Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Организация публичной политической власти господствующей социальной. Организация публичной и политической власти

Если понятием социальной организации обозначается способ упо­рядочения социальных отношений в целом, то понятие социально-политической организации включает в себя в том числе определен­ный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осу­ществления политической власти.

Социально-политическая организация обеспечивает следующие основные функции: 1) устанавливая порядок социальных взаимодей­ствий, служит интегрированию общественных отношений на базе либо антагонистического (в эксплуататорском обществе), либо неантагонистического (в обществе социалистического типа) характера общественных отношений; 2) формирует и обеспечивает способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя по­нятия желаемого и допустимого по социально-классовым и иным признакам; 3) снабжает членов общества методами и способами ре­шения конфликтных проблем, с тем чтобы конфликты не выходили за пределы социальной организации данного типа,

Специфическими социальными структурами, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.

Социальный контроль - это способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в том числе правового регулирования

Понятие социального института. Специфическими образованиями, обеспечивающими относительную устойчивость связей и отно­шений в рамках социальной организации общества, являются соци­альные институты. Социальные институты могут быть охарактери­зованы как с точки зрения их внешней, формальной (материальной) структуры, так и с точки, зрения внутренней, содержательной структуры их деятельности.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средства-­ми и осуществляющих конкретную общественную функцию. С со­держательной стороны - это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в опреде­ленных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреж­дений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения юстиция - это совокупность стандар­тизованных образцов поведения у правомочных лиц, обеспечиваю­щих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юсти­ции (роль судьи, прокурора, адвоката и т. д.).

Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему предопределены содержанием решаемой социальным институтом определенной задачи.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают по­ведение индивидов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функционирование иных социально-культурных институтов (система образования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).

Социология права. Представляя собой по форме совокупностью юридических актов, предписывающих иди запрещающих от имений государства определенные виды поведения, право по своему существу является важнейшим социальным институтом, вносящим реальный вклад в социально-политическую организацию общества.

Право (как и иные надстроечные категории) находится в прямой зависимости от характера господствующих общественных, прежде всего производственных, отношений, от социальной реальности и соотношения классовых сил. Основой и материальным источником права является социальная реальность, тогда как само право - инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и раз­вития соответствующих форм общественной жизни. Императив нор­мы-это ее форма (должен, а не то...). Содержание нормы-кон-кратное правило поведения, рассчитанное на многократное повто­рение (должен это, а не это и не то...). Содержание нормы-от­ражение и воплощение социальной реальности, объекта правового регулирования. Форма нормы - отражение и воплощение отношения к этой социальной реальности законодателя, субъекта правового регулирования (его воли).

Социальная сущность права проявляется в его реальном дей­ствии. Социальное действие права направлено, во-первых, на при­способление общественных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и, во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовер­шенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в рамках государственной политики.

Связь с государственной политикой - важнейшая социальная характеристика права. Взаимодействие права с государственной политикой протекает как на уровне законодательной деятельности (принятие, изменение, отмена законов и иных подзаконных актов), так и в ходе правоприменительной деятельности (применение права судом, арбитражем, иными управомоченными органами). Стержнем этого процесса является законодательное определение политически обусловленных целей развития общества и обеспечение соответ­ствующих этим целям средств.

Социальное действие права выражается в укреплении и поддер­жании средствами правового регулирования политического господ­ства экономически доминирующих классов, в стремлении обеспечить социальную интеграцию индивидов, групп, социальных институтов в рамках классовой структуры и тем самым обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие этой структуры.

В соотнесении категорий должного и сущего - суть социологиче­ских исследований в праве и сфере государственного управления. Это же относится и к области трудовых, семейных, имущественных отношений и т. д.

Выявление социальной сущности права требует сравнения двух моментов, а именно цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон.

Если основная задача правовой науки - изучение соответствующей отрасли права, воплощенной в системе законодательства, то задача социологии права - изучение социальных закономерностей становления и развития правовых норм, регулирующих деятельности социальных институтов, закономерностей взаимодействия социальных норм и социального поведения людей, проявляющихся в содержании и характере деятельности социальных институтов.

Для социологии права важна прежде всего реальность права. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в наличии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных действий, воплощающих в своем содержании суть правовой нормы; 3 В свою очередь, установить механизм такого поведения - значит выявить характеристики двух переменных: а) содержания правовой нормы: б) содержания мотивов; целей, установок лиц, чье поведений связано с реальным функционированием нормы права. Из взаимодействия этих переменных можно вывести содержание и направление соответствующих актов социального действия. Для социальных исследований в праве важны реальные действия реальных личностей.

Принятие закона (его отмена, изменение и т. д.) - это социальный факт, результат общественных действий личности. То же самоед составляет сущность акта применения закона, его исполнения. Социальным фактом является и деятельность, идущая вразрез с за коном, нарушая его. Собственно в этом и проявляется социальность, т, е. общественно значимый характер права.

Механизм воздействия правовых норм на социальное поведена не сводится к одностороннему процессу, где на стороне законода­теля-активное, направляющее поведение (формулирование правого предписания, требование его исполнения), в то время как на стороне того, кому адресовано предписание или запрет, - лишьпассивное воплощение предписания или выполнение запрета.

Стабильность системы личность - социальная среда (или индивидуальное поведение - правовая норма) есть лишь один упоказателей ее нормального функционирования. Другим важны показателем устойчивости системы служит способность к своевременному изменению отдельных структурных характеристик, что позволяет обеим взаимозависимым переменным (правовой системе и индивидуумам, социальным группам) взаимно учитывать происходящие изменения.

Динамический характер взаимодействия между элементами социальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы с помощью социальных компенсирующих механизмов должны восстанавливать возникающие нарушения всоциальном взаимодействии.

К таким механизмам относятся те виды социальной деятельности, цель которых - обеспечить развитие, эволюцию данной правовой системы при сохранении в относительно постоянном состояв ее принципиальных характеристик. Стремление к достижению цели воплощается в двух тенденциях: а) гасить стихийно возникающие отклонения в поведении индивидуумов (или групп) от правовых норм; б) тенденций приводить систему в состояние устойчивого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону, их приближения к требованиям социальной реаль­ности.

Социология политики. Важное место в функционировании и раз­витии любого классового общества занимают явления и процессы политической жизни, к которой относится все, что связано с осу­ществлением политической власти и в определенных условиях - борьбой за овладение ею.

Политика есть область отношений между классами, причем тех отношений, которые складываются по поводу государственной вла­сти, ее завоевания, удержания и использования. Любая обществен­ная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами и проб­лемами власти.

Предмет социологии политики - закономерности становления и развития политических институтов и их взаимодействия с другими социальными институтами, формы проявления этих закономерностей в содержании и характере взаимодействия социальных классов и социальных групп, в содержании и характере социально-политиче­ских действий личности.

Политическая сфера общественной жизни может быть представ­лена следующими элементами.

1. Государственная власть, являющаяся концентрированным вы­ражением воли и интересов господствующего класса и характери­зующаяся определенной структурой и функциональной направлен­ностью. Власть порождает особую разновидность социальной деятельности - политическую. Это прежде всего деятельность самой власти, политика, осуществляемая каким-либо государством, пра­вящими силами в той или иной стране. Поскольку государственная власть - наиболее мощное средство, способное обеспечить интересы той или иной социальной общности (класса, слоя, группы, а в межнациональных отношениях - интересы нации, народности), по­литическая деятельность выступает необходимым и важнейшим проявлением жизнедеятельности каждой из этих социальных общностей. Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы посред­ством государственной власти обеспечить свои интересы.

Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государ­ство - воплощение политической власти. Экономически господству­ющий класс становится и политически господствующим, образует социальную базу существующей в этом обществе государственной власти. В классово-антагонистическом обществе именно борьба раз­личных классов, социальных групп за власть, за придание ей же­лательных для определенного класса (социальной группы) содержа­ния и направленности - если не в полной мере, то хотя бы отча­сти - образует всю сферу политической жизни.

Государственная власть при социализме становится выражением воли и интересов всего народа, и, следовательно, здесь исчезают всякие объективные основы для борьбы за обладание ею. Однако государственная власть не утрачивает классового, следовательно, политического характера, поскольку сохраняется ведущая роль ра­бочего класса и необходимость учитывать при осуществлении власт­ных функций интересы различных классов и социальных групп которые еще имеются в этом обществе.

Рассматриваемая сфера включает в себя и особого вида обще­ственные отношения - политические, специфика которых заключа­ется в том, что они складываются по поводу государственной вла­сти - ее обладания, использования, придания ей нужной направлен­ности и т. п. Такие отношения возникают между классами и социальными группами, а также между нациями, народностями, между самой властью в ее институциональном оформлении и различнымиклассами общества, между властью и гражданами, что также оно опосредуется той или иной классовой принадлежностью последних.

2. Политическая сфера включает в себя, далее, систему учреждений особых социальных институтов, которые либо осуществляют государственную власть (органы государственной власти и управления, вооруженные силы, судебные и иные государственные органы) либо так или иначе связаны с ее функционированием - направляют деятельность власти, выражая интересы определенных классов, социальных групп, участвуют по воле государственной власти в осуществлении отдельных ее функций или, напротив, ведут борьбу за овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т. д. Такими институтами являются политические партии и различные общественные и общественно-политические организации.

3. Наконец, сфера политической жизни охватывает определенные проявления жизнедеятельности, социального поведения масс, а именно борьбу - в той или иной степени и форме - за власть (революционная борьба, оппозиционная или, напротив, охранительная деятельность), формирование органов государственной власти путем выборов и определение программы их деятельности, участия в последней и контроль за ней, вообще все проявления массовки политических действий, политической активности.

Таким образом, политическая сфера общественной жизни охватывает систему особого вида общественных отношений, социальных институтов в их реальном функционировании, а также проявлений общественной деятельности, активности масс, связанной с их политическим сознанием.

Социальные проблемы международных отношений. Международные отношения как область человеческого общения слагаются из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеологических, социально-психологических, культурных, научно-технических, торговых, военных и других связей и взаимоотношений между мировыми системами, государствами (однотипными и разнотипными), народами, классами, социальными группами, партиями, организациями и даже отдельными личностями, действующими на международной арене. Основным субъектом международных отношена в современном мире является государство, которое в этих отношениях реализует свою внешнеполитическую функцию.

Наиболее общие направления в области социологического иссле­дования международных отношений следующие:

общий анализ природы международных отношений, их основных закономерностей, главных тенденций, соотношения и роли объек­тивных и субъективных факторов и на этой основе экономических, научно-технических, политических, культурных, социально-психоло­гических и идеологических аспектов в международных отношениях, классовой борьбы, роли классов, социальных групп, роли мировых систем, государств, партий, вооруженных сил, народных масс и лич­ностей и т. д. в международных отношениях;

исследования центральных аспектов международных отношений (война и мир, внешнеполитическая концепция, внешнеполитическая доктрина, внешнеполитическая программа, стратегия и тактика, главные направления, задачи, цели, принципы внешней политики и т. д.);

изучение факторов, указывающих на положение государства на международной арене,- его классовой природы и экономической системы, государственных интересов, экономического, научно-тех­нического и военного потенциала, морального и идеологического сознания населения, связи и степени единства с другими государ­ствами (система, союз и т. д.);

исследование проблем, связанных с внешнеполитическими дей­ствиями: внешнеполитической ситуацией; внешнеполитическими ре­шениями и механизмами их подготовки, выработки и принятия;

внешнеполитической информацией и способами ее обобщения и использования; международными противоречиями, и конфликтами и способами их урегулирования; международными соглашениями и договоренностями и т. п.;

изучение тенденций развития международных отношений и внеш­неполитических событий и их прогнозирование.

В социологических исследованиях международных отношений разрабатывается соответствующий понятийный аппарат, создается ряд специальных методик, позволяющих проводить исследования в области международных событий, ситуаций, явлений, факторов к т. п. Эксперименты в международных отношениях ограничены в силу специфики этой сферы жизни, состоящей из взаимодействия большого числа государств, сбором информации и опросами экспер­тов и групп населения.

Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа».

Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером -- властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение (согласие или несогласие) субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом (в том числе и механизмом принуждения) и которое санкционируется государством (за нарушение установленного предписания предусматриваются адекватные причиненному вреду меры юридической ответственности).

Деятельность государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорно-контрольной сферах. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.

Публичная власть -- политическая власть господствующего класса, независимо от конкретных государственных форм её организации и проявления. Основные функции публичной власти -- подчинение (в т.ч. подавление сопротивления др. классов), организация общества, управление им в соответствии с экономическими, политическими и духовными интересами этого класса.

В социалистическом государстве публичная власть служит интересам народа, выражает его волю и связана с ним многообразными демократическими формами, которые совершенствуются по мере развития социализма.

Власть характеризуется рядом отличительных признаков: 1) легальностью; 2) легитимностью.

Легальность - использования силы в пределах государства. Положительная оценка, принятие населением власти, признание ее правомерности, права управлять и согласие подчиняться означает ее легитимность. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с наличием у власти авторитета, ее соответствием ценностным представлениям большинства граждан, с консенсусом общества в области основополагающих политических ценностей.

Сам термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» или «узаконенность». Такой перевод не совсем точен. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, может быть присуща и нелегитимной власти.

Большой вклад в теорию легитимации господства (власти) внес Макс Вебер. В зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа легитимности власти:

1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Вебер, для стабильности демократии, полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемер, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.

3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Рационально-правовая легитимность характерна для демократических государств. Это преимущественно структурная или институциональная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям (персональная легитимность). Хотя нередко, особенно в молодых демократиях, легитимность власти может основываться не столько на уважении к выборным институтам, сколько на авторитете конкретной персоны руководителя государства. В современном мире легитимность власти нередко отождествляют лишь с ее демократической легитимностью.

Легитимность власти не ограничивается ее тремя, ставшими классическими типами. Существуют и другие способы легитимации и, соответственно, типы легитимности. Один из них -- идеологическая легитимность. Ее суть состоит в оправдании власти с помощью идеологии, вносимой в массовое сознание. Идео-логия обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса, ее право управлять. В зависимости от того, к кому апеллирует идеология и какие идеи она использует, идеологическая легитимность может быть классовой или националистической.В странах командно-административного социализма была широко распространена классовая легитимность. Во второй поло-вине XX в. многие молодые государства в попытках получить признание и поддержку населения очень часто прибегают к националистической легитимации своей власти, нередко устанавливая этнократические режимы.

Идеологическая легитимация основывается на внедрении в сознание и подсознание людей определенной «официальной» идеологии с помощью методов убеждения и внушения. Однако, в отличие от рационально-правовой легитимации, апеллирующей к сознанию, разуму, она -- однонаправленный процесс, не предполагающий обратных связей, свободного участия граждан в формировании идеологических платформ или их выборе.

Тема: Государство, политическая власть, политическая система общества .

План.

1. Государство.

2. Политическая власть.

3. Политическая система общества

·1· Государство

Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития. Прежде всего, подчеркнем, что государство – это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление.

Государство обеспечивает целостность и управляемость общества. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс. Существование и развитие цивилизационного общества. Государство

обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности – считает С.С.Алексеев , с сем трудно не согласиться. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Среди рассматриваемых в научной литературе вопросов, обращает на себя внимание множество теорий происхождения государства. К наиболее относятся: теологическая (Ф.Аквинский); патриахальная (Аристотель, Филлер, Михайловский); патримониальная (Галлер); договорная (Т. Гоббс, Д. Люкк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах); теория насилия (Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский), психологическая (Л.И. Петражицкий); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс). В.И. Ленин,Г.В.Плеханов . Существуют и иные, менее известные теории. Но все они являются ступенями к познанию истины.

Столь же противоречивой проблемой остается определение государства. Многие ученые характеризовали государство, как организацию Правопорядка (порядка), усматривая в том его суть и главное назначение .

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Однако данное понимание государства послужило поводом для различных упрощений. Так одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством) .

Трудности выработки дефиниции анализируемого явления породили неверие в возможность его формулирования вообще .

Определения государства, данные классиками марксизма-ленинизма , которые казалось были незыблемы, ныне подвергаются критике. Так исследователи подчеркивают, что они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство. Выводя на первый план насильственную сторону в определении государства, подчеркивают современные исследователи, не дает возможности увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка .

В современной научной литературе нет недостатка в определении государства. До недавнего времени оно определялось как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны . Однако в данном определении слабо отражена связь государства и общества.

""Государство, - подчеркивается в учебнике под редакцией В.В. Назарова, - это особая организация публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая представляя общество, осуществляет его интеграцию"" .

Существуют такие определения государства, которые носят абстрактный характер: ""Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из пирамиды всякого общества"" .

Наконец, тему определения государства завершим определением, данным в учебнике под редакцией В.М. Корельского и В.Д. Перевалова: ""государство­ – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок"" . Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству.

Существенным компонентом при анализе проблемы государства является раскрытие его признаков. Они, собственно, и отличают государство от других организаций, входящих в политическую систему общества. Каковы же они?

1. Государство в пределах своих границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества и населения объединяемого гражданством.

2. Государство является единственным носителем суверенной власти, т.е. ему принадлежит верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права. Они обязательны для всех органов, объединений, организаций, должностных лиц и граждан.

4. Государство есть механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций.

5. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными органами, призванными стоять на страже законности и правопорядка.

6. Государство, в отличие от других составляющих политической системы, располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими оборону, суверенитет и безопасность.

7. Государство тесно и органически связано с правом, которое является нормативным выражением государственной воли общества .

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении. Среди теорий, относящихся сущности государства, можно выделить следующие

Теория элит , сформированная вначале ХХ в. в работах В.Парето, Г.Моски и развита в средине века Х.Лассуэлом, Д.Сартори и др. Суть ее в том, что управляют государством элиты, поскольку, народные массы не способны выполнять эту функцию.

Технократическая теория , возникшая в 20-х гг. ХХст. и распространившаяся в 60–70х гг. Сторонниками ее были Т.Веблен, Д.Барнхейм, Д.Белл и др. Суть ее в том, что управляют обществом – специалисты, которые способны определять оптимальные пути развития.

Теория плюрастической демократии , которая появилась в ХХст. Ее представителями были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Даль и др. Смысл ее в том, что власть утратила классовый характер. Общество состоит из совокупности объединений людей (стратов). На их основе создаются различные организации, оказывающие давление на органы государства.

Указанные нормы внесли определенный вклад в определение сущности государства. В то же время в большинстве изданных в прошлые годы работ/его сущность рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие неограниченной власти/ диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях государство показывается как надклассовое образование, инструмент примирения противоречий, представляющий интересы всего общества.

Ныне признана ошибочной трактовка государства исключительно с классовых позиций . Такой подход обеднял в известной степени, искажал представление о государстве, содержал упрощенное, одностороннее понимание его сущности, ориентировал на приоритет насильственной сторон в данного явления и обострение классовых противоречий.

Как односторонний представляется подход, на котором базируется немарксистские учения . Правильно было бы вкладывать в понимание государства, отмечается в литературе, и классовый и общегосударственный подход .

Общечеловеческое предназначение государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил, обеспечения общесоциальной направленности осуществляемых им функций.

В современных условиях отдается приоритет общечеловеческим ценностям. Таким образом, государство соответствует уровню развития демократии и характеризуется развитием идеологического плюрализма, гласности, верховенства закона, охраны прав и свобод личности, наличием независимого суда и т.д.

Важно также подчеркнуть, что значение общесоциальной стороны государственной деятельности будет возрастать. одновременно с развитием данной тенденции будет сжиматься доля классового содержания.

Кроме всего вышеизложенного, наконец, на сущность государства влияет конкретно-исторические условия развития отдельных стран, религиозный и национальный факторы .

Важным пунктом работы, на наш взгляд, является освещение экономической, социальной и научной основы государства. Государство не может не существовать, нормально функционировать и развиваться без экономического фундамента, базиса, под которым обычно понимается система экономических (производственных) отношений данного общества, существующие в нем формы собственности . От базиса во многом зависит и собственно государственная финансово-экономическая основа (государственный бюджет). Мировая история свидетельствует, что на различных этапах развития государство имело различную экономическую основу и по-разному относилось к экономике.


Государственный строй - система государственного устройства.

Государственный строй - система политико-правовых, административных, экономических и социальных отношений в государстве, которая устанавливается основными законами (Конституцией, декларациями о независимости и т. д.), а также структура государства, обусловленная социально-экономическим развитием общества и соотношением политических сил в стране.

Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления .

Для более полного ответа на этот вопрос можно использовать имеющиеся знания по билетам 7, 8, 11, 16.

Россия - демократическое государство. Провозглашаются народовластие, идеологическое и политическое многообразие, обеспечение местного самоуправления.

Россия - правовое государство. Обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.

Россия - федеративное государство. Оно состоит из равноправных субъектов Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Россия - государство с республиканской формой правления. Это означает, что граждане, согласно Конституции, имеют право участвовать в выборах Федерального Собрания.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически - и главы исполнительной власти. Но России присущи и некоторые черты парламентской республики, например, наличие Председателя Правительства, назначение которого происходит с согласия Государственной Думы.

Человек, его права и свободы - высшая ценность (статья 2). Это одна из фундаментальных основ конституционного строя России. Специальные государственные учреждения, которые должны обеспечивать охрану прав и свобод - это суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры и институт Уполномоченного по правам человека.

Россия - суверенное государство. Суверенитет предполагает независимость государства в области международных отношений и верховенство его решений в делах внутренних. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ.

Суверенитет России был закреплен в Декларации «О государственном суверенитете РСФСР», принятой 12 июня 1990 г. первым Съездом народных депутатов РСФСР.

Россия - социальное государство. Особое значение имеет государственная помощь малообеспеченным слоям населения.

Статья 8 Конституции гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Россия - светское государство. Отделение церкви от государства проявляется, например, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию.

2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии - институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

Повышенные требования к росту квалификации можно рассматривать как черту, свидетельствующую о формировании постиндустриального общества в результате научно-технической революции.

Постиндустриальное общество основано на

  • наукоёмких технологиях,
  • информации и знаниях, как основном производственном ресурсе,
  • творческом аспекте деятельности человека, непрерывном самосовершенствовании и повышении квалификации в течение всей жизни.

Лучшие специалисты в наши дни должны часто обновлять свои знания по ряду причин:

  1. Бурное развитие цифровых технологий (а также и других) приводит к тому, что полученная информация быстро устаревает, требуется её обновление.
  2. В постиндустриальном обществе основным «средством производства» является квалификация сотрудников. Увеличиваются затраты на подготовку рабочей силы: расходы на обучение и образование, повышение квалификации и переквалификации работников.
  3. Для постиндустриального общества характерны рост сферы услуг и дальнейшее разделение труда. Если раньше повышение квалификации происходило постепенно, в процессе работы, без отрыва от производства, то сегодня этим занимаются специализированные фирмы и повышение квалификации осуществляется на специальных курсах.
  4. Для успешной конкуренции сегодня нужны инновации. Предприятиям приходится отказываться от выпуска прежних видов продукции и осваивать новые. Чтобы не увольнять работников, необходимо переучивать их в соответствии с новыми потребностями производства.

3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Поскольку задание дано всему классу, правильнее будет распределить работу между одноклассниками. Можно взять за основу следующий план:

  1. Предложить всем одноклассникам и, отдельно, тем, кто интересуется экономикой, обдумать, какие проблемы должны быть представлены в журнале.
  2. Собраться и обсудить полученный список проблем, распределить вопросы между участниками.
  3. Заняться поиском информации и подготовкой выступлений.
  4. Источники материала : сайты в Интернете, региональная пресса, книги о вашем регионе (там могут быть очень красивые иллюстрации).
  5. Отдельно можно поручить кому-то подготовить иллюстрации в виде компьютерной презентации, карты, плакатов и пр.
  6. Прогон устного журнала нужно делать заранее, за несколько дней до выступления, когда еще есть время, чтобы исправить выявленные недостатки.

Какие страницы включить в журнал - нужно иметь представление об основных проблемах вашего региона. Назовите 3–4, которые у всех на слуху. Довольно распространены проблемы старения населения, износа оборудования на предприятиях, роста цен на энергоносители, проблемы с конкурентоспособностью и сбытом продукции, нехватки квалифицированных рабочих-станочников, нехватки средств для социальных программ из-за низкой доходности предприятий-налогоплательщиков, нехватки мест в детских садах, что затрудняет выход на работу для молодых мам.

Ни пуха, ни пера!

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

Особенности:

Ø Гос. власть не сливается с обществом, а выделяется из него.

Ø Гос. власть внешне и официально представляет все общество. (Чиновники служащие гос-ву, должностные лица представители гос-ва (президент))

Ø Гос. власть призвана обеспечивать правопорядок и нормальную жизнедеятельность людей.

Ø Наличие особого аппарата (гос. органы)

4. СУВЕРЕНИТЕТ - свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство.

Не является безграничным (ограничен правом, обязательствами, в т.ч. международными)

Един (принадлежит одному субъекту – государству; В РФ не допускается суверенитет субъектов)

o Внешний – независимость государства во взаимоотношениях с иными гос-вами.

Выражается в возможности гос-ва определять внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международных отношений

o Внутренний – верховенство гос. власти по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны.

Внутренний суверенитет выражается в:

§ Единство и распространение гос. власти на все население страны.

§ Общеобязательность решений органов государства на всех находящихся на территории гос-ва.

§ Возможность отмены антиконституционных действий общественных организаций.

§ Исключительная компетенция гос-ва на издание законов.

5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНА (государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, налоги)

6.Типы государства: различные подходы

Тип – наиболее общие признаки, присущие определенной группе государств и раскрывающие закономерности их развития.

Типология государства – специфическая форма классификации государств на основе общих признаков конкретных государств.

Основные положения типологии государств:

1. Развитие человеческого общества – непрерывный, длительный исторический процесс

2. Этот процесс связан с коренными изменениями основных принципов государства

3. Процесс перехода от одной ступени развития к другой происходит эволюционно революционно

Значимость типологии государства:

o Дает научную, глубокую почву для характеристики черт и особенностей государства.

o Предоставляет ученым возможность прослеживать логику в построении и развитии государств.

o Выделение групп государств по типам предоставляет ученым возможность выделить перспективы, прогнозировать развитие государств.

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД – основывается на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации.

Главный критерий – способ производства (форма собственности, производственные силы и отношения)

Формации:

1. Первобытнообщинная (догосударственная)

2. Рабовладельческая

3. Феодальная

4. Капиталистическая

5. Социалистическая

Недостатки формационного подхода:

§ Построена на материале Европейских стран.

§ Не все цивилизации прошли эти формации

§ Не учитываются культурные факторы

Достоинства : Выявляет связи государства и права с другими соц. явлениями.

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД – предусматривает объединение государств по типам не только с учетом соц.экономического развития, но и с учетом духовных факторов. (Религия, традиции, обычаи, мировоззрение, общественное сознание)

Цивилизация – совокупность родственных культур.

Тойнби: Факторы влияющие на классификацию:

§ Образ мышления

§ Религия

§ Общность исторической судьбы

§ Материальная культура

Виды цивилизаций:

· Первичные цивилизации (эгейская, шумерская и др)

· Вторичные цивилизации (Европейская, Американская)

· Локальные (Египетская, Шумерская)

· Особенные (Исландская, Восточно-Европейская)

· Всемирная цивилизация

Достоинства: ориентирован на познание социальных ценностей, обращает внимание на культуру и нравственные ценности.

Классификация государств (по отношению к религии):

ü Светские (свободное вероисповедание, церковь отделена от государства, России)

ü Клерикальные (религия является государственной, Великобритания, Норвегия)

ü Теократическое (Пакистан, Марокко, Саудовская Аравия)

Ø Государственная власть принадлежит церкви

Ø Религиозные нормы – основной источник законодательства

Ø Глава государства и церкви в одном лице

ü Атеистическое (религиозные организации преследуются властями)

7.Понятие и классификация функций государства.

Функция государства – основное направление деятельности государства, раскрывающее его сущность и назначение в обществе.

Признаки функций гос-ва:

ü Устойчивая, важная деятельность государства в основных сферах.

ü Реализует связь между сущностью и назначением государства.

ü Направлены на решение основных целей и задач гос-ва.

ü Ф-и гос-ва предполагают особые формы и методы их реализации.

Классификация функций:

По принципу разделения власти:

· Законодательная

· Исполнительная

· Правоохранительная (Судебная)

По временным рамкам :

· Постоянная (оборона)

· Временная (Строительство олимпийских объектов)

По значимости:

· Главные(Оборона)

· Второстепенные (строительство ракетного комплекса)

Функции:

ВНУТРЕННИЕ

1. Политическая – обеспечение власти на всю территорию

2. Экономическая – устанавливать НПБ для рынка, управлять гос. собственностью

3. Социальная – обеспечить достойную жизнь человеку

4. Налогообложение

5. Правоохранительная

6. Финансового контроля

7. Экологическая

ВНЕШНИЕ

1. Внешнеполитическая – отношения между гос-вами

2. Внешнеэкономическая – торговые связи

3. Обороноспособность

4. Борьба с международной преступностью

Формы реализации функций:

Формы – внешнее выражение деятельности государства.

Правовые формы : (Связаны с изданием правовых актов)

· Правотворчество – издание НПА (регламентирует общественную жизнь)

· Правоприменение – рассмотрение конкретных дел и вынесение по ним решений

Организационные (Не связаны с изданием НПА)

· Создание органов

· Кадровая работа

· Делопроизводство

· Материально-техническое обеспечение

Методы реализации функций

1. Метод нормативного регулирования

4. Метод поощрения (стимулирующий)

5. Метод договорного регулирования

6. Метод контроля и надзора за деятельностью общ. Органов

7. Метод информационного влияния на общество

8.Понятие и элементы формы государства.

Форма государства – его устройство, которое выражается в характере политических отношений между обществом и государством, в способах организации органов гос. власти м территориальном делении гос-ва.

Факторы, влияющие на форму государства:

· Классовая сущность гос-ва

· Национальный состав

· Историческое развитие страны

· Идеология

Элементы формы государства:

v Форма правления

o Монархическая

§ Абсолютная

§ Ограниченная

ü Дуалистическая

ü Парламентарная

v Форма государственного устройства

o Унитарное

o Сложное

§ Федерация

§ Империя

§ Конфедерация

v Государственно-правовой режим

o Демократический

o Антидемократический

9.Форма государственного правления.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением.

ФП разъясняет:

§ Способ организации гос. органов(легитимный или нет)

§ Каким субъектом осуществляется власть (коллегиальный, единоличный)

§ Степень участия населения в формировании высших органов государственной власти

§ Как разграничена компетенция между высшими органами гос. власти

§ Степень ответственности государства перед населением.

МОНАРХИЯ – форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках главы государства.

Признаки :

1. Власть передается по наследству

2. Власть монарха бессрочна

3. Власть не зависит от населения и не несет ответственность перед ним

4. Власть монарха осуществляется единолично

Виды монархий:

· Абсолютная (власть ничем не ограничена)

И иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Иначе, политическая система общества - система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Эти социальные институты – государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в сфере общественной жизни, где ядром является завоевание, удерживание и использование власти. Именно власть и отношения по ее поводу характеризуют политические функции различных социальных институтов, являются системо-образующими факторами, формирующими, образующими политическую систему.

Понятие "политическая система общества" показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Характерные черты политической системы:
    1. именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
    2. она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;
    3. она обладает относительной самостоятельностью.
Типы политических систем:
    • тоталитарные политические системы закрытого характера фор­мирует социальная среда распределительного типа. В таких поли­тических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государст­венной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет резуль­таты коллективного труда в зависимости от места в системе рас­пределения. В тоталитарных политических системах господствуют идеи вождизма, культа лидера государства, происходит слияние государственного и партийного аппарата;
    • либерально-демократические политические системы как правило, являются открытыми: обмен идеями, знаниями, товарами, людьми, инвестициями становится их характерной чертой. В этих системах судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Государственная власть действует в организационно-правовых формах. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций в таких политических системах обеспечиваются, как правило, конституционным регулированием;
    • конвергенционная политическая системы (смешанная) . Характерна для периода реформ. В рамках такой системы которых плюрализм соседствует с реликтами политической нетерпимости, призывы к обновлению, реформам сопровождаются попытками реставрации старых порядков, прежней политической системы. Отличается нестабильностью, противоречивостью, эволюционирует, как правило, в иные системы.
Структура политической системы:
    1. государство,
    2. пар­тии,
    3. профсоюзы,
    4. молодежные организации,
    5. политические движе­ния и
    6. другие социальные институты.

Особая роль государства в политической системе общества:

    • именно через государство все остальные элементы данной системы приобщаются к власти;
    • государство высту­пает как единственная организация, объединяющая всех ;
    • государство обладает публичной властью и в необходимых слу­чаях может применять принуждение;
    • обладает моно­польным правом издания законов и установления правил поведе­ния;
    • обладает
Включайся в дискуссию
Читайте также
Римские акведуки - водное начало цивилизации С какой целью строили акведуки
Мыс крестовый лиинахамари
Рулет с брусникой из дрожжевого теста