Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Терри пратчетт. Терри Пратчетт «Плоский мир Терри пратчетт ринсвинд порядок чтения

Туристическое бюро «Мира фантастики» предлагает вам путеводитель по миру Диска! Это, быть может, самый весёлый из фантастических миров - и один из самых парадоксальных. Неудивительно, если учесть, что некоторые его части вообще не были досозданы местными богами. Кстати, боги на Диске абсолютно реальны и имеют привычку бить стёкла в домах атеистов.

Мы не можем гарантировать, что путешествия по Диску будут абсолютно безопасны, зато они точно не дадут заскучать - потому что произойти может вообще что угодно. Аномалии времени, пространства, магии, других миров - к вашим услугам!

На великом А’Туине

…Звёздная черепаха Великий А’Туин, чей панцирь покрыт коркой замёрзшего метана, изрыт метеоритными кратерами и отшлифован астероидной пылью. Великий А’Туин, чьи глаза похожи на древние моря, а мозг размером с континент, по которому скользят маленькие сверкающие ледники-мысли. Великий А’Туин, обладатель огромных, медлительных ласт и отполированного звёздами щитка, медленно, с трудом плывущий сквозь галактическую ночь и несущий на себе всю тяжесть Диска. Огромный, как миры. Древний, как Время. Безропотный, как кирпич…

Ну, вообще-то, тут философы заблуждаются. На самом деле Великий А’Туин оттягивается на полную катушку.

Главная достопримечательность мира Диска - сам мир Диска.

Есть много миров, которые одиноко вращаются в космическом вакууме вокруг своих солнц, или не менее одиноко летят куда-то через Вселенную, или представляют собой скопления обитаемых планет… Но, как правило, все они по устройству похожи - шарики разных цветов, населённые разумными, не особо разумными и совершенно неразумными расами. Иногда для разнообразия к шарикам прилагаются луны или звёзды смерти - но это не слишком меняет общую картину.

Совершенно иное дело с Диском.

Звёздная черепаха Великий А’Туин медленно, взбивая гигантскими ластами пространство, плывёт по межзвёздному проливу вдоль берегов Бесконечности, порой поворачивая огромную голову, чтобы щёлкнуть клювом в сторону пролетающей кометы. Зачем - сложно сказать: комета вряд ли испугается, да и пищевой ценности она не представляет… Возможно, носителю мира просто хочется поразвлечься. Не так уж часто это происходит, если большая часть твоих мыслей - о Бремени.

Выглядит это примерно так (художник Джино д’Ачилле)

Лишь изредка - и по весьма уважительной причине - Великий А’Туин покидает приятные космические глубины и направляется на солнечное мелководье. Причина эта понятна каждой уважающей себя черепахе, независимо от размеров. Именно там, на побережье света, где магия опасно слабеет и прогибается под реальностью (что становится нешуточной угрозой для Диска), из каменных сфер, долгое время круживших вокруг звезды, вылупляются маленькие черепашата - чуть крупнее астероида, ещё блестящие от желтка, но уже со своим вполне комплектным Бременем. Потомство надо сопроводить во взрослое плавание - так что пассажирам приходится потерпеть. В конце концов, должны же как-то создаваться новые миры.

Большую часть Бремени - действительно тяжёлого, даже для космической черепахи, - составляют четыре огромных, изрядно загорелых под звёздным светом слона: Берилия, Тубул, Великий Т’Фон и Джеракин. Которые, в свою очередь, работают подставкой для собственно Диска, имеющего диаметр десять тысяч миль и накрытого небесным куполом.

С Диска стекает бесконечный Краепад - это моря Диска переливаются через Край в космическое пространство. А в туманном воздухе над Краепадом висит Краедуга - восьмицветная радуга. Но мы, уроженцы немагического мира, увидим её как семицветную. Восьмой цвет - это октарин , и его способны видеть только волшебники, у которых в глазах, помимо привычных нам палочек и колбочек, есть ещё и восьмиугольники. Октарин образуется благодаря эффекту рассеивания солнечного света в интенсивном магическом поле и, по словам волшебников, напоминает светящийся зеленовато-жёлтый пурпур.

На диске именно октарин - а отнюдь не чёрный - противоположен белому

Впрочем, не факт, что увидеть Краедугу - к добру. У Края морские течения усиливаются и с какого-то момента повернуть корабль обратно уже не удастся. Будьте осторожны!

Если посмотреть в небо диска

…там мы тоже увидим кое-что интересное.

У диска есть своя луна - она находится ближе, чем солнце, и светит не отражённым, а своим собственным светом. Относительно солнца она неподвижна, так что её половина выжжена намертво и дочерна, - на другой же живут лунные драконы, питающиеся серебристой травой. Когда луна повёрнута серебристой стороной, на Диске наступает полнолуние, новолуние же означает, что на Диск смотрит выжженная сторона.

Зодиак Диска составляют шестьдесят четыре созвездия: Небесный Пастернак, Корова Небес, Летучий Лось, Переплетённая Верёвка, Две Толстые Кузины, Маленькая Скучная Группа Блёклых Звёзд и другие.

Благодаря тому, что местное крошечное солнце движется вокруг Диска, а сам Диск вращается со скоростью один оборот в восемьсот дней, времён года там не четыре, а восемь. Солнце всходит и заходит не на фиксированном «востоке» и «западе», а постоянно смещаясь и за год описывая полный круг. Средняя температура же зависит от того, насколько близко к Краю находится местность. Холода ожидают тех, кто живёт возле Пупа, то есть центра Диска; чем дальше от Пупземелья, тем теплее.


Этим аномалии не исчерпываются. Свет движется с дозвуковой скоростью - из-за того, что распространяется в сильном магическом поле. Вода - благодаря тому же магическому полю - бывает сухой: это можно наблюдать в Обезвоженном океане. В этом агрегатном состоянии она похожа на серебристый песок, но по ней могут ходить корабли. В Обезвоженном океане обитают даже рыбы - естественно, уникальных пород, не похожие на тех, что известны нам по содержимому океанариумов и тарелок.

Свет можно улавливать в резервуары из отполированного кварца и хранить, пока он не понадобится, - чем с успехом пользуются волхвы, обитающие у Великой пустыни Неф, что на материке Клатч. Говорят, такие резервуары после нескольких недель хорошей погоды представляют собой поистине потрясающее зрелище, особенно если наблюдать с высоты.

Куда направиться?

Рассказывать о мире Диска можно вечно, но отпуск не бесконечен. Так что, прежде чем покупать билет, стоит выбрать, куда именно хочется отправиться. Четыре континента (с точки зрения географии вообще-то два, но Безымянный, Клатч и Противовесный принято считать по отдельности - как у нас Европу и Азию), множество островов и стран, самые разнообразные народы, населяющие их, - в общем, есть над чем призадуматься.

Мы опишем наиболее интересные места, ни в коей мере, конечно же, не претендуя на всеохватность огромного и интереснейшего мира Диска. А чтобы помочь определиться с выбором, предлагаем тест - в лучших традициях нашего мира, где все любят выяснять, какой вы йогурт в Средиземье.


Земля разумных груш и покорных людей: Агатовая империя

Агатовая империя (называемая в Анк-Морпорке и странах Безымянного континента также Ариенталией) - одна из самых могучих и богатых стран в мире Диска. Если судить по части изобретательства, она весьма прогрессивна: иконограф, очки, бумажные деньги и страхование были созданы именно здесь.

Исторически сложилось так, что Агатовая империя ещё и весьма закрытая страна. Но причиной тому служат не течения (как, допустим, в случае с Круллом и континентом ХХХХ), а политика властей - поддерживаемая, впрочем, большинством населения. Там, где правитель - в данном случае Император - приравнивается к богу, вечно происходит что-то подобное…

Члены Красной Армии собрались на сходку. Собрание открыли пением революционных песен. Поскольку неповиновение властям нелегко даётся гражданам Агатовой империи, песни носили названия типа «Мы Планомерно Движемся Вперёд, При Этом Лишь Слегка Не Повинуясь И Следуя Правилам Хорошего Тона».

Терри Пратчетт «Интересные времена»

Великая Стена в представлении Джоша Кирби

Агатовая империя занимает весь Противовесный континент. Это самая крупная страна в мире Диска. При этом на всё огромное по протяжённости побережье насчитывается ровно один порт - Бес Пеларгик. Во всех остальных местах Агатовая империя ограждена от прочего мира Великой стеной - абсолютно отвесной, в двадцать футов высотой. Что характерно, Великая Стена была построена даже на обрывах и по периметру входящих в состав империи островов.

Контакты иностранцев и подданных империи долгое время были максимально ограничены - а чтобы уменьшить сладость запретного плода, распускались слухи о том, что за Стеной вообще ничего нет. А моря, острова, континенты, люди, которые видны за стеной, - всего лишь иллюзии. И неважно, что из моря можно выловить рыбу, а с человеком поздороваться или подраться, - мало ли что случается в призрачном мире.

В агатском языке самоназвание страны - омоним слова «вселенная». Аналогично совпадают слова «иностранец» и «привидение», и они лишь чуть-чуть - на мазок кисти - отличаются от слова «жертва». Так что невинные записки путешественника Двацветка, озаглавленные «Как я провёл отпуск», стали величайшей диссидентской литературой Агатовой империи, самиздатом, который копировали от руки и распространяли внутри революционного подполья. Двацветку, который ранее был скромным страховым агентом, пришлось часть своей биографии посвятить тюрьме. Но с тех пор, как власть захватил Коэн-варвар, карьера его стремительно пошла вверх, до великого визирства включительно.

Двацветок, первый турист Плоского мира

Порядки в Агатовой империи стали полиберальнее - что чрезвычайно кстати, учитывая, насколько страна интересна в туристическом плане. Так, большое количество октарина на Противовесном континенте породило весьма своеобразную флору. Знамениты ореховые лозы вул с западных плантаций провинции Реигрид - обратнолетние растения, которые, если их посадить в этом году, плодоносят в восьми предыдущих. Вино из орехов вул позволяет заглянуть в будущее - ведь с точки зрения ореха оно представляет собой прошлое.

Не менее известны и рощи из груши разумной, которая понимает человеческую речь, даже будучи срезанной и обработанной. Изделия из этой древесины будут следовать за своим хозяином сквозь пространство и время. Именно из груши разумной - чья древесина ещё и не восприимчива к магии - получаются наилучшие посохи для волшебников. Чаще всего они делаются с внушительным набалдашником, чьё применение весьма разнообразно, как гласит фольклор. (Текст песни «На волшебном посохе нехилый набалдашник» мы не приводим из цензурных соображений - однако вы сможете услышать её в любой таверне на Диске).

Сундук из груши разумной - куда больше чем просто багаж! Прачечная, телохранитель, плавсредство, питомец - применений не счесть!

Ещё одна особенность Агатовой империи связана с геологией Противовесного континента: изрядную часть его составляют золотоносные породы. Так что ценится золото там весьма дёшево, из него делают дождевые трубы и черепицу. Это способствует украшению городов, в том числе столицы Агатовой империи - Гункунга, одного из двух крупнейших городов Диска (второй - Анк-Морпорк).

Во всяком случае, он красив при взгляде сверху. Потому что с высоты человеческого роста Гункунг более всего напоминает огромный базар, где лавки сливаются с домами, а нечто, болтающееся на верёвках, может быть и товаром, и сушащимся бельём, и обедом. Впрочем, это лишь добавляет колорита.

Библиотекарь незримого университета - орангутан, однако родом он не с Бангбангдука. Он вообще исходно человек - просто с магами ещё и не такое случается

Интерес представляет и остров Бангбангдук , родина орангутанов (библиотекарь Незримого университета Анк-Морпорка, думаем, с нами согласится). Только берегитесь молотобоя - это хищное растение может напасть даже на человека, хотя обычно предпочитает мелких животных. Его особая примета - кувалда посреди листвы. Если увидите подобное, просто обойдите стороной эту недружелюбную флору.

Комфортнее всего в Ариенталии будут чувствовать себя жители Китая или Японии. Китайцам она напомнит о Нефритовой империи, особенно если посетить Закрытый город в столице или погулять вдоль Великой стены. Японцам - о времени «политического чуда» (надеемся, Агатовая империя пойдёт и в сторону «экономического чуда» - предпосылки к этому есть). Да и сама концепция туризма японцам очень близка, а нынешний великий визирь (второй человек государства) - первый в мире Диска турист.

Волна над краем: Крулл


О существовании Крулла не всем известно даже на Диске. Это древнее королевство располагается на одноимённом острове, что по форме напоминает волну, и находится буквально на самом Краю - настолько, что самая высокая его часть, «гребень волны», немного выступает за Диск. Упускать такое зрелище было бы со стороны крулльцев невероятной глупостью - а это качество им не свойственно. Поэтому там, где остров свешивается за Край, построен огромный амфитеатр на несколько десятков тысяч человек.

Зрители могут любоваться не только космическими пейзажами. На арене амфитеатра находится чудо инженерной мысли - подъёмное устройство, позволяющее отправлять научно-исследовательские экспедиции за Край (и порой даже возвращать их обратно). Таким образом астрозоологи изучают особенности жизнедеятельности Великого А’Туина и стоящих на нём слонов.

Это не единственный масштабный проект крулльцев. Ещё больше впечатляет Окружносеть, опоясывающая весь Диск по периметру, - длина её составляет тридцать тысяч миль. Она улавливает все крупные объекты, что несут за Край воды Окружного океана. А далее моряки семи флотов, патрулирующих Окружносеть, сортируют добычу… и вот тут нельзя не сказать о, как бы повежливее, этической двусмысленности. В сеть попадают не только бочки с вином или тюки с материей, но и унесённые течениями корабли с людьми (а также гномами, троллями и другими жителями Диска). И основу процветания Крулла - страны сытости и праздности, управляемой мудрецами-философами, что стремятся постичь тайны мироздания, - составляет в том числе и рабство.

Никто не знает, куда вы попадёте, сорвавшись с диска. Это-то и пугает больше всего

У попавших в беду моряков (которых без Окружносети ждал бы исключительно полёт за Край) вариантов мало: либо покориться и дать вырвать себе язык, либо почти наверняка покончить с собой, перебравшись через Окружносеть и спрыгнув с Края (а это действительно очень страшно), либо попытаться сбежать на один из трёхсот восьмидесяти островов вокруг Крулла - что, на самом деле, лишь отсрочит выбор между первым и вторым вариантами.

Я не стану рабом! - крикнул Ринсвинд. - Да я скорее за Край прыгну!
Волшебник сам изумился тому, как решительно прозвучал его голос.

Терри Пратчетт «Цвет волшебства»

Так что рекомендуем хорошо всё просчитать, прежде чем отправляться в Крулл. Впрочем, сторонникам экстремального туризма - если всё вдруг пройдёт хорошо - будет о чём рассказать. Остров Крулл красив и сам по себе (горы, по большей части укрытые зелёными лесами, живописные белокаменные или созданные на базе кораблей дома, что поднимаются вверх, уступ за уступом) - а уж какие уникальные виды открываются с Края! Рубиновые глаза гигантских слонов напоминают алые звёзды, их бивни подобны исполинским скалам - и всё это великолепие меркнет перед мощью одного лишь плавника Великого А’Туина…

Чтобы комфортно себя чувствовать на Крулле, надо либо там родиться (причём в свободной семье) и принять такой уклад жизни как должное, либо каким-то образом сохранить или воспитать в себе древнегреческое мышление, а по прибытии на остров ухитриться не попасть в рабство. Нам кажется, что для туриста с нынешней Земли это фантастика.

Дуракам полработы не показывают: континент ХХХХ

Континент ХХХХ (он же Четыре Икса, Форэкс, Террор Инкогнита или Ужастралия) - одно из самых загадочных мест на Диске. Причина этого в том, что он создан намного позже, чем остальной мир, другим богом (виден другой «авторский почерк»), а главное - не доделан. В буквальном смысле.

Миллионы лет назад его создали тридцатитысячелетним. Только, поскольку время там течёт как ему вздумается, он на самом деле всё ещё новенький. Его не подогнали под остальной Диск, не обстругали и тем более не ошкурили, и в ткани мироздания континент ХХХХ более всего напоминает кусочек паззла, положенный в общую картину не той стороной. А вертеть здоровенный континент (да ещё в девяти измерениях сразу) довольно трудно.

На происходящем в Ужастралии это отражается напрямую и весьма разнообразно. Прошлое, настоящее и будущее там причудливо перетекают друг в друга, порождая причудливые завихрения, парадоксы и прочее макраме. Для находящегося на Форэксе в порядке вещей увидеть среди древних наскальных рисунков свой портрет. И даже автопортрет.

Ринсвинд в XXXX в представлении Джоша Кирби

Такие аномалии не могли не сказаться на климате. Большую часть времени на континенте ХХХХ абсолютно сухо: там крутится гигантская облачная спираль антициклона, не дающая воде пролиться на сушу. И хотя в Форэксе много рек, воды там чаще всего нет. Внезапно пошедший дождь для ужастралийцев становится не только благом, но и источником проблем. Приходится отменять регату - если в Занудь-реке полно воды, как верблюды смогут тянуть яхты?

С водой у жителей ХХХХ отношения непростые. Отправиться оттуда в дальнее плавание затруднительно: опасные течения так и норовят отнести зазевавшееся судно к Краепаду. Но можно посмотреть на это иначе: ужастралийцы убеждены, что Террор Инкогнита - лучшее место в мире, и уплывать оттуда попросту незачем. Этот оптимизм достоин отдельного упоминания - ведь речь идёт о континенте, где почти всех ядовитых змей съели ядовитые пауки…

Взяв наугад одну книгу, Смерть прочёл текст на обложке:
- «АПАСНЫЕ МЛЕКАПИТАЮЩИЕ, РЕПТИЛЬИ, АМФИБЬИ, ПТИЦЫ, РЫБЫ, МЕДУЗЫ, НАСЕКОМЫЕ, ПАУКИ, РАКОБРАЗНЫЕ, ТРАВЫ, ДЕРЕВЬЯ, МХИ И ЛИШАЙНИКИ ТЕРРОР ИНКОГНИТА». - Его взгляд пробежался по корешку. - ТОМ 29, - добавил он. - ПОДТОМ В. ОТЛИЧНО.
Он окинул взглядом притихшие полки.
- ВОЗМОЖНО, БУДЕТ ПРОЩЕ, ЕСЛИ Я ЗАПРОШУ ИНФОРМАЦИЮ О БЕЗВРЕДНЫХ СУЩЕСТВАХ ВЫШЕНАЗВАННОГО КОНТИНЕНТА?
…Смерть подхватил одинокий листок. Внимательно ознакомившись с его содержанием, он на секунду перевернул бумажку - на тот случай, если что-то написано на обороте.
- Можно взглянуть? - спросил Альберт. Смерть передал ему листок.
- «Отдельные овцы», - прочёл Альберт вслух.

Терри Пратчетт «Последний континент»

Надеемся, это не отбило у вас охоту посетить Ужастралию. Ведь эта местность весьма интересна для любознательного туриста. Экстремалы вдоволь налюбуются красотами пустыни - там можно добраться до огромной Красной Скалы, где расположен источник времени, встретить говорящего кенгуру и найти под камнями сыр и пудинги.

А жаждущим культурного досуга можно смело рекомендовать столицу Форэкса - Пугалоу. Там есть Оперный театр, похожий одновременно на открытую коробку тканей и корабль, готовый к отплытию, есть свой собственный магический Незримый университет (чья башня снаружи не превышает по высоте двадцати футов, а изнутри возвышается над городом на полмили) и многочисленные сочинители баллад, всегда готовые воспеть подвиги очередного вора, приговорённого к смертной казни.


Ни в коем случае не пытайтесь украсть овцу! Более того, не дайте ни малейшего повода себя в этом заподозрить. Не удивляйтесь необычному виду ужастралийцев: помимо представителей обычных на Диске рас вроде людей, гномов или троллей, вы можете встретить крокодила-трактирщика или овцу в рабочем комбинезоне, рассказывающую о шардоне из Ржавой долины. Примите как факт: вы в порядке, помощь психиатра не требуется. И на всякий случай не говорите с аборигенами о погоде.

И ещё. В Ужастралии на удивление неплохое пиво! Думаем, жители Австралии и Новой Зеландии будут чувствовать себя на континенте ХХХХ почти как дома. Кстати, многие места Форэкса чрезвычайно киногеничны…

Время в пирамидах: Джейлибейби

Джейлибейби глазами Джоша Кирби

Если вы устали от постоянно меняющегося мира, если у вас стресс от необходимости постоянно реагировать на что-то новое, истинно целебное воздействие на вас окажет Джейлибейби. Эта маленькая страна - всего лишь две мили в ширину и сто пятьдесят миль в длину - весьма своеобразно обходится со временем: фактически здесь оно течёт по кругу. И хотя люди в Джейлибейби, как и везде, рождаются и умирают, вокруг них, по большому счёту, ничего не меняется. Всё так же живительной илистой водой разливается река Джель, давшая название государству, всё так же крестьяне выращивают дыни и чеснок, всё так же фараоны, в которых джейлибейбцы верят, как и в своих (не известных более нигде на Диске) богов, обретают сверхспособности…

Правда, с экономикой тут неважно. Постройка многочисленных пирамид, благодаря которым и можно проделывать такие штуки со временем, дело чрезвычайно разорительное. А если не двигаться по пути прогресса, в конце концов окажешься банкротом. То, что ещё как-то мог позволить себе в древние времена наш земной Египет, в конце концов привело Джейлибейби к логичному итогу: а как иначе, если у соседей по миру уже вовсю новое и новейшее время, а тут оно всё дряхлеет и дряхлеет?..

Рай рабов и философов: Эфеб

Крулл не единственная страна на Диске, где разрешено рабство. Правда, в городе-государстве Эфебе ситуация совсем другая. Как ни странно, Эфеб называют «колыбелью демократии», и это во многом правда: уже несколько тысячелетий в стране держится выборная власть. Раз в пять лет там избирают тирана, который обязан обладать безупречной репутацией и предоставить доказательства чистоты помыслов и деяний (а после избрания он, как правило, оказывается маньяком и преступником).

У тирана в течение этих пяти лет практически неограниченная власть… но кое-чего сделать он всё же не может. Например, отменить рабство - против этого слишком много протестов. Со стороны рабов.

Дело в том, что, согласно эфебским законам, хозяин должен кормить своих рабов три раза в день (причём один раз - качественным мясом), заботиться об их жилье, предоставлять им раз в неделю выходной, а раз в год - оплачиваемый двухнедельный побег… О том, чтобы бить раба или плохо с ним обращаться, и речи нет - это серьёзное преступление. Раб - это, знаете ли, собственность, а уважение к собственности - одна из основ государства. И хотя рабы имеют право освободиться после двадцати лет рабства, желающих воспользоваться этим не наблюдается.

Когда-то в Эфебе была великая Библиотека, но потом её сожгли, чтобы не досталась завоевателям

Поездку в Эфеб, в отличие от Крулла, наше турбюро рекомендует. Вы сможете полюбоваться на чудесные пейзажи Клатчианского побережья Круглого моря, живописные развалины и беломраморные дворцы, познакомиться с философами, живущими в бочках с саунами (не пугайтесь мокрых голых стариков, бегущих по улице с криком «Эврика!», - они обычно безобидны)…

Желающие могут пощекотать себе нервы, попытавшись пройти по Лабиринту (не советуем делать это без проводников! И помните: каждый проводник знает лишь свою часть Лабиринта). А для любителей литературы напоминаем: именно в Эфебе находится самая большая немагическая библиотека на Диске!

Жирная земля: Убервальд


Это, судя по всему, самая крупная страна Безымянного континента: она простирается до самого Пупового пика горы Кори Челести. Но утверждать что-либо насчёт географии Убервальда можно лишь с оговорками. И вот почему.

Для начала, хотя Убервальд - вполне освоенная разумными жителями местность, точных карт её не существует. Поросший густыми вековыми лесами, иссечённый горными хребтами и быстрыми реками, что изобилуют водопадами, а также имеющий, по сути, две погодные опции - «жуткий холод» и «палящий зной», он не жалует заезжих картографов. Тот, кто не знает этой местности, уходит с известных троп на свой страх и риск - даже если им никто не заинтересуется с гастрономической точки зрения, блуждать в здешних чащобах можно долго. А местным жителям карты как-то без надобности.

К тому же Убервальд, строго говоря, не совсем страна - это множество отдельно стоящих городов и замков, между которыми нет границ. Кроме того, в Овцепикских горах живут кланы троллей, а под землёй, в своём королевстве, обитает множество гномов - но это всё равно не добавляет Убервальду внутреннего единства. А жаль, иногда это бы не помешало. Потому что в Убервальде могут возникнуть некоторые проблемы…

Проблема номер один - вервольфы. Хотя многие их семейства богаты и ведут свою родословную уже многие столетия, жить с такой особенностью, как оборотничество, нелегко - социальная адаптация вервольфов оставляет желать лучшего. Что может приобретать разные формы - от охоты на людей до убийства своих родственников, если они не соответствуют представлениям о правильных оборотнях.

Дельфина Ангва фон Убервальд - стражница из анк-морпоркской полиции. Эх, если бы все оборотни были настолько цивилизованными…

Проблема номер два - вампиры. К чести убервальдских упырей, многие из них «завязали» и перешли на кровь животных - хоть эта замена и похожа на замену виски лимонадом. Они торжественно носят чёрную ленту с надписью «Ни капли!» и входят в Лигу Воздержания. Но «многие» не значит «все». Кроме того, даже самый волевой и законопослушный вампир иногда может сорваться - хотя потом ему будет очень стыдно. Возможно.

Проблемой номер три могут стать гномы - но это вряд ли коснётся туристов. Вы же не собираетесь заниматься крупными торговыми сделками и заключать договоры о поставке полезных ископаемых? Хотя по их части Убервальд уникален. Железная руда, уголь, золото, серебро - это, конечно, важные составляющие благосостояния убервальдцев, но одно ископаемое не имеет аналогов не только в нашем мире, но и на Диске. Это жир земли.

Разумеется, Ваймс знал эту легенду. Когда-то на панцире Великого А’Туина стояли пятеро, а не четверо слонов, но один то ли оступился, то ли был стряхнут в результате некоего катаклизма. Ссыпавшиеся в глубокую дыру валуны похоронили слоновью тушу глубоко под землёй. Дальше потянулись тысячелетия, а там, в глубине, что-то варилось и растапливалось. Такова история происхождения жира земли.

Терри Пратчетт «Пятый элефант»

Мощнейшие месторождения топлёного жира, белого твёрдого жира, светлого нутряного жира… Освещение, моющие средства и даже еда! Даже если вы заблудитесь в бескрайних убервальдских лесах, голодная смерть вам почти наверняка не грозит. Жировые источники и жировые гейзеры к вашим услугам. Правда, иногда попадаются ГХТ (горелые хрусткие твари) - обычно это гигантские доисторические животные… но, во всяком случае, они хорошо прожарены! Да и дрова, если их сначала обмакнуть в масляный фонтанчик, будут гореть куда лучше.

Пятый элефант, запечатлённый Джошем Кирби за миг до столкновения

Так что - рекомендуем. Изумительной красоты пейзажи, туристические маршруты разной сложности, вкуснейший горный воздух и много мрачноватой романтики. Незабываемый отпуск гарантирован! Определённое сходство со своей родиной (хотя и не всегда с современной) в Убервальде найдут румыны, венгры, австрийцы и, конечно же, русские. Только присмотритесь к двуглавой летучей мыши - гербу Убервальда, к его знаменитым деревянным куклам, что вкладываются друг в друга, к его экономике…

Чудеса на карнизе: Ланкр

Но и в малых странах Диска встречаются чрезвычайно интересные места. Таков, например, Ланкр - королевство с населением всего в шестьсот жителей (включая гномов и троллей, которые не признают Ланкрскую Корону). Самая населённая его часть располагается на узком карнизе над равнинами Сто, а всё остальное - это небольшой кусочек огромного массива Овцепикских гор.



Всей площади у Ланкра примерно 400 квадратных миль. Впрочем, число это достаточно приблизительное, и не только из-за трудностей измерения в негостеприимных скалистых местностях. Дело ещё и в том, что Овцепикские горы - особенно та часть, где находится Ланкр, - располагаются в русле мощного течения магических потоков. И сказывается это буквально на всём - включая расстояния и размеры помещений.

Благодаря этому же Ланкр славится на Диске как место происхождения большинства волшебников и ведьм. Самые знаменитые ведьмы нынешнего времени - Эсмеральда Ветровоск (уважительно именуемая Матушкой Ветровоск) и Гита Ягг (к которой принято обращаться Нянюшка Ягг) - тоже ланкрийки.

Гита Ягг известна не только магическими достижениями, но и литературными. Её перу принадлежат «Сказки Мамаши Ягг Для Маленьких (с картинками)», «Поваренная книга Нянюшки Ягг» и «Лакомая Отрада» (последняя была запрещена к изданию по соображениям цензуры). Самое же известное её поэтическое произведение - «Песня про ёжика». (Текст не приводится из цензурных соображений - но вы сможете её услышать в любой таверне на Диске). Впрочем, есть мнение, что песня исходно народная, а Нянюшка Ягг просто дополнила текст.

Вещие сестрички, аэрофотосъёмка Пола Кидби

Ланкр славится мастерами кузнечного дела. Развитию этого ремесла способствовали как залежи железной руды, так и угроза со стороны эльфов из параллельного мира - из-за парадоксов магического поля тут существовало минимум два прохода в другое измерение. Сейчас оба запечатаны пломбами из метеоритного железа и местность считается безопасной. Изделия же местных искусных ковщиков, без сомнения, украсят ваш дом.

Любителям спелеотуризма можем порекомендовать обширные и живописные Ланкрские пещеры, простирающиеся под всем королевством. Правда, перемещение в них требует осмотрительности из-за хронопарадоксов: не удивляйтесь, если увидите самого себя (и уж тем паче не причиняйте себе вред!). А ценителям пейзажей наверняка придутся по душе прозрачные ледниковые озёра и изумрудные горные луга, на которых пасутся стада овец, - это тоже заслуженная гордость Ланкра. Трогательное сходство Ланкра со своей родиной обнаружат англичане, проживающие в сельских местностях вроде Ланкашира, и швейцарцы.

Обитель богов: Пуп

Боги Плоского мира в представлении Пола Кидби

В Пупземелье, между горой Улсканраход (чьё название означает «Кто этот идиот, который не знает, что такое гора?») и Водоворотными равнинами, находится самая высокая часть Диска, Пуп. Её вершина - гора Кори Челести. Высота её составляет 10 миль, а на самом её верху находится дворец Данманифестин - что в переводе с божественного языка значит «Достало уже проявляться». Именно там и живут могущественнейшие боги Диска. Как несложно догадаться, к своим почитателям они спускаются с большой неохотой и крайне редко.

Это и неудивительно. На Диске бог остаётся богом, лишь пока в него верит достаточное количество народа. Как только вера слабеет, неудачник переходит в разряд малых богов, вынужденных жить там, где ещё можно собрать крохи почитания, то есть внизу. В особо же запущенных случаях бог попросту исчезает. Впрочем, нередко появляются и новые боги - в мире, насыщенном магией, вера творит чудеса.

Из-за такой неустойчивости нельзя сказать, что на Диске боги находятся в самом привилегированном положении. Ибо подлинным бессмертием - независимо от того, верят в них или нет, - обладают не они, а Сверхъестественные создания вроде Смерти или Времени.

Анк-Морпорк

Анк-Морпорк, вид сверху. Особенно художнику удалась неповторимая фактура реки Анк

В мире есть более крупные города. В мире есть более богатые города. В мире наверняка есть более красивые города. Но ни один город во множественной вселенной не может соперничать с Анк-Морпорком по части запаха.

Великие и Древнейшие, которые знали о вселенных всё и вдыхали запахи Калькутты, !Ксрк-!а и центрального Марспорта, единодушно согласились, что даже эти великолепные образчики назальной поэзии - не более чем частушки в сопоставлении с одами пахнущего Анк-Морпорка.

Можно говорить о козлах. Можно говорить о чесноке. Можно говорить о Франции. Валяйте. Но если вы не нюхали Анк-Морпорк в жаркую погоду, вы не нюхали ничего.

Терри Пратчетт «Безумная звезда»


Истинная жемчужина Диска - Анк-Морпорк, крупнейший порт, торговая и научно-магическая столица всего этого в высшей степени неплоского мира. Многие жители Земли - таллиннцы и нью-йоркцы, пражане и лондонцы - могут увидеть в нём сходство с родными городами, но на самом деле Анк-Морпорк чрезвычайно самобытен. Порой даже чересчур. Хотя что может быть чересчур для истинного любителя экзотики?

Анк-морпоркцы ласково называют свою родину «Большим Койхреном» - в честь известного очудноземельского овоща (который достигает двадцати футов в высоту, покрыт здоровенными колючками цвета ушной серы и пахнет муравьедом, пообедавшим в особо ароматном муравейнике).

Анк-Морпорк вольготно расположился в устье реки Анк - которая до того протекла через все равнины Сто и собрала оттуда изрядную часть глинистой взвеси. Впрочем, в месте её впадения в город - у Водных ворот - по ней ходить пешком ещё нельзя, а там, где она вытекает из города, у Речных ворот, уже вполне можно.

Подробная карта Анк-Морпорка

Кстати, один из девизов Анк-Морпорка гласит: «Merus in pectum et in aquam», что на старом лататинском наречии означает «Чист душой и водой». Два гиппопотама на гербе - дань истории города и той героической бегемотихе, что выкормила двух братьев-близнецов. По преданиям, впоследствии они и стали основателями Анк-Морпорка. Ныне же Медный мост украшают восемь статуй гиппопотамов, глядящих на море. Если городу будет угрожать опасность, они поведут себя как истинные патриоты Анк-Морпорка. То есть удерут со всех ног.

Река делит город на две примерно равные части: более богатый Анк и менее состоятельный Морпорк (включающий трущобный район под названием Тени). Следить за своим кошельком стоит везде, но в Морпорке рекомендуем как минимум удвоить бдительность. К чести Анк-Морпорка скажем: когда городскую стражу возглавил командор Сэмюэль Ваймс, преступлений в городе стало совершаться намного меньше.

Ночная стража Анк-Морпорка, запечатлённая Полом Кидби

Анк-Морпорку свойственны многие черты мегаполиса. Он многонационален - тут проживает наибольшая гномская диаспора на Диске, немало троллей, несколько меньше вервольфов и вампиров… Перечислять всех разумных жителей Анк-Морпорка будет чересчур долго - так мы дойдём и до говорящей дворняги по кличке Гаспод.

Это крупный промышленный центр, а благодаря близости к Круглому морю и наличию весьма востребованного порта - ещё и судостроительный. В городе множество лавок, рынков (особенно стоит отметить знаменитый Скотный рынок) и прочих заведений, где можно купить, продать и пообедать. Нельзя не попробовать знаменитые булочки с сосисками у Себя-Режу-Без-Ножа Достабля. Но запаситесь активированным углём или другими таблетками для желудка. И не надо пищать, гавкать или мяукать у его прилавка - столь прозрачные намёки считаются моветоном.

Клик-башни в окрестностях Анк-Морпорка. Но лучше воспользуйтесь почтой, её недавно возродили (как показано в телефильме «Опочтарение»)

О новостях как в Анк-Морпорке, так и в изрядной части Диска вы можете узнать из многочисленных газет. Благодаря тому, что сеть клик-башен - местного аналога телеграфа - ныне протянулась по всей равнине Сто, изрядной части Овцепикского региона и Убервальда и дотянулась до самой Орлеи, информационная изоляция вам не грозит. Правда, без вай-фая пока придётся обойтись.

Административная структура города сложна: все сферы жизни находятся в руках представителей более чем трёхсот Гильдий. Сколько их точно - пожалуй, знает только патриций Хэвлок Ветинари, лучший правитель Диска (а может, и не только Диска). Складывается впечатление, что Ветинари знает о городе вообще всё - по крайней мере, всё, что ему требуется. Сам он закончил с отличием школу наёмных убийц в одноимённой гильдии и сейчас занимает в этой школе должность проректора. Кстати, это самое престижное учебное заведение в АнкМорпорке, дающее прекрасное образование - особенно в области гуманитарных наук.

Патриций Витинари: коварный и абсолютно незаменимый. Он ещё и в «Игре престолов» неплохую должность занимал!

Крупнейший центр научно-магической жизни на Диске - Незримый университет Анк-Морпорка. К сожалению, гарантировать, что вы сможете осмотреть этот выдающийся памятник архитектуры, мы не можем: своё имя он носит не зря. Вернее было бы назвать его «Университет, который виден только тогда, когда ему самому этого захочется или когда уже не отвертеться».

Впрочем, если вам повезёт, вы сможете им полюбоваться - но только снаружи. Башенки, высокие стрельчатые окна, живописные арки, цветники и клумбы, изящные переходы между зданиями (всего их насчитывается одиннадцать) - это стоит того, чтобы потратить некоторое время и подкараулить удачный момент.

Впрочем, главную башню Университета трудно не увидеть

В городе бытуют две поговорки: «Все дороги ведут в Анк-Морпорк» и «Все дороги ведут из Анк-Морпорка». Спорить, какая из них правдивее, бессмысленно - лучше просто там побывать. Пожалуй, если где-то и можно узнать саму душу этого прекрасного мира, то именно в Анк-Морпорке. А к запаху придётся просто привыкнуть.

Просто сказка: Орлея


Тем, кто в путешествиях отдаёт должное кулинарии, стоит посетить Орлею - город поваров и карнавалов. Как известно, изысканная кулинария процветает там, где не хватает обычных, простых продуктов, - а в Орлее, находящейся на побережье Болотного Моря в дельте реки Вьё, где большая часть земли занята тропическими болотами, не так-то много картошки или пшеницы. Поэтому орлейский повар, как говорят, способен приготовить незабываемый гастрономический шедевр даже из грязи, сухих листьев и приправ.

Вещие сестрички неплохо провели время в Орлее в романе «Ведьмы за границей» (рисунок Сэнди Найтингейл)

Нет, вы не попали в сказку. К счастью. Сказка некоторое время назад закончилась, так что Орлея стала практически безопасным местом. Да, в болотах живут крокодилы, - но это, согласитесь, такие пустяки по сравнению с Доброй Феей! Сказочная правительница - это чудовищно… К счастью, теперь у власти дочь Барона Субботы, что гораздо лучше, поверьте!

Вам туда не надо!

Искренне надеемся, что вы никаким образом не попадёте из мира Диска в другие измерения (и не столкнётесь с теми, кто в них обитает). Почему? Ну, например, потому, что вернуться оттуда живым и не изменившим своей сущности не удавалось, кажется, никому из простых смертных. Даже тем, кто одарён способностью к магии, сгинуть там куда легче, чем выжить… Так что расскажем о мерах предосторожности в мире Диска.

Дамы и господа глазами Джоша Кирби

К сожалению, из-за того, что эльфы умеют очаровывать и гипнотизировать людей, противостоять им сложно - а неподготовленному человеку невозможно. Так что лучше с ними просто не встречаться. И носите с собой что-нибудь железное, да покрупнее - это хоть как-то собьёт с толку врага.

Во-вторых, старайтесь избежать внимания Аудиторов - жителей ещё одного измерения, соприкасающегося с Диском. Это чрезвычайно неприятные сущности (впрочем, они о нас думают не лучше). Опасность Аудиторов даже не столько в том, что они любят во всём разбираться (точнее, разбирать на составляющие, до атомов включительно), а в том, что саму жизнь они полагают грязным пятном на простыне Вселенной. Ну и по мере возможностей - а кое-какие у них есть - стараются эту простыню почистить.

А в-третьих, берегите себя. Смерть , конечно, вдумчивый и вежливый собеседник (хотя он говорит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО КАПИТЕЛЬЮ), и побывать в его доме, тоже находящемся в отделённом от Диска пространстве, может быть небезынтересно (вы когда-нибудь видели ванную с трубами без отверстий и полотенца из камня? а светящуюся лошадь? а песочные часы-жизнеизмерители? да и вообще место, где время не течёт и где невозможно постареть?) Но всё-таки на встречу с ним лучше не торопиться.

Смерть в отпуске, запечатлённый Полом Кидби

* * *

Кстати, эти карточки - с сайта discworldemporium.com

Мы, конечно, описали (и то весьма кратко) лишь несколько интересных мест в мире, что несёт на своей спине Великий А’Туин. К сожалению, объёмы буклета не позволяют рассказать обо всех достопримечательностях Диска. Нам пришлось обойти своим вниманием и Щеботан, родину величайшего изобретателя Леонарда Щеботанского, и тропики Говандоленда, где находится потерянный храм Оффлера, бога крокодилов, и воображаемых драконов из Червберга, и города равнины Сто…

Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наше туристическое бюро гарантирует: после первой же поездки на Диск вам захочется возвращаться туда снова и снова. Откройте для себя мир Диска! Приятных путешествий!

I.Цвет волшебства

В далеком и далеко не новом комплекте измерений, в том крыле космоса, которое никогда не предназначалось для полета, клубящиеся звездные туманы дрожат, расступаются и…

Смотрите…

То приближается Великий А"Туин, черепаха, медленно плывущая по межзвездному проливу. На Ее могучих ластах инеем застыл водород, Ее гигантский и древний панцирь изрыт метеоритными кратерами, а глаза величиной с два моря, покрытые слизью и астероидной пылью, неотрывно глядят в сторону Цели.

В Ее мозгу, превышающем размерами город, с геологической медлительностью ворочаются мысли, и все они – о Бремени.

Большую часть Бремени составляют Берилия, Тубул, Великий Т"Фон и Джеракин – четыре исполинских слона, на чьих широких, загорелых под светом звезд спинах покоится диск Плоского мира, окаймленный пенистой гирляндой грандиозного водопада и накрытый нежно-голубым куполом Небес.

О чем думают слоны, астропсихологии установить не удалось.

Существование Великой Черепахи было всего лишь гипотезой, пока небольшое и очень скрытное королевство Крулл, чьи горы выступают над самым Краепадом, не построило на вершине одного из утесов подъемное устройство, состоящее из стрелы и блоков. С помощью этого механизма за Край в латунном корабле с кварцевыми стеклами были опущены несколько наблюдателей, в задачу которых входило проникнуть за пелену тумана.

Эти первые астрозоологи долгое время провисели в космосе, пока огромные отряды рабов не вытащили их обратно. Ученые сумели собрать обширную информацию о природе и образе Великого А"Туина и слонов, однако даже это не разрешило фундаментальных вопросов, касающихся природы и цели вселенной.

Вот к примеру, какого все-таки пола Великий А"Туин? Согласно неимоверно авторитетным заявлениям астрозоологов, на этот жизненно важный вопрос невозможно будет ответить до тех пор, пока не будет сооружен более крупный и мощный подъемник для космического корабля глубокого погружения. Пока же остается лишь размышлять об уже познанном вселенском пространстве.

В среде академиков бытовала и была особенно популярна теория о том, что Великий А"Туин пришел ниоткуда и будет во веки веков равномерно ползти или размеренно продвигаться в никуда.

Альтернативная теория, пользующаяся поддержкой религиозно настроенных умов, утверждала, что А"Туин ползет от Места Рождения к Брачной Поре, как и все остальные звезды на небе, которые, очевидно, также передвигаются на спинах гигантских черепах. Когда же космические рептилии наконец сойдутся, наступит краткий и страстный сезон любви, первый и последний в их жизни. От этого пламенного союза родятся новые черепахи, которые понесут на своих панцирях обновленный комплект миров. Данная теория была известна под названием «гипотеза Большой Случки».

Так вот и вышло, что молодой косморептилиолог из фракции Размеренного Продвижения, испытывая новый телескоп, с помощью которого он надеялся измерить точное альбедо правого глаза Великого А"Туина, оказался в этот судьбоносный вечер первым сторонним наблюдателем, заметившим, что над самым старым городом Плоского мира поднимается дым пожара.

Однако потом ученый так увлекся своими расчетами, что все увиденное полностью вылетело у него из головы. Тем не менее он был первым.

Хотя были и другие…

Пламя с ревом неслось по двуединому городу Анк-Морпорку. Там, где его язычки лизали Квартал Волшебников, оно пылало синевой и зеленью, разбавленными необычными искрами восьмого цвета, октарина. Там, где передовые отряды пожара проложили дорогу к чанам и масляным складам, расположенным вдоль всей улицы Торговцев, огонь продвигался сериями взмывающих в небо жарких фонтанов и взрывов. Касаясь связок редких сушеных трав и залезая в кладовые аптекарей, пламя заставляло людей сходить с ума и разговаривать с богами.

Вскоре весь центральный Морпорк был охвачен огнем, но более богатые и достойные граждане расположенного на другом берегу Анка не растерялись. Мужественно реагируя на создавшуюся ситуацию, они принялись уничтожать мосты. Однако корабли в морпоркских доках, хорошо просмоленные, нагруженные зерном, хлопком и лесом, уже вовсю горели. Огонь моментально превратил их швартовы в пепел, и тонущие светлячки судов, штурмуя волны реки Анк, понеслись к морю, поджигая на своем пути все прибрежные дворцы и беседки. Общей суматохи добавлял ветер, разносящий во все стороны искры, которые приземлялись далеко за рекой в укромных садиках и овинах.

Дым от радостно пляшущего пламени поднимался высоко в небо – черная, изогнутая ветром колонна высотой в мили была видна из всех точек Плоского мира.

В нескольких лигах от города был холм, и оттуда, удобно расположившись в прохладном тенечке, за пожаром заинтересованно наблюдали двое зрителей. С холма горящий город выглядел особо впечатляющим.

Тот, что повыше, попутно грыз цыплячью ножку, опираясь на меч, который был лишь немногим ниже среднего человека. Если бы не ум, светившийся в проницательных глазах, этого человека вполне можно было бы принять за варвара из пустошей Пупземелья.

Его компаньон, закутанный с головы до пят в коричневый плащ, был гораздо меньше ростом. Позднее, когда ему представится возможность перейти к действию, мы увидим, что движется он легко, словно кошка.

За последние двадцать минут эти двое не обменялись ни словом, если не считать краткого, закончившегося ничем спора по поводу того, что было источником очень мощного взрыва – то ли таможенный склад, где хранились масла, то ли мастерская Керибля Чародея. От выяснения этого факта зависела судьба некоторой суммы денег.

Верзила закончил обгладывать кость и, с сожалением улыбнувшись, швырнул ее в траву.

– Вот и конец укромным переулочкам, – заявил он. – А мне они нравились.

– Сколько золота плавится и стекает в канавы, – продолжал высокий, не обращая на товарища никакого внимания. – А вино, наверное, кипит в бочках…

– Зато крысы передохнут, – указал закутанный в плащ человечек.

– Крысы – да, все до единой.

– Не хотелось бы оказаться там сейчас, когда на дворе разгар лета.

– Это точно. Однако нельзя не испытывать… ну, в общем, этакое мимолетное…

– А ведь мы были должны старому Фредору из «Багровой Пиявки» восемь серебряных монет, – сказал он.

Коротышка кивнул.

Они немного помолчали, глядя на то, как целая серия новых взрывов прочерчивает алой линией темные кварталы величайшего города на Плоском мире. Потом верзила пошевелился.

– Как ты думаешь, из-за чего случился этот пожар?

Низкорослый собеседник, известный под именем Хорька, ничего не ответил. Он смотрел на освещенную красноватым светом дорогу. Этим путем из города вышли немногие, потому что Противовращательные ворота рухнули одними из первых, осыпая округу дождем из раскаленных добела углей.

Но сейчас по дороге двигались двое путников. Глаза Хорька, которые прекрасно видели в темноте, различили силуэты двух всадников, за которыми тащилось какое-то приземистое животное. Наверняка богатый купец, удирающий с любимыми сокровищами, с теми, которые успел собрать в отчаянной спешке. Хорек не замедлил сообщить об этом своему приятелю.

– Статус пеших разбойников не очень-то нам подходит, – вздохнул варвар, – но, как ты говоришь, времена наступили тяжелые, и сегодня ночью мягкая постелька нас не ждет.

Он поудобнее перехватил меч и, когда первый всадник подъехал поближе, шагнул на дорогу, одновременно поднимая вверх руку. На лице его сияла точно рассчитанная улыбка – она одобряла и вместе с тем внушала угрозу.

Terry Pratchett

Великобритания, 28.4.1948

Родился в Беконсфилде. В 1959 году поступил в высшую техническую школу Уайкомб. Первый рассказ "The Hades Business" опубликовал в школьном журнале в 1961 году, а в 1963 этот же рассказ появился в профессиональном издании. В 1965 году ушел из школы в журналистику. В 1971 году опубликовал первый роман "The Carpet People". Настоящий успех пришел к Пратчетту в 1983 году с публикацией блистательного юмористическо-фэнтезийного романа "Цвет волшебства", с которого начался гранидиозный цикл бестселлеров "Discworld" ("Плоский мир"), насчитывающий сейчас более 20 книг. В настоящее время Пратчетт является одним из самых читаемых британских писателей, за вклад в литературу он удостоен в 1998 году звания Кавалера Ордена Британской Империи.

По данным статистики, Пратчетт на протяжении 90-х годов является самым читаемым в Великобритании автором, его книг, изданных в твердой обложке, продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя. По некоторым оценкам, его книги составляют примерно 1% отвсех книг, проданных в Великобритании.

Как мне известно, в Плоском мире существуют шесть сюжетных циклов: Ринсвинда, Ведьм, Тиффани, Смерти, Стражи и Мойста. Также, помимо основных сюжетных линий есть короткие дополнительные рассказы, которые не являются обязательными, но существенно усиливают погружение в Плоский мир.

Чтобы было понятнее, я разложу все по такой системе: "Название цикла" + "Книги в хронологическом порядке" и, если есть, дополнительные рассказы. Поехали!

(!) Цикл Ринсвинда: "Цвет волшебства" ---> "Безумная звезда" ---> "Посох и шляпа" ---> "Фауст. Эрик" ---> "Интересные времена" ---> "Последний континент" ---> "Последний герой". Дополнительные рассказы в цикле: "Мост троллей" (рассказ связан с "Безумной звездой", "Посохом и шляпой" и "Интересными временами). "Последний герой" связан с сюжетным циклом Стражы и второстепенной сюжетной линией в виде нескольких рассказов про Незримый университет.

(Необязательный) Незримый университет: "Наука плоскомирья 1,2,3" (Да, три книги) ---> "Академический экзорцизм в университете" ---> "Незримые академики"

(!) Цикл Стражи: "Стража! Стража!" ---> "К оружию! К оружию!" ---> "Ноги из глины" ---> "Патриот" ---> "Пятый слон" ---> "Ночная стража" ---> "Бац" ---> "Снафф". Дополнительные рассказы в цикле: "Театр жестокости" (рассказ связан со "Стражой! Стражой!" И "К оружию! К оружию!"), "Чудовищный взвод" (рассказ связан с "Пятым слоном" и "Ночной стражей"). Рассказ "Ноги из глины" сюжетно начинает цикл Мойста.

(!) Цикл Мойста: "Опочтарение" ---> "Делай деньги". Дополнительные рассказы в цикле: "Движущиеся картинки" и "Правда"(рассказы связаны с "Опочтарением")

(!) Цикл Ведьм: "Творцы заклинаний" ---> "Вещие сестрички" ---> "Ведьмы за границей" ---> "Дамы и господа" ---> "Маскарад" ---> "Хватай за горло". Дополнительные рассказы в цикле: "Поваренная книга нянюшки Ягг" (рассказ связан с "Маскарадом"), "Море и рыбки" (рассказ связан с "Хватай за горло"). Дальше, если следовать сюжету, идет цикл Тиффани.

(!) Цикл Тиффани: "Вольные мальцы" ---> "Полная шляпа неба" ---> "Зимодей" ---> "Оденусь в полуночный цвет".

(!) Цикл Смерти: "Мор, ученик Смерти" ---> "Мрачный жнец" ---> "Роковая музыка. Музыка души" ---> "Санта-Хрякус" ---> "Вор времени". Дополнительные рассказы в цикле: "Смерть и что случается после" (рассказ связан с "Мором, учеником Смерти" и "Мрачным жнецом", "Удивительный Морис и его посвященные грызуны" (рассказ связан с "Мрачным жнецом")

Еще еще необязательные рассказы: "Пирамиды" и "Мелкие боги", которые связаны между собой. "Мелкие боги" связаны с "Хватай за горло" (цикл Ведьм) и с "Вором времени" (цикл Смерти), образуя необязательную арку "Монахи истории"

Фух, вроде бы все! А начинать можно с любой арки, ибо произведения Терри Пратчетта отличают легкость повествования, интересные персонажи и конечно же великолепный сюжет!

Цвет волшебства (1983)

Это Великий А’Туин, Вселенская Черепаха, которая бороздит безбрежный комос. Это четыре слона, которые держат на спинах Плоский мир. А это Ринсвинд, самый трусливый волшебник на Диске, и Двацветок, первый турист Плоского мира. Неисчислимые тролли, драконы, волки и Смерть (одна штука) поджидают их в скитаниях по дотоле неведомой нам сказочной вселенной.

Безумная звезда (1986)

Он висел над пропастями, бежал от злобных богов и падал с Края Плоского мира. Но ничто не в силах погубить славного Ринсвинда, самого неумелого и трусливого волшебника Диска. Также в ролях: Двацветок (турист), Октаво (волшебная книга заклинаний), Сундук (сундук), Коэн (варвар), друиды, герои и прочие обитатели Плоского мира.

Творцы заклинаний (1987)

Что касается таких вещей, как вино, женщины и песни, то волшебникам позволяется надираться до чертиков и горланить во все горло сколько им вздумается. А вот женщины… Женщины и настоящая магия несовместимы. Магический Закон никогда не допустит появления особы женского пола в Незримом Университете, центре и оплоте волшебства на Диске. Но если вдруг такое случится…

Мор, ученик Смерти (1987)

Деревенский парнишка Мортимер (или Мор) родился, как говорится, не от мира сего. На отцовской ферме ему явно нечего делать и родитель решает отдать сына учиться ремеслу. По иронии судьбы, наставником оказывается сам СМЕРТЬ. Через некоторое время УЧИТЕЛЬ, решает что ученик достаточно подготовлен и берет первый в своей жизни выходной. Но дела у Мора идут на перекосяк…

Посох и шляпа (1988)

В Плоском мире считается, что когда у восьмого сына рождается восьмой сын, то он непременно становится волшебником. Волшебникам запрещено жениться, не оставляя занятия магией. Сами волшебники объясняют это тем, что семейная жизнь не способствует занятиям магией.
Однажды один волшебник, восьмой сын восьмого сына, презрел все запреты и вопреки магическому Закону и всем разумным доводам «оставил волшебные стены, влюбился и женился (причем, не обязательно в вышеуказанном порядке)». У него родилось семь сыновей, каждый из которых по законам магии с колыбели был как минимум таким же могущественным, как любой другой волшебник в этом мире. А затем у него родился восьмой сын, Койн. «Волшебник в квадрате. Источник чудес. Чудесник».

Вещие сестрички (1988)

Король умер, да здравствует король!… Впрочем, какой именно король здравствует? Тот, что в призрака превратился? Или его убийца, самозванец, который вроде бы слегка тронулся умом? А тут еще земля ожила… И ведьмы… И принц-наследник, подрабатывающий актером… Нет, всё, мы умываем руки. Сами читайте.

Пирамиды (1989)

Твой отец – фараон (вообще-то он хотел быть чайкой, но не в этом суть). А ты – сын фараона, отправленный учиться в знаменитый Анк-Морпорк. Но какая профессия больше всего подойдет будущему царю? Именно та, которая подразумевает тонкую работу с людьми, постоянное разрешение сложных вопросов и устранение ненужных проблем. То есть профессия наемного убийцы. Самый плоский мир во всей множественной Вселенной возвращается во всем великолепии (в комплект входят: слоны – четыре штуки, Великий А`Туин, вселенская черепаха, – одна штука, безумные обитатели Диска – численность постоянно растет).

Стража! Стража! (1989)

«Двенадцать часов ночи, и все спокойно!» - таков девиз Ночной Стражи Анк-Морпорка, самого славного города на всем Плоском мире. А если «не все» спокойно, значит, вы просто ходите не по тем улицам. А вообще, чтобы стать настоящим ночным стражником, нужно приложить немало усилий.
Во-первых, следует научиться бегать не слишком быстро, - а то вдруг догонишь! Во-вторых, требуется постичь основной принцип выживания в жестоких схватках - просто не участвуйте в таковых. В-третьих, не слишком громко кричите, что «все спокойно», - вас могут услышать.

Эрик, а также Ночная стража, ведьмы и Коэн-Варвар (1990)

Он вернулся! Нет, похоже, вы не поняли. ОН ВЕРНУЛСЯ!!! Он – это Ринсвинд, самый неудачливый волшебник на Диске. Правда, на сей раз куда больше не повезло Фаусту Эрику, начинающему демонологу, который и вызвал к себе в магический круг ходячее воплощение всех бед и неприятностей Плоского мира.

Движущиеся картинки (1990)

Готовьтесь, достойные жители Анк-Морпорка, ибо вас ждет самое необычное зрелище на всем Плоском мире! Движущиеся картинки уже здесь! Так что запасайтесь попзерном, устраивайтесь поудобнее и внимайте подлинной истории Голывуда. Волшебники и тролли, продавцы горячих сосисок и говорящий Чудо-Пес Гаспод, Твари из Подземельных измерений и отважный библиотекарь из Незримого Университета. А еще — целая тысяча слонов!

Мрачный Жнец (1991)

Смерть умер да здравствует Смерть! Вернее, не совсем умер, но стал смертным, и время в его песочных часах-жизнеизмерителе стремительно утекает. Но только представьте, что произойдет: старого Смерти уже нет, а новый еще не появился. Бардак? Бардак. У вас назначена встреча со Смертью, а Мрачный Жнец вдруг возьми и не явись. Приходится душе возвращаться в прежнее тело, хоть оно уже и мертво…

Ведьмы за границей (1991)

Представьте, вы идете себе, никого не трогаете, и вдруг вам на голову падает фермерский домик, который принес неведомо откуда взявшийся ураган… Или вы – честный волк, промышляющий поросятами да серыми козлами, но внезапно вам в голову приходит абсолютно сумасшедшая идея – отправиться за тридевять земель и сожрать какую-то жилистую, невкусную старуху. Причем подспудно вы чувствуете, что за это с вас сдерут шкуру, но все равно следуете этому странному, словно навязанному вам желанию. Вот что происходит, когда злые силы начинают играть со сказками, из которых соткана ткань самой Вселенной.

Мелкие боги (1992)

Эта история произошла давным-давно, когда по пустыне еще бродили горящие кусты и разговаривали со случайными прохожими (человек, который имеет привычку гулять по пустыне, ничуточки не удивится, если с ним вдруг заговорит ящерица, булыжник, а тем более куст).
Именно тогда церковь Великого Бога Ома ждала пришествия очередного пророка, который вот-вот должен был явиться, поскольку пророки весьма обязательные люди и четко следуют установленному расписанию. Именно тогда юный послушник по имени Брута обнаружил в саду маленькую черепашку, которая на поверку оказалась тем самым Великим Богом Омом & А вообще, эта история про черепах и орлов, а также про то, почему черепахи не умеют летать.

Дамы и Господа (1992)

Наше сознание творит с нами самые невообразимые вещи. Мы помним только хорошее. Вот драконы, к примеру. Очень романтичные, красивые, полные достоинства зверюги. Но мы забываем, что к этим чертам следует добавить абсолютную прожорливость, мгновенную воспламеняемость и крайнюю зубастость. А эльфы? Да, они танцуют при луне, поют песни в общем, веселые, милые существа & Но будете ли вы рады, когда они вернутся? О да, эльфы очень любят разные игры только весело им, а не вам.

К оружию! К оружию! (1993)

Слушайте, новобранцы, вам выпала великая честь - вы, всякие этнические меньшинства типа гномов, троллей и женщин, вступаете в Ночную Стражу! А это - ваша дубинка! Вы будете ее есть, ею спать, а когда вам скажут прыгать, вы должны ответить: «Какого цвета?» И еще, в кармане каждого солдата лежат фельдмаршальские пуговицы! А теперь - десять кругов вокруг Анк-Морпорка!

Роковая музыка (1994)

Это музыка, в которой звучит глас Рока, внемлите сейчас, не то потом будет поздно! Она вытащит вашу душу, вытряхнет, как коврик, и повесит сушиться на забор! Она сведет с ума весь Незримый Университет, заставив волшебников сшить себе кожаные мантии и перекрасить стены спален в черный цвет! Она породит гитарную эпидемию в Анк-Морпорке и устроит в Гад-парке самый Бесплатежный Фестиваль, что когда-либо видел Плоский мир!
Для справки: это еще не все проблемы. Смерть тем временем опять пошла в народ…

Это совсем не новая книжка Терри Пратчетта, и, собственно, ее никто не ждал. В Анк-Морпорк вовсе не прилетал альбатрос из Агатовой империи и не доставлял письмо с требованием немедленно прислать Великого Волшебника. В результате чего Ринсвинда (очень редкий, вымирающий вид волшебника трусливого) не посылают на Противовесный континент с секретной миссией (абсолютно невыполнимой, тем более что речь идет о Ринсвинде).
Также к повествованию не имеет отношения великий Коэн-Варвар (легенда при жизни, жизнь при легенде), собравший огромную (общим числом семь человек) Серебряную Орду и движущийся на Гункунг, столицу Агатовой империи (население около миллиона человек, из них сорок тысяч стражников).

Маскарад (1995)

Шоу должно продолжаться! Хахахахахаха! (Примечание: здесь и далее безумный смех принадлежит Призраку Оперы.) Даже если кто-то умер (Хахаха!!!), нужно оттащить его в сторонку и все равно продолжать шоу. И ни в коем случае нельзя занимать ложу номер 8, ведь она предназначена для того самого Призрака, который дарит успешным певицам стебли от роз и между делом зачем-то убивает людей. (Хахаха!!!) А что, если его прогнать по улицам города и скинуть в реку Анк, дабы злодею неповадно было? (Хахаха!!!)

Ноги из глины (1996)

Големы убивают людей! Как выскочат из тумана, как набросятся! Точно-точно вам говорю! Наверняка во всем виноват этот выпрыжка, командор Сэмюель Ваймс. Набрал в Городскую Стражу всяких видовых меньшинств… Да этим гномам вообще нельзя в руки топор давать! Того и гляди, весь Анк-Морпорк будет отрубленными ногами завален…
И кстати, патриций. Скорее всего, его тот же сэр Сэмюель и траванул. Едва-едва выжил, бедняга. Но уже не тот, не тот… Надо бы нового правителя искать. А Ваймса казнить! Первым же указом! Кстати, есть слух, будто бы в Городской Страже служит настоящий наследник престола. Да нет, не этот дурак Моркоу! Настоящий наследник - капрал Шнобби Шноббс, граф Анкский! Ну и что, что форменный крысюк? А где вы нормальных королей видели?

Санта-Хрякус (1996)

Хо, хо, хо. Здравствуйте, маленькие индивидуумы. Вы хорошо вели себя в прошлом году? Да, да, я тот самый Санта-Хрякус. А это мой эльф Альберт. А это мои верные кабаны-скакуны: Клыкач, Долбила, Рывун и Мордан. Коса? Да нет, это мой посох. Кости? Просто я немножко похудел. Бледный как смерть? Я же сказал, я Санта-Хрякус, а вовсе не смерть.
Вот ведь настойчивые маленькие личности & И я вовсе не ваш папа. Думаете, ваши папы только и мечтают, как бы полазать по каминным трубам? В общем, подарки в чулке, а я пошел. Мне еще пол плоского мира облететь нужно.
А тебя предупреждаю: еще раз повесишь на камин наволочку, вообще ничего не получишь.
Счастливого страшдества! Всем. Везде.

Патриот (1997)

Дорогие сограждане и все те, кто случайно забрел в Анк-Морпорк!
Безусловно, все вы уже слышали, что из моря поднялась исконно анк-морпоркская земля, славный остров по имени Лешп. Однако всем известные внучатые племянники шакала, живущие по другую сторону моря, нагло брешут, будто это их исконная земля, хотя документы, подписанные и заверенные нашими почтенными историками, которым мы, анк-морпоркцы, всегда доверяли, - так вот эти документы однозначно подтверждают: Лешп - наш! Не дадим же отчизну в обиду! Патриоты мы или нет?!

Последний континент (1998)

Бывает, не везет людям. А бывает целым континентам. Он создавался в последнюю очередь. Даже имя ему выпало какое-то несуразное ИксиксИкс. Зато много-много лет спустя на него выпал Ринсвинд, самый невезучий и трусливый волшебник на Плоском мире. И именно на Ринсвинда возложена великая миссия спасти этот несчастный континент. Правда, чтобы эту миссию возложить, надо сначала Ринсвинда догнать…

Carpe Jugulum. Хватай за горло (1998)

Они - вампиры, и это многое объясняет. Да, они спят в гробах, да, они питаются кровью, однако… все не так просто. Долой заскорузлые предания и предрассудки! Новый мир - новые повадки! Закаляйся святой водой! Религиозные символы - всего лишь картинки и предметы нательного украшения! Чеснок? Обычная приправа! Смело гляди в глаза наступающему дню! Они - новые вампиры. Они будут жить по-новому. И вы тоже будете жить по-новому. Вас заставят не бояться. Вас заставят снять с окон решетки. Вам будет хорошо. Люди и вампиры - дружба вовек!

Пятый элефант (1999)

Добро пожаловать в Убервальд! В страну, славную вековыми традициями, где до сих пор играют в такие замечательные игры, как «попробуй убеги, чтобы тебя не сожрали» и «успей домой до захода солнца». Здесь вас встретят ласково улыбающиеся вампиры, милые игривые вервольфы и радушные, отзывчивые гномы.
А еще здесь лежит легендарный Пятый Слон, некогда упавший на Плоский мир и устроивший чудовищное дискотрясение. А еще здесь множество железа, золота и жировых месторождений – в общем, тех самых штук, которые до зарезу нужны такому цивилизионному городу, как Анк-Морпорк.

Правда (2000)

Вы узнаете всю правду о том, как женщина родила кобру! Знаменитый Говорящий Пес Анк-Морпорка раскроет свою морду! Люди, которых похищали эльфы и летающие тарелки, - свидетельства очевидцев! Оборотни в доспехах - в Городской Страже служит вервольф?! Ну и всякие патриции-убийцы, презабавные овощи, дожди из собак, падающие метеориты и многое другое!

Вор времени (2001)

Аудиторы в очередной раз мутят воду. Метафорически. Поскольку на людей полагаться бесполезно, есть только один выход - надеть людские тела самим. Что ж, удачи. Она вам понадобиться. Особенно когда вам навстречу попадется Сюзан СтоГелитская с вопросом - кто тут безобразничает? Кроме того, в ней подробно разъясняется Правило Один - очень важно всегда помнить Правило Один! Жизненно важно. А в некоторых случаях, смертельно важно.

Последний герой (2001)

Когда-то давным давно великий Герой украл у богов Огонь. С тех пор все изменилось. Герои стали… устаревать. Они по прежнему непобедимы и все такое, но их становится все меньше и меньше… и меньше… А новые не рождаются. И вот однажды Коэн-Варвар оглядел со своего трона Агатеанской Империи на своих подданных, на великую и ужасную Серебряную Орду, и понял, что они - последние. И после них не будет никого. А значит, именно на них лежит Последний Долг Героев - вернуть богам Огонь. С процентами!!!

Изумительный Морис и его учёные грызуны (2001)

Всем известна история о Крысолове из Гаммельна. История очень проста - волшебная дудочка заманивает полчища грызунов в воду, и они тонут. Между тем, все забывают, что крысы прекрасно плавают.
Сказка воплотилась в жизнь в одном из городов Плоского мира. Но все началось с того, что живущие в подвалах Незримого Университета крысы внезапно резко поумнели, научились разговаривать и образовали Клан. Затем, эти Образованные Крысы встретили уличного кота Мориса, который оказался котом, необычным во всех отношениях. Во-первых, он тоже умел разговаривать (последствия проживания на территории Незримого Университета), и во-вторых, у него оказалась удивительная деловая хватка. Морис нашел мальчика, умеющего играть на дудочке, и сказка ожила.

Ночная стража (2002)

Сэм Ваймз… Ах, простите, Сэр Сэмьюэл Ваймз наконец может вздохнуть спокойно. Город потихоньку перестает кипеть, на горизонте никаких драконов, никаких войн и даже Гильдии довольны. Вот-вот на свет появится маленький Ваймз-младший… Можно расслабиться, в память о старых временах вдеть в петлицу цветок и… Обнаружить, что ты перенесся в прошлое. В тот Анк-Морпорк, где Стража - не то, что она сейчас, а отстойник для неудачников… Но это все еще ЕГО город. И ЕГО Стража, не важно, какая она. И если Сэм Ваймз мог искать успокоения в бутылке, то Сэр Сэмьюэл Ваймз такого права лишен.

Маленький свободный народец (2003)

Девятилетняя Тиффани Болен не любила сказки. Вернее, не доверяла им. Почему принца непременно называют прекрасным, а принцесса глупо себя ведёт и чуть что падает в обморок? Почему всё именно так, а не иначе? Тиффани казалось: сказки просто хотят, чтобы им верили, и морочат людям головы… Но однажды, чудесным летним днём, девочка встретила на берегу реки сказочное чудовище. Оно существовало на самом деле и совершенно точно собиралось кого-нибудь съесть. Вскоре выяснилось: это чудовище не единственное… Что ж, Тиффани как раз решила стать ведьмой, значит, разбираться с такими вещами – её забота. Ведь ведьма совсем не обязательно должна быть старой и злой!

Пехотная баллада (2003)

Что делать миролюбивой стране, которую окружили вероломные, злобные, воинственные враги? Правильно – призвать на защиту Отечества своих верных сыновей. Только как поступить, если сыновей-то практически и не осталось, а те, что есть, как бы это помягче, недосчитались конечностей еще с прошлого похода. Вот и приходится сержанту Джекраму и капралу Страппи вербовать кого попало в славный полк «Тудой-сюдой» – ведь у Отечества есть и дочери, раз уж сыновья… закончились. Короче, вперед, парни, к победе!.. Э-э-э, то есть девушки!

Шляпа, полная неба (2004)

Когда ты становишься ведьмой-ученицей, то ждёшь, что тебя научат колдовать. Варить зелья. Составлять заклинания. Летать на метле… Но, как выяснила Тиффани Болен, это не совсем так. По большей части ведьмовство – просто скучные повседневные дела, в которых нет ничего волшебного. И если главное в магии – не пользоваться магией, то Тиффани это отлично удаётся. Ведь девочка даже путанку, простейший магический инструмент, сплести не может… Правда, один фокус у неё всё-таки получается. Когда под рукой нет зеркала, Тиффани выходит из тела и смотрит на себя со стороны. Это очень удобно, если хочешь узнать, идёт ли тебе новое платье… И очень опасно, если не знаешь, как защитить себя. А Тиффани не знает. И значит, очень скоро ей придётся учиться быть ведьмой в экстремальных условиях!

Держи марку! (2004)

«Занимательный факт об ангелах состоит в том, что иногда, очень редко, когда человек оступился и так запутался, что превратил свою жизнь в полный бардак и смерть кажется единственным разумным выходом, в такую минуту к нему приходит или, лучше сказать, ему является ангел и предлагает вернуться в ту точку, откуда все пошло не так, и на сей раз сделать все правильно».
Именно этими словами встретила Мокрица фон Липвига его новая жизнь. До этого были воровство, мошенничество (в разных размерах) и, как апофеоз, – смерть через повешение.
Не то чтобы Мокрицу не нравилась новая жизнь – он привык находить выход из любой ситуации и из любого города, даже такого, как Анк-Морпорк. Ему скорее пришлась не по душе должность Главного Почтмейстера. Мокриц фон Липвиг – приличный мошенник, в конце концов, и слово «работа» – точно не про него! Но разве есть выбор у человека, чьим персональным ангелом становится сам патриций Витинари?

Шмяк! (2005)

В самом блистательном городе Плоского мира – Анк-Морпорке – снова неспокойно: близится 200-летняя годовщина Кумской битвы. Именно в Кумской долине в один злополучный день то ли гномы исподтишка напали на троллей, то ли тролли исподтишка напали на гномов. Нет, враждовали они с сотворения мира, но именно эта битва придала обоюдной ненависти официальный статус. Она сделалась историческим объяснением того, почему нельзя доверять этим мелким бородатым/здоровенным бугристым ублюдкам.
А это значит, что на улицах Анк-Морпорка надо вводить дополнительные патрули.
Впрочем, спасение мира и поддержание порядка – это обычная работа для неподражаемого герцога Анкского. Ах да, надо же еще расследовать убийство глубинного гнома, разобраться с новой наркотой на улицах города и, самое главное, ровно в шесть вечера прочитать Юному Сэму «Где моя корова?». Последнее пропустить никак нельзя.

Господин Зима (2006)

Тиффани ступила туда, куда ступать заказано. Она стала частью темного танца, который знаменует приход зимы, и теперь юная ведьма - воплощение самой Летней Госпожи (той самой, которая зимой спит в подземном мире, а весной поднимается на поверхность, принося тепло и плодородие). Теперь в нее влюбился сам Зимовой - дух зимы, пожелавший по такому случаю стать человеком. Теперь только матушка Ветровоск знает, что делать, и только Нак Мак Фигли могут осуществить ее план. А иначе - Зимних дел мастер принесет Плоскому миру вечную зиму.

Делай деньги (2007)

О, Анк-Морпорк, великий город контрастов! Что ты делаешь со своими верными сынами?
Мокриц фон Липвиг в тяжких раздумьях. С одной стороны, жизнь честного человека, который (о ужас!) исправно платит налоги, ведет к определенному долголетию. С другой стороны, такая жизнь скучна до зубовного скрежета, что особенно ясно в свете нового предложения патриция Витинари – заняться реформированием банковской системы города.
Впрочем, Мокриц слишком хорошо помнит, что жизнь приличного мошенника не только весела и задорна, но и прискорбно коротка. Выбрав путь благочестивого горожанина, главный почтмейстер еще не знает, что ему предстоит стать хозяином очаровательного Шалопая – милого песика, владеющего мажоритарным пакетом акций «Королевского банка Анк-Морпорка».

Незримые академики (2009)

Для аркканцлера Наверна Чудакулли настали тяжелые времена.
Подумать только, его декан ушел из Незримого Университета! О нет, он вовсе не умер и не пал жертвой магического эксперимента (хотя среди волшебников такое частенько бывает). Подлый изменник… сменил работу, соблазнившись большой зарплатой (всем известно, что волшебников деньги не интересуют… ну, почти…) и «гарантированным соцпакетом» (тьфу, слово-то какое мерзкое!).
Вдобавок, в Свечном подвале тайком проживает гоблин, и как прикажете объяснять всем, что конкретно этот… хм, индивид не имеет привычки отрывать людям головы на завтрак?
Да еще этот вопрос патриция Витинари… А не сыграть ли великим волшебникам в футбол? «Оле, оле, оле, оле! Волшебники – вперед!»

Платье цвета полуночи (2010)

Традиционно считается, что ведьму можно вырастить только на старых-добрых камнях. Поэтому Тиффани приходится вдвойне трудно, поскольку местное население недолюбливает ведьм, считая, что они способны только творить злое волшебство, красть младенцев и мерзко хихикать.
Тиффани Болит - ведьма. И она считает, что делает нужную работу для жителей Мела. Хотя эта работа включает в себя перевязку и подстригание ногтей на ногах у пожилых леди, в ней не так уж много… колдовства. А так же времени на сон.
Но где-то проснулся от долгого сна и до поры скрывается запутанный клубок злобы и ненависти. И вместе с ним просыпаются все старые сказки - сказки о злых ведьмах. А ее крохотные союзники, драчливые Нак Мак Фиглы, только осложняют ситуацию.

Дело табак (2011)

В жизни Сэмюэля Ваймса настали нелегкие дни: его отправляют в отпуск. Подумать только! К нему, всю свою жизнь посвятившему работе, отнеслись столь неблагодарно.
Более того, бесстрашному командору предстоит поездка не на курорт (ах, золотистый песок, лазурные воды), а семейный выезд в Овнец-Холл, в деревню. А ведь всем давно известно, что деревня так называется потому, что, кроме деревьев, там ничего нет! Тем более столь милых сердцу Ваймса преступлений…
Впрочем, хороший стражник (если очень хорошо покопается) всегда найдет какое-нибудь завалящее преступленьице. А разве кто-то сомневается в способностях герцога Анкского?

Поддай пару! (2013)

Мокриц фон Липвиг как никогда доволен своей жизнью. После публичного признания в мошенничестве он все еще жив. Почтамт, Монетный двор и Банк работают как часы. Супруга Мокрица все так же души не чает в нем и в семафорах. И вроде для скуки нет не то что места, но даже и времени… И все же, когда первый паровой двигатель завоевывает Анк-Морпорк, Мокриц фон Липвиг снова в гуще событий и снова на коне!

Пастушья корона (2015)

Это последний роман великого Терри Пратчетта, завершающий цикл «Плоский мир». Это история о юной ведьме Тиффани Болен, внезапно оказавшейся той, кто должен беречь границы своего мира от коварных и злобных гостей извне. И это притом, что обычных ведьмовских обязанностей и забот у нее хоть отбавляй… История о том, что любой человек может сам определить свою судьбу, и о том, что сохраняет ценность во все времена, позволяя людям оставаться людьми.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари