Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента. Узоры и их названия

Повторяющиеся точки и линии, возможно, были первыми изображениями, созданными руками человека. С тех пор прошли тысячелетия, но повторяющиеся рисунки до сих пор украшают нашу одежду, посуду и стены домов. Что же такое орнамент? Как он изменился с течением времен, и как старинные орнаменты и узоры можно использовать в интерьере современного дома? Постараемся рассмотреть наиболее востребованные узоры и орнаменты, возникшие в далекой древности, и до сих пор не утратившие ни актуальности, ни своей завораживающей красоты.


Мозаика с центрическим орнаментом, Brecci by Eidos Glass

Что такое орнамент?

Любой орнамент по своей сути представляет набор последовательно повторяющихся отдельных элементов или их группы. Раппорт орнамента - и есть это ритмическое повторение одного или нескольких этих элементов. Орнамент не просто украшает плоскость, на которую нанесен, он задает ей определенный ритм, придавая завершенность композиции, и активно влияет на наше восприятие поверхности. Узор без труда может заставить плоскость казаться ближе или дальше, выше или ниже, зрительно изогнуть ее или завернуть в спираль. В древние времена узоры на одежде и предметах обихода были своеобразным языком, позволяющим определить род, семейное и общественное положение, профессию хозяина, либо выступали в качестве талисманов и оберегов от злых духов. Сейчас они, как правило, не несут особой смысловой нагрузки, хотя зачастую имеют свою богатую историю, о которой мы и не подозреваем.

Все бесконечное многообразие придуманных человеком орнаментов легко разделить на 3 основные группы:

  • геометрические орнаменты
  • растительные орнаменты (фитоморфные), представляющие собой различные стилизованные изображения растений
  • меандровые орнаменты в виде непрекращающейся ломанной линии


Мозаика из различных видов орнамента в современном интерьере, Versace Home by Gardenia Orchidea

Отбор наиболее удачных узоров в истории человечества никогда не прекращается. Некоторые орнаменты, придуманные много веков назад, до сих пор активно применяются в дизайне интерьера в различных стилях.

Геометрические орнаменты

Набор базовых элементов в геометрических орнаментах, разумеется, невелик, однако больший интерес представляет возможность их бесконечного сочетания между собой. В современных интерьерах активно используются различные варианты горизонтальных и вертикальных полос, способных существенно влиять на восприятие нами пространства, а также квадраты, ромбы, шевроны и круги.
Говоря о более сложных геометрических орнаментах с богатой историей, особое внимание хочется уделить тартану, который еще иногда называют шотландской клеткой, и четырехлистнику, который, не смотря на называние, относится именно к геометрическим орнаментам.

Тартан


Классический тартан, Tecnofloor Industria Chimica

Узор тартана образуется пересечением горизонтальных и вертикальных линий разных цветов. Таким образом, создается определенная последовательность линий и квадратов, которую принято называть «шотландкой», хотя формально «шотландкой» можно назвать любую ткань в клетку. В старые времена каждый шотландский клан имел собственную оригинальную расцветку тартана, служившую клановым опознавательным знаком. За пределы Шотландии мода на клетчатые ткани распространилась благодаря королеве Виктории, страстной поклоннице культуры этой страны.


Для современного дизайна очень характерна игра с масштабом, так привычную мелкую клетку на обоях может заменить тартан гигантских размеров, обои Wall&Deco

Памятка: тартан традиционно считается «мужским» орнаментом и часто встречается в декоре кабинетов или детских для мальчиков.

Клетка в интерьере создает ощущение устойчивости и помогает упорядочить пространство. Обои и интерьерные ткани с узором тартан чаще всего можно встретить в интерьерах в британском духе или стиле кантри. В классическом кабинете, в теплой деревенской кухне с клетчатыми шторами и скатертью или семейной гостиной тартан поможет создать атмосферу уюта, стабильности и связи поколений.

Четырехлистник


Зеркало в форме четырехлистника с острыми уголками, Pottery Barn

Четырехлистник или трилистник (квадрофолий и трифолий, соответственно) представляют собой геометрический орнамент из частично пересекающих друг друга одинаковых окружностей. Узор могут дополнить дополнительные острые уголки на месте стыка окружностей.

История этого мотива теряется в глубине веков, встретить его можно и в национальных марокканских костюмов, и среди древнехристианской символики, и в средневековой архитектуре. В Европейском искусстве четыхлистник стал особенно популярен во времена Ренессанса, встречаясь в декоре мебели, форме окон и витражей зданий.


Постельное белье с четырехлистником, Gracious Style

Как и другие геометрические орнаменты, четырехлистник приносит в интерьер четкий ритм, однако из-за своих округлых форм, смотрится он более мягко и ненавязчиво. Данный мотив часто можно встретить в интерьерах, стилизованных под исторические стили, например, готику или эпоху Возрождения, однако и в более современных вариациях он также может смотреться органично.

Растительные орнаменты

Испокон веков мир природы служил главным источником творческого вдохновения, так что новые стилизации листьев, цветов, плодов, деревьев, животных и птиц появляются в дизайне чуть ли не каждый день. Тем ни менее, некоторые из придуманных несколько тысяч лет назад орнаментов оказались настолько удачными, что до сих пор органично дополняют наши интерьеры. Вот уж точно: «Все новое - это хорошо забытое старое».


Интерьерная ткань с узором пейсли, Decobel

Один из самых популярных и, при этом, самых древних растительных орнаментов. Также можно часто встретить и другое его название: индийский или турецкий огурец. В его основе лежит каплевидный завиток под названием «бута», первые изображения которого появились еще в древнем Вавилоне. В Европу пестрые индийские ткани с замысловатым узором в виде запятой попали примерно в XVII веке, однако пик их популярности пришелся на время повального увлечения экзотическими восточными мотивами в XIX веке. В этот период аналоги индийских тканей стали широко производится и в Европе, в чем особенно отличился шотландский городок Пейсли.


Современная стилизайия «индийского огурца» в виде фанерной ширмы, LZF

Узор пейсли повсеместно встречается в коллекциях обоев и интерьерных тканей современных производителей. Яркий «индийский огурец» можно встретить практически в любом восточном интерьере: марокканском, индийском и т.п. Более сдержанный и монохромный вариант узора вполне подойдет для нейтрального декора современного интерьера, в котором хочется создать более уютную и теплую атмосферу.

Дамаск


Дамаск в классическом интерьере, обои Coordonne

Дамаск - это сложный растительный орнамент в виде пышного цветка, обрамленного хитросплетением листьев, расположенный вертикальными полосами. Считается, что появился этот узор в столице Сирии, Дамаске, еще в Средние века, со временем распространившись по всему миру.


Дамаск в современном интерьере, Architects Paper ® , a brand of A.S. Création Tapeten

В наши дни дамаск можно встретить, как в традиционных классических интерьерах, так и в гламурных гостиных и спальнях, оставленных лаконичной современной мебелью. Для первого варианта хорошо подойдут неяркие фактурные обои с шелкографией, во втором уместен более контрастный, например, черно-белый вариант или ярко выраженная бархатная фактура узора. Не менее часто встречается этот узор и в декоре керамической плитки.


Сочетание орнаментов: меандр выступает в качестве окантовки для растительных мотивов, Versace Home by Gardenia Orchidea

Меандр представляет собой фризовый орнамент, образованный непрерывной, изогнутой под прямым углом линией. Это, возможно, одни из древнейших декоративных узоров, известный еще со времен неолита, однако, наибольшее распространение получивший в искусстве Древней Греции. Меандр украшает не только античную керамику, мозаику и рельефы, но и является, например, фирменным знаком марки Givenchy.


Плафон бра с бордюром из меандра, Versace Home by Gardenia Orchidea

В наши дни меандр чаще всего можно встретить в классических интерьерах в виде бордюра или краевого элемента. Окантовка ковра, бордюр на обоях или мозаичное полотно с таким орнаментом смотрится одновременно строго и элегантно, задавая пространству четкий ритм и упорядоченность. На фоне меандра одинаково органично будет выглядеть и минималистичная современная мебель, и классические предметы обстановке в стиле ампир или неоклассицизм.

Памятка: обратите внимание, как разнообразно применение орнамента. Подчас мы даже не замечаем, что они окружают нас повсюду: от узора на обоях, до декора посуды, светильников, ковров или пастельного белья.

Орнамент - это универсальный язык искусства и дизайна, который не устаревает, не выходит из моды и радует глаз во все времена. Разумеется, применять его надо с умом, учитывая общую стилистику интерьера, его и помнить, что более двух разновидностей орнамента в одном помещении применять специалисты не рекомендуют.

Орнаменты - это узоры с повторяющимися и чередующимися элементами, служащие для украшения чего угодно. В том числе, конечно, интерьеров. Продолжаем знакомство с самыми популярными орнаментами из тех, что находят применение в декорировании домашних интерьеров. В мы уделили внимание таким знаменитым орнаментам, как «дамасский узор», «пейсли», «решетка» и «гусиная лапка». Впереди еще много интересного!

Орнамент «четырехлистник» в интерьере

Известный орнамент, состоящий из повторяющихся элементов. Каждый элемент - это четыре, частично перекрываемые друг другом окружности одного диаметра.

В элементе могут присутствовать прямые углы на стыке окружностей - такой «четырехлистник» называют осложненным. Элементы могут быть классическими с одинаковой длиной и шириной или вытянутыми по горизонтали либо по вертикали.

Этот орнамент дошел до нас из невероятно глубокой древности. Он относится к традиционным узорам, встречающимся и в архитектуре, и в искусстве, и в христианской символике, и в геральдике. «Четырехлистник» и близкие к нему формы можно обнаружить и в аутентичных марокканских орнаментах.

В дизайне интерьеров этот узор весьма популярен. Его не обходят вниманием производители текстиля, обоев, обивок, ковров, линолеума. Форму «четырехлистника» придают настенным зеркалам, фоторамкам и даже элементам мебели. Из фигурных решеток с этим орнаментом создают ширмы, перегородки и другие декоративные предметы.

Это чудный орнамент без ярко выраженной энергетики. Он привносит симметрию, ритм, упорядоченность в интерьер, при этом не задает тон и не диктует своих условий, а словно подстраивается под обстановку. Предметы отделки, меблировки и декора с этим орнаментом гармонично впишутся в интерьер любого стиля и направления. Необходимо лишь правильно дозировать его количество: в классических и элегантных ретро-интерьерах можно использовать «четырехлистник» в большом количестве, а в современных технично-лаконичных - по минимуму.

В интерьере можно сочетать несколько предметов и деталей с этим орнаментом, при этом желательно, чтобы рисунок отличался по цвету и размеру. Кроме того, «четырехлистник» гармонирует с полоской, клеткой, зигзагом.

Орнамент «елочка» в интерьере

Этот простенький узор известен как «зигзаг», а по-английски как «chevron». Простейший, даже примитивный рисунок, которым украшали предметы быта в глубокой древности. Несмотря на простоту и тривиальность, узор «елочка» и в наши дни остается одним из самых популярных орнаментов.

Его преимущество - в способности «ломать» пространство, меняя его геометрию. Узор может создавать зрительные иллюзии, чем и пользуются дизайнеры. Например, ковролин с таким рисунком или паркет, выложенный елочкой, визуально расширят узкую комнату. Если оклеить обоями в крупную «елочку» выступы на стене, то они станут почти незаметными и сольются с остальной стенной поверхностью. Потолки в комнате со стенами, украшенными «елочкой», визуально приподнимутся, при этом комната не будет казаться более узкой.

Кстати, именно простота этого орнамента обусловила его высокую популярность в народе. Ведь зигзаг можно без труда нарисовать своими руками. Окрасить стены в «елочку» совсем не сложно - нужно лишь правильно наклеить малярный скотч (подробнее в нашей статье « »). Зигзагом вручную разрисовывают внутренние поверхности и открытых шкафов. Из мелких прямоугольных плиток и паркета тоже создают «елочку» на полу и стенах, что, в общем-то, несложно. Одним словом, зигзаг доступен всем.

Однако чрезмерно активно вводить «елочку» в интерьер не стоит - все-таки узор этот достаточно «агрессивен» (острые углы) и навязчив (создает визуальные иллюзии, утомляет). Поэтому рядом с «елочкой» обязательно должны присутствовать гладкие, однотонные поверхности.

Орнамент «тартан» в интерьере

Это традиционная шотландская клетка, образуемая путем перпендикулярного переплетения нитей разных цветов. Цветовых схем тартана - бесчисленное множество. Шотландская клетка остается классикой, актуальной во все времена. Она периодически становится трендом в одежде и аксессуарах, но, по сути, никогда не выходит из моды.

Тартан, будучи использованным в интерьере, всегда оставляет намек на чопорную Англию. Шотландская клетка делает интерьер элегантнее, строже, добротнее. Поэтому тартан часто берут на вооружение при создании классических интерьеров, при оформлении мужских спален и кабинетов, а также при декорировании помещений в английском стиле.

Тартан комбинируют с одним из цветов, присутствующих в орнаменте, а также с полоской и цветочными рисунками. Подробнее о том, как использовать клетку в интерьере, читайте в .

«Меандр» в интерьере

Это черно-белый геометрический орнамент, известный еще со времен неолита. Принято также считать его традиционным греческим орнаментом. Представляет собой непрерывную ломаную линию.

Так как меандр - это линия, используют этот орнамент в основном для «окантовки», то есть в качестве декоративного бордюра. Меандром украшают стык стен и потолка, границу напольного покрытия, край покрывала, шторы и т.п.

Производятся и ткани с этим орнаментом: линия меандра непрерывно повторяется и образует цельный геометрический узор.

Ткани и бордюры с меандром используют при декорировании классических интерьеров, а также в двуцветном черно-белом дизайне вне зависимости от его стиля.

Орнамент «чешуя» в интерьере

Данный орнамент состоит из частично перекрывающих друг друга кругов или овалов и напоминает рыбную чешую.

Узор «чешуя» был популярен в 50-ых годах, поэтому применяют его в основном для введения в интерьер ретро-мотивов. Задействуют орнамент и в отделке стен, и в декоре. Узор создает солнечное, жизнерадостное настроение в помещении, но может быстро утомлять, поэтому лучше применять его только для акцентирования. Подходит для интерьеров в стиле ретро и , а также для эклектичного дизайна.

Ромбы в интерьере

Этот орнамент по-английски называется «argyle». Это еще один ретро-узор, состоящий из ромбов разных цветов. Фигуры пересекаются тонкими диагональными линиями, создающими дополнительные ряды ромбов.

Этот орнамент не надоедает и не раздражает, если, конечно, он не слишком контрастен. Он делает помещение уютным и теплым, так как ассоциируется с мягкими вязаными вещами, согревающими в холода.

Орнамент «ромбы» идеально подходит для детской комнаты - узор может присутствовать и на стенах, и в текстиле, и в декоре.

Ромбы будут кстати и в других помещениях, если они оформляются в .

Человек начиная с древних времен, активно использовал орнамент для обозначения важных жизненных моментов, в качестве письменности для изображения событий, происшествий и памятных дат. Определенные орнаменты обладали различными магическими и символическими значениями. Отдельные элементы могли не нести никакой роли в общем изображении, но в совокупности они составляли и образовывали ритм, форму, порядок и симметрию.

Существует научное мнение о происхождении данного типа изображения. Орнамент возник приблизительно 15 тис. лет до нашей эры в эпоху верхнего палеолита. Основой орнамента стали различные геометрические формы, линии и фигуры: круг, овал, спираль, квадрат, ромб, треугольник, крест и их всевозможные вариации. В качестве декора применялись такие геометрические формы, как: зигзаг, штрих, полоса, плетеный узор и узор «елочка».

При помощи таких символов и знаков древние люди пытались обозначить природные явления, времена года и окружающий мир. Так, солнце обозначали при помощи круга, землю сравнивали с квадратом, а горы с треугольником. Кроме того, развитие и продвижение вперед обозначалось спиралью. Такие элементы не использовались для украшения видимых частей предметов, жилья, одежды. Со временем орнамент утратил свою символичность и стал использоваться исключительно в качестве узора для украшения различных предметов, мебели, стен в жилом помещении.

В основе любого орнамента лежит закономерное повторение, чередование элементов рисунка, задающее определенный ритм. Орнамент в интерьере можно сравнить со стилем стиха, где каждая строка ритмично сложена, упорядочена и прекрасна. Противоположностью орнамента являются однотонность и гладкость, что уподобляются тишине и умиротворению. Безмолвие тоже по-своему прекрасно – оно заключает в себе покой и безмятежность. Но ритм жизни не совместим с безмолвной тишиной. Достичь жизненной гармонии можно, лишь чередуя покой и движение. Эти правила нужно соблюдать, специально вводя в интерьер всевозможные фактуры, текстуры, рисунки и орнаменты, которые призваны оживить безмолвную атмосферу и нарушить безжизненную тишину.

Поэзия, по словам Кафки, способна изменять жизнь. Орнаменты можно назвать поэзией интерьера, которые оживляют и меняют его. Еще их можно сравнить с музыкой, ведь они создают настроение и нарушают тишину.

В руках профессионального дизайнера орнаменты могут стать инструментом, способным создать великолепный интерьер, оживить его детали, выделить, сделать акценты, разбавить и перемешать расцветку.

Несмотря на огромное количество всевозможных орнаментов, широкой популярностью пользуются лишь некоторые из них. Это обусловлено их универсальностью и распространенностью в мире.

Также, большое значение имеет выбор модных дизайнеров, которые склоняются к тому или иному орнаменту в своих проектах.

В этой статье мы рассмотрим, какие орнаменты являются самыми популярными, а также, их применение в интерьере и преимущество того или иного орнамента в декоре.

Разновидности популярных орнаментов в интерьере

Прежде, чем применить орнамент в интерьере, нужно иметь представление о видах орнаментов, о чем мы далее и поговорим.

Дамаск

Дамаск – самый известный растительный орнамент, состоящий из симметричных вертикальных рядов цветочного рисунка, сложенного в плавные витые линии. Каждый цветок в рисунке тоже красиво обрамлен сплетенными замысловатыми линиями.

Происхождение этого стиля уходит в далекое Средневековье. Изначально это был узор по ткани, стиль и техника которого возникли в сирийском городе Дамаске, откуда и пошло его название. До сих пор этот стиль очень популярен, и украшает не только ткани, но и другие поверхности. Чаще всего дамасским орнаментом украшают стены. Огромным успехом пользуются обои с узором «дамаск». Этому универсальному узору находится применение в самых разнообразных стилях интерьера.

Например, в классическом интерьере в дамасском стиле могут быть оформлены все стены, а в современном дизайне его можно использовать для акцентирования отдельных стен или выделения определенных фрагментов интерьера.

С помощью дамасского узора можно придать помещению старинный вид, а в сдержанный современный интерьер привнести частичку декоративности, которая его смягчит и приукрасит.

Ткани с дамасским узором используют для обивки мебели, а также для создания текстильного декора – покрывал, декоративных подушек и т.д.

Напрашивается закономерный вопрос: за что люди так любят дамасский орнамент? Скорее всего, за его сдержанность и элегантность. Этот узор не имеет ярких цветовых сочетаний. На тканях и обоях обычно присутствуют только сдержанные цвета, где один из них нейтральный, или же это могут быть разные оттенки одного тона. Этот стиль спокоен и ненавязчив, приятен глазу. В недавнее время в моду вошел контрастный черно-белый «дамаск», но его, как правило, используют только для создания акцентных зон в интерьере.

Некоторые орнаменты в интерьере очень похожи на стиль «дамаск», но таковыми не являются. Широкое распространение получили обои немецкого дизайнера Уильфа Морица, которые изысканным флористическим узором подчеркивают изысканность и гламурность интерьера. Обоями с таким орнаментом оклеивают комнаты в стиле барокко, необарокко, гламур.

Пейсли

«Пейсли» – узор, состоящий из повторяющихся элементов, похожих на каплю. Другое название: турецкие или индийские огурцы, турецкий боб. Этот стиль орнамента возник где-то в Индии или Персии, и является традиционным восточным орнаментом, с помощью которого создают интерьеры в восточном или колониальном стиле.

Чаще всего этот орнамент задействован в текстиле. Обои с орнаментом «пейсли» тоже существуют, но их выбор очень невелик.

Самое маленькое вкрапления орнамента «пейсли» способно привнести некое очарование и дух востока в . Ткани и обои в этом стиле могут иметь как яркие, так и сдержанные, нейтральные расцветки. Последние обычно используют в качестве акцентных, если стиль интерьера не имеет ярко выраженной стилистики.

Решетка

«Решетка» — геометрический орнамент, использующийся в отделке тканей, мебели и декора. На английском он звучит как «Imperial trellis». У нас он не очень известен, но на Западе имеет огромную популярность.

Этот узор является образцом упорядоченности и гармонии форм. Сложные элементы, гармонично переплетенные в решетчатый узор, акцентируют на себе внимание, будь то беседка, забор, наличники или ставни. Узор доставляет эстетическое удовольствие, делает интерьер уютнее.

Узор «решетка» используется как в современных, так и в классических интерьерах. Прекрасно он выглядит на фоне монохромного дизайна. Обычно, если в интерьере преобладает один цвет, она выглядит уныло и скучно. Спасти положение может монохромный орнамент «решетка», который разнообразит стиль, создаст иллюзию объема, оживит атмосферу.

Орнамент «решетка» популярен благодаря своей универсальности: он одинаково прекрасно сочетается и с тяжелой грубой мебелью и с легкой современной.

Этот орнамент был разработан современным дизайнером Келли Уистлер, которая получила известность, благодаря созданию современных гламурных интерьеров. Однако, орнамент «решетка» вышел не гламурным, а универсальным. В нем просматриваются и греческие нотки, и пасторальная простота, и марокканская декоративность, и классический стиль, благодаря чему, его можно использовать во многих интерьерах.

Гусиная лапка

«Гусиная лапка» — это классический текстильный орнамент, получивший широкую популярность в прошлом веке, благодаря модельеру Коко Шанель, которая создала женские костюмы из ткани с таким рисунком. По-другому этот орнамент еще называют ломаной клеткой. На английском он звучит как Houndstooth, его родиной является Шотландия.

Узор «гусиная лапка» состоит из двухцветных элементов, чаще всего черно-белых, и напоминает ломаную клетку или четырехугольную абстракцию.

Этот орнамент является символом элегантности. Он способен придать любому интерьеру серьезности и лаконичности. Идеально подходит для оформления кабинетов, для строгого классического, английского и шотландского стиля. В черно-белом интерьере использование в декоре «гусиной лапки» усилит эффект контрастности. В других интерьерах можно использовать иные цветовые решения узора.

Выбрать обои с орнаментом «гусиная лапка» очень непросто, так как далеко не все производители используют этот орнамент для бумаги, ведь он является текстильным. Решить эту проблему можно альтернативным путем – использовать специальный трафарет для нанесения крупного рисунка на стену краской.

Мелкая и средняя «гусиная лапка» используется в интерьере в небольших количествах, так как от нее рябит в глазах. Перебор такого орнамента в интерьере может сделать его перенасыщенным и неприятным для восприятия.

Оптимальным решением использования «гусиной лапки» является, например, создание одной акцентной стены с этим орнаментом, и использование этого же рисунка в обивке кресла, которое будет стоять у противоположной стены.

Также, красиво будет выглядеть ковер в спальне на полу, а на кровати пара декоративных подушек с таким же рисунком.

Орнамент «гусиная лапка» прекрасно гармонирует в одном интерьере с другими орнаментами и рисунками. Особенно красиво смотрится «гусиная лапка» в сочетании с полоской и флористическими узорами, включая дамасский орнамент.

Сочетание орнаментов в интерьере очень частое явление в современном дизайне различных помещений, но его применение требует обладание определенными знаниями их правильного сочетания. Ведь не так просто соединить в одной комнате несколько узоров и цветов. В этом случаи зачастую руководствуются фундаментальными законами цветового сочетания, а соединение разнообразных узоров порой может привести к неожиданному результату.

Но итоговый вариант не всегда совпадает с ожиданиями, ведь в дизайне важно учитывать не только цветовое сочетание и узор, но также необходимо брать во внимание площадь комнаты, ее расположение, наличие окон и дверей, предназначение.

Для того чтобы использование орнамента выглядело уместно и стильно следует придерживаться некоторых законов:

  1. В дизайне помещения должен быть элемент, который способен объединить все составляющие интерьера. Это может быть определенный цветовой оттенок, который просматривается во всем интерьере.
  2. Орнамент должен стать акцентом в комнате, не нужно его дополнять другими рисунками или узорами, которые могут затмить главный рисунок или же сочетание различных узоров может выглядеть нелепо и наляписто.
  3. Применение орнамента в интерьере требует наличие порядка. То есть исключается применение различных декоративных элементов и предметов так, как крупный узор орнамента сам по себе является украшением, которое не нужно дополнительно украшать.

На первый взгляд, подобное оформление помещение может вызвать много сложностей и вопросов. Но в итоге полученный результат сможет придать комнате уюта, оригинальности, неповторимости и новизны.

Оформление интерьера жилой комнаты при помощи орнамента может стать изюминкой в любом жилом помещении. Ведь крупный и оригинальный узор может стать главным украшением в интерьере, соединить все составляющие элементы комнаты, создать неповторимую атмосферу и уют. В процессе работы с таким отделочным материалом необходимо соблюдать некоторые правила, чтобы готовый результат выглядел стильно и гармонично.

В случаи соединения нескольких вариантов орнамента их должен объединять один цвет. То есть цветовое основание должно находиться в одной цветовой гамме, а элементы узора могут быть разными. В этом случаи данный прием исключит наличие возможного контраста между узорами, которые используются для оформления.

Отлично дополняют друг друга крупный цветочный орнамент и тонкая полоска, геометрический рисунок и мелкая клетка. Также допускается сочетание двух цветочных рисунков, но при этом они должны быть разными по габаритах, но в одном цветовом исполнении.

Универсальностью отличается полоса, которая отлично сочетается с цветочным рисунком, геометрическими фигурами, клеткой, горохом. Единственным условием, о котором не стоит забывать – это наличие одной цветовой гаммы, которая должна просматривается во всем интерьере, предметах и декоративных элементах.

Очень важно акцент сделать на одном крупном узоре, остальные должны быть меньшего размера и не такими активными по сравнению с главным. Они являются некоторым дополнением основного орнамента.

В случаи наличие коврового покрытия на полу или на стенах не допускается использования активного узора на стенах. Они должны быть нейтральными и однотонными. Отлично смотреться орнамент в комнатах небольшого размера в сочетании с пастельными стенами, полом и .

Применение таких правил в процессе оформления интерьера поможет придать помещению неповторимости, оригинальности, простоты и изысканности. Как мы видим, четких правил о том, сколько орнаментов можно сочетать в интерьере нет.

Русская культура зародилась много веков назад. Еще в языческие времена русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.


Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь
  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования
  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян
  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей
  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.


Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел
  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись
  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни
  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки
  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.


Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.


Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.


Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.


Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

Орнамент Египта. III тыс. до н.э.

В орнаменте Египта отразился трансформированный окружающий мир, наделенный определенными религиозными представлениями и символическими значениями. В декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса - атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки - с солнечными лучами.

В орнаменте использовали изображение алоэ - это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. В древнеегипетский орнамент входили стилизованные водные растения: папирус, тростник, лилия. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево - они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни. В декор включались венки из листьев, виноградных лоз, гроздьев фиников, чешуйки древесной коры и др. Среди анималистических мотивов встречаются сокол, гусь антилопа, обезьяна, рыба, цапля- олицетворение души Осириса, (символ возрождения), жук-скарабей (символ бессмертия), змея (кольцо, образуемое змеей, держащей во рту свой хвост, - символ вечно восстанавливающегося мирового порядка.

Особо популярным было изображение жука-скарабея, он имел очень сложную и многообразную символику. Скарабей считался священным символом вечно движущейся и созидательной силы солнца, почитался знаком, приносящим счастье, заменял в мумии вынутое сердце.

Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Орнамент читался как буквенный текст, потому что он был основан на использовании общепринятых символов.

Использовали египтяне и геометрический орнамент: прямые, ломаные, волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки и др. В целом же египетский декор обладает строгой, утонченной сдержанностью.

Орнамент Древнего Востока.XIV в. до н.э.

Формирование декора и орнамента Древнего Востока связано с искусством Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Вавилон, Мидия) и Персии. Здесь получили большое распространение и стали характерными орнитоморфные мотивы («птичий» орнамент).

Искусство Двуречья создало особый вид орнаментики, связанный с суровой, военизированной действительностью. В XIV в. до н. э. возникло Ассирийское царство. Получили распространение геральдические и эмблематические композиции с фигурами грифонов, крылатых гениев, вепрей, быков, лошадей. Часто эти мотивы располагались по сторонам священного Древа жизни, одного из важнейших элементов искусства Востока.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте была розетка (ромашка, маргаритка). По всей вероятности, розетка, ее круглая форма, воспринималась как символ солнца, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии - «всё возвращается на круги своя».

Часто встречается в ассирийском искусстве изображение шишки. Предполагают, что это кедровая шишка, и символизирует она мужество. Кедр считался в древности священным деревом, он был использован при постройке храма Соломона.

Из растительного мира в декоре заимствованы: пальметта, плоды граната, плоды ананаса, гроздья фиников, колосья (эмблема бога плодородия), зерно и др.

В VI в. до н. э. Вавилон и всю равнину Месопотамии, Сирию, Египет, Малую Азию захватили персы, ставшие наследниками древних традиций египетского, ассирийского, вавилонского искусства и создателями новой придворной культуры Передней Азии, в которой большая роль отводилась декоративно-прикладному искусству , особенно ткачеству и книжной миниатюре, которые богато и изощренно орнаментировались.

Персидский орнамент VI в. до н.э.

В персидском декоре преобладали разнообразные растительные мотивы, в изображениях которых соединились условность и натуралистичность. Растительные элементы представляют большое разнообразие, соответствуя богатой растительности страны. В орнаменте используются цветы гвоздики, шиповника, нарциссов, анемонов. Из животных предпочитали изображения львов, леопардов, верблюдов, слонов, газелей. В декоративные композиции вводились изображения людей - пеших и всадников, птиц.

Одной из основных религий Персии был зороастризм, поклонение огню. Под воздействием этой религии появился новый мотив: плавающее пламя, получивший особое распространение в орнаменте. Популярным был и элемент сердце с вписанным в него трилистником, который означал идею духовного бессмертия.

Античный орнамент V-IV вв. до н.э.

Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой. Он всегда замкнут в круг - круг бытия, - обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани. Сюжеты орнамента всегда размещены на строго определенном месте. Декоративные украшения гармонически сочетаются с конструкцией предмета. Один из излюбленных древнегреческих мотивов - меандр. Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения.

С введением коринфского ордера в зодчество в орнаментике появляется стилизованное изображение акантового (аканфового) листа. Широко распространенными были пальметты, ионики (овы - яйцеобразные элементы), кимы (набегающая волна из стилизованных листьев) и др. Утвердилась в античной орнаментике и морская раковина. Согласно мифологии, из нее вышла богиня Афродита. В эллинистическую эпоху появились изображения сплетенных плодов и цветов в виде гирлянд и венков, а листья аканта и пальметты стали дополняться усиками (стебельками), в которые вплетали фигурки людей и животных.

Римский орнамент II век н.э.

Переняв у греков многие орнаментальные мотивы, римляне их творчески переработали сообразно своим вкусам и менталитету. В римском декоре мы видим активное взаимодействие персонажей, превращающее орнаментальный мотив в живую сценку».

Основные римские элементы орнаментики - это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Часто они имеют реальную форму. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел - символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне - из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Византийский орнамент. с 395 по 1453 год.

Византийское искусство - очень важная историческая эпоха, время создания нового христианского искусства и в то же время - утонченного, богато орнаментированного светского, придворного искусства. Византийский декор изобразительно развился в недрах эллинистической и римской художественных культур. Большое влияние на византийскую орнаментику оказало персидское и арабское искусство, из которых формально использовали орнаментальную схему и повышенную декоративность. В византийском декоре появились изображения восточного мифологического фольклора: драконы, грифоны (сочленение льва с орлом), сэнмурвы (собаки-птицы).

Сказалось влияние кельтской орнаментики: перевивающиеся растения и ленточные сплетения. В византийском орнаменте активно используются зооморфные мотивы - как реальные, так и фантастические, наделенные определенными символами, аллегориями, поэтическими иносказаниями. Наиболее распространенными были изображения львов, леопардов, волков - одним словом, тех животных, которые олицетворяли мощь, победу, силу, отвагу. Из птиц предпочтение отдавали павлинам, голубям, орлам. Растительные мотивы - это разнообразные вариации пальметок, часто трех-лепестковых и пятилепестковых, гибкие стебли и листья, виноградная кисть, колос пшеницы, лавровый венок, оливковая ветвь, а также «византийский цветок», своеобразное порождение византийской орнаментики, где живой природный мотив и его абстрагирование тесно связаны.

«Византийский цветок» - просто узор, без подтекста и символики. Появляются в декоре Византии эмблемы и символы новой религии, например, изображение креста, рисунок которого очень разнообразился, монограмма Христа, голубь, рыба, барашек, павлин и др. Рыба – это один из самых распространённых древних символов, олицетворявших Христа. В римских катакомбах нашли изображение рыбы, которая несёт на спине корзинку с хлебом и сосуд с вином. Этот символ обозначает Спасителя, который состоит из начальных букв фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель» (IXOYC). Это первый зашифрованный символ христианской веры.

Древнерусское искусство XII-XV вв.

Древнерусское искусство, будучи проявлением врождённого таланта народа, проявляется в чеканных блюдах с пышным узором, кувшинах, самоварах, увенчанных зооморфным орнаментом, и на матовом серебре клейм с надписями старославянской вязью. Декор церковных дискосов украшен розетками, бордюрами. Каждый симметричный мотив – элемент хорошо организованной декоративной конструкции; даже самый причудливо извивающийся узор следует твёрдой композиционной логике и легко узнаваем.

Китайский орнамент. I тыс. до н.э.

Одна из древнейших культур - китайская. Уже самые ранние, датированные II тыс. до н. э., декоративные мотивы состояли из сложных динамичных узоров, которые условным языком орнамента передавали гармонию и космогоническую панораму мира. Например, знак ян-инь (круг, разделенный надвое спиралью) означает нераздельность мужского и женского начал.

Древние китайцы обожествляли природу, животный, растительный мир и переносили в орнаментику, по их представлениям, характерные узоры, передающие божественные образы. Часто декоративные мотивы довольно натуралистичны. Главный вклад Китая в мировую культуру был сделан на протяжении средних веков.

Важными элементами стали изображения, несущие в себе магическую функцию, символику: цикады предвещали урожай, стебли бамбука олицетворяли стойкость и мудрость, дикая слива (мейхуа) - верную дружбу, персик - символ бессмертия, плод граната намекал на многочисленное потомство, цветы пиона - знатность и богатство, зеленая сосна, цепляющаяся своими корнями за скалы, - долголетие и стойкость к жизненным неурядицам, бык и баран сулили людям сытость и богатство. Фантастическая маска-зверь тао-тё (таотэ) соединяет черты тигра, барана, дракона. Одно из ее значений - защита от злых духов. Цветок и порхающая рядом бабочка - любовь. Представление о благодати связано с чудовищем-драконом с головой хамелеона, рогами оленя, ушами быка, хвостом змеи, пятью когтями орла, чешуей рыбы. Это изображение приобретет значение символа императорского могущества и совершенства.

Символом императриц стало существо с головой фазана, шеей черепахи, телом павлина или дракона с распростертыми крыльями. В китайской орнаментике встречаются мотивы свастики (вань) и иероглифа «шоу» - знаки долголетия. Очень древним является орнамент в виде спиралей, волн, кучевых облаков, восьмиконечных звезд, крестов, меандра (символическое изображение грома), но он не непрерывный, как греческий, а повторяющийся элементами узора одиночно или парами. В китайском декоре соединились стилизация и натуралистичность. Китайское искусство испытывало влияние различных кочевых народов, буддийской Индии, сасанидского Ирана (с принятием Ираном ислама многие художники уехали в Китай).

Японский орнамент.

В Средневековье Япония практически не знала иностранных нашествий. Это позволило ей создать определенные традиции, прежде всего связанные с поэтическим отношением к окружающему пейзажу. Декоративные японские росписи тесно связаны с отношением японцев к природе, которую они рассматривали как часть единой космологической картины мира, где все взаимосвязано и иерархически упорядоченно.

Излюбленные мотивы - животные, часто фантастические; птицы, насекомые, цветы. В орнамент вводятся гербы (мондокоро), которые всегда замкнуты в круге, а также каллиграфически написанные стихи.

В Японии, как и в Китае, мотивы и элементы орнамента всегда несут в себе тайный смысл или символику: журавль (цуру) - символ процветания, удачи и долгой жизни, птицы, бабочки и мотыльки, особенно сидящие на цветах, говорили о любовных переживаниях, пожелании счастья, редька (дайкон) - символ силы и мощи, апельсин - продолжение рода, лотос - целомудрие, вишня (сакура) - нежность, бамбук - стойкость и мужество, мандаринская уточка на скале под деревом - символ супружеского счастья и верности. Опадающие весной цветы вишни напоминали японцам о недолговечности и изменчивости нашей жизни, долго цветущие хризантемы - о долголетии. Мотив цветущих пионов - символ человека знатного, благородного, знаменитого.

Символ императорской власти в Японии - стилизованный цветок хризантемы с шестью лепестками, расправленный в виде круга. Он олицетворял собой солнце, озаряющее лучами Страну восходящего солнца.

Арабский орнамент.

В истории средневекового орнамента большая роль отводится искусству арабов, а затем и других национальностей, исповедующих ислам. Ислам, возникнув в первой трети VII в. на Ближнем Востоке в Аравии, в короткое время распространился на огромной территории от Пиренеев до Памира. Впитав приобретенные формы византийской, коптской, персидской, эллинистическо-римской орнаментики, арабско-мусульманский декор представил собой роскошное, уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии, часто соединенные вместе в так называемый эпиграфический орнамент. Один из ранних и наиболее используемых почерков - куфический (буквы прямые с четкими угловатыми очертаниями), или, как его поэтически называют, «цветущий куфи». Второй наиболее распространенный почерк - насхом (буквы более округлые).

Существуют два основных вида мусульманского орнамента, имеющих бесконечное разнообразие вариантов.

Растительный ис-лими (узор из гибких, вьющихся растительных стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами).

Геометрический гирих (жесткие прямоугольные и полигональные непрерывные фигуры-сетки, узлы). Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы и бесконечны.

В Европе более популярными стали названия мореска - причудливый восточный геометрический орнамент и арабеска - причудливый орнамент из растительных форм. Одна из особенностей арабского декора - «ковровая» орнаментация, в которой узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения по принципу «horreur vacui» (боязнь пустоты). В исламском декоре почти всегда присутствуют краткие надписи - пословицы, благопожелательные изречения из ислама, афоризмы и т. д. Из растений чаще всего встречаются цветы тюльпанов, гвоздик, гиацинтов, амариллисов, побеги вьющихся растений, изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Использовали в исламском декоре и капельники (сталактиты).

Ортодоксальный ислам не одобряет изображения живых существ, но если художник все же осмелится изобразить человека, животного или птицу, то в Судный день они явятся к нему и потребуют душу, а наделять душой может только Аллах. Кроме того, художник своим творчеством может исказить божественный замысел. Тем не менее в декор исламского искусства все же вплетаются антропоморфные изображения, животные, птицы, но, включенные в орнамент, они теряют значение самостоятельного изображения, становясь неотъемлемой частью узора.

Искусство изображения слова - каллиграфия, наделенная самоценной выразительностью художественной формы, и орнамент, символически воплощающий представления о красоте и бесконечном многообразии сотворенного Аллахом мира, стали основами пластического творчества мусульман. В исламе декоративные формы всегда имеют смысловую, сакральную наполненность.

Иранские декоративные мотивы более стилизованы и декоративны, турецкие - ближе к природному прототипу. Во второй половине XVI в. окончательно сформировалось турецкое декоративно-орнаментальное искусство. Самобытный вариант исламского искусства представляют орнаментальные композиции испано-мавританского декора, сложившегося в Андалусии в XI-XV вв. В нем доминируют растительные мотивы: листья виноградной лозы, цветы и листья бионии (вьющееся растение с зубчатыми листьями, мелкими цветами и плодами) и др. Испано-мавританская орнаментика уникально представлена в архитектурных и декоративных формах сооружений дворца-крепости Альгамбры. Здесь встречаются соединения традиционного узорного мусульманского искусства с реалистическими изображениями людей и животных. Декоративный арабский стиль прост и величав, а мавританский - более изящен и изыскан.

Орнамент в западно-европейской культуре

Христианское искусство западно-европейского Средневековья - один из важнейших периодов в изобразительном и декоративном искусстве. Религиозная мировоззренческая система отразилась на декоративной орнаментике, наполнив ее христианской символикой. Орнамент вобрал в себя декоративные элементы и мотивы Древнего Рима, Византии, местных племен, в частности кельтов и франков. Ощутимо влияние арабо-мусульманской культуры, привнесенное в западно-европейское искусство паломниками, странствующими художниками.

Романский период. 1050 - 1200 гг

В романский период Средневековья искусство представляло из себя огрубленное переплетение античных и восточных декоративных элементов, византийских и кельтских декоративных мотивов, которые помогли сложиться уникальному орнаментальному стилю. Декор романского искусства часто называют тератологическим (мотивы чудовищ), в нем фантастически переплелись звериные и растительные формы, изображения драконов, химер и пр. Частыми элементами данного стиля были геометрические фигуры: меандр, квадраты, круги, они соединялись со стилизованными листьями аканта, пальметтами и цветочными розетками.

Растительный орнамент как отдельный вид самостоятельного значения не получил. Использовали в декоре мотив каната из сплетенных узлов, которому придавали магическое значение - изгнание дьявола. Символическое звучание придавали изображениям пеликана (пеликан, кормящий голодных птенцов своей кровью, - символ жертвенной смерти Христа), сирены (символ мирских соблазнов), аспида и василиска (символы сил зла), гвоздики (символ воплощения или страстей Христовых), павлина (символ вечности, бессмертия). В орнаменте романского искусства преобладала вязь (мотив плетенки).

Готический период. с XII по XV вв.

Готический период Средневековья орнаментально более богат и символичен. В период готики был создан, точнее, сконструирован при помощи циркуля и без влияния какой бы то ни было органической формы тип ажурного орнамента, получивший название масверк. Формы этого орнамента очень разнообразны: розы, «рыбий пузырь», трилистники, четырехлистники, шестилистники и др. Особой популярностью в Средневековье пользовался мотив орнамента льняные складки, по всей вероятности, он ассоциировался со складками одежд Богоматери.

Большое место в декоре готики уделялось орнаменту из растительных форм, особенно колючих растений, взятых непосредственно из природы и точно воспроизведенных в узорах, - листья и лоза винограда, плюща, листья дуба, клена, полыни, папоротника, чертополоха, остролиста, цветы и листья шиповника, лютика, ветви терновника и т. д. Часто встречаются орнаментальные композиции, состоящие из переплетения виноградной лозы (символ Христа) с ветвями терновника (символ страстей). Особой популярностью пользовались крестоцветы и краббы (ползущие растения - орнамент кажется выползающим на край вимперга, фиала и т. д.). Средневековая орнаментика всегда строго подчинена и согласована с предметами и архитектурой, но и сами конструктивные формы в готический период превращались в удивительные по декоративной изощренности «узоры» посредством нервюр сводов, замковых и консольных камней, гаргуйлей (водостоки) и др. Поздний период французской готики получил название «пламенеющая», по формам сложного ажурного орнамента, выглядевшим как языки пламени.

Период Возрождения. XV-XVI век

Эпоха Возрождения принесла в Европу новое мировоззрение и художественное мышление, провозгласившее человека и окружающий реальный мир главной ценностью. Христианскому искусству было придано жизнеутверждающее реалистическое звучание, которое проявилось во всей полноте в живописи и скульптуре. Орнаменту и декору была отведена лишь роль украшения. В ренессансном декоре присутствует большое количество обнаженных тел. - наблюдается заметное вторжение эротического начала, чрезвычайно характерного для всего искусства Ренессанса.

В эпоху Ренессанса, во второй половине XV в., в связи с развитием гравировального искусства появляется орнаментальная гравюра.

Художники итальянского Ренессанса обратились к наследию Древнего Рима. При раскопке терм Тита обнаружили незнакомый вид римского живописного орнамента, который назвали по итальянски «la grottesca» - гротеск от слова «grottf», т. е. грот, подземелье. Найденный орнамент поразил своей необычайной, причудливой и вольной игрой человеческими, животными и растительными формами, свободой и легкостью художественной фантазии. «Сближая далекое, сочетая взаимоисключающее, нарушая привычные представления, гротеск в искусстве родственен парадоксу в логике.

Гротески, с их переплетением усложненных фантастичных и реальных деталей, с причудливостью и экстравагантностью, некоей карнавальностью становятся наиболее популярным декором эпохи Возрождения в Италии, Франции, Германии, Нидерландах. Рисунок гротеска симметричен, архитектонически логичен, декоративно уравновешен, но в то же время динамически оживлен и изящен. В композицию гротеска входят изображения практически всегда обнаженных фавнов, нимф, амуров, гарпий, часто в фантастических сочленениях и непристойных позах. В конструкцию гротеска вплетаются фигурки птиц и животных, маскароны и вазоны, гирлянды цветов и плодов. В начале XVI в. орнаментальными мотивами гротеска Рафаэль расписал в Ватиканском дворце в Риме открытую лоджию. В дальнейшем в начале XVIII в. стиль рококо будет активно использовать гротески в своей орнаментике.

Одним из популярных мотивов Ренессанса, как и в античности, становится раковина - символ дальних странствий и морских путешествий. От античности Возрождение подхватило мотивы меандра и ов. В XVI в. развиваются типы узоров арабеск и мореск, взявшие свое начало в декоре исламского Востока. Большое распространение получает картуш - элемент орнамента в виде свитка с завернувшимися краями, на котором помещаются надписи, эмблемы, гербы.

К середине XVI в. в связи с развитием книгопечатания достиг своего расцвета типографский орнамент, печатавшийся с набора матриц (флерон), на которых отлиты или выгравированы изящные арабески. Из миниатюрных типографских флеронов составлялись разнообразные, подчас довольно сложные орнаментальные конфигурации.

Орнаментальная гравюра сыграла большую роль в формировании художественного вкуса в Западной Европе XVI в. В этом столетии сформировались практически все основные виды западно-европейской орнаментики нового времени. В последующие века развитие орнамента будет тесно связано с основными художественными стилистическими направлениями.

Художественная культура XVII-XVIII вв. многогранна и противоречива. В этот период существует несколько стилевых направлений. Наиболее примечательным для XVII в. стал стиль барокко, в котором особый акцент сделан на художественные особенности местных изобразительных традиций, к этому времени сложившиеся в итальянском, фламандском, испанском, германском и французском искусстве. А искусство в этих странах должно было, прежде всего, прославлять монархию, аристократию и церковь.

Барочная орнаментика. XVII-XVIII век

Барочная орнаментика наполняется патетикой и повышенной динамикой сложных объемных форм, беспокойным ритмом кривых линий, которые создают сложные, порой неожиданные, перегруженные деталями монументальные композиции. Декоративное убранство предметов практически полностью маскирует конструкцию. В орнаменте преобладают разнообразные вариации мотивов акантового листа, пальметты, раковины.

Очень популярны ламбрекены (фигурные фестоны), букеты, гирлянды, венки, в которые вплетаются или соседствуют аллегорические антропоморфные и декоративные зооморфные элементы. Узоры орнамента в основном имеют S- и С-образную форму.

Во Франции эпоху барокко условно подразделяют на четыре этапа, так называемые «французские королевские стили», приуроченные каждый ко времени правления одного из Людовиков.

Орнамент в стиле рококо

Во второй четверти XVIII в. барокко завершается стилем рококо, отличающимся более легким, изящным, интимным, камерным характером декора. Криволинейные формы стали более свободными и подвижными. Среди особо излюбленных мотивов можно выделить трельяж (орнамент в виде косой сетки, украшенной мелкими розетками) и раковину, принявшую форму веерообразно и причудливо извивающихся лепестков. Популярны орнаменты, состоящие из отдельных цветов и букетов, птиц, переплетающихся цветочных гирлянд и лент, корзин. В узоры вплетаются корабли, амуры, рога изобилия, колчаны со стрелами, мотивы кружева. В декоре ощутимо влияние китайского и японского искусства - появились изображения драконов, цветущих веток, пионов и др. Вдохновлялись художники рококо и восточным декором .

Орнамент в стиле классицизм

В XVII - начале XIX в. одними из ведущих художественных стилей становятся классицизм и его завершающая фаза ампир, идейными вдохновителями которых стали античность, Возрождение, культура Древнего Египта. Классицизм привнес в декор и орнамент простые и строгие мотивы, в которых наиболее популярными были цветочные гирлянды и корзины цветов, розетки, фестоны, грифоны и сфинксы, фавны и купидоны, герои мифологических сюжетов и др.

Орнамент в стиле ампир

На стиль ампир очевидное влияние оказали Наполеоновские военные походы, принесшие в орнаментику новые декоративные элементы: победные трофеи, лавровые венки, колчаны, луки, стрелы, доспехи, щиты, мечи, шлемы, ликторские связки (пучки прутьев с топором в середине, перевязанные ремнем), орлы и др. С египетского похода появились в декоре цветы лотоса, сфинксы, крылатые львы, пирамиды. Многие декоративные мотивы характерны и для классицизма, и для ампира.

Классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии, ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм приветлив, ампир суров. Классицизм мягок и светел, ампир торжественен и помпезен.

Орнамент в искусстве XIX - начала XX в.

Орнамент в стиле Арт нуво Новое искусство

Возрождение орнамента произошло в конце XIX - начале XX в. в период стиля модерн. Этот новый стиль художественной культуры, можно сказать, глобально охватил весь мир, получив в разных странах собственное название и облачив его национальными чертами. В нем соединились изобразительные, декоративные и орнаментальные начала, синтезировалось единство художественной выразительности всех форм изобразительного искусства и дизайна.

Сложились особенности орнаментальных узоров, выявившиеся в изысканных, элегантно-удлиненных переплетениях извилистых, текучих, беспокойно напряженных и резко расслабленных линий, легших в основу стиля модерн.

Психологическим орнаментом наполнял свои живописные композиции австрийский художник Г. Климт. В его произведениях декоративное, орнаментальное решение, которое занимает большую часть позиций, в единстве с реалистическим изображением создают особую чувственную эмоционально-смысловую значительность и загадочность. Здесь орнамент является, можно сказать, основным принципом построения живописного произведения.

Орнаментальная система Альфонс Мухи возникла подобно сложной графической игре, удачно сочетая типическую формацию абстрактной орнаментальной части «главного рисунка» с натуралистическими элементами.

Декоративные мотивы модерна содержат в себе стилизованные водяные цветы и бутоны с узкими, длинными стеблями и листьями: лилии, кувшинки, тростник, а также цветы и бутоны ирисов, орхидей, цикламенов, хризантем; фигурки насекомых: бабочки, стрекозы; птицы: лебеди, журавли, павлины и их перья, мотивы масок с развевающимися длинными прядями волос, волн, складок развевающегося платья, лебединой шеи и др.

Среди цветочных мотивов были популярны полевые и лесные цветы: ромашки, васильки, одуванчики, ландыши и др. В природных формах подчеркивалась динамика роста, движение. Орнамент в модерне наделялся символическим смыслом, метафорой, мистикой. Например: бутон - символ появления новой жизни. Большое влияние на орнамент модерна оказало искусство Японии. И еще одна из особенностей модерна - он обращался к национальному декоративно-орнаментальному искусству, к художественным народным традициям.

Орнамент в стиле ар деко

Новые формы орнаментики в 1920-1940-е гг. искали представители художественного течения ар деко («декоративный стиль»). В нем соединились элементы модерна, кубизма и экспрессионизма. Влияние на сложение орнаментики ар деко сыграли древнеегипетское искусство (открытие гробницы фараона Тутанхамона, 1922), искусство древних цивилизаций Америки, ориенталистские тенденции, анималистическая тема.

В настоящее время декоративно-орнаментальные композиции активно применяются в графическом дизайне .

Орнамент организует вещи нашего практического мира, покрывая функциональные формы, архитектурные или прикладные, орнамент задает определенные способы их восприятия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари