Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Откуда евреи в польше. Польские евреи глазами Альтера Кацизне

Е врейские организации Польши обнародовали в минувший понедельник открытое письмо, в котором выражают возмущение всплеском нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма, охвативших их страну после принятия «закона о Холокосте», вызвавшего международный скандал.

Об этом пишет во вторник, 20 февраля, сайт газеты The Jerusalem Post .

В этом послании, выложенном на сайте «Союза еврейских общин Польши» и подписанном десятками польских евреев, говорится, что пропаганда ненависти вышла за пределы интернета и охватила общественную сферу.

«Мы уже не удивляемся, когда члены местных советов, парламентов и государственные чиновники вводят антисемитизм в общественный дискурс. Количество угроз и оскорблений в адрес на еврейской общины Польши, растет» , – приводит издание выдержки из этого письма.

Авторы послания выражают признательность президенту Анджею Дуде, премьер-министру Матеушу Моравецкому и лидеру партии «Право и справедливость» Ярославу Качиньскому за осуждение антисемитизма, подчеркивая однако, что эти слова падают в пустоту и не окажут никакого влияния без решительных действий.

«Накануне пятидесятой годовщины антисемитской кампании 1968 года и спустя 75 лет после восстания в Варшавском гетто польские евреи вновь чувствуют себя в этой стране незащищенными» , – говорится в письме.

Напомним, 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал скандальный «закон о Холокосте», вводящий уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинских националистов, отрицание Волынской резни и утверждения о пособничестве поляков нацистам в годы Второй мировой войны.

Речь идет о поправках к закону об Институте национальной памяти, утвержденным Сенатом Польши 1 февраля, согласно которым, в частности, человек, публично обвиняющий Польшу в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности, может быть приговорен к тюремному заключению сроком на три года.

Закон запрещает использовать словосочетание «польский лагерь смерти» при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытаются «сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений».

Подписывайтесь:

Этот закон вызвал неоднозначную реакцию в Израиле. В течение нескольких дней, предшествовавших утверждению закона Сенатом Польши, его содержание вызвало гневную реакцию со стороны многих израильских политиков, включая премьер-министра и президента страны.

Еврейские организации в Польше заявили, что принятие в стране спорного закона о Холокосте привело к «растущей волне нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма», в результате чего многие польские евреи не чувствуют себя в безопасности.

Музей истории польских евреев в Варшаве.
Фото: Depositphotos

Открытое письмо на сайте Союза еврейских общин Польши, подписанное несколькими организациями, гласит, что угрозы для еврейской общины возросли после того, как парламент принял закон, запрещающий обвинять поляков в соучастии в преступлениях, совершенных нацистской Германией, в том числе и в Холокосте, пишет CNN .

Закон также в отношении Освенцима и других лагерей, которые были расположены на территории оккупированной нацистами Польши. Нарушение этого запрета грозит тюремным заключением на срок до трех лет.

«Нынешняя волна антисемитизма возникла в ответ на поправку к Закону об Институте национальной памяти. Мы считаем, что этот закон составлен плохо и наносит ущерб открытому обсуждению истории. Если правительство Польши считает, что даже единичные упоминания о «польских лагерях смерти» должны быть криминализированы, то непременно следует ввести настолько же серьезную ответственность за нетерпимость и антисемитизм, растущие в нашей стране. Наше правительство обладает правовыми инструментами борьбы с ненавистью, но не имеет политической воли к этому. Мы призываем наших политиков изменить курс», — говорится в открытом письме.

Президент Польши Анджей Дуда подписал закон в начале февраля, теперь документ должен рассмотреть Конституционный трибунал страны.

Принятие такого закона вызвало осуждение со стороны еврейских организаций Израиля, США и Франции.

Напряженность усугубилась 17 февраля, когда премьер-министр Польши Матеуш Моравецки на конференции по безопасности в Германии заявил, что евреи были среди лиц, совершивших Холокост, чем вызвал волну негодования.

Представитель польского правительства стремился к ясности замечаний. При этом Моравецки подчеркнул, что Польша «не намерена отрицать Холокост или обвинять еврейских жертв Холокоста в геноциде, совершенном нацистской Германией».

Комментарии польского премьера вызвали осуждение в Израиле, премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху позвонил своему польскому коллеге, чтобы выразить свое негодование.

Слова Моравецки также расстроили многих евреев в Польше, где около 10% из 3,5 миллионов ныне живущих в Польше евреев пережили Холокост.

Многие из тех, кто выжил, и члены их семей были затем депортированы в 1968 году в разгар кампании «антисионистов», в ходе которой коммунистическое правительство обвиняло еврейскую общину в экономических проблемах. Многие потеряли работу, подверглись нападениям в прессе и потеряли свое гражданство и право вернуться в Польшу.

Только в 1989 году после падения коммунизма в стране польским евреям было разрешено вернуться домой.

«Накануне пятидесятилетия антисемитских событий марта 1968 года и 75 лет после восстания в Варшавском гетто польские евреи не чувствуют себя в безопасности в Польше», говорится в открытом письме еврейских групп Польши.

«Существующие угрозы для еврейской общины в Польше отличаются от тех, которые мы переживали в прошлом. В отличие от многих европейских евреев сегодня мы не сталкиваемся с прямыми физическими угрозами. Однако, несмотря на отсутствие физического насилия, наша ситуация далека от нормальный», — отмечается в документе.

Польские евреи подчеркнули, что антисемитизм является «растущей проблемой» в Польше, а правительство отрицает этот факт.

«Мы воспринимаем бездействие властей как молчаливое согласие на ненависть к еврейской общине и призываем руководство Польши наказать тех, чьи действия угрожают нашему благополучию. Мы призываем государственные учреждения, полицию, средства массовой информации, школы и представителей польской общественности к борьбе с антисемитизмом, и мы очень хотим сотрудничать с ними в этой важной миссии», — говорится в документе.

Главный раввин Польши Михаэль Шудрич заявил, что последствия нового закона настолько жестоки, что многие члены еврейской общины задались вопросом, хочет ли Польша видеть их членами своего общества.

Шудрич сказал, что открытое письмо было не политическим шагом, а желанием показать, как чувствуют себя польские евреи.

Напомним, в начале февраля Сенат Польши , вводящий уголовное наказание за упоминание, что нацистские концентрационные лагеря были польскими. Также запрещено утверждать, что Польша несет ответственность за преступления нацистов.

Сегодня очень тяжело писать об истории нашего народа в Польше: в этой стране нет больше некогда процветавшей общины Израиля

В конце средних веков десятки тысяч гонимых евреев пришли из Германии в другую страну рассеяния — Польшу. Название страны, «Полин», они поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин — «переночуй», решив, что «здесь» будет отдых и покой на всю оставшуюся ночь изгнания… пока Страж не провозгласит, что наступило «утро». Они надеялись дожить и увидеть утренний свет, но пришла тьма и поглотила всех. Да будет отомщена их кровь!

Были у нас в Польше тяжелые времена, были и светлые. Не из добрых чувств руководители страны приняли нас, а в ожидании выгод, которые могли принести ей евреи своими талантами и деньгами. И когда они считали, что с нас получить нечего, хладнокровно выдавали нас нашим врагам. «Под тремя дрожит земля: … и под ногами раба, ставшего королем…». Через сто лет угнетения польский народ наконец-то получил свободу и начал было править на своей земле, но пришла беда, и он стал подручным палачей.

Оплакивая евреев, которые, погибнув, даже не удостоились могилы, мы вновь и вновь спрашиваем: почему наш народ страдает более всех других народов? Впору отчаяться, но «нет места отчаянию в мире». Не поворачивается язык обвинить погибших праведников, но невозможно и оспаривать справедливость Творца. «Грех Иудеи записан железным пером. Мы грешили и гневили — Ты не простил». Получив позволение, не разбирает губитель, и первыми платят по счету праведники. Были ли безгрешны евреи в другие периоды истории? Конечно, нет. Но есть эпохи, когда многократно увеличивался грех. Мы грешили теми же грехами, из-за которых был разрушен Храм, теми, из-за которых были мы изгнаны из Земли нашей. Мы помним трагедии, которые пережил наш народ на протяжении всей своей истории. Трудно поверить, будто такова цепь случайностей, поэтому нам остается только верить в правоту Всевышнего! Вслед за пророком мы повторяем: «Возврати нас к Себе, и мы вернемся. Восстанови нам прежние дни» (Эйха 5:21).

Убежище на поколения

Время начала еврейского поселения в Польше нам неизвестно. Эту страну Б-жественное Провидение избрало нам пристанищем на многие поколения, и здесь произошел духовный расцвет еврейского народа. Общественно-политическое устройство Польши облегчало проблемы эмиграции. Дворянское меньшинство владело почти всей землей аграрной страны. Основную массу населения составляло крепостное крестьянство. Немногочисленный средний класс страны представляли в основном немцы — потенциальные союзники Германии, которая непрерывно стремилась на Восток и мечтала захватить польские земли. Польские власти с радостью приняли евреев — купцов и ремесленников, бежавших от преследований в Германии, в чьей преданности стране, давшей им приют, не было никаких сомнений.

В Польше евреи основали свою общину и жили по законам Торы. Они рассматривали работу как средство добывания пропитания. Целью же жизни считали изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Многие проводили годы своей юности в домах учений и ешивах.

В 5024 (1264) году граф Болеслав из Калиша пожаловал евреям особый статус. Теперь евреи подчинялись непосредственно графу и не зависели от городского самоуправления и местных дворян. Под страхом телесного наказания запрещалось причинять вред евреям и их имуществу. Было категорически запрещено возводить на евреев обвинение в ритуальном убийстве. Шляхта и католическое духовенство были недовольны этим указом и пытались уклониться от его выполнения. При слабых правителях они неоднократно натравливали чернь на евреев. Все же положение в Польше было много лучше, чем в Германии.

После погромов, прокатившихся по всей Германии во время эпидемии черной оспы (5108/1348), польский король Казимир III (5093—5130/1333—1370) принял в Польше тысячи евреев. Эпидемия не дошла до Польши, но и в этой стране нашлись подстрекатели, призывавшие отомстить евреям за то, что они, якобы, отравляют колодцы. Король Казимир III сумел защитить евреев, утвердив грамоту Болеслава. И хотя погромы случались и в годы его правления, все же его царствование было периодом расцвета польской общины. При следующих правителях положение общины ухудшилось, в частности, под влиянием торговцев-католиков, жаждавших уничтожения конкурентов.

Положение евреев в Литве было много лучше. Идолопоклонники-литовцы еще не научились антисемитизму у католических священников. Впрочем, когда князь литовский Ягело крестился и, женившись на польской принцессе Ядвиге, объединил обе страны, положение литовской общины не ухудшилось.

Еврейская автономия в Польше

Спокойным временем для польских евреев был период, когда на польский престол взошел литовский князь Казимир IV (5207/1447). Он вывел евреев из-под юрисдикции католического суда и пожаловал им внутреннюю автономию. Отныне спор между евреем и христианином подлежал только прямому суду короля. Чтобы прекратить кровавые обвинения, Казимир IV постановил принимать такого рода дела к рассмотрению только по показанию четырех свидетелей. И когда монах-фанатик Капистрано потребовал от короля Казимира отменить права евреев, король отказал ему в этом.

Антисемиты не могли спокойно смотреть на счастливую еврейскую жизнь и пытались использовать любой предлог, чтобы ухудшить положение евреев. Когда в 5214 (1454) году король потерпел поражение в войне с немецкими рыцарями, священники немедленно начали подстрекать народ, утверждая, что поражение в войне последовало в наказание королю: в нарушение законов церкви слишком хорошо относится к евреям. Мелкие шляхтичи усмотрели в этом возможность не возвращать долги и потребовали отменить или ограничить пожалованные евреям права. Королю пришлось уступить. Но после его победы в войне и подписания мира в Торино (5226/1466) положение евреев опять улучшилось.

В дни правления Казимира IV в страну хлынули тысячи беженцев из Германии. Благодаря их деятельности экономика страны сильно упрочилась. Польза еврейского присутствия была очевидна всем. Король передал евреям на откуп сбор податей, ежегодно пополнявших казну громадными суммами. Положение королевских сборщиков налогов в ряде случаев давало евреям преимущество перед христианами, но с другой стороны в глазах народа евреи превратились в ненавистных обирателей. После того как Римский папа объявил крестовый поход против турок, толпа будущих крестоносцев напала на общину города Кракова и убила тридцать евреев. Король негодовал. Он наложил на город штраф и потребовал гарантий, что такое больше не повторится. После смерти короля Казимира (5252/1492) один из его сыновей, Ян, унаследовал польскую корону, а другой, Александр, — литовскую. В Польше право суда над евреями было передано из королевского суда в церковный. В 5255 (1495) году евреи были изгнаны из Литвы. Все же, когда умер польский король и принц Александр вновь объединил две страны, он позволил евреям селиться в Литве и вернул им их имущество. В Польше права евреев были тоже практически восстановлены.

Гонители и покровители

Король Сигизмунд 1 (5266—5308/1506—1548), высоко ценя приносимую евреями пользу, поощрял иммиграцию в страну евреев из Германии и Чехии и защищал их от священников и мелкой шляхты. Крупные землевладельцы разделяли взгляды короля на еврейский вопрос, и, когда шляхта ограничила права евреев, они во главе с королем пригласили беженцев поселиться на своих землях.

Сигизмунд II (5308—5332/1548—1572) официально восстановил грамоту короля Казимира IV. Его личным врачом был еврей р. Йеуда Ашкенази, тот самый, который затем, переехав в Турцию, стал видным дипломатом. Чтобы евреи могли принимать участие в ярмарках, король перенес в своих владениях рыночный день с субботы на другой день недели. Сигизмунд II расширил права общин и разрешил им самостоятельно собирать специальный еврейский налог, который евреи платили вместо службы в армии. Он также повелел, чтобы одним из судей в деле между христианином и евреем был глава еврейской общины. Но когда началась борьба между лютеранской и католической церквями за религиозное будущее Польши, первыми пострадали, конечно, евреи. Так как король отказался преследовать и лютеран, и евреев, католики прибегли к классическому обвинению, безотказно распалявшему чернь во все времена: евреев обвинили в надругательстве над святыми дарами (на сей раз в том, что евреи, якобы, выносят освященный хлеб из церкви и протыкают его). По этому обвинению в городе Холеме были арестованы четыре еврея и девочка-христианка. Под пыткой несчастные признались в справедливости обвинения и были осуждены на смерть. Король отказался утвердить приговор, но городской голова быстро привел приговор в исполнение, не считаясь с мнением монарха. Одному из осужденных удалось бежать, остальные перед казнью отказались от вырванных у них под пыткой признаний и погибли смертью праведников. Чтобы такое не повторялось, король повелел впредь все дела по обвинению в ритуальном убийстве и осквернении святых даров слушать только в королевском присутствии. Король Стефан Баторий, правивший после Сигизмунда II, продолжал защищать евреев. Он приказал казнить за ложный донос той же казнью, какая предназначалась для обвиняемых.

Новые беды

Польский престол не передавался по наследству. После смерти короля собирался дворянский сейм, избиравший главу страны. Это давало известное преимущество мелкой шляхте и князьям церкви, перед которыми заискивали кандидаты на престол. После избрания зависимость короля от шляхты продолжалась. После смерти Стефана Батория на польском престоле один за другим сменялись слабые короли. Наступил период шляхетской вольницы.

То была эпоха религиозной вражды и нетерпимости, когда две христианские церкви боролись за обладание Европой. Религиозная нетерпимость между христианами только подогревала ненависть к евреям. Городские управы ограничивали их права на торговлю и вместе со священниками подстрекали толпу устраивать погромы: евреев убивали, а их имущество грабили. Кровавый навет, обвинение в осквернении святых даров, — все было пущено в ход. Слабые короли ничего не могли поделать — они слишком нуждались в покровительстве католической церкви. Только крупные землевладельцы понимали, что евреи могут быть полезны и не давали их в обиду. В результате общины, находившиеся в королевских владениях, распадались, и евреи переселялись из них на земли крупных графов. Многие, бежав на Украину, которая в то время принадлежала Польше, стали управляющими имении польских панов и благоденствовали до страшного кризиса, разразившегося в 5408 (1648) году.

Публикуется с разрешения издательства Швут Ами

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

К XVI столетию в центральной и восточной Европе складывается отдельный еврейский субэтнос – ашкенази, значительная часть которого проживала на территории Речи Посполитой. Здесь в отличие от соседней Германии евреи не были стеснены большим количеством законов, ограничивавших сферы их профессиональной деятельности, что обеспечивало постоянный приток представителей иудейской веры в польские и литовские земли. В XVI столетии из 11-миллионного населения Речи Посполитой примерно 800 тысяч были евреями.

Свобода, в которой оказались евреи, беспокоила многих поляков. В частности, в 1485 году краковские католики попытались запретить евреям любую деятельность, кроме «закладов за просроченные долги». Однако превратить евреев исключительно в ростовщиков им не удалось. В 1521 году уже главы львовского магистрата жаловались в Познань:

«Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся купечеством сограждан почти всех источников пропитания. Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Однако и в этом случае никакой реакции не последовало. Король не желал терять в лице польского еврейства мощный торгово-экономический пласт, который обеспечивал в том числе и финансовую стабильность государства.

Тем не менее, евреи постепенно сосредотачивали свою деятельность в нише, в которой их не могли побеспокоить представители других национальностей и вероисповеданий – это посреднические функции между горожанами и крестьянами. Суть деятельности такова: сначала еврей-посредник скупал у крестьян сырье и перепродавал его в город, затем закупал у горожан готовую продукцию и снова перепродавал ее уже в село.

Занять такую нишу не евреям было тяжело: нужно было много и упорно работать, лавировать и приспосабливаться, чтобы стать полезным одновременно горожанину и крестьянину. «Навар» от такой деятельности был небольшой: чуть завысь тариф, и крестьянин с горожанином стали бы договариваться напрямую.

Ближе к концу XVI столетия евреи постепенно выходят из-под влияния короля и попадают в сферу интересов магнатов. Евреи превращаются в пусть и зависимое, но вполне обособленное феодальное сословие. Они строят корчмы и кабаки, дороги и гостиницы, мастерские и заводы, тем самым участвуя в создании транспортной и хозяйственной инфраструктуры Королевства. С евреями в Речи Посполитой считаются, но главное – в них нуждаются.

Краткая история евреев Дубнов Семен Маркович

Глава 9 Евреи в Польше и России (XVI–XVIII вв.)

48. «Золотой век»

XVI столетие считается «золотым веком», или временем процветания, евреев в Польше и Литве. После того, как Испания потеряла свое главенство в еврейском мире, Польша приобрела это главенство. Ужасы средних веков загнали сюда из Западной Европы множество евреев, которые заняли важное место в хозяйственной жизни страны. В Польше выше всех стоял класс землевладельцев (шляхта), а ниже всех - класс земледельцев-крестьян; между ними евреи занимали среднее место, как торгово-промышленный класс. С евреями соперничали в городах только польские ремесленные цехи и немецкие купцы.

Польские короли XVI в. покровительствовали евреям. Сигизмунд I (брат и преемник короля Александра, 34) подтвердил льготные для них грамоты прежних королей (1507 г.). Богатые евреи оказывали ему важные услуги в государственном хозяйстве: они брали в откуп сбор казенных налогов и пошлин, ссужали короля деньгами в случае войны, арендовали королевские имения или управляли ими, извлекая из них большие доходы, - словом, обогащали казну. Влиятельным лицом при дворе сделался богатый брестский еврей Михель Иезофович, главный откупщик и сборщик податей в Литве. Сигизмунд I назначил Михеля Иезофовича старшиной над всеми литовскими евреями (1514 г.). Новый старшина получил широкие полномочия: ему предоставлялось право непосредственно сноситься с королем по важнейшим еврейским делам, «судить и рядить своих соплеменников по их собственным законам», взимать с них установленные казенные подати; в качестве помощника при нем должен был состоять раввин, знаток еврейского религиозного права. Это обеспечение законных прав евреев значительно способствовало их благосостоянию. Существовали зажиточные еврейские общины в Бресте, Гродно, Троках, Пиноке и других городах Литвы.

Благосостояние евреев возбуждало зависть их врагов, особенно католического духовенства. В то время в Польше стали распространяться учения западных реформатов, близкие к Библии; было также несколько примеров обращения католиков в иудейство. Краковская мещанка Екатерина Залешовская, уличенная в склонности к иудейству, была сожжена на костре среди краковского рынка, по распоряжению местного епископа (1539 г.). Духовенство возбудило против евреев обвинение в том, что они обращают в свою религию многих католиков, особенно в Литве. Предлагались уже суровые меры против евреев, но справедливый король Сигизмунд I оградил своих еврейских подданных от козней их врагов.

Преемник его, Сигизмунд II Август (1548–1572 гг.), объявил при вступлении на престол, что он будет охранять все гражданские права евреев. Этот король расширил самоуправление еврейских общин. Он предоставил раввинам и старостам право судить непослушных или преступных членов общин по моисеево-талмудическим законам и приговаривать виновных даже к строгим наказаниям. Так возникла организация еврейского общинного управления, которая объединяла членов каждой общины и тем усиливала единство всего народа. В царствование Сигизмунда II католическое духовенство вновь попыталось вызвать гонения на евреев. Пущена была молва, будто одна христианка из Сохачева продала церковное причастие евреям, которые кололи святой хлеб, пока из него не потекла кровь. Мнимые участники преступления были сожжены на костре; но король выразил свое негодование по поводу осуждения невинных людей по суеверному подозрению. Когда духовенство стало распускать слухи об убиении евреями христианских младенцев, в виде пасхальных жертв, король издал указ, коим запрещалось возбуждать подобные нелепые обвинения без предварительного подтверждения факта четырьмя свидетелями-христианами и тремя евреями (1566 г.). Преемник Сигизмунда II, Стефан Баторий, также объявил упомянутые обвинения «клеветой», придумываемою с целью преследовать и грабить евреев. Он ревностно охранял прежние гражданские права евреев и прибавил от себя несколько новых льгот (1580 г.).

В это время в Польше прочно утвердился и приобрел власть монашеский орден иезуитов, поставивший себе целью бороться всеми средствами против некатоликов, т. е. реформатов, православных и евреев. Иезуиты захватили в свои руки воспитание польского юношества; из их школ выходили люди, зараженные самыми дикими суевериями и ненавистью к иноверцам. Эти питомцы иезуитов впоследствии достигли власти и оказывали гибельное влияние на ход государственных дел.

Короли Сигизмунд III и Владислав IV, царствовавшие в первой половине XVII века, уже не заступались за евреев так ревностно, как их предшественники.

Городские управы (магистраты) и цехи стесняли евреев в правах торговли и ремесел, а католическое духовенство чаще возбуждало против них суеверные религиозные обвинения. Но тогда евреи были еще настолько сильны, что могли бороться со своими врагами. Эту силу давали им свободное самоуправление в общинах, внутреннее единство и богатая духовная жизнь.

Из книги Евреи, которых не было. Книга 1 [с иллюстрациями] автора Буровский Андрей Михайлович

Глава 1 Откуда в Польше евреи? Из заморского из леса, Где и вовсе сущий ад, Где такие злые бесы, Чуть друг друга не

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Глава 16. Культура России в XVIII в. § 1. Просвещение Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство не

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

2. Еще и в XVIII веке правление Романовых оставалось во многих отношениях оккупацией России иностранцами. Список действительных членов Российской Академии Наук XVIII–XIX веков С приходом династии Романовых, правящий слой России стал состоять в значительной степени из

Из книги От Петра I до катастрофы 1917 г. автора Ключник Роман

ГЛАВА 4. Польша, евреи и Богдан Хмельницкий. Евреи в Польше и их отношение к украинским крестьянам. Во всех книгах и учебниках по этой теме авторы указывают только один пресс, давящий на крестьян и казаков в Польше - беспредел польских магнатов и шляхтичей, в результате

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

Глава 16. Культура России в XVIII веке § 1. Просвещение Как и в предыдущие столетия, основным субъектом, основным активным созидательным элементом в области культуры были представители господствующего класса дворян. Задавленное эксплуатацией, забитое и темное крестьянство

автора Дубнов Семен Маркович

Глава 6 Евреи в Польше и Руси (XII–XV вв.) 32. Размножение евреев в Польше Главная масса евреев, уходивших из Западной Европы от средневековых преследований, находила приют в Польше и Литве, на берегах Вислы и Немана. Переселение евреев из немецких земель в Польшу приняло

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 8 Евреи в Западной Европе от XVI до XVIII века 41. Италия После изгнания евреев из Испании значительная часть их переселилась в Италию, где их соплеменники жили сравнительно спокойно. Во главе этих переселенцев стоял Исаак Абарбанель, последний великий вождь испанского

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк двадцать восьмой Эпоха «великих реформ». Роль евреев в развитии экономики России. Восстание в Польше. Евреи в русско-турецкой войне «Вдруг какой-то крик – «Шма‚ Исраэль!» («Слушай‚ Израиль!») – огласил воздух. Оказалось‚ это закричали евреи‚ за ними

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

VII. ЕВРЕИ В ПОЛЬШЕ Мы уже видели, что немецкие евреи прежде всего искали убежища на Востоке, на гостеприимных землях Польши и Литвы, по мере того, как ухудшалось их положение. Из этого не следует делать вывод, что польские евреи имеют исключительно западное происхождение.

Из книги Цареубийство в 1918 году автора Хейфец Михаил Рувимович

Глава 17 ЕВРЕИ, НЕМЦЫ И СУДЬБЫ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ В упомянутой во вступлении работе математика Игоря Шафаревича. «Русофобия» постулируется следующая историософская схема возникновения и победы большевизма в России.В XIX веке в этой стране начала действовать общность,

Из книги Российская полиция в мундире автора Горобцов В. И.

Глава I. Правоохранительные органы России до XVIII в. Важнейшим предназначением государства с момента его возникновения является обеспечение упорядоченности общественной жизни, создание необходимых условий для нормального функционирования общества. Этой цели

автора Гжесик Юлиан

5. Евреи в Польше до ее разделов Рассматривая историю рассеяния евреев, нельзя не остановиться на их диаспоре в Польше хотя бы потому, что в XVI–XIX столетиях она была самой многочисленной в мире, и только после Первой мировой войны уступила в этом отношении Соединенным

Из книги Возвращение. История евреев в свете ветхо– и новозаветных пророчеств автора Гжесик Юлиан

10. Евреи в Польше после 1944 г Кошмар, пережитый во время оккупации, вселил в сознание народов, и в том числе поляков, желание мира, безопасности и стабильности. Однако сложившееся в стране положение отодвинуло на несколько лет эти перспективы. Это произошло в результате

Из книги Исторический очерк Церковной унии. Ее происхождение и характер автора Зноско Константин

Глава XVIII ОТНОШЕНИЕ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО К УЧАСТИ ПРАВОСЛАВНЫХ В ПОЛЬШЕ В силу заключенного Польшей в 1686 г. догово­ра с Россией, русскому правительству, как мы ви­дели, предоставлено было право защищать инте­ресы православных, подвергавшихся в Польше гонениям и

Из книги Евреи в России автора Марсден Виктор

Виктор Марсден ЕВРЕИ В РОССИИ Со списком евреев в советском правительстве

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари