние и однолетние травы (клубника, гравилат, земляника, манжетка ), вечнозеленые или листопадные деревья (рябина, вишня, черемуха, слива, яблоня, груша ), кустарники (малина, шиповник, ежевика ).

Семейство розоцветные: значение в природе

Дикорастущие боярышник, шиповник, рябина, земляника, костяника, клубника и другие розоцветные играют важную роль в жизни большинства животных. Так, личинки цветоедов питаются завязями цветков; насекомые-опылители употребляют нектар и пыльцу, а плодожорки едят семена образующихся плодов. Птицы (дрозды, свиристели и другие) клюют плоды шиповника, рябины, боярышника. Плодами малины, земляники, клубники кормятся белки, медведи и другие животные.

Какую роль играют представители розоцветных в жизни человека?

Дикорастущие виды розоцветных человек собирает и использует в пищу. Это шиповник, малина, клубника, земляника, морошки и костяника. Они содержат большое количество витаминов, поэтому приносят организму большую пользу.

Семейство розоцветные хозяйственное значение обуславливается тем, что большую их часть человек научился культивировать . Самые важные культивируемые представители семейства — груша, слива, яблоня, вишня, малина, садовая земляника, абрикос. Из их плодов делают соки, компоты, варенье, джемы и сухофрукты.

Семейство розоцветные значение для человека не ограничивается только использованием в пищеварительной сфере. Они используются в медицине и как декоративные растения.

В медицине важное значение имеет кровохлебка, шиповник, калган. Их плоды богаты витамином С, корни и корневища содержат вещества, помогающие при недугах желудка. Также они помогают при желудочно-кишечных заболеваниях и воспалительных процессах.

Семейство розовые, или розоцветные (Rosaceae). Семейство розоцветные относятся к классу двудольных — Dicotyledones, порядку розовые — Rosales и подклассу розиды — Rosidae. Это отдел покрытосеменные Angiospermae, Anthophyta, Magnoliophyta.
Обычная формула цветка — это Ч5Л5Т∞П∞.

Растения семейства розоцветные — это примерно 100 родов и 3000 видов. Цветок семейства розоцветных бывает очень разным, как и различаются плоды семейства розоцветных. Эти различия приводят к подразделению на такие подсемейства:
— Спирейные (Spiraeoidea), в которых входят рода рябинник, пузыреплодник, спирея. Соцветия у них кистевидные, обычно чашелистиков и лепестков по четыре, пять или шесть. Цветки чаще всего розового и белого цвета, маленького размера. Плод в некоторых случаях коробочка, но чаще всего многолистовка;
— К семейству розоцветных относится и такие подсемейства, как Розовые (Rosoideae). К ним относятся: , лапчатка, рубус, гавилат, . Плод многосемянка или многоорешек. Цветки бывают обоеполыми или однополыми, могут различаться размерами и формой;
— Яблонные (семечковые, яблоневые). В них входят такие рода, как , кизильник, . Цветки либо собраны в соцветия, либо одиночные. Чаще всего обоеполые, большого размера, красного или белого цвета;
— Сливовые (косточковые). К ним относят: , миндаль, персик. Плодом вступает костянка односемянная.

Характеристика этих растений весьма разнообразная. Имеются различные формы, например, кустарник, дерево, травы. Семейство розоцветные представители имеются и в Красной книге России: 17 видов.
Цветы обоеполые (в некоторых случаях встречаются однополые), бывают и полигамные, располагаются в разнообразных соцветиях, чаще всего пятичленные и правильные с заметной трубкой — гипантием. Эта цветочная трубка появляется при срастании тычиночных нитей и нижних элементов околоцветника.
Околоцветники чаще всего пятичленные или четырехчленные, или трёхчленные. Обычно количество тычинок в 2-4 раза больше лепестков, либо же редуцировано до 4-1.

В цветках лепестки, чашелистики и тычинки размещаются по внутреннему краю гипантия. Гипантий чаще всего обладает блюдцевидной или бокальчатой формой. В середине гипантия находится разное количество плодолистиков. Это может быть один или множество. Обычно плодолистики свободные, но в некоторых случаях наблюдается их срастание и между собой, и иногда и с гипантием.
Женский орган гинецей иногда бывает синкарпный, но в основном апокарпный. При срастании с цветочной трубой создаёт полунижнюю и нижнюю завязь.
Большинство растений этого семейства, произрастающих в тропических странах, опыляют насекомые длиннохоботковые. А плоды получают распространение благодаря воде, рукокрылым и птицам. Насекомых влечёт нектар и пыльца, и они опыляют цветки. Встречаются и растения, которые опыляет ветер.
Больше всего видов крупных родов можно встретить в субтропических, а также умеренных, поясах Северного полушария.

Плоды могут быть самыми разными. Это может быть костянка, листовка, многолистовка, многоорешек, коробочка, яблоко.
Среди розоцветных большое количество плодовых: груша, персик, яблоня, миндаль, черешня и вишня. Также большое количество ягодных: , земляника, . Кроме того, встречаются и декоративные: боярышник, роза, спирея. Имеются и лекарственные растения: калган, лавровишня, шиповник, .
Чаще всего в самых разных растительных сообществах представители данного семейства не являются доминирующими, но играют значимую роль.
В данном семействе встречаются травы, кустарники и деревья. Листья в основном очередные, бывают и супротивные, сложные и простые. Листья в основном имеют прилистники.
Значительное количество розовых считаются энтомофильными, но в цветках нет каких-либо особенных приспособлений к разноплановым источникам опыления.
Цветки иногда бывают жёлтого цвета, но в основном белые, красноватые и ярко-красные, розовые. Значительная часть из них создаёт множество пыльцы, либо же создаёт нектар, который нравится многим насекомым.
Внутри гипантия размещается нектароносная ткань во многих растениях данного семейства, которая обладает видом утолщенного диска. Эта ткань находится между листок крепления плодолистиков и тычинок.
У определенных видов растений плоды способны перемещаться при помощи источников воды. Это некоторые лапчатки и сабельник. Роза морщинистая, которая произрастает на морских берегах, выделяет плоды, которые плавают по морю, пока не окажутся на песчаном берегу.
Вегетативное размножение имеет большое значение для розовых. К примеру, никакая преграда не может остановить подземные побеги малины. У

ВВЕДЕНИЕ

Тема: Подсемейство розанные. Биологические особенности и значение.

Цель: Проанализировать особенности онтогенеза растений подсемейства розанные с учетом их биологических особенностей.

Семейство РОЗОЦВЕТНЫЕ, или РОЗОВЫЕ -- (ROSACEA)- это одно из крупнейших семейств цветковых растений, включающее около 100 родов и 2000 видов. Семейство объединяет деревья, кустарники и травы с большей частью очередными, реже супротивными, простыми или сложными листьями, часто снабженными прилистниками. Цветки правильные, круговые, одиночные или в соцветиях. Плоды -- семянка, орешек, костянка, листовка, ложные, ягодовидные, яблоковидные.Семейство розановые на основании особенностей структуры цветков и плодов подразделяют на четыре подсемейства: спирейные, шиповниковые, яблоневые, сливовые.

Имеются общие признаки с другими семействами: с лютикоцветными- множество тычинок и пестиков, а признаки более высокой организации- это нижняя завязь и пятичленный венчик.

Отличительной особенностью подсемейства розанные является, то что обладают хорошо выраженным гипантием, наличием прилистников у листьев,подчашия только у травянистых форм; цветки всегда актиноморфные, циклические, с двойным 5-членным околоцветником и многочленным андроцеем, с расположенными кругами тычинками в числе, кратном всегда 5. Среди травянистых форм розановых, почти нет кормовых растений, ядовитые виды встречают крайне редко.

Подсемейство разанных является одним из крупнейших и экономически важных семейств растений, объединяющее декоративные, плодовые, медоносные, витаминоносные и лекарственные растения, произрастающие по всему миру.

Подсемейство розоцветных дало человечеству огромное количество полезных растений. С древнейших времен население земного шара употребляет в пищу плоды многих рубусов: малину, ежевику (темноплодные виды, относящиеся к подроду Rubus, особенно обильно представленные в Европе), княженику (Rubus areticus) и морошку. Благодаря содержанию большого количества дубильных, флавоновых, пектиновых и других веществ, а также сахаров и кислот многие представители подсемейства используют в медицине. Поэтому актуальностью моей работы и исследований является изучение роз, и факторов влияющих на их рост и развитие в различных средах обитания, под воздействием различных раздражителей.

Общая характеристика семейства розоцветные.

Особенности растений подсемейства розанные.

Значение в природе и практической деятельности человека растений подсемейства розанные.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙСТВА РОЗОЦВЕТНЫЕ

Растения семейства розоцветных распространены по всей Земле, но наиболее многообразны они в тропических областях северного полушария. Жизненные формы этого семейства -- многолетние (реже однолетние) травы, листопадные или вечнозеленые деревья, кустарники. К многолетним травам относятся земляника, клубника, гравилат, манжетка (рис.1), к деревьям -- черемуха, рябина, вишня, слива, яблоня, груша; к кустарникам -- шиповник, малина, ежевика.

Цветки одиночные или собранные в соцветия различных типов, обычно энтомофильные, актиноморфные, циклические, обоеполые, часто с хорошо развитым гипантием - плоским, вогнутым или бокаловидным. Околоцветник двойной, редко венчик редуцирован. Чашелистиков и лепестков обычно по 5, реже 3, 4, 6, 8 или более. Чашечка часто с подчашием, образующим как бы наружный круг чашелистиков. Тычинок в 2-4 раза больше, чем лепестков, реже столько же, сколько лепестков или чашелистиков, редко всего 2 или 1; они расположены различно, но всегда 5- или 10- членными кругами; в бутоне тычинки обыкновенно загнуты внутрь или даже закруглены; нити тычинок тонкие, свободные или реже сросшиеся. Оболочка микроспор 3- борозднопоровая или редко 3- поровая (Dryas, Agrimonia, Polylepis) или многоборозднопоровая (Sanguisorba). Между тычинками и плодолистиками расположен подушкообразный или кольцевидный нектарный диск. Гинецей апокарпный или синкарпный, число плодолистиков либо неопределенно, либо строго фиксировано, иногда плодолистик всего 1 (мономерный гинецей). Стилодии свободные или сросшиеся, терминальные или нередко боковые, почти гинобазические. Завязь верхняя или нижняя. В каждом плодолистике или в каждом гнезде завязи или обычно несколько семязачатков (Spiraeoideae) или только 1-2 семязачатка (остальные подсемейства). Семязачатки анатропные или реже кампилотропные, с двойным или, реже, простым интегументом. .

Стебли большинства розоцветных -- прямостоячие, а также олиственный или ползучий.

Листья очередные или, очень редко, супротивные, простые или сложные, снабжённые прилистниками, свободными или прирастающими к черешку, реже без прилистников, с перистым или пальчатым жилкованием. Устьица аномоцитные. Узлы обычно 3- лакунные, реже 1- лакунные (Spiraea) или многолакунные. Членики сосудов обычно с простой перфорацией, реже также с лестничной перфорацией (Neillia, Quillaja, Polylepis, виды Sorbus); поровость боковых стенок очередная или реже супротивная (Maloideae). Древесинная паренхима диффузная или диффузная и метатрахеальная, иногда главным образом метатрахеальная. Лучи смешанно- гетерогенные или гомогенные. Волокнистые элементы с окаймлёнными порами.

Опыление - насекомыми. розанный лапчатка биологический

Плоды розоцветных сухие или сочные, листовки, коробочки, орешки, костянки, яблоки. В формировании плода у многих родов участвует разрастающийся гипантий, составляющий основу адаптивности плодов к различным агентам распространения. Семена без эндосперма.

На основании различий главным образом в морфологии плодов семейство разделяется на 4 подсемейства: спирейные (Spiraeoideae) -- плод -- листовка, редко коробочка; розоцветные (Rosoideae) -- плодыорешки, многоорешки, многокостянки, часто с участвующим в образовании плода гипантием; яблоневые (Maloideae) -- плод -- яблоко; сливовые (Prunoideae) -- плод -- костянка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста