Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Занятие на тему «Зима» в подготовительной группе ДОУ. Тематическое планирование в подготовительной группе

Познавательно-творческий проект«Здравствуй, Зима-красавица!»для детей подготовительной группы «Малышок»

Продолжительность проекта : с 01.12.2015г. по 01.01.2016г

Тип проекта: познавательно- творческий, игровой

Участники проекта : дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Актуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Цель проекта .

Расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы.

Сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей

Задачи проекта:

Расширять формы работы с семьей.

Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.

Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор, способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Задачи для детей:

Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры.

Знакомство со свойствами снега, воды в твердом и жидком состоянии.

Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.

Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь.

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.

Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задача для педагога:

Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.

Ожидаемые результаты по проекту:

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;

Формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

. Формы реализации проекта :

  1. Беседы.
  2. Наблюдения.
  3. Досуговая деятельность.
  4. Игровая деятельность.
  5. Исследовательская деятельность.
  6. Продуктивная деятельность детей.
  7. Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный:

  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов.
  • Создание развивающей среды.
  • Подбор художественной литературы по теме.
  • Разработка мероприятий.

Второй этап – основной (практический):

Проведение бесед

Пальчиковая гимнастика.

Физкультминутки:

Словесные игры:

Дидактические игры

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Беседы-рассуждения:

Беседы и свободное общение:

Художественный труд и детская дизайн деятельность

Развлечения,

Подвижные игры, народные хороводные игры

Сюжетно- ролевые игры:

Работа с родителями

«Суперстоловая для птиц". Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок на конкурс «Новогодние чудеса». Оформление прогулочного участка на улице. Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасное поведение детей в зимнее время года», « Прогулки зимой», «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей».

Третий этап заключительный:

  • Обработка результатов по реализации проекта.
  • Конкурс гирлянд «Лучшее новогоднее украшение»
  • Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.
  • Новогодний утренник «Золушка»

Перспективное планирование работы по проекту

Художественно-продуктивная деятельность

  • Творческая мастерская: Вырезывание снежинок,
  • Оформление макета «Зима»,
  • Вернисаж: «Зимушка-зима»,
  • Рисование: «Деревья в инее», «Снежинки-балеринки»,
  • Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».

Музыкальное развитие

Песни «Елочка», «Русская зима»

Новогодний утренник «Золушка»

Познавательно-тематические занятия

  • Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
  • В. Бианки «Лес зимой», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»,
  • Русские народные сказки: «Зимовье зверей».
  • Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
  • Зарубежные сказки: «Снежная королева»,
  • Стихи, загадки, пословицы о зиме.
  • Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос

Свободное общение:

  • «Как звери к зиме готовятся».

Наблюдения, опыты и эксперименты.

Наблюдения

Д/и “Какой?”

Художественное слово. Г. Ладонщиков

Белым снегом все покрыло: И деревья и дома, Свищет ветер легкокрылый: Здравствуй, зимушка-зима!

Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)

Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.

Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)

Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.

Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?

Наст – ледяная корка на снегу. Появляется после оттепели. Под его тяжестью ломаются ветки деревьев.

Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.

Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.

Народные приметы:

“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,

“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.

Проверить, верны ли приметы.

Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.

Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).

Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”

Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.

Наблюдение за ветром . Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)

Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?

Наблюдение за поземкой . Объяснить детям слово

(вьюга, во время которой дует низовой ветер), спросить, что делает поземка.

Наблюдение за небом.

Д/и “Какое небо?”

Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?

Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?

Угли пылают, Совком не достать, Ночью их видно, А днем не видать. (Звезды и небо)

Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”.

Наблюдение за тучами.

Если летом мы плывем, Мы с собой дожди несем. Если мы плывем зимою, Мы снега несем с собою.

Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?

Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”

Пословицы и поговорки о зиме.

  1. Как зима не злится, а весне покорится.
  2. Зима без снега - лето без хлеба.
  3. Год кончается, а зима начинается.
  4. Снегирь прилетит - о зиме известит.
  5. Зимой морозы, а летом грозы.
  6. Зима - не лето, в шубу одета.
  7. Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  8. Два друга - мороз да вьюга.
  9. Зима лето пугает, да все равно тает.
  10. Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  11. Чем крепче зима, тем скорее весна.
  12. Снег глубок - год хорош.
  13. Живет и такой год, что на день семь погод.
  14. Зима спросит, что твое лето приносит.
  15. Осень богата хлебом, а зима снегом.
  16. Зимний денек - воробьиный скок.
  17. На Новый год день прибавился на заячий скок.
  18. Готовь зимой телегу, а летом сани.
  19. Береги нос в большой мороз.
  20. Мороз невелик, да стоять не велит.

По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:

  1. Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
  2. Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
  3. Собака катается на снегу – к метели.
  4. Кошка мордочку прячет – на мороз.
  5. Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
  6. Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
  7. Птица хохлится к непогоде.
  8. Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
  9. Много паутин – к холодной зиме.
  10. Теплая осень – к долгой зиме.
  11. Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
  12. Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
  13. Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.

Опыты

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы. Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:

Снег пушистый лёг на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Опыт №6. Замерзание жидкостей .

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Опыт №6. Ледяной секретик

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода, И снова снега кутерьма. Но по душе нам время года С морозным именем: (зима).

Падают снежинки, Зазвенели льдинки. И невидимый мороз Щиплет уши, щёки, нос! - Знаю, знаю я сама! - Это к нам пришла... ! (Зима)

Время года, время года! Когда спит кругом природа. С золотыми берегами Под пушистыми снегами. (Зима.)

С неба хлопья полетели… Шубы белые надели И дороги, и дома…. Начинается? (зима)

Заковала лужи в лёд. Бьёт и зверя – птицу влёт. Зябнут вишенки в саду. Да не сладко коль приду. (Зима.)

Хлопнула в ладоши - Все поля в пороше. Молвила словечко - Зазвенела речка. На дома надела шапки Птицам зябко, греют лапки. (Зима.)

Скачет с Севера Царица, Золотой туман клубится. Погоняет трёх Коней, А метелицы за ней. (Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас, Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега – Начинается (пурга). Пурга... и днём от тучи тёмка, И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчица по дороге мчится, Воет, копошится… Спать в сугроб ложится. (Вьюга)

В холодильнике живёт. Превращает воду в лёд. Щиплет пальчики и нос Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер, Но не требует фломастер... Щиплет нам зимою нос Бодрый утренний... (Мороз)

По земле колдун идёт, Бородой седой трясёт. Как на воду он дохнёт, Превращается вся в лёд. А когда злодей летает, Всё живое замерзает. (Мороз)

Мы бежали лыжный кросс. Кто хватает нас за нос И румянит щёки Гонит на уроки. (Мороз.)

В. Стручков

Если дома я в тепле Он рисует на стекле. Если выйду погулять Начинает приставать Щиплет щёки, щиплет нос Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья Птицы снялись на кочевья. Звери в шубы прячут нос. Грозен Дедушка (Мороз.)

Белое покрывало, С неба упало, Всю зиму лежало, Землю укрывало, Весной солнце припекло, В реку ручейком стекло.(Снег)

Выпал с неба чистый мел - Городок наш посветлел. У зимы пока разбег Утром встал, растаял (Снег)

В. Стручков

Из дырявого Мешка Наземь падает Мука. Ладошкой сжал мучицу Получил - водицу.(Снег)

Мягкий, летучий Улёгся кучей. Дворник бородатый Гребёт лопатой.(Снег)

Белые Заплаты Падают у хаты. У берёзы, у сосны И лежат там до весны. (Снег)

Г. Таравкова

Он на улице лежит, По нему лыжня бежит. Но едва лучи пригреют, Он заплачет, потемнеет И бегут ручьи в разбег, Это тает зимний...(Снег)

Каменна страница. Всяк на ней резвится. Коньками делает следы, А страница из воды.(Лед)

На реке зимой Паркет Прочный, скользкий, гладкий. Хоть пляши на нём сто лет! Вальсы и вприсядку. Миновали холода- Подевался он куда? (Лед)

Мороз коснулся светлых вод И навёл хрустальный (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный, Он загадочный и плотный, А в тепле вдруг оживает, Слёзы льёт и быстро тает, Что водою слёзы льёт? Ну,конечно,это-...(Лёд.)

С. Мельников

Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто сталь. Занесёшь в тепло, домой. Станет сразу он водой. Холод от него идёт. Ну конечно это…(лёд)

Стихи о зиме .

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!

Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Все с удовольствием приняли участие в Новогоднем утреннике.

Литература.

  1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
  2. Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.
  3. Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 10 2012г
  5. 8. И. А. ЛыковаПрограмма «Цветные ладошки»- Издательство: ТЦ Сфера


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Образовательные :
    • обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись;
    • обобщение и систематизация знаний детей о зиме;
    • освоение новых техник рисования (восковыми мелками, акварелью, солью).
  • Развивающие : развитие творческого воображения, фантазии, мышления, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
  • Воспитательные : воспитание положительного взаимоотношения у детей, чувства дружбы и ответственности.

Средства создания образовательной среды: «Волшебная палочка», магнитофон, экран, компьютер, презентация, видеоролик «Волшебные звуки зимы» (А. Вивальди «Зима»), аудиозапись “ Метель”, музыка П.И.Чайковского; карточки для деления детей на микрогруппы; клеёнки, кисти, акварель, восковые мелки, соль, столовая ложка, тарелка, салфетки, стаканчики с водой, четыре листа ватмана форматом А1.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ритуал начала занятия

Дети заходят в зал и становятся полукругом, приветствуют гостей.

Воспитатель: Давайте встанем в круг и вспомним музыкальную игру (дети встают в круг, берутся за руки), “Здравствуй друг”. Мы будем передавать волшебную палочку по кругу, желая друг другу здоровья (Педагог ласково пропевает имя, стоящего справа от него ребёнка и передаёт ему палочку и так по кругу).

Воспитатель: Здравствуйте, всем привет!

Вхождение в тему

Воспитатель: Ребята, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие…
Друзья, Вам интересно, куда же мы отправимся? Мне тоже. А для того, что бы узнать маршрут нужно выполнить задание. В этом ребусе спрятано слово, мы должны его разгадать.

Слайд 2

Дети: Зима

Воспитатель: Совершенно верно. Мы отправимся в царство к Волшебнице Зиме! Но чтобы оказаться в её снежных владениях, надо отгадать загадки.

Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне… (мороз) . Слайд 3

В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет … (иней) . Слайд 4

Бел, да не сахар.
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится… (снег) . Слайд 5

Явилась вслед за осенью
Я по календарю.
Я самый лучший праздник вам
На радость подарю!
А землю белым снегом я
Укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка,
Ну, кто же я? (Зима) . Слайд 6

Воспитатель: А вот и сама красавица зима! Она приглашает нас отправиться в путешествие по чудесному зимнему лесу. Посмотрите, какая красота!Слайд 7

Появляется слайд, изображающий метель в сопровождении звуков ветра и хруста снега. Слайд 8

Воспитатель: Кажется, непогода разыгралась.

Воспитатель: Какие звуки вы слышите в зимнем лесу?

Дети: Вой ветра, скрип деревьев, хруст снега.

Воспитатель: Как можно описать словами зимний воздух?

Дети: Тихий, прохладный, колючий, звенящий, хрустальный, прозрачный.

Воспитатель: Как живут звери зимой? Слайд 9

Дети: Некоторые животные зимой спят. Это медведь, еж, барсук, бурундук. Другие животные заняты зимой добычей корма? (заяц, лиса, волк, кабан)

Воспитатель: Как вы думаете, о чем могут вести беседы зимой птицы Слайд 10

Дети: Холодно, голодно.

Воспитатель: Какой бывает зимний ветер?

Дети: Холодный, ледяной, порывистый

Воспитатель: С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» Покажите, как дует слабый ветерок. А теперь сильный (дети имитируют).

Физминутка

Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
Ветер дует ледяной (Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу (Приседают, потом встают, разводят руки в стороны)
Он суровый и могучий. (Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах. (Имитируют)
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит, (дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит. (Дети машут руками.)

Воспитатель: Откуда же берется снег?

Дети: Он подает из тучи.

Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда.. Во время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде "сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек. Посмотрите, сколько ветер снега надул, а вот и снежинки залетели, пока они не растаяли, скорей ищите две одинаковые. Дети ищут, но не находят.

Слайд 11

Воспитатель: Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.

Все снежинки одинаковы на цвет –
Но близнецов, поверьте, нет.
Найти похожих здесь нельзя –
Мороз старался, и не зря.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок» Слайд 12

Опыт “Почему снег хрустит?”

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

II часть

Новый слайд – зимний пейзаж. Слайд 13

Воспитатель: Посмотрите на картину, изображающую зиму. Как преобразилась земля!

А лес стоит загадочный,
А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина…

Муз. руководитель: Какие прекрасные слова о зиме. И только немного не хватает волшебства. Присаживайтесь на «снежные стульчики», которые для вас приготовила хозяйка – зима. Я предлагаю вам окунуться в волшебный мир музыки Антонио Вивальди. Слайд 14

Муз. руководитель: Вивальди – итальянский композитор, который жил давно – 400 лет назад. Он был известным композитором, музыкантом, дирижером. Он сочинил большое количество музыкальных произведений, и одно из них мы с вами слушали на прошлом занятии. Оно называется “Зима”

Слушание фрагмента из музыкального произведения “Зима” (Видеоролик «Волшебные звуки зимы» – Приложение 1 ).
Появляется зимний пейзаж Слайд 15

Муз. руководитель: Какой вам показалась эта музыка?

Дети: Взволнованная. Тревожная.

Муз. руководитель: Какая она по характеру?

Дети: Добрая, волшебная. сказочная

Муз. руководитель: Скажите, какой основной инструмент вы услышали именно в этом музыкальном фрагменте? (Ответы детей). Кто мне скажет, все ли произведение звучало в исполнении одной скрипки или скрипичного ансамбля? (Ответы детей). Правильно. В этом произведении есть части, исполняемые как соло инструментом, так и ансамблем скрипок. Что вы слышали в начале музыки?

Дети: Отрывистые аккорды.

Муз. руководитель: Это воет ветер, поднимает тучи снега. Природа скована стужей. Сам А. Вивальди написал такие слова к своей музыке:

Захочешь ты под свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду.
Бежать притопывая сапогами,
И ёжась и смеясь на холоду.

Муз. руководитель: Дети, от нашей музыки и слов совсем стало холодно, давайте погреемся.

Физминутка Слайд 16

Кружатся снежинки в воздухе морозном (кружимся)
Падают на землю кружевные звёзды (приседаем)
Вот одна упала на мою ладошку (ловят)
Ой, не та снежинка! Подожди немножко! (дуют)

III часть

Ребёнок читает стихотворение И. Никитина

Зашумела, разгулялась
В поле непогода;
Принакрылась белым снегом
Гладкая дорога.
Белым снегом принакрылась,
Не осталось следу,
Поднялася пыль и вьюга,
Не видать и свету. Слайд 17

Воспитатель: Посмотрите, как много здесь картин. К какому жанру они относятся.

Дети: Это пейзажи.

Воспитатель: Правильно, давайте назовём картины и их авторов.

Дети: В верхнем левом углу пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «Зима в лесу». В нижнем левом углу – «Зимний сон» Аполлинария Михайловича Васнецова. В верхнем правом углу картина «Февральская лазурь» Игоря Эммануиловича Грабаря, а в нижнем правом – «Зима» Алексея Кондратьевича Саврасова.

Воспитатель: Какой тон преобладает в зимних пейзажах?

Дети: Холодный.

Воспитатель: А чем отличается изображение деревьев на переднем плане от изображения на заднем плане.

Дети: Тем, что они более четко видны, крупнее размером.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приступим к рисованию зимних пейзажей акварелью, восковыми мелками и солью. Но прежде давайте вспомним и назовём этапы рисования этой техникой (ответы детей). Разделитесь на четыре подгруппы и приступайте к работе.

Дети рисуют пейзажи под музыку П.И. Чайковского из цикла «Времена года» (Приложение 2 , Приложение 3 ). По окончании рисования дети рассматривают рисунки.

Воспитатель: Дети, какие вам работы понравились и почему? (ответы детей) Молодцы, ребята, зимние пейзажи получились замечательные. Думаю, волшебница зима осталась довольной. Скажите, дети, что вам понравилось на занятии? (ответы детей) А что нового для себя вы услышали? (Ответы детей)

Конспект занятия в подготовительной группе «Здравствуй, Зимушка-зима».

Коррекционно-образовательные задач и: обобщать и уточнять знания детей о зиме и зимних забавах. Активизировать и расширить словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развивать языковое чутья путём образования родственных слов. Обучать составлять описательные рассказы по схеме описания времен года. Обучать объяснять смысл пословиц. Совершенствовать грамматический строй речи, формировать навыки словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за»; согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие задачи: развивать связную речь, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память. Развивать личностные качества: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способность к самооценки и самоанализу. Развивать предпосылки к учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции. Развивать чувство ритма.

Воспитательные задачи: воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, внимание к собственной речи, самостоятельности в принятии решений.
Оборудование:
Доска магнитная
Магниты
Ноутбук
Мяч
Сюжетные картинки «Зима»
Схема описательного рассказа Ткаченко
Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ»
Конверты с заданиями
Волшебная коробка
Звуковые символы и картинки для звукового анализа

Словарная работа:
номинативная лексика: зима, снег, мороз, ветер, лед, декабрь, январь, февраль.
адъективная лексика - снежная, серебристая, долгожданная, пушистый, серебристый, мягкий, искристый, жгучий, леденящий, сильный, трескучий, слова-антонимы.
предикативная лексика: заморозила, замела, заледенела, завьюжила, запорошила

Методические приемы.
1. Сюрпризный момент
2. Презентация «Зима»
3. Игра «Что наделала зима?».
4. Игра «Назови как можно больше красивых слов?» с мячом.
5. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
6. Музыкальная пауза «Танец снеговиков».
7. Игровое упражнение «Исправь письмо».
8. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
9. Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
10. Звуковой анализ слов: лето, зима, осень, белка, лось, волк».
11. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
12. Заключительная часть: сюрпризный момент, рефлексия.

I. Вводная часть.

Организационный момент
Логопед:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Логопед: Назовите месяцы зимы.
Дети: декабрь, январь. Февраль.
Логопед: Правильно, молодцы

II. Основная часть.

Зима нам прислала видео - письмо. Хотите его прочитать.
Презентация «Приветствие Зимы»
Зима: «Здравствуйте, ребята! Я Зимушка-зима. И мои сестрицы.

Метель гоняет снег, падающий с неба или поднятый с земли. Все дорожки заметает.
Вьюга-это сильная метель. Сильный ветер поднимает снег с поверхности земли и кружит его в воздухе. Завьюжила.
Поземка-метель без снегопада, поднимающий снег с поверхности земли.
Пороша-это выпавший ночью и переставший к утру снег, на котором отпечатываются свежие следы животных. Пороша все запорошила.
Логопед Ребята кто запомнил помощниц Зимы.
Дети: Метель, вьюга…
Зима: Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне узнать, нравится ли вам зимнее время года. Я предлагаю по схемам найти интересные задания. На схеме вы видите номер конверта, который вы найдете. За правильно выполненное задание подарю вам снежинки. Когда вы соберете все снежинки, свершится зимнее чудо! Желаю успехов!
Логопед : Вот и чудо-коробка. В ней лежат схемы (дети ищут конверты, ориентируясь по схеме). Разложите конверты по порядку от 1до 7.

Задание 1. Игра «Что наделала зима?» (образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за»).
Логопед: Зима рассказала о своих помощниках. Придумайте слова-действия с приставкой ЗА.
Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
Логопед: Вы справились с заданием, вручаю Вам первую снежинку.

Задание 2. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце какое? низкое, неяркое.
Логопед вручает вторую снежинку.

Задание 3. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Логопед: Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу(у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
1 ребенок. Солнце. Какое зимой солнышко? (зимой солнце низкое, неяркое, оно светит, но не греет).
2 ребенок. Небо и осадки. Какое небо зимой, какие осадки выпадают? (небо серое, низкое, часто идет снег, он покрывает землю белым ковром)
3 ребенок рассказывает нам о земле, есть ли трава, цветы, зелень. (Зимой земля замерзает, нет ни травки, ни цветов, а реки часто покрыты льдом до весны).
4 ребенок. Жизнь деревьев. Что происходит с деревьями зимой? (листья на деревьях и кустарниках уже опали; только, когда выпадет снег, деревья одеваются в белоснежный наряд; одни елочки стоят зелененькие, им мороз нестрашен, они стали еще красивее в снежном наряде.)
5 ребенок. Одежда людей. Кто расскажет, как одеваются люди зимой? (зимой люди надевают самые теплые одежды: шубы, шапки, шарфы, теплые сапоги и обязательно варежки, чтобы не мерзли руки)
6 ребенок. Напоминает нам о жизни диких зверей и птиц. (Медведь всю зиму спит в берлоге. Зайцы, белки поменяли свой мех, чтобы быть незаметнее, так они спасаются от врагов. Белки запаслись на зиму орехами, желудями, шишками, развесили их на веточках на разных деревьях и помнят о всех своих запасах. Зайцы зимой едят кору деревьев, лисы охотятся за зайцами и выкапывают из-под снега мышей. Многие птицы улетели на юг зимовать в тепле, а у нас остались на зиму воробьи, вороны, синички, сороки. Они стараются перезимовать рядом с человеческим жильем, так легче прокормиться и не замерзнуть) .
7 ребенок. Рассказывает нам о зимних забавах и праздниках. (Самый веселый, зимний праздник – Новый год. Дети наряжают елку, приходит Дед Мороз с подарками. Зимой дети катаются на санках с гор, на коньках и лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки).
Рассказы детей.
Логопед вручает третью снежинку.

Музыкальная пауза. Танец снеговиков.
Логопед: Что бы Вы хотели подарить Зиме?
Дети: конфеты, игрушки, танец.
Зима: Какой веселый и замечательный танец. Спасибо!

Задание 4. Игровое упражнение «Исправь письмо».
Логопед: «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так наступают холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в речке, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику - Маминому дню. Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима - чудесное время года!».
Дети исправляют ошибки.
Логопед вручает четвертую снежинку.

Задание 5. Презентация «Образование однокоренных слов СНЕГ».
Тихо, тихо как во сне падает на землю СНЕГ
С неба все скользят пушинки-серебристые СНЕЖИНКИ
Вот веселье для ребят все сильнее СНЕГОПАД
Снежный ком на снежный ком, все украсили СНЕЖКОМ
(снег ласково)
Будто глыбы вековые здесь фигуры СНЕГОВЫЕ
Словно для холодной королевы они СНЕЖНОЙ
Кто же это? СНЕГОВИК
Рядом снежная фигура-это девочка СНЕГУРКА
На снегу то посмотри с красной грудкой СНЕГИРИ
На хороший снежный скат нужен быстрый СНЕГОКАТ
Набирая быстрый ход в лесу мчится СНЕГОХОД
Словно в сказке как во сне землю всю украсил СНЕГ
Логопед: Какие слова похожи на слово снег? (ответы детей).
Логопед вручает пятую снежинку.

Гимнастика для глаз «Зима. Снежинка».
Речевое сопровождение Зрительные упражнения
Снежинка - пушинка кружится, летает.
Снежинка - пушинка не тает, не тает.
Вот вниз опустилась почти до земли,
Вот вверх поднялась, посмотри, посмотри!
Вот слева кружится и справа кружится,
То в небо летит, то на землю ложится.
Подставь-ка ладошку, смотри, не зевай,
Подуй на нее и скажи: «Улетай!»
Дети выполняют движения глазами.

Задание 6. Звуковой анализ слов «Лето. Зима. Весна. Осень. Белка. Лось. Волк» (индивидуальная работа, логопед просит проверить выполненную работу друг у друга).
Логопед вручает шестую снежинку.

Задание 7. Пословицы о зиме (объяснение смысла пословицы).
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Логопед вручает седьмую снежинку.

III. Заключительная часть.

Волшебный сундучок с сюрпризом.
Логопед: Зима, ребята справились со всеми заданиями.
Зима : Положите снежинки в сундучок и произнесите волшебные слова: «Раз, два, три снежинки в сюрприз преврати!».
Понравился вам мой сюрприз? Я благодарю вас. Мне очень приятно, что вы много знаете про зимнее время года. Спасибо! До новых встреч!
Логопед : Ребята, кому какие задания Зимы понравились? Ответы детей.
А мне приятно было слышать как Ваня правильно произносил звук Р, Матвей был очень внимательным, Сережа приходил на помощь друзьям.

Программные задачи: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Образовательные: уточнять знания детей о зимних природных явлениях, продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей, учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, активизировать словарь по заданной теме, совершенствовать умение рисовать не традиционным методом.

Воспитательные: учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, поддерживать положительные эмоции, воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Словарная работа : снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Форма проведения : ситуация – игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

(МДОАУ д/с «Улыбка»)

Непосредственно-образовательная деятельность

основная область « Коммуникация»

для детей подготовительной группы

Тема: «Зима»

Подготовил: воспитатель

Подготовительной группы «Б»

Прибыткова И.В.

Пыть-Ях 2012

Вид непосредственно – образовательной деятельности

(комплексное)

« Зима»

Интегрированные образовательные области – «Коммуникация»

«Познание»

«Социализация»

«Музыка»

«Физическая культура»

«Чтение художественной

Литературы»

Формы деятельности – совместная деятельность взрослых и детей

Виды деятельности – Игровая

Коммуникативная

Познавательная

Продуктивная

Чтение

Физическая

Музыка

Программные задачи: Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

Образовательные: уточнять знания детей о зимних природных явлениях, продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей, учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

Развивающие: развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение, активизировать словарь по заданной теме, совершенствовать умение рисовать не традиционным методом.

Воспитательные: учить детей замечать красоту зимнего пейзажа, поддерживать положительные эмоции, воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

Словарная работа : снежная, морозная, холодная, дует, легкая, узорная, ледяной.

Форма проведения : ситуация – игра.

Материалы и оборудование: елочки, снежинки, снежки, мячик, части домика, мука, тарелки.

Предварительная работа:

Коммуникация: беседа о зиме, дидактические игры для речевой деятельности.

Познание: дидактические игры для закрепления представления о временах года, рассматривания картин, наблюдение за погодой на прогулках.

Чтение художественной литературы : чтение стихов и пословиц.

Социализация:

Труд: изготовления демонстрационного материала.

Физическое развитие: Физкультминутка «Беленький снежок»

Техническое сопровождение : магнитофон, ноутбук.

Описание непосредственно- образовательной деятельности

Воспитатель: Давайте возьмемся за ручки, и от соприкосновения наших ладошек между нами появились маленькие искорки добра! И вот я вижу, как искорки вспыхнули в ваших глазах! А губы озарила улыбка! Давайте подарим друг другу и окружающим эти маленькие искорки и хорошее настроение!

Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнею листву, часто шли дожди. А какое это было время года? (осенью) Какая именно пора осени? (поздняя осень) А что изменилось сейчас в природе? Какое время года пришло на смену осени? (зима) Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка» (Кудашева)

Вот зима пришла серебристая

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках,

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается…

В окнах пишет узор

Льдом иголочкой,

И стучится к нам во двор

Со свежей елочкой.

Какой период зимы описан в стихотворении? (начало зимы)

Какое слово подсказывает ответ? (С Свежей елочкой)

Что значит, стучится «к нам во двор со свежей елочкой»?

Да ребята к нам пришла долгожданная зима. А значит скоро и праздник к нам придет. А какой это праздник? А кто на этот праздник к нам придет в гости?

Ой, ребята смотрите, что же это? Зима замела дорогу и дедушка Мороз не может выехать к нам на утренник. Что же надо сделать? (надо помочь ему найти дорогу).

Поможем? А давайте зиме, тоже построим, домик и тогда она станет, добрее и не будет мешать дедушке Морозу приехать на праздник. Построим? Тогда надо отравиться в путь.

Давай поторопимся ведь совсем скоро уже праздник и нам надо успеть. А отправимся в наше путешествие мы на больших санях. (Дети строят санки и под музыку едут)

Смотрите в сугробе, что-то лежит. Ребята, а ведь это задание, которое нам приготовила Зима.

1. Закрепить признаки зимы. (Я слеплю снежок)

–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

И предлагает нам игру, а называется она «я слеплю снежок».

Зима нам приготовила смотрите сколько снежков, я буду бросать, а вы ловите и отвечайте. Какие бываю признаки зимы?

Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)

Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)

Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий. Снег укрыл всю землю.)

Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)

Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.

А вот и первая часть домика.

Белый снег пушистый(руки в верх)

В воздухе кружится,(круги руками)

И на землю тихо(опускать руки)

Падает ложится. (присесть).

С первым заданием мы справились отравляемся дальше

2. Игра «Закончи фразу»

(Достается снежинку с заданием)

Ребята помогите закончить фразу

Скрипит…….(снег)

морозный…………..(день)

замерзла……..(река)

снежная……………..(зима)

ударили ………(морозы)

ледяной ……………. (ветер)

Хрустит……….(снег)

скользкая…………...(дорога)

дует …………..(ветер)

холодное…………….(утро)

метет ……… ..(метель)

А вот и вторая деталь домика возьмем ее с собой.

3. Игра « Закончи предложение »

Посмотрите, а вот и еще одни сугроб с заданием. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.

Тихо, тихо как во сне падает на землю (снег)

С неба все скользят пушинки серебристые (снежинка)

На поселки, на лужок все снижается (снежок)

Вот веселье для ребят все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик)

Рядом снежная фигурка это девочка (снегурочка)

На снегу – то, посмотри – с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне землю всю украсил (снег)

Какие слова вы добавляли, давайте вспомним? (Снег, снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снегурка, снегири).

Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и новая деталь для домика.

4 . Ребята вы наверно устали давай отдохнем.

Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок. (кружок)

Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех. (Взмахи руками)

Не боимся мы пороши

Ловим снег - холопок в ладоши. (хлопки)

Руки в стороны по швам.

Хватит снега нам и вам.

Ну что ребята отдохнули снова в путь.

А вот и следующее задание.

5. Чтение стихотворения Н.Елкиной «Звездочка-малютка»

Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.

Легкая, узорная звездочка - малютка

Ты лети мне на руку

Посиди минутку.

Покружилась звездочка

В воздухе немножко.

Села и растаяла.

На моей ладошке.

Воспитатель:

Что же это за звездочка? (это снежинка)

Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)

Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)

А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)

Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.

А Зима приготовил нам еще одну деталь домика.

6. Ира « Скажи правильно»

(На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)

Посмотрите это снежинка,она такая легкая и воздушная,что летает где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.

(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)

Снежинка упала…………………..под елку.

Снежинка лежит…………………..на ветке.

Снежинка опустилась …………….за елкой.

Снежинка лежит…………………..около елки.

Молодцы, ребята справились и с этим заданием.Сундучок отдал нам крышу.

7. Игра «Ласковое слово»

(Образование слов с уменьшительным суффиксом.)

Снежинка так долго летала,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно.

(Дети изображают, как они замерзли

А теперь, давайте погреемся.

(Дети ловят мяч, дают ответ воспитателю)

Снег…….снежок ветер…………..ветерок

Звезда…..звездочка солнце………...солнышко

Облако….облачко снежинка………снежиночка

Зима…….зимушка елка…………….елочка.

Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.

Давайте теперь построим домик для Зимы. (на мольберте)

Ребята, а чего- то нет у нашего домика? (Трубы)

(Дети достраивают дом до конца)

8. Образование прилагательных от существительных

Дом вы сложили из снежных деталей.

Какой это дом? (Снежный)

А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)

Ребята, а кто в таком домике может жить? (Зима)

А нам этот дом подойдет?(Нет.)

Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)

Кого же нам пригласить жить в этом домике?(Деда Мороза и Снегурочку).

Вот мы и построили домик. Теперь Зима отпустит к нам дедушку на праздник, а что бы он ни заблудился и нашел наш детский сад, давайте укажем ему дорогу снежинками, нарисуем.

9. Рисование снежинки пальчиком

Дорогу мы с вами сделаем сами.

Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.

(Дети рисуют пальчиком снежинку по муке)

(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту, дети рассматривают рисунки.)

Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.

10. Итог

Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками к Новому году.


Конспект занятия в подготовительной группе на тему: Зима

Ибатуллина Любовь Семёновна
Должность: воспитатель ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Описание работы: Данный материал может быть использован воспитателями дошкольного подразделения для проведения бесед о зиме, во время прогулок при обсуждении природных явлений. А также будет полезен для учителей начального и среднего звена для подготовки уроков по окружающему миру, классных часов на зимнюю тематику.
Цель: знакомство детей с зимними месяцами, с состоянием природы в зимний период.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания о сезонных изменениях в природе;
- обобщить и систематизировать представления о характерных признаках зимы.
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитать интерес к познанию природы.
Развивающие:
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы;
- развивать память и внимание.

Ребята, заканчивается осень. Приближается самое величественное время года- зима. Я расскажу вам, чем же прекрасно это время года. А поможет мне в этом Энциклопедия Зимы. И так:

Глава первая.

Зимние месяцы.
Зима начинается с декабря, потом идёт январь, а завершает зиму самый короткий месяц - февраль. Декабрь-шапка русской зимы. Это месяц долгих ночей и первых крепких морозов, полночь года. Январь – вершина зимы, месяц ярких звёзд, белых троп. Январь считается самым холодным месяцем, сердцем зимы. Февраль же – канун весны. Это месяц последних морозов, колючих метелей и снежных заносов.
-Ребята, послушайте, как раньше в старину любовно называли эти месяцы. Декабрь –студень. Оно и верно, ведь декабрь всегда бывает студеным и морозным. Январь –сечень, он посередине, как бы рассекает зиму на две части. Февраль называли лютень. В некоторые годы февраль бывает очень суровым и по лютости не уступает даже январю.
Издавна народ придумал пословицы и поговорки о зимних месяцах.
Декабрь
Декабрь тулуп до пят надевает, хитрые узоры на окнах расписывает. Глаз снегом тешит да ухо морозом колет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Студен месяц, на всю зиму студит землю.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
Январь
Январь-новому году начало, зиме – середка.
Январю-батюшке – морозы.
Январь – к весне поворот.
Январь трещит – лед на реке впросинь красит.
Февраль
Февраль зиму замыкает, новому сезону дорожку показывает.
В январе морозы, в феврале метели.
Вьюги да метели под февраль полетели.
Февраль зиму выдувает.

Ребята, послушайте ещё и загадки про зимние месяцы.

Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду - упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).
-Молодцы! Всё правильно разгадали.Природа зимой .
В декабре самый короткий день и самая длинная ночь. Не успеет ещё день разгуляться, как уже наступают вечерние сумерки. Холода и морозы покрывают прочным льдом озёра и реки. Идёт снег. Медленно кружась, падают крупные звездчатые снежинки. Всё темное исчезает, опушается белым. Час от часу всё белее и белее становится в природе. Снег, как белой простынёй, покрыл сады, поля, леса, засыпал ямы, неровности земли, наметал сугробы. Стало заметно просторнее, чище, радостнее.
В январе длиннее и светлее становятся дни. Вначале прибавка дня совершенно незаметна, очень мала, но и такая прибавка делает день длиннее. Солнце повернуло на лето, и день ото дня оно будет подниматься всё выше и дольше задерживаться в небе, а само небо становится синее. В январе сказочно-красиво в лесу! Как алмазная россыпь искрится, переливается на солнце снег. Словно в хрустальном убранстве стоят белоствольные березы. На зелёных лапах елей нависла снежная кухта (кухта- лежащий на ветках снег), в белых кружевах вековые сосны и другие деревья. Раздолье для лыжника-любителя природы. В радость ему побродить по просторным зимним чащам. В лесу тишина, словно в полусне.
В феврале днём начинает слегка пригревать солнце. Оттаивают с южной стороны стволы деревьев. А на крышах появляются сосульки, в оттепели снег покрывается сверху ледяной корочкой - настом. Это месяц контрастов. В феврале идёт борьба между зимой и весной. Морозы в середине февраля – последнее усилие зимы перед надвигающейся весной. Но тем не менее день ото дня становится светлее, небосвод всё чаще озаряется солнцем, ярким, но ещё бессильным давать тепло. Дни всё длиннее, яснее. В лесу также всё белым-бело. Блестит и сверкает на солнце снег. В блёстках инея, запушённый, дремлет притихший лес. Ярко блестит зелёный бархат игольчатой хвои, отливают белизной ажурные, кудрявые берёзы. Кругом пышные причудливые сугробы.

Ребята, красивая природа зимой?
-Послушайте пословицы и приметы о зиме.

Зима лето строит. По зиме ложится лето.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
Зимнее тепло – летний холод.
Шумит зимой лес – ожидай оттепели.
Зима спросит, что лето припасло.
Если зимой сухо и холодно, летом сухо и жарко.
Ну, а теперь отгадайте загадки про зимушку - зиму.
Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег)

Есть один такой цветок.
Не вплетёшь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок - и нет цветка. (Снежинка)

Морковка белая
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело
И морковку съело. (Сосулька)

Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит
И стоять не велит. (Мороз)

Хоть сама - и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт. (Зима)Животные и птицы зимой.
Тихо в лесу. Кажется, что жизнь в нём замерла до следующей весны. Лишь попискивание синичек да стук дятла оживляют лес. В полях «мышкует» лисица, охотится за полёвками. Которые под снегом прокладывают ходы. Но жизнь животных и птиц и зимой не замирает ни на минуту, она живет своей размеренной, только несколько притихшей жизнью.

Кабаны разрывают снег, отыскивая желуди и зимний хвощ. На опушке березняка чёрными шарами виднеются тетерева. Сидят врассыпную иссиня-чёрные косачи с ярко-красными надбровьями морозным утром и кормятся, склёвывая почки-серёжки. Покормятся так и начнут один за другим, сложа крылья и сжавшись. Камнем падать с берёз вниз, прямо в сугроб и остаются в ямках –лунках на весь остаток короткого зимнего дня. К вечеру вылетают на кормёжку, а потом вновь ныряют в снежную перину уже на ночевку. В снегу им спокойнее, теплее, ветер не пробирает и от хищников скрыты. Ночуют в снегу также рябчики, глухари, серые и белые куропатки. Глухари-отшельники питаются сосновой хвоёй. Кормятся берёзовыми почками и хохлатые рябчики.
Зайцы, куницы, лоси, волки всю зиму «на ногах» - это бодруствующие обитатели леса.

В зимних рощах можно повстречать «лесных санитаров» - синиц, поползней, пищух и самых маленьких птичек – желтоголовых корольков. Все они очищают деревья от лесных вредителей. Они отыскивают куколок, гусениц и яйца насекомых. Спрятанных в укромные места на зимовку. Неустанно трудится и пёстрый дятел, также уничтожая вредителей леса.

А такие животные, как бурый медведь, барсук, енотовидная собака, бурундук, суслик, сурок, хомяк, ёж, находятся в зимней спячке. Живут они за счёт накопленного осенью жира и не торопятся выходить из спячки.
Длинную зимнюю ночь вороны и галки проводят на деревьях в парках и садах. Долго слышится на ночёвке оживлённая перекличка птиц. Большие синицы, домовые и полевые воробьи, овсянки прячутся ночью под крышами, на чердаках у отопительных труб. За наличниками окон. Скворечников они не используют: в них холодно.


Какой зверь опасный
Ходит в шубе красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает
За собой все следы заметает? (Лиса)

В клубок свернётся,
Взять не даётся. (Ёж)

По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая,
Да не лисица. (Белка)

Быстрый прыжок,
Тёплый пушок,
Красный глазок. (Заяц)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари