Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что такое 40 дней после смерти человека. Важные дни после смерти

Постигнуть то, что происходит за гранью жизни и смерти, согласно православным представлениям, человеку не дано. Однако Церковь всегда хранила и хранит разного рода символы и некоторые факты, по которым, пусть и косвенно, но о загробном путешествии душ людей судить все же можно. Так, к примеру, не все знают, что означают 9 и 40 день после смерти, и почему в это время нужно проводить соответствующие поминальные обряды.

Согласно представлениям православных христиан, при жизни пребывает в материальном мире. После смерти же его душа переходит в другой, более возвышенный, непознаваемый духовный мир. Здесь можно встретить, к примеру, своего ангела-хранителя, души уже ушедших ранее родственников и друзей и т.д.

Что происходит на третий день

Традиционно считается, что в первые три дня после смерти, еще не привыкшая к своему новому состоянию душа пребывает рядом с телом. Помимо этого, она посещает те места, которые были дороги человеку при жизни, а также тех людей, к которым умерший был привязан. После третьего же дня душа человека от бренного материального мира постепенно начинает отдаляться.

Именно поэтому хоронить умерших положено только на третий день после смерти, но не раньше. Правило это, конечно же, не жесткое. Однако соблюдать его, как считают православные верующие, все же стоит.

С самого момента смерти душу сопровождает умершего. До девятого дня он показывает ушедшему человеку райские чертоги.

Что означает 9 дней после смерти

На девятый день начинается новый, ответственный этап в посмертной истории умершего. В это время его душа начинает свое восхождение в Рай. Однако на пути туда она, согласно церковным представлениям, встречает множество препятствий, преодолеть которые без поддержки очень сложно. Как считают православные христиане, по дороге в рай душу встречают разного рода темные силы, напоминающие ей о ее грехах. При этом главной их задачей является задержать душу ушедшего на пути к блаженству. Считается, что через такое испытание проходят абсолютно все умершие. Ведь, согласно церковной традиции, безгрешных людей попросту не бывает.

Помочь душе преодолеть все препятствия и достичь блаженства должны молитвы родственников и друзей. Именно по этой причине и проводятся поминки на девятый день после смерти. В данном случае как бы призван проводить душу, дать ей силы на долгий и нелегкий путь мытарств.

Что происходит на сороковой день

Итак, мы выяснили, что означает 9 дней после смерти. Но почему поминки проводят еще и на сороковые сутки? Связана такая , конечно же, также с традиционными православными представлениями. На 40-е сутки преодолевшая все препятствия душа, как учит Церковь, предстает перед Господом. Этот важный момент в церковной литературе называется Частным судом. Умерший должен сам решить для себя сможет ли он жить в раю с Богом или нет. А поэтому именно в этот день его душа нуждается в особенной поддержке оставшихся в материальном мире друзей и родственников.

На 40-ой день, согласно церковным православным традициям, человека в последний раз поминают как новопреставленного. С этого дня умерший целиком и полностью становится частью духовного мира. Восхождение его к богу заканчивается.

3, 9 и 40 дней после смерти: легенда о Христе

Таким образом, по церковным представлениям, на третий день душа человека начинает отдаляться от материального мира. На 9 начинаются ее мытарства и путь к Господу. На 40-ой она предстает перед Богом и становится частью духовного мира. Именно такое объяснение и дает Церковь традиции проводить поминки на 9 и 40 день официально.

Однако существует и еще одна причина, по которой умершего поминают именно в эти дни. Согласно легенде, воскрес после распятья именно на третий день. На 40-ой же он вознесся на небо, последний раз представ перед своими учениками.

Христианская Церковь исконно приняла поминовение усопших в третий, девятый, сороковой день и годовщину. Она дала и толкование этим срокам в христианских категориях и образах.

По учению церкви два дня душа находится где-то около любимого ею тела, около своего дома, скитается в сопровождении ангелов по дорогим ей земным местам. А на третий день должна поклониться Господу. В следующие шесть дней — до девятин — душе показывают райские обители. А в следующие тридцать — разные отделения преисподней. После этого Господь помещает её в раю или в аду.

Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду.

Девятый день. Поминовение умершего в этот день бывает в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

После третьего дня душа в сопровождении Ангела заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии она пребывает шесть дней. На это время душа забывает скорбь, которую чувствовала, находясь в теле и после выхода из него. Но если она виновна в грехах, то при виде наслаждения святых она начинает скорбеть и укорять себя: «Увы мне! Сколько я осуетилась в этом мире! Я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу, как должно, дабы и мне удостоиться сей благодати и славы. Увы мне, бедной!» В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении со святыми души своего чада.

Сороковой день. Сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого Божественного дара благодатной помощи Отца Небесного. Пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали закона лишь после сорокадневного поста. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо на сороковой день по воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение в сороковой день после смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведными.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой же день душа в третий раз возносится на поклонение Богу, и тогда решается ее участь - по земным делам ей назначается место пребывания до Страшного суда. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми.

Годовщина. Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православного верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

«Умершие надеются получить помощь через нас: ибо время делания отлетело от них; взывают ежеминутно души», — утверждал Блаженный Августин в «Слове о благочестии и поминовении усопших».

Мы знаем: со смертью даже самых близких нам в здешней земной жизни порываются все нити и узы чувственных связей с ними. Смерть прокладывает между живыми и умершими великую пропасть. Но только разобщает она их именно чувственно, физически, а вовсе не духовно: духовная же связь и общение не прекращаются и не прерываются между продолжающими жить в этом мире и переселившимися в мир загробный. Мы думаем о них, даже разговариваем с ними мысленно. Нам хочется им помочь. Но как? Священник однозначно ответит на этот вопрос: «Молитвой». В течение сорока дней участь души ещё не решена.

Теряя дорогих людей, мы испытываем боль утраты. Кажется, что покойные позвонят, придут, вернутся. Необходимо взять себя в руки и постараться «не топить» душу, изливая поток слез. Первые три дня она находится рядом с близкими, не привыкнув к своему состоянию.

Скорбь родных действует отрицательно на бестелесную оболочку. После, как дух покинул тело, он продолжил непростой путь в Царствие божие. Соблюдая Христианские писания, родные могут облегчить учесть покойного. Особенно, это касается 40 дней после смерти человека.

Традиции

Дух бывает в местах, связанных с воспоминаниями, чувствами. После, ему оглашается приговор. Этот этап наступает на 40 дней после смерти человека. Не переставайте читать молитвы за его душу. Вы поможете усопшему очиститься от грехов. Поминальный вечер, который проводится на 40 сутки, организовывается в тесном кругу. Хотите соблюсти церковные обычаи? Лучше уточните у батюшки: что можно и нельзя делать.

Обычно запрещено распитие алкогольных напитков, застолье.

Меню стола на поминки 40 дней после смерти человека

Сюда входят угощения:

  • Компот или квасной напиток.
  • Легкие канапе.
  • Салаты.
  • Выпечка (блинчики, пирожки).
  • Поминальная кутья из зерна, с медом.
  • Котлеты, рыба.
  • Куда отправляется дух?

На 40 дней после смерти человека, его душа возвращается в родные стены. Это последний визит. Она прощается с любимыми и родными людьми, чтобы уйти на Вечный покой. Душе разрешено побывать в местах, которые были ей дороги, когда она находилась в физическом теле. Хотя родные могут не ощущать сильного присутствие духа. Если вы хотите обеспечить ему покой, пригласите человека, организующего поминальный вечер со всеми обрядами. Он справится с эмоциональной обстановкой и поможет избежать слез, которые не принесут счастья душе покойного. Муки близких могут наоборот отяготить приговор. Если вы не хотите привлекать третьих лиц к происходящему, купите псалтырь. Там описывается 40 дней после смерти человека.

Милостыня

Особый пункт на 40 дней после смерти человека. Соберите вещи ушедшего из жизни, и раздайте их нуждающимся. Выбрасывать не нужно! Вместо этого совершите пожертвования в храм. Это одежда, личные вещи покойника. Оставьте себе памятные экземпляры, с которыми вы не сможете расстаться. Ничего страшного, если отдадите какую — то одежду друзьям и знакомым усопшего. Размер милостыни, который вы жертвуете в храм, как это не меркантильно прозвучит, учитывается при принятии решение о душе покойного. Подавайте милостыню прохожим людям, и они будут молиться об упокоении вашего родственника.

Каноны, предписанные церковью на 40 дней после смерти человека

На 40 дней после смерти человека не прекращайте читать молитвенные слова . Это нужно делать и в Божьем доме, и собственном жилище. Поминки стоит организовать в храме, если усопший был верующим. Батюшка может разрешить даже трапезу в церковной столовой, если умерший родственник числился в прихожанах. В этот день вспоминайте о человеке все хорошее, это облегчит его участь перед Господом Богом. Закажите панихиду.

Что учесть при проведении обряда на 40 дней после смерти человека?

  • Сначала молебен — потом прием пищи.
  • Вспоминайте хорошие дела усопшего.
  • Не распивайте алкоголь, и не допустите веселья в поминальный вечер.

Что делать родным до 40 дней после смерти человека?

  • Не стоит прикасаться к вещам покойника.
  • Не переставляйте в его доме/комнате мебель.
  • Стараться не говорить плохо о покойнике.
  • Старайтесь выполнить как можно больше хороших дел от лица вашего покойного.
  • Обязательно завесьте дома зеркала, а то душа может в них заблудиться. Интересно, этот обычай на церковный взгляд, считается суеверием.

Итог:

После 40 дней после смерти человека наступает «час икс». Душа прошла все мытарства ада. Ангел — хранитель представил на суд Всевышнего благие дела покойного. Дух побывал в раю и увидел ужасы Преисподнии. Теперь от него ничего не зависит. Ангелы и бесы будут вести учет добрых и плохих дел покойного. Близкие неустанно молились на земле за его душу. Что тоже берется во внимание при вынесении окончательного приговора. Так душа навсегда разрывает связь с материальным миром.

Совет: после потери любимого мужа, брата, отца, отправляйтесь в монастырь, закажите сорокоуст. Монахи каждый день на протяжении 40 дней после смерти человека будут поминать вашего покойного. Душа отправилась в загробный мир, и помочь ей можно только молитвами.

Считается, что первые 9 дней после смерти духовная оболочка усопшего еще имеет привязку к смертной жизни и может чувствовать скорбь близких людей. Окончательно эта связь рвется только на сороковины, определяющие тонкой сущности место ее постоянного пребывания в загробном мире. Понимание сложностей, через которые душа проходит после выхода из тела, очень важно для оставшихся на земле, ведь все это время дух покойного нуждается в правильной поддержке.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Что означает 9-й день после смерти в христианстве?

    Весь период неразрывной посмертной связи души умершего с миром живых делится на три отрезка: 3, 9 и 40 день от смерти. Первый отрезок времени дух почти все время проводит рядом с домом, где он вышел из тела, либо недалеко от гроба. Он слышит все слова и мысли, обращенные к нему, через беседы людей о покойном, и делает первые выводы о греховности своего земного существования.

    С первой минуты существования вне тела рядом с усопшим находится его Ангел-Хранитель, в сопровождении которого душа посещает памятные места своей жизни, прощается с близкими. Он видит все приготовления к похоронам и, по утверждению эзотериков, может даже корректировать события, являясь во снах к родственникам.

    Начиная с третьего дня и по сороковой душа человека перемещается уже в строгом соответствии с алгоритмом посмертной программы, одинаковой для всех. Символически началом пути умершего считается момент опускания гроба в могилу. Но даже если на третий день тело еще не передано земле, душа все равно теряет к нему привязку и переходит в другое измерение.

    На пути к Вечности покойного ждут 20 испытаний (мытарств), в продолжение которых бесовские силы вопрошают душу обо всех ее грехах, совершенных в образе человеческом. Если хотя бы на половину упомянутых дурных деяний не найдется столько же добрых поступков, путешествие заканчивается немедленным низвержением грешника в ад. Если судилища пройдены успешно, дух покойного допускается к встрече с Богом, и ему разрешают в течение шести дней находиться в райских садах среди праведников.

    Прохождение рубежа девятого дня считается самым важным из того, что происходит с душой в ее промежуточном состоянии. Поклонившись Богу во второй раз, человеческая сущность препровождается ангелами в валгаллы противоположной ипостаси – в ад. Моления родственников и панихида, которую в этот день служат в храме по усопшему, помогают душе в ее тяжелом 39-дневном путешествии по уровням преисподней и являются заочной просьбой к Господу помиловать грешника.

    Отсутствие поминок и панихиды на 9-й день после смерти означает, что человек пренебрег жизнью как Божьим даром и прошел сквозь нее бесцельно либо сделал много зла и восстановил людей против себя. И то, и другое в православии относят к тяжелым грехам, требующим оправданий перед престолом Господним на сороковой день от даты упокоения.

    Особенности организации поминок девятого дня

    Обычаи христианства учитывают все трудности, с которыми душе придется столкнуться на распутье между раем и адом. Каждое ритуальное действие, от церковного обряда и до вкушения пищи за поминальным столом, сопровождается особыми молитвами и словами, отправляющими положительный посыл в энергетическое пространство, где находится тонкая сущность.

    Самым близким родственникам усопшего, организующим погребение и поминки, необходимо соблюдать определенные правила проведения ритуалов и понимать сакральный смыл совершаемых действий, иначе они не будут нести никакой пользы душе покойного.

    Панихида в церкви

    Утро 9-го дня после смерти крещеного человека для родных умершего начинается в церкви, ведь с наступлением рассвета душа предстает перед очами Господа и ей требуется мощная энергетическая подпитка, чтобы справиться с последующими испытаниями. Молитвы людские и ангельские звучат во время службы в унисон. Чем больше будет этих голосов, тем легче станет душе усопшего.

    Молитву, читаемую только по случаю девятого дня, следует выучить наизусть и прочесть несколько раз: устанавливая свечку в тетрапод (особый подсвечник перед столиком с поминальными яствами), уходя со службы и придя домой.


    Заранее пишется записка с именем умершего. Ее нужно положить на столик рядом с принесенными продуктами. Если событие не накладывается на постные дни, то в корзинку для поминания укладывают:

    • различные сладости;
    • мясо;
    • рыбу;
    • молоко;
    • яйца;
    • сыры и колбасы;
    • хлебную и крупяную продукцию.

    В пост список разрешенных православному человеку продуктов меньше:

    • крупы;
    • муку;
    • овощи и фрукты;
    • грибы.

    Перед тем как выкладывать принесенное поминание на стол и покупать свечи, нужно договориться со служкой о проведении панихиды. Особенно это касается небольших часовен, где священник один и ему требуется время на подготовку.

    Поминальный обед и связанные с ним приметы

    В старину поминать на «девятины» нарочно приглашали только тех, кто принимал непосредственное участие в приготовлении покойника к погребению: обмывал труп, мастерил «домину» (гроб), устанавливал крест на могиле. Остальные «гости» приходили незваными, и отказывать нельзя было никому – ни врагу, ни чужаку. В современном мире люди сами не ездят на подобные мероприятия, опасаясь оказаться нежданной обузой, поэтому не будет отступлением от традиции заранее обзвонить всех знакомых и известить их о месте и времени проведения поминок.

    Где бы ни накрывался поминальный обед, еды готовят достаточно, чтобы принять максимальное количество людей. В первую очередь за стол усаживают престарелых гостей и детей, последними едят хозяева. Обязательно перед появлением основного блюда – поминальной кутьи - служится лития. Ее может провести любой из присутствующих, организовав общее чтение молитвы «Отче наш» либо Девяностого псалма.


    Что, по канонам церкви, приветствуется на поминальном столе:

    • борщ;
    • голубцы;
    • перцы, фаршированные овощами или мясом;
    • котлеты;
    • жаркое;
    • грибы тушеные или жареные;
    • пирожки из пресного теста (закусочные) и сладкие;
    • овощные смешанные салаты;
    • картофель или каша;
    • жареная или тушеная рыба;
    • простые бутерброды с колбасой и сыром.

    Обязательно должны присутствовать компот или кисель, поминальное колево из перловки или риса, недорогие сладости.

    Кутью, символизирующую воскрешение и сладость пребывания в раю, следует освятить в церкви во время панихиды.

    А вот что на «девятины» подавать нельзя:

    • любой алкоголь;
    • кофе;
    • покупные соки;
    • морские деликатесы (креветки, кальмары, устрицы);
    • сложные «праздничные» салаты;
    • птицу или поросят, зажаренных целиком;
    • дорогие конфеты в нарядных коробках;
    • пирожные или торты.

    Кулинарные изыски, как и распитие спиртного на поминках считается грехом чревоугодия, ложащимся на плечи души усопшего, что лишь ухудшает его положение. Оставшуюся после поминок пищу не выбрасывают, а относят в церковь или раздают нищим. Конфеты, фрукты и другие сладости, не считая, отсыпают детям на помин души.

    Правила и традиции, связанные с датой

    Большинство правил поведения во время поминок сейчас применимы только к близким усопшего, хотя раньше их придерживались все пришедшие. Это касается, в частности, внешнего вида женщин, которые обязаны быть в помещении в платках, с полностью убранными под них волосами. Мужчинам нельзя быть в доме с покрытой головой.

    Ходить на кладбище в этот день или нет, гости решают сами. Цветы в дом покойного уже после того, как остальные приехали с места погребения, нести не принято – и венки и цветы нужно оставлять на могиле.

    Еще несколько христианских примет, касающихся посещения могилы на 9-й день после смерти человека:

    • принятие пищи и распитие алкоголя на кладбище противоречат канонам православия;
    • нельзя поливать могильную насыпь водкой или оставлять спиртное в стопке;
    • деньги, еда, алкоголь священнику на кладбище не передаются – можно пригласить батюшку домой или совершить все нужные действия заранее;
    • уходя с кладбища, можно зажечь на могиле лампадку, оставить стакан воды с кусочком хлеба или блюдечко с кутьей;
    • на обратном пути желательно одарить нищих посильной лептой и раздать немного сладостей встречным детям, при этом следует говорить: «Помяните раба Божия (имя)»;
    • и на кладбище, и дома нужно чаще говорить о покойном добрыми словами, вспоминать его хорошие поступки и положительные личные качества.

    К приходу гостей дом убирается в строгом соответствии случаю. Можно поставить на небольшой стол портрет покойного с зажженной перед ним лампадой, накрыть лишние предметы мебели черным крепом. Спорным считается завешивание зеркал в доме после похорон. Необходимость такого действия не комментируется церковью и относится к пра-традициям древних славян, считающих зеркальную поверхность входом в другой мир.

    Не осуждается христианством и принятый у некоторых семей обычай «усаживать покойного» за поминальный стол. Для этого трапезничающие освобождают почетное место во главе стола и ставят туда полный столовый прибор с едой.

    Как подсчитать день поминок?

    Просчитывая дату, на которую выпадет день поминания усопшего, учитывать следует и сам день смерти, который длится до полуночи. Пример: если человек скончался 10 марта в 23:00, то «девятины» выпадают на 18 марта, а не 19, как получилось бы, если б к 10 прибавили 9. А вот если бы смерть наступила в несколько минут первого ночи, то счет велся бы уже от вновь наступившей даты.

    Если верующий христианин умирает в будний день Великого поста, поминки девятого дня переносятся на ближайший субботний или воскресный день. Однако если человек при жизни не соблюдал пост, этим правилом можно пренебречь.

    Отмечать раньше девятины нельзя. Душа покойного, пребывая в раю, еще не нуждается в той поддержке, которая станет ей необходима позже.

    Многие люди, отдавая дань современным традициям и опасаясь вызвать осуждение со стороны окружающих, после смерти близкого человека погружаются в заботы по соблюдению внешнего антуража и совсем не думают о духовной составляющей обрядов. Следует помнить, что для усопшего представляет важность не богато накрытый стол, а молитва, сообща прочитанная над пищей. И опасность для души, отправившейся в трудный путь, состоит не в малом количестве гостей на поминках, а в отсутствии добрых слов от тех, кто пришел почтить его память.

В странах, где исторически сложились давние и сильные христианские традиции, всем известно, что после смерти человека особое значение имеют третий день после печального события, девятый день и сороковой день. Знают-то практически все, но вот многие не могут сказать, по каким именно причинам эти даты - 3 дня, 9 дней и 40 дней - настолько важны. Что же происходит, согласно традиционным представлениям, с душой человека до девятого дня после его ухода из земной жизни?

Путь души

Христианские представления о посмертном пути человеческой души могут различаться в зависимости от той или иной конфессии. И если в православной и католической картине загробного мира и участи в ней души отличий всё-таки немного, то вот в различных протестантских течениях разброс мнений очень велик - от почти полной идентичности с католичеством до ухода далеко от традиции, вплоть до полного отрицания существования ада как места вечных мучений душ грешников. Поэтому более интересна православная версия того, что же происходит с душой в первые девять дней после начала иной, загробной жизни.

Святоотеческое предание (то есть признаваемый корпус трудов Отцов Церкви) гласит, что после смерти человека в течение почти трёх дней его душа имеет практически полную свободу. Она не только обладает всем «багажом» из земной жизни, то есть надеждами, привязанностями, полнотой памяти, страхами, стыдом, стремлением завершить какие-то неоконченные дела и так далее, но и способна находиться где угодно. Принято считать, что в эти три дня душа либо находится рядом с телом, либо, если человек умер вдали от дома и семьи, рядом со своими близкими людьми, либо в тех местах, которые по каким-то причинам были особенно дороги или примечательны для данного человека. На третий же дань душа теряет полную свободу своего поведения и забирается ангелами на Небеса, чтобы там поклониться Господу. Именно поэтому на третий день, по традиции, нужно провести панихиду и таким образом окончательно попрощаться с душой покойного.

Поклонившись Богу, душа отправляется в своего рода «экскурсию» по раю: ей показывается Царствие Небесное, она получает представление, что такое рай, видит то единение праведных душ с Господом, которое и есть цель человеческого существования, встречается с душами святых и тому подобное. Это «обзорное» путешествие души по раю длится шесть дней. И здесь, если верить Отцам Церкви, начинаются первые терзания души: видя райское наслаждение святых, она понимает, что по своим грехам недостойна разделить их участь и мучается сомнениями и страхом, что не попадёт в рай. На девятый день ангелы снова относят душу к Богу, чтобы та могла восславить Его Любовь к святым, которую она только что могла наблюдать самолично.

Что важно в эти дни для живых

Однако, согласно православному мировоззрению, не стоит воспринимать девять дней после смерти как исключительно потустороннее дело, которое вроде как оставшихся в живых близких покойного и не касается. Напротив, именно сорок дней после смерти человека являются для его родных и друзей временем наибольшего сближения мира земного и Царствия Небесного. Потому что как раз в этот период живые могут и должны приложить все усилия для того, чтобы способствовать лучшей возможной участи души умершего, то есть её спасению. Для этого нужно постоянно молиться, надеясь на Божью милость и прощение душе её грехов. Это важно с точки зрения определения судьбы души человека, то есть где она будет ожидать Страшного Суда, в раю или в аду. На Страшном Суде участь каждой души будет решена окончательно, так что у тех из них, кто был помещён в ад, есть надежда на то, что молитвы за неё будут услышаны, она будет прощена (если за человека молятся, даже несмотря на то, что он совершил много грехов, значит, в нём было и что-то хорошее) и удостоится места в раю.

Девятый день после смерти человека является в православии, как бы это ни звучало странно, почти праздничным. Люди верят, что последние шесть дней душа покойного пребывала в раю, пусть и в качестве гостя, и теперь может достойно восхвалить Творца. Более того - считается, что если человек вёл праведную жизнь и своими добрыми делами, любовью к ближним и раскаянием в собственных грехах снискал расположение Господа, то его посмертная участь может решиться уже после девяти дней. Поэтому близкие человека должны в этот день, во-первых, особенно усердно молиться о его душе, во-вторых, провести поминальную трапезу. Поминки на девятый день, с точки зрения традиции, должны быть «незваными» - то есть на них не нужно никого специально приглашать. Должны сами помнить об этом ответственном дне и придти без напоминаний те, кто желает душе умершего всего наилучшего.

Однако в реальности на поминки практически всегда специальным образом приглашают, и, если людей ожидается больше, чем способно вместить жилище, то они проводятся в ресторанах или подобных заведениях. Поминки на девятый день это спокойное воспоминание о покойном, которое не должно превратиться ни в обычную гулянку, ни в траурные посиделки. Примечательно, что христианскую концепцию об особом значении трёх, девяти и сорока дней после смерти человека взяли на вооружение современные оккультные учения. Но они придали этим датам иной смысл: согласно одной версии, девятый день обозначен тем, что в это срок якобы разлагается тело; согласно другой, на этом рубеже, умирает то из тел, после физического, ментального и астрального, которое может являться в качестве привидения.40 дней после смерти: последний рубеж

В православной традиции третий, девятый и сороковой дни после смерти человека имеют определенное значение для его души. Но именно сороковой день имеет особенное значение: для верующих это тот рубеж, который окончательно отделяет земную жизнь от жизни вечной. Поэтому 40 дней после смерти с религиозной точки зрения дата даже более трагическая, чем сам факт физической кончины.

Борьба за душу между адом и раем

Согласно православным представлениям, которые происходят из описанных в Житиях святых случаев, из богословских трудов Отцов Церкви и из канонических богослужений, душа человека с девятого по сороковой дней проходит через ряд препятствий, называемых воздушными мытарствами. С момента смерти до третьего дня душа человека пребывает на земле и может быть рядом со своими близкими или путешествовать куда угодно. С третьего же по девятый дни она пребывает в раю, где ей предоставляется возможность оценить те блага, которые Господь в награду за праведную или святую жизнь воздаёт душам в Царствии Небесном.

Мытарства же начинаются с девятого дня и представляют собой такие препятствия, в которых от самой человеческой души уже ничего не зависит. Человек изменяет соотношение своих добрых и злых мыслей, слов и поступков лишь в земной жизни, после смерти он уже не в состоянии ничего добавить или убавить. Мытарства это, по сути, «судебные состязания» между представителями ада (бесами) и рая (ангелами), имеющими аналогию в прениях между прокурором и адвокатом. Всего мытарств насчитывается двадцать, и они представляют собой те или иные греховные страсти, которым подвержены все люди. Во время каждого из мытарств бесы представляют список грехов человека, связанные с данной страстью, а ангелы оглашают список его добрых дел. Принято считать, что, если список грехов по каждому мытарству окажется солиднее списка добрых дел, то душа человека отправляется в ад, если по Божьему милосердию добрые дела не умножаются. Если добрых дел больше, душа переходит к следующему мытарству, как и в том случае, если грехов и добрых дел оказывается поровну.

Окончательное решение участи

Учение о воздушных мытарствах не является каноническим, то есть оно не входит в основной вероучительный свод Православия. Однако авторитет святоотеческой литературы привёл к тому, что вот уже на протяжении многих столетий подобные представления о посмертном пути души являются фактически единственными в рамках этой религиозной конфессии. Период с девятого по сороковой день после смерти человека считается наиболее важным, а сам сороковой день едва ли не наиболее трагической датой даже по сравнению с самой смертью. Дело в том, что, по православным представлениям, на сороковой день, после прохождения мытарств и лицезрения всех ужасов и мучений, которые ждут грешников в аду, душа человека в третий раз предстаёт непосредственно перед Богом (в первый раз - на третий день, второй раз - на девятый день). И именно в этот момент решается судьба души - где её пребывать до момента Страшного Суда, в аду или в Царствии Небесном.

Считается, что к тому моменту душа уже прошла все возможные испытания, которые и должны были определить, смог ли человек своей земной жизнью заслужить спасение. Душа уже видела рай и могла почувствовать, насколько она достойна или недостойна разделить участь праведников и святых. Она уже прошла через мытарства и представляет, насколько многочисленны и тяжки её грехи. К этому моменту она должна полностью раскаяться и уповать лишь на Божью милость. Именно поэтому сороковой день после смерти воспринимается Церковью и близкими покойного как ключевой рубеж, после которого душа отправляется либо в рай, либо в ад. Необходимо усердно молиться о душе умершего, исходя как минимум из трёх мотивов. Во-первых, молитва способна повлиять на решение Господа относительно участи души: обращается внимание как на сам факт неравнодушия близких к человеку, так и на возможное заступничество перед Богом святых, которым молятся. Во-вторых, если душа всё-таки отправлена в ад, это ещё не означает для неё конечную гибель: окончательно судьба всех людей решится во время Страшного Суда, а значит, ещё есть возможность молитвами изменить решение. В-третьих, если душа человека обрела Царствие Небесное, необходимо достойно возблагодарить Бога за оказанную Им милость.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари