Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Евангелие о спасении человека и гибели свиней. Психология евангельской притчи о стаде свиней

Синодальный перевод

31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, вышедши, пошли в стадо свиней. И вот, всё стадо бросилось с утёса в море, и погибло в воде.

Современный русский перевод этого места по смыслу в точности совпадает с Синодальным.

У самых дотошных толкователей на эту просьбу бесов к Иисусу Христу либо даётся толкование в пару предложений с акцентом на характер, а не суть просьбы, либо акцент переводится на стих 32. Сама же просьба не толкуется вообще. Архимандрит Михаил в Толковом Евангелии (т.1) приводит версию причины просьбы, со ссылкой на Феофила, что бесы хотели погубить свиней, чтобы жители не приняли Христа, и у них не совершилась его проповедь. На мой взгляд, слишком умно для бесов.

Лично для меня важнейшим моментом является то, что бесы не могут войти ни в одно живое существо без его согласия. Но согласие может дать только существо разумное, т.е., человек. В животных же бесы входить не могут (хотя и это не до конца изученный момент). Согласия у свиней не попросишь. Но по повелению Бога они туда вошли беспрепятственно. Но зачем? Что бы их ждало, если бы Господь не разрешил им войти в стадо свиней? Почему Господь таки дал им разрешение? Может он знал, что если не дать им этой возможности, то они натворят больше бед среди людей, чем погубив более примитивных тварей?

В связи с этим вспоминаются слова Спасителя (Мт.12:43-45) о бродящих по безводным местам бесам, которых выгнали из человека экзорцисты, и которые могут вернуться в человека. Может разрешение погубить свиней связано с тем, чтоб не допустить подобного следствия?

Каковы форматы воздействия беса на человека?

Нерезидентно – через подбрасывание помыслов, представляя их лично человеческими и подталкивая ко греху через мотивацию проявления воли (путём введение в заблуждение сознания), без овладения волей человека.

Резидентно – через вхождение в человека (поскольку люди есть духовные сосуды) и овладение его волей. По сути, в таком состоянии бес совершает грех действиями подконтрольного человека.

Вопросов много и все они могут помочь ответить на явления современной жизни. Ведь бесы всё те же, и условия их пребывание в нашем мире никак не поменялось за 2000 лет.

Итак, почему бесы попросились в стадо свиней? Я встречал у отцов, которые участвовали в формировании базовых знаний по антропологии, такой термин как «жизненная сила», и который был позаимствован у древних греков. Встречал я его у св.Иоанна Дамаскина. Могу предположить, что это и есть плоть, т.е. то, что соединяет душу с телом. Истончения плоти мы добиваемся во время строго поста. Ее истончение происходит к концу жизни человека. В конце она иссякает полностью, и душа отрывается от тела, и человек умирает.

Бесы всегда организовывали у язычников себе жервоприношения. Есть предположение, что бесы умеют питаться жизненной силой убитых существ, если жертва принесена им или они поспособствовали гибели живого существа.

Видимо, «высшим пилотажем» у бесов является организация язычников на человеческие жертвоприношения, и лучше всего младенцев, у которых больше всего жизненной силы (вспомним ветхозаветного Молоха – бога финикийцев, которому приносили в жертву младенцев, или массовые жертвоприношения младенцев у ацтеков). Принесение в жертву животных даёт меньше жизненной силы, но тоже на «дороге не валяется», и бесы радуются и убийству животного ради них.

И в данном случае, желание поживиться жизненной силой хотя бы и свиней, подвигло бесов на такую просьбу. Можно даже утверждать, что жить в животном бесы не могут, поскольку свойствами сосуда духовного обладает только человек (и этот сосуд, вообще то, предназначен для обитания Духа Святого). Следовательно, поживиться со свиней бесы могут только погубив их, а поселившись в человеке могут тянуть с него силы, живя в нем и не убивая его. Надеюсь, читатель с этой версией согласиться. Выглядит правдоподобно и согласуется характером существования язычества.

Есть ещё одна версия, на мой взгляд, имеющая право на жизнь. Бесы – бродят по нашему миру, ища кого погубить. Возможно, от успешности их дела зависит их пребывание среди людей, а может они должны отчитываться о своих негодных делах перед Сатаной (как у Льюиса Гнусик отчитывается перед Баламутом). Если они плохо справляются с организацией дел зла, возможно, их переводят в менее комфортные условия существования. И чтоб хоть как-то задержаться здесь, они выпросили погубить хотя бы свиней. Иначе, по уже упомянутому отрывку, нечистый, «выйдя из человека, ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит». Возможно, погубленные животные и их жизненная сила даст бесам этот покой, или оставит их здесь, в водном мире.

В любом случае, хоть по первой, хоть по второй версии, бесам нужна смерть животного для собственного комфортного существования после изгнания их Господом из человека. (Кстати, этот мужчина видимо обладал огромной силой, раз рвал цепи и питал своими жизненными силами легион бесов.)

Почему Господь разрешил им пойти в свиней, зная, что бесы их погубят? Это самый сложный момент для толкования, поскольку это мотив Бога, а я всего лишь человек. Мы знаем, что бесы, какие бы они не были, тоже творение Бога, и гораздо выше и ценнее свиней. Господь мог учитывать, что большое количество изгнанных и злых бесов будут с большим ожесточением нападать на людей. Если бесы питаются жизненной силой, то смерть стада их сделает менее злобными и ожесточёнными. Если бы изгнанные бесы отправлены были в «безводные места» сразу, у них бы возникло желание вернуться в человека, из которого они были изгнаны, очень скоро, или усилить свои нападки других людей. Могу предположить следующее с большой вероятностью. Зная точно, как поведут себя бесы, если им не позволить погубить животных, и, видя в этом большую опасность для людей, Господь выбрал меньшее из зол.

Какой для нас есть толк от попытки прояснить смысл этого места в Радостной Вести?

Это место учит относительной ценности творения, как и ситуация, когда не найдя смоквы на дереве, Господь приказал ей усохнуть (тоже сложный момент для нравственного принятия этого действия Христа). Демоны (бывшие ангелы) всё же ценнее свиней. Разрешение подтверждает совершенную любовь Бога даже к творениям, которые избрали зло. Это место показывает, что бесы организуют для себя языческое поклонение людей не только из тщеславия. После потери возможности пополнять свои силы благодатью, утратив с ней подобие, бесам как дискретным и несовершенным существам нужна энергия для собственной активности. И возрождение язычества всегда будет способствовать усилению влияния бесов на процессы в человеческом обществе и отдельных людей. Человечество нравственно разлагается. Об это свидетельствуют процессы узаконивания греха и извращений в наиболее экономически развитых странах. «А где будет труп, туда соберутся и стервятники». Ведь питаться можно не только жертвами, но и присосавшись к людям, которые в силу отсутствия правильных духовных знаний либо не будут этого осознавать, либо не будут понимать, что происходит.

Кроме того, этот текст демонстрирует для учеников и для нас (ведь Господь знал заранее, что будет описано евангелистами, а что нет) то, под какой жёсткой защитой Творца от бесов находится человек и другие твари на земле. Очевидно, что бесам запрещено Богом непосредственно убивать кого бы то не было, используя свои силы. Они могут только обманным путём подталкивать к гибели. Это бессилие бесов в отношении живых тварей на земле лишний раз свидетельствует о всемогуществе Творца. Думаю, если бы я был язычником, и ко мне пришло такое понимание, я бы им перестал быть. Какой смысл поклоняться ограниченным богам, если осознаёшь такую мощную защиту Бога-Добра?

Для меня ещё одним важным императивом является тот , что, что бы бесы не говорили, и как бы не вызывали сочувствие, цель у них одна – поживиться за счёт чужой жизни . Потому никаких контактов с духами нельзя допускать не только потому, что об этом пишут святые отцы. Об этом прямо и неоднократно говорит Радостная весть. И толкуемый текст – одна из ярких иллюстраций этого.

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии - все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый

Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и... пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения»

Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома... И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год...

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть

А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент... Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или... от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами... как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса...

Проклятый клад

Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая...

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет... Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса... уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней?

А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное?

Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры... Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел...

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома...

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус?

Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Почему бесы исповедуют Христа Сыном Божьим, если сам дьявол не знал о Его божественной природе? Зачем Господь послал бесов в свиней и почему животные сразу же «покончили жизнь самоубийством»? Отрывок из Евангелия, который будет читаться на Литургии 28 июля, всегда вызывал вопросы. Отвечает протоиерей Георгий КЛИМОВ (кафедра библеистики МДА).

Изначально для ветхозаветного иудея понятия «Христос» и «Сын Божий» -- это понятия разные. Сын Божий - это тот, кто имеет Божественную сущность. Христос, Мессия, Помазанник - тот, кто должен прийти и спасти богоизбранный народ. Но к пришествию в мир Христа-Спасителя именование «Сын Божий» становится одним из мессианских титулов, вовсе не обязательно указывающим на Божественную природу.

Откуда бесы знали, что перед ними Мессия? Наивно полагать, что дьявол не был рядом буквально с первой секунды воплощения Христа - когда Архангел Гавриил благовествовал Деве Марии: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Лк. 1:35) Но даже эти слова, как ни покажется это странным, не утверждают то, что младенец будет носителем Божеского естества: в контексте всей архангельской речи, они, в первую очередь, говорят только о том, что Дева родит Мессию.

Далее - Крещение. Когда Христос выходит из Иордана, разверзаются небеса, Дух Святой в виде голубя снисходит на Него, а Глас с небес вещает: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Глас Бога-Отца указывает на Иисуса как на Сына, и тут дьявол уже настораживается: а вдруг Он не просто Мессия, а по естеству Сын Божий? Но дьявол за Иисусом еще не видел ничего, что свидетельствовало бы о Его божественности: ни чудес, ни особенных деяний, поэтому он сомневается и не может до конца знать, Кто же перед ним.

После этого Христос «возведен был Духом в пустыню для искушения от дьявола» (Мф. 4:1). И первые два вопроса дьявола начинаются с сослагательного наклонения: если Ты - Сын Божий, то преврати камни в хлебы, если Ты - Сын Божий, то прыгни с крыши храма. Святитель Иоанн Златоуст говорит: дьявол пытается узнать, кто перед ним. А задача Христа - не дать ему это понять.

Почему Христу было важно скрыть от дьявола и его присных, кем Он является? Это - одна из составляющих тайны нашего спасения. На Пасху мы поем: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ». Христос в свое человеческое естество впускает вечную смерть и побеждает ее, потому что с Его человеческой природой нераздельно и неразлучно соединена природа Божественная.

Но необходимо было утаить от дьявола тайну этого соединения, чтобы тот воевал с Христом, как с обычным человеком, пусть даже осененным особой Божьей милостью и благодатью. И в этом победа -Человека-Христа: дьявол делает все, чтобы погубить Иисуса, он уверен, что как только Тот претерпит смерть, Бог Его покинет, и Он станет дьявольской добычей, Он будет его мертвецом. Но в момент смерти на Кресте открывается подлинная богочеловеческая природа Господа, Он нисходит во ад и уловляет дьавола на «удицу вочеловечения»: силой Своего божественного естества разрушает царство вечной смерти, царство ада, обманувшийся дьявол низвергается.

Итак, в дни Своего служения в понимании дьявола и его бесов Иисус Христос - Мессия-человек, особым образом облагодатствованный от Бога. В цитируемом отрывке Евангелия бесы не сомневаются, что перед ними Христос, они уже видели многие чудеса, исходившие от Него, переживают исходящую от Него благодать как реальность, и Его мессианство постоянно исповедуют.

Тем не менее, даже и не понимая Тайны Боговоплощения, бесы все равно боятся Христа. Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Лукавые понимают, что их в любом случае ждет погибель и вечные мучения, ибо, по учению Церкви, они не хотят каяться. И, видя перед собой Христа, они решают, что Он их сейчас за издевательство над человеком пошлет в бездну, место заключения и мучения злых духов. Они ведь уже видели, как Иисус исцелял бесноватых, и понимают, что Он может это сделать.

Если мы поглядим в параллельное чтение от Марка (а рассказ об этом же событии можно найти в пятой главе Евангелия от Марка и в восьмой главе Евангелия от Луки), то увидим там любопытную подробность, не описанную у Матфея. Иисус спрашивает беса о его имени и получает в ответ: легион имя мне, потому что нас много. Римский легион насчитывал от 4 до 6 тысяч воинов и был символом несокрушимой силы, приводившей врагов в страх. «Легион имя мне» -- попытка бесов убедить Христа с ними не связываться. И свидетельство, что в состоянии беснования человек теряет волю и за него говорят и действуют бесы.

Бесы просят «не мучить» их. Но это отнюдь не воззвание к милосердию Христову. По мнению блаженного Феофилакта, это требование не мешать им издеваться над своей «добычей» -- бесноватым человеком. Дьявол, как говорит Сам Христос, - человекоубийца искони, от самого грехопадения, и для него и его бесов нет вожделеннее занятия, как мучить и губить людей. Невозможность заниматься этим бесы считают мучением для себя.

Испугавшись немедленной казни -- ссылки в бездну - бесы просят Христа: пошли нас в свиней. Мол, если уж людей (как самих бесноватых, так и все окрестное селение) мучить, изводить и пугать нельзя, то хотя бы имущественный ущерб им нанести. Бесы изначально были настроены уничтожить свиное стадо. И удивительно, но Иисус соглашается на их просьбу и «тотчас позволяет им».

Отчего же Он проявляет такую сговорчивость по отношению к злым духам? Блаженный Феофилакт толкует: скорее всего, стадо принадлежало иудеям, жившим среди язычников, и ради прибыли разводившим нечистых животных в нарушение Закона Моисея. Но неужели бесы смогли убедить Христа так поступить, склонить Его прислушаться к их мнению? Святитель Иоанн Златоуст говорит: скорее наоборот - это Иисус Своим всемогуществом вынуждает бесов просить Себя «по многим премудрым целям».

Во-первых, Иисус показывает освобожденным людям все величие вреда, на который способны бесы - согласно Евангелию от Марка, на берегу паслось стадо в две тысячи голов, и все до единой погибли.

Во-вторых, Господь дает знать, что с людьми бесы поступили бы еще хуже, если бы смогли. Да и без того мучения бесноватых были ужасны: они жили в гробах, кричали, бились о камни, разрывали оковы. Но даже в этом состоянии Господь защищал их - будь полная воля бесов, они бы уничтожили своих жертв точно так же, как свиней.

В-третьих, на что обращает внимание Златоуст, эта сцена свидетельствует о том, что бесы без позволения, попущения Божьего не смеют прикасаться даже к нечистым свиньям. И об этом особенно важно помнить в наше время, когда сатана играет с людьми, с одной стороны убеждая их, что он не существует и можно жить спокойно, без оглядки на вражеские козни, а с другой - что бесы в состоянии полностью покорить человеческую душу и сотворить с ней все, что пожелают.

В свое время преподобный Серафим Саровский говорил, что бес очень силен, он мог бы, если бы ему не мешали «одним коготком» перевернуть вселенную, но всесильная десница Божья ограждает и защищает нас.

Поэтому о бесах нужно помнить, но беспокоиться о том, что ты вдруг, во мгновение ока ни с того, ни с сего станешь бесноватым - не следует. Да, неизреченны пути Божьи, по Его особым премудрым целям даже святые иногда становились бесноватыми на время. Но все-таки чаще всего это связано с тем, что человек совершает смертный грех, отлично понимает, что творит, но отказывается приносить покаяние.

Вот тут Господь во вразумление может попустить бесам завладеть его душой, даже временно парализовать его свободную волю. Минуты беснования сменяются в человеке минутами прояснения, в которые он, раскаиваясь, ищет спасения, ужасаясь тому, что с ним творится.

Сами бесы вместе со свиньями, конечно, не погибли и никуда не делись - они продолжили действовать против человеческого рода. Святитель Феофан Затворник говорил: как хорошо, что у человека закрыта способность духовного зрения. Это и премудрость, и милосеридие Божье, что мы не видим духовных сущностей вокруг нас. Если бы наши глаза раскрылись хоть на миг, то мы увидели бы бесов, кружащихся вокруг нас, словно тучи комаров летом на болоте, и тут же бы сошли с ума от ужаса.

Почему же Иисус, сойдя во ад и разрушив царство дьявола, не стер бесов в порошок, а дал им возможность и дальше существовать и мучить людей? Святитель Иоанн Златоуст говорит, что это было сделано в воспитательных целях. Если бы бесов не было, то тогда наше движение к спасению сильно ослабело. А осознание того, что враг не дремлет, что дьявол «яко лев, рыкая, ищет, кого бы поглотить», побуждает нас ревновать о Боге.

Читая Евангелие, однако, мы видим, что даже измученные бесами жители селения - а, конечно, злые духи через бесноватых терроризировали весь поселок - не поспешили прибегнуть к Христу за помощью, а даже напротив - попросили Его «отойти от пределов их». Блаженный Феофилакт объясняет: в этой просьбе жителей видится страх потери всего имущества. Потерю стада свиней они восприняли, как наказание, и убоялись, что Иисус может сотворить что-то похуже. Жажда наживы и обогащения ослепила их сердца, сделала невыносимым пребывание Иисуса среди них, хотя они, конечно, осознали Его величие.

На эту тему есть хорошее выражение у святителя Игнатия Брянчанинова: «Евангелие лишает человека того, чем он владеет неправильно». Духовная интуиция жителей селения подсказала им: останься Иисус подольше, они и еще большего лишатся. Это актуально и для нас: многие люди, при всем понимании, Кто есть Господь, не могут отказаться от своих «драгоценных» греховных привычек и предпочитают сказать Христу: уходи.

При этом общество, отвергающее Господа, вполне может иметь вид христианского. Как у Достоевского в рассказе о Великом Инквизиторе, когда Христос приходит к людям, называющим себя христианами, они Ему говорят: не мешай нам. Уйди от пределов наших. Построим Твое общество, Твое царство, но без Тебя.

На ту же тему есть современная притча. Некий человек, попав в беду, вспомнил, что бабушка в детстве ему рассказывала о Боге, о Церкви, о том, что там обязательно помогут. Пошел в храм - а там какой-то праздник, красиво поет хор, священники ходят с кадилами, истово молятся люди - но на него поглядывают как-то искоса: мол, все не так делает, не так крестится, не так ставит свечи, ходит по храму во время службы. В конце концов, подошла к нему прихожанка, вручила брошюру «Как вести себя в церкви» и велела выйти вон и прочитать ее, прежде, чем заходить в храм.

Человек вышел из храма, сел на лавочку и горько заплакал. И вдруг почувствовал, как кто-то сзади кладет ему на плечо руку. Он оборачивается - стоит Христос. «Что ты плачешь?» -- спрашивает Он. «Господи! Меня в храм не пускают», -- отвечает ему человек. «Не плачь, -- грустно отвечает ему Иисус, -- и Меня сюда давно не пускают».

Эту притчу, сложенную в околоцерковной среде, нередко используют противники Церкви, но и христианам есть, чему в ней поучиться. Хотя бы для того, чтобы она не превратилась из притчи в реальность.

Впрочем, даже уходя от нас по нашим настоятельным просьбам, Господь не оставляет нас. И об этом тоже свидетельствует отрывок из сегодняшнего Евангелия. Евангелисты Марк и Лука говорят, что человек, исцеленный Христом от бесов, просился идти с Ним, но Иисус велел ему вернуться в свое селение и рассказать людям, «что сделал тебе Бог». С одной стороны мы видим страх человека, что, когда Господь отойдет, бесы снова завладеют им. И Господь учит его верить и знать, что даже в видимое отсутствие Божье, если человек будет веровать и пребывать в духовном общении со Христом, никакой вред ему бесы не нанесут.

А с другой стороны - это воспитательный момент для жителей селения. Исцеленного все знали бесноватым, а теперь видят его здоровым и вменяемым. Ему и говорить ничего особенно не надо было - один его вид был свидетельством о силе Христовой, и укором для тех, кто прогнал Христа, пришедшего их спасти.

Поразительно, но это достигает цели: позже (в Евангелии от Луки мы об этом читаем) когда Христос шел в Иерусалим на вольную страсть, Он проходил одним из гергесинских селений. Мы не знаем точно, то ли это селение было, или соседнее, но факт: люди, услышав, что Христос идет мимо них, издалека приносили к нему бесноватых и больных.

И в этом мы видим удивительное милосердие и премудрость Божии. «Отойди от пределов наших» -- Иисус разворачивается и уходит. Но Христос «льна курящегося не угасит»: Он не бросает людей на погибель, не отнимает Своей десницы от прогоняющих. Покидая пределы их, Господь оставляет среди них нечто, зная, что, в конце концов люди вернутся.

Евангелие от Матфея: 8:28-34

«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. Вдали же от них паслось большое стадо свиней. И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, все стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

В Евангелиях есть знаменитая притча о том, как Иисус исцелил бесноватого, переместив бесов из человека в стадо свиней, бросившихся затем в море. Эту часть Евангелия канонически читают над теми, кто, по мнению Церкви, одержим злым духом или непонятной болезнью, недугом, вызванными вселением в человека бесов. Почти чистая психиатрия на ранних стадиях своего зарождения. И почти так же, как и у современной психиатрии – все попытки помочь часто бывают втуне. Почему? Может ли быть по-другому? Можно ли облегчить страдания болящих? Да, может, да, можно. А почему чаще бывает «по-другому» – об этом мы с вами и поговорим. И что надо для этого делать – чтобы всё же помочь – вы поймёте, прочитав мои психологические соображения.

Притча эта кажется многим людям странной, непонятной, а действия Иисуса – чуть ли не несправедливыми и злыми – по многим причинам. Атеисты вообще смеются над этой притчей, показывая на ее примере – как асоциально христианство.

Сегодня мы постараемся понять эту притчу, разобрав все непонятные в ней места и подключив к её интерпретации юнгианскую теорию – группового бессознательного. Итак, обо всём по порядку.

Начнём с самой евангельской истории

Бесноватый Возле некоего селения, на отшибе от всех приличных граждан, жил бесноватый человек из того же селения. Бесы так мучили его, что он уже не носил никакой одежды и спал во гробах, выселенный из деревни не столько людьми, сколько своим недугом.

Он выбежал к Иисусу, и Иисус сказал бесам, сидящим внутри него: «Выйдите вон из этого человека». Невдалеке паслось общественное стадо свиней. Бесы попросили Иисуса, чтобы он поместил их в этих свиней. Иисус позволил. Бесы вселились в свиней, свиньи, обезумев, ринулись со скалы в море, и… пучина сия поглотила их без остатка.

Увидев то, пастухи-свинопасы, побежали скорее в селение – докладывать о случившимся владельцам исчезнувших животных.

Население городка вышло к Иисусу, увидело – как бывший бесноватый сидит – умытый и одетый подле ног Христа, в здравом уме и со светлыми очами, не увидели своих свиней и сказали Иисусу, чтобы он покинул их место.

Вот и всё.

Свинья-копилка: Исторический контекст «проблемы богатства и везения» Эта евангельская история очень хорошо понятна без всякой трактовки – деревенским людям старой закалки, но но совсем ускользает от понимания «городских», которые думают, что булочки произрастают на деревьях.

Что такое свинья для прежних времён и прежде всего – для жителя деревни? Свинья – это символ богатства и удачи. «Ду хаст швайн» – говорят до сих пор немцы. То есть дословно: «У тебя есть свинья». Что бы это значило? А то, что: «Везёт тебе, счастливчик».

Когда откормленную свинью закалывают в ноябре-декабре, её хозяин получает очень большие деньги – вам и не снилось столько. Это похоже на годовые премиальные высшему менеджменту хорошей фирмы. А если не деньги получает крестьянин, то обильное пропитание себе, чадам и домочадцам – на весь год.

Прелесть свиньи заключается в том, что её почти совсем не надо как-то специально кормить, все, даже «городские», знают, что свинью традиционно кормили отбросами с обеденного стола, так называемыми – помоями. И на них она волшебно жирела.

А ещё свинья – грязна, её не нужно мыть и холить, как корову, ей нравится быть грязной, в этом её суть. Свинья грязна примерно как деньги.

Но вернёмся к нашим свиньям. Притягательность свиноводства состоит в том, что почти не прикладывая никаких специальных усилий, через год ты получаешь в своём хозяйстве умопомрачительную прибыль – свинья весом под тонну – это как мешок золота на пороге твоего дома… И приодеться, и погулять, и не переживать о том, на что будешь существовать весь год…

«Богатый становится ещё богаче» или Свинство – как оно есть А почему же ещё – свинья – это традиционный (но позабытый нами) символ богатства и удачи? Здесь есть ещё, стало быть, один хитрый момент… Всё дело в том, что для того, чтобы получить вот такую прибыль в конце года, сам крестьянин должен быть уже изначально – немножко богатым, по крайней мере, не совсем уж бедным.

Рассудите сами – если крестьянин нищ и сам недоедает, то откуда же он возьмёт вкусные обильные помои со стола, чтобы вылить их свинье в корыто?

То есть, свинья кормится хозяином от избытка, и лишь того, кто уже обеспечен, твёрдо стоит на ногах, даже – богат, она вознаграждает – ещё больше, баснословно. Ну а того, кто нищ – извините. Нищий не в состоянии содержать свинью. Традиционно, бедные селяне искали компромисс – выпускали своих свиней на выпас в леса, но рисковали схлопотать от сеньора-владельца леса или… от волка. Свиньи портили лес, это факт. Да и на вольном выпасе свинья, хоть и будет чувствовать себя здоровой, но так не разжиреет, как на домашних помоях.

Понятное дело, что если крестьянин брался всё же откармливать свинью, он дрожал за неё больше, чем мы дрожим за свои автомобили, взятые в кредит.

Именно поэтому, в народе испокон веков сложились две странные поговорки. Когда хмурые крестьяне хотели пожаловаться на свою жизнь и рассказать о своей бедности, они говорили так: «Да какие у нас свиньи? Мы сами… как свиньи!».

Как вы теперь можете догадаться, крестьяне не имели в виду, что они грязные или хамоватые. Они имели в виду, что им приходится до донышка доедать объедки со своего скудного стола, выгребать до крошки самим – то, что обычно в щедрые времена относят в хлев свиньям, а себе готовят свежее.

И вторая поговорка. Когда кто-то хотел с горечью сказать о чёрствости местного населения он говорил так:

«Здешний крестьянин скорее свинью накормит, чем подаст кусок – бедному».

Когда ещё в детстве я столкнулась с этой приговоркой, я думала, что таким образом злые и жадные крестьяне-кулаки высказывают утончённое неуважение к своим ближним, стоящим ниже их на лестнице удачи. Мол, тебе, дураку, не дам, а свинье дам.

Только теперь я поняла, в чём был действительный резон этих крестьян. Весь ужас в том, что они – люди далеко не праздные, никого не имели и в мыслях «утончённо оскорбить»!

Напротив, они действовали как рассудительные, «взрослые», серьёзные люди – отцы и матери семейств, хозяева, озабоченные своим домом и его благополучием.

В самом деле, у настоящего хозяина каждый кусок на счету. И кусок объедков, поданный свинье, идёт в дело – на будущий год свинью заколют, будет что есть, а детям – обновки. А зачем подавать кусок еды – бедному? Какая от этого может быть польза?.. Разве что на небесах? Но в Небеса прижимистый крестьянин не очень-то верил. Его мышление было конкретно-материальным.

Впрочем, современные люди с высшим образованием и абстрактным мышлением – недалеко ушли от крестьянина-кулака баснословных времён.

И вот мы плавно возвращаемся к притче про бесноватого и Иисуса…

Проклятый клад Все знают из сказок и легенд Возрождения, что клады и сокровища, золото и драгоценные камни – прокляты и охраняются чертями. Потому, что добыты обычно таким путём, о каком лучше не рассказывать детям на ночь.

Убийства, разорение вдов, потопление кораблей. Проклятия и муки умирающих – ложатся на отнятое и вопиют к небу. Золото впитывает истории. Истории, в основном, страшные, и хоть бы одна – весёлая…

Знаменитые украшения, переходя из рук в руки, притягивали убийства и преступления.

Проклятые клады, сундуки с добром, выигрышный лотерейный билет… Мужья ссорились с жёнами, трактирщики убивали гостя. Единоличные владельцы баррикадировались от воров и сходили с ума.

Для крестьянина, далёкого от роскоши, культуры и цивилизации – рубины и алмазы не стоят ничего. У него есть «одна валюта» и одно понимание «клада» – свинья. Поэтому то, что для «культурного» человека воплощено в сберегательной книжке или в пузатом сундуке с бусами и жемчугами – для колхозника, живущего натуральным хозяйством, воплощено в упитанной фигуре свиньи.

Свинья – прообраз банковского вклада с процентами, живая копилка.

Поэтому неудивительно, что когда Иисус вселил бесов в стадо пасущихся неподалёку свиней и те погибли, бросившись со скалы в море, крестьяне попросили Иисуса… уйти. Странно, что не убили.

А теперь мы будем последовательно отвечать на ряд важных, подводящих итоги – вопросов.

Вопрос №1 Почему бесы попросили Иисуса – вселить их в стадо свиней? А я вам отвечу встречным вопросом: «А как вы думаете, скольким до этого людям крестьяне отказали, ради того, чтобы получше накормить свою жиреющую свинью?»

Для крестьянина, повторим, свинья то же, что для горожанина – его сберкнижка или редкий бриллиант. Почему бы и свинье не начать притягивать к себе «злое», как это делают сокровища горожан?

Почему бесы попросили Иисуса – поселить их в стадо свиней? Потому что подобное тянется к подобному. Они уж привыкли охранять клады. Деньги, золото, имущество –нажитые неправедно, с обидами другим, это тот привычный удобный для них «отель», в котором бесы «останавливаются», спускаясь на землю.

Вопрос № 2 Откуда берутся больные люди и что такое групповое бессознательное? Вот мы и подошли к самой тонкой теории, которую когда-то вскользь сформулировал Карл Густав Юнг. Групповое бессознательное – невидимая надстройка над небольшим коллективом людей. «Круговая порука мажет, как дёготь». Невидимый дёготь. Невидимый – до поры… Пока кто-то не заболеет – неизлечимо и красноречиво. Кто станет зеркалом грехов общины.

Когда Иисус спросил бесов: «Сколько вас?» бесы ответили: «Легион». Легион грехов и злых дел…

Грехи общины – отлились в теле бедного бесноватого, соседа по групповому бессознательному. Он как в волшебном зеркале показывал своим односельчанам – состояние здоровья всей деревни в целом. Проклятие – уже почти пало на деревню, но этого никто ещё не понял. Вот если бы у них начала издыхать скотина и болеть дети, гореть дома…

А пока – одного – бесноватого отселили в катакомбы и забыли о нём быстро, как забывают о чужих неприятностях. Чужих ли?..

Вопрос №3 Что сделал Иисус? Представьте себе, что Иисус пришёл к нам, современным людям и сказал, собрав нас с вами, так.

Есть один человек, которого вы все очень хорошо знаете. Так вот, он сильно заболел. Вы знаете, как он мучается? Вы говорите: «Знаем, слышали, бедный-бедный».

И Иисус продолжает: «А хотели бы вы, чтобы он полностью исцелился?» Мы с вами отвечаем: «Да, да! Что за вопрос! Он такой хороший человек!».

И тут Иисус нам говорит: «А вы знаете, он уже исцелился, Я его исцелил!» и показывает нам видео, чтобы мы поверили. А на видео тот, на которого уже нельзя было смотреть – улыбается и машет, пополневший, загорелый, где-то на море, за границей, в санатории и шлёт нам приветы».

И тут Иисус говорит: «А вы знаете, как я его исцелил? Слушайте».

Вот у тебя есть бабушкина квартира, которую ты сдаёшь квартирантам, а у тебя – акции. А тебя назначили начальником, дали свой кабинет и повысили зарплату.

А у тебя есть книжка и на ней 300 тысяч. А у тебя – последний Айфон. А вот у тебя есть очень интересный дар – очаровывать всех мужчин, подруги удивляются. А ты умеешь ходить по подиуму и носить любую одежду как королевскую мантию.

Так вот, я посмотрел на вас и увидел, что вы давно пользовались всеми этими дарами, которые позволил вам иметь, между прочим, Я, но толку от этого окружающим не было никакого, кроме вас самих. Вы всё брали себе. Вы гордились и обижали людей. Вы не давали куска хлеба просящему. Вы перестали общаться с бедными родственниками. Можно я не буду напоминать, как досталась тебе бабушкина квартира? Можно я не скажу, что для тебя значит твой айфон?

В общем, все эти вещи, которыми вы обладаете, на них налипло столько зла, вы не поверите.

И вот когда я изгонял болезнь, она устремилась туда, где ей было удобней всего – грязь тянется к грязи. Я не хотел, чтобы она излилась вам на головы. Или пожрала ваши единственные жилища, в которых вы обитаете. Я выбрал ваших свиней.

Вы будете сильно огорчаться, если я скажу вам теперь последнее: квартира, айфон, 300 тысяч на книжке и талант очаровывать – утонули в море, сбросившись со скалы? Хотите поговорить по Скайпу с вашим другом, который теперь может говорить и улыбаться?

Мы помолчали и сказали Иисусу: «Уходи из нашего селения. Пожалуйста, уходи». И развернувшись, пошли прочь к своим опустевшим хлевам.

Друг мой!

Ты пишешь: "Момент про изгнание легиона бесов. Странный момент. Зачем надо было изгонять бесов в свиней? Зачем надо было губить животных - целых две тысячи, которые служили людям для прокорма? Почему нельзя было выгнать бесов просто вон? И почему в одном Евангелие "погребавших во гробах" было двое, а в другом - всего один? Чему вообще научил этот момент людей этой страны?"

То, что у одного автора два бесноватых, а у двух других пишется только об одном, это не несоответствия в Евангелиях, а краткий способ повествования одного автора и усиление речи на некотором моменте двух других. О двух бесноватых говорится лишь в (Мф.8,28-34), в самом кратком повествовании этого случая, как на указание такового происшествия. В двух других (Мк.5,1-20; Лк.8,26-39), где подробнее описывается этот случай, с показанием очень существенной особенности в реакции одного из исцеленных: его обращении к Иисусу Христу, как к Богу.
Существенна также реакция Самого Иисуса Христа на уверование в Него этого исцеленного: вместо того, чтобы позволить ему пребывать возле Себя среди других учеников для обучения его, как и других учеников тайнам Царства Небесного, Он посылает его свидетельствовать о милосердных делах Божьих, явленных в Иисусе Христе, Сыне Его. Иными словами Иисус посылает исцеленного, как готового апостола свидетельствовать о Нем другим людям задолго до послания по двое 12 апостолов.
Необыкновенное исцеление! Исцеление не только тела и души, но и сообщение благодати апостольства для исцеления душ других людей. Уникальный, по-видимому, был этот человек: огромной силы веры и духа. И еще один момент можно отметить в этом: уникальная сила благодати дается Богом человеку, перенесшему уникальные испытания.

Касательно позволения бесам войти в стадо свиней, имеются такие указания святых отцов.
1) Для показания самарянам, жителям той страны, что закон запрещения потребления свинины касался и их также, если они считают себя детьми Иакова. Законы Моисея даны были евреям, чтобы сознание их постоянно возбуждено было к памятованию Бога и Его непрестанного присутствия. "Нечистые" животные, согласно языку Востока, указывали человеку, призванному быть верным Единому Богу, на неприемлемость им понятий, заставляющих его "склонить свою голову к земле" (как свинья, например), забыв о небесном; чтобы не рыть носом землю, уйдя сознанием лишь в добычу временных благ; не жрать свои собственные отходы, думая только о прелестях материальной жизни; и, будучи вымытым (уверовав в Иисуса Христа), "подобно свинье, не возвращаться валяться в грязи", или, "подобно псу, не возвращаться к своей блевотине", продолжая жить во грехах так, как жил до этого.
2) Для того, чтобы видимо показать коварную натуру бесов: единственное, на что они способны, то это только вредить человеку любым способом. И платят они за услугу только злом.
3) Иисус дает шанс жителям той страны, увидевшим два Его таких необыкновенных чуда (исцеление грозных бесноватых и мгновенное уничтожение свиней): отказавшись от нарушения закона и приверженности к материальной ценности, уверовать в Иисуса Христа, как в Бога и желать уже навсегда остаться с Ним. Так поступили жители другого самарянского селения, где Иисус обратил к Себе самарянку, попросив у нее воды у колодца (Иоан.4,7-43). Однако жители Гадаринской страны попросили Христа удалиться от мест их, выбрав материальное благо вместо духовного.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари