Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Город основанный немецкими рыцарями. Соединение Ливонского ордена с Тевтонским

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН (полное название «Орден тевтонских рыцарей госпиталя св. Марии в Иерусалиме»), известен также как Орден крестоносцев, немецкий духовно-рыцарский орден, учрежденный в 1190 в Акке, где паломники из Любека и Бремена создали госпиталь, вскоре перешедший под патронаж немецкой церкви св. Марии в Иерусалиме. В 1198 крестоносцы императора Генриха VI преобразовали госпитальное братство в рыцарский орден, открытый только для немцев. До 1291 резиденция ордена находилась в Акке, а после падения города – в Венеции. Тем временем разгорелась вражда между тевтонцами и двумя другими орденами крестоносцев: тамплиерами и госпитальерами (иоаннитами). В начале 13 в. тевтонские рыцари перенесли свою деятельность в Восточную Европу и первоначально осели в Трансильвании – служа здесь барьером на пути набегов кумыков. Затем император Фридрих II реорганизовал орден, пожаловав великому магистру Герману фон Зальцу княжеский титул, и направил рыцарей на покорение и христианизацию восточных приграничных земель.

В 1226 Герман фон Зальц отозвался на просьбу о помощи польского князя Конрада Мазовецкого и организовал крестовый поход против пруссов. По договору с Конрадом тевтонцы получили во владение Хельминскую землю в Польше в качестве плацдарма, а также все земли, какие завоюют в Пруссии. В 1234 тевтонцы формально признали свои владения папским леном, но чувствовали себя полноправными хозяевами, поскольку слабая папская власть не могла оказать на них хоть сколько-нибудь существенного влияния. В 1237 Тевтонский орден присоединил орден меченосцев (потерпевший перед этим поражения от русских, литовцев и земгалов) и значительно усилился. В последующие века он установил контроль над всем балтийским побережьем от границ Померании до Финского залива, преграждая Польше, Литве и России выход к Балтийскому морю. Тевтонцы выделяли земли немецким баронам в качестве ленов, селили на завоеванных землях немецких крестьян и вместе с Ганзейским союзом городов основали ряд новых торговых поселений. В 1309 орден перенес свою резиденцию в Мариенбург (совр. Мальборк, Польша). В начале 14 в. Тевтонский орден достиг пика своего могущества и процветания. Но из-за падения дисциплины среди рыцарей, окруживших себя роскошью, орден стал обнаруживать признаки слабости. Во второй половине 14 в. произошло усиление Польши, особенно после ее объединения с Литвой под властью династии Ягеллонов . В 1410 польский король Владислав II нанес сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве. По Торуньскому миру 1466, завершившему Тринадцатилетнюю войну Польши с Тевтонским орденом (1454–1466), последний признал себя вассалом Польши и передал ей Западную Пруссию. В 1525 великий магистр Альбрехт Старший (Гогенцоллерн) принял лютеранство и произвел секуляризацию Восточной Пруссии, ставшей отныне наследным герцогством. Когда в 1618 эта династическая линия пресеклась, герцогство перешло во владение бранденбургских курфюрстов, также из Гогенцоллернов. В 1801 Франция присоединила земли ордена к западу от Рейна, а в 1809 Наполеон свои декретом закрыл орден и отдал его земли на правом берегу Рейна германским союзникам.

Тевтонский орден был восстановлен в Австрии в 1834 – в качестве католического дворянского союза. После 1918 существует лишь священническая ветвь ордена (преобразованная папой Пием XI в духовный орден) с резиденцией в Вене. Орден продолжает существовать также в рамках протестантизма в Утрехте.

Тевтонский орден – это организация рыцарей, созданная под руководством католичества в Германии в конце двенадцатого века. В основном ордена рыцарей создавались в рамках крестовых походов . Напомним, что последние преследовали цель бороться с «неверными» (мусульманами, язычниками) и распространять католичество.

  • Герб Тевтонского ордена изображался следующим образом: черный крест, по краю – желтая каемка, внутри него – еще один крест желтого цвета. В середине креста был щит желтого цвета, внутри которого – черный орел.
  • Отличительным признаком рыцаря из Тевтонского ордена был черный крест, нанесенный на белую ткань.
  • Девиз Тевтонского ордена звучал как «Помогать, защищать, исцелять».
  • Германия – это государство Тевтонского ордена.

Тевтонский немецкий орден имел определенную структуру:

Тевтонский орден: история

История Тевтонского ордена уходит в далекий 1190 год, когда полным ходом шел Третий поход крестоносцев. Немецкими поломниками тогда был организован своеобразный госпиталь, принимавший больных и получивших ранения. Изначально он был частью ордена Госпитальеров. Но немецкие рыцари стремились быть обособленными от других. Поэтому будущий Тевтонский орден вскоре перешел «под крыло» церкви Святой Марии в Иерусалиме.

В начале февраля 1191 года Папа Римский (таковым на тот момент был Климент Третий) учреждает братство Святой Марии Тевтонской. Через пять лет рыцари его блестяще проявили себя, когда штурмовали крепость Акра. За это госпиталь переформировали в духовно-рыцарский орден. В 1199 году, 19 февраля Папа Римский (теперь уже Иннокентий Третий) делает это объединение автономным и имеющим собственный устав. Это дата и явилась окончательной. Именно этот день считается днем создания Тевтонского ордена, более корректное именование которого – орден дома Святой Марии Тевтонской. На него были возложены следующие задачи:

  • Защищать немецких рыцарей.
  • Лечить людей, нуждающихся в этом.
  • Бороться с противниками христианской церкви.

Власть над орденом имели Папа Римский и император.

Походы, завоевания, победы и поражения

В 90-х годах двенадцатого века рыцари Тевтонского ордена основали комтурства – это своеобразные составляющие ордена. Именно с этого года владения, находящиеся под властью Тевтонскому ордену, стали увеличиваться. Однако больше они продвигались в Европу. В начале четырнадцатого века комтурств Тевтонского рыцарского ордена было около трехсот. Для них направлялись огромные денежные средства. Орден имел богатых помощников.

С 1210 года Тевтонский орден стал очень крепким, мощным и влиятельным. Это произошло благодаря безукоризненной работе его управленцев.

Тевтонцы строили храмы в Баварии, венгерских, бельгийских, голландских городах. Войско ордена славилось безупречной дисциплинированностью, это было их отличительной чертой. Кроме того, у Тевтонсого ордена была всеобъемлющая система разведки. Все это создавало благоприятные условия для проведения боевых операций.

В 1226 году войско Тевтонского ордена возглавлял магистр Герман фон Зальц, при котором был организован крестовый поход на Пруссию. Целью его была христианизация жителей, которые в то время являлись язычниками. Кроме того, в начале тринадцатого века пруссы свирепствовали: они жгли христианские церкви, деревни, убивали и угоняли в плен христиан. Именно по этой причине глава Польши Конрад Мазовецкий просил подмоги у рыцарского ордена. За это он передал Тевтонскому ордену часть территории, ставшую плацдармом. Кроме того, ордену разрешалось подчинить себе все завоеванные в Прусии земли.

Действия Тевтонского ордена в Пруссии были смелыми, четкими. Благодаря этому тевтонцы добились значительных успехов: оборона их была невероятно крепкой, а атаки точными. Они продвигались все глубже и глубже, все операции были четко спланированы. Изначально на границах с прусской территорией строили замки. Чем дальше войско продвигалось, тем больше их было.

Замок Тевтонского ордена был чем-то вроде опорной точки для рыцарей. Возводили их необычайно быстро. Материалом служило дерево, камень. Замки Тевтонского ордена распространились по территории всей Пруссии. Из некоторых впоследствии образовались города Тевтонского ордена.

На заполученные земли магистр ордена приглашал немецких колониалистов, завлекая их льготными условиями и всевозможными привилегиями. Таким образом, новые поселения обживались и обустраивались.

В 1237 году к Тевтонскому ордену присоединяется орден меченосцев (Ливонский). Тремя годами позже начинаются походы Тевтонского ордена на русскую землю. Тевтонцы заполучили Копорье и Изборск, Псковскую землю. Они устривали грабежи в Новгороде, но Александр Невский сумел дать отпор и прогнал тевтонцев в 1242 году. Пришлось заключить перемирие с Новгородом.

Что происходило тем временем в Пруссии? В 1249 году многие жители подчинились ордену, подписали договор о мире. По условиям мира, пруссы принимали христианство и обязались строить церкви. Но через десять лет пруссы восстали. Они жгли все христианские постройки и убивали священников. С трудом, но тевтонцы смогли подавить эти масштабные беспорядки.

Земли Тевтонского ордена приносили неудобства Польше, Литве и России. Это выражалось в невозможности выхода к Балтийскому морю. Так как орден расширял свои площади, приходилось менять структуру. Комтурства заменили на провинции, главой которых были комтуры. Некоторые земли (германские, ливонские, пруссике) подчиняются магистрам земель – ландмейстерам. А всей организацией рыцарей управляет гроссмейстер – Великий магистр. Помогали ему великий комтур и маршал.

Резиденция Тевтонского ордена до 1291 года – в Акре (город-крепость). Затем этот город захватили мусульманские войска. Резиденция переехала в Венецию. А с 1309 года Мальборг – столица Тевтонского ордена. Мальборгский замок был резиденцией. Именно поэтому его стены и башни были невероятно прочными и неприступными. В нем можно было защититься от нападения, также там хранились запасы продовольствия и питьевой воды, а главное – казна ордена. Кроме того, замок Тевтонского ордена был очень красиво украшен.

Противостояние с Польшей

В начале четырнадцатого века происходило заметное совершенствование ордена на прусских землях. Оно выражалось в успехах экономики, торговли, сельского хозяйства, науки, искусства. Хоть Тевтонский орден и был в самом апогее своего развития, но ему было мало. Теперь планировалось увеличить свои территории за счет польских и литовских. Вот почему Тевтонский орден представлял опасность для Польши.

В 40-х годах четырнадцатого века в результате военных действий между ней и тевтонцами был заключен мир, Польша потеряла часть земель. То же случилось и с литовскими. Но через некоторое время Польша и Литва объединяются. А их общий враг уже подумывает о том, чтобы вторгнуться на их земли. И в 1409 году он объявляет войну Польше, которая закончилась в 1411.

Тевтонскому ордену приходилось «разрываться» на два направления (против поляков и литовцев), поэтому ничего не оставалось, как предложить мир. Решить вопрос о землях должен был чешский король, которому тевтонцы предварительно заплатили за «правильное решение». Поляки были в бешенстве. Мир стоял под угрозой. Тевтонский орден планировал, что литовцы не пойдут на вторую войну. Но произошло по-другому: поляки вновь объединились с литовцами против одного врага. И это привело к удаче.

15 июля 1410 года состоялась Грюнвальдская битва. Ее можно назвать переломным моментом в этой войне. Войско Тевтонского ордена, потерпевшее поражение в Грюнвальдской битве, имело на это свои причины. Основной из них было то, что воевали за тевтонцев по большей части наемные рыцари из европейских государств. Их дисциплина оставляла желать лучшего.

В ходе этой битвы Тевтонский орден остался без 18-ти тысяч человек, а также 14 тысяч пленных. Могучий и сильный орден перестал быть таковым. А его противники решили наверняка разгромить орден. Для этого они идут на Мальборг, который был столицей тевтонцев. Как известно, замок был неприступным и хорошо укрепленным. Поэтому союзникам не удалось его взять. Было подписано мирное соглашение.

Но в 1454 году поляки снова воюют с тевтонцами. Первые одерживают победу. Теперь Тевтонский орден – вассал Польши.

Распад

В 1525 году возглавлял орден Альберт фон Ансабах. Тогда земли Пруссии стали герцогством. Но это никак не помешало дальнейшему существованию ордена, который несмотря на все находился в подчинении Польши.

В начале девятнадцатого века французские власти «прибрали к рукам» часть орденских владений. Через восемь лет Наполеон закрывает орден и отдает земли своим партнерам.

Тевтонский орден сегодня

В 1834 году орден был заново основан, но уже в Автрии. Резиденция его расположена в столице страны. Главой ордена является аббат-хохмейстер, в составе его почти одни сестры. Функцией ордена сегодня является обслуживание больниц и санаториев в Австрии и Германии. Разумеется, что у ордена теперь нет целей завоевать территории. Основная задача его – помощь нуждающимся.

Вот такой богатой и интересной была история этого рыцарского движения. Орден по праву можно назвать долгожителем и даже бессмертным. Поэтому, когда речь заходит о рыцарском благородстве сразу вспоминаешь именно его. Отношение к Тевтонскому ордену двоякое. Казалось бы, он занимался благородным делом – спасал больных, лечил раненых. Но иногда жажда завоеваний, жажда богатства оказывалась сильнее. В любом случае, его место в мировой истории занимает глубокую нишу и ему посвящено немало страниц.

Тевтонские рыцари.

Тевтонский орден был учрежден в период третьего крестового похода(1189 - 1192 гг.). Его полное латинское название - "Ordo domus Sanctae Mariae Teutonicorum" ("Орден дома святой Марии Тевтонской"), немецкое -"Deutscher Order" - "Немецкий орден". Члены этого немецкого католического духовно-рыцарского ордена считались одновременно монахами и рыцарями и давали три традиционных монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания. В то время члены ордена полностью зависели от папы римского, являясь его мощным орудием и не подчиняясь властитех государей, на территории которых находились их владения. Цель монашеского подвига, подчеркивают христианские богословы, -достижение действием Божией благодати духовной чистоты, беспорочности и полного предания себя воле Божией через аскетический подвиг, совершаемыйкаждодневно в течение всей жизни. Однако уже в период образования Тевтонского военно-монашеского орденаредко кто относился всерьез к тому, что монах должен лишать себя радостейземной жизни, чтобы побеждать искушения плоти и дьявола и достичь благодати Духа Святого. В 1198 году орден был учрежден папой Иннокентием III, а в 1221 годупапа Гонорий III распространил на тевтонцев все те привилегии, иммунитет ииндульгенции, которыми обладали более старые ордены: иоаннитов и тамплиеров. Зловещую роль сыграл Тевтонский орден при завоевании Прибалтики иПруссии. Примерно с 1215 г. по инициативе папы римского Иннокентия IIIгерманские феодалы форсируют проникновение на восточное побережьеБалтийского моря под предлогом христианизации языческого племени пруссов.Еще в 1201 году епископ Альберт основал город Ригу и учредил с благословениятого же Иннокентия III духовно-рыцарский орден меченосцев, или Ливонскийорден. С тех пор в Прибалтику стали стекаться рыцари со всей Европы. Развернулись кровавые операции по обращению в христианство местногонаселения (племен куров, пруссов, ливов, эстов). В 1226 году по договору гроссмейстера Тевтонского ордена Германа фонЗальца с польским удельным князем Конрадом Мазовецким " для защиты Мазовии отпруссов и литовцев" орден получил Хелминьскую землю и, перенеся своюдеятельность в Восточную Европу, начал покорение пруссов - группы племен,издревле населявших южное побережье Балтийского моря между нижним течениемрек Вислы и Немана. Немецкий писатель Август Коцебу, известный монархист, которогоневозможно обвинить в симпатиях к славянам, писал о тевтонских рыцарях:"Нельзя без содрогания читать описания всех зверств, которые крестоносцысовершали над несчастным народом. Приведем только один пример. Еще в концеXIV столетия, когда Пруссия была полностью покорена и усмирена, великиймагистр ордена крестоносцев Конрад Валленрод, разгневавшись на кумерляндского епископа, приказал отрубить правые руки всём крестьянам егоепископства" (Коцебу А Древняя история Пруссии. Рига, 1808). За неполные 50 лет Тевтонский орден в ходе истребительных войн покорилвсе прусские земли. От Польши была оторвана не только Хелминьская земля, нои Восточное Поморье. Постоянными объектами экспансии тевтонцев сталиДобжинская земля и даже Куявия (раннефеодальное государственное образованиевосточнославянских племен Среднего Приднепровья). Крестоносцы представлялитакже большую угрозу для Литвы и северо-западных русских земель. Подпостоянным натиском ордена была и западная часть литовской Жемайтии (Жмуди). В 1261 году после поражения тевтонских рыцарей в сражении с литовцамипруссы подняли восстание против крестоносцев. Выступления пруссовпрокатились по всей Прибалтике, и только в 1283 году ордену удалосьокончательно покорить это гордое и свободолюбивое племя. Чтобы удержать господство над Прибалтикой, тевтонцы продолжалибеспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им малейшее сопротивление.Вот, например, как описывает "Хроника Ливонии" поход крестоносныхзавоевателей: "И разделилось войско по всем дорогам и деревням, и перебилиони повсюду много народа, и преследовали врагов по соседним областям, изахватили из них женщин и детей в плен, и, наконец, сошлись вместе у замка.На следующий и на третий день, обходя все кругом, разоряли и сжигали, чтонаходили, а коней и бесчисленное множество скота угнали с собой... Многиеязычники, спасшиеся бегством в леса или на морской лед, погибли, замерзши отхолода" (Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. 2-е изд. И. - Л., 1938, с.124 -125). В 1236 году большое войско тевтонцев вторглось в ливонские земли,предав их огню и железу. Но рыцарей опрокинули воины объединенногоЛитовского государства. Через год после этого события Тевтонский орден объединился с Ливонскиморденом. Магистру тевтонцев (получившему титул великого магистра -гроссмейстера) подчинился магистр Ливонского ордена (который в дальнейшем стал называться ландмейстером). Объединив таким образом свои силы,германские рыцари стали готовиться к новому "Дранг нах Остен" ("Натиск на Восток"). У Тевтонского ордена были могущественные покровители: папа римский игерманский император, которые всегда поддерживали крестоносцев во всех ихстолкновениях не только с недавней языческой Литвой, но и с давно ужехристианизированной Польшей. Вступив в союз со шведскими феодалами, Тевтонский орден стал угрожатьПскову и Новгороду. "Укорим словеньский язык" - таков, по словам летописца,был лозунг тевтонцев. Римские папы давно стремились к мировому господству, иособенно манила их Русь с ее неисчислимыми богатствами. Поработив ливов,эстов и пруссов руками тевтонцев, католическая церковь протянула своищупальца и к Руси. В июле 1240 года в Финском заливе неожиданно появилась шведская флотилия, которая, пройдя по Неве, стала в устье Ижоры. Утром 15 июлярусское войско под водительством новгородского князя Александра Ярославича напало на шведов и молниеносным ударом разгромило их. В этой знаменитойбитве, за победу в которой Александр был назван "Невским", русский князь,как повествует летопись, "самому королю возложи печать на лице острым своиммечом". Борьба со шведскими захватчиками была, однако, лишь составной частьюобороны Руси. Тевтонские рыцари в 1240 году с помощью датских феодаловзахватили город Изборск, а затем и Псков, после чего появились вблизиНовгорода. Александр Невский разбил рыцарей под Псковом, вторгся в ихвладения, "землю ордена пожже и повоева, и полона много взя, а иных иссече".А 5 апреля 1242 года произошла историческая битва против тевтонцев наЧудском озере, получившая название Ледового побоища, в ходе которого однихтолько рыцарей было убито 500 и 50 тевтонцев попало в плен. "И бысть та сечезла и велика, и треск от копий ломления и звук от мечного сечения... и не бевидети льду, покрыто бо все есть кровию". Победа над тевтонцами на Чудском озере имела огромное значение длядальнейшей истории как русского, так и других народов Восточной Европы.Благодаря Ледовому побоищу был положен предел грабительскому продвижениютевтонцев на Восток. Конец XIV - начало XV века были временем расцвета военного могуществатевтонского ордена, получившего большую помощь от западно-европейскихфеодалов и папы римского. В борьбе против этой грозной силы объединилисьпольские, русские и литовские войска. В 1409 году между Тевтонским орденом,с одной стороны, и Польшей и Литвой - с другой, вновь вспыхнула война,получившая название Великой. Решающая роль между армией Тевтонского ордена ипольско-литовско-русскими войсками произошла 15 июля 1410 года подГрюнвальдом (литовцы называют это место Жальгирисом, а немцы -Таннен-бергом). Под предводительством великого князя Литовского Витау-таса былиразгромлены основные силы тевтонцев. Этим был положен конец экспансиинемецких феодалов и крестоносцев на Восток, продолжавшейся 200 лет.Эпохальное значение битвы, в которой погибли гроссмейстер Уль-рих фонЮнгинген и почти все члены военного руководства ордена, состоит в том, чтобыла сломлена военная и политическая мощь тевтонцев, развеяны их планыгосподства в Восточной Европе. Тевтонский орден не смог больше оправиться отнанесенного ему поражения. Тщетно искал он помощи у папы и у вселенскихсоборов, которые в это время старались укрепить расшатанный авторитеткатолической церкви. Под объединенными ударами Польши и восставших городовТевтонский орден был вынужден признать себя побежденным и отказаться отполитической самостоятельности. По Торунскому миру 1466 года Польша получила обратно поморские земли сГданьском, Кульмскую землю и часть Пруссии. Остальные земли, оставшиеся заорденом, стали вассальными владениями Польши. Гроссмейстер тевтонцевобязался приносить присягу польскому королю и лишался права самостоятельнозаключать союзы и объявлять войну. В первой четверти XVI века в истории Тевтонского ордена развернулисьинтересные события. 2 апреля 1525 года гроссмейстер тевтонцев АльбрехтГогенцоллерн въехал в Краков - столицу Польши в белом плаще "священноговоинства", украшенном черным орденским крестом, а уже 8 апреля подписал сПольшей мир не как гроссмейстер Тевтонского ордена, а как герцог Пруссии,находившейся в вассальной зависимости от польского короля Сигизмунда. Поэтому договору все старые привилегии, которыми пользовались тевтонцы,утрачивались, однако все права и привилегии прусского дворянства оставалисьв силе. А еще через день на старом рынке Кракова коленопреклоненный Альбрехтпринес присягу на верность королю польскому. Таким образом, 10 апреля 1525года родилось новое государство. Тевтонский орден был ликвидирован ради того, чтобы существовалаПруссия. В 1834 году орден был восстановлен с несколько видоизмененными задачамив Австрии (при гроссмейстере Антоне Викторе, который стал называтьсяхохмейстером), а вскоре де-факто и в Германии, хотя официальные орденскиевласти утверждают, что в этой стране тевтонцы возобновили свою деятельностьтолько после окончания второй мировой войны, ибо братья-рыцарипреследовались при нацизме.


Тевтонский орден был утвержден в 1198 году римским папой Иннокентием III. Его первым Великим Магистром, впоследствии гофмейстером, стал Генрих Вальпот. Орден имеет два названия: Немецкий орден и Орден дома Святой Марии Тевтонской. Возникло братство на базе странноприемного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы явились представителями немецкой национальности в состав Ордена ионитов. Но папа Иннокентий III, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом VI, готовившем новый крестовый поход, утверждает в 1198 году Тевтонский орден.

Но в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, дается другая история этого духовно-рыцарского ордена. «Тевтонский орден был основан в 1128 году в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 года сын Фридриха Барбароссы сообщил новому Ордену военный характер, дал ему устав тамплиеров и форму одежды: белый плащ с черным крестом и назвал Тевтонский орден домом святой Девы Иерусалимской. В 1191 году папа Климент III утвердил устав Ордена…»

Основой для внутренней организации и основой для устава тевтонцев действительно послужил Орден тамплиеров, а также Орден госпитальеров. Только к 1221 году Тевтонский орден получил почти такие же привилегии, которые имели храмовники и иоанниты.

Отличительной особенностью тевтонцев можно назвать, что он, в основном, состоял из немецкий рыцарей, тогда как в других монашеских орденах наблюдалось многоязычие. Символом Ордена являлись белый плащ и простой черный крест.

Но тевтонские рыцари очень быстро оставили свои обязанности в Палестине. В первые же месяцы своего существования они подхватывают папский клич: «Drand nach Often» Но только к середине XIII века тевтонцы окончательно перебираются в Восточную Европу.

Тевтонцы не отличались хорошей дисциплиной и военной подготовкой, как тамплиеры или иоанниты. В святой Земле Тевтонский орден зарекомендовал себя в искусстве боя не с лучшей стороны. Впрочем, можно говорить о какой-либо репутации, если в том же 1198 году основные силы тевтонцев были перебазированы в Германию и приняли активное участие в насаждении католичества в Восточной Европе.

В 1184 году в Прибалтику прибывает августинский монах Мейнард, только получивший титул Ливонского епископа. В его задачу входило чтение Ливонских проповедей и обращение в католическую веру язычников, а также разведка позиций Руси на побережье Балтийского моря. Папа Целестин III объявляет крестовый поход против ливов, латгалов и прочих туземцев.

Зимой 1188 года первые «рыцари церкви» прибывали в Европу и начинают завоевании Ливонии. В том же году римским папой становится Иннокентий III, который проводил политику своего предшественника, и при котором папская власть достигла наивысшего могущества.

Тевтонский орден стремился найти земли, где он получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял он сам. Взоры братьев рыцарей привлекли земли князя Мазовецкого, который в 1226 году призвал тевтонцев для защиты от пруссов. Тевтонский орден во главе с Германом фон Зальца, подписал с Конрадом договор на получение Хеллеиньской земли. Герман фон Зальца выхлопотал у Фридриха II и папы Гонория III грамоту на владение Куимской и Прусской Землями.

Но тевтонцам пришлось мечом завоевывать полученные на бумаге земли. С одной стороны, приходу тевтонцев противились туземцы, с другой - пришедшие до крестоносцев и считавшие эту территорию своей католические священники. Так в 1215 году епископом и владетелем Пруссии был назначен Христиан. Но так как мирным путем невозможно было обратить в католическую веру пруссов, то Христиан начинает собирать крестовый поход против них. Поход не удался. В помощь Христиану был призван Тевтонский орден, которому были даны грамоты на временное владение землей. Епископ вынужден был уступить.

В 1231 году после многочисленных столкновений Тевтонский орден заключил с Христианом договор, по которому признал себя его вассалом, обязался платить десятину и отдать значительную часть Пруссии, если удастся ее завоевать. В 1231 году начинается освоение Пруссии. Большинство местного населения было перебито. Воспользовавшись тем, что епископ Христиан попал в плен, Тевтонский орден получил в 1234 году от римского папы Григория IX кульмскую землю и Пруссию в вечное владение, с условием выплаты дани в пользу папы. К 1280 году Тевтонский орден завоевал практически все земли пруссов, часть Польши. Тевтонцы совершали постоянные набеги на литовские и северо-западные земли. Благодаря более или менее жестокой дисциплине и достаточно хорошей военной подготовке немецкие рыцари были сильнее разрозненных туземных племен. Но в Прибалтике их ждало жестокое сопротивление.

Отряды «псов-рыцарей» были разбиты объединенными силами литовского государства в 1236 году. А в 1237 году произошло объединение Тевтонского и Ливонского орденов (Ливонский орден сохранил за собой все привилегии и фактически остался самостоятельным, только магистра ордена теперь называл гофмейстер тевтонцев, а не римский папа). Тогда же была объявлена подготовка к новому крестовому походу в Прибалтику. Тевтонцы, заручившись поддержкой новой римской курии, привлекают на свою сторону шведских феодалов.

Тевтонскому ордену пришлось в своих завоевательных стремлениях столкнуться с Русью; в 1242 году Александр Невский разбил его войска на льду Чудского озера. Из-за поднявшегося восстания положение Тевтонского ордена было шатким.

Но в 1249 году спор ордена с архиепископской властью был полностью решен в пользу Ордена папой Иннокентием IV. Архиепископская кафедра была перенесена в Ригу; кульмские и прусские епископы стали самостоятельными и назначались из членов Тевтонского ордена. Папа ревностно поддерживал Орден, склоняя рыцарей поступить в братство «Храбрых Маккавеев». Завоевание шло успешно. В 1254 году был предпринят богемским королем Оттокаром крестовый поход против пруссов, окончившийся расширением владением ордена и основанием Кенигсберга. Население смирилось и стало принимать христианство, но ужасы завоевания и управление вызвали общее восстание в 1260-1261 годах под руководством литовского князя Миндовга. Положение вновь стало критическим.

Тщетно папы Климент IV и Урбан IV взывали о помощи Ордену: в Германии царила анархия. Правда, Оттокар, по настоянию папы, двинулся крестовым походом, чтобы одолеть воскресшее в Пруссии «чудовище прежнего идолослужения».

Но поход его был неудачен. Избрание Рудольфа Гасбурского спасло Тевтонский орден от окончательного падения. Из Германии при содействии Рудольфа двинулся целый поток германцев, и восстание было подавлено: в Помезании все жители были перебиты, в Замландии население частью истреблено, частью скрывалось в лесах; Судавия обращена в пустыню; Курляндия и Земгалия покорены и опустошены. Таким образом, Тевтонский орден с помощью Германии и Ливонского ордена, удалось завладеть обширной площадью от низовья Вислы до границы Литвы на востоке и до Мазовии на юге. Было основано много замков и городов – Эльбинг, Мариенвердер, Мариенбург, Гольдинген, Виндва, Митава и т.д.

Было вызвано множество немцев-колонистов, которые осели частью на земли, частью в городах; города получили право самоуправления. Также прибыло большое количество германских дворян. Местное население было обращено в крепостное состояние, обращение с ним было очень жестоким и его поставили вне закона. Война продолжалась, собственно говоря, около 55 лет – с 1230 по 1285 годы. К началу XIV века Пруссия представляла собой настоящую германскую провинцию, даже левый берег Вислы был в руках Тевтонского ордена.

XIV век был временем наибольшего процветания ордена, завоевания были упрочены, торговля и промышленность росли, города богатели. В 1309 году гофмейстер Зихфрид Фейхтванген перенес свою резиденцию из Венеции в Мариенбург. С этого времени Тевтонский орден оказался от своего религиозного призвания и стал государственным учреждением. Сделавшись государством Fahto, Тевтонский орден не отказался от монашеской окраски. Рыцари по-прежнему давали обеты целомудрия, послушания и бедности, но это было пустой формальностью: они утопали в роскоши, пировали и развратничали. Тевтонский орден не оказался от своей политики захватов за счет Литвы и Польши, но и соседи ордена, в свою очередь, объединяли свои силы. Началась многолетняя опустошающая война, между Тевтонским орденом и Литвой, а затем Польшей. В XIV веке устройство Тевтонского ордена закончилось. Во главе его стоял гофмейстер, избираемый старшими рыцарями. При нем в качестве совещательного и в тоже время контролирующего его действия учреждения был орденский капитул. Последний судил гофмейстера, мог даже лишить его сана. Гофмейстер был верховным повелителем, он утверждал и магистра Ливонского ордена. Его помощники были своего рода министры. Все земли Тевтонского ордена были разделены на области, которыми обладали комтуры. Все должности замещались исключительно рыцарями Ордена.

В начале XVI века Тевтонский орден прекратил свое существование в качестве самостоятельного государства, придерживающегося около пяти столетий. После секуляризации Тевтонского ордена (его гофмейстер Альбрехт, воспользовавшись распространением в Пруссии Реформации, в 1525 году секуляризовал Орден и получил его от польского короля во в ленное владение в качестве герезогства). Многие рыцари, оставшиеся верными католицизму, уехали в Германию, составили новый устав Ордена и осели в городе Мерингейме, который и оставался их главной квартирой до окончательного уничтожения Ордена. Политические значения Тевтонский орден приобрести больше не мог. В таком виде Тевтонский орден существовал до начала XIX века, когда окончательно был уничтожен декретом императора Наполеона Бонапарта.



Как ни покажется странным, но Тевтонский орден в послеорденской Пруссии не пользовался популярностью. Причин на то несколько. Прежде всего, они были католики, а Пруссия перешла в ортодоксальное воинствующее лютеранство. 17-18 века в Пруссии наступает полное забвение ТО. Практически ни один из историков того времени не написал ни одного исследования по его истории. Если были упоминания то только негативные.

Памятники архитектуры оставленные орденским периодом не вызывали пиетета, в эти века готика считалась варварской архитектурой. Что бы как - то эту готику прикрыть практически все храмы и остатки замков были оштукатурены (на территориях с преобладанием лютерано-евангелического населения). Это касается и кёнигсбергского замка. Считалось нормой разрушать и сносить орденские замки для использования строительного материала в хозяйственных целях как пример: (Бальга, Бранденбург, Лохштедт, Кройцбург и многие другие). Очень многие перестраивались. (Георгенбург, Кёнигсберг, Инстербург и масса более мелких замков).

Единственное, что спасло эти памятники так это их количество. В орденское время было построено так много, что всё снести было просто невозможно. Если замки всё - таки разбирались и сносились то кирхи по большей части сохранились, они продолжали выполнять свои функции в качестве лютеранско-евангелических храмов. Впервые о памятниках орденского периода в Пруссии заговорили в 19 веке, с подачи известного архитектора Шинкеля который в 1834 г. сделал запись в своём дневнике о руинах замка Бальга, в которых рекомендовал служащим имения Бальга заботиться о сохранности этих руин. Его поддержал камер президент фон Ауэрсвальд, который выступил за сохранение руин замка.

Как-то в Интернете попал на страничку Википедии посвящённой истории Тевтонского ордена, где наши «историки» публикуют своё понимание этой самой истории, и обнаружил там опус, цитирую: «Пруссия, несмотря на то что была протестантским государством, претендовала на то, что является духовной наследницей ордена, особенно в части воинских традиций». (выделено мной АБ ).

Хотелось бы только знать, в чём именно эти традиции выражались на самом деле. Не голословно заявить о каких то там традициях, а конкретно их обозначить. Да Какие могли быть традиции у Тевтонского ордена кроме борьбы против язычников.

На что претендовала армия Германии в 19 и 20 вв. так это на традиции Прусской армии Фридриха II Великого, (Кстати эта традиция сохраняется до сегодняшнего дня ) но никак не Тевтонского ордена.

Теперь о нацистах

Очень часто в наших периодических и псевдоисторических изданиях попадаются сообщения о нацистской Германии и организации СС как наследников Тевтонского ордена. Этот идеологический штамп о преемственности как я полагаю, не имеет под собой никакой базы.

Доктрина

Очень много говорится о доктрине Тевтонского ордена. В Интернете в той же Википедии я прочитал: «Нацисты считали себя продолжателями дела ордена, особенно в области геополитики. Доктрина ордена «натиск на Восток» была полностью усвоена руководством». (надо полагать нацистской Германии ).

Очень интересное заявление, если учесть что сам политический лозунг «Drang nach Osten» впервые был употреблён в националистической дискуссии только в середине 19 века. В качестве первого письменного документа (источника) часто называется открытое письмо польского публициста Юлиана Клачко Георгу Гервинусу, датированное 1849 годом. Клачко все же использовал не формулировку «Drang», а «Zug nach Osten» в том же значении.

О какой доктрине идёт речь? Если главной задачей Тевтонского ордена и других рыцарских орденов (Тамплиеры и Иоанниты) являлась оборона Святой Земли, которая отнимала основные силы ордена, по некоторым данным две трети рыцарей находились на Ближнем Востоке. Гарнизоны Тевтонского ордена были разбросаны от Киликийской Армении на севере, до границы с Египтом на юге, что по прямой составляет более 700 километров

Важное значение имело, и присутствие ордена в Испании, куда он был приглашён королём Фердинандом III Кастильским, где Тевтонский орден вместе с другими рыцарскими орденами (тамплиеров и иоаннитов) с 1222 г. принимал участие в затянувшейся реконкисте против мусульман. Можно предположить, что в Испании находилось не менее трети от всех вооружённых сил ордена.

Похоже, не рвался Орден на восток. Как известно и в Пруссию орден попал не по собственному желанию с целью «Натиска на восток», а по приглашению польского князя, у которого не было сил противостоять набегам прусских язычников. Да и переговоры об участии Тевтонского ордена шли 5 лет.

Завоевание Пруссии шло, как я уже говорил в предыдущей статье по остаточному принципу. Если в Святой Земле находилось более 100 рыцарей, в Испании несколько десятков, то против Пруссии в 1231 г. орден смог выставить только 8-9 рыцарей.

К Германну фон Зальца в Италию в 1231 г была направлена многочисленная делегация меченосцев. После ознакомления с ситуацией верховный магистр понял, как будет сложно избежать зависимых условий, в которых находится орден меченосцев . В результате делегация, так и не дождавшись ответа, отбыла в Ливонию.

Но, меченосцы не оставили надежды объединиться с Тевтонским орденом. С этой целью магистр Фолквин уже через папу Григория IX в 1234 г. вновь предложил Германну фон Зальца объединиться. Фон Зальца был против этого объединения но, ему был необходим повод для отказа. Для этого он в 1235 г. отправляет в Ливонию делегацию во главе с комтуром фон Ноенбург. После ознакомления с порядками в ордене меченосцев и возвращении в Германию, в Марбурге был собран капитул, который возглавил ландмейстер Людвиг фон Оттинген. Меченосцы прибывшие на этот капитул были тщательно опрошены, об их уставе, образе жизни, владениях и притязаниях. Затем была опрошена делегация побывавшая в Ливонии. Глава делегации фон Ноенбург представил отчет, в котором в очень негативном свете описал поведение братьев меченосцев, которые в своей деятельности нарушают орденские уставы, и больше уделяют внимания личному за счёт общественного блага. «А эти прибавил он, указывая пальцем на присутствующих меченосцев, да ещё четверо мне известных, хуже всех там» . Формальный повод к отказу в объединении был найден.

Орден меченосцев во второй половине лета 1236 года организовал поход против усиливающейся Литвы, к этой акции присоединился и Псков, земли которого так же подвергались литовским набегам. (О чём имеются многочисленные записи в русских летописях 20-30 годах 13 века). Это предприятие завершилось для союзников тяжёлым поражением при Сауле (Зауле), в котором меченосцы потеряли убитыми своего магистра и большую часть (48) рыцарей. Из 200 псковских дружинников домой вернулись только два десятка.

Меченосцев это поражение поставило на грань краха. «Братья рыцарей Христа» вновь обратились к Тевтонскому ордену с просьбой о помощи и объединении. Германн фон Зальца в резкой форме им отказал, указывая на беспорядки в ордене и отсутствие строгой дисциплины. Но это объяснение было только формальность, по сути, Тевтонский орден не желал брать на себя проблемы, созданные меченосцами в своей внутренней и внешней политике.

Этот отказ вынудил меченосцев обратиться на прямую, к римскому папе. Епископы Рижский, Дорпатский и Эзельский (Сааремаа –Викский) под впечатлением страшного разгрома при Сауле эту просьбу поддержали . Только под сильнейшим давлением папы (практически это был приказ) , 13 мая в 1237 г. в Витербо, была подписана булла о слиянии орденов. Объединение состоялось, и орден вынужден был продвинуться дальше на северо-восток.

Ещё в конце 14 века в конвентах Пруссии шли невесёлые разговоры о «Ливонском наследии». Так как кроме лишней головной боли, объединение с меченосцами им ничего не принесло.

Идеология

Теперь об идеологии. Тевтонский орден являлся христианским и был создан для активной борьбы с язычеством. Что в корне расходилось с идеологией основателя СС Генриха Гиммлера, где в основе своей изначально предполагался древнегерманский языческий культ. Выступая перед руководителями окружных организаций СС в Доме летчика, в связи с объявленным в стране трауром по поводу убийства в Праге обергруппенфюрера SS Гейдриха, Гиммлер заявил: "..Христианство - эта чума, эта моровая язва мировой цивилизации - должно быть уничтожено. Если это не удастся сделать нашему поколению, значит, не удастся сделать уже никому».

На могилах павших SS ставился не крест, а рунический знак смерти.

Идеологическая система SS представляет собой чудовищную смесь собственных предрассудков родоначальников национал-социалистического движения и маловразумительных идей таких авторов, как геополитик Карл Хаусхофер с его обоснованием "исторической закономерности территориальной экспансии Германии", Фридрих Макс Мюллер с его теорией "арийской филологии", француз Артур де Гобино - с измышлениями "о неравенстве человеческих рас" и британец Хьюстон Стюарт Чемберлен - с идеей "человека и сверхчеловека", Ганс Гербигер с "доктриной вечного льда" и многие другие. Но все же важнейшими компонентами нацистской и эсэсовской идеологии стала интерпретация воззрений Ницше и его рассуждений о "сильных и слабых нациях" и расистские эскапады Рихарда Вальтера Дарре, ставшим руководителем Главного управления SS по вопросам расы и поселений.

Какие тут могут быть параллели с христианством и Тевтонским орденом?

Ничто в СС не напоминало о Тевтонском ордене, ни униформа, ни символы, ни гербы не девизы. Более того, всё было совершенно противоположным.

Орденские рыцари носили белые одежды, SS чёрные.

Символы гербы

Тевтонский орден имел герб в виде христианского креста.

SS языческие руны (которые представляют собой знаки древнейшего германского алфавита), и мёртвую голову (череп) .

Мы всегда готовы к битве, если нас зовут в бой руны и мертвая голова... Боевой гимн «Все мы SS ». Что тут общего?

Девизы

Девиз Тевтонского Ордена : "Helfen - Wehren - Heilen" (Помогать-Защищать-Лечить).

Девизом SS Meine Ehre hei ß t Treue ! - (Моя честь называется верность , так же возможный перевод на русский язык Верность - моя честь ). Этот девиз имелся на пряжках ремней солдат и офицеров войск SS . Девиз SS Meine Ehre heißt Treue! на пряжках писался всегда с

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари