Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как называется церковь рядом с красной площадью. Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного)

Или Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву находится на Красной площади в Москве и является не только символом столицы, но и всей .

Этот яркий разноцветный Собор привлекает внимание еще издалека. Мне всегда этот собор напоминал большой праздничный торт. Но Храм Василия Блаженного не всегда был такой яркий – восхитительная роспись Храма появилась только в 1680-х годах. По подобию Храма Василия Блаженного построен в Санкт-Петербурге.

Храм Василия Блаженного в Москве. Гроза собирается 🙂

Построен Покровский Собор был в 1555 — 1561 годах по приказу Ивана Грозного в честь победы над Казанским ханством. Собор был построили очень быстро, всего за 5,5 лет. Раньше на этом месте находилась Троицкая церковь на Рву («на Рву» она называлась потому, что рядом проходил ров, который тянулся вдоль Красной площади). В 1552 году возле Троицкой церкви был похоронен ясновидец – Василий Блаженный. Поэтому за собором Покрова Пресвятой Богородицы на Рву закрепилось народное название – .


– необычный храм, состоящий из 9 церквей, расположенных на одном основании. Кроме 9 куполов церквей Храм имеет еще купол колокольни и купол придела святого Василия Блаженного. Всего у собор Василия Блаженного 11 куполов! Высота Храма – 65 метров.

За время своего существования Храм не раз страдал от пожаров и восстанавливался заново. В 1923 году в Соборе Василия Блаженного был открыт филиал Исторического музея. С 1991 года в Храме Василия Блаженного по воскресеньям в 10:00, 15 августа и 14 октября проходят богослужения. В остальное время Покровский собор работает как музей.


Цена билета в музей Храм Василия Блаженного

Цена взрослого билета на посещение музея Храма Василия Блаженного 250 рублей, билет для школьников обойдется в 100 рублей, а дети до 6 лет могут посетить собор бесплатно. Семьям с детьми будет выгодно приобрести семейный билет за 450 рублей (2 взрослых и 1-2 ребенка до 18 лет). В стоимость включена фото и видео съемка без вспышки и штатива.

За дополнительную плату можно взять аудиогид или отправиться на осмотр музея с экскурсоводом.

Время работы Храма Василия Блаженного

Музей Храм Василия Блаженного работает ежедневно с 10:00 до 19:00. Касса закрывается за пол часа до закрытия музея. В связи с тем, что собор не отапливается, при температуре воздуха ниже -15 музей может быть закрыт.

Где находится Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного находится в самом центре Москвы на Красной площади, возле Спасской башни . Ближайшие станции метро «Площадь Революции», «Охотный ряд», «Китай город».

Давайте заглянем внутрь Храма Василия Блаженного. В первом зале представлен макет Собора. Здесь же начинаются все экскурсии.

Внутри Покровский собор выглядит не таким огромным, как кажется снаружи, но сперва не понятно, куда идти и где что находится. Собор кажется каким-то длинным двухэтажным лабиринтом с расписными стенами и потолками.



Ансамбль Храма Василия Блаженного состоит из церквей, в каждой из которых находится иконостас. Тут же выставлены около 400 икон 16-19 веков, стены украшены фресками и живописью.



Икона «Богоматерь Знамение»

Василий Блаженный

На втором этаже











Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади - главный храм столицы России. Поэтому для многих жителей планеты он является символом России, так же как Эйфелева башня для Франции или Статуя Свободы для Америки. В настоящее время храм является филиалом Государственного Исторического музея . С 1990 года он входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Из истории собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади

1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери начался штурм Казани , который закончился победой русских воинов. В честь этой победы по указу Ивана Грозного был заложен храм Покрова Божией Матери, известный сейчас как собор Василия Блаженного.

Раньше на месте храма стояла церковь во имя Троицы. По преданию, в толпе среди гуляющих часто можно было видеть юродивого Василия Блаженного, который ушел из дома еще в юности и скитался по столице. Он был известен тем, что обладал даром исцеления и ясновидения и собирал деньги на новый Покровский храм. Перед смертью он отдал собранные деньги Ивану Грозному. Похоронили юродивого у Троицкой церкви. Когда же Покровский храм построили, его могила оказалась у самой стены храма. Позже, через 30 лет, по указанию царя Федора Иоанновича был сооружен новый придел, освященный в честь Василия Блаженного. С тех пор храм стал называться этим же именем. В старину Покровский собор был красно-белым, а купола золотыми. Куполов было 25: 9 основных и 16 маленьких, расположенных вокруг центрального шатра, приделов и колокольни. Центральная главка имела такую же сложную форму, как и боковые купола. Роспись стен храма была более сложной.

Внутри храма помещалось совсем мало народу. Поэтому во время праздников богослужения проводились на Красной площади . Покровский собор служил алтарем. На лобное место выходили служители церкви, а куполом служило небо. Храм имеет высоту 65 метров. До постройки Ивановской колокольни в Кремле был самым высоким в Москве. После пожара в 1737 году храм был реставрирован, а во второй половине 18 века 16 маленьких глав вокруг башен убрали, а колокольню соединили с храмом, который стал разноцветным.

За свою историю несколько раз храм был на краю гибели. По преданию, Наполеон держал в храме своих лошадей и хотел перевести сооружение в Париж . Но в то время это сделать было невозможно. Тогда он решил взорвать храм. Внезапно поливший дождь погасил зажженные фитили и спас сооружение. После революции храм закрыли, колокола переплавили, а его настоятеля протоиерея Иоанна Восторгова расстреляли. Лазарь Коганович для открытия автомобильного движения и проведения демонстраций предложил снести здание. Только мужество и упорство архитектора П.Д. Барановского спасло храм. Знаменитая фраза Сталина «Лазарь, поставь на место!» и решение о сносе было отменено.

Сколько куполов на Соборе Василия Блаженного

Храм строился в 1552-1554 гг. в то время, когда шла война с Золотой Ордой за покорение Казанского и Астраханского царств. После каждой победы строилась деревянная церковь в честь того святого, день памяти которого отмечался в этот день. Также некоторые храмы были построены в честь знаменательных событий. К окончанию войны на одной площадке оказалось 8 церквей. Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал царю построить один храм в камне с общим основанием. В 1555-1561 гг. зодчими Бармой и Яковлевым были построены на одном фундаменте восемь храмов: четыре из них осевые и четыре поменьше между ними. Все они разные по архитектурному убранству и имеют луковичные купола, украшенные карнизами, кокошниками, окнами, нишами. В центре возвышается девятая церковь с маленькой главкой в честь Покрова Божией Матери. В 17 веке была построена колокольня с шатровым куполом. Учитывая этот купол, на храме – 10 куполов.

  • Северная церковь освящена во имя Киприана и Устины, а позже – во имя святого Андриана и Наталии.
  • Восточная церковь освящена во имя Троицы.Южная церковь - во имя Николы Великорецкого.
  • Западная церковь освящена во имя Входа в Иерусалим в память о возвращении войска Ивана Грозного в Москву.
  • Северо-восточная церковь освящена во имя Трех Патриархов Александрийских.
  • Юго-восточная церковь - во имя Александра Свирского.
  • Юго-западная церковь - во имя Варлаама Хутынского.
  • Северо-западная - во имя Григория Армянского.

Восемь глав, построенных вокруг центральной девятой, в плане образуют фигуру, состоящую из двух квадратов, расположенных под углом в 45 градусов и представляющую собой восьмиконечную звезду. Число 8 символизирует день Воскресения Христа, а восьмиконечная звезда - символ Пресвятой Богородицы. Квадрат означает твердость и постоянство веры. Его четыре стороны означают четыре стороны света и четыре конца креста, четыре апостола-евангелиста. Центральный храм объединяет остальные церкви и символизирует покровительство над всей Россией.

Музей в соборе Василия Блаженного в Москве на Красной площади

Сейчас храм открыт как музей. Его посетители могут подняться по винтовой лестнице и полюбоваться иконостасами, в которых находятся иконы 16-19 веков и увидеть узоры внутренней галереи. Стены украшены масляной живописью и фресками 16-19 веков. В музее представлена портретная и пейзажная живопись, а также церковная утварь 16-19 веков. Есть мнения, что надо сохранить храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве не просто как памятник необыкновенной красоты, но и как православную святыню.

Что есть что в церкви

По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.

Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.

Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.

На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.

В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.

В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.

Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.

Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года - там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.

Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.

Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор . Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.

Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.

В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.

Храм Василия Блаженного является приделом собора Покрова Пресвятой Богородицы и входит в число восьми церквей, окружающих периметром центральный собор. Хотя официальное название святыни Русской православной церкви именно собор Покрова, для верующих людей и тех, кто интересуется религиозными архитектурными памятниками, он известен как храм Василия Блаженного. Понять символичность храма и его значение для России и русского народа можно, рассмотрев историю возникновения уникального собора и церквей при нем.

Предпосылки строительства собора

Храм Василия Блаженного не является первой постройкой религиозной святыни, возникшей в Москве в XVI веке. Изначально возводились деревянные церкви в честь святых или православных праздников, приходящихся на день какого-либо военного события на Казанской земле, когда царь Иван Грозный вел борьбу с татарским нашествием. Одно из великих сражений, случившееся 2 октября 1552 г., закончилось полной победой над Казанским ханством и присоединением земель города к православному городу Москве.

На эту дату (1 октября) приходится религиозный праздник Покров Пресвятой Богородицы, что и дало основание для строительства собора в память об окончательной победе, который был освящен в честь Покрова Богородицы. Но день самого похода и победы совпал с еще одним православным днем, - почитанием святых Киприана и Иустины.

По указу Ивана Грозного все походные церкви, возведенные на Красной площади ранее, и новый храм было решено объединить в собор, который должен стать каменным. Но по возвращении в Москву был построен деревянный собор с приделами в количестве семи штук. Он был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Только через год деревянные строения были разобраны и началось строительство каменного храма, но еще не имевшего ничего общего с именем Василия Блаженного.

Причины основания храма

Храм Василия Блаженного в числе других построек Покровского храма появился только в 1588 году и стал 9 церковью уникального памятника православной веры. Причинами возведения храма Василия Блаженного стали события, происходившие во времена правления Ивана Васильевича Грозного и его сына Федора Ивановича. Согласно легендам, Василий был юродивым и собирал милостыню на Красной площади, с чего кормился и жил. Одевался в лохмотья или совсем без одежды ходил даже в лютый мороз. Носил вериги, как символ покаяния и приношения себя в жертву ради Христа. Имел дар исцеления и предвидения, о чем также свидетельствуют различные легенды или описания его жития.

Иван Грозный относился к юродивому с особым уважением и после его смерти, дата которой двоякая (1552 или 1557 годы), было дано разрешение на захоронение тела у стен Покровского храма. Согласно летописным документам, через несколько лет после смерти Василия от его мощей было зафиксировано несколько исцелений, что послужило причиной над могилой Василия Блаженного возвести раку из драгоценного металла с дорогими камнями и построить церковь, которая была освящена в честь этого святого.

Царь Федор Иванович установил дату почитания имени Василия Блаженного — 2 августа, в день свершения чудесного исцеления.

В отличие от других церквей, входивших в ансамбль храмов Покрова Пресвятой Богородицы, храм Василия Блаженного являлся самостоятельным строением и имел отдельный вход.

Причинами строительства многопридельного храма являются две версии:

  • Покровский собор должен был стать подобием монастыря Влахенского, в котором было явлено чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Он имеет семибашенную форму. Покровский собор в Москве должен был ознаменовать идеологию государства того времени, что Москва является Третьим Римом.
  • Идею о многопридельном соборе предложил митрополит Макарий, который хотел в центре Москвы построить еще один город, символизирующий Иерусалим, так сказать, город в городе, что тоже перекликалось с концепцией Третьего Рима. Собор Покрова Пресвятой Богородицы - это Небесный Иерусалим и он должен быть неделим, поэтому и возведены все постройки на едином фундаменте.

Независимо от того, какая идея стала причиной создания религиозной святыни, она является объектом уникальной православной архитектуры, которая до сих пор вызывает восхищение у людей.

Как строился собор: версии

О строительстве собора, в ансамбль строений которого входит храм Василия Блаженного, существует несколько версий, кто является архитектором проекта и как сложилась их судьба после окончания работы.

  • Одна версия предполагает, что Иван Грозный пригласил реализовать его задумку архитектора из Пскова. Звали его Постник Яковлев, но в народе было прозвище Барма. Это указывает на то, что создавал проект Покровского храма и следил за его строительством один человек.
  • Вторая версия сводится к тому, что Постник и Барма - это два разных человека, которые совместно воплотили идею о многопридельном соборе в жизнь.
  • Третья версия не имеет отношения ни к Постнику, ни к Барме. Предполагается, что автором проекта был европейский архитектор, предположительно, итальянец. Стилистика храма очень схожа с мотивами Московского Кремля, строительством которого и занимался европейский архитектор. Но документального подтверждения версии нет.

Изменения в архитектуре и дизайне

Современный вид собора Василия Блаженного (официальное название собор Покрова Пресвятой Богородицы) во многом отличается от собора, построенного в середине XVI века. Изменения в стилистике и архитектуре происходили по причине частых пожаров и желании сделать собор более удобным в использовании.

Изначально внешний облик всех построек был строгим, но сразу же нарядным. Стены были расписаны фресками и рисунком, имитирующим кирпичную кладку, чтобы придать собору большую величавость.

Крылец у церквей не было. Храм Василия Блаженного на проекте не значился и не был построен одновременно с другими приделами. Колокольня стояла отдельно и имела иную форму.

Центральный собор в шатровом стиле, окруженный небольшими церквями в честь знаменательных дат Казанского похода, являлся своего рода мемориальным памятником и не требовал особого стиля.

До 1588 года собор не имел ни одного отапливаемого помещения, что исключало возможность проводить богослужения в холодный период. Храм Василия Блаженного стал первым отапливаемым объектом, что привлекало паломников и верующих круглый год в Московскую святыню. Храм работал круглосуточно и принимал на ночлег странствующих людей. Этот момент, возможно, послужил тому, что собор стал известным именно по наименованию храма Василия Блаженного, а не Покрова Пресвятой Богородицы.

Доработки XVI века

По причине частых пожаров в Москве, деревянные верхи церквей сгорали. В очередной раз было принято решение об изменении формы глав храма. Их сделали фигурными и обили железом.


Изнутри все помещения собора были объединены лабиринтами ходов, позволяющих служителями свободно перемещаться из одного помещения в другое. Площадь самих церквей была очень маленькая, что их сравнивали с клетушками. В большие праздники богослужения проводились на Красной площади, потому что ни одна церковь не могла вместить всех желающих.

Как изменился храм в XVII веке

Значительные изменения произошли только в XVII веке. К ансамблю собора добавилась шатровая колокольня в 1670 году. Собор получил новую раскраску в виде пестрого орнамента. К собору из восьми приделов и храма Василия Блаженного добавили еще несколько церквей, которые пришлось убрать с Красной площади по причине их ветхости. По описи ветхостей 1688 года есть информация, что к Покровскому собору было присоединено 20 престолов.

Помимо перенесения существующих церквей, в 1672 году был пристроен придел над могилой еще одного московского юродивого по имени Иоанн, который умер в 1589 году и был похоронен на территории собора.

К 1680 году собор значительно обновился за счет того, что деревянные галереи открытого типа были заменены кирпичными с закрытым верхом, что позволяло перемещаться по периметру собора в любую погоду и оградило церкви и храм Василия Блаженного от разрушения пожарами. Снаружи и внутри стены галереи и других помещений были расписаны травным орнаментом, что придало больше нарядности религиозной святыне.

Надписи о дате завершения реставрации (1683) нанесли на керамические изразцы и поместили на стены собора.

Пожар и восстановление

Троицкий пожар в Москве в 1737 году не обошел стороной храм, который сгорел почти на 100%. Но было принято решение о восстановлении храма. Работы по интерьеру и архитектуре собора были поручены Ивану Мичурину, который составил подробный план и описание Покровского собора на момент реставрации.

Новые работы по ремонту и изменению архитектуры собора проводились в 1784–1786 годах при содействии Екатерины Второй, которая выделила внушительные средства на обновление собора.

Попал под переделку и храм Василия Блаженного, который получил крытую паперть за счет упразднения престола Феодосиевской церкви с северного фасада Покровского собора.

В этот период экстерьер собора не имел ничего общего с современным видом, потому что не была под запретом уличная торговля. Книжные лавки и Яблочный ряд закрывали полностью стены собора. Только Александр Первый решил вопрос с неуместными постройками и преобразил территорию вокруг собора с помощью дикого камня и железной решетки.

XIX - начало XX века и их влияние

Наложила свой отпечаток на собор история XIX-XX веков. Сначала на святыню покушался Наполеон, потому что был поражен уникальной постройкой и хотел разрушить православное ядро России. Попытки взорвать все церкви и собор Василия Блаженного, были тщетны, но церковная утварь была похищена, помещения осквернены. Это привело к новому этапу восстановительных работ в соборе, которые позволили сохранить святыню до сегодняшних дней.


Очередные реставрационные работы проводились в храме в 1890 и в 1912 годах:

  • укрепили полы;
  • обновили соборную ризницу, украсив ее окна цветными витражами.

Основание музея в XIX–XX веках

Начало XX века ознаменовано для Покровского собора тем, что в 1918 году его взяли под охрану государства, как исторический объект национального и мирового масштаба. Службы в некоторых церквях полностью прекратились. Начался процесс перехода собора в статус музея.

В 1923 году в помещениях было решено разместить историко-архитектурный музей под руководством Е. И. Силина, который был научным сотрудником Государственного исторического музея.


В 1928 году собор Покрова Пресвятой Богородицы (в народе, Василия Блаженного) получил статус филиала Государственного исторического музея, который сохранился до настоящего времени.

До 1949 года в соборе велись исследовательские работы, которые открыли подземные лазы, соединяющие храм с Кремлем. Открылось функциональное значение некоторых комнат, разместившихся в подвальной части собора.

С 1991 года собор Василия Блаженного находится под совместным попечительством Государственного исторического музея и РПЦ.

Современное состояние храма


Сегодня собор полностью восстановлен и работает, совмещая в себе функции музея и места для совершения богослужений по воскресеньям и на Пасху.

В 2008 году Покровский собор получил статус одного из семи чудес России, а в 2017 году вошел в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, являясь уникальным архитектурным памятником и гордостью русского православия.


Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Красивейший из храмов России!

12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного - это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.

Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Официально собор носит совсем иное название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного - это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Из истории возведения храма Василия Блаженного:

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − как звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный− на векá и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.

Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.

Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» - это прозвище плотника Ивана Бармы.

В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.

Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.

В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

План храма Василия Блаженного:

*Центральный – Покровский

*Восточный − Троицкий

*Юго-восточный − Александра Свирского

*Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)

*Юго-западный − Варлаама Хутынского

*Западный − Входоиерусалимский

*Северо-западный − Св. Григория Армянского

*Северный – Св. Адриана и Наталии

*Северо-восточный − Иоанна Милостивого

*Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.),

* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.

В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.

Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного?

Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:

1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.

25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:

1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.

2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.

3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.

4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен

был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.

6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.

7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.

8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.

9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.

10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.

11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.

14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.

15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.

17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.

18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».

19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.

20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.

21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.

22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.

23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.

24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.

25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву.

Стихи о Храме Василия Блаженного:

*С моста над Москвою-рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз...

Тот груз пусть совсем символичен -

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела...

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим...(Миловидова Светлана)

*Дворец великолепный и надменный,

Творенье рукокрылых мастеров,

Набросив златотканый свой покров...

Стоял он величаво, гордо, пышно;

Неодолимо в сказку он манил -

И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…

Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?

Казалась роспись чудом кисти,

Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью

Я подивился, трепет не тая,

И я не знаю, кто же был блаженней

В тот миг связующий - собор иль я?..

И, заглядевшись на чуднЫе фрески,

Я забывал, поверив в чудеса,

Что гениальным мастерам в отместку

Царь, по преданью, выколол глаза…

Стоял собор, безмолвный и блаженный,

И захотелось, глядя в небеса,

Построить храм в душе своей нетленный,

Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)

*Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.

Буйство зелени, цветов,

Солнца блеск его крестов.

Жизнь долга и на века,

Крепко строила рука…

Речь держал сам Грозный царь,

Всей Руси наш государь:

«Будет храм стоять в столице,

Должен быть как чудо-птица.

Чуть вспугнёшь и он взлетит,

В чистом небе полетит.

Есть ли здесь мастеровые,

Кто построит чудо-храм,

Иль остались здесь в России,

Рвань да голь, да всякий срам»?

Вот с толпы выходят двое,

И на зов царя идут

В поясах согнулись вдвое,

И царю поклоны бьют.

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Головой кивнул им царь,

Земли русской государь.

И пошла в Москве работа,

Сколько люда, сколько пота.

Стали храм тот возводить,

Видно так тому и быть.

Вблизи Спасских там ворот,

На глазах наш храм растёт!

Много времени иль мало,

Убежало с той поры,

Но вот чудо засияло,

Понесли к нему дары.

Иноземцам в удивление,

Завершил народ строение.

Храм стоял подобно птице,

И сверкали купола.

Тишина плыла в столице,

Как волшебных два крыла.

Вдруг в народе зашумели:

С колоколен грянул звон.

«Аллилуйя» все запели

Храм стоял, светился он.

Устремился ввысь крестами,

Был красив под куполами.

Стены словно облака,

Простоит в Москве века.

Что творилось с мастерами!

Сдержать радость нет уж сил,

Гордость сердце разрывала,

Трепет чувства захватил.

В горле всё перетянуло,

Затуманились глаза.

Душа разом содрогнулась,

Покатилась вниз слеза.

Ох, нелёгкая победа,

Отдано немало сил,

Мастерство своё изведав,

Бога всяк язык хвалил.

Солнцем взятый весь в полон,

Храм парил, как дивный сон.

Радость била через край,

Век живи не умирай.

Иван Грозный подошёл,

Храм со свитой обошёл.

В стены жезлом ударял,

Их на прочность проверял.

Подошёл он к мастерам,

И задал вопрос им сам:

Отвечайте мне царю,

Лучше сделать храм велю.

Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?

Постник Яковлев, Барма,

Прорекли в ответ слова:

«Разве нет на нас креста?

Укажи нам царь места.

Мы построим, прикажи,

Краше сделаем, скажи.

Твоя воля государь,

Всей Руси великий царь».

Эх, славяне - простота,

А живёт в вас - красота.

Перед храмом царь стоял,

Хищный блеск в глазах сиял.

Взгляд тяжёл и он молчал,

Думу трудную решал.

«Постник Яковлев, Барма,

Прозвучали к ним слова,

Окажу вам свою честь.

Я доволен тем что есть,

Мне другого и не надо,

Вот для вас моя награда.

Красоты под небесами

Лучше не было и нет,

Вы расстанетесь с глазами,

Чтоб не видеть белый свет.

А душа пусть будет рада,

Жизнь оставлю ей в награду».

Щедра царская рука,

Будь проклята на века.

Мастеров царь наградил

В благодарность ослепил.

Чтобы не было по свету

Храма лучшего, чем этот.

Чудо-храм на Бога зрит -

Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)

*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Символ Москвы и душа сокровенного,

Вечный наследник и славы, и бед,

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)

Включайся в дискуссию
Читайте также
«Природа – сфинкс», анализ стихотворения Тютчева
Обонятельный мозг его центральный и периферический отделы
Растительный и животный мир кайнозойской и мезозойской эры