Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема2. Развитие психологической мысли в античности

Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми.

Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского и выражения наиболее общих суждений и законов.

Перед тем как появилась та психология, какой мы видим ее сейчас, она прошла несколько этапов . Впервые суждения о сознании человека связывали с таким понятием, как анимизм (от лат. «анима» - душа). По мнению представителей тех лет, все, что окружает человека и имеется во вселенной, есть душа. Само представление о душе в то время формировалось на основании множества всевозможных , легенд, сказок и основах, зарождающихся тогда культовых вер.

В 7 - 6 вв. до н. э. с формированием запаса знаний в области таких наук, как математика, врачевание, философия в Древней Греции появляется нужда в рассмотрении души не на основании небылиц, и сказаний, а с точки зрения, полученных знаний в области данных наук.

Психология того времени складывалась из наук, на основании постоянно повторяющихся явлениях, происходящих в обществе, природе и жизнедеятельности человека.

Тогда этот вид психологии именовался натурфилософией и в течение почти XX столетий психология являлась неотъемлемой частью философии. Философия занимала широкое пространство, а психология лишь незначительную долю, связанную с человеком, изучение души (сознания) относилось главным образом к свойствам человеческой психики.

В 5 - 6 вв., когда церковь укрепилась в своем влиянии и господстве, с целью ухода от ее раскола возникла нужда во внесении дополнений и пересмотре отдельных положений христианства. Этот период 4 - 8 вв. принято именовать патристикой, иными словами, учение основоположников церкви, где теология начинает принимать во внимание те знания, которые были получены во времена Античности.

В 6 - 10 вв. церковь приобретает статус хранителя и распространителя знаний. Монастыри хранят книги и занимаются обучением местного населения грамоте. Среди прочих книг имеются и рукописи времен Античности. Но вместе с тем, что церковь являлась смотрительницей и держательницей знаний, она пыталась оставить за собой приоритетные права и всячески мешала формированию иных взглядов и видений, которые бы перечили ее многочисленным положениям христианства.

Психологическая наука, в свою очередь, пытается отыскать свое место в изучении души, обусловить ту сферу проблем, которая может быть ей отдана теологией. Психология нуждается в выделении из теологии, именно поэтому на рубеже 12 - 13 вв., возникает течение под названием деизм, утверждающее, что человек имеет не одну, а две души – духовную (изучение занимается церковь) и плотская, изучаемая психологией. Так, возник предмет изучения психологией.

Поделись статьей с друзьями!

    Психологические воззрения Античности и Средневековья

    https://сайт/wp-content/uploads/2017/10/psyhe-150x150.jpg

    Нынешняя психологическая наука выступает в виде определенного периода последовательного багажа знаний человека, вследствие чего определялся общественно-исторический опыт, приобретенный и накопленный в результате диалога между людьми. Ежедневные наблюдения за процессом общения людей, в тот момент, когда они разговаривали, между собой формировались в последующем в форме философского осознания и выражения наиболее общих суждений и законов. Перед тем...

  • 2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности
  • 2.1.1. Особенности мифологического мышления
  • 2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности
  • 2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли
  • 2.2.1. "Протофилософский" этап развития античной психологии
  • 2.2.2. Античная натурфилософская психологическая мысль
  • 2.2.3. Учение Сократа - поворотный пункт в развитии античной психологической мысли
  • 2.2.4. Учение Платона - истоки объективно-идеалистического подхода в психологии
  • 2.2.5. Монистическое учение о душе Аристотеля
  • 2.2.6. Эллинистическая психологическая мысль
  • Тема 3. Развитие психологической мысли периода средневековья
  • 3.1. Хронологические рамки и особенности культуры средневековья
  • 3.2.2. Основные положения христианской антропологии
  • 3.2.3. Основные течения философско-психологической мысли средневековья
  • Тема 4. "арабо-язычная средневековая психологическая мысль"
  • 4.1. Культура арабо-язычных народов в период Средневековья
  • 4.2. Антропологическая мысль в господствующих идейных течениях арабо-язычной культуры Средневековья
  • 4.3. Общие идейно-теоретические основы арабоязычной перипатетики
  • Тема 5. Психологическая мысль периода возрождения (конец XV - начало XVII вв.)
  • 5.1.5. Культура Возрождения - почва возникновения гуманистических идей о человеке
  • 5.2.2. Сфера педагогических воззрений как область развития гуманистических идей о человеке
  • 5.3. Развитие сенсуалистических идей
  • Тема 6. Философско-психологическая мысль нового времени
  • 6.1.3. Развитие философии и научной мысли как предпосылка становления культуры и мировоззрения Нового времени; основные черты науки Нового времени
  • Тема 7. "психологическая мысль XVIII века"
  • 7.1. Социально-экономические идеологические предпосылки развития европейской психологической мысли XVIII века
  • 7.2. Развитие философско-психологической мысли Англии
  • 7.3. Развитие французской философско-психологической мысли
  • 7.5. Психологическая мысль России XVIII в.
  • Тема 8. Развитие психологии в романтический период (первая половина XIX в.)
  • 8.3. Достижения в области физиологии, оказавшие влияние на развитие психологического знания
  • Тема 9. Предпосылки формирования и оформление психологии как самостоятельной науки (вторая половина XIX в.)
  • 9.1. Общая характеристика состояния общественного развития и состояния научного знания в середине и второй половине XIX века
  • 9.3. Предпосылки формирования научной психологии в различных областях знания
  • 9.4. Формирование и развитие экспериментальных разделов и прикладных областей психологии
  • 9.4.2. Создание экспериментальной психофизиологии
  • 9.5. Оформление психологии как самостоятельной области научного знания
  • Тема 10. Программа развития психологии как научной дисциплины
  • 10.2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе и.М. Сеченова
  • 10.3. Программа психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа к.Д. Кавелина
  • 10.4. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания ф. Брентано
  • 10.5. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой г. Спенсера
  • Тема 11. Период "открытого кризиса" в психологии и основные направления развития психологии в начале хх в.
  • 11.1. Общая характеристика ситуации в обществе, науке и психологии в начале XX столетия
  • 11.2. Периодизация кризиса в психологии
  • 11.3. Основные научные школы в психологии периода кризиса в психологии
  • 11.3.1. Бихевиоризм
  • 11.3.2. Классический психоанализ
  • 11.3.3. Французская социологическая школа
  • 11.3.4. Описательная (понимающая) психология
  • Тема 12. Российская психология в начале хх века (предреволюционный период)
  • 12.3.1. Общая характеристика научных направлений
  • 12.3.2. Экспериментальная психология
  • 12.3.3. Эмпирическая психология
  • 12.3.4. Русская богословская психология
  • Тема 13. Развитие психологии в россии в 20-30-е годы XX в.
  • 13.2.1.Развитие советской психотехники
  • 13.2.2. Развитие советской педологии
  • Тема 2. Психологические воззрения в античную эпоху

    2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности

    2.2. Основные этапы развития античной психологической мысли

    2.1. Причины зарождения рациональных научных идей о психике в период античности

    Хронологические рамки античной психологии - XVI в. до н.э. - IV в. н.э. Это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Именно в этот период зарождаются и оформляются рациональные научные знания о психике, ростки которых появляются уже в рамках древневосточной культуры. Труды греческих мыслителей знаменуют подлинную революцию в научном мировоззрении: была опровергнута мифологическая картина мира и ей противопоставлен рационалистический, научный взгляд на окружающую действительность - природу, человека, его внутренний психический мир. И хотя основным понятием, отражающим психические явления, остается понятие "душа", зародившееся в глубокой древности и уходящее своими корнями к самым истокам человеческой цивилизации, но существенно преобразуется его содержание, предпринимаются попытку его рационалистического объяснения.

    2.1.1. Особенности мифологического мышления

    Основной чертой мифологического миропонимания выступал антропоморфизм, или перенесение человеком своих свойств и характеристик на окружающий мир (по выражению К. Юнга, проецирование человеком себя вовне). По аналогии с собой как исходной точкой мироздания человеком объяснялись все природные и космические явления, весь мир живой и неживой природы и даже создаваемые его воображением божественные существа. Подобные воззрения объяснялись низким уровнем развития познания, крайне смутными представлениями людей об окружающей их действительности, страхом перед непонятными и грозными силами мира и стремлением дать им какое-либо доступное сознанию человека того времени объяснение. Из антропоморфизма как основной черты мифологического мировоззрения вытекали и такие его характеристики, как гилозоизм (от греч. слов, означающих "материя" и "жизнь"), состоящий в "оживотворении" окружающей действительности, когда весь мир, космос рассматривался как изначально живой, границы между живым, неживым и психическим не проводилось; и анимизм (от лат. "анима" - "душа", "дух") - "одухотворение" окружающего мира, утверждение, что за всеми явлениями реальности (живыми и неживыми) скрывается сонм духов (душ), определяющих их бытие и функционирование.

    2.1.2. Особенности философского рационального мировоззрения и причины возникновения научных идей о психике в период античности

    Пришедшее на смену мифологическим воззрениям философское научное мышление, или "мыслящее, рациональное мировоззрение", характеризуется иными чертами:

      Поиск генетического начала мира дополняется попытками найти его субстрат, субстанцию.

      Происходит деантропоморфизация, демифологизация окружающего мира, природы, космоса.

      Ставится задача не просто описать, но и объяснить душу и ее функции.

      На смену вере и образно-ассоциативным процессам как главным инструментам мифологического познания приходит стремление дать логическое обоснование и доказательство выдвигаемых положений.

    Возникновению этого нового типа мышления соответствовали качественные изменения в психическом мире человека, происходящие, согласно К. Ясперсу, в VIII-III вв. до н.э. - на этапе исторического развития, названном им "осевым временем" и определяемом как переход от мифологического, архаического человека к человеку такого типа, "который сохранился и по сей день" (Ясперс К., 1987. С. 32) На этой стадии исторического развития происходит переход от "человека религиозного", архаического к человеку "политическому" и рассудочному. Достигнутый к этому моменту уровень эволюции психики позволяет человеку осознавать "бытие в целом, самого себя и свои границы…

    Кроме вышеназванных преобразований в психической сфере человека, можно выделить еще ряд факторов, определивших зарождение научных рациональных психологических воззрений в период античности:

      Развитие социально-экономического и политического строя древней Греции как важного стимула возникновения рационального знания (быстрый подъем производства, сельского хозяйства, базирующихся на рабском труде; рост торговли и связей с внешним миром; появление крупных городов-полисов как центров общественной жизни, в ряде которых утверждается демократический строй).

      Расцвет культуры - поэзии, музыки, архитектуры, литературы (Гомер, Гесиод, Архилох и др.).

      Изучение, осмысление и творческая переработка психологических идей, накопленных в древневосточном мире.

      Относительная антирелигиозность античной культуры и отсутствие религиозных запретов как основа свободного развития научной мысли (Олимпийские боги царствуют, но они не всесильны; они не устрашают человека, а являются эталонами, которым люди следуют, предметом восхищения и подражания; боги близки людям, они общаются с людьми, участвуют в их жизни, представляя собой, по сути, облагороженных, "улучшенных" людей, отличающихся от других только бессмертностью). Попадая на почву антирелигиозной античной культуры, древневосточные психологические мифологические идеи обретали рациональное звучание.

      Возникновение науки как сферы общественного сознания с ее критериями и требованиями познания и изложения материала (доказательность, логичность, систематизированность), а также связанной с этим тенденции рассмотрения человека и его души не в русле мифологических традиций, а на основе объективных данных (математических, медицинских, анатомо-физиологических, биологических).

    Психологическая мысль античности, развивающаяся на почве указанных инноваций в социально-культурной и психологической сферах, в целом приобретает глубоко рациональный характер. Люди, обретшие способность мыслить, объяснить рационально все то, что ранее было необъяснимым, пугало, наполняло их жизнь непознаваемостью, возвеличили и воспели разум, возвели его на пьедестал. Утверждается, что богоподобие человека определяется развитием его умственных способностей (Зенон, Хризипп, Панетий), что ум - высшая божественная часть души (Платон, Аристотель), принцип организации человека (Анаксагор), источник его развития и совершенствования (Гераклит, Сократ, Платон), очищения души (Платон), что рациональное познание - единственно истинное (Демокрит, Платон). Сам Бог рассматривается как ум (Фалес) или нус (Анаксагор), как Логос (Гераклит). Вражда и любовь выступали как источники возникновения мира (Эмпедокл).

    "

    Семинар № 2

    История психологии для бакалавров 1 курс

    Вопрос 2. Изменение представлений о предмете психологии в истории психологической науки.

    Основная задача истории психологии заключается в том, чтобы через анализ прошлого психологии правильно определить ее современное состояние и прогнозировать ее будущее.

    Этапы развития психологии .

    В своем развитии психология прошла несколько этапов.

    1. Донаучный период (до VII – VI вв. до н. э.) В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

    Душа рассматривалась без раскрытия ее конкретного содержания и функций. Складывалось лишь общее представление об охранительной и активной роли души.

    2. Философский период (VII – VIвв. до н. э. – конец XVIII – начало XIXв.). Психология в этот период развивалась в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода. Философский период охватывает следующие вехи:

    Античная психология рассматривала душу как источник активности тела, обладающую функциями познания и регуляции поведения.

    (Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций, Платон, Аристотель, Сократ).

    Психология Средневековья (I – XVвв.) І – ІІ вв. новой эры – начало разложения рабовладельческого общества. В І в. христианство признается государственной религией, а к IV в. границы ее влияния выходят далеко за пределы Рима.

    Развитие психологии в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.). Период возрождения был временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматов. Эти века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики

    Психология Нового времени (XVI – XVIII вв.). Интенсивное развитие капиталистических отношений повлекло за собой бурный расцвет многих наук. Успехи и достижения механики и естествознания имели большое научное, практическое и идеологическое значение.



    (Р. Декарт, Спиноза, Гоббс, Лейбниц).

    Психология Просвещения (конец XVIII – середина XIX в.).

    Ассоцианистическая психология.

    Термин «ассоциация «, понимаемый как сочетание идей, был введен в науку Д. Локком. В Англии идеи Д. Локка развивали передовые мыслители этого времени: Д.Толанд (1670 – 1721), Д. Гартли (1704 – 1757) и Дж. Пристли (1733 – 1804).

    Психология XIX в. (середина XIX в.).

    Экспериментальная психология (серединаXIX – начало XXв.). Зарождение экспериментальной психологии по праву связывают с именем немецкого ученого В. Вундта (1832 – 1920). Став в 1875 году профессором философии в Лейпциге, Вундт в 1879 году создал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, преобразованную впоследствии в институт. Психологию Вундт рассматривал как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого, управлять ею.

    3. Развитие психологии как самостоятельной научной дисциплины (серединаXIX – начало XXI в).

    Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы (10 –30-е годы XXв.).

    В этот период в психологии возникает кризисная ситуация. Причин было несколько: отрыв психологии от практики, невозможность объяснить ряд проблем самой психологии. Попытки преодоления кризиса привели к развитию новых направлений в психологии. Наибольшую известность получили три направления: бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ.

    Дальнейшее развитие психологических школ. (40 – 60-е годы XXв.).

    В этот период появляются новые направления, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая, когнитивная). Этот период характеризуется совершенствованием методов исследования (новых методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного). Получили дальнейшее развитие теоретические концепции в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий.

    Современная психология (60-е годы – начало XXI в.).

    В этот период совершенствуются методы экспериментального исследования психики, появляются разнообразные диагностические методики, появляются тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ.


    Вопрос 41. Психология в эпоху античности.

    Представления о душе философов Милетской школы. VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Коренные изменения в общественном укладе жизни привели к существен­ным изменениям в области мышления. Эти изменения зак­лючались в переходе от религиозно-мифологических представлений о мире к зарождению научных знаний.

    Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые воз­никшие философские школы. Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, сущест­вовавшей в VII-VI вв. до н.э. Ее представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

    Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду. Поскольку из воды происходит и твердое и газообраз­ное, то, по Фалесу, разумно допустить, что вода и есть первооснова всего сущего и что все окружающее пред­ставляет собой различные переходные состояния этой первоосновы. Душа есть также особое состояние воды. Существенной характеристикой души является способ­ность придавать телам движение, она есть то, что зас­тавляет двигаться. Эта способность придавать вещам движение присуща всему. Душа приписывалась, напри­мер, и магниту и янтарю, поскольку те обладают притя­гательной силой.

    Понимание природы души Гераклитом (530-470 гг. до н.э.). Душа - это особое переходное состояние огненного начала в организме, которому Гераклитом дано название “психея”. Следует подчеркнуть, что введенное Геракли­том название для обозначения психической реальности было первым собственно психологическим термином. На его основе в 1590 г. Гоклениусом будет предложен тер­мин “психология”, который, начиная с работ Х.Вольфа “Эмпирическая психология” (1732) и “Рациональная пси­хология” (1734) станет общеупотребительным для обозна­чения науки, изучающей психику человека.

    Естественнонауч­ные представления Ал­кмеона. Вопросы о природе души, ее внешней обусловленности и телесных основаниях, стави­лись в древнее время не только философами, но также представителями медицины.. Из древ­них особо выделяется крупнейший врач и философ ан­тичной эпохи Алкмеон (VI-V вв. до н.э.), известный в ис­тории психологии как основатель принципа нервизма. Он первым связал психику с работой головного мозга и не­рвной системы в целом.

    Практика сечения трупов в научных целях позволила Алкмеону дать первое систематическое описание общего строения тела и предполагаемых функций организма. При изучении отдельных систем организма, в том числе мозга и нервной системы, Алкмеон обнаружил наличие проводни­ков, идущих от мозга к органам чувств. Им было установ­лено, что мозг, органы чувств и открытые им проводники имеются как у человека, так и у животных, а стало быть, и тем и другим должны быть свойственны переживания, ощу­щения и восприятия.

    Гиппократ и его учение о темпераменте. Круп­ный древнегреческий врач Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Подобно Эмпедоклу, Гиппократ полагал, что мир обра­зуется из четырех стихий.

    Вариации в пропорции стихий у отдельных людей, ле­жат в основе различий между людьми по их конституциональным особенностям, общей активности и подвижно­сти, душевным способностям, склонностям и характеру. Непосредственно эти различия связывались Гиппократом с имеющимися в организме четырьмя видами жидкости (кровь, слизь, желтая и черная желчь), в которых в раз­ной мере представлены основные четыре стихии. Степень преобладания какой-либо из названных жидкостей в их смеси и обусловливает основные четыре типа людей - сан­гвиники, холерики, флегматики и меланхолики.

    Выделением четырех типов темперамента и харак­тера Гиппократ вошел в историю психологии как осново­положник дифференциально-психологического подхода к изучению людей.

    Философско-психологическая система Сократа – Платона. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других.

    В более развернутом виде идеи Сократа были представлены в работах его ученика и последователя Платона (427 – 347 гг. до н.э.).

    Все сущее состоит, по Платону, из трех сторон: бы­тия, чувственного мира и небытия. Бытие составляет мир идей. Небытие-это материальный мир, созданный богом из четырех стихий - воды, земли, воздуха и огня. Мир чувственных вещей представляет собой результат проник­новения бытия в небытие, поскольку все конкретные вещи, с одной стороны, причастны к идее, ибо они есть иска­женные подобия или тени идей, с другой - вещи прича­стны к небытию или материи, ибо они ею наполнены. Таким образом, чувственно постигаемое есть объединение телесного со своим эталоном, которым являются идеи.

    Наивыс­шей идеей является идея блага. Высшая идея блага состав­ляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоре­чиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают нача­ло всему. Кроме них, существуют, по Платону, души звезд, планет, людей, животных и т.д. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль вы­полняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властво­вать и управлять телом. Таким образом, Платон припи­сывал душам активную функцию.

    Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного орга­низма: она может переселяться из одного тела в другое.

    Тело человека является для души лишь временным при­станищем. Основное же ее место пребывания в божествен­ных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей.

    У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, явля­ется основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

    Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело дей­ствует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделею­щая душа в печени.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования и науки РФ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

    По психологии, на тему:

    Психологические учения философов античности и средневековья.

    Преподаватель: Марихин С.В.

    Выполнил: Ноздрин А.А, студент

    психологический античность средневековье философский

    Введение

    1. Психология античности

    2. Психология средневековья

    Заключение

    Литература

    Введение

    Конечно, выбранная мною тема - «Психологические учения философов античности и средневековья» сегодня, в период научной психологии, не отличается актуальностью. Но это не делает эту тему менее интересной, так как в этой теме раскрывается причина возникновения и история развития современной психологии, что дает возможность рассматривать психологию со всех сторон, а также узнать, что мы переняли из античных времен, и что легло в основу современной психологии. Вообще современная психология представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания, в результате которого сложился общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом. Повседневные наблюдения, «обобщения в процессе общения», получали дальнейшее развитие в форме философского осмысления и формулирования наиболее общих законов и предложений. В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима - дух, душа) - древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях. На рубеже VII-VI вв. до н.э. в связи с развитием объективных знаний (математических, медицинских, философских), в Древней Греции, возникает необходимость становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием этих знаний. В то время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества, природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью философии. В обширном предмете философии к психологии относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики человека.

    Формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний. Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

    В III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала доминировать над научными концепциями, знания, рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки зрения веры или неверия. Противоречие между психологией и богословием, выражавшемся в несовместимости знания и веры, поставило вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Как следствие, в целом все Средневековые работы о психологии в Европе были в заметной степени сконцентрированы на вопросах веры и разума.

    1. Психология античности

    1.1 Психологические знания в период античности

    Характерной чертой психологических знаний и концепций античности является их материалистичность. Границы между живым, неживым и психическим не проводились. Все рассматривалось как порождение единой первичной материи. Так, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), магнит притягивает металл, женщина притягивает мужчину, потому, что магнит, как и женщина, обладает душой. Основой всего Фалес Милетский считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии.

    У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основой всего выступает беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Анаксимандр считал живой всю материю.

    Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи -воду - землю - камни. Душу, Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха.

    Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит. Гераклит (540-480 гг. до н.э) рассматривал универсум (космос) как вечно изменяющийся (живой) огонь, а душу как его искру. Им впервые была высказана мысль о возможном изменении и закономерном развитии всего сущего, в том числе и души. Развитие души, по Гераклиту, происходит через себя. Термин "Логос", введенный Гераклитом, для него обозначал Закон, по которому "все течет", придает вселенскому ходу вещей, сотканному из противоречий и катаклизмов, гармонию. Гераклит считал, что ход вещей зависит от Закона, а не от произвола богов.

    Афинский философ Анаксагор искал начало, благодаря которому из беспорядочного скопления и движения мельчайших частиц возникают целостные вещи, из хаоса - организованный мир. Он признал таким началом разум; от того, какова степень его представленности в различных телах, зависит их совершенство.

    В VI в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, они абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. В учениях Пифагора душа, представлялась состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей. Также Пифагор считал душу бессмертной, вечно странствующей по телам животных и растений.

    В V-IV вв. до н.э. в теориях Левкиппа и Демокрита (460-370 до н.э.) возникла идея атомов, мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее. Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.

    Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) построил учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом. Названия четырех темпераментов дошли до наших дней: сангвинический (преобладает кровь), холерический (преобладает желтая желчь), меланхолический (преобладает черная желчь), флегматический (преобладает слизь). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми. Источник и причину различий Гиппократ искал внутри организма. Душевные качества ставились в зависимость от телесных.

    Аристотель (384-322 гг.до н.э.) внес огромный вклад в развитие психологии. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Интересны положения Аристотеля о душе. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям (критерий выделения последних - способность к питанию); животную, принадлежащую животным (критерий их выделения - способность к осязанию) и высшую, человеческую (критерий выделения - способность к рассуждению и размышлению). К обладателям высшей души философ относил людей и бога. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело. Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. источником знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела, душа не может существовать без тела и не является телом. Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего.

    В IV вв. до н.э. появляются первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. Также в этот период, на основе медицинского опыта, возникло предположение, что органом психики является мозг. Впервые эту мысль высказал Алкмеон, а впоследствии ее разделял Гиппократ. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

    Таким образом, воззрения на душу, ее природу и составляющие были разнообразны. Однако важнейшей функцией души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель выделил еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались. В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря, многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для психологии, были поставлены именно в то время.

    2. Психология средневековья

    2.1 Психологические знания в период средневековья

    Период средневековья (V-XV вв. н.э.) характеризуется усилением церковного влияния на все стороны жизни, включая и средневековые науки, в частности и психологию. В этот период утверждаются представления, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

    Христианство стремилось доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. В V-VI вв., после упрочения господства христианской церкви, во избежание ее раскола появилась необходимость внести дополнения или трансформировать некоторые положения христианства. Этот этап называют патристикой (IV-VIII вв.), т. е. учением отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В этот период времени - VI-X вв., церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний. В монастырях обучали грамоте и хранили книги, в том числе и списки с книг античных психологов. Вместе с тем церковь, бывшая во многом хранительницей знаний, в стремлении сохранить за собой приоритетные позиции препятствовала развитию новых концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам.

    Психология начинает стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Необходимость психологии выделиться из богословия в ХII-ХIII вв. привела к возникновению направления, получившего название деизм, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, у психологии появился предмет для научного изучения. Фома Аквинский в XIII в., стараясь примирить науку и веру, писал о том, что они имеют, действительно, две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить. А в IX-X вв. арабским ученым Ибн Синой была сформулирована теория двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые.К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в тот период.

    При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов.

    Номиналисты (Росцелин, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов.

    П.Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т. е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить.В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение арабским психологом и врачом Ибн Синой взаимосвязи психических и соматических болезней. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

    В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. В сознание людей вселяли идею безграничности жизни и бессмертии души, возможность повторения, пусть и не полного, жизненного пути давала надежду на исправление ошибок, освобождение от трудностей, бедности, болезней, выпавших в земной жизни на долю человека. Это помогало легче воспринимать трудности, опасности, смерти близких, повышало психологическую устойчивость многих людей. Однако в трудные для человека моменты (войны, эпидемии и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-X вв., этих естественных peгyляторов психологической стабильности оказывалось не достаточно. Поэтому появилась необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Прежде всего, это были обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов, и предотвращалось снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние. На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, становилась мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного.

    В период Средневековья продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.К XIV-XV вв. упрочилось положение светской, независимой от богословия психологии, в которой на первый план выходили не вопросы этики, волевого поведения и свободы личности, а исследования познавательного развития, речи и способностей. Так постепенно психология становилась наукой о сознании и о тех процессах познания окружающего, которые являются преимущественным содержанием сознания.

    Заключение

    Ранние античные авторы нередко уделяли в своём творчестве внимание проблемам природы человека, его души и разума. И по сей день, эти проблемы являются ведущими проблемами психологии. Большинство античных концепций лежат в основе современных учений, например, концепция темпераментов Гиппократа. А многие идеи Платона оказали влияние на развитие философских основ представлений о психике, в частности, представление о человеке, как существе, раздираемом внутренним конфликтом мотивов, нашло своё отражение в психоаналитических представлениях о структуре личности. Аристотеля, давшего развёрнутый анализ предмета психологического исследования, в своём трактате «О душе» справедливо можно назвать отцом психологии. Идея организации (системности) Анаксагора, идея причинности Демокрита и идея закономерности Гераклита, стали на все времена основой познания душевных явлений.

    Античные ученые впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, разумное и рациональное и многое иное. Таким образом, были поставлены проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке.

    Период Средневековья стал новым этапом развития психологии, связанным с фактическим изменением ее предмета. Ведь психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе некоторую нишу для исследования. Так в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. Тем самым было положено начало научной психологии, развитие и изучение которой, длится и по сей день.

    Таким образом, я делаю вывод, о том, что современная научная психология является результатом развития психологических знаний, ведущих свое начало от периода античности и длившихся на протяжении столетий.

    Литература

    1. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. СПб, 2002.

    3. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. М.: Педагогическое общество России 1999.

    4. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия",2001;

    5. А.Л. Слободская, О.А. Кослимова: учебное пособие Психология- СПБ, 2013.

    6. А.Г. Спиркин Учебник Философия-Москва, Гардарики, 2008.

    7. https:/ru.wikipedia.org.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Материалистичность как основа психологических концепций античности. Философские воззрения античности на душу, ее природу. Усиление церковного влияния на все стороны жизни в период средневековья. Психологические проблемы, исследуемые в средневековой науке.

      реферат , добавлен 28.11.2011

      Формирование психологического знания в рамках других дисциплин: учения о душе, опыте и сознании; философская теория познания. Характеристика этапов становления психологии от античности до периода открытого кризиса; психологические школы ХХ столетия.

      курсовая работа , добавлен 16.02.2011

      Общая характеристика психологических идей античности и главных научных центров их возникновения. Связь проявлений психики с миром живой природы. Учение о душе в трудах античных ученых. Начальный этап становления учения о душе в трудах античных философов.

      контрольная работа , добавлен 17.04.2011

      Объект, предмет психологической науки. Характеристика этапов становления предмета психологии с античности до периода открытого кризиса. Общая характеристика научных психологических школ в XX столетии. Бихевиоризм. Анализ развития психологических знаний.

      реферат , добавлен 28.09.2008

      Нервная система как материальный субстрат, на основе которого протекают психические процессы. Основные особенности становления знаний о связи психики и мозга от античности до наших дней. Характеристика психологических взглядов мыслителей средневековья.

      курсовая работа , добавлен 07.09.2013

      Исследование развития психологических представлений в античности и Средневековье, становления в Новое время. Характеристика основных направлений зарубежной научной психологии: бихевиоризма, психоанализа, функционализма, когнитивной и гештальтпсихологии.

      курсовая работа , добавлен 19.08.2011

      История становления и развития социальной психологии. Анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности, Средневековья и эпохи Возрождения. Начало исследования социально-психологических научных проблем в России.

      реферат , добавлен 17.07.2011

      Появление психологического знания, периоды его развития. Особенности развития психологии как самостоятельной науки. Размышления о душе в трудах древних мыслителей. Преобразование психологических знаний с середины XIX века до начала второй половины XX в.

      реферат , добавлен 20.10.2012

      Исследование специфики становления психологии и выделения ее в отдельную область знаний в России в XIX веке. Факторы, влияющие на развитие отечественной психологии. Этапы развития. Основные концепции психологических направлений рассматриваемого периода.

      дипломная работа , добавлен 21.07.2010

      Основные различия житейских и научных психологических знаний. Житейские знания - конкретны, носят интуитивный характер, ограничиваются наблюдениями и размышлениями. Научные психологические знания - с методом эксперимента, обобщены и рациональны.

    Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке - в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе - в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в этот период были сформулированы главные проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

    В психологии античности можно условно выделить три этапа - зарождение и становление психологии (7-4 вв. до н.э.), период классической греческой науки (3-2вв. до н. э.) и период эллинизма (2 в. до н.э. -3-4 вв.н.э.).

    Первые психологические теории античности

    Пифагор (6 в. до н.э.) отрицал равенство душ, равенства нет в природе вообще. У всех людей разные способности. Считал необходимым поиск способных людей и их специальное . Идеи Пифагора наложили отпечаток на теорию Платона об идеальном обществе. Пифагор пришел к выводу, что душа не умирает вместе с телом, она развивается по своим законам, ее цель - очищение (отпечаток идеи о карме и перевоплощениях души).

    Гераклит (6-5 вв. до н.э.) считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон - логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Гераклит внес в психологию идею постоянного развития и изменения, изречение: «Все течет». Впервые высказал предположение о том, что существует два этапа переработки знаний - и разум. Разум выше. Гераклит считал, что душа человека рождается, растет и совершенствуется, затем постепенно старится и наконец умирает.

    Софисты - учителя мудрости, обучали не только философии, но и психологии, риторике, общей культуре. Протагор. Изречение: « есть мера всех вещей». Он говорил об относительности и субъективности человеческих знаний, о размытости понятий добра и зла. Большое значение придавал ораторскому искусству.

    Демокрит (470-370 гг. до н. э.). Книга «Большой мирострой». Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое . Душа смертна. После смерти тела душа рассеивается в воздухе. Душа находится в нескольких частях тела. Теория истечений: теория познания. Соприкосновение 8ЙД0ЛЫ (невидимые глазу копии окружающих предметов) с атомами души и составляет основу ощущения, именно таким образом человек познает свойства окружающих предметов. Все наши ощущения являются контактными. Теория истечений объясняла феномены восприятия. В теории Демокрита существуют две ступени в познавательном процессе - и , которые возникают одновременно и развиваются параллельно. Причем мышление даст нам больше знаний, чем ощущения. Демокрит ввел понятие первичных и вторичных качеств предметов. Первичные - это те качества, которые действительно существуют в предметах: масса, фактура поверхности, форма. Вторичные качества - это цвет, запах, вкус, их придумали люди для своего удобства. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей, все происходит по заранее заданной причине. считал трудным делом.

    Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) Разработал известное учение о , основанное на сочетании четырех видов жидкости и организме: , слизи, желчи черной и желчи желтой. Он первым заговорил об человека.

    Классический период античной психологии

    Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ученый Греции. Работа «О душе». Родился в семье медиков и сам получил медицинское образование. В Афинах изучал философию в школе Платона. Был наставником сына Александра Македонского. Создал свою школу-лицей, которая существовала 6 веков. Считал, что разделение души и тела - невозможный и бессмысленный акт. Душа - это форма реализации способного к жизни тела, не может существовать без тела и не является телом.

    Существует три вида души: растительная (способна к размножению и питанию), животная (обладает еще четырьмя функциями: стремлением, движением, ощущением и памятью), разумная (только у человека, обладает способностью к мышлению). Впервые предложил идею генезиса, развития - переход от одной формы жизни к другой, а именно от растительной к животному миру и к человеку. Вывод: растительная и животная души - смертны, т.е. появляется и исчезает одновременно с телом. Разумная душа не материальна и бессмертна. Ввел понятие нус - всеобщий разум. Мус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. У новорожденного знания не осознаются, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения (Платон, Сократ). Новое поколение людей добавляет что-то свое, т.е. оно вечно меняется. Ввел понятие общего чувствилища и ассоциации. На этапе переработки знаний в общем чувствилище происходит выделение модальных ощущений (цвета, вкуса, запаха и др.), а затем их хранение и объединение образов предметов и в их первичные системы. Выделил два типа мышления: логическое и интуитивное. Интуитивное - актуализация тех знаний, которые есть у человека (Платон). Провел разграничение разума - практического (направленного на руководство поведением) и теоретического (накопление знаний). Регуляция поведения может осуществляться эмоционально и разумом.

    Психологические концепции эллинизма

    Школа киников исходила из того, что каждый человек самодостаточен, т.е. имеет самое необходимое для духовной жизни в себе самом. Единственный путь для нравственного самосовершенствования - это путь к себе, путь, ограничивающий контакты и зависимость от внешнего мира. Поэтому они отказывались от комфорта, благ, которые дает общество, бродяжничали.

    Школа Эпикура («Сад Эпикура»). На ее воротах была помещена надпись: «Странник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие - высшее благо». Эпикурийцы считали: все, что вызывает приятные чувства, является нравственным. У них отсутствовали критерии добра и зла. Последователь Эпикура Лукреций считал, что все наши заблуждения - от неправильных обобщений, от разума, в то время как органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которой мы не всегда можем правильно распорядиться. Не разум, а управляют поведением.

    Стоики. Говорили о внутренней независимости, автономии, подчинении законам, выполнении ролевых обязанностей (Сенека, Катон, Цицерон, Брут, император Марк Аврелий). Изучали процесс познания, что отразилось на понимании души. Стоики выделяли 8 частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Один из главных постулатов этой школы гласил, что человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам мира, в который попадает. Они утверждали, что человек только актер в той пьесе, которую ему предоставила судьба. Концепция стоиков была основана на в человека, в могущество его разума. Единственным ограничением для свободы и нравственного самосовершенствования человека являются аффекты.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
    Причины и симптоматика инсульта у детей
    Мыс крестовый лиинахамари