Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Причины прогулов в школе. Как прогулять школу по уважительной причине

Инструкция

Любой ученик имеет право на пропуск занятия по какой-либо серьезной причине: , семейным неприятностям, отъезду из города с родителями. Поэтому многие дети пытаются прикрыть свое отсутствие на уроках отговорками вроде «Я болел», «У меня голова разболелась» и прочее. Самый действенный метод доказать, что ученик не заболел, а просто поленился идти в школу – потребовать медицинскую справку о временной нетрудоспособности. С нужно приучать детей, что – это их работа, и просто так взять и не прийти нельзя.

Если ученик настойчиво твердит, что ему стало плохо перед самым началом занятий, и он не мог вызвать , позвоните родителям. Любая мать знает, как чувствовал себя ребенок и почему он остался дома. Если родитель скажет, что ребенок чувствовал себя хорошо и ушел в школу утром, то сразу станет понятно, что до школы он не .

Если ученик пришел в школу, отметился во время переклички, а потом спокойно ушел домой, ему кажется, что прогул ему не засчитают и все замечательно устроилось. Но классный руководитель должен ежедневно проверять детей в начале и в конце учебного дня. Если ребенок твердит, что на уроке он был, попросите показать записи в тетради с указанием числа. Если на данный день ничего не записано, значит на уроке он или вовсе не был, полезным не занимался, а это равнозначно прогулу.

Вообще, систематические уроков – это не всегда вина ученика, его лень и безответственность. Возможно, у него сложились трудные отношения в классе или с определенным учителем, наблюдается сильное отставание по какому-нибудь предмету, и ему из-за этого невыносимо тяжело идти в школу. В разговоре с родителями попросите сначала выяснить у ребенка причины прогулов, чтобы потом их вместе преодолеть. Если этого не сделать, прогуливание уроков может перейти в опасную привычку, и чем дальше, тем труднее будет ее преодолеть. Почти все малолетние правонарушители изначально были заядлыми прогульщиками.

Обратите внимание

Практика: в большинстве случаев работнику не удается доказать отсутствие с его стороны инициативы или согласия, что могло бы стать причиной неправомерности расторжения трудового договора. Однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей - прогул. - акты (желательно несколько в течение дня или дней) об отсутствии работника на рабочем месте

Полезный совет

В акте о прогуле следует отметить, кем выявлен прогул, место фактического нахождения работника в момент отсутствия на работе и причины прогула, если они известны (указать на источник информации). Обязательно указываем, где находится рабочее место работника (ведь прогулом является отсутствие работника на конкретном рабочем месте), кто составил акт, в присутствии каких лиц, время и место составления.

Это время дает новый опыт и ставит многие сложные личностные задачи. Значительная часть времени проходит в школе - это место, где давление в классе и взаимоотношения с другими детьми могут вызывать стресс. Некоторые подростки обычно относятся к новым ситуациям с энтузиазмом, другие же склонны проявлять потребность в близких отношениях в кругу семьи. У некоторых детей сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство. Такие дети, в особенности если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, будут делать все, чтобы не возвращаться в школу.
Подобного рода уклонение от посещения школы - которое иногда называют отказом от посещения школы или боязнью посещения школы - явление нередкое и касается примерно 5% детей. Такие подростки могут раз и навсегда отказаться ходить в школу или придумывать причины, почему им не следует туда ходить. Они могут часто пропускать школу, жалуясь на плохое самочувствие с неопределенными, необъяснимыми симптомами. У многих детей проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать. Возможно, у них случаются головные боли, боли в животе, гипервентиляция легких, тошнота или головокружения. В целом более четкие симптомы, такие как рвота, диарея, высокая температура или потеря веса, имеющие физическую основу, встречаются достаточно редко. Симптомы отказа от посещения школы чаще всего проявляются в школьные дни и отсутствуют по выходным дням. Когда таких детей осматривает врач, он не может поставить диагноз истинного заболевания. Тем не менее, поскольку симптомы, на которые жалуется ребенок, могут быть вызваны физическим заболеванием, как правило, основой оценки состояния должен быть медицинский осмотр.
Чаще всего подростки, избегающие посещения школы, точно не знают, почему они чувствуют себя больными, поэтому им может быть сложно объяснить причину своего дискомфорта или расстройства. Но если беспокойства, связанные со школой, приводят к уклонению от ее посещения, само проявление симптомов может служить сигналом об эмоциональной борьбе с такими проблемами, как:

  • боязнь неудачи;
  • насмешки со стороны других детей (к примеру, ребенка могут дразнить, потому что он толстый или маленький ростом;
  • беспокойства по поводу того, как пользоваться туалетом в общественном месте;
  • «подлости» со стороны учителя;
  • угрозы получения физического вреда (как формы школьных драк);
  • действительное получение физического вреда.

Для некоторых подростков школьная обстановка может усилить уже имеющееся напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерной сознательности и ожидания от себя самого только хороших успехов, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему и парализующему чувству страха.
В некоторых случаях, возможно, детям пришлось пережить потерю любимого человека, который умер, развод или переезд в другой город. Особенно если ребенок еще маленький, он может бояться, что в его отсутствие дома может случиться еще одна потеря.
Помимо самой школьной обстановки уклонение от посещения школы может быть связано с трудностями разлучения ребенка с родителями и потерей чувства безопасности при получении большей независимости. У таких подростков существует склонность к неуверенности в себе, они менее независимы, чем их сверстники, и менее социально активны. Они могут неохотно оставаться на ночь у друзей, предпочитая проводить время дома с родителями. Некоторые дети, у которых имеются инвалидность или хронические заболевания, могут еще больше сопротивляться походу в школу и нахождению вдали от дома, который служит для них убежищем и местом, где о них заботятся.
Одновременно с тем как родители таких детей проявляют свою любовь и понимание, они также могут проявлять и излишнюю опеку. В некоторых случаях родители испытывают депрессию или имеют физическое заболевание и могут неосознанно желать проводить время в компании с ребенком. Подросток зачастую является единственным ребенком в семье или особым ребенком в каком-либо ином отношении - к примеру, он может быть первым или последним ребенком в большой семье.
По мере того как ребенок достигает подросткового возраста, боязнь школы уменьшается; тем не менее, когда такое состояние развивается в предподростковом возрасте, это вызывает большое беспокойство. Подростки младшего возраста, испытывающие такое чувство страха, часто боятся становиться старше. Также они могут быть слишком подавлены стрессовой ситуацией дома, затрагивающей их чувство безопасности или уверенности в себе, вследствие чего они еще менее способны столкнуться со сложным задачами в процессе учебы и социальной жизни.

Как бороться с прогулами школы

Прежде всего, чтобы справиться с уклонением от посещения школы, ребенку необходимо пройти осмотр врача, который исключит физические заболевания и поможет родителям составить план лечения. Как только врач исключит физические заболевания как причину нежелания ребенка посещать школу, все усилия родителей должны быть направлены не только на то, чтобы понять, какое давление испытывает подросток, но также и на то, чтобы вернуть ребенка в школу.

Вот некоторые указания, как помочь ребенку справиться с его проблемами.

  • Обсудите вместе с ребенком причины, по которым он не хочет ходить в школу. Рассмотрите и определите все возможные причины. Проявите сопереживание, поддержку и понимание проблем ребенка. Постарайтесь решить все стрессовые ситуации, которые вы вместе определили как причину беспокойства ребенка.
  • Дайте подростку понять, что вы понимаете его тревоги, но все же настаиваете на его немедленном возвращении в школу. Чем дольше ребенок будет оставаться дома, тем сложнее ему будет вернуться в школу. Объясните ребенку, что его состояние здоровья вполне нормальное, а физические симптомы, вероятно, вызваны переживаниями, которыми он с вами поделился, - возможно, это переживания по поводу отметок в школе, домашнего задания, взаимоотношений, с учителями, переживания, вызванного социальным давлением, или небеспочвенные страхи насилия в школе. Дайте ему понять, что посещение школы является обязательным для всех детей согласно законам вашей страны. При этом он будет продолжать оказывать на вас давление, чтобы вы позволили ему остаться дома, но вы должны решительно настаивать на его возвращении в школу.
  • Обсудите уклонение от посещения школы вашего ребенка с работниками школы, включая учителей, директора и медсестру. Поделитесь вашими планами относительно возвращения ребенка в школу и заручитесь их поддержкой и помощью.
  • Возьмите за правило быть предельно решительными утром, когда ребенок отправляется в школу и жалуется на свои симптомы. Старайтесь свести к минимуму обсуждения на тему проявления у него симптомов или переживаний. К примеру, не спрашивайте ребенка о том, как он себя чувствует. Если он чувствует себя достаточно хорошо для того, чтобы встать с постели и ходить по дому, тогда он вполне может идти в школу. Не проявляйте в открытую свои сомнения относительно того, правильно ли вы делаете, отправляя ребенка в школу. Как только ребенок начнет постоянно ходить в школу, его физические симптомы, вероятно, перестанут проявляться.
  • Если тревоги вашего ребенка слишком сильные, ему может быть лучше возвращаться в школу постепенно. К примеру, в первый день он может проснуться утром, одеться, а после этого вы провезете его мимо школы, чтобы он испытал чувства, связанные с возвращением в школу, прежде чем вы вместе с ним вернетесь домой. Во второй день он может пойти в школу на полдня либо только на свой любимый урок или несколько уроков. На третий день ребенок может окончательно возвращаться в школу на весь день.
  • Ваш педиатр способен помочь облегчить переходный период возвращения ребенка в школу, выписав справку, в которой будет сказано, что у ребенка ранее проявлялись некоторые симптомы, ввиду которых он не мог посещать школу, но, несмотря на то, что симптомы могут сохраняться, теперь он уже может вернуться в школу. Это поможет ребенку избежать чувства стыда и унижения.
  • Попросите работников школы помочь вам, пока ребенок находится в школе. Школьная медсестра или секретарь могут позаботиться о ребенке, если у него начнут проявляться симптомы, и уговорить его вернуться в класс.
  • Если причиной беспокойства ребенка является такая проблема, как издевательства в школе или несправедливый учитель, выступите в роли адвоката ребенка и обсудите эти проблемы с работниками школы. Учитель или директор школы должны будут уладить некоторые моменты, чтобы уменьшить давление, оказываемое на ребенка в классе или на игровой площадке.
  • Если ваш ребенок остается дома, убедитесь в том, что ему комфортно и он в безопасности, но при этом он не должен получать никакого специального лечения. Все его симптомы должны лечиться исходя из анализа и понимания ситуации. Если жалобы ребенка оказываются небезосновательными, ему следует оставаться в постели. Но этот день дома не должен стать для него праздником: не давайте ему никаких особенных угощений и лакомств, не пускайте посетителей; ребенок должен постоянно находиться под присмотром.
  • Вашему ребенку может быть необходимо пройти осмотр у врача, если ему приходится оставаться дома из-за болезни. Причины, по которым ребенок остается дома, могут включать в себя не только жалобы на то, что он плохо себя чувствует, но и проявление вполне распознаваемых симптомов: температура выше 38,3 °С, рвота, диарея, сыпь, частый сухой кашель, ушная или зубная боль.
  • Помогите ребенку стать независимым, поддерживая мероприятия и занятия с другими детьми за пределами дома. Это могут быть клубы, спортивные секции и ночевки у друзей или родственников.

Когда следует обращаться за помощью, если ребенок прогуливает школу

Хотя вы можете постараться уладить проблему с отказом от посещения школы самостоятельно, но если уклонение ребенка от школы длится дольше недели, вам и вашему ребенку может требоваться профессиональная помощь, чтобы справиться с этой проблемой. Прежде всего вашего ребенка должен осмотреть педиатр. Если ребенок по-прежнему отказывается посещать школу либо у него проявляются хронические или периодически возникающие признаки проблем с разлучением, ваш врач может порекомендовать получение консультации детского психиатра или психолога.
Даже если ребенок не имеет склонности ввязываться в авантюры, проявление у него необъяснимых физических симптомов должно послужить причиной проведения медицинского обследования.

В Государственной Думе прозвучала новая инициатива от депутатов КПРФ, которые считают, что родителей учащихся, прогуливающих школьные занятия, следует наказывать рублем, то есть облагать штрафом до пяти тысяч рублей за регулярные пропуски уроков без уважительной причины.

Если же ребенок младше четырнадцати лет, прогуливающий школьные занятия, будет уличен в правонарушениях, совершенных в одиночку или в компании, сумма штрафа для его родителей составит уже 10000 рублей.

Мы не видим в открытом доступе точных данных статистики школьных прогулов, научного анализа этой информации, и потому не задумываемся о многих проблемах детей, которые, не получив вовремя помощи и внимания, попадают в асоциальную среду и в будущем не находят своего места в жизни.

У всех на виду, конечно же, элитные школы с углубленными программами, выпускники которых полным составом переходят в лучшие вузы. В них-то прогульщиков крайне мало. И это понятно, ведь не посещая занятий, такие ребята «не потянут» усиленную учебную нагрузку и в итоге окажутся отчисленными за академическую неуспеваемость. Да и поступают в такие школы обычно весьма мотивированные ученики, которые, как правило, находятся под строгим родительским контролем.

Но во множестве обычных российских школ, на самом деле, не так уж редко встречаются ситуации, когда ученик не появляется в классе в течение месяца, двух, и никто не бьет в набат по этому поводу, не кричит о помощи.

По опыту советской школы, мы помним, как вопросы прогулов обсуждались на педсоветах, как учителя приходили домой к родителям прогульщиков, беседовали с ними или хотя бы ставили в известность. Не всегда все получалось гладко, но кому-то удавалось и помочь.

Сегодня такая практика как-то тихо сошла на нет. А если и придут на дом к неблагополучным семьям представители школы или родительского комитета, в первую очередь люди вспомнят о происках ювенальной юстиции. И не откроют дверь.

А кто придет за штрафом?

Действительно, как уважаемые коммунисты представляют себе процесс штрафования родителей? И кому это поможет? Бывают «трудные» семьи, где родители выпивают и не следят пристально за своими детьми. Заплатив штраф, они трезвенниками не станут. Ребенку, получившему выговор или даже физическое наказание, лучше не станет. Мотивации к учебе он не получит. А прогуливают уроки, как правило, именно из нежелания учиться.

Бывает, что вообще нет родителей, ребенок живет с бабушкой, которая не имеет возможности оплатить штраф в пять тысяч. Жизнь детей в таких семьях не назовешь счастливой, но эти проблемы не решить финансовыми санкциями, визитом инспектора ЮЮ и помещением ребенка в детский дом.

Есть также ситуации, когда адекватных родителей обманывают «трудные» дети. Здесь, вероятно, на ранних этапах ребенку не хватило внимания и контроля. В какой-то момент ребенка упустили из виду. Он стал прогуливать, обманывать, жить какой-то своей жизнью. Интересно, от штрафа ситуация изменится? Как вы думаете?

Учителя, классные руководители считают, что больше всего прогульщиков появляется в седьмых классах. Первые шаги в этом направлении начинают делать особо непоседливые ученики пятых классов. Вот с этого возраста, наверное, требуется усиливать контроль, уделять внимание дополнительно, мотивировать на учебу, помогать, если возникают трудности.

Для профилактики прогулов очень полезны интерактивные журналы и дневники, просматривая которые родители вовремя видят информацию о прогулах. Соответственно вовремя имеют возможность отреагировать и призвать любимое детище к ответу. Но если нет в школе оборудования, компьютеров, взаимодействие педагога и родителя можно осуществить традиционными методами. Классный руководитель может позвонить родителям, пригласить в школу и вместе обсудить поведение ребенка, его причины и способы исправить ситуацию.

В любом случае, лучше заранее проводить профилактику прогулов, чем устанавливать штрафы, которые никому не помогают.

Хотя в нашей стране и есть общие правила, устанавливающие надлежащие отношение школьных администраций к прогулам учеников, тем не менее, очень многое зависит от того, какую политику ведет учебное заведение.

Прогулы в школе - это, как известно, не очень перспективный вариант для учащегося. Между тем последствия многочисленных прогулов носят далеко не всегда какой-то фатальный характер. Зачастую прогулы в той или иной степени прощаются нерадивому школьнику, и он спокойно продолжает следовать своим привычкам и обучается дальше на общих основаниях. Наказание же носит в основном моральный характер: отношение к прогульщикам традиционно не самое уважительное, их публично ругают при всем классе, вызывают к директору и т.д.

Однако с недавнего времени в официальном порядке были, наконец, выработаны единые механизмы, предусматривающие и устанавливающие четкие санкции для учащихся школ. В частности, были зафиксированы основания для исключения школьников из учебного заведения. При этом прогулы стали одним из центральных оснований для этого. Собственно, годами основной проблемой в школе остаются именно они.

Стоит сказать, что сейчас пропуски в школе рассматриваются с официальных позиций следующим образом. Три дня любой учащийся один раз в месяц может пропустить безо всяких причин и их объяснения. Это, таким образом, возможность отсутствовать по тем самым «семейным обстоятельствам». Отсутствие в школе сверх трех дней подряд требует наличия какого-то документа для обоснования.

Медицинские причины пропусков школы всегда покрываются с помощью той или иной медсправки о здоровье ребенка. В частности, это медсправка о временной нетрудоспособности (медсправка формы 095/у - самая распространенная современная медсправка для школы), медсправка о стационарном лечении (форма 027/у), медсправка о санаторном лечении и т.д. При этом медсправка о временной нетрудоспособности, медсправка формы 095/у дает минимальный срок лечения - до десяти дней. Максимальный срок предусматривают медсправки о здоровье, выданные врачебной комиссией (КЭК - она же бывшая ВКК).

Если пропуски школьника не обосновываются официальными документами и составляют более половины общего количества учебных часов, то это является реальным поводом для отчисления учащегося. Также в части пропусков отчисление предполагается за неуважительные пропуски более тридцати дней подряд, за неаттестацию из-за низкой посещаемости школьника по трем и более учебным дисциплинам, а также за два и более дисциплинарных взыскания в школе подряд.

Взысканиями считаются применяемые в адрес школьника меры, являющиеся следствием нарушения им Устава образовательного учреждения и действующего в нем внутреннего распорядка. Взыскания предусмотрены, например, за следующие поступки ученика: порча имущества учебного заведения, агрессивное поведение и публичные оскорбления окружающих, нарушение школьной дисциплины, опоздания и прогулы, нарушение правил техники безопасности, распространение вредной и опасной информации, табакокурение, прием алкоголя и наркотиков на территории учебного заведения и т.д. За разные поступки предполагаются взыскания различных форм, причем многое зависит также от того, какова степень проступка, насколько часто данный учащийся нарушает существующие правила и т.д.

В некоторых случаях за проступок ученик может быть сразу отчислен, в других случаях дело ограничивается предупреждением или выговором. В любом случае, о произошедшем должны быть уведомлены родители или иные официальные представители школьника и, конечно, он сам должен быть ознакомлен с мерой и обоснованием применяемого по отношению к нему взыскания.

Последствия взыскания могут быть полностью аннулированы учеником уже через год - при отсутствии каких-то иных нарушений с его стороны. Важно также, что проступки и нарушения, совершенные школьниками, а также следующая за ними реакция со стороны администрации учебного заведения никак не должны сказываться на учебном процессе и на отношении к ребенку как учащемуся при оценке его знаний.

Кстати сказать, отчисление из-за низкой успеваемости по новым правилам фактически невозможно, поскольку любая отметка школьника признается положительной. Следовательно, для констатации полной неуспеваемости ученик должен систематически получать «нули», а их получить крайне сложно, поскольку хоть какие-то самые поверхностные знания у каждого ученика все равно есть.

Между тем при полном отказе от отчисления по слабой успеваемости более строгими стали требования к переводу школьников на следующий год обучения. Таким образом, предусматривается, что те, кого ранее могли бы отчислить за отсутствие знаний, в настоящее время рискуют, в первую очередь, остаться на второй год в том же классе.

Наконец, нельзя не сказать и про такое основание для исключения учащегося из школы, как перевод. Ученик может просто-напросто перейти в другое учебное заведение. Причем причинами могут служить самые разнообразные обстоятельства, которые родители учащегося в принципе вправе вообще не озвучивать, забирая документы в школьной администрации.

Возвращаясь к прогулам, обратим внимание на относительность данного понятия и существование известных различий в отношении к нему в тех или иных учебных заведениях. Зачастую именно это служит поводом для перевода ребенка в другую школу - возможно, там к пропускам относятся более лояльно, проявляя больший уровень демократичности подходов к рассмотрению причин отсутствия детей на уроках.

Пропуски школьных занятий неминуемы в жизни любого ученика. Эта истина проверена десятилетиями и утверждена психологами, которые, к слову, не считают прогулы большой проблемой. Однако абсолютно все эксперты, так или иначе связанные с педагогикой или психологией, сходятся во мнении, что очень важно понимать причины прогулов.

Знаете ли вы, что ежегодно школьники пропускают около 100000 уроков?

Причины прогулов

Столкнувшись с проблемой школьных прогулов, очень важно понять их причину

Распространённой ошибкой многих родителей является негодующие тезисы о том, что «это потерянное поколение, мы были другие» и т.д. Здесь, видимо, их ждёт разочарование: во все времена дети всегда одинаковы. Они одинаково чувствуют и переживают трудности, радости, которые их окружают. Поэтому, чтобы решить проблему прогулов в школе, следует разобраться в их природе. Итак, причин не явиться на уроки может быть много, но все они условно делятся на три категории:

  • Проблемы в учёбе;
  • Проблемы в семье;
  • Наличие «более важных» занятий.

Первая категория прогульщиков руководствуется несколькими мотивами. Среди самых распространённых могут быть сложные контрольные работы и, как следствие, боязнь получить низкую оценку; конфликты с учителями или одноклассниками, а значит, желание избегать контакта с ними; незаинтересованность в изучаемом материале. Последний мотив наиболее характерен для детей, опережающих в умственном развитии своих сверстников, так называемых детей-индиго.

Очень многие дети отказываются идти в школу из-за проблем в семье. Дело в том, что любые конфликты семейного характера, свидетелем которых является ребёнок, он переживает через призму своей вины в них. При этом даже в ситуациях, когда конфликт детей не касается совсем. И чем старше ребёнок, тем больше он винит во всём себя. Естественно, что при таких переживаниях совсем не до школьных занятий.

Наиболее часто наблюдается тенденция прогулов из-за «более важных» занятий. Однако следует понимать, что есть вполне безобидные причины, например, интересное кино в дневной сеанс или хорошая весенняя погода, а есть опасные: компания друзей, предлагающих выпить или покурить, пока родителей нет дома. Не менее вредны компьютерные клубы, так как формируют зависимость, которую с трудом удаётся побороть даже в зрелые годы.

Как бороться с пропусками школьных занятий?

Нужно обязательно понять причину, по которой ребёнок отказывается идти в школу

Для любого родителя, столкнувшегося с данной проблемой, важен вопрос, как бороться с прогулами. Прежде всего, нужно откровенно поговорить со своим ребёнком . Дело в том, что никто лучше мамы и папы не найдёт подход к прогульщику. А хороший открытый разговор ещё и укрепит эмоциональные связи в семье, что, безусловно, важно и для детей, и для взрослых. Гораздо хуже, если ребёнок врёт. Это значит, что ему есть что скрывать и, зачастую, проблема выходит за рамки семьи и требует привлечения психологов, а иногда и сотрудников правоохранительных органов.

Выяснив причины прогулов, нужно вместе попытаться найти решение проблемы. Однако при этом родителям не стоит забывать о компромиссе . Если ребёнку неинтересно на уроках, скучно, то, возможно, имеет смысл подобрать другую школу, с углублённым изучением определённых предметов или вовсе отдать предпочтение дистанционному обучению.

Если имеет место конфликт между учителем и ребёнком или внутри ученического коллектива, то лучше будет не отдавать всё на откуп прогульщику, а вмешаться самим. Но очень важно, чтобы ребёнок был в курсе ваших намерений и одобрил их . Это поможет избежать психологических травм и усугубления сложившейся ситуации.

В любом случае, доверяйте своему ребёнку. И не важно, сколько ему лет: уважение и доверие – это основные принципы отношений с детьми. Только так из них вырастут позитивно настроенные и уверенные в себе взрослые.

Видео: Ребёнок не хочет ходить в школу

Включайся в дискуссию
Читайте также
Салат с кукурузой и мясом: рецепт
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари