Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Ф искандер тринадцатый подвиг геракла главные герои. Анализ рассказа Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла

Год издания рассказа: 1964

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в 1964 году. Произведение входит в повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» и во многом является автобиографическим. Рассказ наряду со всей повестью занимает достойное место среди читателей и заслуженно включен в школьную программу.

Рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание

В начале рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» читать можем о том, что все учителя математики, с которыми был знаком рассказчик, не обладали особой аккуратностью и, несмотря на всю свою гениальность, были довольно таки слабохарактерными людьми. Но вот однажды в школе появился новый учитель. Звали его Харлампий Диогенович и по происхождению он, как и Пифагор, был греком. С первых же дней работы он смог завоевать авторитет у своих учеников. На его уроках в классе стояла такая тишина, что иногда директор заходил проверить, не сбежали ли дети с урока на стадион.

А на стадион ученики сбегали часто. Причиной был сторож дядя Вася, которого дети любили злить своим появлением. Руководство школы даже писало жалобу директору стадиона, чтобы его перенесли в какое-нибудь другое место, чтобы не мешать учебному процессу. Но жалоба не была услышана. Единственное, что предприняло руководство стадиона – это замена деревянного забора на каменный.

Часто ученики шли на стадион, прогуливая уроки пения. Но никакой сторож дядя Вася не мог заставить детей сбежать с урока математики. Уважение к учителю было настолько сильное, что как только Харлампий Диогенович заходил в класс, там воцарялась тишина, которая длилась до конца урока. Иногда учитель разбавлял атмосферу на уроке какой-нибудь остроумной шуткой.

Например, если ученик опоздал на урок на несколько секунд и в дверях столкнулся с Харлампием Диогеновичем, учитель не кричал и не сердился. Он уважительным жестом предлагал опоздавшему зайти в класс, как бы намекая на то, что пропускает вперед какую-то важную персону. И когда ученик неловко заходит в кабинет, преподаватель, оглашая, что же это за важная особа пожаловала, говорил что-то остроумное. Например:

— Принц Уэльский!

Все дети начинали смеяться. Они понятия не имели, кто же такой этот Принц Уэльский, но точно знали, что опоздавший им не является.

Харлампий Диогенович был небольшого роста, всегда аккуратно одет и достаточно спокоен. Даже во время контрольных работ он не ходил по классу, а спокойно сидел за своим столом и что-то читал. И, несмотря на отсутствие контроля, ученики крайне редко списывали. Они знали, что такую работу учитель сразу же заметит и высмеет перед всем классом.

Главной особенностью Харлампия Диогеновича было умение выставить ученика смешным перед всеми. Он не кричал, не вызывал родителей в школу, не злился на тех, кто у кого плохие оценки или плохое поведение на уроке. Он выставлял их в смешном виде перед одноклассниками. И когда все начинали смеяться с такого ученика, ему становилось стыдно без лишних криков и нравоучений.

Однажды и главному персонажу рассказа выпала такая участь – стать смешным перед своими же друзьями. Мальчик не выполнил домашнее задание. Точнее он пробовал решить задачу про артиллерийский снаряд, но получившийся ответ не сошелся с тем, что был в самом задачнике. Когда ученик пришел в школу, он спросил у одноклассника-футболиста, получилось ли у него решить эту задачу. И, услышав, что у того ответ тоже не сошелся с тем, что в книге, они решили, что ошибка именно в учебнике и пошли играть в футбол. Перед самим уроком мальчик спросил у отличника Сахарова, справился ли он с домашним заданием, и тот дал утвердительный ответ.

Тут прозвенел звонок и в класс вошел Харлампий Диогенович. Главный герой очень боялся, что учитель почувствует его волнение и вызовет его к доске. Он сел на свое место. Его соседом по парте был Адольф Комаров, который из-за войны стеснялся своего имени и просил всех называть его Аликом. Но дети все равно иногда дразнили его Гитлером.

Далее в рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказывается о том, как Харлампий Диогенович начинает урок. В классе отсутствовал дежурный ученик и учитель ждал, пока староста вытрет доску и уже хотел начинать урок, когда в класс вошла медсестра. Она спросила, в этом ли кабинете находится 5-А класс. Харлампий Диогенович резко ответил им, что здесь сидит 5-Б. Он понимал, что медсестра хочет сделать прививки, но очень не хотел, чтобы сорвался урок. Медсестра и доктор вышли. Поскольку главный герой сидел недалеко от дверей, он спросил у учителя, может ли он быстро выйти и показать доктору, где 5-А класс. Тот отпустил ученика.

Мальчик радостно вышел из класса и побежал за докторами. Догнав женщин, он спросил, будут ли в его классе делать уколы. Ему ответили, что в 5-Б медработники придут на следующем уроке. Но ученик соврал, сказав, что как раз на следующем уроке весь их класс направляется в библиотеку. Тогда доктор и медсестра решили вернуться и сделать прививки ученикам 5-А класса. Мальчик обрадовался. Он с детства страдал от малярии, перенес много уколов и уже не боялся их.

Они вернулись в класс. Возле доски стоял Шурик Авдеенко и пытался решить задачу про артиллерийский снаряд. Доктор объявила, что они с медсестрой сейчас всему классу будут делать прививки от тифа. К врачам решили вызывать детей по списку из журнала. Первым должен был пойти Авдеенко, который только что сел за парту. В то время Алик Комаров с ужасом ждал своей очереди. Главный герой пытался его успокоить, но мальчик панически боялся уколов.

Когда пришла пора делать укол Комарову, он шел к доктору, как на каторгу. Как только укол был сделан, мальчик внезапно побелел и потерял сознание. В классе все испугались. Доктор усадила Алика на стул, подсунула под нос мальчику флакончик, и он пришел в себя. На свое место мальчик возвращался уже уверенно и деловито, как будто и не умирал несколько минут назад.

Когда главному герою сделали укол, он даже и не почувствовал. Доктор похвалила мальчика за смелость и отправила на место. Еще позже всем ученикам были сделаны уколы, доктора попрощались и вышли из кабинета.

Далее в произведении «13 подвиг Геракла» читать можем о том, что Харлампий Диогенович попросил открыть окно, чтобы избавиться от запаха лекарств в классе. Он сел за стол, достал четки и стал перебирать одна за другой бусины из них. Ученики знали, что в такие моменты он рассказывает нечто очень интересное и поучительное.

Он начал свой рассказ с того, что согласно древнегреческой мифологии было совершенно . Но вот сейчас появился человек, решивший совершить тринадцатый подвиг героя. Только во Геракл совершил все подвиги из храбрости, а этот молодой человек – из трусости. В рассказе Искандера подвиг Геракла, конечно, имел метафорическое значение, поскольку всем известно, что древнегреческий герой совершил всего двенадцать подвигов.

Далее в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» кратком содержании вы узнаете, что главный герой заподозрил что-то неладное. Харлампий Диогенович вызвал мальчика к доске и попросил решить домашнюю задачу. Долго главный герой думал, как ему выйти из этой ситуации, и в то же время мальчику становилось ужасно стыдно. Он стоял у доски и не мог сказать ничего, кроме фразы «артиллерийский снаряд». Учитель спросил, не проглотил ли он часом это снаряд, о котором так долго говорит. Мальчик растерялся и сказал, что проглотил.

Повествование ведется от первого лица.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удается установить на уроках “образцовую тишину”. Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-“Б” класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-“А” классу, а в 5-“Б” они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-“А” класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удается убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Одному из учеников класса становится плохо, и наш герой решает вызвать “скорую помощь”, но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора остается немного времени до конца урока, и Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей. Харлампий Диогенович рассказывает классу о двенадцати подвигах Геракла и сообщает, что сейчас был совершен тринадцатый. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот был совершен из трусости.

Спустя годы наш герой понимает, что человек не должен бояться показаться смешным, ведь наверное и Древний Рим погиб из-за того, что его правители не держали шутов и были спесивы. Харлампий Диогенович смехом закалял их детские души.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание “13-го подвига Геракла” Искандера

Другие сочинения по теме:

  1. Тема урока: Фазиль Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”. Цели: . Образовательные: – Познакомить с творчеством писателя. – Вызвать интерес к его...
  2. У Чика случилась ужасная неприятность. Учитель русского языка Акакий Македонович сказал, чтобы он привел в школу кого-нибудь из родителей. У...
  3. Герой повести, от имени которого ведется повествование, молодой поэт, работавший после института в редакции одной среднерусской молодежной газеты, был уволен...
  4. Поединок за жену. Еще много подвигов совершил Геракл, находясь на службе у Эврисфея. Он освободил прикованного в горах Кавказа Прометея,...
  5. Правитель Рума Файлакус, возвращаясь из дальнего похода домой, заметил на дороге только что родившегося младенца. Мать младенца скончалась при родах....
  6. “Сандро из Чегема” – цикл из 32 повестей, объединенных местом (село Чегем и его окрестности, как ближние, скажем, райцентр Кунгурск...
  7. Цель: Показать героизм запорожцев, их стойкость и мужество; раскрыть связь повести с устным народным творчеством; совершенствовать навыки составления плана к...
  8. События происходят много лет назад в одной далекой африканской стране. Удавы без устали охотятся за кроликами, а обезьяны и слоны...
  9. Подвиг шестой (Авгиевы конюшни). Чем быстрее и лучше выполнял Геракл задания, тем больше свирепел Эврисфей. Решил он унизить славного героя....

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие» .

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.
К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.
В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».
Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — «<…> был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. <…>
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».
Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.
Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Автор читательского дневника

Электронный читательский дневник

Информация о книге

Название и автор книги Тема, идея книги Главные герои Сюжет Дата чтения
Тринадцатый подвиг Геракла Ф.Искандер Смех над недостатками человека Пятиклассник и его учитель Харлампий Диогенович Новый учитель по математики Харлампий Диогенович никогда не наказывал своих учеников, с помощью юмора он добивался идеальной дисциплины на уроке и выполнения домашнего задания.Однажды озорной и лукавый ученик 5Б класса не выполнил домашнее задание, не захотел чтобы учитель ему поставил двойку и высмеивал его перед одноклассниками. Случайно в класс зашли врач и медсестра, они искали 5А для того, чтобы сделать прививки. Наш герой вызвался помочь и проводить врачей, но пока искали нужный кабинет мальчик уговорил сделать прививку в 5Б. Как только врачебный процесс был закончен, учитель вызвал мальчика к доске. Конечно, юный герой не смог ответить и получил двойку. Учитель сравнил его с Гераклом, но "тринадцатый подвиг" оказался фальшивым и никудышным. «С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям... Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты...Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого ». 18.06.2015

Иллюстрация обложки книги

Об авторе книги

Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт. Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование. В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 - редактор в абхазском отделе Госиздата. Первые стихотворные сборники - "Горные тропы" (1957), "Доброта земли" (1959), "Зеленый дождь" (1960) и другие - получают хорошие отзывы критиков и признание читателей. С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал "Юность" и "Неделя". В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу "Запретный плод". Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в "Новом мире" "Созвездия Козлотура" (1966). Тепло были встречены рассказы и повести: "Летним днем" (1969), "Дерево детства" (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл "Сандро из Чегема" (1973). В 1979 для "Метрополя" Искандер дал сатиру "Маленький гигант большого секса". Перу Искандера принадлежат детские рассказы - "День Чика" (1971) и "Защита Чика" (1983), легшие в основу книги рассказов "Детство Чика" (1993). В 1982 в журнале "Юность" вышло произведение писателя - "Кролики и удавы", имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов "Путь"; в 1990 - повесть "Стоянка человека"; в 1991 - книгу публицистики "Поэты и цари"; в 1993 - "Стихотворения" и роман "Человек и его окрестности". В 1995 в журнале "Знамя" была опубликована повесть "Софичка". Ф. Искандер живет и работает в Москве. Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

a5bfc9e07964f8dddeb95fc584cd965d

Математик Харлампий Диогенович заметно отличался от своих неряшливых коллег. С его появлением в классе установилась строгая дисциплина. На уроках было так тихо, что директор школы не мог поверить, что ученики на своих местах, а не на стадионе. Тишина воцарялась, как только учитель заходил в класс, и длилась до конца урока. Иногда был слышен смех. Харлампий Диогенович позволял себе пошутить, а ребятам весело посмеяться. Например, он мог оказать величайшее почтение опоздавшему ученику, уступив ему дорогу в класс и назвав его вдогонку принцем Уэльским. Учитель никогда не ругался, не вызывал в школу родителей. На контрольных ребята не списывали, потому что знали, что Харлампий Диогенович сразу узнает такую работу и высмеет нерадивого ученика. Не избежал участи оказаться смешным перед всем классом и рассказчик.

Однажды он никак не мог решить задачу. Не выполнив домашнее задание, он пришел в школу. Убедившись, что у других ребят решение тоже не сошлось с ответом, мальчик побежал играть в футбол. Перед самым началом урока он узнал, что отличник Сахаров справился с заданием. И у соседа по парте Адольфа Комарова задача тоже оказалась решена. Рассказчик замер в ожидании того, что спросят именно его. В класс заглянули доктор и медсестра. Они искали пятый «А» класс, чтобы провести вакцинацию. Мальчик из страха вызвался показать, где находится этот класс и учитель дал ему разрешение. По пути он узнает, что прививку их классу планируют сделать на следующем уроке и сообщает медикам, что класс уйдет в музей. Забежав перед доктором в класс, рассказчик увидел, что задачу у доски решал Шурик Авдеенко, но объяснить решение так и не смог. Учитель отправил его на место, а за решенную задачу похвалил Адольфа.

Медики, вернувшись, сообщили, что ребятам необходимо сделать прививки и учитель позволил им занять урок. Первым на прививку вызвали Авдеенко. Он сделал ее без страха, ведь прививка спасла его от возможной двойки. Адольф Комаров был бледен. Сосед по парте утешал его, но это не действовало. От укола Алик сделался еще бледнее, и доктору пришлось дать ему нашатырь. Рассказчик гордился перед Аликом тем, что не почувствовал укола, хотя это была неправда. Медики ушли.

Немного времени оставалось до конца урока. Харлампий Диогенович в задумчивости начал рассказ о двенадцати подвигах Геракла и о некоем молодом человеке, решившим своим тринадцатым подвигом скорректировать греческую мифологию. Учитель сказал, что этот подвиг был совершен из трусости, а ради чего это было сделано, он попросил объяснить рассказчика, вызвав его к доске. Харлампий Диогенович попросил мальчика рассказать, как он решил домашнюю задачу. Ученик пытался тянуть время, но выглядел все нелепее и смешнее. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. Рассуждая, он пришел к выводу, что хуже всего, что человек перестает бояться быть смешным. Это может навлечь на него несчастья. Спесивые римские императоры не увидели вовремя, как на самом деле они смешны, оттого и погибла великая империя.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари