Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оборудование помещения для прослушивания музыки. Как правильно разместить акустическую систему в комнате

Встраиваемая акустика в жилых помещениях обычно используется, чтобы меньше загромождать комнаты и не вносить чужеродные по облику объекты в интерьер. Первое особенно актуально в тесных наполненных предметами помещениях – кухне, ванной – а последнее в интерьерах лаконичных стилей.

Однако мало кому известно, что встроенная акустика позволяет также существенно улучшить качество озвучивания небольших комнат с неважными собственными акустическими параметрами, используя недорогие динамики среднего уровня верности воспроизведения звука. Почему? Встроенные акустические системы (АС) такого назначения в принципе не могут изготовляться на продажу с доставкой к месту установки, их нужно делать прямо в помещении; как правило, в порядке несложного строительного ремонта. Цель настоящей публикации – дать читателю сведения, позволяющие как правильно установить покупную встаиваемую АС, так и вмонтировать самодельную в обшивку стен, фальшпотолок, арку, др. гипсокартонные конструкции или мебель.

Конструкции

Встроенная домашняя акустика по способам конструктивного исполнения разделяется на 2 большие группы: интегрированную и модульную встраиваемую. Последняя выпускается в виде АС в уплощенном корпусе или широкополосных моноблочных излучателей звука (ИЗШМ), см. рис. Модульно-встраиваемые АС при тех же, формально, технических данных стоят существенно дороже отдельно устанавливаемых, а звук дают заметно хуже. Причина – габаритная глубина модульной АС не должна быть больше толщины обшивки стен; как правило – 60 или 80 мм. Поэтому, во-первых, в динамиках для модульных АС крайне затруднительно оказывается применять мощные и сложные магнитные системы, обеспечивающие длинный ход диффузора и наилучшее качество звука. Во-вторых, пропорции корпуса оказываются далекими от оптимальных. С другой стороны, монтаж модульных АС ни малейших сложностей не представляет: вырезают в обшивке проем по размерам, указанным с паспорте АС, выводят из него провода, подключают к АС и просто вставляют ее на место: корпус снабжен защелками, а на лицевой панели есть отверстия, через которые их отжимают при необходимости демонтажа. Так что с модульно-встраиваемыми АС на этом и закончим.

ИЗШМ – системы звуковоспроизведения среднего или базового класса качества. В квартире широкополосные излучатели звука используют для озвучивания небольших загроможденных помещений: кухни, ванной, прихожей, в которых ставить высококлассную акустику смысла нет. Выпускаются ИЗШМ, как правило, под монтаж в гипсокартонную обшивку и потому имеют также небольшую конструктивную глубину. Однако звучание ИЗШМ можно заметно улучшить, встроив их в мебель; один из примеров будет рассмотрен далее.

Интегрированные системы

Встроенная акустическая система интегрированного типа с точки зрения озвучивания неразделима с конструкцией или предметом мебели, в который встроена, т.е. последние являются акустическим оформлением первичного источника звука (возбудителя системы). Первичным источником звука может быть как ИЗШМ, так и обычный 2-3 полосный комплект готовок громкоговорителей ГГ (динамиков) в разделительными фильтрами и аттенюаторами частотных каналов (в высококлассных системах). Именно интегрированные АС позволяют получить высококачественный звук в небольших помещениях с посредственной собственной акустикой, т.к. размеры акустического оформления оказываются соизмеримы с длинами волн наинизших слышимых частот звука.

Оформление и АЧХ

Конструктивное оформление интегрированной акустики для дома может быть выполнено 2-мя принципиально различными способами. Если подать музыкальный сигнал на ГГ, просто лежащую на столе, то басов (низких частот, НЧ) слышно не будет: длинные звуковые волны от фронтальной и тыльной поверхностей диффузора тут же сойдутся в противофазе и погасят друг друга. «Глушить» излучение с тыла непосредственно на динамике нельзя: во-первых, от большой упругости запертого в малом объеме воздуха собственная резонансная частота ГГ возрастет настолько, что басы все равно пропадут. Во-вторых, по той же причине диффузор будет прогибаться и давать призвуки, т.е. появятся искажения звука на средних частотах (СЧ) в виде хрипов. Задача любого акустического оформления динамиков как раз и заключается в том, чтобы или подавить излучение с тыла диффузора, не увеличивая существенно резонансной частоты ГГ и противодавления на диффузор, либо, «перевернув» тыльное излучение на 180 градусов по фазе, переизлучить его с фронта или, по крайней мере, из области, удаленной от фронтальной стороны АС на расстояние, много меньшее длин волн НЧ. Примерами акустического оформления 1-го рода являются закрытый ящик или щит (акустический экран) со звукопоглощающей структурой; 2-го – фазоинвертор, лабиринт, пассивный излучатель и др.

Примечание: известно также акустическое оформление АС, так сказать, комбинированного действия – открытый ящик, он же с панелью акустического сопротивления (ПАС), рупоры разных типов. Открытые ящики не годятся для современных компрессионных динамиков и, также как и рупоры, не могут быть встроены в уплощенные по одной координате предметы/конструкции. Поэтому о них ограничимся упоминанием.

Ящик

По схеме закрытого ящика выполняются чаще всего встроенные колонки в составе мебели. Закрытый ящик несколько повышает резонансную частоту ГГ, но спад его АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) в сторону НЧ монотонный и пологий (слева на рис.), что делает звук более прозрачным и мягким. Это важно в помещениях с плохой собственной акустикой – кухнях, ванных. Не менее важно там и то, что закрытый ящик возможно сделать герметичным: в сочетании с влагостойким динамиком (см. далее) можно получить АС, длительное время выдерживающие тяжелые условия эксплуатации.

Щит

Акустический экран теоретически не влияет на собственные АЧХ и резонансную частоту ГГ. На стандартном экране специальной конструкции как раз и снимают техданные ГГ в звукомерных камерах. Однако динамики на щите, встроенном в стену, подвержены действию пыли и, возможно, климатических факторов, если здание не утеплено как следует снаружи, поэтому на щит-обшивку желательно ставить динамики той же конструкции, что и в кухню/ванную (см. далее). Вследствие невозможности применять в них мощные сложные магнитные системы собственная добротность таких ГГ Q>0,7, отчего АЧХ на НЧ падает уже не монотонно, но и без больших провалов, в центре на рис. Свыше 95% слушателей, в т.ч. ординарных музыкантов, ухудшения качества звучания из-за этого не отмечает.

С поворотом фазы

АС с вращением фазы тыльного излучения позволяют получить максимальную звуковую отдачу ГГ на НЧ, в т.ч. и на частотах ниже собственной резонансной динамика. Цена этого – «горбатая» АЧХ и резкий ее спад на НЧ, справа на рис. Применительно к встраиваемым АС – также интенсивный воздухообмен с комнатой (кроме систем с пассивным излучателем). Поэтому интегрированные АС с поворотом фазы тыльной волны делать нежелательно.

Примечание: если вы поклонник Heavy Music (группа Doors), ранних Pink Floyd, тяжелого рока и металла, то вам как раз и нужны АС малого объема с фазоинвертором или рупорные – у них самый «злой» звук.

О динамиках в потолке

Потолочные динамики используются в системах звуковоспроизведения домашних кинотеатров, о чем мы еще вспомним в конце. Но встраивать АС в потолок имеет полный смысл и для прослушивания обычного стерео, на высоте не более 2,5 м. Дело в том, что человек плохо определяет локализацию источников звука по высоте. Басы по высоте источника различаются несколько лучше (за счет резонанса в полостях тела, между прочим), но как раз они основного стереоэффекта не создают.

В небольших комнатах зона полного стереоэффекта оказывается очень малой, поз. 1 на рис. Если же поднять динамики вверх, расположив их с наклоном, то «хвост» стереозоны за счет того же подъема вверх стянется в проекции на пол (поз. 2), и реальная зона стереоэффекта расширится, поз. 3.

Гостиная, спальня и т.п.

Делать интегрированную акустику в жилых комнатах целесообразно прежде всего экономически. Почему – см. цены на модульные АС. Еще лучше, если стена, на которой будут размещены динамики, утеплена снаружи или смежная с соседней комнатой. В таком случае, если обшивка под акустику выполнена правильно (см. ниже), можно просто взять доску (переднюю панель) от старых колонок вместе с динамиками и разделительными фильтрами и поставить в стену. Нужный объем воздуха за доской легко получается установкой горизонтальных перегородок. Главная задача при этом – обшить стену так, чтобы гипсокартон не резонировал.

Схемы обрешетки под обшивку стен гипсокартоном с установкой встроенной акустики для музыки и телевизора с сабвуфером (общей для обоих каналов басовой АС) даны на рис. Акустическое оформление комбинированное – щит с поглощающей структурой, ее образуют перфорированные рейки обрешетки совместно с полостями между ними, и/или закрытый ящик. Размер ячей обрешетки – не более 400х400 мм. Шаг установки крепежа гипсокартона – не более 80 мм. Если полости за обшивкой заполнить минватой (лучше – синтепоном, см. также далее), звук только улучшится. Наклон угловых секций относительно базовой стены – 10-30 градусов. Обрешетка одноуровневая, ее рейки врезаются на перекрестьях вполдерева. Каналы перфорации «дырявых» реек обрешетки должны располагаться параллельно стене. Поскольку басовых динамиков конструктивной глубиной 40 мм не бывает, под сабвуфер нужно из цельных реек или досок толщиной 40 мм выгородить надставку-ящик. Динамики в соотв. ячейки обрешетки монтируются обязательно на досках толщиной от 20 мм.

Об объеме за динамиками

Если в описанное акустическое оформление будут устанавливаться динамики с фильтрами от старой АС с фазоинвертором, то всю обрешетку нужно будет собрать из цельных реек, а объем за динамиками подогнать до величины его в исходной АС с помощью горизонтальных перегородок, т.к. иначе работа фазоинвертора нарушится.

Если же устанавливаются динамики от старых АС типа закрытый ящик, то объем за угловыми динамиками в стене нужно пересчитать на максимально допустимый по какой-либо из известных методик либо воспользоваться упрощенной (см. далее). Дело в том, что на производстве, в т.ч. в очень солидных фирмах, дизайнеры, маркетологи, экономисты и эргономисты часто всем скопом давят на конструкторов, заставляя их делать АС – закрытые ящики объема много меньше оптимального. Напр., объем потенциально очень неплохой 6АС-1 сделали 6,5 л в расчете на определенную категорию потребителей, а технически оптимальный для тех динамиков – 30 л. Звук тех же динамиков с фильтрами в подходящем ящике меняется поразительно – не в худшую сторону.

Ванная

То, что в ванную нужна влагостойкая акустика, очевидно. Цены на динамики-«непромокашки» категории Hi-Fi в фирменных прайсах также очевидны и способны вызвать бурю разнообразных эмоций, кроме радости. Итак, перед нами задача – сделать достаточно высококачественную встроенную акустику для ванной, обойдясь динамиками более доступными.

Динамики

Условия эксплуатации акустики в ванной комнате довольно сходны с таковыми в автомобиле. Отличия в том, что в ванной 100% влажность воздуха при повышенной его температуре возникает гораздо чаще, и не исключено регулярное попадание на АС брызг воды. Отсюда следует, что нам нужно в ванную подобрать автомобильные динамики возможно более влагостойкие «с лица», а с тыла защитить их от тумана и конденсата, т.к. наиболее уязвимые для климатических воздействий части любого динамика – катушка и магнитная система.

Динамики для самодельной акустики в ванную должны, во-первых, иметь пластиковый диффузор. Звук такие дают до четверочного (по пятибалльной шкале) с ма-а-леньким плюсиком, но в гигиеничной ванной на лучший рассчитывать и не приходится. Ванные комнаты с обшивкой по обрешетке оставим в умолчании: они полезнее для микробов и пауков, чем для людей. Применительно к условиям эксплуатации в ванной комнате придется дополнительно обратить внимание на некоторые конструктивные особенности автодинамиков, а как их выбрать по техническим данным, см. видео ниже.

Видео: выбор автомобильных динамиков для встраивания по тех. характеристикам

Для повышения стойкости АС к микроклимату ванной нужно использовать динамики или широкополосные, или моноблочные ИЗШМ; разделительных фильтров в корпусе АС не должно быть. Если динамик представляет собой ИЗШМ, то диффузоры всех звеньев (НЧ, СЧ, ВЧ) должны быть пластиковыми или металлическими (металлизированными), СЧ-ВЧ звенья должны быть расположены на влагостойком монтажном модуле, а проводка к ним выполнена скрытой (слева на рис.); автодинамики, диффузор хотя бы одного звена которых целлюлозный, а проводка к СЧ-ВЧ открытая (справа на рис.), в ванную не годятся, хоть бы в салоне машины они пели, как хор Александрова в Большом Театре.

Ящик

Защитить тыл динамика от ванного климата возможно, применив акустическое оформление закрытый ящик. Встраивать АС-ящики придется либо в углы, боковые или верхний, под потолком, либо в ванную мебель: шкаф, тумбу, трюмо.

Правильные пропорции закрытого ящика для акустики даны на поз. 1 рис., а минимально допустимый объем для широкополосных и автодинамиков долговременной мощности 6-20 Вт (20-60 Вт музыкальной) приблизительно можно взять (в литрах) равным 1,4 долговременной мощности или 0,47 музыкальной (пиковой). Максимально допустимый объем берем равным от 1,8 пиковой мощности или 5,4 от долговременной. Обратите внимание, что динамик устанавливается не точно по центру лицевой панели: так нужно, чтобы избежать искажений звука вследствие интерференции внутри ящика звуковых волн. Если объем ящика ближе к минимальному, звук на СЧ будет громче и четче, но нижняя граница воспроизводимых частот сдвинется вверх, т.е. глубокие басы приглушатся или затухнут. Если ближе к максимальному – наоборот.

Примечание: с мощностями динамиков нужно разбираться по спецификации, т.к. в обозначениях наличествует разнобой. Напр., 10ГДШ-1 по-новому стал 10ГД-36К, и «10» обозначает его долговременную мощность в ваттах. А вот у 25ГДН-1-8-80 долговременная мощность тоже 10 Вт.

Материал корпуса – МДФ или фанера толщиной 18-24 мм. Детали из того и другого 2-3 раза пропитываются насквозь водно-полимерной эмульсией. Сборка акустической системы «закрытый ящик» для ванной производится след. образом:

  1. Собирается на силиконовом клею и стойком к коррозии крепеже коробка без передней стенки (лицевой панели);
  2. Сквозь заднюю (боковую) стенку проводится кабель, выводится наружу из проема прим. на 0,5 м, а кабельный ввод герметизируется силиконом;
  3. В корпус вкладывается заполнение (см. ниже);
  4. В проеме с отступом от края на толщину лицевой панели крепится для нее монтажная рамка из рейки от 20х20 до 40х40;
  5. На лицевую панель устанавливается динамик;
  6. Стык корпуса динамика и лицевой панели герметизируется силиконом;
  7. Провода припаиваются к клеммам динамика. Не вставляются в штатные зажимы! И следите за полярностью (фазировкой), потом не исправишь! Пайки защищаются нитролаком;
  8. На монтажную рамку змейкой наносится силиконовый клей;
  9. Лицевая панель с динамиком устанавливается на место и закрепляется никелированным или хромированным крепежом: по углам, посередине коротких сторон и по 2 точки крепления на длинных сторонах;
  10. Окно с диффузором динамика затягивается защитной микросеткой, напр., из лоскута женских колготок на рамке;
  11. Монтируется брызгозащитная решетка (см. далее);
  12. АС дважды лакируется акриловым лаком и устанавливается на место.

Заполнение

Встроенная акустика для ванной должна быть как можно более компактной, и давно известно средство увеличить физический объем ящика против геометрического. Для этого в корпус АС помещают вертикально рыхлый рулон синтепона, поз. 2 на рис. Заполнение поглотит энергию внутренних звуковых волн, отчего термодинамический процесс в ящике станет изотермическим, а не адиабатическим. Это эквивалентно увеличению объема ящика в 1,4 раза (показатель адиабаты). Т.е., прикидываем, как описано выше, объем ящика, делим его на 1,4, затем по полученному значению и пропорциям ящика вычисляем его внутренние размеры, а по ним и толщине материала – наружные и размеры деталей.

Жалюзи-линза

Совместно с микросеткой надежно защитит динамик от брызг жалюзи из наклонных вниз под 45 градусов жестких влагостойких пластин с полированной (во избежание искажений звука) поверхностью, поз. 3. Устанавливается жалюзи во всю ширину лицевой панели, а по ее высоте сверх окна под динамик – неограниченно. Шаг установки пластин – 12-18 мм. Рационально будет также выполнить жалюзи в виде акустической линзы, расширяющей зону стереоэффекта, что в ванной немаловажно. Выкройка пластин для жалюзи-линзы дана на поз. 4.

Ящик для резвых

Относительно недороги во влагостойком исполнении широкополосные маломощные динамики с коротким ходом диффузора; недорогие автодинамики часто того же типа. Американские радиолюбители прозвали такие динамики резвыми за большую громкость звучания при малой подводимой мощности и жесткий, резкий звук. Причина последнего – большая неравномерность АЧХ во всем рабочем диапазоне.

В последние годы звучание «резвых» стало гораздо лучше: производители в массу для отливки диффузора стали добавлять мелко нарубленные шелковые нити, но для влагостойких «резвых» такое решение неприменимо, т.к. их диффузоры отливаются из пластика. Тем не менее, заставить «резвые» звучать на уровне базового Hi-Fi возможно. Кроме динамического диапазона, но в небольшой ванной или кухне это ограничение несущественно.

Первое, «резвые» динамики объединяются синфазно в четверки-квадруплеты. Кроме некоторого сглаживания АЧХ, резонансная частота квадруплета оказывается прим. в 1,7 раза ниже, чем одинарного динамика из него. Т.е., у одного 110 Гц, а у квадруплета будет 65 Гц, что уже тянет на Hi-Fi. Но увлекаться «размножением» динамиков не стоит, т.к. при этом падает четкость и сила, «упругость» басов. Напр., если 24 динамика с резонансом в 150 Гц запихать и один ящик, то итоговая резонансная частота будет 20 Гц. Однако верно воспроизводить это скопище будет только синусоидальный сигнал, а если дать музыку, то пойдет невнятное утробное уханье, в котором и музыкант не разберет, где большой барабан, а где контрабас.

В дополнение к объединению в четверки улучшить качество звучания «резвых» можно, помещая квадруплет в корпус треугольной в плане формы. Для встроенных АС это тем более хорошо, что таким образом реализуется и боковая, и потолочная акустика. Чертежи разработанной американскими радиолюбителями акустической системы «Четверка резвых» даны на поз. 5 рис. Обратите внимание, что ось квадруплета также смещена от центра лицевой панели. Размеры – по внутри. Заполнение синтепоном улучшает звук, как и в прямоугольном ящике.

Кухня

В кухне удобно слушать музыку от кухонного радио-плеера со штатными динамиками, поз. 1 на рис., которые наверняка те же «резвые» с шелком. Стоит такое хозяйство в общем недорого, а получить от него вполне приличный бас можно, встроив динамики в спинку кухонного уголка, поз. 2. Если у вас есть желание сделать кухонный уголок точно под свою кухню своими руками (что вполне под силу рядовому домашнему мастеру), подумайте об этом варианте.

Полость за спинкой дивана сверху, снизу и с боков плотно отгораживается, а посередине разгораживается глухой перегородкой (поз. 3), чтобы не портить стерео. Ящики заполняются синтепоном, и все сзади зашивается ДВП. Чтобы стерео в небольшом загроможденном помещении было четче, а звук сочнее, верхний угол над акустикой (под потолком или подвесным шкафом) скругляют гипсокартоном или фанерой, вверху на поз. 2. Подобное техническое решение впервые было применено в широко известной когда-то АС «Кюхетта». К сожалению, стерео «Кюхетта» так и не родилась: для нее нужны были два совершенно свободных смежных угла на короткой стене, что в современных квартирах вряд ли реально.

5-1 и кино

Для домашнего кинотеатра, как известно, используется акустика системы 5-1 с дополнительными потолочными динамиками. Ее создатель, выдающийся, даже, без преувеличения, великий звукотехник Чарльз Долби не раз сетовал, что 5-1 слишком уж ретиво выхватили для коммерческого использования. Он-то придумал акустику 5-1 для полнообъемного кино будущего, где зритель, по идее, сможет ходить по сцене, рассматривая персонажей и обстановку со всех сторон. Кино 3D – только иллюзия объемности; в сущности, это усовершенствованная стереопара. Как и 5D, 7D, 9D. Куда там фантастам прошлого с их несчастным четвертым измерением. Но все эти «D» объемны не более, чем изображение кубика в изометрии.

Звук 5-1 может, конечно, оживить и фильм на плоском экране, но для этого нужна совершенно иная культура постановки, которой пока нет и в теории. А ощущения проезжающего сквозь зрителя автомобиля или топот за спиной, когда персонаж бежит перед глазами, не дают ничего, кроме вреда душевному и, через него, физическому здоровью. Но вернемся к технике: если кто обзавелся домашним кинотеатром, то настроить его акустику под помещение нужно правильно, система 5-1 к этому очень критична.

Расположение динамиков для домашнего кинотеатра с системой озвучивания 5-1 показано слева на рис. Его основа – т. наз. рисующие АС (показаны красными стрелками), образующие обычную акустическую стереопару. Настройка 5-1 под комнату производится подбором правильного их расположения, поэтому рисующие АС звука 5-1 встроенными делать не следует, либо нужно изначально проектировать 5-1 под помещение. Для чего требуется полное знание электроакустики в теории и на практике или весьма и весьма значительные денежные средства.


Хотите знать, с чего начинается построение системы Hi-Fi ? Самым важным элементом является бюджет, который Вы готовы потратить на эту систему. Это конечно Ваше дело, сколько Вы готовы потратить и сколько потратите на такое удовольствие как акустическая система. Вам придется учитывать не только денежный фактор, но и другие важные составляющие. Ну, вот, например, акустика комнаты тоже наложит отпечаток на её звучание. Нужно помнить, что всё богатство и фееричность звука от прослушивания музыки и не только, зависит от воссоединения волн звука и звучания акустики. Берут за правило, что для комнат большего размера нужны и колонки побольше, для усиления желаемого результата.

Соответственно, если помещение меньших размеров, то и акустическая система должна подходить для получения желаемого эффекта от прослушивания записи. Не заменимые источники советов по системам Hi Fi являются журналы и, конечно же, дилеры по продажам этих систем. Выслушав советы, постарайтесь остаться реалистом и верно оценить собственные потребности и возможности.

Первое, что нужно сделать, это выбрать музыку, которой Вы отдаете предпочтение, ведь от этого зависит и звучание, и баланс акустической системы. Если Вы отдаете предпочтение меньшему количеству компонентов, то можно потратить немного больше средств на другие составляющие этой системы, для обеспечения более качественного звучания. Если Вы решили и компакт-дисков, плюс ко всему и радиоприёмник, то тем самым Ваш бюджет разделяется на три части, что соответственно уменьшает возможности приобретения высококачественной акустической системы. Конечно же, это правило не распространяется на тот случай, если Вы действительно имеете нужную сумму для покупки системы Hi-Fi премиум-класса.

Второе, нужно определиться, как Вы будете создавать свою систему – поэтапно или сразу на мощной акустической основе. Если поэтапно, то приготовьтесь вначале вложить в свою систему хотя бы одну третью часть бюджета, а именно, потратить эту часть на приобретение хорошего проигрывателя для музыкальных дисков.

Следующее Ваше действие это усиление звука, о котором нужно позаботиться заранее. Если Вы будете наслаждаться музыкой на высокой громкости в просторном помещении, то лучше приобрести усилитель с большим запасом мощности. Очень часто мощность колонок не учитывается, а ведь она и определяет качество звучания систем Hi-Fi и Hi-End . Определенное количество Ватт не способствует качеству звучания. Например, Rotel RA-05 , один из немногих усилителей для системы Hi-Fi , обладает мощностью около 40Вт на один канал и этой мощности ему хватает для весьма качественного звука, при этом являясь не очень дорогим товаром по стоимости. Но если Вас интересует большая напольная система, то нужно внести в планы покупки более качественную акустику и соответственно она будет стоить дороже. По этому вопросу можно получить консультацию в спец журналах или у нас на сайте, мы советуем Вам потратить одну третью бюджета которым Вы располагаете на усиление звука.

В эту сумму не входит стоимость самой акустической системы, на которую тоже тратится еще одна треть денег. Но в этой категории выбор больше по дизайну, чем в предыдущей. Акустические системы бывают малых и больших размеров, оформленных в традиционном, классическом или современном направлении дизайна. Известно, что большие и крупные колонки производят более мощные и глубокие звуки, а колонки поменьше, полочные не так сильны в звучании. Но если всё же Вы отдаете предпочтение напольной системе, то качество звучания будет намного выше. Меньшие акустические системы выдают качественное звучание басов, чем не уступают крупной системе и подходят для помещений меньших размеров. И еще, нужно помнить, что большие напольные акустические системы, будут звучать ярче и интересней, если их установить на специальные опоры. Эти опоры не входят в стоимость самой системы.

Где устанавливать акустические системы?


Мы уже говорили о том, что от размера комнаты зависит и тип, и размер покупаемых колонок. Давайте углубимся в этот вопрос и узнаем, почему это так?
Главной составляющей акустической системы являются динамики ("драйверы"), задача динамика создавать движение воздуха. Соответственно, если колонка большая, то и динамики более массивные, а это значит, что в движение придёт и бОльшая масса воздуха. Это очень важно, потому что, чем комната больше, тем больше воздуха динамикам придётся привести в движение, а это значит, что усилится напряжение в этих самых колонках. Не много упрощая, скажем так, что меньшие динамики, которые используют в не больших помещениях, это, как правило, полочные колонки, потеряются в звуковом эффекте в большом зале. Вторая сторона этой медали вырисовывает другую картину. Если в маленьком помещении установить напольную акустику, то звучать она будет, можно сказать, даже угрожающе, и такие звуки очень пагубно действуют на наше здоровье.

Вот поэтому очень важен правильный выбор колонок для Вашего помещения, ведь это шаг в сторону составляющей акустической системы Hi-Fi или Hi End. Очень важно правильно оценить и проанализировать доступное Вам помещение и то, где Вы хотите разместить в нём колонки. Если Вы поставите колонку у стены или в углу, то изначально звучание системы будет не полноценное. Почему? А потому что стены и окружающие предметы, находящиеся в непосредственной близости к акустической системе поглощают или отражают звук. Другими словами, акустическая система взаимодействует с предметами посредством звуковых волн. Но в тоже время Вы заметите, что у колонки, стоящей у стены, увеличивается уровень басов, это происходит из-за стереоэффекта и, если можно так сказать, скорости звука исходящего с колонки. Акустическая система больших размеров только усилит этот эффект и создаст ощущение тяжести. И совсем обратный эффект будет от колонок поменьше, звук будет теряться, потому что динамикам придётся перемещать больший объём воздуха. Вот по этим причинам очень важно заранее оценить акустические возможности Вашей комнаты или помещения, где будут размещены колонки, и учесть пространственное размещение предметов. Такие нюансы помогут Вам правильно расставить предметы акустической системы и насладиться качественным звуком.

Единственное неизменное правило, и его знают все специалисты, это то, что колонки ставить по углам не рекомендуется. Потому что угол будет поглощать звук и создаст эффект гула с которым не справится ни одна высококачественная акустическая система. Так же и акустика самой комнаты может влиять на звук исходящий от колонок. Например, если Ваша система размещена на голом полу, то звук будет очень сильно отличатся от звука, если бы эта же система стояла на полу, покрытым ковром. Это объясняется банальным отражением звука от предметов. Чем меньше в комнате мебели, тем сильнее звук и наоборот, чем больше мебели и ковров, тем слабее звуковая волна.

Если для отделки помещений встанет вопрос о выборе керамической плитки, то очень хорошим вариантом является плитка Realonda Ceramica (Испания) . Изысканный дизайн и качество выше всяких похвал.

Как правильно расположить акустические системы?


Для идеального звучания и прекрасного стереоэффекта необходимо разместить Ваши акустические системы на одном расстоянии и высоте от места, где находятся слушатели, и если в этом есть необходимость, то колонки можно разместить на специальных стойках. При помощи таких стоек можно наклонять и поворачивать колонки в сторону слушателя. Нужно мысленно представить равносторонний треугольник, где в вершине находится сам слушатель, а основание этого треугольника находится в одной плоскости с колонками, теперь поворачиваем колонки таким образом, чтобы они были направлены к вершине, то есть к слушателю. Таким способом, можно добиться прекрасного звучания Ваше акустической системы и при этом будет отсутствовать акустика самой комнаты. Будет создаваться эффект пространственности между колонками, а это и есть главная задача стерео системы. Хорошо настроенный звук будет обладать протяжной глубиной и яркой высотой, относительно акустической шкалы, которая охватывает звуки как от камерных записей до значимых оркестровых концертов.

Нужен ли мне домашний кинотеатр?


Чтобы музыкальная запись была идеальной она не должна менять исходное исполнение, нужно добиться того чтобы мы могли слышать голос исполнителя или инструмента в первоначальном звучании, так как будто они играют в непосредственной близости к Вам. Но с другой стороны, любой звук, который слышен из колонки в кинотеатре это всего на всего большая уловка. Ведь никто еще не записывал звук взрывающейся атомной бомбы или голос динозавра, или на что же похож треск ломающегося надвое самолета, или как звучит двигатель космической ракеты. Но, это те звуки, которые мы слышим в кинофильмах и они не должны звучать по-другому, нежели оригинал. Эти звуки нужны для того, чтобы убедить зрителей в реальности и не смазать впечатление от фильма, они должны звучать как настоящие. Но мы знаем, что озвучивание фильма происходит уже после того как он снят. Диалоги и звуки записываются непосредственно в студии, затем накладывается музыка и спецэффекты, которые получены из различных самых невероятных источников. Например, для углубления эффекта басов использовали биологический звук китов, а треск ломающегося Титаника был создан при помощи падающей бетономешалки и нескольких досок. Искусство создания звука ограничено необходимостью сохранения диалога, который является важным элементом звуковой дорожки. Многие режиссёры не хотят, чтобы их киноленты потерялись в звуковом водовороте и прибегают к самым невероятным звуковым уловкам, для сохранения ясности. Эта разница между музыкой и кино помогает понять и осмыслить некоторые функции домашнего кинотеатра. Системы Hi Fi или Hi End лишь передают реальность звука, а домашний кинотеатр создает эту реальность, ту реальность, которую пытается передать нам режиссер. И хорошей системой считается, та система, которая смогла Вас обмануть и Вы забыли о том, что Вы сейчас в кинотеатре и не принимаете участие в реальных событиях.


Составные части домашнего кинотеатра.


Основная часть звукового сопроводительного эффекта, в наше время, идет по цифровым каналам. Существуют пять основных каналов и несколько дополнительных. Самый основной канал осуществляет передачу объёмных сигналов, диалогового сигнала, центрального и тд, что в сумме дает пять главных каналов и ещё один для усиления басов. Этот басовый канал передает примерно 10% всей звуковой информации, поэтому его ещё называют 5.1-канальным звуком. В некоторых случаях рекомендуют добавлять и шестой канал для увеличения звуковой пространственности, и тогда этот канал обозначают как 6.1. Этот сигнал воспроизводится одной или двумя дополнительными колонками, что опять же в сумме дает общее количество колонок – 5 или 6, сюда же входит и сабвуфер. Теперь можно поближе познакомиться и с основными элементами домашнего кинотеатра.

Первая и конечно же главная составляющая – это экран, дающий отличное и качественное изображение. Экран должен быть с большой диагональю, подойдут плазменные и жидкокристаллические телевизоры, но для получения лучшего эффекта рекомендуется использовать кинопроектор и экран. Это воссоздаст ощущение настоящего кинотеатра. Дальше, нам понадобится источник звука, для этой цели очень часто используют проигрыватель Blu-Ray или же медиа плеер. На рынке эти проигрыватели стали расходным материалом по причине их не большой стоимости, хотя это предложение и может оказаться интересным, но для домашнего кинотеатра они подходят меньше всего. Высококачественный воспроизводитель сможет не только дать хорошее качество звука, но и отличное звуковое сопровождение.

Следующее что нам понадобится – это процессор, AV-ресивер или усилитель. Эти устройства нужны для усиления звука, идущего на колонки и для раскодирования цифрового сигнала объёмного звучания. В системах с процессором и в системах с усилителем-ресивером работу выполняет мощный процессор цифрового сигнала. Ими принимается сигнал от проигрывателя и преобразуется в звуковое поле. Кроме того, процессоры помогут компенсировать акустику комнаты и расположение колонок в ней.

И еще один не маловажный факт. Нам понадобится система колонок, на которые с усилителя или ресивера подается звук. Выбор таких систем очень велик, от маленьких сателлитов, до более тяжелых напольных акустических систем. Но составляющие их элементы одни и те же. Все колонки домашнего кинотеатра должны звучать в одной тональности. Это обеспечивает равномерное распределение звукового поля, и сигнал не будет разрушаться по каналам. Незначительные отклонения в громкости или тональности приведут к разрушению иллюзии и общего впечатления. Поэтому много внимания уделяется на изготовление центральной колонки, которая должна совпадать с остальной акустической системой. Не смотря на то, какого размера Ваш набор акустики, нужно обязательно выделить средства для приобретения и нескольких сабвуферов. Они обеспечат Вам полное удовольствие от просмотра фильма и наполнят комнату глубокими и яркими басами.

Купив либо изготовив акустические системы или по простому — колонки, обычно не сильно задумываются о том как и куда их ставить. Однако при выборе места для акустических систем следует учитывать, что от правильности их расположения сильно зависит правильность создаваемого стереоэффекта, устранение акустических дефектов помещения, хорошее подчеркивание низких и высоких частот. Помимо этого стоит еще учитывать эстетическими соображения и мнения остальных членов семьи…

Для определенности стоит сказать, что по терминологии ‘ колонки ’ это акустические системы, в которых установлено по несколько одинаковых излучающих головок. Используются колонки для получения больших звуковых мощностей при озвучивании кинотеатров, концертных залов, стадионов и т.п. Однако для упрощения в статье под колонкой понимается акустическая система с несколькими излучателями на разные диапазоны частот.

Как правильно расставить колонки

Не существует никаких строго установленных правил размещения акустических систем в помещении, есть только общие рекомендации и установленные факты. Какие бы колонки у вас не были, в конечном итоге приемником звука всегда является ухо и, в первую очередь, необходимо удовлетворять именно его запросы и предпочтения.

Понять как правильно расставить акустические системы можно только путем неоднократной их расстановки. Следующие указания служат лишь ориентиром для действий и экономии времени.

Влияние формы комнаты на расстановку АС

Прежде всего следует подумать о форме помещения, в котором будет размещена акустическая система. Хорошо, если комната квадратная. В этом случае не возникнет дилеммы у какой стены лучше ставить, у длинной или у короткой. Но в наших домах квадратная комната — большая редкость, поэтому немного помучаемся)

Если акустика размещается у короткой стены, то это способствует подчеркиванию низких частот, т.е. басов. Зачастую даже излишнему подчеркиванию. Так же могут проявляется неприятные резонансные явления похожие на гудящий грохот или звон. Особо сильно это проявляется при значительной вытянутости помещения. В таком случае предпочтительнее расстановка у длинной стены.

Если же расставить колонки у длинной стены, то это может вызвать ощущение затухания низких частот, но устранит неприятные резонансные явления.

Расстояние межу акустическими системами, обозначим его как d , обычно составляет 2-3,5 метра. Оно зависит от расстояния до места прослушивания l . Для создания правильного стереоэффекта желательно, чтобы слушатель всегда находился в соответствующей точке стерео зоны. Однако l ограничивается размерами комнаты.


Возможности изменения двух величин d и l ограничены заштрихованной зоной на диаграмме. Если, например комната позволяет выбрать расстояние d равным 3,5м, то место прослушивания может находиться в 2,5-4 метрах от стены.

Расположение по вертикали

Акустические системы могут располагаться как вертикально так и горизонтально.

При вертикальном расположении акустических систем, высокочастотные громкоговорители должны располагаться в верхней части. Низкочастотные звуковые колебания лучше всего распространяются по низу, а с ростом частоты желателен подъем излучателей. Поэтом, если у вас система 2.1 то сабвуфер должен располагаться на полу, а сателлиты (СЧ-ВЧ излучатели) лучше располагать не ниже, чем на уровне стола.

При горизонтальном расположении колонок, высокочастотные громкоговорители лучше располагать с внутренней стороны, по причини узкой направленности ВЧ головок для их более близкого расположения к осевой линии комнаты. Однако допустимо и обратное расположение, которое приведет к расширению звуковой сцены что актуально для современной цифровой музыки.

И даже это еще не все))

Если акустические системы плотно прижаты к углам комнаты, то максимально подчеркиваются низкие частоты.


Если количество НЧ сильно завышено и наблюдается гудение, то следует отодвинуть колонки от углов.


Еще более сильное затухание низких частот можно получить, если поднять системы на некоторую высоту от пола.


Чрезвычайно громкое звучание НЧ получается при удалении задней стенки акустической системы от стенки. Такое усиление неестественно и не должно допускаться.

И напоследок, во время всех экспериментов с расстановкой акустики рекомендуется поворачиваться к ней спиной. В психоакустике уже давно было установлено, что внешний вид оказывает сильное воздействие и если вам не нравится такая расстановка внешне, то с большей вероятностью вам не понравится и звук.

В остальных случаях справиться с корректировкой помещения можно своими силами. Для этого вовсе не обязательно покрывать все стены поглотителем. Например, позади аудиосистемы можно построить фальш-стену из листов перфорированного гипсокартона. Устанавливая панели из гипсокартона, постарайтесь зафиксировать листы таким образом, чтобы тип крепления исключал какие-либо произвольные вибрации.

Любители экологичных материалов могут заменить гипсокартон на акустические панели из древесного волокна. По своим акустическим свойствам они нисколько не уступают гипсокартону и могут лучше вписаться в интерьер, однако и стоимость их будет выше. Важно, чтобы фальш-стена была возведена на расстоянии 150-250 мм от капитальной стены, а полость между ними - заполнена минеральной ватой.


Пример инсталляции Аудиомании в московской квартире .

Кроме того, при коррекции акустики помещения стоит обратить внимание и на потолок. Если высота помещения позволяет, оптимальным решением будет подвесной потолок на стандартном каркасе из перфорированного гипсокартона. Этот материал сам по себе является достаточно хорошим звукоизолятором, а если в образовавшуюся полость дополнительно проложить плиты из минеральной ваты, эффект будет ещё лучше (подробнее о том, как и из каких материалов можно собрать такой потолок и фальш-стену, читайте ).

Главное в этом деле - не переусердствовать. Чрезмерное увлечение поглощающими материалами может «глушить» комнаты прослушивания. В результате отраженные звуки исчезают вообще, а звучание становится неестественным и резким, быстро утомляя слух, возникает характерное «давящее» ощущение. Такая «мёртвая» акустическая среда подходит для звукозаписывающих студий, но весьма некомфортна для прослушивания музыки ради удовольствия.

При оформлении интерьера

Подвесные потолки и фальш-стены - это всегда компромисс с дизайном, внешним видом и функциональностью помещения (если комната, предназначенная для прослушивания, решает еще какие-либо задачи, такие изменения могут серьезно затруднить ее использование). Скорректировать акустику помещения можно и с меньшими усилиями - результат может оказаться не настолько впечатляющим, но тоже ощутимым.

Итак, на этапе оформления интерьера формированию благоприятной среды для прослушивания способствуют любая мягкая мебель, ковер на полу или плотные шторы на окнах. Если есть ощущения, что этого набора оказывается недостаточно, то позади аудиосистемы или стола, на котором она стоит, можно поместить звукопоглощающий мат. Им может служить ковер с высоким ворсом или специальный акустический поролон с профилем «пирамида». Разумеется, последнее решение не добавит интерьеру эстетики, зато улучшит качество передачи средних и высоких частот.


Басовые ловушки из акустической пены, позволяющие минимизировать сильное воздействие от резонансных волн

Еще одно эффективное решение - так называемые звуковые ловушки, которые размещаются по углам помещения. Такая ловушка может быть высотой с наполную колонку, а может занимать и все пространство от пола до потолка. Основной минус таких систем - они очень заметны и вряд ли улучшат внешний вид помещения.

Если в квартире живет женщина с конкретным видением того, как должна выглядеть комната, то этот вариант сразу отпадает , - Тимофей Шиколенков, директор по маркетингу и развитию бизнеса в компании Аудиомания.

Компромиссное решение - специальные декоративные акустические панели, которые обладают свойствами «классических» панелей (тех, которые можно часто видеть в студиях звукозаписи), но при этом выпускаются в разных цветах и дизайне. Такие панели также могут быть заметны, но при этом выглядят как элемент декора, а не как промышленный объект в домашней среде.

Технические решения и «улучшайзеры»

Если по тем или иным причинам повесить на стену акустическую панель, поставить в угол звуковую ловушку или просто добавить в комнату больше мебели не получается, можно пойти другим путем и приобрести акустический корректор . Это специальное устройство, которое ставится между усилителем и источником сигнала (компьютером, сетевым проигрывателем, СD-проигрывателем).

Акустический корректор напоминает небольшой усилитель с входом, выходом и микрофоном. Микрофон устанавливается в зоне прослушивания, так, чтобы устройство «понимало», каким звук доходит до меломана, и корректировало его. В итоге пропадает низкочастотный гул, бас удается «собрать» в единую мелодию, а звучание становится максимально приближенным к неискаженному.



Цифровой акустический корректор DSPeaker Anti-Mode 8033S-II для настройки характеристик звучания сабвуфера в соответствии с геометрией и другими особенностями помещения для прослушивания

Акустические корректоры часто используются на выставках Hi-Fi и High End, которые проходят в гостиницах (как раз тот случай, когда команда инсталляторов не может изменить конфигурацию или вмешаться в дизайн помещения). Ликвидировать абсолютно все проблемы за счет корректора не всегда возможно, но качественно улучшить прослушивание в неидеальном помещении такой корректор способен. Особенно полезно это устройство, если в комнате есть четко определенная зона прослушивания музыки (есть вероятность, что какие-то проблемы так и останутся нерешенными, но вы их просто «не услышите», находять там, где обычно слушаете музыку).

У меня, например, нет ничего подобного [звуковых ловушек, акустических панелей]. Да, я понимаю, что при каких-то условиях у меня будут неприятности, может быть, где-то возникнут стоячие волны, в каком-то углу комнаты звук будет не такой, какой запланирован. Но у меня есть вполне понятная точка прослушивания, и в ней все хорошо. Даже не точка, зона прослушивания, и в этой зоне все замечательно , - Тимофей Шиколенков.

Чтобы улучшить качество звучания, стоит также обратить внимание на то, в каком окружении находится сама аудиосистема. Например, не самым удачным решением будет поставить акустику непосредственно на пол (либо на столы и другие предметы мебели, изначально не предназначенные «работать» в качестве подставки под аудиотехнику). Создаваемые в результате вибрации пагубно влияют на качество звука («играет» не только колонка, но и все объекты, которые находятся поблизости).

Еще один важный фактор, помогающий улучшить звучание - правильное расположение аудиосистемы. На первый взгляд, это самое простое решение, однако в полной мере реализовать его бывает трудно: не всегда правильное расположение удобно с точки зрения внешнего вида, функциональности (в «правильных» местах нет розеток или оказываются чересчур заметными кабели).

Тем не менее, тут тоже есть несколько советов, самый простой - не стоит «загонять» колонки в углы комнаты и плотно придвигать их к стене (расположение «в опасной близости» от боковых стен может привести к возникновению стоячих волн и ухудшить звучание). Если не хочется сходу разбираться в модах и работе с акустическим калькулятором, можно начать с по грамотной расстановке акустики - даже такие простые изменения помогут улучшить звучание аудиосистемы без каких-либо серьезных вложений.

Как правильно установить в доме колонки

Стремительное развитие технологий и снижение стоимости отдельных компонентов увеличивают доступность акустических систем среднего и высокого класса. Соответственно, растет и число меломанов, которые стремятся в домашних условиях получить максимально качественное звучание любимых музыкальных произведений и звукового сопровождения просматриваемых фильмов. Самым очевидным путем улучшения чистоты и силы звука является приобретение наиболее качественных акустических систем. И действительно, никакие ухищрения не помогут получить сочное и чистое звучание, например, от дешевых активных компьютерных колонок - они просто физически не способны выдавать чистый звук во всей полосе частот, слышимых человеческим ухом. Поэтому высокое качество громкоговорителей вашей акустической системы является необходимым фактором для получения качественного звука.


Для хорошего звука нужна хорошая акустика

Однако один только выбор высококачественных акустических систем и аппаратуры воспроизведения не гарантирует однозначно получение желаемого результата. Точно такие же громкоговорители, как и те, что замечательно звучат у соседа или у знакомого, почему-то глухо и невыразительно воспроизводят те же самые произведения в вашей музыкальной комнате. Не стоит сразу бежать обратно в магазин и требовать возврата денег за бракованную акустику (хотя вариант брака и не исключается). Скорее всего, причина лежит значительно глубже и, чтобы разобраться в ней, придется немного углубиться в теорию звука.

Немного теории акустики

Как известно из школьного курса физики, слышимый нами звук является результатом воздействия на барабанные перепонки уха волнообразных колебаний воздуха. Основными параметрами звуковой волны являются спектр частот и амплитуда. Амплитуда является количественной характеристикой и определяет громкость звука, а спектр частот - качественной. Ухо человека устроено так, что способно воспринимать только определенный диапазон частот колебаний воздуха - примерно от 20 Гц до 20 кГц. В результате анализа головным мозгом постоянного изменения спектра частот и амплитуды слышимого нами звука мы и разделяем речь и музыку, шумы и тишину.

Для дальнейшего понимания происходящих со звуком процессов нам важно помнить, что звук - это волна. И как любой другой волновой процесс, звук подвержен таким физическим явлениям, как интерференция, дифракция и отражение.

Если коротко и крайне упрощенно, то интерференция звуковых волн - это явление сложения двух и более звуков одной частоты в одной точке пространства. Дифракция звука - это результат его взаимодействия с материальными объектами, чьи размеры сопоставимы с длиной волны. В результате этого взаимодействия волна меняет направление своего распространения, "огибая" препятствие. Что такое отражение, думаю, пояснять не нужно.

В итоге получается, что звуковые волны, распространяясь в помещении, в котором мы прослушиваем музыку, формируют весьма сложную систему взаимодействий с расположенными в комнате объектами и друг с другом. Стены комнаты, мебель и шторы, сами колонки и стойка с воспроизводящей аппаратурой - все это влияет на распространение звука. Получается, что идеальным вариантом для меломана является многокилометровая пустая сфера с подвешенными в центре колонками и слушателем. Но что делать реальному любителю музыки?

Установка многоканальной акустики

Начинать настройку домашних акустических систем следует всегда с их правильной расстановки в помещении. Рассмотрим сначала вариант размещения многоканальных систем домашних кинотеатров и объемного звука.

Как правило, требования к чистоте звука в акустике домашних кинотеатров несколько меньше, чем в высококлассных музыкальных системах. Главное, чего необходимо добиться при расстановке колонок в комплектах 5.1 или 7.1 (7.2), - правильное позиционирование источника звука для получения объемного звучания. Основные принципы при этом соблюсти достаточно несложно. Разберем их подробно.

Во-первых, фронтальные и тыловые динамики должны обязательно располагаться на высоте головы слушателя. Наиболее распространенным местом для слушателя является диван напротив телевизора, значит, колонки должны располагаться на высоте 100-120 см от пола. Фронтальные колонки и голова слушателя должны образовывать равнобедренный треугольник с углом у вершины в 50-60°. Именно фронтальные динамики определяют в конечном итоге качество звука, поэтому к их размещению необходимо отнестись наиболее ответственно.

Тыловые колонки располагаются на одном уровне со слушателем от телевизора или же немного дальше, если позволяет помещение. Расстояние от колонок до головы в идеале должно быть равным расстоянию до фронтальных динамиков или хотя бы сопоставимо с ним.


Идеальный вариант расстановки системы 5.1

Передняя колонка по очевидным причинам располагается выше или ниже экрана телевизора прямо перед слушателем. Проще всего определить местоположение сабвуфера. Так как человеческое ухо не способно улавливать направление на источник низкочастотного звука, то сабвуфер может находиться в любом месте помещения. Лучше всего, когда он находится за диваном или другим крупным препятствием. Тогда его звучание равномернее распределяется по всей комнате и уменьшается вероятность избыточного звукового давления на слушателя.

В акустических комплектах формата 7.1 (или 7.2) второй комплект тыловых колонок размещается на 30-45° дальше от переднего фронта на одном уровне за головой слушателя.


Оптимальная расстановка акустики 7.1

Вполне очевидно, что подобную расстановку каждого элемента акустических систем можно осуществить только в достаточно больших помещениях. В стесненных условиях городских квартир и относительно небольших комнат частных домов добиться идеального соответствия приведенным схемам зачастую невозможно. Но не стоит отчаиваться. На помощь в этом случае придет Его Величество Эксперимент. Уделите особое внимание правильной установке фронтальных и передней колонок, а тыловые размещайте в удобных местах. После их установки поиграйте настройками баланса и постарайтесь добиться одинаковой громкости от левого и правого каналов. Если настроить не удалось, попробуйте изменить положение колонок и повторите процедуру настройки. В большинстве случаев удается достичь вполне приличного позиционирования источника звука даже в помещениях неправильной формы.

Установка двухканальной акустики

При установке многоканальной акустики одним из основных требований было добиться правильного позиционирования звука для обеспечения эффекта присутствия при просмотре современных фильмов. У высококачественных двухканальных акустических систем иное предназначение, соответственно, иные к ним и требования. Хорошие стереосистемы необходимы для качественного воспроизведения музыкальных произведений различных жанров - от классической музыки до тяжелого рока и других современных направлений. Качественное воспроизведение подразумевает способность донести до слушателя содержимое музыкального произведения без искажений в том виде, в каком их задумывал автор.

Однако звук, который воспринимает наш мозг, зависит от нескольких факторов. К ним можно отнести:

  • исходное качество звука, излучаемого громкоговорителями;
  • слуховые способности слушателя;
  • взаимное расположение громкоговорителей;
  • размещение слушателя относительно громкоговорителей;
  • акустические особенности помещения, в котором находится слушатель.

Последний фактор, которым зачастую пренебрегают неопытные меломаны, может оказать весьма сильное влияние на итоговую звуковую картину. Фактически неподготовленная комната может полностью исказить звучание и испортить впечатление от самых лучших акустических систем. Любая поверхность в помещении является отражателем звука, и итоговая интерференционная картина в произвольной точке существенно отличается от желаемого чистого звучания любимых музыкальных произведений.

Но отчаиваться не стоит. Существуют достаточно простые методы акустической подготовки помещений. Заключаются они в правильной установке колонок относительно друг друга и отражающих поверхностей и в специальной подготовке самих поверхностей.

Несложной схемой можно пояснить, как происходят распространение и сложение звуковых волн в простейшем случае - в прямоугольной пустой комнате с симметричным расположением громкоговорителей.

Схема сложения звуковых волн в прямоугольном помещении

Как видим, к голове слушателя помимо прямых звуковых потоков от самих колонок приходят восемь отраженных от стен помещения (это даже без учета отражений от пола и потолка помещения). Вряд ли в подобной ситуации возможно получение чистого звука. Самый очевидный способ борьбы с искажениями в такой ситуации - снижение отражающей способности поверхностей стен, пола, потолка и имеющихся в помещении предметов мебели.

Существует всего два метода снизить отражающую способность - рассеивание и поглощение. Не будем глубоко погружаться в физические принципы поглощения звука. Для практики важно, что поглощающие поверхности бывают пористые, перфорированные и построенные на основе диафрагменных поглотителей. Все три типа имеют свои особенности. Пористые поглотители хорошо зарекомендовали себя в снижении искажений на высоких частотах и верхней части средних частот. Примером пористых поглотителей могут служить распространенные акустические поролоновые поверхности или более дорогие декоративные акустические волокнистые панели.

Примеры пористых звукопоглотителей

Также к классу пористых поглотителей относятся обычные ковры и плотные шторы, которыми в домашних условиях очень удобно устранять звуковые искажения от пола и стен.

Перфорированные звукопоглотительные отделочные материалы не менее распространены, чем пористые, и также предназначены в первую очередь для очистки средневысоких и высоких частот. Примером могут служить декоративные плиты для подвесных потолков.

Перфорированные плиты - отличный звукопоглотитель

Борьба с искажениями звука на низких частотах осуществляется с помощью панельных поглотителей звука, построенных на основе резонаторов Гельмгольца или каркасов-резонаторов. Конструктивно каркас-резонатор представляет собой герметичную полость, закрытую с обращенной к слушателю стороны подвижной массивной мембраной. Они просты в изготовлении, и мембрана может быть декорирована по вкусу заказчика.

Резонатор Гельмгольца

Примеры дизайнерских звукорассеивающих панелей и диффузор Шредера

Следует отметить, что нет необходимости полностью покрывать стены, пол и потолок музыкальной комнаты звукопоглощающими и рассеивающими поверхностями (если это, конечно, не звукозаписывающая студия). Достаточно разместить эти поверхности на тех участках, которые формируют отраженную звуковую волну, направленную непосредственно на слушателя. Присядьте в кресло, в котором вы планируете наслаждаться музыкой, и визуально отметьте те участки, которые находятся примерно посередине между вашей головой и громкоговорителями. На этих участках и располагайте элементы управления акустической картиной в комнате. Пример правильно оборудованной музыкальной комнаты можно увидеть на нижеследующей фотографии.

На фото хорошо видно, что звукорассеивателем у правой стены является стойка с аппаратурой.

Установка громкоговорителей

Одним из нюансов, обеспечивающих качественное звучание, является правильная установка колонок относительно слушателя и стен помещения. Тут есть несколько правил, которые достаточно легко выполнить даже в небольших помещениях.

Правило первое - устанавливайте громкоговорители и кресло (диван) симметрично относительно боковых стен. В идеале колонки и слушатель должны образовывать равносторонний треугольник. В общем случае расстояние от слушателя до колонок должно составлять 0,8-1,33 расстояния между ними. Особенно это важно для небольших помещений.

Правило второе - между фазоинвертором любой колонки и ближайшей к нему стеной должно быть не менее трети метра свободного пространства, чтобы избежать "зажимания" низкочастотной части звукового спектра.

Правило третье - прямоугольник, вершинами которого являются колонка и близлежащий к нему угол комнаты, должен иметь соотношение сторон 1:1,62. Подобное соотношение в математике называют "золотым сечением".

Это правило вызвано тем, что отражение звуковой волны от близлежащей стены способно образовывать выраженный провал в частотной характеристике за счет сложения с прямой волной. Если расположить громкоговоритель на одинаковом расстоянии от стен угла, то это искажение усилится многократно. Экспериментальным путем установили, что при установке колонок по правилу "золотого сечения" описанное искажение минимально.

Вывод

Как видим, добиться чистого и прозрачного звука, который будет радовать меломана, не так уж и просто. Помимо покупки недешевых акустических компонентов необходимо приложить достаточно серьезные усилия по подготовке акустически чистого помещения. Но и отчаиваться не стоит. На практике нередко бывает достаточно немного переставить имеющуюся в комнате мебель, добавить одну-две шторы или драпировки - и колонки зазвучат совершенно по-другому. Не бойтесь экспериментировать, и рано или поздно вы получите именно тот звук, который не оставит равнодушным ни вас, ни ваших гостей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Как бюджетному учреждению правильно относить расходы, осуществляемые за счет средств субсидии, если орг
Птичка стучится в окно Что значит птичка стучится в окно
Новое в версии Развитие сценариев обеспечения материалами давальческой схемы производства