Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

XV. Строповка грузов

Строповка - это совокупность методов обвязки и зацепки грузов для их

подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

 строповые устройства, их крепление к поднимаемой конструкции и

грузоподъемному крану должны быть надежными;

 трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки

должны быть минимальными;

 использование строповых приспособлений, устройств должно быть

многократным (приспособления должны быть инвентарными);

 расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема

стропальщика к месту строповки);

 строповка

исключать

нарушение

прочности

конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема

вместо специальных грузозахватных устройств можно применять обычные

канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы

обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми

кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его перемещение

(независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии

элементов, предотвращающих смещение в продольном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих острые ребра,

необходимо

канатами

размещать

прокладки,

предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из

дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на

стройке разрабатываются схемы строповки перемещаемых грузов, которые

обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы

автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсовому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопасность

погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется правильным выбором

грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов,

состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы,

имеющие крюки, которые могут фиксироваться в различных положениях по

длине в зависимости от длины труб, а также клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки

грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или

вывешены

производства

Владельцем

эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы

обвязки деталей машин и узлов машин, перемещаемых кранами во время их

монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом

приспособлений, а также способов безопасного кантования грузов, когда такая

операция производится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а - металлической (в обхват); б - железобетонной (в обхват); в - металлической

(траверсой с клещевыми захватами); 1 - проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для

строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть

поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещаемые кранами во

время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а - торцевыми захватами; 6 - двухпетлевыми стропами со втулкой; в - балочной

траверсой; г - клещевым захватом; д - полотенчатыми стропами; е - кольцевым

стропом на удавку; ж - двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 - проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем груза должен

осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за

безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а - одиночный груз; б - пакет листовой стали; в - бухты проволоки; г - пакет

двутавровых балок; д - пакет листовой стали (захваты располагают симметрично

относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е - экс-

центриковые зажимные устройства; 1 - струбцина; 2 - скоба монтажная; 3 -

проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства

работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие

 крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы

или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

 крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их

центра тяжести;

 изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

 ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

 угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

 неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они

при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути

предметы;

 заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен

соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии

строповочных отверстий, с помощью пальцев, вставляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18

м - за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных

конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают

одинаковое натяжение канатов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не

создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на

подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или

ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80

мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке - выгрузке (а) , монтаже (б) , с

удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с

площадками (г) и лестничных маршей без площадок или ступеней (д) :

1 - строп; 2 - удлинитель; 3 - вилочный захват; 4 - петля; 5 - страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а - длинномерных; б - короткомерных; в - круглых короткомерных; г -

длинномерных в пакетах) и траверсы для лесоматериалов (д - короткомерных; е -

длинномерных; ж - штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а - сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б - задвижки

двухпетлевым стропом; в - агрегата двумя двухпетлевыми

стропами; г - цилиндрического резервуара двумя

двухпетлевыми стропами; д - короба двумя двухпетлевыми

стропами; е - детали станка двумя двухпетлевыми

стропами; ж - оборудования в деревянной таре двумя

1. Классификация грузов

В зависимости от вида, способа складирования и строповки грузы классифицируются на следующие группы:

  1. Штучные нештабелируемые грузы () – металлические конструкции, двигатели, станки, машины, механизмы, крупные железобетонные изделия и т.д. Группа штучных нештабелируемых грузов наиболее многочисленна и разнообразна по форме, поэтому единых типовых способов строповки их, пригодных для всех грузов этой группы, не существует.
  2. Штучные штабелируемые грузы () – прокатная сталь, трубы, лесо- и пиломатериалы, кирпич, шлакоблоки, типовые железобетонные изделия, плиты, панели, блоки, балки, лестничные марши, ящики, бочки и др. изделия геометрически правильной формы.
  3. Насыпные грузы () транспортируются в таре, грейферами, транспортерами и др. Складируются в штабеля, определяющиеся углом естественного откоса материала и ограничивающих поверхностей (уголь, торф, шлак, песок, щебень, цемент, известь, мелкая металлическая стружка и т.п.).
    Рисунок 1.3 – Насыпные грузы
  4. Полужидкие пластичные грузы – грузы, обладающие способностью некоторое время сохранять приданную форму или с течением времени затвердевать. К таким грузам относятся бетонные массы, растворы, известковое тесто, битумы, смазывающие вещества и т.п. Вязкость полужидких грузов и зависание их на стенках ёмкостей транспортирующих средств, способность быстро схватываться и твердеть (бетон, раствор и др. грузы) затрудняют их транспортировку. Такие грузы должны транспортироваться в специальной таре.
  5. Жидкие грузы – грузы, не имеющие определённой формы, транспортируются в бочках, бидонах, бутылях, цистернах, ковшах и т.д. (вода, жидкие горючие и смазочные вещества, кислоты, щелочи, мастики, и т.д.).
  6. Газообразные грузы транспортируются обычно под давлением в баллонах (), других сосудах и трубопроводным транспортом.

    Рисунок 1.4 – Контейнер для баллонов

В зависимости от массы грузы делятся на четыре категории:

  1. Легковесные грузы – грузы массой не более 250 кг. К ним относятся такие материалы, как войлок, кожа, пакля, фанера, сухая штукатурка, лёгкие детали машин и др.
  2. Тяжеловесные грузы – грузы, масса которых находится в пределах от 250 кг до 50 т. К тяжеловесным грузам относятся все штабелируемые, насыпные, полужидкие, жидкие и нештабелируемые грузы, масса которых не превышает 50 т.
  3. Весьма тяжёлые грузы – грузы, масса которых превышает 50 т. К ним относятся штучные нештабелируемые грузы. Строповка этих грузов разрешается только стропальщикам высокой квалификации.
  4. Мёртвые грузы – особая категория грузов неизвестной массы. Мёртвыми считаются грузы, закреплённые на фундаменте анкерными болтами, зарытые в землю, примёрзшие к земле, прижатые другим грузом, а также поднимаемые при косой чалке. Поднимать мёртвые грузы краном запрещается.

В зависимости от формы и размеров грузы делятся на:

  1. Габаритный груз – груз, размеры которого не превышают габариты подвижного состава железных дорог, а для автомобильного и другого вида наземного безрельсового транспорта – норм, установленных Правилами дорожного движения Российской Федерации.
  2. Негабаритный груз – груз, размеры которого выходят за габариты подвижного состава железных дорог или наземного безрельсового транспорта. Негабаритными грузами могут быть большие котлы, машины, трансформаторы и т.п. Размеры нарушений габарита не должны превышать определённых величин, при которых ещё возможна перевозка груза за счёт сокращения зазора между габаритами приближения строений и подвижного состава.

В зависимости от величины нарушения габарита грузы разделяются на пять степеней негабаритности , каждая из которых имеет свои предельные очертания. На негабаритном грузе при перевозке его по железной дороге указывается соответствующая степень негабаритности.

Длинномерные грузы составляют особую группу грузов (детали и узлы крупных машин, оборудование, металлоконструкции и т.п.), которые перевозятся на специальных железнодорожных платформах или трайлерах. Негабаритные, сверхгабаритные и длинномерные грузы разрешаются к перевозке в вагонах или на платформах только после утверждения схемы погрузки отделением или управлением железной дороги.

2. Что стропальщику нужно знать о грузе?

Для подъема груза должны быть известны его масса, центр тяжести и схема строповки.

Определение массы груза может быть произведено по формулам:

  • для простых грузов – Q = m · V ;
  • для сложных грузов – Q = m · V i ,

где Q – масса груза, m – удельная масса (численно равна плотности) материала, V – объём груза, V i – сумма всех частей объёмов груза.

Удельная масса часто встречающихся материалов приведена в .

Удельная масса материалов

Материалы

Удельная масса, кг/м 3

Материалы

Удельная масса, кг/м 3

Песчаник

Древесина:

– твёрдая

– берёза

– расплав

Земля глина

– влажный

Как должен действовать стропальщик, если неизвестна масса груза?

Стропальщику запрещается производить строповку грузов, масса которых неизвестна. В этом случае стропальщик должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, и получить у него сведения о массе груза.

Что такое центр тяжести груза? Где он расположен?

Центр тяжести груза – это точка, относительно которой груз уравновешен во всех направлениях.

Центр тяжести грузов простой формы (куб, параллелепипед, цилиндр, шар) располагается в их геометрическом центре. Положение центра тяжести груза должно быть обозначено манипуляционным знаком, если он смещён относительно геометрического центра груза. В этом случае также может быть указано место строповки груза манипуляционным знаком ().

Рисунок 2.1 – Использование манипуляционного знака

Как выполнить строповку с учётом расположения центра тяжести груза?

Груз, застропленный без учёта расположения центра тяжести, может оказаться в неустойчивом положении.

Груз будет устойчив, если его центр тяжести расположен между местами строповки. Обвязывать груз одним стропом в месте расположения центра тяжести допустимо при длине груза не более 2 м.

Какие строповочные детали могут иметь грузы?

Зацепка грузов ветвевыми стропами – более простой и безопасный способ, чем обвязка. Для зацепки грузы могут иметь петли, рым-болты (), отверстия, цапфы (цапфой называют подшипниковую или опорную часть оси или вала).

Рисунок 2.2 – Рым-болт

Что указывают манипуляционные знаки и знаки опасности?

Манипуляционные знаки указывают способ обращения с грузом. Их наносят на упаковку, тару или непосредственно на груз. На показана часть манипуляционных знаков, которые необходимо знать стропальщику.

Рисунок 2.3 – Манипуляционные знаки

Знаки опасности наносят на грузы, которые при перевозках и погрузочно-разгрузочных работах могут нанести вред людям и окружающей среде. Знак опасности представляет собой квадрат, установленный на ребро, в котором изображен символ, указывающий вид опасности (взрывоопасность, пожароопасность, токсичность, радиоактивность и тому подобное).

Перед выполнением погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами стропальщик должен пройти инструктаж.

Рисунок 2.6 – Транспортирование грузов со свободной укладкой на петлевые стропы

10. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза ().

Рисунок 2.7 – Строповка грузов цепными стропами

11. Перемещение груза с помощью крюковых стропов показано на .

Рисунок 2.8 – Установка крюка стропа в проушине

12. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

  • на наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырёхветвевого стропа;
  • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду приподнять конец груза на высоту 0,4-0,5 м;
  • стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100×100 мм на расстоянии ¼ от его концов (при подъёме труб, брёвен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);
  • стропальщик отходит на безопасное расстояние и даёт команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъёма; эти места не должны находиться в опасной зоне);
  • стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии ¼ длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на «удавку» и надевает на крюки двух- или четырёхветвевого стропа;
  • стропальщик даёт команду на подъём груза на высоту 20-30 см, убеждается в надёжности строповки и подаёт команду на дальнейшее перемещение груза.

13. Строповку груза в обхват (на «удавку») при длине груза менее 2 м допускается производить в одном месте (кроме металлопроката).

14. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надёжного временного закрепления.

15. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре. При этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара должна загружаться на 100 мм ниже её бортов.

16. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

4. Выбор грузозахватных приспособлений

Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонтальном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встречающихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предметов.

Строповка грузов - это технологический процесс, который представляет собой обвязку и зацепку тяжелых грузов для дальнейшего их поднятия и перемещения. Используется он повсеместно, так как только таким способом можно поднимать и переносить неделимые грузы, такие как трубы или балки. Однако вам стоит обратить внимание на то, что строповка - это не случайное действие, вы не можете обвязывать грузы так, как вам захочется. Существуют как международные стандарты, так и отечественный ГОСТ, именно по ним нужно проводить строповку. В любой момент водителя грузовика могут остановить и проверить правильность обвязки - но более актуально это на местах погрузки, так как часто груз проходит процедуру только там, а в дороге уже размещается совсем иначе. В любом случае вам нужно знать все схемы строповки грузов, так как они вам сильно пригодятся при производстве погрузочных работ.

Трубы и валы

Если рассматривать схемы строповки грузов, то начинать нужно именно с труб, так как этот процесс наиболее важен именно для данного типа грузов. Всего существует около десяти различных типов строповки, в зависимости от того, сколько труб нужно погрузить и какие они. К примеру, если длина труб составляет менее полутора метров, то используется строп-удавка, когда делают один узел по центру тяжести, обычно не делается более одного оборота. Если же трубы имеют большую длину, то здесь все зависит от приспособлений, которые используются. При наличии одного универсального кольцевого стропа вам нужно использовать метод двухконцевой удавки, так как иначе центр тяжести будет слишком неустойчивым. Если же у вас есть два стропа, то труба крепится стандартным обкручиванием. Существует также менее распространенный вариант крепления двумя удавками. Обратите внимание также на ветвевые стропы с торцевыми захватами - они удобны в использовании. Схемы строповки и складирования грузов могут быть самыми разнообразными, но все они разработаны уже давно, а их эффективность проверена временем.

Особые методы строповки труб

Отдельно стоит поговорить про особые ситуации, когда вам понадобятся необычные схемы строповки грузов. Плакаты с такими схемами, естественно, должны всегда присутствовать на месте проведения операции, чтобы работники могли на них ориентироваться и действовать в точности в соответствии со всеми стандартами. Конечно, можно также использовать клещевой захват или траверса, снабженные текстильными стропами, если у вас имеются подобные приспособления. Ну а если вам нужно погрузить сразу целый пакет труб, то здесь вам обязательно понадобятся траверса со стропами, которые к тому же оснащены крюками. Вот так выглядят схемы строповки грузов, состоящих из одной или нескольких труб.

Металлопрокат

Схемы строповки грузов для металлопроката, естественно, сильно отличаются от тех, которые используются для труб. Например, для швеллера вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять в обхват, а для двутавровой балки - двухветвевой строп, который также закрепляется в обхват. Обратите внимание на то, что в обоих случаях вам нужно использовать проставки для более надежного закрепления груза. Отдельно стоит поговорить про связки швеллеров и уголков, которые иногда бывает очень сложно упаковать как следует. В первом случае вам нужно использовать сразу три стропа - два из них должны быть универсальными кольцевыми, а один - двухветвевым. И при этом не забывайте, что в данном случае нужно еще сделать несколько колец обвязки из проволоки, а также добавить прокладку под универсальные стропы, чтобы они не нанесли вреда швеллерам. Если же речь идет об уголках, то здесь можно обойтись без двухветвевого стропа, а в остальном все остается прежним - два универсальных стропа, проволочная обвязка и подкладка. Так вот выглядят типовые схемы строповки грузов, которых вам нужно обязательно придерживаться, если вы хотите добиться хорошего результата, не подвергая ни работников, ни груз опасности.

Строповка металлических листов

Если вы задумались о том, как же изображаются схемы строповки грузов, DWG-чертежи являются ответом - это специальный тип чертежей, на которых вы можете увидеть все детали процесса. Но стоит вернуться к металлическим грузам, которые вам, возможно, придется грузить. Большую часть металлопроката составляют листы, которые можно строповать как вертикально, так и горизонтально. Для начала стоит поговорить о более популярном горизонтальном строповании. Для этого вам понадобится ветвевой строп, оснащенный специальным захватом. Если же речь идет о целом пакете листов, которые упаковываются горизонтально, то тут уже захват не спасет - вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа в обхват, причем не забывая про проставки. Если же у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то он подойдет как для погрузки одиночных листов, так и для целых пакетов. Что касается вертикальной строповки листов, то для одиночных листов существуют специальные эксцентриковые захваты. Для пакетов вам также придется использовать особые вертикальные захваты, которые будут установлены по бокам пакета, а к ним будут крепиться универсальные петлевые стропы. Как видите, схемы строповки и складирования грузов - это далеко не самый простой вопрос, который необходимо изучать крайне внимательно.

Детали и оборудование

Очень часто приходится грузить большие неделимые детали больших механизмов или же целые единицы оборудования, и для этого также есть свои нормы ГОСТ - схемы строповки грузов подобного рода также должны присутствовать на местах погрузки обязательно. Итак, начать стоит с самого простого - с корпусной детали. Для ее строповки вам понадобится всего лишь два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять обхватом. Немного сложнее обстоит ситуация с сосудами, так как их нужно обрабатывать в вертикальном положении. Но это мало что меняет - вам нужно будет использовать те же два петлевых стропа, но крепить их обхватом за выступающие по периметру части. Даже если погрузка происходит в горизонтальном положении, тактика остается прежней. Иногда бывают ситуации, в которых оборудование поставляется в большой деревянной таре - в данном случае вам придется постараться немного больше. Здесь вам понадобится четырехветвевой строп, оснащенный крюками, за которые можно будет зацепить два универсальных петлевых стропа, продеваемых под тару. Шкивы и маховики без упаковки также стропуются очень просто - с использованием одного или двух универсальных стропов, в зависимости от того, хотите вы грузить их вертикально или горизонтально. Что касается разнообразных вентилей и кранов, их нужно строповать точно так же, как и шкивы, но при этом зацепление производить за фланец, при возможности пропуская стропы непосредственно через крутящую часть вентиля. Ну а если речь идет о больших агрегатах, то тут уже не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами. А за них уже крепятся петлевые стропы. Теперь вы себе в полной мере представляете, какими разнообразными бывают схемы строповки грузов - способы обвязки, зацепки и так далее могут очень сильно отличаться для разных видов грузов.

Лесоматериалы

Если речь идет о лесоматериалах, то выделить сразу же стоит бревна и доски - для них существуют разные методы строповки. Для пакета бревен вам понадобится двухветвевой строп с крюками, а также два универсальных кольцевых стропа, которые крепятся петлей. Собственно говоря, для пакета пиломатериалов, таких как доски, практически ничего не меняется - принцип остается прежним.

Железобетонные плиты

Железобетонные плиты - это довольно обширная область в вопросах строповки, так как здесь могут присутствовать различные факторы. Например, многое зависит от того, имеются ли монтажные петли в плитах, чтобы за них можно было зацепить крюки стропа. Если же нет, то вам понадобится строп со специальными зажимными захватами. Все обстоит совсем иначе, когда речь заходит о наличии монтажных окон в плите, но они есть далеко не всегда, как и монтажные петли.

Железобетонные конструкции

Как и в случае с плитами, другие конструкции крепятся в основном за монтажные петли, так как в большинстве случаев они имеются - без них погрузка была бы очень затруднительной. Для особых случаев, таких как ферма, можно использовать специальные траверса, оснащенные балансирными блоками.

Соответствие стандартам

Очень важно, чтобы строповка проходила в полном соответствии со стандартами. Для этого на месте проведения операции обязательно должны быть все необходимые плакаты и схемы, а за самим процессом должно производиться постоянное наблюдение.

Страница 1 из 3

Строповка валов - одна из простейших операций. Валы, как правило, представляют собой тела вращения с центром тяжести, расположенном на их оси. Для строповки валов при перемещении их в горизонтальном положении применяют чаще всего универсальные или облегченные стропы. Для строповки коротких валов до 1,5 м и соотношением длины вала к его диаметру L/d<15 допускается обвязка одним узлом по центру тяжести (рис. 1, а). При соотношении L/d^5 следует обвязывать двухконцевой удавкой (рис. 2), в случае малого угла между ветвями стропа и в том случае, когда стропы, упираясь в выступы, не сбегаются к середине, можно применять простой обхват с двух концов (рис. 3).
Обхват с двух концов применяется также для транспортирования фасонных валов любой длины, выступы у которых препятствуют сбегу строп (рис. 4), для предохранения канатов от перетирания и изделий от царапин и вмятин при обхвате следует применять прокладки. Валы длиной от 1,5 до 6 м для перемещения в горизонтальном положении следует обвязывать в двух местах симметрично расположенных относительно центра тяжести. Строповка длинных валов может производиться обкручиванием (рис. 5, а) двумя удавками (рис. 5, б) и двумя двойными удавками (рис. 5, в). Захват фасонных валов может производиться с помощью специальных концевых захватов (рис. 6, а), для установки вала в трудноступные места применяются специальные приспособления (рис. 6,6). Такое приспособление можно применять, если конец перемещаемого вала необходимо завести, например, в патрон станка, а деталь захватить по центру нельзя.

Рис. 1. Строповка коротких валов (до 1.5 м) с соотношением Ld<5:
а - бесконечным (кольцевым) стропом, петлей удавкой; б - одноветвевым стропом с двумя петлями, петлей удавкой; в - одноветвевым стропом с петлей и крюком; г - отрезком каната, мертвой петлей

Рис. 2. Строповка коротких валов (до 1,5 м) с соотношением Lid

В случаях, когда перемещается длинный вал и угол между ветвями стропа велик, во избежание сбега необходимо пользоваться траверсами. Траверса упрощенного типа с двумя крюками показана на рис. 7, а траверса для транспортирования длинных валов простым обхватом показана на рис. 7,6.

Рис. 3. Схема строповки вала простым обхватом
Длинные валы (>6 м), транспортируемые по несколько штук одновременно, следует обвязывать в двух местах петлями и удавками или обхватом с обматыванием (рис. 7).
в). Следует следить, чтобы одновременно поднимаемые и перемещаемые вместе детали были одинаковой длины и их концы не выступали.
Для строповки пустотелых валов или собранных центровых применяют крючки (рис. 8, в) или инвентарный ломик (рис. 8, в).


Рис. 4. Схема строповки фасонного вала в обхват

а - обкручиванием; 6 - удавками; в - двойными удавками

Рис. 6. Строповка валов с помощью специальных приспособлений:
а - захватными кольцами (хомутами); б - рычажным захватом
Рис. 5. Строповка длинных валов в двух местах:

При строповках фасонных валов с асимметрично расположенным по длине центром тяжести располагать места захвата следует на расстояниях от центра тяжести обратно пропорциональных массе этих участков: m = mi+m2; a/b - -m2/mi (рис. 9). Расстояние между местами захвата должно быть по возможности большим. Выступающая длина вала за местом захвата должна быть не менее пяти диаметров каната. Если это осуществить нельзя, то следует предпринимать дополнительные меры для устранения возможности срыва петли каната. Лучше применять специальные приспособления. Заготовки валов можно перемещать клещами, спаренными на траверсе. Длинные валы, круглый прокат, укладываемый в стеллажи, целесообразно транспортировать крюковым траверсным подхватом.
Транспортирование и установка обработанных валов производится бронированными стропами или с применением прокладок (рис. 10).


Рис. 9. Схема строповки асимметричного по длине вала
Рис. 8. Строповка пустотелых валов:

Рис. 7. Строповка валов с помощью траверсы:
а - крюками; б - простым обхватом; в - обхватом с обвязкой

а - крюками; б - инвентарным ломиком

Транспортирование валов в вертикальном положении более трудоемко. Гладкие, хорошо обработанные валы в таком положении перемещать только при помощи специальных захватов. Для валов с буртиками, проточками, пазами на концах применяют облегченный строп.
Груз обвязывают петлей-удавкой (рис. 11), иногда применяют разъемный хомутик (рис. 12,6). Если на конце вала есть отверстие или его можно просверлить, то для застропки такого изделия лучше применять штыри или скобы (рис. 11, а). При транспортировании валов в вертикальном положении нужно использовать отверстия, имеющиеся на торцах деталей, в которые можно ввернуть рым (рис. 12, с) или закрепить скобы (рис. 12, в). Короткие бочкообразные валы для транспортирования в вертикальном положении часто стропят двойной удавкой (рис. 11, г, д). При строповке валы следует обвязывать по центру тяжести, иначе они могут выскользнуть из петли стропа. Для строповки чисто обработанных валов рекомендуется применять пеньковые или стальные бронированные стропы. Коленчатые валы с отшлифованными шейками можно снимать со станков и устанавливать стальными крючками-подхватами, оборудованными защитными трубками из резины, войлока, полимеров и другими мягкими материалами, предохраняющими обработанные поверхности от повреждений. Строповку валов, подаваемых на термобработку, целесообразнее производить серьгами или хомутом. При групповой строповке валов используют валики с серьгами, серьги и звездочки (рис. 13).


Рис. 10. Строповки обработанных валов для их транспортирования и установки на станки:
а - двумя кранами; б - одним краном с двурогим крюком; 1 - деревянные прокладки

Рис. 11. Строповка валов для транспортирования в вертикальном положении:
а - удавкой за штырь; б - удавкой за выступ; в - двойной удавкой за выступ; гид - двойной удавкой с дополнительной обвязкой

Рис. 12. Строповка валов с помощью простейших приспособлений для транспортирования в вертикальном положении:
а - за рым; б - хомуток; в - технологические скобы; г -рым со штырем или инвентарным ломиком: д - диск в трех местах равномерно по окружности-

Строповку барабанов, транспортируемых в горизонтальном положении, осуществляют простым обхватом (рис. 14) с углом между ветвями не более 60°. Длинные детали стропят также, но для их транспортирования применяют траверсы или два крана, ветви стропов при этом должны располагаться вертикально. Барабаны длиной 3-5 м обвязывают обычным обхватом, но стропы пропускают внутрь детали, надежно зацепляя груз.


Рис. 13. Строповка фигурных валов специальными приспособлениями:
а - бронированными стропами и крючками с защитными трубками; б - хомутом; в - на серьгах и хомуте; г-на валике и серьге; д - групповая на звездочке на два вала; е - групповая на звездочке на шесть валов

В барабаны, фланцы которых протачивают на станке, часто вваривают крестовые распорки, которые можно использовать для строповки. Барабаны и втулки можно стропить с помощью маркированного специального ломика двумя или одним бесконечным стропом, пропустив его через внутреннюю часть барабана. Барабаны без фланцев целесообразнее транспортировать захватами, которые применяют также при строповке листового металла. Для строповки тяжелых барабанов, футерованных изнутри, используют скобы, закрепляемые на фланцах барабана штырями. Строповку барабанов и перемещение их в вертикальном положении выполняют обхватом за отверстия, двойной удавкой, а также с применением штырей. Очень надежна строповка барабанов за фланец струбцинами. Барабаны с центровыми крестовинами стропят универсальными или облегченными стропами за крестовину, при этом петли стропа должны располагаться по краям. Обечайки без фланцев в вертикальном положении стропят эксцентриковыми захватами. Так как большинство барабанов имеет высоту более 3-5 м, то обвязку их надо делать с инвентарных лестниц. Пользоваться случайными подставками для этой цели не допускается.
При пользовании канатными стропами под острые края следует подкладывать различного рода прокладки или бронировать стропы. Цепные стропы прокладок не требуют.

Рис. 14. Схема строповки барабанов для транспортирования в горизонтальном положении:
а - одноветвевым цепным стропом петлей и крюком, б - одним бесконечным стропом за инвентарный ломик; в - двумя бесконечными стропами, за маркированный ломик; г - бесконечным стропом, пропущенным через внутреннюю часть барабана; д - простым обхватом; е - двумя стропами для транспортирования двумя кранами; ж - одноветвевым стропом простым обхватом через внутреннюю часть барабана; з - за крестовые распорки; и - эксцентриковыми захватами; к - за скобы со штырем

Узкие барабаны с соотношением диаметра к длине <1 при наличии выступов можно захватывать одноветвевым стропом удавкой (рис. 15, а). Длинные барабаны с бандажами и ступицами берут в обхват, используя бандажи, для того чтобы стропы не сбегались (рис. 15,6), а гладкие барабаны - непрерывным универсальным стропом удавкой поперек (рис. 15, в). Легкие барабаны массой до 200 кг захватывают крюкообразными скобами (рис. 15, г). Барабаны со сложным профилем следует захватывать, располагая стропы за выступы, чтобы предотвратить сбег строп, с укладкой прокладок под острые кромки (рис. 15, д). При отсутствии выступов следует уменьшить угол между ветвями стропов до 60° и для этого застропку вести удавкой (рис. 15, е), а очень длинных барабанов (>10 м) следует захватывать двумя кранами. Ветви стропов в этом случае должны располагаться вертикально (рис. 15, ж).

Рис. 15. Схема строповки барабанов специального назначения (секции ячейкового вала, водил центрифуг и т. п.):
а - одноветвевым стропом удавкой; б - простым обхватом с заводом стропов за бондажи; в - удавкой поперек; г - крюкообразными скобами; д - обхватом за выступы с прокладкой подкладок; е - двумя удавками с углом между стропами 60; ж - двумя кранами
Для транспортирования барабанов длиной 5-10 м лучше применять траверсу с обвязкой в обхват, чтобы надежней захватить деталь и уменьшить расстояние между траверсой и деталью, повышая таким образом возможную высоту подъема (рис. 16). Допускается застропка простым обхватом.
Строповка барабанов для транспортирования их в вертикальном положении производится; обхватом за окна, если они есть; за выступающие части, если они позволяют захватить барабан и обеспечивают необходимую прочность; за крестовину барабана (рис. 17, а - в).

Рис. 16. Схема строповки длинных гладких барабанов с помощью траверсы для транспортирования их в горизонтальном положении

Если барабаны гладкие, но имеют обечайки, то их можно захватить обвязкой двойной удавкой или струбцинами за обечайку (рис. 17, г, е). В том случае, если в обечайке имеются отверстия, то захват проводится за инвентарные штыри или за технологические винтовые скобы, или при помощи хомута (рис. 17 ,д,ж,з).
Строповка деталей типа шестерен, венцов, шкивов, маховиков, бандажей проводится за выступающие части или за крестовины увязкой, или специальными захватами. Как правило, для строповки используются, конструктивные и технологические детали и окна. Для индивидуального и группового транспортирования деталей в горизонтальном положении используют облегченные стропы одноветвевые универсальные и многоветвевые с захватными элементами.
Бандажи и колеса захватывают за обод удавкой, простым обхватом, стропом со специальным крюком, непрерывным стропом простым обхватом (рис. 18, а - г). Колеса, шестерни со ступицами можно захватывать простым обхватом под спицу ступицы, за спицу ступицы, можно использовать для строповки отверстия в ступице для захвата ее стропом с серьгой (коромыслом), одноветвевым стропом с петлями (рис. 18, д, ж, л).


Рис. 17. Схема строповок барабанов для транспортирования их в вертикальном положении:
а - обхватом за окно; б - обхватом за выступающие части (ушки); в - обхватом за крестовину; г - двойной удавкой под обечайку; д - за инвентарный штырь; е - захват струбцинами; ж - за технологические винтовые скобы; з - за хомут

Рис. 18. Схемы строповок деталей типа шестерен, шкивов, венцов, маховиков, бандажей для транспортирования их с горизонтально расположенной осью: а - обхват удавкой за обод; б - простой обхват за обод; в - захват за обод специальным крюком; г - обхват за обод непрерывным стропом; д - простой обхват за обод со ступицей; е - простой обхват за спицу ступицы; ж - захват за спицу ступицы серьгой (коромыслом); з - обхват удавкой за корпус непрерывным стропом; « - обхват удавкой одноветвевым стропом; к - захват с помощью грузовой струбцины; л - обхват за корпус с закреплением грузовыми струбцинами; м - захват за отверстия в корпусе

Рис. 19. Схемы строповок деталей типа шестерен, венцов, маховиков, бандажей для транспортирования с вертикально расположенной осью:
а - захват простым обхватом за конструктивные выступы; б - захват простым обхватом тремя стропами за спицы при нечетном количестве спиц; в - захват стропами с серьгами (коромыслами); г - захват стропами с крюками; д - захват стропами с грузовыми струбцинами; е - захват удавкой одноветвевыми стропами за обод; ж - захват тремя одноветвевыми стропами двойных обхватом с прокладками; з - захват простым обхватом двумя одноветвевыми стропами за отверстия в ступице при четком количестве отверстий; и - захват корпусной детали двумя бесконечными цепными стропами простым обхватом за технологические выступы; к - захват шкива двухветвевым стропом с грузовыми струбцинами за ступицы при четком их количестве; л - захват обода простым обхватом двумя стропами с помощью фиксирования положения строп винтовыми струбцинами
Сложные шестерни и бандажи, имеющие фланцы, можно захватывать удавкой непрерывным стропом или одноветвевым стропом (рис. 18, з). Строповку струбцинами можно производить за корпус детали (рис. 18, к), либо простым обхватом с креплением стропа струбцинами для предотвращения его сползания с детали и предохранения от перевертывания и падения. Транспортирование обработанных деталей захватом за центральные отверстия рекомендуется только в крайних случаях, когда другое крепление невозможно. Это связано с тем, что центральные отверстия служат базой и их повреждение нежелательно.
В случаях, когда перевозится большое количество одинаковых деталей в течение длительного времени, целесообразно пользоваться специальными захватами, позволяющими автоматизировать погрузочно-разгрузочные и установочные операции.
Для транспортирования шестерен, венцов, шкивов, маховиков, бандажей с вертикально расположенной осью используют облегченные универсальные стропы, многоветвевые стропы с крюками и другими захватывающими приспособлениями.
При четном числе спиц строповку деталей производят на две ветви, при четном - на три, четыре.
Если на деталях имеются конструктивные выступы, то строповку чаще всего ведут облегченным стропом простым обхватом (рис. 19, а), при наличии ребер и спиц можно строповку производить многоветвевыми и одноветвевыми стропами захватывая за ребра или спицы, как показано на рис. 19, б,з, к при нечетном и четном их количестве. Если в деталях имеются отверстия, то для строповки используют серьги (коромысла) или обхват стропами через отверстия (рис. 19, в, з). При использовании многоветвевых стропов с крюками строповку деталей с ребрами и спицами проводят с обхватом спицы и зацепкой крюком за обод (рис. 19, к). Транспортирование описываемых деталей серьгами (коромыслами) за центральное отверстие не рекомендуется, так как устойчивого равновесия их при перевозке достичь не удается. Кольца, втулки, венцы, бандажи, не имеющие ступиц и спиц, в зависимости от их размера стропят на две или три ветви петлей удавкой (рис. 19,ж). Допускается простой обхват двумя стропами с фиксацией положения строп винтовыми струбцинами (рис. 19, л).
Грузовыми струбцинами стропят детали не имеющие отверстий, кроме центрального (рис. 19, д). Перед транспортированием необходимо обязательно проверить равновесие детали. При строповке деталей небольшого размера и малой массы допускается применять стропы из пеньковых или полимерных материалов (не допускается пользоваться этими стропами в горячих цехах).

Рис. 20. Схемы строповок деталей типа шкивов, шестерен и т. п. для установки их на станки:
а - двумя клещевыми захватами; б - клещевым захватом за проточку в центровом отверстии; в - за два рыма
Установку и переустановку втулок, венцов и т.п. на станки целесообразно выполнять при захвате деталей специальными простейшими захватными устройствами. Такой способ захвата и транспортирования производителен и более удобен. На рис. 20, а показана схема строповки колеса двумя клещевыми захватами. Конические шестерни можно стропить многоветвевыми (трех-четырехветвевыми) стропами с крюками или струбцинами (рис. 19, г, д).
Если деталь кроме как за центровое отверстие захватить не за что, то применяют специальные клещевые захваты и зажимают деталь изнутри за центровую проточку (рис. 20,6). При подъеме детали таким захватом рычаги его при натяжении стропов расходятся и надежно захватывают деталь, создавая удерживающие усилия, пропорциональные массе детали. Устойчивость детали при транспортировании достигается подбором губок шириной в пределах 50-70 мм и приваркой их к захвату. Положение рычагов фиксируется откидным крючком, что обеспечивает безопасность транспортирования и установку деталей. В тех случаях, когда это допускается конструктивными соображениями, в деталях устанавливаются рамы, обеспечивающие удобства и надежность транспортирования. Строповка шестерни за два рыма показана на рис. 20, е.
Крупные бандажи и кольца диаметром >4 м следует транспортировать с помощью траверсы, которую в зависимости от массы детали можно захватывать одним или двумя кранами. Обвязка бандажа производится двойной петлей в четырех местах.
Строповка деталей типа кубиков и дисков. Сложность строповки таких деталей заключается в том, что они не имеют специальных точек захвата (рис. 21). Например, заготовку полумуфты массой 5 т можно безопасно стропить только после приварки к ней четырех бобышек, расположив их по окружности так, чтобы они предохраняли стропы от соскальзывания с детали (рис. 21, а, б). Таким образом можно захватывать детали массой до 20 т. Так как стропы с круглых деталей могут сползать не только наружу, но и на середину, то их следует накладывать по диагонали относительно бобышек. Легкие заготовки металлических деталей, не имеющих отверстий, захватывают с помощью клещевых захватов или винтовыми струбцинами (рис. 21, в, г).
Кубики и призмы больших размеров при отсутствии захватных приспособлений допускается стропить универсальным стропом с обвязкой петлей удавкой (рис. 21, д).
Круглые детали с центровым отверстием для транспортирования их в положении оси вертикально используют специальную траверсу с фиксированием центра (рис. 21,г).
Клещевые захваты для деталей типа кубиков и дисков в зависимости от массы изделия, вида обработки и назначения могут иметь различную конструкцию (рис. 21,е-л), позволяющую механизировать погрузочно-разгрузочные работы и сократить их трудоемкость и сроки проведения.
Для автоматизации процессов захвата и освобождения деталей и надежного удержания их при транспортировании применяются центрирующие широкодиапазонные зубчато-реечные захваты с универсальными поворотными губками и центрирующие широкодиапазонные захватные устройства с параллельно перемещающимися сменными губками для захвата коробчатых деталей и тел вращения.

Рис. 21. Схемы строповок деталей типа кубиков и дисков:
о -захват полумуфты двумя стропами с приваркой четырех бобышек; б - захват детали типа кубика двумя стропами с приваркой четырех бобышек; в - захват диска с помощью струбцин (исполнение I-III); г - захват диска с центровым отверстием специальным поддерживающим захватом; д - захват петлей удавкой; е - захват кубика специальным поддерживающим захватом; ж. з, и - захват диска клещевым захватом; к - захват поковок массой 250-700 кг клещами; л - захват плоских деталей клещевым захватом

Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста