Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Загадки Царицыно. Что скрывает усадьба, в которой отказалась жить Екатерина II? Государственный музей-заповедник «Царицыно»: описание, цены, фото, адрес

История создания Царицынской усадьбы связана с именем архитектора Василия Баженова . Этот талантливый зодчий не смог полностью реализовать практически ни один из своих грандиозных проектов. Усадьба «Царицыно» не стала исключением.

Гнев и милость царицы

Василий Баженов родился в семье дьякона одной из придворных московских церквей. Мальчик с детства проявил талант художника и был замечен архитектором Дмитрием Ухтомским, который взял его в ученики. Позже он получил блестящее образование: был в числе первых учеников созданной в Петербурге Академии художеств, одним из первых был отправлен академией на обучение в Париж. По возвращении в Россию он был обласкан императрицей и начал разработку главного своего проекта — Кремлёвского дворца. Проект превосходил всё, что создавалось в Европе в то время, — и по грандиозности, и по невиданной смелости. Произошла церемония закладки дворца, была создана проектная модель, но дальше этого дело не пошло.

В 1775 году архитектору было поручено возведение праздничных павильонов на Ходынском поле, где должно было состояться празднование по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира в русско-турецкой войне. Постройки понравились Екатерине II, и вскоре Баженову было доверено строительство дворцового ансамбля в Царицыне. Молодой архитектор был окрылён идеей создания новой, особенной архитектуры, какой Россия ещё не видела.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

По его идее, Царицынская усадьба должна была стать единым комплексом, в котором дворец императрицы также не был доминантой. К 1785 году строительство императорской резиденции было закончено, оставались внутренние отделки. Екатерина II решила сама ознакомиться с ходом строительства и прибыла в Москву. Заехав в Царицыно, она осмотрела резиденцию и практически завершённые дворцы и возмутилась: своды ей показались слишком тяжёлыми, комнаты слишком низкими, будуары слишком тесными, лестницы слишком узкими. Она решила, что в них вообще невозможно жить. Баженов был отстранён от дальнейшего строительства, а создание нового проекта поручили его ученику, Матвею Казакову, что особенно ранило архитектора. Существует множество версий, почему Екатерине не понравился дворец. По одной из них, всему виной стали интриги и масонские связи архитектора, по другой — непокорный нрав Баженова и то, что он постоянно выходил за пределы сметы.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Природа Чёрной Грязи

Природное достояние усадьбы — одно из самых главных его сокровищ. Именно благодаря ему Екатериной II было выбрано это место для создания резиденции. Село Чёрная Грязь (так тогда называлось Царицыно) в разные времена принадлежало знатным родам — царице Ирине Годуновой, Стрешневым, Голицыным, Кантемирам . В мае 1775 года императрица Екатерина II посетила усадьбу Кантемиров, была очарована красотами этих мест и незамедлительно выкупила имение. Во время строительства Баженов не вносил серьёзных изменений в ландшафт, а скорее наоборот, вписывал строения в природное окружение. При создании парка ему помогали выписанные из-за рубежа садоводы, которые смогли создать гармоничный парк. В одном из писем 1784 года архитектор писал: «За девятилетнее время [с начала строительства усадьбы] Царицыно столь оделось приятными рощами и видами разных картин, что едва ли в самой Англии такое место найдётся». Каскад прудов с плотиной был создан здесь ещё при Василии Голицыне в конце XVII в. При нём же на одном из прудов был создан остров, который существует до сих пор.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Царицынские пруды были и остаются излюбленным местом московских рыболовов и уже давно обросли рыбацкими легендами. Так, Михаил Пыляев в статье «Старая Москва» в 1891 году писал: «В 1886 году здесь был пойман арендатором царицынских прудов большой осётр с серьгой в губе, пущенный ещё при Екатерине II». Вот как этот случай описал в своём «Московском фельетоне» г-н Курешин: «Когда приволокли в сетях осетра, арендатор был в восторге, но тут вмешался в дело окружной надзиратель. Имея в виду историческое значение осетра, надзиратель не позволил арендатору взять его, а предложил следующее: устроить для осетра особый судок, приставить для охраны стражу за счёт арендатора и хранить осетра, пока он, надзиратель, отрапортует в удельную контору, а контора снесётся с дворцовым ведомством и т. д., пока, словом, не воспоследует окончательное распоряжение высшего начальства. Подумав, арендатор почесал в затылке и отпустил осетра на все четыре стороны, а насчёт всего вышеизложенного был составлен длинный протокол, впрочем, не длиннее осетра, который был 2 аршина 11 вершков».

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Романтические руины

В XIX веке казаковский Большой дворец, баженовские постройки перестраивались, разрушались, некоторые покрывались мхом, обрастали кустарниками. Пришедшая в упадок усадьба была настолько красивой и трогательно печальной, что появились легенды, согласно которым, Баженов специально не достроил дворец для внуков императрицы, чтобы им было удобней по нему лазать.

Парк «Царицыно». Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

К XX веку Царицыно окончательно пришло в упадок. Первые попытки сделать из усадьбы музей появились в 1960-м году. В середине 1970-х были готовы первые проекты, но из-за их сложности реставрация затянулась на годы. В 1990-е восстановительные работы шли крайне медленно из-за нехватки средств. К тому же многие не видели смысла полностью восстанавливать Царицыно из руин: воссоздать замысел Баженова было невозможно, а в самих руинах им виделся символ романтической эпохи, в которой жил архитектор. Однако после передачи комплекса в собственность города в 2005 году начались масштабные реставрационные работы, и через два года Царицыно было реконструировано полностью.

Фото: Пресс-служба парка «Царицыно» / Дмитрий Щелоков

Сегодня Царицыно — не просто музей-заповедник, а огромный культурный центр. В здании большого дворца представлены выставки, посвящённые истории усадьбы, императрице Екатерине II, археологическим находкам, обнаруженным на территории парка. Здесь устраиваются художественные выставки, посвящённые как искусству старых мастеров, так и новейшим концептуальным течениям. «Царицыно» — крупнейшая концертная площадка в Москве, в залах Большого дворца и Атриуме Хлебного дома проходят концерты классической и джазовой музыки. Музей-заповедник «Царицыно» — популярный детский образовательный центр.


  • © Public Domain / Иллюстрация из книги «Братья. История масонства в России»

  • © Public Domain / Вид Моховой улицы и Пашкова дома, рисунок Г. Барановского, 1840-е годы

  • © Commons.wikimedia.org / Sergey Korovkin 84

  • © Commons.wikimedia.org / Marina Lystseva

  • ©

Село Царицыно всегда поражало своей потрясающей природой, однако всем своим обитателям оно приносило беды и горе. Не суждено было стать такой красоте доступной только одному владельцу.

Поначалу в данных окрестностях проживали славяне-вятичи, оставившие после себя курганы. Затем здесь появилось село Черное грязь, купленное женой российского царя Федора Иоанновича, Ириной Годуновой, в 16 веке. Она построила тут усадьбу, которая в период польско-литовской интервенции сгорела полностью. В дальнейшем эти земли доставались боярам Стрешиевым и князьям Голицыным, тут были построены прекрасные дома, находились чудесные сады. Однако получилось так, что затухает род Стрешиевых, Голицыны были сосланы в Сибирь, и Черная Грязь передаётся Кантемиру, молдавскому князю.

Через некоторое время имение приобретает Екатерина Великая по цене 25 тысяч рублей. Чёрную грязь переименовывают в Царицыно село. Начинается масштабное строительство, порученное архитектору В.И. Баженову. Здесь возводятся дворец, примыкающие к нему трапезная, беседки, театр, сооружаются гроты и пещеры. Несмотря на то, что все работы проводились с личного одобрения императрицы, по окончании строительства Екатерина Великая неожиданно приказывает снести дворец и все постройки. Что именно не понравилось царице и какая была причина этого недовольства – неизвестно.

Несколько позже вновь начинаются работы по строительству дворца, уже под руководством архитектора М.Ф. Казакова. Дворец был уже практически достроен, когда Екатерина II умирает. Наследник императрицы Павел I останавливает строительство, и на долгое время про дворец забывают. Два века дворец ветшал и пустовал. Про него ходили нехорошие слухи и истории про привидений. Здесь размещались в своё время ночлежка и трактир, а в послереволюционные годы сельский совет и клуб.

В 80 годах 20 века начинается постепенное восстановление Царицынских объектов. С особой активностью работы по реставрации ведутся в период 2005-2007 годов. 2 сентября 2007 года происходит открытие Государственного музея-заповедника под названием Царицыно.

В ходе реставрационных работ удалось восстановить многие дворцовые постройки и большинство парковых сооружений. Восстановили и Большой дворец. Был перекинут прекрасный ажурный мост через Средний царицынский пруд, который опирается на искусственный остров. На этом острове воздвигли светомузыкальный фонтан, в репертуаре которого имеются композиции Чайковского, 30 композиций Поля Мориа. В два раза увеличили размеры парка за счёт вхождения в его состав новых территорий. Сейчас в парке всегда многолюдно, ведь парк имеет особую ауру спокойствия, здесь нет суеты и криков, тут хорошо в любую пору года.

Царицыно - одно из самых больших музейно-выставочных учреждений Москвы и крупнейший музей-заповедник в городе.

Пересеченный рельеф, речки и ручьи, живописнейшие пруды составляют особую примету усадьбы Царицыно . В давние времена, правда, прудов еще не было, а у подножия высокого берега сливались полноводная речка Городенка и текущая с востока речка Язвенка. Чуть ниже по течению в Городенку под углом врезался глубокий овраг.


В ХI – XIII веках здесь жили вятичи – потомки одного из славянских племен, пришедших на свою новую родину еще в VI столетии. Вдоль Язвенки сохранились следы их поселений, а в парке – их захоронения-курганы.


Долгие столетия царицынские окрестности представляли собой сухие леса, прерывавшиеся пустошами, которые возникали при попытке людей расчищать (вплоть до XVI века – подсечно-огневым способом) участки земли под новые, более урожайные пашни.


Ядром будущей усадьбы стала пустошь Черная Грязь. Первые упоминания о ней встречаются в Писцовых книгах 1589 года. Тогда она относилась к землям царского села Коломенское. Места эти были мало заселены.


Только в начале следующего, XVII столетия в окружении черногрязской пустоши появляются «владельцы», которым земли были пожалованы за службу. В 1633 году, 26 января, именным царским указом окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу было «продано в вотчину…в Московском уезде села Коломенского пустошь Бабынина, да пустошь Черногряская, да пустошь Арехово да пустошь Коржавино». Первый владелец и определил место для главного двора своей вотчины – на мысу между рекой и оврагом, на пустоши Черная Грязь.


С этой даты и этого имени начинается история усадьбы Черная Грязь, на месте которой впоследствии будет воздвигнуто Царицыно.


Царицыно - дворцово-парковый ансамбль на юге Москвы; заложен по повелению императрицы Екатерины II в 1776 году. Находится в ведении музея-заповедника «Царицыно», основанного в 1984 году.


Это исторически сложившаяся, наиболее известная и благоустроенная часть особо охраняемой природной территории (ООПТ) «Царицыно», расположенной между московскими районами Царицыно, Бирюлёво Восточное, Орехово-Борисово Южное и Орехово-Борисово Северное.


Царицынский дворцово-парковый ансамбль , занимающий площадь более 100 гектаров, расположился на холмистой пересечённой оврагами местности, на месте бывшей усадьбы князей Кантемиров и унаследовал некоторые её черты. Территория ансамбля и парка ограничена с северо-востока и юга двумя глубокими оврагами, с запада - Царицынскими прудами, с востока - комплексом оранжерей.


Царицыно является важнейшим памятником так называемой «русской готики»; над созданием императорской резиденции в течение 20 лет работали последовательно два наиболее известных архитектора своей эпохи - Василий Баженов и Матвей Казаков. Царицыно - самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности дворцово-паркового ансамбля во многом определили новое направление в русском зодчестве: в разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые созданы под влиянием Царицына.


Самозабвенная работа над царицынским ансамблем, ставшим одной из вершин творчества яркого и неординарного зодчего В. И. Баженова, обернулась для него в то же время тяжёлой жизненной драмой.


Царицынский пейзажный парк, заложенный вместе с дворцовым комплексом, стал одним из первых пейзажных парков России вне петербургских дворцово-парковых ансамблей.


###Страница 2

Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского. Место, где теперь находится Царицыно, в 1712 г. было отдано Петром I бывшему молдавскому князю Д. К. Кантемиру. Издревле его населяли славянские племена Вятичей – об этом свидетельствуют курганы XI-XIII веков. Эти земли принадлежали селу Коломенское, были великокняжескими и царскими.


Парк был заложен в начале XVIII в. Тогда же была сооружена церковь Троицы; перестроена в 1765 году, трапезная и колокольня - в 1883 году. В 1775 году село купила императрица Екатерина II для постройки своей новой резиденции, тогда же оно и было названо «Царицыно» . Под руководством архитектора В. И. Баженова в 1776 году началось строительство дворцового комплекса, который должен был стать памятником победы России над Турцией в 1774 году.

Усадьба расположена на пересечённом оврагами участке, круто обрывающемся к прудам, что обусловило свободную планировку дворцового парка и живописный характер архитектурного ансамбля, усиленный ярким сочетанием краснокирпичной кладки стен и белокаменных деталей. Центр композиции, развёрнутой к прудам, образовали два дворца, соединённые между собой галереей с ажурной аркой ворот, и Большой кавалерский корпус; позади них расположен Хлебный дом. Однако законченные к 1785 г. сооружения не понравились императрице и в 1786 г. были по её приказу частично разобраны. Позднее дворцовый комплекс достраивался архитектором М. Ф. Казаковым до 1797 года, им был возведен Большой Дворец и разбит парк. После смерти Екатерины II строительство было прервано, царская резиденция так и не была достроена до конца.


В первые годы Советской власти Царицыно с ближайшими деревнями вошли в посёлок Ленино.


Созданный в марте 1918 года революционный орган местной власти - Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов - расположился в Первом кавалерском корпусе. В 1932 году это здание было перестроено и стало 3-этажным; в нём разместился исполком Ленинского района Московской области.


В 1926 году дворцово-парковый ансамбль был передан в ведение Главнауки, а оттуда - в Московский отдел народного образования, в его музейный подотдел. 21 июля 1927 года в здании Третьего кавалерского корпуса открылся музей Царицына; через год музей обрёл статус историко-краеведческого. Первым директором и создателем музея был В. В. Казанцев. Основой экспозиции музея стали ценнейшие коллекции баженовских чертежей и документы по истории и строительству дворцового комплекса; демонстрировались также предметы из раскопок царицынских курганов. Музей пользовался известностью; в летние месяцы его посещало более 15 000 человек. Однако в таком виде музей просуществовал недолго: в 1930 году в связи с кампанией по коллективизации основу экспозиции составили муляжи сельхозпродукции и диаграммы развития Ленинского района; сам музей стал называться «Ленинским краеведческим музеем садово-огородного района». Наконец, в 1937 году музей был закрыт, а в здании устроен сельский клуб с кинотеатром.


К 1927 году относятся и первые ремонтно-реставрационные работы в Царицыне: группа реставраторов во главе с архитектором Н. А. Пустархановым в течение двух лет провела реставрацию Фигурных ворот, павильонов «Миловида» и «Нерастанкино», беседки «Золотой сноп» («Храм Цереры»); проводилась также консервация и укрепление некоторых руинированных дворцовых построек. В то же время проводилась очистка прудов и благоустройство парка.


Новую жизнь получил Хлебный дом: в начале 1920-х годов здесь стихийно возникли коммуналки, которые просуществовали вплоть до 1970-х годов. В 1939 году был закрыт храм на территории дворцово-паркового ансамбля; в здании была оборудована трансформаторная подстанция.


В 1936 году по заданию Моссовета архитекторы М. О. Барщ и Г. А. Зундблат разработали проект приспособления царицынского ансамбля под дом отдыха. Реализации этих планов помешала Великая Отечественная война.


В конце 1950-х годов вновь потребовалась реставрация павильонам «Миловида» и «Нерастанкино», беседке «Золотой сноп» и ряду парковых мостиков.


Работы осуществлялись в 1958-1961 годы по проекту реставратора М. В. Дьяконова; тогда же под руководством архитектора В. И. Долганова и инженера-лесовода Е. С. Панфёровой были проведены лесоустроительные работы в левобережном парке.

###Страница 3

В 1960 году Ленино стало частью Москвы. В 1970-е в связи с застройкой жилого района Орехово-Борисово вокруг Царицына и каскада Цареборисовских прудов была установлена охранная зона площадью более 1000 гектар. Зона дворцово-паркового ансамбля была постепенно освобождена от хаотичной застройки.


К концу 1960-х годов относится первый проект научной реставрации царицынских архитектурных и ландшафтных памятников; он был разработан в «Моспроекте-3» под руководством архитектора В. Я. Либсона. Однако масштабность реставрационных работ стала препятствием для их осуществления. В начале 1980-х годов была образована «Высшая школа живописи, ваяния и зодчества» во главе с Ильёй Глазуновым; первоначально планировалось, что она будет базироваться в отреставрированных зданиях царицынского ансамбля.

С середины 1980-х годов проводилась научная реставрация царицынских объектов; почти все они к 2004 году были отреставрированы. Оставалось завершить реставрационные работы в Хлебном доме, благоустроить парк, восстановить парковые павильоны; предстояло также восстановление Большого дворца.


Северную часть дворцовой площади замыкает храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник», расположенный между Вторым Кавалерским корпусом и Фигурным мостом. Это единственная постройка усадьбы Кантемиров, которую Баженов включил в свой ансамбль. Храм построен на месте деревянной церкви усадьбы Голицыных в 1722 году по повелению Дмитрия Кантемира.


В 1759-1765 годах по воле Матвея Дмитриевича Кантемира храм был полностью перестроен (архитектор неизвестен), и у него появился северный придел во имя великомученика Димитрия Солунского, созданный в память отца. Стилистически здание представляет собой характерную храмовую постройку елизаветинского барокко: восьмигранный центральный объём, устроенный по принципу «восьмерик на четверике» увенчан гранёным куполом; сдвоенные пилястры, волюты, оконные наличники акцентированы окраской в белый цвет.

После создания дворцового ансамбля храм перестраивался в 1883-1885 годах под руководством архитектора П. Н. Лавина: появился южный придел во имя иконы Казанской Божией Матери, трапезная была расширена. Колокольня подверглась существенным изменениям: на баженовских планах она зафиксирована небольшой двухъярусной, не выше купола самого храма (тем самым не выделявшаяся по высоте среди окружающих дворцовых построек), но была перестроена в три яруса, став вертикальной доминантой застройки.


В годы Советской власти здание использовалось для размещения трансформаторной подстанции; церковные реликвии были в основном разграблены. В 1990 году храм передан Русской православной церкви и началась его реставрация; работы завершились в 1998 году.


В 2004 году музей-заповедник был передан в ведение города, а в сентябре 2005 года в Царицыне развернулись масштабные работы по восстановлению Большого дворца и реконструкции дворцового ансамбля и парка. Проект реконструкции был разработан в «Моспроекте-2» под руководством мэра Москвы Ю. М. Лужкова и руководителя «Моспроекта-2» М. М. Посохина.


Несмотря на жёсткую критику ряда специалистов, проект восстановления Большого Царицынского дворца в 2005-2007 годах осуществился полностью. В короткие сроки был проведён большой объём строительных, восстановительных и реставрационных работ; многие из них носили уникальный характер. Своеобразным девизом строительства стали слова мэра Москвы Ю. М. Лужкова: “Прощай, печальная руина! Здравствуй, возрождённое Царицыно!”


2 сентября 2007 года, в День города Москвы, состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса, в том числе восстановленного Большого Царицынского дворца. В торжественных мероприятиях принял участие Президент РФ В. В. Путин. Восстановленный царицынский дворцово-парковый ансамбль вызвал неподдельный интерес у москвичей; парк, сразу же ставший популярным местом прогулок, по просьбам горожан с ноября 2007 года работает круглосуточно.


Тогда же, в 2007 году, на серповидном острове Средне-Царицынского пруда был сооружён фонтан, к которому с противоположных сторон пруда ведут два ажурных стальных моста. Водяные струи бьют в небо с переменной силой, строго синхронно исполняемой здесь музыке.


В 2008 году проект реставрации и реконструкции царицынского ансамбля был признан абсолютным победителем конкурса «Лучший реализованный проект 2007 года в области инвестиций и строительства», который проводится правительством Москвы, а коллективу реставраторов, работавших над воссозданием Царицына , была присуждена международная премия имени Бернхарда Реммерса «За выдающиеся заслуги в реставрации и сохранении памятников архитектуры». Специалисты, критиковавшие «фантазийную реставрацию» Царицына, с сожалением отмечали, что данный подход лежит в русле современных мировых тенденций в реставрационном деле.


Первое известие о нынешнем Царицыне встречается в писцовой книге 1589 г., когда это была пустошь Черногрязская, входившая в состав владений дворцового села Коломенского: « …пашни паханые середние земли наездом 3 десятины, а пахал Игнашко Никитин с товарищами из деревни Осляевой, да перелогу 11 десятин, да лесом поросло 12 десятин с полудесятиною в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен».

В январе 1633 г. эта пустошь с рядом соседних была продана за 73 рубля в вотчину окольничему Лукьяну Степановичу Стрешневу. Затем с 1650 г. вотчиной владел его сын боярин Семён Лукьянович Стрешнев, который поставил на пустоши Чёрная Грязь для себя двор, и она стала числиться сельцом.

После Семёна Лукьяновича, скончавшегося в 1666 г., имение досталось его вдове Марии Алексеевне. В состав имения, помимо сельца с боярским двором, где жили деловые люди, входили также деревня Киселёва на речке Городенке с 8 крестьянскими дворами (14 человек), деревня Шубина на речке Черногрязье, «а в ней литовского полону 3 двора крестьянских, в них 11 человек», деревня Орехова на речке Язве, «а в ней литовского полону 5 дворов крестьянских, в них 21 человек», деревня Шандурово, а Борзецово тож, — 6 крестьянских дворов (22 человека). Упомянуты также мельница на речке Городенке и Шепелев луг под государевым селом Борисовом.

В 1673 г. после смерти Марии Алексеевны Стрешневой имение было отписано ко дворцу, а в ноябре 1682 г. пожаловано боярину Ивану Фёдоровичу Стрешневу «по родству, чем владел брат его боярин Семён Лукьянович Стрешнев». В сельце отмечен двор вотчинника: « …хоромы ветхи, да сад, а в нем яблони да вишни».

В 1683 г. Иван Фёдорович Стрешнев уступил её «по родству» своему внуку стольнику князю Алексею Васильевичу Голицыну, сыну всесильного фаворита правительницы Софьи Алексеевны В. В. Голицына.

В том же году была заложена деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносного источника, отчего село получило второе название — Богородское. Усадьбу в это время помимо господского двора с хоромами составляли скотный и конюшенный дворы, хозяйственные постройки, сад, две мельницы с плотинами, заповедные рощи. В селе кроме хозяев жили только дворовые люди и садовники.

В 1689 г., после падения правительства царевиы Софьи, все вотчины Голицыных «за их вины» были отписаны «на государей», и Чёрная Грязь попала в Дворцовое ведомство. Сохранилось составленное по этому поводу подробное описание усадьбы, показывающее, что Алексей Васильевич Голицын устроился здесь с большим размахом. Помимо самой усадьбы, главный дом которой был изнутри обшит полотнами с духовными сюжетами и обит сукном, отмечены огороженные забором сад и роща, пруды со специально саженой рыбой (осетры , сомы, щуки, лещи, стерляди, голавли, язи, судаки, шерешперы, окуни, налимы, караси, лини), мельница, солодовня, заповедный лес и несколько рощ. В самом селе отмечены 2 садовничьих двора, двор с деловыми людьми. В состав имения входили также четыре деревни с 26 крестьянскими дворами.

В Дворцовом ведомстве село находилось до июня 1712 г., когда по именному указу Петра I было отдано бывшему молдавскому господарю князю Дмитрию Константиновичу Кантемиру. В этот момент в селе числилось 13 крестьянских и бобыльских дворов. Голицынские хоромы при новом владельце были подновлены, а в 1722 г. построена новая деревянная церковь на каменном основании.

После смерти Д. Кантемира в 1723 г., по приговору Сената 1728 г., село и все владения были разделены на две части: три четверти достались его сыну князю Константину Дмитриевичу Кантемиру, а одна четверть — его мачехе Анастасии Ивановне, урождённой Трубецкой. Впоследствии она в качестве приданого дала свою долю в 1751 г. за дочерью Екатериной Дмитриевной, вышедшей замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына. Константином Дмитриевичем Кантемиром был построен новый усадебный дом.

После смерти Константина его часть имения оказалась также поделённой в 1757 г. между его братьями Матвеем и Сергеем Дмитриевичами. Каждый из них имел здесь свою усадьбу. Матвей Кантемир достроил перешедший к нему дом Константина, развёл сады, в 1765 г. перестроил в камне церковь с новым тёплым приделом Дмитрия Солунского. После его смерти в 1771 г. все владения объединились в руках князя Сергея. Именно у него за 25 тыс. рублей в 1775 г. имение приобретает Екатерина II. В том же году за 6 тыс. рублей она приобрела у князя Ивана Алексеевича Трубецкого и остальную часть Черногрязской вотчины, доставшуюся ему после смерти в 1761 г. его троюродной сестры Е.Д. Голицыной. Имение перешло сначала в личную собственность императрицы, а затем в Экспедицию кремлёвского строения.

Государыня, собиравшаяся устроить здесь свою подмосковную резиденцию, переименовала Чёрную Грязь в село Царицыно, которое стало центром Царицынской волости, в которую также вошли села Булатниково, Коломенское и Коньково. Возведение усадьбы было поручено зодчему В.И. Баженову. За десять лет, с 1775 по 1785 г., здесь под его руководством возвели в основном сохранившийся до сих пор дворцовый комплекс, в который тогда входили дворцы Екатерины и Павла, Малый дворец, Кухонный корпус, Камер-юнфарский и Кавалерский корпуса, управительский дом и другие здания (их функциональное назначение до сих пор не определено), мосты и ворота в сад. Одновременно велись работы по устройству парка (под руководством садовника Ф. Рида), реконструкции прудов, строительству Царицынской и Шипиловской плотин с мельницей (архитектор К. Бланк), оранжерей.

Однако, посетив в 1785 г. Царицыно, Екатерина II осталась недовольной В.И. Баженовым, и он был отстранен от работ. К сожалению, причины подобного решения государыни остались невыясненными. В литературе высказывались точки зрения, что Екатерина II охладела к Москве и Царицыну в частности, другие указывали на нехватку средств в казне. Но последнее вряд ли верно, ибо императрица, отстранив Баженова, поручила перестройку дворцового комплекса М.Ф. Казакову. Последний приказал разобрать дворцы Екатерины и Павла, Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса и начать на их месте строительство Большого дворца по собственному проекту. Это строительство к 1796 г. практически завершилось, однако со смертью Екатерины II все работы в Царицыне прекращаются.

Следующий этап в истории усадьбы связан с именем главноначальствующего Экспедиции кремлёвского строения П.С. Валуева, отдавшего много сил возрождению Царицына. При нём велись активные работы по реконструкции и благоустройству оранжерей (превратившихся в доходнейшую статью царицынского хозяйства), ремонту плотин, устройству «английского » парка с беседками и павильонами (садовый мастер К. Унгебауер и архитектор И.В. Еготов). В 1806 г. на левом берегу Нижнецарицынского (Шипиловского ) пруда был построен так называемый Валуевский дом, сгоревший в 1885 г. По всей вероятности, именно в нем останавливалась императорская семья в 1856 г., прибывшая в Москву на коронацию Александра II. При П. С. Валуеве усадьба стала любимым местом гуляний москвичей. Однако война 1812 г. и смерть П.С. Валуева в 1814 г. фактически прервали новый расцвет Царицына.

С тех пор начинается медленное угасание Царицына. Дворцовые здания практически не использовали; в 30-е годы XIX в. обсуждался даже вопрос о размещении в них военных казарм и о их разборке в связи со строительством дворца в Коломенском. В 1831 г. Царицыно переходит из ведомства Экспедиции кремлёвского строения в Московскую дворцовую контору, а в 1860 г. — в Московскую удельную контору. Что касается непосредственно самого села, то в 1825 г., по данным клировых книг, в нём значились 34 крестьянских двора и 4 двора разночинцев. В 1850 г. их стало соответственно 30 и 29.

После реформы 1861 г. Царицыно становится центром Царицынской волости. В этот же период по приказу Московской удельной конторы были разобраны оранжереи, а также предполагалась (к счастью, не осуществившаяся) продажа на слом Большого дворца, находившегося в аварийном состоянии. Различные участки усадьбы сдаются в аренду.

Стремительный рост дачного Царицына начался с постройкой Курской железной дороги в 1866 г. В 18 верстах от Москвы построили первую станцию Царицыно, для чего вырубили около 5 десятин векового соснового леса. Вблизи станции стали возникать дачные посёлки. Влево от станции по дороге, ведущей к прудам, парку и селу Царицыну (ныне это улица Прохладная), строились жилые дома, гостиницы ( «номера »), заведения бытового обслуживания дачников и торговли: почта, магазины и лавки, столовая, буфеты, аптека, мастерские ремесленников, пекарня, парикмахерская, керосиновая лавка и т. д. Этот посёлок получил название Центрального. Вправо от станции вблизи железной дороги вверх по левому берегу речки Городенки богатый крестьянин из деревни Шайдрово Смирнов стал застраивать посёлок, получивший название Смирновского (ныне — Бутовская ул.). По другую сторону железной дороги на самом высоком, а потому и наиболее сухом месте, среди вековых сосен энергично возводились дачи «Нового Царицына» (там , где теперь рынок и гостиница), а число их перевалило за сотню.

При этом развитие дачных поселений здесь продолжалось и в дальнейшем. Около 1895 г. рядом с Новым Царицыном, ниже и ближе к пруду и деревне Хохловке стало застраиваться дачами урочище Воробьёвка (ныне — Луганская ул.), черев которое когда-то проходила из села Коломенского так называемая Екатерининская дорога в Царицыно. Здесь построили около 50 дач. Напротив Воробьёвки, по другую сторону железной дороги, вдоль Нижнецарицынского пруда до Центрального посёлка было построено около 20 дач посёлка, получившего название «Поповка » (ныне Лисичанская ул.). В 1886 г. часть леса, непосредственно примыкающего к парку и Верхнецарицынскому пруду и к впадающей в него речке Городенке с правой «покровской » стороны, начала разбиваться на участки под дачи, строительство которых развернулось в конце XIX в. (теперь это улицы Радиальные и Кошкина). В 1908 г. у купца 1-й гильдии Спиридона Егоровича Логунова, имевшего здесь с 1875 г. кирпичный завод, вырабатывавший до 9 млн. штук кирпича в год, купил участок зарайский крестьянин Василий Петрович Петров и стал сдавать в аренду дачные участки, которые быстро застроились и образовали рядом с Новым Царицыном так называемый Петровский посёлок (ныне район у больницы ЗИЛ).

Среди местных дачевладельцев был купец 1-й гильдии Василий Фёдорович Аршинов. Его болезненный сын, ботаник по профессии, создал здесь у речки Городенки прекрасный парк редкостных растений и деревьев, остатки которого сохранились до наших дней и являются украшением микрорайона и любимым местом отдыха жителей.

Село Царицыно, с конца XIX в. местными жителями и дачниками звавшееся не иначе, как Старое Царицыно, вплоть до революции продолжало оставаться волостным центром. Окружавшие его дачные посёлки, насчитывавшие в совокупности до 1000 дач, заселялись только на летний сезон (до 15 тыс. дачников). Дачевладельцы организовались в «Общество благоустройства дачной местности Царицыно» (председатель Н. Савостьянов, секретарь А. Тюнин). В результате их деятельности 1 января 1904 г. станция Царицыно была переименована в Царицыно-Дачное.

Близость Царицына к Москве привела к тому, что уже с начала XIX в. все справочники отмечают садоводство как основное занятие его жителей. Свои продукты крестьяне либо везли в Москву, где продавали на рынке близ Серпуховских ворот, либо продавали на месте дачникам. Однако с конца XIX в. из-за заморозков и нашествия вредителей садоводство пришло в упадок. Дополнительными источниками доходов для крестьян стали молочное животноводство и до конца XIX в. — изготовление гильз для папирос. Молоко сбывалось зимой в Москву, летом — дачникам. Появилась даже особая категория жителей посёлка, постоянно занимавшаяся этим, — царицынские дворники (сторожа дач).

По данным 1886 г., в Царицыне было 33 двора (219 человек), 5 лавок, 2 сапожных заведения, крахмальный завод, фотография. По сведениям 1899 и 1910 гг., здесь отмечены соответственно 51 хозяйство, 285 жителей и 61 хозяйство, 346 жителей. В 1875 г. открылось Царицынское земское училище (до этого обучение происходило в школе Сдельного ведомства), из которого в 1881 г. выделилось женское училище. Оба училища обслуживали многие окрестные селения.

После революции дачные посёлки, образовавшиеся в дачной местности вокруг станции Царицыно-Дачное, были административно объединены с селом в единый посёлок Ленино, ставший центром объединённой Ленинской волости, в которую вошли бывшие Зюзинская, Нагатинская и Царицынская волости. Число летних дачников резко сократилось, и многие дачи и «номера » (гостиницы ) стали заселяться главным образом приезжими, жившими здесь уже круглый год. В 1920 г. в поселке Ленино было зарегистрировано 225 владении, в которых постоянно проживали 2383 человека, а 220 квартир были отмечены как пустующие зимой.

В 1926 г. в посёлке Ленино числилось уже 5 тыс. постоянных жителей. Что касается села Ленина (т .е. Старого Царицына), в нём было зафиксировано 95 хозяйств и 477 жителей. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 сентября 1939 г. Ленино стало рабочим посёлком. К этому времени его население достигло 16 тыс. человек.

Хотя число сезонных дачников резко сократилось, Царицыно всё же не потеряло значения места отдыха. К Царицынским прудам стали приезжать москвичи. Целыми коллективами ехали празднично одетые люди, от станции колоннами, с оркестром во главе шли к пруду в парк по Центральной улице. Работали выездные буфеты. В летний сезон в каждый погожий выходной день приезжали на массовки по 10—20 коллективов (до 20—25 тыс. человек). Этому способствовало и то, что в Третьем Кавалерском корпусе дворцовой усадьбы в 1925—1937 гг. размещался историко-художественный и краеведческий музей.

В 1930—1931 гг. в Ленинском районе Московской области проводилась коллективизация. Жители сельской части Ленино (ул . Крестьянская) вступили в колхоз (с конца 1940-х годов он стал именоваться колхозом им. Ленина). Была создана Ленинская МТС, которая с 1932 г. находилась в посёлке Ленино. В Новом Царицыне также была открыта ветеринарная лечебница. В это время жители деревень Котляково и Чертаново настойчиво добивались остановки пригородных поездов на 837-м км (от Саратова). После нескольких лет упорных хлопот появилась платформа Чертаново. В 1939 г. была закрыта церковь, возвращённая общине верующих только в 1990 г.

В 1960 г. районный центр посёлок Ленино (20 тыс. населения) вошёл в Пролетарский район Москвы. В 1963 г. на поле между посёлком Ленино, деревней Котляково и платформой Чертаново появились железобетонные дома массовой застройки. Первый такой дом ещё в 1960 г. построил стекольный завод в начале тогдашней Садовой улицы (ныне Каспийская, вблизи от станции метро «Царицыно »). Появились улицы: Бехтерева, Кавказский бульвар и др.

Возникло новое кладбище у платформы Чертаново и речки Городенки, названное Котляковским. Весь район массовой застройки был назван Ленино-Дачное, жилая площадь которого вскоре превысила 1 млн. кв. м, а население — 100 тыс. человек.

Котляково

По соседству с Царицыном на речке Чертановке, в районе современных Котляковской улицы и проездов, когда-то располагалась деревня Котляково.

Первое упоминание о деревне встречается в писцовой книге 1627 г., когда она «тянула » к селу Покровскому и входила в состав владений московского Новоспасского монастыря. В это время в деревне имелось 5 крестьянских дворов с 5 душами мужского пола и 4 бобыльских двора со столькими же бобылями. В 1646 г. здесь числилось 10 дворов с 27 мужчинами и 2 пустых двора беглых крестьян, в 1715—1716 гг. — 15 крестьянских дворов, в которых проживали 73 человека, и 5 бобыльских дворов с 17 жителями.

В 1764 г. после секуляризации монастырских владений деревня перешла в ведение Коллегии экономии. По данным «Экономических примечаний», в 1773 г. в деревне насчитывалось 48 дворов, в которых проживали 335 жителей. Источники этого времени особо отмечали, что местные «женщины упражняются в пряже льна», пряли и ткали «для своего употребления».

При императоре Павле I деревня Котляково вместе с селом Покровским была отдана в «командорственное » владение графине А.Р. Чернышевой. Впоследствии деревня снова перешла в ведение казны, а с момента организации в 1837 г. Министерства государственных имуществ числилась за ним.

На протяжении почти столетия численность населения в деревне оставалась на одном и том же уровне: в 1859 г. в Котлякове числился 31 двор, где проживало 334 человека. Свою роль в этом сыграло наполеоновское нашествие 1812 г., после которого убыль населения была компенсирована лишь через несколько десятилетий. Однако начиная с середины XIX в. рост населения в деревне вновь возобновился.

К 1899 г. в Котлякове проживало 86 семей, в которых зафиксировано 410 человек. Основным занятием крестьян являлось садоводство, приносившее им немалые доходы (так , в 1870-е годы среднегодовой доход на душу от садоводства равнялся 60 рублям). Поэтому селение считалось одним из самых зажиточных в Московском уезде: здесь не было разорившихся и недоимщиков, земли не пустовали, жилые и хозяйственные постройки находились в хорошем состоянии, почвы были удобрены, чему способствовала близость Москвы, откуда возили различный навоз. В самой деревне имелось три торговых заведения.

Наличие у деревни заливных земель по Москве-реке и Чертановке позволило местным крестьянам пережить относительный упадок садоводства из-за усиленной конкуренции со стороны более дешёвых продуктов садоводства из южных губерний, начавшийся после постройки Курской железной дороги. Достаточно быстро они перешли на устройство огородов и выращивание на них капусты и огурцов. Сажали тут и картофель (в том числе и ранний), предназначенный для сбыта в первопрестольной. Вместе с тем значительная часть крестьян была вынуждена продать свою землю. Результатом этого явилось то, что если в 1876 г. на 64 домохозяйства Котлякова приходилось 592,6 десятин земли, то к 1927 г. в деревне было 122 хозяйства (576 человек) и в их пользовании находилось 290 гектаров земли. Малоземелье заставляло крестьян интенсифицировать свой труд и заботиться прежде всего о сбыте своей продукции на рынках Москвы. Уже в 1925 г. здесь возникли первые кооперативные объединения садово-огородных крестьянских хозяйств. В дальнейшем их сменил колхоз «Новая жизнь». В 1960 г. Котляково вошло в состав Москвы. Его территорию поглотила городская застройка. Память о деревне сохранилась лишь в названиях Котляковских улицы, двух переулков и кладбища.

  • Царицыно ‒ природный и архитектурный комплекс в неоготическом стиле в южной части Москвы.
  • Комплекс основан по приказу Екатерины Великой в 1776 году, но императрица так и не жила там, хотя это достойная резиденция монарха.
  • Комплекс включает в себя дворец, парковый ансамбль , а также огромные выставочные залы.
  • Музейный комплекс состоит из экспозиций XVIII века, археологической выставки и музея прикладного и декоративного искусства.
  • Живописный и романтичный ландшафтный парк со скульптурами и павильонами ‒ идеальное место для прогулок.
  • Самый большой в Москве светодинамический фонтан .

Царицыно - заповедное место на юге Москвы, уникальный исторический, природный и архитектурный ансамбль, жемчужиной которого является дворцово-парковый комплекс постройки второй половины XVIII в. В наше время этот крупнейший парк в черте столицы (его площадь почти 400 га) считается одним из любимых мест посещения как туристов, так и жителей столицы. К Царицынскому парку примыкает Бирюлевский дендропарк, в котором можно увидеть редкие виды деревьев и кустарников. По своей значимости архитектурные памятники Царицыно входят в число крупнейших мировых достопримечательностей, а масштабные выставки, развернутые в музее-заповеднике, позволят вам погрузиться в атмосферу XVIII столетия. Дворец и соседние с ним постройки созданы в фантазийном стиле неоготики, подражающем архитектуре средневековых католических соборов XIII–XV вв.

История усадьбы

Дворцово-парковый ансамбль был заложен в 1776 г. по повелению императрицы Екатерины II на месте старой усадьбы XVI в. Этой усадьбой в разное время владели представители самых богатых и влиятельных аристократических династий России - Годуновы, Стрешневы, Голицыны, Кантемиры. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что еще раньше в Царицыно располагались поселения древних обитателей московского края - славянского племени вятичей (X–XII вв.).

Интересна и удивительна судьба дворца. Практически завершенный грандиозный комплекс, выстроенный знаменитым ар хитектором В. И. Баженовым, не понравился Екатерине II - она приказала разрушить его и отстроить «с чистого листа»! Изначально комплекс Баженова состоял из семнадцати построек, включая два симметричных корпуса - для императрицы и ее сына Павла Петровича, будущего императора Павла I. По одной из версий, именно архитектурная равнозначность корпусов императрицы и наследника, к которому она сильно охладела за время строительства, и стала основной причиной недовольства Екатерины II. Сама императрица никогда в Царицынском дворце не жила, а его строительство завершил уже другой архитектор - М. Ф. Казаков - как раз в год ее смерти. С 1796 г. дворец стоял без внутренней отделки и постепенно разрушался. В XIX–XX вв. Царицыно стало популярным местом отдыха. Прогулки на фоне величественных останков дворца были одним из излюбленных развлечений праздной публики.

Еще с XIX столетия разрабатывались планы реконструкции Царицыно, но воплотиться им было суждено только в 2007 г., когда был открыт полностью воссозданный Большой Царицынский дворец. Также были реконструированы парк, фонтаны, аллеи, павильоны и многие другие памятники. Сегодня это не только первоклассный исторический дворцово-парковый комплекс, но и огромные выставочные залы, общая площадь которых составляет почти 6000 кв. м.

Архитектура дворцового комплекса

Это архитектура «галантной эпохи». Каждое здание по-своему уникально, а все вместе они составляют роскошный дворцовый ансамбль, достойный резиденции европейского монарха XVIII в. На прямой аллее, которая проходит от центрального входа в парк, между Верхним и Средним Царицынскими прудами, перед посетителями вырастает величественный Фигурный мост (1776 г.). Издалека он напоминает ворота крепости, обрамленные мощными башнями на мощных белокаменных устоях и стенами, увенчанными двурогими зубцами («ласточкин хвост», как и на стенах Кремля). По мосту можно пройти от Большого и Малого дворцов к церкви и оранжереям. Поднимаясь на него, мы оказываемся на ажурной галерее, а башни моста «превращаются» в полукруглые ниши.

Центральное пространство перед дворцом открывает прекрасную панораму царицынского ансамбля - Большой дворец с Хлебным домом и три Кавалерских корпуса. Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, фланкированное по краям башнями с зеленоватыми крышами. Для него, как и почти для всех царицынских построек, характерно сочетание красного кирпича и белого камня. Издалека видны шпили на его башнях, стрельчатые окна, арки. Здание состоит из боковых квадратных корпусов с башнями, соединенных между собой галереями. В целом планировка дворца напоминает планировку резиденций Царского Села и Петергофа. В ходе реставрации воссозданы парадные залы дворца - Екатерининский и Таврический. Очень красива галерея между Большим дворцом и Хлебным домом. Она была построена вместе с Хлебным домом в 1784–1785 гг. по проекту В. И. Баженова и состоит из двух стен, богато украшенных декоративными элементами. Хлебный дом - условное название, связанное с изображением каравая с солонкой на двух фасадах. Это одно из самых крупных зданий ансамбля. Его огромные ворота предназначались для заезда фур с дровами, съестными припасами, кухонным инвентарем. В кухнях и подвалах Хлебного дома кипела хозяйственная жизнь императорского дворца, для чего Баженов спроектировал почти 40 сводчатых помещений, сгруппированных в две параллельные анфилады. В наше время это кубическое здание перекрыто стеклянным куполом, в котором создан атриум и организован концертный зал.

Поми мо центрального ансамбля, в Царицыно есть еще целый ряд не менее прекрасных зданий. Средний дворец был выстроен В. И. Баженовым специально для Екатерины II в 1776–1778 гг. Он, как и соседний Малый дворец, находится на высоком берегу Верхнего Царицынского пруда. Вероятно, эти дворцы строились для развлечений и отдыха императрицы. В архитектурном облике дворцов чувствуется сочетание разных элементов: стрельчатые проемы окон, шпили, обелиски, диски и серпы. Здание Среднего дворца было отреставрировано одним из первых и сегодня используется для проведения концертов, почему и получило неофициальное название Оперный дом.

Три небольших необычных павильона были условно названы Кавалерскими корпусами. Они стоят вдоль оврага у храма (как говорится в документах, «на церковном рву»). Все корпуса выдержаны в едином стиле «неоготика». Украшенные коронами, стрельчатыми арками и оконными проемами, зубцами, кокошниками, декоративными фризами и профилированными кирпичиками, они представляют собой настоящие шедевры архитектуры XVIII столетия.

Одной из визитных карточек усадьбы являются Фигурные (Виноградные) ворота (1777–1778 гг.). Эта постройка, можно сказать, воплощает весь дух Царицына. Ворота находятся в конце Березовой перспективы - аллеи, идущей по берегу пруда к дворцам. Виноградные ворота являются символической границей дворцовой и парковой частей комплекса, состоят из башен со стрельчатыми окнами и арки. В центре под последней можно увидеть резную «гроздь винограда», благодаря которой ворота и получили свое название. Кроме того, в парковой части Царицына есть «Большой мост через овраг» - массивное сооружение, перекинутое через овраг, выходящий к пруду. Издалека он поражает своим мощным обликом, а некоторые его элементы вызывают ассоциации с католическими соборами. Его фасады украшены странными символами, которые не разгаданы до сих пор.

В конце изви листых тропинок Царицына стоит так называемый Храм Цереры (беседка «Золотой сноп»), который украшает статуя древнеримской богини плодородия Цереры (1804 г, архитектор И. В. Еготов). На южном острове Верхнего Царицынского пруда находятся Русалкины ворота - руинированная арка, которая должна была символизировать древнюю архитектуру, а на высоком холме - странное сооружение архитектора И. В. Еготова, стилизованное под руину древней шотландской башни. Сегодня здесь устроена смотровая площадка. Кроме того, по парку «разбросаны» многочисленные фигурные мостики и гроты.

В ансамбл ь Царицынского парка входит также Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (XVIII в.). В 1722 г. его заложил князь Дмитрий Кантемир, сподвижник . Как и многие храмы, церковь была закрыта в 1932 г. и впоследствии разграблена. В 1990-х гг. храм был восстановлен и освящен.

Музеи и выставочные залы

Вы можете как прогуляться по парку, так и посетить его музейный комплекс, в который входят: интерьеры Большого дворца; археологическая выставка; исторические и художественные экспозиции, посвященные эпохе Екатерины II; а также богатейший музей декоративно-прикладного искусства, собравший огромную коллекцию произведений со всех уголков бывшего Советского Союза: произведения из стекла, керамики, декоративные ткани, фарфор, предметы народного искусства. Этот музей был открыт в 1984 г. - с его создания и начинается история современного музея-заповедника «Царицыно». Вход в музейно-выставочный комплекс «Царицыно» расположен у Большого дворца, через специальный стеклянный павильон. С Большим дворцом и Хлебным домом его связывают подземный тоннель и атриум, в котором находятся гардероб, кассы, книжный магазин и туалеты. Большой дворец после реставрации был оборудован лифтами и сегодня полностью доступен для всех категорий посетителей.

В наше время в Большом дворце развернуты интересные тематические выставки. Первая — «Царицынские древности. Археология Царицыно» (показывающая артефакты разных эпох, найденные в ходе реставрационных работ и археологических исследований; также здесь в виде макета представлен царицынский дворец в руинированном состоянии) и «Воспоминание о великой руине» (показывает историю разрушения и реставрации Большого дворца). Здесь же проходит выставка «Серебряная кладовая”», демонстрирующая изделия из драгоценных металлов, хранящиеся в фондах музея-заповедника, - работы ювелирных фирм П. Ф. Сазикова, П. А. Овчинникова, К. Г. Фаберже, И. П. Хлебникова. А на краеведческой выставке «Быль и новь Царицына» представлена история села Черная Грязь со времени приобретения его Екатериной II в 1775 г. до начала XX в.

На втором этаже Большого дворца размещена постоянная экспозиция «Екатерина II: золотой век Российской империи», посвященная императрице, ее судьбе и жизни. Здесь вы увидите подлинные портреты, мебель, фарфор, оружие и предметы быта того времени. Не менее интересна и постоянно действующая выставка «Шпалеры для дворца», представляющая шедевры западноевропейского художественного ткачества конца XVII - XVIII в. Картины и мебель дополняют атмосферу дворцового интерьера эпохи. Здесь же на площади около 900 кв. м работает постоянная экспозиция «Искусство большого стиля», рассказывающая о советском декоративно-прикладном искусстве 1961–1991 гг. (разделы: «На страже Родины», «Праздники и будни», «На просторах великой Родины», «Молодость и спорт», «Искусство - народу», «Земля и космос»).

Пройти в здание Хлебного дома можно из Главного дворца по подземному тоннелю. В обширных помещениях Хлебного дома также проходят постоянные и временные выставки. В частности, здесь развернута экспозиция «Искусство в границах СССР», представляющая значительную часть собрания Музея декоративно-прикладного искусства. Вы можете увидеть глиняные игрушки, изделия из металла и дерева, народные костюмы, тканые изделия, вышивки, .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства