Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Стилистические особенности языка сми в публицистике.

«Публицимстика (от лат. publicus -- общественный) -- род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни и общества; играет важную политическую и идеологическую роль как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующегося вокруг острых проблем жизни».

«Публицистика -- высший род журналистики. <…> Ей присущи полемика, спор, борьба за новые идеи. С его <публициста> творчеством несовместимы робость и трафаретность мысли, иллюстративность и несамостоятельность взгляда».

Полемика - один из признаков публицистики. Кроме объективной аргументации, которая предназначена для формирования позиции людей, должна присутствовать и убедительная, которая обосновывала бы позицию, аргументировала ее. В свою очередь, полемика состоит из доводов, цель которых убедить противоположную сторону. Или же направлена на ослабление позиции второй стороны.

Понятия «публицистика» и «журналистика» часто использовались как синонимы в журналистской науке советского периода. Публицистика понималась, во-первых, как деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через печать, радио и телевидение, во-вторых, как вся совокупность творческих материалов газетной и журнальной периодики. Профессор МГУ В.М. Горохов рассматривает публицистику как высший род журналистики. Признаками публицистики, по сравнению с информационной журналистикой, называются ярко выраженное авторское начало, концептуализм, масштабность выводов и обобщений, истолкования проблем жизни общества: «Публицистическое произведение более широко и объем захватывает жизненный материал и, отображая факт общественно-политической деятельности, развивает политическую идею применительно к более широкому кругу духовных ценностей». В работах М.С. Черепахова, В.В. Ученовой и других теоретиков публицистики журналистика понимается как система средств массовой информации и область существования публицистики: «Сказать «публицистика и журналистика» все равно что сказать «художественная литература и книга, журнал». В основном работы по теории публицистики такого рода ориентированы на практическую сферу. Широко представлены пособия-практикумы для пишущих газетных публицистов. В теории журналистики исследуются методология публицистического творчества, закономерности творческого процесса публициста,. Отдельные аспекты публицистики рассматриваются политологией: социальное бытие публицистики, универсальные закономерности ее функционирования, механизмы влияния на массовое сознание.

Cтоит отметить приемы аргументации: корректные и некорректные. Использование последних вопреки здравому смыслу является особенностью «желтой» прессы. Они чаще адресованы аудитории, играя на ее чувствах, настроении, ускользая от объективности и здравого смысла.

Современное общество образовалось таким образом, что какого-то аргументированного мнения оно составить толком не может. Если бы не было публицистики, то оно не получало бы информацию. К тому же, она еже и разъясняет причины того или иного явления. И аудитория принимает на веру позицию публициста, который доходчивей всех смог объяснить свою позицию путем верениц доводов. В принципе, любое мнение можно довести до массовой аудитории, если умело пользоваться информацией. Не зря ведь говорят, что « знание - сила».

Внушение и убеждение проявляются путем коммуникативного влияния. Здесь и наблюдается наличие у публициста знаний психологии, педагогики, политики и т.д. Но это лишь принцип влияния. Публицистика обращается к проблемам современности. Она информирует, пытается различными путями достучаться до читателя, слушателя, зрителя и доходчиво пояснить ситуацию.

«Каждому жанру соответствует свой метод работы с информацией. Значит, жанр может подсказать, как надо действовать.

Не «кому звонить»!

Не «как добраться до места события»!

Не «что за чем писать»!

Нет, жанр подскажет только одно - какую познавательную операцию принять за основу .

Например, если тема - событийная, задача - показать, как это происходит, то жанр - репортаж, а метод работы в этом жанре - наблюдение.

Надо организовать сбор материала таким образом, чтобы иметь возможность лично наблюдать событие. Другие способы добавления информации при этом вовсе не исключаются. Полезно почитать что-то близкое к теме. Можно задавать вопросы, реконструировать ход события по свидетельству очевидцев. Но в результате для читателя должен быть создан эффект присутствия (читатель как бы сам видит происходящее). А лучший путь к этому результату - опять-таки наблюдение! Проверено опытом множества репортеров.

Знание нужного пути сокращает время на достижение цели. Для журналиста это выигрыш в оперативность. На самостоятельную разведку лучших путей уходят годы, и в результате чаще всего изобретается велосипед... Лучше пораньше начать изучение жанров, причем изучать их надо исходя из требований современной методологии.

С информационными жанрами, предназначенными для новостного материала, проще - им соответствует наиболее освоенные способы собирания информации:

  • 1) наблюдение;
  • 2) опрос;
  • 3) знакомство с документами.

Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции:

  • 1) индукцию и дедукцию;
  • 2) установление причинно-следственных связей;
  • 3) анализ (рассмотрение фактов с разных сторон, изучение деталей и подробностей;
  • 4) соотнесение общего с частным.

Эти жанры рассчитаны на проведение исследовательских работ и с их помощью:

  • 1) ставятся и решаются проблемы;
  • 2) выясняются отношения между личным и общественным;
  • 3) даются оценки продукции духовного творчества;
  • 4) осуществляется социальное прогнозирование и т.д.

Еще одну группу жанров стоит выделить именно в связи со спецификой метода. В нее входят жанры художественно-публицистические , которые решают публицистические задачи методами искусства, используют для исследования действительности и обобщений возможности художественного образа. К этой группе относятся очерки, зарисовки, памфлеты, фельетоны, эссе.

Жанр определяет способ деятельности журналиста только в самых общих чертах - речь идет о направлении мысли, о «порядке осмотра мира», но отнюдь не о конкретных приемах и поступках. Больше того, предполагается, что журналист, зная общий путь к цели, непременно постарается изобрести свой собственный ход, придерживаясь только основных ориентиров.

Попробуем осуществить это на практике.

Возьмем одну из самых острых тем нашего времени - детская беспризорность. Задача - узнать, что думает об этом педагог, добившийся высоких результатов в работе с беспризорными детьми. Раз нам нужно мнение авторитетного человека, значит, жанр - интервью. Метод: подготовить вопросы и побеседовать.

С кем побеседовать? Педагогов, имеющих значительные успехи в интересующем нас деле, к сожалению, пока мало. И они уже все на виду, о них писали, их интервьюировали... Перебираем возможные «ходы». Педагог в милицейской форме? Было. Педагог в рясе, священник? Совсем недавно коллега из другой газеты нашел, обскакал... Зарубежная знаменитость? Трудно добраться... Кстати! Говорят, зарубежные светила до сих пор изучают опыт нашего Макаренко. И находят много ценного для современности... А почему бы не задать наши больные вопросы тому же Антону Семеновичу? Лично с ним не пообщаешься, поскольку он давно умер, но ведь остались целые тома статей, лекций, писем и даже «Педагогическая поэма»! И там наверняка не одно только социалистическое воспитание, там, возможно, есть и ответы на наши вопросы... Ответы, конечно, для другой, минувшей эпохи, однако не зря говорят, что новое - это хорошо забытое старое! Тут тебе, дорогой читатель, и новость, и польза, и удовольствие от неожиданного решения темы...

Итак, способ решения задачи все тот же - интервьюирование, задавание вопросов и получение ответов. Но с поправкой на оригинальный авторский «ход»: путем изучения (литературных) документов.

Как видно, верность методу не лишает журналиста свободы действий. Знание жанра даже определенным образом стимулирует попытки самостоятельно найти лучший для конкретного случая вариант, потому что указывает направление поисков» .

«Многое в работе журналиста зависит от того, в какой неповторимый узор сложатся элементы его личности - особого, формирующегося в социокультурной среде качества человека. Понять личность - значит установить, как взаимодействуют друг с другом ее компоненты, обусловленные биологически, психологически, социально.

Среди биологически запрограммированных свойств личности немаловажную роль играет возраст . Вряд ли можно забыть гамму ощущений, которая возникает после появления в газете первой заметки или первого выхода в эфир. Очеркистка «Известий» Т. Тэсс вспоминала: «Волшебная строка на последней странице журнала превратила дилетанта в профессионального литератора. Дверь распахнулась, я вошла в новый огромный мир». Тэсс восприняла эту публикацию как огромный аванс: «Это был не чек в бухгалтерию, не виза на рукописи, которая вела к заветному окошечку издательской кассы. Это был душевный аванс, куда более ценный и важный». Эйфория молодости часто сменяется разочарованиями, и порой только время приносит мудрость мастерства.

Взросление человека отражает его движение во времени, поиск самого себя. Специалист с дипломом инженера, экскурсовод, журналист, сотрудник ленинградского «Телекурьера», «600 секунд», РТР и НТВ - таков послужной список С. Сорокиной. На первый взгляд, простая «охота к перемене мест». На самом же деле здесь прочерчен сложный, идущий через преодоление кризисов путь к мастерству, который по сути своей бесконечен. Неоднозначны и противоречивы творческие искания телеведущего Н. Фоменко - музыканта, актера, способного проявить себя и в высоком искусстве, и в фарсе, и в шокирующем шоу. Жизнь не позволяет останавливаться и тем, кто, казалось бы, уже достиг успеха. В. Ворошилов, снискавший особую популярность в интеллектуальном телеказино «Что? Где? Когда?», в одном из интервью признался: «на старости лет» он понял свое полное незнание телевидения и решил еще раз попробовать силы в новой передаче.

В журналистике необходимо учитывать и гендерные характеристики личности (гендер - термин, применяемый в психологии при анализе различий между полами). Сегодня вряд ли кто-то усомнится, что женщины вносят особенный и неоценимый вклад в социокультурное развитие. В то же время вызывают полемику рассуждения о том, существует ли женская поэзия и женская проза, женские и мужские профессии. Наконец, нельзя однозначно утверждать, что мы имеем полное представление о феномене «женской журналистики». Тем не менее анализ трудовых ресурсов СМИ свидетельствует о расширении участия женщин в масс медиа. Изменит ли эта ситуация лицо прессы?».

Теория журналистики включает несколько разделов, посвященных различным областям функционирования журналистской деятельности и публицистического творчества. Необходимо, прежде всего, иметь четкое представление об основополагающих категориях в этой области. Речь идет о двух понятиях: «журналистика» и «публицистика».

Журналистика в самом общем понимании представляет род человеческой деятельности. Значит, при изучении журналистики исследуются закономерности функционирования, ее основное назначение и роль в обществе, в различных процессах, происходящих в нем. Публицистика же род особого, прежде всего, литературного творчества. Вот почему закономерно словосочетание «публицистические жанры».

Полемика вокруг содержания терминов «журналистика» и «публицистика» началась в далекие времена зарождения теории журналистики. С одной стороны, журналистика - понятие более узкое, чем понятие литература, ибо журналистика включает ту часть литературы, которая связана со средствами массовой информации, с каналами массовой коммуникации; с другой, термин «журналистика» употребляется в еще более узком смысле, когда имеется в виду литературно публицистическая деятельность журналистов. В этом случае он выступает как синоним термина «публицистика».

Чтобы более полно определиться с содержанием этих категорий, попытаемся ответить на вопросы:

Всякий ли публицист есть журналист?

Есть ли принципиальное творческое различие в процессе осуществления каждым из них своих обязанностей.

Исходя из заявленной позиции в понимании этих категорий, следует, очевидно, считать, что понятие «журналист»: обозначает людей, занятых журналистской деятельностью по сбору, обработке и подготовке общественно-значимой информации для публикации в печати или озвучивании в аудиовизуальных средствах коммуникации. «Журналистом» называют творческого работника, пишущего литературные (художественные, публицистические или научно-популярные) произведения для средств массовой информации, и любое должностное лицо в творческих организациях, связанное с подготовкой литературных произведений к публикации (редактор издательства, ответственный секретарь и т.п.), то есть всякого, кто связан со сбором и обработкой информации.

Гораздо шире понятия «публицистика». Публицистика часть литературы, опубликованной в средствах массовой информации, основой которой является объективная реальность. При этом основным творческим принципом отражения этой действительности выступает документальность.

Исследователь теории журналистики, долгое время работавший в Казахстане, Г.В.Колосов, анализируя дискуссию по поводу содержания этих терминов, приводит высказывание одного из первых толкователей данных понятий Е.Лазебника: «Публицистика (от слова публичный, общественный) - область литературы, имеющая своим предметом актуальные общественно политические и практические вопросы, разрешающая их с точки зрения определенных социальных сил (партий определенного класса) в целях непосредственного воздействия на общество и поэтому содержащая в себе ярко выраженную оценку, призыв» /16/.

Развертывая свою характеристику, Г.В.Колосов далее пишет: «Публицистика исторически слагается из суммы специфических произведений различных жанров, различных авторов в особый род литературы, рассматривающей все явления с социально-политических позиций, выступает как одна из форм общественного сознания, теснее всего связанная с общественным мнением, в то время как журналистика возникла и сложилась как род общественно-политической деятельности, направленной на духовно-познавательное (теоретическое, эстетическое, политическое) освоение мира, связанное с функционированием всех средств массовой коммуникации» 117/. Эта полемика долгое время развивалась вокруг соотношения публицистика - наука, публицистика - литература. В книге «Горизонты публицистики: опыт и проблемы» один из авторов отмечает: «В теоретических спорах есть довольно много схоластического. Так, когда кто-то из ученых утверждает, что публицистика стоит одной ногой в науке, а другой в литературе, а кто-то возражает, что если одна нога там, а другая здесь, то где же сама публицистика, и т.д., то этому спору, видно, нет конца, а пользы мало как для науки, так и для практики. Ведь дело по существу в том, чтобы отличать журналистику как вид литературного творчества с одной стороны, от художественной словесности и, с другой стороны, от литературы специально научной. Отличать, но не противопоставлять, ибо талантливое публицистическое произведение может быть и художественным, и глубоко научным одновременно» /18/.

1. Публицистика всегда есть явление тенденциозное.

2. Публицистика предполагает популярность формы, общедоступность, раскованность, яркость выражения.

3. Публицистика имеет содержание, которое может интересовать - живо заинтересовать - самые широкие круги читателей.

4. Публицистика содержит призывность, открыто пропагандистски-агитационное звучание, страстную напряженность материалов. /18. с.8/

Важным является также понимание того, что журналистика - один из социальных институтов общества, который играет важную роль в политической, экономической и социальной жизни государства. Социально направленная актуальность публикуемых материалов служит не только объектом внимания для чтения массовой аудитории, но и. своеобразным ориентиром в выборе курса развития всех сфер жизни общества.

Таким образом, подводя предварительный итог анализа полемики вокруг содержания двух фундаментальных категорий, можно привести замечательное высказывание профессора МГУ В.В.Ученовой из книги «Публицистика и политика»: «Журналистика включает в себя всю деятельность прессы как социального института. Публицистика составляет содержательное наполнение массовых периодических органов, письменно материализованную общественно-политическую мысль и оперативное воплощение текущей политической практики» /19. с.73/.

Своеобразие журналистики как социального института отмечено в учебниках московских ученых, например, Е.П.Прохорова и др. Это:

1) Журналистика вторгается во все социальные процессы, во все сферы действительности - от экономики до спорта, от экологии до отношений в семье. Если во времена советской журналистики все-таки оставались некие запретные темы или темы, которые, так сказать «не интересовали советского человека», то в связи с новыми формами издательской деятельности, открытостью информационных границ, распространением Интернета, таких тем в журналистике, по существу, нет. Это связано также еще и с законодательной отменой цензуры. Статья 2 Закона РК «О средствах массовой информации» провозглашает «Цензура запрещается».

2) Газеты, журналы, издательства, радио и телевизионные каналы организованно связаны с теми или иными партийными (речь идет о самых разных партиях), государственными, общественными, формальными и неформальными институтами или общественными группировками, слоями и т.д. /20/.

Это своеобразие журналистики, безусловно, остается актуальным и в современных условиях, однако требует уточнения. В связи с новыми формами издательской деятельности по Закону РК «О СМИ» учредителем издания сможет быть физическое лицо. На страницах таких газет автор, редактор и учредитель могут выражать интересы любых слоев общества. Например, в Алматы издается газета «Казахская правда», учредителем и редактором которой является один человек - А.Аимбетов. Организационно эта газета не связана ни с какой партией, однако она выражает интересы той общественной группы, к которой принадлежит автор и учредитель этого издания.

В разные исторические периоды развития общества журналистика переживала разные функциональные обязанности, возложенные на нее в связи с определением ее как социального института. Например, в период руководящей роли одной партии журналистика служила «идейным проводником идей» этой партии. Долгое время устойчивой была аббревиатура СМИП, в которой буква «П») обозначала «пропаганды». Это были средства массовой информации и пропаганды. Состоявшаяся в 1988 году Всесоюзная партийная конференция приняла резолюцию «О гласности», в которой провозглашалась гласность как действенный политический фактор перестройки и переходный этап к независимости средств информации.

В настоящее время активно используется понятие «массовые информационные потоки», основная идея которого, по мысли исследователя Г.Лазутиной, заключена в том, что «само по себе, в одиночку, журналистское произведение не живет... Обычно оно часть газетного номера, радио- или телевизионной программы. А номер или программа оказывается дискретной порцией информации, которая вливается в массовые информационные потоки, циркулирующие в обществе непрерывно» /21/.

Постоянное наполнение содержания информационных потоков требует сотрудничества представителей самых разных видов деятельности и информационного производства: от чиновников высокого уровня до передатчиков прогноза погоды. Организатором же такого сотрудничества, считает Г.Лазутина, является журналистика.

В обязанности журналистов входит:

Планировать массовые информационные потоки, привлекая к участию в них представителей самых разных областей жизни;

Редактировать полученные тексты, доводя их до принятых В обществе норм цивилизованного текстового общения;

Конструировать из этих текстов некоторое деинство, именуемое номером газеты или журнала, программой радиовещания или телевидения;

С определенной периодичностью выпускать такие «притоки потоков» в свет /21/.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Творческий путь короля фельетона Власа Дорошевича. Первые публикации, сотрудничество с изданиями, специфика творчества и литературные успехи. "Одесский листок", роль издания в творческой судьбе публициста. Ценность Дорошевича для российской журналистики.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Исследование факторов роста творческого потенциала журналиста, понятий и критериев творчества в журналистике. Анализ общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Актуальные проблемы современности в публицистике Гаджи Арипова. Оценка его стиля и основные методы публициста. Проблема безопасности и единства Дагестана. Экономические реформы страны и их последствия. Морально-эстетические проблемы общественной жизни.

    статья , добавлен 22.02.2010

    Творчество как элемент журналистской профессии. Виды и направления журналистского творчества. Типы и методологические основы творчества в журналистике. Биография и творческая деятельность В. Познера, тематика его программ, профессиональный уровень.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2011

    Способы выражения авторского "я". Структура творческой индивидуальности журналиста. Функции факта, искусство анализа, процесс обобщений. Рациональное и эмоциональное в журналистике. Профессиональные кодексы об объективности, социальная ответственность.

    дипломная работа , добавлен 02.06.2011

    Публицистика: стилистические, жанровые характеристики. Жанровая классификация журналистских тестов. Появление гонзо-журналистики на Западе. Возникновение понятия гражданская интернет журналистика. Особенности рецензий и репортажей в стиле гонзо в рунете.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2016

    Сущность журналистской деятельности. Аналитическая журналистика как одна из сред интеллектуально-политического ландшафта. Издания, специализирующихся на аналитической журналистике, а также те, в которых аналитическим жанрам отводятся специальные рубрики.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2010

Основные особенности публицистики определяются функцией воздействия. Публицистика не только сообщает, но и размышляет, анализирует, убеждает, агитирует. Воздействующая функция проявляется в языке публицистики глубоко и многообразно - на всех этапах коммуникативной цепочки: автор - речь - адресат. Володина М.Н. Язык средств массовой информации М.: Академический Проект; Альма Матер, 2008. - с. 457

Важнейшая стилеобразующая категория публицистического текста - автор. При этом следует иметь в виду не физические, психические и другие особенности конкретного автора (языковой личности), хотя они тоже имеют значение, но прежде всего те стороны понятия "автор", которые составляют его сущность (независимо от конкретной личности, выступающей как автор), т.е. родовые, типические черты категории "автор", создаваемые временем. Для каждой эпохи характерен свой тип автора. Там же.

Однако чтобы создавать тексты, которые так или иначе относятся к действительности, необходимо в первую очередь и понимание этой действительности, прежде всего социальной. Так же конечно же необходимо и умение создавать, оформлять публицистические тексты.

Понятие "публицистика" (от лат. publicus - общественный) подразумевает, что автор обязательно касается социальных вопросов или рассматривает частные проблемы, но непременно с социальных позиций. Иначе говоря, о чем бы ни писал публицист, он всегда выступает как человек социальный. Разумеется, эта важнейшая ипостась автора-публициста предполагает спектр разновидностей, многообразие проявлений, различные меру и степень социальности в подходе к действительности. Это может быть открытая, энергичная защита (или опровержение) каких-либо тезисов, положений, мнений с использованием многообразных средств интеллектуального или эмоционального воздействия или сдержанное, почти нейтральное изложение (рассуждение, анализ) и т.д. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 458

Другая важнейшая категория автора - человек частный. Самая отличительная особенность публицистики, в которой производитель речи совпадает с ее субъектом выдвигает на первый план личность публициста, которая в большей или меньшей мере проявляется в тексте.

Выражая социальные или групповые партийные интересы, публицист в то же время говорит от собственного имени, проявляет себя как человек частный, т.е. имеющий такие же интересы, как и его читатель, погруженный в быт, не чурающийся земных потребностей и т.д. 2 .

Читатель в публицистике - это зеркало, в котором отражается автор. Моделируя образ читателя, автор моделирует и свой собственный образ, ставя себя на место читателя, но не отождествляя себя с ним полностью. "Если ты профессионал, - утверждает известный журналист, - ты должен уметь писать статьи по заказу редакции и говорить на языке того читателя, к которому обращена газета". Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 459

Если иметь в виду фонд знаний, когнитивный уровень, то отношения автор - читатель условно и упрощенно можно свести к трем разновидностям: автор = читатель, автор > читатель, автор < читатель.

Разумеется, наиболее перспективна и эффективна вторая разновидность. Хотя бы в одном каком-либо отношении фонд знаний автора должен быть больше читательского фонда. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 460

Итак, две грани составляют сущность категории автора - человек социальный и человек частный. Данные не только не разделены абсолютно, но и напротив, они тесно взаимосвязаны, являются разными сторонами одной и той же личности: человек социальный всегда является и частным человеком. Речь может идти лишь о преобладании социальности или личностности.

Многообразие типов, разновидностей категории автора в публицистике неисчерпаемо. Но если в художественной литературе многообразные речевые маски рассказчиков, персонажей и т.п. отделены от автора, неотождествимы с ним (повествование может идти от имени человека, животного, даже неодушевленного предмета), то в публицистике все ипостаси автора - это разновидности самого автора - реальной, подлинной личности.

Специфика категории автора определяет во многом и характер речи. Важнейшая характеристика публицистической речи - модальность (отношение автора к содержанию речи), что проявляется в степени эмоциональности, образности, субъективности / объективности и т.д. Модальность - это общий тон речи, главное ее качество, своеобразная интонация письменной речи. Очень важно исследовать все средства, формирующие модальность, - типы речи (от 1, 2, 3-го лица), лексические, морфологические, синтаксические средства, концентрирующиеся вокруг личных местоимений, прежде всего вокруг местоимения Я. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461

Не будучи составной частью культуры, язык оказывает на нее несомненное влияние, но не непосредственное, а косвенное. Оно осуществляется благодаря совершенствованию форм и средств языка в той или иной области культуры - их специализации для выражения определенных концептов и понятий, трансформации языковых значений для передачи необходимых, часто тонких нюансов.

Язык СМИ с его практически неограниченной тематикой, включающей и культуру, вносит свой вклад в эти процессы, оказывая сильное воздействие на литературный язык, а через него и на культуру. Такие, например, качества его, как гибкость, богатство, многообразие функций, способствуют и развитию культуры.

Следует заметить, что в обществе языку СМИ отводится нередко негативная роль. Пишут и говорят, что газеты портят литературный язык, наводняя его канцеляризмами, иноязычными словами, жаргонизмами. Но это нефункциональный взгляд. Он сформировался из неправомерного и часто неосознанного сопоставления языка газет с художественной речью. Однако у них разные задачи и разная природа. Разумеется, есть основания для критики языка СМИ. Однако не меньшие основания могут быть для критики, например, языка художественной литературы.

Язык СМИ, публицистика обогащают русский литературный язык своими прагматической и когнитивной составляющими, насыщая речь оценочными оборотами, формируя отточенную речь мысли - язык политики, идеологии, развивая приемы и методы I дискуссии и полемики. Сила и преимущество публицистики, занимающей в языке СМИ важное место, - в прямом воздействии на адресата, аудиторию. Развивая литературный язык, язык СМИ способствует и развитию культуры.

Всем хорошо известно сильнейшее влияние языка СМИ на современное общество. Трудно назвать какое-либо другое средство или канал информации, которые обладали бы такой силой влияния, следствии чего СМИ и получили название четвертой власти.

Все это оказывает влияние и на развитие литературного языка, расширяя возможности его выражения, в частности увеличивая потенциал интеллектуально - и эмоционально-оценочных средств. Через сферу СМИ происходит обновление языка современности, языка социума. С течением времени совершенствуется техника речи, накапливается фонд экспрессивных формул, хотя он и очень подвижен; усложняются, становятся тоньше, изощреннее процессы развития оценочности, богаче - спектр оценочных окрасок. Все это дает основания сделать вывод о прогрессе в развитии газетного языка и речи. Володина М.Н. Язык средств массовой информации С. 461-466

Дата:

Занятие прикладного курса по русскому языку в 10 классе - 2 часа

Тема: Общественные функции СМИ. Публицистика. Стили в СМИ

ЦЕЛИ: учащиеся познакомиться с основными характерными признаками публицистического стиля; закрепить знания о стилях речи; повторить орфографические и пунктуационные навыки; будут развивать навыки самоанализа, анализа, сопоставления и сравнения; смогут сформировать в процессе изучения раздела «Стилистика» умения учебно – языкового типа (опознавать по изученным признакам стили речи); классификационные (группировать языковые явления по определённым признакам); аналитико – синтетические (давать анализ и характеристику языковых единиц (стиль, текст, основная мысль); при этом развивая устную и письменную речь.

ПЛАН занятия

    Оргмомент

    Словарный диктант

    Вступительное слово

Публицистический стиль (П/С) – это стиль, обслуживающий сферу общественно-политических, общественно-экономических, социально-культурных и других общественных отношений.

Основные функции П/С – информационная и воздействующая, основные формы речи – устная и письменная, типичный вид речи – монолог.

Характерные особенности этого стиля – актуальность проблематики, образность, острота и яркость изложения – обусловлены социальным назначением публицистики: передавая информацию, произвести на адресата определенное воздействие, сформировать общественное мнение по той или иной проблеме.

3. Основные подстили:

Газетно-публицистический (язык газеты),

Агитационный (призывы, воззвания, листовки, прокламации и т.д.),

Официальный политико-идеологический партийные постановления и т.п.),

Массово-политический (выступления на митингах, собраниях и т.п.).

4. Жанры П/С : передовая статья, теоретико-политическая статья, морально-этическая статья, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, очерк, заметка, спортивные обозрения, выступления на собраниях политического характера и др.

5. Из истории публицистики . Публицистика (лат «общественный»), род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных ее сторонах. Публицистика содержит огромный документальны материал о самых разных явлениях социальной жизни., поэтому его произведения выступают как летопись.

Истоки восходят к ораторскому искусству античности: Демосфен, Цицерон, Аристофан, Ювенал, Лукиан, Геродот, Плутарх.

Публицистические выступления Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко оказали сильное влияние на духовную жизнь русского общества.

6. Лексические особенности . П/С отражает социальную многоплановость СРЛЯ. В нем используется книжная, разговорная, просторечная, диалектная лексика и фразеология.

Публицистика тяготеет к применению языковых средств, обладающих эмоционально-экспрессивной окраской, оценочной (коннотативной) семантикой.

Для П/С наиболее специфична общественно-политическая лексика (общество, свобода, гражданин, легитимный). Наряду с нейтральными отмечаются слова, имеющие стилистическую окраску и дающие социальную оценку (авангард, созидание, вещать, коррупция). Многие слова употребляются в переносном значении (атмосфера (дружеская), уровень (переговоры на уровне глав государств), пакет (предложений).

В последние годы П/С активно обогащается научной терминологией, выходящей за рамки узкоспециального употребления (интернет, инвестиция).

Особое место принадлежит книжным пластам, имеющим торжественную, патетическую, риторическую или поэтическую окраску (самопожертвование, благотворительность, служение, помышлять).

7. Практическая работа

А) Перед вами текст учёного-исследователя Древнерусской литературы, писателя-публициста Д. С. Лихачёва.

Запишите его, определите, к какому стилю он относится?

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?

Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой культуре.

Д. С. Лихачёв

Да, это публицистический стиль речи.

Какова тема данного текста?

(Тема -воспитание любви к своей родине.)

Какие языковые средства публицистического стиля использует автор?

(Ряды однородных членов, вопросительные предложения, лексические повторы)

В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст?

(На конференции, посвящённой проблеме воспитания молодёжи, подрастающего поколения, в статье, в выступлении по радио, телевидению).

Спишите данный текст, подчеркните однородные члены как члены предложения?

Назовите однородные члены, определите их синтаксическую роль.

(Дополнения)

Б) Написать о роли семьи в обществе

Заключение

Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.

8. Релаксация:

Что вы для себя нового открыли на уроке?

Какие эпизоды урока запомнились?

Чьи письменные работы понравились?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари