Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как освоить скорочтение. Самая эффективная методика обучения скорочтению

Скорочтение - буквально быстрое чтение . Этот навык приобретается людьми для разных целей, одни так успевают быстрее обрабатывать документы, другие больше читать, третьи кладут его в копилку своих интеллектуальных способностей. В любом случае навык быстрого чтения приносит много пользы тем, кто его освоил.

Для развития скорочтения используются специальные программы и упражнения, которые, повышают результаты быстрого и качественного восприятия информации.

Онлайн упражнения

Развитие скорочтения

Для того, чтобы добиться хороших результатов, нужно регулярно заниматься, а для того, чтобы научиться читать быстро надо еще и стараться, потому что развитие скорочтения - это навык, который достигается только при работе над собой.

Для большинства людей достаточным будет увеличение скорости чтения до 500-700 слов, и такая скорость достигается достаточно легко. Для тех, кто хочет научиться читать, понимать и запоминать более 700 слов в минуту, скорее всего, придется упорно трудиться и проходить специальные программы и методики.

Запишитесь на наш курс Скорочтение за 30 дней. Если вы сейчас читаете 200 слов в минуту, то после месяца тренировок будете читать 500-900 слов в минуту. Через два месяца 900-1800 слов в минуту. Через три месяца 1800-4500 слов в минуту. А за 4-6 месяцев тренировок можно достичь скорости чтения 10 000 слов минуту.

С 2015 года по нашей программе обучилось 1507 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Казани, Челябинска, Уфы, Оренбурга, Нижнего Новгорода, Киева, Минска и других городов.

Если обучаться скорочтению самостоятельно, то таких результатов будет сложно достичь и потребуется гораздо больше времени. Без специальной программы вряд ли получится читать свыше 500 слов в минуту.

Для сравнения, спортсмену без специальной тренировки и тренера сложно не достичь тех результатов, которые достигают спортсмены по специальным программам и под наблюдением тренера.

Отзывы о курсе

Как правильно читать?

Вспомните свое детство, сначала Вас учили разбирать буквы, потом читать из них слоги, затем читать простые слова по слогам. Позже Вы же быстро читали маленькие слова, но большие и особенно незнакомые читались иногда даже не с первого раза. Двигаясь шаг за шагом, год за годом Вы, были ребенком, учились читать все быстрее и быстрее, и Ваш мозг запоминал и распознавал все больше и больше слов. Никогда никто Вас больше не учил читать какими-нибудь другими способами. В лучшем случае Вас учили ориентироваться в тексте, бегло читать, понимать его структуру и как-то запоминать ее, чтобы потом более детально изучить, не перемешивая все в голове.

Итак, сначала были буквы, потом слоги, затем слова и наиболее употребляемые словосочетания. Люди, которые учатся читать еще быстрее, читают словосочетаниями, строками, и даже по нескольку строк за раз, а потом и вообще сразу абзацами и даже страницами.

Так же скорочтению можно обучать и детей, они в некоторых случаях могут учиться даже быстрее взрослых и им это нравится. Главное выработать привычку следовать определенным правилам, таким как не возвращаться назад и концентрироваться на содержимом текста, на автомате следовать правилам выбранной методики и не задумываться.

Стоит отметить, что навык быстрого чтения требует долгого и кропотливого труда, поэтому сначала надо решить несколько вопросов:

  • Как быстро я хочу научиться читать
  • Как быстро мне надо читать
  • Сколько времени я готов(а) тратить ежедневно/еженедельно на тренировки

Есть несколько способов быстрого чтения:

Выборочное чтение

Выборочное чтение - это навык быстрого структурирования текста и понимание его структуры, выбор и чтение нужного блока текста любой длины. Такой подход используется, когда нет смысла читать весь текста, а надо только почерпнуть из него конкретные данные, например, определение слова в словаре или какую-то техническую, финансовую и тому подобную информацию.

Стоит отметить, что такой способ не подходит для чтения художественной литературы, потому что художественные произведения требуют полного погружения читателя. Исключения могут быть, если Вы узнаете из художественного произведения что-то конкретное, например, зачем и как Раскольников убил бабку процентщицу в книге Достоевского «Преступление и наказание », но это уже не структурированное распознание текста, а беглое чтение, подобное перематыванию видеокассеты.

Быстрое чтение всего текста

Быстрое чтение - это когда читается весь текст на большой скорости, с полным пониманием и запоминанием нужной информации.

Таким способом можно читать любые тексты, начинать от технических и научных текстов, и заканчивать художественными произведениями. Правда, стоит отметить, что художественные тексты читать сложнее, потому что они читаются для души. Это значит, что надо успеть погрузиться в текст и насладиться им, если конечно в этом есть такая необходимость.

Также не всегда удобно читать прекрасные романтические произведения на пределе своих возможностей, когда хочется просто отдохнуть вечером после рабочего дня. Но если не терпится узнать, что впереди и эмоции захватывают и уносят вместе с книгой, то человек сам того не замечая начинает ускоряться и читать комфортно, так быстро, как только умеет.

Предупреждаю, что при быстром чтении с хорошим погружением в текст можно так увлечься, что окружающий мир перестанет существовать и померкнет среди ярких образов и картин читаемой книги, которые со временем развития навыка тоже будут улучшаться и чтение книги будет подобно красивому фильму, который снят персонально для Вас Вашим мозгом.

Так незаметно пролетают прекрасные минуты страниц и часы книг…

У меня был опыт чтения и тех и других текстов и художественные всегда читались медленнее, а если не поддерживать навык скорочтения и читать только художественные произведения, то этот навык со временем может упасть до разговорной речи.

Чтение на скорости выше 800 слов в минуту

  1. Перестать проговаривать про себя читаемый текст, потому что скорость проговаривания даже "про себя" может быть не больше 800, максимум (по моему опыту) 900 слов в минуту.

    Поначалу будет очень сложно отучить веками годами привык мозг читать без проговаривания, только взглядом, но потом будет проще. Главное заново не начать проговаривать, пока навык не окрепнет.

  2. Не возвращаться назад, читать только вперед, даже если стало непонятно.

    Возвращаясь, Вы будете только тормозить весь процесс и потом не сможете быстро читать, потому что каждый раз будете возвращаться. А мозг ленивый, он будет каждый раз просить вернуться назад, пока Вы его не отучите.

    Вначале при быстром чтении многие детали в тексте будут непонятны и захочется вернуться и перечитать текст снова и снова, но потом мозг адаптируется и будет все меньше и меньше допускать таких ошибок, пока их число не будет стремиться к нулю.

    Это подобно спортсмену, который берет вес или скорость больше той, при которой ему комфортно, чтобы мышцы крепли и развивались под нагрузкой. Так же и тут, мы выводим мозг из зоны комфорта и заставляем его тренироваться.

  3. Ширина обзора. При чтении больше 300 слов в минуту приходится очень быстро перемещать взгляд по тексту. Это полезно при недолгом чтении, но при продолжительном чтении глаза очень сильно устают, и могут даже не успевать перемещаться.

    Поэтому и необходимо увеличить ширину обзора, развивать периферийное зрение.

Отзывы о курсе развития скорочтения

Фоточтение

Предполагает чтение пристрелкой. Текст размеров от абзаца до страницы как бы фотографируется глазом, и вся информация сразу распознается и понимается мозгом, для развития такого навыка придется долго и упорно трудиться.

Как быстро развить фоточтение?

В этом нам поможет курс "Киночтение за 7 дней", который в отличии от традиционных курсов развития скорочтения увеличивает скорость чтения до 30 000 слов в минуту примерно за 7 дней, даже, если Вы вообще не изучали скорочтение.

В этом курсе используется фирменная методика Андрея Патрушева и ведет этот курс сам автор методики. Суть в том, что Вы за короткое время просматриваете целую книгу разными способами в специальной программе, которую тоже разработал автор этого курса.

После одного или нескольких просмотров книги на запредельной скорости Вам нужно будет выполнить секретные упражнения из курса, чтобы достать прочитанную информацию из подсознания. Звучит фантастически, но и стоит не дешево, так как методика новая и пока ее вроде еще никто не скопировал.

Если у Вас пропадет скидка в 2200 руб, просто нажмите на кнопку еще раз Записаться на курс

Факты и рекорды

    Максимальный рекорд скорости чтения принадлежит 16-летней киевлянке Ирине Иваченко - 163 333 слова в минуту с полным пониманием прочитанного

    В. И. Ленин читал 2500 слов в минуту

    Более полутысячи страниц в день прочитывал Сталин (Иосиф Виссарионович), имел привычку выделять ключевые слова и основные мысли

    Р. Луллия – создатель первых техник быстрого чтения, которым обучались А. С. Пушкин, Н. Бонапарт и другие великие личности

Курсы для развития скорочтения и мозга

Запишитесь на наши интернет-курсы для развития скорочтения и мозга. Занимайтесь и развивайтесь вместе с нами.

Скорочтение за 30 дней

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательность слов, цифры, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого вычитания, сложения, умножения, деления, расчета процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх. Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, копить деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени.Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Педагогическая копилка приёмов достижения результативности в обучении чтению (Приложение 1).

Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение

“Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв.

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений (Приложение 2).

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2


Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная, крутая и длинная горка была

Предварительный просмотр:

Приложение 1


Педагогическая копилка приёмов достижения результативности в обучении чтению.

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе . Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

“Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

“Молния”

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

“Спринт”

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них:

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.


Условия правильного обучения технике быстрого чтения:

1. Каждую неделю осваивать урок техники быстрого чтения.
2. Ежедневно выделять 30-40 минут для выполнения специальных заданий.
Перед началом занятий следует проводить сеанс аутогенной тренировки .

Почему мы читаем не настолько быстро?

Пять основных недостатков традиционных методов чтения:
1. Регрессии
Возвратные движения глаз с целью повторного прочтения уже прочитанного. Один из наиболее распространенных недостатков.
2. Отсутствие гибкой программы чтения
Большинство читателей читают одинаково медленно как тексты заслуживающие такого внимания и тексты которые требуют и допускают такой скорости.
3 Артикуляция
непроизвольные движения языка, губ, элементов гортани при чтении текста про себя. Шептание, бормотание - главный враг быстрого чтения.
4 Малое поле зрения
Это участок текста воспринимаем глазами в моменты остановок или фиксации что успеваете вы увидеть, когда ваши глаза задерживаются на тексте.
5 Отсутствие внимания при чтении

Правила техники быстрого чтения

1. Читать без регрессий
Текст любой трудность читать только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если возникла необходимость в этом.
2. Все тексты строятся в единой логической последовательности. Каким бы не был трудным текст, регрессия недопустима
Вернуться к тексту можно после прочтения и осмысления, минимум через 3 минуты. Если в течении этого времени вы не вспомните прочитанное, вы можете вновь вернуться для повторного чтения.

Интегральный алгоритм чтения

ИАЧ состоит из семи блоков:

Критичный настрой/несогласие с чем-то повышает восприятие текста, способствует более глубокому пониманию и запоминанию. Помните об этом, поэтому всегда выделяйте особенности и критичные места.


После прочтения, вы должны остановиться и представить себе текст в этих семи блоках и проверить заполнения его ячеек.

Современная лингвистика утверждает, все тексты имеют избыточность составляющие 75 и более процентов. В текстах много "воды" и это закономерное явление, потому-как тексты не имеющие избыточности становятся "сухими", непонятными. Как найти "зерна смысла" во всем обилие текста? При использовании интегрального алгоритма чтения, вы будете искать ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения. Тратьте энергию мысли только на обработку содержательной части текста.

Зрительные образ интегрального алгоритма должен всегда быть в вашем воображении, в вашем сознании.


Закончив чтения, посидите, поразмышляйте, закройте глаза, представьте рисунок интегрального алгоритма и с удивлением вы обнаружите, что всё из текста находится в соответствующих частях рисунка.


С помощью многократных повторений, закрепляется новая программа действий. Пройдет время и вы забудете о рисунке, но останется более эффективная программа умственных действий.


Разбивайте текст по блокам интервального чтения и вы увидите только текст имеющий основную смысловую нагрузку.

Дифференциальный алгоритм чтения

  1. Найдите алгоритм чтения
  2. Сформируйте основные смысловые пункты
  3. Проанализируйте всё это, сделайте вывод о том " в чём же содержание главной смысловой его части" - доминанту.

Семантический треугольник показывает процесс понимания текста

Информация (сведения, события, факты)
Смысл - мысль содержащаяся в словах

Есть ли тексты не содержащих информацию - как правило, нет.

Есть ли тексты не содержащие смысла - ещё как есть!

Большинство людей читающих тексты воспринимают как правило информацию, лишь немногие постигают смысла текста.

Две программы чтения

Ключевые слова - слова несущие основную смысловую нагрузку.

Смысловой опорный пункт - пункт понимания, пункт декодирования. Он включает группу ключевых слов и представляет собой лаконичные выражения содержания - предложения или абзацы.

Доминанта/значение - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей.

Правила выполнения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку, твёрдо, уверенно, чётко.
  2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти, локоть не должен лежать на столе. Для активного воздействия на зону Брока нужны активные амплитудные движения вашей руки.
  3. При выстукивании ритма с одновременным чтением текста про себя необходимо обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
  4. Левша должен выстукивать двумя руками.

Выполнять этот ритм следует в течении 20 часов.

Сидеть нужно за столом.

Для быстрого чтения нужно иметь хорошо развитое периферическое зрение. Тренировать его можно с таблицей Шульте. Оно решает проблему движения вертикального движения глаз.

Смысл в том, что одновременно скорее всего у вас не получиться и выстукивать, и говорить вслух. Но остаётся возможно читать про себя, выстукивая ритм. Такое чтение всегда будет чтением с отсутствием артикуляции.

Формируется невербальное образное мышление. После 10 часов, следует выстукивать ритм обеями руками (в том числе и левшам).

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Чтение + стук. Не получаются или чтение или стук;
  2. Чтение + стук. Получается, но нет понимания;
  3. Чтение + стук + понимание. Получается, нет запоминания;
  4. Чтение + стук + понимание. Получается. Есть запоминание, стук не мешает.

Два способа обработки информации

Правило работы с таблицей Шульте

Таблицы Шульте дают очень большой эффект тогда и только тогда, когда вы соблюдаете все правила работы с таблицей.

Ежедневно работайте с таблицами шульте.

Каждый раз работайте с новой таблицей.

  1. Зафиксировать взгляд в центре таблицы. Необходимо видеть всю таблицу целиком;
  2. Последовательно найдите все цифры не пропуская ничего. (Помните, взгляд необходимо удерживать в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены!);
  3. Найденная цифра фиксируется только взглядом, без проговаривания.

Постепенно время работы с таблицей должно уменьшаться.

Может случиться так, что следующая цифра абсолютна не видна, в этом случае запрещены хаотичные движения глаз, но можно разрешить себе только вертикальные сканирующие движения глаз. Сканируйте первую колонку, вторую, третью и т.д.

Специальные упражнения для глаз

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

"Метод штурма"

Алгоритм чтения по "методу штурма":

  1. Увидеть всю страницу сразу;
  2. Найти информативный блок;
  3. Прочитать его.

Упражнение "60+15"

Отличный метод для чтения огромного количества литературы.

Алгоритм чтения:

  1. Созерцать страницу книги 60 сек. Разрешаются любые движения глаз, кроме горизонтальных;
  2. В процессе созерцания найти информативный блок;
  3. За 15 сек. прочитать найденный информативный блок.

Внимание при чтении

"Внимание - это умственное действие контроля. Внимание принимает форму предмета, на который человек смотрит." (П.Я.Гальперин)
Быстрое чтение требует повышенного внимания.

Основные психофизиологические свойства внимания объясняются двумя законами:

  1. Закон индукции нервный процессов (Павлов);
  2. Принцип доминанты (Ухтомский).

Психологи выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное - возникает само собой;
  2. Произвольное - результат усилия воли;
  3. Послепроизвольное - не требует постоянных волевых усилий.
Быстрое чтение возможно в режиме произвольного или послепроизвольного внимания.

Свойства внимания:

  • Объем;
  • Распределение;
  • Концентрация;
  • Устойчивость;
  • Переключение

Упражнения для тренировки внимания (эффект возможен спустя три месяца)

Эффективность этих упражнений очень высока, если их выполнять длительное время

"Память это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча"

1. Созерцание зеленой точки

2. Пальцы скрепить в замок, отвести большие пальцы и делать вращательные движения большими пальцами левой и правой руки - одновременно вокруг друг друга. Вы должны следить за движениями пальцев, ни о чем не думать, не надо смотреть на пальцы.
Первые 15 дней выполняйте это упражнение ежедневно в течении 5 минут
Вторые 15 дней - 10 минут

Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно.

В начале специалисты советуют .

По методике Зайцева, Домана, Монтессори

Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.

По Вальдорфской школе

Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.

Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.

Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.

Не совершайте эти ошибки

Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.

От простого к сложному

Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

Упражнения для первоклашек

Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.

Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.

По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.

Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:

С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.

Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.

Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.

Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.

Хоровое чтение

Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

Комплекс заданий

Включает в себя следующие упражнения:

  1. многократное чтение на скорость и время;

Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.

  1. чтение в хорошем темпе;

Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.

  1. знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;

Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.

Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.

Задание «Буксир»

Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.

Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.

Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

Прыжок-остановка

Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.

Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

Половинка

Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.

Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.

Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.

Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.

А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.

Для детей старше 8 лет

Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

Вставляем буквы

Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

Исправляем ошибку

Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:

Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

Мячик по дорожке скачет,

Не догнать нам быстрый мячик.

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Особенные упражнения

Расширение поля зрения

  1. Таблица Шульге.

Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:

Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

  1. Клиновидные таблицы.

Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.

Подавление регрессии

Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:

  1. Указывайте направление чтения.

Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.

  1. Закрывайте прочитанный текст.

Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.

  1. Проверяйте скорость постоянно.

Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

Подавление артикуляции

  1. музыкальное сопровождение;

Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.

  1. «Шмель»;

Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

  1. ритм;

Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.

  1. замок;

Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.

Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.

Упражнения на корректировку внимания и концентрации

  1. Составляем слова.

Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.

  1. Находим отличия.

В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.

  1. Меняем шрифты.

Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

  1. Путаем слова.

Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.

  1. Отмечаем главное.

После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

  1. Включаем в работу оба полушария.

Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.

  1. Загадываем загадки.

Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.

  1. Называем цвета.

Используйте такое поле:

Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.

Развитие анципации

Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

  1. текст вверх тормашками;

Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.

  1. линейка;

Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.

  1. половинки;

Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.

Тренировка памяти

  1. визуальный диктант;

Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.

  1. цепочка;

Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.

  1. ремонт слов;

Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

Чтение в паре со взрослым

Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:

  1. чтение одновременно с родителем;

Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.

  1. эстафета;

Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.

  1. хвостик;

Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.

Книги по скорочтению для детей

Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Желая подготовить своего ребенка к взрослой жизни, родители с ранних лет пытаются научить его всему необходимому. И многих волнует вопрос: являются ли упражнения по скорочтению для детей полезными, с какого возраста следует начинать такие занятия? Есть несколько позиций, с которыми стоит ознакомиться ответственным родителям.

Что такое скорочтение?

Скорочтение представляет собой подборку специализированных технологий, целью которых является повышение скорости чтения. Наиболее впечатляющий результат – 10 000 слов в минуту (примерно 6 страниц печатного текста). Этот навык будет полезен студентам, которым приходится штудировать огромные тома в поисках ответа на вопрос семинара, но вот младшим школьникам еще нет необходимости бить рекорды скорости и «глотать» книги одну за одной. Гораздо важнее для них наслаждаться печатным словом, вдумчиво читать предложенные им тексты классических произведений. Но педагоги отмечают, что умение читать быстро полезно и в 1-5 классах.

Очень важно, чтобы перед началом занятий ребенок обладал рядом необходимых навыков – прежде всего, умел читать осмысленно, вдумчиво, понимать, о чем шла речь в тексте. Без этого занятия потеряют смысл. Кроме того, школьник должен обладать достаточным словарным запасом, умением концентрироваться, сосредоточивать внимание на тексте и его содержимом. Желательно, чтобы он не шевелил губами во время чтения, проговаривая прочитанное, – это существенно замедляет скорость чтения. Если сейчас ребенок поступает именно так, путем регулярных тренировок от проговаривания следует уходить.

Современные педагоги разработали несколько методик, помогающих научить вдумчивого ребенка читать быстро, при этом не теряя смысл прочитанного.

Как развивать самые значимые для ребенка сферы за 20-30 минут в день

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Возраст

Исследователи отмечают, что ранние занятия по скорочтению скорее вредны, чем полезны, ведь ребенок, который только знакомится с печатным словом, должен стараться читать вдумчиво, осознано, понимать, о чем речь, а не стремиться делать это как можно быстрее. Ведь из-за того что малыш прочел все быстро, но не понял практически ничего, теряется сам смысл чтения. Поэтому специалисты полагают, что не стоит работать над скорочтением с детьми 7 лет, мозг которых уже готов к восприятию заданий, – обучение лучше отложить.

При этом отдельные упражнения, направленные на развитие внимательности, умения концентрироваться, будут полезны и в этом возрасте.

Комплексные тренировки над повышением скорости чтения лучше всего проводить в 10-12 лет – именно так считают многие педагоги.

Однозначного ответа на вопрос, с какого возраста приступать к занятиям, нет. Если родители видят, что их ребенок в 7-8 лет читает хорошо, понимая смысл, может отвечать на вопросы по его содержанию, то они могут начать в игровой форме заниматься с ним отдельными упражнениями по скорочтению. Но если школьник не понимает, что от него требуется, занятия можно отложить на год. Большая часть специалистов категорически не рекомендует проводить подобные тренировки с дошкольниками, пусть даже и умеющими читать, поскольку они нередко не понимают различий между буквами и звуками.

Преимущества

К числу достоинств методики скорочтения относят следующие:

  • при регулярных занятиях удается избавиться от большинства ошибок, свойственных ученикам начальной школы (перестановка слогов в словах, замена букв, запинки);
  • высокая скорость чтения напрямую связана с высокой успеваемостью.
  • занятия позволяют улучшить память, способствуют развитию мышления.

Вот почему тренировки должны проводиться на регулярной основе. Однако не стоит заставлять ребенка заниматься, ругать его, если что-то не получается, в противном случае велик риск, что книга будет восприниматься им в негативном свете. Для детей младшего школьного возраста следует активно использовать игровые технологии, визуализировать прочитанное. Для этого родители могут подобрать иллюстрации к тексту, показывать их ребенку. Это поможет ему понять смысл.

Правила организации занятия

При работе над техникой скорочтения важно придерживаться нескольких правил, которые сделают каждое занятие максимально продуктивным.

  • Следует стремиться к тому, чтобы ребенок читал и выполнял упражнения регулярно, желательно каждый день, а не к тому, чтобы он читал помногу за один раз.
  • Не стоит недооценивать важность отдыха, поэтому при тренировках следует делать небольшие перерывы, чтобы малыш смог передохнуть и набраться сил.
  • Обязательно хвалить ребенка за усилия, и особенно – за успех, а вот от порицаний необходимо отказаться, поскольку недовольство родителей снизит и мотивацию, и интерес.

В процессе обучения хорошо использовать элемент здоровой конкуренции, поэтому можно дать ребенку возможность иногда «победить» родителя, прочесть быстрее, чем папа или мама. Это подарит ему веру в свои силы и стремление делать дальнейшие успехи.

Упражнения для младшего школьного возраста

Итак, мы выяснили, что занятия по скорочтению можно включить в режим дня ребенка уже в 7-8 лет, но только при условии, что он обладает навыком осмысленного чтения. Полезными будут некоторые упражнения, направленные не только на повышение скорости чтении, но и на развитие внимательности, догадливости.

  • Чтение вместе («буксир»). Очень полезное упражнение для увеличения скорости чтения. Выбирается определенный фрагмент текста, ребенок читает его вслух, а родитель водит пальцем по строчкам. Постепенно взрослый начинает движение быстрее, принуждая малыша также увеличивать скорость, даже не замечая этого. При регулярном выполнении помогает достичь хороших результатов.
  • Половинки слов. Родители предварительно готовят дидактический материал – делают карточки со словами, потом разрезают их на 2 части (например, автобус – авто и бус). Для младшего школьника таких слов должно быть 7-10. Задача ребенка – разобраться, половинки каких слов лежат перед ним, и сложить их вместе.
  • На развитие зрительной памяти. Это задание не только поможет увеличить скорость осмысленного чтения, но и станет отличной тренировкой зрительной памяти младшего школьника. Выбирается текст, который ребенок читает, пока не услышит от взрослого «Стоп», далее он закрывает глаза на 5 секунд, потом открывает и пытается как можно быстрее найти взглядом строку, на которой остановился. Сначала это займет некоторое время, но с каждым разом будет получаться все лучше.
  • Побить собственный рекорд. Для работы выбирается достаточно длинный текст, который малыш читает в течение двух минут. Как только время истекло, он прекращает чтение, а взрослый ставит в книге точку, после чего ребенку дается время передохнуть. Следующий шаг – повторное чтение этого же фрагмента с начала, но задача – побить собственный рекорд, прочесть дальше точки. Таким образом текст читается трижды за занятие. Если рекорд «побит», задача родителя – похвалить ребенка за волю к победе.

Не стоит принуждать ребенка делать все и сразу, 2-3 упражнений в первое время будет вполне достаточно. Главное – чтобы он не утрачивал интереса к обучению и прикладывал максимум усилий.

Тренировки в 8-9 лет

Развитие скорочтения следует продолжить и во втором-третьем классах, предложив ребенку выполнять различные упражнения. Даже те специалисты, которые выступают против ранних занятий скорочтением, отмечают, что отдельные элементы будут полезны в 8-9 лет.

Таблицы Шульте – это очень хороший тренажер не только для скорости чтения, но и для внимательности, регулярные занятия по ним помогают расширить угол зрения (улучшить периферийное зрение). Заниматься с ними можно в возрасте 8-9 лет. Этот тренажер представляет собой таблицу с большим числом ячеек, в каждую из которых в случайном порядке вписаны данные – это могут быть цифры, буквы. Задача обучающегося – найти их по порядку (например, буквы от А до Я) за определенный промежуток времени, используя периферийное зрение. Проговаривать вслух найденные числа или буквы нельзя, работает только взгляд.

Чтобы ребенок не привык к определенной последовательности, таблицы следует регулярно менять.

Взгляд не должен бегать по клеткам таблицы, а должен быть сосредоточен в центральной ее части, только в этом случае задание считается выполненным верно. Сначала это будет получаться с трудом, но после регулярных тренировок результат будет заметен.


Заниматься по таблицам Шульте следует не реже 2-3 раз в неделю (но желательно каждый день), продолжительность занятия – 20-30 минут.

При занятиях над увеличением скорости осмысленного чтения полезны будут и такие упражнения:

  • выразительное чтение знакомого текста с постепенным переходом на неизвестный фрагмент;
  • попытка чтения в темпе скороговорок.

В этом возрасте для развития памяти, внимательности, способности размышлять следует активно включать в занятия упражнения для детей, направленные на исправление ошибок. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый читает текст вслух, специально допускает ошибку в каком-либо слове. Задача ребенка – внимательно слушать, обнаружить ошибку и сообщить об этом после прослушивания фрагмента. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество ошибок.
  • Родитель составляет несколько предложений, причем сознательно допускает в них ошибку. Например, делает карточки со словами «Кошка» «окне» «на» «лежит» и раскладывает их в таком же порядке. Задача ребенка – разложить их правильно, чтобы получилось предложение «Кошка лежит на окне».
  • Мама или папа составляет и оформляет небольшой текст, в котором пропущены гласные буквы. Сначала их может быть немного, со временем число пропусков увеличивается. Задача ребенка – понять, каких именно гласных не хватает, и вставить их. Это упражнение постепенно можно видоизменить, пропуская в словах целые слоги, потом – слова и словосочетания, оно помогает развивать мышление и догадливость.

Упражнения на внимание

Занимаясь с младшим школьником в домашних условиях, можно предложить ему выполнить несколько усложненных заданий, которые помогут не только увеличить скорость осмысленного чтения, но и развить память и мышление.

  • Расшифровка анаграмм. Родитель составляет анаграммы, меняя в словах буквы местами, задача ребенка – разобраться, какое слово зашифровано, и назвать его правильно. На первых этапах слова должны быть самыми простыми, знакомыми школьнику. Например, можно выбрать тематическую группу «Овощи»: орецгу, тоамт, карштока, лку.
  • Чтение текста, в котором содержатся перестановки букв (например, не математика, а матемакита). Задача ребенка не исправить ошибку, а понять общий смысл прочитанного, как можно быстрее прочесть фрагмент, не обращая внимания на перестановки. Это поможет школьнику увидеть, что чтение по слогам является нерезультативным, поэтому от него необходимо постепенно отказываться.
  • Чтение перевернутого текста. Это достаточно сложное задание даже для взрослых. Поэтому надо внимательно подобрать фрагмент, он должен быть понятен младшему школьнику. Суть упражнения – прочесть слова, а затем и предложения «задом наперед».
  • Поиск слов. Родитель подбирает текст, находит в нем слова, которые ребенок будет разыскивать взглядом, далее предлагает малышу выполнить задание на время. Задача школьника – не просто прочесть текст, но и как можно быстрее обнаружить в нем данные слова.
  • «Шмель». Считается одним из самых эффективных упражнений для развития скорочтения. Ребенку предлагается прочесть фрагмент текста про себя, одновременно жужжа, словно насекомое. Постоянное выполнение позволит ребенку быстро избавиться от артикуляции – научится не произносить вслух текст, читаемый про себя.

При регулярных тренировках скорость чтения будет постепенно увеличиваться.

Для расширения поля зрения и памяти

Упражнения для детей на развитие скорости чтения предполагают также работу над периферическим зрением, поскольку если радиус бокового зрения очень мал, то это становится серьезным препятствием на пути к быстрому чтению. Поэтому каждый день надо выполнять специальные упражнения, которые помогут решить проблему. Ранее уже описывалось подобное упражнение – таблицы Шульте. Но существуют и другие варианты.

  • Работа с фигурами. Следует на листе бумаги нарисовать солнце с несколькими лучами. На конце каждого лучика поместить геометрическую фигуру, знакомую ребенку. Задача школьника – устремив взгляд на солнце, назвать по порядку фигуры.
  • Улучшение фотопамяти. Упражнение выполняется на компьютере или по заранее приготовленным карточкам. Родитель печатает несколько слов (или раскладывает на столе карточки, где они записаны). Задача ребенка – прочитать их и запомнить, на слова он смотрит 10-15 секунд. Далее взрослый задает вопрос – присутствовало ли в данном ряду определенное слово? Ребенок дожжен вспомнить и дать верный ответ.

Скорость чтения имеет прямую связь с памятью, поэтому очень важно включать в тренировки различные упражнения, направленные на улучшение зрительной памяти.

Построение занятия

Можно воспользоваться примерным планом урока.

  1. Разминочная часть. Ребенок читает вслух небольшой фрагмент текста (оптимальная длина – около ста слов), затем отвечает на вопросы родителя по его содержанию. Также в качестве разминки можно проговаривать скороговорки и чистоговорки, рекомендуется делать это двумя способами: шепотом и громко.
  2. Работа с таблицей Шульте или выполнение любого другого упражнения из блока на развитие бокового зрения.
  3. Работа с анаграммами или искаженным текстом, позволяющая улучшить память и развивать внимательность.
  4. Чтение перевернутого текста.

Данная структура является примерной, может быть видоизменена родителем в зависимости от того, какие с какими задачами ребенок справляется хуже.

Занятия по скорочтению помогут ребенку получить навыки, полезные для его дальнейшей жизни. Родителям предстоит выполнить непростые задачи: понять, когда школьник готов к началу регулярных тренировок, то есть читает осмысленно, а также помогать ему постепенно повышать скорость чтения, развивать память и мышление при помощи специальных упражнений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари