Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В саду гефсиманском молился иисус ноты. Иисус христос молится в саду гефсиманском

После Тайной Вечери Христос поднялся на гору Елеон в Гефсиманском саду, чтобы молиться своему Отцу.

С ним были его ученики Петр, Иаков и Иоанн . Он просил их не спать, но они трижды засыпали и он оставался в одиночестве. Иисус Христос молился Отцу: «Минуй меня чаша сия … Но да будет все как ты хочешь». Он молил Бога Отца избавить (=спасти) его от страшной смерти – икона «Моление о чаше» (см. также картины Перова «Плач в Гефсиманском саду», «Иисус Христос у житейского моря» Николая Ге).

Моление о чаше

Образ Иисуса Христа в русской живописи 19-го века

В русской живописи 19-го века активно разрабатывается образ Иисуса Христа, но не как Сына Бога, а как человека (Се человек). Художников волнует тема одиночества и страданий Иисуса Христа как человека.

В евангельских картинах русских художников скрыт и богословский контекст: все грехи мира может взять на себя только сам Бог, приняв на себя наказание за них, поэтому Он отождествляет себя со слабым человеком в образе Сына и подвергает Его казни на кресте. Иисус Христос проходит через всю глубину человеческих страданий, сближаясь с самыми слабыми, униженными, несчастными.

Исторический контекст христологических картин русских художников состоит в стремлении показать личность, готовую к самопожертвованию ради лучшей жизни своего народа – так воспринимались взгляды и действия разночинцев-демократов, а затем и социал-демократов, прогрессивно настроенными деятелями русской культуры 19-го века (Николай Ге, В. Пол е нов, Иван Крамск о й, Александр Ив а нов, Василий Перов и др.).

Николай Ге.

Николай Ге. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад. 1889.Холст, масло. Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия.

Лунный свет, дом, где только что происходила тайная вечеря, на которой он рассказал ученикам о приближении того, зачем он пришел на землю – о распятии. И теперь апостолы в скорби уходят. И хотя самый юный из них Иоанн еще задержался возле учителя, Христос уже не с ними.

Сын божий один, отвергнутый миром, который он пришел спасти. Впечатлениеодиночества Христа в картине усиливается холодным мерцанием луны. Н. Ге изображает Спасителя в последние часы его земного бытия, когда он, своей земной природой, как смертный человек, осознал весь ужас предстоящих ему мучений: распятие, казнь, самую мучительную и самую позорную. На его лице тоска. Обратив взор свой к черному звездному небу, к своему Отцу, он весь уходит в молитву. Н. Ге удается передать атмосферу трагедии, глубинучеловеческого страдания Иисуса Христа, его одиночества.

Николай Ге. Христос в Гефсиманском саду

Тёмные краски как предчувствие страданий Иисуса, его скорбь. Лицо освещено неземным светом – Отец с ним.

Василий Перов: Христос в Гефсиманском саду. 1878 Холст, масло. 151. 5x238 гтг(Государственная Третьяковская галерея)

Произведение, наверное, единственное в своем роде, так как в нем нет изображения лика Христа. Для В. Перова это имело принципиальное значение, и, следовательно, главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Тем самым Перов, сам того не подозревая, выступил очень серьезным оппонентом Иванову и всей пошедшей от него традиции, показав невозможность реалистического изображения Богочеловека.

В.Д.Пол е нов (1844 – 1927 гг.).

Христос в Гефсиманском саду.

В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5×98,5.

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки сюжета «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34).

Знаменитый немецкий композитор Людвиг Ван Бетховен написал музыку – Ораторию №85, посвящённую плачу Иисуса Христа в Гефсиманском саду («Плач на Масличной горе»).

После Тайной вечери Иисус Христос с учениками Своими пошел на гору Елеонскую (Масличную) и дорогой учил их исполнять заповеди и утешал их. Подошли к небольшому ручейку Кедрону. Иисус Христос остановился и стал молиться Отцу Небесному о Своих учениках и о всех людях, которые уверуют в Него, о всех христианах.

У подошвы (то есть внизу) Масличной горы стояла Гефсимания. За этой деревней был большой тенистый сад. В этот сад Иисус Христос часто ходил со Своими учениками. Иуда знал это место, потому что и его брал с Собой Иисус Христос. Когда вошли в сад, Иисус Христос сказал ученикам: «Посидите здесь, пока Я пойду помолюсь там». Петра, Иакова и Иоанна Он взял с Собой и пошел с ними дальше в сад. Тоскливо, страшно и тяжело сделалось Иисусу Христу, и Он сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мной» (тоскливо Мне до смерти, не уходите отсюда и не дремлите). Он отошел от учеников на несколько шагов, стал на колени, упал лицом на землю и молился: «Отче! Если можно, пусть минует Меня чаша сия. Впрочем, делай не как Я хочу, но как угодно Тебе». Он молился о том, чтобы Отец Небесный избавил Его от страданий на кресте. Как тяжело было Иисусу Христу! Как Он страдал! С Него падал на землю пот большими кровавыми каплями. И за кого Он все терпел? За нас с тобой.

Встав, Он пошел к трем ученикам. Те настолько измучились и наплакались, что уснули. Иисус подошел к Петру и говорит ему: «Симон! Ты спишь? Даже часа не смог ты бодрствовать со Мной! Бодрствуйте (не спите) и молитесь, чтобы не впасть в искушение (не согрешить)».

Сказав это, Иисус Христос снова ушел молиться, а возвратясь к ученикам, опять нашел их спящими. Как ни старались они не уснуть – глаза слипались сами собой.

Третий раз Иисус Христос молился Отцу Небесному, и в третий раз, когда Он пришел к ученикам, те спали. «Вы все еще спите и отдыхаете, – сказал им Господь, – и не знаете, что все кончено. Настал час. Сын Человеческий отдается в руки грешникам. Вставайте, пойдем, подходит Мой предатель».

Не успел Христос произнести эти слова, как в саду между деревьями и кустами замелькали огни и появились люди с оружием и палками. Это были солдаты и слуги первосвященников, посланные схватить Иисуса. Их вел Иуда. Он сказал солдатам: «Кого я поцелую, Того и хватайте. Это Он и есть». Подходит предатель к Иисусу и говорит: «Здравствуй, Учитель!» – и целует Его. Иисус Христос сказал ему: «Друг! Зачем ты здесь? Поцелуем ты предаешь Сына Человеческого».

Наперед зная, что с Ним произойдет, Господь Сам подошел к толпе и спросил: «Кого ищете?» «Иисуса Назорея», – ответили Ему. «Это Я!» – сказал Он. И что же? Толпа отхлынула назад, и все упали на землю. Христос еще раз задал тот же вопрос, и снова люди сказали, что им нужен Иисус Назорей. «Я сказал, что это Я. Итак, если ищете Меня, то оставьте Моих учеников, пусть идут».

В это время Петр выхватил свой меч, ударил раба по имени Малх и отсек ему правое ухо. Коснувшись отсеченного уха, Христос исцелил раба и сказал Петру: «Вложи меч в ножны. Или думаешь, что Я не могу упросить Отца Моего послать Мне больше двенадцати легионов (полков) ангелов?»

Затем Он обратился к первосвященникам и старейшинам, которые были здесь же: «Вы напали на Меня, словно на разбойника. Почему не взяли Меня в храме, когда Я сидел между вами и учил?»

А что же ученики Христа? Все в страхе разбежались. Только Петр и Иоанн издали шли за толпой, чтобы видеть, что будут делать злые иудеи с Иисусом Христом.

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе - молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33-42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении — и не получает его, — это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами — в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения — и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда — с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус — не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение — это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место — поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем — нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос — с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он — со слабыми, тоскующим - потому что он с тоскующими, ужасающимся - потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

Предательство Иуды

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: "вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие".

В этот день, по нашему это была среда , - первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: "что вы дадите мне, если я вам предам Его?"

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

26 , 1-5 и 14-16; от Марка, гл. 14 , 1-2 и 10-11; от Луки, гл. 22 , 1-6.

Тайная вечеря

В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закапать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"

Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху".

Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.

Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Омовение ног

Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов ", (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов".

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, - это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством .

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание ". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не, я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты"; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил: "тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делай скорее". Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам".

Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного.

Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь".

Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".

Но Петр еще больше, стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя".

То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.

Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т. е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте".

Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа . Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т. е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". "Дух Святый - Дух истины, Который от Отца исходит , Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15 , 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него, "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель; "Я победил мир" (т. е. победил зло в мире).

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве ) между собою.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26 , 17-35; от Марка, гл. 14 , 12-31; от Луки, гл. 22 , 7-39; от Иоанна, гл. 13 ; гл. 14 ; гл. 15 ; гл. 16 ; гл. 17 ; гл. 18 , 1.

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!"

Моление о чаше

Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты".

Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня".

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: "Кого я поцелую, Того и берите".

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: "Радуйся, Равви (Учитель)!" И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: "Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: "кого ищете?"

Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея".

Спаситель говорит им: "это Я".

От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.

Спаситель снова сказал: "Кого ищете?"

Они сказали: "Иисуса Назорея".

"Я сказал вам это Я", ответил Спаситель. "Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут".

Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо.

Но Иисус Христос сказал Петру: "вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?"

Поцелуй Иуды

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.

В толпе слуг были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы".

Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26 , 36-56; от Марка, гл. 14 , 32-52; от Луки, гл. 22 , 40-53; от Иоанна, гл. 18 , 1-12.

Суд над Иисусом Христом у первосвященников

Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое.

Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем.

Спаситель отвечал ему: "Я говорил явно миру: Я всегда учил и в синагогах и в храме, где всегда сходятся иудеи, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, о чем Я говорил".

Один слуга первосвященника, стоявший близко, ударил Спасителя по щеке и сказал: "так-то отвечаешь Ты первосвященнику?"

Господь, обратясь к нему, сказал на это: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня?"

После допроса первосвященник Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к зятю своему первосвященнику Каиафе.

Каиафа же был на тот год служащим первосвященником. Он подал совет в Синедрионе: убить Иисуса Христа, сказав: "Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

Св. апостол Иоанн, указывая на важность священного сана , разъясняет, что несмотря на свой преступный замысел первосвященник Каиафа невольно пророчествует о Спасителе, что Ему надлежит пострадать для искупления людей. Поэтому апостол Иоанн и говорит: "сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ ". И тут же добавляет: "и не только за народ (т. е. за иудеев, так как Каиафа говорил только об иудейском народе), но чтобы и рассеянных чад Божиих (т. е. язычников) собрать во едино ". (Иоан. 11 , 49-52).

У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона (Синедрион, как верховное судилище, по закону, должен был собираться в храме и непременно днем). Пришли также старейшины и книжники иудейские. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. Много таких лжесвидетелей приходило. Но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Иисуса Христа. Под конец выступили двое с таким лживым показанием: "мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный". Но и такое свидетельство не было достаточным для предания Его смерти. На все эти лживые свидетельства Иисус Христос не отвечал.

Первосвященник Каиафа встал и спросил Его: "Что же Ты ничего не отвечаешь на то, что они против Тебя свидетельствуют?

Иисус Христос молчал.

Каиафа снова спросил Его: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?"

На такой вопрос Иисус Христос дал ответ и сказал: "да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных".

Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: "на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, называет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?"

Издевательства над Спасителем во дворе первосвященника

После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, Державшие Его, ругались над Ним и били Его. Другие, же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?" Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26 , 57-68; гл. 27 , 1; от Марка, гл. 14 , 53-65; гл. 15 , 1; от Луки, гл. 22 , 54, 63-71; от Иоанна, гл. 18 , 12-14, 19-24.

Отречение апостола Петра

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.

Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?"

Петр ответил: "нет".

Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними.

Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".

Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека.

Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: "не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?"

Петр же начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о Котором говорите".

В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.

С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 26 , 69-75; от Марка, гл. 14 , 66-72; от Луки, гл. 22 , 55-62; от Иоан., гл. 18 , 15-18, 25-27.

Погибель Иуды

Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание. Они привели Господа Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что Он называет Себя Христом, Сыном Божиим.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Первосвященники же, взявши серебрянники, сказали: "непозволительно положить эти деньги в церковную сокровищницу, потому что это цена крови".

Иуда бросает серебренники

Посоветовавшись между собою, они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения странников. С тех пор, и до сего дня, земля та (кладбище) и называется, по-еврейски, Акелдама, что значит: земля крови.

Так сбылось предсказание пророка Иеремии, который говорил: "и взяли тридцать серебрянников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника".

ПРИМЕЧАНИЕ: См в Евангелии: от Матфея, гл. 27 , 3-10.

Иисус Христос на суде у Пилата

Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны - римского правителя (игемона или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат .

По случаю праздника Пасхи, Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории , то есть в доме главного судьи, претора. Перед преториею была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон , а по-еврейски гаввафа .

Рано утром, в ту же пятницу, первосвященники и начальники иудейские привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхою входом в дом язычника.

Пилат вышел к ним на лифостротон и, увидев членов синедриона, спросил их: "в чем вы обвиняете этого Человека?"

Они отвечали: "если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе".

Пилат сказал им: "возьмите Его вы, и по закону вашему судите".

Они же сказали ему: "нам не позволено предавать смерти никого". И начали обвинять Спасителя, говоря: "Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем".

Пилат спросил Иисуса Христа: "Ты Царь Иудейский?"

Иисус Христос ответил: "ты говоришь" (что значит: "да, Я Царь").

Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал.

Пилат сказал Ему: "Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений".

Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился.

После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: "Ты Царь Иудейский?"

Иисус Христос сказал ему: "От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?" (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?)

"Разве я иудей?" - ответил Пилат, - "Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?"

Иисус Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда".

"Итак Ты Царь?" - спросил Пилат.

Иисус Христос ответил: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса".

Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян.

Пилат сказал Ему: "что есть истина?" И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: "я не нахожу никакой вины в этом Человеке".

Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей иудеи, начиная от Галилеи.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: "разве Он Галилеянин?"

И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

27 , 2, 11-14; от Марка, гл. 15 , 1-5; от Лук., гл. 15 , 1-7; от Иоанна, гл. 18 , 28-38.

Иисус Христос на суде у царя Ирода

Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его.

Тогда Ирод, вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату.

С того дня Пилат и Ирод сделались друзьями между собою, а прежде были во вражде друг с другом.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 23 , 8 12.

Последний суд над Иисусом Христом у Пилата

Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин.

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я при вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу".

У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: "есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

В то время, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала к нему сказать: "не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него".

Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: "отпусти нам Варавву!"

Бичевание Иисуса Христа

Пилат, желая отпустить Иисуса, вышел и, возвысив голос, сказал: "кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?"

Все закричали: "не Его, но Варавву!"

Тогда Пилат спросил их: "что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?"

Они закричали: "да будет распят!"

Пилат снова сказал им: "какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу".

Но они еще сильнее закричали: "распни Его! Да будет распят!"

Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его, жестоко били. Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колена, кланялись Ему и говорили: "радуйся, Царь иудейский!" Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.

После этого Пилат вышел к евреем и сказал: "вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице.

Пилат выводит Спасителя к иудеям
и говорит "Вот человек!"

Пилат сказал им: "вот человек!" Этими словами Пилат как бы хотел сказать: "посмотрите, как Он измучен и поруган", думая, что евреи сжалятся над Ним. Но не таковы были враги Христовы.

Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: "распни, распни Его!"

"Распни, распни Его!"

Пилат же говорит им: "возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины".

Иудеи отвечали ему: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим".

Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: "откуда Ты?"

Но Спаситель не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: "мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?"

Тогда Иисус Христос ответил ему: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; поэтому больше греха на том, кто предал Меня тебе".

После этого ответа Пилат еще более желал освободить Иисуса Христа.

Но иудеи кричали: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю".

Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости.

Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостротоне, и сказал иудеям: "вот Царь ваш!"

Но они закричали: "возьми, возьми распни Его!"

Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?"

Первосвященники ответили: "нет у нас царя, кроме кесаря".

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: "неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы" (т. е. пусть эта вина на вас падет).

Пилат умывает руки

Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: "кровь Его на нас и на детях наших". Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа.

Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.

Освобождение разбойника Варравы

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27 , 15-26; от Марка, гл. 15 , 6-15; от Луки, гл. 23 , 13-25; от Иоанна, гл. 18 , 39-40; гл. 19 , 1-16

[ Оглавление ]
Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Войдя в сад Гефсиманский, Господь сказал ученикам Своим: «Посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь там. Молитесь и вы, чтоб не впасть в искушение».

И взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, пошел в глубь сада, и начал скорбеть, ужасаться и тосковать. И сказал им: «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». И, отойдя от них немного, преклонив колена, пал на землю и молился: «Отче Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (то есть предстоящие страдания); впрочем, пусть да будет не как Я хочу, но как Ты».

Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Говорит им: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». И еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: «Отче Мой! Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя».

Снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими, ибо глаза их отяжелели. Он отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему Ангел с Неба и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: «Вы все еще спите и почиваете? Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня».

В это время в сад пришел Иуда – предатель, с толпой людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами. Это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда договорился с ними: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его». Подойдя к Иисусу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его. Иисус сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: «Кого ищете?» Из толпы отвечали: «Иисуса Назорея». Спаситель говорит им: «Это Я». От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.

Спаситель снова сказал: «Кого ищете?» Они сказали: «Иисуса Назорея». «Я сказал вам это Я, – ответил Спаситель, – итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут».

Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Святые апостолы хотели защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малх и отсек ему правое ухо. Но Иисус Христос сказал Петру: «Вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (то есть кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество Ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?»

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его и добровольно предал Себя в руки врагов.

В толпе были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы». Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним. Позднее апостол Петр проявит малодушие и трижды отречется от Спасителя во дворе первосвященника.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 26, 36-56; Мк. 14, 32-52; Лк. 22, 40-53; Ин. 18, 1-12.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари