Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Теракт на «Автозаводской», страшные последствия терроризма. Число рождения для женщины

Трансляция

С начала С конца

Не обновлять Обновлять

На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию событий дня, когда в Москве случился один из крупнейших терактов в метрополитене, и прощается со всеми читателями. Берегите себя и своих близких.


9 февраля 2004 года. Москвичи несут цветы на станцию "Автозаводская" в день траура в память о жертвах теракта в столичном метро

Около 19:00 движение по линии наконец восстановлено в полном объеме , но пассажиров в метро очень мало. На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть (битое стекло на тюбингах, копоть).

Через год после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.



2005 год. Доска на станции метро "Автозаводская" в память о жертвах теракта 6 февраля 2004 года

Руслан Кривобок/РИА Новости

9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.

Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.

В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро «Автозаводская», а также у станции «Рижская» 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.

Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.

Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой.

По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев.

Процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта начался только в ноябре 2006 года. На скамье подсудимых в итоге оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.

По данным, опубликованным спустя год пресс-службой прокуратуры Москвы, сообщались конечные цифры погибших и раненных, полученные по итогам расследования. «В результате теракта в московском метро в феврале 2004 года погибли 42 и пострадали 250 человек. С целью идентификации трупов погибших проведено более 40 опознаний, около 30 молекулярно-генетических экспертиз. Личности всех погибших установлены», — сообщает прокуратура.



Андрей Камышев/РИА "Новости"

Среди опознанных погибших в результате взрыва в столичном метро были обнаружены два гражданина Армении и один гражданин Молдавии. Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы со ссылкой на зампрокурора города Владимира Юдина. «Большая часть погибших — москвичи, есть приезжие, а также два гражданина Армении и один гражданин Молдавии» , — сообщил Юдин.

В качестве свидетелей по делу допрошено 150 человек, а из числа пострадавших признаны потерпевшими и допрошены 231 человек. Ущерб, причиненный московскому метрополитену, оценивается в сумму около четырех миллионов рублей.

«Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 килограммов. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы — крепежные изделия (болты, шурупы)», — говорится в документе, опубликованном по итогам расследования.

По данным прокуратуры, взрывотехническими экспертизами было установлено, что для взрыва устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил в состав бомбы не входил, а мог использоваться в виде небольшого заряда — дополнительного детонатора для инициирования основного заряда.

В ходе расследования была также установлена личность террориста-смертника. Это житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения, который, по данным следствия, являлся участников бандформирований и проходил спецподготовку в лагерях террористов.

Панарьин, Хубиев и Шабаев были обвинены, в частности, по таким статьям УК, как «Убийство», «Терроризм», «Бандитизм», «Организация преступного сообщества (преступной организации)», «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и «Незаконное изготовление оружия».

В ходе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны и арестованы три участника терроритического подполья — Максим Панарьин, Тамбий Хубиев и Мурат Шаваев, подозреваемые также в организации теракта 31 августа 2004 года в Москве. Тогда близ наземного входа на стацию «Рижская» террористкой-смертницей было подорвано закрепленное на собственном теле взрывное устройство, в результате чего погибло восемь человек. Делопроизводство по терактам объединено.

В связи с тем, что основной версией являлся теракт, расследование уголовного дела передано Федеральной службе безопасности (ФСБ) РФ.

Тем более с идентификацией возможного террориста-смертника возникала проблема. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, по словам экспертов, мог «разложить террориста почти в молекулы». Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.

Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Этих людей сразу же объявили в розыск, на случай, если версия со смертником не найдет дальнейшего подтверждения.

Началось движение поездов между станциями «Красногвардейская» и «Орехово». Кроме того, от станции «Орехово» до станции «Кантемировская» и от «Кантемировской» до «Коломенской» ходят два челнока.



Андрей Камышев/РИА "Новости"

В ближайшее время законодатели пересмотрят все законы, касающиеся борьбы с терроризмом, в сторону ужесточения. Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов. Он высказал мнение, что сегодняшний теракт является очередным преступлением сил международного терроризма.

Правительство РФ намерено разработать систему мер по предотвращению попадания опасных предметов на объекты транспорта. «Необходима система, которая бы предотвращала пронос в транспорт опасных предметов. Будем решать», — заявил журналистам вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев.

Правительство Москвы выплатит компенсацию в 100 тыс рублей семьям погибших в результате теракта в московском метро. Об этом сообщил вице-мэр столицы Валерий Шанцев. По его словам, всем пострадавшими будет выплачено по 50 тыс рублей.

С составом, пострадавшим от теракта, работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям «терроризм» и «убийство».

В связи с терактом в московском метрополитене в крупных городах России, где действует метро, введен план «Ураган», в Москве веден план «Вулкан». Как сообщили в МВД России, согласно плану «Ураган» всем службам метрополитена предписано работать в состоянии повышенной готовности, численность сотрудников метрополитена увеличена за счет людей, находившихся на отдыхе. Правоохранительные органы проводят комплекс специальных мероприятий, направленных на предотвращение возможных диверсий.

Несмотря на то, что спасательные работы уже окончены, недалеко от места взрыва найден еще один пострадавший. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

Его слова чуть позже подтвердили и эксперты: «Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных «шахидских» шариков и гаек на этот раз не обнаружено. Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок в виде милиционеров с ручными металлоискателями. Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после пластитового взрыва».

Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщает, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте.

Из воспоминаний очевидцев:



06 февраля 2004 года. Пострадавший от взрыва в вагоне поезда на перегоне между станциями метро "Автозаводская" и "Павелецкая"

Андрей Камышев/РИА "Новости"

Кроме того, пассажирам рекомендовано воспользоваться наземным транспортом. Наибольшую нагрузку приняли на себя маршруты, которые связывают районы, оказавшиеся без метро, со станциями других линий. Пассажиры подземки, которых высаживают на «Коломенской», «Каширской» и других станциях, наземный транспорт берут штурмом.

Пресс-служба метрополитена сообщает о предстоящем выпуске дополнительных поездов на Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линии. Благодаря Каховской линии — связки между Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской — у пассажиры есть возможность объехать место теракта и перекрытый участок ветки.

Спасатели объявляют об официальном завершении спасательной операции.

Некоторым пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах до трех часов. Поезд, следовавший сразу за взорванным, простоял в тоннеле 1 час 50 минут, паники среди пассажиров не было, хотя через 30 минут после остановки машинист объявил, что взорван предыдущий состав. По свидетельству очевидцев, взрыва слышно не было, едкого дыма и гари не ощущалось. Поезд задним ходом подали для высадки пассажиров на «Коломенскую».

Несмотря на то, что об ограниченном движении сразу же предупредили по всей подземке, без накладок все равно не обошлось. Так, уже после взрыва с «Коломенской» в сторону «Автозаводской» был отправлен поезд с пассажирами, и лишь после часовой стоянки на Нагатинском метромосту (напомним, он находится под открытым небом, а теракт произошел в начале февраля) его удалось задним ходом возвратить на «Коломенскую».

После 11:00 большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо «Замоскворецкое». Взорванный состав удалось отогнать в тупик для продолжения следственных действий.

После проведения первичного осмотра спасатели делают вывод о том, что взрывное устройство находилось в руках террориста-смертника: «Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола. Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в «забытой» сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона».

Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой — самой высокой — степени сложности. Потушить его удалось только к 10:40.

В результате взрыва было остановлено движение поездов между станциями «Театральная» и «Красногвардейская», а затем на всей Замоскворецкой, а также на Каховской линии. К 10:25 было восстановлено движение на северном участке, от «Речного Вокзала» до «Новокузнецкой» , где был организован оборот. Интервалы движения поездов составляли около 4 минут.



06 февраля 2004 года. Корреспонденты вели репортаж с места событий у станции метро "Павелецкая", где происходила эвакуация пострадавших от взрыва в вагоне поезда

Дмитрий Коробейников/РИА "Новости"

Эвакуация, которая, по словам очевидцев, проходила без шума и паники и закончилась уже в 10:15. На станциях «Автозаводская»и «Павелецкая» вышли более 1000 человек, но реальное число пассажиров, вероятно, было еще больше. В час пик на Замоскворецкой линии в одном составе может находиться 2000 человек и более.



Андрей Камышев/РИА "Новости"

«Подземный взрыв гораздо опаснее наземного, — считают эксперты-взрывотехники. — На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая число жертв примерно вдвое. Так было и во время произошедшего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало, и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы».

Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносят уже спасатели и милиционеры. Станция «Автозаводская» превратилась в подземный морг. Там работает оперативно-следственная бригада. В центре платформы установлены и огорожены красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривают трупы, пишут фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносят в протокол. Затем останки по эскалатору поднимают наверх, и там несколько санитаров упаковывают их в черные полиэтиленовые мешки. Все пространство рядом с ними заставлено носилками, на которых лежат разорванные пополам трупы.

«Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп, и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно», — вспоминает Ирина.

«Я пришла в себя уже в тоннеле, — рассказывала Ирина, также находившаяся в поезде №117. — Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги».

Большой удачей оказалось и то, что в третьем вагоне ехал подполковник МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону «Автозаводской» и пресек начавшуюся было панику. А пассажирам головного вагона пришлось пройти по тоннелю более 2 км до станции «Павелецкая», так как путь к «Автозаводской» оказался перекрыт «вздувшимся» от взрыва вагоном.

Первые подразделения спасателей начинают свою работу. В общей сложности в ликвидации последствий взрыва участвовали спасатели поисково-спасательных отрядов города Москвы, Московской области, отряд «Центроспас», 15 расчетов Управления государственной противопожарной службы, а также 60 бригад скорой медицинской помощи Москвы, пять бригад Экстренного реагирования Центра медицины катастроф Москвы, три бригады Центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ и три бригады психологов.



06 февраля 2004 года. Представители различных служб участвовали в спасении людей во время теракта в поезде московского метро, следующего от станции "Автозаводская"

Андрей Камышев/РИА "Новости"

Машинист электрички Владимир Горелов первые минуты после катастрофы не может связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, он все-таки дозванивается и просит обесточить контактный рельс. Получив подтверждение, машинист ставит на контактный рельс контроллер и открывает двери по обе стороны вагонов. По громкой связи, которая продолжает работать и после взрыва, он просит пассажиров двигаться в сторону ближайшей станции, после чего сам начинает помогать застрявшим людям.

Из-за взрыва второй от головного вагон состава буквально «раздуло», а третий смяло в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками: взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, разнеся их на мелкие кусочки. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. «Весь тоннель был в органике», — скажет позже следователь прокуратуры.

Поезд №117 отъезжает на 300 метров от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой». В этот момент раздается взрыв такой силы, что ударная волна достигает головы первого вагона, сминает дверь в кабину машиниста и выбивает одно из лобовых стекол в кабине.

«Взрыва я вообще не слышала, — вспоминала позже домохозяйка Анна Сергеевна, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне. — Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой».

Некий мужчина подходит к сотруднице метрополитена на станции метро «Автозаводская» и говорит: «Будет вам праздник!».

Доброе утро, дорогие читатели! 6 февраля 2004 года — ровно 15 лет назад — в московском метро случился теракт, за одно утро унесший жизни 41 человека. Тогда на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии был подорван вагон электропоезда. «Газета.Ru» рассказывает поминутно происшествия того страшного дня.



Андрей Камышев/РИА "Новости"

6 февраля 2004 года утром в час пик в московском метрополитене был совершен террористический акт . На перегоне между станциями "Павелецкая" и "Автозаводская" Замоскворецкой линии был взорван вагон электропоезда.

По данным следствия , террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев. Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой. Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву, который вместе Хубиевым проходил диверсионную подготовку в лагере араба Абу-Умара. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро "Кантемировская" и на перегоне между "Автозаводской" и "Павелецкой" замкнул цепь взрывателя.

В пятницу 6 февраля пассажиры Замоскворецкой линии Москвоского метрополитена оказались жертвами теракта, который, скорее всего, станет самым крупным в истории российской столицы происшествием такого рода после захвата театрального центра на Дубровке и взрывов жилых домов в 1999 году. Уже сейчас официально объявленное количество пострадавших достигло 250 человек. До 50 (37 - по официальным данным, 50 - по данным телекомпании Рен-ТВ) человек погибли, 122 были госпитализированы в 1-ю, 7-ю, 13-ю, 33-ю, 36-ю, 53-ю городские больницы и институт скорой помощи имени Склифософского, а еще ста пострадавшим помощь была оказана на месте. При этом количество жертв может вырасти после того, как из тоннеля будут полностью эвакуированы останки погибших. По предварительным данным, в поезде ехали около 1500 человек, а в 10:15 утра было объявлено, что эвакуация живых закончена. По данным спасателей, из туннеля было выведено около 800 человек. Судьба остальных пассажиров поезда пока неясна. Один из врачей "Скорой помощи" сообщил, что погибших гораздо больше, чем уже объявлено, а их останки буквально разбросаны по туннелю.

Взрыв произошел около 8:32 утра во втором вагоне поезда (по некоторым данным - у первой двери второго вагона), следовавшего от станции метро "Автозаводская" до станции метро "Павелецкая". Хотя сначала предполагалось, что теракт совершил смертник, сейчас уже ясно, что взрывное устройство находилось не в поясе шахида, а в рюкзаке или чемодане, стоявшем на полу вагона. Сначала специалисты говорили о мощности, эквивалентной одному или двум килограммам тротила, но около 12:40 вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщил, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте. Правоохранительные органы также рассматривают версию о самопроизвольном подрыве перевозимого в метро взрывчатого вещества, хотя самым вероятным объяснением произошедшего остается теракт.

Стало известно, что незадолго до взрыва некий мужчина подошел к сотруднице метрополитена на станции метро "Автозаводская" и сказал: "Будет вам праздник!". Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Сейчас эти люди находятся в розыске.

Машинист Владимир Горелов, управлявший электропоездом, услышал взрыв, когда состав находился где-то в 500 метрах от "Автозаводской" и двух километрах от "Павелецкой". По его словам, он применил экстренное торможение, сразу связался с диспетчером и потребовал снять высокое напряжение на этом перегоне. Взрывная волна разворотила второй вагон, превратив его, по словам одного из представителей ГУВД Москвы, в "мясорубку". Третий вагон оказался, наоборот, сдавлен взрывной волной, отразившейся от стен туннеля. Сразу после взрыва начался пожар пятой (самой высокой) степени сложности, причем огонь перекинулся на большую часть состава. Находившиеся в задымленных вагонах люди какое-то время не могли открыть двери, но когда высокое напряжение было снято, двери открылись и люди вышли в туннель. По туннелю некоторым пришлось пройти около 2 километров до "Павелецкой", а остальные направились на "Автозаводскую", которая была ближе. По свидетельствам очевидцев, эвакуация происходила без паники.

На место происшествия на автомашинах и вертолетах прибыли специалисты МЧС - 10 поисково-спасательных групп и отряд "Центроспас". К месту взрыва также было вызвано 50 автомашин "Скорой помощи" и 10 пожарных команд. Пожар был потушен только к 10:40, а МЧС объявило о завершении спасательной операции уже к 11:45. Однако еще один пострадавший был найден неподалеку от места взрыва уже после 13:00. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.

Сразу после взрыва было остановлено движение поездов по Замоскворецкой линии от станции метро "Новокузнецкая" до станции метро "Красногвардейская". Пассажиры поезда, следовавшего сразу за взорвавшимся, провели в тоннеле около 4 часов. В настоящее время поезда следуют от "Речного Вокзала" только до "Новокузнецкой". На остальном участке маршруты обслуживает наземный транспорт. "Мосгортранс" выделил для этого более 200 дополнительных автобусов, которые следуют между "Автозаводской" и "Новокузнецокй", а также осуществляют доставку пассажиров от станции "Красногвардейская" в центр Москвы. Хотя вице-мэр Валерий Шанцев утверждал, что работа метро будет восстановлена уже к вечернему "часу пик", Мосгортранс пообещал пустить поезда лишо к утру 7 февраля. В связи с терактом в метро руководство Московской железной дороги организовало движение пригородных поездов до станций "Бирюлево" и "Царицыно" по веткам, параллельным линии метро.

Движение наземного транспорта на юге Москвы было почти парализовано. Как сообщает информационное агентство РИА "Новости", практически невозможно стало проехать по Каширскому шоссе, проспекту Андропова, Пролетарскому проспекту и прилегающим к ним улицах. Однако к середине дня ситуация с движением по дорогам нормализовалась.

Состав, пострадавший от теракта, остался в тоннеле между "Павелецкой" и "Автозаводской". С ним работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям "терроризм" и "убийство".

Террор в стиле Subway

Несомненно, метро является одним из самых привлекательных объектов для терроризма. В часы пик там скапливается огромное количество людей, металлоискателей возле каждого турникета пока нет, а милиция, несмотря на то, что сотрудников МВД под землей можно встретить чаще, чем на поверхности, тоже не может проверять каждого спешащего на работу или домой пассажира.

История крупных уличных терактов в постсоветской Москве началась с метро. Точнее, почти с метро. Первый крупный теракт в центре столицы произошел 8 августа 2000 года в "трубе на Пушке". Самодельная бомба, находившаяся в сумке, оставленной у киоска, взорвалась в подземном переходе под Пушкинской площадью, который также ведет к входам на станции метро "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". 13 человек погибли, более 130 получили ранения. Взрывное устройство содержало тротил и гексоген. Кроме того, в его конструкцию входили шурупы, винты и мотоциклетный аккумулятор. Хотя у прокуратуры существует несколько версий произошедшего, задержанных и обвиняемых по этому делу до сих пор нет. Теракт на "Пушке" отозвался взрывом в сознании москвичей - тогда они впервые поняли, что стать жертвой террористов рискует каждый.

Еще один раз метрополитен пострадал 5 февраля 2001 года, когда в подземном вестибюле станции метро "Белорусская-кольцевая" взорвалось устройство, по мощности эквивалентное 0,5 килограмма тротила. Пострадали 20 человек, из них двое детей, однако погибших не было. В тот раз взрывное устройство было оставлено в плафоне над скамейкой на платформе второго пути. По мнению специалистов, именно эта прочная мраморная скамейка и спасла людей от смерти, приняв на себя часть ударной волны. В раскрытии этого преступления российским спецслужбам помогало даже ФБР, но виновных найти не удалось.

Хотя ни одни из этих двух терактов не был раскрыт, в масовом сознании оба оказались связаны с проблемой Чечни. Еще три взрыва случились раньше и получили гораздо меньший общественный резонанс. 24 нобяря 1992 года панику на станциим метро "Проспект Мира" вызвал брошенный подростками взрывпакет. Однако от этой шутки никто не пострадал. А 11 июня 1996 года 4 человека погибли, а 16 были ранены в результате взрыва самодельного устройства, установленного в торцевой части вагона, следовавшего между станциями "Тульская" и "Нагатинская". Состав из семи вагонов потерял управление, а 250 человек были эвакуированы через тоннель. Мощность устройства была эквивалента 340 граммам тротила. Так как взрыв случился за несколько дней до президентских выборов, многие восприняли его как предвыборную провокацию.

В 1998 году три сотрудницы службы меторополитена получили легкие травмы от взрыва, эквивалентного 150 граммам тротила. Устройство было найдено сменным машинистом электропоезда у ворот, которыми на ночь закрывается вход на станцию. Оно находилось в небольшой сумочке, которую машинист отнес дежурной по платформе. Пока она звонила в милицию, раздался взрыв, который разбил окна кабинки дежурной. Она и еще две уборщицы получили легкие травмы.

Однако московское метро успело побывать объектом терроризма и до распада СССР. 8 января 1977 года в 17:55 в вагоне метро между станциями "Измайловская" и "Первомайская" взорвалась самодельная бомба, замаскированная под утятницу. Взрыв произошел на открытом участке перегона, но поезд подали на "Первомайскую", и проезжавшие мимо без остановки пассажиры других составов могли видеть развороченный вагон, кровь и тела погибших. Организаторы были найдены через полгода - ими оказались жители Еревана Степан Затикян, Акоп Степанян и Завен Багдасарян. входившие в состав группы армянских националистов. Суд приговорил их к высшей мере наказания.

Теракты в метро случаются не только в Москве. В Токио 19 марта 1995 года более 500 пассажиров были госпитализированы после того, как члены секты "Аум Синрикё" распылили на одной из станций отравляющий газ "зарин". В результате число погибших достигло 12 человек. Недавно главный химик секты Масами Цутия был приговорен к смертной казни за это массовое убийство. До него высшую меру наказания по этому делу получили еще 11 сектантов.

Елена Любарская

2004 года в Московском метрополитене, между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская», произошёл теракт с большим числом жертв и раненых. Прошло уже несколько лет с того памятного дня, но люди не забыли о трагедии, и в этот день к станции метро «Автозаводская» стекаются потоки скорбящих, возлагая цветы в память о жертвах теракта.

Взрыв в тоннеле метрополитена

Утром, в 8 ч. 32 минуты, электропоезд метро, как обычно, был полностью заполнен пассажирами, спешащими на работу и учёбу. Такое время называют «час пик». Часто террористы устраивают теракты именно в этот час, причем выбирают самые оживлённые места, поскольку только так будет максимальное количество жертв. Поезд успел отъехать от станции «Автозаводская» всего 300 метров, как во втором вагоне прозвучал взрыв большой разрушительной силы. Сразу за взрывом начался сильный пожар, пятой степени сложности.

Второй вагон, охваченный пламенем, был сильно изуродован. Третий вагон смят взрывной волной, которая, ударив в стены тоннеля, рикошетом сдавила его. От взрывной волны, рассыпавшись на мелкие осколки, вылетели все стёкла в вагонах, расположенных близко к месту взрыва. Разбилось правое лобовое стекло в кабине машиниста. Второй вагон, представлял собой страшное зрелище: месиво из тел погибших людей, пожар, пожирающий всё вокруг, а выбраться из вагона было невозможно, да, в общем-то, и некому.

Масштаб теракта подтверждает количество погибших - 41 человек, если не брать в расчет террориста-смертника, и 250 пострадавших в разной степени. Эти цифры увеличатся при воспоминании о семьях, которые потеряли своих близких ведь их горе невосполнимо. На станции «Автозаводская» установлена с перечнем жертв теракта, а у ее подножья - вазон для цветов. В вазе всегда стоят свежие букеты. Каждый год люди в день памяти трагедии приходят почтить погибших, возлагая цветы и зажигая свечи.

Теракт на «Автозаводской» сплотил россиян, наполнив чувством сострадания и справедливого гнева к террористам. Также страна узнала своих героев, которые живут среди нас. Люди, умеющие в решающий момент взять на себя ответственность, действовать в экстремальных условиях умело и оперативно.

Машинист-спасатель

Машинист Владимир Горелов в это утро управлял поездом, в котором произошёл взрыв. Он не растерялся, действуя быстро и профессионально: применил экстренное торможение и, пользуясь громкой связью, попросил пассажиров не впадать в панику. Затем, связавшись с диспетчером, оповестил его о том, что имеет место теракт на «Автозаводской» и попросил отключить высокое напряжение, чтобы при эвакуации не пострадали люди. Далее, открыл двери поезда и начал выводить людей. Задача была сложной: вернуться к станции «Автозаводская» было невозможно, хотя она и была рядом. С ранеными людьми из первого вагона по задымлённому тоннелю, машинист вывел людей к станции «Павелецкая» (это почти 2 км). Отважного человека наградили орденом «За мужество».

Герои среди нас

Теракт на «Автозаводской» показал, что мужество - отличительная черта россиян. Ещё один орден «За мужество» получил полковник МЧС Сергей Кавунов. Профессионал по работе в чрезвычайных ситуациях, он быстро сориентировался в обстановке, организовал эвакуацию и пресёк тенденцию к возникновению паники. Люди спокойно начали покидать место теракта, помогая друг другу. Много героев получило медали и нагрудные знаки почёта за проявленное мужество в такой сложной ситуации.

Оперативность системы спасения

Теракт на «Автозаводской» показал, насколько оперативно работают службы МЧС и «скорой помощи». Через 20 минут после взрыва уже прибыли бригады по оказанию помощи пострадавшим: пятнадцать расчётов спасателей и пожарных, 60 бригад «скорой помощи», 5 групп Центра медицины экстренного реагирования при катастрофах, 3 бригады Центра медицины катастроф Минздрава РФ «Защита», 3 группы психологов.

Пострадавших отвозили в НИИ скорой помощи имени Н. В. травматологии и ортопедии Н. Н. Приорова и в городские больницы.

Террористы найдены и наказаны

Сейчас всем известно, что теракт в метро на «Автозаводской» совершил террорист-смертник Анзор Ижаев, которому на тот момент исполнился всего 21 год. Он вошел в вагон на станции «Кантемировская», а когда электропоезд отъезжал от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой», террорист привёл в действие, взорвав себя и всех пассажиров в вагоне. Позже были выявлены его сообщники: сотрудник Минюста Мурат Шаваев, который занимался организацией теракта и доставкой составляющих компонентов для взрыва, Максим Понарьин и Тамбий Хубиев, ответственные за подготовку взрывчатки. Все они были приговорены к пожизненному заключению 2 февраля 2007 года.

Теракт на станции метро «Автозаводская» стал толчком к проведению жесткой антитеррористической политики в государстве. Были повсеместно усилены меры безопасности, установлено видеонаблюдение на территории метрополитена и даже в вагонах электропоездов.

9 февраля 2004 года был объявлен днём траура. Теракт на «Автозаводской», 10 лет с момента которого исполнилось зимой 2014 года, люди никогда не забудут. Боль утраты близких, конечно, не утихнет, а пострадавшие всегда будут помнить тех, кто им помогал. Террористы наказаны. Но хотелось бы надеяться, что исполнится общечеловеческая мечта - жить в безопасном мире, полном любви и сострадания.

11 июня 1996 года произошел первый теракт в Москве с момента распада СССР – взрыв в московском метро. В этот день мы вспоминаем все самые крупные московские трагедии и мечтаем о том, чтобы этот кошмар больше никогда не повторялся!

(Всего 15 фото)

1. 11 июня 1996 года: взрыв самодельного взрывного устройства на перегоне между станциями «Тульская» и «Нагатинская» московского метро. 4 человека погибло, 12 госпитализировано.

3. 31 августа 1999 года: взрыв в торговом комплексе «Охотный Ряд» на Манежной площади. Одна женщина погибла, пострадали 40 человек.

4. 9 и 13 сентября 1999 года: взрывы жилых домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе. Погибли соответственно 100 и 124 человека.

5. 8 августа 2000 года: взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Погибли 13 человек, 61 человек ранен. Самодельное взрывное устройство мощность 800 граммов в тротиловом эквиваленте было начинено винтами и шурупами. Бомба была оставлена в хозяйственной сумке рядом с торговым павильоном.

6. 5 февраля 2001 года: в 18:50 произошёл взрыв на станции метро «Белорусская-кольцевая». Взрывное устройство было заложено на платформе рядом с первым вагоном поезда под тяжёлую мраморную скамью. Взрывом выбило мощные плафоны на станции, с потолка сыпалась облицовка. В результате взрыва пострадали 20 человек, в том числе двое детей, погибших нет.

7. 23-26 октября 2002 года: Теракт на Дубровке – группа чеченских боевиков под руководством чеченского сепаратиста Мовсара Бараева захватила свыше 900 заложников в здании Театрального центра на Дубровке. Все террористы были уничтожены в ходе штурма здания, заложники освобождены, но более 120 человек погибли от действия усыпляющего газа, применённого спецназом при штурме, в сочетании с тяжёлыми условиями, в которых находились заложники (трое суток в сидячем положении практически без еды и воды).

8. 5 июля 2003 года: на Тушинском аэродромедве чеченские террористки осуществили взрыв во время рок-фестиваля «Крылья». Погибло 16 человек, около 50 ранено.(Фото: Московский Комсомолец)

9. 9 декабря 2003 года: у отеля «Националь» террористка-смертница привела в действие взрывное устройство. Погибли 6 человек, 14 человек ранено.

10. 6 февраля 2004 года: взрыв мощностью 4 кг в тротиловом эквиваленте, осуществлённый террористом-смертником в поезде на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая». Погибли 42 человека, около 250 ранены.

11. 31 августа 2004 года: женщина-смертница привела в действие взрывное устройство у станции метро «Рижская». Погибло более 10 человек, и ещё 50 получили ранения и были госпитализированы. Ответственность за теракт взял на себя Шамиль Басаев. (Фото: РИА Новости)

12. 21 августа 2006 года: взрыв на Черкизовском рынке. В результате взрыва погибли 14 человек, ранены 61 человек.

13. 13 августа 2007 года: в результате подрыва железнодорожного полотна (официальная версия) произошла авария поезда «Невский экспресс»сообщением Москва - Санкт-Петербург. Мощность взрывного устройства составила до 2кг в тротиловом эквиваленте. В результате аварии травмы получили 60 человек, из которых 25 были доставлены в больницы, никто не погиб.

14. 29 марта 2010 года: в 7:56 произошёл взрыв на станции метро «Лубянка». Ещё один взрыв в 8:37 прогремел на станции «Парк Культуры». В результате терактов погиб 41 человек, 85 ранено. Ответственность за этот теракт взял на себя лидер «Кавказского эмирата» Доку Умаров.

15. 24 января 2011 года: в аэропорту Домодедово в 16:32 подорвал бомбу террорист-смертник. По данным Минздравсоцразвития РФ, 37 человек погибло, ранения разной степени тяжести получили 130 человек.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари