Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Шизоидный психотип. Шизоидный тип личности

Акцентуация характера представляет собой выраженное усиление каких-то черт. С точки зрения психологии, это пограничное состояние между нормой и патологией. В соответствии с классификацией акцентуаций по А. Е. Личко выделяется 11 типов акцентуаций, одним из которых является шизоидный. Его можно выявить на ранних этапах развития ребенка и скорректировать по мере его взросления, что упростит жизнь в зрелом периоде.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

  • Показать всё

    Этапы формирования акцентуации

    Шизоидный тип личности формируется и закрепляется в психике человека постепенно, проходят три этапа:

    • дошкольный возраст;
    • школьные годы;
    • подростковый возраст.

    Дошкольный возраст

    Первые признаки акцентуации наблюдаются у детей уже в возрасте 3–4 лет. Они:

    • предпочитают играть в одиночестве, а не общаться с родителями или другими детьми;
    • выбирают спокойные игры, отказываясь от шумных забав или игр в большой компании одногодок;
    • с любопытством слушают, о чем говорят взрослые, но сами в диалог не включаются;
    • не проявляют особых теплых чувств ни к одному из членов семьи;
    • часто рано начинают читать и вместо игр выбирают книги.

    Школьные годы

    В школьный период поведение ребенка не сильно меняется. Он не пытается сформировать дружеское общение с одноклассниками и другими сверстниками. У него высокая самооценка, потому он безразлично относится к мнению окружающих.

    Такой ребенок предпочитает интеллектуальное общение, хочет давать и получать информацию с минимумом эмоциональной отдачи. У таких детей часто наблюдается особый талант в математике или литературе.

    С родителями ребенок холоден, не проявляет ярких эмоций, не стремится обнимать или целовать родителей.

    Большая проблема ребенка в этом возрасте заключается в том, что из-за своей неспособности и нежелания контактировать с одноклассниками они часто попадают в конфликтные ситуации.

    Подростковый возраст

    Наиболее тяжелый период, поскольку у подростков-шизоидов меняется самооценка, она может как стремительно подскочить до состояния мании величия, так и резко упасть до ощущения никчемности и самобичевания. Если в этот период родители проявляют интерес к внутреннему миру подростка, то он реагирует на это агрессивно.

    Одиночество ребенка в это время не напрягает, но может вызывать сомнения в себе из-за отличий от сверстников.

    Общие черты шизоидов в зрелом возрасте

    Шизоидная акцентуация сопряжена с несоответствием между тем, как ощущает себя личность с ее представлением о мире и с самим окружением, что вызывает ощущение отстраненности.

    Когда у взрослого человека характер этого типа, это проявляется определенными симптомами:

    • Он больше сосредоточен на своем внутреннем мире и не проявляет интереса к тому, чтобы гармонично вписаться в общество и общаться с окружающими. Главная цель для него – размышления и поиск, а награда или признание не имеют значения.
    • Он замкнут и необщителен, ему непонятны переживания окружающих, из-за чего те нередко обижаются на «невнимательность» или «холодность» в общении. Собственное жизненное пространство – первостепенно, желания близко общаться с кем-то нет.
    • Долгая работа на одном месте, даже если условия комфортны для шизоида, вызывает внутреннее противостояние из-за необходимости подстраиваться под нее и менять привычный ритм жизни.
    • Слабо развита интуиция и эмпатия, потому им сложно контактировать с эмоциональными личностями и вливаться в коллектив.
    • В плане сексуального поведения наблюдается отсутствие особого интереса, половая жизнь не является чем-то значимым в жизни, она воспринимается как вынужденная часть отношений, если таковые имеются.
    • В бытовых условиях шизоид неприхотлив, питается всем, чем можно, не нуждается в поддержании порядка и не следит за финансами. Идеальный вариант отношений для него – человек, который будет больше обращен в реальный мир, будет заботиться о быте, не будет пытаться постоянно контактировать с шизоидом, будет нормально реагировать на некоторое пренебрежение в отношениях.

    У мужчин и женщин с шизоидной акцентуацией нет каких-то отличий в поведении, они направлены на саморазвитие и безразличны к социуму.

    Типы шизоидной акцентуации

    В психологии существует несколько психотипов людей-шизоидов :

    Тип Характеристика
    Экспансивный Обладают хорошо развитыми волевыми качествами и могут проявлять впечатляющее упорство для достижения своих целей. Они могут спокойно идти по головам, если считают это необходимым. Представители этого психотипа не умеют полноценно сопереживать окружающим, но могут быть жестоки, потому чаще всего всю жизнь проводят в одиночестве и не ощущают недостатка общения. Они остро реагируют на любые стрессовые ситуации, могут замкнуться или реагируют на них развитием параноидного психоза. Несмотря на такие черты, представители этого психотипа могут частично сгладить свой характер и не столкнутся с выраженной десоциализацией
    Стеничный Они обладают высокой работоспособностью, настойчивы, целеустремленны и прагматичны в тех узких сферах деятельности, в которых заинтересованы. В профессиональной деятельности достигают высоких достижений и быстро поднимаются по карьерной лестнице, если она связана с интересами личности. Поведение этого психотипа в отношениях с окружающими характеризуется низкой эмоциональностью и отсутствием интереса. Зато такая эмоциональная холодность позволяет легко справляться со стрессовыми ситуациями и подходить к ним рационально
    Сенситивный Этот тип шизоидов очень раним и остро реагирует на любую критику в свой адрес. Как только такой личности покажется, что окружающие относятся к ней с недостаточным пониманием, ее эмоциональное состояние быстро ухудшается. Эти люди склонны к депрессии, у них нередко развивается тревожное расстройство и от малейших проблем у них пропадает аппетит и сон. Сталкиваясь с чредой трудностей в жизни, сенситивные шизоиды отдаляются от реальности и окружающих, уходят в мир фантазий и своих увлечений
    Шизоидно-истероидный Это смешанный психотип, у которого преобладают черты шизоидной акцентуации. Помимо общих признаков шизоида у этих людей присутствуют манерность, они капризны и самоуверенны, стремятся соответствовать всем модным тенденциям и жаждут выделиться из толпы. Сделать себя ярче они стремятся в основном внешне, но и продемонстрировать высокие интеллектуальные данные стараются при любой представившейся возможности.

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Шизоидная личность — один из редко встречающихся психологических подтипов, в основе которого лежит стремление с одной стороны к полной независимости от окружающих, но так-же, с другой стороны — к полному контролю над окружением и ситуацией в целом. Это те самые люди, которые говорят: я к вам не лезу, и вы, будьте добры — не лезте ко мне. Но если уж вы залезли, будьте добры жить по правилам, которые установил я. Ведь это вы пришли ко мне!

Общая характеристика психотипа (по Шишкову)

Идейное, символическое содержание внутреннего мира. Переживаний, чувств много (они захлестывают), однако большинство из них не выходит, не выпускается наружу в качестве эмоций. Переживания трансформируются в причудливые идейно-символические структуры и только тогда афишируются. Всеобъемлющее, всеохватывающее желание (захватывающее ум) реализации своих идей-желаний (сверхценных идей). Эти идеи часто расходятся с реальными потребностями организма, тела. Идеализация желаемого. Жесткость территориальных, личностных границ их отстаивание. Самоудаление от социума граничащее с неприятием его (отвращением) и высокомерием. Позиция «я король», «я хозяин своей жизни», «я бог-распорядитель», «я свободен», «никто мне не указ».

Человек шизоидного типа всегда вырван из контекста социальных отношений. Данная личность испытывает большие трудности в выражении любых своих эмоций, либо делает это в очень ограниченном диапазоне. Особенно явно это проявляется при общении с другими людьми. У некоторых людей с этим расстройством психики также наблюдаются когнитивные нарушения (их мышление разорвано, то есть скачит от одной темы к другой), искажения восприятия, а также ярко выраженная оригинальность поведения в повседневной жизни (так называемый шизоидно-истероидный тип личности).

Человек с шизоидным расстройством не желает близости с другими людьми. Он стремится избегать любых тесных отношений, обычно не способен испытывать любовь. Шизоидная личность предпочитает проводить время наедине со своими мыслями, а не общаться с окружающими или находиться в группе людей. В обычных условиях человек с шизоидным типом личности воспринимается как типичный «одиночка».

Помимо этого, шизоидная личность испытывает особые трудности выражения своего гнева, даже в ответ на прямые провокации. Это формирует у окружающих ошибочное мнение, что такие люди холодны и бесчувственны. Часто их жизнь кажется посторонним бесцельным существованием. Обычно шизоидная личность преследует специфические жизненные цели, непонятные другим людям. Такие люди часто пассивно реагируют на неблагоприятные ситуации, им сложно давать адекватную оценку и определять значимость важнейших событий в их жизни.

Недостаточные социальные навыки и отсутствие стремления к сексуальным переживаниям приводят к тому, что люди с этим расстройством имеют очень мало друзей и редко вступают в брак. Им очень тяжело работать по найму или заниматься интенсивной работой, особенно если их трудовая деятельность предполагает постоянное межличностное взаимодействие. Зато шизоидная личность великолепно проявляет себя в условиях социальной изоляции и там, где требуется недюжинный интеллект. Примеры многих известных учёных, таких как Альберт Эйнштейн или Исаак Ньютон, наглядно убеждают нас в этом.

Шизоидный психотип формируется на основе эксцентричной модели внутреннего опыта и поведения, идущей вразрез с культурными нормами человечества.Как правило, признаки эксцентричного поведения наблюдаются у таких людей в двух или более из следующих областей: познание, управление людьми, межличностное взаимодействие, управление своими эмоциями. Их картина мира является недостаточно гибкой, а шизоидные черты характера проявляются в широком диапазоне личных и социальных ситуаций.

Шизоидная личность стабильна в своих проявлениях на протяжении всей жизни, а первые признаки шизоидного личностного расстройства обычно проявляются ещё в подростковом возрасте или юности. Шизоидный тип характера больше распространён среди мужчин, чем у женщин. Его распространённость в общей популяции крайне мала и составляет от 3,1 до 4,9 процентов.

Причины возникновения шизоидного расстройства

Исследователи до сих пор достоверно не знают, что вызывает шизоидное личностное расстройство. Разные теории называют различные причины развития шизоидной личности.

Личность человека представляет собой сочетание мыслей, эмоций и поведения, что делает каждого человека уникальным. Эти особенности проявляются в нашем отношении к внешнему миру, а также в том, какими мы видим себя. Любая личность формируется в детстве вследствие взаимодействия наследственности и факторов окружающей среды.

При нормальном личностном развитии дети со временем учатся точно интерпретировать социальные требования и реагировать на них соответствующим образом. Что идёт не так у детей шизоидного типа, точно не известно, но вполне возможно, что какие-то факторы вызывают определённые проблемы личностного формирования. Особенности функционирования мозга и генетика также играют важную роль.

Большинство специалистов придерживается биопсихосоциальной модели причинно-следственной связи. По их мнению, причинами, благодаря которым у человека формируется шизоидная личность, является сочетание таких факторов: биологических, генетических, социальных (например, взаимодействие ребёнка с семьей и другими детьми) и психологических (характер и темперамент, навыки противостояния стрессовым ситуациям). Это говорит о том, что ни один фактор нельзя считать ведущим – формирование того или иного личностного типа является очень сложным процессом, на который влияют все вышеперечисленные факторы. Однако исследования показали, что существует повышенный риск передачи этого заболевания от родителей к детям.

Кто же находится в группе риска? Шизоидный личностный тип часто наблюдается у членов одной семьи. Вы можете быть в опасности, если у вас были или есть родственники с шизофренией, шизотипическим расстройством, а также любым другим личностным расстройством.

Детские переживания также играют значительную роль в развитии этого заболевания. Такие факторы включают в себя:

  • эмоциональное и физическое насилие;
  • пренебрежение;
  • психологические травмы или постоянный стресс;
  • эмоциональную холодность родителей.

Симптомы

Шизоидное расстройство личности характеризуется дистанцированием в социальных отношениях и ограниченным диапазоном выражения эмоций в межличностных контактах. Такие черты личности проявляются, начиная уже с ранней молодости, и присутствуют в различных вариациях. Обычно шизоидный личностный тип включает в себя четыре (или более) следующих признака:

Поскольку это личностное расстройство опирается на устойчивые модели поведения, наиболее часто оно диагностируется в зрелом возрасте. Его довольно сложно диагностировать в детстве или в подростковом возрасте, потому что ребёнок или подросток постоянно развиваются. Если всё же это происходит, вышеперечисленные симптомы должны наблюдаться у ребёнка на протяжении как минимум одного года.

Тем не менее, такие ранние симптомы шизоидного расстройства личности, как повышенный интерес к индивидуальной деятельности или высокий уровень социальной тревожности, в подростковом возрасте уже хорошо заметны. Ребёнок может быть школьным изгоем, или отставать по своему социальному развитию от своих сверстников, из-за чего он часто становится предметом издевательств или насмешек.

Как при большинстве других личностных расстройств, проявления шизоидного типа личности с возрастом становятся более интенсивными, поэтому наиболее ярко симптомы этого расстройства психики проявляются в возрасте 40-50 лет.

Гармоничные черты шизоидной личности

  1. Устойчивые предпочтения (я это выбрал есть, делать, пр.).
  2. Уважение чужих границ.
  3. Интеллигентность (уважение к себе и собеседнику).
  4. Аристократичность (избранный круг, высокие правила).
  5. Хорошие хозяева большого дома, хозяйства, управленцы.
  6. Честолюбивы (быть лучшим, выделяться), тщеславны.
  7. Клановость (мой клан, моя семья, мой дом).
  8. Умны, начитанны, любознательны.
  9. Богатый внутренний мир идей, фантазий.
  10. Развитость мышления (дотошность, анализ-синтез, индукция-дедукция).
  11. Уважение сложного (сложных задач, структур, идей, пр.).

Дисгармоничные черты шизоидной личности

  1. Защита собственной территории, границ даже тогда, когда это не требуется («не надо на меня давить – я сам знаю что и как делать», «это мой дом – освободите территорию» и пр.)
  2. «Все будет по-моему» (в моем доме, территории, семье) – при жажде личной свободы, отказ в ней своим близким.
  3. Отгораживание себя от социума («мне, по правде, никто не нужен), замкнутость в своем мире идей-желаний.
  4. Другая, часто непонятная другим логика при нежелании быть более понятным другим.
  5. Высокомерие по отношению к другим людям («я самый умный»), снобизм.
  6. Не любят, отказываются помогать людям просто так, от души (только от идеи, выгоды).
  7. Сверхидеализация своих идей-желаний – сложности реализации («это не мой принц, а какой-то пухлый дурак»).
  8. «Цинизм, нигилизм, сарказм, оргазм» - ценности шизоида.

Страх/Дискомфорт у шизоидной личности вызывает

  1. Отсутствие свободы(действий, мышления, идей).
  2. Навязывание чужих идей, советов (я сам знаю, что и как), принуждение (как формы несвободы).
  3. Нарушение личной территории (дома, семьи, личности, сверхценной идеи-желания).
  4. Нереализация главной сверхценной идеи-желания.
  5. Глупости, потеря ума, сумасшествие.
  6. Потеря своего я, своей целостности, своих границ.
  7. Необходимость в социуме (не любят работы связанные с общением).
  8. Чужое влияние на свою судьбу (ненавидят быть пешками).

Профессии, наиболее подходящие шизоидной личности

  1. Аналитики.
  2. Разведчики, контрразведчики.
  3. Ведение своего личного бизнеса.
  4. Философы.
  5. Писатели-фантасты.
  6. Программисты.
  7. Физики, математики.
  8. Банковские работники, экономисты, главбухи, сфера налогообложения (реализация сложных задач).
  9. Ученые-теоретики (новое виденье, сложные идеи, непонятные).
  10. Режиссеры, художники, изобретатели (неординарные).

Лечение

В общем-то лечить тут нечего. Это подтип личности, а не психопатия. Примите себя такими, какие вы есть. В конце-концов что было бы, если бы Энштейн и Ньютон вместо науки занялись бы самолечением? Правильно. Ничего хорошего бы не получилось. Да, шизоидная личность очень сильно подвержена депрессиям, но тут надо учиться выходить из депрессии. Вот и все. Чтобы окончательно понять, что вы не нуждаетесь в лечении — посмотрите видео:

  • Категория:
  • Теги:

Люди, имеющие шизоидный тип характера, всегда значительно отличаются от окружающих, и имеют свои особенные признаки, которые проявляются во многих жизненных направлениях. Эти чудачества видны в стиле одежды, манере общения, своеобразной походке. Для людей, имеющих шизоидный тип личности, реальность не представляет собой основу восприятия мира. Являясь флегматиком, человек в основном двигается машинально, иногда вычурно, припрыгивая или шаркая. В этом случае совершенно очевидно, что его внутренние установки не находятся в гармонии с требованиями, предъявляемыми внешним миром.

Для шизоидного типа личности характерно фрагментное понимание реальности, притом, что различным мелочам придается непомерно большое значение, и в то же время, ключевые факты определенных ситуаций абсолютно не принимаются во внимание, и расцениваются, как второстепенные. Такие люди стараются заметить особый смысл в тех вещах и событиях, на которые большинство окружающих не обращают внимания. Еще одной чертой шизоидного типа является замкнутость. Она выражается в том, что очень часто просто невозможно узнать, какие эмоции овладевают человеком, так как шизоидная личность может выглядеть совершенно спокойно в сложной ситуации, и внутренние чувства никак не проявляются, лицо человека остается бесстрастным.

В основе деятельности индивидуума с шизоидным типом характера всегда стоят свои собственные интересы, и это является серьезным препятствием для различных социальных контактов. Общаясь с собеседником, человек с шизоидным типом личности нередко ведет себя бестактно, не принимая во внимание мнение других. Новые знакомства всегда воспринимаются чрезмерно подозрительно, а если речь идет о сопереживании, или сочувствии, то это точно не про него. Для шизоидного типа характерно проявление эгоистичности на постоянной основе. Что касается профессиональной деятельности, то обычно такие люди преуспевают в узкой специализации. Например, ученый может всю свою жизнь посвятить одному проекту, медик упорно продвигает лично разработанную методику, даже если она не признана официально.

Человеку с шизоидным типом личности свойственно отстаивать новые научные идеи, в любом направлении создавать свой стиль. Известно, что большинство коллекционеров имеют именно шизоидный тип характера, в связи с этим, они всегда одержимы своим хобби. На работе таких людей ценят за их ненавязчивое и тактичное поведение, обязательное отношение к своим обязанностям. Нередко руководство их ставит в пример, оценивая деловую хватку, лишенную эмоций. Круг друзей людей с шизоидным типом является довольно стабильным, с близкими друзьями они поддерживают общение всю жизнь. Но, установить неформальные отношения с коллегами на новом месте работы им довольно трудно. Чем больше окружающие проявляют настойчивость, тем глубже происходит замыкание в себе.

Шизоиды являются очень независимыми личностями, и это качество заставляет их самостоятельно изучать любой проект. То есть, такой сотрудник всего достигает сам, хотя в некоторых случаях можно было бы просто спросить. В связи с этим со временем его квалификация улучшается. В данном случае, особенно важно, чтобы шизоид принимал во внимание мнение других специалистов. Если этого достичь, то команда будет работать очень производительно.

У людей с шизоидным типом личности особенности характера проявляются уже в детстве, в трехлетнем или четырехлетнем возрасте. Такие малыши любят посвящать свое время уединенным и тихим занятиям, активное общение со сверстниками им не интересно. Также, у детей с шизоидным типом характера не наблюдается особой привязанности к близким людям, в том числе, и к членам семьи. Если у ребенка формируется шизоидная психопатия, то он рано начинает интересоваться сложными проблемами из области философии. В школьный период шизоиды проявляют логическое мышление, иногда у таких детей проявляются неординарные способности к математике. В то же время, в обыденной жизни у них возникает немало проблем, так как им трудно приспособиться к быту.

Одной из важнейших особенностей при шизоидном типе характера является развитие у человека шизоидной психопатии. Она может возникнуть в том случае, если определенные признаки шизоидности становятся крайне выражены. К тому же, в этом случае человек теряет способность адаптироваться социально. Если возникшая шизоидная психопатия является умеренной, то человек, даже имея полную социальную неприспособленность, нередко достигает значительных результатов в области искусства, науки. В случае, если развилась тяжелая форма данного нарушения, то она характеризуется желанием полностью оградиться от общения с окружающими, и остаться в одиночестве.

Каждому пациенту, который признает, что его характер действительно близок к шизоидному типу поведения, специалисты рекомендуют обратить внимание на манеру общения с родственниками, близкими людьми. Первая рекомендация – это научиться проявлению положительных эмоций. Следует осознавать особую грань, за которой даже приличные черты личности, усиленные многократно, воспринимаются как негативные. Например, если обычную сдержанность люди воспринимают, как хорошие черты, то в излишнем ее проявлении уже возникает отрешенность и замкнутость. Наличие любой активной позиции у человека признается, как важное качество, но особую ценность в современном мире представляют собой коммуникативные навыки.

Рождаясь в этом мире, мы повинуемся могущественным импульсам: наша Земля вращается вокруг Солнца - центрального тела Солнечной системы и одновременно Земля вращается вокруг своей оси, что называется ее собственным вращением. Т.е. существует два взаимоисключающих и одновременно взаимодополняющих импульса: сила тяжести и центробежная сила.

Сила тяжести поддерживает целостность мира , стремясь вовнутрь , к его собственному центру, и удерживая его от распада. Центробежная сила направлена наружу, т.е. побуждает к расширению и непрерывному движению вперед . Эти силы, также оказывают влияние и на человека, как жителя Земли и частички Солнечной системы. Сила тяжести на психическом уровне соответствует нашему стремлению к постоянству и устойчивости , чувству стабильности. А центробежная сила постоянно заставляет нас двигаться вперед , к изменениям и переменам, новым открытиям и достижениям, расставаться с достигнутым, чтобы пережить неизведанное.

Т.е. мы в равной степени стремимся к стабильности и к изменениям, под влиянием двух сил - силы тяжести и центробежной силы . В связи с этим мы постоянно вынуждены преодолевать страх как перед неизбежными изменениями, страх нового, так и перед неизбежной необходимостью, стабильностью.

Итак, можно выделить четыре основные формы страха и четыре психотипа , у которых преобладает один из четырех импульсов в жизненных переживаниях:

1. Шизоид - страх перед самоотвержением, утратой собственного Я, страх перед зависимостью от другого. Реакция на страх - стремление к самосохранению и обособленности.

2.Депрессивный - страх перед самостановлением (стагнацией Я), переживаемый как беззащитность и изоляция. Реакция на страх - самоотдача и принадлежность к миру.

Т.е. шизоиды и депрессивные испытывают полярный страх.

3.Компульсивный - страх перед изменениями, переживаемый как ощущение изменчивости и неуверенности. Реакция на страх - стремление к постоянству и безопасности.

4.Истероид - страх перед необходимостью, стабильностью, переживаемый как ощущение несвободы, ограничений. Реакция на страх - стремление к постоянным изменениям, новому, риск.

Компульсивные и истероиды испытывают полярный страх.

Жизненный порядок возможен только тогда, когда наступает равновесие между этими противоположными импульсами. Такое равновесие, безусловно, не является статичным.

Все переживаемые нами страхи и степень их выраженности зависят от нашей предрасположенности, наследственности, окружающих условий, биографии, нашей личной истории, с другой стороны, истоки некоторых страхов скрыты от нас.

1. ШИЗОИД

«Как остаться собой среди множества, среди толпы, которая кишит вокруг».

К шизоидам относят личностей, которые испытывают страх перед самоотдачей, страх потери себя, из-за чего постоянно усиливают свою самостоятельность, стремятся сохранить свою независимость и автономность. Не нуждаться ни в чьей помощи, не быть никому обязанным имеет для него решающее значение. Поэтому он дистанцируется от других людей, а нарушение дистанции воспринимает как угрозу его личному пространству и нарушению его целостности. Так развивается у шизоидов типичный страх - страх перед близостью в отношениях.

Им нравится принимать незамеченными участие в жизни. Они часто кажутся странными, обособленными, непредсказуемыми. С ними можно быть давно знакомыми, но не знать их совсем. Они могут испытывать симпатию, нежность к другому, но эти чувства быстро сменяются тревогой, страхом перед другим человеком, иногда переходящим в агрессию. Из-за этого они могут внезапно прекратить даже уже ставшие близкими отношения или сильно увеличить дистанцию.

Чем больше у шизоидов с возрастом усиливается страх перед другими людьми (при непроработке), тем больше недоверия и тем сложнее ему устанавливать контакты с другими людьми. Шизоиды стремятся к точным знаниям, которые становятся гарантией их безопасности . Очень часто у них выдающийся интеллект, близкийк гениальному, при очень скудной эмоциональной жизни. Среди них часто встречаются представители точных и естественных наук - астрономы, физики, математики, инженеры и т.д. Часто они уходят от людей к животным, растениям, минералам и исследуют мир с помощью приборов. В политике они становятся революционерами и анархистами, экстремистами и радикалами или остаются абсолютно равнодушными к политическим играм. Их интересы чаще лежат за пределами профессии и устремлены на различные увлечения и хобби. Они охотно избирают профессии, которые связаны с уединением и требуют минимума межчеловеческих контактов.

Они способны к очень тонким чувствам и питают глубокую антипатию к банальности и пошлости. Их отношение к религии чаще всего носит скептический, циничный характер. Они охотно лишают очарования и разоблачают все, что имеет ореол таинственности, стараясь объяснить все с научной точки зрения. Они предпочитают не верить, чтобы не очаровываться и тайно ждут доказательств, которые могли бы их разубедить. Шизоиды с тяжелыми личностными расстройствами не способны к переживаниям любви и веры и склонны к атеизму.

Любовь они часто рассматривают как угрозу своей независимости. Нежность, сентиментальное выражение чувств чуждо шизоиду, ему не хватает чуткости и сопереживания. Возникает конфликт между нарастающим сексуальным желанием и страхом близости. Чаще всего они разрешают его следующим образом - расщепляют эмоции и выделяют сексуальное влечение в чистом виде, т.е. ищут сексуальную связь без любовного антуража. Часто для шизоида партнер является лишь сексуальным объектом , средством для достижения полового удовлетворения, все остальное ему не интересно. При таком подходе, без эмоциональной привязанности, партнер легко заменяется, особенно, если начинает вторжение в личное пространство шизоида.

Единственный, к кому шизоид прислушивается и кому доверяет - это он сам . Свою любовь к другому он ощущает как принудительную связь и ищет способ прекратить ее, тогда как партнер ищет в отношениях близость и теплоту. Часто они предпочитают знакомство на расстоянии , что позволяет им сохранять целостность личного пространства и собственного Я.

Его глубокие сомнения в своей способности любить переносятся на партнера. Любовные привычки и склонности партнера отклоняются, ими пренебрегают, подвергают сомнению и сами чувства партнера. Трудно поверить и почувствовать то, на что сам не способен. Часто шизоид своим цинизмом разрушает все нежные порывы партнера , не отказываясь от связи с ним. С их точки зрения влюбленность в них партнера объясняется лишь в последнюю очередь их душевными качествами, а в первую - их поведением и внешностью. Это отражается в склонности к иронии и насмешкам. В связи с трудностями, которые возникают в чувственных отношениях, шизоиды часто остаются одинокими.

Иногда подавленная способность к любви и самоотдаче прорывается в экстремальных формах ревности . Шизоид чувствует, как мало любви он отдает партнеру, как мала его способность к любви, он предполагает, что партнер вряд ли останетсяс ним и предполагает наличие соперника. Для него не исключена возможность любить и быть любимым, но он не может дать объективную оценку любви и любовным отношениям и ему очень трудно начать доверять партнеру. На это обычно требуется долгое время и максимум терпения и деликатности со стороны партнера. Уход партнера для него менее болезнен, чем попытка проявлять о нем заботу и отдавать ему свое внимание.

Требуя для себя безграничной свободы, они лишь теоретически допускают ее для партнеров , в реальности далеко не всегда позволяют это. Нередко шизоидов пугает легализация даже длительной связи, для них характерны связи без регистрации, которые позволяют сохранять иллюзию свободы и целостности.

Сильные шизоидные личности, живущие по своим собственным законам в гордом одиночестве, сами оценивают свои возможности и грозящие им опасности, скептически относятся к этике, морали и общечеловеческим ценностям.Иногда у них наблюдается исключительная привязанность к животным или к неживой природе.

Шизоиды необычайно чувствительны ко всему, что угрожает их свободе и независимости, к любым ограничениям, скупы на сентиментальные проявления и благодарны партнеру, если он скромно и ненавязчиво дает им приют и защищенность. Если партнер это поймет, то без лишнего проявления чувств, просто предоставит шизоиду все, что может ему дать.

Ранние шизоидные проявления встречаются у нежеланных детей, у детей, разлученных с родителями или рано лишившихся матери, у детей равнодушных или незрелых матерей, у детей из "золотой клетки", у детей, не получивших в раннем возрасте достаточно тепла и заботы, любви и нежности, внимания и понимания матери. Их эмоциональные проявления высмеивали, вызывая чувство неуверенности и беззащитности. Маленький ребенок нуждается в стабильности окружающей среды. Постепенный рост доверия ребенка к миру зависит от доверия к нему окружающих, т.е. доверие есть база для развития доверчивости, способности к близости и чувству собственной безопасности. Если же в раннем детстве он не находит поддержки и доверия в окружающем мире, то ухватывается за самого себя, ища поддержку внутри себя, что впоследствии приводит к эгоцентризму.

В пожилом возрасте шизоиды становятся все более одинокими и странными. Шизоиды меньше, чем другие, боятся смерти. Позитивной стороной шизоидов является, прежде всего, их суверенность и независимость, мужественность в отстаивании своей автономии. Им свойственна острая наблюдательность, холодная деловитость и неподкупный взгляд на действительность. Они верят в свои силы и способности, живут без иллюзий.

За этим отрицанием, цинизмом и попыткой укрыться от страха у шизоидов может скрываться глубокое стремление к близости, доверию, любви и взаимности. И если они смогут преодолеть свой страх, то смогут достичь высшей степени человечности. Для шизоидов очень важно развивать интеграцию с миром и установление межчеловеческих контактов.

Каждому из 4 типов свойственно устанавливать связи с противоположным, для шизоида это депрессивный тип.

В этом проявляется подсознательное стремление к компенсации, проработке своего страха и освобождению от болезненной односторонности . Таким образом, шизоид познает, что симпатию и связь, близкие отношения можно переживать не только в страхе нарушения собственных границ и угрозы потери собственного Я, как бремя или опасность, но и как Любовь, созидание, совместное развитие, взаимное духовное обогащение, раскрытие потенциала, совместное творчество и расширение границ личности с помощью партнера. Работая со своим страхом, у шизоида есть все шансы познать настоящее счастье от близости без чувства страха, от наслаждения близостью и разделить свои глубокие чувства с партнером.

Анна Саммер

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари