Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Уиджа – загадочная спиритическая доска. Спиритическая доска и правила безопасной работы с ней

Спиритические сеансы трудно себе представить без специальной доски. Однако сделать её достаточно трудно, если вы не профессионал, то лучше всего купить в магазине. Впрочем, спиритическая доска своими руками, сделанная из хорошего и качественного материала, может оказаться вашей большой помощницей. Поэтому стоит попытаться её сделать, если вы обладаете хорошими навыками в обработке дерева. Вот, что нужно знать новичкам о том, как правильно сделать своими руками такую доску и для чего она нужна.

Доска Уиджа, как её стали называть позднее, стала использоваться гораздо позже , чем другие способы. Обычно клали блюдце с различными буквами по краям и в качестве проводника использовали обычную иголку, подвешенную на нитку. Спиритические доски появились позднее, во время Первой мировой войны, и были очень популярны в Англии и Америке. Современные доски имеют следующий вид:

Они же используются и во время современных сеансов спиритизма. Тех, кто хорошо работает с деревом, вопрос, как сделать спиритическую доску, не заставит растеряться, и доска будет сделана качественно и красиво. Если вы не такой специалист по дереву, можно купить её в магазине и использовать по назначению.

Спиритические доски использовались для коллективного исполнения спиритических сеансов. Обычно в компанию приглашали экстрасенса, который вызывал духа. И он давал ответ на многие вопросы. Дамы клали руки на блюдо, и по тому, как оно двигалось, можно было получать ответы на все вопросы. На доске обязательно были слова «да» и «нет», а также вход и выход из сеанса. А также буквы и цифры, чтобы дух составлял слова и мог указать дату. Экстрасенс при помощи особых приёмов вызывал духов и, если ему это удавалось, получал деньги за использование магии. А женщины получали ответ на вопрос, который их больше всего волновал.

Сегодня коллективные практики с большим количеством непрофессионалов остались в прошлом, поэтому спиритические доски стали меньшего размера. И их используют в небольшой компании или в одиночку, если нужно вызвать духа. И перед тем, как сделать спиритическую доску, стоит подумать, а не лучше ли в одиночном сеансе обойтись блюдцем и иголкой с ниткой? Для тех, кто вызывает духов всего один раз, стоит использовать более простые приспособления. Но вернёмся к спиритизму.

Несколько важных нюансов

Перед тем, как начать сеанс, нужно на доску положить руну или использовать специальный амулет, чтобы вызванный дух не переселился в человека. Однако помните, что есть духи очень враждебные, поэтому они могут навредить вам или дать ложную информацию. Вызывая дух врага, чтобы узнать, где он спрятал наследство, будьте осторожны. Души мёртвых людей знают всё о живых. Поэтому такой дух может вас просто обмануть или попытаться навредить. Лучше всего вызывать добрых духов, а не тех, кто при жизни совершал убийства, преступления, разбои и делал зло.

Кроме того, не стоит узнавать ответы сразу на много вопросов. Духи могут не сразу отвечать на них, поэтому лучше всего провести несколько сеансов. Вопросы необходимо согласовать с группой людей или задать один, но самый важный для вас. И после окончания спиритизма стоит убедиться в том, что дух не остался в комнате с людьми, так как он может вам очень сильно навредить и нанести большое зло. Особенно часто духи отражаются на детях, которые в особо тяжёлых случаях могут даже повредиться рассудком и сойти с ума. Поэтому нужно загнать духа при помощи амулетов обратно, чтобы он удалился из комнаты. Духам не место среди живых людей, так как они могут вам очень сильно навредить. Узнать, ушёл ли дух или нет, просто: амулеты, если он в комнате, долго остаются тёплыми.

Итак, если у вас есть спиритическая доска своими руками сделанная, вы можете её использовать для магических сеансов. Но помните, что без специальной магической подготовки занятия спиритизмом могут оказаться опасными и очень рискованными. Именно по этой причине неподготовленному человеку лучше, если вопросы духу будет задавать профессионал. Эксперименты со спиритизмом могут оказаться опасными и привести к непредсказуемым последствиям. Так что стоит подумать прежде, чем вы будете заниматься этой практикой.

Как бы сильно ты ни хотел напугаться, тебе это точно не удастся, если ты выберешь «Уиджи». Ты можешь открыть для себя парочку неплохих актеров, полюбоваться парнем, похожим на Эдварда Каллена, встречающегося не с шатенкой, а с блондинкой (если тебе, конечно, нравится Эдвард Каллен), можешь восхититься уютной комнатой Дэби и задуматься над тем, как много фотографий успела сделать эта компашка за свою недолгую жизнь. Пожалуй, ты можешь получить от этого фильма все, что угодно, кроме страха, на который ты так рассчитывал.

Если ты непритязательный зритель, пожалуй, тебя заинтригует сама история. Хотя, беспокойные разговоры подружек по ночам, внезапно закрывающиеся двери, скрип половиц, ломающиеся фонари и даже девочки с зашитыми ртами — это, пожалуй, совсем несерьезно для современного ужастика, ввиду искушенности зрителя, конечно.

Снято все ладненько, хотя не без совсем очевидных ляпов. Красивая компания друзей, красивый дом, красивые волосы у главной героини, а также ее неизмеримо огромные оленьи глаза, симпатичные парни, стриженые лужайки, в общем, полная эстетика и прообраз идеальной американской жизни в купе с так любимыми сегодня коллажами из афиш и фотографий на всю стену, кафешками вместо завтрака и прочим, прочим, прочим. В чудесную идиллию врывается лишь явно бутафорская пыль на чердаке, немного грязи на лице одной из героинь, которой (с ума сойти!) чуть не зашили рот, ах, ну да, конечно, еще маленькая девочка-призрак с изумительно аккуратно и безболезненно зашитым ртом. В общем, полная идиллия.

Красивая картинка и в правду привлекает. Приплюсуем сюда достаточно симпатичную, хотя и не типичную внешность Оливии Кук, внешность, которая еще не успела приесться, и мы получим что-то, за что можно зацепиться, точнее — полный набор для какой-нибудь хорошей слезливой драмы со счастливым концом. Для драмы, но никак не для ужастика с таким многообещающим названием. Неизвестно, что хуже, перепугаться до смерти или не «допугаться». Если хотите сравнить первое со вторым, попробуйте посмотреть «Уиджи». Ситуация угнетающая: интригующая музыка, темнота, перепуганные (достаточно натурально) лица героев, подрагивающая камера, затем тихая пауза, и вот ты понимаешь, что с минуты на минуту должно случиться что-то пугающе-страшное, и оно случается. Да только так, что ты этого не замечаешь и впадаешь в ступор. После чего, осознав, что все-таки произошло, ты разочарованно смотришь на тяжело дышавших героев с мыслью «И-и что? Это все?», разочарованно ожидая приближения к концовке в надежде получить-таки свою дозу адреналина. Но чем дальше ты смотришь, тем сильнее впадаешь в отчаяние…

Пожалуй, единственное, что оправдывает этот фильм — рейтинг PG-13. Его можно преспокойно показывать детям, если убрать пару «особенно отвратительных сцен». В целом фильм будто бы создан для зрителя, который очень хочет, но слишком боится посмотреть ужастик наедине с самим собой. Эдакая облегченная версия для начинающих. Возможно, что-то в этом есть, но явно не для меня.

P.S. Если вы смотрели «Американскую историю ужасов», смело проходите мимо, иначе бесконечное сравнение не в пользу «Уиджи» ввергнет вас в бесконечное отчаяние и скорбь о прекрасном таланте Джессики Лэнг и том, что принято считать ПО-НАСТОЯЩЕМУ страшным гримом и спецэффектами.

8 из 10 для начинающих и особенно пугливых

4 из 10 для поклонников ужастиков со стажем

1 из 10 для любителей AHS

В феврале 1891 года в американских газетах появилась реклама «Чудесной говорящей доски» под названием «Уиджа» (Ouija).

Питсбургским детям и взрослым обещали, что волшебное устройство удивительно точно ответит на вопросы о прошлом, настоящем и будущем, связав «знаемое и незнаемое, материальное и нематериальное». В общем, «постоянное развлечение и отдых для всех классов». Жителей Нью-Йорка уверяли, что все притязания заверены Патентным бюро. Цена - $1,50.


Таинственная «говорящая доска» мало чем отличалась от той, которую сегодня можно купить в отделе настольных игр: плоская доска с алфавитом, выстроенным двумя полукругами над рядом цифр от нуля до девяти, слова «да» и «нет» в верхних углах, «прощай» - внизу. В комплекте идёт каплевидная дощечка - обычно с небольшим отверстием. Участники сеанса прикасаются кончиками пальцев к этой планшетке, задают вопрос и в изумлении видят, как она движется от буквы к букве, выдавая ответ. Разница только в том, что современные доски, как правило, картонные, а планшетка - пластмассовая.

Реклама никогда не говорит правду, и для XIX века это было особенно справедливо. Тем не менее «Уиджа» действительно была «интересной и загадочной» и действительно была одобрена Патентным бюро. Даже сегодня психологи признают, что она способна связывать знаемое и незнаемое.

История этой игры не менее загадочна. Историк Роберт Мёрч, заинтересовавшись этим предметом в 1992 году, обнаружил, к своему удивлению, что о его прошлом почти ничего не известно, несмотря на его знаковый статус для американской массовой культуры.

Корни «Уиджи» следует искать в увлечении спиритизмом, которое охватило США в XIX веке. Вера в то, что мёртвые общаются с живыми, пришла из Европы. За океаном ажиотаж начался в 1848 году, когда совершенно внезапно пошла слава о сёстрах Фокс из штата Нью-Йорк. Женщины утверждали, что получают сообщения от духов в виде стука в стену. Во второй половине века спиритические сеансы проводили уже миллионы американцев, пресса молодой страны взахлёб писала о самых знаменитых медиумах.

Европейцев и американцев того времени легко понять: средняя продолжительность жизни не достигала и пятидесяти лет, детская смертность была высокой, женщины умирали во время родов, мужчины - на войне. В 1862 году скончался 11-летний сын президента США, и Мэри Тодд Линкольн проводила сеансы прямо в Белом доме. Во время Гражданской войны число адептов спиритизма росло не по дням, а по часам: сотни тысяч родных и близких ушли из дома, чтобы никогда не вернуться.

При этом новое увлечение не противоречило христианской религии: можно было заниматься столоверчением шесть дней в неделю, а в воскресенье преспокойно отправиться в церковь. «Общение с мёртвыми было обычным делом, в нём не видели ничего странного, - поясняет г-н Мёрч. - Это сейчас мы ассоциируем подобное с попыткой открыть врата ада».

Разумеется, никто не собирался открывать врата ада, создавая фирму Kennard Novelty Company и приступая к выпуску «Уиджи». Открыть хотелось только лишь кошельки доверчивых потребителей.
Чарльз Кеннард.

Историк Брэндон Ходж поясняет: популярность спиритизма росла вместе с усталостью от него. Обычно сеанс проходил таким образом: называли буквы алфавита одну за другой, пока не раздастся таинственный стук, после чего начинали сызнова. Составить таким образом предложение - задача более чем утомительная. Между тем средства связи с живыми людьми ушли далеко вперёд: телеграф существовал уже несколько десятилетий. Почему же духи отставали? И учредители Kennard Novelty Company придумали, как заработать на этой ситуации.

В 1886 году только что оперившееся информагентство Ассошиэйтед Пресс сообщало о новинке, которая произвела сенсацию среди спиритуалистов Огайо, - говорящей доске. Это и была, в сущности, «Уиджа», то есть доска с буквами, цифрами и планшеткой для указания на них. Ту заметку прочитали многие, но только Чарльз Кеннард из Балтимора (штат Мэриленд) увидел в ней руководство к действию. В 1890 году он привлёк ещё четырёх инвесторов, в том числе местного поверенного Элайджу Бонда и полковника Вашингтона Боуи, землемера, и была создана Kennard Novelty Company, обладавшая эксклюзивными правами на производство и сбыт говорящих досок. Никто из них не был спиритуалистом, зато все обладали прекрасным деловым чутьём и не могли упустить шанс занять новую рыночную нишу.

«Уиджи» тогда ещё не было: говорящая доска Кеннарда пока не обладала названием. Вопреки распространённому мнению, Ouija не есть сочетание французского и немецкого слов, означающих «да». Если верить изысканиям г-на Мёрча, своим названием изделие обязано Хелен Питерс - невестке Бонда, которая, по словам того же Бонда, была «сильным медиумом». Она просто взяла и «спросила» саму доску, как её называть. Когда было получено непонятное слово «уиджа», доску попросили пояснить её значение, и та ответствовала: «Желаю удачи!» Вот такая сверхъестественная картина вырисовывается из писем самих основателей компании. Правда, Бонд признавался, что у Питерс был медальон с портретом женщины, над головой которой красовалось именно это слово. Скорее всего, то была популярная английская романистка и борец за права женщин Уида (Ouida), а j вместо d взялась по ошибке.

Поговорив с потомками основателей компании и разыскав тот самый патент, г-н Мёрч подтвердил, что история с одобрением доски - чистая правда. Бизнесмены понимали: если они не смогут доказать, что доска действительно пригодна для спиритических сеансов, они не получат патент. Поэтому Бонд поехал в вашингтонский офис Патентного бюро подавать документы вместе с незаменимой Питерс. Начальник бюро предложил следующее испытание: если доска назовёт его имя (которое, как он думал, было неизвестно Бонду и Питерс), то он разрешит оформить патент.



Они сели за стол, пообщались с духами, и планшетка указала на правильные буквы. То ли Питерс действительно была отличным медиумом, то ли сыграл свою роль тот факт, что Бонд работал патентным поверенным и своевременно навёл справки, - доподлинно неизвестно. Но так или иначе 10 февраля 1891 года бледный чиновник протянул Бонду заметно дрожавшей рукой патент на «игрушку или игру».
Элайджа Бонд.

В первом патенте вы не найдёте описания того, как работает устройство, - только утверждения насчёт того, что оно делает. «На редкость ушлые бизнесмены», - говорит г-н Мёрч. Всё это было неспроста: чем меньше компания Кеннарда рассказывала о доске, тем более загадочной она казалась, что лишь увеличивало желание её приобрести. Им было всё равно, что покупатель при этом думает о продукте.

И они оказались правы: «Уиджу» отрывали с руками. Kennard Novelty Company начинала с одной фабрики в Балтиморе, но уже в 1892 году их было две плюс столько же в Нью-Йорке и Чикаго, а также одна в Лондоне. В 1893 году Кеннард и Бонд вышли из дела в связи с внутренними трениями, которые ещё раз подтвердили старую поговорку о том, что деньги меняют всё.

К тому времени компанией руководил Уильям Фалд, который пришёл туда простым рабочим и акционером. (В 1927 году он погиб, спрыгнув с крыши фабрики, которую, по его словам, построил по требованию самой «Уиджи». В некрологе «Нью-Йорк таймс» назвала его изобретателем доски, что было, конечно, неправдой.) В 1898 году с благословения полковника Боуи, большинства акционеров и одного из двух оставшихся первоначальных инвесторов Флад овладел единоличным правом на производство доски. В 1919 году Боуи продал остаток своей доли Фладу, своему протеже, за один доллар.

Доска посейчас, 120 лет спустя, пользуется популярностью, завоевав несколько странное место в американской культуре. Её рекламировали одновременно как мистический оракул и семейную забаву - развлечение со щемящим привкусом того света. Поэтому «Уиджу» покупали далеко не одни только спиритуалисты. Напротив, именно медиумы невзлюбили доску больше всего, ибо они оказались больше не нужны: любой желающий мог отныне общаться с миром духов. По словам г-н Мёрча, в эпоху крепнувшего рационализма вера в потустороннее себя изживала, но прикоснуться к чему-то этакому всё равно хотелось, и весёлые, но в то же время чуточку жутковатые игры с «Уиджей» оказались прекрасным компромиссом.

Немудрено, что лучше всего доска продавалась в трудные времена, когда человек готов был прислушиваться к советам кого и чего угодно. «Уиджа» была особенно популярна в 1910–20-е годы - время Первой мировой войны, маниакальной любви к «горячему» джазу и сухого закона. В мае 1920 года замечательный иллюстратор Норман Роквелл, которого можно назвать летописцем эпохи, запечатлел на обложке Saturday Evening Post мужчину и женщину, которые посредством «Уиджи» общаются то ли с духами, то ли друг с другом.
Илл. Нормана Роквелла.

В годы Великой депрессии Fuld Company пришлось открывать новые фабрики, чтобы справиться с возросшим спросом. За пять месяцев 1944 года один-единственный магазин в Нью-Йорке продал 50 тыс. досок (открытие Второго фронта в Европе). В 1967-м (год спустя после того, как «Уиджу» выкупила компания Parker Brothers) было реализовано 2 млн экземпляров - больше, чем «Монополии»! То был год усиления американского контингента во Вьетнаме, «Лета любви» в Сан-Франциско и протестов против расовой сегрегации, охвативших всю страну.

О популярности «Уиджи» можно судить не только по рыночным отчётам, но и по тому, что писала об игре американская пресса. В 1920 году национальные телеграфные агентства сообщали, что, к неудовольствию полиции, любители «Уиджи» пообещали с её помощью раскрыть убийство нью-йоркского завсегдатая казино Джозефа Бёртона Элвелла. В 1921-м «Нью-Йорк таймс» рассказывала о жительнице Чикаго, которая пыталась объяснить докторам, отправившим её в психиатрическую лечебницу, что она не сошла с ума, просто духи «Уиджи» велели ей на протяжении 15 дней хранить тело умершей матери в гостиной, после чего закопать его на заднем дворе.

В 1930 году американцы зачитывались репортажами о двух женщинах из Баффало (штат Нью-Йорк), которые убили третью женщину на основании того, что им якобы поведала «Уиджа». В 1941-м 23-летний оператор бензоколонки рассказал «Нью-Йорк таймс», что пошёл в армию по совету «Уиджи». В 1958 году суд штата Коннектикут разрешил не выполнять завещание Хелен Доу Пек, оставившей всего тысячу долларов своим бывшим слугам и $152 тыс. Джону Гейлу Форбсу - бесплотному духу, вышедшему с ней на контакт через говорящую доску.

Что и говорить, литераторы не могли оставить «Уиджу» без внимания. В 1916 году Пёрл Каррэн привлекла к себе всеобщее внимание, заявив, что стихи и рассказы ей через доску диктует англичанка Пейшенс Уорт, жившая в XVII веке. В следующем году подруга Каррэн по имени Эмили Грант Хатчингс уверяла, будто книга «Джеп Херрон» на самом деле не её, а покойного Марка Твена. Каррэн сопутствовал определённый литературный успех, Хатчингс повезло меньше, но их обеих превзошёл пулитцеровский лауреат Джеймс Меррилл: в 1982 году его цикл стихотворений «Переменчивый свет над Сандовером» завоевал премию Национального кружка литературных критиков. Правда, Меррилл утверждал, что «Уиджа» не столько служила каналом связи с духами, сколько усиливала его собственный талант.
Уильям Фалд.

В 1973 году отношение к «Уидже» поменялось кардинальным образом: на экраны вышел фильм «Изгоняющий дьявола». В главную героиню этой безумно популярной ленты - 12-летнюю девочку - вселяется демон после того, как она поиграла со старой доской для спиритических сеансов. По словам г-на Мёрча, картина произвела на публику эффект, схожий с хичкоковским «Психом», до появления которого никто не боялся принимать душ в мотеле. До «Изгоняющего дьявола» доску обсуждали в кино и на телевидении в лёгкой, шутливой манере - как глупенькое, но невинное занятие. Она могла профигурировать, например, в семейном комедийном сериале «Я люблю Люси» без каких бы то ни было ужасных последствий для героев.

Но «Изгоняющий дьявола» сильно повлиял на массовую культуру, а вместе с этим и на восприятие «Уиджи». Она превратилась в орудие сил зла и стала завсегдатаем фильмов и литературы ужасов. Широкую популярность обрели «порталы» в иные миры, откуда в нашу реальность обычно врываются кошмарные монстры, и «Уиджа» отлично вписалась в эту тенденцию.



Религиозные организации, дотоле не обращавшие на эту забаву никакого внимания, тоже поспешили оседлать волну и стали по очереди объявлять её любимым способом связи сатаны. В 2001 году в Аламогордо (штат Нью-Мексико) адепты одного из многочисленных ответвлений так называемого евангельского христианства сожгли «Уиджу» вместе с книгами о Гарри Поттере и копией диснеевской «Белоснежки». В Писании немедленно нашлись упоминания о греховности общения с духами. Сайт Catholic.com считает «Уиджу» «далеко не безопасной», а в 2011 году популярный телепроповедник Пэт Робертсон подтвердил: демоны действительно могут дотянуться до нас через эту игрушку.

Даже в среде любителей «парнормальных» явлений «Уиджа» пользуется сомнительной репутацией: г-н Мёрч рассказывает, что, когда он стал выступать со своими историческими лекциями в этой среде, его попросили оставлять антикварные доски дома, ибо они чертовски пугали присутствующих. Parker Brothers, а затем и Hasbro, которая приобрела Parker Brothers в 1991 году, продолжали продавать сотни тысяч экземпляров, но причины, по которым доска пользовалась спросом, сильно изменились. Раньше она служила напоминанием о связи с миром духов, который не столько пугал, сколько завораживал своей таинственностью, и вызывал не столько страх, сколько благоговейный трепет. Теперь «Уиджа» пугает, в ней кроется опасность, и щекочет нервы она совсем по-другому.

Сейчас говорящая доска переживает новый всплеск популярности, вызванный отчасти очередным экономическим кризисом, а также тем, что она по привычке используется как удобный сюжетный ход в бесчисленной медиапродукции. «Уиджа» фигурировала в двух первых частях фильма «Паранормальное явление», ею пользовались герои сериалов «Во все тяжкие», «Касл», «Риццоли и Айлс», она завсегдатай телепередач о «паранормальном».

Бренд Hot Topic, который специализируется на одежде для «готов», выпускает нижнее бельё с её изображением. Есть соответствующие приложения для смартфонов. В этом году Hasbro выпустила «более мистическую» версию игры, заменив старую, которая светилась в темноте. Для «пуристов» продолжает выпускаться классический вариант. В 2012 году появились слухи, что продюсеры корпорации Universal задумали фильм, где «Уиджа» окажется в центре повествования, однако Hasbro отказывается от комментариев.

Но вы, наверное, хотите узнать, как же всё-таки работает эта доска?

У учёных, которые не верят ни в духов, ни в демонов, есть простое объяснение всей этой чертовщине. Вы можете быть сколько угодно уверены в том, что планшеткой двигают духи, но в действительности это делаете вы сами. Называется данное явление идеомоторным актом, и оно известно более полутора веков. В 1852 году физиолог и психолог Уильям Бенджамин Карпентер в докладе Королевскому институту Великобритании описал автоматические сокращения мышц, в порождении которых не замешаны ни сознание, ни воля индивида (вспомните, например, как вас заставляет плакать грустный фильм, хотя вы можете сердиться на самих себя за подобную слабость).

Практически сразу другие исследователи увидели в этом объяснение тому, что происходит во время спиритических сеансов. В 1853 году химик и физик Майкл Фарадей, заинтригованный столоверчением, провёл серию экспериментов, которые доказали ему (но не большинству спиритуалистов), что стол движется благодаря идеомоторным актам присутствующих.

«Действительно, подобное зрелище может произвести очень сильное впечатление, и может показаться, что в дело вступила потусторонняя сила, но это не так», - поясняет Крис Френч из Лондонского университета, специалист по аномальной психологии. «Волшебная лоза», детектор взрывных устройств на расстоянии, маятник, маленький столик - всё это, по его словам, примеры вещей, которые отзываются на малейшее движение. Планшетки для игры в «Уиджу» не исключение: они изготавливаются из лёгких материалов и ставятся на колёсики. Тем более во время группового сеанса никто из участников не берёт на себя ответственность за движение указателя, и кажется, будто им управляет иная сила. К тому же люди садятся за стол с ожиданием чего-то мистического. А раз очень хочется волшебства, то, что бы ни произошло, оно будет интерпретировано в сверхъестественном ключе.

Поэтому, хотя «Уиджа» не способна приоткрыть завесу, за которой скрывается загробный мир, она может рассказать много интересного о том, как мы обрабатываем информацию, считают сотрудники лаборатории визуального познания Университета Британской Колумбии (Канада). Мысль о том, что разум обрабатывает информацию на разных уровнях, не нова. Эти уровни называют сознанием, бессознательным, подсознанием, предсознанием и даже уровнем зомби. У каждого из этих уровней есть свои защитники и критики. В дальнейшем для простоты изложения мы будем пользоваться только двумя терминами для обозначения психических явлений: «сознательное» (когда вы в курсе своих собственных действий и переживаний) и «бессознательное» (когда вы летите на автопилоте).

Два года назад специалисты в области психологии и компьютерных наук Рон Ренсинк, Элен Гошу и Сидни Фелс приступили к пристальному наблюдению за тем, что происходит, когда люди сидят за доской. Автор идеи - г-н Фелс, который устроил тематическую вечеринку на Хеллоуин и обнаружил, что иностранные студенты, никогда не видевшие «Уиджу», поражены её «магией». «Они всё гадали, куда вставлены батарейки», - смеётся учёный. Он решил ничего не говорить об идеомоторном эффекте (атмосфера располагала, знаете ли), ограничившись околомистическими шутками, и оставил студентов развлекаться с доской. Несколько часов спустя г-н Фелс увидел, что они не расстаются с ней, сбитые с толку пуще прежнего.

Да, мы все знаем об идеомоторных актах, сказал потом г-н Фелс коллегам, но всё-таки что же в действительности происходит во время игры в «Уиджу»? Никто ведь не занимался этим вопросом! Между тем перед нами уникальная возможность заглянуть в бессознательное. Может быть, идеомоторные акты рассказывают о том, что хранится в потайных уголках разума? Специалисты сошлись на том, что эта идея - полная ерунда, но решили попробовать.

Главным действующим лицом первых экспериментов стал робот. Участникам говорили, что они играют с человеком, находящимся в другой комнате, по конференц-связи. В действительности то был автомат, действия которого попросту усиливали движения участников, а человек, которого участники видели на экране, был только способом заставить людей думать, будто они не управляют ситуацией. Участникам задавали вопросы на эрудицию, которые предполагали ответ «да» или «нет»: «Является ли Буэнос-Айрес столицей Бразилии? Проходили ли Олимпийские игры 2000 года в Сиднее?»

Результаты поразили исследователей. Когда участники должны были отвечать вербально, правильность ответов составляла 50 на 50, что естественно, когда человеку приходится угадывать. Но когда они полагались на доску, веруя, что она им поможет, частота правильных ответов повышалась до 65%. Ну и как это интерпретировать? Бессознательное эрудированнее сознательной части рассудка?



Робот, к сожалению, оказался чересчур нежным, и в дальнейших экспериментах принимал участие человек. В определённый момент ему завязывали глаза, и второй игрок (подсадной) тихонько убирал свои руки с планшетки. В итоге этот человек был единственным, кто управлял движениями указателя, не подозревая об этом. Следовательно, любой результат мог быть подсказан только его собственным бессознательным. Некоторые участники принимались жаловаться на то, что второй игрок слишком уж явно двигает планшетку, хотя в действительности они находились в полном одиночестве: верный знак, что хитрость сработала.

Результаты оказались теми же, что и в предыдущей серии экспериментов, о чём несколько озадаченные учёные отчитались в журнале Consciousness and Cognition в феврале 2012 года. По всему выходило, что, когда человек уверен в помощи извне, ему в голову чаще приходят правильные ответы.

Главное - удалось доказать, что «Уиджа» и впрямь может оказаться хорошим помощником в изучении бессознательных процессов. Пора переходить к вопросам посложнее: много ли знает бессознательное, что именно, насколько быстро учится, как запоминает, как развлекается само с собой? И далее - если две системы действительно в нас сосуществуют, то в какой степени каждая из них оказывается поражённой нейродегенеративными заболеваниями? Если, например, бессознательное страдает раньше, то игра с «Уиджей» поможет выявить признаки поражения до того, как недуг скажется на сознательных процессах.

Сейчас исследователи работают над регламентом второго исследования и сражаются с отсутствием финансирования: подобные штудии слишком сильно выбиваются из программ грантодателей. Приходится полагаться на сбережения г-на Ренсинка и краудфандинг.

Но они уже и так выполнили неплохую работу, доказав в каком-то смысле правоту первых продавцов «Уиджи»: она и впрямь соединяет знаемое и незнаемое, только незнаемое, как это всегда бывает, - мы сами.


10 ноября на российские экраны выходит «Уиджи: Проклятие доски дьявола» — приквел фильма ужасов про демоническую игру.

Фильм «Уиджи: Доска дьявола» вышел в 2014 году, был разгромлен критиками, собрал в прокате какие-то невсебешные деньги (в двадцать раз больше своего небольшого бюджета), и, конечно, заслужил продолжение.

То есть не совсем продолжение — приквел. Та же доска, тот же дом — только на 50 лет раньше…

Вдова Элис (Элизабет Ризер) зарабатывает как может: с помощью дочек она устраивает спиритические сеансы. Конечно, все «спецэффекты» вроде хлопанья дверьми и подпрыгивающего стола обеспечивают дочки: милашка Дорис (Лулу Уилсон) и рыжая девица Лина (Анналиса Бассо). Но однажды Элис в магазине покупает обычную салонную игру — спиритическую доску Уиджи. Она-то думает, что просто приспособит её для своих жульнических сеансов — но духи, с которыми начинает общаться Дорис, решили иначе…

Синемафия нашла 11 забавных, ужасных и интересных фактов о фильме — и делится ими с вами.

1.

Доску Уиджи впервые запатентовали в 1892 году, и сделал это американец Элайджа Бонд; несколько лет спустя патент, как и большинство патентов на «говорящие доски», оказался в руках Уильяма Фулда. Реклама «великолепной говорящей доски» появилась годом ранее, и игра стала популярным салонным развлечением; настолько популярным, что потребовался патент и торговая марка.

Название доски — Уиджи (Ouija) появилось вполне подходящим образом: cноха одного из инвесторов просто спросила доску, как её следует назвать. Легенда о том, что название состоит из слов «да» на французском (oui) и немецком (ja) — просто легенда.

Дьявольским ореолом доска обязана фильму «Изгоняющий дьявола», в котором во время игры с доской в 12-летнюю Реган вселяется демон. Из простого салонного развлечения (скажем, героини семейного сериала «Я люблю Люси» в 50-х играли в Уиджи как в милую игру) доска превращается в инструмент злых потусторонних сил; религиозные группы называют её «игрушкой Сатаны»; в добром десятке фильмов именно благодаря доске в мир приходят демоны.

2.

Почему вместо продолжения фильма сняли приквел? Рассказывает Брэдли Форм, один из продюсеров фильма: «Мы долго спорили, имеет ли смысл делать непосредственный сиквел первого фильма или же рассказывать совершенно новую историю на заданную тему, хотя ответ лежал на поверхности. Тщательно проанализировав первый фильм, мы не без удивления отметили, что сюжет был прямо у нас под носом. Кто был тем призраком, который портил жизнь персонажам первого фильма? Что произошло? Что вынудило беспокойную душу требовать возмездия у всех, кто заселялся в этот дом?»

Майк Флэнаган, режиссёр фильма, добавляет: «Мне очень хотелось поиграть с эпохой, сделать фильм похожий на те, что я смотрел в детстве. Современные фильмы для подростков делаются будто по одной инструкции — а у старых фильмов была своя эстетика».

3.

Выбор Майка Флэнагана в режиссёры фильмf был обусловлен следующими вещами: во-первых, он отнюдь не новичок в жанре (чему доказательством его фильмы «Окулус» и «Тишина»), во-вторых, нужен был режиссёр с уникальным, инновационнм подходом — ведь снимать пришлось бы историю, конец которой уже известен всем тем, кто посмотрел первый фильм!


Майк Флэнаган на съемках фильма «Окулус»

Джейсон Блум, один из продюсеров фильма, комментирует: «В Майке я нашел уникальное сочетание качеств, очень ценных для режиссера. С одной стороны, он очень четко представляет, что хочет увидеть в кадре, и обладает нетривиальным мировидением. При этом он очень умел и хитер, что позволяет ему обходить различные подводные камни и мели во время съемок. Когда работаешь над фильмом с необычным сюжетом и запоминающимися персонажами, необходимо доверять человеку, которого ты оставил у руля. Ведь ни для кого не секрет, что грань между страшным и смешным практически иллюзорна и может быть в любой момент нарушена. Когда за проект берется Майк, продюсеры могут быть уверены в том, что страшное кино будет по-настоящему страшным, и по мере раскрытия сюжета атмосфера будет накаляться по экспоненте ».

Майк Флэнаган принял предложение о работе над фильмом как раз вопреки тому, что первый фильм был успешен. В интервью журналу Esquire он рассказал: «У меня аллергия на все эти сиквелы и ремейки. А здесь, когда мы впервые говорили с продюсером Джесоном Блумом, он сказал, что они были довольны сборами первого фильма, а от критиков они с самого начала ничего хорошего не ждали. И добавил, что если уж они и готовы второй раз кусать то же яблоко, принесшее им столько денег, то они хотят получить что-то новое. Им было важно не столько увидеть связи с первым фильмом — сколько получить хороший фильм. Если бы не эти его слова — я бы никогда не взялся за работу».

4.

Когда Флэнаган писал сценарий вместе с Джеффом Ховардом, он уже знал, кого хочет видеть в роли старшей дочери, Лины — Анналису Бассо, с которой работал на съемках фильма «Окулус». «Я впервые встретился с Анналисой на съемочной площадке, когда ей было всего 13 лет, и уже тогда понял, что она — самая одаренная из всех юных актрис, которых я когда бы то ни было видел. Для этой роли она подошла идеальн о».

18-летняя Анналиса, можно сказать, выросла на наших глазах: мы помним её по ролям в фильмах «Сказки на ночь»,

«Окулус»,

«Капитан Фантастик».

5.

Сыгравший священника отца Тома Генри Томас знаком зрителям давно: он играл Эллиота в «Инопланетянине»

и младшего брата в «Легендах осени».

Майк Флэнаган сразу понял, что хотел бы видеть в роли священника именно Генри Томаса. «Я не пропускал ни одного фильма с Генри с тех самых пор, как сам увлекся кинематографом . Увидев его имя в списке претендентов на роль, я не мог представить себе в образе отца Тома никого другого ».

6.

Когда Флэнаган и Ховард писали сценарий, они не ставили перед собой задачу сходу напугать публику; наоборот, сначала они хотели рассказать историю семьи — чтобы зритель успел узнать и полюбить персонажей, а уже потом начал бояться за них.

Авторы отталкивались от лучших образцов жанра, чтобы произвести наибольший эффект. «Первые 45 минут тот же „Изгоняющий дъявола“ — драма, в которой не происходит ничего сверхъестественного. Картина знакомит зрителя с героями, помогает прочувствовать их радости и трудности. Когда же начинаются страшные события, зрителю кажется, что напасти происходят с их хорошими знакомыми », — поясняет Майк Флэнаган.

7.

Постановка трюков была сопряжена с определенными трудностями. «Наши персонажи летали через всю комнату, взмывали к потолку, падали с лестниц, болтались в петлях в прихожей дома, и все эти трюки приходилось ставить в настоящем доме, а не в павильоне , — рассказывает Флэнеган. — Нам пришлось придумывать хитроумные приспособления и различные страховочные крепления, несмотря на это сохранить динамику трюков было очень и очень непросто. Если актер или дублер заступали за маркер всего на какой-то сантиметр, вся сцена разваливалась, словно карточный домик ».

8.

Линн Фалконер работает художником по костюмам на не первом уже фильме Майка Флэнагана; и они с режиссёром отлично нашли общий язык. Для цветовой гаммы костюмов Фалконер вдохновлялась тем же «Изгоняющим дьявола» и «Сиянием» Стивена Кубрика. Для отдельных персонажей она искала актрис, чей стиль в шестидесятые мог бы послужить точкой отсчета.


Скетч костюма Лины

Так, для создания гардероба Элис музами стали Шэрон Тейт и Анита Палленберг; а для Дины — француженки Катрин Денёв и Франсуаза Арди.

9.

Для того, чтобы создать ощущение фильма о шестидесятых, создатели прибегли к некоторым ухищрениям. Майк Флэнаган вспоминает: «Я с самого начала предложил — а давайте притворимся, будто мы в 1971 году снимает фильм, чье действия происходит в 1967. Будем использовать старые объективы; не стедикам, а эффект наезда; вещи, которые уже не модны. А уже в пост-продакшене я придумал — а давайте сделаем так, будто при смене бобин зритель бы видел прожженую сигаретой пленку? Мы добавили этот эффект, немного запылили его, и слегка изменили саундтрек на смене бобин. Для меня это было настоящим развлечением, пусть самым юным зрителям и не будет понятно, что это такое вообще ».


Майк Флэнаган на съемках

10.

У доски Уиджи не самая лучшая репутация, и не было ли случайно на съемочной площадке людей, которые бы её опасались? Майк Флэнаган вспоминает, что и без этого не обошлось. «Я недооценил, насколько серьёзно люди воспринимают подобные вещи. Сам-то я — отчаянный скептик, меня куда больше интересуют психологические аспекты того, как люди себя ведут на спиритическом сеансе; насколько сильно наше подсознание. Но я-то сам атеист, а в съемочной группе многие были верующими, и они рассказывали истории, что испытывали, играя в доску Уиджи.

Сама доска тперь у меня дома, как и зеркало из фильма «Окулус», и маска из «Тишины». Если в доске правда есть злые духи — они теперь в хорошей компании".

11.

Еще в 1853 году физик Майкл Фарадей, заинтересовавшись столоверчением, провел серию экспериментов и убедился, что доску двигают не демоны — а участники развлечения, при помощи идеомоторных актов (а уж всегда неосознаваемых или нет — другой вопрос). С тех пор взгляды науки на доску не изменились.

Источники:

Smithsonian.com , WilliamFuld.com , MIT Libraries Special Collections , Esquire , ScreenRant , DailyDead , DreadCentral , пресс-релиз фильма

Существует множество методов связаться с представителями потустороннего мира, которые интересуют лиц разных возрастов и любых профессий. «Доска дьявола» Уинджи является одним из самых надежных инструментов, с помощью которых можно говорить с духами. Конечно, есть те, кто категорически отрицает факт таинственного присутствия в нашей жизни неведомых сил. Но от веры или неверия мало что зависит – тонкий мир всегда существовал, и постоянно подавал нам знаки – тени, шепот над ухом, легчайшие прикосновения.

Так что же происходит там – за чертой? Как услышать и понять жителей зазеркалья? Как расшифровать их тайные послания?

Откуда в нашу жизнь вошел этот загадочный артефакт? Вопрос неоднозначный. Мистики и маги говорят как минимум о двух возможных историях появления доски:

Версия первая: египетская

Считается, что первыми предсказателями, использовавшими в своих ритуалах доску Уинджи, были жрецы египетских фараонов. Она представляла собой камень с плоской поверхностью, или небольшой каменный столик, на котором было выбито большое количество иероглифов.

Жрец брал в руки ритуальное кольцо из золота (реже, золотую иглу), привязывал его на нить и подносил к доске. Кольцо в руках начинало раскручиваться или качаться, как маятник. В зависимости от поведения кольца и определялись события ближайшего и отдаленного будущего. И прошлого, кстати, тоже. Заниматься провидением таким методам доверялось только особым людям, имевшим связь с миром духов – жрецам бога Сета.

Версия вторя: европейская

Новый поток любви к спиритизму вспыхнул в мировом обществе в XIX веке, особую популярность данное действо приобрело в Восточной Европе и в Северной Америке. Вызов духов стал прибыльным и популярным бизнесом, в каждом городе можно было встретить несколько «Домов спиритизма».

Состоятельные жители готовы были платить баснословные деньги за то, чтобы пообщаться с духами, задать вопрос умершим предкам, или попросить потусторонние силы предсказать судьбу. Часто аристократы и нувориши собирались большими компаниями друг у друга в гостях, приглашали медиума, и проводили спиритический сеанс. Это было очень модно.

Вопросы посетителей и ответы экспертов:

При этом медиум непременно должен был вести себя в соответствии с определенными правилами – у него закатывались глаза, начиналась дрожь по всему телу, изменялся голос, он погружался в глубокий транс. И только в таком состоянии вещал волю умерших. Часто передавал информацию от духов в форме «бессознательного письма»: находясь в трансе, он слушал то, что ему рассказывал дух, и записывал эти сведения на лист бумаги. А заказчик сеанса мог задавать любые вопросы.

Этой модой воспользовался предприимчивый американец Элайджа Бонд. В 1889 году он нашел в библиотеках сведения о «египетских ведьминых досках» и предложил, жадной до таинств и экзотики, богатой публике свой вариант «колдовской доски» и назвал ее «Уинджи». Якобы, в переводе с древнеегипетского языка это означало «удача». А по факту «Ouija» есть соединение утверждения «да», взятого из французского – «oui», и немецкого «ja».

Как только разнесся слух о возрождении египетской традиции предсказаний, сеансы спиритизма приобрели невероятную популярность! Гадание на доске Уинджи стали проводить в каждом уважающем себя европейском и американском доме.

В настоящее время в колдовской среде нет согласия о точной транскрипции названия на русский язык, некоторые называют ее «Уинджи», некоторые «Уиджа». А «доской дьявола» она была прозвана христианскими верующими, которые не одобряют древних традиций общения с духами.

Как она выглядит

Как же выглядит знаменитая доска? Это предмет из натуральных материалов, он может быть деревянным, каменным или металлическим. На поверхности в обязательном порядке пишутся цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Еще должно быть утвердительное слово «да», отрицательное слово «нет». А для завершения сеанса следует нанести на поверхность «прощай». Часто на доску наносится полностью весь алфавит.

Чаще всего указатель представляет собой треугольный клин с дырочкой посередине, в которой может быть увеличительное стекло.

К доске прилагается указатель, четких требований к нему не предъявляется. Это может быть специально изготовленная стрелка, кольцо или иголка на нитке из естественного волокна, могут быть часы на цепочке – в общем, все что угодно. Во время сеанса указатель начинает двигаться и дает ответы, передавая волю сущностей.

Проводить гадание на колдовской доске Уинджи может любой человек, который верит в то, что делает. Но лучше, если этим будет заниматься тот, кто обладает какими либо сверхспособностями, потому что такой человек может лучше слышать духов.

Как сделать доску Уинджи

Сейчас в магазинах можно купить доску дьявола Уинджи на любой вкус и размер. Но, сделать такую доску можно и в домашних условиях, ведь один из законов магии заключается в том, что лучше всего работать с артефактами, изготовленными самостоятельно.

Вот несколько советов по ее изготовлению:

  • Берется срез из дерева или металлический лист прямоугольной формы; примерные размеры 50Х30 см., можно чуть больше, или чуть меньше. Края лучше обработать, чтобы не пораниться во время сеанса.
  • На готовую доску с помощью краски или выжигателя наносятся арабские или римские цифры от 0 до 9, пишется «да», «нет», «прощай». Иногда добавляют и другие слова. В большинстве случаев, чтобы получить наиболее точные ответы, на поверхность наносится весь алфавит.
  • Расположение букв должно быть таким, чтобы указатель мог свободно перемещаться от одной буквы к другой. Буквы могут писаться по кругу, могут наноситься в несколько рядов один под другим. Артефакт можно раскрасить или расписать разнообразными магическими символами.
  • Для прочности и долговечности готовый предмет следует покрыть лаком;
  • Из натурального же материала – дерева, металла и пр. изготавливается указатель – стрелка с закруглением или двусторонняя стрелка, возможна фигура, похожая на каплю воды. А можно обойтись и без специального приспособления, и воспользоваться кольцом на нитке, как делали наши предки.
  • Хотя условие, которое желательно соблюдать. Указатель должен быть из того же материала, что и сама доска.
  • В центре указателя должно быть круглое отверстие, по размеру чуть-чуть больше написанных на доске цифр и букв.
  • Указатель тоже декорируется и лакируется.

Изготовленная доска готова к проведению ритуала, заряжать и активировать ее не надо. Но вы должны прочитать и запомнить правила проведения магического сеанса.

Правила спиритического сеанса

На сеансе следует быть внимательным и сосредоточенным, легкомысленность может значительно навредить и качеству предсказаний, и вам лично

Ритуал требует особой обстановки. Если вы решили гадать на доске Уинджи в одиночку, то мероприятие следует проводить в таком месте, чтобы никто не побеспокоил и не отвлек. Отключите телефон, телевизор и прочие гаджеты. Можно работать и в полной тишине, но и включение легкой тихой музыки тоже допустимо.

Следует поставить доску перед собой на стол, положить на нее указатель. Задавайте вопросы, слегка касаясь указателя кончиками соединенных указательного и среднего пальцев двух рук.Если на сеансе присутствует двое, то в работе участвуют их указательные и средние пальцы обеих рук. Отпускать указатель во время сеанса нельзя.

Если пришло несколько человек, то в роли медиума обычно выступает кто-то один. Он и держит указатель. А остальные создают магический круг, держась за руки. В групповом сеансе тот, кто находится слева от гадающего, правой рукой держится за указатель, а левой – за руку партнера. То же самое делает тот, кто сидит справа от медиума, только поменяв руки. Таким образом, получается полный замкнутый круг, разрывать который не следует до конца действа.

Во время сеанса на столе обязательно должны гореть восковые свечи. Общее освещение комнаты – немного приглушенное или полная темнота.

Как проводить ритуал

Начало

Медиум начинает призывать духа словами: «Дух, (имя) приди!» Произносить эту фразу можно до 9 раз. Число призывов кратно трем, то есть 3, 6 или 9 раз.

Когда сущность явится, начнет двигаться указатель. Духа следует сразу поприветствовать и уточнить, желает ли он с вами контактировать. Если он сейчас не расположен к общению, то нужно обязательно поблагодарить его за то, что пришел, а потом попрощаться. И вызвать другого духа, готового к общению.

Беседа с духом

С любым пришедшим духом следует вести себя вежливо и внимательно, иначе можно вызвать его злость, что в итоге сеанс вполне может закончится болезнью медиума.

Если появившийся дух начинает отвечать на вопросы, указатель движется по доске. Сначала нужно задать несколько простых вопросов, ответы на которые будут «да» или «нет», это нужно для того, чтобы вы определились, правильно ли понимаете происходящее. Потом запрашивайте более сложную информацию – указатель будет двигаться к буквам и отвечать словами.

Помните, что сеанс с одним духом не должен быть слишком длительным. Сущности устают и начинают сердится – указатель или останавливается, или начинает метаться от «да» к «нет». Если такое случилось – поблагодарите его и попрощайтесь. А затем пригласите кого-нибудь еще.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари